Словарь античности
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЛЕ"-"БЮС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЛЕ"-"БЮС")

БЛЕММИИ

БЛЕММИИ (коптск. belehmu - слепые), кочевой народ хамитич. происхождения, населявший терр. на правом берегу Нила. При Диоклетиане Б. изгнаны с Нильской долины в области южнее Сиены (ныне Асуан). В последующие столетия Б. оставались язычниками и производили опустошительные набеги на Египет. Остается открытым вопрос, с каким нубийским племенем эпохи фараонов Б. можно идентифицировать.

БЛОНДУС

БЛОНДУС - Флавий (итал. Флавио Бьёндо) (1392 - 1463), род. в г. Форли в Романье, в эпоху итал. Ренессанса занимался изучением истории др. времен. К числу произведений Б. принадлежат рим. история со времен завоевания Рима Аларихом в 410 («Historiarum Romani imperii decades III»), топография Рима («Roma instaurata»), топографии античной и Ср.-век. Италии («Italia illustrata»), а также сочинение о рим. древностях «Roma triumphans».

БЛЮМНЕР

БЛЮМНЕР - Гуго (1844-1919); с 1877 профессор археологии в Цюрихе. Занимался др. реалиями. Осн. труд - «Технология и терминология ремесел и искусств греков и римлян», в 4 т., Лейпциг, 1875, 1884, 1887, 1897 (переиздание в 1978). БОГ (греч. theos, лат. deus). В истории античной религии нет достоверных сведений о преддеистич. динамистич. стадии. Уже у Гомера и Гесиода божества персонифицированы под определ. именами, обладают своим характером и выполняют определ. функции. Греч, понятие о демоне поэтому не связано с религиозным атавизмом, оно сформировалось в качестве поздней формы развития религии. В отдельных группах отмечается единобожие (не только в иудаизме и христианстве), но для античности были характерны поли и генотеизм, а также синкретизм, поэтому различные боги могли идентифицироваться, а их функции и святилища - смешиваться. Позднеантичное восприятие в эпоху неоплатонизма развивалось в сторону пантеизма. В истории рим. религии преобладал духовный элемент, боги выступали прежде всего как носители образов и в меньшей степени как существа с собств. волей.

БОГЕМИЯ

БОГЕМИЯ - упоминается уже в античные времена под назв. Boi (о) haemum («родина бойев»); в 8 в. до н. э. была захвачена маркоманами под предводительством Марбода. Спорным остается вопрос, произошли ли баварцы (лат. bai (u) varii - жители страны бойев) действительно от последних.

БОГ ИЗ МАШИНЫ

БОГ ИЗ МАШИНЫ (лат. «Deus ex machina»). B ряде античных драм конфликты разрешались не на основе развития самого сюжета, как, например, у Софокла в «Царе Эдипе», а с участием и включением в действие драмы богов (например, у Еврипида в «Ифигении в Тавриде»). Актер, изображавший бога, опускался на сцену сверху с помощью театральной машины (греч. теспапе, лат. machina). В наше время понятие «Б. из м.» означает произвольную развязку драматич. развития.

БОГИНИ РОЖДЕНИЯ

БОГИНИ РОЖДЕНИЯ - Чтобы обеспечить счастливые роды и отвратить от роженицы и ребенка действие пагубных сил, призывались Б. р. В античной мифологии к ним относились Артемида Илифия, Юнона, Луцина, а также Парки.

БОГИНЯ-МАТЬ

БОГИНЯ-МАТЬ - неотъемлемый персонаж всех индоевроп. религий. В вост. религиях на первый план выступает социальный аспект (матриархат) ее функции (Иштар, Астарта, Анат, Исида). В греч. и рим. религиях осн. в культе Б.-м. (Афродита, Артемида, Деметра, Гея, Персефона, Теллус, Матер Матута, сирийск. Дея Дия) была витальная функция (любовь, рождение, плодородие). Подчеркнуто оргиастич. формы их культ стал принимать в более поздний период, когда в религиозных представлениях ведущее место заняли не богини, а царящие на небе боги.

БОГИ-ЦЕЛИТЕЛИ

БОГИ-ЦЕЛИТЕЛИ - При болезнях и телесных недугах люди прибегали к покровительству Б.-ц. Самым значительным Б.-ц. был Асклепий, культ которого с 5 в. до н. э. распространился из Эпидавра. В период эллинизма исцеляющие функции приписывались также и другим богам (например, Исиде, Сарапису). Помощь оказывалась благодаря совместному действию инкубации, т. е. помещению больного в храм Б.-ц., веры в ожидаемое чудо, психотерапии и отчасти также деятельности обуч. медицине жрецов храма. «Чудесные исцеления» усиленно пропагандировались и играли важную роль при распространении культа Б.-ц. Жертвоприношения в «местах милости» доказывают популярность Б.-ц. Целительные способности приписывались не только Асклепию, но и его дочери Гигиее. В Риме с древнейших времен известен культ Аполлона, выступавшего в качестве Б.-ц.

БОДЕ

БОДЕ - Вильгельм фон (1845 - 1929), историк искусства, виднейший деятель музейной науки 19 в., основатель воздвигнутого в 1897 - 1904 Музея кайзера Фридриха (ныне Музей имени Б.) в Берлине. Экспозиции византийского и исламского искусства Б. выделил в самостоятельные музейные отделы, что представляло собой новую концепцию музейной структуры.

БОДЕНСКОЕ ОЗЕРО

БОДЕНСКОЕ ОЗЕРО - Страбон писал о Б. о. без упоминания его назв.; Плиний Старший впервые назвал его Brigantinus lacus; еще до Плиния Мела различал большое Верхнее и меньшее по величине Нижнее оз. (Venetus и Acronus lacus). Берега его населяли реты и кельтские племена винделиков и гельветов. Область к С. от Б. о. в 15 в. до н. э. была подчинена Друзом и Тиберием. Важнейшими рим. колониями возле Б. о. являлись Бриганций (Брегенц), Констанция (Констанц), Арбор-Феликс (Арбон) и Конфлуентес (Рейнек).

БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА

БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА - преим. двухколесная, открытая сзади повозка, запряж. парой или четверкой лошадей, в которой помещалось два или более воинов. Очевидно, уже с 3-го тыс. до н. э. Б. к. применялась у шумеров, египтян, со 2-го тыс. до н. э. - у ассирийцев и хеттов, а также, как свидетельствуют источники, в микенской Греции. Конструкцию Б. к. усовершенствовали персы. Она была известна кельтам и этрускам, зато римляне использовали колесницы только на состязаниях в цирке и в триумфальных шествиях. С появлением конницы Б. к. утратили свое значение.

БОЕВОЙ КЛИЧ

БОЕВОЙ КЛИЧ - Б. к. греков («алала», «элелеу») можно сравнить с нашим «ура»; о Б. к. римлян ничего не известно.

БОЕВОЙ ПОРЯДОК

БОЕВОЙ ПОРЯДОК - Развивался от построения бойцов по родовым группам во времена Гомера к греч. и македонским фалангам, от них - к рим. манипулам, а в дальнейшем - к построению легионов по когортам. Вначале все силы быди равномерно распределены по всему фронту, бой проходил путем фронтального столкновения противников. Фронт мог быть или растянут при незначительной глубине Б. п., или сужен за счет увеличения глубины фронта, усиления эшелонирования частей. Эпаминонд в 4 в. до н. э. создал т. н. косой боевой клин с более укрепл. наступательным левым крылом (до 50 рядов в глубину) и ослабл. оборонительным правым. Основными Б. п. рим. войска были, по Вегецию: клин, ножницы (V-образный Б. п. для окружения клина с двух сторон), пила (построение лучших воинов перед всем фронтом для восстановления собств. Б. п.), клубок (выставл. перед своим Б. п. подвижной отряд, цель которого - вторгнуться в ряды противника).

Боевой порядок

рис. 1. Боевой порядок римской армии времен Империи, по Вегецию: а - клин, b - ножницы, с - клубок, d - пила.

Боевой порядок

рис. 2. Боевой порядок римского легиона, построенного в когорты.

Боевой порядок

рис. 3. Косой строй фиванцев (1-я пол. 4 в. до н.э.).

БОЖЕСТВА ВЕТРА

БОЖЕСТВА ВЕТРА - В греч. мифологии Б. в., как правило, представлялись крылатыми. Б. в. мыслились сыновьями Астрея и Эос; наиболее известны из них Борей, Эвр и Зефир.

БОЖЕСТВА МОРЕЙ И РЕК

БОЖЕСТВА МОРЕЙ И РЕК - Согласно греч. и рим. мифам, в источниках обитали преим. нимфы, а в реках и морях - другие второстеп. божества, которых представляли в виде полулюдей-полуживотных. Они были наделены способностью принимать облик различных существ, а некоторые из них обладали пророч. даром (например, Ахелой, Алфей, Главк, Нептун, Нерей, Протей, Тритон).

БОЙИ

БОЙИ - 1. Кельтское племя, переселившееся из Галин в Италию и осевшее после вытеснения этрусков и умбрийцев возле Бононии (ныне Болонья); в 193 окончательно покорено римлянами.

2. С (1) родственны Б., часть которых в 60 до н. э. переселилась из Богемии в сев. районы среднедунайской низменности, а другая слилась с гельветами.

БОККАЧЧО

БОККАЧЧО - Джованни (1313 - 1375), итал. писатель, гуманист, друг и ученик Петрарки, занимался изучением античных лат. и особенно греч. произведений. Б. способствовал первому полному переводу Гомера на лат. яз., составил сборник выдержек из античных авторов к историч., географич. и мифологич. произведениям. Прекрасный лат. лит. яз., которым написано гл. произведение Б. «Декамерон» (1348 - 1353), так же, как и язык Данте и Петрарки, сыграл основополагающую роль в развитии итал. яз.

БОНА ДЕА

БОНА ДЕА (лат. добрая богиня), италийское божество плодородия, покровительница женщин, богиня врачевания, сестра или жена Фавна. Ежегодно в нач. декабря в ее честь в Риме устраивалось в доме консула (претора) ночное торжество, в котором участвовали только женщины.

БОНИФАЦИЙ

БОНИФАЦИЙ - собственно Винфрид (672/675 - 754), родился на Ю.-З. Англии, видный миссионер в Франкском государстве, где ему удалось основать неск. епископий и монастырей (например, в Фульде), превратившихся благодаря его усилиям в культурные и научные центры. Многочисл. письма Б., сохранившиеся в некоторых сборниках, свидетельствуют о его миссионерской и лит. деятельности. Вслед за позднеантичными авторами Б. написал трактаты о грамматике и метрике, а также различные поэтич. произведения.

БОНН

БОНН (лат. Воппа), первоначально поселение эбуронов, затем убиев; со времен императора Клавдия Б. являлся рим. военным лагерем, просуществовавшим вплоть до 5 в. и завоеванным в 5 в. франками. Рейнский музей отечественных древностей, находящихся в Б., располагает одним из богатейших собраний свидетельств рим. провинциального быта и искусства Рейнской области.

БОНОНИЯ

БОНОНИЯ - первоначально Фельзина, ныне Болонья; этрусский город в Сев. Италии; с 189 до н. э. рим. колония, соедин. с Аримином и Плаценцией Эмилиевой дорогой (via Aemilia), а с Аррецием - Фламиниевой дорогой (via Flaminia). Нов. переселение рим. колонистов в Б. произошло при Антонии и Августе. В 53 н. э. Б. сильно пострадала от большого пожара; заново отстроена императором Клавдием.

БОПП

БОПП - Франц (1791 - 1867), основатель сравнительной грамматики индоевроп. яз., исследователь санскрита. Осн. труды: «Сравнительная грамматика санскрита, зенда, армянского, греческого, латинского, литовского, древнеславянского, готского и немецкого» в 6 т., Берлин, 1833 - 1852; «Кельтские языки в сравнении с санскритом, зендом, греческим, латинским, немецким, литовским и славянским», Берлин, 1838.

БОРГЕЗИЙСКИЙ БОЕЦ

БОРГЕЗИЙСКИЙ БОЕЦ - скульптура работы Агасия (кон. 2 в. до н. э.), получила назв. от места хранения коллекции князя Боргезе.

БОРЕЙ

БОРЕЙ - греческий (фракийский) бог сев. ветра. Б. унес дочь афинского царя Эрехтея Орейгию (картина Рубенса) и сделал ее своей женой. Их дети - Калаид и Зет.

БОРИСФЕН

БОРИСФЕН - античное греч. назв. Днепра.

БОРОДА

БОРОДА - естеств. украшение лица и отличительный знак мужчины. Борода, бакенбарды или усы обычны у ближневост. народов, а также у греков, начиная с микенского периода до 4 в. до н. э. Со времен Александра Македонского (336 - 323 до н. э.) бороды, как правило, не носили (исключение составляли др. философы, которые старались подчеркнуть свое отличие друг от друга различными формами собств. бород). Этот обычай нашел свое распространение и в Риме начиная с 3 в. до н. э. Ношение бороды вновь вошло в моду при императоре Адриане (117-138) и длилось с небольшими перерывами при Каракалле и Гелиогабале вплоть до времен Константина (4 в. н. э.), при котором вновь вошло в обычай брить бороды.

БОРЬБА

БОРЬБА - древнейший вид тяжелой атлетики в олимпийской программе (с 708 до н. э.), существовавший, однако, еще задолго до появления Олимпийских игр. На крупных состязаниях Б. была представлена как самостоятельный вид спорта и как составная часть пятиборья. В античную эпоху соревнующиеся в Б. дифференцировались не по весовым категориям, а по возрастным группам; продолжительность поединка не ограничивалась. Применение приемов Б. допускалось на любой части тела противника, но все болевые захваты были запрещены. Победа присуждалась судьей за троекратное повержение противника на землю. Осн. приемами наряду с бросками и махами были захваты (захват «на ключ» и захват с отрывом от земли). Поэтому для Б. как отдельного вида спортсмену, особенно профессионалу, желательно было иметь значительный вес тела, и сам поединок происходил в более медл. темпе, чем в пятиборье. В пятиборье тяжелый вес, напротив, оборачивался недостатком в Б., которая по характеру приближалась к лет коа глетич. видам спорта, отличалась подвижностью и кратковременностью поединка и захватам предпочитала броски и махи. Осн. методами тренировки были подъем тяжестей, упражнения в захватах и защитных приемах, а для Б. как отдельного вида также приобретение большого веса тела по шдательно разработанной программе питания.

Борьба

рис. Неудачный и удавшийся захват (с амфоры из мастерской Андокида, ок. 530 до н.э.).

БОСКОРЕАЛЕ

БОСКОРЕАЛЕ - местечко возле Помпей с остатками построек, разруш. при извержении Везувия в 79 н. э. При раскопках виллы П. Фанния Синистора, построенной ок. 30 до н. э., были обнаружены великолепные образцы настенной живописи 2-го помпейского стиля. На другой вилле возле Б. археологи в 1896 обнаружили 109 серебряных изделий (ныне в Лувре, Париж), среди которых наряду со столовыми приборами и сосудами имелись прекрасно выполн. кубки и чаши, относившиеся к ранней императорской эпохе (среди них кубки с изображениями Aвгуста, Тиберия и скелетов).

БОСПОР

БОСПОР (очевидно, фракийское назв.; греч. народно-этимологич. толкование - бычий брод).

1. Фракийский Б., прол. между Европой и Азией, соединяющий Пропонтиду (Мраморное м.) с Понтом Эвксинским (Черное м.).

2. Киммерийский Б., ныне Керченский прол. между Херсонесом Таврическим (Крым) и Таманским полуостровом, соединяющий Черное и Азовское м. На берегах Киммерийского Б. в древности располагалась греч. (милетская) область со столицей Боспорского государства Пантикапеем (в визант. времена - Боспорос) на европ. и Фанагорией (колония Теоса) на азиатском побережье прол. Киммерийский Б. играл важную роль в развитии торговых связей с придонскими зерновыми районами.

БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО

БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО - возникло в 5 в. до н. э. на вост. и зап. побережьях Боспора Киммерийского, ныне Керченского прол., со столицей в Пантикапее. При Археанактидах и Спарюкидах Б. ц. превратилось в монархически управляемый город-государство, поддерживавший торговые отношения с милетскими торговыми центрами на Меотиде (ныне Азовское м.) и з греч. метрополии, а также контролировавший экспорт зерна из придонских равнинных районов и угрожавший соседним скифским терр. В 107 до н. э. Б. ц. завоевано Митридатом VI Понтийским. В периоды правления его преемников Б. ц. простерло свои фаницы, несмотря на свою зависимость от Рима, вплоть до Дона (Танаиса). В 3 в. н. э. Б. ц. подвергаюсь нападению готов; в 4 в. в его пределы вторпшсь гунны.

БОСРА

БОСРА - город на юж.-сирийск. равнине, ныне Bosra; упоминается под назв. Бусруна уже в 14 в. до н. э., в нач. 1 в. до н. э. нас. Б. составляли набатеи. В 106 н. э. юрод стал столицей рим. пров. Аравии (собств. летосчисление, чеканка монет) и получил назв. Нова Траяна Бостра (Nova Traiana Bostra); позднее епископия. В Б. находятся многочисл. античные постройки (например, театр).

БОТАНИКА

БОТАНИКА (греч. botanike - кормовая трава, наука о растениях). В архаич. период Б. как наука не существовала. Изучение и использование свойств растений сводилось, как правило, к изготовлению из них медицинских снадобий. В период колонизации и классич. эпоху натурфилософы Менестор и Анакcaгop положили начало дедуктивному изучению растений и осмыслению их как органич. части природы. Алкмеон, Эмпедокл и прежде всего Демокрит ориентировались в своей деятельности на индуктивное объяснение природы, в том числе и растений как ее части. К естественнонаучным исследованиям Б. впервые приступил Аристотель, в распоряжение которого были предоставлены многочисл. образцы растительною мира, собранные во время вост. походов Александра Македонского. Ботанич. труды Аристотеля до наших дней не сохранились. По этой причине «отцом» Б. считается Теофраст из Эфеса, написавший «Историю растений» («Peri phyton historia»), посвящ. общим проблемам Б., и «Свойства растений» («Peri aition physikon»), своего рода физиологию растений. Для содействия практич. применению знаний о Б., а также натлядной демонстрации получ. результатов Теофраст, которому было известно более 500 видов растений, организовал собств. ботанич. сад. На его трудах основывалась античная фармакология. В эпоху эллинизма интерес ученых привлекала как фармакологич. Б. (Герофил из Халкидона, Аполлоний, Краге г), так и физиологич. Б. (Николай из Дамаска). Страбон положил начало географич. Б. Рим. Б. была преим. прагматич. характера. Главным образом она ориентировалась на сельское хозяйство. Плиний Старший в труде «Естественная история» («Historia naturalis») центральное место уделил описанию деревьев, приносивших, по его мнению, наибольшую пользу; далее он рассматривал полевые, садовые и лекарств, растения. Им было охвачено ок. 1000 растений, причем некоторые из них упоминались по неск. раз под различными названиями. Развитие Б. в позднеантичные времена протекало под влиянием Диоскурида, описавшего и проиллюстрировавшего в трактате «Materia medica» ок. 600 лечебных растений. Это произведение оказывало сильное влияние на ботанич. науку вплоть до 16 в. В средние века исследования рим. ученых продолжили христианские монахи.

БОУДИККА

БОУДИККА (лат. Boudicca), царица британского племени икенов; в 61 н. э. возглавила большое восстание против рим. господства. После первоначальных успехов и взятия Камулодунума (Колчестер), Лондиниума (Лондон) и Веруламиума (Сент-Элбанс) восставшие потерпели сокрушительное поражение от войск под командованием британского наместника Светония Паулина; Б. покончила жизнь самоубийством.

БОЧКА

БОЧКА - Бондарные работы в античности долгое время не выполнялись, бочарные дощечки соединялись тогда преим. с помощью ивового переплетения или лыка, металлич. обручи для соединения еще не применялись. В целом предпочитались глиняные сосуды (пифосы). Впервые Б. стали изготавливать во времена Империи в Галлии, а затем и повсеместно.

БОЭЦИЙ

БОЭЦИЙ - Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524), рим. философ и политич. деятель, выходец из аристократич. рода Анициев; симпатизировал христианству. Долгие годы Б. являлся приближ. высокопоставл. придворным чиновником остготского короля Теодориха в Равенне; заподозрен в изменнич. сношениях с визант. двором и после продолжительного заключения казнен. Б. принадлежал к александрийскому направлению в неоплатонизме. К многочисл. сочинениям Б., написанным им в переходный период от эпохи античности к средним векам, принадлежат лат. пер. и комментарии к Аристотелю и Порфирию, трактаты о логике, арифметике, музыке и богословских вопросах. Последним произведением Б. явился написанный им в заключении трактат «Утешение философией» («Consolatio philosophiae»), вошедший благодаря многим пер. на различные языки в сокровищницу мировой литературы. В нем Б. ведет диалог с философией, поучающей его, что земное счастье изменчиво, что только в добродетели мудрец находит истинное утешение, что страсти должны подчиняться разуму, что всякая неудача ниспосылается богом на благо человеку. Естествознанию и математике как наукам Б. отводил равноправное положение наряду с теологией. Б. являлся канонизированным авторитетом в схоластич. логике, арифметике, науке о музыке и богословии.

БРАДОБРЕИ

БРАДОБРЕИ - и их цирюльни являлись в античные времена характерной чертой развитых городов. Уже др. комедия упоминала в иронич. форме Б., которые стригли своих клиентов при помощи ножниц и расчесок, оправляли или брили их бороды (применяя вместо мыльной пены растительное масло) в соответствии с общепринятой модой. В функции Б. входила также и стрижка ногтей. Состоятельных клиентов подручные Б. посещали на дому. Представители знати содержали для этих целей специально обуч. рабов.

Брадобреи

рис. Брадобрей, стригущий клиенту волосы (по терракоте из Танагры, 4 в. до н.э.).

БРАК

БРАК - В Др. Греции существовала моногамия (единобрачие). Однако в легендах описываются и более др. формы Б. (клановая, похищение или купля невесты, полигамия), какие наблюдались у народов, стоящих на низкой ступени обществ, развития и на Востоке. Герои Гомера часто имели внебрачных жен. Нередкие при дворе Птолемеев в Египте Б. между братом и сестрой имели свой образец в мифологии (Зевс и Гера). В Риме до нач. н. э. обычными были Б. manus, в которых жена совершенно покорна власти мужа. Наряду с этой формой в соответствии с Законами 12 таблиц существовали Б. «без власти», которые распространялись все шире. В таких Б. было узаконено раздельное владение имуществом мужа и жены, в то время как в Б. manus жена в правовом отношении занимала место дочери, ее имущество принадлежало мужу. Первой и гл. целью Б. как в Др. Греции, так и в Др. Риме было обеспечение кровного наследования. Уже Сократ и его ученики ценили в Б. полную общность жизни мужа и жены. Христианство видело в таинстве Б. прежде всего организацию религиозной жизни. Необходимым условием признания законности Б. в Др. Греции было достижение совершеннолетия (Б. могли также совершаться между гражданами разных греч. государств), в Др. Риме - достижение брачного возраста (для девушки - 12 лет, для юноши - 14 лет), согласие обеих сторон, право на Б. (ius conubii) обоих партнеров и согласие властей. Б. запрещался, если одно из условий не соблюдалось (например, у рабов), а также душевнобольным и кровным родственникам. Брачная процедура сводилась к заключению договора жениха с отцом или опекуном невесты. Особый религиозный обряд заключения Б. (Confarreatio) существовал для патрициев. Расторжение Б. происходило в случае смерти одного из супругов, при утрате гражданских прав или при разводе. В связи с падением нравов императором Августом были изданы особые законы о Б. (Lex Iulia de maritandis ordinibus, Lex Papia Poppaea). Сожительство, не признанное Б., у римлян называлось конкубинатом.

БРАМИНЫ

БРАМИНЫ (санскрит жрецы-жертвоприносители), инд. жреческая каста. В греч. источниках Б. за их уедин. и аскетич. образ жизни называются также гимнософистами. Жизн. быт Б., обществ, функции и учение были описаны после инд. похода Александра Македонского Мегасфеном. Последующие описания Б. чрезмерно идеализируют их достоинства и добродетели.

БРАСИД

БРАСИД - спартанский полководец, в 424 до н. э. руководил вторжением в сев. области Эгеиды, захватил Амфиполь и золотые рудники в Пангее, способствовал отделению от Афин неск. союзных с ними городов во Фракии. В 422 Б. одержал при Амфиполе победу над афинским войском. В этом сражении Б. был убит.

БРАХИГРАФИЯ

БРАХИГРАФИЯ (греч. короткое письмо), образованное в новые времена слово; впервые использовано англ. учителем письменности Питером Бейлсом для обозначения изобрет. им шифрованного сокращ. письма для дипломатич. службы. Примерно в нач. 20 в. термин нашел распространение в палеографии. Б. обозначает к.-л. сокращ. тип обычного письма (например, аббревиатурного) в отличие от тахиграфии.

БРАЧЧОЛИНИ

БРАЧЧОЛИНИ - Джан Франческо Поджо, часто называемый Поджо (1380 - 1459), итал. гуманист, секретарь неск. пап, с 1453 канцлер Флорентийской республики. Б. часто предпринимал путешествия (в Германию, Англию, Францию, Швейцарию), в 1414 находился на Константинопольском церковном соборе. Вывез из нем., швейц. и франц. монастырей множество др. рукописей малоизвестных или вообще неизвестных рим. авторов (Квинтилиан, Стаций, Плавт, Тацит, Колумелла, Цицерон, Витрувий, Фронтин, Силий Италик, Валерий Флакк и пр.). Как писатель-гуманист прославился своими «Facetiae» (собрание подчас очень смелых анекдотов), которые имели большой лит. успех, а также «Техникой сочинения писем» («Modus epistolandi. . . «) и целым рядом произведений моралистич. и философского содержания в форме диалогов, политич. сочинений, речей и инвектив. Б. перевел на лат. яз. мн. произведения греч. авторов - «Киропедия» Ксенофонта, 1 - 4-ю книги «Исторической библиотеки» Диодора, «Лукия» Лукиана.

БРЕНН

БРЕНН - князь кельтского племени сенонов, пришедших с С. в Италию, победивших римлян при Аллии в 387 до н. э., завоевавших и разрушивших Рим, кроме Капитолия, который, согласно мифу, спасли поднятым шумом священные гуси Юноны. После вторжения в Верхнюю Италию венетов галлы оставили завоеванные терр., однако перед этим римляне были вынуждены выплатить им откуп. Предания повествуют, что, взвешивая сумму откупа, Б. бросил на чашу весов и свой меч со словами, ставшими крылатыми: «Горе побежденным!» («Vae victis!»).

БРЕХТ

БРЕХТ - Бертольт (1898 - 1956), нем. писатель, поэт, теоретик искусства, режиссер; еще в гимназич. годы начал заниматься буржуазной историей античности и литературой. В своих злободневных политич. произведениях Б. часто прибегал к античным материалам, мотивам и формам (например, назидательная пьеса «Горации и Куриации» по Ливию). Им разработаны методы и созданы образцы критич., историч., материалистич. и диалектич. освоения античного культурного наследия в социалистич. обществе (например, «Антигона Софокла», написанная на основе пер. Гёльдерлина, 1947). Полемика Б. направлена против культа героев (опера «Осуждение Лукулла» на музыку Пауля Дессау, 1951; «Кориолан» по Шекспиру, 1952 - 1953), он показал последствия политики великих мужей для маленьких людей («Раненый Сократ», 1939; «Цезарь и его легионер», 1942; рассказы). В романе «Дела господина Юлия Цезаря» (фрагмент, 1938 - 1939) вскрываются «на основании источников» скрытые пружины возвышения Цезаря, «прообраза всех диктаторов». Незавершенной осталась его стихотворная интерпретация Коммунистического манифеста (написанная гекзаметром) в виде назидательного сочинения по образцу Лукреция и Вергилия. Несмотря на свою симпатию к буржуазному театру, Б. разработал теорию и практику «неаристотелева» «эпического» театра («Малый органон для театра», 1948).

БРИАКСИЙ

БРИАКСИЙ - греч. скульптор 2-й пол. 4 в. до н. э., постровидимому, из Карий. Участвовал в изготовлении фризов сев. стороны Галикарнасского мавзолея; ему приписывается также статуя Мавсола из этой усыпальницы. В Афинах обнаружено подписанное им основание с изображением всадника. Очевидно, Б. - создатель образа Сараписа, запечатл. в неск. дошедших до нас скульптурах.

БРИГАНТЫ

БРИГАНТЫ - племя кельтского происхождения, населявшее Винделицию по берегам Боденского оз. и давшее назв. г. Брегенц (Brigantium).

БРИГЕЦИО

БРИГЕЦИО - ныне Szony-Komarom, с 1 по 4 в. н. э. - город и рим. военный лагерь в пров. Паннония на правом берегу Дуная; со времен императора Траяна постоянное место расквартирования рим. легиона. Провед. археологич. раскопки выявили остатки укреплений, водопровод протяженностью 17,5 км, остатки ворот военного лагеря и жилые дома, а также некрополи.

БРИСЕИДА

БРИСЕИДА - согласно греч. мифу, прекрасная рабыня и возлюбленная Ахилла. Агамемнон, вынужд. отказаться от своей пленницы Хрисеиды, отнял у Ахилла Б. Это явилось причиной ссоры между вождями и гнева Ахилла (сюжет «Илиады» Гомера). Полотна Рубенса и Тьеполо.

БРИТАНИЯ

БРИТАНИЯ (лат. Britannia, греч. Prettanike), наиболее крупный из Британских островов и находившаяся на его терр. рим. пров. Впервые в поле зрения греков Б. попала благодаря финикийским мореплаваниям к богатому цинковыми залежами Корнуоллу. В сочинении «Ora maritima» Авиен именует Б. Альбионом в отличие от Ирландии (Ierne). Б. была населена еще в эпоху палеолита; примерно с 500 до н. э. сюда стали переселяться кельтские племена. В 55 и 54 до н. э. Цезарь предпринял 2 экспедиции в Б.; при Клавдии римляне в 43 н. э. захватили юж. области острова и провозгласили их рим. пров. В 61 Светоний Паулин подавил восстание икенов, возглавляемое их царицей Боудиккой. Во времена Флавиев римляне благодаря Юлию Агриколе, тестю знаменитого историка Тацита, расширили свои владения в Б. в сев. направлении до Клоты и Бодотрии. Однако Адриану пришлось оставить терр. нынешней Юж. Шотландии. По его указу для обеспечения безопасности рим. владений в Б. был сооружен оборонительный вал от Карлайта до Ньюкасла, строительство которого завершилось в 127. При Антонине Пии в 143 граница вновь была продвинута на С. и укреплена оборонительным валом. Несмотря на это, в 184 Септимий Север, разделивший Б. на две пров. - В. inferior (нижняя Б.) на В. и В. superior (верхняя Б.) на З., - снова был вынужден отойти к Адрианову валу. В 259 - 268 Б. входила в состав империи узурпатора Постума; при Караузии и Аллекте Б. отделилась в 286 - 297 от Римской империи, но вновь возвращена в ее состав Констанцием Хлором. В 4 в. Б. подвергалась частым нападениям пиктов и скотов из Шотландии (Каледонии), а также герм, племен (франков, саксов). В нач. 5 в. римляне вывели свои войска из Б. Власть на острове перешла в руки местных племен и вторгшихся в его пределы англов, саксов и ютов. Наиболее сильно романизированными областями Б. стали юж. и югостровост. районы, где римляне основали гг. Эбуракум (Йорк), Лондиниум (Лондон) и Камулодунум (Колчестер).

БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ

БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ - Основанный в 1753, Б. м располагает обширным собранием произведений античных искусств, наиболее знаменитые из которых приобретены в 19 в. К их числу относятся скульптуры из Парфенона, Бассы, Галикарнасского мавзолея, а также памятник гарпий и нереид из Ксанфа.

БРИТОМАРТИДА

БРИТОМАРТИДА - критская богиня. Преследуемая царем Крита Миносом, Б. бросилась с утеса в море, но была выловлена рыбачьими сетями и спасена (отсюда другое имя Б. - Диктинна, от греч. сеть).

БРОЖЕНИЕ

БРОЖЕНИЕ - В древности был известен процесс естеств. Б. до степени получения алкогольного напитка и далее до степени получения уксуса. Но выделять чистые продукты Б. еще не умели. В Вавилоне и Египте пиво и вино изготавливались уже в 3-м тыс. до н. э. Медовый напиток был известен грекам и римлянам; еще в 4 в. до н. э. он считался обычным напитком и у сев. народов. Для Б. больших количеств теста применяли дрожжи.

БРОМИЙ

БРОМИЙ (греч. шумящий), одно из прозвищ Диониса.

БРОНЗА

БРОНЗА - В 12 - 11 вв. до н. э. на смену др. бронзовым культурам в эгейском и италийском регионах пришли культуры железного века. Однако Б., как и технологич. приемы ее обработки (ковка, чеканка, гравировка и пр.), находила широкое применение в изготовлении сосудов, утвари, столовых приборов, украшений, скульптур и рельефов. В частности, в Греции активно развивался применявшийся в 8 в. до н. э. для изготовления мелких изделий из бронзы метод сплошной отливки. В 6 в. до н. э. в изготовлении больших статуй встречается метод пустотелой отливки, изобретение которого греки (ошибочно) приписывали литейщикам Ройку и Феодору из Самоса. Для отливки крупных бронзовых изделий бронзо-плавильная печь должна была вмещать около 300 - 500 кг руды и иметь высоту не менее 5 - 6 м, чтобы расплавл. металл еще до затвердения мог заполнить все изгибы формы, включая и самые мельчайшие. Наиболее сложной являлась отливка бронзового изделия по частям, т. к. она требовала соблюдения строгой пропорции каждый раз вновь смешиваемой шихты, определявшей совпадение цветовых оттенков будущих деталей. Добавление медных и оловянных (4 - 32%) присадок, а также часто варьировавшихся присадок цинка, свинца и мышьяка определялось предназначением изделия и его желаемой окраской; в частности, при изготовлении зеркал основной присадкой являлось олово, для монет - свинец. Стандартизированные сплавы, пользовавшиеся высоким спросом, производились в Коринфе, Делосе и Эгине. Основываясь на том, что в таких местах, как Олимпия, Делос, Дельфы, Коринф, Афины и Родос, насчитывалось примерно по 3000 бронзовых статуй в каждом, путем несложного расчета можно прийти к выводу, что в Греции в период ее расцвета изготавливалось не менее одной большой статуи ежедневно. Позднее, в эпоху эллинизма, на этой основе развивалось изготовление колоссальных статуй. Достижения этрусков в области бронзового литья были также весьма значительны (например, бронзовая статуя рим. оратора Авла Метелла). Изделия этрусского бронзового производства доходили даже до Скандинавии. Медь этруски добывали в месторождениях ок. г. Волатерра, олово импортировали из Испании и Британии; в качестве присадки широко использовали свинец. В Вольсиниях римлянами в 265 до н. э. были захвачены в качестве трофеев ок. 2000 бронзовых статуй. Римляне внесли в технику изготовления бронзовых изделий мало нового. Они в целом заимствовали известные методы и технологии и сумели на этой базе значительно расширить ассортимент товаров бронзового ремесла (мебельная обшивка, украшения для лошадей, декоративные архитектурные элементы, колоссальные произведения скульптуры). Римляне высоко ценили также тонкие греч. работы из Б. в классич. стиле, в больших количествах привозимые ими в Италию в ходе военных кампаний. Из этих произведений сохранились лишь немногие, б. ч. работы позднего периода и копии, т. к. языч. произведения в связи с нехваткой металла были христианами переплавлены. В последние годы целый ряд ценных произведений искусства был обнаружен в ходе подводных археологич. исследований. Глаза бронзовых статуй часто изготавливались из полудрагоц. камней.

Бронза

рис. Плавильная печь для бронзового литья, инструменты, литейщики и детали отливок (рисунок на кубке, ок. 480 до н. э.).

БРУКТЕРЫ

БРУКТЕРЫ - герм, народ, живший по обе стороны реки Липпе; в 12 в. до н. э. при Друзе Б. покорены римлянами. Затем Б. примкнули к восстанию Арминия против римлян и участвовали в 9 в н. э. в сражении в Тевтобургском лесу; в 14 - 16 вели войну против Германика. Под предводительством своей прорицательницы Веледы Б. в 69 - 70 участвовали в восстании батавов и ок. 100 сумели продвинуться до рейнских берегов возле Кёльна. Покоренные в 310 Константином I, Б. в 4 в. слились с франками в один народ.

БРУНДИЗИЙ

БРУНДИЗИЙ - ныне Бриндизи, портовый город в античной Калабрии на адриатич. побережье Италии; в древности населялся мессапийцами; в 244 до н. э. превращен в рим. колонию и стал с 89 муниципием; приблизительно во 2 в. до н. э. Аппиеву дорогу (via Appia) из Капуи до Б. удлинили в югостровост. направлении. Из Б. отправлялись корабли в плавание к берегам Греции.

БРУТ

БРУТ - 1. Луций Юний, легендарный основатель Римской республики, вел борьбу против тирании царя Тарквиния Гордого, закончившуюся изгнанием последнего. В 509 (?) до н. э. вместе с Коллатином избран консулом. Б. был убит в поединке с Арунсом, сыном изгнанного царя.

2. Марк Юний (85 - 42 до н. э.), политич. сторонник Цицерона (сохранилась его переписка с Цицероном в 2-х книгах); с 48 сторонник Цезаря, который назначил его в 46 наместником пров. Цизальпийской Галлии (Gallia Cisalpina), а в 44 - претором. Позднее вместе с Гаем Кассием участвовал в заговоре против Цезаря, направл. на сохранение республиканской власти сената. После убийства Цезаря Б. и Кассию пришлось бежать из Рима. Собранное ими войско потерпело сокрушительное поражение от войск триумвиров Октавиана и Антония. Как убежд. стоик, Б. покончил жизнь самоубийством. До нас дошли слова, будто бы произнес, перед смертью Цезарем, заколотым мечами заговорщиков: «И ты, Брут!» («Et tu quoque, Brute!»), которые впервые встречаются в трагедии Шекспира «Юлий Цезарь». Согласно Светонию, Цезарь произнес на греч. яз.: «И ты, дитя?» Оба выражения стали крылатыми словами.

БРУТТИЙ

БРУТТИЙ - Ныне Калабрия на Ю.-З. Апеннинского полуострова; с сер. 1 в. до н. э. населялась умбрийско-сабинским племенем бруттиев? которые вели борьбу против греч. городов, Александра из Эпира (в 30-х гг. 4 в. до н. э.) и Агафокла (ок. 300). С 272 племя попало в зависимость от римлян; в 216 до н. э. стало союзником Ганнибала; после поражения от римлян, основавших в Б. рим. и лат. колонии, бруттии большей частью обращены в рабство. Б. превратился позднее в область с развитым латифундистским хозяйством рим. аристократов. Назв. «Калабрия» было перенесено на Б. от античной Калабрии в визант. времена (7 в. н. э.).

БУДЕ

БУДЕ (латинизированное имя Буддеус) Гильём (1467 - 1540), известнейший в свое время специалист в области греч. исследований и один из основоположников гуманистич. начал во Франции. Побудил Франциска I к созданию College de France (1530); написал введение в курс греч. яз. («Commentarii linguae graecae», 1529). Б. принадлежит заслуга в восстановлении текста рим. пандектов (1508) и составлении комментариев к ним. Своим трактатом «Об ассе и его составных частях» («De asse et partibus eius») заложил основу метролог ич. науки, необходимой для понимания античной фармации и медицины. Задача созданной в 1917 Ассоциации Гильёма Буде заключается в поддержке исследований в области классич. старины и греко-лат. культуры.

БУЗЕНТО

БУЗЕНТО - река в Бруттии (ныне Калабрия), приток Кратида (Крати), впадающий в него недалеко от Консенции (Козенца). Согласно преданиям, в водах Б. в 410 похоронен король вестготов Аларих. Название «Б.», ставшее широко известным благодаря стихотворению Августа фон Платена, произошло вследствие ошибочного отождествления Б. с другой рекой - Буссенто (лат. Buxentus) в Лукании.

БУЗОЛЬТ

БУЗОЛЬТ - Георг (1850 - 1920), представитель позитивистского направления в историографии кон. 19 в. Б. написана «Греческая история до битвы при Херонее» в 4 томах (1885, 1893 - 1904, не окончена). В работе над 2-м томом, озаглавл. «История греческого государства» (1892, 1920 - 1926), участвовал также X. Свобода.

БУКВЫ

БУКВЫ - восходящее к рунам, древнейшим герм, письменам, обозначение письм. знаков, первоначально в смысле «знаков письма в книге» (т. е. в кодексе), т. к. руны выцарапывались на дереве или камне. Отличительной особенностью написания рунич. букв являлись косые линии («перекладины»). С упадком рунич. письма Б. стали общим обозначением «знаков письма» вне их связи с материалом, на котором они писались.

БУКЕЛЛАРИИ

БУКЕЛЛАРИИ (лат. bucella), часто употреблявшееся в 5 в. выражение для обозначения военной свиты (comites, satellites и т. д.) полководцев или частных лиц. Эта приватная военная служба, носившая в Римской империи полуофициальный характер и иногда преследовавшаяся в законодательном порядке, сыграла заметную роль при переходе к раннему феодализму, например в вестготском королевстве (до 7 в.)

БУКЕФАЛ

БУКЕФАЛ (греч. Bukephalos), конь Александра Македонского. Пал в 326 до н. э. во время битвы против Пора; в его честь был основан г. Букефалия (совр. Джалалпур).

БУКОЛИКА

БУКОЛИКА (от греч. bukolos - пастух), пастушеская поэзия. Корни античной Б. лежат в народной пастушеской песне, характерной главным образом для Сицилии. Как лит. жанр Б. появляется лишь у Феокрита, однако и до него у различных авторов встречаются буколич. элементы (например, у Стесихора, создавшего типичный образ пастуха Дафниса). Б. возникла в эпоху интенсивного заселения городов как выражение сентиментальной тоски по простоте сельской жизни и ее близости к природе. Ее представители принадлежали к господствующим слоям общества. «Идиллия» Феокрита рисует сельскую жизнь в ее естеств. простоте. Образы пастухов, довольно жизненные, умеренно идеализированы, место действия - часто Сицилия. В противоположность этому в поздней греч. Б. (Мосх, Бион) заметна сильная склонность к сентиментально-идеализированному изложению; эти черты прослеживаются также в последнем крупном произведении греч. Б. - пастушеском романе Лонга. Рим. Б., опиравшаяся на эллинистич., после первых опытов (Мессала - на греч. яз., Галл) достигла своего расцвета в 10 эклогах, или «Буколиках», Вергилия. В ней изображение пастушеского мира сильно идеализировано (страна Аркадия), однако оно не является самоцелью, а лишь фоном, который позволяет выразить (также и в символич. форме) интересы поэта и его современников. Античная Б. нашла свое позднейшее выражение в многочисл. заимствованиях формы и мотивов в пасторальной поэзии большинства европ. стран 16 - 18 вв.

БУКРАНИЙ

БУКРАНИЙ (греч. бычья голова), орнамент в виде черепов, распространен в греко-рим. искусстве как декоративный элемент; с 3 в. до н. э. часто объединялся с гирляндами в особый фриз, применялся в архитектуре, на рельефах (например, саркофаг Кафарелли), в настенной и вазовой живописи. Б. был также излюбл. орнаментом в Ренессансе.

БУЛЕ

БУЛЕ (греч. bule - совет), в греч. городах-государствах - государств. совет, которому поручалось ведение важнейших политич. дел. В Афинах Сол оном в противовес аристократич. ареопагу был создан Совет 400, Клисфеном - Совет 500 (в него избиралось по 50 человек от каждой вновь созданной филы).

БУЛЕВТЕРИЙ

БУЛЕВТЕРИЙ (греч. buleuterion), место заседаний буле; в интерьере - опорные колонны, ряды сидений поднимались ступеньками, фасад здания расчленен. Успешно реконструирован в числе прочих Б. Милета (2 в. до н. э., части сооружения в Берлинском античном собрании).

Булевтерий

рис. Реконструкция здания совета в Милетe.

БУЛЛА

БУЛЛА (лат. bulla), кожаный или металлич. (у состоятельных людей - золотой) футляр, носившийся на шее; в нем хранился амулет рим. ребенка; когда подросток надевал мужскую тогу (у девушек - перед замужеством), Б. посвящался домашним ларам. Триумфатор носил Б. с апотропеич. талисманом.

БУМАГА

БУМАГА (греч. papyros). Введенная в употребление арабами, Б. быстро распространилась из-за практичности использования и дешевизны изготовления. Первое бумажное производство в совр. смысле, т. е. накатом водянистой тряпичной массы на сетчатые основания, появилось в Китае ок. кон. 1-го тыс. до н. э., причем применялась смесь соломенного или древесного волокна, хлопка и тряпья, превращ. в размельч. массу и проклеенная под давлением. Впервые начиная с 8 в. н. э. Б. проникла в Египет и мало-помалу вытеснила папирус и пергамент. Б. употреблялась для записи коптских и в значительной мере арабских текстов.

БУРГ

БУРГ - очевидно, заимствованное римлянами у германцев небольшое поселение укрепл. типа.

БУРГУНДЫ

БУРГУНДЫ - вост.-герм. племя, древнейшие поселения которого находились в районе устья Одера. Оттуда Б. переселились в долину р. Майн. Первые столкновения между Б. и римлянами относятся к 279 н. э. В 4 в. Б. потеснили алеманнов и переправились в 407 через Рейн. В 413 они получили от императора Гонория приграничные области Галлии (в районе Вормса и Майнца) и осели после сокрушительного поражения (отраж. в сказании о Нибелунгах), нанес, в 437 бургундскому королю Гундиоху Аэцием и гуннами в Сапавдии (Савойе) в районе Женевы. В 534 государство Б. покорено франками. Наряду с Бургундским законом (Lex Burgundionum), изданным в 501 и сохранявшим силу вплоть до 9 в. включительно, обязательным для рим. граждан, живших в Бургундии, был также закон Lex Romana Burgundionum. При распаде франкского королевства в средние века возникло неск. самостоятельных бургундских государств. Ок. 900 граф Ришар Отёнский основал в Центральной и Вост. Франции франц. герцогство Бургундия, в назв. которого, единств, из географич. имен, сохранилось имя существовавшего некогда племени.

БУРДИГАЛА

БУРДИГАЛА (ныне Бордо), гл. город кельтского народа битуригов. В 56 до н. э. Б. была завоевана римлянами и стала позднее столицей пров. Аквитания, с 4 в. - Аквитании П. В Б. родился Авзоний.

БУРДЮК

БУРДЮК - кожаный сосуд для транспортировки жидкости. В Риме при тушении пожаров применялись Б. из бычьих кишок, которыми пользовались пожарники-сифонарии, снабженные насосами Ктесибия. Использовать Б. с этой целью впервые предложил Аполлодор из Дамаска в 110 н. э.

Бурдюк

рис. Бурдюк для вина делался из шкуры животных. На рисунке изображен сатир, зажимающий правой рукой горло почти пустого бурдюка (чаша работы художника Эпиктета с его подписью, 520-490 до н.э., Афины)

БУРКХАРДТ

БУРКХАРДТ - Якоб (1818 - 1897), видный буржуазный историк в области культуры, искусствовед, профессор в Цюрихе (1855) и Базеле (1858). Его произведение «Эпоха Константина Великого» (1853) посвящено упадку античности, вызванному ее внутр. кризисом, а также проблеме преемственности античной культуры в христианстве. Как искусствовед и историк Б. занимался в осн. искусством эпохи Возрождения в Италии. После кончины ученого на основании конспектов его лекций в 1898 - 1902 были изданы 4 тома «Истории греческой культуры», оказавшие заметное влияние на развитие культурной историографии. Хотя Б. в своем анализе истории как процесса был свободен от телеологич. воззрений, его культурно-историч. обзор в лит. форме дает более близкое к действительности общее представление о греч. античности, чем неогуманизм. Под влиянием пессимизма Шопенгауэра Б. считал историю самой ненаучной из всех наук («Размышления о всемирной истории», 1905). Ницше считал Б. своим учителем.

БУСИРИС

БУСИРИС - Бусирис в греч. мифе сын Посейдона, егип. царь. Б. убивал всех чужеземцев, прибывавших в его страну. Когда Б. подвел Геракла к алтарю, чтобы умертвить его и тем самым принести в жертву, герой порвал путы и убил Б.

БЫСТРЕЕ! ВЫШЕ! СИЛЬНЕЕ!

БЫСТРЕЕ! ВЫШЕ! СИЛЬНЕЕ! («Citius! Altius! Fortius!») - девиз совр. олимпийского движения. Выражение возникло в нов. времена; античный эквивалент отсутствует.

БЫТИЕ

БЫТИЕ (греч. einai, лат. esse), философская категория, которая обозначает все существующее, как материальное, так и идеальное, независимо от любого последующего определения. Материалистич. по сути точку зрения на Б. развил Парменид. Он рассматривал единое, вечное, недвижимое, неизменное, неделимое Б. как материальную субстанцию мира. Т. к. сущее может быть мыслимо, то Б. и мышление тождественны. Платон придерживался идеалистич. точки зрения, согласно которой настоящее Б. свойственно только идеям, в то время как материальный мир есть лишь «тень» этих идей и знает только процесс становления. Аристотель использует понятие «Б», во многих значениях, но первое из них то, в котором под сущим понимается некоторое «что», обозначающее сущность. Итак, отсюда следует, что «первое сущее, которое существует не только в чем-то ином, но просто «есть», - это сущность». Это есть форма или образ (morphe), Б. которого лежит в основе всего. Аристотель считал первой задачей философии исследовать сущее как оно есть и Б. как таковое. Из этих постулатов берут начало метафизика и онтология как философские дисциплины. Категория Б. заняла позднее центральное место в философии Фомы Аквинского и в неотомизме.

БЮСТ

БЮСТ (итал.-франц. погрудное изображение), поплечное или погрудное скульптурное изображение человека, наиболее распростран. вид скульптурного портрета. Искусство Б. берет начало от греч. герм, получает дальнейшее развитие в эпоху эллинизма (3 - 1 вв. до н. э.) и играет большую роль в рим. искусстве портрета предков (лат. imago). Характерным для рим. мастеров было убеждение в том, что внешний облик изображаемого человека не должен противоречить внутр. миру индивидуума. Искусство Б. вновь получило распространение начиная с эпохи Возрождения.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV