Словарь античности
Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТИР"-"ТРЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТИР"-"ТРЕ")

ТИРАНОУБИЙЦЫ

ТИРАНОУБИЙЦЫ (Гармодий и Аристогитон), скульптурная группа работы Антенора в Афинах, после ее похищения персами была воссоздана Критием и Несиотом.

Тираноубийцы

рис. Скульптурная группа Крития и Несиота (Неаполь, Национальный музей).

ТИРЕСИЙ

ТИРЕСИЙ (греч. Teiresias, лат. Tiresias), легендарный слепой прорицатель из Фив. Однажды он увидел двух змей, одну из которых убил, превратившись при этом в женщину. Потом он убил вторую змею и превратился опять в мужчину. Зевс и Гера задали Т. вопрос, кому любовь приносит больше наслаждения - мужчине или женщине. Т. ответил, что женщине, и Гера, разгневавшись, ослепила его. Зевс же наделил Т. даром прорицания и даром сохранять после своей смерти разум. По другим версиям, он был ослеплен, т. к. выдавал тайны богов. Есть еще версия: Т. был ослеплен Афиной, которую увидел купающейся.

ТИРИБАЗ

ТИРИБАЗ (Tiribazos), перс, сатрап в Сардах, вел переговоры о заключении мира со спартанцем Анталкидом, в результате которых в 386 до н. э. был подписан Анталкидов мир.

ТИРИДАТ

ТИРИДАТ - имя парфянских и армянских царей. Т. II, парфянский узурпатор, выступил в 32 до н. э. против своего сводного брата Фраата IV, но потерпел поражение, после чего уехал в Рим.

ТИРИНФ

ТИРИНФ - город с крепостью в Арголиде (Пелопоннес), южнее Микен. Построен во 2-й пол. 2 тыс. до н. э. Первые постройки относятся к 3-му тыс. до н. э. (строения круглой формы), последние-к 13 в. до н. э. В центре крепости находится хорошо сохранившийся великолепный мегарон (с троном и очагом), куда можно было попасть, пройдя по наклонному въезду, через внешний, внутр. и главный дворы. В архитектурном плане очень интересны ходы или галереи с ложным сводом из огромных блоков, которые ведут к казематам или складам в юж. и югостровост. части крепости. Раскопки велись в 1884-1885 Шлиманом и Дёрпфельдом.

Тиринф

рис. План крепости: 1 - наклонный въезд; 2 - внешние ворота; 3 - внутренние ворота (между ними тюрьма); 4 - передний двор; 5, 6 - казематы: 7 - внешние пропилеи; 8 - внешний дворцовый двор; 9 - внутренние пропилеи; 10 - внутренний дворцовый двор; 11 - баня; 12 - мегарон с троном; 13, 14 - небольшие мегароны; 15 - средняя крепость; 16 - башня; 17 - западные ворота.

ТИРО

ТИРО (греч., лат. Туго), прекрасная дочь Салмонея и Алкидики,, возлюбленная речного бога Энипея. Посейдон, приняв образ Энипея, сблизился с Т., и от этого союза родились близнецы Пелий и Нелей. Т. покинула их. Выросшие близнецы нашли свою мать и помогли ей избавиться от притеснений со стороны ее мачехи Сидеро.

ТИРОН

ТИРОН - Марк Туллий (Tiro Marcus Tullius), род. в 103, ум. в 4 до н. э. в своем имении под Путеолами, раб Цицерона (в 53 до н. э. отпущен на свободу), личный секретарь и близкий друг. После смерти Цицерона Т. написал его биографию (которой пользовался Плутарх), издал его речи, собрал и систематизировал его письма. Произведения и труды самого Т. (по грамматике, поэтич. произведения, собрание шуток Цицерона) не сохранились.

ТИРОНОВЫ ЗНАЧКИ

ТИРОНОВЫ ЗНАЧКИ - Это обозначение впервые встречается у Гохори в 1550; до этого они назывались «значки» Цицерона или Сенеки. Рим. тахиграфия, созданная в 1 в. до н. э. Марком Туллием Тироном, - самая др. из известных систем стенографии. На основе традиционной системы сокращения прописных букв (suspension), которая была принята в Риме начиная с 6 в. до н. э. для обозначения календарных дат, имен, юридич. терминов и т. п. (notae publicae, iuris, privatae), можно было с помощью букв, обозначений передавать целые слова или их окончания. Впервые стенографич. запись Т. з. была использована официально 5 декабря 63 до н. э. во время заседания сената, ими часто пользовались писатели. Система Т. з. была усовершенствована в ранний период Римской империи Випсанием Филаргиром, Аквилой (вольноотпущенником Мецената) и Сенекой (или его вольноотпущенником) и включала в себя примерно 5000 символов. Начиная с 3-4 вв. Т. з. начинают видоизменяться по греч. образцу и принимать вид итал.-франц. слоговой тахиграфии (т. н. система В и С). Ими пользовались в канцеляриях и монастырях, а также при переписке книг. В последний раз Т. з. встречаются в одном из документов франц. короля Филиппа I, датированном 1067 годом. В рукописях 9-10 вв. насчитывается примерно 13 000 символов.

ТИРРЕНСКОЕ МОРЕ

ТИРРЕНСКОЕ МОРЕ (греч. Tyrrhenikon pelagos или Tyrrhenike thalassa, лат. Mare Tyrrhenum, Tuscum или inferum - Нижнее море в отличие от Маге superum - Верхнее море, как называлось Адриатическое м.), заимствовано этрусками у греч. назв. Tyrrhenoi, как именовалась часть Средиземного м., лежащая между Италией, Корсикой, Сардинией и Сицилией. Т. м. также назывались дальние зап. районы Средиземного м., а порой и все Средиземное м.

ТИРС

ТИРС (thyrsos), палка, увитая плющом, листьями винограда и увенчанная сосновой шишкой; жезл Диониса и его спутников.

ТИРТЕЙ

ТИРТЕЙ (греч. Tyrtaios, лат. Tyrtaeus), др.-греч. поэт-лирик, жил в Спарте. Во время 2-й Мессенской войны (7 в. до н. э.) своими песнями призывал спартанцев к героич. борьбе и стойкости, воспевал спартанский дух. Т. являлся автором коротких боевых песен и маршей (эмбатериев), написанных анапестом. Ему принадлежат пять книг элегий (сохранилась лишь их часть), авторство некоторых элегий вызывает сомнение.

ТИРШ

ТИРШ - Фридрих (1784-1860), нем. филолог, сторонник неогуманизма, с 1826 - профессор в Мюнхене. С его именем связаны возрождение филологич.

курсов в Баварии, реформа системы баварской высшей школы и т. д. Т. считался одним из крупнейших нем. филэллинов, решительно выступал в защиту греков и за образование такой формы государства, которая отвечала бы интересам греч. народа.

ТИСИФОНА

ТИСИФОНА (греч., лат. Tisiphone), одна из эриний.

ТИССАФЕРН

ТИССАФЕРН - перс, сатрап в Сардах примерно с 413 до н. э. По словам Алкивиада, поддерживал спартанцев в Пелопоннесской войне. В 401 сражался против восставшего Кира Младшего. После поражения от Агесилая II Т. был приговорен в 395 до н. э. к смерти.

ТИТ

ТИТ - Флавий Веспасиан (30. 12. 39 - 13. 09. 81), рим. император с 24. 06. 79, старший сын и наследник Веспасиана. Во время Иудейской войны был назначен командиром легиона в армии отца. После провозглашения Веспасиана императором в 69 принял от него командование в Палестине; в 70, подавив восстание иудеев, захватил и разрушил Иерусалим. В память об этих событиях и в честь Т. была заложена триумфальная арка, строительство которой завершилось лишь после его смерти. В 71 Т. становится префектом преторианской гвардии и соправителем отца, в 73-74 - цензором; правил страной в согласии с сенатом. В рим. историографии считался одним из лучших императоров («amor et deliciae generis humani» - «любовь и утешение человеч. рода»). Когда 24. 08. 79 извержение Везувия уничтожило Помпеи, Т. попытался, как это уже однажды было во время пожара в Риме, действ, мерами уменьшить страдания народа Кампании. По его распоряжению в Риме были построены термы; в 80 освятил залож. Веспасианом Колизей. Т. умер от лихорадки в 81. Его биография написана Светонием.

ТИТАНЫ

ТИТАНЫ - греч. боги, дети Урана и Геи: Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Кронос, Тейя, Рея, Фемида, Мнемосина, Феба, Тефида. Они составляли поколение богов-доолимпийцев. Кронос оскопил своего отца Урана. Позднее между Т. и богами-олимпийцами во главе с Зевсом произошло сражение. Благодаря союзу с гекагонхейрами боги одержали победу (титаномахия). Побежденные были низвергнуты в тартар. Т. отличались гордыней и необузданностью нрава. Изображены на полотнах Рубенса и Фейербаха.

ТИТИЙ

ТИТИЙ (греч., лат. Tityos), в греч. мифологии великан, сын Зевса. Пытался силой овладеть богиней Лето, за что был убит стрелами ее детей Аполлона и Артемиды. Т. - один из великих мучеников подземного царства: два коршуна беспрерывно клевали печень распростертого на земле великана.

ТИТМАР МЕРЗЕБУРГСКИЙ

ТИТМАР МЕРЗЕБУРГСКИЙ (975-1018), хронист, выходец из семьи саксонских аристократов, в 1009 - епископ Мерзебурга. В 1012-1018 им опубликована хроника, которая представляет историч. и культурную ценность для изучения истории периода правления императоров Оттонов; особый интерес представляют описанные им отношения между германцами и славянами.

ТИТУЛ

ТИТУЛ (греч. sillybos, лат. titulus или index), пергаментная полоска с назв. произведения, прикрепл. снаружи к книге, скруч. для сохранности в тугой свиток, хранимый на полке в спец. футляре. Т. античных библиотек выполнял функцию, аналогичную той, которую выполняют совр. регистрационные закладки.

ТИФОН

ТИФОН - 1. (греч. Tithonos, лат. Tithonus), сын мифич. царя Трои Лаомедонта. Был похищен богиней Эос, которая выпросила для него у Зевса бессмертие, забыв при эюм попросить о вечной молодости. Koi/та Т. состарился, го был превращен в цикаду. Сыном Т. и Эос считался Мемнон.

2. (греч. Typhoeus, jam. Typhon), сын Геи и Тартара (вариант: рожден Герой), чудовище с сотней драконьих голов. Oт его брака с Ехидной на свет появились Кербер, Орф и лернейская гидра. Т. восстал против Зевса, но был побежден и низвергнут в Тартар, после ною Зевс навалил на нею громаду юры Этна. Т. олицетворяет собой разрушительные силы природы (прежде всею вулканич. деятельность).

ТИХЕ

ТИХЕ - Тиха (греч. Tyche), треч. ботиня судьбы, случая, счастливого и злого рока, но своей прихот возвышает или ниспровергает, неожиданно изменяет судьбу (римлянами оюждествлялась с Фортуной). Т. изображалась с рот ом изобилия, крыльями и корабельным рулем, стоящей на тиаре или колесе, символизировавших неустойчивость и переменчивость мира. Культ Т. особенно распространился в люху эллинизма, когда пошатнулась, а кое-где и была утрачена вера в ботов, когда в результате кровопролитных боев Александра Македонского и диадохов распался союз полисов и казалось, что над всем миром царит слепой рок. Ряд городов считали Т. своей богиней-покровительницей, например Антиохия и Александрия. Считалось, что эта богиня сопровождает людей на протяжении всей жизни. Всемирно известна статуя Т. в г. Антиохия, автором которой является Евтихид (копия находится в Ватикане).

ТИЦИАН

ТИЦИАН (Тициано Всчеллио) (1476/77 1576), итал. живописец Высокого Возрождения. Ею творчеству присущи психологич. глубина портрета и использование тональных нюансов для изображения душевных переживаний (например, «Даная», «Прометей», «Денарий кесаря»). Как и у подавляющего большинства мастеров эпохи Возрождения, в его творчестве преобладают сюжеты из античной мифологии.

ТИЦИН

ТИЦИН (итал. Тичино), сев. приток р. По (Пад), известен благодаря сражению в 218 до н. э., в котором Ганнибал одержал победу над римлянами. В низовьях реки находился г. Тицин (совр. Павия). Швейц. альпийский кантон Тичино (Тессин), где берег начало Т., назван по имени этой реки.

ТКАНИ

ТКАНИ - В античности использовали Т. из льна, шерсти, хлопка, шелка (импорт). Их красили, украшали вышивкой, обшивали тесьмой. Сохранились льняные покрывала (поргрегьт мумий), а также небольшие остатки тканей. Представляют интерес Т., найд. в песках ег итг. пустынь, т. н. коптские Т. (не всегда хорошего качества). Некоторое представление о производстве и обработке Т. дают настенные росписи.

ТКАЦКОЕ ДЕЛО

ТКАЦКОЕ ДЕЛО - Тканье на вертикальном ткацком станке требовало отвесною натяжения нитей основы посредством глиняных гр>зиков; каждая вторая пить основы должна была оiводиться назад, чтобы пропустить уток с поперечной нитью. После этою происходило отличное от плетения образование ткацкого зева, состоявшее в том. чю механизм вытягивал вперед вторую нигь и отводил назад первую нить основы. Даже на самых простых сохранившихся изображениях античных ткацких станков видно устройство для смены местами нитей основы в виде двух поперечных планок. Принцип действия згою механизма, однако, непонятен, так же как и способ накручивания пряжи (ютовой) на навой и прикрепления нитей основы к кроснам. Используемые в совр. станках рукоятки и подножки античному Т. д. были неизвестны. Продолжал применяться более простой егип. гкацкий станок с неподвижными верхним и нижним навоями, на которые натягивалась в виде рамы основа с той же длиной нити, что и в более позднее время, т. е. 1, 5 1,7 м. Каждая поперечная нить должна была подводиться к предшествующей ей при помощи ткацкого гребня, что позволяло регулировать плотность ткани путем изменения числа нитей основы. Возможно, именно для регулирования плотности материи при обслуживании широких ткацких станков гтривлекалась дополнительная работница, как это видно на самом позднем из сохранившихся античных изображений ткацкого станка на рельефе с форума Нервы в Риме: изображены две работницы, одна из которых сидит, а другая стоит. При работе на широком ткацком станке приходилось подходить к нему с разных сторон, что наглядно описано Гомером в «Илиаде», где Агамемнон говорит о своей наложнице: «...она обветшает в неволе, / В Аргосе, в нашем дому, от тебя, от отчизны далече - / Ткальный стан обходя или ложе со мной разделяя» (1, 30 - 31). Работа на узких ткацких станках могла производиться сидя, что облегчало введение в основу узора, причем для этого требовалось варьировать способ образования ткацкого зева, т. е. отводить вперед и соответственно назад не постоянно каждую вторую, но, напротив, то первую, то вторую нить. Самым простым способом создания узора была периодич. смена цвета нити утка, однако т. о. можно было получать лишь узор полосами, но уже для квадратного узора необходимо было использовать два челнока с нитями разного цвета. Тканье узоров, требовавшее изменения расстояния между нитями основы для каждого прохода утка, могло осуществляться, по всей видимости, только за счет ручной регулировки грузиков после каждого продергивания нити утка, что требовало исключительного терпения и внимания. Поэтому в большинстве случаев узоры не ткались, а вышивались вручную уже посте изготовления полопта.

Ткацкое дело

рис. Ткацкий станок Пенелопы. Процесс ткания происходил сверху вниз, блочки веретена держали нити основы туго натянутыми (с вазы из Кьюзи).

ТМОЛ

ТМОЛ (тюрк. Boz Dag Боздаглар), горный хребет, образующий водораздел между бассейнами р. Герм на С. и р. Каистр на Ю. Самая высокая вершина хребта гора Боздаг (2157 м). Т. расположен южнее др. г. Сарды, столицы Лидийскою государства. На Т. находился одноим. город, местоположение которого точно не установлено. Этот город был разрушен землетрясением в 17 н. э., а затем восстановлен. В древности Т. был известен ботатыми запасами золота, которое вымывалось Пактолом. Известен был Т. и своими винами. Согласно греч. легенде, 1 мол, бог этих гор, уладил спор между Аполлоном и Паном.

ТОВАРИЩЕСТВА

ТОВАРИЩЕСТВА - Образование городов привело к распаду первоначальных рыночных и пастбищных Т., способствуя образованию нов. форм, например в мореплавании и рыболовстве, по без кооперации. В полисах развивались свободные обьединетшя, культовые Т., которые широко распространились в виде маленьких групп, часто достигая прочных связей, отчасти благодаря тайным учениям, а также политич. обществам (гетерии), которые, кроме общности политико-экономич. целей, характеризовались также личной дружбой и семейными связями. В Римской империи Т. играли важную роль в отдельных отраслях. Так, в горном деле при Адриане были образованы Т. по разработке арендованных копей, общества гончаров; формы обществ, хозяйств с разделением прибылей практиковались также в провинциях. Принудительные Т. - явление более позднею периода, как в царстве Птолемеев, гак и спустя 450 лет в Римской империи. Члены профессиональных обьединений в важных ремеслах сферы обслуживания (например, пекари) стали объединяться для обеспечения городских потребностей; прежние ремесленные коллегии времен Республики прекратили свое существование. Поскольку лишь малое число профессий было свободно от развития в сторону наследств, принудительных профессий, ок. 400 сложилась ситуация, приводившая ремесленников к «крепостной зависимости»; они смогли освободит ься от нее лишь через нов. объединение в Ср.-век. товарищеские цехи.

ТОГА

ТОГА (лат. toga - покрывало), мужская верхняя накидка из белой шерсти, предположительно этрусского происхождения. Т. представляла собой отрез ткани более 5 м в дл. и 2 м в шир. Одна кромка такою отреза была прямой, а вторая закругленной. В последние годы сущее твования Республики способы драпировки развивались от простых форм Т. (toga brevis) до более сложных. Т. рим. граждане носили только в мирное время, поэтому она сталта в поэтич. описаниях синонимом мира. В ранний период Римской империи Т. становится официальной одеждой и в повседневной жизни заменяется паллием. Существовало неск. видов Т.: toga pura «чистя», без пурпурной каймы, для недолжностных тип и молодежи; toga virilis одноцветная Т. . которую носили гоноши с 16 лег; toga praetexta для должноеiпых лиц, жрецов и свободнорожд. детей, с пурпурной каймой; toga pulla - темная траурная Т.; toga picta - пурпурная, расшитая золотыми пальмами, для полководцев-триумфаторов, позднее императоров; toga Candida - белоснежная Т. претендентов на государств, должность (отсюда - кандидат).

ТОГАТА

ТОГАТА (лат.), комедия, произошло от назв. рим. одежды - тоги.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. терпение). Проблема Т возттикла еще в античные времена и стояла наиболее остро там, где народы с различными вероисповеданиями были вынуждены жить вместе в пределах великих империй (империя Александра Македонского и диадохов). Так, Антиох IV Эпифан, будучи приверженцем греч. культуры и пытаясь насаждать ее во всех своих владениях, однажды посвятил иудейский храм Зевсу Олимпийскому, что привело к восстанию Маккавеев, В Римской империи власти терпимо относились ко всем вероисповеданиям, в т. ч. и к иудаизму. Гонения на христиан начались лишь потому, что они отвергали претензии на исключительность импераюрскою культа, а распространение христианства тте ограничивалось нац. рамками Вскоре после тою, как христианство добилось признания (313), император-христианин Феодосии 1 провозгласил его государств, религией (381), однако новая религия не проявила веротерпимости к инакомыслящим (например, язычникам и еретикам). Юлиан II Отступник был последним античным императором, который предпринял неудачную попытку отвратить Римскую империю от христианства.

ТОЛКОВАНИЕ МИФОВ

ТОЛКОВАНИЕ МИФОВ - С 6 в до н. э. начинается аллеторич. Т. м., излож. Гомером и Гесиодом. Наряду с природно-космологич. подходом к Т. м. с Гекагея развивается этич. (начало положил Анаксагор) Т. м. занимало значительное место в учениях стоиков и неоплатоников. С 1 в. н. э. до нас дошли сочинения Гераклита «Аллегории Гомера» и Л. Аннея Корну га («Краткая греческая теология»), посвящ. Т. м.; кроме того, сохранились сочинения Евгемера ок. 300 до н. э. и Палефата (4 в. до н. э.), содержащие критику мифов с рационалистич. позиций. Эллинистическо-иудейская, так же как и раннехристианская литература, которая широко применяла аллеторич. толкование религиозных текстов (например, Филон, Оршен), пользовалась Т. м. для включения античных мифов в свои системы или исключения их. Совр. специалисты, стремящиеся интерпретировать мифы с научных позиций, широко используют обширный мифологич. материал, представл. в сочинениях т. н. мифографов, а также археологич. памятники (мифологич. сюжеты и образы широко представлены в вазописи, надгробных памятниках, среди фресок, на базилике Порта Маджорс в Риме и т. д.).

ТОЛОС

ТОЛОС (tholos), архитектурное сооружение круглой формы с колонным залом внутри или без него, использовалось в культовых целях, позже утратило свое первоначальное назначение. Наиболее известные Т. находились в Дельфах. Эпидавре, Афинах (Пританей), Олимпии (Филиппейон). Мн. общею с Т. имели рим. храмы круглой формы, например в Риме, Тиволи или в Афинах.

ТОМСОН

ТОМСОН - Джордж Дервенг, род. в 1903, ант л. историк и филолог, с 1937 профессор в Бирмингеме, с 1935 - активный член Коммунистической партии Великобритании, сотрудничал с журналом «Марксизм тудей» («Marxism Today»). С позиции историч. материализма им была дана глубокая оценка историч. развития Др. Греции. Программным считается его груд «Aeschylus and Athens» (1941), осн. положения которого получили свое дальнейшее развитие в его работах по др.-греч. истории «The Prehistoric Aegean» (1949) и «The First Philosophers» (1955).

ТОМЫ

ТОМЫ - город-колония, основан т. Милет в сер. 7 в. до н. э. на зап. побережье Черного м., там, где сейчас находится совр. г. Констанца. Несмотря на то что Т. сразу же после своего основания попали в экономич. зависимость от Истрии и Каллатиды, они уже в эпоху эллинизма заставили обратить на себя внимание, а со временем стали крупным экономич. центром зап. районов Причерноморья. С 9 по 17 н. э. в Т. находился в изгнании Овидий. О том, что Т. в поздний античный период были крупным городом, говорят и археологич. раскопки в районе античного порта (здания с мозаикой, склады, термы).

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ СЪЕМКА

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ СЪЕМКА - Родиной Т. е. в античности склонны были считать Египет. Ее необходимость возникла в связи с тем, что ежегодно разливавшиеся воды Нила смывали прежде установл. межевые границы. В Греции обязанности землемеров нередко исполнялись жрецами, а в этрусско-рим. ареале - авгурами. Авгуры осуществляли ориентирование по четырем сторонам света и Т. е. отдельных мелких участков при заселении новых мест, распределении земли и разбивке военных лагерей. С течением времени авгурам приходилось все чаще обращаться за помощью к профессиональным землемерам, владевшим техникой измерения местности при помощи мерного кола (ориентира) и хоробата. Постепенно функции Т. с. полностью перешли к землемерам, особенно при постройке дорог, туннелей и водопроводов. Землемерами могли быть как чиновники, так и люди, не состоящие на государств, службе. Подземное межевание в рудниках и катакомбах осуществлялось маркшейдерами.

ТОПОР

ТОПОР - Заимствованный греками и римлянами из более ранних культур осн. деревообрабатывающий инструмент имел различные формы и использовался, кроме осн. предназначения, в быту, в мясных лавках, на корабельных верфях. Широкий Т., служивший оружием рим. солдат, находил применение и в земледелии. Лезвие Т. затачивалось на точильном камне, рукоятка Т., сделанная из оливкового дерева (в поэзии - из дуба), была достаточно длинной. Атрибутом богов являлся Т. с заточ. с обеих сторон лезвием.

Топор

рис. Формы односторонних и двухсторонних топоров.

ТОРВАЛЬДСЕН

ТОРВАЛЬДСЕН - Бертель (1768-1844), датский скульптор, с 1796 по 1838 г. жил в Риме, где у него было много друзей среди художников, скульпторов, ученых (Карстенс, Раух, Вильгельм Гумбольдт). Т. следовал созданному им самим абстрактному канону «греч. благородства». Пластика была принесена им в жертву холодному рельефному стилю. Знакомство с эгинскими скульптурами привело его к архаич. искусству. Т. был ценителем и собирателем др. гемм. Наиболее полное собрание его работ и коллекций находится в Музее Торвальдсена в Копенгагене.

ТОРГОВЛЯ

ТОРГОВЛЯ - в Средиземноморье развивалась уже с нач. 3 тыс. до н. э. в рамках др.-вост. классового общества как обмен различными продуктами (например, сырье для металлообрабатывающих ремесел, предметы роскоши для царских резиденций и аристократии.) Применение нечекан, слитков из меди и благородных металлов благоприятствовало этой меновой Т. Египет, Финикия, Крит, Кипр, Микенская Греция во 2 тыс. до н. э. были значительными торговыми центрами. Сухопутная Т. была предпочтительной из-за необеспеченности мор. судоходства до исхода классич. древности. Мор. Т. осуществлялась б. ч. вдоль побережья, а также между островами Эгейского м. На пороге 2-го и 1-го тыс. финикийцы стали крупнейшими купцами в Средиземноморье. Их торговые поселения распространились далеко на З. до исп. и мароккан. побережья Атлантики (Тартесс в Испании). С возникновением античного рабовладельч. общества и увеличением в связи с этим товарного производства античная Т. стала развиваться быстрыми темпами. С 8 в. в районе Эгейского м. развивается греч. Т., которая в ходе греч. колонизации вытесняет финикийскую Т. в Сицилии, Юж. Италии и на галльском побережье Средиземного м. Введенная впервые в Лидии в 700 до н. э. чеканка монет стимулировала товарное производство и основанные на нем товарно-денежные отношения. Колонизация далеко раздвинула Т. Однако господствующее положение на 3. сохранили карфагеняне, этруски - в Сев. и Ср. Италии. Греч, торговыми центрами были Коринф (особенно в 8-7 вв. до н. э.), Милет (7-6 вв. до н. э.), Афины (6-4 вв. до н. э.); статьями Т. были зерно, рабы (импорт), глиняные сосуды, металлич. товары, текстиль и масло (экспорт). Важнейшим торговым путем на суше стала дорога от Массалии по pp. Рона и Саона в глубь Галлии и дальше в Британию или Германию. Торговый путь шел из рим. пров. Норик, Реции и Паннонии в Богемию, оттуда на С. и С. - В. («янтарный путь»). Также и в позднейшие времена использовалась древняя дорога перс, царей от Сард в М. Азии в Сузы и др. Элам. Из М. Азии и Сирии тянулся торговый путь на В. через Ферганскую долину и Семиречье в Китай («шелковый путь»). Из Палестины исходили торговые пути через Геджас на «побережье благовоний» (побережье Сомали) и в Юж. Аравию (Йемен). Из гаваней в Персидском зал. они вели в Юж. Аравию и Индию. Благодаря завоеваниям Александра Македонского далеко распространилось влияние греч. и затем эллинистич. торговли. Наиболее мощными эллинистич. торговыми центрами были Родос (3-2 вв. до н. э.), Делос, прежде всего для торговли рабами (2-1 вв. до н. э.), Александрия и Антиохия на Оронте (с 3 в. до н. э.), а также Селевкия на Тигре (3-1 вв. до н. э.). Обширная рим. торговля возникла лишь с 3 в. до н. э. после 1-й Пунической войны. В 218 до н. э. закон Клавдия затруднил для сенаторов крупную и дальнюю Т., запретив им приобретение больших судов. Вместе с тем закон способствовал развитию несенаторского сословия купечества (всадников). Карфаген и Коринф, стоявшие на пути рим. торговых интересов, были разрушены в 146 до н. э., что подорвало греч. и пунийскую Т. Наиболее значительной италийской гаванью с 1 в. до н. э. стали Путеолы (в Неаполитанском зал.), позднее Остия (в устье Тибра). В Римской империи Т. достигла невиданного ранее размаха. Она простиралась временами от Англии до Индии и Китая, от Сев. и Ср. Европы до Сев. Африки. С 3 в. н. э. Т. Западной Римской империи пошла на убыль, однако она сохранила частично свое прежнее значение в Восточной Римской империи. Важнейшими торговыми городами были прежде всего Александрия, Антиохия и Константинополь, на 3. - Карфаген и Массалия.

ТОРКВЕС

ТОРКВЕС (лат. torques), ожерелье из бронзы, драгоценных металлов, золота и других материалов, у кельтов служило украшением.

ТОРС

ТОРС (итал. torso - пень), в античном искусстве туловище человека с поврежд., или плохо сохранившимися, или сознательно незаконч. частями (например, Роден); термин «Т.» употребляется для обозначения детали статуи.

ТОТ

ТОТ (егип. Thot(h)), егип. бог мудрости и письма, ведал движением луны по небосводу, по внешнему виду напоминал ибиса или павиана. По представлению египтян, Т. приводил умершего на суд, записывал решение суда и отводил умершего к Осирису. Поэтому греки отождествляли его с Гермесом Психопомпом (Hermes Psychopompos), а т. к. Т. имел еще эпитет «трижды великий», то они отождествляли его и с Гермесом Трисмегистом (Hermes Trismegistos).

ТОТЕМИЗМ

ТОТЕМИЗМ (индейск. - родство). В научных исследованиях по истории религии (Дж. Фрезер, 1854 - 1941, Э. Дюркгейм, 1858-1917) понятие Т. относится к дорелигиозному периоду развития культуры, когда человек был еще полностью зависим от природы и считался неотделимой частью животного и растительного мира. К.-л. свидетельств о Т., относящихся к этому периоду и касающихся района Средиземноморья, пока нет. Т. нельзя путть с культом животных. Семантич. попытки доказать существование Т., исходя из назв. др. - итал. племен (например, italoi, vituli - молодняк), потерпели неудачу.

ТОТИЛА

ТОТИЛА - король остгогов, в 546 и 550 завоевывал Рим, пытался привлечь на свою сторону крестьян путем экспроприации частной собственности богатых землевладельцев. В 552, как и его последователь Тейя в 553, потерпел сокрушительное поражение от Нарсеса, который в результате этих двух побед уничтожил остготов.

ТРАВЕСТИ

ТРАВЕСТИ (итал. travestire - переодевать), лит. понятие, изложение лит. произведения в шутливой форме (например, у Лукиана). Т. отличаются от пародий тем, что сохраняют содержание оригинала, но изменяют его форму.

ТРАГЕДИЯ

ТРАГЕДИЯ (греч. tragodia, лат. tragoedia - песнь козлов). Предшественником Т. уже в античности считался дифирамб. Благодаря поэту Ариону дифирамб на Пелопоннесе стал произведением хоровой лирики, которое исполнял хор одетых в костюмы сатиров (отсюда, вероятно, и происходит назв. «Т.»). Начиная со 2-й пол. 6 в. до н. э. дифирамбы исполнялись в Афинах на Великих дионисиях. Феспид первым использовал наряду с хором одного актерадекламатора, дававшего пояснения по ходу представления, создав т. о. предпосылку для диалота. Позже Эсхил ввел второго, а Софокл третьего актера-декламатора, так стало возможным драматич. действие, независимое от хора. Внешнее построение Т. подчинено строгой схеме. После исполн. актером пролога следует вступительная песнь хора - парод (parodos), затем отдельные сцены - эписодии (epeisodia), отделяемые друг от друга стасимами (stasimon). Вслед за последним эписодием хор исполняет заключительную песнь - эксод (exodos). Т. включала в себя около 1400 стихов. В Афинах ежегодно по праздникам в честь Диониса проводились состязания поэтов, во время которых исполнялись Т. Каждый день исполнялась тетралогия одного автора, состоящая из трех Т. и одной сатировской драмы. Основу драм составляли мифологич. мотивы, драмы же на совр. темы авторы ставили редко. Начиная с Софокла сюжетное единство тетралогии перестает являться необходимым условием. По окончании празднеств жюри оценивало произведения и распределяло награды. Предпосылкой для расцвета Т. как жанра искусства явилась демократия полисов. Из числа трагиков до Эсхила нам известны лишь Херил, Пратин, Фриних и Феспид, творчество которых представлено лишь отдельными фрагментами. Своего апогея греч. Т. достигла в произведениях Эсхила, Софокла и Еврипида. Для этих поэтов характерно глубоко гуманистич. толкование актуальных проблем и событий, которые под прикрытием мифологич. сюжетов нашли отражение в Т. этих авторов. В идейном содержании дошедших до нас драм отразилось также развитие демократии в полисах. В последующие века эти Т. ставились регулярно, постепенно становясь классич. Благодаря этому в отличие от произведений других многочисл. трагиков 6-5 вв. до н. э. (Агафон, Ион Хиосский) творения Эсхила, Софокла и Еврипида хотя и не полностью, но все же дошли до нас. Жанр трагедийной поэзии существовал и в 4 в. до н. э., однако сохранились лишь явно подражательные Т., среди которых и приписываемая Еврипиду драма «Рес». Начиная с 240 до н. э. городские власти Рима на всех праздниках организовывали театральные представления. Немногочисл. дошедшие до нас фрагменты рим. Т. свидетельствуют о том, что большинство их представляло собой свободную обработку произведений греч. трагиков, в осн. Еврипида и Эсхила. При этом предпочтение отдавалось драмам, сюжеты которых были заимствованы из легенд троянского цикла. В отличие от греч. рим. Т. включали в себя множество музыкальных вставок и вокальных партий актеров, в то время как хоровые партии утрачивали свои ведущие позиции; в эпоху правления Суллы к каждому представлению Т. присоединялась ателлана, а позднее мим (подобие греч. тетралогии). Первую Т. в Риме поставил Ливии Андроник в 240 до н. э. За ним последовал Невий, создавший новый вид Т. - претексту (fabula praetexta), в основу которой был положен сюжет из рим. мифологии и истории. Гл. действующими лицами претекст были рим. чиновники, по назв. одежды которых - тога претекста (toga praetexta) - и получил наименование этот вид Т. Вслед за этим появились многочисл. драмы Энния, в т. ч. на рим. темы. Своих наиболее значительных представителей рим. Т. получила в лице Пакувия и Акция. В качестве сюжета оба использовали греч. и нац. меч ивы. Начиная с 1 в. до н. э. публика постепенно начинает герять интерес к трагедийной драме, несмотря на блестящие постановки. Все меньше появляется новых Т., хотя некоторое время сохраняется мода сочинять их (Цицерон, Цезарь, Август). В конце 1 в. были написаны знаменитые Т. Азиния Поллиона, Вария Руфа и Овидия; большую популярность завоевывает исполнение отдельных сольных партий под аккомпанемент из этих произведений, а также пантомима. В 1 в. трагедийная поэзия переживает свой последний подъем, в первую очередь благодаря Сенеке, Помпонию Секунду и Куриацию Матерну. До нас дошли мн. драмы Сенеки, некоторые рим. Т. сохранились полностью, среди них есть одна претекста, авторство которой сомнительно. Произведения Сенеки оказали большое влияние на классиков итал., франц. и ант л. драмы. Из всех лит. жанров античности 1. оказала самое большое влияние на мировуто литературу. Формы освоения трагедийного драма тич. наследия античности включают в себя макс, приближ. к оригиналу постановку и адекватный перевод (Гёльдерлин), заимствование стожета (Гёте) и использование драматич. структуры (Шиллер), свободную обработку (Брехт) и музыкальное переложение (Мендельсон).

ТРАГИЧЕСКОЕ

ТРАГИЧЕСКОЕ - Античная теория Т. отличается от совр. прежде всего тем, чго к Т. относился ттс только неразрешимый конфликт, обязательным элементом являлся пафос. Действие, послужившее причиттой страдания, по мнению Аристотеля, должно было предполагать нечто возвышенное, но одновременно не быть преувеличенным, оно должно быть понятно для простого человека и вызывать у него определ. чувства, например страха или сострадания. Это действие могло совершиться вследствие человеч. бессилия перед ч. - л., а причин, им страдания должны были казаться неизбежными и незаслуж. Тратич. поступки, полные страшного и ужаснот о, с одной стороны, вызывают отвращение, а с друтой одновременно удовольствие (при соответствующем художеств, оформлении), а также служат узнаванию и перипетии. Принадлежность тратич. персонажей к высшим слоям общества - требование более позднего периода истории, не связанного с именем Аристотеля.

ТРАЗИМЕНСКОЕ ОЗЕРО

ТРАЗИМЕНСКОЕ ОЗЕРО - озеро на В Этрурии, западнее т. Перуджа. Во время 2-й Пунической войны Ганнибал разбил здесь рим. войска (217 до н. э.).

ТРАКТИР

ТРАКТИР (лат. taberna). Т. существовали с классич. времен как кабачки, постоялые дворы и ресторанчики. В Т. можно было получить приготовл. пищу на дом. Постоялые дворы иногда содержали штаг женщин легкою поведения, как это видно на примере Помпей. По свидетельству настенной живописи в Т. гости ели и пили сидя и лежа, а также развлекались игрой в кости. В большинстве случаев путешественники предпочитали кров и стол часгных граждан публичным постоялым дворам. Государств, учреждения подобного рода для рим. должностных лиц (например, mansiones для императорской почтовой службы и офицеров) были оснащены лучше, чем частные Т. Существовали фешенебельные Т. на курортах, в местах оракулов и праздничных игр (например, в Олимпии). Указы первых рим. императоров перечисляли меры по пресечению разгула в Т.

ТРАЛЛЫ

ТРАЛЛЫ (лат. Tralles), поселение в М. Азии, впервые упоминается у Ксенофонта. После захвата Александром Македонским (334 до н. э.) Т. поочередно становятся подвластной терр. государства Антигона (323), царства Лисимаха (301), царства Селевкидов (281), Пергама (188) и Рима (133). С нач. 2 в. Т. - резиденция епископов.

ТРАНСМУТАЦИЯ

ТРАНСМУТАЦИЯ (лат. превращение), понятие в алхимии, включающее в себя процесс превращения неблагородных металлов в благородные.

ТРАНСПОРТ

ТРАНСПОРТ - Приспособления для транспортировки различных архитектурных деталей применялись уже при строительстве храма Артемиды в Эфесе; этими вопросами занимались Херсифрон (род. до 546 до н. э.) и Метаген, описавшие в свое время приспособления для транспортировки колонн и балок. Т. о., др. греками был найден один из способов решения актуальной для всех времен проблемы транспортировки тяжелых грузов. Учитывая масштабы перевозок необходимых для большого города товаров различного назначения, а также расстояния этих перевозок, скорость наземного и водного Т., организационную структуру союзов транспортных предпринимателей, трудно переоценить значение пассажирского и грузового Т. того времени. Транспортные средства были различными: для речных перевозок использовались лодки и плоты; для мор. парусные суда, клиперы, реже гребные корабли; для наземных перевозок на малые расстояния использовались спец. носилки и вьючные животные (ослы, мулы, реже лошади, верблюды, слоны). Товары перевозили в корзинах, мешках, бурдюках; мелкие товары - в переметных сумах. Древесину привязывали к животным на спину, а камни грузили на специальные волоки из плетеной роюжи, которую животные тащили за собой. Можно было всфегигь на улицах юродов двух - и четырехколесные тележки и коляски. Данных о существовании в то время тачек и ручных тележек пока нет. В особых случаях применялись транспортные средства спец. конструкций, например для доставки из С ал ус У мери таны (Испания) минеральной воды использовались цистерны с двумя спускными кранами, что позволяло продавать воду в розлив.

Транспорт

рис. 1. Транспортировка колонн и балок. Для транснортировки колонн применялась консфукция в виде короба с крючками и дышлами, которую можно было использоватъ и для траспортировки балок, поставив ее предварительно на колеса.

Транспорт

рис. 2. Телега-цистерна со спускными кранами (рисунок па серебряной чаше, Испания, период Римской империи).

ТРАПЕЗА

ТРАПЕЗА - На завтрак, обед и ужин обычно ели кашу из крупы, овощи (бобы, горох, лук, капуста, репа) и рыбу, реже хлеб и мясо, обязательно сыр с вином. Меню вечерней Т. разнообразили, подавая к горячему всевозможные закуски и десертные блюда. Рост имуществ. дифференциации повлек потребление нредставигелями состоятельных слоев общества более изысканной пищи. Обилие на рынках привез, из других стран продуктов в периоды эллинизма и Римской империи способствовало превращению обычной Т. в буйное пиршество. Ели сидя или лежа. Перед подковообразными ложами, на которых, как правило, располагались 2 человека, устанавливали неск. маленьких столиков или один громадный стол седой. Ели из глиняной или мегаллич. посуды; в ходе археологич. раскопок было обнаружено значительное количество дорогою рим. с головою серебра. Пользовались обычно ножом и ложкой, реже вилкой. Среди высших сословий общества было принято во время Т. услаждать себя музыкой и танцами. Зачастую Т. заканчивались праздничным шествием. В Риме устройство пиршества требовало огромных затрат, поскольку было принято, кроме всею прочею, подавать гостям благовония и осыпать их цветами.

ТРАПЕЗУНТ

ТРАПЕЗУНТ (греч. Trapezus, турецк. Трабзон), город на юго-вост. побережье Черного м., основан милетской колонией Синопа во 2-й гтол. 7 в. до н. э. Т. лежал в начале важною торговою пути на Восток, пережил свой первый расцвет во времена Римской империи, в 257 разрушен ютами. В нач. 13 в. переживает свой второй расцвет, становясь столицей Трапезундской империи, просуществовавшей до 1461.

ТРАПЕТ

ТРАПЕТ (лат. trapetum, греч. trapein - давить, выжимать сок); у сицилийцев до сих пор существует слово «trapitti» - устройство изобрег. треками для механич. обработки оливок в 4 - 3 вв. до н. э. У треков eго переняли римляне. С помощью Т. можно было отжать мякоть, не раздробив при эюм косточек. Поскольку кос точки собирались внизу. Т. должны были иметь приспособление, регулирующее тлубину ног ружения жерновов. Для этою каменный чан изготавливался в виде полой формы с выпуклыми (в форме полусферы) стенками, а внутри, в центре чана помещался цилиндр, в котором вращалась вертикальгтая ось; на ней крепилась горизонтальная ось, peгулируемая с помощью насаживаемых сверху железных колец. На горизонтальной оси независимо друт от друга вращались два каменных жернова, имевшие форму шарового сегмента. Жернова двигались но кругу; их приводили в движение два раба, которые бежали вокруг чана, держась за выступающие части горизонтальной оси. Устройство Т., найденных в Помпеях и в Стабиях, не вполне совпадает с описанием Кат она. Он сообщает, что стоимость такого устройства составляла 629 -724 сестерция, в ю время как содержание одного человека в день обходилось в 2 сестерция.

Трапет

рис. 1 - маслобойный чан; 2 - цилиндр; 3 - наружная кромка чана; 4 - центральиый стержень, жестко закрепленный в цилиндре (2). Независимое вращение сферических дисков (13) в двух направлениях обеспечивалось специальной «буксой» (7), обитой листовым железом (5, 6); «букса» соединялась с рукоятью (10) при помощи железною стержня (8); благодаря такой конструкции диски, насаженные па рукоять, могли свободно вращаться вокруг своей оси. Для большей прочности внутреннюю часть рукояти насаживался железный цилиндр (9). Чтобы избежать расшатывания конструкции, рукоть, пропущенную через оба диска. зачекачивали (12). Два железных кольца (11) препятствовали стачиванию «буксы» и ее частей вращающимся каменным диском. Конструкция позволяла подложить пластину (6), поскольку при большой наполненности чана диски погружались слишком глубоко. Центральная ось (4) выступала над «буксой», чтобы сопротивление массы оливковых косточек нe привело к выходу дисков из ложа.

ТРАЯН

ТРАЯН - Марк Ульпий (Traianus М. Ulpius) (18. 09. 53 - 07. 08. 117), рим. император с 28. 01. 98. Т. родился в Италике в Юж. Испании в семье аристократа. В период правления Нерона отец Т. стал сенатором. R Испании Т. командовал легионом в армии Домициана. В 91 он консул, в 96 наместник в Германии (Germania superior). В 97 Нерва усыновил любимого всеми солдатами сенатора, а после смерти Нервы Т. стал первым рим. императором выходцем из пров. Ею внешняя политика отличалась агрессивностью: в 101-102 Т. начал войну с лаками, подчинил их себе; в 105 106 еще раз напал на Дакию и в 107 обьявил ее рим. пров. В честь побед Т. в 109 был воздвигнут монумент в Адамклисси, а в 113 в Риме-колонна Т. выс. 33 м с рельефным поясом дл. 200 м. Под Турну-Северином Аполлодор Дамасский построил для Т. первый постоянный мост через Дунай, длина которого составила 1 км. В 106 Набатейское царство было превращено Т. в пров. Аравия, в 114 117 в войне с Парфией он присоединил к Риму Армению и Месопотамию, в 116 дошел до Персидского зал., захватил Ктесифон. Однако волнения в тылу, прежде всего воссгание евреев, остановили его дальнейшее продвижение. В августе 117 в Киликии (М. Азия) на пути в Рим Т. скончался. Во внутр. политике Т. охранял интересы сената, за что в 114 ему был дан титул Optimus princeps (Наилучший император). В 114 в г. Беневенто была сооружена Триумфальная арка Траяна, на которой сохранилось богатое рельефное украшение, прославляющее Т. как императора Рима и властелина рим. пров. Императорскую власть Т. еще больше укрепил пугем расширения сети государств, учреждений, усиления армии и ужесточения контроля за рим. пров. Как тонкого политика Т. характеризует его переписка с Плинием Младшим, наместником в Вифинии. В ней затрагиваются не только важные для того времени вопросы, но и второстепенные, например касающиеся отношений с христианами. Т. заботился об укреплении границ империи вдоль Рейна и Дуная (лимес и вал в Добрудже), основал новые колонии, например Ульпия Траяна (Ксантен), Новиомаг (Неймеген), Тамугади (Тимгад). Активное строительство (форум Траяна с двумя библиотеками, базилика Ульпия, строительство портов и прокладка улиц), дальнейшее увеличение учрежд. Нервой алиментарных фондов, богатые пожертвования и роскошные зрелища - все это сделало Т. любимым даже в среде простого народа императором, но в то же время опустошило, несмотря на приток дакского золота, государств, казну. Его брак с Плотиной оказался бездетным. Т. усыновил Адриана, который впоследствии стал императором. Во время правления Т. Римская империя максимально расширила свои границы и пережила период своего наивысшего расцвета. Среди всех императоров Т. был самым великим и одновременно последним завоевателем.

ТРЕБИЯ

ТРЕБИЯ - совр. Треббия, правый приток р. По. В 218 до н. э. Ганнибал разбил на Т. войска рим. консула Семпрония Лонга.

ТРЕБОНИАН ГАЛЛ

ТРЕБОНИАН ГАЛЛ (лат. Trebonianus Gallus, С. Vibius) (206 - август 253), сенатор в Перузии, в 245 - консул, в 250-251-наместник Мёзии. После поражения Деция от готов и его смерти Т. Г. провозглашается императором (июнь 251). Вел войну с готами и персами на Востоке; в борьбе с претендентом на престол потерпел поражение и был убит.

ТРЕЗУБЕЦ

ТРЕЗУБЕЦ - атрибут и оружие Посейдона (Нептуна), символ его господства над стихийными силами моря, первоначально, постровидимому, острога для ловли рыбы, используется и в совр. ловле тунца в Средиземном м. Т., длинный гарпун с 3 крючковатыми остриями, применялся также в боях гладиаторов.

ТРЕНОЖНИК

ТРЕНОЖНИК - металлич. котел с тремя ножками, а также любая утварь на трех подставках. В домашнем хозяйстве Т. применялся для разогревания воды и пищи. Изготавливался из различных материалов, мог быть культовым предметом, призом в борьбе, свящ. даром богам (например, Аполлону). Т. находили применение в архитектуре в качестве декоративного элемента (акротерий). В Дельфах Т. использовался как сиденье для пифии. В геометрич. периоде преобладали цельные треножники, украш. орнаментом и рельефом. Начиная с архаич. периода стали изготавливаться т. н. посоховые Т., обособл. от котла. У этрусков и римлян Т. часто были богато украшены.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV