Словарь античности
Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГЕС"-"ГИП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГЕС"-"ГИП")

ГЕСНЕР

ГЕСНЕР - Иоганн Маттиас (нем. Gesner) (1691 - 1761), специалист по классич. филологии. В 1730 ректор школы Фомы в Лейпциге, в 1734 - профессор в Гёттингене, где он организовал общегерм. филологич. семинар. Г. внес изменения в методику изучения др. языков и подготовку преподавателей. Будучи предшественником К. Г. Гейне, он стал пионером неогуманизма.

ГЕСПЕР

ГЕСПЕР (лат. Hesperus), вечерняя звезда.

ГЕСПЕРИДЫ

ГЕСПЕРИДЫ - дочери богини Никты или Атланта, надел, звонкими голосами. Жили на противоположном берегу Океана на крайнем Западе. Вместе с драконом Ладоном Г. охраняли в саду богов золотые яблоки, которые Гея подарила Гере к ее свадьбе с Зевсом. Геракл убил дракона и завладел яблоками. Картины Рафаэля и X. фон Маре.

ГЕСТИЯ

ГЕСТИЯ (греч. Hestia), дочь Кроноса и Реи, юная греч. богиня огня и домашнего очага, который был одновременно культовым местом в семье. Г. жертвовали у очага часть еды. Г. соответствовала рим. Веста.

ГЕТАЙРЫ

ГЕТАЙРЫ (греч. hetairoi - спутники), у Гомера - ближайшие друзья и свита вождей, у македонян - советники и сопровождающие царя, а также знать, служащая в тяжеловооруж. коннице. Вместе с pezhetairoi, служившими в пехотных фалангах, Г. составляли войсковое собрание как политич. представительство.

ГЁТЕ

ГЁТЕ - Иоганн Вольфганг (1749 - 1832), классик нем. литературы. Следуя моде, в годы обучения в Лейпциге писал анакреонтич. стихи и небольшие драмы, был знаком с идеями Винкельмана. В Страсбурге И. Гердер привлек его внимание к Гомеру и Софоклу. В драматич. фрагменте и оде (1793) Г. использовал античный материал легенды о Прометее, стремясь выразить борьбу индивидуума за свою свободу и право на развитие творч. личности. В «Ганимеде» как контраст в центр поставлена преданность властелину мира. В 1787 завершилась окончательная редакция «Ифигении». В то время как у Еврипида решение конфликта осуществлялось путем вмешательства богини, у Г. чисто человеч. черты одерживают победу над ненавистью и предрассудками. Во время поездки в Италию в 1786 - 1788 Г. занимался прежде всего произведениями античного искусства и архитектуры, что дало ему возможность сформулировать задачи искусства - познать и выразить необходимое, существенное, истинное в природе. В 1788 создаются «Римские элегии» в стихотворном размере и стиле, присущем античности. Оформившиеся под влиянием Винкельмана и путешествия в Италию взгляды Г. об искусстве изложены им в «Пропилеях» (1798 - 1800) и различных статьях: «Винкельман и его век» (1805), «О Лаокооне» (1794), «Античность и современность» (1818). В написанных в форме греч. идиллий «Алексисе и Доре» и «Германе и Доротее» (1798) Г. прославляет красоту здоровья и любви, которые создают внутр. и внешнюю гармонию. Эпос «Рейнеке-Лис» (1793) звучит в гомеровском гекзаметре. Во время второй поездки Г. в Италию (1796) создаются «Венецианские эпиграммы», которые по форме примыкают к Марциалу. Совместно с Ф. Шиллером Г. организует в 1797 в форме античного дистиха полный юмора и серьезности суд над совр. литературой в «Ксениях». Также в сотрудничестве с Шиллером в 1797 написаны несколько баллад на античном материале. Эпич. фрагмент «Ахилл» (1798) был попыткой подражания языку и стилю Гомера, тогда как в аллегории «Пандора» (1808) заметна внутр. собранность и сосредоточенность. Последнее обращение к античному миру имело место во II части «Фауста». В классич. Вальпургиевой ночи появляется пестрый рой греч. духов природы и богов, греч. философы дебатируют о миросозидающих первобытных силах, в то время как Фауст неустанно ищет Елену, образ античной идеи красоты. Во мн. поэмах и теоретич. сочинениях Г. на передний план выдвигается классич. представление о человечности, являющееся результатом изучения природы и приложенное к искусству античности. Это понятие ставит в центр человека как высшую ступень природы с особым акцентом на его отношение к обществу. Идеал жизни, когда природа находится в согласии с разумом, Г., как и другие нем. классики, видел осуществленным в античности.

ГЕТЕРИИ

ГЕТЕРИИ (греч.), в Афинах общества, как правило тайные, единомышленников-олигархов, направл. против демократич. строя. Были вдохновителями и организаторами неск. олигархич. переворотов в 411 до н. э. и в последующие годы в Афинах. В новые времена при подготовке греч. нац. восстания 1821 значительную роль сыграла основанная в 1814 в Одессе тайная Г.

ГЕТЕРЫ

ГЕТЕРЫ (греч. спутницы), женщины различных социальных рангов, ведущие свободный, независимый образ жизни. Известные Г. были, как правило, хорошо образованы, знали музыку, философию, литературу и т. д., играли заметную роль в обществе. К знаменитейшим Г. причисляют Аспазию, подругу, а позднее жену Перикла, Фрину, подругу Праксителя, Гликерию, возлюбленную Менандра. Образы Г. воплощались в скульптуре (например, «Аспазия») и рельефе (например, «Алкивиад у гетер»), в настенной живописи и керамике (например, на вазах кон. 6 и 5 в. до н. э. - сцены легкомысл. содержания). Г. новоаттич. и рим. комедии (например, «Сплетни гетер» Лукиана, «Письма гетер» Алкифрона) различаются по уровню образования и социальному статусу.

ГЕТЫ

ГЕТЫ - фракийский племенной союз, живший в нижнем течении Дуная, был побежден Дарием во время его скифского похода в 513 до н. э. Полученные тогда сведения о кочевом народе этого союза, его представлениях о загробном мире и культе Замолксиса привлекли внимание греков и Овидия, место ссылки которого находилось неподалеку от этих мест. Г. попадали в зависимость от скифов, македонцев, галатов, в 1 в. до н. э. входили в дакское государство Буребисты, позднее - в состав Римской империи племена, жившие южнее Дуная, - с 46 н. э., жившие севернее Дуная - со 107).

ГЕФЕСТ

ГЕФЕСТ (греч. Hephaistos, лат. Hephaestus), греч. юг огня и кузнечного ремесла, покровитель кузнецов и ремесленников, изначально негреч. происхождения (М. Азия - Кария, Ликия), в М. Азии и особенно на о. Лемнос существовал культ земного огня. Г. был сыном Зевса и Геры (или одной Геры). Изображался широкоплечим и хромым. Согласно одной зерсии, Зевс швырнул Г. с Олимпа за то, что он закупался за Геру во время ее спора с Зевсом. Упав - Олимпа, Г. обрушился на Лемнос. Согласно другой версии, Гера после родов сбросила Г. с Олимпа, Гефест. к. он был калекой. Как мастер кузнечного ремесла, единств. из всех античных богов изображался работающим в своей мастерской - он изготавливал со тюими подмастерьями, циклопами, оружие и украшения для богов, создал по воле Зевса Пандору. 3 качестве искуснейшего бога Г. был супругом Афродиты. Она обманывала его с Аресом. В Афинах земесленники наряду с Афиной почитали также и Г. как своего защитника и покровителя. Т. н. Тесейон был, вероятно, его храмом. Г. в своей мастерской - излюбл. сюжет живописи - полотна П. Рубенса, э. Веласкеса, А. ван Дейка, Д. Тьеполо.

Гефест

рис. Гефест при рождении Афины (по изображению на краснофигурной вазе).

ГЕФЕСТИОН

ГЕФЕСТИОН - из Александрии (Hephaistion), реч. языковед, специалист по грамматике. Писал во: в. труды о греч. метрике, стихотворных размерах 48 книг). Одно из кратких руководств, составл. им то этой теме («Краткий учебник метрики»), - единств, полностью сохранившееся произведение) метрике александрийцев.

ГЕФТЕМИМЕРЕС

ГЕФТЕМИМЕРЕС (греч. hephthemimeres - составленный из семи половинных частей), цезура после седьмой полустопы, т. е. в 4-й стопе стиха, например В гекзаметре:

Гефтемимерес

(Катулл, 64, 180: An patris «auxillium sperem?/quemn(e) ipsa reliqui).

ГЕЯ

ГЕЯ (греч. Gaia или Ge, лат. Gaea), греч. богиня животворящей земли, производительница и носительница всех живых существ, праматерь и прабожество, в котором объединились все догреч. и архаич. греч. представления. Г. произвела на свет Небо (Uranos), Море (Pontos) и горы. Будучи супругой Урана, она родила титанов, циклопов и гекатонхейров. По наущению Г. ее сын Крон оскопил Урана, из капель крови которого родились эринии и гиганты. В Греции повсеместно существовал культ Г., постровидимому, ей первоначально принадлежал оракул в Дельфах. В др.-рим. мифологии Г. соответствовала Теллус (Terra Mater, Tellus). Картины А. Фейербаха.

ГИАДЫ

ГИАДЫ (от греч. hyein - идет дождь), в греч. легендах нимфы, дочери Атланта, которые умерли от печали о своем убитом брате Гиасе и были превращены в звезды. Их появление на небосклоне (отмечалось в октябре) совпадало с дождливым сезоном, поэтому они считались звездами дождя, их заход (в ноябре) напоминал об осенней пахоте. В разных легендах число Г. колеблется от 2 до 7.

ГИАКИНФ

ГИАКИНФ - или Гиацинт (греч. Hyakinthos, лат. Hyacinthus), в греч. сказаниях прекрасный юноша из Амикл близ Спарты, любимец Аполлона. Диск, брошенный Аполлоном, был смещен ревнивым Зефиром (зап. ветром) и убил Г. По желанию Аполлона из крови Г. вырос гиацинт. Г. был догреч. богом растительного мира. Когда этим богом был признан Аполлон, Г. стал считаться героем. Местом культа Г. стали Амиклы. Крупнейший спартанский праздник гиакинфия стал проводиться в честь Аполлона. Сюжет мифа отражен в картине Тьеполо, опере Моцарта.

ГИБЕРНИЯ

ГИБЕРНИЯ (лат. Hibernia, греч. Ierne), античное наименование Ирландии (Г. вместо Ивернии, народная этимология от лат. hibernus - зимний). Считалось, что Г. расположена к С. от Британии или между ней и Испанией. Из Г., сохранившей независимость от Рима, кельты, известные под назв. скоттов, начиная с 4 в. проникали в Каледонию, которая стала называться Шотландией. В 5 в. началась христианизация Г. (св. Патрик). Монастыри Г., которая не была затронута переселением народов вплоть до времени норманнов (9 в.), имели огромное значение для сохранения лат. литературы.

ГИБРИС

ГИБРИС (греч. hybris - заносчивость, дерзость), по греч. представлениям, дерзкое высокомерие людей, при котором они в ослеплении (Ата) переходят установл. богами рамки и караются за это Немесидой. Г. играл в греч. сказаниях (например, о Тантале), трагедиях и мировоззрении, особенно до 5 в., значительную роль (быстрая смена счастья падением у тиранов). Чрезмерная уверенность в своей удачливости в античные времена также включалась в понятие Г. (Шиллер, «Кольцо Поликрата»).

ГИГАНТЫ

ГИГАНТЫ - В греч. сказаниях огромные, вызывавшие ужас, часто изображавшиеся змееногими великаны. Г. были порождены Геей из капель крови, пролившейся при оскоплении бога неба Урана. Г. восстали против богов Олимпа и связанного с ними союзом Геракла, которому за участие в этой борьбе было даровано бессмертие. Битва богов с Г. (гигантомахия), постровидимому, происходила на полях Флегры. Побежденные богами Г. были заточены в подземном царстве. Борьба богов с Г., очевидно, была отражением культовых разногласий времени раннего заселения Греции, она стала моделью общей борьбы внутри и вне страны. Изображения битвы Г. появляются с 6 в. до н. э., например во фронтонной скульптуре (др. храм Афины в Акрополе), на фризах (сокровищница сифнийцев в Дельфах), метопах (Парфенон), в вазовой живописи (например, чаша Брига в Берлине). Знаменитейший из дошедших до нас памятников этой борьбы - большой фриз алтаря Зевса в г. Пергам эпохи позднего эллинизма (2 в. до н. э.). Эпос Клавдиана, опера Глюка, картина А. Фейербаха.

ГИГИЕНА

ГИГИЕНА (греч. hygieinos - здоровый), наука о здоровом образе жизни. В частной и обществ, жизни греков и римлян имела большое значение как профилактич. часть диэтетики и довольно рано стала считаться составной частью медицины. Гигиенич. мероприятия врачей включали, например, ежедневные заботы о физич. здоровье, продолжительности сна, физич. нагрузках и разгрузках, а также заботу о здоровье общества, о сохранности продаваемого продовольствия, водоснабжении, канализационных устройствах, захоронении трупов и т. д.

ГИГИЕЯ

ГИГИЕЯ (греч. Hygieia, лат. Hygia - здоровье), греч. богиня здоровья, дочь Асклепия, с 5 в. до н. э. почиталась в Афинах.

ГИГИН

ГИГИН - Г. Юлий (лат. Hyginus), ум. ок. 10, лат. ученый и писатель, вольноотпущенник императора Августа. Происходил, постровидимому, из Испании. Август назначил Г. главой Палатинской библиотеки. Г. был необычайно добросовестным ученым. Писал в подражание Варрону труды по сельскому хозяйству, философии, географии, о древностях и религии. Из его произведений ничего не сохранилось. Под именем Г. дошли из 2 в. до наших дней труд о легендах, связанных со звездами, и «Fabulae» - справочник по мифам, использовавшийся как школьный учебник.

ГИДАСП

ГИДАСП (греч.), др.-греч. наименование р. Джелам, зап. реки «страны пяти рек» (Пенджаб), впадает в Акесин (совр. Чинаб). Г. стал известен в греч. мире благодаря походам Александра Македонского (на левом берегу Г. произошло решающее сражение против инд. царя Пора).

ГИДРА

ГИДРА (греч. hydra - водяная змея), легендарное чудовище у источника Лерны в Аргосе (лернейская гидра), порождение Тифона и Ехидны. Обычно ее представляли с 9 головами. Ядовитое дыхание Г. уничтожало все живое. На месте каждой отрубаемой головы у Г. вырастали две новые. Согласно мифу, Геракл с помощью Иолая стал прижигать обрубки шеи (2-й подвиг Геракла) и убил Г. Желчь или кровь Г. Геракл применил в качестве смертельного яда для стрел (например, против Несса).

ГИДРИЯ

ГИДРИЯ (греч. hydria - сосуд для воды), металлич. или чаще керамич. сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, которые плавно переводят тулово в горло, иногда роспись наносится только на них, например знаменитая ваза Вивенцо из Неаполя. Др. угловатые формы Г. отличаются богатой росписью на тулове при небольших по размеру рисунках на плечиках.

Гидрия

рис. Гидрия Гипсиса (позднее 6 в. до н. э., Мюнхен).

ГИДРОСТАТИКА

ГИДРОСТАТИКА (греч.), учение о покоящейся жидкости. В своем труде «О плавающих телах» Архимед сформулировал закон импульса (принцип Архимеда) и исследовал состояние равновесия плавающих тел.

ГИДРОТЕХНИКА

ГИДРОТЕХНИКА - О значении античной Г. свидетельствуют сохранившиеся специальные сочинения (Фронтин и др.). Водоснабжение осуществлялось при помощи акведуков и трубопроводов; некоторые из них, например на Самосе, проходили через туннели. Строительство туннеля на Самосе, начатое ок. 535 до н. э. Эвпалином Мегарским одновременно с двух сторон, достигло цели только после исправления небольшой ошибки в измерениях, не позволявшей встретиться продвигавшимся навстречу друг другу рабочим. Применявшиеся в водопроводах водонапорные устройства состояли из вставлявшихся друг в друга конич. глиняных труб, причем высота водяного столба достигала в Пергаме 160 м, что соответствует давлению в 16 атм. = 1 589000 па. Римляне в 134 до н. э. довели в Алатри разницу уровней воды до 101 м. Подобные системы использовались для приведения в действие фонтанов и нимфеев (роскошные и сложно устроенные фонтаны и Риме императорского времени), оснащ. каскадами. Для отвода воды строились отводные каналы; часто использовалась испытанная тысячелетиями в сельском хозяйстве система отводных рвов и запруд. Древнейший известный нам технич. чертеж водопроводной сети был сделан в Файюме во время нахождения там на должности гл. инженера Клеона, т. е. До 253 до н. э. Между людьми, бравшими воду из одного и того же оросительного канала (rivus), нередко возникали споры и соперничество, откуда лат. слово rivalis - соперник. В античное время применялись, в частности для удаления воды из трюмов кораблей, подъемники непрерывного действия. Основными приспособлениями для поднятия воды были черпальные колеса и архимедов винт, служившие как для орошения, так для снабжения питьевой водой. В городах потенциальная энергия поднятой над уровнем земли воды употреблялась для смывания фекалий, грязи из скотобоен, из сукновальных мастерских и прочих ремесл. отходов. В горнорудном деле для гравитационного обогащения полезных ископаемых строились многочисл. отстойные сооружения, самые крупные из которых применялись для гидравлич. обработки золотосодержащей породы на золотоносных копях Испании. Первоначально римляне заимствовали Г. у греков и этрусков, но вскоре превзошли своих учителей, приступив к крупномасштабному строительству акведуков. В нач. н. э. римлянам удалось осуществить принцип поднимания воды водой: было изобретено большое водяное колесо с закрепленными на нем лопастями, сила удара текущей воды о которые создавала настолько значительный крутящий момент, что колесо легко поднимало воду в установл. на нем черпаках. Кроме того, римляне сконструировали привод водяного колеса, использовавшийся в водяных мельницах. Мощность такого привода, установл. в Венафре, составляла приблизительно 150 кг зерна в час (2 раба, обслуживавшие ручную мельницу, обрабатывали 7 кг зерна в час). Каскад из 32 мельничных устройств близ Барбегаля недалеко от Арля (Галлия) обрабатывал приблизительно 28 т зерна в сутки. В 4 в. н. э. на р. Мозель были установлены камнерезные пилы, снабженные устройством для преобразования вращательного движения водяного колеса в поступательное движение лезвия пилы. Наливавшаяся в небольшие резервуары вода использовалась в приводах часов и автоматов.

Гидротехника

рис. а - туннель Эвпалина. Сверху: продольный разрез и очертания туннеля водопровода о.Самоса, внизу: разрез туннеля в месте соединения обеих штолен (реконструкция по X. Вильсдорфу и другим источникам): 1 - верхняя штольня, проведенная от источника по направлению к городу, 2 - поперечная штольня, 3 - нижняя штольня (указано направление на город); b - запруда для обогащения руды в горнорудном бассейне Лавриона: 1 - запруда, 2 - отстойник глубиной 3 м, 3 - резервуар глубиной 1,5 м, 4 - выпуск воды для промывки руды; с - поперечный разрез ковшового элеватора, использовавшегося в качестве корабельной помпы: 1 - находящийся в воде нижний барабан, 2 - наполненные ковши, укрепленные на туго натянутой цепи, 3 - верхний барабан, 4 - место прикрепления рукояти маховика, 5 - пустые ковши, движущиеся на цепи вниз (находки в оз. Неми); d - конические глиняные трубы, вставляющиеся друг в друга; е - ватерклозет над коллектором сточных вод, перед ним - желобки со свежей водой для подмывания и мытья рук (со схемы в Римско-германском центральном музее, Майнц).

ГИЕМПСАЛ

ГИЕМПСАЛ - внук Масиниссы, сын нумидийского царя Миципсы. Оспаривал отцовское наследство у братьев Адгербала и Югурты. Во время конфликта по поводу раздела наследства в 117 до н. э. был убит последним.

ГИЕРАПОЛЬ

ГИЕРАПОЛЬ (греч. Hierapolis - священный город). Город в Сирии, близ переправы через Евфрат, в эллинистич. и раннерим. время - Бамбика, совр. Менбидж, важный центр торговли и сообщений, культ Атаргатис и Хадада.

2. Эллинистич. город во Фригии, заложен как пергамская военно-опорная крепость, известен благодаря термальному курорту и культу Асклепия и Гигиеи.

ГИЕРОН

ГИЕРОН (греч., лат. Hieron).

1. Г. I (540/525 - 467 до н. э.), брат и наследник тирана Сиракуз Гелона. Наместник г. - Гела, с 478 - тиран Сиракуз. В 474 до н. э. в мор. битве при Кумах (Кампания) победил вторгшихся на Ю. этрусков и принял в 472 до н. э. после смерти Ферона власть в Акраганте. Г. считался покровителем искусств и спортивных соревнований. В период его правления Сиракузы превратились в культурный центр Зап. Греции. При его дворе жили поэты Симонид, Эсхил, Пиндар и Вакхилид. Господство семьи Гелона и Г. дало тирании в Сиракузах некоторое подобие династии.

2. Г. II (ок. 306 - 214 до н. э.), отличился как офицер в борьбе против Карфагена и стал в 275 / 274 властителем Сиракуз. В 269 (265?) он победил мамертинцев, что привело к вмешательству Карфагена и Рима в дела Мессаны. После этой победы он принял титул царя Сицилии. В 1 - й Пунической войне Г. перешел на сторону Рима, причем обе стороны гарантировали в 241 до н. э. независимость Сиракуз. Во 2-й Пунической войне Г. был сторонником Рима. При его управлении Сицилия превратилась в страну с развитым зерновым хозяйством, с 212 до н. э. стала рим. пров.

ГИЕРОФАНТ

ГИЕРОФАНТ (греч.), высший жрец при Элевсинских мистериях, происходит из рода Эвмолпидов. Г. торжественно открывали элевсинские мистерии и провозглашали священные откровения. В Афинах Г. пользовались привилегиями.

ГИЛАС

ГИЛАС (греч. Hylas), в греч. легендах любимец Геракла, взявшего его с собой в путешествие аргонавтов. Когда Г. при остановке в Киосе в Вифинии пошел за водой, его похитили нимфы источника. Из-за поисков Г. Геракл опоздал к отплытию корабля аргонавтов. Г. предположительно был первоначально богом растительности.

ГИЛЕ

ГИЛЕ (греч. hyle - дерево, вещество), у гилозоистов в философском смысле вещество, материя. У Аристотеля - формирующееся по мере возможности, но еще не сформировавшееся первичное вещество.

ГИЛОЗОИЗМ

ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hyle - дерево, вещество, zoe - жизнь), учение ионич. натурфилософов (гилозоистов), которые находились на материалистически-пантеистич. позициях и видели субстанцию мира в одушевл. материи, способной к ощущениям и мышлению. Идеи Г. имели место также в Стое, позднее у Джордано Бруно, Дидро и других пантеистов. Термин «Г», возник в 17 в.

ГИМАТИЙ

ГИМАТИЙ (греч. himation - плащ), верхняя одежда в форме плаща для мужчин и женщин, изготовл. из шерсти или льняной ткани. Часто была окрашена и украшена. У мужчин застегивалась под правой рукой. Г. в грекоязычных областях Римской империи называлась также рим. тога.

ГИМЕНЕЙ

ГИМЕНЕЙ (греч. Hymenaios),

1. Греч, бог брака, сын Диониса и Афродиты или Аполлона и одной из муз. Изображался в виде прекрасного юноши с факелом и венком.

2. Свадебная песня, которая по др. обычаю во время свадебного праздника исполняется хором, например при введении невесты в дом жениха или свадебной ночью перед покоями невесты. При написании Г. чаще всего использовался гекзаметр. В лит. практике Г. появляется приблизительно с 1 в. до н. э. Вероятно, в эллинизме возникла форма эпиталамы (epithalamios), свадебной песни, исполняемой перед брачными покоями. Сохранились свадебные песни Сапфо, Феокрита, Катулла, Стация, Клавдиана, Аполлинария Сидония, Драконция и других.

ГИМЕРА

ГИМЕРА (греч. Himera), халкидо-дорийская колония на сев. побережье Сицилии. Основана в 7 в. до н. э., завоевана Фероном из Акраганта в 482 до н. э. С Г. связана победа Гелона над карфагенянами в 480 до н. э., благодаря которой зап. греки сохранили независимость от карфагенского господства. В 408 до н. э. Г. была до основания разрушена карфагенянами.

ГИМЕРИЙ

ГИМЕРИЙ (греч. Himerios). Род. в 310 в Прусе (Вифиния). Греч, оратор, представитель т. н. второй софистики, учитель риторики в Афинах (его учениками были Григорий Назианзин и Василий). В 362 был приглашен императором Юлианом в Антиохию. Из речей Г. целиком сохранились 24, другие известны по выпискам Фотия. В этих речах, далеких от всего политически актуального, обсуждались темы прошлого, искусственно возрождался др.-греч. поэтич. яз.

ГИМЕТТ

ГИМЕТТ (греч. Hymettos), равнина, располож. от Афин до примыкающего с Ю.-В. горного выступа (макс, высота 1000 м). В древности была покрыта лесом и знаменита своим медом, каменоломнями мрамора (белого и голубого).

ГИМН

ГИМН (греч. hymnus), торжеств, песнь в честь божества. В Греции ранней эпохи Г. (как и ном) был культовым пением или особой формой песни, позднее Г. выступал в различных жанрах: пеана (paian Г. Аполлону), дифирамба (dithyrambos - Г. Дионису), просодия (prosodion - песни процессий), пролога. Гимнам предшествовали заклинания духов, из них развились именные обращения - призывы к богам с последующими просьбами, которые выделялись среди эпич. произведений. Такими эпич. Г. вне культового контекста являлись гомеровские Г. в дактилич. гекзаметре. Культовые Г. исполнялись певцами в сопровождении кифары, причем слушатели подпевали окончание на манер припева; были известны также хоровые Г. (древнейший Г. элейских женщин). Из греч. Г. архаич. эпохи сохранились лишь фрагменты, например из Терпандра, Алкея, Пиндара. Встречаются Г. как составные части атгич. драмы классич. времени. Лучше сохранились образцы поэзии эпохи эллинизма и Империи (Каллимах, т. н. орфич. Г., Гораций - секулярные песни Carmen saeculare), среди которых впервые дошли до нас Г. с музыкальными нотами (дельфийские Г., Г. Месомеда). В раннем христианстве также имелись Г. во славу бога, позднее - Г. святым. Во время домашних молитв пели, постровидимому, в сопровождении кифары хвалебные песни, к ним относится первый сохранившийся христианский музыкальный памятник - Г. из Оксиринха. Создатель христианских Г. Амвросий ввел собств. метрич. Г. в форме строф (четверостишия ямбич. диметра) в порядок богослужения в Милане, благодаря чему он считается отцом церковного пения. В средневековье появились ритмич. Г. в рифмованных стихах. Они образовали обширный, почти необозримый жанр религиозной лирики. Наиболее значительными авторами Г. поздней античности наряду с Амвросием считаются Пруденций и Седулий, а также Венанций Фортунат, в раннем средневековье - Рабан Мавр. По форме и содержанию Ср.-век. Г. родственны секвенциям. В византийской церкви (как и в вост. нац. церквах) Г. считались отголоском небесного пения ангелов. Тексты дают свободные парафразы Библии, их стих строился по счету слогов, причем ударения стиховое и словесное совпадают. Г. были унисонными, исполнялись без сопровождения, но иногда пелись в антифонной смене двух полухорий.

ГИМНАСИАРХ

ГИМНАСИАРХ (греч. руководитель гимнасия). Избирался сроком на 1 год. Должность Г. принадлежала к числу почетнейших. Задачи Г. сводились к наблюдению за обучением и воспитанием юношества и организации соревнований. Обществ. средств на содержание гимнасия не отпускалось, и Г. должны были сами восполнять убытки.

ГИМНАСИЙ

ГИМНАСИЙ (от греч. gymnos - обнаженный). У греков Г. были прежде всего помещениями для физич. воспитания (гимнастики), где упражнялись в обнаж. виде. Здесь имелся просторный двор, окруж. колонными залами, залами для занятий с бассейнами. После Пелопоннесской войны, когда всеобщая воинская обязанность стала постепенно заменяться наемным войском, физич. подготовка юношества потеряла свое прежнее значение, а с появлением профессионального спорта отступило на задний план и общее гимнастич. воспитание. Г. стали использоваться как высшие учебные заведения (места для образования). Позднее в Г. выступали с докладами философы. После заимствования греч. образования римляне стали называть Г. свои школы schola (от греч. scho1е - досуг, отсюда происходит первое общее обозначение школы в средневековье), позднее - студиум. Возникавшие в Италии и Франции университеты обычно именовались Studium generale или Universitas, иногда назывались Г. или академиями. Постепенно городские лат. школы, предполагавшие более широкое, чем обычно, обучение, стали называться Г. Позже их называли G. academicum, часть этих учебных заведений развилась в университеты. Распространившееся к кон. 18 в. повсеместно название «Г.» было введено с 1788. Постановлением 1812 в Пруссии оно было присвоено тем школам, окончание которых давало право поступления в университет. В. Гумбольдт выдвинул требование поставить в качестве цели обучения в Г. обеспечение гармоничного развития. Г. как единств, форма средней школы, которая готовила к университетскому обучению, приняла характер сословной школы привилегированных слоев, а образование стало привилегией господствующих классов.

ГИМНОСОФИСТЫ

ГИМНОСОФИСТЫ (от греч. нагой мудрец), со времен Ксенофонта и Геродота, а также Мегасфена назв. инд. касты брахманов, аскетич. образ жизни которых служил в эллинистич. Греции моральным образцом.

ГИНЕКОЛОГИЯ

ГИНЕКОЛОГИЯ - В античности функции гинекологов выполняли обычно повитухи. Только в очень тяжелых случаях прибегали к помощи врача. Первые попытки описания анатомии женских половых органов, данные об аномальных положениях плода в организме женщины, при которых требовалось хирургич. вмешательство, а также представления о женских болезнях и их терапии появились в сочинениях Гиппократа. Герофил расширил анатомич. знания о Г. Но лишь Соран Эфесский покончил с суевериями в области Г., научно объяснил причины тяжелых случаев родов, дал точное описание картин гинекологич. заболеваний.

ГИПАСПИСТЫ

ГИПАСПИСТЫ (греч.), пехотные части в армии Александра Македонского. Служили связующим звеном между флангами тяжеловооруженных и активными кавалерийскими флангами. Кроме того, в войске Александра имелись юные Г. - пажи из благородных македонских фамилий, род гвардейского подразделения.

ГИПЕРБОЛ

ГИПЕРБОЛ (Hyperbolos), политик-демократ в Афинах во время Пелопоннесской войны, после смерти Клеона в 422 до н. э. - вождь демоса и в качестве такового стал гл. мишенью комедии. В 417 до н. э. подвергся остракизму, в 411 до н. э. был убит на о. Самос олигархами.

ГИПЕРБОРЕИ

ГИПЕРБОРЕИ (греч.), возможно, живущий по ту сторону сев. ветра (Борея) легендарный народ, пребывающий в вечном блаженстве на Крайнем С. Согласно греч. поверьям, Аполлон Дельфийский на зиму останавливался у них. Г. приносили жертв, дары в его святилище на Делосе.

ГИПЕРИД

ГИПЕРИД (греч. Hypereides, лат. Hyperides), оратор из Афин (390 - 322 до н. э.), ученик Исократа и, постровидимому, Платона. Наряду с Демосфеном ведущий представитель антимакедонской партии. Казнен Антипатром. Из речей Г. (на процессах, частных и политич., надгробной речи о павших в Ламийской войне) стали известными лишь шесть, сохранившихся на папирусах из Египта. Благодаря выразительности своих речей Г. считался наиболее значительным оратором после Демосфена.

ГИПЕРИОН

ГИПЕРИОН (греч. Hyperion), титан, сын Урана и Геи. Его дети от Тейи - Гелиос, Селена и Эос. Кроме того, Г. - имя или прозвище его сына Гелиоса, а также назв. романа в письмах у X. Гёльдерлина.

ГИПЕРМНЕСТРА

ГИПЕРМНЕСТРА - одна из 50 Данаид, дочерей Даная, единств, из своих сестер, которая вопреки приказу отца не убила своего супруга Линкея, ставшего позднее родоначальником аргосского царского дома, а помогла ему бежать.

ГИПЕТРАЛЬНЫЙ ХРАМ

ГИПЕТРАЛЬНЫЙ ХРАМ (греч. под открытым небом), античный храм, не имевший в середине перекрытия из-за своих огромных размеров. Целла такого храма представляла собой открытый двор (например, Дидимейон).

ГИПНОС

ГИПНОС (греч. Hypnos - сон), греч. бог сна, сын богини ночи. Брат-близнец Танатоса (бога смерти), изображался как крылатый юноша.

ГИПОБАКХИЙ

ГИПОБАКХИЙ (получил назв. благодаря своему применению в песнях в честь бога Вакха), стихотворная стопа, содержащая один краткий и два долгих слога: (например, feroces); у греков Г. встречался относительно редко, чаще - у др.-лат. комиков.

ГИПОКАУСТЫ

ГИПОКАУСТЫ (греч.), форма центр, отопления, при котором образующийся в центр, топке горячий воздух пропускается через систему отверстий или труб под полом или внутри стен жилых помещений, прежде всего в термах. Г. известны с 1 в. до н. э., до этого в стены встраивались баки с горячей водой, обогревавшие, например, Стабианские термы в Помпеях. Изобретателем Г. считался Сергий Ората (80 до н. э.), который использовал Г. для разведения рыб.

Гипокаусты

рис. Гипокаусты под ванной комнатой с полом из толченой керамики с известью. Провинциальное римское устройство 2 в. (Румыния).

Гипокаусты

рис. Отопление полов и стен гипокаустами.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV