Словарь античности
Статьи на букву "П" (часть 8, "ПРИ"-"ПРО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 8, "ПРИ"-"ПРО")

ПРИВЕТСТВЕННЫЕ ФОРМУЛЫ

ПРИВЕТСТВЕННЫЕ ФОРМУЛЫ - приветственные выражения, которые использовались в письмах у греков («chaire» - «радуйся!»; в конце письма: «егroso» - «будь здоров!») и у римлян («salutem dicere» - «желаю здоровья, приветствую!»; в конце письма: «vale» - «будь здоров!», «di te bene ament» - «пусть боги будут к тебе благосклонны!»), кроме того, использовались сокращения: S(i) V(ales), B(ene) E(st), E(go) V(aleo) - «если тебе хорошо, мне тоже хорошо». Христиане в качестве П. ф. предпочитали «Charis kai Eirene» - «радости и мира (в господе)!».

ПРИВЕТСТВИЕ

ПРИВЕТСТВИЕ - В античные времена П., соотносящиеся с тем или иным временем суток, известны не были. Падение в ноги господина, т. н. проскинеза, пришло в Рим (в поздний период эпохи Римской империи) и в Византию с Ближнего Востока. Греки приветствовали друг друга словом «chaire» («рад тебе, приветствую тебя») и рукопожатием. Это П. было обиходным во время трапез и нашло распространение также в культе усопших. Приветствуя, римляне произносили «ave» («добро пожаловать»), «ave domine» или «rex» и пожимали друг другу правую руку. Этот обычай был распространен при утренних П. (salutatio) патрона-патриция его клиентами. Позднее в него вошло целование руки господина, особенно при императорском дворе. «Salve» («будь здоров») произносилось при встрече и прощании. «Vale» («будь сильным, здоровым») употреблялось только при расставании. С приходом христианства распространились нов. формы П., связанные с благословением или богослужением, например «pax vobiscum» («мир с вами»).

ПРИВИВКА

ПРИВИВКА (лат. propago - побег). Техника П. является старым способом вегетативного размножения плодовых деревьев. В Сирии обычным было скрещивание разных видов плодов для создания «монстров». Греки уже применяли понятие «привой». От сирийских рабов техника П. перешла к римлянам. Рим. авторы сочинений о сельском хозяйстве сообщают о методах П. и о деревьях, которые, будучи привитыми, приносили разные плоды. Технику П. почки называли «окулировкой» (лат. oculi - глаза). Разрез коры на подвое замазывался смесью глины и мякины и обвязывался лыком.

ПРИЕНА

ПРИЕНА - ионийский город в бухте Милета. Др. город был в кон. 6 в. до н. э. разрушен персами. В 4 в. до н. э. П. была вновь отстроена по единому плану. Раскопки нем. археологов (1895-1899) позволили увидеть этот маленький эллинистич. город и его жизнь. Храм Афины Полиады по проекту Пифея был построен после 334 до н. э. (часть этого здания из 2 колонн с крепидами и карнизом, так же как и другие сооружения, находится в Берлинском Античном собрании). Помимо храмов и жилых домов, сохранились руины гимнасия и театра.

Приена

рис. План города: 1 - театр; 2 - храм Афины Полиады; 3 - священный зал; 4 - рынок.

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - область искусства, охватывающая те отрасли творчества, которые посвящены созданию художеств, изделий, предназнач. главным образом для быта. С 19 в. изделия П. и. принято отличать от произведений т. н. свободных искусств. Античное искусство не знало такого различия: к числу произведений П. и. античности относятся как изделия из благородных металлов (золота, серебра), драгоц. камней, слоновой кости, так и из обожж. глины, ткани, стекла, дерева и т. д. Изделия античного П. и. по их художеств, ценности зачастую мало отличаются от мастерских произведений большого искусства. Нельзя отрицать широкое применение П. и. как в Греции, так и в Риме для повседневного обихода. Серийная продукция - керамич. рельефы, глиняные светильники и т. п. - отличалась профессиональным исполнением.

ПРИЛИВЫ

ПРИЛИВЫ - и Отливы. Явление природы, которое, как и разливы Нила, издавна занимало греч. философов и естествоиспытателей. Наблюдения за П. и о. начались ок. 500 до н. э. в зал. у Малиды (Фермопилы). Ок. 330 до н. э. Пифей из Массалии отметил влияние Луны на П. и о. в Британии. Примерно в то же время Эратосфен при измерениях движений П. и о. в Мессинском прол. пришел к правильному истолкованию их причин. Окончательно природу этого явления на основе закона гравитации объяснил Ньютон.

ПРИМЕР

ПРИМЕР (лат. exemplum - образец), короткий назидательный рассказ на основе историч. поступков, действий, высказываний, в которых концентрируются положительные или отрицательные черты поведения людей или групп в определ. ситуациях. П. - существ, элемент системы общего образования; ораторы использовали их для аргументации. Сборники П., преим. систематизированные тематически, составляли Корнелий Непот и Валерий Максим.

ПРИМИПИЛ

ПРИМИПИЛ (лат. primipilus), самый высокий по рангу центурион легиона, стоявший во главе первой центурии. В 1 и 2 вв. бывший П. мог достигнуть высокой всаднич. должности, в 3 в. П. превратился в должность в продовольств. ведомстве.

ПРИНЦЕПС

ПРИНЦЕПС (лат. princeps - первый), во времена Римской республики наименование сенаторов, значившихся первыми в списке сената и первыми подававших голос (например, Сципиона, Помпея), во времена Империи - титул императора. Назв. «П.» не имеет государственно-правового значения. Власть императора базировалась прежде всего на его трибунской власти (tribunicia potestas), сообщавшей ему полномочия и привилегии народного трибуна. П. являлся проконсулом Империи, что делало его главой над всеми императорскими пров.; он был главнокомандующим всего рим. войска. В средние века и в новое время П. - принц, член правящего рода.

ПРИНЦИПАТ

ПРИНЦИПАТ (лат. principatus). Использование укоренившихся назв. «П.» (1 - 3 в. н. э.) и «доминат» (4-6 в.) для обоих периодов Римской империи весьма проблематично. Данный период может быть лишь очень неполно понят и охвачен этими понятиями, производными от титула «принцепс» и обращения dominus (господин), которыми в осн. характеризуется только положение императора. Чаще прибегают к другим понятиям, например «ранняя Империя» и «поздняя античность».

ПРИНЦИПИЯ

ПРИНЦИПИЯ (лат. principia, pi.), административный и культурный центр рим. военного лагеря. В 1-3 вв. состоял из одного или двух внутр. дворов с прилегающими помещениями, в 3-4 вв. произошли изменения в его устройстве; часто ошибочно обозначается как преторий (praetorium).

ПРИНЦИПЫ

ПРИНЦИПЫ (лат. principes) в раннее время рим. граждане третьего разряда в зрелом возрасте. П. были снабжены мечами, тяжелыми и легкими копьями и полным защитным комплектом; изначально составляли первый боевой строй, в легионе их было 1200. После реорганизации войска в 3 в. до н. э. они составляли второй боевой строй.

ПРИПРАВЫ

ПРИПРАВЫ (греч., лат. aroma). В Средиземноморье для придания пище вкусовых качеств употребляли П. из дикорастущих растений: тмина, ягод можжевельника, лука, чеснока, горчицы, тимиана и сильфия. Римляне любили приправлять изысканные блюда сельдереем, петрушкой, укропом, фенхелем, майораном. В дальнейшем из Индии и с Востока в Грецию и Италию доставляли перец, имбирь, корицу; перец особенно ценили за благоприятное влияние на пищеварение. Импортные П. применялись в копчениях и солениях. Лавр считался символом победы и триумфа, вместо него употребляли миртовый сок. В произведениях Петрония отразились роскошь при рим. празднествах и применение редких П. Из областей Средиземноморья П. пришли в остальную Европу.

ПРИРОДНОЕ ДАРОВАНИЕ

ПРИРОДНОЕ ДАРОВАНИЕ (греч. physis, лат. natura atque ingenium). В качестве необходимых предпосылок художеств, творчества представители перипатетич. школы в Греции и Риме выдвигали: 1) П. д., 2) обучение, 3) упражнение. Согласно этим представлениям, обучение и упражнения служат для развития имеющегося П. д. и для получения опыта в использовании приобрет. знания. Обучение и упражнение, пренебрежительно отвергнутые Пиндаром, начиная с софистов, считались необходимым элементом творчества. Отныне осн. значение стало придаваться не столько П. д. художника (которое считалось не приобретаемым, а требующим развития), сколько его интеллектуальным (приобретаемым) качествам и технич. мастерству. Наряду с П. д. к этому кругу понятий относятся также энтузиазм, интуиция и - в послеаристотелевской эстетике - фантазия.

ПРИСЦИАН

ПРИСЦИАН - рим. грамматик из Цезарии (Мавретания), нач. 6 в., преподавал в Константинополе. Важнейшая из его грамматич. и прочих работ - «Грамматические наставления» («Institutiones grammaticae») в 18 кн. - исчерпывающее изложение лат. грамматики (включая синтаксис) и словоупотребления. Работа ценна также многочисл. цитатами из утерянных авторов.

ПРИСЦИЛЛИАН

ПРИСЦИЛЛИАН - исп. еретик, который перенял от манихейства некоторые аскетич. тенденции и известный принципиальный дуализм. После допроса епископским синодом он в 385-386 был в Трире приговорен к смерти императором Максимом. Его приверженцы известны до 6 в.

ПРИТАНЕЙ

ПРИТАНЕЙ (греч. общинный дом, толос - круглое здание), место пребывания пританов и исполняющих в течение одного дня должность председателя (эпистата пританов), который хранил афинскую государств, печать и ключ от государств, казны и архива. Пританы сообща обедали в П. и поддерживали свящ. огонь в очаге. Обед в П. считался для афинянина и иностранца высокой почестью.

ПРИТАНИЯ

ПРИТАНИЯ (греч. исполнение обязанности председателя). 500 членов афинского совета избирали по жребию сроком на 1 месяц в качестве пританов (председателей) 50 булевтов (членов совета) одной из 10 фил для исполнения текущих обязанностей: созыв и ведение народного собрания, подготовка заключений, ведение переговоров, подсчет суточных, прием послов. После отчетного доклада П. принимала на себя следующая фила, так что в течение 10 месяцев афинского календарного года каждая фила исполняла П. на протяжении одного месяца. Остальные 450 булевтов заседали в булевтерии (совете) по мере надобности.

ПРИТЧА О ПЕЩЕРЕ

ПРИТЧА О ПЕЩЕРЕ - У Платона в «Государстве» (7-я книга) рассуждения о противоположности между «пещерой» (пространственностровременной мир чувств человека) и «светом» (истинный, действительный мир идей) символизируют также сложный путь познания.

ПРИЧАЩЕНИЕ

ПРИЧАЩЕНИЕ - в христианской религии - таинство. Согласно Новому завету, введено Христом (с 1 в. - евхаристия). Первоначально означало трапезу, во время которой христиане всем братством поминали смерть Христа, избавившую его от мук и страданий. Примерно до 150 социальное и культурное значение П. были различны. Общинный ужин выражал взаимную заботу о ближнем, а само П., во время которого верующие в поминание о распятии вкушали хлеб и вино, являлось составной частью утр. литургии. В раннем средневековье и позднее П. являлось одним из сюжетов в изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи).

ПРИЧЕРНОМОРСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ПРИЧЕРНОМОРСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ - Историко-археологич. исследования причерноморских областей России, Румынии, Болгарии и Турции развивались под влиянием раскопок в Средиземноморье в 19 в. До этого имели место раскопки скифских курганов, в результате которых был добыт ценный художеств, материал (сосуды, драгоценности, украшения). Эти находки вынудили поставить вопрос об отношениях между скифами и греками. Отсюда логически вы гекала необходимость подробно исследовать колонизацию греками побережья Черного м. и провести археологич. изыскания в греч. городах. Осн. обьектами этой деятельности, не заверш. и поныне, были: Тира (Белгород-Днестровский), Ольвия-на-Буге, Херсонес (Севастополь), Пантикапей (Керчь), Танаис-на-Дону - СССР; Истрия и Каллатида - Румыния; Месембрия (Нессебар) и Аполлония (Созополь) - Болгария; Гераклея Понтийская, Синоп и Амис - Турция. Детальное исследование сев. Причерноморья особенно активизировалось в СССР после Октября 1917, когда сильно возрос интерес к историч. прошлому. В последние десятилетия наряду с исследованиями в городах проводятся исследования на местах сельских поселений и торговых центров. Т. о. возникает фактически основа для нового освещения и детальной разработки таких проблем, как скифо-греч. взаимоотношения (раскопки в Неаполе-Скифском в Симферополе), киммерийский вопрос, отношение фракийской истории и культуры к греч. (раскопки в Болгарии и Румынии).

ПРИЧЕСКИ

ПРИЧЕСКИ - У греков были популярны длинные, по-видимому, заимствованные на В. прически (пучки на затылке, распущ. и перевязанные на конце, завитушки, двойные заплет. косички и косы, улож. вокруг головы); возможно, они были распространены и у римлян до 5 в. до н. э. Уже в 6 в. до н. э. среди атлетов, ремесленников, рабов и некоторых других социальных групп распространилась короткая стрижка, которая в процессе демократизации в 5 в. до н. э. (прежде всего в Афинах) стала популярной (такие прически мы видим и на изображении богов) и существовала до поздней античности (исключение составляли германцы). В качестве украшений для волос служили диадемы, венки, металлич. кольца и спирали. Стриженые короткие волосы были типичными для римлян времен Республики, однако во времена Империи при Адриане распространились короткие завивки (по греч. образцу). Женские прически в целом были сильнее подвержены влиянию моды, но иногда, по свидетельствам изобразительного искусства, они приближались к мужским. Шнуровка или подвязывание пучка, заплетание и скручивание в узел, завязывание волосяной петли на передней части головы сменились обвязыванием платком, голова закрывалась чепчиком или сеткой. Прическа в форме дыни появилась в 4 в. до н. э. Официальные, часто изысканные прически римлянок примерно с нач. новой эры могут быть прослежены до мельчайших подробностей на основании данных нумизматики.

Прически

рис. 1. Греческие прически: 1 - двойная заплетенная косичка; 2 - подвязанный хохолок; 3 - шлейф волос; 4 - завитушки на виске; 5 - с узлом; 6 - прическа в форме дыни; 7 - с платком; 8 - с чепчиком; 1 - 4 мужские, 5 - 8 женские прически.

Прически

рис. 2. Римские прически: 1 - короткие волосы; 2 - с пробором на затылке и венцом из локонов; 3 - завивка; 4 - короткая стрижка; 5 - срединный пробор с кудрями и спиральными локонами; 6 - кудрявый тупей; 7 - тупей на лбу с косичкой; 8 - срединный пробор с волнистым париком. 1 - 4 мужские, 5 - 8 женские прически.

ПРОБ

ПРОБ - 1. Марк Валерий, рим. филолог из Берита, 1 в. н. э., собирал работы лат. писателей и издавал их (Вергилий, Гораций, Лукреций, Теренций, Персии), руководствуясь методом критики текста александрийскими грамматиками. Авторство в других грамматич. работах отчасти спорно. Для изучения народной латыни важны сочинения «Добавления Проба» («Appendix Probi») неизвестного автора 3 в., собрание слов в классическом и народном правописании.

2. П. Марк Аврелий (род. 19. 08. 232 в Сирмии, ум. в 282), рим. император с 276, воевал при императорах Валериане, Галлиене, Клавдии II и Аврелиане, был провозглашен войском императором. Достиг выдающихся успехов в войнах против франков, германцев, вандалов и персов. Он принудил армию заниматься мирными строительными работами и был за это убит недовольными солдатами. П. отменил введенный Домицианом запрет на виноградарство вне Италии и требовал расширения виноградарства в Галлии, Испании и Придунайских землях.

ПРОБКА

ПРОБКА - Вечнозеленый пробковый дуб произрастает по всему Средиземноморью; каждые десять лет можно снимать слой коры в 4-8 см, нарастающий за это время. Из П. греки и римляне делали поплавки для якорей и сетей, подошву для женской зимней обуви, переносные ульи, затычки для сосудов, содержимое которых не было предназначено для длительного хранения.

ПРОВАНС

ПРОВАНС - историч. местность в Средиземноморье на Ю. Франции между нижним течением Роны и Вост. Альпами. Назв. «П.» восходит к лат. provincia (провинция). Так римляне называли основанную ими в 125-118 до н. э. пров. Нарбоннская Галлия, древнейшую трансальпийскую пров. на Ю. страны между Пиренеями и Альпами, в отличие от еще не завоеванных ими частей Галлии. Совр. П. получил это назв. в эпоху переселения народов, когда в сер. 5 в. н. э. Западная Римская империя владела только этой частью древней пров.

ПРОВИНЦИЯ

ПРОВИНЦИЯ (лат. provincia), во времена ранней Римской республики - круг деятельности должностного лица, с 3 в. до н. э. - прежде всего подчин. области вне Италии. Первыми П. во втором смысле этого слова были в результате 1-й Пунической войны Сицилия, Корсика и Сардиния, как следствие 2-й Пунической войны - Испания «по сю сторону» и «по ту сторону» (citerior et ulterior). Управление этими П. производилось преторами, при которых финансами ведал квестор. Со времен Суллы П. управлялись иромагистратами, т. е. бывшими преторами и консулами. В 27 до н. э. П. были поделены на сенатские и императорские, был произведен и ряд других изменений. Вновь завоеванные области становились с тех пор всегда императорскими. Во главе сенатских П. стоял проконсул обычно с годовым сроком замещения должности (для Африки и Азии бывшие консулы, обычно же - бывший претор). Императорские П., где концентрировались рим. вооруж. силы, прежде всего легионы (только в Африке также стоял один легион), управлялись легатами Августа в должности пропретора (legati Augusti pro praetore) консульского (в П. с двумя или более легионами) или преторского ранга, а также префектами из всадников (позже, кроме Египта, обозначаемыми как прокураторы). С сер. 2 в. неофициально появился титул презид (praeses), который на протяжении 3 в. превратился в официальный титул наместника П. из всадников или сенаторов. На рубеже 2-3 вв. последние П. с 3 легионами (Британия, Сирия) были разделены, в осн. уменьшены (Верхняя Паннония). По провинциальной реформе Диоклетиана и Константина Великого П. были сильно уменьшены, их число почти утроилось, причем даже Италия была разделена на П. Наместники носили следующие назв.: презид (praeses), корректор (corrector), консуляр (consularis), проконсул (proconsul). Отдельные П. были объединены по 12, а позже по 15 в диоцезы под властью одного викария. Над викариями стояли 4 преторианских префекта. С территориальными преобразованиями было связано разделение военной и гражданской власти: наряду с гражданскими властями (преторианские префекты, викарии, наместники) существовала военная верхушка - начальники войска и всадников (magistri militum et equitum), полководцы (duces). Доходы с П. составляли осн. источник богатства рим. государства. Их взимание в период Республики находилось в руках частных откупщиков, особенно откупных товариществ (публиканы - publicani). Население П. очень страдало от откупщиков и наместников. В императорскую эпоху было введено государств, управление финансами, что неск. улучшило положение населения. Императорские прокураторы руководили налоговой системой в каждой П. и в известной степени надзирали за наместниками. В позднеантичное время был введен единый нормативный налог, который учитывал земельное владение и занятую в нем рабочую силу, он преим. взимался натурой (annona), причем на 15 лет были твердо установлены налоговые выплаты, а ежегодная выработка считалась неизм.

ПРОВОКАЦИЯ

ПРОВОКАЦИЯ (лат. provocatio), в Римской республике право апелляции к народу гражданина, осужд. консулом или прегором. В императорское время император был наивысшей инстанцией для апелляции. Совр. понятию «П.» предшествовало изменение его значения.

ПРОВОЛОКА

ПРОВОЛОКА - В культурах позднебронзового периода П. изготовляли, наливая расплавл. металл в глиняную форму дл. 4-5 м, снабж. прорезью диаметром 3-5 мм. Литую П. греки использовали еще в 4 в. до н. э., ее обрабатывали затем молотком и пилой. Короткие кусочки П. могли растягиваться из листовых полосок с помощью молотка. При нагревании на слабом огне золотые и серебряные П. вытягивались до диаметра 1,5-2 мм. Волочильные доски для изготовления золотой П. были известны в Персии приблизительно с 525 до н. э. Греки заимствовали их метод лишь в 300 до н. э. Железная П. применялась редко, т. к. она быстро ржавела. Бронзовая П. использовалась для изготовления сит и решет. Римляне применяли П. из благородных металлов значительно реже, чем греки и этруски. В древности изготовление П. не отделялось от ее обработки.

ПРОГНОЗ

ПРОГНОЗ (греч. предугадывание), в античности термин «П.» не встречался в столь широком смысле, как сейчас (научные П., обществ. П. и т. д.). Он употреблялся прежде всего в медицине. П. течения болезни был очень важен для античного врача, поскольку он прежде всего должен был знать, как лечить пациента. П. указывал врачу способы лечения; правильный П. давал возможность завоевать доверие пациента и приобрести репутацию хорошего врача.

ПРОГРЕСС

ПРОГРЕСС - общественный. Представления о П. были отражены уже в мифе о Прометее: развитие человеч. рода с использованием огня. Демокрит, рассматривая первобытное состояние человечества, считал, что лучшим стимулом к его совершенствованию была нужда. Теория прогрессивного развития культуры Демокрита была воспринята Лукрецием, который ее развил и связал с представлениями о золотом веке как о эпохе, когда человечество находилось в первобытном состоянии.

ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ

ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ - сложившийся в Римской республике порядок очередности занятия должностных постов в рамках cursus honorum.

ПРОДИК

ПРОДИК - с Кеоса, младший современник Протагора, софист и языковед (основатель синонимики) в Афинах; был знаменит историко-религиозным тезисом: все, что полезно людям, - Солнце, реки, источники - причисляется ими к божествам. П. в составе своего сочинения, названного «Часы», среди прочего привел переданный Ксенофонтом знаменитый мифич. рассказ «Геракл на распутье», в котором он предоставил Гераклу возможность избрать тернистый путь добродетели вместо легкой дороги радости и порока.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ СНАБЖЕНИЕ ВОЙСК

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ СНАБЖЕНИЕ ВОЙСК - В армии спартанцев гоплиты были обязаны обеспечивать себя продовольствием сами. Каждый гоплит имел при себе носильщика, который нес провиант. В армии афинян воину возмещались расходы за добытое для самого себя продовольствие. В дальних походах армию сопровождал обоз с провиантом. В эпоху эллинизма наемные солдаты получали наряду с жалованьем и продовольствие. Рим. солдат получал порцию пшеницы (примерно 852 г ежедневно), сало, соль, иногда мясо и овощи, в лагере он мог дополнительно купить себе сыр, вино и т. п. или пополнить свои запасы за счет добычи.

ПРОЗАИЧЕСКИЙ РИТМ

ПРОЗАИЧЕСКИЙ РИТМ - риторич. прием, который равным образом прослеживается в торжеств, прозе с долитературных времен. В античной художеств, прозе ритмизовались преим. концы колонов и фраз (клаузулы). При этом избегали различных ритмич. форм, которые употреблялись поэтами, например дактилич. и ямбич. стихов, и выбирали необычные, как, например, размер пеана, произошедший из критского стиха посредством утери долготы (- U U U obtlgeret), каталектич. дикретик (- U - - U optumus qulsque), дитрохей (- U - U esse possint) или диспондей (- - - U nos eludet).

ПРОЗЕРПИНА

ПРОЗЕРПИНА - лат. форма имени греч. богини подземного царства и плодородия Персефоны; римляне официально ввели ее культ с 249 до н. э.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА - эффективность труда в процессе обществ, производства предметов потребления. П. т. определяется общественно-экономич. (имуществ. и производств, отношения) и материально-технич. (производительные силы) факторами. Повышение П. т. сокращает время, необходимое для производства единицы продукции. Этот закон присущ всем историч. способам производства. Переход к частной собственности на основное средство производства - землю - в сочетании с использованием рабского труда позволил значительно поднять П. т. При этом влияние материально-технич. факторов оставалось первоначально незначительным. В периоды бурного развития греч. и рим. общества повышение П. т. достигалось в осн. экстенсивными методами, т. е. за счет увеличения численности используемых рабов и расширения колониальных владений. Если в Греции полисная система с 4 в. до н. э. начала сдерживать развитие производительных сил и тем самым П. т., то в Римской империи в этот период возникли новые благоприятные условия для ее роста. Массовое использование рабочей силы - рабов, - ставшее возможным вследствие появления людских резервов в ходе Сирийских, Македонских и Пунических войн, позволило создать ср. по величине усадебные хозяйства. П. т. здесь благодаря интенсивной организации производств, процесса (управление и надзор за трудом рабов, развитие осн. производительных сил) достигла наивысшего уровня за весь период существования античного способа производства (с 2 в. до н. э. до 2 в. н. э.). Восстания рабов во 2-1 вв. до н. э. приостановили это развитие. В 3 в. н. э. усиливающаяся тенденция к образованию крупных землевладений, характерная для расширения частной собственности, привела к тому, что уровень П. т. стали определять новые общественно-экономич. факторы (колонат и подобные ему отношения зависимости).

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ - средства труда, предметы труда и работники с определ. производств, опытом. К П. с. античности причислялись и рабы, которые не продавали свою рабочую силу, как это делают пролетарии в буржуазных обществах, но были частной собственностью рабовладельца, использовавшего их как «говорящее орудие труда». В античном рабовладельч. обществе П. с. достигли по сравнению с первобытными обществами достаточно высокого уровня, особенно в эпоху эллинизма, поздней Римской республики и ранней Империи. Орудия труда стали более соверш. Появились металлич. лемех, колесный плуг. Был достигнут определ. прогресс техники в строительстве (техника сводчатых перекрытий), в керамич. производстве (фигурная поверхность, terra sigillata), в производстве стекла (изобретение стеклодувного дела и оконного стекла). Использовались прессы улучш. конструкции (например, при производстве вина и масла), изобретена мельница, появились начатки трехпольной системы земледелия и т. д. Все это увеличивало производительность труда в той степени, которая соответствовала существующим обществ, отношениям.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ - сырье. Сырьем для производства предметов, использовавшихся как в домашнем обиходе, так и в ремеслах, сельском хозяйстве, горном и мор. деле, служили различные сорта древесины и растений промышл. значения. которые применялись для плетения, ткачества, клеения, окрашивания, изготовления москательных товаров и инструментов. В качестве П. м. использовались и животные продукты: перья, конский волос, шерсть, мех, кожа, жилы, кишки, кости, панцири черепах, рыбья кость, мед (для приготовления едких смесей), воск. В ремесле гончаров, сукновалов, красильщиков и стекольщиков и в качестве удобрений широкое применение находили земля, глина, песок, соль, мел, мергель, пепел. Постепенно возрастало применение различных видов камня для изготовления точильных инструментов, строительных материалов и скульптурных украшений. Металлы, первоначально имевшие небольшое промышл. применение, с повышением уровня производительных сил дешевели и становились более доступными. Такие П. м., как шелк, янтарь, пряности и ароматич. вещества, импортировались и подвергались дальнейшей переработке. Для античности характерно полное исчерпание всех возможностей применения небольшого числа простых П. м. для производства обширного, хотя иогранич. по историч. причинам ассортимента изделий.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - объективно обусловл. отношения, в которые вступают люди в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. В греко-рим. древности П. о. были антагонистич. отношениями эксплуатации и подавления трудящихся масс экономически и политически господствующим меньшинством. Они предполагали относительно развитые производств, силы и были обусловлены в первую очередь частной собственностью на средства производства, особенно на землю. П. о. античности основаны на эксплуатации рабского труда и частной собственности на работника, бесправного, принудительно занятого производителя, который отделен от средств производства и может быть куплен и оценен в соответствии со своими трудовыми данными (рабы - товар). Античные П. о. способствовали обществ, прогрессу, сформировали такие государств, структуры, как греч. полис, Римская республика, империя. В рамках этих П. о. выросла античная цивилизация, был достигнут невиданный прогресс духовной культуры. Однако с 3 в. н. э. П. о. античности вступили во все возрастающее противоречие с развивавшимися производительными силами. В процессе революционного развития они были сменены более прогрессивными-феодальными - П. о.

ПРОИЗВОДСТВО

ПРОИЗВОДСТВО - общий процесс создания материальных благ. Как единство производит, сил и производств, отношений, оно существовало в др. обществах, где частная собственность эксплуататоров на средства производства и прежде всего на работников (рабов), занятых в аграрной и ремесленно-промышл. сферах, доминировала над частной собственностью мелкого производителя. Частная собственность на средства производства вместе с рабским и наемным трудом, а также труд большого количества свободных производителей в самостоятельных хозяйствах способствовали повышению жизн. уровня и получению прибавочного продукта. Рост богатства позволял господствующим слоям не заниматься непосредственно трудовой деятельностью и иметь досуг, но не приводил к созданию капитала. В античности как на основе натурального хозяйства, так и товарного П. развивалось некоторое разделение труда, что позволяло производить предметы широкого потребления, от предметов роскоши до массовых товаров первой необходимости. Античное П. не способствовало развитию технич. достижений, которое тормозилось существующими рабовладельч. отношениями. Технич. средства находили лишь спорадич. применение (например, гончарный круг, кузнечные мехи, тестомешалки в больших рим. хлебопекарнях). Господствовал ручной труд. Однако в сельском хозяйстве (улучш. двухпольная система, удобрения) и прежде всего в ремесле был все же достигнут значительный прогресс в П. и организации труда (сравни труды Катона, Варрона, Колумеллы). В крестьянских хозяйствах или на малых ремесл. предприятиях использовался труд членов семьи. В ср. и больших мастерских, в ср. поместьях (типичных для Италии со 2 в. до н. э. до 2 в. н. э.) и в латифундиях (не в Греции) трудились рабы. Их могло быть от 10 до 100, в латифундиях - еще больше. Участие в П. больших групп свободных и несвободных производителей позволило ввести в производств, процесс формы свободной кооперации, а в некоторых отраслях (керамич. производство, изготовление оружия) - серийное изготовление определ. деталей. В классич. Греции в период эллинизма и в Риме со 2 в. до н. э. имело место расширенное воспроизводство для внутр. и внешнего рынка. Античное П. было в целом экономически малоэффективно, т. к. основывалось на рабском труде. Уровень производительности труда был низким, а производительные силы недостаточно развиты.

ПРОКАЗА

ПРОКАЗА - П. как заболевание, известное совр. медицине также под назв. «лепра», достоверно засвидетельствовано в европ. регионе начиная примерно с 500 н. э. В античности лепрой именовали чешуйчатое заболевание кожи, злокачеств. формы которого вследствие отг алкивающего внешнего вида больных назывались «слоновая болезнь» (elephantiasis) или «львиная болезнь» (leontiasis). Очевидно, что и библейская П. была столь же мало похожа на лепру в совр. понимании; речь, очевидно, шла о заразном кожном заболевании, требовавшем изоляции пациента.

ПРОКЛ

ПРОКЛ (род. в 412 в Константинополе, ум. в 485 в Афинах), греч. философ-неоплатоник. С его именем связан расцвет и систематич. завершение неоплатонизма. Он представил развитый Плотином и Ямвлихом идеализм в форме триады. По П., источником любого бытия является плотиновская первооснова (протон - греч. proton), которая находится по ту сторону мышления и бытия. Развитие бытия из первоосновы П. рассматривает по трем историч. моментам: 1) бытие, порождаемое в первооснове (пребывание - греч. mone): 2) его выход из нее (выход - греч. proodos); 3) его возвращение в нее (поворот - греч. epistrophe). Поскольку эти элементы на каждой ступени порождаемого повторяются, система П. получает пантеистич. характер. По П., из первоосновы исходит ум (ум - греч. nus), который распадается на сферы понимаемого (бытие), интеллектуально понимаемого (жизнь) и интеллектуального (мышление). Две сферы П. разделяет еще на триады, где материя (вместе с ограниченным и смешанным) должна следовать из первой триады понимаемого. В системе П., которая ступени эманации рассматривает теологически, сохраняются при предпочтении им халдейской прорицательности теургии, представления о спасении души. Его осн. философская работа «Первоосновы теологии» отличается схоластичностью. Известны комментарии к Платону, Аристотелю, Евклиду, Гомеру и Гесиоду, так же как и его гимны различным божествам в философском осмыслении. Философия П. оказала громадное влияние на европ., визант., араб, философию через посредство широко почитаемого Псевдо-Дионисия Ареопагита, который ввел категории П. в христианские верования, и через «Книгу причин» («Liber de causis»), представляющую собой компиляцию из П. (последняя долго приписывалась Аристотелю). Доказано обращение Гегеля к диалектике триад П. при выведении идеи мира из идеи божества (застой, прогресс, остановка, путь вперед, стремление назад).

ПРОКЛЯТЬЯ

ПРОКЛЯТЬЯ - заклинания, основанные на уверенности в магич. силе слова. Посредством П. насылали заговоры на преступника, заслуживавшего наказания, или на не исполнившего договор, призывали богов в качестве мстителей. П. в античности практиковались очень часто, причем в большинстве случаев речь шла о колдовстве с целью причинения вреда. С 5 в. до н. э. наряду с простонародной бранью возникли П. с призывами к подземным богам. Эти П. записывались на свинцовых пластинках, что отчасти связано с буквенной магией. П. на таких досках зарывались в землю для подземных богов. Согласно суеверным представлениям, П. могли быть обезврежены.

ПРОКНА

ПРОКНА (лат. Рrосnе), в греч. мифологии жена фракийского царя Терея. Ее сестра Филомела стала жертвой насилия со стороны Терея. Сестры отомстили ему. Разъяр. Терей хотел убить обеих сестер, но Зевс превратил П. в соловья, а Филомелу в ласточку.

ПРОКОНСУЛ

ПРОКОНСУЛ (от лат. pro consule - на месте консула), во времена Римской республики бывший консул, наместник пров., во времена Империи - наместник сенатской пров. П. был наделен полномочиями консула. Аналогично П. бывшие преторы правили в пров. как пропреторы.

ПРОКОПИЙ

ПРОКОПИЙ (лат. Procopius) из Кесарии (Палестина) (ок. 500-после 565), юрист и ритор из сенатской аристократии, секретарь вост.-рим. полководца Велизария, высший сановник и историк эпохи Юстиниана I. Выдающийся представитель вост.-рим. историографии, был консервативен и привержен сенатской верхушке. Помимо панегирика строительной деятельности Юстиниана «О постройках» («Peri ktismaton»), П. написал истории войн Юстиниана против персов, вандалов и остготов («Войны»). После смерти Юстиниана в посмертно опубликованной «неизданной» (anecdota) «Тайной истории» П. критиковал политику Юстиниана и Феодоры с позиций старой сенатской знати. П., который писал на аттич. греч. яз., считается предтечей поздней визант. историографии; в его работах нашло отражение развитие военной теоретич. мысли его времени.

ПРОКРИДА

ПРОКРИДА (лат. Procris), в греч. мифологии дочь Эрехфея, убитая по ошибке своим мужем Кефалом.

ПРОКРУСТ

ПРОКРУСТ (лат. Procrustes, греч. - вытягиватель), также Дамаст или Прокопт, в греч. мифологии чудовище в Элевсине. Подгонял зашедших к нему путешественников, укорачивая их или вытягивая при помощи молотка, к размерам ложа (прокрустово ложе). Его таким же образом убил Тесей.

ПРОКСЕН

ПРОКСЕН - 1. из Фив, ученик Горгия, который убедил своего друга Ксенофонта принять участие в походе Кира. После поражения П. был убит персами.

2. (греч. друг гостя), гражданин к.-л. полиса, официально представляющий интересы другого полиса и его граждан у себя на родине. Проксения имела значение своеобразного дипломатич. представительства. Из-за связанных с проксенией почетных прав эта обязанность пользовалась большим спросом. Позже П. стал только почетным титулом.

ПРОКУРАТОР

ПРОКУРАТОР (лат. управляющий).

1. В рим. частном праве: а) представитель истца или ответчика перед судом, б) управляющий имуществом в богатой семье.

2. В эпоху Римской империи высокая всадническая должность. П. собирали налоги или управляли небольшими пров.

ПРОЛЕТАРИИ

ПРОЛЕТАРИИ (от лат. proles - потомки как их единств, достояние). Принадлежавшие к беднейшему гражданству в Риме П. стояли вне системы классов сервианского центурионного порядка. Внутри корпорации, не имея ценза, они выставляли только одну центурию и, т. о., были фактически исключены из голосования в народном собрании. П. не платили налогов и не должны были нести военную службу. С армейской реформы Мария они стали составлять осн. массу завербованного профессионального войска. Рим. люмпен-пролетариат принадлежал к паразитирующим слоям общества, хотя, несомненно, какая-то часть его была занята производительным трудом. П. нанимались на разные работы-на строительство, носильщиками и т. п. Некоторые были мелкими ремесленниками, торговцами вразнос у различных хозяев и т. п. Во времена поздней Республики они продавали свои голоса в народном собрании кандидатам на выборах. Получаемый бедняками даровой хлеб был абсолютным прожиточным минимумом, ведь, кроме хлеба, им нужно было платить за жилье, одежду и т. п. Но тем не менее государство тратило громадные средства на раздачи хлеба и зрелища. Государство не один раз пыталось снизить количество П. в Риме. Так, Цезарь уменьшил число плебеев, пользующихся правом получать бесплатно хлеб и некоторые другие продукты, с 320 до 150 тыс. В целях сокращения численности рим. бедноты 80 тыс. городских П. было выселено Цезарем в колонии. П., так же как и рабы, были эксплуатируемой частью общества и часто выступали вместе с ними.

ПРОМЕТЕЙ

ПРОМЕТЕЙ (лат. Prometheus), в греч. мифологии провидец, сын титана Иапета и Климены, брат Атланта, Эпиметея и Менетия, согласно некоторым мифам, сотворил человека из глины, обманув Зевса при жертвоприношении. Зевс разгадал обман и лишил людей огня. Но П. похитил его и принес людям. Он научил их пользоваться огнем, различным ремеслам и искусствам. Тогда Зевс отправил на Землю Пандору, а П. в наказание велел приковать к скале в Колхиде. Орел днем пожирал печень П., которая восстанавливалась за ночь, пока наконец Геракл по воле Зевса не убил орла. В «Теогонии» Гесиода П. выступает как своенравный противник Зевса, в то время как Эсхил изображает его благодетелем людей, который восстал против Зевса. В Афинах П. почитался в особенности гончарами; в его честь устраивали бег с факелами во время празднества «прометейи». Деяния и судьба П. в средние века не привлекали внимания, но начиная с Ренессанса прометеевский сюжет пользовался в литературе большой популярностью. П. стал символом человеч. прогресса, созидательных сил человечества, а похищение огня символизировало веру в науку и будущее (драма Кальдерона, Просвещение). Судьба П. дала повод к критике Зевса, к отрицанию богов и религии («Пандора» Вольтера; Карл Маркс). П. стал считаться упорным, смелым, осознанно протестующим борцом против господства Зевса и мятежником, несущим помощь людям, титаном, который ненавидит тиранию и борется за правду и лучшее будущее (А. В. Шлегель; П. Б. Шелли «Освобожденный Прометей»; Г. Мюллер). В некоторых произведениях П. -«сверхчеловек» в ницшеанском смысле (эпос К. Шпиттлера), в других страдания и стойкость П. являлись символом человеч. судьбы (Гердер, Байрон). Иногда П. - воплощение художеств, творчества и божественносозидательной деятельности (Гёте). В античности и в новое время к образу П. обращались изобразительное искусство, живопись и музыка (античные вазы и саркофаги, скульптура Г. Маркса; живопись Тициана, Рубенса, Бёклина, Кокошки; музыка Бетховена, Листа, К. Орфа).

ПРОНАОС

ПРОНАОС (греч. предзал), переднее помещение античного храма, может быть частью храма в антах и простильного храма, является проходным помещением во внутр. часть храма (в целлу).

ПРОНОЯ

ПРОНОЯ (греч. предусмотрительность, предвидение, лат. providentia - предвидение), прозвище богини (Афина Проноя) и осн. понятие стоич. философии. Пневма-материя - это всебожество, которое действует с железной необходимостью (фатализм). Целесообразность космоса обнаруживает тождество необходимости и П.

ПРОПАГАНДА

ПРОПАГАНДА - как средство политич. воздействия в интересах государства, отдельных группировок или лиц, в древности играла известную роль в политич. борьбе. Надписи из Египта и Ассирии, а равным образом эллинистич. и рим. сообщают о П. политич. планов правящих династий. Эллинистич. историк Полибий оправдывал в своей «Всеобщей истории» рим. завоевания, а Саллюстий предлагал спасти рим. государственность призывом к нравств. усовершенствованию правящих лиц. Некоторые работы Цицерона служили аналогичным пропагандистским целям. Историч. труд Ливия был пронизан идеями августовского правления и служил П. возвышения и величия Рима. Цезаревы «Записки о Галльской войне», несмотря на кажущуюся объективность, отражают его собств. политич. намерения, равно как и собств. размышления о государстве. Императоры использовали основанные Цезарем бюллетени («Acta diurna») для П. своих политич. мероприятий; аналогичным целям служили изображения на императорских монетах. Надписи на стенах домов в Помпеях агитировали за кандидатов различных группировок.

ПРОПЕМПТИКОН

ПРОПЕМПТИКОН (греч), «стихотворение в дорогу», которое напутствует добрыми пожеланиями отправляющегося в дорогу друга. Жанр появляется впервые в эпоху эллинизма (Феокрит, Каллимах, Парфений). В Риме «стихотворения в дорогу» писали Луцилий, Цинна, Гораций и Тибулл. Впоследствии жанр нашел живой отклик у гуманистов Ренессанса.

ПРОПЕРЦИЙ

ПРОПЕРЦИЙ - Секст (род. ок. 47, м. б., в Асизии (ныне Ассизи) ум. ок. 15 до н. э.), один из наиболее значительных рим. элегиков, по всей вероятности, из всаднич. рода. В связи с земельными экспроприациями Октавиана потерял часть отцовских владений. Между 29 и 15 издал четыре книги элегий. Не обладая честолюбием и не стремясь ни к политич., ни к военной карьере, он жил в Риме, целиком отдаваясь поэзии. В первой книге элегий «Кинфия» он воспевал свою любовь к Гостии, образованной, прекрасной даме аристократич. полусвета, которую он назвал Кинфией по имени родившегося на горе Кинфий на о. Делос бога поэтов Аполлона. Темами стихотворений П. были счастье разделенной любви, утверждение истинной верности, восхваление прелест и Кинфии, ревность к соперникам, жалобы на ее неверность и свою горестную, мучительную любовь. П. был принят в кружке Мецената, который его поощрял и направлял, чьи постоянные призывы славить рим. действительность и новый политич. порядок Августа вовлекли П. в творч. конфликты. Во 2 4-й кн. «Кинфии» по сравнению с другого рода поэзией любовная лирика отступает на второй план (стихи к случаю, описания, размышления о поэзии, жалобы на корыстолюбие, безнравственность и роскошь своего времени, стихотворения о совр. событиях и другие). В 4-й книге в соответствии с желанием Мецената как преемник Каллимаха и ею «Причин» («Aitia») П. обращается к национальным рим. сюжетам и прославляет в мифологич. элегиях достопримечательности Рима (сказание о Тарпее, Вертумн, алтарь Геркулеса). Стихотворения П. отличаются печальным, сильным, иногда своеобразным темным языком, сердечной эмоциональностью, замечательной душевностью, частым использованием примеров из очень др. мифологии и ученостью. П. считал себя последователем александрийских поэтов и заимствовал материалы из эллинистич. комедии, эпиграммы и элегии. П., сразу прославившегося своими книгами, охотно читали на протяжении всей античности. В средние века его почти не знали. Ренессанс способствовал возрождению интереса к творчеству П. Поэт оказал сильное влияние на Гёте («Римские элегии»).

ПРОПИЛЕИ

ПРОПИЛЕИ (греч., лат. сооружение, располож. «перед воротами»). Из относительно простой формы крытых ворот (пропилон - propylon) с выступающими вперед стенами в крито-микенскую эпох) (Тиринф, Троя) в 6 в. до н. э. возник «храм в антах», или простиль. П., чаще всею с тройным проходом, будучи прежде монументальным входом в святилище, стали служить входом в крепость, на агору, в гимнасий и другие сооружения некультового назначения. Знаменитейшими являются П. Афинского акрополя, построенные из пентесилейского мрамора в 437-431 до н. э. архитектором Мнесиклом. Они состоят из 5 ворот, имеющих с обеих сторон небольшие шестиколонные залы и боковые сооружения (среди них с С. - т. н. пинакотека). Бранденбургские ворота Лангханса в Берлине в некоторых мотивах являются подражанием афинским П.

ПРОПОНТИДА

ПРОПОНТИДА (греч. Propontis переднее море Понта Эвксинского), античное назв. совр. Мраморного м. между Дарданеллами (античный Геллеспонт) и Бослором Фракийским, между Европой (Фракия) и М. Азией. Самым большим островом П. является Проконнес (ныне называется Мармарой из-за мраморных разработок; от имени этого острова произошло совр. назв. П.). На В., на азиатской стороне П., находится вытянутый в длину Никомедийский зал.

ПРОРИЦАНИЯ СИВИЛЛЫ

ПРОРИЦАНИЯ СИВИЛЛЫ (лат. «Oracula Sibyllina»), собрание греч. оракулов, объедин. под именем Сивиллы.

Предыдущая страница Следующая страница