Словарь античности
Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФЕР")

ФАБИЙ

ФАБИЙ (лат. Fabius), др.-рим. патрицианское родовое имя.

1. Кв. Ф. Максим Веррукос, ум. 203 до н. э., в 233-консул, после поражения римлян у Тразименского оз. в 217 до н. э. - диктатор; вел против войск Ганнибала сдерживающую войну (отсюда прозвище Кунктатор - Медлитель); в кон. 2-й Пунической войны был противником наступательной стратегии Сципиона. Энний характеризовал его так: «Единственный муж, который благодаря своей медлительности восстановил государство» «Unus homo nobis cunctando restituit rem»).

2. Кв. Ф. Пиктор - рим. историк. В 216 до н. э. возглавил рим. посольство к святилищу Аполлона в Дельфах. Составил первое рим. историч. описание от Энея до 2-й Пунической войны, раздел, на годичные отрезки, на греч. яз. (Анналы).

ФАБРИКА

ФАБРИКА (от лат. fabricae - мастерская). Термин устоялся в 17 в. Можно провести известные параллели между античными мастерскими и предприятиями нового времени с мануфактурным разделением труда. Производство эпохи эллинизма специализировалось в крупных мастерских, возрастающие требования к количеству и качеству продукции приводили к углублению разделения труда, но необходимый объем производства достигался и без средств механизации. Система рабского труда и принудительных корпораций обеспечивала нужный уровень производства (за редким исключением). Птолемеи и Селевкиды на своих предприятиях организовывали выпуск товаров, предназнач. на экспорт; папируса, масла, вина, льна, красителей, керамики. Во времена Римской империи на частном предприятии, производившем необходимое для армии снаряжение, трудилось до 1000 человек (до Юлиана Отступника). Мн. отличительные признаки фабричного производства в том смысле, в каком мы его понимаем сегодня, отсутствовали, недоставало машин для рациональной механизации рабочих процессов. Широкое использование людей в качестве тягловой силы и источника энергии исключало технич. развитие. Рабский труд был малопроизводительным (из-за отсутствия материальной заинтересованности рабов в своем труде, а также из-за низкой рентабельности производства), обязанность принудительного труда, передаваемая по наследству, соответствовала производству, которое развивалось не к Ф., а к крепостному праву. Использование водяного привода в дробильных установках, в. камнерезках, а также черпающего колеса во времена Империи было спорадич. Поэтому и императорские предприятия, в которых было налажено массовое изготовление отдельных предметов (оружие, материалы), и частные предприятия, например массовое производство керамики, хотя и назывались fabricae, но отнюдь не были ими, оставаясь рабовладельч. мастерскими (эргастериями).

Фабрика

рис. Монументальное здание фабрики по изготовлению масла в Бир-Сгауне (Африка). Промышленное сооружение провинциальной архитектуры 2 в.

ФАБРИЧНАЯ МАРКА

ФАБРИЧНАЯ МАРКА - С 300 до н. э. подпись художника на лампах и других керамич. изделиях заменяется штемпелем, который может рассматриваться как знак качества, имеющий также рекламное значение. Известны надписи на винных и масляных амфорах с данными о годе их изготовления.

ФАВН

ФАВН (лат. Faunus), древнеиталийский бог плодородия, покровитель скотоводства и земледелия, соответствовал греч. Пану. Ф. считался сыном Пика (одно из воплощений Марса), отцом Латина. В качестве Ф. Фатуя занимался также предсказаниями. Его праздником были Луперкалии. Имеются упоминания о множестве Ф. (Ф. - лесные духи). Сладострастие Ф. стало нарицательным. Пластика: Роден; малая пластика: Пикассо, картины Рубенса, Пальма Старшего, Бёклина, симфонич. поэма Дебюсси.

ФАВОРИН

ФАВОРИН (Favorinus), нач. 2 в. н. э., греч. ритор и историк из Арелаты (Юж. Франция), ученик Диона Хризостома, некоторое время жил в ссылке на Хиосе. Его произведения, составл. и написанные на греч. яз., в занимательной и популярной форме содействовали распространению образования; из написанных им «Pantodape historia» («Пестрая история»), «Apomnemoneumata» («Воспоминания») и книги «Peri phyges» («Об изгнании») сохранились лишь фрагменты.

ФАЙЮМ

ФАЙЮМ (Фаюм).

1. Ф. или Моерис (копт, piom Faium - озеро), часто упоминаемое в текстах греч. авторов озеро (совр. Биркет-эль-Керун), 44 м ниже уровня моря, расположено западнее нижнего притока Нила. Вода поступает в него из старого рукава Нила Юсуф (дл. 334 км), русло которого удлинили проведением канала. В период Птолемея II Филадельфа греч. колонисты создали в районе Ф. много новых искусств, водоемов. Благодаря этому значительно расширилась посевная площадь. Обнаруж. в 1930 обширный археологич. материал свидетельствует, что в Мединет-Мади (во времена Птолемеев здесь находилось военное поселение) жили последователи Мани. Здесь также возникли др.-христианские общины.

2. Ф. (арабск. Fqjum, Faijum, el-Fayum - морская земля), в греко-рим. время Арсиноя, до этого Крокодилополь, город и плодородный оазис близ Меридострова оз. (совр. Карун) западнее Нила в Центральном Египте. В этом оазисе (преим. в районе, примыкавшем к пустыне) были найдены папирусы, содержавшие ценные сведения, заупокойные портреты и большое количество коптских текстов, сохранившихся потому, что эта терр. находилась в стороне от торг овых путей. Благодаря находкам, обнаруж. в районе Ф., можно получить точное представление о жизни небольших сельских общин в эпоху античности.

ФАКЕЛЫ

ФАКЕЛЫ - Для их изготовления пользовались палками или лучиной смолистой древесины, пучками веток листв. деревьев, пропитанных смолой, салом, воском или маслом. Ф. использовали в Греции, а также в Римской империи для праздничного освещения, необходимы были в культовых обрядах, происходивших ночью, и в семейных праздниках (например, свадьба). В честь богов устраивали процессии и бег с факелами, спортивные соревнования. В мифах и изобразительном искусстве поднятый или перевернутый факел в руках демона символизировал жизнь или смерть. Существовали защитные приспособления для рук и декоративные держатели для Ф. любых размеров из металла или керамики. Из них развились г. н. «Ф. - эфесы», рукоятки, в которых укреплялась пропитанная воском пакля (винот радное лыко). Ф. использовались в военном деле для сигнальной службы и как зажигальные средства.

ФАЛАНГА

ФАЛАНГА - тесно сомкну) ое линейное воинское построение, состоящее из неск. шеренг тяжелой пехоты в Др. Греции. Спартанская Ф. состояла из 8 шеренг, причем расстояние между шеренгами на марше составляло 2 м, во время атаки 1 м и при отражении нападения 0,5 м, а фронтальная протяженность при 8-тысячной численности войска достигала 1 км. Афинская Ф. напоминала по своему построению спартанскую. Ударная сила Ф. заключалась в фронтальном ударе, наносимом на короткой дистанции; Ф. была уязвима на флангах и в тылу; кроме того, она была не в состоянии сражаться на пересеч. местности. Македонская Ф. состояла из 16-18 тыс. воинов и была построена в 8, 10, 12 или 24 шеренги. Численность Ф. в государствах диадохов доходила до 16 584 воинов. На раннем этапе рим. истории легион, подобно Ф., выстраивался из 8 шеренг, позднее был заменен подвижными подразделениями, называемыми манипулами и когортами. В период распада рабовладельч. строя в Др. Риме (начиная с 4 в. н. э.) снова возвратились к фаланговому построению, которое, в общем, подходило только для обороны.

ФАЛАРИС

ФАЛАРИС - тиран из Акраганта, правивший в 6 в. до н. э. и проводивший политику территориальной экспансии. В более поздние времена прослыл жестоким тираном. Согласно преданию, он имел обыкновение отдавать приказы о сожжении врагов заживо в бронзовом быке. В основе этой легенды, вероятно, лежит память о человеч. жертвоприношениях. Письма, автором которых считался Ф., в знаменитом исследовании англ. ученого Бентли 1697 были признаны подложными.

ФАЛЕРНО

ФАЛЕРНО - лучший сорт италийского вина из Сев. Кампании, получивший назв. по винодельч. области (Falernus ager). Фалернское вино производится в Кампании и в наши дни.

ФАЛЕРОН

ФАЛЕРОН - естеств. гавань, которая до постройки военной гавани и торгового порта Пирея была единств, якорной стоянкой для Афин. В этой бухте начинался путь мн. мифологич. героев, например путешествие Тесея на Крит.

ФАЛЕРЫ

ФАЛЕРЫ (лат. phalerae), сословные знаки ранне-рим. всадничества, со 2 в. до н. э. - военные награды. Ф., в осн. металлич., круглыми, овальными или продолговатыми, носимыми на ремне и украш., в эпоху Империи до 4 в. н. э. награждались не только отдельные солдаты, но и целые воинские подразделения.

ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ

ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ (624-546 до н. э.), первый греч. философ, математик и астроном, один из Семи мудрецов; представитель ионич. натурфилософии. Согласно его наивно-материалистич. представлениям, все произошло из влаги или воды, на которой покоится Земля. Возможно, это было связано с кажущейся «живостью» воды, а возможно, и с тем, что влага помогает прорастанию семян, питает растения и способствует их росту. Являясь представителем гилозоизма, Ф. считал материю одушевленной. Как поли тик он выступал за объединение всех ионич. городов в единый союз для того, чтобы противостоять набиравшей силу Персии. Ф. предсказал затмение солнца, которое наблюдалось 28 мая 585 до н. э. Известно, что Ф. часто и подолгу путешествовал, бывал и в Египте. Вероятно, здесь ему впервые пришла мысль, сформулированная и доказанная им позже: внутр. угол в полуокружности является прямым утлом. Полуокружность над гипотенузой прямоугольного треугольника стала называться окружностью Фалеса.

ФАЛИСКИ

ФАЛИСКИ - племя в Юж. Этрурии, предположительно италийск. происхождения, покор, этрусками. Населяли небольшую плодородгтую область с городами Фалерии и Фесценний. Ф. занимались скотоводством, говорили на собств. италийском диалекте, зафиксированном в надписях.

ФАЛЛ

ФАЛЛ (греч.), мужской половой член и в особенности его изображение как символ производительной силы и плодородия. Ф. играл важную роль в культе Деметры, Гермеса и особенно Диониса (сопровождаемые пением фаллич. шествия, как писал Аристотель, были истоком комедийного действа). В др. комедии, сатировской драме и комедии флиаков исполнители мужских ролей носили большой кожаный Ф.

ФАЛЛИЧЕСКИЕ БОЖЕСТВА

ФАЛЛИЧЕСКИЕ БОЖЕСТВА - Эти персонажи играли большую роль в народных верованиях как податели сексуального наслаждения и были объектами культового почитания как обожествление способности мужчины производить потомство. Ф. б. изображались с напряж. фаллом - подобные изображения имели сатиры и силены, Приап и множество почитавшихся под этим именем персонажей народной религии. Среди олимпийских богов к Ф. б. принадлежит прежде всего Гермес (в связи с его функцией пастушеского бога), но также Аполлон и даже Зевс. Число подобных культовых статуй, подчеркивающих мужскую силу, в Греции, а позднее и в Римской империи было велико; однако сохранились в осн. изображения на сосудах.

ФАЛЬСИФИКАЦИИ

ФАЛЬСИФИКАЦИИ - Ф. античных произведений искусства появились во времена Ренессанса, их не всегда легко отличить от копий. К известным Ф. причисляют, например, Афину в боевой позе и этрусскую Диану А. Доссена, а также голову Аполлона, обнаруж. недавно во Франкфурте. Фальсифицировались также предметы искусства малых форм (греч. вазы, терракоты, буккеро). Определить Ф. с помощью химич. и физич. исследований материалов, как и стилистич. анализа, не всегда возможно (например, до сих пор существует сомнение в подлинности берлинской статуи богини).

ФАМА

ФАМА (лат. fama - слух, репутация, молва), у римлян со времен Вергилия олицетворение молвы.

ФАМИЛИЯ

ФАМИЛИЯ (лат. familia). Как в Греции, так и в Риме основу власти главы дома (греч. kyrios, лат. pater familias) составляла сосредоточ. в его руках частная собственность на средства производства, одновременно Ф. представляла собой культовую общину (поклонение домашним богам); в нее входили лица, подчин. хозяину дома (жена, дети, рабы).

ФАМИЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ

ФАМИЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ (лат. imagines), у римлян - восковые слепки, сделанные с лиц умерших. Во время похорон высокопоставл. чиновников Ф. п. несли участвующие в процессии актеры. В остальное время их хранили обычно в домашних святилищах, находившихся в атриях жилых домов. Ф. п. несли также на погребальных шествиях во время похорон родственников. Изготовление Ф. п., тесно связанное с искусством изготовления посмертных масок, являлось одним из корней реализма в рим. искусстве портрета.

ФАМИРИД

ФАМИРИД - мифич. фракийский поэт, вступивший в состязание с музами в пении и игре на кифаре. В случае победы мог взять в жены одну из муз, но был ими побежден, ослеплен и лишен дара пения и игры на кифаре.

ФАМУЛУС

ФАМУЛУС (лат. famulus), в Др. Риме патриархальный домашний раб, принадлежащий к тесному кругу домохозяйства. Обозначение снова появилось в поздней античности в связи с архаизирующей тенденцией нехристианской литературы. Позднее Ф. - помощник преподавателя высшей школы (например, Вагнер в «Фаусте» Гёте).

ФАНАТИКИ

ФАНАТИКИ (лат. fanatici от fanum - священное место, в противоположность profanum - неосвященное), одержимые божеством. Со 2 в. до н. э. так назывались, в частности, приверженцы вост. оргиастич. культов (Великой матери, Исиды). Их религиозное рвение стало нарицательным, в средние века Ф. называли христианских еретиков и сектантов.

ФАНТАЗИЯ

ФАНТАЗИЯ (греч.), в теории античного искусства и литературы вплоть до Аристотеля Ф. едва ли уделялось должное внимание. Подражание, обязывающее к изображению реальных представлений, всемерная привязанность художника к известным материалам (мифам), признанные формы, художеств, средства и правила (даже если только в теории) оставляли мало места для Ф. У Аристотеля Ф. не эстетич. феномен, а психологич., который он считает обманчивым и несовместимым со своим телеологич. представлением о художеств, творчестве. Через стоич. философию, например у Псевдо-Лонгина, Квинтилиана и Филострата Старшего, понятие «Ф.» проникает в теорию литературы и искусства. Ф. оживляет повествование, построенное на подражании, дедает его более красочным и наглядным, особенно в тех случаях, когда необходимо изобразить нечто невидимое, скрытое от обычных представлений (душевное расположение, божество), или достигнуть особой языковой выразительности.

ФАРИСЕИ

ФАРИСЕИ (отделившиеся), политич. - религиозная группировка в Иудее, представляла интересы ср. слоев населения, возникла в период народного восстания во 2 в. до н. э. под предводительством Иуды Маккавея. Ф. выступали как против саддукеев, так и против чужеземных властителей, не отказываясь при этом от некоторых компромиссов. Ф. видели защиту от духовного отчуждения в приверженности религиозным традициям. Одновременно проповедовали религиозные новшества; среди прочего в противоположность саддукеям признавали бессмертие души и присутствие судьбы в человеч. деяниях.

ФАРМАКОЛОГИЯ

ФАРМАКОЛОГИЯ (греч. учение о лекарств, веществах). Начиная с 3 в. до н. э. Ф. развивалась под влиянием практич. опыта медицинских школ, многовекового опыта народной медицины, вобравшего в себя знания, систематизированные греками и заимствованные ими у соседних народов, а также на огромном запасе сведений, содержащихся в медицинских трудах Гиппократа. Кроме того, арсенал лекарств греч. врачей значительно обогатился благодаря процветанию торговли с Востоком после завоеваний Александра Македонского. Наиболее полные сведения о лекарств, веществах содержатся в трех произведениях. Автором первой книги о лекарств, травах был Диокл из Кариста. Большой известностью пользовалась иллюстрированная книга о лекарств, травах Кратеса (1 в. до н. э.) и книга о лекарств, средствах Диоскурида. Последняя использовалась как учебник по Ф. вплоть до нового времени. Гален в своих трудах по Ф. сделал попытку систематизировать и обобщить представления античной медицины в виде единого теоретич. учения. На лат. яз. также создавались труды о лекарств, средствах и сборники рецептов, например труд Секстия Нигера (на рубеже н. э.), Скрибония Ларга (1 в. н. э.), книги 20-32-я «Естественной истории» Плиния Старшего и составл. из ее эксцерптов «Медицина» Плиния (ок. 400 н. э.), своды о лекарств, средствах Квинта Серена (3 в. н. э.), Марцелла Эмпирика (ок. 400 н. э.) и Феодора Присциана (ок. 400 н. э.). Сборники, особенно более позднего периода, содержат наряду со сведениями о рациональных средствах также различные магич. предписания.

ФАРНАБАЗ

ФАРНАБАЗ - перс, сатрап в М. Азии во время Пелопоннесской войны. Несмотря на непродолжительный контакт с Алкивиадом, он поддерживал спартанцев. В 395 до н. э. как главнокомандующий перс, войсками в М. Азии доверил афинскому изгнаннику Конону командование своим флотом.

ФАРНАК II

ФАРНАК II - сын Митридата VI Понтийского. В 64 до н. э. ., будучи наместником Боспора, отделился от отца и был назначен Помпеем царем Боспорского государства (63-47). Во время войны между Цезарем и Помпеем попытался отвоевать бывшее Понтийское царство, но был разбит в 47 Цезарем под Зелой («veni, vidi, vici» - «пришел, увидел, победил») и вскоре после этого был убит.

ФАРНЕЗСКИЙ БЫК

ФАРНЕЗСКИЙ БЫК - мраморная группа, хранившаяся в палаццо Фарнезе, теперь в Неаполе, рим. копия по греч. оригиналу 2-1 вв. до н. э. Группа изображает месть Амфиона и Зета Дирке, которую они привязывают к быку. Аналогичные изображения встречаются в настенной живописи и в мозаике (Аквинк).

ФАРОС

ФАРОС - маяк, сооруж. на о. Фарос под Александрией, от которого происходит назв. каждого подобного сооружения. Построен Состратом из Книда в 299 - 279 до н. э. (разрушен во время землетрясения в 1326), достигал высоты 110 м, внешний вид его можно представить по александрийским монетам: цоколь квадратный, средняя часть в виде восьмиугольника, верхняя часть - круглое сооружение с украшающими его статуями.

ФАРСАЛ

ФАРСАЛ (лат. Pharsalus), город в Фессалии, осажд. в 197 до н. э. во 2-й Македонской войне, близ которого Цезарь в 48 одержал победу над Помпеем. Рим. поэт Лукан, современник императора Нерона, воспел гражданскую войну между Цезарем и Помпеем в незаверш. эпосе «Фарсалия». Классич. «Вальпургиева ночь» из второй части «Фауста» Гёте разыгрывается на Фарсальских полях.

ФАСОС

ФАСОС (греч. Thasos), остров на С. Эгейского м., отдел, от фракийского побережья проливом шир. 6 км. На Ф. растут в большом количестве приморские сосны. Горные массивы из крупнозернистого белого мрамора достигают высоты 1203 м. На С. острова паросцы в 700 до н. э. основали одноименный город-порт. Они же захватили часть фракийского побережья с золотыми рудниками. В войне против фракийцев принимал участие поэт Архилох. На острове добывали серебро, медь, свинец и золото. Вскоре Ф. превращается в крупный торговый центр: экспортирует металлы, вино, масло. Искусство местных скульпторов достигло своего наивысшего расцвета в 7-6 вв. до н. э. Уроженцем Ф. считается известный греч. живописец Полигнот. После освобождения от власти Персии (492-478 до н. э.) Ф. становится членом Афинского морского союза и Афины вытесняют его с вост. рынков. В ответ на это Ф. выходит из союза в 466-465 до н. э., но через три года вынужден опять вступить в него. В 410 до н. э. последовал повторный выход из союза, после которого Ф. долгое время являлся яблоком раздора между Афинами и Спартой; с 340 по 196 до н. э. он находился под властью Македонии, а со 195 до н. э. вновь стал независимым полисом. Из античных памятников архитектуры сохранились городские стены, терраса храма, агора и театр. Раскопки города вели франц. археологи.

ФАСТЫ

ФАСТЫ (лат. dies fasti - дни судебных решений). Рим. верховными жрецами принято разделение года на благоприятные и неблагоприятные для судопроизводства дни. Ф. легли в основу рим. календаря, поэтически оформлены Овидием. Понятие Ф. было перенесено на годовые списки рим. должностных лиц, которые являются хронологич. вехами начального периода рим. истории. В просопографич. исследованиях под Ф. понимают подборки списков ведущих рим. должностных лиц с точки зрения пространства и времени, служащие раскрытию важнейших историч. связей.

ФАСЦИЯ

ФАСЦИЯ (лат.), связанный кожаными ремнями пучок прутьев с воткнутым в него топориком, знак должностной и карающей власти высших рим. магистратов. Ликторы (служители) с Ф. шли впереди рим. должностных лиц (претору полагалось 6, консулу-12). Внутри Рима топор удалялся, т. к. здесь высшей инстанцией для смертных приговоров был народ. Ф. часто встречаются в геральдике нового времени; в эпоху фашизма в Италии Ф. с топором были символом реакционной государств, власти (отсюда происхождение термина «фашизм»).

ФАТАЛИЗМ

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatum - судьба), вера во всемогущество судьбы. Античная вера в судьбу возникает благодаря разочарованию в религии. Даже боги имеют определ. судьбу и беспомощны перед управляющим всем Фатумом (у греков Тихе и Ананке). Как сообщает Еврипид, сам Зевс не может ничего создать без Ананке. Гераклит в Геймармене признает определяющий космос закон, который считается действительным для людей также в Стое, начиная с Зенона. Мистериальные культы и религия спасителя (иудаизм, христианство) нарушили эту традицию; в них законы фатума бессильны перед спасителем.

ФАТУМ

ФАТУМ (лат. fatum - предопределение), приговор судьбы, определ. богами, неотвратимая судьба, рок; встречается понятие во множеств, числе (fata). Олицетворением Ф. были также богини судьбы парки.

ФАУНА

ФАУНА (лат. Fauna).

1. В др.-рим. религии женское имя, соответствовавшее Фавну, считалась его супругой, сестрой или дочерью.

2. Ф. - животный мир. Ф. Средиземноморья принадлежала к субрегиону палеоарктич. области. В Др. Греции мир млекопитающих был весьма богатым. В горах обитали волки, лисицы, шакалы, кабаны, олени и серны. На островах паслись обильные стада диких коз и овец. Еще и сегодня там можно встретить горного козла. В качестве военных упражнений спартанцы предпочитали охоту на медведей и львов. Мир пернатых состоял из местных видов (совы, соколы, коршуны) и перелетных птиц, которые проводили здесь зиму. Греки предпочитали охотиться на глухарей, рябчиков и дроф. В Др. Греции обитали многочисл. пресмыкающиеся и земноводные, запасы рыбы были неисчерпаемыми. Ф. большей части Италии также принадлежала к средиземноморскому региону палеоарктич. области. На С. Италии из числа млекопитающих особенно много было альпийских коз и горностаев. Многочисл. семейства короткохвостых земляных мышей ежегодно наносили большой ущерб сельскому хозяйству. Были чрезвычайно распространены сони, которые даже содержались в качестве домашних животных. В домашнем хозяйстве использовались буйволы и лани. Мир пернатых всегда был богатым, прежде всего за счет перелетных птиц, прилетавших в эти области с С. Излюбл. объектом ловли были перепела и жаворонки. Из рептилий со времени поздней античности наибольший страх внушали гадюки (aspisviper). На побережье и на островах издавна процветала рыбная ловля и устричный промысел. В хозяйств, жизни средизем. народов Ф. играла значительную роль.

ФАУСТ

ФАУСТ - из Византии (Faustus), армянский историк. Написал историю Армении (освещен период 317-385). Оригинал сохранился в выдержках у Прокопия, известен также армянский перевод.

ФАУСТИНА

ФАУСТИНА - Анния Галерия (лат. Faustina).

1. Ф. Старшая (100-141 н. э.), рим. императрица с 138, происходила из исп. семьи, супруга Антонина Пия, тетка Марка Аврелия и мать Фаустины (2). В ее честь были учреждены алиментарные пособия для девочек. Портрет - в Альбертинуме (Дрезден).

2. Ф. Младшая (130-176), рим. императрица с 161, дочь Антонина Пия и Ф. (1). Со 145 супруга Марка Аврелия, мать Коммода. Первой из императриц получила титул «Mater castrorum» («Мать войсковых лагерей»). Статуя - в Альбертинуме (Дрезден).

ФАУСТУЛ

ФАУСТУЛ (лат. Faustulus), в рим. сказаниях пастух, который подобрал брошенных в Тибр близнецов Рема и Ромула. Ф. и его жена Акка Ларенция воспитали их.

ФАЭТОН

ФАЭТОН (лат. Phaethon, греч. излучающий), в греч. мифологии прозвище Гелиоса. Ф. также сын бога солнца Гелиоса и Климены. Когда однажды отец дал обещание исполнить его желание, Ф. попросил разрешить ему один день управлять колесницей солнца. Управляя колесницей, он не смог сдержать огнедышащих коней, и они бешено бросились в сторону, отклоняясь от обычного пути солнца, что вызвало страшный пожар. За это Зевс поразил Ф. молнией. Его сестры, Гелиады, были на берегу превращены в тополя. Падение Ф. часто изображали художники разных времен (в частности, Тинторетто).

ФАЯНС

ФАЯНС (от итал. города Faenza), также майолика (от исп. Mallorca). Глиняные изделия после первичного обжига покрывались глазурью в качестве грунта для красок, закреплявшихся на сильном огне. После этого поверхность изделия разрисовывалась, и оно вторично вносилось в печь. У античных мастеров фаянсовые сосуды, предметы покрывались силикатной грунтовкой, на которую наносилась пестрая глазурь.

ФЕАКИ

ФЕАКИ (греч. Phaiakes), сказочно счастливый и беззаботный народ, занимающийся мореплаванием и живущий на чудесном о. Схерия. Их царем был Алкиной. Корабли Ф. могли достигнуть любой цели быстро и без помощи кормчего; на одном из этих кораблей Алкиной велел доставить на родину Одиссея. Остров Ф. был изображен Бёклином в его «Острове мертвых».

ФЕБ

ФЕБ (лат. Phoebus), прозвище Аполлона.

ФЕДЕРАТЫ

ФЕДЕРАТЫ (лат.), прежде всего военнообязанные союзники на границах Римской империи, позднее

переводившиеся в полевые войска, обозначение часто переносилось на герм, племена в пределах Римской империи, пока они не отказывались от союза (Foedus) с Римом (1-й пример противоположного содержания - вандалы, 442).

ФЕДОН

ФЕДОН - 1. жил в 5 в. до н. э., греч. философ, основал в Элиде философскую школу. Его именем Платон назвал диалог о бессмертии души.

2. царь Аргоса в 7 в. до н. э., объединил жителей Арголиды, заключил союзы с Коринфом и Эгиной и принял на себя руководство Олимпийскими играми; под его предводительством Аргос стал крупным центром на Пелопоннесе. Ф. ввел новую систему мер и весов.

ФЕДР

ФЕДР - 1. Последователь греч. философа Гиппия, современник Платона, который назвал его именем диалог об эросе и эротике.

2. Греч, философ 1 в. до н. э., был главой эпикурейской школы в Афинах, оказал влияние на Цицерона. 3). рим. баснописец, раб из Пиерии (Сев. Греция), был отпущен на свободу Августом, обвинен Сеяном, вероятно, за сочинение вольнодумных произведений. Сохранился отрывок из сборника басен, сочиненных им по образцу басен Эзопа. От перевода эзоповских басен он перешел к созданию собств. произведений с сильной моралистич. окраской (изображение историч. событий во времена правления Августа и Тиберия). Басни, написанные ямбич. сенарием, отличаются простым и ясным языком. Переложение его басен без упоминания имени автора получило широкое распространение в Ср.-век. период и оказало сильное влияние на творчество баснописцев в новое время (Лафонтен, Геллерт, Лессинг).

ФЕДРА

ФЕДРА (лат. Phaedra), дочь критского царя Миноса и Пасифаи, сестра Ариадны, была замужем за Тесеем. Она полюбила своего пасынка Ипполита. Покончила с собой от нераздел, любви.

ФЕЙЕРБАХ

ФЕЙЕРБАХ - Ансельм (нем. Feuerbach) (1829-1880), нем. живописец. Во время пребывания в Париже познакомился с историч. живописью Т. Кутюра («Римляне времен упадка»), которая произвела на него огромное впечатление. В 1856 - 1873 и с 1876 до конца жизни находился в Италии. В монументальном стиле и декоративных композициях Ф. стремился воплотить сюжеты античной тематики. Его картины (например, «Медея», Нюрнберг; «Битва амазонок», Мюнхен; «Ифигения», Дармштадт; «Трапеза у Платона», Карлсруэ и Берлин) связаны с Ренессансом, они оказали определ. влияние на представления об античности на рубеже 19-20 вв.

ФЕМИДА

ФЕМИДА (греч. Themis - устав, закон), титанида, богиня права и законного порядка, почиталась в Греции. Была первой женой Зевса, от этого брака родились горы и мойры. Еще до Аполлона, вероятно, владела Дельфийским оракулом.

ФЕМИСТИЙ

ФЕМИСТИЙ (317-388), греч. ритор и философ из Пафлагонии, преподавал в Константинополе философию Аристотеля и Платона. В числе его произведений сохранились парафразы трудов Аристотеля и 33 политич. речи, в которых содержатся интересные факты из истории 4 в.

ФЕМИСТОКЛ

ФЕМИСТОКЛ (524-459 до н. э.), государств, и военный деятель из Афин. Как демократ выражал интересы крупных торговцев и выступал за расширение афинского рынка сбыта товаров. Ф. видел нависшую над Грецией опасность со стороны Персии, которая могла не только закрыть Греции выход к Черному м., но и полностью изолировать всю Грецию от внешнего мира. Поэтому он ратовал за быстрейшее создание военного флота - гарантии безопасности Афин. Его политич. противники из числа богатых землевладельцев, в первую очередь Мильтиад, опасались того, что создание флота усилит позиции демократов, и выступали поэтому за усиление боеспособности сухопутной армии. Будучи архонтом Ф. расширил порт Пирей. После 487 до н. э. ему удалось изолировать своих осн. противников по политич. борьбе. После того как в 483 - 482 был изгнан и Аристид, Ф. опять стал архонтом. Видя усиление военной мощи Персии, он издает указ, согласно которому все серебро, добытое на серебряных рудниках Лавриона, должно идти на строительство военного флота. Уже в 481 Афины имели 180 боевых кораблей, став тем самым мор. державой. Команды этих кораблей состояли в осн. из фетов, которые усиливали влияние демократов в Афинах. В 480 Ф. командовал афинскими боевыми кораблями в победоносном сражении у мыса Артемисий. Опасаясь, что персы могут захватить Афины, Ф. эвакуировал афинян на о. Саламин и в г. Трезен, а сам собрал весь свой флот в Сароническом зал. и в 480 дал генеральное сражение, в котором одержал полную победу. Несмотря на сопротивление Спарты, он продолжал укреплять Афины. Решающую роль Ф. сыграл при образовании Делосского союза. В 470 он не смог оказать должного сопротивления своему внутриполитич. противнику Кимону и нажиму Спарты, в результате чего был изгнан из Афин. Ф. обвинили в государств, измене и приговорили к смертной казни, но ему удалось бежать в Аргос, а затем в Сузы к Артаксерксу I, доверившему Ф. управление гг. Магнесия, Лампсак и некоторыми другими.

ФЕНИКС

ФЕНИКС (лат. Phoenix).

1. Греч. назв. птицы, почитаемой египтянами в Гелиополе, которая, согласно легенде, на протяжении долгого периода времени (чаще всего каждые 500 лет) в старости сжигала себя на костре и возрождалась из пепла молодой и обновл.; тесно связана с солнцем; стала символом вечного времени, обновления и возрождения. В период Римской империи птица Ф. была символом незыблемости Рима, в христианстве - символом воскрешения Христа.

2. В др.-греч. мифологии князь долопов, старый верный учитель Ахилла, вместе с ним принимал участие в Троянской войне.

ФЕОГНИД

ФЕОГНИД - примерно 2-я пол. 6 в. до н. э., греч. поэт из Мегары, выходец из старого аристократич. рода. Сохранились две книги «Элегий» (почти 1400 стихов) под его именем, хотя не все они принадлежат перу Ф. «Элегии» написаны дистихом и по своему содержанию не связаны строго между собой. Отчасти они относятся к гномической поэзии. В «Элегиях» Ф. рассказывает своему юному другу Кирну о нравств. принципах арисгоратов (это и является ядром всего собрания стихов). Подобные нравств. советы перемежаются с пиршеств, мотивами. Другие стихи являются обвинением: поэт-аристократ критикует социальные перемены, в результате которых к власти пришло демократич. гражданство и появилась новая денежная знать. Ф. не понимал историч. перемен в развитии общества и продолжал оставаться защитником идеалов аристократии, за что, по всей видимости, и был отправлен демократич. властями в ссылку.

ФЕОДАЛИЗМ

ФЕОДАЛИЗМ - общественно-экономич. формация, возникающая из распадающегося античного или др.-вост. классового общества, из поздних первобытных отношений или из их синтеза (традиционно в средневековье). Основы производств, отношений Ф. - частная собственность (частично огранич. государством) светских и духовных феодалов на землю и огранич. право распоряжаться зависимыми крестьянами, которые со своей стороны обладали мелким земельным наделом, обрабатываемым собств. средствами производства. Зависимые крестьяне были обязаны платить своему феодальному господину ренту в виде барщины, натурального или денежного оброка. С развитием разделения труда в эпоху феодализма деревня потеряла свое господствующее положение над городом, в котором развивались ремесла и торговля. Развитие товарного производства и денежных отношений привело к падению Ф. и утверждению капитализма. На почве экономич. и политич. отношений распадавшегося античного классового общества Западной Римской империи с 5 в. возникали варварские королевства, в которых устанавливались феодальные отношения. Византийская империя пережила кризис в 4-5 вв. и превратилась, приблизительно с 7 в., в феодальное государство. Понятие «Ф.», применявшееся с 17 в. прежде всего у французов и означавшее ленные отношения, было распространено К. Марксом на всю обществ, формацию. В буржуазных исследованиях понятие «Ф.» в указанном смысле часто применялось лишь к Зап. Европе. Однако исследования советских ученых показали его универсально-историч. характер.

ФЕОДОР

ФЕОДОР - 1. Ф. Азинский, 275-360, др. философ, представитель неоплатонизма, ученик Ямвлиха, положения которого о возникновении и строении трансцендентного мира вошли в триаду Ф.; тем самым им были заложены основы системы, позднее разработанной Проклом. До нас дошли лишь отрывки комментариев Ф. к трудам Платона с изложением осн. положений его учения.

2. Ф. из Кирены, ок. 300 до н. э., греч. философ, атеист, ученик Аристиппа Младшего. Ф. отрицал существование богов, за что был осужден афинским ареопагом. Считал, что целью стремления человека к получению удовольствия является познание радости. Обществ, нормы он объявлял необязательными, нарушение супружеской верности, воровство и т. п. являются, по словам Ф., предосудительными не по своей природе, а в силу обществ, предубеждения. Утверждал, что мудрый человек не будет жертвовать собой ради своей. родины, так как родина для него - вся вселенная (космополитизм).

3. Ф. Киренский, греч. математик, ум. в 390 до н. э., по мнению Платона, внес большой вклад в развитие теории иррациональных чисел.

ФЕОДОРА

ФЕОДОРА (500-548), влиятельная, занимавшаяся политич. деятельностью супруга визант. императора Юстиниана I. Тенденциозно изображена Прокопием в его «Anekdota», особенно в период ее жизни среди цирковых артистов. В беллетристике в целом служит отрицательным персонажем.

ФЕОДОРИТ КИРРСКИЙ

ФЕОДОРИТ КИРРСКИЙ - род. в 390 в Антиохии, ум. в 466 в Кирре; с 423 был епископом в Кирре. Активно занимался лит. деятельностью. Им написана книга «Graecarum affectionum curatio» («Исцеление языческих болезней»). В ней отражена борьба церкви с еретиками в период с 325 по 428. Книга представляет интерес благодаря содержащимся в ней многочисл. историч. фактам, некоторые, правда, вызывают сомнение в их подлинности. В основу «Historia religiosa» («История монашества»), «Haereticarum fabularum compendium» также положен богатый историч. материал.

ФЕОДОСИИ

ФЕОДОСИИ (Theodosius).

1. Флавий Ф. I Великий (Flavius Т. 1), род. 11. 01. 347 в Сев. Испании, ум. 17. 01. 395 в Милане, рим. император с 19. 01. 379, сын полководца армии Валентиниана I, сам служил офицером. После победы готов над армией Валента в Адрианопольском сражении (378) Грациан провозгласил его августом в Сирмии. В 382 Ф. заключил мир с вестготами и расселил их в качестве федератов южнее нижнего течения Дуная, при этом они должны были нести воинскую повинность. В 388 Ф. устранил узурпатора Магна Максима и передал власть над Италией Валентиниану П. После убийства последнего Арбогастом Ф. в 394 предпринял второй поход в Италию, в ходе которого разбил войска узурпатора Евгения под Аквилеей и на короткое время объединил всю империю под своей властью. Что касается религиозных взглядов Ф., то он отказался от арианства в пользу ортодоксального вероучения Афанасия, провозглаш. единой (католической) государств, религией на созванном им в 381 в Константинополе 2-м Вселенском соборе. Как и Грациан на Востоке, Ф. отказался от сана великого понтифика и преследовал приверженцев язычества. В 391-392 он запретил языч. культы, а в 394 - Олимпийские игры. Фанатичные христиане разрушили многие античные храмы, среди них храм Сараписа в Александрии. Возросшую власть церкви показал в 390 епископ Амвросий, потребовавший от императора церковного покаяния. Благодаря влиянию церкви Ф. был провозглашен Великим. Перед смертью он разделил всю империю между своими сыновьями - Аркадием и Гонорием, которые соответственно в 383 и 393 стали августами. Этот шаг означал фактич. конец единой империи и привел в 395 к образованию Западной и Восточной Римской империи.

2. Ф. II, род. 10. 04. 401 в Константинополе, ум. там же 28. 07. 450, вост.-рим. император с 01. 05. 408, сын Аркадия и Евдокии, внук Ф. I, еще ребенком (402) стал августом. Будучи правителем Восточной Римской империи, он всю свою жизнь был марионеткой в руках своих министров и женщин, например с 408 по 414 находился под влиянием префекта Анфемия, потом своей сестры Пульхерии, а с 408 по 414-своей жены Евдокии. В период правления Ф. П. велись войны с персами и армянами, а также набиравшими силу гуннами, жившими тогда в басе. Дуная. Чтобы установить добрые отношения с гуннами, Ф. II начал с 430 платить дань их королю Аттиле. В 424-425 Ф. II помог Валентиниану III и его династии утвердиться в Западной Римской империи. Духовенство вело догматич. дискуссии по христологич. вопросу, в котором император отдавал предпочтение монофизитству. В 429-438 Ф. II подготовил свод императорских законов (начиная с 313), вышедший под назв. «Кодекс Феодосия» («Codex Theodosianus») и действовавший в обеих частях Римской империи. В целях защиты в 413-439 Константинополь был обнесен мощными стенами («стены Феодосия»), в 425 здесь был построен университет.

ФЕОДОСИЯ

ФЕОДОСИЯ - порт на Ю1 островост. побережье Крыма, основан в 600 до н. э. г. Милет. С развитием торговли установил в 4 в. до н. э. тесные отношения с Афинами. С 355 до н. э., находясь под властью Боспорского государства, Ф. переживает свой второй расцвет. В 107 до н. э. Митридат VI Евпатор захватил Ф., после чего она теряет свою былую славу (при Адриане город пришел в полное запустение). Совр. город Ф. был основан на месте генуэзского торгового г. Каффа.

ФЕОКРИТ

ФЕОКРИТ - 1-я пол. 3 в. до н. э., эллинистич. поэт из Сиракуз. Жил на о. Кос и в Александрии, где в лице Птолемея II Филадельфа нашел покровителя. Сохранились 30 стихов и одно фигурное стихотворение «Сиринга» («Sirinx»), подписанные его именем, однако не все являющиеся подлинными. Эти стихи, получившие назв. «Идиллии» («Eidyllia»), послужили основой для появления буколич. пастушеской поэзии. Ф. мастерски, иногда неск. идеализированно изображает жизнь крестьян и пастухов в ее простоте и естественности, не отказываясь при этом от некрой возвышенности, свойств, александрийской поэзии. Известно немало его стихов-мимов, в которых правдиво изображены черты простого народа («Волшебницы», «Женщины на адонии»). В эпиллиях «Гилас» и «Маленький Геракл» Ф. выступает сторонником Каллимаха, отрица гельно относившегося к большому эпосу. Существуют 24 эпиграммы, приписываемые Ф., подлинность некоторых из них вызывает сомнение. Чаще всего поэт писал гекзаметром на дорийском диалекте, пользуясь при случае эолийским и ионическим диалектами. Творчество Ф. стало примером для мн. поэтов последующих поколений, но у них особенно заметно стремление к идеализации действительности, что становится типичным для поэзии Европы начиная с эпохи Ренессанса. И. Г. Фосс первым вернулся к характерному для Ф. реализму в изображении действительности.

ФЕОПОМП

ФЕОПОМП - или Теопомп из Хиоса (377 - после 320 до н. э.), ритор и историк, ученик Исократа, в 352 до н. э. был награжден призом на конкурсе надгробных речей в честь царя Мавсола, представитель риторич. и психологизированной историографии. Ф. - последователь Фукидида, написал 12 книг «Hellenika» (события 410-394 до н. э., кон. периода могущества антидемократич. Спарты) и 58 книг «Philippika», освещающих др.-греч. историю периода правления Филиппа II Македонского (360/359-336) и прославляющих его дела. Из всех книг сохранились лишь неск. отрывков. В своих произведениях, в которых много отступлений, касающихся ранней истории и истории других народов, Ф. уделяет особое внимание нравств. проблемам. Он стремился показать своим современникам признаки морального разложения общества, гл. виновниками которого он считал политич. деятелей. Найденный в Оксиринхе (Ср. Египет) папирус с описанием событий 396-394 до н. э. без указания имени автора может иметь непосредств. отношение к Ф.

ФЕРА

ФЕРА - или Тира (итал. Санторин).

1. Самый юж. из островов архипелага Киклады. В результате сильного извержения вулкана примерно в сер. 2-го тыс. до н. э. Ф. была разрушена, при этом был уничтожен цветущий минойский город (совр. Акротири). В ходе археологич. раскопок были обнаружены частично сохранившиеся здания высотой до трех этажей, необычной красоты фрески, на одной из которых изображен минойский флот. К нач. 1-го тыс. остров был заселен дорийцами, основавшими в 630 колонию Кирена (Ливия). Несмотря на то что население острова составляли дорийцы, он являлся союзником Афин; в 3-2 вв. до н. э. у Ф. находилась стоянка военных кораблей Птолемеев.

2. Античный город (Ф. Селлада, Т. Sellada) большей частью раскопан археологами.

ФЕРАМЕН

ФЕРАМЕН - афинский политик, глава умеренной олигархии, совершившей в 411 до н. э. антидемократич. переворот и захватившей в 404 власть. Ф. - один из Тридцати тиранов. Как представитель среднего зажиточного сословия был готов идти на всякие компромиссы, за что имел прозвище Kothornos (обувь, которую можно надевать на любую ногу). Ф. выступал против крайней олигархии, возглавляемой Критием, за что по распоряжению последнего был казнен.

ФЕРЕКИД

ФЕРЕКИД - из Сирое а, живший, вероятно, в сер. 6 в. до н. э., автор космологич. произведений с мифологич. окраской, в основе которых лежала мысль о том, что мировое устройство является не чем иным, как следствием воздействия божеств, на земное. Вероятно, Ф. испытывал влияние Анаксимандра.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV