Словарь античности
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕН")

ТАБЛИНИЙ

ТАБЛИНИЙ (лат. tablinum), в рим. домах примыкавшая к атрию ср. комната, служившая вначале спальней, а позднее столовой. Сообщавшийся с атрием посредством большой двери, Т. имел вид открытой экседры, а при наличии атрия и перистиля становился проходной комнатой, ведущей во внугр. комнаты.

ТАБУ

ТАБУ (полинез. tabu - запрещать), система запретов на совершение определ. действий. В античности Т. распространялось на те обычаи и традиции, которые имели отрицательные последствия для общества в целом и для культа в частности: запрещались кровосмешение и браки между родственниками, запрещалось прикасаться к предметам культа, входить в святая святых храма; жрецы и священнослужители обязаны были носить определ. одежду и соблюдать необходимые требования. Существовали табуирострованные дни (лат. dies nefasti). Тотемисгич. корни Т. периода античности сейчас установить невозможно.

ТАБУЛА РАЗА

ТАБУЛА РАЗА (лат. tabula rasa гладкая, чистая доска). Для написания нового текста на восковой табличке старый текст стирался (сглаживался воск); в переносном смысле Т р. означает уничтожение старого ради нового. Философы античности (Платон, Аристотель и другие) и средневековья (Альберт Великий) сравнивали первоначальное состояние сознания человека и его души с чистой доской.

ТАБУЛЯРИЙ

ТАБУЛЯРИЙ (лат. tabularium архив), одно из важнейших государств, учреждений в пров. Позднее в Т. служили императорские вольноотпущенники, например в управлении дакийскими копями. Рим. городской Т. являлся общегосударств. архивом.

ТАВР

ТАВР - покрытый лесами, довольно протяж. известняковый горный хребет на Ю. М. Азии, круто спускающийся к Средиземному м. Т. протянулся от ликийского побережья до Киликийских ворот (Т. в узком понимании). Его высокая часть с вершиной на горе Эрджияс (3916 м) является сев. границей Сирии. Во время похода Александра Македонского греки прошли через горный массив, который являлся продолжением Т. и протянулся через всю Азию с 3. на В. Этому массиву также было дано назв. «Т.». Дикеарх (ок. 300 до н. э.) соединял Исский зал. и океан на В воображаемой линией, делившей Азию на сев., холодную, и юж., теплую, части.

ТАВРИДА

ТАВРИДА (греч. Tauris, сербохорв. Scedro)

1. Маленький остров в Адриатическом м. у юж. части Далмации. Стал известен в связи с победой сподвижника Цезаря П. Ватиния над флотом Помпея под командованием М. Октавия в 47 до н э.

2. В древности юж. часть Крымского полуострова (или весь Крым), которая у Гёте называется Тавридой («Ифигения в Тавриде»), чаще называлась по греч. Taurike chersonesos или Skythike chersonesos или по лат. Chersonesus Taurica.

ТАВРОБОЛИЙ

ТАВРОБОЛИЙ (греч., лат. taurobolium - жертвоприношение быка), религиозный обряд, зародившийся в М. Азии. Известный уже во 2 в. до ц. э. на терр. Др. Востока культ быка тогда же вместе с мистериями в честь Кибельг, Аттиса и Митры распространился до зап. границ Рима и превратился в своего рода обряд крещения кровью: участник мистерии стоял в яме, в то время как над его головой убивали быка. Совершая такой обряд, люди считали, что они очищаются от грехов и как бы заново рождаются.

ТАВРОМЕНИЙ

ТАВРОМЕНИЙ (лат. Taormina), др. город, основан в 396 до н э. сикулами, был эллинизирован беженцами с острова Наксос (358 до н. э.) Они построили театр, который позже был обновлен римлянами (наряду со своим маленьким театром и купальней).

ТАИНСТВА

ТАИНСТВА (лат. sacramentum), общее обозначение церковных культовых действий в христианстве, которые восходят к магии и призваны содействовать нисхождению божеств, благодати Римско-католич. и православная церкви признают семь Т. крещение, конфирмация, причащение, исповедь (покаяние), соборование (елеосвящение), священство (посвящение в священнослужители), церковный брак. Протестантская церковь отрицает все Т., кроме двух крещения и причащения, которые рассматриваются как символич. обряды.

ТАЙГЕТ

ТАЙГЕТ (греч. Taygetos, новогреч. Pentadaktylon Пентедактилон), высокая, до 2409 м, горная цепь, от - деляющая Лаконию на В. от Мессении на 3. В древности тут росли густые леса и водилось много дичи На вост. склоне, над Спартой, лежат развалины Мистры, столицы визант. княжества Морея.

ТАЙХОСКОПИЯ

ТАЙХОСКОПИЯ (греч. обзор сквозь стену). Гомер впервые использовал в «Илиаде» прием драматич. искусства, имевший цель информировать слушателя (или зрителя) о событиях, выходящих за рамки про изведения (постановки).

ТАКСИДА

ТАКСИДА - В Др Греции все племена делились на филы или Т. Во главе их стоял филарх или таксиарх. В армии Александра Македонского (ипаспист ы подразделялись на Т., по 1000 воинов в каждой. Критские лучники в македонской армии также делились на Т.

ТАКТИКА

ТАКТИКА - Вплоть до 4 в. до п. э в тактич. планах др.-греч. полководцев осн. роль отводилась тяжелостровооруж. пехоте, построенной в фаланги легковооруж. пехота и конница почти не принимались в расчет. Такая Т. получила свою дальнейшую разработку у Филиппа II и Александра Македонскою, который заимствовал у Эпаминонда eго боевой строй фаланги «косой клин». Учитывая этот новый боевой порядок, Александр Македонский разработал новые тактич. варианты, в основу которых был положен принцип ведения боевых действий всеми видами и родами войск. Армии диадохов огличатись тем. что предпочитали оборонительную Т., предусматривавшую широкое применение сарисс (длинных копий), использование оборонительных укреплений во время сражений, при этом учитывалась плохая ма невренносгь фалаш. Римляне же отказались от фаланг и перешли на более маневренный боевой порядок в три эшелона. Воевали они манипулами (манипула - самостоятельная войсковая единица), а после провед. Марием преобразований в армии - когортами (когорта - тактич. единица др.-рим. пехоты). В сражении при Заме (202 до н. э.) Сципион Африканский применил трехэшелонный боевой порядок, причем 2-й и 3-й эшелоны он использовал для растяжения фронта и окружения противника. Этот маневр с участием когорт был положен в основу др.-рим. военного искусства. В армии Римской империи предпочтение отдавалось наступательной Т., однако принципиально новых тактич. вариантов разработано не было.

ТАКФАРИН(АТ)

ТАКФАРИН(АТ) - нумидиец. солдат рим. армии, дезертир. Находясь во главе племени музуламиев, в союзе с другими племенами в период с 17 по 24 н. э. нападал на рим. владения в Африке, гребу я вернуть захвач. пахотные земли и пастбища.

ТАЛАНТ

ТАЛАНТ (греч., лат. взвешенное), у Гомера встречается впервые в значении «чаша весов». Т. - самая крупная единица массы и денежно-счетная единица в Др. Греции; как единица массы заимствована в Передней Азии, в Аттике равнялась 26,2 кг. Из одного Т. чеканили 6000 драхм (1 Т. = 60 мин = 6000 драхм). Т. в значении «духовной одаренности» впервые встречается в Библии.

ТАЛЕТ

ТАЛЕТ (Фалет) из Гортины, 1-я пол. 7 в. до н. э., греч. музыкант и поэт с о. Крит. Благодаря Т. в Спарте получила распространение критская музыка, исполнявшаяся на авлосе (флейте). Существует легенда, согласно которой Т. мог с помощью песни изгонять чуму. До нас не дошло ни одно из его произведений.

ТАЛИЯ

ТАЛИЯ (лат. Thalia, греч. Thaleia - цветущач).

1. Одна из девяти муз; муза комедии.

2. Одна из грех харит (граций).

ТАЛМУД

ТАЛМУД (евр.), свод положений иудаизма, основан на казуистическом толковании Ветхого завета; состоит из Мишны (собранные и отредактированные устные толкования библейских положений; закончена во 2 в. н. э., на др.-евр. яз.) и Гемары (объяснение Мишны, на арамейском яз.). Существуют два Т.: Палестинский, или Иерусалимский, который содержит вариант толкования Мишны в Палестине (сформировался в начале 5 в. н. э.) и Вавилонский, который содержит толкование Мишны в Вавилонии (сформировался примерно в 6 в.). Под Т. обычно подразумевается Вавилонский вариант. Он состоит из 63 трактатов, объединенных в 6 разделов. В Т. различаются Галаха («Законоположение») и Агада (сопутствующие «Законоположению» комментарии и повествования в форме легенд, мифов, рассказов, существовавших в Др. Греции и Др. Риме). На Т. оказала влияние др.-греч. философия, доказательством чему служат часто встречающиеся в нем слова из др.-греч. яз.

ТАМУГАДИ

ТАМУГАДИ - античный город («африканские Помпеи»), находился около совр. г. Тимгад (Алжир).

ТАНАГРА

ТАНАГРА - город на В. Беотии, место рождения поэтессы Коринны. В 457 до н. э. близ Т. спартанцы разгромили афинян. Город известен прежде всего как место, где при раскопках некрополя были найдены терракотовые фигурки, которые изображали сцены из жизни и служили в качестве предметов, опускавшихся в могилу с умершим. Высота статуэток от 5 до 30 см. Искусство создания таких фигурок достигло своего расцвета в 3 в. до н. э.

ТАНАИС

ТАНАИС (Tanais), др. город в дельте р. Дон у совр. Недвиговки, в средние века назывался Тана (Tana).

Населяли Т. греки и сарматы. Т. возник в 3 в. до н. э. и считался крупным центром торговли и ремесел Боспорского государства.

ТАНАТОС

ТАНАТОС - Фанат (греч. Thanatos), в греч. мифологии олицетворение смерти; брат Гипноса, сын Никты, изображался вместе с братом в облике крылатого демона.

ТАНЕЦ

ТАНЕЦ - В древности Т. выполнял прежде всего культовую функцию. В Др. Греции были Т., прославлявшие Диониса, во время исполнения которых танцоры зачастую впадали в экстаз. Известны и военные пляски, и хороводы. В Др. Риме Т. были необходимым атрибутом ритуалов салиев и арвальских братьев. Как в Др. Греции, так и в Др. Риме танцоры выступали на семейных торжествах.

Танец

рис. Урок танца (рисунок на аттической вазе).

ТАНЕЦ С МЕЧОМ

ТАНЕЦ С МЕЧОМ - без одежды и другого оружия был для греков и римлян признаком герман. дикости. На др. рисунках изображался греч. боевой танец, исполняемый в богато украш. доспехах со шлемом, щитом, копьем и - крайне редко - с мечом.

ТАНТАЛ

ТАНТАЛ (греч. Tantalos, лат. Tantalus), сын Зевса, отец Пелопса и Ниобы, царь горы Сипила близ Смирны (М. Азия). Посещал пиры богов, похищал со стола нектар и амброзию, разглашал людям тайные решения богов. Желая узнать, всеведущи ли боги, Т. убил своего сына Пелопса и накормил их его мясом. Боги наказали Т.: он стоял в подземном царстве в воде, но не мог утолить жажду; над ним висели ветки с плодами, но голод мучил его, т. к. вода отступала, когда Т. собирался напиться, а ветки отодвигались, когда он протягивал к ним руку (отсюда выражение «танталовы муки»). По другой версии, над Т. висела качающаяся скала, ежеминутно грозившая сорваться и раздавить его. На всем его роде лежало проклятие богов (Атрей, Агамемнон, Ифигения, Орест).

ТАПС

ТАПС - 1. Город на мысе Рас Димас, к Ю. от Карфагена (совр. Тунис). Известен тем, что в 46 до н. э. Цезарь нанес здесь окончательное поражение Помпею.

2. Небольшой полуостров на вост. побережье Сицилии, севернее Сиракуз, итал. Магнисия. В 414 до н. э. во время осады Сиракуз здесь была стоянка афинского флота.

ТАПСАК

ТАПСАК (др.-евр. Tipsah - речная переправа), город в Сирии, на р. Евфрат, точное местоположение неизвестно. До основания г. Зевгма являлся важнейшим речным портом Сирии; у Т. войска переправлялись через Евфрат.

ТАРЕНТ

ТАРЕНТ (лат. Tarent, греч. Taras, итал. Taranto), город и порт в Юж. Италии на берегу зал. Таранто, примерно на границе между двумя др. областями - Калабрией и Апулией, - занимавший удобное географич. положение. Т. был заселен еще в микенское время; в 708 до н. э. город превратился в колонию Спарты. Т. известен своими красильнями, керамикой и текстилем. В 4 в. до н. э. город достиг своего наивысшего расцвета. При Архите Тарентском, философе (представитель пифагореизма) и видном государств, деятеле, Т. становится во главе союза италийских греч. городов. В 282 до н. э. Т/ищет защиты от Рима у Пирра Эпирского, а в 272 до н. э. становится уже союзником Рима. В 212-209 Ганнибал захватил Т., непокоренной осталась лишь крепость. В 123 до н. э. город становится рим. колонией (Colonia Neptunia). После остготского господства Т. в сер. 6 в. превращается в визант. город. До наших дней сохранились отдельные фрагменты др. памятников архитектуры (форум, театр, Мусейон); до сих пор действует построенная в древности система городского водоснабжения.

ТАРКВИНИИ

ТАРКВИНИИ - 1. (лат. Tarquinius), аристократич. род из этрусского г. Тарквинии, к которому принадлежали рим. цари Т. Приск и Т. Гордый. Приск одержал победу в борьбе против сабинян и латинов, построил в Риме Большой сточный канал (Cloaca Maxima), храм Юпитера и Большой цирк (Circus Maximus). Т. Гордый известен жестоким обращением с народом и патрициями, он сурово расправлялся со своими врагами. Его сын силой завладел Лукрецией, женой Л. Т. Коллатина, что, скорее всего, и послужило причиной изгнания этрусков из Рима. Т. Гордый стал последним царем Др. Рима (508-507 до н. э.).

2. (этрусск. Tarch(u)na), этрусский город, известен своими погребальными склепами, самый первый из которых (tomba dei Tori) построен ок. 550 до н. э., а последний (tomba dei Festoni) - во 2 в. до н. э. Хорошо сохранившиеся росписи погребальных склепов (культовые сцены, танцы, сцены пиршества, охоты) подтверждают высокое профессиональное мастерство др. художников.

ТАРПЕЯ

ТАРПЕЯ (лат. Tarpeia), по преданию дочь Спурия Тарпея, оборонявшего Римскую крепость от сабинян. Желая получить украшения сабинских воинов или из-за любви к их царю Титу Тацию Т. открыла ворота крепости. Сабинские воины выполнили свое обещание подарить ей то, что они носили на левой руке, т. е. золотые браслеты, но, выполняя обещание, забросали Т. щитами, которые тоже носили на левой руке. Ее именем названа Тарпейская скала, с которой впоследствии сбрасывали преступников.

ТАРРАКОН

ТАРРАКОН (ибер. Таrrасо, лат. Colonia Iulia Victrix, совр. Таррагон), важнейший иберийский порт, для своего развития получал помощь от Карфагена; в 218 Т. подчинился римлянам и стал при них гл. городом пров. Тарраконская Испания (Hispania Таrraconensis). Сохранились др. памятники: амфитеатр, дворец императора Августа, акведук, дл. которого составляет 217 м, а выс. - 38 м.

ТАРС

ТАРС (лат. Tarsus), город на С. - В. М. Азии, эллинизирован Селевкидами, с 66 до н. э. гл. город Киликии, родина апостола Павла, место погребения императора Юлиана II Отступника.

ТАРТАР

ТАРТАР (греч. Tartaros, лат. Tartarus), мрачная бездна в глубине земли, находящаяся на таком же отдалении от ее поверхности, как земля от неба. Т. окружен медными стенами и р. Пирифлегетон; считается нижней частью преисподней, в которой томились Кронос и богопреступники (титаны, Титий, Тантал, Сизиф).

ТАРТЕСС

ТАРТЕСС (греч. Tartessos).

1. Река на Ю. Испании (лат. Baetis), совр. Гвадалквивир.

2. Город в устье реки Т.

3. Область вокруг Андалусской низменности. Т. под назв. «Таршиш» (T(h)ars(ch)is(ch)) упоминается в Ветхом завете в связи с заходом в него финикийских торговых судов, вывозивших отсюда олово и в первую очередь серебро. Первым греком, который побывал в Т., был мореход Колей с о. Самос (7 в. до н. э.). Вслед за ним последовали фокейцы, основавшие примерно в 600 до н. э. г. Менака (в 30 км к В. от совр. г. Малага). Между Менакой и богатым, с высокой городской культурой Т. установились добрые отношения, особенно в период правления царя Аргантория. Этнич. принадлежность жителей Т. точно не установлена. С расширением господства карфагенян над Юж. Испанией (возможно, что они и разрушили Т. в 500 до н. э.) прерываются всяческие отношения между греками и тартессцами. Преемником Т. стал построенный в 1150 до н. э. Гадир (совр. Кадис) располож. недалеко от устья Гвадалквивира. Реку I часто путали с одноим. городом. Во времена подчинения Т. Риму и Карфагену эта область была населена преим. турдестанами, имевшими высокую культуру, но плохо знавшими военное дело. Это и послужило гл. причиной их быстрой романизации после захвата этой терр. римлянами.

ТАТИАН

ТАТИАН - Флавий Евтолмий (Tatianus, Flavius Eutolmius Т.), известный обществ, деятель и писатель позднего античного периода, с 391 - консул. Т. продолжил «Илиаду». За мнимые преступления был отстранен от должности, но в год своей смерти (396) реабилитирован. Был знаком с ритором Либанием.

ТАФОС

ТАФОС (совр. Меганиси), остров с одноим. городом, дал назв. группе островов, располож. между Левкадой и Акарнанией. Вторым по величине островом является о. Карнос (совр. Каламос). Известна легенда о войне Амфитриона с жителями о. Т.

ТАХИГРАФИЯ

ТАХИГРАФИЯ (греч. быстрописание), стенография в античные и средние века, в отличие от брахиграфии. Греч. Т.: ей предшествовали две документально подтвержд. попытки реформы принятого в Афинах (ок. 350 до н. э.) и Дельфах (277-276 до н. э.) обычного письма. Символич. письмо, в основу которого был положен принцип тироновых значков, в 1 в. н. э. (?) приняло вид слоговой Т. Самым др. датированным свидетельством ее практич. применения являются договор с преподавателем Т. (Pap. Oxyrh., IV, 724, 155 н. э.), а также рукописи, надгробные надписи (со 2 в.), папирусы и восковые таблички (3-7 вв.). Элементами Т. являются значки сокращений слов, слогов и «пояснитель», включающий в себя более 800 символов. Достоверно известно, что Т. практически использовалась вплоть до 6 в., факт ее применения в период 7-12 вв. документально не подтвержден. Т. н. книжная Т. представляла собой итало-греч. систему, называвшуюся также «система Гроттаферрата», и использовалась при переписывании книг в 7-8 вв. и особенно в 10-12 вв. Эта Т. применялась вплоть до 17 в. На папирусах и восковых табличках 3-5 вв. сохранилось примерно 810 групп символов греч. Т., которые вошли в выпущ. в Лондоне в 1934 издание «Greek Shorthand Manuals. Syllabary and Commentary». Рим. Т.: см. Тироновы значки.

ТАЦИТ

ТАЦИТ (лат. Tacitus).

1. Публий (?) Корнелий (Риblius (?) Cornelius) (ок. 55 - ок. 120 н. э.), последний великий рим. историк. Т. родился в аристократич. семье, получил прекрасные знания в области риторики, что позволило ему уже в молодые годы стать известным оратором. В 88 Т. стал претором, в 97 - консулом, в 112 (113 ?) - проконсулом рим. пров. Азия. Как писатель Т. стал известен после смерти императора Домициана (96), когда появились его первые небольшие сочинения: «Жизнь и характер Юлия Агриколы» («De vita et moribus Iulii Agricolae,,), «Германия» («Germania») и «Диалог об ораторах» («Dialogus de oratoribus»). «Агрикола» был опубликован Т. в 98 и посвящался его умершему в 93 тестю Юлию Агриколе. Он был написан вместо непроизнес, надгробной речи по случаю смерти Агриколы. Начало и конец «Агриколы» выдержаны в биографич. форме, середина же представляет собой историч. монографию о завоевании Британии Агриколой. В том же 98 он закончил научный географо-этнографич. трактат «Германия», первая часть которого является описанием обществ, устройства, быта др. германцев, рассказывается и об их происхождении; во второй же части характеризуются отдельные герм, племена. Местами придавая своему описанию идеализированную окраску, Т. показывает своим поправшим нравств. нормы соотечественникам морально здоровых и физически крепких германцев, указывая при этом и на их слабости. Тем самым он предостерегает и напоминает римлянам о той опасности, которая грозит Римской империи со стороны воинств, и свободолюбивых германцев. «Диалог об ораторах», написанный им в 102 или неск. позже, освещает остро дискутировавшийся в то время вопрос о причинах, повлекших упадок ораторского искусства. С помощью умело построенного диалога Т. удачно объединяет эту осн. тему с темой о достоинствах стихосложения и риторики. Этим сочинением, являющимся по своей форме и содержанию небольшим шедевром великого мастера, Т. хотел показать ошибочность распростран. тогда мнения о том, что причиной этого спада являются совр. воспитание и образование. Т. считал, что главной причиной этому служит изменение обществ, и внутриполитич. отношений. В «Диалоге об ораторах» он обосновывает свой отход от занятия ораторским искусством и переход к лит. творчеству, точнее, к историографии. Свои осн. труды по историографии - «История» («Historiae») и «Анналы» («Annales») - Т. посвятил истории Римской империи, начиная со смерти Августа и кончая убийством Домициана (14-96). Из 14 книг «Истории», описывающих события 69-96, очевидцем которых был сам Т., сохранились лишь 1-4-я и начало 5-й книги (69-70). Что же касается его самого зрелого и последнего труда «Анналы» в 16 книгах, то до нас дошли лишь 1-6-я (Тиберий, 14-37) и 11 - 16-я (Клавдий и Нерон, 47-66), а книги 5, 6 и 16 сохранились не полностью. «Анналы» дополняют «Историю», являясь ретроспекцией событий от смерти Августа, поэтому они имеют еще одно назв. - «История от смерти божественного Августа» («Ab excessu divi Augusti»). Мрачный террор, царивший в период правления императора Домициана, убедил Т., представителя огранич. в своих полигич. правах аристократии, в том, что свободе (libertas) и высоконравств. принципам (virtus) постоянно угрожает опасность быть попранными в условиях такой формы государств, управления, какой является монархия. С другой стороны, он признавал историч. необходимость принципата и знал, что возвращение к республиканской форме государств, управления уже невозможно. Это внутр. противоречие, противоречие между принципатом, с одной стороны, и libertas и virtus -с другой, в существ, мере повлияло на творчество Т. как историка. В трудах Т. центральное место занимают выдающиеся личности, которые, по его мнению, определяют ход истории, к таким личностям относятся прежде всего импера торы. Т. рассматривал их поступки и принятые ими решения, исходя из совокупности черт характера каждого, пытался раскрыть те внугр силы и moih вы, которые руководили ими. К ним он относил чувство страха, подозрительность, властолюбие, жест о кость и т. п. Его произведения содержат мало информации о жизни рим. народа, об органах управления, экономич. связях и историч. развитии рим. пров. Т. описывал не все историч. события, кое-что он опускал, а некоторые по-своему интерпретировал и по-своему оценивал их взаимное влияние Драматич. композиция для него все же важнее, нежели точное соблюдение хронологич. последовательности событий, которой он, в общем, старался придерживаться. Вопреки собств. намерению писать бесприсграсгно («sine ira et studio») Т. преподносил историю в виде захватывающей драмы, где свет и тени распределены неравномерно. Особое место в этой «драме» от водится императорам, жизнеописание которых составляет осн. фон его исгориог рафич трудов. Инот да на этом фоне появляются отдельные личности, пытающиеся отстоять virtus в условиях принципата. В состоянии глубокого пессимизма, вызванного осознанием несовершенства обществ, строя, причиной чему, как считал Т., явилось попрание свободы, он изображал Римскую империю раннего периода неск. тенденциозно, но с высоким мастерством. В основе языка и стиля Т. прослеживается влияние Саллю стия, с которым его объединяет пессимист ич. взт лял на мир. Частое употребление архаизмов и поэтич. выражений придавало языку Т. оттенки благородства, возвышенности; необычные, иногда режущие слух словосочетания, трудные для восприятия краткие предложения и точные высказывания захватывали читателя, заставляли его думать. Удивительно, но после смерти Т. его труды были почти полностью забыты. За исключением того факта, что Аммиан Марцеллин в кон. 4 в. дал высокую оценку творчест ву Т. и даже продолжил его «Историю», закончив ее 368, едва ли можно найти в поздний период античности еще к.-л. упоминания о Т. В средние века его имя и вовсе было предано забвению. В кон. 14 в. вновь растет интерес к отдельным трудам Т., а гуманисты занялись поиском его рукописей. Но господствовавший тогда цицеронизм помешал все же обьективно оценить лит. наследие Т. И только после выхода в свет (1574) сборника Т. под редакцией Липсия он получил всемирное признание.

2. Марк Клавдий (лат. M. Claudius), рим. император в 275 276, богатый сенатор из Интерамны (Терни) в Умбрии, в 273 - консул, после длительного междуцарствия после смерти Аврелиана в возрасте 75 лет стал императором. В М. Азии он разгромил готов, захвативших терр. от Черного м. и до Киликии. Почти десятимесячное правление Т. отражало реакцию знати на политику «солдатских императоров» обострение отношений между сенатом и армией.

ТЕАТР

ТЕАТР (греч. место для зрелищ, зрелище). Начиная с кон. 6 в. до н. э. в Афинах ежеюдно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подобные представления были известны и в других частях Греции. В их основе лежали культовые обряды, совершавшиеся во время праздников в честь бога Диониса. Со временем эти театрализованные представления стали неотъемлемой частью государств, праздников, вначале только праздника Великих Дионисий (в марте), а затем - начиная со 2-й пол. 5 в. до н. э. праздника Леней (в январе). По жребию определялся порядок показа пяти комедий в течение первого дня праздника и трех тетралогий, каждая из которых состояла из трех трагедий и одной сатировской драмы, в течение трех последующих дней. Выбором постановок занимались городские власти. Они предоставляли в распоряжение поэта актеров и хорега, который организовывал и оплачивал постановку. Постановщиком являлся сам поэт. После окончания соревнования судьи называли лучшие постановки и вручали призы. Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями общества; правда, возможно, что замужним женщинам запрещалось присутствовать во время представления комедий. Бедняки получали от властей деныи на вход. Самым старым Т. в Афинах считается Т. Диониса под открытым небом на юго-вост. склоне Акрополя. Здание Т. и места для зрителей были деревянными и сооружались только на время представлений. В 4 в. до н. э. Т. Диониса был построен из камня, но позже ею архитектурный облик неоднократно менялся (от Т. Диониса сохранились лишь развалины). Т. Диониса служил образцом для всех греч. Т. Он сосюял из орхестры (orchestra), круглой площадки, на которой выступали танцоры, актеры и хор, зрительного зала и здания скены. Орхестра располагалась в центре Т., а в сер. орхестры был установлен алтарь Диониса (thymele). Две треги орхестры были окружены зри тельным залом (theatron, koilon). Ряды для зрителей были расположены один над другим по склону горы Зрительный зал горизонтально разделялся двумя проходами на три яруса, а вертикально делился мно гочисл. проходами на т. н. клинья. Первые ряды (prohedria) предназначались втия тельным и уважаемым лицам. Т. Диониса вмешал 14000 17000 зри телей. Зрительный зал отделялся от орхестры проходом и небольшим рвом с водой. На противоположной к зрительному залу с троне орхестры раскола галась скена (skene), спенич. постройка с комнатами для переодевания актеров и хранения реквизита Крылья скены составляли параскении (paraskenia) между которыми перед скеной выступати актеры Выступали они на площадке, которая первоначально нахо лилась на уровне земли и только в эпоху эллиниш.: приподнимается над землей и получает назв. «проскений» (proskenion) Проскений и орхестра соединялись между собой ступеньками. С каждой стороны Т. имелся широкий проход, парод (parodos) между параскенией и боковой стеной зрительного зала, через который можно было попасть во внутр. помещения. Выступления хоров проходили на орхестре. Занавеса в греч. Т. не было. Костюмы актеров соответствовали характеру постановок: для трагедий были типичны длинные цветные костюмы с дорогой отделкой, маски, высокие прически, высокие сапоги на толстой кожаной подошве - котурны. Для комедий были характерны маски, короткие костюмы, нередко надевался и кожаный фалл, а накладные животы, зады и горбы придавали телу гротесковые формы. Для усиления эффекта режиссеры использовали сценич. технику. В эпоху эллинизма Т. претерпевает ряд изменений: здание скены дополняется многоэтажным портиком с великолепной колоннадой, богаче становится внутр. убранство Т., появляется новая сценич. техника. В остальном же все оставалось по-прежнему. Наряду с таким Т. существовали простые, где ставились народные спектакли. К подобным относится прообраз рим. Т. - Т. флиаков. Т. флиаков был очень популярен в юж. областях Италии, где проживало много греков. Сценич. площадка в нем была поднята над землей на высоту 1 2 метров. Перед сценой находилась небольшая лестница со ступеньками, а сзади - стена, которая укрепляла кулисы. Такой выездной Т. можно было легко демонтировать, перевозить с места на место и легко устанавливать вновь. Реквизит и декорации Т. были скромными. В Риме театральные спектакли по греч. образцу во время больших праздников впервые стали играть в 240 до н. э. Вначале это были трагедии и комедии, затем, начиная с 1 в. до н. . э., ателланы, а позже к ним добавляются мимы и пантомимы. Все расходы по постановке спектаклей, как и в Греции, брало на себя государство, но в отличие от Греции в Риме не устраивался конкурс на лучшую театральную постановку. В рим. Т. всеми вопросами занимался руководитель труппы (dominus gregis), который покупал у поэта его произведение, ставил его на сцене, получая при этом финансовую помощь от властей. Первые спектакли играли на примитивных деревянных, подобно Т. флиаков, сценах, которые с трех сторон окружали деревянные скамейки для зрителей. В 55 до н. э. Помпей построил в Риме первый каменный театр. Он органично соединил в себе элементы треч. Т. и Т. флиаков и служил примером при строительстве других театральных зданий в течение всего периода существования Римской империи. Рим. Т. имел полукруглую орхестру. Его зрительный зал (cavea) с располож. один над другим зрительными рядами делился проходами на ярусы и клинообразные сектора. Хорошо продуманная планировка Т. позволяла зрителю легко добраться до своего места. Парапет отделял зрителей от орхестры. Рим. Т., подобно греч., не имел крыши, но над ним можно было натягивать тент из сукна. Как и во всех античных Т., здесь была отличная акустика. Здание скены (scaena) было многоярусным и по высоте равнялось высоте зрительного зала. Обращенную к публике стену скены (scaena frons) украшали колонны и картины. Перед этой стеной находился просцений (proscaenium), построенный на каменном цоколе дощатый помост. Просцений имел крышу и по бокам ограничивался параскениями. Высота просцения составляла примерно 1,5 м, а длина равнялась двойному диаметру орхестры. Попасть на просцений можно было через двери в стене скены и боковых стенах, а с орхестры - по ступенькам. Все спектакли играли на просцений, который уже имел опускающийся занавес. В орхестре, а она была чаще всего мощеной, стояли кресла для сенаторов. С каждой из двух сторон, между боковой стеной зрительного зала и зданием скены, имелись проходы к орхестре. Эти проходы имели навес. Над ними располагались места для высоких чиновников и часто императорская ложа. В спектаклях были заняты профессиональные актеры. Во время исполнения ролей в трагедиях актеры надевали костюмы рим. покроя, а в комедиях-рим. или греч. покроя в зависимости от места действия спектакля. Кроме этого, они надевали парики, маски (начиная с эпохи Римской империи) и котурны (в трагедиях). Вход в Т. был свободным, его могли посещать даже дети и рабы (для последних требовалось особое разрешение). Развалины рим. Т. (в осн. зрительного зала и фундамента здания скены) можно встретить во мн. местах, например Риме, Помпеях, Аквинке, Сабрате и других.

Театр

рис. 1. План греческого театра (Эпидавр 3 в. до н. э.): 1 - орхестра; 2 - парод; 3 - проскений; 4 - скена; 5 - рампа.

Театр

рис. 2. Реконструкция скены.

Театр

рис. 3. Сцены из музыкальной драмы в честь Диониса (роспись на кратере с волютами, г. Руво, 5-4 вв. до н.э.)

ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА - В греч. трагедию хор перешел из празднеств культа Диониса, составной частью которых были танцы сатиров. Инструментальное сопровождение драматич. хора составляли прежде всего флейты. Композиция и стихи отличались высокой художественностью, хоровое пение имело драматич. функции; различали вступительную песнь (парод), песнь, которую хор поет стоя (стасим), заключительную песнь (гипорхема), лирич. диалог (коммос). Наряду с хором в драме известна монодия в сопровождении флейты и кифары. Актер иногда декламировал стихи в сопровождении флейты. В то время как в трагедиях Эсхила хоровое пение используется шире, чем у Софокла, в произведениях аттич. трагика Еврипида появляется сольное пение, испытывавшее влияние нов. дифирамбов. В комедиях соперничавшего с ним Аристофана характерны как незатейливые народные сольные песни, так и пение с инструментальной прелюдией и эпилогом. Эллинистич. и рим. комедии одинаково свойственны декламация, пение и мелодекламация. С их монодиями и дуэтами, танцевальными номерами и музыкой в антрактах комедии Плавта превратились в музыкальные комедии. Хоровое пение и музыка украшали пантомиму, причем участниками руководил флейтист с ножными трещотками. Импровизационная шра мима дополнялась популярными танцевальными и песенными номерами.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ

ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ - Занятые в трагедиях и комедиях актеры носили Т. м. Они изготавливались чаще всего из холе га, которому придавалась с помощью гипса определ. форма, после чего маски раскрашивались, в них делались прорези для глаз и рта, а сверху прикреплялся парик. Сохранилось много преим. терракотовых и мраморных Т. м. в натуральную и неск. уменьшенную величину, которые дают довольно полное представление о театральных персонажах, особенно новой аттич. комедии.

Театральные маски

рис. Маски главных слуг из Рима, из Мелоса, из Афин, из Пергама.

ТЕВКР

ТЕВКР (греч. Teukros, лат. Teucer, Teucrus).

1. Первый царь Трои, сын Скамандра с Крита. Иногда тевкрами называли троянцев

2. Сын Гесионы и Теламона с о. Саламин, единокровный браг Аякса Теламонида. Т. участвовал в Троянской войне и считался лучшим лучником. После своего возвращения был изгнан отцом за то, что не отомстил грекам за смерть Аякса Теламонида, долго скитался. Т. основал на о. Крит г. Саламин.

ТЕВТОБУРГСКИЙ ЛЕС

ТЕВТОБУРГСКИЙ ЛЕС (лат. Saltus Teutoburgiensis), гряда низкогорий в Германии. Т. л. известен благодаря победе херусков во главе с Арминием над рим. легионами Квинктилия Вара (9 н. э.). Т. л. упоминается только один раз Тацитом, поэтому его точное положение определить сложно - предположительно где-то между средним течением Везера на В. и верховьем Эмса на 3. Гипотез на этот счет много. Оспариваются даже некоторые детали вышеупомянутого сражения между херусками и римлянами. Свое совр. назв. Т. л. получил в 17 в.

ТЕВТОНЫ

ТЕВТОНЫ - герм, племена, жившие на зап. побережье Ютландии и в низовье р. Эльба, позднее Т. стали называть германцев вообще (furor Teutonicus - германская боевая ярость). Т. вместе с кимврами, амврами и другими племенами переселились на Юг.

ТЕГЕЯ

ТЕГЕЯ - город на Ю.-В. Аркадии, лежал на пересечении важнейших торговых путей. После продолжительных войн со Спартой стал членом Пелопоннесского союза (550-371 до н. э.), позже членом Аркадского, а потом и Ахейского союза. Пострадавший в 395 до н. э. от пожара храм Афины Алей был восстановлен в 365 до н. э. под руководством Скопаса и является одним из последних храмов, построенных в строго торич. стиле. Стеньг целлы украшены коринфскими полуколоннами. От украшений на фронтоне, выполн. Скопасом, осталось довольно много фрагментов.

ТЕКМЕССА

ТЕКМЕССА (греч. Tekmessa, лат. Tecmessa), дочь фригийского царя Телевта. Во время похода Аякса Теламонида против фригийцев была захвачена им в плен и стала его верной возлюбленной; родила ему сына Эврисака, попыталась предотвратить самоубийство мужа.

ТЕКСТИЛЬ

ТЕКСТИЛЬ - Роспись на вазе иллюстрирует осн. лапы изготовления Т., которым занимались хозяйка, ее рабыни или дочери (ваза изготовлена в 560 до н. э.). Что касается более детального представления об этом процессе, то он почти не описан в литературе и по археологич. находкам о нем мало что известно. Ткани изготовлялись из льна, шерсти, в эллинистич. период, кроме этого, - из хлопка (импорт?) и шелка (импорт). В производстве парусов и канатов применялись пенька и эспарта. Иногда в ткань одежды для умерших добавляли асбестовые волокна. Т. красили, ткали из цветных ниток, украшали вышивкой, обшивали каймой. Простые ткани изготовлялись в домашних условиях и иногда шли на продажу, ткани же высокого качества производились опытными рабынями и рабами. Чтобы сукно долго носилось, его нужно было валять, для этого требовалось не только спец. оборудование, но и определ. знания и опыт задействованных в этом технологии, процессе рабочих. Что касается других технологич. процессов изготовления Т. (прядение, окрашивание пряжи, и пр.), то о них известно очень мало. Существовал ли только тканый Т. или наряду с ним был еще и «вязаный», на этот вопрос ответить трудно, хотя известно, что для артистов нужны были трикотажные костюмы, а для охоты и рыбной ловли необходимы были вязаные сетки и сети. Т. изготовлялся и для нужд армии. Образцов Т. сохранилось мало, исключение здесь составляет найденная в песках Египта т. н. коптская ткань, имевшая не всегда высокое качество изготовления. Тот факт, что для поясного портрета умершего требовался особый вид холста, служит доказательством использования Т. в различных целях.

Текстиль

рис. Изготвлеине текстиля в домашних условиях: сидяшая на стуле хозяйка вместе со служанкой проверяет пряжу. Укладка ткани, прядение слоя, укладывание пряжи в корзину (чернофигурная ваза, 560 до н.э.).

ТЕКСТОЛОГИЯ

ТЕКСТОЛОГИЯ - наука, изучающая и восстанавливающая тексты в первоначальном виде. До нас не дошло ни одного оригинала произведений античной литературы, за исключением надписей и папирусов. Между оригиналом и дошедшей до нас рукописью иногда лежат целые столетия. При многократном переписывании оригинала текст его изменялся, т. к. переписчик часто допускал ошибки, а издатель вносил в него свою правку. Восстановление текста в его первоначальном виде-важнейшая задача филологии. Из истории. Большинство произведений издавались не самим автором, а уже после его смерти на основе его рукописей или записей его учеников. Знание жизни и места проживания автора, а также жанра его произведений очень важно для определения того, где и как распространялись эти произведения. Развитие античной филологии и появление библиотек гарантировали издание произведения в его первоначальном виде и его сохранность. В те времена не существовали такие понятия, как авторское право или право издателя, поэтому часто наряду с авторским вариантом распространялись переписанные тексты с внесенными в них изменениями. Объективные факторы, такие, как недолговечность папируса, переписывание со свитка папируса на пергаментный кодекс, изменения в орфографии, диалектах, изменение письма, новые сокращения, а также ошибки переписчика - все это приводило к тому, что произведение теряло свой первоначальный вид. Особенно изменялся текст после того, как издатель вносил в него свою правку, прежде всего это касалось учебных изданий, драматич. произведений, церковных книг и спец. литературы. Мн. критич. и пояснительные замечания к текстам (комментарии, схолии, глоссарии) или замечания в конце рукописей указывают на то, что над ними работали филологи эллинистич. периода. Развитие истории, а вместе с этим и отношение к культурному наследию непосредств. образом отражались на сохранности лит. памятников. Мн. ценные произведения были преданы забвению уже в античности только потому, что не отвечали классич. канонам того времени. Издавались такие произведения в сокращ. варианте по избирательному принципу. Эпоха каролингского Возрождения и эпоха византийского Возрождения внесли большой вклад в дело сохранения лит. памятников античной культуры. Позднее, в период гуманизма, все больший размах принимает работа над текстами, библиотеки начинают собирать рукописи. В сер. 15 в. появляется книгопечатание, которое положило конец рукописным изданиям.

Критика текста.

Для восстановления текста необходимо собрать, сравнить, проанализировать все имеющиеся материалы, касающиеся этого текста. В кон. 19 в. сюда стали относиться и сохранившиеся отдельные фрагменты античных папирусных книг. Некоторые тексты дошли до нас в пер. на другие яз., выдающиеся произведения античности нашли свое отражение в творчестве более поздних авторов, сохранились и источники этих произведений. Папирусы, переводы, цитаты и т. п. зачастую бывают значительно старше, чем дошедшие до нас рукописи из средних веков. Это не означает, что они всегда «лучше» более поздних текстов, но они позволяют узнать историю создания текста. Для оценки этих данных филолотия использует методы критич. разбора После сравнительного анализа рукописи делятся на классы (напр, по общим пропускам в тексте), устанавливается их взаимозависимость, и восстанавливаются утерянные оригиналы. Более ранние рукописи являются для исследователей и более ценными, но не следует отказываться без проверки и от более поздних. Дошедшие до нас рукописи чаще всего не представляют собой единого целого; отдельные рукописи, папирусы, надписи во мн. отличаются друг от друга. Издатели по-разному решают вопрос, какому варианту рукописи отдать предпочтение, т. к. часто эти варианты были равнозначны. При этом следует по возможности обращаться к авторскому варианту (если произведение не закончено и вышло неск. изданий) В других случаях критич. отбор рукописей производится на основе различных изданий или на основе одного издания с различными вариантами. Часто текст восстанавливается путем применения эклектич. методов. Но, несмотря на это, текст бывает неполным, а местами и непонятным. Основываясь на фактах истории создания текста, на палеографич. данных, опираясь на хорошее знание языка и личности автора, филолог пытается восстановить или воссоздать недостающие фрагменты путем различных предположений, изменений, дополнений и перестановок. Подчас это ведет к тому, что ставится под сомнение авторская подлинность произведения. Многочисл. изменения, вносимые в текст, позднее подтверждались новыми открытиями и являлись оправданными. Но случалось и так, что новые от крытия вскрывали ошибки в тех частях текста, которые не вызывали сомнения у текстологов. Результаты работы текстологов находят свое отражение в издании текстов.

ТЕЛАМОН

ТЕЛАМОН (греч., лат. Telamon), сын Эака. После убийства единокровного брата Фола был изгнан на о. Саламин, где женился на Главке, дочери царя Кихрея, после смерти которого занял его место. От второй жены Перибеи Т. имел сына Аякса Теламонида. Т. участник калидонской охоты и похода аргонавтов. Воевал на стороне Геракла против Лаомедонта, после взятия Трои в награду за храбрость получил в жены Гесиону, будущую мать Тевкра.

ТЕЛЕГОН

ТЕЛЕГОН (греч. Telegonos), по греч. легенде сын Одиссея и Кирки Во время поиска отца случайно убивает eго (сюжет «Песни о Хильденбранде»), после чею возвращается вместе с Пенелопой и Телемахом к своей матери Кирке, дарующей им бессмертие, и женится на Пенелопе.

ТЕЛЕМАН

ТЕЛЕМАН - Георг Филипп (1681-1767), нем. композитор; некоторые из его многочисл. произведений созданы на античные темы (оперы «Терпеливый Сократ», 1721, и «Омфала», 1724; кантата «Ино»,1764). Написаны они с большим мастерством, иногда иронично, иногда драматично, но всегда вызывают живой интерес. Т очень бережно относился к теме античности.

ТЕЛЕМАХ

ТЕЛЕМАХ (греч. Telemachos, лат. Telemachus), в греч. мифологии сын Одиссея и Пенелопы. Уговаривал женихов матери покинуть дом Одиссея, узнал о местопребывании отца от пилосского царя Нестора и Менелая из Спарты. Во время своего возвращения ему удалось избежать засады женихов своей матери. У насiуха Эвмея Т. встретил нищего странника, который оказался его возвратившимся отцом. Помотал от цу в схватке с добивавшимися руки матери женихами Женился на Навсикае (вариант: на Поникаете, дочери Несюра). Существует миф, будто после смерти Одиссея Т. вместе с Телеюном и своей матерью отравился к Кирке, сделавшей его бессмертным. Г. женился на Кирке, она родила ему Лапша Г. посвящены картина Тьеполо, роман Фенелона

ТЕЛЕСИЛЛА

ТЕЛЕСИЛЛА - ок. 500 до н. э., греч. поэтесса из Аргоса. После поражения защитников города в сражении со спартанцами Т. вместе с другими женщинами выступила с оружием в руках против враюв и обратила их в бегство Сохранилась лишь небольшая част т> ее прои зведений (гимны богам).

ТЕЛЕФ

ТЕЛЕФ (греч Telephos, лат. Telephus), в греч. мифологии сын Геракла и Авги, дочери аркадского царя Алея, царь Миши. Был ранен в бедро Ахиллом во время схватки с греками, направлявшимися в Трою. Рана Г. не заживала. Оракул объявил, что исцелить ее может тотько юг, кто нанес рану. Поэтому Т. просил Ахил та о помощи. Ахилл залечил рану ржавчиной копья, которым в свое время ранил Т. Сцены т мифа о Т. изображены на Пергамском алтаре (Берлин, ГДР) Сохранились лишь неск. фрагментов

ТЕЛЛУС

ТЕЛЛУС ( шт. Tellus земля), др.-италийская богиня земли и растений, в кулые была тесно связана с Церерой. В жертву Т. приносились стельные коровы Известно изображение Т. на алтаре Мира Августа.

ТЕЛЬХИНЫ

ТЕЛЬХИНЫ - в греч. мифологии обладавшие волшебной силой демоны. Т. занимались обработкой металлов, могли жить па земле и в воде, отличались пеобыкнов злостью и коварством. Жили они на островах Родос и Крит

ТЕМПЕЙСКАЯ ДОЛИНА

ТЕМПЕЙСКАЯ ДОЛИНА - расположена между горами Олимп и Осса, в долине протекает р. Пеней, гл. река Фессалии. Обрывистые склоны Т. д. тгозволяли довольно лет ко перекрыть проход, через который можно было с С. попасть в Грецию (совр. железнодорожная ветка, соединяющая Македонию с Фессалией, проходит по Т. д). Долина славилась великолепной природой, красоту к рой Адриан попытался воссоздать у себя на вилле в Гибуре (Тиволи).

ТЕНАР

ТЕНАР - один из трех мысов на Ю. Пелопоннеса, омывается Мессенским (на 3.) и Лаконским (на В.) зал.: назв. Т. носили полуостров и поселение невдалеке от мыса. В эпоху средневековья мыс и полуостров Т. назывались Матапан (новогреч. Тенарон). На мысе Т. возвышался известный храм Посейдона - место убежища илотов. Согласно легенде, под храмом находилась дыра, через которую Геракл вытащил из преисподней на землю пса Кербера. Сейчас храм разрушен.

ТЕНЕДОС

ТЕНЕДОС - небольшой, когда-то засел, эолийцами остров в Эгейском м. Согласно легенде, корабли греков, отошедшие от Трои, бросили якорь у Т., чтобы взять на корабль деревянного коня и вернуться с ним к Трое. Т. был членом 1 - го и 2-го Афинского морского союза. В 387 до н. э., как и во время 1-й Персидской войны, Т. попал под власть Персии; был освобожден Александром Македонским.

Предыдущая страница Следующая страница