Словарь античности
Статьи на букву "А" (часть 5, "АНХ"-"АРИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 5, "АНХ"-"АРИ")

АНХИС

АНХИС - мифич. властитель дарданов в Троаде, внук Ассарака, брат которого Ил был дедом троянского царя Приама. Под чарами Зевса Афродита воспылала любовью к красавцу А., от которого родила сына Энея. За то, что А. поведал людям о любви богини, он был поражен ударом молнии и парализован. При падении Трои Эней вынес его на себе. Умер А. в Дрепануме (Сицилия).

АОРИСТ

АОРИСТ (греч. неопределенное, неограниченное), глагольная форма в греч. яз. для обозначения действия, законч. в прошлом времени.

АПАТИЯ

АПАТИЯ (греч. невосприимчивость, душевный покой); в этике стоиков - полная освобожденность от аффектов и страстей, идеальное нравств. состояние, к которому должен стремиться человек. В наст, время А. означает полное равнодушие к окружающему, безучастность.

АПЕЙРОН

АПЕЙРОН (греч. беспредельное) первоматерия в философии Анаксимандра.

АПЕКС

АПЕКС (лат. острие), сделанная из оливкового дерева верхушка белой конич. шапки рим. жрецов или сама шапка из шкуры жертв, ягненка.

АПЕЛЛА

АПЕЛЛА (греч. народное собрание), народное собрание в Др. Спарте, в котором участвовали все полноправные граждане, достигшие тридцатилетнего возраста. А. ведала в осн. выборами эфоров и членов совета, принимала решения об объявлении войн, заключении или расторжении мирных и союзнич. договоров. А. созывалась эфорами и имела право рассматривать лишь те вопросы, которые ранее были представлены на рассмотрение царю и совету. Решения принимались на основании возгласов участников А.: брало верх мнение тех, кто смог перекричать противников.

АПЕЛЛЕС

АПЕЛЛЕС - выдающийся мастер греч. монументальной живописи 2-й пол. 4 в. до н. э., знаменитый художник античности. А. был родом из Колофона, учился у Эфора в Эфесе, посещал школу живописи Памфила в Сикионе. Стал придворным художником Александра Македонского; затем вернулся в Эфес, бывал на Родосе, в Александрии и Косе, где, как предполагается, и умер. Наиболее известные картины А.: «Афродита Анадиомена» (выходящая из моря); портрет Александра в образе Зевса, держащего громы; изображение процессии эфесского верховного жреца Мегабаза и аллегорич. картина «Клевета». В своих произведениях А. употреблял в осн. четыре краски. Он умело использовал эффект светотени и графич. перспективу и достиг совершенства. Древние особо ценили грациозность изображаемых А. людей. Произведения А. не сохранились.

АПЕННИНЫ

АПЕННИНЫ - в античные времена богатый лесами гл. горный хребет на Апеннинском полуострове, протянувшийся от Генуи через всю Италию до Калабрии. Центр, и юж. области А. в древности населяли племена осков и умбров.

АПИС

АПИС (греч., егип.), свящ. бык у др. египтян, одно из гл. божеств. А. имел многочисл., различные по характеру и значимости отношения с другими богами, в первую очередь с Осирисом, с которым А. связывал культовый аспект плодородия, присущий им обоим. В частности, древние верили в то, что бык, выпущ. на поля, повышает их плодородие. Бык, чтобы считаться свящ., обязательно должен был иметь особые приметы, описание которых встречается у мн. греч. и лат. писателей (черная масть, белое пятно на лбу). Умершего А. бальзамировали и хоронили в т. н. Серапейоне. Избрание нового свящ. быка отмечалось народным праздником, равно как и смерть А. вызывала всенародный траур. Греки отождествляли А., как сына Зевса и Ио (в обличье коровы), с мифич. егип. царем Эпафом.

Апис

рис. Апис. Бронза (Лондон, Британский музей).

АПИЦИЙ

АПИЦИЙ - М. Гавий, известный рим. чревоугодник времен императора Тиберия. Промотав б. ч. своего состояния, покончил самоубийством от страха, что не сможет больше вести жизнь на «подобающем уровне». Его именем назывались различные блюда. Под именем Целия А. сохранилась известная рим. поваренная книга «De re coquinaria» в 10 частях, написанная ок. 3 - 4 вв. н. э. и содержащая ссылки на ставшее к тому времени нарицательным имя А.

АПЛОДИСМЕНТЫ

АПЛОДИСМЕНТЫ (лат. applaus - одобрительное хлопанье в ладоши). Характерной чертой античных представлений в театрах, цирках, на стадионах являлось чрезвычайно бурное выражение публикой своего одобрения или недовольства. В Риме нередко сами актеры устраивали себе А. с помощью клакеров. Это привело к образованию зрительских группировок и вследствие этого к исчезновению А. и возрождению обычая выражать восторг или недовольство неистовым криком и шумом.

АПОДИТЕРИЙ

АПОДИТЕРИЙ (греч., лат.), помещение для снятия одежд в термах (предбанник).

АПОКАЛИПТИКА

АПОКАЛИПТИКА (греч. раскрытие, откровение), др. лит. жанр апокалипсисов, т. е. религиозных «откровений», и представления на эгу тему. А. тесно связана с эсхатологией и претендует на раскрытие тайного знания, повествуя в спекулятивно-аллегорич. форме о развитии мира и конце света. Хорошо развитая иран. А., тесно связанная с индийск. представлениями о вечности, оказала влияние на иудейскую и христианскую А. Иудейская А., берущая свое нач. с книги Даниила, к которой также принадлежат эфиопская книга Еноха, третья книга из Сивиллиных книг и Кумранская рукопись, явилась продолжением утопич. пророчества о судьбах мира. Под влиянием перс, дуализма и обостряющихся внутр. и внешних социальных противоречий она трактовала происходившие в мире события как борьбу враждебных сил. Растущая нужда и лишения рассматривались как предзнаменование наступления новых, лучших времен. В иудейской А. формируется, аналогично с мистич. религиями, чуждая иудаизму на протяжении длительного времени вера в воскрешение умерших. Раннехристианская литература продолжила традиции иудаистской А. Расцвет христианской А. падает на 100 - 150 н. э. (Апокалипсис Иоанна). Осн. ее темой было пришествие Христа, его победа над антихристом и Страшный суд. Как реакция на неогранич. культ императора и преследования христиан в А. сложилась определ. оппозиция к государству как исчадию ада. Впоследствии апокалиптич. представления порождались как социальным и нац. протестом (лолларды, гуситы), так и самоотчуждением от реальностей мирской жизни.

АПОКРИФЫ

АПОКРИФЫ (греч. тайный, сокровенный), в эллинистич. эпоху - сокров. книги, доступные жрецам или просвещенным, содержащие тайные учения (например, книги Гермеса). В христианстве понятие «А.» было перенесено на сочинения, которые не вошли в состав библейского канона; например, 1-я книга Маккавеев летописно-историч. содержания; легенды - 2-я и 3-я книги Маккавеев, книги Товита и Юдифи; сказания Беседа трех святителей; евангелия - Протоевангелие Якова, Евангелия от Фомы, от Никодима, от Варфоломея, от египтян и от Петра; послания апостолов - Андрея, Фомы, Филиппа, Иоанна, Павла и Петра; письма - например, переписка Павла и Сенеки; апокалипсисы Петра, Павла, Фомы. Сведения об А. значительно обогатились после обнаружения в 1946 в Хенобоскионе (Египет) 50 рукописей секты гностиков, написанных на папирусе на коптском яз. Они дополнили имеющиеся апокрифич. сочинения и донесли до нас совершенно новые. А. представляют собой важные документы своего времени, свидетельствующие о духовных взглядах их авторов и читателей. Не менее важно их влияние на изобразительное искусство, литературу и сами религиозные догматы (например, о непорочном зачатии девы Марии и вознесении Христа на небо).

АПОКСИОМЕН

АПОКСИОМЕН (греч. скребущий себя), скульптурное изображение очищающего себя стригилем атлета; назв. знаменитой статуи «Апоксиомен» Лисиппа.

АПОЛЛОДОР

АПОЛЛОДОР - 1. А. из Афин, мастер греч. монументальной живописи 2-й пол. 5 в. до н. э. Первым из художников древности изучил эффект светотени и применил его в своем искусстве. А. ввел в живопись также начала пространств, перспективы. Тем самым А. явился основоположником собственно живописи (т. н. светотеневой живописи), которая достигла расцвета в 4 в. Работы А. до наших дней не сохранились.

2. Известный греч. ученый 2 в. до н. э. из Афин. Работал и жил в Афинах, Александрии и Пергаме. Написал лит. - историч. и философские произведения, среди них комментарий к каталогу кораблей «Илиады», фрагменты которого сохранились. Греч, мифологии и религии было посвящено 24-томное произведение А. «О богах» («Реri theon»). «Хроника» («Chronika») в 4 книгах представляла собой очерк мировой истории, начиная с покорения Трои и кончая 119 до н. э. Под именем А. до нас дошло произведение под заголовком «Библиотека», ценный источник греч. мифологии 2 в. н. э.

3. А. из Дамаска, крупнейший рим. архитектор, живший в нач. 2 в. н. э. при императорах Траяне и Адриане. Есть версия, что А. попал в немилость к Адриану и был им убит. В 104 - 105 А. был возведен мост через Дунай в Дакии, недалеко от Железных Ворот, воздвигнут Форум Траяна, построены термы Траяна, Остийский порт и другие сооружения. Творчество А., как представителя эллинистич.-рим. архитектуры, способствовало распространению вост. влияния в Италии.

Аполлодор

рис. Мост, сооруженный Аполлодором через Дунай близ г.Турну-Северин (по рельефу на колонне Траяна)

АПОЛЛОН

АПОЛЛОН (лат. Apollo), также Феб (лат. Phoebus), красивый юный греч. бог солнечною света, отождествлявшийся с богом солнца Гелиосом. Родился в Делосе; сын Зевса и Лето, брат Артемиды. Значение его имени неясно. Обладавший даром предвидения, А. наделял этим свойством людей, например Кассандру. Возле Дельф он убил дракона - чудовище Пифона, в честь этой победы сооружен Дельфийский храм; А. получил прозвище А. Пифий. Пифия, жрица этого храма, делала предсказания (оракулы). Как гл. оракульное божество А. имел многочисл. святилища, располож. в Греции и М. Азии. А. являлся также богом гармонии, духовной деятельности и искусств, прежде всего музыки и пения. Поэтому его часто изображали с лирой в руках, получ. им от Гермеса. А. покровительствовал музам. Марсия. осмелившегося вступить с ним в музыкальное состязание, он жестоко покарал. А. почитался также как божество, охраняющее посевы и стада, слыл богом - отвратителем бед и богом исцеления. Его сын от Корониды Асклепий был богом врачевания. За оскорбления, нанес, своей матери Лето, А. убил из лука детей Ниобы. Осадивших Трою греков он покарал мором. Свящ. деревом А. был лавр. Культ А. получил распространение в Риме в 5 в. до н. э. и достиг расцвета в период правления Августа, считавшею его своим богом-хранителем. Начиная с античности часто делали скульптурные изображения А. Наиболее выдающимися из них (раннего классич. периода, 2-я четв. 5 в. до н. э.) являются т. н. «А. Кассельский», рим. мраморная копия статуи, возможно, работы Фидия, находящаяся в г. Кассель, «А. Омфалос» - подтвержд. несколькими своими репликами статуя А. дорич. стиля. Особенно высоко ценится «А. Бельведерский», рим. мраморная копия в Ватикане, сделанная с греч. бронзового оригинала 2-й пол. 4 в. до н. э. (А. изображен в движении, держащим в руке лук и смотрящим вслед выпущ. стреле). Фигура А. находится в центре композиции на зап. фронтоне храма Зевса в Олимпии. Известна также статуя А. Савроктона работы Праксителя, которая изображает А. убивающим ящерицу. А. посвящали свои скульптуры Торвальдсен и Роден. В живописи А. чаще всею изображали в окружении муз (Пуссен), с Артемидой (Л. Кранах Старший), сражающимся с Пифоном (Делакруа), вместе с Дафной (Тьеиоло), «А. у Адмета» (Лоррен), «А. рядом с Гиакинфом» (Тьеиоло). Мотивы мифов об А. использовались и в оперном искусстве (Люлли, Моцарт).

АПОЛЛОНИЙ

АПОЛЛОНИЙ - 1. А. Пергский (Памфилия) (ок. 260 - ок. 170 до н. э.), др.-греч. математик и астроном 2-й пол. 3 в. до н. э. Был учеником Евклида в александрийском Мусейоне, жил и работал преим. в Пергаме. В осн. труде «Конические сечения» (8 книг) дал полное изложение теории конических сечений, развив как аналитич., так и простивные методы. Книги 1-4 дошли до нас на греч., а книги 5 - 8 (об иррациональных числах) - на араб, яз., 8-я книга известна лишь в восстановл. виде. Для объединения видимого движения планет А. построил теорию эпициклов.

2. А. Родосский, др.-греч. эпич. поэт 3 в. до н. э. Был главой библиотеки Мусейона в Александрии, где занимался лит. критикой. Из-за лит. - теоретич. взглядов А. порвал со своим учителем Каллимахом. который не признавал гомеровский эпос в качестве стиля для подражания. Произведение А. «Аргонавтика» («Argonautica») - единств, сохранившаяся до наших дней эпич. поэма. На о. Родос, который стал ею второй родиной, он написал заключительные строки сочинения, посвящ. путешествию аргонавтов. С присущим ему психологизмом изобразил жанровые сцены, любовные приключения, в описании природы использовал научные знания. Поэма пользовалась в Риме большой популярностью. Варрон Атацин перевел ее на лат. яз., она оказала влияние на творчество Вергилия и Валерия Флакка.

3. А. Траллийский, др.-греч. скульптор. Вместе с братом Тавриском создал скульптурную группу, изображавшую казнь Дирки Амфионом и Зетом. Определ. представление об этой скульптуре дает мраморная группа «Фарнезский бык», очевидно дополн. копия скульптуры А. (первоначально находилась на Родосе, а позднее перевезена в Рим).

4. А., сын Нестора, аттич. скульптор 1 в. до н. э., создатель Бельведерского торса (Рим, Ватикан), а также бронзовой статуи сидящего кулачного бойца (Рим, Музей терм).

АПОЛЛОНИЯ

АПОЛЛОНИЯ - назв. более 30 греч. городов, среди которых:

1. А. в Иллирии на албан. побережье (совр. Поджан). Итал. и советско-албанские раскопки обнаружили эллинистич. и рим. постройки (среди них храм, термы, театр).

2. А. на Понте (совр. Созопол). Милетская колония, исследованная в ходе раскопок болгарских ученых.

АПОЛОГЕТИКА

АПОЛОГЕТИКА (греч. защищающий). Впервые защита и утверждение собств. религиозного учения в лит. форме возникли у иудеев и христиан. Из иудейских писателей наиболее известны Иосиф Флавий и Аристобул. Написание христианских апологетич. работ относится ко 2 - 5 вв. Посвящались они главным образом защите христианской религии от обвинения ее в снижении морали, подтверждению христианского учения философскими методами, а также полемике с нехристианскими и иудаистскими религиозными взглядами. Использовался материал, накопл. античной критикой народных религий, а также греч. идеи об истоках возникновения философии и религии. Влияние апологетич. литературы на языч. верования было незначительным; наоборот, апологетами были заимствованы греч. философские традиции и создан тем самым богословский метод систематич. изложения, стремившийся на основе философских понятий дать истолкование основ христианского вероучения.

АПОЛОГИЯ

АПОЛОГИЯ (греч), дословно - защита обвиняемого в устной или письм. форме, например апология Сократа, приписываемая Платону и Ксенофонту. В период раннего христианства под А. стали подразумевать сочинения, написанные в защиту христианского вероучения, например «Апологетика» («Apologeticum») Тертуллиана.

АПОМНЕМОНЕВМАТА

АПОМНЕМОНЕВМАТА (греч. записи знаменательных событий), записи о примечательных поступках, деяниях, выражениях и прочем выдающихся людей, сделанные на основе личных воспоминаний (достоверных или выдуманных). Впервые «А.» был озаглавлен труд Ксенофонта, *юсвящ. характеристике личности Сократа и его учению; позднее А. назывались философские стоич. и староакадемич. сочинения. Во 2 в. н. э. понятие «А.» использовалось христианской апологетикой для подчеркивания достоверности четырех Евангелий.

АПОРИЯ

АПОРИЯ (от греч. а - нет и poros - путь), безысходность, невозможность, недостаток; кажущееся непреодолимым логич. затруднение, противоречие при разрешении проблемы. В др.-греч. философии особой известностью пользовались А. Зенона (обнаруживавшие противоречия в понятиях движения, времени и пространства), Сократа, Платона, Аристотеля и скептиков.

АПОСТОЛЫ

АПОСТОЛЫ (греч. посланцы), в христианстве - ученики Христа, которых он избрал для проповеди своего учения. В Новом завете называются имена 12 А. (согласно двенадцатиколенному израильскому народу): Петра, Андрея, Якова, Иоанна, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фомы, Якова Алфеева, Фаддея, Симона и Иуды. Раннехристианские изображения показывают А., как правило, вместе с Христом. Под влиянием эсхатологич. и апокалипсич. представлений А. изображались также в виде судей, ягнят или голубей. Позднее А. стали одним из мотивов Ср.-век. искусства; их изображения встречаются на порталах церквей, рядом с пророками, на витражах (в Шартре), на алтарях и картинах, выполн. на дереве (у Дюрера). Постепенно каждый А. стал наделяться своими характерными чертами и атрибутикой.

АПОСТОЛЬСКИЕ ОТЦЫ

АПОСТОЛЬСКИЕ ОТЦЫ - возникшее в 17 в. обозначение ряда христианских сочинений 1 - 2 вв., не вошедших в состав Нового завета, авторов которых причисляли к ученикам апостолов. Э. Б. Котелье (J. В. Cotelier) объединил под этим назв. книги Варнавы, Клемента из Рима, Игнатия из Антиохии, Поликарпа из Смирны и Гермаса. В наст, время к ним также причисляются Пант, Диогней, Квадрат и Дидахе. Эти сочинения различны по своему содержанию, лит. качествам и географич. принадлежности, но именно благодаря этому дают многогранное представление о раннем христианстве.

АПОТРОПЕЙ

АПОТРОПЕЙ (греч. отвращающий беду), талисман, которому в древности приписывали свойство оберегать людей, животных, жилища и посевы от влияния враждебных сил, изгонять злых духов и т. д. А. представляли собой изображения устрашающих божеств, зверей и предметов (егип. Бэса, горгоны, льва, грифона, фалла, сложенных пальцев и т. д.); их носили на груди в качестве амулетов, делали архитектурные рельефы, скульптурные или живописные изображения, рисовали на сосудах из металла и на оружии.

АПОФЕОЗ

АПОФЕОЗ (греч. обожествление), в древности на Ближнем Востоке и в Египте существовала традиция причислять царей к сонму богов или их сыновей. Под влиянием ближневост. традиции и у греков вошло в обычай культовое почитание людей за особые заслуги перед государством или городом. В мифологии это выразилось в культе героев, наподобие «Vita Неraclea» («Жизни Геракла»). В императорскую и византийскую эпохи обычай обожествления перешел в культ правителей.

АППИАН

АППИАН - греч. историк из Александрии (ок. 100 - ок. 170 н. э.). В нач. карьеры был высокопоставл. чиновником александрийской городской управы; при Адриане - рим. гражданин и член сословия всадников, адвокат фиска в Риме. Позднее - императорский прокуратор, вероятно, в Египте. Из написанной А. «Истории Рима» (24 книги) сохранилось менее половины книг. Они содержали достаточно полное и увлекательное описание рим. гражданских войн.

АППИЕВА ДОРОГА

АППИЕВА ДОРОГА (лат. via Appia), важнейшая магистраль, шедшая от Капенских ворот Рима на Ю., огибая с юж. стороны Альбанскую гору (совр. Монте-Каво) и пересекая Понтинские болота. Постр. цензором 312 до н. э. Аппием Клавдием Слепым в честь него названная, А. д. доходила до Капуи. Позднее продолжена через Беневент и Тарент до Брундизия (совр. Бриндизи). В 19 в. археологами была вскрыта часть А. д. от Рима до одиннадцатого мильного столба.

АППИЙ КЛАВДИЙ

АППИЙ КЛАВДИЙ (Caecus), Слепой, рим. государств, деятель, цензор в 312 до н. э., консул в 307 и 296, претор в 295, между 292 и 285 - диктатор. Несмотря на патрицианское происхождение, А. реформами ликвидировал некоторые привилегии патрициев и расширил права плебеев; ввел в сенат потомков вольноотпущенников и зачислил в трибы безземельных граждан. При нем был построен первый рим. водопровод (Aqua Appia) и сооружена т. н. Аппиева дорога (via Appia), соединившая Рим с Капуей. А. считали основателем юриспруденции. По указу А. его писец Гней Флавий обнародовал список юридич. и процессуальных формул, а также дней, в которые могли происходить судебные разбирательства и о которых прежде в ущерб плебеям знали только патриции. Он также дополнил лат. алфавит. В 280, уже будучи слепым (отсюда прозвище), А. произнес перед членами сената речь, в которой высказался против принятия мирных предложений Пирра.

АПСИДА

АПСИДА (греч. свод), полукруглая ниша, заканчивающаяся куполом, в рим. храмах, базиликах, дворцах и термах. В А. располагались культовые изображения. В христианском зодчестве А. представляет собой алтарный выступ.

АПТЕКА

АПТЕКА (греч. склад). А. в совр. понимании в период античности не существовало. Лекарства изготовлялись врачами. Снадобья, которые продавали торговцы лекарствами (фармакополы), предшественники совр. провизоров, часто не обладали теми свойствами, которые им приписывались. Государственно узакон. регламентация производства лекарств, средств отсутствовала. Сырье для изготовления лекарств врачи покупали у т. н. ризотомов (копателей корешков). Состоятельные врачи запасали лекарств, сырье впрок и хранили в А. Самый большой склад подобного рода находился при рим. императорском дворе.

АПУЛЕЙ

АПУЛЕЙ (ок. 124 н. э.), др.-рим. писатель, адвокат, философ школы Платона и софист из Мадавры (Африка). Жил в Карфагене, Афинах, Риме. «Апология» А., дающая представление о суевериях, существовавших в те времена, является своеобразной защитой автора от обвинения в применении чар, с помощью которых он «околдовал» богатую вдову и женился на ней. Роман А. «Метаморфозы», известный также под назв. «Золотой осел», представляет собой обработку одного из греч. произведений. В нем описаны приключения Луция (в Фессалии), у которого с помощью колдовства появились ослиные уши, а потом к нему вновь вернулся человеч. облик. А. в 11 книгах романа рисует красочные картины греч. быта. Роман включает многочисл. рассказы и единств, античную сказку «Амур и Психея», относящуюся к памятникам мировой литературы. Роман позволяет заглянуть в самые разные сферы социальной и духовной жизни того времени. В связи с тем что герой романа Луций посвящается в культ Исиды, произведение А. дает представление об этом культе. Другие сочинения А. сохранились лишь в отрывках, например «Флорида» и фрагменты его речей. Произведения А. отличались богатством языка и живым, выразительным стилем.

АПУЛИЙСКИЕ ВАЗЫ

АПУЛИЙСКИЕ ВАЗЫ - разновидность краснофигурных ваз 4 в. до н. э. из Апулии. А. в. относятся к раннеиталийской сизифовой группе (2-я пол. 5 в.). В дальнейшем разделились на два гл. направления: 1) крупные вазы со свободными фигурными композициями (например, вазы Медеи и Дария), 2) вазы меньшего размера, к которым принадлежит значительная группа флиакских ваз.

АПУЛИЯ

АПУЛИЯ - область на Ю.-В. Италии. Др. ее жители, апулы, принадлежали первоначально, очевидно, к местным племенам, а позднее к числу иллирийских племен. Во времена Августа А. относилась ко 2-му региону Италии; Диоклетиан преобразовал А. в пров. В 7 в. н. э. в состав А. была включена др. Калабрия. Во время 3-й Самнитской войны, в 298 - 290 до н. э., А. выступала на стороне самнитов; во 2-й

Пунической войне - на стороне Карфагена. А. славилась высокоразвитым сельским хозяйством (крупное землевладение, скотоводство, переработка шерсти).

АРАБЫ

АРАБЫ (др.-евр. жители пустыни, бедуины); в эпоху античности - греч. - рим. назв. жителей Аравийского полуострова; со времен пророка Мухаммеда это назв. употреблялось самими А. А. сражались еще в войсках Ахеменидов; в поздние античные времена сев. А. выступали союзниками Византии (Хассаниды) и сасанидекой Персии (Лахмиды).

АРАВИЙСКИЙ ЗАЛИВ

АРАВИЙСКИЙ ЗАЛИВ - античное назв. Красного м.

АРАКС

АРАКС - назв. неск. рек, из которых наиболее известная в древности впадала непосредственно в Каспийское м., а ныне в Куру (в древности Кирос). Первые сведения об этой реке, о которой упоминал еще Геродот, относятся к рим. эпохе (ко временам Помпея).

АРАМЕИ

АРАМЕИ - семит, племена, вторгшиеся в кон. 2-го тыс. до н. э. из сев. - сирийск. степей в соседние сирийск. и месопотам. плодородные земли. В 11 - 8 вв. до н. э. возникло неск. небольших арамейск. государств. Наиболее важными арамейск. центрами в Сирии являлись Дамаск и Хамат. Арамейск. яз. принадлежит к группе сев.-зап. семит, яз., родствен др.-евр. и финикийск. яз., имеет сходство с араб. яз. Начиная примерно с 1-го тыс. до н. э. в арамейск. письме использовались финик, буквы. Экспансия арамейск. племен, массовые выселения А. ассирийцами и употребление арамейск. яз. торговцами и купцами привели в 1-м тыс. до н. э. к распространению его в Месопотамии в качестве разговорного яз. Позднее арамейск. яз. стал канцелярским языком в зап. части Персидской империи.

АРАТ

АРАТ (лат. Aratus).

1. А. (ок. 310 - 245 до н. э.), греч. писатель из г. Солы в Киликии, выходец из знатного рода; жил в Афинах, а также при дворах Антигона Гоната в Македонии и Антиоха I в Сирии. Ему принадлежит известное учебное стихотворение (1154 гекзаметра) «Явления» («Phainomena»), описывающее звездное небо и звездные явления согласно учению Евдокса из Книда. Сухой научный текст А. оживил, включив в поэтич. канву стиха звездные мифы и материал, посвящ. приметам погоды. Стихотворное произведение А., свидетельствующее о глубоком знании поэтом стоич. философии, оказало огромное влияние на его последователей (переводы на лат. яз. Цицерона, Германика, Авиена) и использовалось в эпоху средневековья в качестве учебного пособия.

2. А. из Сикиона (271 - 213 до н. э.), крупный политич. деятель и стратег Ахейского союза. В 224 вступил в союз с Антигоном III Дозоном против Спарты, чтобы предотвратить опасность, грозившую союзу в связи с проводимыми Клеоменом III социально-политич. реформами, а также экспансионистской политикой Спарты. В 221 союзники одержали победу над спартанцами при Селласии, что означало конец спартанского господства.

АРАТОР

АРАТОР - христианский лат. поэт позднеантичного периода (6 в.). Будучи протодьяконом в Риме, написал эпич. произведение «О деяниях апостольских» («De actibus apostolorum»), в котором в поэтич. форме (2336 гекзаметров) в стиле рим. эпиков изложил библейскую апостольскую легенду и включил собств. размышления и мистико-аллегорич. толкования. В средние века это произведение получило большое распространение.

АРАХНА

АРАХНА (греч. паук), в греч. мифологии искусная рукодельница из Лидии, дерзнувшая вызвать Афину на состязание в ткачестве и за это превращ. богиней в паука. На этот сюжет картины Рубенса, Тинторетто, Веронезе и Веласкеса.

АРБОГАСТ

АРБОГАСТ - франк по происхождению, рим. полководец (ум. 8. 09. 394). Как Magister militum (388 - 394) сражался за Феодосия I против узурпатора Максима, являлся ведущим политич. деятелем Западной Римской империи и при Валентиниане II руководил защитой ее границ по р. Рейн. В 392 по приказу А. молодой император был убит во Вьенне, а его преемником был провозглашен Евгений. Занимая при новом императоре тот же пост, А. в союзе с сенатской аристократией способствовал языч. реставрации. В ходе гражданской войны после поражения при Аквилеях от Феодосия II покончил жизнь самоубийством.

АРВАЛЬСКАЯ ПЕСНЯ

АРВАЛЬСКАЯ ПЕСНЯ (лат. Carmen arvale), древнейшая лат. культовая песня арвальских братьев. Песня, известная нам по рукописному тексту 218, стала уже в императорскую эпоху труднодоступной для понимания.

АРВАЛЬСКИЕ БРАТЬЯ

АРВАЛЬСКИЕ БРАТЬЯ (лат. Arvales fratres), культовая коллегия жрецов в Риме, которая молилась за успешное произрастание даров полей. На празднике в кон. мая, проходившем в ритуальных танцах и песнопениях, они испрашивали божеств, благословения посевам и ниспослания урожая общине. В своей праздничной песне «Carmen arvale» («Арвальская песня») на архаич. латыни А. б. взывали к Марсу и Ларам. При императоре Августе почти забытые обряды А. б. были возрождены.

АРВЕРНЫ

АРВЕРНЫ - согласно Страбону, некогда могуществ. народ в Gallia Celtica, позднее в Аквитании возле Цевеннских гор (совр. пров. Овернь). В 121 до н. э. А. были разбиты Домицием Агенобарбом и К. Фабием Максимом. Во время Галльской войны Верцингеториг возглавил восстание объедин. галльских племен против Цезаря, который нанес восставшим в 52 до н. э. поражение при Алезии (Ализ-Сент-Рен возле Семюра). Столицей А. являлся Августонемет (Клер-мон-Ферран), южнее которого располагалась многократно упоминаемая Цезарем крепость Герговия.

АРГИНУСЫ

АРГИНУСЫ - островная группа у берегов малоазийской области Эолиды, против о. Лесбос. В 406 до н. э. возле А. афинский флот, несмотря на тяжелые потери, одержал победу над спартанцами. Однако в Афинах победоносных стратегов по подстрекательству реакционных кругов обвинили в том, что они якобы бросили на произвол судьбы моряков потопл. судов и не захоронили тела погибших воинов. Сократ был единств, из судей, выступившим против вынесения смертного приговора. Те из них, кто сумел бежать, избежали казни.

АРГИРАСПИДЫ

АРГИРАСПИДЫ (греч. покрытые серебряным щитом), тяжеловооруж. отборные подразделения македонск. войска, сформированные перед походом Александра Македонского в Индию; эти воины носили посеребр. щиты.

АРГО

АРГО - корабль аргонавтов.

АРГОНАВТЫ

АРГОНАВТЫ - в греч. мифологии пятьдесят участников похода в Колхиду на Черном м. Их корабль, названный «Арго», был построен с помощью Афины, которая вставила в его корпус кусочек свящ. векового додонского дуба, шелестом листьев передающего волю богов. Предводимые Ясоном А., среди которых были Адмет, близнецы Диоскуры - Кастор и Полидевк, Геракл, Мелеагр, Орфей, Пелей и Теламон, должны были возвратить в Грецию золотое руно волшебного барана, увез, в Колхиду Фриксом. На своем пути А. побывали у Гипсипилы на Лемносе, одержали верх над царем бебриков Амиком, избавили Финея от гарпий, преодолели Симплегады. Овладеть золотым руном Ясону помогла волшебница Медея. Обратный путь А. был долог и труден, но в конце концов им удалось достичь берегов Греции. Историч. основу мифа об А. составляют, по всей вероятности, мор. плавания греков, прежде всего милетян, к черноморским берегам. Поход А. - частый сюжет в произведениях античного и послеантичного искусства (рельеф в Дельфах; кратер с изображением А. сер. 5 в. до н. э.; эпосы Аполлония Родосского и Валерия Флакка, драматич. трилогия «Золотое руно» Грильпарцера, опера Керубини).

АРГОС

АРГОС - город в Арголиде. Под аргивянами, т. е. жителями А., Гомер понимал греков вообще. А. был населен еще во 2-м тыс. до н. э. (микенская крепость) и воспевался в легендах как значительный дорийский центр (например, в мифе о походе Семерых против Фив). В 7 в. до н. э. царь (тиран) Федон объединил аргивян под своей властью. На протяжении мн. столетий А. являлся осн. противником Спарты. Тридцатилетнее перемирие со Спартой в 451 - 421 и установление мирных отношений с Коринфом, Фивами и другими городами создали благоприятные условия для экономич. и политич. развития и укрепления А. В 147 до н. э. А. как член Ахейского союза городов оказал упорное сопротивление римлянам. В императорскую эпоху А. являлся торговым городом, некоторое время был и культурным центром.

АРГУС

АРГУС - многоглазый, часто стоглазый страж в греч. мифологии. Гера поручила А. стеречь Ио,- превращ. в корову. Гермес усыпил А. и убил его, освободив Ио. Гера поместила глаза А. на хвосте павлина.

АРЕЛАТ

АРЕЛАТ (совр. Арль), торговый город в области, насел, лигурскими салиями, в пров. Нарбоннская Галлия, недалеко от устья Роны; примерно с 120 до н. э. А. принадлежал Риму. В связи с упадком Массалии при Цезаре А. достиг расцвета. Ок. 400 н. э. из Трира в А. была перенесена столица галльской префектуры. В позднее средневековье А. являлась столицей Бургундского королевства (Арелата). В городе сохранились остатки величеств, построек эпохи Римской империи (городская стена, амфитеатр, театр, криптопортик и термы).

АРЕНА

АРЕНА (лат. песок), посыпавшаяся песком площадка для поединков или игр в центре амфитеатра, цирка или стадиона.

АРЕНДА

АРЕНДА - известна на протяжении всей истории античности. С возникновением частной собственности на землю появляются и различные виды арендных взаимоотношений. Государство могло сдавать в А. гражданам общинные земельные участки. Зачастую арендная плата становилась важной составной частью государств, дохода. Не только земельные участки и рудники, но также и пошлины, налоги, театры, дома, рабы и служебные обязанности могли быть сданы в А. В рим. праве технич. термин locatio conductio обозначал единство А., арендной платы, трудового соглашения и подряда. В период Империи одной из наиболее распростран. форм А. небольших земельных участков был колонат.

АРЕНДАТОР

АРЕНДАТОР - пользующийся предметом или правом (например, сбора налогов), с владельцем которого он вступает в отношения на договорных началах. Предмет или право, как правило, предоставлялись А. в длительное пользование, включая получение дохода. Часть дохода, получ. от использования арендованного, выплачивалась владельцу в качестве арендной платы (в денежном выражении или натуральным продуктом). Государством или общиной в аренду могли сдаваться земля и различные сборы, а частными собственниками - прежде всего земельные участки. Социальные различия между А. были значительны: от состоятельных, крупных А., к примеру домена или важных налогов (например, публиканы), до мелких землевладельцев-колонов, для которых арендованный небольшой участок земли составлял все средства существования. При аренде налогов и горных разработок А. часто объединялись в союзы.

АРЕОМЕТР

АРЕОМЕТР - Прибор, своей формой напоминающий совр. А. и называвшийся гидроскопом, применялся в эпоху позднего эллинизма в качестве контрольно-измерительного инструмента для определения соотношения удельных весов и плотностей жидкостей. А. представлял собой полый цилиндр, степень погружения к-рою в жидкость свидетельствовала об ее плотности и удельном весе. Таким способом, например, определяли, одинакового ли качества растительное масло или вино, налитые в разные сосуды.

Ареометр

рис. Ареометр.

АРЕОПАГ

АРЕОПАГ (греч. холм Арея), холм в Афинах, место заседаний др. судилища того же назв., происхождение которого относится к мифич. периоду. Суд, заседавший на А., отправлял уголовное судопроизводство. Солон в 594 до н. э. ввел в его состав бывших архонтов. А. наблюдал за исполнением законов, мог привлекать к ответственности должностных лиц и протестовать против решений совета и народных собраний. По закону Эфиальта, в 462 А. потерял все права, кроме уголовного суда. При Адриане в 130 н. э. А. был вновь восстановлен в правах как верховный правящий орган, однако деятельность его уже не имела большого значения.

АРЕС

АРЕС - греч. бог войны, сын Зевса и Геры. Как жестокий бог разрушительных и многострадальных войн А. был мало почитаем в народе. Его презирали даже остальные олимпийские боги, поэтому культ А. не получил большого распространения в Греции (в огличие от рим. Марса, с которым он впоследствии отождествлялся). Существует миф о любви А. и Афродиты, которая родила сына Эрота. Культ А. - фрак, происхождения, берущий нач. от бога войны эпохи бронзы, который под фрак, влиянием был микенизирострован. Существование А. как божества в микенский период подтверждено. Среди скульптур, признанных изображениями А., особую ценность представляют скульптуры 4 в. до н. э. Боргезийский А., рим. копия с греч. оригинала позднего классич. периода, отнесена Павсанием к творению Алкамена. Статуя изображает А. в шлеме (ранее и со щитом в руке) в исходной позиции для выпада. Людовизийский А. в Римском музее терм, рим. копия доэллинистич. скульптуры 4 в., изображает бога сидящим с отлож. в сторону оружием. Обе скульптуры изображают А. молодым сильным мужчиной. Известны также скульптуры А. работы Торвальдсена, Кановы; полотна Боттичелли, Тинторетто, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса и Коринта.

АРЕТАЛОГИЯ

АРЕТАЛОГИЯ - жанр греч. религиозного лит. творчества эллинистич. - александрийского периода, повествующий об «аретеях», т. е. чудесах, соверш. к.-л. божеством или героем. В греч. храмах эллинистич. времен оглашение подобных чудес было привилегией спец. чтецов - аретологов. А. берет свое начало в ориентальных культах.

АРЕТЕ

АРЕТЕ (греч. добротность, добродетель), первоначально высшая ступень пригодности или производительности к.-л. вещи или живого существа; применительно к человеку - воинская доблесть. Философия, в которой А. стала осн. категорией этики (нравств. совершенством), исследовала вопрос о происхождении добродетели (софистика, Сократ) и взаимоотношениях отдельных добродетелей (например, учение Платона об осн. добродетелях: мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости). Аристотель делил добродетели, реализуемые в деятельности, на этич. (практич.) и дианоэтич. (интеллектуальные).

АРЕТЕЙ

АРЕТЕЙ (ок. 50 н. э.), греч. врач из школы пневматиков; родом из Каппадокии. Подражал Гиппократу и в стиле своих сочинений, написанных с использованием ионич. диалекта. В своем труде об острых и хронич. болезнях А. дает точное и правильное описание причин, признаков и течения заболеваний, например диабета, дифтерии и туберкулеза легких.

АРЕТУЗА

АРЕТУЗА - в греч. мифологии нимфа одноим. источника, в которую влюбился речной бог Алфей и преследовал ее. По просьбе А. Артемида превратила ее в источник возле Сиракуз на о. Ортигия (Сицилия).

АРИАДНА

АРИАДНА - дочь мифич. критского царя Миноса и Пасифаи, сестра Федры. Влюбившись в Тесея, дала ему клубок ниток для того, чтобы он, убив Минотавра, смог выбраться из лабиринта. Тесей увез А., пообещав взять в жены. Однако на о. Наксос он покинул А. спящей. Дионис проявил заботу об А. и взял ее в жены. Она получила в дар свадебный венец, помещ. впоследствии на звездном небе (созвездие Сев. Короны). Существовал культ А. как богини произрастания. Особенно распространен он был на о. Наксос. В искусстве часто изображалась судьба покинутой А., а также ее свадьба с Дионисом (полотна Тициана, Тинторетто, Тьеполо, Кауфмана, Коринта; драма Корнеля; оперы Монтеверди, Генделя, Гайдна и Р. Штрауса).

АРИАНЕ

АРИАНЕ - сторонники и приверженцы учения александрийского пресвитера Ария (ум. в 335); в отличие от Афанасия утверждал, что сын божий Христос не истинный бог, а лишь «превосходнейшее творение» бога-отца. Это учение вызвало ожесточ. богословский спор в христианской церкви (4 в.), в котором переплелись богословские и политич. концепции. В 325 арианство было признано Никейским собором еретич., а Арий отлучен от церкви. Несмотря на это, А. долгое время продолжали существовать в Римской империи и некоторых государствах Зап. Европы. Избрание Ульфилы (или Вульфилы, 311 - 383) первым епископом готов знаменовало принятие вост. германцами христианства в арианской форме. В 497 франкск. король Хлодвиг отдал предпочтение католич. форме христианства, что означало полную утрату арианством своего значения.

АРИБАЛЛ

АРИБАЛЛ (греч.), небольшой шарообразный или грушевидный сосуд из обожж. глины, часто с художеств, росписью. В большом количестве найдены прото-коринфские и коринфские А. 8 - 6 вв. до н. э. Обнаруж. их количество в том или ином месте дает ценную историч. информацию.

Арибалл

рис. Протокоринфский арибалл с изображениями зверей, 7 в. до н.э.

АРИЙ

АРИЙ - родом из Ливии, александрийский пресвитер, противник Афанасия. В 318 - 319 в Александрии отлучен от церкви в связи с проповедью собств. христологич. учения. На первом Вселенском соборе в Никее в 325 был осужден, в 327 реабилитирован; в 333 вновь осужден Константином I, а в 335 снова реабилитирован собором в Тире и Иерусалиме; вскоре после этого умер. Из его произведений сохранились фрагменты. Гл. произведением А. является «Фалея» («Thaleia» - званый пир), представляющее собой изложение его учения в прозе и поэтич. форме. Учение А. культивировалось его сторонниками и последователями - арианами - вплоть до 5 в.

Предыдущая страница Следующая страница