Словарь античности
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗААЛЕ

ЗААЛЕ (Соленая река), река в Тюрингии, о которой Страбон упоминает (греч. Salas) в связи с походом Друза в 9 до н. э. Богатая солью пограничная река между землями гермундуров и хаттов - это, скорее, р. Верра, а не франкская З.

ЗААЛЬБУРГ

ЗААЛЬБУРГ - пограничная крепость в горах Таунус, севернее Хомбурга, различные фазы строительства которой прослеживаются с кон. 1 в. н. э. (земляные валы) до 3 в. н. э. (каменные постройки). К военному лагерю примыкал город с жилыми и торговыми строениями, термами, гостиницей, святилищем и кладбищем. Со 2-й пол. 3 в. н. э. лагерь и город приходят в упадок. В кон. 19 в. крепость была раскопана и реконструирована в камне.

ЗАВЕЩАНИЕ

ЗАВЕЩАНИЕ (греч. diatheke, лат. testamentum). Первое З. было составлено предположительно еще до 6 в. до н. э. в Риме или Великой Греции. Согласно первым З., завещатель мог определять наследника всего своего состояния. По Законам 12 таблиц в Риме состояние могло быть поделено завещателем между неск. наследниками. В Греции такая форма З. была принята лишь в 3 в. до н. э. В свое время Солон дополнил закон о З. тремя новыми положениями: приемные сыновья не могли быть наследниками; З. могло быть составлено даже в том случае, если у завещателя не было законных сыновей; З. могло быть составлено только по доброй воле. Сначала завещатель выражал свою последнюю волю устно, в присутствии свидетелей, позже она уже стала фиксироваться письменно, этот документ скреплялся печатью и передавался довер. лицу. В эпоху эллинизма в Египте З. оформлял государств, чиновник, у которого оно и хранилось. В момент составления документа завещатель должен был быть совершеннолетним и правоспособным. Слабоумным и душевнобольным людям запрещалось составлять З. В Афинах женщины обладали огранич. правом завещания своего имущества, а в Риме они вообще его не имели (закон, по которому женщины не могли быть завещателями, был отменен Адрианом). Наследниками могли стать только свободные граждане, а наследство могло быть оставлено в пользу еще не родившихся детей. Даже рабы могли быть наследниками, если одновременно с оглашением З. объявлялись свободными. Завещатель мог изменить З., потребовать его обратно. Законным считалось только последнее З.; если же в нем ясно не говорилось об отмене предыдущего, то оба они считались законными. По требованию наследников З. зачитывалось довер. лицом в присутствии свидетелей, а в Риме - в присутствии претора.

ЗАГАДКА

ЗАГАДКА - У греков З. пользовалась популярностью с древнейших времен. Согласно преданию, Гомер не смог разгадать заданную ему мальчиками-рыболовами З.: «То, что мы увидели и поймали, остается не с нами, а то, что не увидели и не поймали, носим с собой» (подразумеваются вши). Получила известность З., заданная Эдипу Сфинксом: «Что ходит на четырех, двух и трех ногах?» (имеется в виде человек, который в младенчестве передвигается на четвереньках, а в старости опирается на палку). Часто форму З. имели прорицания оракулов. Существовали многочисл. виды З.: числовые, буквенные, рисуночные и др. Неоднократно составлялись сборники З. (сборники Пифагора, Клеарха из Сол). В эллинистич. эпоху Ликофрон написал эпич. поэму-З. «Александра». Меньшее распространение нашла З. у римлян. Некоторое число З. содержит роман Петрония; ок. 400 н. э. Симфозий сочинил 100 стихотворений-З.

ЗАГРЕЙ

ЗАГРЕЙ (греч. Zagreus). сын Зевса и Персефоны, орфич. божество, возможно, др. бог плодородия. Зевс, согласно мифу, хотел передать ему власть над миром, но Гера из ревности приказала титанам умертвить младенца. Они растерзали его на куски и пожрали их. Афине удалось спасти только сердце, которое Зевс проглотил и произвел от Семелы нов. Загрея.

ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО

ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО - В 1 в. н. э. римляне использовали фокусирующую линзу в прикладных целях, в частности в медицине для прижиганий. Зажигательное зеркало с большим фокусным расстоянием было впервые изготовлено из металла Анфемием Траллийским, применившим его для экспериментальных целей. Им было дано также теоретич. обоснование его свойств.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА - слова, вошедшие в состав данного языка и подчинившиеся его внутр. законам (в отличие от иностранных научных терминов). З. с. встречаются как в греч. (слова из языка догреч. нас. Эгейского басе., из языков жителей стран Др. Востока; начиная со 2 в. до н. э. появились лат. заимствования), так и в лат. яз. (преим. слова греч. происхождения). За исключением лексики населения пограничных районов, греч. и лат. яз. не испытали воздействия еще к.-л. языка. В словарный состав греч. яз. вошли многие слова из лат., и наоборот (в греч. яз. вошли лат. слова из области права, политики и торговли; для лат. яз. греч. служил источником образования философской и христианской терминологии). По мере распространения греч. обычаев у народов и племен Вост. Средиземноморья и примыкающих к нему Ирана и Ср. Азии, а также благодаря возникновению христианских общин местные яз. (например, егип., вкл. коптский, а также арамейск., сирийск., армян.) пополнились большим количеством З. с. из греч. яз. В совр. живые языки потомков жителей Византии вошло много заимствований из греч., а в живые языки жителей Зап. Европы - из лат. яз.

ЗАКИНФ

ЗАКИНФ (греч. Zakynthos, итал. Zante).

1. Остров в Ионийском м. к Ю. от Кефаллении напротив сев. берега Пелопоннеса, диалект жителей которого принадлежал к сев.-зап. группе диалектов греч. яз.

2. Город на вост. берегу этого острова.

ЗАКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - В 7 и 6 вв. до н. э. господствовавшее в Греции и Риме обычное право было модифицировано и зафиксировано отдельными законодателями (Дракон, Солон) или их группами (Законы 12 таблиц). С образованием демократии в Греции и принятием республиканской конституции в Риме законодательная власть сконцентрировалась в народном собрании. В Риме законы, принятые народным собранием по предложению магистрата, назывались leges rogatae, законы, принятые носителем империя, именовались leges datae. С 287 до н. э. (закон Гортензия) решения плебисцита получили силу закона. Законы (leges) публиковались в бронзе или камне. Во времена Империи место законов постепенно занимают решения сената (senatus consultum) и указы императора (constitutiones).

ЗАКОНЫ 12 ТАБЛИЦ

ЗАКОНЫ 12 ТАБЛИЦ (лат. Leges XII Tabularum) - древнейшая письм. фиксация рим. права, осуществл. в 451 - 450 до н. э. избранной специально для этой цели коллегией децемвиров (decemviri legibus scribundis - букв, члены коллегии десяти для записи законов). Эти законы были выставлены на форуме, однако плита с их текстом была уничтожена в 387 до н. э. во время нападения галлов на Рим. Законоположения законов составили основу рим. права, дальнейшее развитие которого во мн. определяло задачи их комментирования. Гражданское, уголовное и процессуальное право в этих законах были еще не разделены. В соответствии с достигнутой рим. обществом в 5 в. ступенью социально-экономич. развития в центре внимания составителей законов оказались вопросы семейного, наследств, и соседского права. Наряду с установлением сурового возмездия за убийство и покушение на собственность, в котором отражена идея личной мести, наказанием за некоторые виды преступлений становятся уже денежные штрафы, что дало толчок для последующего развития частного уголовного права. Реконструкции текста законов основаны на цитатах более поздних авторов.

ЗАКРО

ЗАКРО - Като-Закро (новогреч. Kato Zakro), место раскопок минойского поселения 16 в. до н. э. в вост. Крите. Состояло из портового города, дворца и некрополя. Систематич. археологич. работы, начатые в 1961, обнаружили обширное дворцовое хозяйство: центральный двор, склады, архивы, залы, живые помещения, ванную, кладовую и кухню (на Крите впервые). Из 250 комнат расчищено около 65. Кроме множества ценных каменных сосудов, глиняных ваз, медных слитков, утвари и инструментов (в частности, бронзовых пил) найдены также глиняные таблички с надписями линейным письмом А. Разрушение дворца произошло, несомненно, в результате землетрясения на о. Фера (Thera) в сер. 15 в. до н. э.

ЗАМА

ЗАМА (лат. Zama Regia), город Ю.-З. от Карфагена, близ которого в 202 до н. э. римляне под командованием Публия Корнелия Сципиона одержали победу над карфагенянами Ганнибала. Это сражение было единств, военным поражением Ганнибала и решило исход 2-й Пунической войны в пользу римлян.

ЗАМОК

ЗАМОК - Античные З. в большинстве своем основаны на том, что задвинутый снаружи с помощью ремня засов можно возвратить в прежнее положение только при наличии подходящего ключа. Поскольку дверь должна была запираться туго, то ключ, действовавший как рычаг, был огромных размеров. Самым др. сохранившимся ключом является ключ 6 в. до н. э. от храма Артемиды в Лузах (Аркадия) длиной 50 см. Мастера постоянно стремились уменьшить размеры ключей. Это удалось сделать на рубеже 5 - 6 вв. до н. э. с помощью лакедемонского «З. - желудя», в котором колодка в форме желудя (греч. balanos - желудь) способствовала запиранию двери; ее можно было поднять с помощью ключа и отвести в сторону. Вскоре количество колодок было увеличено, чтобы обеспечить большую безопасность против отмычек. В Риме до сих пор двери двух зданий запираются античными З. (в Пантеоне и в церкви св. Космы и Дамиана, др. храме Максенция). Позднее З. стали ставить также на ларцах и редко используемых шкафах.

Замок

рис. Античный дверной замок. Слева: открытый, справа: закрытый.

Замок

рис. Лакедемонский замок типа «желудь»: R - задвижка; S - ключ; К - колодки с различно укрепленными «желудями»; а - замок, вид спереди; b - ключ, вид сверху; с - принцип действия. Ключ захватывает «желудь» I и слегка приподнимает его путем вращения; колодки отходят в сторону и «желуди» II освобождают задвижку.

ЗАМОК СВ. АНГЕЛА

ЗАМОК СВ. АНГЕЛА - Мавзолей Адриана (Moles Hadriani), окончен в 139, монументальное сооружение круглой формы (высотой 50 м), нижняя часть которого выполнена в форме куба. В мавзолее погребены императоры от Адриана до Каракаллы. Замок часто служил крепостью, поэтому сильно изменен пристройками. Одно время был папским владением, с 1911 стал музеем. Свое назв. З. св. А. получил благодаря явлению архангела Михаила папе Григорию Великому во время его молебна во избавление от чумы (590). С 1752 скульптура архангела Михаила (в полный рост) украшает собой мавзолей. С левым берегом р. Тибр З. св. а. соединен Мостом ангела (построен в 136). украш. фигурой ангела в 17 в. (прежнее назв. моста «Pons Aelius» в честь Адриана).

ЗАПАД

ЗАПАД (лат. occidens (sol) - заходящее солнце), уже в древности - область западнее Рима. З. в противоположность В.

ЗАПАДНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

ЗАПАДНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ - Тенденции к расколу Римской империи на зап. и вост. части созревали исподволь с сер. 3 в. Институционно раскол был подготовлен реформами Диоклетиана и Константина Т. Окончательное разделение Империи произошло в 395, хотя номинально имперское единство продолжало существовать. Столицей по-прежнему считался Рим, а гл. императорскими резиденциями в зап. части были вначале Милан, а затем Равенна. Наиболее выдающимися правителями З. Р. и. были Гонорий и Валентиниан III. В продолжение всего своего существования с 395 по 476 З. Р. и. находилась в состоянии непрерывного упадка, завершившегося государств, распадом. Британия, Галлия, Испания, Африка и Паннония были захвачены герм, племенами. Низложение Ромула Августула Одоакром означало конец З. р. и.

ЗАРАТУСТРА

ЗАРАТУСТРА - Заратуштра (греч. Zoroaster или Zoroastres), древнеперс. жрец и пророк (1-я треть 1-го тыс. до н. э.). З. был сыном жреца. Он стал реформатором политеистич. религии древних персов, превратившейся в религию дуалистич. монотеизма. Это вероучение, основателем и пророком которого считается З., получило назв. зороастризма (ранее употреблялся также термин «парсизм»). Зороастризму свойственна эсхатологич. концепция истории, в конце которой бог света Ахурамазда сразится с богом тьмы и победит его, после чего Ахурамазда призовет всех людей на свой великий суд для очищения их душ. З. выражал позитивистское миропонимание, присущее крестьянской культуре. Зороастризм стал государств, религией империи Сасанидов и оказал влияние на иудаизм, христианство, гностиков и другие эллинистич. системы. Для греков З. был образцом великого мудреца, мага и философа. В книге Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» от З. оставлено только имя.

ЗАТМЕНИЯ

ЗАТМЕНИЯ - Солнечные и лунные З. относились к наиболее впечатляющим небесным явлениям. У всех народов они возбужали фантастич. представления, согласно которым Солнце и Луна проглатывались чудовищем или чародеем. З. прежде всего привлекали внимание астрологов, которые толковали их как зловещие предзнаменования, предвещающие смерть великих людей, войны, чуму и т. д. В Вавилоне благодаря длительным наблюдениям была установлена периодичность лунных З. В одном из текстов, названном «О несостоявшемся лунном затмении», от 4. 07. 567 до н. э. сообщается о предсказаниях движения Луны, которые еще базировались на неточных сведениях о 18-летнем цикле. Однако в 6 в. до н. э. еще не существовало аналогичных данных о солнечных З. Последние наблюдались лишь в очень огранич. зонах на Земле. Поэтому предсказания Фалеса от 28. 05. 585 до н. э., вероятно, основаны на легендах. Лишь эллинистич. астрономия создала предпосылки для точных предсказаний. Рациональное объяснение причин З. подготовлено раннегреч. философией. В соответствии с космологич. представлениями Анаксимандр предполагал, что солнечное З. - это закрытие «огненных дыр» в кольце светил. Анаксимен считал, что светило заслоняется телом, подобным Земле. Зафиксированные Анаксагором представления о том, что Луна получает свой свет от Солнца и что при определ. позициях Земля затемняет Луну, а Луна может прикрыть Солнце, оказались решающими. Тем не менее продолжали существовать и идеи о З. как предзнаменованиях. Так, греч. полководец Никий отложил отплытие флота из Сиракуз из-за лунного З., что было одной из (не из последних) причин поражения афинян. Частые упоминания о З. в хрониках имеют большое значение для историков. Через фиксацию дошедших до нас дат З. можно привести в абсолютно точную систему всю имеющуюся в нашем распоряжении относительную хронологию.

ЗАТОЧКА

ЗАТОЧКА - Корундовый песок и кварцевая пыль как абразивные средства пришли из др.-вост. культур и применялись, в частности, для полировки. Для частой З. оружия и орудий труда при недостаточно закаленных остриях были необходимы самые лучшие точильные камни. Вращающееся точило (mola acuminaria) упоминается только в позднеантичных источниках; археологич. свидетельств нет.

ЗАУПОКОЙНЫЙ ПОРТРЕТ

ЗАУПОКОЙНЫЙ ПОРТРЕТ - портрет, который писали на доске или холсте и вставляли в бинты мумии на месте лица. З. п. писали восковыми красками в технике энкаустики или восковой темперы. Большинство З. п. обнаружено в оазисе Файюм (Египет). Ранние З. п. относятся к периоду принципата Августа, поздние - к 4 в. Лучшие экземпляры З. п. дают представление о рим. портретной живописи.

ЗАЯЦ

ЗАЯЦ - Был известен (под разными назв.) во всем античном мире, где его отличали от диких кроликов. Мясо З. ценилось за высокие вкусовые качества. Знание особенностей поведения З. (трусость и хитрость) позволяло организовать его травлю (охоту с гончими). Благодаря своей способности к быстрому размножению З. был символом любви и плодовитости, даром любви.

ЗВАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

ЗВАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ (лат. casus vocativus), падеж обращения в индоевроп. яз. Сохранился в качестве особой формы в лат. и греч. яз., но в большинстве случаев совпадает с именительным.

ЗЕВГИТЫ

ЗЕВГИТЫ - афинские граждане, принадлежавшие к третьему имуществ. классу с цензом в 200 медимнов зерна, вина или оливкового масла ежегодно. По реформе Солона они получили полный набор гражданских прав, за исключением того, что избираться они могли лишь на низшие должности. С 458 - 457 до н. э. они получили также право становиться архонтами. На войне З. были гоплитами.

ЗЕВГМА

ЗЕВГМА (греч. zeugma - соединение), фигура античной риторики, состоящая в грамматич. отнесении неск. существительных к одному и тому же предикату, который по смыслу может быть отнесен только к одному из них.

ЗЕВКСИД

ЗЕВКСИД - греч. живописец 5 - 4 вв. до н. э. из Гераклеи (Юж. Италия). Современник Паррасия, познакомившийся в Афинах с Сократом. Будучи учеником Аполлодора, он перенял его изобретения (перспектива, светотень) и смело развил их. Отличительной чертой творчества З. было умение тонко характеризовать божества - персонификации стихий, например Пана, Борея или Марсия. Особ, славой была отмечена его картина, изображавшая семью кентавров.

ЗЕВС

ЗЕВС (греч. Zeus, лат. Jupiter), верховный греч. бог, восходящий к индоевроп. божеству неба, отец богов и людей, царь среди богов по образцу положения царя в человеч. обществе, младший сын Кроноса (вследствие этого называется поэтами Кронидом или Кронионом) и Реи. Отцу З. было предсказано, что он будет свергнут одним из своих потомков. Поэтому он проглатывал своих новорожд. детей. Предполагаемое место рождения З. - о. Крит, где он был скрыт от своего отца Крона и вскормлен Амалтеей. Возмужав, З. лишил отца власти и заставил его вернуть на свет ранее проглоч. им детей. Разделив со своими братьями Посейдоном и Аидом власть над миром, З. получил в удел небо. Местопребыванием З. считался Олимп. Он покорил всех своих врагов (гигантов и Тифона). От первой супруги Метиды З. породил Афину. Гл. женой З. считается Гера, его сестра. Их детьми были Арес, Геба, Гефест и Илифия. З. имел детей от мн. других богинь и смертных женщин: от Дионы - Афродиту, от Фемиды - гор, от Мнемосины - муз, от Лето - Аполлона и Артемиду, от Деметры - Персефону, от Евриномы - харит, от Майи - Гермеса, от Семелы - Диониса, от Данаи - Персея, от Леды - Елену и Диоскуров, от Алкмены - Геракла, от Эгины - Эака, от Европы - Миноса, Радаманта и Сарпедона, от Антиопы - Амфиона и Зета, от Ио - Эпафа, от Каллисто - Аркада. З. был божеством погоды, восседавшим на небесах или на горе Олимп, собирателем туч и ниспослателем дождя, повелителем молний и грома. Под именем З. Геркей (от греч. herkos - ограда) он почитался как охранитель домашнего хозяйства, под именем Ктесий (Приобретатель) охранял припасы и считался подателем богатства; З. Мейлихию (Кроткому), благосклонному к кающимся богу, в Афинах был посвящен праздник Диасий. З. Ксений (xenos - чужестранец) покровительствовал чужестранцам, З. Гикесий (hiketes - прибегающий к покровительству) - ищущим защиты у его алтаря. Присяга (horkos) и клятва считались освященными З. Горкием, т. к. в качестве хранителя мирового порядка он следил за исполнением законов; З. Элевтерий (Свободный) защищал свободу; З. Сотер (Спаситель) охранял права личности и государства. В Додоне З. как богу мантики (гадания) принадлежал весьма почитавшийся оракул; считалось, что в качестве примет для гадания он посылал молнии, гром, метеоры, сны и пр. З. Ликею в г. Ликей (Аркадия) приносились человеч. жертвы. Ему были посвящены дуб и орел. З. изображался с орлом, скипетром и пучком молний как непрем, атрибутами, иногда - восседающим на троне. Широкой известностью пользовалась хрисоэлефантинная статуя З. в Олимпии работы Фидия, дошедшая до нас лишь по изображениям на монетах. Из сохранившихся изображений З. самое известное - З. из Отриколи эллинистич. времени. В искусстве и литературе последующих эпох имена З. и Юпитер, как правило, используются как синонимы (картины Скьявоне, Веронезе, Г. фон Валена, Л. Коринта; опера Генделя).

Зевс

рис. Зевс. Римская копия с позднеклассической статуи (Берлин, Государственные музеи).

ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ - В общинах античного Средиземноморья впервые в мировой истории возникла частная собственность на землю с правом распоряжения землей. Конечно, она была связана с правом гражданства в общине. Чужаки, союзники и метеки, лица, не пользовавшиеся политич. правами, не имели права собственности на землю. Они могли получить только право пользования землей, которое могло быть отменено. В рим. пров. полноправным собственником земли считались император и рим. народ.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ - На терр. Греции, прилежащих к ней островах и противоположном побережье М. Азии площадей, пригодных для земледелия, было немного. Поэтому важную роль играло пастбищное скотоводство в горных районах. Почти везде отсутствовала необходимость в сооружении оросительных систем. Это облегчало крестьянам, владевшим землей, выход из общинного землепользования, что привело к образованию совершенно новой структуры сельскохозяйств. уклада. Единоличное крестьянское хозяйство велось по двупольной системе. Достаточно примитивными орудиями труда в год удавалось обрабатывать от 4 до 5 га земли. Плуг, запряж. в пару быков, представлял собой не асимметричный отвальный плуг, а симметричный плуг-пропашник, оставлявший на пашне борозду. Для разрыхления почвы и запахивания удобрения приходилось делать от трех до четырех загонов вдоль и поперек поля. Часто возникала необходимость после каждой пролож. борозды убирать с пашни камни, выпалывать сорную траву и дополнительно обрабатывать мотыгой те места, которые плуг взрыхлил недостаточно глубоко. Мотыжная обработка разравнивала пашню, и боронование было ненужным. Сеяли ручным способом ячмень, пшеницу, кунжут как масличную культуру. Овес считался сорняком, ко ржи относились пренебрежительно. На легко орошаемых участках сеяли просо. После посева выпалывали сорняки. Жали серпами, солома практически не использовалась. Из бобовых выращивали бобы, чечевицу, вику, люпин, реже горох, а после перс, войн и люцерну. О выращивании льна и конопли сведений не имеется. Помещичье земледелие использовало труд рабов и наемных рабочих с применением в качестве тягловой силы скота. В Спарте в сельскохозяйств. работах использовался труд государств, крепостных - илотов. Привлечение большого количества рабочей силы не приносило, однако, успехов. Нельзя утверждать, что трехпольная система впервые была применена в хозяйствах крупных землевладельцев, скорее это произошло у мелких собственников. Кризис З. наступил с увеличением задолженности крестьян; он вынудил сократить посевы зерновых культур и отдать освободившиеся площади под возделывание винограда и выращивание олив. Только в эллинистич. период с расширением использования труда рабов свободные участки во фруктовых и оливковых садах начали засеваться зерновыми культурами. В Италии, где почва была более плодородной, пшеница вытеснила пользовавшиеся меньшим спросом другие зерновые культуры раньше, чем в Греции. Однако и в Италии предпочтение отдавалось спец. культурам - оливам и особенно винограду. Во времена Катона Рим превратился в большой город, вследствие чего уменьшились естеств. пастбищные угодья. Это увеличило потребность в сене и ограничило земледелие в пользу развития лугового хозяйства. В Италии скотоводство играло большую роль, чем З., т. к. импорт зерна из пров. полностью удовлетворял продовольств. потребности страны. Попытки организовать крупное сельскохозяйств. производство окончились неудачей. Введ. колонат вернул прежние аграрные отношения. Римляне продолжали совершенствовать сельскохозяйств. орудия. Предположительно в 1 в. до н. э. зубчатая борона сменила плетеную борону. Coгласно Плинию Старшему, в 1 в. н. э. существовали уже четыре гипа плугов, а в Греции был изобретен плуг с колесным передком. Лемех и асимметричный отвал появились сначала в далмат. и кельт, областях. Косилка использовалась иногда в латифундиях при недостатке рабочей силы.

Земледелие

рис. Бычья упряжка с сохой и сеятель (чернофигурная чаша Никосфена, ок. 550 до н.э.; Западный Берлин, Государственный музей, Античное отделение).

Земледелие

рис. Сельскохозяйственные работы на помещичьих полях. Вверху, слева направо: помещик и склонившийся фогт; батрак с мотыгой; пахарь, погоняющий упряжку; батрак; сеятель; лошадь. Внизу, слева направо: надсмотрщик (или помещик); мужчина в коротком плаще; двухколесная повозка, груженная сосудами с растительным маслом, и возница; погонщик; мужчина в длинном плаще; пахарь, погоняющий упряжку (аттическая чернофигурная чаша, ок. 530 до н.э., Париж, Лувр).

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ - Еще ионийские натурфилософы стремились объяснить З. Они развивали теории вулканич. деятельности, считая, что огонь в недрах Земли создавал пар высокого давления. Другое воззрение (досократиков) предполагало, что З. связаны с высушиванием и обрушением подземных пещер, следовательно, связывало З. с тектонич. явлениями. Еще в древности различали мор., обвальные и толчковые З. с вертикальным и горизонтальным направлением толчков. Культ Посейдона в прибрежных областях, в т. ч. связанный со страхом перед З., свидетельствует о существовавшей опасности З. и о попытках людей понять специфику сейсмоопасных местностей. Из обширной литературы древних о З. до нас дошло лишь сочинение Сенеки «De terrae motu» («О движении Земли»). Народная вера считала З. проявлением «божьего гнева»; так толкует З. составитель гимнов Иосиф в своей поэме «Ужасы З.» (ок. 860).

ЗЕМПЕР

ЗЕМПЕР - Готтфрид (1803 - 1879), профессор и придворный архитектор в Дрездене с 1834. З. построил там Оперный театр и Картинную галерею, подражая формам эпохи Ренессанса, что в 1838 - 1841 привело к отказу от традиций классич. античности. В 1860 - 1863 создал свой основной теоретич. труд «Стиль в техническом и тектоническом искусствах». ЗЕНОБИЯ Септимия (лат. Zenobia Septimia, сирийск. Bathzabbai), вторая жена правителя Пальмиры Одената (Odaenathus), после убийства которого в 267 объявившая Пальмирское царство независимым. З. была регентшей при своем сыне Вабаллате (Vaballathus) и расширила пределы своего царства вплоть до М. Азии, Аравии и Египта. В 271 приняла титул Августы. При ней Пальмира украсилась роскошными зданиями, к ее двору были созваны греч. художники и ученые. З. потерпела поражение от Аврелиана под Антиохией и Эмесой. В 272 попала в плен. В 274 в числе других «ленников прошла в триумфальной процессии. Остаток жизни провела в поместье в Тибуре (Tibur) (ныне итал. Тиволи). Ее биография помещена в «Истории императоров» («Historia Augusta») и послужила сюжетом драм 17 и 19 вв.

ЗЕНОДОТ

ЗЕНОДОТ (греч. Zenodotos), александрийский грамматик 1-й пол. 3 в. до н. э. Родился в Эфесе. Ему принадлежит первое критич. издание поэм Гомера, основанное на сопоставлении рукописей. Первым возглавил Александрийскую библиотеку. Составил канон греч. эпич. поэтов. От его разнообразных сочинений, среди которых были и лексикографич., ничего не сохранилось.

ЗЕНОН

ЗЕНОН (греч. Zenon).

1. З. Элейский (ок. 490 - ок. 430 до н. э.), греч. философ, ученик Парменида. Погиб во время неудачного восстания против тирана. З. пытался остроумно доказать истинность остро критиковавшегося учения своего учителя о невозможности движения и множественности вещей. При этом он пользовался методом непрямого доказательства: он доказывал, что принятие опыта, множественности, движения и делимости приводит к неразрешимым противоречиям. Известна его апория «Ахилл»: Ахилл не сможет догнать черепаху, если она начнет движение раньше него. Апория основана на неразвитости математич. понятия бесконечности. З. был основателем субъективной и понятийной диалектики в античной философии. Его апории, например «Стрела» («летящая стрела покоится»), способствовали развитию логич. мышления. Под влиянием З. античные математики стремились построить геометрию без использования понятия движения.

2. З. из Китиона на о. Кипр, греч. философ (ок. 335 - ок. 262 до н. э.). Основатель стоич. школы. Обратился к философии после пережитого кораблекрушения. Ок. 315 - 313 до н. э. прибыл в Афины, где стал учеником киника Кратета из Фив. Ок. 300 основал стоическую школу, пытаясь создать собств. философскую систему. На его учение оказали влияние сократовские и кинические представления, гераклитовская физика и аристотелевская логика. Трудно, однако, отделить наследие З. от наследия его учеников, т. к. произведения З. дошли во фрагментарном виде.

ЗЕНОНОВЫ ПАПИРУСЫ

ЗЕНОНОВЫ ПАПИРУСЫ - найденное в Египте обширное собрание документов и писем, принадлежавших Зенону - управляющему министра финансов Птолемеев и крупного землевладельца Аполлония (3 в. до н. э.). З. п. представляют собой важнейший источник сведений по экономич. и социальной истории эллинистич. Египта и его владений (в частности, Палестины).

ЗЕРКАЛА

ЗЕРКАЛА - Круглые ручные и стоячие З. из полированного металла (бронза, серебро) с декорированной ручкой либо подставкой, выполненной в виде фигуры, были известны в эгейской Греции и Великой Греции с архаич. времен. Ручные З. производились уже в микенскую эпоху. Ручные З. с гравировкой в виде фигур и орнаментов появляются у этрусков. В 5 в. до н. э. в Греции было изобретено складное З. Его зеркальная поверхность нередко защищалась крышкой с украшениями. Античность не знала стеклянных зеркал.

Зеркала

рис. Греческое зеркало (5 в. до н. э.).

ЗЕРНОВЫЕ КУЛЬТУРЫ

ЗЕРНОВЫЕ КУЛЬТУРЫ (греч. sitos, лат. frumentum). В эпоху античности в сельском хозяйстве и торговле З. к. играли большую роль, возделывание З. к. отражало уровень экономич. развития. В Греции богиней плодородия считалась Деметра, в благодарность за оказанное ей гостеприимство она через Триптолема обучила людей возделыванию сельскохозяйств. культур. Сев и жатва З. к. сопровождались различными культовыми обычаями, но требовали определ. технич. подготовки. Тщательно рассортированные семена (принимались меры сохранения урожая от червей и птиц) вносились в почву при помощи бороны и плуга с отвалами (ушками). В борьбе с сорняками применяли двухразовую прополку, жали серпами (часто зазубренными), но не косами, у римлян имелись даже жатки. Колосья высушивались на глиняном току, защищ. от солнца и дождей. После молотьбы зерно хранилось в ямах или высоких сараях и охранялось от вредителей. Из всех З. к. важнейшей культурой была пшеница. Выращивали также ячмень, рожь, способные противостоять капризам погоды. Овес, прижившийся в Европе позднее, был известен в античности только в гористых местностях. В случае необходимости его также использовали в пищу. Простейшей З. к. была полба (эммер), или пшеница-однозернянка, которая была завезена из Персии или Египта. У Гиссарлыка (шлимановская Троя) были найдены ее зерна. У римлян мука из любого зерна называлась farina.

ЗЕТ

ЗЕТ - 1. (греч. Zetes) - брат Калаида.

2. (греч. Zethos) - брат-близнец Амфиона.

ЗЕФИР

ЗЕФИР (греч. Zephyros, лат. Zephyrus), греч. бог легкого и влажного зап. ветра, сын Астрея (Astraios) и Эос. Из ревности убил Гиакинфа. От гарпии Подарги (Podarge) породил быстроногих коней Ахилла.

ЗИЛОТЫ

ЗИЛОТЫ (греч. zelotai - ревнители), представители еврейской бедноты, мелких торговцев и ремесленников. Занимали радикальную позицию в политич. и религиозных вопросах. Выступая против рим. владычества и опиравшихся на него еврейских слоев, З. ожидали пришествия воинствующего мессии, который бы создал мировое государство и установил вечный мир. Многие З. объединялись в вооруж. отряды, для того чтобы способствовать воцарению мессианского века.

ЗЛО

ЗЛО (греч. kakon, phaulon, лат. malum, improbum). По мнению древних, З. не могло быть предметом искусства. Платон допускает тему З. в поэзию лишь в том случае, если З. воздействует на добро. Аристотель оправдывает его появление в трагедии лишь в исключительных случаях - трагич. герой не должен погибать в результате бесчестного поступка. В комедии могут быть изображены не злые, но не совсем добрые люди. Будучи проявлением дисгармонии и несоразмерности, З. противоречит эстетич. нормам гармонии и меры и тем самым разрушает воспитательную функцию искусства.

ЗМЕЯ

ЗМЕЯ (греч. ophis, лат. serpens). В раннюю эпоху развития культуры отношение к З. было различным. У многих первобытных народов З. почитали (змеепоклонство - ophiolatrie). Вавилоняне видели в ней олицетворение зла, египтяне - олицетворение мудрости. В тех местах, где водились ядовитые З., образовались с др. времен касты заклинателей З. Во времена греч. античности З. часто содержали как домашних животных для борьбы с мышами. К З. не чувствовали отвращения и даже позволяли детям играть с ними. Знатные женщины в жару носили З. вокруг шеи для прохлады. В Эпидавре З. высоко почитались. Бог врачевания Асклепий (Эскулап) изображался с посохом, обвитым З. Жезл Эскулапа до сих пор является символом медицины. В Афинах в спец. храме содержалась священная З. Афины. Почитательницы бога Диониса (вакханки) во время празднеств несли в руках кинжалы, тирсы (жезлы Вакха) и З. Во время войны во вражескую крепость подбрасывали глиняные сосуды с ядовитыми З. (изображение Ночи - Nyx Пергамского алтаря). В знак победы в битве под Платеями в 479 до н. э. в Дельфах была воздвигнута бронзовая колонна из трех сплетенных змеиных тел, которые несли золотой треножник. Рим. племена марсов и офиогенов вели свой род от З. Римляне заимствовали у парфян жезл с шелковой З., которая на ветру надувалась, как сетка для ловли бабочек. Плиний Старший считал наиболее опасным укус З. аспида. Отвращение к З. появилось только во времена поздней античности под влиянием христианства. З. является также созвездием сев. неба.

ЗНАК ДОВЕРИЯ

ЗНАК ДОВЕРИЯ (греч. symbolon - опознавательный знак), в егип. папирусах и в общегреч. праве - любое частное или публичное юридич. обязательство, как правило принятое в односторонем порядке. К З. д. относятся различные расписки в получении денег или товаров, в особых случаях - закладные документы. По предъявлении З. д. выдавались у слов л. деньги или ценности. В Афинах З. д. в узком смысле означал соглашение о правовой помощи, которая гарантировалась гражданам одного государства на терр. другого. В первую очередь это были гарантии на случай воровства. Поскольку чужеземцы, как правило, были торговцами, то З. д. становился торговым договором, например договором о безопасности движения судов и об обязательствах по перевозкам. Существовал обычай из соображений правовых гарантий дарить гостю в качестве З. д. половину сломанного кольца или аналогичного предмета, который должен служить напоминанием и опознавательным знаком. Складывая половины условного предмета, гостеприимны узнавали друг друга. Отсюда возникло юридич. понятие - идентификационный знак. Слово «символ» произошло от греч. symbolon.

ЗНАМЕНА

ЗНАМЕНА - см. Военные знаки.

ЗНАМЕНИЕ

ЗНАМЕНИЕ (лат. prodigium, omen, греч. enodioi, symboloi - приметы, terata, semata - чудеса, знаки), б. ч. вызывающий ужас знак, противоестеств. или необычное событие, которое римляне воспринимали как З. о нарушении согласия между богами и людьми и как предупреждение о грозящем несчастье. З. считались солнечные затмения, землетрясения, кометы, бури, наводнения, камнепад, кровотечение, гермафродитизм, рождение уродов у людей и животных, способные к произведению потомства мулы. Если З. затрагивало государств, интересы, то оно искупалось от имени государства. Это искупление, искупительный обряд (procuratio), посредством которого надеялись отвратить или по крайней мере уменьшить грозящее несчастье, состояло из жертв, игр, молитв, лектистерниев, ликвидации З. (убийство родившихся уродцев, утопление гермафродитов в море, «закапывание» молнии). Уже во 2 в. до н. э. З. не воспринимались всерьез как подлинные проявления божеств, воли. З. сначала должны были быть признаны сенатом и поэтому могли быть отклонены экспертизой, предпринятой понтификами по «Сибиллиным книгам», или гаруспиками. З. достаточно рано превратились в средство для формирования определ. политич. мнения, для влияния в желательном направлении на народ и т. д.

ЗНАМЕНОСЕЦ

ЗНАМЕНОСЕЦ (лат. signifer), в рим. армии носитель боевого значка (signum).

ЗОДИАК

ЗОДИАК (греч. zodiakos - звериный, подразумевается круг), 12 созвездий, лежащих в плоскости эклиптики.

ЗОИЛ

ЗОИЛ (греч. Zoilos), греч. оратор и софист кинического направления (4 в. до н. э.), противник Исократа. Уроженец г. Амфиполь. За гиперкритич. суждения о Гомере был прозван «бичом Гомера» (греч. Homeromastix). От его сочинений, в числе которых был и труд по истории, сохранилось лишь небольшое количество фрагментов.

ЗОЛОТАЯ ФОЛЬГА

ЗОЛОТАЯ ФОЛЬГА - Найденные в Сев. Причерноморье экспортные изделия греч. ремесленников во мн. случаях покрыты серебряной и З. ф., связующей основой которой служит гипс, мел или яичный белок. В древности металлич. фольгу часто использовали для предотвращения преждеврем. износа глиняных сосудов, изделий и деталей из дерева, мраморных и металлич. конструкций. Экономного расхода металлич. фольги в античные времена не наблюдалось. Покрытие, сделанное из З. ф., было надежней, чем нанес, с помощью еще плохо освоенного способа золотого амальгамирования или с использованием сусального золота. В более ранних изделиях З. ф. просто вдавливалась в орнаментальный рисунок основы, а ее края соединялись пайкой. Вывеска одного из «золотых дел» мастеров ранней императорской эпохи показывает распространен, еще в Египте способ изготовления З. ф.: куски металла, пролож. листами пергамента и слож. в пакет, расплющиваются на наковальне ударами тяжелого молотка.

ЗОЛОТО

ЗОЛОТО (лат. Aurum, отсюда Аи). Резиденции владык микенских государств располагали немалым количеством З. Гробницы умерших имели богатые золотые украшения. В послемикенское время З. практически не использовалось. В 7 и 6 вв. до н. э. ионийские греки познакомились с изделиями из З. от своих соседей - лидийских, фригийских и карийских царей, которые применяли З. не только для украшений, но и чеканили из него монеты. Дарий I ок. 516 до н. э. урегулировал двойную денежную систему Персидского царства (1 золотой дарик = 8,4 г З. = 10 «тяжелых» или 20 «легких» сиклей = 112 г серебра), на основе установл. Крезом в лидийском царстве соотношения З. и серебра 1:13 '/з. Месторождения З. в Греции были открыты на Фасосе, где имелось трудное для добывания кварцевое З. (его начали добывать еще финикийцы), и на Сифносе, где запасы З. были исчерпаны уже ок. 450 до н. э. З. афинянам доставлялось из Пангейских рудников (приблизительно с 470 до н. э.). Сев. соседи греков (фракийцы) добывали много З. путем промывки песка на фракийских реках и отправляли его на переработку в Афины, реимпортируя изделия греч. ювелиров; некоторые из таких предметов были обнаружены даже в скифских курганах. Фракийские месторождения были захвачены Филиппом II Македонским, который начал чеканить золотые монеты - филиппики, заменившие дарики. Южноиталийские и сицилийские греч. города редко чеканили золотые монеты, но этрусская чеканка была довольно широко распространена в 3 в. до н. э. Этруски украшали золотые изделия зернью. Карфагеняне не наладили в Испании добычу З., однако скупали все З., которое имелось на полуострове. В самой Греции во все времена З. оставалось мало. В период эллинизма общие запасы З. резко выросли. Цари претендовали на исключительное пользование этим металлом. При Птолемеях развернулись обширные работы по добыче З. в копях Нубийской пустыни, которые были освоены еще во времена фараонов. Много З. использовалось для чеканки монет, получивших широкое хождение. Позже других к З. приобщились римляне, однако уже Законы 12 таблиц, одного из древнейших сводов рим. права, свидетельствуют об их знакомстве с З. В кон. 2 в. до н. э. римлянами были открыты месторождения З. у Vercellae и Dora Baltea. Для работы на этих приисках сенат установил макс, допустимое количество рабов в 5000 чел., это позволяло обеспечить за ними тщательный контроль. После истощения издавна разрабатывавшихся месторождений З. в Испании римляне организовали там в 1 в. н. э. разработку месторождений с применением гидравлич. обработки под давлением. После завоевания Дакии при Траяне в 106 римляне стали обладателями прибыльных золотых приисков и рудников, оборудованных всеми известными тогда средствами горной техники. Прииск имел форму четырехугольника с 7 укреплениями, на производстве было занято множество свободных горняков, наемных рабочих, трудовые договоры с которыми сохранились (они относятся к 160). З. должно было очищаться, порода с содержанием серебра хлорировалась путем добавления поваренной соли, чистота З. проверялась с помощью пробирного камня, по удельному весу (метод Архимеда). Для очищения З. применялся также метод амальгамирования: золотоносная порода измельчалась в муку, просеивалась, осаждалась для обособления частичек перед плавкой. Этот трудоемкий процесс не был механизирован. Для подъема воды из глубоких копей применялись вычерпывающее колесо и водоподъемный винт, сконструированный Архимедом.

ЗОЛОТОЕ РУНО

ЗОЛОТОЕ РУНО - в греч. сказаниях шкура золотого барана. Согласно мифам, Нефела получила З. р. от Гермеса и отдала своим детям Фриксу и Гелле. На баране Фрикс прибыл к царю Эету в Колхиду, где принес барана в жертву Зевсу и повесил шкуру в роще Ареса. Там она охранялась драконом. Ясон и аргонавты привезли З. р. обратно в Грецию (трилогия «Золотое руно» Грильпарцера).

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ - золотая пропорция, гармонич. деление. Уже в древности важнейшей проблемой в искусстве и эстетике было деление отрезка А В точкой Р так, чтобы больший отрезок АР относился к меньшему PB так, как весь отрезок АВ относится к большему АР. При введении неизвестного х = АР и при обозначении всей длины отрезка АВ равной а задача сводится к решению следующего уравнения а: х = х: (а - х), т. е. х1 + ах - а2 = 0. Для греч. математиков пифагорейской школы это уравнение было особенно важным в связи с построением пентаграммы. Термин З. с. впервые возник в период Ренессанса.

Золотое сечение

рис. Золотое сечение.

ЗОЛОТОЙ ВЕК

ЗОЛОТОЙ ВЕК - В представлении мн. др. народов - самая ранняя пора человеч. существования, когда люди оставались вечно молодыми и счастливыми.

ЗОЛОТОЙ ДЕНАРИЙ

ЗОЛОТОЙ ДЕНАРИЙ (лат. aureus - золотой), рим. монета. Нач. чеканки рим. золотых монет относится к 200 до н. э. С времен Цезаря осн. рим. монетой являлся З. д. Он весил первоначально 8,19 г, равнялся 25 обычным денариям и конвертировался за пределами Римской империи как общепризнанная денежная единица (в Индии, например, одно время велась даже его чеканка). При Нероне, который старался сократить вывоз золота за границу, вес З. д. был уменьшен до 7,28 г, при Диоклетиане - до 4,68 г. Позднее вес его был установлен в 5,46 г. Преемником З. д. стал пущенный в обращение Константином I солид, вес которого составлял 4,55 г.

ЗОНАРА

ЗОНАРА - Иоанн (греч. Zonaras), византийский чиновник (1-я пол. 12 в.). Впоследствии монах, автор «Всемирной истории», охватывающей период вплоть до 1118. Это историч. сочинение представляет большую ценность, т. к. при написании своего труда З. добросовестно использовал историч. труды, ныне утрач., в частности авторов византийской эпохи. Для периода приблизительно до 300 одним из осн. источников З. послужило сочинение Диона Кассия и извлечение из этого сочинения, сделанное Ксифилином.

ЗОНТ

ЗОНТ - от солнца. Начиная с 4 в. до н. э. женщины, выходя на улицу, пользовались З., которые пришли с Востока. Более ранних упоминаний о них в Греции не сохранилось. Если юноша, следуя моде, выходил с З., то это воспринималось как неприличная изнеженность. Имелись спец. механизмы для раскрывания З. и поддержания его раскрытым, однако были и простые жесткие З. с деревянной палкой вместо ручки. Рукоятку часто делали удлин. и сильно загнутой, чтобы идущая сзади рабыня могла нести З., отбрасывающий тень на ее госпожу. Неизвестно, употреблялись ли З. для защиты от дождя. В рим. время вновь появилась мода на З.

Зонт

рис. Южноиталийский рисунок на вазе 4 в. до н. э., изображающий трапециевидный кусок ткани, натянутый на обруч, с бахромой (вероятно, для более тугой натяжки ткани). Зонт мог складываться.

ЗООЛОГИЯ

ЗООЛОГИЯ - Греки в отличие от народов Др. Востока внесли большой вклад в расширение зоологич. знаний благодаря планомерным исследованиям видов и разработке теорий строения и функций тела животного. Натурфилософы включали животных в состав мирового целого, софисты основывали этику на наблюдениях за поведением животных и выведении аналогий. Отцом научной З. стал Аристотель, создавший энциклопедию знаний своего времени. Зоологич. сочинения Аристотеля «История животных», «Части животных», «История рождения и развития животных» и «О душе» вплоть до 18 в. оказывали влияние на зоологич. науку. Аристотель разделял животных на кровных (соответств. совр. позвоночным) и бескровных (соответств. беспозвоночным). Эти группы подразделялись им далее на роды и виды. Введением понятий аналогии (однородности) и корреляции (взаимоотношения) он способствовал развитию сравнительной анатомии. Особое внимание Аристотель уделял эмбриологии (изучение стадий развития цыпленка). Стоики (Зенон, Сенека Младший) занимались вопросами зоопсихологии и инстинктивного поведения. Центрами З. в эллинистич. эпоху были Александрия, Рим и Пергам. В это время был написан «Физиолог» («Книга о зверях»), вплоть до позднего средневековья оказывавшая влияние на зоологич. представления. З. в Риме никогда не достигала уровня греч. Большое значение для истории З. имеют соответствующие части «Естественной истории» Плиния Старшего. Введенное Плинием деление животных на наземных, водных и воздушных использовалось вплоть до эпохи Возрождения. Уход за животными и их разведение, прежде всего рыболовство, были в античности высокоразвиты, однако не возбуждали научного интереса. Тема жизни животных поэтически разрабатывалась Вергилием и Овидием. Большое влияние на развитие позднеантичной медицины оказала З. Галена.

ЗОРОАСТР

ЗОРОАСТР (греч. Zoroaster), греч. форма имени Заратустра.

ЗОСИМ

ЗОСИМ (греч. Zosimos)

1. Греч, историк 2-й половины 5 в. Написанная им «Новая история» («Nea historia») в 6 книгах имеет большую ценность для изучения позднеимператорской эпохи в силу того, что мн. историч. труды того времени до нас не дошли. «Новая история» основывается на достоверных источниках и охватывает период от времени правления императора Августа до захвата Рима Аларихом в 410. З., будучи ревностным сторонником язычества, связывал упадок Римской империи с отходом римлян от религии предков и обращением в христианство.

2. З. Панополитанский (род. в 4 в. в г. Панополь, Верхний Египет), алхимик. Б. ч. жизни провел в Александрии. З. написал посвящ. женщинеалхимику Теосебии сочинение «Химическое знание» (греч. «Chemeutika») приблизительно в 28 книгах, содержавшее сведения по теории и практике химии и алхимии того времени и сохранившееся во фрагментах. Для З. химия была тайным учением, направл. на превращение одних элементов в другие. Материал излагается аллегорич. образом, понятным лишь посвящ. в тайны искусства. Тем же аллегорич. и мистич. яз. описано устройство химич. приборов и печей. Осн. часть фрагментов трудов З. происходит из сочинений Олимпиодора (5 в.) и Пелагия (4 в.).

ЗУБОВРАЧЕБНОЕ ИСКУССТВО

ЗУБОВРАЧЕБНОЕ ИСКУССТВО (стоматология) Лечение зубов практиковалось греч. врачами уже в архаич. период. В эпоху эллинизма появляются врачи, специализировавшиеся только по стоматологии. Лечение зубов состояло в их удалении или пломбировании. Прописывались также лекарства для прикладывания к зубу и для полоскания. Для укрепления ослабевших зубов использовались золотые обручи, искусств, зубы делались техниками из слоновой кости или зубов животных, чаще всего - крупного рогатого скота. Античное З. и. включало также операции на челюстях. Впервые эти операции описаны в трактатах Гиппократовского корпуса (Corpus Hippocraticum).

ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО

ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (шестерня). З. к. было изобретено греками в кон. 4 в. до н. э., хотя слова для его обозначения не было. Уже перипатетиков интересовало, почему колеса, захватывающие друг друга зубцами, вращаются в противоположных направлениях. Вначале З. к. применялось лишь в точной механике, в 1 в. н. э. появляются описания водяных подъемников с шестереночным приводом. Тогда же Героном Александрийским была разработана теория З. к., позволившая решить важную для ремесленников проблему изготовления З. к. с заданным количеством зубцов.

ЗУБЫ

ЗУБЫ - уход за ними. Для ухода за З. в античности пользовались зубными порошками, а также зубочистками, изготовлявшимися из ценных древесных пород (например, фисташкового дерева) или металлов. Зубные порошки, некоторые из которых были очень дорогими, применялись одновременно как лекарства (например, от зубной боли или при заболеваниях десен). Способы их приготовления описываются и в сборниках медицинских рецептов.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV