Словарь античности
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

ЖАЛОВАНЬЕ

ЖАЛОВАНЬЕ - Оплата труда государств, служащих существовала во все времена. В Афинах Ж., выплачиваемое судьям, членам ареопага и чиновникам, было введено Периклом. Также и в эллинистич. империях служащие получали определ. денежное вознаграждение. В Римской империи твердые оклады для высших чиновников и офицеров были введены при Августе. Годовое Ж. рим. прокуратора составляло, например, от 60 до 300 тыс. сестерциев, наместников Азии и Африки - до 1 млн. сестерциев. Ж. получали и визант. чиновники и служащие, причем оно выплачивалось самим императором. Уже в 6 в. до н. э. в греч. городах врачи находились на государств, службе. В 4 в. до н. э. возникли и государств, учебные заведения, преподавательский состав которых получал Ж. В Риме аналогичное развитие началось в эпоху Римской империи. Жалованье (в армии). В Афинах конный воин получал ежедневно одну драхму Ж., столько же платили наемникам; военные моряки и гребцы имели дневное Ж. от 3 до 4 оболов. Офицер получал в ср. двойное Ж., генерал - в четыре раза больше. В рим. армии Ж. впервые стали выплачивать в 406 до н. э. во время осады Вей. С этого времени рим. ополченцы получали Ж. (Stipendium) регулярно. Положение изменилось после военной реформы Мария, когда пролетарии, ранее не имевшие права служить в армии, могли добровольцами вступать в войско, получая за это Ж. При Цезаре Ж. носило характер дополнительного пособия на обмундирование и продовольствие, которое составляло в год 225 денариев для солдат и 450 - для центурионов. Высшие офицеры Ж. не получали. Им выдавались денежные вознаграждения за службу в мирное время (cibaria, congiarium, salarium) и особые награды по окончании военных походов. При Августе годовое Ж. оставалось прежним, Домициан поднял его до 300 денариев, а Септимий Север - до 450 денариев легионерам и 1500 - преторианцам.

ЖАТКА

ЖАТКА - В 1 в. н. э. для применения на обширных латифундиях была создана Ж. - единств., если не считать колесного плуга, образец сельскохозяйств. техники эпохи античности. Уборка зерновых производилась с помощью деревянной платформы с режущими клинками, поддерживаемой 2 колесами. Срезаемые пучки стеблей попадали в растворы между клинками и падали на платформу; на обширных пространствах применять Ж. было гораздо экономичнее, чем скашивать хлеба вручную с помощью серпа (косой не пользовались). Тем не менее избежать больших потерь сырого колоса и соломы было невозможно. Оба дошедших до нас рельефных изображения Ж. сделаны в Галлии, где в 3 в. н. э. ощущалась острая нехватка рабочей силы.

Жатка

рис. Жатка, (рельеф из Галлии).

ЖЕЛЕЗО

ЖЕЛЕЗО (лат. Ferrum, отсюда сокращение Fe). Ж. было осн. металлом в античности. Его добыча обусловила расцвет железного века. Известно производство Ж. в М. Азии у халибов; их закал, сталь именовалась «халипс». Ж. вырабатывалось еще в 11 в. до н. э. в культуре Вилланова в Италии. В 9 - 8 вв. до н. э. оно распространилось по всему средизем. бассейну. Тот, кто не использовал новый металл, не только уступал в борьбе, но, пользуясь орудиями труда из бронзы, производил меньше продукции, чем владелец орудий труда из Ж.: мотыги, ножа, серпа, топора, кирки и молота. В 7 в. до н. э. Ж. стало материалом для изготовления большинства земледельч. орудий труда. В античном мире месторождения Ж. были известны во мн. местах, однако хорошая сталь производилась не всюду (производство стали сводилось к науглероживанию Ж. в сыродутных печах или кузнечном горне при наличии толстого слоя древесного угля). Лучшим по качеству греки считали лаконское Ж., из которого изготавливались даже напильники, бурава, зубила, инструменты для граверных работ. Греция импортировала также лидийскую сталь - прекрасный материал для изготовления бритв. Ж. с Кипра в больших количествах поступало как в Грецию, так и в Финикию. Этруски разрабатывали на Эльбе значительное месторождение (ок. 5 в. до н. э. его пытались захватить греки (Порто Феррайо) и карфагеняне, ок. 309 до н. э. оно досталось римлянам). Плавка Ж. из этого месторождения производилась в лесистой местности (Популония). После 200 до н. э. гл. поставщиком Ж. стала Испания. Из-за низкого качества руды ей уступала Галлия, также богатая запасами руды. Со временем сев. Ж. вытеснило все другие его сорта. Технология сыродутного способа позволяла получать ковкое и сваривающееся Ж., а при достаточном науглероживании (до 0,35 - 1,7%) также закаливающуюся сталь. Чугун производился в недостаточном количестве, т. к. в сыродутных печах невозможно было достигнуть точки его плавления (1520°). На рисунке показана сыродутная печь, работающая с естеств. подачей воздуха без горнового меха (печь с естеств. тягой для производства сев. Ж. найдена у Хюттенберга в каринтийских Рудных горах, высота 1,7 м при ширине 1 м). Другой рисунок изображает печь с принудительной тягой (Заальбургский замок), ее высота достигала половины высоты хюттенбергской печи. Стены обеих печей были выложены из сырцового кирпича и обмазаны глиной. Продуктом производства была крица, тестообразная масса. При вытекании она включала в себя шлаки и остатки древесного угля, которые затем удалялись. Производительность плавильных печей в Греции была довольно значительной, но особенно развитой была металлургия у халибов, индусов и китайцев. Производимое ими Ж. импортировалось другими странами и народами. Известностью пользовались производители сев. Ж. (Штайермарк, Каринтия), а также исп. клинки из Толетума (Толедо). Крупные изделия из Ж. редки (вес железного якоря из Немизее достигал 414 кг, вес железной болванки из Трирского музея - 100 кг). В торговле в качестве денег использовались различные формы слитков из Ж., спартанские железные монеты весили ок. 625 г.

Железо

рис. Слева: ветряная печь из каринтийских Рудных гор (2 в.). Справа: сыродутная печь из Заальбурга (2 в.).

ЖЕМЧУГ

ЖЕМЧУГ (лат. margaritae), драгоц. камень, который по ценности стоял на втором месте после бриллиантов. В древности его добывали из раковин жемчужниц. Ловцы Ж. должны были нырять за ним на глубину до 30 м. Особая прелесть Ж. и трудность добывания объясняют его высокую стоимость на рынке. Особенно известны две ценные жемчужины Клеопатры. Одну из них она на пари с Антонием выпила растворенной в уксусе. Имитация Ж. была доходнейшим предприятием ремесленников. Кроме настоящего и искусств. Ж., для украшений производили цветной, в особенности голубой стеклянный Ж., который часто встречается уже в Микенах. Ж. изготовляли также из янтаря.

ЖЕНЕВА

ЖЕНЕВА (лат. Genava), город на С. области аллоброгов - на юго-зап. берегу Женевского оз. (Lacus Lemanus), у выхода из него р. Родан (Рона).

ЖЕНЩИНЫ

ЖЕНЩИНЫ - Во времена некоторых догреч. средиземноморских культур, в Египте и крито-минойской культуре, Ж. занимали высокое место в обществе, следы этого сохранились в Карий и Ликии. В архаич. эпоху в Греции Ж., как это видно из гомеровского эпоса (в частности, «Одиссеи»), пользовались относительной самостоятельностью. В классич. эпоху ситуация в этом отношении складывается менее благоприятно, однако можно отметить существ, различия в положении Ж. между отдельными полисами. В Афинах жизнь как молодой девушки, так и замужней женщины протекала почти исключительно дома. Они не имели практически доступа к образованию и обществ, жизни. Только гетеры, обладавшие в большинстве случаев известным уровнем образованности, могли поддержать беседу с мужчинами и определ. образом вызвать их духовный подъем. Общая ситуация вызывала пренебрежительное отношение к браку и презрительные высказывания о Ж. выдающихся поэтов и философов. В правовом отношении положение Ж. также было менее благоприятно, чем положение мужчины, например Ж. не могла распоряжаться своим имуществом. В области религиозной жизни, прежде всего в мистериальных культах, Ж. пользовались определ. равноправием, в частности они могли быть жрицами. В Спарте положение Ж. было значительно свободнее, чем в Афинах. Воспитание девочек было сходно с воспитанием мальчиков, этому способствовало прежде всего внимание к их физич. развитию (занятия спортом). Замужние женщины занимали видное положение в своем доме, выступая в качестве госпожи (kyria), они имели право распоряжаться своим имуществом. В эллинистич. эпоху самостоятельность Ж. заметно возросла. Этому способствовало развитие взглядов некоторых философских направлений, прежде всего Стой, провозглашавших равноправие мужчин и женщин. В это время были созданы и более благоприятные условия для получения Ж. образования. Экономически Ж. также стали во многом более самостоятельными. Они могли приобретать мн. профессии. Так, существовали актрисы, певицы, поэтессы, врачи и спортсменки. Ж. ср. сословия часто работали рядом со своими мужьями, овладев навыками их ремесла. Наемного женского труда не существовало (хотя среди рабов были Ж.). В числе выдающихся гречанок известны поэтесса Сапфо и супруга Перикла Аспасия. В Риме уже во времена Республики Ж. занимали более уважаемое положение, чем в Греции. Находясь в течение всей своей жизни в зависимости от мужчин, вначале отца, затем супруга, как хозяйки дома (domina) они обладали некоторой самостоятельностью. Участие рим. Ж. в обществ, жизни было обычным явлением. Возможностей получения образования у них было больше, чем у гречанок, по крайней мере большинство девушек-римлянок получали начальное образование. Значительна была их роль и в государств, культе: весталки пользовались в рим. обществе большим уважением. Постепенно становилось все более благоприятным и их правовое положение. Во времена Империи права Ж. почти уравнялись с правами мужчин: они имели возможность распоряжаться своим имуществом. Ж. из высших слоев оказывали заметное влияние на политич. жизнь общества (Октавия, Ливия). Ж. разрешалось вступать в брак по собств. инициативе. Однако это сказалось на снижении ценности браков, ослаблении связанных с ними обычаев и появлении разводов. Ж. из низших слоев общества при конкубинате с мужчинами из высших слоев могли подняться в своем социальном положении. Во времена Империи обнаружился повышенный интерес Ж., в особенности из высших слоев общества, к литературе, искусству, даже к изучению истории и философии. Положение Ж. снова ухудшилось в позднеантичное время в связи с распространением христианства, хотя именно Ж. способствовали его признанию. В течение раннего христианства Ж. были относительно равноправны в богослужениях, однако позднее под влиянием иудаизма их участие было ограничено. Ж. не могли быть рукоположены в священники, по всей вероятности, их влияние на общину ограничивалось благотворительностью: они могли стать только диаконисами. Известную независимость от опеки мужчин принесло Ж. отшельничество: они могли становиться монахинями и даже аббатисами. Однако замужние Ж. могли посвятить себя лишь домашнему хозяйству. В сравнении с рим. временем свобода их обществ, занятий оказалась сильно урезанной, хотя их правовое положение до юстиниановского времени едва ли изменилось. Постепенно под влиянием Востока распространилось воззрение о неполноценности Ж. Это нашло свое выражение в законодательстве (например, в законе о разводе), а также в обществ, мнении. Браки вновь стали заключаться только с согласия родителей невесты. В области политики себя проявили лишь немногие Ж., например Пульхерия, сестра императора Феодосия II, его жена Евдоксия и в особенности супруга императора Юстиниана I Феодора. Хотя в целом уровень женского образования, если не принимать во внимание некоторых Ж. из высших слоев, был крайне невысоким, однако история знает примеры жизни высокообразованных Ж., таких, как философ Ипатия и уже упоминавшаяся Евдоксия.

ЖЕРТВЕННОЕ ВОЗЛИЯНИЕ

ЖЕРТВЕННОЕ ВОЗЛИЯНИЕ (греч. sponde, лат. libatio). Обряд приношения в дар богам напитков (вина, воды, молока), масла, совершался обычно вместе с другими обрядами, преим. во время жертвоприношения, а также церемонии захоронения. При жертвоприношении Ж. в. совершалось в начале и в конце обряда, при этом напитки выливались на принесенное в жертву животное. В светской жизни в дар приносился каждый из напитков в начале и в конце трапезы.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ - ритуальное действие, относящееся к древнейшим культовым формам. При помощи Ж. люди надеялись получить помощь и благословение богов, предотвратить несчастье, искупить вину и очиститься от преступления, принести благодарность за получ. помощь и спасение, почтить божество и вступить с ним в связь. Ж. совершались также при исполнении клятвы (клятвенное Ж.), при заключении договора, Ж. умершим - при погребении или у могилы. Объектом Ж. было все, что люди считали необходимым для жизни или ценным. Важнейшую роль в античности играли бескровные Ж.: у земледельцев - плоды (Ж. начатков) или приготовл. из них кушанья - каши, печенья, в культе героев - мед, молоко и оливковое масло. Большое значение имело вино при совершении возлияний. При воскурениях сжигались местные (лавр и т. п.) или драгоц. вост. благовония (ладан и т. д.). Кровавыми Ж. были приносимые в жертву животные, по б. ч. свинья, овца, крупный рогатый скот (Suovetaurilia), а также козы и мелкие домашние животные, рыба и посвящ. данному божеству животные (лошадь для Посейдона, собака для Гекаты, петух для Асклепия, гусь для Исиды и т. д.). Животных сжигали вместе с умершими, закапывали или топили (при Ж. подземным богам, Ж. умершим, Ж. при клятвах и очищении и при Ж. с целью вопрошения о будущем). При Ж. пищи часть ее сжигалась, а большая и лучшая часть съедалась жертвующим и жрецом. Ж. совершалось с соблюдением строгих предписаний относительно безупречности и красоты специально выбранных животных, употреблявшейся при этом утвари и участников Ж. (облачения, культовая чистота совершающих Ж., заповедь молчания). Если происходили к.-л. нарушения, Ж. следовало повторить. Ж. совершались также в форме вотивньгх даров (изображения больных частей тела) в храмах богов здоровья; Ж. волос при вступлении в зрелый возраст или при вступлении девушек в брак. Формой Ж. был также лектистерний. Традиция единичных человеч. Ж. в греко-рим. мире в историч. время (принесение в жертву трех персов перед Саламинской битвой; погребение заживо четы галлов и греков в 228 и 216 до н. э. в Риме) спорна. Христиане отказывались от всех Ж., в том числе и от принятых в культе императоров, и тем самым противопоставляли себя государств, властям, рассматривавшим отправление культа императора как доказательство лояльности. В раннем христианстве Ж. считались молитва, милостыня, деятельная любовь к ближнему; т. к. Христос сам принес себя в жертву, Ж. усматривали позднее также в Тайной вечере.

ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ

ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ (от лат. gestus - положение тела). Поскольку в античности в драматич. представлениях, кроме мимов, актеры носили маски, что исключало возможность мимич. игры, средствами создания образа в целом были Ж. и голос. Ж. ведущих актеров определялась характером пьесы, а также тем, что они были облачены в длинные ниспадающие одежды, иногда носили обувь на очень высокой подошве, т. н. котурны. Потому Ж. актеров сводилась часто только к Ж. пальцев и рук. В комедиях Ж. актеров была разнообразной и выливалась в грубоватую оживленность.

ЖИВОПИСЕЦ

ЖИВОПИСЕЦ (маляр и штукатур). Появление стенных росписей оказалось возможным только после того, как стены жилых домов начали покрывать штукатурным раствором. В эпоху Алкивиада, например, декоративные росписи не получили широкого распространения, поскольку покрывать стены отделочным раствором могли только богатые люди. В период эллинизма постепенно утвердилась практика росписей, выполн. на оштукатур. стенах, затем она получила распространение за пределами Греции (Фракия) в тех странах, где она, как, например, в Египте, соответствовала уже сложившимся местным традициям. В это время в Риме Катон считал ее порочной, поэтому профессия художника, украшавшего росписью стены, потолки и полы внутри домов, зародилась здесь неск. позже. В основе достаточно рано появившейся традиции украшать цветной росписью архитектурные детали обществ, зданий и надгробные рельефы лежало владение различной техникой живописи: при росписи по свежей сырой штукатурке (фрески) в краски добавляли известь, при росписи полированного мрамора пользовались энкаустикой (восковые краски наносились в подогретом виде); применяли также белки и рыбий клей. Иногда Ж. создавали настоящие шедевры (пейзажи), но чаще от них требовалось сделать красочную роспись стен в виде орнамента. Такие росписи Ж. делали как вывески торговых помещений или ремесл. мастерских (об этом свидетельствуют некоторые помпейские фрески).

ЖИВОПИСЬ

ЖИВОПИСЬ (роспись глиняных досок, стенная роспись, вазопись и другие разделы прикладной Ж.). Для античной монументальной Ж. было характерно использование красящих веществ, изготовл. с применением эмульсии. Росписи выполнялись в осн. средствами энкаустики и темперы (роспись в технике фрески - буон фреска и секко не получила, видимо, широкого распространения) на штукатурке, дереве, мраморе, холсте, обожж. глине и к.-л. другой поверхности. Сохранилось лишь незначительное количество произведений др.-греч. Ж., среди них: роспись на глиняных табличках (Тиринф), стенах (храм Аполлона в Ферме), статуях («Богиня с зайцем»: Берлин, Пергамон-музей), склепе (Казанлык). Гораздо больше сохранилось образцов др.-рим. Ж. Среди них найд. в Кампании - в Помпеях и других городах - высокохудожеств. декоративные стенные росписи (вилла Итем, дом Веттиев), а также отлично сохранившиеся заупокойные портреты (в осн. обнаружены в Египте, в Файюме). О процессе развития греч. монументальной Ж. дают представление письм. источники (Плиний Старший, Павсаний), а также отдельные образцы росписи ваз, этрусской стенной живописи и портретов, копии картин и мозаичные композиции («Битва Александра с Дарием»), настенные картины («Пол из Пренесты») и не в последнюю очередь образцы римско-кампанской стенной росписи. Монументальная Ж. возникла в период формирования полисной системы, т. е. на ранней стадии развития классовой борьбы, когда начался общий процесс монументализации искусства. Во 2-й пол. 6 в. некоторые живописцы, в частности Кимон Клеонский, отказались от плоскостного изображения при создании декоративных росписей. Наиболее выдающимися мастерами др.-греч. Ж. классич. периода считаются Полигнот, Микон, Паррасий. Аполлодору Афинскому приписывается изобретение приема, на котором основывается Ж. в подлинном понимании этого слова, - игры светотени. Апеллес, Зевксид, Эвфранор и Никий в своих произведениях достигли максимально возможного для античной Ж. совершенства этого приема. К достижениям рим. Ж. следует отнести как применение художеств, средств греч. искусства (например, роспись Виллы мистерий), так и дальнейшее усовершенствование приемов настенной и пейзажной Ж. (изображение пейзажей на сюжет мифа об Одиссее). Начало постеп. перехода к раннехристианскому искусству, наиболее характерными образцами которого вскоре стали настенная мозаика и мозаичное изображение на потолке, было отмечено появлением росписей катакомб. Их можно отнести к последним значительным произведениям Ж. эпохи позднего Рима. Среди произведений прикладной Ж. роспись на глиняных и деревянных табличках, фигурки из слоновой кости, изображения, выполн. из стеклянных узоров, миниатюры на пергаменте и папирусе, но главным образом расписные вазы.

ЖИРОРАСЧЕТЫ

ЖИРОРАСЧЕТЫ - Перевод со счета на счет без реальных платежей практиковался в позднеэллинистич. время в расчетах за зерно. Была ли эта практика распространена и в денежных операциях взамен расчета наличными, точно не установлено.

ЖИТИЯ СВЯТЫХ

ЖИТИЯ СВЯТЫХ - см. Агиография.

ЖРЕЦ

ЖРЕЦ - В античности, как и во мн. др. обществах, отец семейства (pater familias) исполнял функции священника. Лишь только в ходе разделения функций в развивающемся обществе институт жречества стал необходимым. Ж. знал литургич. нормы, обряды, календари, руководил обрядами, жертвоприношениями. Ж. подчинялся царям или магистратам полисов. Жречество получали путем наследования или по выбору (свободному, через оракула), при случае - покупкой доходной жреч. должности; причем при женских божествах существовали женские жреч. должности. В ранний период особой жреч. одежды не было, как это стало в поздней античности с введением особой прически, обряда жреч. посвящения или помазания на жречество и безбрачия. Рим. религиозная система ставила Ж. в положение посредника между богом и человеком. Такое положение приняла и христианская церковь. Во главе рим. жречества стоял император, являющийся Великим понтификом (pontifex maximus). Затем следовали Ж. отдельных божеств, каждый в своих одеждах и со своей символикой, ниже стояли жреч. корпорации местных культов и обычаев. Древнейшими жреч. коллегиями, о которых ко времени Империи часто уже не знали, каким богам они служат, были арвальские братья, авгуры, фециалы, гаруспики, луперки, понтифики, салийские братья, весталки. В принципе каждый здоровый человек мог быть Ж., но жреч. должности замещались в осн. патрициями.

ЖУРАВЕЛЬ

ЖУРАВЕЛЬ (греч. geranos, лат. grus). Для древних Ж. был символом бдительности. Богатые римляне приручали и держали у себя Ж. для развлечения; ценилось и мясо этих птиц. Повадки Ж. описал Плиний Старший.

Предыдущая страница Следующая страница