Словарь античности
Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛЕВ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛЕВ")

ЛАБАРУМ

ЛАБАРУМ (лат.), государств, знамя Рима. Появилось при Константине I, и на нем была обозначена христианская символика. С 325 мн. монеты чеканились с изображением Л.

Лабарум

рис. Лабарум. Изображение на монетах.

ЛАБДАК

ЛАБДАК (лат. Labdacus), в греч. мифологии внук Кадма, отец Лая; фиванский царь, родоначальник рода Лабдакидов.

ЛАБЕОН

ЛАБЕОН - М. Антистий (Marcus Antistius Labeo), ум. 10/11 н. э., рим. юрист из сенаторского сословия. Хотя из большого количества его сочинений почти ничего не сохранилось (написал 400 трактатов, дошло ок. 500 фрагментов), но по тому, каким авторитетом он пользовался у последующих поколений юристов (его часто цитировали), можно сделать вывод, что Л. сыграл значительную роль в разработке рим. права.

ЛАБЕРИЙ

ЛАБЕРИЙ - Д. (Laberius) (ок. 106 43 до н. э., Путеолы), автор мимов, выходец из сословия рим. всадников. Его мимы, из которых сохранилось 43 назв. и отдельные фраг менты, близки жанру комедии и обыгрывали события политич. жизни, например, содержали выпады против Цезаря.

ЛАБИЕН

ЛАБИЕН - Т. (100 - 45 до н. э.), рим. всадник этрусск. происхождения, род. в Цингулуме (совр. Чинголи) в Апеннинах. Приверженец Цезаря, который назначил его в 59 наместником Галлии. Л. одержал много побед, приобрел огромное состояние. После перехода Цезарем Рубикона (49 до н. э.) Л. примкнул к сторонникам Помпея. Нанес ряд поражений войскам Цезаря в Африке. Погиб в битве при Мунде.

ЛАБИРИНТ

ЛАБИРИНТ (лат. Labyrinth us), в греч. мифологии построенное Дедалом для критского царя Миноса недалеко от Кносса сооружение, из запутанных ходов которого никто не мог выбраться. В него был помещен Минотавр. Тесей нашел выход из Л. с помощью клубка ниток, врученного ему Ариадной. Миф о Л. зародился, очевидно, под впечатлением огромного дворца в Кноссе. С того времени греки называли Л. сооружения, которые своим сложным планом напоминали критский Л., например, дворец на о. Мойрис (район Файюмского оазиса) в Египте (сооружен при XII династии), этрусскую гробницу в г. Клузий (совр. Кьюзи) и др. Уже в античную эпоху термином Л. обозначали просто запутанные ходы (их устраивали также для детских игр).

ЛАБОРАТОРИЯ

ЛАБОРАТОРИЯ - При платоновской Академии, в аристотелевском Ликее, а позднее в научных учреждениях Александрии отсутствовали Л. и не проводились эксперименты в совр. понимании этого термина. Но и те, что проводились, ни в одной из философских школ не играли решающей роли. Все, что не могло быть выведено из непосредств. наблюдений за природными процессами, оказывалось за пределами круга исследований. Дело в том, что лишь незначительное число философских проблем можно было разрешить путем экспериментов в Л., а решением множества практич. задач занимались исключительно лица, занятые в сфере ремесл. производства, заинтересованные не столько в нововведениях, сколько в сохранении традиционных орудий труда.

ЛАВИНИЯ

ЛАВИНИЯ - в рим. мифологии дочь правителя одного из царств в Др. Италии Латина и Аматы, супруга Энея, назвавшего в ее честь построенный им город Лавиниум. На этот сюжет создана опера Монтеверди.

ЛАВР

ЛАВР (греч. daphne, лат. laurus). Л. был завезен в Европу, видимо, из М. Азии. Уже Теофраст отмечал обилие в Греции лавровых деревьев. В эпоху античности Л. использовался в самых разных целях. В быту лавровым листом из-за его острого аромата окуривали помещение. Согласно религиозным представлениям др. греков, Л. мог снять вину с убийцы и наделить прорицателей способностью познать тайное. Убив Пифона лавровой ветвью, Аполлон, размахивая ею, шел от его жилища в Дельфы. Вплоть до наших дней сохранился обычай устраивать торжеств, шествие хоров, увенчанных лавровыми венками. Из Греции Л. был завезен в Италию и в эпоху Рим. империи стал символом могущества, победы и мира. На триумфатора в располож. на Капитолии храме Юпитера надевали в качестве благодарств. дара лавровый венок. Солдатам победившей армии также вручали лавровые венки. Л. считался как храмовым, так и садовым деревом. Катон описывал три сорта Л. Изображение Л. неоднократно встречается на рим. монетах. Миф о Дафне, превратившейся в Л., зародился в период эллинизма. Традиция культа Л. нашла свое выражение также и в том, что победителя состязания поэтов венчали лавровым венком (отсюда слово «лауреат»).

ЛАВРИЙСКИЕ РУДНИКИ

ЛАВРИЙСКИЕ РУДНИКИ - Рудники, располож. в Ю.-В. Аттике; представляли собой неск. тысяч вырубленных б. ч. на глубину 25 55 м (некоторые до 120 м) шахт и штолен. В 482 до н. э. по предложению Фемистокла средства, получ. от разработки этих серебряных рудников, были использованы для постройки боевых кораблей. После взятия Декелей (413 до н. э.) мн. работавшие в шахтах рабы бежали в спартанский лагерь. С 1865 возобновилось на базе др. гигантских шлаковых отвалов получение свинца и цинка, хотя уже и лишенных серебра. Тогда же начались археологич. изыскания.

ЛАГЕРЬ

ЛАГЕРЬ - Спец. воинские Л. существовали у др. греков, однако они не имели снаружи укреплений и возводились по круговой схеме. Шатры изготовлялись из кожи. Как правило, Л. оборудовались па том месте, где предстояла бигва. Рим. Л. обносился валом с рвом и палисадом и представлял мощное по тем временам сооружение. Выходы прикрывались искусств, препятствиями типа волчьих ям. Если в период ранней Республики возводились преимущественно Л., рассчитанные на пребывание войск в течение одного или неск. дней, то позднее наряду с врем. (летние) строились постоянные Л., возле которых возникли поселения тородског о типа (канабы), где проживали семьи легионеров. медики, располагались термы, храм и т. д. Крупным постоянным Л. считался Ксантен (Castra Vetera), лучше всею сохранились остатки Л. в Ламбезисе (совр. Алжир), а также в Заальбурге. Из канаб возле находившихся севернее Альп рим. стационарных Л. впоследствии возникли города муниципального типа. Рим. Л. устраивались по строю определ. квадратной схеме (дл. боковой стороны примерно 660 м). Передние ворога раснолатались напротив задних, правые и левые ворота соединялись гл. улицей. Via praetoria вела к преторию и пересекалась здесь с Via principalis. Для преторианских когорт их префектом Сеяном в период правления Тиберия (14 37 н. э.) был сооружен спец. Л. (Castra praetoria) на окраине Рима.

ЛАГИДЫ

ЛАГИДЫ - царская династия Птолемеев, правившая в Египте; назв. по имени Лат а, оща Птолемея I.

ЛАДОН

ЛАДОН - в греч. мифологии дракон, стерегущий золотые яблоки Гесперид; Геракл, добывая зги яблоки, убил его.

ЛАЕТЫ

ЛАЕТЫ (лат. laeti), сопиально зависимые герман. земледельцы в рим. Галлии, нач. с поел, чем в. 3 в. Это были военнопленные, обязавшиеся служигь в Римской империи. В последний раз упоминаются в письм. источнике за 465. Счигались dediticii (покоренные) и еще в 5 в. не имели прав рим. гражданства. Л. проживали в изолированных крестьянских поселениях на получ. от императора землях в Сев. и Зап. Галлии. По своему социальному ciaiycy близки колонам эпохи домината и, подобно им, были фактически привязаны к своему земельному участку.

ЛАЙ

ЛАЙ (лат. Laius), в греч. мифолог ии сын Лабдака, фиванский царь, супруг Иокасгы. Когда дельфийский оракул возвестил ему, что сын убьет ею и женится на Иокасге, он приказал оставить Эдипа в лесу на склоне г. Киферон. Мною лет спустя пал от руки сына, не узнавшего отца.

ЛАК

ЛАК - Светлый на льняном маете смоляной Л. был признан наиболее подходящим для работ по дереву и металлу; для живописи употреблялся восковой Л. Изделия из керамики покрывались особым черным Л.

ЛАКЕДЕМОН

ЛАКЕДЕМОН - др.-греч. государство Спарта на терр. Лаконии. Именовалось также Лаконикой. В качестве официального назв. Спарты почти всегда употреблялось «Л.».

ЛАКОНИЗМ

ЛАКОНИЗМ - отличающаяся краткостью и четкостью речь прославившихся своим немногословием спартанцев. Их краткие, остроумные высказывания уже в античную эпоху вызывали интерес у мн. писателей и поэтов.

ЛАКОНИЯ

ЛАКОНИЯ - плодородная область в юго-вост. части Пелопоннеса, располож. между горными хребтами Парной и Тайгет в долине р. Эврот. Наряду со Спартой в Л. находились поселения Амиклы и Селаесия. Последнее получило известность благодаря проис шедшей недалеко от нею в 221 до н. э. битве (Антигон разгромил армию Клеомена III).

ЛАКТАНЦИЙ

ЛАКТАНЦИЙ - Л. Целий Фирмиан (ум. посте 317). христианский богослов. Л. - уроженец Африки, был учеником Арнобия; назнач. Диоклетианом ритором в Никомедию, он до 303 перешел в христианство и из-за преследований был вынужден уйти из риторской школы; позднее в Трире выполнял обязанности воспитателя сына императора Константина I Криспа. Наиболее значительными из ею сочинений являются «Divinac institutiones» («Божественные установления», первая попьпка изложить на лак яз. осн. положения христианского вероучения) и «De mortibus pcrsecutorum» («О смерти гонителей», доведено до времен правления Диоклетиатга). На понимание Л. христианства большое воздействие оказали поздние тностики и сформировавшиеся на рим. почве морально-религиозные идеи. Благодаря своему яркому стилю он снискал уважение у гуманистов, которые считали его «христианским Цицероном».

ЛАМБЕЗИС

ЛАМБЕЗИС - рим. легионный лагерь на терр. Сев. Африки в нач. 2 в. до н. э.; при Септимии Севере сделался столицей пров. Нумидия, получил craiyr муниципия, затем колонии. В ходе раскопок обнаружены лагерь с преторием, казармами и амфптеагром и город с капитолием, храмами и термами.

ЛАМБЕРТ ГЕРСФЕЛЬДСКИЙ

ЛАМБЕРТ ГЕРСФЕЛЬДСКИЙ (ок. 1025 после 1081), автор «Анналов», представляющих собой из-лож. в хронологич. порядке запись осн. событий всемирной истории. Хотя в угоду пане римскому искажал факты, блестящий стиль изложения в духе античных историков позволяет считан» сочинения Л. Г. значительными лит. произведениями.

ЛАМИЙСКАЯ ВОЙНА

ЛАМИЙСКАЯ ВОЙНА - одна из войн 20-х гг. 1 в. до н. э., вызванная антимакедонским восстанием полисов во главе с Афинами после смерж Александра Македонского (323 или 322 до тт. э.). Македонский наместник Ангииатр был осажден в крепости Ламия (Фессалия), однако после поражения в мор. битве у Аморюса (322) Афины утратили свою независимость и подпали под кош роль Македонии.

ЛАМИЯ

ЛАМИЯ (греч. пожирательница), в греч. мифологии и народных преданиях чудовище в облике женщины, нечто вроде вампира, которое похищает детей. Некогда прекрасная Л. была возлюбл. Зевса. Гера из ревности наслала на нее безумие, и та убила своих детей.

ЛАНГОБАРДЫ

ЛАНГОБАРДЫ - герм, племя, согласно преданию, некогда населявшее Скандинавию. В период принципата Августа они заняли оба берега в районе нижнего течения Эльбы и в 5 г. н. э., оказали ожесточ. сопротивление рим. войскам под командованием Тиберия; одно время входили в созданный Марободом союз племен. Во время Великого переселения народов Л. в 568 вторглись в Сев. Италию и образовали там свое королевство (отсюда совр. назв. Ломбардия) со столицей в Павии; кроме того, существовали лангобардские герцогства Сполето и Беневент. В 7 в. ариане-Л. перешли в католич. веру и издали на лат. яз. «Лангобардскую правду» - свод законов, которым обязаны были подчиняться как сами Л., так и рим. население. Были покорены Карлом Великим. Именно благодаря Л. христианское искусство рим. и визант. образца заимствовало живое, непосредств. чувство материала, свойств, варварскому искусству.

ЛАОДАМИЯ

ЛАОДАМИЯ (лат. Laodamia), в греч. мифологии супруга Протесилая; после его гибели покончила жизнь самоубийством.

ЛАОДИКЕЯ

ЛАОДИКЕЯ - название ряда городов в М. Азии. Наиболее известной считалась Л. на р. Лик, на границе между Карией и Фригией. Основан Антиохом II на месте существовавшего здесь др. города и назван в честь его сестры-соправительницы Лаодики. Этот крупный центр торговли был одним из наиболее богатых городов М. Азии.

ЛАОКООН

ЛАОКООН - в греч. мифологии троянский жрец Аполлона; убеждал троянцев не вносить в город деревянного коня. За это два змея обвились вокруг него и двух его сыновей и задушили их. Троянцы восприняли их смерть как божеств, знамение и внесли в город коня, уготовив тем самым себе погибель. Смерть Л. и его сыновей послужила сюжетом для знаменитой мраморной группы (Рим, Ватиканский музей; обнаружена в 1506). Доказано, что эта группа идентична упоминаемому в сочинении Плиния Старшего произведению родосских скульпторов Агесандра, Афинодора и Полидора. Найденная рим. копия сыграла большую роль в формировании классицизма в изобразительном искусстве и оказала значительное влияние на художеств, мышление Винкельмана, Лессинга и Гёте. На этот сюжет создана картина Эль Греко.

ЛАОМЕДОНТ

ЛАОМЕДОНТ (лат. Laomedon), царь Трои, сын Ила, отец Гесионы, Приама и Титона. Аполлон и Посейдон воздвигли вокруг его города стены. За отказ Л. внести полож. плату Аполлон наслал на его владения чуму, а Посейдон - мор. чудовище, которому должны были принести в жертву Гесиону.

ЛАПИФЫ

ЛАПИФЫ - в греч. мифологии многочисл. племя гигантов, обитавшее в Сев. Фессалии. На свадьбе их царя Пирифоя произошло сражение с кентаврами, в котором Л. одержали победу. Начиная с античной эпохи (зап. фронтон храма Зевса в Олимпии, фриз Тесейона в Афинах), эта битва неоднократно отображалась в изобразительном искусстве (например, картина П. Рубенса).

ЛАРАРИЙ

ЛАРАРИЙ (лат.), стоящий в нише особый шкаф (иногда только рисунок его), считавшийся местом почитания лар, пенатов и других богов, охранявших дом и семью; как свидетельствуют помпейские фрески, перед Л., имевшемся в каждом рим. доме - в атрии или в кухне (вблизи очага), - ежедневно совершались культовые действия.

ЛАРВЫ

ЛАРВЫ - по представлениям др. римлян злые духи или души умерших, которые являются на землю, преследуют людей или, поскольку их частично отождествляли с божествами мертвых, мучают грешников в подземном мире. В осн. Л. отождествляли с лемурами.

ЛАРЫ

ЛАРЫ - в Др. Риме божества, охранявшие домашний очаг и семью (Lar familiaris), а также хозяев дома во время полевых работ и путешествий (лат. compitum - перекресток, отсюда Lares compitales). Им приносили жертвы в ларарии, их наряжали, в их честь устраивали праздник - компигалию. По приказу императора Августа в дни компиталии на алтарях Л. следовало также прославлять гений императора.

ЛАС

ЛАС (548/45 - 497/96 до н. э.), др.-греч. поэт и музыкант, уроженец г. Гермиона. В осн. жил в Афинах при дворе Писистратидов. Мастер дифирамба, которому стремился придать большее музыкальное разнообразие, сыграл определ. роль в оформлении звукоряда. Провед. им акустич. опыты с наполн. вазами различных размеров свидетельствуют о его близости пифагорейцам. Л. принадлежит первое руководство по музыке в эпоху античности (не сохранилось), оказавшее воздействие на последующие поколения.

ЛАТИН

ЛАТИН - в рим. мифологии повелитель одного из царств в Др. Италии, сын Фавна и нимфы, супруг Аматы. Он приютил Энея и огдал ему в жены дочь Лавинию. В греч. мифологии Л. считался сыном Одиссея и Кирки. Л. - эпоним латинян.

ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - Литру на лат яз. эпохи античности называют рим. литературой; хронологически к ней примыкает ср.-лат. литература (от 6 до н. э. до эпохи Возрождения). Новолат. литературой называют латинояз. литературу в период между Возрождением и новым временем.

ЛАТИНСКАЯ НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛАТИНСКАЯ НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА - произведения, созданные в период с эпохи Возрождения по 20 в. Первый и наиболее яркий расцвет ее знаменуется гуманизмом с его ориентацией на культурные ценности классич. античности и выдвижением на первый план писателя нов. типа - ритора-универсала, опирающегося в своем свободном творчестве на стилевые образцы, выработанные античностью; личность творца при этом оказывается в центре внимания. Идейное движение гуманизма зародилось в 14 в. в Италии, где первым и крупнейшим писателем Возрождения был Петрарка. Оно вызвало к жизни богатую латиноязычную литературу, в которой в преобразованном виде оказались представлены практически все античные жанры. В поэзии господствовала античная лит. теория, что способствовало созданию многочисл. «Поэтик» (в Германии в первую очередь - Конрада Цельтиса, 1486), предъявлявших лит. произведению сложные профессиональные требования. Религиозная лирика по-прежнему существовала в форме оды и гимна (Богуслав Гассенштейнский из Лобковиц, Урсин Велий), при этом библейско-христианские темы и сюжеты охотно облекались в антично-мифологич. одежды (Цельтис). Светская лирика, в особенности га. что культивировала чувство жизни, целиком связанное с посюсторонним миром, строилась преим. по образцам античной поэзии «на случай», поэзии, отражающей конкретные впечатления; в первую очередь это относится к любовной одической и элегической поэзии (Понтано, Полициано; Цельтис, Петр Лотихий; Иоанн Секунд). Жанры эклоги, идиллии, эпиграммы тоже получили распространение и использовались (наряду с одой и элегией) для выражения самых разнообразных личных переживаний (Лотихий), для описания свадеб, похорон, для поздравления и воздаяния хвалы меценату, прославления дружбы или знаменитых личностей (Эобан Гесс), для возвеличивания города и сочинения сатиры (Герман Буше), для разработки нац. и политич. тематики (Генрих Бебель, Ульрих фон Гуттен), в историко-публицистич. поэзии (Эвридий Корд). Бытовала также буколич. поэзия (Батиста Мантуанский, Корд, Иоахим Камерарий). Стихотворения «на расставание» (propempticon) и «путевые» стихотворения (hodoeporicon) приближаются к эпосу (Петрарка, Саннадзаро), образцом для которого служил Вергилий и эпос послеклассич. периода. Дидактич. поэзия (Иоанн Мурмелий, «Гробианус» Фридриха Дедекинда), сатира (Филельфо, Бебель, Якоб Лохер, прозванный Филомузус) и примыкающая к ней эпиграмма (Корд, Джон Оуэн) содержали сильный социально-критич. элемент. Драма ориентировалась на Теренция, Плавта, Сенеку (а с 16 в. - на греч. трагиков). Из диалогич. шпилей («Хрисида» Э. С. Пикколомини) выросла гуманистич. школьная комедия («Стильфо» Якоба Вимпфелинга, «Хенно» Иоганна Рейхлина), рядом с которой развивалась историч. и мифологич. драма («Эцеринида» Муссато, «Трагедия Турсиды» и «Суд Париса» Лохера, «Игра Марция» Германа Шоттения). Более поздний жанр драматургии гуманистов - панегирически-мифологич. фестшпиль («Игра Дианы» Цельтиса). В период Реформации окончательно сформировалась неолат. библейская и школьная драма, постепенно освободившись от подражательности в отношении античных источников (Макропедий, Гнафей). Пьесы этого рода имели дидактич. и антиклерикальную направленность («Паммахий» Наогеорга), они активно включались в религиозно-политич. полемику, трактовали злободневные вопросы («Страсти» Наогеорга). Под пером Никодима Фришлина неолат. драма достигла в конце 16 в. своего высшего развития. В 17 в. она была поставлена иезуитами на службу контрреформации. В эпоху барокко поэзия по-прежнему пользовалась латынью - вплоть до 18 в. (Грифиус, Флеминг, Опиц, Бальде). Поэтич. произведения на лат. яз. изредка продолжают появляться до 20 в. (Герман Веллер), однако, несмотря на попытки оживления, сочинительство лат. поэзии носит уже характер любительского увлечения. Неолат. проза также характеризуется широким многообразием форм, в основе которых лежат античные образцы (в первую очередь Цицерон). Выдающимся представителем прозы, оставившим опыты пони во всех ее жанрах, был Эразм Роттердамский. Гуманисты культивировали диалог (Петр Мозеллан, «Домашние беседы» Эразма), в частности диалог сатирич., окраш. влиянием Лукиана, это могла быть социальная сатира («Похвала глупости» Эразма), политич. памфлет (Гуттен) или сатира в эпистолярной форме. Эпоха Возрождения создала обширную эпистолярную литературу (Э. С. Пикколомини, Эразм) - стилистически отточ. средство выражения гуманистич. мысли. Искусная речь, составл. по тому или иному официальному поводу, могла служить проводником гуманистич. и родств. им идей (Мурет, Меланхтон). В число излюбл. лит. жанров входили новелла-рассказ (Павел Ниавис), любовный роман («Эвриал и Лукреция» Э. С. Пикколомини), сатирич. фацетии (Поджо Браччолини, Бебель), а также социально-политич. роман («Утопия» Томаса Мора). Богатая дидактич. литература распространяла новые педагогия, учения (Вимпфелинг, Буде, Я. А. Коменский), закладывала основы грамматики, поэтики, риторики. Опираясь на античную традицию, гуманисты подняли на высокий уровень историографию (Вимпфелинг, Куспиан, Беат Ренан) и граничащие с нею жанры - историч. топографию (Кохлей, Иреник) и географию (Глареан). Античная биография, автобиография, сборники жизнеописаний (Иероним) также послужили образцом для подражания (Петрарка, Боккаччо, Иоанн Бутцбах, Иоанн Тритемий). Вплоть до 18 в. существовала обширная спец. лит. - ра на лат. яз.: философская (Марсилио Фичино, Рейхлин, Кампанелла, Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц), теологич. (Меланхтон, Эколампадий, Кальвин, Сервето, Гроциус) и естественнонаучная (Региомонтан, Коперник, Тихо Браге, Кеплер, Ньютон, Весалий, Парацельс, Гарвей, Линней, Гальвани, Гаусс). Лишь постепенно латынь перестает быть языком науки, уступая место нац. языкам; в 20 в. она играет определ. роль только в филологии.

ЛАТИНСКИЕ ПАНЕГИРИКИ

ЛАТИНСКИЕ ПАНЕГИРИКИ - хвалебные и празд ничные речи в честь императора. Собрание 12 Л. п. содержит наряду с панегириком Плиния Младшего Траяну 11 речей, которые произносились в период 259 - 359 перед императорами. Их создатели, в осн. родом из Галлии (Пакат, Евмений и другие), явили в речах образец изысканной риторики своего отечества. Речи ценны как художеств, произведения и как исторические и культурные источники.

ЛАТИНСКИЕ ШКОЛЫ

ЛАТИНСКИЕ ШКОЛЫ - в эпоху позднего средневековья в условиях вызревания буржуазных отношений в недрах феодального общества стремление торгово-ремесл. верхушки развитых городов продемонстрировать свою самостоятельность обусловило создание Л. ш., служащих противовесом соборным и монастырским школам. Они явились предшественниками гимназий. В эпоху Возрождения их значение резко возросло вследствие провед. по инициативе Меланхтона реформы школьного дела.

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК (lingua Latina), относится к индоевроп. семье языков; язык племени, населявшего терр. Лация с центром в Риме. По мере экспансии Рима на Апеннинском полуострове Л. я. вытеснял остальные языки италийской группы (вплоть до нач. н. э.). Захват Римской империей Зап. Европы и Сев. Африки (2 в. до н. э.) привел к проникновению Л. я. в захвач. страны и преобладанию его над местными языками. Интенсивность латинизации привела к тому, что уже в 1 в. н. э., например, Испания стала родиной видных рим. писателей (Сенека, Лукан, Марциал). Греч, яз., на протяжении всей античной эпохи и даже позже сохранявшийся в Юж. Италии и на о. Сицилия, повлиял на становление и развитие Л. я. Происходит проникновение греч. лексики (терминологии науки и культуры) в Л. я. (например, machina, balneum, ancora). По мере развития Л. я. произошло его разделение на народно-разговорный («вульгарная латынь») и лит. язык. «Вульгарная латынь» не представляла собой единого языка; появились диалекты, обусловл. географич. положением и образовательным уровнем (жаргон ремесленников, купцов, легионеров). «Вульгарная латынь» схожа с архаич. языком (Плавт). Для классич. периода Л. я. характерно разделение на «высокую латынь» поэзии и «высокую латынь» прозы. Наиболее значительного уровня «классический» Л. я. достиг в творчестве Цицерона, который счигается одним из его создателей. Язык Цицерона впоследствии признавался образцом «классической» лат. прозы. В свою очередь произведения Вергилия сделались каноном классически соверш. поэтич. Л. я. В период т. н. серебряной латыни (эпоха ранней Империи) завершается создание единых языковых нормативов для поэзии и прозы. Во 2 в. н. э. возникает архаистич. направление, которое ориентируется на возрождение языка др. лит. периода. Благодаря этому сохранились ценные сведения об «архаической латыни». Христианские публицисты часто писали свои произведения на народно-paзговорной латыни, во 2 в. вновь ставшей лит. языком, чтобы сделать их понятными для вышедших из социальных низов последователей христианства (Тертуллиан считался создателем «церковной» латыни). В 3 в. экономич. трудности и нарушение политич. стабильности привели к упадку культуры и образования. Прекращается функционирование лит. Л. я., и дальнейшее культурное развитие идет на основе народно-разговорного языка. В результате диалектного дробления и территориального обособления диалектов возникли дочерние романские языки. В кон. 6 в. окончательно прекращается функционирование Л. я. в качестве народно-разговорного языка; лит. Л. я. продолжал существовать в качестве общего языка литературы и получил дальнейшее развитие в виде Ср.-век. латыни.

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК НОВОГО ВРЕМЕНИ

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК НОВОГО ВРЕМЕНИ - Этим обозначением охватывается целый этап эволюции лат. яз. от эпохи Возрождения (14 - 15 вв.) до настоящего времени. Т. о., в известный момент Л. я. н. в. «примыкает» непосредственно к Ср.-век. латыни, собств. развитие которой было прервано обращением гуманистов к лат. яз. классич. периода. Эпоха Возрождения дала богатую и многообразную новую лат. литературу. В последующий период, вплоть до 18 в., лат. яз. широко использовался в поэзии, философии, науке, постоянно пополняясь лексич. новообразованиями, отражающими изменения в понятийной и предметной сферах. Наиболее активно латынь использовалась в естествознании и университетской практике, о чем свидетельствует совр. состав ботанич. и зоологич. номенклатуры, медацинская терминология (в анатомии, фармакологии и т. д.), а также лексика, употребляемая на торжеств, церемониях в университетах (например, присуждение степени доктора honoris causa). В государственно-дипломатич. сфере латынь уступила место нац. языкам уже в 17 в. Напротив, в католич. церкви как язык богослужения, папских энциклик, официальный язык Ватикана она попрежнему сохраняет свое положение. Вместе с тем статус лат яз. как международного средства общения и универсального языка науки практически утрачен.

ЛАТИНЫ

ЛАТИНЫ - жители Лация; одно из осн. италийских племен, проживавшее на терр. от долины нижнею течения Тибра до Альбанской горы и на побережье Центр. Италии. В отношения с Римом Л. вступили в период разложения родовою строя. С др. времен они занимались земледелием, скотоводством и умели проводить осушение почвы. Л. проживали в укрепл. поселениях и имели общие свяшлища. В 496 до н. э. римляне разбили Л. в битве у Регильского о. и в 493 до н. э. заключили с ними союз. Города, вошедшие в Латинский союз, обладали меньшими правами, чем Рим, и попытались в 340 до н. э. избавиться от его господствующего положения. В 338 потерпели окончательное поражение. Жители латинских городов, вошедших после этого в рим.-итал. союз, пользовались урезанными правами латинского гражданства (lus sine suffragio). Только после Союзнической войны (90 - 88 до н. э.) Л. были предоставлены права рим. гражданства.

ЛАТИФУНДИИ

ЛАТИФУНДИИ - огромные поместья в системе землевладения Др. Рима, возникшие во 2 в. до н. э. В осн. они обрабатывались рабами; в эпоху ранней Империи их преим. сдавали в аренду колонам. Л. представляли собой главным образом скотоводч. хозяйства. Во времена Нерона 6 крупных землевладельцев владели половиной рим. пров. Африка. В эпоху поздней античности Л. распространились в зап. части Рим. империи, что вызвало упадок мелких и средних имений. В новое время Л. получили распространение в Англии, итал. государствах, Испании и исп. колониях. В наст, время сохраняются в Австралии, ЮАР, Лат. Америке, в форме крупных зерновых хозяйств также в США и Канаде.

ЛАТРОНЫ

ЛАТРОНЫ (лат. разбойники). Уже для эпохи Римской республики, главным образом после гражданской войны, была характерна особая активность банд разбойников; разбой нередко был одной из форм классовой борьбы крестьян и рабов. Поэтому неоднократно принимались спец. законы для борьбы с ними. В эпоху Империи, несмотря на все усилия императоров, так и не удалось полностью обеспечит ь безопасност ь на дорогах.

ЛАТУНЬ

ЛАТУНЬ - согласно преданию проживавшие на побережье Черного м. близ Трапезунда моссиноики первыми начали изготовлять сплавы меди и (землистой) окиси цинка. Греки обратили внимание, что Л. (oreichalkos - горная медь, отсюда лат. aurichalcum - золотая медь) обладает внешним сходством с золотом, но не относится к благородным металлам. Л. содержит от 10 - 20 до 40% цинка, а также некоторое количество других элементов. В период принципата Августа из Л. чеканили монеты. Как свидетельствуют находки в Рейнской области, вплоть до периода поздней античности близ Ахена были распространены изделия из Л. Для получения Л. в расплавл. медь добавляли «кадмию» (карбонат цинка, галмей, цинковые белила). Поскольку необходимый для получения этого сплава цинк не встречался в чистом виде, а только в окисях, его получали в спец. воздушной камере, возвед. над плавильной печью.

ЛАХЕСИС

ЛАХЕСИС (греч. дающая жребий), одна из мойр.

ЛАХМАН

ЛАХМАН - Карл (1793 - 1851). в 1818 профессор в Кенигсберге, в 1825 в Берлине, создал совр. текстологию, основывающуюся на анализе текста, установлении подлинного авторского варианта и изучении его истории. Исходя из этих принципов, он издал произведения Катулла, Тибулла, Проперция, Лукреция и Новый завет. Считается основателем германистики.

ЛАЦИЙ

ЛАЦИЙ - др. область в Ср. Италии, сравнительно поздно засел, латинянами. Археологич. раскопки обнаружили памятники времени культуры Вилланова. Найденные урны с прахом свидетельствуют о влиянии кулыуры террамар. Завоевание Римом Италии привело к установлению гегемонии Л.

ЛАЭРТ

ЛАЭРТ - именуемый также Лаэртиос, в греч. мифолог ии отец Одиссея; поэтому «Одиссею» также часто называют «Лаэртиадой».

ЛЕАНДР

ЛЕАНДР (лат. Leandrus), возлюбленный Геры.

ЛЕБЕДКА

ЛЕБЕДКА - Античные механизмы с канатной передачей, как и совр., состояли из горизонтального вала и крестообразной рукояти для приложения силы. В дошедших до нас произведениях изобразительного искусства засвидетельствовано использование колодезного В. уже в Др. Египте, однако не сохранилось ни одного греч. или рим. изображения В., который, несомненно, применялся для поднятия воды из глубоких колодцев. В морском деле В. служили для поднимания и опускания корабельных мачт; вопрос об использовании в античности кабестана (В. для подъема якоря) остается открытым. Только в сочинениях школы Аристотеля впервые был дан теоретич. анализ вращательного момента и распределения сил в механизмах типа В. В императорскую эпоху появляются сообщения о более соверш. конструкции В., позволяющей скручивать толстые якорные тросы из более гонких канатов.

Лебедка

рис. Лебедка с двойной направленностью намотки каната (для подняшя воды из глубоких колодцев). Рельеф с оз. Неми, 1 в. н. э.; 1 - ось, закрепленная на земле и горизонтальной балке сверху; 2 - поперечина, служившая ухватом для рабов; 3 - верхний барабан с намоткой каната по часовой сфелке; 4 - нижний барабан намотка против часовой стрелки; 5,6 (дополнено). Ролики для подведения каната к отверстию колодца; 7 - доставленный наверх сосуд с водой.

ЛЕБЕДОС

ЛЕБЕДОС - мор. курорт в зап. части М. Азии сев.-западнее Эфеса. Рядом проходила рим. дорога.

ЛЕБЕС

ЛЕБЕС (греч. котел), сосуд в форме чаши (для мытья, приготовления пищи и т. д.) из ме галла (бронза, серебро), обожж. глины, установл. на треножнике или подставке. Свадебный Л. с длинными ручками (L. gamikos) использовался, очевидно, в качестве вазы для цветов.

Лебес

рис. Лебес с вертикальными ручками краснофигурного стиля (4 в до н. э.).

ЛЕВ

ЛЕВ (греч. Icon, лат. 1ео), в эпоху античности Л. обитал в Африке, Ю.-З. Азии и Сирии. Он встречался также в Греции и Македонии. Здесь он стал излюбл. добычей охотников. В наши дни Л. в странах Средиземноморья больше не водится. У друг их цивилизованных народов Л. считался символом мужества. Во Фригии и Греции его почитали вместе с богиней Кибелой (лат. Magna mater), которую изображали мчащейся на колеснице, заиряж. львами. В греч. и рим архитектуре фигуры Л. использовались в качестве кренофилакса (охранителя источника) и как декоративный элемент. Л. стал также одним из знаков зодиака и являлся символом всепроникающей си гы огня. В искусстве и геральдике образ Л. важный элемент.

ЛЕВ I

ЛЕВ I - визант. император в 457-474. По происхо ждению фракиец. Был возведен на преетол верховным военачальником Аспаром, которого затем сместил с помощью исавров. Стремился восстановить единство Римской империи. Его попытки навязать ортодоксальное христианство потерпели неудачу Поражением закончился также его поход против вандалов (468).

ЛЕВКАДА

ЛЕВКАДА - остров у побережья Акарнании, который В. Дёрпфельд ошибочно отождествлял с описанным в «Одиссее» Гомера о. Итака; в 7 в. до н. э. заселен коринфянами.

ЛЕВКАСПИДЫ

ЛЕВКАСПИДЫ (греч.), воины македонской фаланги, прикрывавшиеся щитами, покрытыми белой дубленой кожей или выкраш. в белый цвет.

ЛЕВКИПП

ЛЕВКИПП - из Милета или Абдер (ок. 460 до н. э.), др.-греч. философ, ученик Зенона Элейского; после 450 основал философскую школу в Абдерах, учитель Демокрита и основоположник атомистики, которую он сформулировал путем опровержения учения Зенона о невозможности существования бесконечно малых частиц. Его тексты не сохранились, и уже в 4 в. до н. э. не различали сочинений Л. и Демокрита. По всей видимости, его имя не сохранилось на совместных текстах обоих философов. Эпикур даже не считал Л. историч. личностью.

ЛЕВКИППИДЫ

ЛЕВКИППИДЫ - в греч. мифологии дочери царя Мессении Левкиппа Хилаира и Феба; были похищены Диоскурами. На этот сюжет картина Рубенса.

ЛЕВКОТЕЯ

ЛЕВКОТЕЯ (лат. Leucothea), мор. божество, в которое превратилась Ино.

ЛЕВКТРЫ

ЛЕВКТРЫ - город в Беотии юго-западнее Фив; здесь фиванское войско под командованием Эпаминонда в 371 до н. э. нанесло поражение считавшейся непобедимой армии Спарты, применив тактику «косого клина». Тем самым была обеспечена гегемония Фив.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV