Словарь античности
Статьи на букву "С" (часть 5, "СЛА"-"СПА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 5, "СЛА"-"СПА")

СЛАВЯНЕ

СЛАВЯНЕ - В своем экскурсе о скифах Геродот упоминает одно или неск. племен, которые иногда связывают с позднейшими С. Эта точка зрения является спорной. Германское слово «венеды», которое встречается уже в античной литературе в форме «венеды», «венеты» (лат. venedi, venethi или venedai) как назв. народа, граничившего с германцами на В., самим славянам известно не было. Вост. соседи германцев, истинные венеты, в античное время появляются совсем в других областях (север Италии, север М. Азии, Бретань, Боденское оз.). Их назв. германцы перенесли затем на С. Собственно слово «С.» в форме sklabenoi, sklaboi, sclaveni, sclavini, sclavi стало известно лишь с 6 в. н. э., когда склавены вместе с родств. им племенами антов стали угрожать Вост. Римской (Византийской) империи. В кон. 6 и в 7 в. происходит массовое заселение С. Балканского полуострова (вплоть до Пелопоннеса). Впоследствии С. играли значительную роль во внутриисторич. (процесс феодализации) и внешнеисторич. развитии Византии.

СЛИВОЧНОЕ МАСЛО

СЛИВОЧНОЕ МАСЛО (греч. butyron). Вместо С м., которое др. грекам и римлянам было плохо известно, использовалось оливковое. Также и в более поздние времена С. м. оставалось «иноземным» продуктом сев. народов, с осн. скифов, находившим, за некоторыми исключениями, использование в медицине и отдельных религиозных культах.

СЛОГОВОЕ ПИСЬМО

СЛОГОВОЕ ПИСЬМО - Этот редкий, архаич. тип письма в античности применялся только на Кипре и представлял собой пережиток др. критского С. п.

СЛОН

СЛОН - Впервые боевые С. получили применение в войнах Др. Индии. В боевых С. очень ценились их большая сила, смышленость и большое психологич. воздействие на пехоту и кавалерию противника. Позднее С. использовались в сражениях Александром Македонским и эллинистич. царями. С. составляли целые подразделения, имевшие собств. командиров, и сопровождали пехоту. Римляне познакомились с инд. С. благодаря Пирру и карфагенянам (Ганнибал), но в рим. войсках С. использовались редко. Со времен Империи С. в боевых действиях уже не применялись, хотя отдельные случаи их участия в военных операциях отмечаются и позже.

Слон

рис. Индийский боевой слон времен Александра Македонского.

СЛОНОВАЯ КОСТЬ

СЛОНОВАЯ КОСТЬ - собирательный термин, означающий обработанные клыки кабана, бегемота, особенно бивни слона, ископаемые бивни мамонта, которые высоко ценились со времен Др. Египта до эпохи Римской империи. С. к. применялась для изготовления статуэток, рельефов, утвари (гребни), украшений, инкрустаций (шкатулки Кипсела), а также для хрисоэлефантинной (из золота и С. к.) скулыпуры, характерной для античного искусства.

СЛУЧАЙНОЕ

СЛУЧАЙНОЕ - В сравнении с необходимым, сфера которого изучается, например, математикой и физикой, возможное, образующее, согласно Аристотелю, сферу искусства, всегда носит на себе черты случайного. Форма и содержание не необходимо присущи художеств, произведению, а придаются ему художником. Тем не менее Аристотель исключает С. из композиции произведения, выдвигая требование художеств, единства и законченности. В аристотелевской картине мира родство искусства и С. имеет онтологич. природу и основание, выходящие за пределы эстетич. ценности.

СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР

СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР - приводился в исполнение в той форме, какая была принята в данной местности, регионе. Для Греции были типичны: забрасывание камнями, утопление (Македония), обезглавливание (Массалия), сбрасывание в каменоломню (иногда до приведения в исполнение этого приговора над приговоренным совершалась экзекуция - Спарта, Сиракузы), удушение (Спарта), отравление (приговоренному давали чашу с ядом - казнь Сократа в 399 до н. э.); известно, что для устрашения в Афинах в 7 в. до н. э. применялось распятие (не для свободных граждан). В Риме применялись в осн. те же способы исполнения С. п. По Законам 12 таблиц поджигатели сжигались на костре, позднее на костре стали сжигать перебежчиков. Кроме подобной формы казни, существовали и другие: повешение, колесование, утопление для отцеубийц, сбрасывание в пропасть и распятие (за преступления, соверш. рабами), обезглавливание, удушение, военнопленных выпускали на арену сражаться с дикими зверями или делали из них гладиаторов. В период существования Римской империи практиковалось «самоубийство» в присутствии представителей власти. Местом приведения С. п. в исполнение в период Республики было Марсово поле, в период Римской империи - Эсквилин.

СМИРНА

СМИРНА (ныне Измир), эолийский, позже ионийский торговый тород на зап. побережье М. Азии при впадении р. Герма в Эгейское м. Ок. 575 до н. э. захвачен и разрушен лидийским царем Алиаттом. В эллинистич. период восстановлен Антиюпом I и Лисимахом в 4 км южнее старого города. Стал одним из значительнейших городов М. Азии.

СНОВИДЕНИЕ

СНОВИДЕНИЕ - Отражение в С. мира переживаний человека рассматривалось в античности как божеств, внушение (например, у Гомера) и влекло за собой попытки истолкования снов. Эти попытки, широко распростран. на Др. Востоке, отвергались античными врачами и философами: Гиппократом, Платоном, Аристотелем, Цицероном. Но в эпоху эллинизма под непосредств. влиянием Востока толкование С. распространилось и на другие регионы. Многочисл. указания по толкованию С. можно встретить у Артемидора Эфесского.

СОБАКА

СОБАКА (греч. kyon, лат. canis), как домашнее животное была известна уже в эпоху неолита (ок. 8 тыс. лет до н. э). Из античности до нас дошло 183 назв. различных пород С. Греки использовали С. в качестве поводырей слепых и помощников в сражениях. В Спарте С. приносили в жертву богу войны. На одной из картин в Пестром портике (Stoa poikile) изображены боевые С. в битве при Марафоне. Из охотничьих С. лучшими были признаны лаконские С, за ними следовали молосские доги, которые часто изображались в произведениях искусства. У римлян С. посвящались фавнам и ларам. В Др. Риме перед домами устанавливались доски, на которых делалась надпись «Cave Canem» («Берегись собаки!»). Изображения С. встречаются на мозаичных панно в Помпеях. Др. римляне знали об опаснейшей и неизлечимой болезни бешенстве как следствии укусов бешеной собаки. В качестве профилактики от бешенства они применяли Veratrum (чемерицу), примешивая ее к корму С. Во времена христианства С. стала символом верности официальным вероучениям и бдительности по отношению к ересям. Поэтому изображения С. находят часто у подножия могильных памятников. У германцев С. была в почете, но это не носило никакого религиозного оттенка.

СОБРАНИЕ БОГОВ

СОБРАНИЕ БОГОВ - созывалось Зевсом на совет, трапезу или по другому поводу на Олимпе (бот и именуются олимпийцами - olympioi или небожителями - uraniones). В изобразительном искусстве Сб. часто связывалось с различными мифологич. событиями. Излюбленными темами вазовой живописи были введение Геракла на Олимп или рождение Афины. С б. в скульптуре изображено на сокровищнице сифнийцев в Дельфах и на вост. фризе Парфенона.

Собрание богов

рис. Вступление Геракла на Олимп (ок 500 до н. э. Берлин, Государственные музеи).

СОБРАНИЯ АНТИЧНЫХ ПАМЯТНИКОВ

СОБРАНИЯ АНТИЧНЫХ ПАМЯТНИКОВ - устраивались правителями (пергамск. цари и рим. императоры) или частными лицами (например, Азинием Поллионом). Коллекционировались скульптуры, живописные полотна, сосуды (особенно коринфские), геммы и пр. В эпоху Возрождения (15 16 вв. н. э.) собрания художеств, произведений (особенно скульптур) стали выставлять в садах, дворцовых парках или жилых помещениях (например, собрание Медичи). Обширные коллекции возникли в Риме в кон. 16 и в 17 в. Из собраний гемм и монет заслуживает внимание коллекция барона фон Стоша (1691 1757), каталог которой был издан Винкельманом. В 1728 в Германии было основано Дрезденское собрание античных памятников. Потсдамское собрание (собрание «Полиньяк») возникло в 1742. В том же столетии были созданы обширнейшие собрания рим. памятников в Ватикане, во дворце Консерваторе и Капитолийском музее; были основаны собрания в Британском музее в Лондоне, в Эрмитаже в Петербурге, в парижском Лувре (в 1798 стал первым общедоступным музеем). В 19 в. возникли собрания в Мюнхене, Стамбуле, Афинах, Нью-Йорке, Бостоне, Балтиморе и Копенгагене. Образованное в 1830 Берлинское собрание античных памятников приобрело мировую известность своими пергамскими находками. Когда археологич. находки стали сохраняться на месте обнаружения, возникли собрания античных памятников на Крите, в Олимпии. Дельфах, в районе Аквинкума и Констанции; появилась тенденция к созданию многопрофильных собраний, например в Национальных музеях в Будапеште, Бухаресте, в Историческом музее г. Клуж (находки из Трансильвании).

СОБСТВЕННОСТЬ

СОБСТВЕННОСТЬ - Для античного способа производства характерна частная собственность (прежде всего на землю, а также на ремесл. средства производства) свободных граждан в рамках полиса. Строго говоря, только землевладелец мог быть полноправным гражданином и только гражданин - землевладельцем. Эти формы С. развились из др.-вост., на практике встречались как крупные землевладельцы (к кон. республиканского периода в Риме сформировались латифундии), так и безземельные граждане. Мелкие производители тем не менее преобладали в количеств, отношении. Наряду с частной С. существовала государств. С. на землю (в Риме - ager publicus) и С. зависимых от крупных землевладельцев групп населения в греч. государствах, организованных по племенному принципу.

СОВА

СОВА (греч. glaux, лат. ulula), ночная хищная птица, посвященная в Греции богине Афине, которая называлась «совоокой» (glaukopis). С. обитала в тихих уголках, блуждала по ночам и потому считалась символом углубл. познания и мудрости. Совы были хорошо известны в Афинах. Изображения С. часто чеканились на монетах. Денежные знаки подобного рода в просторечии именовались «С». Поговорка «носить сов в Афины» означала излишнее, бесполезное действие, ибо подразумевалось, что в Афинах дополнительных С. не требуется и денег там тоже достаточно. В христианском искусстве периода поздней античности С. служили аллегорич. изображением земного сумасбродства. Поэтому крест над их головами символизировал победу христианства над врагами.

СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ

СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ - Доступ в общину граждан через рождение в античных государствах ограничивался свободнорожд. мальчиками, так как женщины и несвободные люди не были юридич. самостоятельны. Как и в наст, время, гражданская правоспособность наступала по достижении С, соответствовавшего в различных греч. государствах возрасту от 14 до 16 лет, а в Римской империи - кон. 14-го года жизни. Получение полных гражданских прав сопровождалось торжеств, церемонией объявления С. и занесением в список граждан. Время проведения такой церемонии зависело от воли отца или опекуна и приходилось в различных греч. государствах на возраст от кон. 17-го до кон. 20-го года жизни; в республиканском Риме - по достижении возраста 17 лет, а в Римской империи - между 15-м и 16-м годами жизни.

СОВЕТ ПЯТИСОТ

СОВЕТ ПЯТИСОТ - Созданный Солоном в противовес уходящему корнями в царский период аристократич. совету ареопага совет четырехсот был преобразован Клисфеном в С. п., делившийся в зависимости от принадлежности к одной из 10 местных фил на 10 секций-пританий по 50 членов (булевтов) в каждой. Каждая притания в течение десятой части года вела дела С. п., а ее члены обедали в пританее. Ежедневно сменявшийся председатель притании, избиравшийся из ее состава (эпистат), был обязан неотлучно проводить в служебном здании целые сутки. С. п. рассматривал все направлявшиеся на обсуждение народного собрания (экклесии) предложения и являлся, т. о., важнейшим государств, органом.

СОГДИАНА

СОГДИАНА - область в Средней Азии в междуречье Окса (ныне Амударья), отделявшего ее от Бактрии, и Яксарта (ныне Сырдарья). Расположена в осн. на терр. совр. Узбекистана. Была населена иранским племенем согдийцев. С. являлась сев.-вост. пров. перс, царства Ахеменидов. В 329-327 до н. э. Александр Македонский вторгся в С, достиг ее столицы г. Мараканд (ныне Самарканд) и вышел к Яксарту. где и основал Александрию Крайнюю (греч. Alexandria eschata), позже Ходжент (ныне Ленинабад в Таджикистане).

СОДАЛЫ

СОДАЛЫ - друзья, с которыми имеется полное взаимопонимание и на помощь которых можно всегда рассчитывать. Сообщество С, являвшихся единомышленниками, могло при определ. обстоятельствах приобрести большое влияние.

СОЗВЕЗДИЯ

СОЗВЕЗДИЯ - отождествление неск. звезд, близко располож. друг к другу на небосводе, с определ. образами, что не имеет под собой научной основы. С. являются продуктом мифич. восприятия действительности, которое заселило небо сказочными существами. Не исключено, что в некоторых созвездиях зодиака нашел отражение древневавилонский животный тотемизм. Позднее число созвездий постоянно увеличивалось благодаря наблюдениям ученых и фантазии поэтов, переносивших в мир звезд все новые сказочные существа. Издревле С. служили морякам и крестьянам для ориентации в пространстве и во времени. Гомер рассказывает, что Одиссей вел свой плот, руководствуясь положением Плеяд и Медведицы, называвшейся также Повозкой, которая направлена прямо на Орион. Назв. С. часто менялись. Наибольшее значение имеют С, через которые проходит Солнце в своем годовом движении по эклиптике. Это С. зодиака (греч. zodiakos - звериный круг), называемого также эклиптикой (греч. ekleipein -затемнять), поскольку лишь в этом поясе происходят затмения. Названия зодиакальных С. в средние века были объединены для памяти в лат. двустишие: Sunt: Aries, Taurus, Gemini, Cancer, Leo, Virgo, Libraque, Scorpius, Arcitenens, Caper, Amphora, Pisces (существуют: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы). Большинство из этих С. пришло к нам из Вавилона через Грецию. Впоследствии 360° звериного круга были разделены на 12 секторов по 30° без учета различной протяженности отдельных С. Научное описание С. началось с Евдокса, исследования которого получили канонич. завершенность в знаменитых «Явлениях» («Phainomena») Арата. Благодаря ему греч. назв. С, которые почти полностью относятся к сев. небу, практически без изменения дошли до наших дней. У римлян имелись параллельные назв. С, в большинстве своем не сохранившиеся, например Septemtriones (Семизвездие), или Большая Медведица.

СОИЗМЕРИМОСТЬ

СОИЗМЕРИМОСТЬ - фундаментальное понятие античной математики; два отрезка называются соизмеримыми, если они обладают общей мерой; отношение длин соизмеримых отрезков выражается рациональным числом. В геометрии используется понятие С, когда речь идет о сопоставлении двух или более площадей, двух или более объемов геометрич. фигур. Несоизмеримыми называются две величины, не имеющие общей меры; их отношение выражено иррациональным числом (например, несоизмеримы длины диагонали и стороны квадрата, т. к. ч 2 есть иррациональное число). Открытие несоизмеримых величин в пифагорейской школе стало причиной глубокого кризиса античной математики; преодолеть его удалось только Евдоксу Книдскому.

СОКРАТ

СОКРАТ (470-399 до н. э.), греч. философ. Жил в Афинах, сын камнереза и повивальной бабки. Письменных трудов не оставил. Диалоги Платона и Ксенофонта - важнейшие источники для изучения деятельности С. как философа и воспитателя. Важные сведения содержат также сократические диалоги других его учеников, сохранившиеся лишь фрагментарно. Почти все ученики идеализируют С, а его высказывания о педагогике и самом учителе, приводимые ими, частично противоречат друг другу. Поэтому нельзя восстановить аутентичный облик С. Даже среди современников не было единства в оценке философа (в «Облаках» Аристофана С. представлен софистом, хотя сам он всегда стремился преодолеть софистику). Рассмотрев те свидетельства, где различные авторы не противоречат друг другу, можно сказать, что философская деятельность С. приходится в осн. на период Пелопоннесской войны, в которой он лично принимал участие. Единств, из пританов, он в 406 до н. э. не признал антиконституционный смертный приговор военачальникам, проигравшим битву у Аргинусских островов. Натурфилософии и естеств. наукам С. не придавал значения. Его занимало лишь нравств. воспитание граждан. Философия призвана совершенствовать человека. Она в состоянии сделать это, ибо правильные поступки обусловлены истинным знанием, а добродетель можно воспитать. Предпосылкой истинного знания является самопознание, в особенности понимание собств. незнания. С. заставлял своих собеседников искать истину путем постановки наводящих вопросов (майевтика), тем самым подводя их к самопознанию. Одновременно он требовал, чтобы они находили в самих себе это истинное знание. Беседуя с учениками, С. сам учился вместе с ними. Мысли С. об источниках и роли знания носят идеалистич. характер, но в то же время в них имеется заряд гуманистич. воспитательного оптимизма. В основе их лежит, в частности, идея, что каждый в равной мере способен к добродетели, ибо каждому дана возможность достичь мудрости. Представители распадающейся афинской рабовладельч. демократии приговорили С. к смерти по ложному обвинению в растлении юношества и поклонении «новым божествам» (его заставили выпить чашу с ядом). Причиной приговора было то, что С. имел многочисл. учеников из аристократич. кругов (Алкивиад), подвергал нападкам некоторые демократич. институты и обычаи, был связан с представителями реакционной софистики. При этом не упоминалось, что предметом критики С. была не демократия вообще, а ее извращения, что среди его учеников были отнюдь не одни аристократы, но и такие же бедняки, как и он сам. В сократовских школах (сократиках) вскоре разгорелась борьба за наследие учителя. Ее с ожесточением вели представители различных направлений. Активно участвовал в ней Платон. При этом каждая партия утверждала, что только она исповедует учение С. в чистом, первозданном виде. Ярко выраж. ориентация на этику, которую С. дал философии, оказала влияние на эпикурейцев, нашла отражение в стоицизме и скептицизме. Еще в большей степени, чем его учение, впечатляли жизнь и смерть С. О С. написано множество художеств, произведений (например, «Раненый Сократ» Брехта). Заслуга в возвышении имени С. первоначально принадлежала Платону, который поддерживал повсеместно память о своем учителе. Он сделал С. гл. персонажем почти всех своих произведений. Диалоги Платона «Апология», «Критон» и «Федон» стали непреходящим и литературно безупречным памятником С. как олицетворению человечности, стойкости, бесстрашия и справедливости.

СОКРАТИКИ

СОКРАТИКИ - отдельные философы либо целые школы в античной философии, опиравшиеся на учение Сократа. В своих воззрениях С. отличались как друг от друга, так и от самого Сократа. Наряду с социальными и философско-историч. изменениями это было обусловлено также и тем, что Сократ высказывал свои мысли лишь устно и никогда письменно. К С. причисляют киников, киренаиков, а также мегарскую и элидо-эретрийскую школы. В известном смысле в их число можно включить также Платона, первых академиков и Ксенофонта.

СОКРАЩЕНИЕ

СОКРАЩЕНИЕ - при письме. В античности применялись различные методы экономии места и времени посредством С. при письме. Следует различать: 1. Формы С. с помощью обычных шрифтов, например аббревиатуры, состоящие из одной или неск. начальных букв, стоящих раздельно или слитых вместе (лигатуры). В палеографии эта группа С. называется брахиграфией. 2. Искусств, системы записи, применяемые наряду с общепринятым шрифтом. Здесь имеются ввиду спец. знаки и правила С, которые служат достижению значительной краткости письма, благодаря чему можно непосредственно записывать живую речь.

СОКРОВИЩНИЦА

СОКРОВИЩНИЦА (греч. thesauros), здания в ряде городов, где хранились жертвоприношения греч. богам. Наиболее известны С. в Дельфах и Олимпии. С. афинян в Дельфах была восстановлена по сохранившимся остаткам. Назв. «С. Атрея» относится к купольной гробнице в Микенах.

СОЛ

СОЛ (лат. sol - солнце), рим. солнечный бог, культ которого возник очень рано. Соответствует греч. Гелиосу. Во время гонок в цирке С. охранял колесницы, запряж. четверней (лат. quadrigae - квадрига), во времена Империи отождествлялся с вост. божествами (в особенности с перс, богом света Митрой). Император Элагабал в 218 перевез со своей родины Эмесы в Рим каменный идол С. Непобедимого (лат. Sol invictus), а император Аврелиан в 274 ввел в Риме культ бога С. Непобедимого, праздник которого отмечался 25 декабря.

СОЛДАТСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ

СОЛДАТСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ - правители Римской империи в период с 235 по 284, как правило быстро сменявшие один другого. К ним причисляют также и Северов (193-235), прежде всего Септимия Севера и Каракаллу, а также Коммода (180-192). Войско являлось опорой трона не только при С. и.; оно было теснейшим образом связано с властью с первых лет Империи. В 1-3 вв. власть в Риме менялась неоднократно; при этом большую роль играла преторианская гвардия. В 68-69 и в 193-197 решающее влияние на ход событий оказали легионы провинций. Но ко времени С. и. легионеры все чаще стали провозглашать своих военачальников верховными правителями, что приводило к гражданским войнам. Такой способ захвата трона характерен для кризиса Империи в 3 в. В борьбе различных слоев нас, представл. С. и., выразились противоречия между городскими ср. собственниками, в хозяйствах которых основными работниками были рабы, и крупными землевладельцами, эксплуатировавшими колонов. Такие С. и., как Коммод, Септимий Север, Каракалла, Максимин Фракиец и Галлиен, в социально-экономич. отношении опирались на армию и ветеранов, т. е. на ср. собственников.

СОЛДАТСКОЕ ЖАЛОВАНЬЕ

СОЛДАТСКОЕ ЖАЛОВАНЬЕ (лат. stipendium).

1. Плата рим. легионерам, в поздней античности также солдатам-варварам. По вестготскому праву термином causa stipendii обозначался земельный участок, выделяемый воину (переход к феодализму).

2. Со времен Ливия словом stipendium обозначались военные контрибуции и налоги.

СОЛИД

СОЛИД (лат. solidus - самородный), рим. золотая монета периода поздней античности (4,55 г.). Впервые С. начал чеканить Константин I в 309 вместо золотого динария. С 324 С. распространилась по всей Империи. Позже С. - золотая монета Византии вплоть до гибели Византийского государства. С. оказал влияние на чеканку денег времен великого переселения народов. Слово С. сохранилось в итал. яз. - soldo, во франц. - sou, в нем. - sold.

СОЛИН

СОЛИН - Г. Юлий, лат. писатель 3 в. н. э. Его происхождение неизвестно. С. издал «Собрание вещей достопамятных» («Collectanea rerum memorabilium»), компендиум с интересными заметками и описаниями достопримечательностей из области географии, природных явлений и истории. В своем сочинении С. основывался на трудах Плиния Старшего.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ - С тех пор как Анаксимандр из Милета по вавилонскому образцу сконструировал первые греч. С. ч., греки постоянно работали над их совершенствованием. Математич. деление долготы дня на 12 частей привело к введению понятия «световой изменяющийся час». В зависимости от различной высоты солнца над горизонтом в разное время года он имел разную длительность. В Афинах (или в Милете) он составлял зимой, в самый короткий день, 44 минуты, а в самый длинный день лета - 87 минут. И только в день равноденствия, при равенстве дня и ночи, этот час равнялся 60 минутам. Длительность светового часа определялась посредством измерения меняющейся длины тени стержня (гномона) С. ч. Направление и длина тени давала возможность считывать показания со шкалы, каждый широтный градус которой можно было рассчитать. Так, в Афинах отметки «12 шагов» тень достигала зимой в 13 часов, а летом - только в 17 часов. Для градуирования шкалы Евдокс Книдский разработал т. н. «арахну» (греч. arachne - паутина). Тень падала на полушарие, на котором были выгравированы месячные линии; последние можно было математически рассчитать, но, как правило, они наносились эмпирически. Для упрощения неуклюжей конструкции таких стационарных вертикальных часов тень ловили на горизонтальную поверхность, куда наносились месячные линии. С. ч. широко использовались во времена Римской империи. На шкалу никогда не наносились цифры, обозначающие собственно часы. Просто от полуденной линии отсчитывалось нужное количество линий, указывавших время с 6 до 12 и с 12 до 18 часов. Для того чтобы в разгар лета определять время до 6 и после 18 часов, необходимы были «северные часы», дополнявшие обычные С. ч., ориентированные только на Ю. Изящное решение («боковые часы») предложил Андроник из Кирра. Походные С. ч. были пригодны для 15 пров. Их конструкция учитывала возможность ориентировать гномон (придавая ему соответств. длину) на соответствующую географич. широту. Создателями С. ч. были архитекторы, выдающиеся математики, а также ремесленники, принимавшие в их производстве непосредств. участие.

Солнечные часы

рис. 1. Совершенствование конструкции часов. Переход oт часов типа «арахна» («паугина») к часам типа «полный шар».

Солнечные часы

рис. 2. 1 - указатель положения солнца; 2 - роза ветров (разделенная на 12 частей); 3 - гипербола летнего солнцестояния; 4 - линия равноденствия; 5 - гипербола зимнего солнцестояния; 6 - треугольник, показывающий изменение долготы дня (часы позволяют определить время с 7 до 12 часов и с 12 до 17 часов). До 6 часов и после 18 часов тень падает слишком далеко от шкалы.

СОЛНЕЧНЫЙ ПАРУС

СОЛНЕЧНЫЙ ПАРУС (тент) использовался летом в амфитеатрах для защиты от солнца во время многочасовых представлений. Надписи на стенах в Помпее, возвещающие о таких представлениях, снабжались особой пометкой: vela erunt - имеется С. п. Археологами обнаружены спец. конструкции для натягивания С. п. Кроме того, имеются их изображения.

Солнечный парус

рис. Солнечный парус (тент) над театром (изображение на фреске в Помпеях, сделанное очевидцем кровавого столкновения, 59 н.э.).

СОЛОН

СОЛОН (ок. 640-560 до н. э.), афинский политич. деятель и поэт из знатного, но обедневшего аристократич. рода. Вынужд. заботиться о своем существовании, стал заниматься торговлей; при этом он много путешествовал. Воодушевлял своими стихами сограждан в войне за захват о. Саламин. Политич. взгляды С. нашли отражение в стихах, которые он писал в форме элегий, а также ямбов и трохеич. тетраметров. Он осуждал непорядки в государстве, жажду наживы у аристократии, предлагал меры для улучшения общего положения. Став архонтом в 594, С. был наделен чрезвычайными полномочиями, для того чтобы преодолеть затяжной экономич. и политич. кризис афинского государства. Неконтролируемое расширение крупных земельных владений привело к тому, что положение мелких земледельцев крайне ухудшилось, они сильно задолжали и частично лишились своей земли (гектеморы). Они требовали отмены долгов и нового раздела земли. Ремесленники и торговцы стремились участвовать в управлении государством и устранить остатки родового строя, который препятствовал экономич. развитию, установлению демократии. С. решил пойти на компромисс, чтобы преодолеть кризис: удовлетворить часть справедливых требований бедняков, для того чтобы они не настаивали на дальнейших коренных преобразованиях. Первым его шагом была сисахфия (seisachtheia), т. е. освобождение всех граждан от обязательств, связанных с залож. за долги землей. Рабство за долги было отменено, афиняне, проданные за границу, были выкуплены за государств, счет. Следующей мерой С. явилось изменение действовавшей системы мер и весов и чеканки монеты. Вместо эгинской системы он ввел более легкую эвбейскую систему мер и весов, которая тогда была распространена и облегчала развитие афинской торговли. С этим, вероятно, С. связывал сокращение долгов, которые обременяли движимое имущество. С. поощрял торговлю и ремесла, приглашая в Афины из других греч. полисов торговцев и ремесленников и предоставляя им в ряде случаев гражданство. В социальной сфере он заменил родовые привилегии имуществ. Все граждане были разделены согласно имуществ. цензу на четыре группы (первоначально он зависел только от количества земли). Права и обязанности С. распределил так, что зажиточные граждане обладали большими политич. правами, но при этом были обязаны нести и большую ответственность (тимократия). Принадлежность граждан к той или иной группе определялась годовым доходом от урожая. 500, 300, 200 или менее медимнов зерна, масла или вина определяли обществ, положение каждой из имуществ. групп (соответственно пентакосиомедимны, всадники, зевгиты и феты). Впоследствии принадлежность к той или иной группе определялась и по денежному цензу, причем один медимн был приравнен к одной драхме. Занимать высокие государств, посты имели право только представители трех первых групп. При этом архонтом или хранителем казны могли быть только пентакосиомедимны. Для фетов было сохранено лишь право участвовать в народном собрании и народном суде. Поскольку военнообязанные должны были сами снабжать себя вооружением, то на службу в качестве тяжеловооруж. гоплитов призывались только представители трех первых групп. Пентакосиомедимны и всадники воевали в коннице, а зевгиты в качестве гоплитов. Феты сражались как легковооруженные или позже - в качестве гребцов. Первая группа была обязана участвовать в дорогостоящих литургиях. В противовес аристократич. ареопагу С. создал Совет четырехсот, в который входило по сто человек от каждой филы. С. заставил афинян поклясться в том, что в течение десяти лет они не будут ничего менять в его законах. Однако уже после 594 внутри афинского общества вновь началась борьба, т. к. С. не задел гл. основу аристократии - крупное землевладение. Тем самым у землевладельцев сохранялась возможность возобновить борьбу за власть. Неимущие были недовольны тем, что не получили таких же политич. прав, как и богатые. Однако несомненной заслугой С. является то, что он упразднил большинство привилегий родовой аристократии, открыв этим дорогу дальнейшему развитию рабовладельч. демократии. В античное время С. был причислен к числу Семи мудрецов.

СОЛЫ

СОЛЫ - город на юж. побережье М. Азии. Основан финикийцами, затем заселен родосцами. В 333 до н. э. С. занял Александр Македонский; в эллинистич. период город принадлежал некоторое время Птолемеям, а затем надолго вошел в состав империи Селевкидов. После ее крушения Тигран Армянский депортировал население в свою столицу Тигранакерт. В оставл. городе Помпей поселил киликийских мор. разбойников.

СОЛЬ

СОЛЬ (лат. sal). Носители латенской культуры (ок. 100 до н. э.) выпаривали воду, содержащую С, в открытых солеваренных печах. Позднее С. получали из соленых водоемов, на мор. солеварнях и открытым способом. В Египте на С. была введена пошлина. Торговля С. являлась государств, монополией. Мор. С. добывали на Мертвом м., в районе Мегары и в Остии (до 15 в.), а каменную С. - близ Халлейна (Австрия), Торды (Карпаты) и Кардоны (Пиренеи). Мор. С. делали менее горькой, промывая в дождевой воде или росе. Из Остии в область сабинов тянулся соляной путь (via salaria). О том времени напоминают Соляные ворота (Porta salaria) в Риме. С. употреблялась в качестве пищевой приправы, кожевники использовали ее в своем ремесле; рыбные маринады, солонина и оливковое масло консервировались с помощью С. Добавляя чебрец, получали травяную С. для приготовления деликатесов. С. приписывали очищающее, дезинфицирующее действие, она была символом чистоты и дружбы. Народы, не знавшие С. и употреблявшие вместо нее поташ, вызывали сожаление. Карбонат натрия, добывавшийся из С. пустынь, содержал гипс и потому применялся только для мумификации. С С. связаны названия дорог, областей, озер. Солдатам платили жалованье С. Затем был введен соляной эквивалент (salarium-соляные деньги). Чиновники получали соляной паек. Во времена Империи он стал играть роль вознаграждения. Выражение cum grano salis - с крупицей соли, т. е. с долей иронии, - принадлежит, вероятно, Плинию Старшему.

СОЛЯНАЯ ДОРОГА

СОЛЯНАЯ ДОРОГА (лат. Via Salaria), др. торговый путь, связывавший Рим с сабинским г. Реате. По С. д. сабиняне ввозили из Рима недостававшую им соль, что и дало повод к назв. дороги. Август продолжил С. д. до Труэнтского лагеря (Castrum Truentinum) на адриатич. побережье Пицена.

СОНИ

СОНИ (греч. eleios, лат. glis), животные, которых наряду с кроликами охотно разводили римляне. С. содержали в т. н. глиариях, загонах, обнес, забором. Приготовл. из них блюда подавали в спец. керамич. сосудах. Варрон и Марциал описывают пиры, где подавались блюда из С.

СООБЩЕНИЯ

СООБЩЕНИЯ - Начиная с архаич. эпохи вместе с развитием торговли расширяется объем внешних сношений греч. полисов. В разнообразных связях с другими странами принимали участие мн. слои населения Греции. Например, у Гесиода даже крестьянин спорадически участвует в мор. торговле. Общеэллинские празднества побуждали греков, особенно молодежь, к дальним путешествиям. Геродот ок. 450 до н. э. упоминает о связях с отдал, народами зап. части Сев. Африки, Индии и южнорусско-кавказских областей. Хорошо налаж. сухопутный транспорт существовал, однако, только в Персидской империи; для греч. полисов гл. роль в сношениях играл мор. транспорт. Мор. С. происходили в летний период, причем корабли старались держаться прибрежной полосы; зимние плавания и прямые плавания через открытое море по возможности избегались. При сухопутных переездах использовались вьючные животные: наиболее распростран. из них были неприхотливые и не нуждающиеся в дорогах ослы, а на равнинах - лошади и мулы. В эллинистич. период походы Александра Македонского существенно расширили С. с Востоком; в это же время усиливаются С. между Великой Грецией, Испанией и Галлией. Для облегчения С. уже в 4 в. до н. э. римляне начали строить свои первые дороги - засыпанные щебнем и мощеные прочные транспортные пути. За 600 лет существования рим. государства общая длина транспортной сети в рим. Средиземноморье составила 80 000 км. Развитие этой сети было тесно связано с общим увеличением объема С. Внешняя торговля Римской империи простиралась на гораздо более дальние расстояния и достигала отдаленных областей. При путешествиях через пустыни в Африке, Аравии и вдоль Великого шелкового пути использовались верблюды (дромедары). Для обеспечения мор. С. строились маяки и издавались руководства по мор. плаванию; для облегчения движения сухопутного транспорта возводились мосты, прорывались туннели, устанавливались верстовые столбы, открывались постоялые дворы, составлялись дорожные карты и путеводители (итинерарии). Безопасность С. обеспечивали военные посты, оберегавшие гл. магистрали от разбойников. В надписях рим. времени почти отсутствуют упоминания о транспортных происшествиях. Следы античных кораблекрушений исследует совр. подводная'археология. С. на близкие расстояния осуществляли частные торговцы, которые с 3 в. н. э. были обязаны объединяться в корпорации. Античная транспортная сеть, способная перевозить огромные объемы грузов, заслуживает самой высокой оценки.

СОРАКТ

СОРАКТ - гора под Римом высотой 691 м, на правом берегу Тибра, воспетая Горацием. На ее вершине находился храм Аполлона, на месте которого ныне стоит небольшая церковь св. Сильвестра и монастырь. У югостровост. склона горы лежит деревня Сан-Орест, которая получила свое назв. благодаря неправильному прочтению античного наименования горы С.

СОРАН

СОРАН - из Эфеса, греч. врач, практиковавший в Риме в нач. 2 в. н. э., крупнейший представитель методич. медицинской школы. Ему принадлежит около двадцати трактатов (часть их посвящена вопросам, не связанным с медициной). До нас дошли такие сочинения С, как «Гинекология», иллюстрированный труд «О перевязках», трактат «О переломах» и жизнеописание Гиппократа. Сохранился также учебник в лат. обработке Целия Аврелиана, посвящ. хронич. и приобрет. болезням. Мусцию (6 в. н. э.) принадлежит компиляция, составл. из работы С. «Гинекология» и руководства для акушерок. В средние века она служила учебным пособием для студентов-медиков и повивальных бабок.

СОРИТ

СОРИТ (греч. soros - куча), «проблема кучи».

1. Вопрос, сформулированный мегариками: сколько зерен составляют кучу? 2 или 3 зерна - еще не куча, следовательно, нельзя точно определить то количество зерен, которое дает новое качество - «куча».

2. Укороч. цепочка выводов в логике, например: А = В, В=С, C=D, следовательно, A = D. Т. о., можно опустить выводы в промежуточных звеньях логич. цепи.

СОСИГЕН

СОСИГЕН - астроном и математик из Александрии. Цезарь пригласил С. в Рим для разрабогки Юлианского календаря.

СОСИЙ

СОСИЙ - знаменитый аттич. гончар 6 в. до н. э. До наших дней дошли два его произведения. Одно из них - т. н. «чаша С.» - хранится в Берлине. Это шедевр поздней архаики. На внутр. поверхности чаши изображен Ахилл, перевязывающий раненого Патрокла.

Сосий

рис. Изображение на внутренней поверхности чаши Сосия. Ахилл перевязывает раненого Патрокла (ок. 500 до н. э.)

СОСЛОВИЕ

СОСЛОВИЕ (лат. Ordo), социальная группа классового общества, отличающаяся от других благодаря определ. привилегиям. В античности (в противоположность феодализму) не существовало сословных государств. С. и класс неоднозначные понятия. Разделение на классы может быть внутри С. Так, С. рим. плебеев первоначально включало в себя всю совокупность незнатных граждан Рима независимо от того, были ли они богаты или бедны, являлись или нет собственниками средств производства. Среди рабов понятие С. и класса также не совпадали. Рабы в совокупности представляли собой С, характерными признаками которого было отсутствие политич. и юридич. прав и свобод. Однако только те рабы, которые являлись производительной силой в сельском хозяйстве и ремесле, составляли собственно класс рабов; были и такие рабы, которые сами владели средствами производства. В эпоху поздней Римской республики внутри правящего класса выделились С. сенаторов и всадников. В Римской империи сословные привилегии постепенно сглаживались, пока разница между сенаторами и всадниками не свелась лишь к имуществ. различию. В поздней античности возникли новые С, которым были свойственны черты будущей феодальной структуры.

СОТАД

СОТАД - греч. поэт из Маронеи в Фессалии, живший в нач. 3 в. до н. э. в Александрии. Впервые применил названный в его честь «сотадов стих». Когда царь Птолемей Филадельф женился на своей сестре, С. написал по этому поводу сатирич. стихи, за что был казнен. Из многочисл. произведений С. до нас дошли лишь назв. и немногие фрагменты.

СОТЕР

СОТЕР (греч. Soter, женск. Sateira - спаситель), эпитет богов-избавителей: Асклепия, Сабазия, Сараписа, Диоскуров, а также Зевса (после того, как он был отождествлен с Сабазием и Сараписом). С. называли и Митру, и Бога в греч. переводе Ветхого завета. Затем слово «С.» стало почетным титулом знатных граждан полиса, царей-диадохов и рим. императора. Культ властелина содержит идею, что царь является в мир, дабы спасти его. Новый завет именует С. Иисуса Христа, ибо он знаменует собой нач. новой эры.

СОФИСТИКА

СОФИСТИКА (греч. sophistai - учитель мудрости), духовностровоспитательное и философское течение в античной Греции 5 и 4 вв. до н. э. Возникновение С. тесно связано с развитием рабовладельч. демократии во всей Греции, но особенно в Афинах по окончании Персидских войн. Активная обществ, жизнь, сильное развитие рабовладельч. демократии и правосознания, нашедшего выражение в многочисл. судебных процессах, потребовали глубокого общего и спец. образования, а также владения риторич. навыками. Получить эти знания можно было у софистов за деньги. Поэтому одной из важнейших характеристик С. является тесная связь между теоретич. знанием и практич. жизнью, а также переориентация философского исследования с природы на человека, на общество, на правовые отношения, на этику и теорию познания. Сравнительное изучение конституций и законов различных полисов, многообразие возможных точек зрения на одну и ту же проблему являются основой релятивистских тенденций в С. Это наиболее ярко выражается в утверждении софистов, что о любой вещи можно судить двояко, причем со взаимоисключающих позиций. С. отрицает любую всеобщую и объективную истину. Скептицизм и релятивизм С. постоянно и справедливо подвергались критике. Однако было бы неправильно безоговорочно принять лишь отрицательное определение С. Скептицизм софистов прогрессивного направления носил просветительский характер, он был направлен против религии. Главным в их учении было различие или противопоставление природы и установлений (право, обычаи, законы). Если установления, утверждали софисты, подвержены изменениям, поскольку они являются творением человека и отражают интересы различных обществ, групп, то природа следует неизм. законам. Этот постулат лежит в основе ест ест в. права. Развитие риторики, грамматики и логики было бы также немыслимо без С. (именно софисты впервые систематизировали осн. понятия этих наук). Судить о С. трудно также и потому, что оригинальные труды софистов почти полностью утрачены, и нам приходится опираться исключительно на произведения Платона, бывшего принципиальным противником С. Софисты восприняли идеи как элеатов (в особенности Зенона из Элей), так и Гераклита и атомистов. Со своей стороны С. оказала влияние на Сократа (хоть он ее и отрицал), школы сократиков, Фукидида, Еврипида, Платона и Аристотеля. К представителям С. относятся Протагор из Абдеры, Горгий Леонтинский, Гипний из Элиды и Продик Кеосский. От С. следует отличать т. н. «вторую С.» времен Римской империи. Она возникла во 2 в. при Адриане, когда повысились требования к риторике. В 3 в. «вторая С.» развивалась, а при Юлиане Отступнике пережила свой последний взлет. Ее представители противопоставляли себя философам и естествоиспытателям, и поэтому они не совершили к.-л. оригинальных открытий. Однако совершенство формы и изысканность речи таких софистов, как Фаворин, Элий Аристид, Лукиан, Афиней, Филосграт, Либаний, бывших не только выдающимися ораторами, но и знаменитыми писателями своего времени, достойны всяческого восхищения.

СОФОКЛ

СОФОКЛ (греч. Sophokles, лат. Sophocles), род. ок. 496 до н. э. в аттич. селении Колоне под Афинами в семье богатою фабриканта, ум. 406 до н. э. в Афинах. Один из трех великих античных трагиков. В 480, будучи эфебом, С. руководил хором мальчиков на празднике в честь победы при Саламине. В 443 стал хранителем казны Афинского морского союза, в 441-стратегом (вместе с Периклом), в 420 ввел в Афинах культ Асклепия (сохранились фрагменты пеана С. этому богу). После смерти С. почитался как heros dexion-муж правый. В своих драмах С. увеличил число актеров с двух до трех, количество певцов в хоре с 12 до 15. Как правило, он пренебрегал трилогич. композицией. Из 123 драм, написанных С, полностью сохранились семь; от остальных мы имеем лишь фрагменты и назв. От сашровских драм С. («Следопыты», «Похищение коров мальчиком Гермесом») осталось лишь 400 стихов, от эпиграмм и элегий до нас дошли лишь фрагменты. Установить хронологию большинства произведений С. невозможно. В своих драмах С. использовал мифологию. Сюжет для «Аякса» (самоубийство героя, на которого Афина наслала безумие, в результате чего он в припадке вместо своих врагов убил стадо скота) взят из легенд троянского цикла. Эти же легенды использованы в качестве сюжета для «Филоктета» (героя этой драмы греки во время плавания под Трою высаживают на необитаемый остров). В «Трахинянках» рассказывается о смерти Геракла, надевшего плащ, вымоченный в отравл. крови Несса. «Эдип-царь» и «Эдип в Колоне» повествуют о судьбе и трагич. конце царя Фив. В «Антигоне» дочь Эдипа вопреки запрету царя Креонта хоронит своего погибшего брата Полиника. Убийство Клитемнестры ее сыном Орестом составляет содержание трагедии «Электра». Искусство С. высоко ценилось его согражданами: 24 раза он становился победителем состязаний драматургов. С. впервые развивает эпич. традицию греч. мифологии, поступки героев он психологически мотивирует их характером. Незнание божеств, правды часто ведет героев к трагич. страданиям и смерти, нередко в трагич. ситуации случается ослепление. Нравств. долг заставляет героев действовать вопреки, человеч. запретам (Антигона), что свидетельствует о гуманизме поэта, для которого важно не только выявить вину и ошибки людей, но и показать трагич. стечение обстоятельств, обусловл. роком (Эдип субъективно невиновен, однако объективно - преступник). Глубоко любя свою родину, С. воспевает Афины и их политич. устройство; он твердо стоит на традиционных религиозных позициях, которые в его время уже подвергались активным нападкам софистов. Еще в античности С. считался классиком, его пьесы изучали в школах, в театрах они считались образцом. Начиная с 16 в. произведения С, в особенности «Антигона», «Электра», «Эдип-царь», многократно ставились в театре. Были и музыкальные переработки драм С. (Орф).

Софокл

рис. Софокл (Рим. Лагеран).

СОФРОН

СОФРОН - греч. поэт из Сиракуз (Сицилия). Творил ок. сер. 5 в. до н. э. Жанр мима он возвысил до уровня литературы. Мимы С. представляют собой небольшие законч. драматич. сцены, написанные прозой. Материал для них С. черпал из повседневной жизни. Мимы, написанные С, делятся на две группы мужские и женские. Платон высоко ценил поэзию С. От его произведений до нас дошли только фрагменты и назв. Феокрит и Геронд в своем творчестве отчасти ориентируются на С.

СОФРОСИНА

СОФРОСИНА (греч. sophrosyne - благоразумие), одна из четырех осн. добродетелей по Платону. Сущность С. заключается в том, что разуму отдается решительное предпочтение перед эмоциями. Чувство меры и умение владеть собой в любых жизн. обстоятельствах являются отличительными чертами мудрого человека.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - политика в отноше нии обедневших граждан различных античных государств. Им оказывали материальную поддержку в форме выдачи зерна и денег либо наделения земельными участками. Например, в Афинах времен Перикла за участие в политич. деятельности граждане получали суточное жалованье, в Риме во времена Цезаря на государств, обеспечении зерном (фрументации) состояло 330 тыс. граждан. Однако С. п. проводилась всегда в интересах правящего класса - материальную помощь получали лишь те, к го владел гражданскими правами. Посредством С. п. осуществлялся подкуп пауперизированных мелких производителей, поденщиков и т. д., что расширяло социальный базис классового общества. Колонии и клерухии создавались не только для того, чтобы наделить граждан землей, но и чтобы сгладить социальные противоречия в метрополии и обеспечить дополнительную военную защиту покоренных или зависимых терр.

СОЮЗНИКИ

СОЮЗНИКИ (лат. socii), первоначально на протяжении мн. веков военных кампаний Рима объедин. на договорной основе в рамках италийского союза городов латины, сабеллы, оски, а также греч. города Ю. Италии. Покор. Римом племена выделяли для усиления рим. армии т. н. социев (socii - союзников), в частности по 5 тыс. пеших воинов и 900 всадников в каждый легион. Союзниками командовал союзнич. префект (praefecti sociorum). В позднюю императорскую эпоху с племенами и союзами племен, жившими вне пределов Римской империи, заключались союзнич. договоры (лат. foedus), регулировавшие отношения между сторонами. При этом федератам после заключения договора прав рим. граждан не предоставлялось, они сохраняли свой прежний статус самостоятельного народа, наделялись землями в пограничных районах и возлагали на себя задачу охраны границ, как правило, в обмен на ежегодное вознаграждение продовольствием. Согласно реформе армии, провед. Диоклетианом, охрана государств, границ отошла позднее в осн. к функциям спец., дислоцированных постоянно вдоль рубежей Империи пограничных войск (лат. limitanei), которые в период войны составляли самостоятельные формирования под командой своих начальников.

СОЮЗНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ

СОЮЗНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ - ряд войн в др. времена.

1. Политич. и военные столкновения в 357-355 до н. э., в период постеп. всеобщего упадка афинского государства, между Афинами и некоторыми из их союзников, такими, как Хиос, Родос, Византии и Кос. После заключения мира, согласно которому сепаратисты получили независимость, число членов 2-го Афинского морского союза сократилось на 1/3.

2. Война 220 - 217 до н. э. между Македонией и ее союзниками (в т. ч. ахейцами) против союзных со Спартой этолийцев. В заключ. в Навпакте мирном договоре этолиец Агелай призвал греч. государства к сплочению и объединению усилий для отражения «угрозы с Запада», т. е. со стороны Рима или Карфагена.

3. Восстание автономных италийских племен против Рима в 90-88 до н. э., предоставлявших римлянам вспомогательные войска и конницу, однако не имевших гражданских прав и потому подвергавшихся произволу рим. властей (лишение права участия в распределении земли, строгое наказание непокорных, захват рим. латифундистами земель италийских крестьян). В ходе восстания большая часть италийцев, объединившихся под предводительством марсов и самнитов (за исключением этрусков и умбров, у которых крупные землевладельцы обладали огромной властью и оставались верными Риму), основали самостоятельное государство со столицей, названной «Италия» (Корфиний), и, несмотря на ряд военных неудач, сумели путем вооруж. борьбы добиться предоставления им прав рим. граждан, иными словами, равноправия. После С. в. мн. италийские города благодаря развитию экономики и торговли достигли расцвета в своем развитии.

СПАЛАТО

СПАЛАТО - старое итал. назв. совр. Сплита, города, где находился дворец Диоклетиана.

СПАРТ

СПАРТ (лат. spartum, производное от греч. sparton). В Испании и в еще большей степени в Африке выращивали растение эспарто (испанский дрок). Урожай собирали с помощью перчаток, выдергивая стебли из земли. Волокна обрабатывались подобно льну и конопле. Из них делали веревки и корабельные канаты, а высуш. листья использовали для плетения коробов. Экспорт С. из Африки во время Империи (пунийцы считаются первыми, кто использовал С. в хозяйств, целях) был достаточно велик, хотя его точный объем установить невозможно.

СПАРТА

СПАРТА - центр области Лакония на Ю.-В. Пелопоннеса в долине Эврота между Тайгетом и Парноном. Как государств, образование С. носила название Лакедемон. В ходе т. н. Дорийского переселения народов (возвращение Гераклидов) около 1050 до н. э. здесь поселились три филы дорийцев: диманы, гиллеи и памфилы. С. возникла в результате слияния четырех поселений, к которым позднее присоединились Амикльг, лежавшие в отдалении 5 км. Это было открытое поселение (т. е. без оборонительных стен), а не город в собств. смысле. Спартиаты (полноправные граждане) были крайне немногочисленны по сравнению с местными жителями, превращ. в бесправных илотов. Жители близлежащих мелких городов формально оставались свободными (периэки), но политически не были равны спартиатам: они не имели гражданских прав, несли повинности в пользу спартиатов. Тот факт, что полноправные граждане составляли меньшинство населения, определял весь образ жизни и конституцию С. Ориентация на постоянную боевую готовность стала отличительной чертой быта спартанцев в С. Здесь сохранялись пережитки родового строя. Каждый спартиат владел земельным участком (клером) размером 11-15 га, который для него обрабатывали илоты; он же не имел права заниматься к.-л. трудовой деятельностью. Торговля и ремесла были полностью предоставлены периэкам. Когда житель С. достигал возраста семи лет, государство брало на себя всю заботу о его воспитании и обучении. Воспитание было суровым, его обязательной составной частью стала выработка нечувствительности к боли. Юноши жили отдельно от своих семей. Одногодки объединялись в небольшие товарищества для совместных трапез (сисситии). Каждый член такого товарищества должен был вносить определ. количество съестных припасов; если он не мог этого делать, его исключали из товарищества. Участники сисситий вместе отправлялись на охоту и на войну. Выезд за пределы С. был возможен только по спец. разрешению. Чужестранцев в С. не было. Изоляция государства усугублялась также тем, что в древности спартанская монета чеканилась из железа. Во главе государства стояли два царя, власть которых была ограничена пятью эфорами, выбираемыми ежегодно. Эфорат известен с 754 -753 до н. э. Этот орган обладал всей полнотой законодательной, судебной и полицейской власти. В народное собрание допускались исключительно спартиаты. Они выбирали совет старейшин (герусия), в который входили 28 старейшин и 2 царя. Для того чтобы наделить спартиатов землей, государство вынуждено было проводить политику территориальных захватов, результатом которой явились противоречия с Мессенией (1-я Мессенская война ок. 740-720, 2-я - ок. 620 - 600 до н. э.) с могуществ. в то время Аргосом, а также с Аркадией. В греч. колонизации С. Практически не участвовала. Единств, исключение - основание Таренто. После заключения Пелопоннесского союза С. стала самым могуществ. государством Греции. Мессения и Аркадия были покорены. Кинурия и Тиреатида попали в зависимость от С. С. превратилась в охранный отряд олигархич. сил Греции. За политику изоляции постоянно выступали эфоры, тогда как цари традиционно стояли за контакты. Ядро спартанского войска составляли тяжело вооруж. гоплиты. После битвы при Платеях в 479 до н. э. С. сочла свою цель в греко-перс. войне достигнутой и практически вышла из войны. Афины, напротив, выступали за продолжение борьбы вплоть до полного освобождения островов Эгейского архипелага и прибрежных городов М. Азии от персов. Поэтому большинство греч. полисов, продолжавших войну с персами, стало считать своим лидером Афины. Это послужило началом конфронтации двух великих держав. В ходе 3-й Мессенской войны С. обратилась за помощью к Афинам против восставших илотов. Однако когда в 464 до н. э. Кимон привел в Спарту афинский отряд, спартанцы отослали его обратно из-за недоверия и боязни. В сер. 5 в. противоречия между С. и Афинами обострились, однако в 445 до н. э. удалось заключить тридцатилетний мир. Новый конфликт возник из-за торговой конкуренции между Афинами и Коринфом, входившим в Пелопоннесский союз. В результате в 431 до н. э. разразилась Пелопоннесская война. С. выиграла ее в 404 до н. э. благодаря помощи персов, но ценой этой победы стал отказ от политики изоляции, повлекший за собой новые осложнения (назначение гармостов в завоеванные города). Когда перс, царевич Кир поднял восстание против великого царя, С. поддержала его. В 386 до н. э. был заключен Анталкидов мир с Персией, по которому С. признавалась гегемоном над Грецией. Однако в 371 до н. э. Эпаминонд разбил спартанцев под Левктрами, положив конец их гегемонии. Пелопоннесский союз был распущен. Завоевания С. были постепенно сведены на нет, а число спартиатов постоянно сокращалось. В 3 в. до н. э. их было всего 100 человек. Цари Агис IV и Клеомен III поняли, что добиться восстановления могущества С. можно только путем социальных реформ и раздела крупных земельных владений. Однако их преобразования встретили сопротивление крупных землевладельцев. После того как македонский царь Антигон Дозон разбил Клеомена III в битве под Селласией (221 до н. э.), могущество С. было окончательно подорвано. Власть в стране захватили тираны, наиболее значительный из которых, Набис, был побежден в 195 до н. э. Фламинием. После этого С. была присоединена к Ахейскому союзу. В 146 до н. э. С. стала civitas foederata - союзным городом рим. пров. Ахайя. В 395 н. э. С. разрушили готы под руководством Алариха. Вновь основана С. была в 834. Из построек др. С. уцелело немного, например остатки святилища Артемиды Ортии (8-7 вв. до н. э.). Невдалеке от него находится преддорич. г. Амиклы с известным храмом Аполлона (сохранились остатки трона, созданного Батиклом ок. 500 до н. э), а также руины византийской крепости Мистра, послужившей прототипом для крепости Фауста в драме Гёте.

СПАРТАК

СПАРТАК - вождь крупнейшего восстания рабов (74-71 до н. э.), погиб в 71 до н. э. в Апулии. С, фракиец по происхождению, попал в рабство к римлянам. Будучи учителем фехтования в гладиаторской школе г. Капуя, он организовал заговор рабов, а когда тот был раскрыт, ему вместе с 70 соратниками удалось бежать. Окрестные рабы поддержали возмущение и присоединились к беглецам. После неск. первоначальных успехов число восставших возросло (согласно античным источникам, до 60 тыс. чел.). С. обучил их военному искусству, вооружил и создал войско по типу рим. армии. Это позволило воинам С. с успехом противостоять рим. легионам. Однако среди восставших не было единого мнения относительно конечной цели восстания. Ок. 10 тыс. чел. под руководством Крикса отделились от С. и в 72 до н. э. были уничтожены римлянами в районе горы Гаргано (mons Garganus). С. с остальными рабами двинулся через Италию, под Мутиной разбил рим. войско, однако у р. По по невыясн. причинам повернул назад и направился на Ю. В то время как римляне концентрировали все силы для подавления восстания, войско рабов постоянно ослаблялось, от него отделялись все новые части. Потерпела неудачу попытка С. переправиться в Сицилию для соединения с многочисл. рабами, трудившимися на острове. В 71 до н. э. в битве на р. Силариус (Апулия) С. потерпел решающее поражение. После героич. сопротивления он сам и б. ч. его соратников погибли. 6 тыс. оставшихся в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги. Восстание рабов под предводительством С. стало самым мощным массовым движением за свободу угнет. и эксплуатируемых классов др. мира. Это не была революция, т. к. целью восставших не ставились отмена рабства и создание нового способа производства. У рим. государства в то время было еще достаточно сил, чтобы разгромить это движение (см. карту). Созданный в Германии в 1916 «Союз Спартака» назван так в честь вождя восстания.

Спартак

рис. Походы рабов под предводительством Спартака против Рима (74-71 до н.э.).

СПАРТИАТЫ

СПАРТИАТЫ - спартанские воины-землевладельцы. Жили за счет доходов от выдел. им земельных наделов, которые за них обрабатывали илоты. С. не имели права заниматься к.-л. производительной деятельностью.

СПАРТОКИДЫ

СПАРТОКИДЫ - династия боспорских царей, основанная Спартоком I (438-433 до н. э.). Ее наиболее значительными представителями были Сатир I (433-388), Левкои I (388-348) и Перисад I (348 - 310). При них терр. и влияние царства распространились на пограничные области скифских, меотских и синдских терр. Династия прекратилась в 110 г. до н. э.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV