Словарь античности
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИТ"-"ДЮР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИТ"-"ДЮР")

ДИТТЕНБЕРГЕР

ДИТТЕНБЕРГЕР - Вильгельм (нем. Dittenberger) (1840-1906). филолог, специалист по эпиграфике, издал сохранивший значение до нашего времени сборник вост. - греч. надписей «Orientis Graeci Inscriptiones Selectae», (в 2 т., Лейпциг, 1903 - 1905; переиздание: Лейпциг, 1960), а также сборник «Inscriptionum Graecarum» (в 4 т., Лейпциг, 1915 - 1924).

ДИФИЛ

ДИФИЛ - род. до 350 до н. э. в Синопе, ум. в Смирне, поэт новоаттич. комедии. Из 100 написанных им произведений сохранилось лишь ок. 130 фрагментов, которые характеризуют эти произведения как веселые бытовые пьесы. Среди комич. персонажей - историч. и мифич. герои. Д. оказал значительное влияние на творчество рим. комедиографов (Плавт).

ДИФИРАМБ

ДИФИРАМБ (греч. dithyrambos), др.-греч. хоровая песнь, связанная с культом Диониса (назв. от призыва «Thriambe Dithyrambe»). У истоков этой художеств, формы, постровидимому, стояли Арион и Лас. Симонид Кеосский был победителем в Д. - агонах. Выдающиеся примеры этого жанра мы встречаем у Вакхилида и Пиндара. В 5 - 4 вв. до н. э. такие мастера, как Меланиппид, Филоксен и Тимофей преобразовали Д., введя в него свободные ритмы и музыкальные новшества: виртуозное сольное пение, а также смену тональностей и ритма. В то время как Аристофан и Платон критиковали Д., Аристотель выделял его в качестве единств, жанра совр. ему лирики. Из богатой коллекции дошедших до нас др.-греч. Д. (их можно сравнить с совр. кантатами или короткими операми), особенно интересен дифирамбичном «Персы» Тимофея (большей частью сохранившийся). Подражания Д. в свободной ритмике можно найти у Гёте, Гёльдерлина, Ницше и других авторов.

ДИЭРЕЗА

ДИЭРЕЗА (греч. разделение), сечение в стихе, при котором окончание слова совпадает с окончанием стихотворной стопы или метра. В большинстве случаев Д. находится в середине стиха, например в дактилич. пентаметре: - U U - U U - // U U U - U U - (Катулл, 85,2: nescio sed fieri || serrti(o) et excrucior) или буколич. (часто встречается в буколиках). Д. стоит в гекзаметре после четвертого дактиля:

Диэреза

(например, Вергилии, эклога 8;68: Ducit(e) ab urbe domum, mea carmina, j| ducite Daphnim). Когда сечение находится внутри стихотворной стопы, оно называется цезурой.

ДЛИННЫЕ СТЕНЫ

ДЛИННЫЕ СТЕНЫ - три построенные после 461 до н. э. стены между Афинами с мор. портом Пиреем и селением Фалерон. Тем самым был создан укрепл. район, в котором могло найти убежище все население Аттики. В 404 Д. с. снесены; в 393 сгены, соединявшие Афины и Пирей, были по предложению Конона восстановлены.

ДНЕПР

ДНЕПР - река в Вост. Европе. У греков сначала называлась Борисфеном, позднее со времени сарматских и готских походов - Данапер или Данаприс, откуда и произошло назв. «Д.». На лимане, образованном Д. и Юж. Бугом (античный Гипанис), находилась милетская колония и торговый город Ольвия.

ДОБРО

ДОБРО (греч. agathon, лат. bonum), почти соответствует прекрасному (Платон, Аристотель, Стоя) или охватывает его наряду с соразмерностью (симметрией) и истиной. Внутр. родство Д. с краротой в классич. античности покоится на том, что и то и другое представляет противоположность дурному и безобразному.

ДОБРУДЖА

ДОБРУДЖА (Dobrudscha), плодородная, слегка холмистая местность, ее границами на С. и З. являются долина и дельта Дуная, на В. - Черное м. (в наши дни Сев. Д. принадлежит Румынии, Юж. Д. - Болгарии). В древности Д. населяли гето-дакские племена, известны многочисл. дакские укрепления и поселения. С нач. 2 в. сев.-вост. часть Д. была отнесена к рим. пров. Нижняя Мёзия, в 4 в. организована самостоятельная пров. М. Скифия. Крупнейшие города - Municipium Traiani (Муниципий Траяна), Томы, Истрия, Каллатия. В кон. 6 в. Д. была занята славянами, в 678 - болгарами. Каменная стена т. н. Траянова вала (от Дуная на В. к Томам) была, вероятно, воздвигнута в 10 в. болгарами.

ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ

ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ - фигура юного или бородатого пастуха, который несет на плечах овцу или барана. «Д. п.» - важнейший символич. образ позднеантичного и раннехристианского светского и погребального искусства (пластика, саркофаги, катакомбная живопись, мозаика, искусство малых форм). На основе новозаветных пастырских аналогий в «Д. п.» стали видеть изображение Христа. Римское искусство сначала усматривало в «Д. п.» символ любви к человеку (филантропия). В нач. 3 в. «Д. п.» получил распространение в раннехристианском искусстве как символ любви к ближнему и как символ Христа, заботящегося о своем стаде. В 4 в. под влиянием развивающейся христианской иконографии интерес к образу «Д. п.», несущего овцу, угас.

ДОБЫЧА ВОЕННАЯ

ДОБЫЧА ВОЕННАЯ (лат. manubiae - букв.: трофей, который можно унести в руках), первоначально - все военные трофеи, позже - та их часть, которую полководец выделял воинам. Остальные трофеи (ргаеda) находились в полном его распоряжении; он мог все их или частично продемонстрировать во время триумфального шествия, а затем передать в государств, казну и во мн. раз увеличить размеры донативума для своих легионеров.

ДО ГРЕЧЕСКИХ КАЛЕНД

ДО ГРЕЧЕСКИХ КАЛЕНД (лат. «Ad calendas graecas», т. е. на неопределенно долгий срок, никогда.) У др. греков в отличие от римлян не было определ. назв. первого дня месяца. Календы были днями платежей по денежным обязательствам. Отсюда иронич. назв. дня платежа нерадивого должника.

ДОДОНА

ДОДОНА (греч. Dodone), знаменитейший после дельфийского религиозный центр, где находился Додонский оракул при храме Зевса в Эпире. Как и в Дельфах, святилище обслуживали женщины-жрицы, которые прорицали по шелесту священного дуба Зевса. Был одним из центров духовной жизни Др. Греции. При раскопках обнаружено мн. бронзовых священных даров (самый ранний датирован 660 до н. э.). Некоторые экземпляры относятся даже к эпохе Римской империи. Кроме того, найдено ок. 100 вопросов оракулу (часть из них с ответами) на свинцовых табличках.

ДОЙДАЛС

ДОЙДАЛС - греч. скульптор, создавший во 2-й четв. 3 в. до н. э. «Купающуюся Афродиту», постровидимому, для Никомедии в Вифинии. Это произведение, являющееся значительным творением раннеэллинистич. искусства, известно по ряду копий, важнейшие из которых хранятся в Неаполе, Риме (Ватикан) и Париже.

ДОКИМАСИЯ

ДОКИМАСИЯ (греч.), официальная проверка личности и вещей. В Афинах посредством Д. производилась проверка всадников и коней на боеготовность, получателей государств, помощи - на предмет потребности в ней. Эфебы и новые граждане подлежали Д. при включении в списки граждан. У должностных лиц перед вступлением в должность и у ораторов Д. включала проверку наличия полных гражданских прав и фамильного склепа, исполнения воинской обязанности, уплаты налогов и проявления почтения к родителям.

ДОКСА

ДОКСА (греч. doxa - мнение, взгляд), в греч. философии ложное мнение (в противоположность истинному знанию). У Парменида Д. - призрачное представление, у Платона - нечто, лежащее между знанием и незнанием.

ДОКСОГРАФЫ

ДОКСОГРАФЫ (греч.), античные авторы, которые, опираясь на Аристотеля и на труд Теофраста «Учения натурфилософов», излагали высказывания (doxai) др.-греч. философов, т. н. досократиков, сделав их достоянием современности. Если Аристотель и Теофраст были знакомы с оригинальными сочинениями досократиков, то Д. приводили преим. выписки из трудов Теофраста и одновременно свои группировки этих извлечений. Благодаря этим текстам мы имеем представление о досократовской философии. Несовершенные и часто небрежные сочинения Д. были обработаны в процессе выдающихся исследований Г. Дильса.

ДОКУМЕНТ

ДОКУМЕНТ - Документальное удостоверение гражданских юридич. сделок (купля, аренда, кредит и т. п.), известное в Греции с древнейших времен, стало обычной практикой с 4 в. до н. э. Сохранились гражданско-правовые Д. (syngraphe) эллинистич времени на эпш рафич. материале и папирусах. Древнейший подлинник Д. представляет собой хранящийся в Берлинском собрании папирусов брачный договор 311 310 до н. э. из г. Элефантины (Верхний Египет). Гражданские Д. составлялись, как правило, в объективной форме; в пюлемеевском Егише для заверения Д. требовались 6 свидетелей, одному из которых Д. передавался на хранение. Т. н. двойные Д включали два варианта текста договорного Д., первый из которых запечатывался как «внутреннее письмо». В Египте в 3 в. до н. э. появляются тсударсгв. областные ногариагы, находившиеся в ведении агораномов. Нотариус заносил в официальные регистры частные договорные Д. С течением времени стали протоколироваться также юридич. сделки. Официальное заверение Д. агораномом постепенно вытеснило составление Д. в присутствии 6 свидетелей. Особенно расиростран. в рим. время типом Д. была составл. в виде письма расписка - написанное в свободной манере заявление одного из партнеров по сделке другому. Регистрация в архиве увеличивала доказательную силу таких частных Д.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ РЕЛЬЕФ

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ РЕЛЬЕФ - венчающий эпиграфич. документальную стелу фигурный рельеф. Д. р. во мн. случаях предоставляет ценные данные для датировки развития изобразительных элементов (детали изображения, композиция), например в Д. р. 5 и 4 вв. до н. э. Как и призовые амфоры, Д. р. является важным подспорьем для установления хронологии развития художеств, стиля в эти столетия.

ДОЛГОВОЕ РАБСТВО

ДОЛГОВОЕ РАБСТВО - Возникает с усилением со циальной дифференциации внутри древнейших греч. общин. Кредиторы получали власть не только над движимым и недвижимым имуществом должника, но и над его личностью. В Афинах Д. р. было отменено реформами Солона. В Риме Д. р. (лат. nexum) существовало в первые века Республики. После долгой борьбы задолжавших плебеев против патрициев, Д. р. законом Lex Poetelia (Закон Петелия, 326 до н. э.) было отменено.

ДОЛЖНОСТИ, ЗАМЕЩАЕМЫЕ ПО ЖРЕБИЮ

ДОЛЖНОСТИ, ЗАМЕЩАЕМЫЕ ПО ЖРЕБИЮ - В Афинах с их демократич. устройством почти все должностные лица избирались жребием, в Спарте жеребьевка не практиковалась, в Риме жеребьевка при избрании магистратов применялась только в исключительных случаях. По закону Перикла открытым голосованием избирали только на те должности, которые требовали спец. знаний, - стратегов и других. Гражданин, избранный по жребию на должность, получал определ. плату (диэта) и обязан был отчитываться за свои действия. По жребию замещались такие должности, как архонты, члены Совета пятисот, судьи, главы фил и демов, члены различных коллегий; жеребьевка использовалась при сдаче литургии в Египте в период эллинизма и рим. владычества.

ДОЛИХЕН

ДОЛИХЕН (Юпитер Наилучший Величайший Долихен) (лат. Dolichenus), отождествл. с Юпитером сирийский бог (Ваал) из Долихии в Коммагене. С 1 в. Д. почитался прежде всего в армии как покровитель. При Антонине Пие ему был посвящен храм на Авентине. Его культ носил мистериальные черты. Д. изображался стоящим на быке, в правой руке он держал двойной гонор, в левой - клинок молнии.

ДОЛОН

ДОЛОН - троянский лазутчик. Отправился на разведку в греч. лагерь, после того как Гектор обещал в награду ему коней и колесницу Ахилла. Пойманный греками (Одиссеем и Диомедом), он выдал позиции троянцев и их союзника Реса. Был убит Диомедом.

ДОМ

ДОМ (греч. oikos). В эгейском регионе распростран. с эпохи неолита жилища (места для ночлега и приготовления пищи) развились из землянок, перекрытых крышей. В каменном и в бронзовом веках существовали постройки прямоугольной и овальной формы, кирпичные или деревянные, возвед. на каменном фундаменте. Сохранившиеся остатки фундаментов позволяют реконструировать модели Д. Удлиненные прямоугольные строения с передним портиком (мегарон) появляются очень рано и достигают своего классич. завершения в микенских комплексных постройках (Д. и дворцах), которые свидетельствуют о более высокой обществ, организации. В гомеровском и архаич. периодах возвращаются к простейшим видам домовых построек. Лишь в классич. время, а также в эпоху эллинизма возникают новые типы Д.: parastas - вестибюльный, с центр, залом и двором (например, в Олинфе); prostas (например, в Приене) - с центр, двором возле Д. с вестибюлем, а также перистильный Д. (например, на Делосе) - с внутр. двором, окруж. с 4 сторон колонным портиком. Эллинистич. дворцовые сооружения (например, в Пергаме) относятся прежде всего к последнему типу. Более комплексные и конструктивные способы строительства Д. в эпоху эллинизма стали определяться менявшейся обществ, ситуацией, а также возросшими притязаниями на комфорт жилища. Рим. Д. развивались из простых афийных Д. (имеющих гл. помещение с верхним светом), жилищ, которые наряду с другими строительными типами Д. использовались уже этрусками. К атрию - центр, внутр. помещению, к которому в глубине примыкали таблиний (гостиная), триклиний (столовая) и кухня, - вел вход с улицы через вестибюль (vestibulum) и коридор (fauces). Над атрием в крыше имелось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды (прямоугольных очертаний, без опор или на колоннах). На полу комплювию соответствовал имплювий (бассейн), в котором собиралась дождевая вода. За таблинием начинался сад, часто отдел, от него лоджией. Колонный портик обычно завершала экседра - полукруглое или прямоугольное помещение. Тип Д., обозначаемый как villa urbana (городская вилла), предусматривал помещения между гостиной и садом сбоку от перистиля; в больших сооружениях размеры атрия и перистиля могли быть удвоены. Пригородные виллы (villa suburbana) в значительной мере зависели от ландшафта, при неровном рельефе их приспосабливали путем перестановки помещений и различных дополнений. Совершенствование комфортабельных рим. жилых Д. названных выше типов было немыслимо без использования достижений развитого эллинистич. домостроения (элементов перистиля, удвоения комплексов) и учета жизн. стандартов высших слоев эллинистич. общества. Этот процесс вступил в свою решающую стадию во 2 в. до н. э. (время рим. оккупации Греции и М. Азии). В рим. поместьях (villa rustica) хоз. помещения выделяются внутри комплекса помещений, предназнач. для жительства хозяина. Городские Д., сдаваемые в наем, стали надстраиваться до 3 этажей. В первом этаже большей частью размещались лавки. Незастекл. окна с деревянными ставнями-запорами плохо защищали от солнца. В рим. императорских дворцах (например, на Палатине) элементы городских вилл приобрели монументальность. При возведении позднерим. дворцовых сооружений часто применялся принцип планировки военного лагеря (Castrum), например в Сплите. Это отражало беспокойную обстановку того времени, когда Д. и дворцовые постройки имели характер укреплений. Это относилось гакже и к сельским виллам, которые дополнялись сторожевыми башнями.

Дом

рис. Планировка греческою дома.

Дом

рис. Продольное сечение и план римского дома.

ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО

ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО - простейшая форма самообеспечения населения продуктами растительного и животного происхождения, а также простейшей утварью и оборудованием. Д. х. доминировало в ранней Греции до образования городских производящих и потребляющих центров (11 - 9 вв. до н. э.). Однако оно сохранилось и позже в областях, меньше затронутых урбанизацией и торговлей, а в Риме вплоть до эпохи поздней Империи. Д. х. снова приобрело значение с упадком роли хозяйств, центров и ослаблением коммуникаций.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ - Процесс одомашнивания животных представлял собой значительный шаг в развитии первобытного общества, поскольку приручение диких животных и тогда же начавшееся разведение культурных растений привели к оседлому образу жизни. Из приблизительно 6000 видов млекопитающих человек научился использовать для своих целей только ок. 20, кроме того, он одомашнил некоторые виды птиц, а также научился использовать некоторых насекомых. Район Средиземноморья не был ареалом распространения диких форм Д. ж., которые тогда нашли применение. Д. ж. появились у греков и римлян преим. благодаря контактам с другими народами. Античные народы обычно разводили крупных и мелких Д. ж., чтобы использовать их физич. (тягловая сила) и психич. (бдительность) свойства, а также в целях получения от животных продуктов питания (мясо, жир, молоко, яйца и пр.) и сырья (шерсть, кожа. рога). Первостепенное значение в военном деле имело коневодство. В животноводстве играли значительную роль крупный рогатый скот, козы, овцы, свиньи и ослы. Довольно рано появляются сторожевые и охотничьи собаки. Значительные масштабы приобрело разведение мелких животных. Кролики (лат. cuniculus) в 4 в. до н. э. в Вост. Средиземноморье еще не были известны. В 1 в. они были ввезены римлянами из Испании и содержались в т. н. лепорариях. В охоте на кроликов стали применять хорьков. В качестве особого лакомства у римлян разводились сони, которые откармливались в oгорож. участках сада или в небольших керамич. сосудах и были излюбленным праздничным деликатесом. Из пернатых, кроме кур, содержались гуси как декоративные птицы (гуси Капитолия). Особенно популярны были белые породы гусей. Римляне ценили печень гусей, которых откармливали фигами. Применению перьев гусей для подушек они научились у германцев. Кроме совр. видов Д. ж., распростран. в Италии, держали также ласок, змей и воробьев. Пчеловодство поставляло мед. Шелк покупали у китайцев и сарацин, поэтому и у римлян, и у греков разведение шелковичных гусениц не получило больших масштабов.

ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ

ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ - Сведения об оборудовании античного дома основываются на археологич. находках, данных изобразит, искусства и лит. источников. Хорошо сохранились предметы из камня и глины, реже - металлич. и стеклянные, предметы из дерева и аналогичных материалов представлены, как правило, единичными экземплярами. Наиболее сохранившиеся предметы были найдены при раскопках Геркуланума и Помпей. Объем и качество Д. у. отражает образ жизни и социальную дифференциацию античного общества. Относительно скудная обстановка домов гомеровского периода в архаич. и классич. эпоху стала более разнообразной, причем в большинстве случаев она представлена разновидностями неск. осн. типов. Наряду с домашними поделками все большее значение приобретают продукты специализированного ремесла (столярного, токарного, гончарного, ювелирного). В эпоху эллинизма и особенно в рим. время в высших слоях общества распространяется стремление к роскоши в домашней обстановке (предметы и посуда из драгоц. металлов, слоновой кости, других дорогостоящих материалов, иногда с искусной отделкой), чему способствовало развитие международной торговли. Набор Д. у. зависел от образа жизни и по гребностей жителей, кроме предметов домашнег о обихода, она могла включать орудия домашнего производства (ткацкий станок, веретено, швейные принадлежности, ручной пресс), предметы культовой деятельности (жертвенник, в Риме домашний алтарь и т. д.). Наряду с немногочисл. мебелью в богатых домах имелись туалетные принадлежности, устройства для отопления и освещения, не говоря об одежде, различных предметах обстановки из шерсти, полотна и меха (занавески, покрывала, циновки, тюфяки, подушки, ковры). Среди Д. у. следует упомянуть посуду из глины, металла или дерева, кухонные принадлежности, плетеные корзины, кожаные мешки, молотки, топоры, лопаты, игрушки и музыкальные инструменты. От Д. у. следует отделять предметы, лишь хранившиеся в доме, например оружие.

ДОМЕН

ДОМЕН (лат.), земельные владения рим. государства, прежде всего императорские. Со 2 в. первоначально свободные арендаторы через посредство системы колоната все чаще привязывались пожизненным договором к земле. В поздней античности Д. стали крупными полуфеодальными поместьями, управляемыми чиновниками. Иногда они включали фабрики, рудники, которые производили продукты для непосредств. снабжения двора. В это же время начали формироваться церковные Д.

ДОМИНАТ

ДОМИНАТ (лат.), обозначение следующего за принципатом периода Римской империи (4 - 6 вв.). Происходит от обычного в то время обращения к императору - «господин и бог» («dominus et deus»). В настоящее время все больше заменяется понятием «поздняя античность».

ДОМИЦИАН

ДОМИЦИАН - Тит Флавий (лат. Domitianus) (24. 10. 51 - 18. 09. 96), рим. император с 14. 09. 81, младший сын Веспасиана, брат Тита. В 83 Д. победил хаттов, организовал строительство лимеса для обеспечения безопасности завоеванных Декуматских полей (Decumates agri) и основал пров. Нижняя и Верхняя Германия (Germania Inferior и Superior). В 85 - 92 вел борьбу на Дунае против дакского царя Децебала, а также против маркоманов, квадов и сарматов. Из-за этого Д. был вынужден приостановить наступление Агриколы в Британии. Проводя самодержавную политику, Д. систематически ограничивал влияние сената и опирался на всадников, войско и пров. Впервые велел называть себя «господином и богом» («dominus et deus» и оживил императорский культ. С 85 сосредоточил в своих руках цензорские функции. Роскошные постройки (в т. ч. арки Тита) и праздничные игры обременяли государств, казну. После подавления восстания 89 возросло число процессов по обвинению в «оскорблении величия» и казней. Были начаты преследования философов-стоиков, возрастала оппозиция сенаторов. Д. был убит в результате заговора и проклят сенатом. С его гибелью настал конец династии Флавиев. Биография у Светония. Портрет в Пергамон-музее.

ДОМИЦИЙ

ДОМИЦИЙ - Агенобарб (Рыжебородый) (лат. Domitius), рим. (с 29 до н. э. патрицианский) род. Наиболее известные его представители:

1. Луций Д. Агенобарб, консул в 54 до н. э., зять Катона (2), защитник сенатского режима, противник Цезаря, пал в битве при Фарсале, сражаясь на стороне Помпея.

2. Луций Д. Агенобарб, консул в 16 до н. э., знаменитый своими походами в Германию. Будучи наместником Иллирика (6 - 1 до н. э.), он форсировал Эльбу и организовал строительство «pontes longi» («длинных мостов») в болотистой местности между Рейном и Эмсом.

3. Луций Д. Агенобарб - имя императора Нерона до его усыновления Клавдием.

ДОН

ДОН (античный Танаис). В древности Д. считался пограничной рекой между Европой и Азией. Согласно Геродоту, служил границей между скифами и сарматами.

ДОНАТИВУМ

ДОНАТИВУМ (лат.), с нач. 3 в. до н. э. денежные подарки рим. войску, выделяемые полководцем из захваченной добычи (манубии); например, при Цезаре Д. мог составлять до 24000 сестерциев на одного солдата, а во времена Империи часто превышал эту сумму.

ДОНАТИЗМ

ДОНАТИЗМ - церковная схизма, названная по имени избранного в 313 епископом Карфагена Доната Великого. Возникла на почве социальных, нац. и экономич. трений между берберийским населением страны и рим. и романизированными землевладельцами и горожанами в нач. 4 в. Осужденный большинством соборов, Д. подвергался преследованиям. Августин боролся с Д. и в конце концов вынудил мн. донатистов перейти в католич. церковь (используя государств, силу). Д. продержался вплоть до визант. времени.

ДОНАТ ЭЛИЙ

ДОНАТ ЭЛИЙ (лат. Donatus Aelius), 4 в., рим. грамматик. Написал «Ars grammatica» («Искусство грамматики») - учебник лат. грамматики, «Ars minor» («Малая грамматика») - для начальной ступени обучения и «Ars maior» («Большая грамматика») - для более высокой ступени обучения. Оба труда под назв. «Донат» были широко распространены в Зап. Европе на протяжении всего средневековья в виде многочисл. рукописей (с 15 в. в печатном виде) и служили осн. пособием для изучения лат. яз. Комментарий Д. к Теренцию сохранился почти полностью, такой же комментарий к Вергилию - лишь частично.

ДОРИДА

ДОРИДА (греч. Doris),

1. Небольшая горная местность у истоков беотийского Кефиса. Согласно легендам, дорийцы под руководством Гераклидов переселились отсюда в Пелопоннес. Д. была членом Дельфийской амфиктионии, состояла из 4 городов (тетраполис). В 3 в. до н. э. Д. принадлежала к Этолийскому союзу.

2. Шесть дорийских городов (гексаполис), позднее пять. К их числу принадлежали Книд, Галикарнас на карийском побережье, Линд, Иалис, Камир на Родосе, а также Кос. Во время Персидских войн находились под владычеством Ксеркса, позднее стали союзниками Афин.

ДОРИЙСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ

ДОРИЙСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ - распростран назв. последней фазы переселения народов, которое начиная с 14 в. до н. э. охватило басе. Средиземного м., достигло Центральной Европы и Передней Азии. Предполагают, что в процессе этого передвижения дорийские племена были вытеснены из их мест расселения в далмато-албанском регионе. Следует ли говорить о постепенном проникновении дорийских племен (с учетом появления на Пелопоннесе с сер. 13 в. до н. э. образцов грубой лепной керамики) или о вооруж. захвате этих территорий (окончательное опустошение микенских поселений к 1100 до н. э.), однозначного ответа пока нет. Неясен также вопрос о непосредств. пути вторжения. К 900 до н. э. Пелопоннес, о. Крит, юж. острова Эгейского м. и юг М. Азии были заселены дорийцами. Д. в., постровидимому, нашло отражение в сказании о возвращении Гераклидов, искаженном позднейшими домыслами легенд.

ДОРИЙЦЫ

ДОРИЙЦЫ - одно из четырех осн. др.-греч. племен. Согласно общепринятым представлениям, переселились в Грециьо в ходе «дорийского вторжения». В историч. время Д., занимавшиеся земледелием и скотоводством, расселились в Дориде (Ср. Греция), Арголиде, Мессении и Лаконии (Пелопоннес), на Крите, Родосе, Косе, на Ю. М. Азии (Книд), а также в Юж. Италии и на Сицилии. На Пелопоннесе, где к моменту распада родового строя Д. стали господствующей народностью, осуществился переход к рабовладельч. способу производства, образовалось государство. Это имело большое историч. значение и надолго определило развитие политич. отношений в Др. Греции. От других греч. племен Д. отличались строгой военной дисциплиной, устойчивыми родовыми традициями, гордостью и простотой образа жизни. Все эти черты были характерны для жителей Спарты. Дорийский диалект не ограничивался рамками племени или местности, где жили Д. Он стал лит. языком и применялся в хоровой лирике (сохранение «а», в то время как в ионийском диалекте утвердилось «е»). В области культуры Д. намного отстали от других греч. племен, особенно ионийцев.

ДОРИФОР

ДОРИФОР (греч. doryphoros - копьеносец), известнейшая статуя Поликлета.

ДОРОГИ

ДОРОГИ (лат. stratum - мостовая). Уже в государствах Др. Востока и на Крите имелись мощеные проезжие Д. с каменными столбами для указания дистанции, станциями для смены лошадей, водосточными желобами, а в некоторых случаях (при неровном рельефе) - виадуками, служившими также мостами. В Греции Д. известны с микенских времен. В Египте Д. были в первую очередь подъездными путями к крупным святилищам. Улицы греч. городов представляли собой узкие, извилистые Д., круто поднимающиеся к акрополям. Лишь после Гипподама из Милета, первого теоретика градостроительства, разработавшего план застройки Пирея, начали заботиться о создании правильной системы Д. - улиц, пересекающихся под прямым углом. В строительстве города Фурии Гипподам воплотил свой принцип в идеальном варианте, разделив город на 16 частей. В греч. городах Д., особенно на крутых подъемах, были замощены (за счет владельцев прилегающих участков), снабжены водосточными желобами и пешеходными тротуарами, а иногда и колеями для движения повозок (как правило, днем оно было запрещено). Важные улицы, как и крупные Д., имели назв. либо по профессии ремесленников, живших вдоль них, либо по имени близлежащего храма. Однако лишь римляне стали поистине великими мастерами дорожного дела. Уже Законы 12 таблиц определяют нормы ширины Д. В 312 до н. э. Аппиева дорога, соединявшая первоначально Рим с Капуей, была покрыта каменной мостовой. Затем эта 220-километровая Д. была продолжена до Брундизия. Все рим. Д. постоянно расширялись и благоустраивались, вдоль них создавались почтовые станции, постоялые дворы, сторожевые заставы, мильные столбы, мосты, виадуки, в случае необходимости даже пробивались туннели. Дорожная администрация была подчинена спец. коллегии (лат. Quattuorviri viarum curandarum коллегия четырех мужей для надзора за дорогами). Во времена Империи Д. государств, назначения ведал спец. прокуратор. Строительство Д. в покоренных областях служило военно-политич. целям вдоль таких Д. романизация шла интенсивнее, чем в отдалении от них. Сеть рим. Д. (с побочными ответвлениями 2-го и 3-го порядка) имела дл. ок. 80 тыс. км. Для путешественников имелись дорожные путеводители и перечни Д. Достижения римлян в строительстве Д. не были превзойдены в течение полутора тысяч лет. Это касается как искусства выбора трассы будущих Д., так и их соответствия условиям почвы и строительного материала (шоссе: лат. via calceata - Д. с покрытием; тракт: лат. via strata грунтовая Д.). В технич. отношении римляне стремились строить Д. с пятислойной структурой. Представляют интерес альпийские Д. римлян. С 15 до н. э. было проложено по меньшей мере 9 таких Д. Перевал Большой Сен-Бернар был проходим только для верховых, однако Малый Сен-Бернар, а также Юлиер (2287 м), Бреннер (1363 м) и гри перевала Тауер пересекались оживленными проезжими Д. Особым достижением стало превращение др. егип караванного пути в рим. Д., пересекшую пустыню от Антинополя до Красного м. Дорога, ведущая от Годесберга вверх по левому берегу Рейна, проложена по рим. трассе. Рим. - герм. Д. сохранились в Аугсбурге, Трире, Майнце и Кёльне. На некоторых Д. взималась дорожная пошлина, но были и такие времена, когда Д. пользовались бесплатно.

Дороги

рис. Поперечный разрез римской дороги.

ДОРОЖНЫЕ УКАЗАТЕЛИ

ДОРОЖНЫЕ УКАЗАТЕЛИ - Согласно некоторым источникам, впервые каменные столбики с указанием расстояний были установлены при ассирийском царе Саргоне (кон. 8 в. до н. э.). Но если в перс, державе и Греции они не получили широкого распространения, то римляне при наличии системы широко разветвл. дорог через каждую тысячу шагов (милю) устанавливали Д. у. Было обнаружено свыше 5 тыс. таких столбиков. Рим. Д. у. представляли собой каменные колонны выше человеч. роста с датами проведения или выравнивания этой дороги, а также указаниями расстояний до ближайших насел, пунктов и Рима (1 миля = тысяча двойных шагов = примерно 1,5 км). В самом Риме по приказу Августа на позолоч. верхе г. н. золотого Д. у. был дан перечень важнейших дорог Рима. Использование Д. у. для измерения расстояний привело к тому, что при упоминании ряда насел, пунктов указывали, у какого Д. у. они расположились (например, Квинт близ Трира находился у 5-го Д. у.).

ДОСОКРАТИКИ

ДОСОКРАТИКИ - со времени выхода издания Г. Дильса в 1903 широко употребимое понятие философской историографии. Охватывает философов и философские школы эпохи, предшествовавшей началу деятельности Сократа. К Д. среди прочих причисляются ионийские натурфилософы, пифагорейцы, элеаты, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты и софисты. По аналогии с понятием Д. некоторые исследователи употребляют выражения «сократики» и «постсократики», хотя в последнем случае определение врем, рамок подразумеваемого периода особенно затруднено. Строго говоря, периодизация греч. философии на основании критерия хронологич. соотнесенности с временем Сократа представляется формальной, поскольку она не учитывает ни существ, различия и противоречия между философскими системами внутри каждой из трех выдел, групп, ни конкретные обществ, условия, сопутствовавшие их развитию. Подобная классификация тем более ошибочна, что она предполагает выделение сократовской философии как высшего и поворотного пункта всей античной греч. философии.

ДОСПЕХИ

ДОСПЕХИ - оборонительное вооружение, которое у греков и римлян в целом было одним и тем же. Голову воина покрывал шлем из кожи (galea) или металла (cassis) с шеломником или без него. Туловище защищалось панцирем (lorica) из металла, кожи и полотна; особыми видами панциря были чешуйчатый панцирь и кольчуга. Ноги от лодыжек до колен были защищены поножами. Для дополнительной обороны использовались большие овальные (scutum) или маленькие круглые (clipeus) или полукруглые щиты. Кроме боевых, существовали также искусно сработанные парадные Д., богато украшавшиеся рельефными изображениями, и гладиаторские Д., шлемы которых были подчас весьма вычурными (шлем из Помпей).

ДОСТОИНСТВО

ДОСТОИНСТВО (греч. semnotes, лат. dignitas), согласно Цицерону, один из элементов прекрасного наряду с привлекательностью. Д. в человеч. поведении и в искусстве основано на приличии и неотделимо от здоровья, силы и добротности. Так же как в сфере обществ, жизни, Д. обеспечивается признанием социальной ценности личности. Д. наделяются те части, которые оказываются необходимыми и полезными для целого.

ДОСУГ

ДОСУГ (греч. schole, лат. otium). В Греции и Риме считалось, что Д. - необходимое предварительное условие для занятий научным трудом и наслаждения искусством. Радость Д. не в безделии, а в отсутствии жесткой необходимости зарабатывать на жизнь. Поэтому Д. мог быть только у свободных людей.

ДОЧЕРИ-НАСЛЕДНИЦЫ

ДОЧЕРИ-НАСЛЕДНИЦЫ - общегреч. правовой институт, сохранявший отцовский дом. В Афинах дочери, не имеющие братьев и не выданные отцом замуж за приемных сыновей, имели законное право наследования (греч. epicleros). На руку Д. - н. могли претендовать ближайшие имеющие право наследования родственники.

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ - Наряду с золотом и серебром Д. к. высоко ценились в эпоху античности во всех странах. В Др. Грецию попадали благодаря торговле с Индией и Центр. Африкой. Алмаз был известен как наиболее твердый и ценный камень. Плиний Старший на третье место после алмаза и жемчуга ставил изумруд. Высоко ценились в числе прочих Д. к. сапфир, рубин и берилл. При Птолемеях Д. к. все более часто стали подделываться. По свидетельству Плиния, этим «выгоднейшим мошенничеством» занимались спец. мастерские. Камни изготавливались по известному егип. рецепту из различных материалов, имитирующих самоцветы. Сходство с Д. к. достигалось путем окрашивания стеклянных слитков и определ. минералов, таких, как агат, слюда, селенит, слоистая и пористая структура которых могла впитывать протравливающие и окрашивающие растворы. В качестве красителей использовали растительные, животные и минеральные краски.

ДРАКОН

ДРАКОН - 1. афин. законодатель из аристократич. рода, при котором в 621 до н. э. были записаны правовые обычаи. Отменялось право родовой аристократии на кровную месть, карательные функции были переданы ареопагу. С того времени кодификация законов ограничила произвол судебных приговоров. В целях охраны частной собственности господствующего класса законы Д. содержали тяжкие наказания за нарушение законов о собственности (например, смертную казнь за кражу зерна, овощей и пр.). Во избежание народных волнений уголовное законодательство было смягчено Солоном уже в 594 до н. э., однако в памяти греков осталась непомерная жестокость законов Дракона (с 4 в. их называли «написанные кровью»). Выражение «драконовы меры» сохранились в поговорках и по сей день.

2. (греч. зоркий), крылатое огнедышащее чудовище с гигантским змеиным туловищем, представление о котором перешло к грекам от др. культур. Д. были побеждены Гераклом (Гидра), а также Аполлоном (Тифон). Героика борьбы с Д. через «Откровение св. Иоанна» перешла в христианство. Летающие Д. были символами на военных знаменах даков.

Дракон

рис. Дракон, наполненный теплым воздухом, боевое знамя даков (изображение на колонне Траяна).

ДРАХМА

ДРАХМА (греч. схваченное рукой), греч. весовая и денежная единица различного достоинства. Вначале употреблялась на Пелопоннесе. Масса афинской серебряной Д. составляла 4,36 г (1 Д. = 6 оболам). Осн. монетой Афин была тетрадрахма = 4 Д., что приблизительно равнялось нем. талеру. Во времена Солона медимн зерна стоил 1 Д., бык - 5 Д., при Перикле прожиточный минимум семьи составлял 1/3 Д. в день. Д. - денежная единица и в совр. Греции.

ДРЕВНЕВОСТОЧНОЕ КЛАССОВОЕ ОБЩЕСТВО

ДРЕВНЕВОСТОЧНОЕ КЛАССОВОЕ ОБЩЕСТВО - или обществ, формация является первым классовым обществом, которое на базе азиатского способа производства вышло из недр первобытнообщинного строя. Возникновение его относят обычно к 4 тыс. до н. э. (Шумерское царство и Египет); однако новейшие раскопки позволяют предположить, что переход к классовому обществу в Передней Азии произошел на неск. тысячелетий раньше. Д. к. о. как формация не ограничивается районом Ближнего Востока, а выступает скорее как первое, получившее всеобщее распространение классовое общество. Только в средизем. районе его опередило античное классовое общество. К осн. характерным чертам Д. к. о. относятся преобладание собственности привилегированных слоев (правителей, сановников, служителей храмов и т. д.) на землю как осн. средство производства и целый спектр досредневековых форм зависимости производителей, организованных преим. в рамках наследуемой собственности на земельных наделах и в общинах. Помимо этих осн. классов, существовали городские ср. слои общества - торговцы и ремесленники. Они не были полностью свободными, т. к. зачастую обладали огранич. политич. правами. Отдельную группу представляли рабы, которые были преим. домашней прислугой и нередко путем денежных операций приобретали определ. состояние и права. Классовая борьба еще не была четко выражена и часто составляла одно целое с движениями за свободу, выражавшимися в восстаниях. Между районами Д. к. о. и античного классового общества уже в те времена существовал обмен сырьем и предметами роскоши. Однако только в эллинистич. эпоху началось тесное социально-экономич. и культурное взаимопроникновение. Вопреки или же вследствие более медл. развития производительных сил Д. к. о. оказалось более стабильным, чем античное классовое общество. Переход Д. к. о. к феодализму произошел повсеместно эволюционным путем.

ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ МУЗЫКА

ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ МУЗЫКА - Раннехристианские общины восприняли элементы иудейской культовой музыки, восточной и античной поэзии и музыки. Осн. формами литургии были евхаристия (месса), сопровождавшая жертв, пиры, и часовое богослужение (оффициум), происшедшее от вигилий. Молитвы и проповеди сочетались с пением псалмов и гимнодия. Отдельные строки библейских псалмов клали на мелодию с повторяющимися декламационными ударениями. Наиболее распростран. было респонсориальное пение, причем молящиеся подпевали рефрен (чаще всего следуя за солистом - антифонное пение). Гимнодия являлась новшеством и включала различные формы - от художеств, ритмич. прозы до метрич. или акцентных стихов, исполнявшихся солистами или хором. Кроме как в домашних пиршествах, музыкальные инструменты христиане не использовали. Если не считать оксиринхского гимна (3 в.), мелодии стали записываться впервые в 9 - 10 вв., поэтому сведения о раннем периоде можно почерпнуть только из лит. источников. Отцы церкви греч. Востока и лат. Запада писали мелодии в осн. для христианского церковного пения, дав новую жизнь позднеантичным музыкальным воззрениям (сферич. гармония, числ. символика, этич. ценность, аллегорич. значение музыки). С государств, признанием христианства при Константине Великом в 313 оформились церковное искусство и литургия. В ходе борьбы религиозных направлений различные ее участники использовали текст песнопений как средство пропаганды. Антифонный способ - попеременное пение двух хоров - утвердился в Милане при Амвросии в 386. Прогрессивным явлением были амвросианские гимны с их популярной строфич. формой (ямбич. восьмисложник) и преим. силлабич. мелодикой. После раздела Римской империи (395) наряду с церковью Византийской империи, продолжавшей существовать еще тысячелетие, развивались различные нац. церкви с собств. типами литургии: восточно - и западносирийск., армян., коптск. и эфиопск. Одноголосое пение в богослужениях католич. церкви принято называть григорианским хоралом (по имени папы Григория I, систематизировшего церковную службу). Благодаря союзу Каролингов с папством новорим. песнопения были введены во всем франкск. государстве. за исключением Милана, где сохранялась литургия Амвросия. Региональные традиции были вытеснены официальным рим. хоралом. Вплоть до наших дней григорианский хорал является обязательной музыкой во всей римско-католич. церкви.

ДРЕВО

ДРЕВО (греч. stemma - венок, родословное древо), графич. изображение отношений различных документов, текстов, надписей, их зависимости друг от друга.

ДРЕЗДЕН

ДРЕЗДЕН - Античное отделение коллекции скульптур Государственного собрания искусств Дрездена в т. н. Альбертинуме было первым большим собранием такого рода севернее Альп. Создано в 1723 Августом Сильным, который в течение многих лет скупал произведения искусства. Это первоначальное ядро коллекции содержит античные копии, определяющие его профиль, прежде всего классич. шедевры греч. пластики, которая, начиная с Винкельмана, оказывала влияние на эстетич. воспитание буржуазной Европы (как и коллекция рим. скульптур). С 19 в. коллекция была существенно расширена за счет приобретений, в особенности произведений искусства малых форм.

ДРЕРОС

ДРЕРОС (греч. Dreros), город на С. - В. о. Крит близ совр. Неаполя, имевший храм развитого архаич. периода, надписи в котором были, вероятно, на этео-критском яз. с использованием греч. алфавита.

ДРИАДЫ

ДРИАДЫ (от греч. dryas - дуб, дерево), нимфы, живущие в деревьях. Согласно поверьям, умирали с гибелью дерева.

ДРОБИЛКИ

ДРОБИЛКИ - в ремесл. производстве применялись для дробления и сортировки полезных ископаемых и во время варки стекла, а также для изготовления красителей, медикаментов и косметики. Постепенно их стали использовать вместо ступ. Поэтому Д. применяли и в более поздний период, когда рабский труд стал непроизводительным. Конструкция Д. схожа с устройством мельницы; обеспечивала равномерное измельчение зерна.

ДРОЙЗЕН

ДРОЙЗЕН - Иоганн Густав (нем. Droysen) (1803 - 1884), буржуазный историк, профессор в Берлине, Киле, Иене. Переводил Эсхила (1832) и Аристофана (1836 - 1838), написал «Историю Александра Великого» (1833), а также «Историю эллинизма» (1836 - 1843). Д. впервые дал определение понятия «эллинизм». Превозносил завоевательную политику и монархию Александра Македонского, устранившего раздробленность греч. государства. В этом Д. видел сходство с событиями герм, истории 19 в.

ДРОМОС

ДРОМОС (греч. dromos).

1. Сводчатый проход в камерную или купольную гробницу, находящуюся под курганом. Стены Д. часто были выложены каменными плитами.

2. Состязание в беге на публичных играх (например, на Олимпийских играх).

ДРОТИК

ДРОТИК (лат. pilum), небольшое метательное копье. Д. разных форм были вооружены рим. легионеры. В классич. виде в последние века до н. э. Д. был до 2 м длиной и 2 кг весом, имел длинный наконечник.

ДРУЖБА

ДРУЖБА - В античности Д. ценилась как высшее благо. Общеизвестны такие друзья, как Ахилл - Патрокл, Орест - Пилад, такие нормы поведения, как «у друзей все общее», «друг - это второе я». Идеализированная оценка Д. в литературе и философии («Порука» Шиллера, пифагорейцы, эпикурейцы) не отражала первоначально исключительную, а также позднее не скрывавшуюся практич. цель Д. Гостеприимство в полисах заменяло дипломатич. представительства (проксения). Рим. amicitia включала в себя как внутриполитич. фракционные образования, так и внешнеполитич. союзы. Соединение греч. представлений о Д. и рим. традиции Д. можно наблюдать в произведении Цицерона «Лелий, или О дружбе». Конфликт между Д. и другими связями между людьми теоретически не признавался, но на практике он мог привести к политич. отчуждению или к личному надлому. Античная Д. - дружба мужей - была связана, особенно в раннее время, с гомоэротич. компонентами. Завышенная оценка Д. имела и обратную сторону - слабое эмоциональное развитие античного брака. В то время как в христианстве Д. отступает перед менее конкретной «любовью к ближнему», Ренессанс и нем. классицизм дают понятие Д., близкое к античному. Своей вершины оно достигло в сентиментальном культе Д.

ДРУЗ

ДРУЗ - Нерон Клавдий (лат. Drusus) (14. 01. 38. - 14. 09. 9 до н. э.), сын Тиберия Клавдия Нерона и Ливии Друзиллы, благодаря второму браку которой он стал приемным сыном Августа; младший брат Тиберия, с которым в 15 - 13 до н. э. он покорил Рецию. В качестве наместника пров. Галлия и как верховный главнокомандующий на рейнской границе весной 12 до н. э. он начал ряд завоевательных походов в Германии, построил один из названных его именем каналов между Рейном и Цвидерзее, а в следующем году продвинулся до Везера. При Д. рим. войска в 9 до н. э. впервые достигли Эльбы. На обратном пути между Заале и Рейном Д. погиб в результате несчастного случая. Посмертно получил почетное имя Германика, которое в его семье стало наследственным.

ДРУИДЫ

ДРУИДЫ (кельт, мудрейшие), кельтские жрецы, о которых в античности имелись самые противоречивые сведения. Уже во времена Цезаря Д. поддерживали среди галльского населения сильные антирим. настроения. Против Д. принимал энергичные меры Клавдий, но устранить их влияние ему не удалось. В руках Д. было сосредоточено воспитание кельтской молодежи, судейские должности, оракулы и предсказания, а также обряды жертвоприношений. Приписываемые Д. таинств, учения покоятся на преувеличениях и фантазиях античных авторов. Вероятно, Д. занимались также колдовством. Известны женщины-Д.

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ (греч.), учение о двух самостоятельных началах, о двойственности. Философия Платона наряду с Д. тела и души (антропологический Д.) признавала и Д. идеи и материи (космологический Д.). В античной философии было сильно влияние т. н. иранского Д., впервые сформулированного Заратустрой, где трактовалось о существовании доброго и светлого, а также злого и мрачного божеств, борющихся за господство над миром и людьми. Этот Д., в котором была сильно выражена этич. сторона, перенесенный в сферу духа и материи, видоизменился в гностицизм и манихейство, где материя и тело ( = мир) олицетворяются со злым началом, а дух (душа, или чистое «Я») становится добрым началом (антикосмологический Д.). Иудаизм и христианство также не свободны от этого Д. (учение о двух зонах, о боге и сатане, душе и теле).

ДУБЛЕНИЕ

ДУБЛЕНИЕ - Для выскабливания остатков мяса на одной стороне и удаления шерсти на другой смягченную шкуру натягивали на дубильное дерево (часто упоминалось о нем в комедии 5 в. до н. э.). Д. шкур, предназнач. для пастухов и рабов, как и Д. замши, включало обработку маслом, вероятно, после просолки и сушки дымом. У греков практиковалось также Д. квасцами (возможно, заимствованное из Египта) и Д. с помощью коры (ольховой, чернильного ореха, гранатовой), желудей, листьев сумаха. Кожевенное ремесло - обработка импортных мехов, изготовление кожи - из-за дурного запаха было непрестижным, но приносило большой доход. Д. разрешалось заниматься лишь на окраине города, на реке; у римлян кожевенное дело получило большое развитие, в т. ч. обработка дорогих мехов (во времена Диоклетиана известно 15 меховых тарифов, вплоть до тарифов на меха из шкур ластоногих, леопардов и львов). Дубильня в Помпеях дает представление о внушительных масштабах производства.

Дубление

рис. Дубление в Помпеях, ок 70 н.э. Главное помещение, ранее атрий частного дома, построен около 20 н.э.; 15 дубильных ям диаметром 1,2 - 1,6 м, глубиной около 1, 5 м; 3 ямы прямоугольной формы 0,3x1,5 - 2,1 м глубиной 0,5 м; 7 глиняных сосудов диаметром 15 см, высотой около 40 см; 6 трубопроводов (?) диаметром около 9 см.

ДУКС

ДУКС (лат. вождь), в Римской империи командир оперативного соединения во время похода, после разделения военной и гражданской власти в управлении Римским государством (при Диоклетиане) - титул главнокомандующего войсками пров. Позднее Д. - герцог (франц. le due, итал. duca, англ. duke), отсюда произошли слова «дуче» (Муссолини) и «дож» (глава государства в Венеции и Генуе, соответственно с 697 и 1339).

ДУНАЙ

ДУНАЙ - вторая по длине река в Европе. Греки употребляли ее фракийское назв. «Истр» (лат. Istros или Hister), в рим. время получила второе назв. «Данувий» (или «Данубий»). Идентичность обоих назв. была установлена во время иллирийской экспедиции Октавиана (35 до н. э.). Греки познакомились с Д. не позднее 7 в. до н. э., т. к. в 600 до н. э. в непосредств. близости от дельты Д. к Ю. от нее была основана милетская колония Истрия. Истоки Д. искали вначале у Рифейских гор, затем на далеком Севере, позднее в стране кельтов и в Герцинском лесу. В 15 до н. э. Тиберий установил действительные истоки Д. Со времени Августа Д. стал границей рим. государства с сев. варварами, до того как Домициан включил в состав Империи Декуматские поля между верховьями Рейна и Д. (83 до н. э.), а Траян - земли даков (107 - ПО). Во 2-й пол. 3 в. от этих областей пришлось отказаться, а в последующие 100 лет оборона Империи на Д. и Рейне была окончательно сокрушена.

ДУПОНДИЙ

ДУПОНДИЙ (лат. dupondius), первоначально (3 в. до н. э.), большая бронзовая монета, вдвое тяжелее бронзового асса, во время Империи (1 - 3 вв. н. э.) - латунная монета, равнявшаяся 2 медным ассам.

ДУРА-ЕВРОПОС

ДУРА-ЕВРОПОС (греч. Dura-Europos), совр. Калат-эс-Салихия, город на Ср. Евфрате, имевший благоприятное географич. положение на т. н. Парфянской царской дороге - караванном пути из Сирии в Вавилон. Основанный царем Селевком I и засел, македонскими военными колонистами не позднее 312 до н. э., город получил дополнительное сев. - греч. македонское назв. «Европос». В нем сформировалось общество со смешанной грекостровост. культурой. Приблизительно с 100 до н. э. Д. - Е. был под властью Парфянского царства, после парфянского похода Траяна и основания рим. пров. Месопотамия (116) перешел под власть Рима (повторно - после военных акций Луция Вера). После основания в 50-х гг. 3 в. государства Сасанидов Д. - Е. в 242 вошел в его состав. Во время перс, похода (363) Юлиан Отступник нашел здесь только руины города. Раскопки (1928 - 1936) обнаружили очертания города с его прямоугольными жилыми комплексами, укреплениями и культовыми постройками. Из многочисл. произведений стенной живописи особое внимание привлекает роспись синагоги (244 - 245).

ДУРИС

ДУРИС - 1. Греч, вазописец аттич. краснофигурного стиля 1-й пол. 5 в. до н. э. Расписывал прежде всего чаши (известно ок. 250 работ). Стилистич. преемственность сохранившихся произведений наряду с текстом надписей дает ценный исходный материал для датировки изделий. Метрически ясная композиция с рациональным декоративным решением указывает на мастера, творившего в Афинах.

2. Греч, историк раннего эллинизма (ок. 340 - 270 до н. э.), род. на Самосе, был учеником Теофраста. Написал «Истории», сохранившиеся лишь во фрагментах, которые посвящены македонской эпохе с 371 по 281 - 280 до н. э., а также историю Агафокла.

ДУРОСТОРУМ

ДУРОСТОРУМ (лат.), рим. лагерь легионеров и город на нижнем Дунае (совр. Силистра). В 374 близ Д. вестготы перешли Дунай. Реставрирована часть крепостной стены и знаменитая гробница с настенной живописью (4 в.).

ДУУМВИРЫ

ДУУМВИРЫ (лат. duoviri - два мужа).

1. Д. iure dicundo (два мужа для судопроизводства), высшие должностные лица в городских общинах с годичным сроком исполнения обязанностей, наряду с городским руководством обладали цензорскими полномочиями и огранич. юрисдикцией.

2. Д. perduellionis indicandae (Д. для расследования государств, измены), рим. чрезвычайный трибунал по делам государств, измены.

ДУША

ДУША (греч. psyche, pneuma). Древнейшие греч. философские системы не отделяли Д. от материи, жизнь материи обусловливалась наличием в ней Д. (гилозоизм). Сущность человеч. Д. отождествлялась с мировой движущей силой (огнем, по Гераклиту и Левкиппу, воздухом, по Анаксимену). Пифагорейцы считали Д. числом и отделяли ее от материи. Согласно Платону, Д. занимает промежуточное положение между царством идей и низшим миром становления и исчезновения и, т. о., ей свойственны как разум, так и страсти. Поскольку Д. частично принадлежит к царству идей, Платон считал, что она существует до рождения человека и является бессмертной. Неоплатоники придерживались того же взгляда на Д. Аристотель, философии которого свойственны материалистич. элементы, примыкал в этом вопросе к натурфилософии и считал деятельность Д. связанной с жизн. теплом. По его представлениям, Д. проникает в кровь в образе живительного дуновения. Аристотель считал Д. энтелехией (греч. entelecheia - завершение) тела; ее специфич. формой является разум. Перипатетики развили эти идеи.

ДЬЯВОЛ

ДЬЯВОЛ (греч. diabolos - клеветник, обманщик). В античные времена не существовало единого образа Д. В Ветхом завете сатана (у мусульман - шайтан) изображался в образе змеи. Он являлся виновником всех зол. У этрусков существовал демон потустороннего мира Тухулка, который по своей сущности относился, вероятно, к духам мести, осужд. в царство мертвых за грехи. Позднее внешность Д. стала ассоциироваться у христиан с образом Пана.

Дьявол

рис. Демон подземного царства (этрусский надгробный рисунок, 4 - 3 вв. до н. э).

ДЬЯКОН

ДЬЯКОН (от греч. diakonein - служить), в период раннего христианства должностное лицо в общине. Д. был подчинен епископу и выступал посредником между ним и паствой в управлении общиной и организации благотворительной деятельности. С укреплением власти епископа должность Д. теряла свое значение и, наконец, исчезла. Позже Д. стал вторым по значению духовным лицом на низшей ступени церковной иерархии.

ДЮРЕР

ДЮРЕР - Альбрехт (1471 - 1528), нем. художник и график. Его путешествия, а также дружба с гуманистами (например, с Пиркхеймером и Цельтисом) дали ему возможность открыть античность для искусства Сев. Европы (пространств, перспектива, новое качество изображения обнаж. фигуры). Благодаря разработке античных мифологич. сюжетов, учения о 4 темпераментах в его гравюрах 1513 - 1524 и его мастерству Д. славился как Апеллес своего времени. Так же как др. художники, он придавал большое значение изучению природы. Первым из художников исследовал теоретич. проблемы искусства, например вопрос об идеале красоты («Адам и Ева»).

Предыдущая страница Следующая страница