Словарь античности
Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭНЕ"-"ЭРГ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭНЕ"-"ЭРГ")

ЭНЕРГИЯ

ЭНЕРГИЯ (греч. сила воздействия). Аристотель использовал философ, понятие Э. для различения «осуществления» вещей в их форме (например, кувшин) от простой (активной и пассивной) «возможности» осуществления (горшок = глина + сила). Как способность физич. системы производить работу Э. в античности не определялась, впервые на это обратили внимание алхимики (Зосима из Панополиса, «24 книги об энергии»).

ЭНИАЛИОС

ЭНИАЛИОС (греч. enyalios - воинственный) дополнительное имя или прозвище греч. бога войны Ареса.

ЭНКАУСТИКА

ЭНКАУСТИКА (греч. enkausis - выжигание), техника рисования, при которой жидкая восковая краска посредством разогревания вплавляется в грунтовую основу (например, в дерево). В античности Э. применялась в числе прочего для изготовления портретов мумий.

ЭНКЛИТИКА

ЭНКЛИТИКА (греч. примыкающее слово), слабоударное слово, фонетически примыкающее к предыдущему полноударному; образует с ним единое ударение; в греч. яз. обычно теряет собств. акцент.

ЭНКОМИЙ

ЭНКОМИЙ (греч. хвалебные стихи, хвалебная речь), хвалебная песнь в честь богов или людей (лат. laudatio), исполняется во время праздничных шествий (komos), близка застольным песням (сколиям). Пиндар в качестве инструментов, сопровождающих его победные песни, называет формингу, лиру и флейту (авлос). Э. в честь князей, победителей соревнований и т. д. писали Симонид, Пиндар, Вакхилид, Феокрит, Овидий, Варий. Э. в прозе - это панегирики или риторич. упражнения, в которых освещались преим. мифич. образы и их добродетели, но нередко затрагивается другая тематика. Э. оказали влияние на написание биографий.

ЭННЕАДЫ

ЭННЕАДЫ (от греч. еnnеа - девять), произведения Плотина, систематизированные и изданные его учеником Порфирием в шести Э. (разделы по 9 статей).

ЭННИЙ

ЭННИЙ - Квинт (лат. Ennius), род. в 239 до н. э. в Рудии (Калабрия), ум. в 169 до н. э. в Риме. Выдающийся рим. поэт архаич. времени; в 204 был принят в Риме М. Порцием Кат оном, вел здесь довольно скромный образ жизни. Э. проявил себя как учитель и писатель. Гражданские права ему обеспечили его высокопоставл. покровители (Сципион Африканский, Сципион Назика, М. Фульвий Нобилиор, последнего он сопровождал в этолийском походе и прославлял завоевание им Амбракии в своей претекстате «Ambracia»). Гл. произведение Э. - «Анналы» - летопись, представлявшая нац. эпос римлян до «Энеиды» Вергилия (включает примерно 600 стихов). В них Э. воссоздал историю Рима (18 книг), начиная от бегства Энея из Трои до современности. Образцом ему служил героич. эпос Гомера, взамен обычного сатурнийского стиха он использовал эпич. гекзаметр. В прологе содержится рассказ о сне, в котором Гомер сообщает, что душа его вселилась в Э. Помимо этого, Э. в своем творчестве подражал греч. трагедиям (особенно Еврипиду), введя изменения в построении и метрике. Известны назв. и фрагменты приблизительно 20 трагедий (так же как и двух комедий и двух претекстат). Четыре книги «Сатур» были поэзией повествовательного характера (в т. ч. его басня о хохлатом жаворонке). Э. писал также эпиграммы и перевел сочинение Евгемера на лат. яз. Произведения Э. сыграли значительную роль в процессе эллинизации Рима, стали образцом для поэзии эпохи Августа; Вергилий и Ливии испытали заметное влияние Э.

ЭНОМАЙ

ЭНОМАЙ (лат. Oenomaus).

1. Мифич. царь Писы в Элиде, состязался в колесничном беге с женихами своей дочери Гипподамии. Обгоняя, он поражал их сзади копьем. Убив мн. женихов, сам он был убит Пелопсом.

2. Один из вождей (наряду со Спартаком и Криксом) великого восстания рабов в Италии в 73-71 до н. э.

ЭНОМОТИЯ

ЭНОМОТИЯ (греч. enomotie), подразделение спартанской армии, часть фаланги, состояла из 64 гоплитов. В походах Э. расчленялась на более мелкие единицы.

ЭНТАСИС

ЭНТАСИС (греч. entasis - напряжение), небольшое утолщение в сер. ствола колонны (дорич. ордера). Обусловлено стремлением создать впечатление напряженности и устранить оптич. иллюзию вогнутости ствола. На Парфеноне Э. составлял 1,75 см.

ЭНТЕЛЕХИЯ

ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. завершение, осуществление), один из терминов натурфилософии Аристотеля, означающий актуальную действительность предмета (осуществленное единство предмета, свойства и образа действий). Конкретными предпосылками этого единства являются определ. материя, форма и естеств. предрасположенность вещи. В зависимости от состояния веществ Аристотель выделяет первую (или простую) и вторую (высшую) Э. Так, душа является первой Э. природного тела, наделенного жизнеспособностью. В истории философии Э. часто трактовалась идеалистически, как внутр, жизненная сила.

ЭНТУЗИАЗМ

ЭНТУЗИАЗМ (от греч. theos-бог, божественное воодушевление, восторг), умиление и чрезвычайная способность к переживаниям, вызванные внушением, которое понималось как ниспосланное свыше воодушевление. Э. может подниматься до экстаза и божеств, безумия (греч. theia mania). Э. приписывался провидцам и прежде всего поэтам, в период поздней античности - также живописцам. Считался необходимой предпосылкой создания удачных художеств, произведений. Наличие Э. не исключает необходимости обучения и овладения техникой, а также сознательного формирования образов (Демокрит, Гораций). В то время как Аристотель придавал Э. лишь огранич. значение при создании художеств, произведений, у Платона и позднейших платоников Э. стал восхождением к божественной идее прекрасного.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (от греч. enkyklios и paideia - обучение по всему кругу знаний). Стремление к энциклопедич. знаниям обнаруживается впервые у представителей греч. софистики в 5-4 вв. до н. э., особенно у Гиппия из Элиды. Однако ни софисты, ни более поздние греч. ученые энциклопедич. трудов не писали. Э. скорее специфич. рим. лит. жанр. Наряду с греч. культурой и образованием римляне познакомились с достижениями греч. науки, заимствовали их, оценив их полезность. Различали два вида Э. 1. Сборники, в которых помещен научный материал. Из них следует прежде всего указать на гл. труд М. Терренция Варрона «Древности человеческих и божественных дел» («Antiquitates rerum humanarum et divinarum) в 41 книге (утрачен) и сохранившуюся «Естественную историю» («Naturalis historia») Плиния Старшего в 37 книгах. 2. Э., где давалось систематич. изложение разных отраслей знания (греч. enkyklios paideia, рим. artes liberales). Первую такую Э. составил упомянутый выше Варрон в своем утрач. потом труде «Disciplinae», состоявшем из 9 книг. В них Варрон к «семи свободным искусствам» (грамматике, диалектике, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии) присоединил также медицину и архитектуру, видимо учитывая их практич. пользу. Греч, образование нашло свое воплощение в Ср.-век. форме artes liberales, что было прежде всего заслугой Варрона. Поэтому все позднейшие Э. «семи свободных искусств» прямо или косвенно связаны с «Дисциплинами» Варрона. К таким Э. относятся труд Марциана Капеллы (4-5 вв. н. э.) «О свадьбе Меркурия и Филологии» («De nuptiis Mercurii et Philologiae») и - на исходе античности - изложения artes liberales Кассиодора (6 в.) в 2 книгах «Наставлений» («Institutiones»), а также Исидора из Севильи (6-7 вв.) в начале его «Этимологии». Кассиодор и Исидор разрабатывали «свободные искусства» в рамках своих трудов, где нашел отражение круг знаний того времени. Они поставили «семь свободных искусств» на службу универсальному духовному образованию, как это было принято в средневековье. Нац. - рим. форма образовательной Э. нашла свое воплощение в «Книгах для сына» («Libri ad filium») Катона Старшего (ныне утрачены), которые он создал за полтора столетия до «Дисциплин» Варрона. В этих книгах были представлены особенно важные для каждого римлянина разделы сельского хозяйства, медицины, риторики, военного дела. Своей Э. Катон хотел заменить греч. образование. Те же отрасли знания, что и Катон, двумя столетиями позже разрабатывал Корнелий Цельс (во времена Тиберия). Из его «Artes», названных Э., сохранилось 8 книг по медицине. Этот труд не стал руководством для общего образования, но содержал обширные спец. научные знания.

ЭОЛ

ЭОЛ - 1. Мифич. родоначальник греч. племени эолян, сын Эллина и нимфы Орсеиды, внук Девкалиона (по некоторым мифам, внук Зевса).

2. Живший на о. Эолия повелитель ветров, которых он иногда выпускал на волю. Э. радушно принял Одиссея; расставаясь с ним, приказал попутному ветру надувать паруса его кораблей; подарил Одиссею мешок, в котором были спрятаны все встречные ветры. Этой теме посвящена кантата И. С. Баха.

ЭОЛИДА

ЭОЛИДА - насел, преим. эолийцами греч. область на эгейском побережье М. Азии (Троада, Мизия, Лидия) с прилегающими островами (Лесбос, Тенедос). К южноэолийским городам относилась Кима, а позднее и ионич. Смирна, к североэолийским - города, образовавшие в период Римской империи Эолийский союз городов. Начиная с 546 до н. э. Э., находившаяся под властью Креза, входила в состав империи персов; позднее принадлежала к Афинскому морскому союзу, а с 404 до н. э. была вновь завоевана персами. Освобожд. Александром Македонским, Э. принадлежала затем Пергамскому царству, некоторое время царству Селевкидов и со 133 до н. э. вновь Риму.

ЭОЛИЙСКИЕ ОСТРОВА

ЭОЛИЙСКИЕ ОСТРОВА (от имени греч. бога ветров Эола), группа островов вудканич. происхождения к С.-З. от Сицилии. Совр. назв. - Липарские острова (Липари, Вулкано, Стромболи). В 6 в. до н. э. были заселены греч. колонистами с островов Книд и Родос, с 289 до н. э. принадлежали Карфагену, а с времен 1-й Пунической войны - Риму.

ЭОЛИЙЦЫ

ЭОЛИЙЦЫ (греч. пестрые), одно из четырех гл. племен греч. народа вместе с ионийцами, дорийцами и ахейцами. Э. в др. времена расселялись на всей терр. Греции, особенно в Фессалии и Беотии, в историч. времена - в Эолиде, где ими был создан Союз 12 городов. На эолийском диалекте писали свои произведения Сапфо и Алкей.

ЭОН

ЭОН (греч.) утвердившееся к нач. эллинистич. эпохи понятие мира и вечности, персонифицированное в греч. пантеоне в сыне Хроноса. В Александрии праздник в честь Э. отмечался одновременно с торжествами по случаю наступления нового года. Свое распространение культ Э. получил благодаря религиозным представлениям об Э. персов в мистериях, посвящ. богу Митре; в них он изображался божеством, имеющим человеч. тело, обвитое змеями, со львиной головой. Манихейство и христианская гностика, как и Новый завет, выдвинули дуалистич. учение о «сущем и грядущем Э.»

ЭОС

ЭОС (греко-лат. Eos - утренняя заря), богиня утренней зари (лат. Aurora), дочь Гипериона, сестра Гелиоса и Селены. «Розоперстая» богиня похитила Тифона, чтобы сделать его своим супругом, и добилась для него у Зевса бессмертия, забыв при этом попросить о вечной юности. Престарелый сморщившийся Тифон был в конце концов превращен в цикаду. Сыном Э. был Мемнон. Астрею Э. родила 4 Ветров. Она любила также Кефала и охотника Ориона и похитила их. Фреска Тьеполо.

ЭПАМИНОНД

ЭПАМИНОНД (лат. Epaminondas), беотийский государств, деятель и полководец. В 379 до н. э. вместе с Пелопидом основал Беотийское федеративное государство и при новом государств, порядке (с демократич. ориентацией) реорганизовал войско (гражданское ополчение, создание ударных отрядов, священная дружина, «боевой союз друзей», вооружение длинными копьями), что послужило предпосылками роста фиванского влияния как третьей политич. силы в Греции (после Спарты и Афин). Как демократ и патриот, Э. выступал против гегемонистских притязаний Спарты, которая была им разгромлена в 371 до н. э. при Левктрах. В 362 до н. э. Э. победил антифиванскую коалицию при Мантинее, но и сам пал в битве (конец фиванского господства). Э. впервые применил т. н. косой боевой порядок, при котором усиленное в глубину левое крыло фаланги начинает наступление, врезаясь как клин в ряды противника, в то время как правый край - более слабый - остается позади. Тактика Э. была в дальнейшем развита Филиппом II и Александром Македонским.

ЭПАФ

ЭПАФ (греч. Epaphos - дитя прикосновения), в греч. легендах сын Ио (Исиды) и Зевса; имя Э. означает «созданный прикосновением руки».

ЭПИГАМИЯ

ЭПИГАМИЯ (нем. Epigamie), гарантированное договором право заключения брака между гражданами разных греч. государств. Закон об Э. 451 до н. э. требовал для обеих сторон, вступающих в брак, полных гражданских прав. В эллинистич. время Э. и энктесис (право приобретения земельного участка внутри страны, предоставляемое также неполноправным гражданам) специально оговаривались в договорных обязательствах межгосударств, союзов.

ЭПИГОНЫ

ЭПИГОНЫ (греч. epigonoi - последователи), в греч. сказаниях сыновья (в т. ч. Алкмеон, Ферсандр) семерых героев, осаждавших Фивы (Семеро против Фив); через 10 лет после гибели своих отцов они совершили такой же поход и захватили Фивы. Совр. понятие «Э.» означает нетворч. подражателей.

ЭПИГРАММА

ЭПИГРАММА (греч. надпись), первоначально надписи на памятниках, жертвоприношениях и т. д., принадлежит к исконно греч. гворч. жанрам. Ее отличительный признак - меткость выражений и (с 8 в. до н. э.) метрич. форма (в осн. элегич. дистих). С 4 в. до н. э. Э. потеряла свою первоначальную функцию надписей и стала развиваться в сторону книжной с разнообразным содержанием. Среди дошедших до нас Э. значительная доля приходится на надгробные. Из деловых строгих архаич. произведений ко времени Персидских войн возникли полные простоты и благородного достоинства Э. с чеканной слаженностью формы (Симонид). Наряду с этим в 450 до н. э. появляется т. н. аттическая Э., ее признаком являлась перегруженность софистич. и риторич. элементами. В противоположность этому (примыкая к произведениям Симонида 5-4 вв. до н. э.) развивалась форма, в которой проявлялась углубленность, простота, а на передний план выступила тема любви (Эринна). В эпоху эллинизма известны две школы Э.: пелопоннесская, со словесной перегруженностью, и александрийско-ионическая, в которой естественность языка связана с реалистич. изложением (Каллимах). Оба направления исчезают в сер. 3 в. На рубеже 2 в. этот жанр вновь расцвел в финикийской школе, примыкающей к александрийской школе; она стоит у истоков пародийной Э. (эпитафии животным). С 1 в. до н. э. Э. знаменитых поэтов были собраны в сборнике (антологии). В рим. литературе этот жанр довольно рано стал использоваться в надписях. Литературная лат. Э. имеет очень сильный александрийский отпечаток. В риторич. школах для усовершенствования языка существовало обыкновение добиваться языковой меткости. Э. в форме экспромта были очень популярны у образованных римлян. При этом они все больше содержали насмешливо-сатирич. черты и остроты. Такое направление развития началось при Катулле и достигло высшей точки в остроумных, оригинальных Э. Марциала, которые оставались образцом вплоть до современности. В христианстве Э. распространились с 4 в. н. э. преим. как надгробные и посвященные мученикам надписи, но имели и другое содержание. В них чувствовалось влияние Вергилия и Марциала. Выдающимися авторами христианских Э. были Григорий Назианзин, Авзоний, Дамасий, Пруденций, Луксорий, Венанций Фортунат. Для представителей гуманизма эпохи Возрождения Э. (лат., реже греч.) была излюбленной формой энкомиастич. и полемич. произведения. В Германии этот жанр стал обычным с 17 в. в форме сентенций и экспромтов, употреблялся в политич. и лит. борьбе: Опиц, Логау, Лессинг, Шиллер, Гёте, «Молодая Германия», Бехер.

ЭПИГРАФИКА

ЭПИГРАФИКА (греч. epigraphe - надпись), наука о надписях, вспомогательная историч. дисциплина, выдающимися представителями которой были Август Бек и Теодор Моммзен. Надписи античного мира являются предметом греч. и лат. Э.; ее задача состоит в прочтении и истолковании этих надписей, дополнении отрывочных находок, составлении и упорядочении коллекций, рассмотрении их в более широком контексте, а также в использовании античных надписей для исследования обществ, и частной жизни античности. Э. существенно обогащает историч. науку, а также науки о языке и культуре. Начало интенсивным занятиям надписями античной эпохи было положено во времена Ренессанса. Начатые еще в 19 в. Берлинской Академией наук формирование собраний надписей, их проверка, критика текста и публикация продолжалась до конца первой мировой войны. К значительным достижениям герм, науки о древностях принадлежат собрания греч. надписей, прежде всего Corpus Inscriptionum Graecarum, затем Inscriptiones Graecae, а также лат. надписей Corpus Inscriptionum Latinarum.

ЭПИДАВР

ЭПИДАВР (греч. Epidauros), портовый город на С-В. Арголиды, одновременно курорт с населением, первоначально ионич. происхождения, затем доризирован Аргосом. Э. был политически независим, позднее примкнул к Спарте. Своей славой обязан располож. в 10 км к 3. от города святилищу Асклепия, к которому издалека стекались больные в надежде на исцеление. В Э. имелись термы, стадион, палестра, Одеон, храм Асклепия, построенный в 390 до н. э., и Толос, в котором, как полагают, содержались свящ. змеи. Гармонично спланированный и хорошо сохранившийся театр 3 в. до н. э. и теперь используется по своему назначению. В 55 рядах, располож. уступами, находятся 12000 мест для зрителей.

ЭПИДАМН

ЭПИДАМН (греч. Epidamnos), колония Керкиры и Коринфа на иллирийском побережье. Изгнание олигархов из Э. в 435 до н. э. послужило одной из причин Пелопоннесской войны. В рим. время Э. - Диррахий, важнейшая переправа через Адриатику из Брундизия (Брундизи), совр. Дуррес (итал. Durazzo), гл. порт Народной Республики Албании.

ЭПИКТЕТ

ЭПИКТЕТ (греч. Epiktetos), род. ок. 50 н. э. во Фригии, ум. ок 130 в Эпире, греч. философ-стоик. Был рабом, затем вольноотпущенником. Э. обучал философии в Риме (до того, как был выслан Домицианом), затем в Никополе. Философия Э. сводилась к этике. Основанная на познании здравого смысла она выступала в форме популярной проповеди человеколюбия и чистоты души. Э. отстаивал равенство всех людей, отвергал государство и брак. Счастье видел в свободе человека от страстей. Составл. на основе выдержек из учения Э. его учеником «Руководство морали» («Encheiridion») пользовалось широкой популярностью в качестве книги утешения.

ЭПИКУР

ЭПИКУР (греч. Epikuros), др.-греч. философ. Род. в 342-341 до н. э. на о. Самос, ум. в 271/270 в Афинах. Ученик Навсифана, последователя Демокрита, продолжатель левкиппо-демокритовской атомистики. Основал в 310 до н. э. в Митилене философскую школу (греч. Kepos). В 306 перенес эту школу в Афины. Школа получила назв. «Сад Э.». Возглавлял ее до самой смерти. От трудов Э. до наших дней сохранилось три письма и «Kyriai doxai» («Главные мысли») - в одной из 10 книг Диогена Лаэртского, отрывки из осн. произведения «О природе» (на папирусе), а также многочисл. фрагменты других трудов. Учение Э. состоит из каноники, физики и этики. Каноника (логика) выдвигает критерии, по которым можно определить, чт о является истинным, а что - ложным; указывает, к чему нужно стремиться и чего следует избегать. Все чувств, восприятия истинны, но истинны ли вытекающие из них суждения - проверяется практически ощущениями удовольствия или неудовольствия. Учение Э. о природе (физика) примыкает к системе Демокрита и направлено на организацию практич. деятельности, которая должна освобождать людей от суеверий религии и страха смерти. Э. внес изменения в теорию атомов по сравнению с предшественниками (гипотеза о произвольном отклонении атомов от вертикального падения). Эта гипотеза не только объясняет образование мира в процессе столкновений атомов во время их падения в пустом пространстве, но и дает натурфилософское обоснование свободы воли, свойств, индивидууму (этика): по Э., атомы души обладают индетерминированной свободой, и от них зависят наши поступки, которые не подчинены никакому принуждению. Цель человеч. жизни - удовольствие, но последнее трактуется не только как чувств, наслаждение, но и как избавление от физич. боли, беспокойства души, страданий, страха смерти и оков принуждения. Если стремиться к покою, уравновешенности, душевному миру, «штилю» духа, то духовная радость будет ощущаться сильнее. Жизнь в укромном месте (любимое выражение Э.: «Lathe biosas» - «Живи скрытно»), в тесном дружеском кругу, неучастие в государств, жизни - эти советы отражали эпоху, когда политич. нестабильность угрожала государству и личности. Отсюда индивидуалистич. и созерцательный характер этики Э. Для духовных наслаждений необходимо быть добродетельным; чтобы быть добродетельным, нужно быть мудрым. Привычная вера в бога Э. отвергалась, по Э., боги - блаженные существа, которые живут в Intermundien («междумириях») и ни во что не вмешиваются. Жизнь Э. протекала в полном соответствии с постулатами его учения. Ему претила показная роскошь. Э. почитали многочисл. друзья и ученики - его современники, а также позднейшие последователи. В его школе обучались также женщины и рабы. Влияние Э. на римлян заметно у Горация и особенно у Лукреция, в его философских поэмах. Учение и сама личность Э. в последующие столетия, так же как и некоторыми современниками, подвергались клеветнич. нападкам. Лишь к началу нов. времени, особенно благодаря работам Гассенди (1582-1655), начал воссоздаваться истинный образ Э. О различии натурфилософии Э. и Демокрита писал К. Маркс в своей докторской диссертации 1841.

ЭПИКУРЕЙЦЫ

ЭПИКУРЕЙЦЫ - ученики и последователи Эпикура, сторонники его учения, в узком смысле слова - слушатели основанной Эпикуром философской школы в Афинах, признававшие его учение почти как догму. Последним эту школу возглавлял Патрон, преподававший до 51 до н. э. Учение Эпикура о дружбе было важнейшей установкой для его последователей. Союз друзей трактовался как замена распадавшемуся полису. Материалистич. этика Э. была индивидуалистич. и нейтральной по отношению к обществу. Все Э. отличались благородством и веселым образом жизни. В Риме эпикуреизм получил широкое распространение уже в сер. 2 в. до н. э. Видными Э. были Лукреций, учитель Вергилия Сирон и Гораций. Во 2 в. произошло новое оживление эпикуреизма в Риме, что было реакцией на усиливавшуюся веру в откровение и склонность к мистике. С 4 в. началось затухание эпикуреизма. Сущность идей Эпикура часто вульгаризировалась и представлялась в извращ. форме. Представление о том, что Э. стремятся лишь к чувств, удовольствиям и материальным благам, противоречит образу жизни самого Эпикура и большинства его единомышленников.

ЭПИЛЛИЙ

ЭПИЛЛИЙ (греч. epyllion - малый эпос), короткие повествования, написанные гекзаметром. Э. получил распространение благодаря Каллимаху, который отверг использование крупномасштабных форм поэзии в пользу малых форм. Э. предпочитает мифологич. материал и любовные мотивы, стремится к достижению художеств, совершенства вплоть до деталей. В эллинизме этот жанр получил широкое распространение; каллимаховская «Гекала» считалась образцом. В Риме также часто прибегали к этому жанру. Ряд отрывков Вергилия и Овидия, прежде всего в «Метаморфозах», могут быть отнесены к Э.

ЭПИМЕНИД

ЭПИМЕНИД (греч. Epimenides), легендарный «жрец искупления», родился на о. Крит, ок. 500 до н. э. жил в Афинах. Э. принадлежал к тому же философско-религиозному направлению, что и Орфей, Эмпедокл и Пифагор. Согласно легендам, его душа могла на время покидать тело (шаманистич. представления), рассказывается о более чем 50-летнем сне Э. в пещере. На этот сюжет Гёте поставил представление «Пробуждение Эпименида».

ЭПИМЕТЕЙ

ЭПИМЕТЕЙ (греч. Epimetheus, лат. Epimetheus), сын Иапета, брат Прометея. Получив предупреждение не принимать от Зевса никакого подарка, Э. все-таки принял назнач. ему в жены Пандору, что привело к несчастьям для всего мира. Дочь Э. и Пандоры, Пирра, стала женой Девкалиона.

ЭПИНИКИЙ

ЭПИНИКИЙ (греч. победная песнь), хвалебная песнь в честь победителей (в войне или в спортивных состязаниях), исполнялась по возвращении победителя на родину в сопровождении хора и танцев. Материал для Э. различен (мифы, личность и родина победителя, гномы), в исполнении существовал определ. порядок: метрич. структура основывалась на чередовании строфы, антистрофы и эпода. Основоположник этого жанра - Симонид из Кеоса; крупнейшими представителями были также Пиндар (его Э. сгруппированы по местам соревнований) и Вакхилид.

ЭПИР

ЭПИР (греч. Epeiros - материк), жители Керкиры обозначали так противолежащий материк, позднее - местность к 3. от Фессалии по другую сторону горной цепи Пинд. Э. был заселен иллирийскими племенами, греки рассматривали их как варваров. Вследствие влажного климата Э. развивался как аграрная страна, политич. и хозяйств, отсталость которой стояли на пути ее дальнейшего прогресса. Лишь в 4 в. до н. э. началось постепенное становление городской культуры с ростом торговли и ремесел, с эллинизированием племен и образованием единого государств, строя под властью племенного царства молоссов (Пирр). После Пирра (с 234-233 до н. э.) Э. оставался слабым племенным союзом, до рим. оккупации (167 до н. э.) он находился под сильным македонским влиянием (Эпирская симмахия). В Римской империи Э. был первоначально частью пров. Ахайя, с 27 до н. э. отделенной от Македонии, позднее самостоятельной пров. В соответствии с новой организацией Римской империи при Диоклетиане Э. стал пров. Epirus vetus (гл. город Никополь), в отличие от Epirus nova в Юж. Иллирии (гл. город Диррахий).

ЭПИСОДИЙ

ЭПИСОДИЙ (греч. epeisodion - вступающий).

1. Появление или присоединение артиста к уже стоящему на сцене хору, игравшему в греч. драме первоначально гл. роль; впоследствии вообще любые диалоги (между партиями хора), в которых развертывается действие. Э. - ранняя форма театрального акта.

2. Все отрезки действия в драме, эпосе и речи, относительно самостоятельные и оформл. детали, в противоположность сюжету, определявшему осн. линию. Если Э. несущественны для гл. темы, они остаются вставками (эпизодами).

ЭПИСТАТ

ЭПИСТАТ (греч. epistates - начальник), должностные лица органов местного управления, например назначаемые по жребию Э. притании в Афинах, в греко-рим. Египте - руководитель судебных и полицейских органов областей, в Птолемеевском государстве - царский чиновник, осуществляющий контроль за имуществом храмов.

ЭПИСТИЛЬ

ЭПИСТИЛЬ (греч. epistyl), каменная балка, нижняя деталь балочной конструкции, осуществляет переход от опорного к несущему элементу постройки, «то, что лежит на колоннах».

ЭПИТАФИЯ

ЭПИТАФИЯ (греч. надгробная надпись), epitaphios logos - траурная речь, которую на церемонии захоронения павших произносил публично один из выдающихся граждан Афин. Э. строится по обычной, традиционной схеме: во введении оратор подчеркивает трудность своей задачи, в гл. части речь идет о воспитании и жизни павших за свой полис, восхваляются погибшие и их дела, заключительная часть содержит обращение к живущим, а также слова утешения близким покойных. Одновременно речь славит город Афины и его государств, устройство. Среди немногих сохранившихся известны траурные речи Перикла (у Фукидида), Сократа (в платоновском «Менексене») и Гиперида в память павших в Ламийской войне.

ЭПИТОМА

ЭПИТОМА (греч. epitome - отрывок, выдержка), лит. форма, возникшая в 4 в. до н. э. на основе сокращения крупных произведений, б. ч. прозаич. Значительные выдержки делаются в целях быстрого ориентирования, особенно в специально-научных и историко-научных трудах.

ЭПИФАНИЯ

ЭПИФАНИЯ (греч. явление). В отличие от видений, воспринимаемых только зрительно, Э. как историко-религиозное понятие охватывает явления, воспринимаемые зрительно и на слух одновременно или только на слух (например, Дельфийский оракул). Э. предполагает появление божества или к.-л. другого потустороннего существа, например ангела в иудейско-христианских верованиях, в человеч. образе (например, олимпийские боги у Гомера), в форме проявления к.-л. сверхчеловеч. особенностей (чудеса) или под чужим обличьем (например, Зевс в образе быка). По существу, Э - составная часть культа, характерного для ранних религий, в первую очередь рим. и греч.

ЭПИХАРМ

ЭПИХАРМ (греч. Epicharmos, лат. Epicharmus) (ок. 550-460 до н. э.), греч. поэт, жил в Сиракузах. Э. поднял старинные дорийские народные фарсы до уровня комедий, частично представляющих собой пародии на сказания о богах и героях (например, Геракл представлен как пьяница и волокита), частично-реалистич. изображения повседневной жизни (тип парасита). Политич. и личных нападок он избегал, в т. ч. и в хоре. Из-за многочисл. сентенций в своих произведениях позже считался составителем философских сочинений. Из написанных им 40 пьес сохранились лишь некоторые фрагменты.

ЭПИЦИКЛОВ ТЕОРИЯ

ЭПИЦИКЛОВ ТЕОРИЯ (греч. - на круге), развитая Аполлонием из Перги и получившая завершение у Птолемея теория движения планет. Согласно этой теории, планеты имеют петлеобразные траектории из начальной геоцентрич. точки через комбинации сдвоенных круговых движений. Осн. круг - это деферент (несущий круг, рис. 1), на периферии которого ср. точка К делает малый круг эпицикла, несущего планету S. Пусть радиус-вектор KS теперь движется с такой угловой скоростью, что он постоянно параллелен к линии абсцисс РА (К и S движутся одновременно), тогда S опишет эксцентрич. линию, эксцентриситет которой будет равен радиусу эпициклоиды. Если S = Солнцу, тогда Земля Е удалена от ср. точки на ЕМ. Гиппарх т. о. объяснил различную продолжительность времен года, т. к. движение, равномерное в S, оказывается неравномерным на эксцентрич. кривой в Е, т. е. более быстрым в перигее Р и медленным в апогее А. Для изображения петлеобразной траектории движения планеты Птолемей уточнил эту модель, исходя из деферента с уже лежащей эксцентрично Землей (эксцентр на рис. 1 -деферент на рис. 2). Если принять, что S («планета) оборачивается чаще, чем К, появляются петлеобразные траектории. Оборот S совершается, если S представляет внешние планеты - Сатурн, Юпитер, Марс, напротив, движение от К - собств. движение планет. У Венеры и Меркурия все происходит наоборот. Через выяснение ЕМ и РА радиуса эпициклоиды, времени обращения, склонения эпициклоиды к деференту и деферента к эклиптике и т. д. Птолемею удалось рассчитать движение планет, кроме Меркурия, почти с такой же точностью, как это было позже сделано благодаря эллипсам Кеплера. Эта точность достигнута вследствие отказа от платоновского постулата о равномерном движении, поскольку скорости от К, Е, М, очевидно, неравномерны. В качестве уступки он создал дополнительный круг, в котором наблюдаемые из его ср. точки (точка экванта) неравные отрезки дуги АК и РК за равные промежутки времени оказывались под равными углами. Вместе с тем В на экванте оборачивается равномерно. Данная модель обнаруживает значительную близость к геометрии движения по эллиптич. траекториям, поскольку фактич. траектории, если не принимать во внимание труднодоступные для наблюдения траектории движения Меркурия и тогда еще неизвестного Плутона, приближаются к круговым. Так, Солнце, согласно 1 - му закону Кеплера, находится в одном из фокусов эллипса (в геоцентрич. рис. 2, следовательно, Е), а по 2-му закону радиус-вектор Солнца-планеты (следовательно, ЕК) проходит за равные промежутки времени равные площади. Фактически также и в рис. 2 сектор РЕК сектору АЕК, откуда следует, что точка экванта приблизительно соответствует второму фокусу эллиптич. траектории Кеплера.

Эпициклов теория

рис. Слева - рисунок 1, справа - рисунок 2.

ЭПИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

ЭПИЧЕСКИЙ ЦИКЛ (греч. кольцо), обобщ. понятие для всех греч. героич. поэм, кроме произведений Гомера и Гесиода. Циклич. поэмы тематически и хронологически завершали эпос Гомера (за исключением «Киприй», где описываются события до Троянской войны), среди них «Эфиопида» (последние деяния Ахилла по окончании «Илиады») и «Падение Трои», написанные Арктином из Милета, «Малая Илиада» (события после смерти Гектора), «Возвращения» (история возвращения героев), «Телегония» (примыкает к «Одиссее»), Произведения фиванского цикла также причисляют к Э. ц. («Oidipodeia», «Thebais», «Эпигоны»). От поэм Э. ц. сохранились лишь фрагменты; их содержание известно в общих чертах; в качестве предполагаемых авторов называются разные имена; время возникновения - послегомеровское. В поэтич. отношении Э. ц. намного уступает гомеровскому эпосу.

ЭПОД

ЭПОД (греч. epodos(stichos)-добавочный стих), укороч. стих, следующий за одним или неск. одинаковыми стихами, который отличается от предшествующих ритмически (в большинстве случаев за ямбич. триметром следует ямбич. или дактилич. стопа), при этом пентаметр элегич. двустишия Э. не считается. Э. - обозначение стихотворения из такого рода парных стихов. Древнейшие Э. созданы Архилохом; Гораций ввел их в рим. поэзию. В греч. хоровой песне Э. следуют за строфой и антистрофой (противострофой) в качестве 3-го элемента, отличающегося в ритмич. построении. В драме он появляется после одной или неск. парных строф, часто лишь в конце хоровой песни.

ЭПОНИМ

ЭПОНИМ (греч. Eponymos - дающий имя), бог, герой или человек, дававший наименование городу, общине или году, например десять героев, по именам которых названы аттич. филы, архонт-Э. в Афинах или консул в Риме, чьи имена использовались для обозначения года (вследствие отсутствия единого летосчисления).

ЭПОС

ЭПОС (греч. epos - слово, стих). Жанр Э. в античности охватывает длинные, широкомасштабные произведения, почти всегда написанные гекзаметром. Древнейшей формой Э. являются исполнявшиеся при княжеских дворах хвалебные песни аэдов в честь мифич. героев. Их отличительными признаками служат метрич. форма, стереотипные элементы (формулы), устная передача из поколения в поколение, свободные вариации воспринятого материала и музыкальное сопровождение исполнения. Древнейшими из дошедших до нас эпич. произведений являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Возникшие на зап. побережье М. Азии, где у ионийских колонистов оставались воспоминания о богатой мифологии своей греч. родины, эти произведения представляли собой героич. поэмы высокого художеств, достоинства. Созданная для развлечения знати, исполняемая рапсодами, «Илиада» в подробностях изображает эту среду и ее этич. представления; «Одиссея» содержит многие народные черты. Упоминания об авторе в эпосе отсутствуют. Язык и техника греч. Э. веками оставались связанными с Гомером. В противоположность гомеровскому Э. Гесиода характеризуется тематич. обращением к мифам о богах («Теогония»), изображением быта земледельцев, («Труды и дни»), дидактич. направленностью и присутствием в произведении автора. От Гомера и Гесиода исходили две разные линии эпич. поэзии. В гомеровских традициях составлены относящийся к 7-6 вв. до н. э. т. н. эпич. цикл (известный только по фрагментам); Э. по материалам троянских и фиванских циклов легенд, т. н. гомеровские религиозные гимны; краткие изложения миф. материала для культовых потребностей; две сочиненные неизвестным автором в 6-5 вв. до н. э. пародии на героич. эпику «Маргит» и «Батрахомиомахия» («Война мышей и лягушек»). Кроме того, имеется необъятное число эпич. произведений 1 - 4 вв. до н. э., в которых разрабатываются мифологич. и историч. материалы (Пизандр, Паниасис, Херил из Самоса, Антимах из Колофона), дошедшие до нас только в виде фрагментов. Напротив, с Гесиодом связаны главным образом философские поэмы 6-5 вв. до н. э. (Парменид, Эмпедокл). Во времена эллинизма и Империи составлялись как дидактич. поэмы гесиодовского направления (Арат, Никандр), так и поэмы историч. и мифологич. тематики (Аполлоний Родосский, Квинт из Смирны, Мусей, Нонн). Среди произведений эпич. поэзии особой глубиной отличается «Александра» Ликофрона, загадочная поэма, полная изысканных оборотов и намеков на далекие сказания. Последний значительный взлет греч. эпики - византийский нац. эпос о Дигенисе Акрите. Рим. Э. развивался в созданных греками формах - историч. и дидактич. Начало ему положил перевод «Одиссеи», выполн. Ливием Андроником. Первыми значительными произведениями, использовавшими историч. материал, были «Bellum Punicum» («Пуническая война») Невия, составл. по образцу текста Ливия Андроника (в нац. сатурнич. стихотворном размере), «Анналы» Энния (сочинение, излагавшее историю Рима в гекзаметре, что с тех пор постепенно стало обязательным также и для рим. эпики). Последователями Энния в использовании историч. материала были Акций, Фурий и Гостий. Одновременно с историч. возникают дидактич. эпические произведения. Все они по содержанию и художеств. достоинствам уступали созданной по образцу Эмпедокла философско-дидактич. поэме Лукреция «De rerum natura» («О природе вещей») и «Георгикам» Вергилия. Вершиной рим. Э. является «Энеида» Вергилия, обязанная своим происхождением гомеровской традиции и ставшая нац. Э. у римлян. Поэтич. техника Вергилия стала образцовой для эпиков последующих поколений. Множество эпич. произведений появилось во времена Империи. Их тематика включала историч. сюжеты (Лукан, Силий Италик) или мифологию (Валерий Флакк, Стаций), нередко встречались панегирич. черты (Аполлинарий Сидоний). В христианском Э. использовался преим. библейский материал (Альцим А вит). Эпич. поэмы средневековья и нового времени по своему содержанию носят сильный отпечаток античности. Так, «Божественная комедия» Данте основывается на 6-й книге «Энеиды»; подражание Вергилию заметно в ср.-лат. песни «Вальтарий» частично и в «Песни о Нибелунгах». Гомеровское влияние сильнее ощущается у Мильтона, Фосса и Гёте («Ахиллеида», «Герман и Доротея»).

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ - Дезидерий (Erasmus von Rotterdam) (1466-1536), центральная фигура европ. гуманизма, ранний представитель светско-гуманистич. интеллигенции. Жил в различных городах, под конец жизни - в Базеле и Фрейбурге. Э. Р. составил классич. универсальный сборник изречений греч. и лат. авторов («Adagia»), получивший широкую известность. Его целью было связать христианскую веру с античными этич. ценностями (христианский гуманизм). Как образованный человек и эстет, Э. Р. стремился создать этически глубокое христианство без борьбы вероисповеданий и ломки церкви, а потому оставался в стороне от Реформации (спор с Лютером о свободной воле - «De libero arbitrio»), которой способствовал своим антисхоластич. отношением к образованию и критикой существующих клерикальных порядков. В многочисл. лат. сочинениях Э. Р. способствовал распространению античной литры (критич. издания мн. античных авторов и отцов церкви, а также Нового завета, комментариев к ним и пр.). Его тончайшая сатира «Похвала глупости» («Encomion moriae») принадлежит к шедеврам мировой литературы. Многосторонние отношения Э. Р. почти со всеми значительными современниками отразились в коллекции почти 3000 писем на лат. яз. В греч. яз. Э. Р. отвергал защищаемое Рейхлином новогреч. произношение.

ЭРАРИЙ

ЭРАРИЙ (лат.), рим. государств, казна. Находилась в храме Сатурна в нижней часги Капитолия. Казной управляли два квестора под непосредств. и постоянным контролем сената. В императорскую эпоху значение Э. постепенно уменьшалось. Э. превратился в городскую кассу с местными поступлениями.

ЭРАСИСТРАТ

ЭРАСИСТРАТ - из Кеоса (греч. Erasistratos) (ок. 300-240 до н. э.), греч. врач из Александрии, проводивший обширные анатомич. и физиологич. исследования. Он занимался главным образом мозгом, нервами, сердцем и кровеносными сосудами. Все жизненные и патологич. процессы в человеч. организме объяснял на основе синтеза учения о пневме зап.-греч. медицины, атомистич. учения Демокрита и физич. теорий перипатетика Стратона.

ЭРАТО

ЭРАТО (лат. Erato), одна из девяти муз.

ЭРАТОСФЕН

ЭРАТОСФЕН - из Кирены (греч. Eratosthenes, лат. Eratosthenes) (ок. 282-202 до н. э.), греч. ученый, ученик Каллимаха, с 246 до н. э. заведовал Александрийской библиотекой, имел труды в области филологии, грамматики, истории, литературы, математики, хронологии, астрономии и главным образом географии. Э. основал математич. географию (измерение земного шара, определение длины его окружности = 252 000 стадий, теоретич. обоснование возможности кругосветных путешествий, разделение земной поверхности на четыре зоны). Э. отрицал достоверность сведений Гомера в области географии и, напротив, опирался на данные Анаксимандра, Гекатея, участников похода Александра Македонского. Содержание «Географии» Э. до нас дошло благодаря трудам Страбона. Как математик Э. решил уравнение а:х = - х:у - у:в посредством подстановки. Он нашел также метод обособления первых чисел из последовательности натуральных чисел («решето» Э.). От поэмы Э. о картине мира и о сказаниях, связанных со звездами («Катастеризм»), а также эпиллиев («Гермес», «Anterinys», «Erigone»), как и от других поэтич. произведений, сохранились только фрагменты. Поскольку Э. при всей его разносторонности был не всегда вполне основателен, он получил прозвище Бета, т. е. «номер 2».

ЭРБАХ

ЭРБАХ (нем. Erbach). В замке Э. демонстрируется античная коллекция, содержащая наряду с вазами преим. рим. портретную скульптуру. Заслуживает внимания сохранившееся классицистич. расположение в «комнате римлян» (ок. 1800).

ЭРГАСТЕРИИ

ЭРГАСТЕРИИ (греч. ergasterion - рабочее место), мастерские, не имевшие сколько-нибудь значительного механич. или технич. оборудования и производившие продукцию на заказ или впрок. Со 2-й пол. 5 в. до н. э. Э. выступали как организованные мануфактурные производства. С помощью рабов, вольноотпущенников, а также вольнонаемных рабочих при неск. усилившемся разделении (специализации) груда и значительном числе работников (до 50 рабов в ремесл. предприятиях и до 1000 человек в горных разработках) Э. добивались более высоких производств, показателей. Предприниматели часто вели дело не сами, а предоставляли за соответствующее вознаграждение помещение, инструменты (оборудование), сырье работнику (рабу), давая ему возможность во всем прочем хозяйствовать самостоятельно. Э. имелись во всех отраслях производства (мебели, текстиля, керамики, металлоизделий). В рим. сельском хозяйстве для ненадежных рабов на латифундиях использовались полуподземные эргастулы, где рабы содержались ночью, а днем в цепях должны были работать в поле. Август выступил против незаконного содержания свободных в эргастулах, при Адриане от них отказались.

ЭРГОЛОГИЯ

ЭРГОЛОГИЯ - исследование предметов культуры, служащее частным историко-этнографич. дисциплинам. В сфере античности Э. рассматривает рабочее оборудование и методы работы (в т. ч. заимствованные в др. культурах), она занимается также изучением следов деятельности оборудования (например, в каменоломнях), описаниями и изображениями (вазовая живопись, изображения на монетах, рельефы), а гакже реконструкцией утрач. рабочих приспособлений и не дошедших до нашего времени методов труда. Э. стремится интерпретировать продуктивный труд (в т. ч. и рабский) и концентрирует внимание на исследованиях, которые исходят из простых типологий оборудования и выявляют протекание производств, процессов. Данными для них могут служить отдельные сцены (изображения мастерских) или физич., химич., термич. методы, реконструируемые однозначно. Э. охватывает совр. исследования материалов по античным сведениям и преданиям. Она исследует специфику античной организации работ, например достижение большей работоспособности при суммировании одновременно выполняемых работ с помощью сигналов или применения ритмич. рабочих тактов. Э., которая уже с самого начала в поздней античной лексикографии имела спец. выражения, обновленные и развитые гуманистами раннего периода, стремится достичь обоснованных представлений обо всех обозначениях веществ и материальных данных. Используются высказывания о добротности и целесообразности различных античных приборов и способов обработки. Э. имеет целью не только установление терминологич. тождества, но прежде всего характеристику приборов и их функций в ходе производства и выяснение необходимой производительности умств. и физич. труда одного или неск. людей, работающих совместно.

Предыдущая страница Следующая страница