Словарь античности
Статьи на букву "К" (часть 6, "КОП"-"КРИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 6, "КОП"-"КРИ")

КОПТСКИЙ ЯЗЫК

КОПТСКИЙ ЯЗЫК - так именуется егип. яз. на последнем этапе развития (2 - 3 вв. н. э.) с его специфич. письменностью и языковыми формами. Копты использовали греч. письмо, заимствовав из него 25 букв. Они сохранили только 7 знаков демотич. письма; коптский алфавит, т. о., включал 32 знака. После завоевания Египта арабами (7 в.) коптское письмо стало постепенно утрачивать свое значение, пока, наконец, не было полностью вытеснено араб, и изгнано из официального употребления. Как культовый язык сохранился у коптов до сих пор.

КОПТЫ

КОПТЫ (др.-евр. gibtith, араб, kibt - египтяне), исконное христианское население др. и совр. Египта. Коптский язык и коптское искусство, в основе которых лежат традиции эллинистич. Египта, формировались в процессе распространения в Египте христианства. Начальные стадии этого процесса, не отраж., по всей видимости, более поздним ортодоксальным учением, темны для нас. Своеобразное копгское искусство оказывало значительное влияние на различные области культуры этого региона. Коптская литература, напротив, представлена (за редким исключением) переводами греч. текстов, преим. сакральных. Особый вклад в историю церкви К. внесли учреждением монашества. После Халкедонского собора 451, на котором в христианское учение был введен догмат о двух природах Христа, К. отпали от вселенского единства и впредь стояли на позициях монофизитства - учения, согласно которому божеств, и человеч. природа слились в Христе воедино. Наиболее значительным внешним событием в истории коптской церкви было завоевание Египта арабами (639 - 641), первоначально воспринятое церковью как в известной степени положительное явление. Результатом этого завоевания стала постен, исламизация части населения Египта. В настоящее время насчитывается 1,3 млн. сторонников коптской церкви и 80 тыс. коптов-унитариев (сторонников союза с римско-католич. церковью).

КОПЬЕ

КОПЬЕ (лат. pilum), метательное оружие греков и римлян (дротик). К. следует отличать от пики, являвшейся колющим оружием.

КОПЬЕМЕТАНИЕ

КОПЬЕМЕТАНИЕ - одна из дисциплин античного пятиборья. Метательным снарядом служило деревянное копье дл. не более двух метров с металлич. наконечником. Техника разбега и метания почти не отличалась от нынешней. Однако античное копье в сер. древка было обмотано кожаным ремнем, который заканчивался петлей для указательного и среднего пальцев метательной руки. При броске ремень раскручивался, придавая копью вращательное движение, что способствовало его ровному полету и увеличивало дальность броска.

КОРА

КОРА (греч. девушка).

1. Культовое имя Персефоны; почиталась в элевсинских мистериях вместе со своей матерью Деметрой, богиней плодородия.

2. Совр. обозначение архаич. скульптурных изображений девичьих фигур; во множестве найдены на Афинском акрополе и в других культовых центрах Греции. Эти скульптуры служили обетным даром, приносимым в святилище. К. выполняли гакже функцию вертикальных опор в архитектурной конструкции (сравни портик кариатид в афинском Эрехтейоне). В отличие от куросов (юношей), изображавшихся обнаж., фигуры К. были задрапированы.

КОРБУЛОН

КОРБУЛОН - Гней Домиций, полководец Нерона, в период своего консульства - начальник герм, войск; после возвращения в Рим был удостоен высоких наград. В 54 Нерон возложил на него ведение войны против парфян, которую тот успешно завершил. Пользуясь громадным влиянием в армии, К. мог легко свергнуть Нерона, однако этого не сделал. В 67 Нерон призвал К. в Грецию и, как только он высадился на берег, приказал казнить его. Дочь К., Домиция Лонгина, вышла замуж за будущего императора Домициана.

КОРИБАНТЫ

КОРИБАНТЫ - в греч. верованиях божества малоазийского происхождения, служители Кибелы, их культ отличался оргиастич. танцами и экстатич. музыкой.

КОРИННА

КОРИННА - греч. поэтесса из Танагры (Беотия); жила или в 5 в. до н. э., или ок. 200 до н. э. В основе произведений К., язык которых прост и незамысловат, лежат сказания ее родной Беотии; при этом поэтесса пользуется своим родным беотийским диалектом. Мы располагаем лишь фрагментами ее произведений.

КОРИНФ

КОРИНФ (Korinthos), крупный дорийский торговый город на Истме с гаванями в Сароническом и Коринфском зал. (Лехей и Кенхреи). Уже в 8 - 7 вв. до н. э. в К. процветала торговля и ремесла, и в первую очередь производство и экспорт керамики и изделий из бронзы. Коринфяне вывели ряд колоний - Сиракузы, Керкиру, Потидею. В 657 до н. э. Кипсел сверг власть родовой знати (в К. тогда правил род Бакхиадов) и утвердил тиранию. Его преемником стал сын Периандр (627 - 583 до н. э.). В это время К. достигает успехов в области внешней политики и высокого уровня благосостояния; в 582 до н. э. были учреждены Истмийские игры. В 456 К. выступил в поддержку Афин против Эгины. Позднее торговое соперничество Афин и К. обострилось и в конечном счете явилось одной из осн. причин Пелопоннесской войны (431 - 404 до н. э.). В Коринфской войне 395 - 387 К. в союзе с Афинами, Беотией и Аргосом выступил против Спарты, которая в это время фактически властвовала над Грецией. В 337 К. был центром Коринфского союза, гегемоном которого был объявлен Филипп Македонский. В 243 К. вступил в Ахейский союз, а в 146 был полностью разрушен войском Луция Муммия. В 44 до н. э. К. был восстановлен, однако уже в качестве рим. колонии. С 27 до н. э. он стал гл. городом пров. Ахайя. В К. возникла одна из первых христианских общин, основанная апостолом Павлом. Др. постройки К. пострадали при разрушении города римлянами в 146 до н. э.; сохранилась значительная часть дорийского храма Аполлона (сер. 6 в. до н. э.), а также развалины мн. сооружений рим. времени. В ходе раскопок, провед. американскими археологами в недавнее время, были обнаружены развалины святилища Посейдона и стадион, где проводились Истмийские игры.

КОРИНФСКИЙ СОЮЗ

КОРИНФСКИЙ СОЮЗ - союз, заключ. в 337 до н. э. греч. городами-государствами (за исключением Спарты) с Филиппом II, македонским царем. Цель союза - установление всеобщего мира и предотвращение государств, переворотов. Филипп II был провозглашен гегемоном Греции и верховным командующим союзного войска. В 337 - 336 до н. э. союз объявил войну персам, желая отомстить за разрушение греч. святилищ при Ксерксе I.

КОРИОЛАН

КОРИОЛАН - Гней Марций, легендарный полководец и герой др.-рим. истории, согласно преданиям, завоевавший в 493 до н. э. Вольский город Кориолы, за что получил прозвище К. В 491 до н. э. боролся против плебеев, которые добились затем его изгнания. Подобно бегству Фемистокла к персам, К. бежал к вольскам, с которыми он в 489 - 488 выступил против Рима. Лишь уговоры матери К. Ветурии и его жены Волумнии склонили К. отступить от города. Когда К. попытался оправдать свое решение перед вольсками в народном собрании, те набросились на него с камнями в руках и убили. Биография К. изложена у Плутарха. Легенде о К. посвящена драма Шекспира и одноим. увертюра Бетховена.

КОРИЦА

КОРИЦА (греч. kinnamon, лат. cinnamum), хорошо известная в античности пряность. Привозилась из Индии в виде коры или порошка.

КОРНАРИЙ

КОРНАРИЙ - Иоганнес (1500 - 1558), филолог и медик, соединявший, как это было принято у гуманистов эпохи Возрождения, врачебную практич. деятельность с критич. изданием и переводом греч. авторов (например, произведений Гиппократа, Галена и Аэция, изданных Фробеном в Базеле).

КОРНЕЛИЙ

КОРНЕЛИЙ - имя представителей др.-рим. рода (патрицианской и плебейской ветвей). Наибольшим политич. влиянием пользовались патрицианские фамилии Долабеллов, Лентулов и Сципионов, оптимат Л. К. Сулла и популяр Л. К. Цинна (2). Мн. из носителей имени К. являлись в республиканский период старшими из сенаторов (principes senatus) и верховными жрецами (pontifices maximi). Л. К. Балб из Гадеса, один из ближайших сподвижников Цезаря, позднее Августа, в 40 до н. э. первым из некоренных римлян избран консулом.

КОРНЕЛИЯ

КОРНЕЛИЯ - имя представительниц рим. рода Корнелиев. Наиболее знаменитой являлась дочь П. Корнелия Сципиона Африканского Старшего, завоевателя Карфагена, супруга Семпрония Гракха, мать Тиберия и Гая Гракхов. После смерти мужа она всецело посвятила себя воспитанию детей, о чем свидетельствуют дошедшие до нас два фрагмента ее писем к Г. Гракху. Рим. литература создала вокруг нее ореол образцовой римлянки.

КОРНЕЛЬ

КОРНЕЛЬ - Пьер (1606 - 1684), франц. драматург, создатель трагедии классицизма. Его сценич. произведения, следовавшие общим законам античной драмы, отличали гармоничность и единство построения (следование правилу Аристотеля о трех единствах трагедии; органич. сочетание конфликтов и перипетий), благозвучие и ясность языка и стиха. Мн. из произведений К. написаны на сюжеты из мифологии и античной истории. Однако вместо античного рокового стечения обстоятельств как побудительного фактора К. выдвигает на передний план чувство долга, исполняемого согласно убеждениям и воли героя, побеждающего собств. чувство и принимающего смерть со стоич. спокойствием («Гораций», 1640; «Цинна», 1640; «Полиевкт», 1643).

КОРНИФИЦИЙ

КОРНИФИЦИЙ - государств, деятель, в гражданской войне выступал на стороне Цезаря, оратор и поэт, друг Катулла, длительное время считавшийся ошибочно автором дошедшего до нас вместе с трудами Цицерона учебника риторики «Auctor ad Herennium».

КОРОВА

КОРОВА (греч. bus, лат. bos). Одомашнение К. явилось значительным прогрессом в развитии первобытного общества. Существование одомашн. К. в Европе прослеживается с каменного века. Крупный рогатый скот очень рано стал использоваться в качестве рабочей силы. На печати из Кносса (15 - 14 вв. до н. э.) изображен процесс доения К. Греч, крестьяне и пастухи (bukolos) первоначально не знали масла. Культ быка в греч. культурном ареале достиг апогея на Крите. С этим культом связан и греч. миф о Минотавре. Зевс принял облик кроткого быка для того, чтобы увезти финикийскую царевну Европу с материка на Крит. В рим. сельском хозяйстве волов использовали как тягловую силу и в целом достаточно высоко ценили крупный рогатый скот.

КОРОНА

КОРОНА - головной убор, являющийся знаком царской власти. Происхождением своим К. обязана венку (лат. corona) - символу почестей, воздаваемых победителю в состязаниях, военачальнику или должностному лицу. Особую роль в истории К. сыграл императорский венец.

КОРОНЕЯ

КОРОНЕЯ - город в Беотии. Здесь в 447 до н. э. беотийцы победили афинян. В 394 до н. э. у К. спартанцы под предводительством Агесилая одержали победу над Фивами и их союзниками, в т. ч. Афинами.

КОРОНИДА

КОРОНИДА (греч. Coronis), в мифологии возлюбленная Аполлона, изменившая ему со смертным Исхисом; за это была убита Артемидой (по другой версии - Аполлоном). Ее неродившегося сына Асклепия спас из утробы Аполлон.

КОРПОРАЦИИ

КОРПОРАЦИИ - К. создавались в Греции в период правления диадохов, а также в Римской империи; их цели были различны, а назв. разнообразны и не всегда объяснимы. Это могли быть более или менее свободные сообщества, объединявшиеся по возрастному признаку (прежде всего это было характерно для Греции - Neoi и Gerontes) для достижения общей цели и имевшие общее имущество (гетерии или койнонии). Создавались сообщества и по распоряжению властей; они имели статус юридич. лица (например, в государстве Птолемеев существовала система коллективной аренды государств, земель, а в провинциальных городах Римской империи - конвенты граждан). Не имеющие рим. гражданства или гражданства провинциальных городов члены племен, которые считались только проживающими на терр., подчин. городу, или в селах на этой же терр., в отличие от горожан иногда совмещали функции сельскохозяйств. и культовых сообществ (Cultores). Члены К. именовали друг друга подчеркнуто доверительно («друг», «брат», «товарищ»). Для поддержания взаимного общения они называли друг друга также «сотрапезниками» или «пайщиками» (Convictores, Comestores, Conlatores); особенно это было принято в тех К., где имелась общая усыпальница. Социальная структура К. была различной; не исключалось участие рабов и женщин; имелись, однако, и такие культовые К., членами которых мужчины быть не могли. К. нигде не приобрели политич. или экономич. значимости, поскольку число их членов было невелико.

КОРСИКА

КОРСИКА (греч. Kyrnos, лат. Corsica), остров в зап. Средиземноморье к С. от Сардинии; его исконные жители иллирийцы и, возможно, иберийцы по происхождению. В 564 до н. э. треки из малоазийского г. Фокея основали здесь поселение Алалия (Алерия), однако вскоре их потеснили этруски и карфагеняне, которые в то время были союзниками. В дальнейшем К. находилась под верховенством этрусков, затем карфагенян, которые нередко вербовали наемников из местных жителей. В 259 К. захватил Луций Корнелий Сципион, однако только с 238 она стала (в совокупности с Сардинией) рим. пров. После императора Веспасиана К., по всей видимости, отделилась от Сардинии и стала самостоятельной пров. Возможно, это произошло после проведения государств, реформ Диоклетиана. В период Империи К. была местом ссылки (например, туда был сослан Сенека). В 5 в. н. э. ею завладели вандалы, а после того, как они были покорены (534), К. оказалась под властью Византии. Благодаря обилию лесов остров был поставщиком строительной древесины.

КОРФУ

КОРФУ - итал. обозначение о. Керкира.

КОС

КОС - второй по величине остров Додеканеса (Юж. Спорад); был заселен еще в микенскую эпоху; во время т. н. дорийского переселения им завладели дорийцы В греко-перс. войнах К. участвовал на стороне персов, предводительствуемый Артемизией, затем примкнул к 1-му и 2-му Афинскому морскому союзу, однако в 4 в. до н. э. рассорился с Афинами и в эллинист ич. эпоху находился преим. под властью Птолемеев. К. славился производством и экспортом одежды из прозрачных тканей, т. н. косской одежды, а также школой врачей, основанной Гиппократом. Святилище Асклепия появилось там в 4 в. до н. э. и впоследствии неоднократно расширялось. Святилище сохранилось: оно поднимается вверх тремя уступами, на которых возвышаются неск. храмов и зданий павильонного типа. Раскопки святилища были проведены Р. Герцогом в 1900 - 1904.

КОСМЕТИКА

КОСМЕТИКА (от греч. kosmein - украшать), все приемы и средства ухода за телом и украшения его. К. помогала подчеркивать привлекательность отдельных черт; особое значение имел уход за кожей и волосами. Известны дорогостоящие косметич. ухищрения представительниц высшего рим. общества (использование ослиного молока для ухода за кожей и т. д.).

КОСМОГОНИЯ

КОСМОГОНИЯ (греч. kosmos мир, Вселенная и goneia - рождение, возникновение). Миф, повествование или учение о возникновении мира. К. существовали еще на Др. Востоке (Вавилон; Ветхий завет, 1-я книга Пятикнижия). В античности космогонич. поэмы (особенно Гесиода), которые в мифологич. и персонифицирующей форме («Теогония» - «Рождение богов») представляли собой первую попытку осмысленно-логич. объяснения появления Вселенной, а также орфич. учения (рождение Вселенной из яйца, периодич. обновления Вселетгной), предшествуют собств. научно-философским К., которые представляли собой уже переход к космологии. Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит, Эпикур и другие предлагали натурфилософские концепции возникновения и развития Вселенной, в осн. полаг ая, что она возникла из хаоса. Материю, из которой состоит мир, они считали вечной.

КОСМОПОЛИТИЗМ

КОСМОПОЛИТИЗМ (греч. вселенское гражданство), индивидуалисгич. учение, возникшее у греч. философов киников (Диог ен) и стоиков (Хрисипп), рассматривавших людей как граждан (polites) не отдельных государств, но всей Вселенной (kosmos). Упрочению К. способствовало крушение полисного строя и установление единого государства при Александре Македонском. К. не был тождествен теории мирового господства и оставался, в сущности, чистой спекуляцией философов, однако мог служить идеологич. основой концепций мировой политики (при императоре Адриане).

КОСМОС

КОСМОС (греч. украшение, порядок), в греч. мифологии и философии начиная с Анаксимандра, Пифагора и Эмпедокла мировой порядок, мировое целое, которое в отличие от хаоса не только упорядочено, но и прекрасно в силу царящей в нем гармонии. КОТИС, Котито, фракийская богиня, по преимуществу растительности и плодородия. Ее оргиастич. культ был распространен главным образом в Коринфе. Неистовая разнузданность этого культа вызывала протест еще в античности.

КОТТАБ

КОТТАБ - популярная в Греции застольная итра. Она состояла в том, что остатки вина из чаши или бокала нужно было плеснуть в диск, легко укрепл. на вертикальной опоре, чтобы тот упал; другая разновидность игры: попасть не в висящий круг, а в плавающую в сосуде с водой маленькую чашечку и потопить ее.

КОТУРН

КОТУРН (греч. kothornos), высокий закрытый сапог из мягкой кожи; как повседневная обувь К. были по средствам только обеспеченным людям. К. использовались актерами при исполнении трагич. ролей они увеличивали рост актера, придавали величественность его фигуре. Ок. 500 до н. э. стали использоваться К. на толстой подошве. Сначала ее делали из кожи, а со 2 в. до н. э. - из пробки; с эллинистич. времени высота подошвы постоянно увеличивалась. В императорскую эпоху подошва К. в некоторых случаях была высотой в локоть, так что К. стали напоминать ходули.

КОЦИТ

КОЦИТ (лат. Cocytus), «Река Плача» в подземном царстве.

КОШКА

КОШКА (греч. ailuros, лат. felis). Считалось, что одомашнивание К. совершилось в Др. Египте. К. здесь почитали как свящ. животное; после смерти ее тело бальзамировали, как и тело человека. Греки узнали К. благодаря египтянам; для ловли мышей продолжали, однако, использовать ласку. К. считалась животным экзотич., «роскошным». Только в императорскую эпоху домашняя К. стала повсюду использоваться с практич. целями: в Риме К. как охотник за мышами заменила черного хорька, ласку и хорька-альбиноса; в иных случаях ее использовали для ловли кротов в садах. Слово «cattus», давшее начало совр. назв. этого животного в европ. яз., впервые употребил Палладий (4 в. н. э.). В рим. эпоху одомашн. К. встречается по всей Европе, хотя и в небольшом количестве. У германцев дикая К. была животным богини Фреи (в повозку богини были запряжены две К.). В средние века домашние К. продолжали распространяться. Предметом суеверного страха (из-за ярко выраж. склонности к ночной жизни) К. стала относительно поздно.

КРАН

КРАН (от греч. geranos - журавль). Стационарный козловый К. с системой подъемных блоков появился ок. 750 до н. э. и ок. 550 до н. э. приобрел законч. форму триспаста и пентеспаста. Наиболее крупным был полиспаст, созданный Архимедом в 225 до н. э. К. применяли в портах, каменоломнях, на строительных работах. Укорачивая или удлиняя стропы, можно было повернуть К. в нужном направлении и поднять груз на рабочую площадку. Разновидностью конструкции К. с системой подъемных блоков был К. с поворотной стрелой - его использовали в театре. Уникальна конструкция поворотного К., поставл. на корабле, который плавал на оз. Неми. Этот К. вращался на шарикоподшипниках. Витрувий дал обстоятельные описания и других конструкций, в т. ч. с параллельными системами подъемных блоков - такая конструкция способствовала увеличению грузоподъемности.

КРАСИТЕЛИ

КРАСИТЕЛИ - материалы, используемые при крашении шерсти, стекла и эмали, а также в живописи и косметике. Сведения о мн. К., широко применявшихся в эллинистич. странах, особенно в Египте, попадали в Рим. К нач. нового летосчисления было освоено окрашивание в прочный пурпурный цвет, излюбл. цвет одежд рим. императоров. Довольно рано пурпур стал имитироваться дешевыми заменителями животного и растит, происхождения. В качестве «псевдопурпура» применялись марена, орсейлевый и лакмусовый лишайники, сафлор, хна, сандикс, а также сок хермесовых щитовок. В эпоху эллинизма люди познакомились также с мн. другими растительными и минеральными К., в т. ч. тщательно очищенными видами киновари, искусств, лазуритами, смальтой, свинцовыми белилами и др. Применялись также вайда или индиго, чистотел, сок шелковицы и черники. Для изготовления румян служили свинцовые белила, сурьма, свинцовый блеск, сульфид сурьмы и малахит.

КРАСНОЕ МОРЕ

КРАСНОЕ МОРЕ - совр. назв. (употреблявшееся иногда и в античное время) моря между Аравией и Eгиптом (лат. Маге Erythraeum или Rubrum). Др. египтяне пересекали К. м. на пути за благовониями в страну Пунт (на берегу Эритреи и Сомали, либо в Юж. Аравии). Гл. портом на К. м. была в то время Белая гавань (Leukos Limen), совр. Эль-Кусейр. Значение К. м. возросло после географич. открытий эпохи Птолемеев (в этот период гл. портами стали Миосормос и Береника). Открытие регулярности муссонов, соверш. Гиппалом, позволило в императорскую эпоху наладить оживленные сношения с Индией. К этому же времени относится анонимный «Перипл Эритрейского моря» (на греч. яз., своего рода путеводитель для плавания от берегов К. м. через Индийский океан в Индию). Ранневизантийскому периоду (6 в.) принадлежит составл. Космой Индикопловом описание торговых путешествий в Индию.

КРАСОТА

КРАСОТА (греч. kalon, лат. pulchrum). К. не была ни центральным понятием античной эстетики, ни исключительным эстетич. феноменом. Тем не менее это понятие было тесно связано с важнейшими эстетич. ценностями. Согласно античным представлениям, в основе К. лежат мера, порядок, четкость границ, гармония, симметрия (Демокрит, Платон, Аристотель, Плотин). К. рассматривается прежде всего как явление духовного порядка. Некий образ считается красивым, если ему свойственны целесообразность, порядок и разумность. В этом смысле духовная К. находит свое выражение в К. физической. Гармонич. единство духовно и физически красивого в доклассич. период еще не было найдено; оно становится осн. критерием совершенства произведений искусства в классич. эпоху (5 в. до н. э.), затем теряется в эпоху эллинизма и сменяется идеализацией объекта. Олицетворением К. в классич. период является прекрасный человек, в котором соединились все достоинства, как внешние, так и внутр. (Аристотель). Любовь к прекрасному была также необходимым элементом жизни полиса (Фукидид), т. к. прекрасными считались такие социальные атрибуты свободного гражданина, как слава, достоинство, честь, имущество, свобода от унижающего труда (Аристотель). К., с одной стороны, могла и должна была доставлять удовольствие, а с другой - быть неотделимой от пользы (Сократ, Цицерон). При известных условиях К. можно идентифицировать с добром (Платон). Упадок греч. городов-государств, распад их социальных институтов выразился в эпоху эллинизма в том, что понятие К. в искусстве и обществе было соотнесено с естеств. К., которая, по мнению стоиков, разлита в природе и космосе.

КРАСС

КРАСС - 1. Л. Лициний К. (140 - 91 до н. э.), выдающийся рим. оратор, учитель Цицерона. Из его речей, в которых он иногда отходил от позиции оптиматов, сохранились немногие (например, 118 речей об основании колонии Нарбон). К. славился также своими юридич. познаниями.

2. Марк Лициний К., прозванный Богатым (115 - 53 до н. э.), представитель оптиматов, сторонник Суллы; в период сулланских проскрипций составил огромное состояние, которым умело пользовался в политич. целях (например, финансировал устройство публичной трапезы на 10 тыс. столах). В 71 одержал победу над войском Спартака; в 70 и 55 избран консулом. В 60 заключил вместе с Цезарем и Помпеем первый триумвират, в котором богатство К. сочеталось с властью Помпея и мудростью Цезаря, и получил в 55 на 5 лет пров. Сирию. Убит 6. 05. 53 в сражении с парфянами при Каррах (возле излучины Ефрата в сев.-вост. Месопотамии). Биография К. изложена Плутархом.

КРАТЕР

КРАТЕР - 1. македонский полководец, командир телохранителей Александра Македонского. В 328 до н. э. завоевал Бактрию, отличился и в индийском походе, особенно во время трудного возвращения войск Александра из Индии. К 324 он привел ветеранов обратно в Македонию. После смерти царя К. стал стратегом Македонии. В 321 пал в битве с Эвменом Кардийским.

2. у греков сосуд для смешивания жидкостей, преим. вина с водой; К. делали из обожж. глины или металла; они имели широкое горло и вместительное тулово (К. в форме чаши, в форме колокола и т. п.) и две ручки.

КРАТЕР ВОИНОВ

КРАТЕР ВОИНОВ - глиняный кратер 13 в. до н. э.; найден на акрополе в Микенах. Один из немногих известных нам замечательных сосудов позднеминойского периода. Тулово кратера украшено изображением движущихся воинов, вслед которым смотрит женщина; жест ее, по всей видимости, означает скорбь по уходящим.

КРАТЕТ

КРАТЕТ - 1. Афинский комический поэт, ок. 450 до н. э., представитель т. н. сказочной комедии. Возможно, К. первым отказался в своих комедиях от личных нападок и добился единства действия. Сохранились лишь фрагменты его сочинений.

2. К. из Маллы (Киликия), 1-я пол. 2 в. до н. э., глава пергамской школы грамматиков. Был сторонником стоич. теории аномалии и противником теории аналогии, созданной учеными александрийской школы. Гл. противником К. был Аристарх Самофракийский. В отличие от Эратосфена К. считал Гомера большим знатоком географии. Аллегорически толкуя гомеровские тексты, он обнаружил в них картину мира, соответствующую стоич. воззрениям. Возможно, К. был создателем первого глобуса. В 169 - 168 до н. э. К. был посланником в Риме. Его выступления, затрагивавшие проблемы грамматики и филологии, оказали глубокое влияние на научные изыскания римлян в этой области.

3. К. из Фив, кон. 4 в. до н. э., философ-киник, ученик Диогена Синопского, учитель Зенона Китионского. Получив прекрасное образование, вел жизнь нищего бродяги вместе со своей женой Гиппархией, происходившей из знатной семьи; Гиппархия тоже была сторонницей и проповедницей кинизма. К. не разделял народных верований и стоял на позициях монотеизма.

КРАТИЛ

КРАТИЛ (Kratylos) (4 в. до н. э.), греч. философ, первый представитель релятивизма, учитель Платона. К. предельно заострил мысль Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку (поскольку другой станет и вода, и наше собств. тело), - он утверждал, что в нее нельзя войти даже и один раз. К. отрицал существование относительного покоя, что соответствовало его принципу воздержания от суждения (т. о., К. предвосхитил скептицизм).

КРАТИН

КРАТИН (лат. Kratinos) (ум. после 423 до н. э.), др.-греч. комедиограф; известно 28 его комедий (дошли во фрагментах); из них 9 принесли ему победу на состязаниях комич. поэтов. Для комедий К. характерна острая политич. направленность (сатира на Перикла и Аспасию) и пародия на мифы. В старч. возрасте К. написал комедию «Бутылка» («Pytine»), желая отвести упреки в пристрастии к вину, и победил своего молодого соперника Аристофана на состязании в 423 до н. э. (Аристофан представил комедию «Облака»).

КРАТИПП АФИНСКИЙ

КРАТИПП АФИНСКИЙ - др.-греч. историк, последователь Фукидида; описал Пелопоннесскую войну и последующие события вплоть до 394 до н. э. Вопрос о том, был ли К. современником Фукидида, спорен.

КРАШЕНИЕ

КРАШЕНИЕ - Греки и римляне в области К. использовали главным образом традиции др. культур. Текстильные волокна окрашивались в пряже, реже - в виде целых кусков материала путем их кипячения в краске. Процесс сопровождался протравливанием с квасцами и винокаменной кислотой. Поскольку для искусства К. требовалась спец. подготовка, К. рано стало ремеслом. К сожалению, о корпорациях ремесленников в К. известно мало, хотя рецепты красителей, использовавшихся этими корпорациями, во мн. случаях сохранились. Об успехах К. в Египте во времена Империи свидетельствует опыт получения сохранявшихся долгое время пестрых расцветок материи с помощью наката различных протрав. Текстильные волокна обычно обрабатывались красителями растительного происхождения, и только прочная багряная краска и пурпур добывались из хермесовых щитовок и пурпурных улиток, наряду с натуральными красками применялись также их дешевые заменители. Некоторые мастера, кроме тканей, 'обрабатывали также и другие материалы. Кожа, слоновая кость, дерево, камень, даже мрамор окрашивались неоднократными накатами, в большинстве случаев для этого использовались окислы металлов. Существовало мнение, что с помощью алхимич. методов К. можно получать серебро и золото.

КРЕДИТНОЕ ДЕЛО

КРЕДИТНОЕ ДЕЛО - В Греции с древнейших времен было принято давать в долг и занимать; особенно часто одалживали зерно. Система частных кредиторов была чрезвычайно широко распространена в эллинистич. Египте и в Риме периода ранней Империи. Система ссуд и займов, принятая в Египте, известна нам особенно хорошо благодаря папирусам. Кредитор и дебитор производили безналичные расчеты по счетам, находившимся в частных или храмовых «банках», где у каждого имелся лицевой счет.

КРЕЗ

КРЕЗ (560 - 547 до н. э.), последний царь Лидии, захватил б. ч. М. Азии, за исключением Ликии и Киликии. Покоренные им народы, в т. ч. жители греч. городов малоазийского побережья, были, однако, относительно самостоятельны. После того как персы захватили Мидию, между ними и лидийцами стали возникать конфликты (547 - 546). Перс, царь Кир II победил К. и присоединил Лидийское царство к Персии. К. был известен своим богатством не меньше, чем щедростью (пожертвования в Дельфы). При К. в стране расширились денежные отношения (чеканка монеты). Имя К. вошло в поговорки и легенды. Согласно преданию, перед началом войны с Киром К. получил в Дельфах такой оракул: «Перейдя реку Галис, ты разрушишь великое царство». К. действительно разрушил свое собств. царство. Легендарна и описанная Геродотом встреча К. с Солоном; по Геродоту, мудрец предупредил К., что не стоит считать себя счастливейшим из людей, пока жизнь не подошла к концу.

КРЕМАЦИЯ

КРЕМАЦИЯ - в эпоху античности вплоть до периода Римской империи наряду с погребением существовала также и К. До позднеминойского периода тела мертвых предавали земле, но уже Гомер описывает только К., производившуюся в материковой Греции наравне с погребением. Только умерших детей хоронили в земле. В Др. Италии предпочтение отдавали К., хотя уже в Законах 12 таблиц были зафиксированы оба вида захоронения. После падения Республики вплоть до 1 в. К. была очень распространена, во 2 в. стала применяться реже, в 400 К. прекращается. В 768 последовал официальный церковный запрет К.

КРЕОНТ

КРЕОНТ - в греч. преданиях первый сын Менокея, брат Иокасты, правитель Фив после смерти племянников Полиника и Этеокла, противник Антигоны. Опера Скарлатти.

КРЕПОСТИ

КРЕПОСТИ - места и поселения, укрепл. оборонительными сооружениями (стенами, башнями). Жилые строения в Эгейском регионе со времени позднего неолита (2-я пол. 3-го тыс. до н. э.) укреплялись (например, Магула в Димини). Внушительные остатки монументальных крепостных сооружений сохранились с микенских времен (например, Микены, Тиринф). Крепостные стены имели толщину до 6 м. Они состояли из твердосостыкованной каменной кладки (циклопич. кладка), на внешних сторонах между стенами насыпались бастионы из земли и бревенчатых накатов. Стенные укрепления с течением времени совершенствовались; у греков были распространены постройки из тесаного камня, у римлян - из обожженного кирпича, а также комбинированные постройки из тесаного камня и кирпича (например, Гиссар в Болгарии). В крепостных сооружениях пограничных областей часто находят обширные деревянные укрепления над земляным валом или на каменных стенах (например, дакийские К. в горах Orastie). Сохранились значительные остатки знаменитейших сооружений классич. (например, стена Фемистокла между Афинами и Пиреем), эллинистич. (Пергам, Сиракузы, Гераклея на Латмосе) и рим. времени (Рим, стена Аврелиана, Иерусалим, Помпеи). Во времена поздней Империи возрастало значение системы рим. пограничных укреплений (Лимес, Заальбург). Знаменитыми были крепостные стены Константинополя, которые были разрушены лишь после турецкого штурма 145З.

КРЕСИЛАЙ

КРЕСИЛАЙ - греч. скульптор 5 в. до н. э., работал в Афинах, Дельфах, Эфесе; автор портрета Перикла, сохранившегося в копиях-гермах (некоторые из них снабжены надписями). Копии эти хранятся ныне в Лондоне, Ватикане и Берлине. Одна из амазонок обетного дара эфесцев считается работой К. («берлинский тип»). К. приписывается статуя Диомеда (Мюнхен), юноши из Кирены-Перинфа, статуя Афины и другие.

КРЕСТ

КРЕСТ - 1. (лат. crux). Изображения К. на различных предметах, относящихся к древнейшим периодам истории Др. Востока, Азии, Египта, Африки, Средиземноморья и Европы, были обнаружены при археология, раскопках. Здесь К. является или элементом орнамента, или магич. знаком, или символом, причем границы между этими возможными его функциями часто неопределенны. К. как символ жизни или животворящих сил (солнце, ветер) изображался по-разному (К. в круге, гаммированный К.). Др.-егип. К. с ушком - иероглиф «anch» - обозначает понятие «жизнь». В Передней Азии К. наряду с другими символами был прежде всего знаком счастья и сакральным знаком. К. в форме др.-евр. буквы Т («тау». последняя буква др.-евр. алфавита) считался знаком причастности Богу и самого Бога. В греч. (особенно в произведениях геометрия. стиля) и рим. искусстве К. был элементом различных орнаментов (например, меандр), изначально заключавших в себе символику жизни. На надгробиях в Аркадии К. выступает как знак смерти. Совершенно новый смысл он получил в христианстве: смерть Иисуса на К., рим. пытка на К., общая символика жизни, связанная с К., - все это связалось воедино, и К. стал священным символом вечной жизни и избавления от страданий. Вместе с тем вплоть до конца античности христианский К. продолжал сосуществовать с языческими и иудейскими К., у каждого из которых было свое символич. значение.

2. (лат. crux), поврежд., не поддающееся объяснению место в тексте, в спец. изданиях отмечается знаком †.

Крест

рис. Крест: 1 - греческий; 2 - латинский (crux immissa); 3 крест в форме буквы Т («ray»), или антониевский крест; 4 - андреевский крест; 5 - крест с ушком (crux ansata); 6 - крест в круге; 7 - гаммированный крест, или свастика (crux gammata); 8 - монограмма имени Христа, состоящая из первых букв - «хи» и «ро».

КРЕСТЬЯНИН

КРЕСТЬЯНИН - В условиях древне-восточного общества греч. К. был свободен от к.-л. принуждения при обработке общинных земельных угодий. Как свободный парцеллярный К., он полностью распоряжался своей земельной собственностью, которая составляла примерно 4 - 5 га пашни. Помимо этого, занимался скотоводством на обширных горных лугах. Все это требовало применения молодой крепкой рабочей силы, которой были дети К. или принадлежавшие ему рабы. Им, как правило, вменялся в обязанность тяжелый земледельч. труд, в то время как сам К. предпочитал вести свободную кочевую жизнь пастуха. Одновременно К. составляли также и основу обороноспособности городских общин и пользовались в связи с этим правами полноправных граждан греч. полисов. По своему социальному положению К. занимал место ниже аристократии и получавших по сравнению с ним более высокие доходы судовладельцев. Постепенно и городское ремесленничество потеснило в социальной иерархии К., который вследствие развивающихся денежно-кредитных отношений все в большей степени попадал в долговую и тем самым в личную зависимость. Солону в Афинах удалось предотвратить подобные кризисные явления, объявив К. свободным от долговых обязательств. По мнению Солона, участок К. - земледельца должен был приносить 150 четвериков урожая и состоять из 4 - 5 га пашни, 4 - 5 га пара и дополнительно из 10 - 15 га луговых угодий. Однако, несмотря на принятые законы, аграрные кризисы периодически повторялись. При Писистратидах выход из создавшегося положения в Афинах, казалось, был найден: ограничить выращиваемые сельскохозяйств. культуры ценными и дорогостоящими оливками, виноградом, инжиром и фруктовыми деревьями. Благодаря этому крупнейший из греч. полисов превратился в экспортера этой продукции, но одновременно стал зависимым от импорта зерна. Начиная примерно с 450 до н. э., когда исчезла возможность отправлять колонистов в необжитые районы и тем самым способствовать отделению от крестьянских семей тех их членов, которые не наследовали имущество отца, резко обострились противоречия, связанные с дележом семейного наследства. В отличие от греч. сельскохозяйств. уклада в Спарте аграрную основу составлял не крестьянский двор, а господская усадьба с использованием труда государств, крепостных илотов. Также и на система не смогла избежать кризисов (после 464 до н. э.), илоты не были способны создать крепкое крестьянское хозяйство. Угроза нападения соседних враждебных народов часто вынуждала К. в колониях отказываться от своею привычного занятия и, укрывшись за надежными крепостными городскими стенами, браться за ремесл. груд, который к тому же обеспечивал и более высокий доход. По этой причине греч. колонии никогда не охватывали больших терр., а представляли собой, как правило, небольшие по площади поселения. Отсутствие возможности наладить свое хозяйство в колониях наряду со все возрастающей куплей крестьянских земель городской аристократией повлекло за собой потерю К. своих прежних позиций, к тому же усутубл. тем фактом, что оборонительные функции отошли ог К. к наемникам. Однако это не означало полного исчезновения К. или ею окончательного руинирования, потому что обществ, отношения оставались, как и прежде, аграрными. Свободный К., показанный Гесиодом трудолюбивым и прилежным работником, предстает после периода великих войн обнищавшим, в значительной степени отстран. от городской культурной жизни и зачастую высмеиваемым городскими жителями землепашцем, влачащим жалкое существование. Хотя им и были усовершенствованы орудия груда и методы хозяйствования, а также достигнуты значительные успехи в разведении нов. культур, он и в эпоху эллинизма не смог утвердиться ни экономически, ни социально. Правда, поэзия того времени идеализировала сельскую жизнь (больше труд пастуха, чем крестьянина), создавая видимость некой идиллии. Тем самым она противоречила господствовавшим государственно-философским воззрениям, которые принижали значение физич. труда и по сути своей рассматривали К. уже не как полноправного гражданина. В Др. Риме К. сохранял свои социальные позиции полноправного гражданина на протяжении более длительного времени, чем в Греции. Благоприятные почв, условия способствовали развитию крепкого крестьянского хозяйства. Не последнюю роль играл также тот факт, что до 150 до н. э. на Италийском полуострове сохранялось достаточное количество необжитых площадей, пригодных для возделывания и последующею заселения, что устраняло необходимость в создании заморских колоний. Однако дальнейшее стремительное развитие латифундий и возникновение связанного с ними нов. типа сельскохозяйств. уклада, первоначально на Сицилии, а затем и во всей Италии, привело почти к полному вытеснению крестьянского труда рабским трудом и вызвало еще более значительные кризисные явления, чем в Греции. Прогрессирующее обнищание народных масс вынудило Тиберия Гракха принять аграрный закон, предусматривающий следующие ограничения: никто не должен иметь в своем пользовании более 500 югеров обществ, земли, остальная же земля (примерно по 7,5 га на каждый крестьянский двор) должна быть разделена между бедными гражданами, которые не имели права отчуждать получ. участки, чтобы они снова не попали путем купли в руки крупных землевладельцев. Но реформа не принесла ожидаемых результатов. Небольшие крестьянские наделы не были в состоянии обеспечить сколь-нибудь значительный доход. Что касалось идеологич. концепций, то они рассматривали Рим как крестьянское государство и проповедовали уважительное отношение к крестьянскому труду. В отличие от Греции в Риме, как и в Карфагене, получила развитие спец. литература, отразившая в достаточно полном объеме крестьянскую практику. Однако не следует упускать из внимания тот факт, что в поздний период Римской республики К. был вытеснен арендатором.

КРЕСФОНТ

КРЕСФОНТ (греч.), легендарный представитель рода Гераклидов, захвативший вместе с братьями Теменом и Арисгодемом Пелопоннес; при разделе Пелопоннеса получил Мессению и стал ее правителем. Женился на Меропе и был убит ее двумя сыновьями от Полифонта.

КРЕТИК

КРЕТИК - стихотворная стопа, получившая название в связи с предполагаемым местом происхождения - о. Крит. Состоит из одного короткого слога между двумя долгими: - - - (например, artifex). К. часто встречается в эллинистич. комедии и поэзии.

КРЕУСА

КРЕУСА - В греч. преданиях:

1. дочь афинского царя Эрехфея, мать Иона, рожд. ею от Аполлона;

2. дочь коринфского царя Креонта, невеста Ясона, иногда именуется также Главкой;

3. дочь Приама и Гекубы, жена Энея, мать Аскания. Эней потерял ее во время бегства из горящей Трои.

КРЕЩЕНИЕ

КРЕЩЕНИЕ - одно из гл. христианских таинств, обряд, совершаемый над людьми в знак приобщения их к церкви. Свое начало К. берет в дохристианских, в т. ч. иудейских, обрядах и обычаях. Вначале крестили только взрослых. Обряд К. представлял из себя символич. «смывание» грехов путем погружения человека в купель. К. подтверждалось сознательное принятие человеком христианской веры. Также считалось, что во время свершения этого обряда присутствует святой дух, отпускающий грехи и дающий человеку силы для безгрешной жизни. С К. тесно связан обряд изгнания злых духов, во время которого священник дует на лицо, на воду и масло, чертит кресты, прославляет Христа и проклинает злых духов (проклятия в адрес злых духов - обязательный атрибут К. католиков, сохранившийся по сей день).

КРИКС

КРИКС - кельтский гладиагор; вместе со Спартаком бежал из гладиаторской школы в Капуе и стал одним из наиболее известных предводителей крупного восстания рабов (74 - 71 до н. э.). Отряд К. (по причинам невыясн., дискуссионным) вместе со своими кельт, и герм, сподвижниками отделился от Спартака. В 72 до н. э. К. был разбит в Апулии и погиб.

КРИНАГОР

КРИНАГОР - греч. эпиграмматист, родом из Митилены; в 45 и 26 - 25 до н. э. побывал с посольством в Риме. Сюжеты его не слишком значительной поэзии были связаны с жизнью императорского дома и политич. событиями.

КРИПТА

КРИПТА (греч.), первоначально - склеп святого мученика в катакомбах, затем - часовня под алтарной частью в ранних средневековых церквях, особенно романских базиликах (например, в Гернроде, Кведлинбурге).

КРИПТИЯ

КРИПТИЯ (греч.), спартанское установление, вероятно, ступень или форма обучения молодых спартиатов, возникшая из обряда инициации. Молодые спартиагы жили временно в труднодоступных местах, скрываясь и одновременно выступая в качестве «тайной полиции». Спартиаты прежде всего наблюдали за илотами, но могли проводить против них и карательные экспедиции.

КРИТ

КРИТ - остров на Ю. Эгейского моря пл. 8. 3 тыс. км2. Дл. с З. на В. 260 км, шир. - от 12 до 57 км. занимает выгодное географич. положение, находясь в 100 км от Пелопоннеса и в 170 км от Кирены. Вдоль острова тянутся известковые горы с развитым карсгом, состоящие из тpex массивов: на З. - массив Белые горы (Левка), в центре - Ида (Ипсилоритис), на В. - массив Ласити. Между юрными массивами находятся плоскогорья; для сельского хозяйства пригодна только пятая часть общей площади. На Ю. горы круто обрываются к берегу, лишенному гаваней. Здесь в горный массив врезается только Мессарская равнина, на которой находятся античные юрода - Гортина, Фест и Aгиa Триада. Сев. берег острова имеет много заливов; горы плавно переходят в равнину. Недалеко от совр. портового г. Гераклион (Ираклион) находятся постройки Кносского дворца (минойская эпоха). С 2600 до н. э. К. испытывал на себе влияние более развитой культуры Египта, Ближнего Востока и Троады. Критяне познакомились с обработкой металла, чю способствовало развитию ремесла; удобное географич. положение делает К. центром мор. торговли. Жители К. (они не были индоевропейцами) являлись носителями т. н. минойской культуры, древнейшей в Европе (2600 до н. э. 1150 до н. э.), оказавшей огромное воздействие на культуру других стран и народов. Наивысший расцвет минойской культуры приходится на 19 18 вв. до н. э. и на кон. 17 в. Основой критского государства было дворцовое хозяйство, которое держалось на эксплуатации зависимых земледельцев и ремесленников привилегированной знатью. Дворцовое хозяйство следует, очевидно, считать способом производства, характерным для Др. Востока, однако состояние источников не позволяет сделать это со всей определенностью. Ок. 1400 и 1200 до н. э. дворцовые постройки К. подверглись разрушению. Многочисл. свидетельства (в т. ч. и характер линейного письма Б) позволяют полагать, что с сер. 15 в. до н. э. К. правили греки. С 11 в. до н. э. началось проникновение дорийцев на К., а остатки исконного, догреч. населения (этеокригяне) отступили на В. острова. Дорийские города вплоть до эллинистич. эпохи сохраняли свои древнейшие черты. В дальнейшем К. оказывается на периферии истории греч. мира. Ни в греко-перс. войнах, ни в Пелопоннесской войне он участия не принимал. В 1 в. до н. э. К. служил опорным пунктом для пиратов, а потому римляне под предводительством Квинта Метелла после двухлетней борьбы (69 - 67 до н. э.) захватили его. С этого времени К. (совместно с Киреной) стал рим. пров.

КРИТИЙ

КРИТИЙ - 1. (460 - 403 до н. э.), афинянин, представитель аристократич. рода, дядя Платона. К. был поэтом, философом круга софистов и Сократа, государств, деятелем. В 411 и 404 он, будучи крайним приверженцем олигархич. строя, принимал участие в государств, перевороте и возглавил правление Тридцати тиранов. Для того чтобы открыто установить в Афинах тиранич. правление, он убрал Ферамена, принадлежавшего к той же партии олит архов, но к ее более умеренному крылу. К. был убит в Мунихии, в сражении с войсками Фрасибула, вождя афинских демократов. В платоновских диалогах К. выступает как один из участников беседы. Именем К. назван поздний диалог Платона «Критий».

2. др.-греч. скульптор 1-й пол. 5 в. до н. э. Вместе с Несиотом он работал над скульптурной группой, изображавшей юных тираноубийц Аристогитона и Гармодия. В 476 эта работа была выставлена в Афинах. Известна по неапольской копии. Статуя юноши с Акрополя, автором которой считается К., имеет весьма слабое сходство с означ. скульптурной группой.

Предыдущая страница Следующая страница