Словарь античности
Статьи на букву "С" (часть 4, "СИН"-"СЛА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СИН"-"СЛА")

СИНИД

СИНИД - по греч. сказанию, разбойник-великан, живший на пути между Трезеном и Афинами, в районе Истма. Сын Посейдона. Он привязывал путников к вершинам двух согнутых деревьев (отсюда его прозвище Pityokampes - сгибатель деревьев). Затем С. отпускал деревья, которые разрывали его жертву. Тесей убил С. таким же образом.

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИЗМ (греч. synkretismos смешение), термин истории религии, применяемый с сер. 19 в. для обозначения смешения идей и образов различных религий, преим. путем идентификации богов и мифов (отдельные культы и ритуалы оставались неизм.). Эллинизм дал мощный стимул к религиозному С. нового типа, ибо во время войн между диадохами смешались и переплавились различные религиозные представления. Так родилась идея личного спасения каждого отдельного человека божеств, избавителем (сотером). Типичной чертой С. является, с одной стороны, простое сосуществование различных религиозных форм, противоречащих одна другой (например, иудаизма и рим. культа владыки), а с другой - возникновение новых религий путем образования сект. Гностицизм как характерный представитель эллинистич. С. в своей пантеистич. системе объединил самые различные понятия и религиозные взгляды. Лишь путем познания сам человек может спасти себя. Античный С, как и любой другой, является признаком религиозного кризиса, самоперерождения религии в антропоцентрич. теософию. Др. религии обращаются к мистике, магии и астрологии.

СИНКРИЗА

СИНКРИЗА (греч. synkrisis - сравнение), в литре - сравнительное противопоставление двух персонажей. С. призвана четко выделить характерные черты обоих героев, сравнить их достоинства и доказать превосходство одного из них. С. часто реализуется в форме диалога - спора персонажей. Примеры С. - поэтич. состязание между Эсхилом и Еврипидом в «Лягушках» у Аристофана, противопоставление Цезаря Катону у Саллюстия и в первую очередь «Сравнительные жизнеописания» Плутарха.

СИНОД

СИНОД (греч. synodos - собрание). Слово «С.» имеет то же значение, что и лат. konzil собор (церковный). В зап. части Римской империи термин «собор» постепенно вытеснял термин «С», но этот процесс не был завершен окончательно даже в средние века.

СИНОЙКИЗМ

СИНОЙКИЗМ (греч. sinoikismos - совместное поселение), объединение в единый полис неск. ранее независимых общин. С. мог осуществляться неск. способами: 1. Основание нового города, становящегося центром уже существующего полиса (Тегея, Мантинея, Смирна, Мессена, Мегалополь); 2. Переселение жителей других общин в уже существующий укрепл. город (Фивы); 3. Объединение независимых общин вокруг уже существующего юрода (Афины, Сиракузы, Олинф); 4. Образование полиса путем объединения неск. общин с закладкой нового юрода или без нее (Кеос, Родос, Кассандрия, Лисимахия). В эллинистич. время, начиная с Александра, термином «С.» стали часто обозначать объединение неск. поселений, в которых получали земельные наделы македонские ветераны.

СИНОЙКИЯ

СИНОЙКИЯ (греч. synoikia), праздник в честь синойкизма. В Афинах - летний праздник (23 июля) в честь основания города Тесеем.

СИНОН

СИНОН - по греч. легенде, греч. воин, позволивший троянцам во время Троянской войны взять себя в плен, сделав вид, будто его преследуют греки. Обманом он внушил троянцам мысль втащить в город оставл. греками деревянного коня. Ночью из чрева коня С. выпустил спрятавшихся там воинов, которые открыли ворота Трои грекам.

СИНОПА

СИНОПА - портовый город на Черноморском побережье центральной части М. Азии. Основан колонистами из Милета в 7 в. до н. э. Вскоре С. становится исходным пунктом др. черноморских колоний (например, Трапезунта). Со 183 до н. э. С. - столица Понта. При Цезаре - рим. колония.

СИНОПТИКИ

СИНОПТИКИ (греч. synoptikos - способный все обозреть), евангелисты Матфей, Марк и Лука. Три Евангелия, названные по их именам, имеют большое сходство в содержании и стилистике, что позволяет свести их в единый «Синопсис» (греч. synopsis - обозрение).

СИНЫ

СИНЫ (греч. sinai или thinai), др.-греч. назв. китайцев, особенно юж., которое пришло к грекам из Индии. Согласно Птолемею (2 в. н. э.), С. жили восточнее индийцев и южнее серов (так греки и римляне называли сев. китайцев).

СИПИЛ

СИПИЛ (ныне турецк. Манизадаг), гора в античной Лидии (ок. 1500 м), располож. к В. от Смирны и к Ю. от Магнесии и р. Герм. Известна своим наскальным рельефом, изображающим Великую мать Кибелу (Magna Mater Cybele). Ранее этот рельеф ошибочно принимали за изображение Ниобы. Совр. турецк. назв. - Большой Камень. Кибелу здесь почитали как Сипилскую мать (Mater Sipylene).

СИПУХИ

СИПУХИ (совы ушастые), по суеверным представлениям римлян, ночные птицы, похищающие маленьких детей и сосущие их кровь; птицы-призраки, в которых превращаются женщины, или чудовища женского пола.

СИРАКУЗЫ

СИРАКУЗЫ - город на вост. побережье Сицилии, основан коринфянами в 734 до н. э. В 485 до н. э. С. попали под власть тирана Гелона, который вернул ранее изгнанных демосом крупных землевладельцев. Гелон сделал С. одним из сильнейших городов Великой Греции (победа при Гимере в 480). Его наследник Гиерон I (478-466) распространил свою власть на южноиталийские области. В 465 в С. победила демократия. Осада города афинянами во время сицилийской экспедиции (415-413) закончилась полным поражением осаждавших. Внутренние противоречия во время войны с Карфагеном позволили Дионисию I в 405 установить в С. тиранию. Дионисий II (367 - 344) подавил восстание Диона. Он был свергнут коринфянином Тимолеоном, который ввел демократич. конституцию. В 317-316 Агафокл использовал социальную борьбу в С. для захвата власти и стал тираном. В 278-276 царь Эпира Пирр тщетно пытался создать сицилийскую империю. Нового расцвета С. достигли во время правления царя Гиерона II (268-215). При нем С. поддерживали Рим, во 2-ю Пуническую войну перешли на сторону Карфагена. Поэтому в 212 рим. командующий Марцелл взял город штурмом, во время которого погиб Архимед. С. потеряли самостоятельность и стали резиденцией рим. наместника Сицилии. С 535 н. э. С. - собственность Византии. Из античных зданий в С. следует упомянуть дорич. храмы Аполлона (ок. 570 - 560 до н. э.) и Афины (заложен в 480 до н. э., ныне перестроен в собор) на полуострове Ортигия, а также построенный предположительно в кон. 4 в. до н. э., неоднократно перестраивавшийся и расширявшийся театр.

СИРЕНЫ

СИРЕНЫ (греч. Seirenes), по греч. мифу, дочери Ахелоя или Форкиса, злые демоны, люди-птицы (как правило, с женской головой), обладающие особыми знаниями и умением изменять погоду. Своим волшебным пением С. заманивали корабли мореходов к острову, где они разбивались о скалы и гибли. По совету волшебницы Кирки Одиссей залепил уши своих спутников воском, а себя велел привязать к мачте и т. о. избегнул соблазна. По другому мифу, Орфей своим пением отвлек внимание аргонавтов от С. Позднее С. победили музы, похитили их перья и стали носить их на голове в качестве украшения.

СИРИНГА

СИРИНГА (греч. Syrinx-труба), многоствольная флейта, составл. из пяти, семи или девяти стволов различной длины. Излюбл. духовой инструмент пастухов и крестьян. Часто упоминается в греч. поэзии. В эллинистич. и рим. время использовалась для музыкального сопровождения сценич. представлений. Затем, вероятно через мимов, перешла в позднейшую европейскую народную музыку (Папагено в «Волшебной флейте» Моцарта). Согласно греч. мифу, Пан полюбил аркадскую нимфу С, которая не ответила ему взаимностью. Спасаясь от него, она обратилась к р. Ладон с мольбой о помощи и была превращена в камыш. Пан соединил воском неск. камышовых трубочек и сделал пастушью флейту (флейта Пана), которую назвал С. На ней он играл свои песни.

СИРИС

СИРИС - ахейская колония, основанная ок. 700 до н. э. на берегу Тарентского зал. (точное место не установлено). Была известна своим богатством. Ок. 500 до н. э. соседние города - Сибарис, Кротон и Метапонт - разрушили С. Наследником С. стала Гераклея Дорийская, основанная недалеко от него.

СИРИЯ

СИРИЯ - страна между Евфратом и Средиземным м. Ее терр. не совпадает с терр. совр. Сирийской Арабской Республики. Большая часть С. находилась в зоне достаточной природной влажности, поэтому искусств, орошение не играло существ, роли. Результаты археологич. раскопок позволяют проследить картину заселения С. начиная с эпохи неолита (7-е тыс. до н. э.), однако письменные (егип.) источники появляются лишь с сер. 3-го тыс. до н. э. (упоминание Библа как центра торговли лесом). Несколько позже клинописные тексты из Эблы (сев. С.) указывают на наличие классового общества и государства. Клинопись из Мари (Тель Харири на Ср. Евфрате) показывает, что в 19-18 вв. до н. э. С. была раздроблена на ряд мелких государств, таких, как Каркемиш, Ямхад, Катна, Угарит и Библ, из которых самым значительным стал Ямхад (ок. Алеппо). Тексты из Алалаха дают представление и о социальных отношениях, для которых характерным являлось закабаление за долги и рабство, как и в Месопотамии. Природные богатства, оживл. торговые пути и стратегич. положение С. привлекали иноземных завоевателей. В сер. 17 в. до н. э. север С. захватили хетты, однако, ослабл. внутр. противоречиями, потеряли ее. Новыми хозяевами С. стали хурриты, населявшие государство Митанни, юг С. заняли египтяне, Тутмос III и Аменхотеп II продвинулись до севера С. В сер. 14 в. до н. э. С. вплоть до границ Ливана вновь была захвачена усилившимися хеттами. Сирийск. князья заключили с ними вассальные договоры. Хеттские наместники правили страной примерно до 1200 до н. э. Их резиденция находилась в Каркемише. Прибрежные города С. были ориентированы на мор. торговлю; они играли значительную роль в торговом и культурном обмене между Передним Востоком и эгейским миром. Критское и эгейское влияние на С. было особенно ощутимо в Угарите (совр. Рас-Шамра близ Латакии), где наряду с вавилонско-ассирийскими, угаритскими и хурритскими текстами найдены таблички с минойско-кипрскими письменами. О контактах с эгейским миром свидетельствуют не только мелкие находки и гробницы, но и лит. данные. В угаритские тексты включены ханаанейские мифы и эпос, в центре которых стоит Ваал (господин), бог дождя и бури. Письм. источники на финикийском, арамейском и ассирийском яз., дошедшие до нас от периода, последовавшего за т. н. вторжением «народов моря» (12 в. до н. э.), а также Ветхий завет показывают С. к началу железного века раздроблен, на «неохеттские», арамейские и ханаанейские (финикийские) княжества. Во главе возникающих союзов княжеств против Израиля и Ассирии стояли цари Хамата и Дамаска. Финикийцы, гл. городами которых были Тир и Сидон, основывали свои колонии на берегах Средиземного м. В отличие от греч. эти колонии не вмешивались в дела отдаленных от моря районов и платили налог тому городу, из которого прибыли поселенцы. Важнейшей финикийской колонией был Карфаген, основанный Тиром в 814 до н. э. В результате неск. походов С. была захвачена ассирийцами и разделена на ряд пров. После крушения Ассирии С. была захвачена нововавилонскими царями (Навуходоносор II ок. 600 до н. э.), которые потеряли ее во 2-й пол. 6 в. до н. э., потерпев поражение от персов. С. стала перс, сатрапией, названной Эбир-Нари, что значит «по ту сторону потока», т. е. Евфрата. Финикийский флот стал важной составной частью перс, вооруж. сил; он использовался против греков. В 333-332 до н. э. С. захватил Александр Македонский, и она превратилась в часть его обширной державы. При Селевкидах были основаны или восстановлены города Антиохия, Апамея, Дура-Европос и др. Греко-македонские переселенцы составили в них правящий слой. Рим. полководец Помпей покорил С. в 64 до н. э. и превратил ее в рим. пров. и одновременно - военную базу в борьбе против Парфии. В области, пограничной между владениями Рима и Парфии, а также Сасанидов, с 1 по 3 в. н. э. расцвел оазис Пальмира (Тадмур), искусство которого объединило в себе вост. и античные элементы. Хауран на Ю. страны стал житницей Римской империи. В лице Элагабала (Гелиогабала) и Севера Александра на рим. императорском троне оказались представители сирийской аристократии. В 395 С. отошла к Византии и составила одну из важнейших ее областей. В С. сохранились многочисл. архитектурные памятники эпохи раннего христианства. В 7 в. н. э. С. захватили арабы. В дальнейшем она подвергалась все большей арабизации.

СИРМИЙ

СИРМИЙ (ныне Сремска-Митровица в Югославии), центр области кельтов-таврисков на р. Саве. Покорен Августом в 35 до н. э. и служил опорным пунктом для дальнейшего завоевания Паннонии. При Флавиях С. стал колонией, в кон. 3 в. н. э. - императорской резиденцией и столицей пров. Паннония II, в 4 в. - столицей префектуры Иллирия и местом чеканки монеты. Разруш. во время великого переселения народов, а затем восстановл., С. в 582 был захвачен аварами.

СИРМИОН

СИРМИОН - полуостров, соедин. с юж. берегом оз. Гарда (лат. Lacus Benacus) узким перешейком. Ныне на С. находится рыбацкая деревня Сермионе (со Ср.-век. замком). С. воспел Катулл, как и другие знатные римляне, имевший здесь виллу. Т. н. гроты Катулла в нынешней деревне Сермионе являются остатками рим. терм.

СИРТЫ

СИРТЫ (вероятно, от семит, sert - пустыня), два зал. Средиземного м. у сев. берега Африки. Различают Большой С. (ныне называется зал. Сидра) на В. и Малый С. (ныне зал. Габес) на 3. (восточнее Туниса). Между Тритоновым оз. (ныне Шотт-эль-Джерид) и Малым С. в древности, возможно, существовала связь (р. Тритон). На крайней сев. оконечности Большого С. лежали алтари Филенов, отделявшие греч. Киренаику от областей, подвластных карфагенянам. Оба С. пользовались дурной славой у мореходов античности из-за своих мелей, приливов и штормов. Однако назв. Эмпория (греч. Emporia - торговые места), данное юж. побережью Малого С, говорит о том, что эта область между пустыней и морем жила в древности активной хозяйств, жизнью. Здесь находились крупные города: Такапе (ныне Габес), Сабрата, Оя (ныне Триполи) и Лепсис Магна. Три последние во времена рим. господства были объединены в Триполис, а затем в соответствии с реформами государств, структуры Римской империи, провед. Диоклетианом и Константином, получили назв. пров. Триполитания. На севере Малого С. важными городами были Тапарура (ныне Сфакс) и на берегу Большого С. - Береника (ныне Бенгази). В областях, прилегающих к С, жили ливийские (хамитские) племена.

СИСАХФИЯ

СИСАХФИЯ (греч. seisachtheia), единоврем. отмена поземельной задолженности, направл. против знати и заимодавцев. Благодаря этой мере афинскому архонту Солону в 594 до н. э. удалось преодолеть явно революционную ситуацию, сложившуюся в Аттике. Безнадежная задолженность многих земледельцев кредиторам в связи с тем, что залож. земельный участок не обеспечивал возврата долга, вела к личной рабской зависимости, принудительной работе, к бегству должников из страны. Меры Солона аннулировали все долги по займам и безвозмездно освободили всех афинян от почти рабской зависимости от 6oгатого соседа. Всем гражданам, бежавшим из страны ради спасения от долгов, было разрешено вернуться в Аттику.

СИССИТИИ

СИССИТИИ (греч. syssitia - совместная трапеза), совместное времяпрепровождение, включающее общие трапезы мужчин (полноправных граждан) на Крите и в Спарте, санкционируемые государством. В Спарте С. назывались также фидиттии (от греч. pheidesthai - экономить). Компании сотрапезников во время военных походов составляли мелкие воинские подразделения, жившие в одной палатке. Спартиаты были обязаны делать одинаковый взнос за продукты, поставляемые для С.

СИСТР

СИСТР (лат. sistrum - трещотка), др.-егип. трещотка, состоящая из скобы, на которую были нанизаны металлич. пластинки. С. использовались при отправлении культа Исиды (в эллинистич. время также и в Риме). Следует отличать т. н. апулийский С, лирообразный инструмент из звенящих пластинок, подобный ксилофону.

СИТОФИЛАКС

СИТОФИЛАКС (греч. sitophylakes), должностное лицо в Афинах и др. полисах, надзиравшее за хлебным рынком. В Афинах приблизительно до 350 до н. э. имелось пять С. в самом городе и столько же в Пирее, затем коллегия С. увеличивалась до 20 и более членов. С. наблюдали за продажей импортного зерна, проверяли качество, цены и количество товара.

СИТУЛА

СИТУЛА (лат. situla - ведро), бронзовый сосуд в форме ведра с дугообразной ручкой. С 7 по 4 в. до н. э. был распространен в греко-италийских областях.

СИФНОС

СИФНОС - один из островов архипелага Киклад, был заселен ионийцами, богат благородными металлами. Расположен между Серифосом, Мелосом и Паросом. С. - также город на этом острове. Известна сокровищница сифносцев в Дельфах (почти полностью сохранившаяся). Построена ок. 525 до н. э., когда самосские изгнанники захватили и сожгли С. Впоследствии С. входил в состав Афинских морских союзов.

СИФОН

СИФОН - Для перекачивания жидкостей выше их уровня греки использовали трубу, как пипегку, и сифонную трубу. Они применяли в 4 в. до н. э. С, действующий по типу примитивного реле: длинный заполн. сосуд под давлением воздуха опорожнялся с помощью С, чем достигалось автоматич. перекачивание жидкости равными порциями.

СИЦИЛИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

СИЦИЛИЙСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ - военно-мор. экспедиция Афин с целью захвата Сицилии (415-413 до н. э.). После неудачной осады Сиракуз С. э. закончилась полным поражением афинских войск. С. э. стала поворотным пунктом Пелопоннесской войны.

СИЦИЛИЯ

СИЦИЛИЯ - крупнейший остров Средиземного м. (25 426 кв. км), преим. гористый, побережье очень плодородно. Поэтич. назв. С. - Тринакрия (Треугольная). Коренные жители С. - иберийцы-сиканы на 3. и индоевронейцы-сикулы на В., перекочевавшие из Италии и давшие острову имя, а также элимы - остатки древнейшего средизем. населения, живущие на З. близ г. Ceгecтa Финикийцы основали многочисл. торговые поселения на С. и близлежащих островах, из которых впоследствии им удалось сохранить только три: Панорм, Могию и Солунт. С сер. 8 в. до н. э. С. начинают колонизировать треки, причем сначала ионийцы, а затем дорийцы. Большинство их городов лежало на вост. и юж. побережье; наиболее известны: Сиракузы, Акрагант, Селинунт, Гела, Леонтины, Гимера и Мессана. Города быстро развивались, грандиозные постройки свидетельствуют об их значении. По могуществу и культурному влиянию Сиракузы можно сравнит ь с Афинами. Попытки карфагенян подчинить греч. города потерпели неудачу, когда в 480 до н. э. тираны Гелон из Сиракуз и Ферон из Акраганта разбили их под Гимерой. Гелон и его преемник Гиерон I Сиракузский подчинили всю вост. С. В 461 - 460 до н. э. Дукетий во главе туземцев, воспользовавшись разногласиями греков, попытался создать на С. самостоятельное государство, что закончилось в 450 до н. э. неудачей. С. стала центром греч. культуры и науки (здесь жили Эсхил, Пиндар, Эпихарм, позже Платон; в Леонтинах родился софист Горгий). Сиракузские монеты 5 в. до н. э. - вершина развития чеканного дела в Греции. Политич. значение городов очень сильно ослаблялось антагонизмом ионийцев и дорийцев. Во время Пелопоннесской войны Афины вмешались в эти раздоры и в конце концов послали на С. флот и экспедиционный корпус под руководством Никия и Ламаха (415 - 413 до н. э.). При осаде Сиракуз, которым оказали помощь спартанцы, Афины потерпели полное поражение. 7000 уцелевших афинян были вынуждены стать рабами в каменоломнях, где все они и погибли. Ослаблением треков воспользовались карфагеняне, которые в 409 - - 405 до н. э. предприняли новое крупное наступление, причем дать отпор им сумели лишь Сиракузы под руководством Дионисия I. Дальнейшая история С. -практически история Сиракуз. Дионисий I в многочисл. войнах пытался изгнать карфагенян с острова, однако это ему не удалось. Новую угрозу со стороны Карфагена сумел отвратить Тимолеон из Коринфа в 339 до н. э. Дальнейшие столкновения с карфагенянами происходили при Агафокле Сиракузском (311-306 до н. э.) и царе Пирре (278-276 до н. э.). После 1-й Пунической войны Карфагену пришлось отказаться от С. В 227 до н. э. С, за исключением царства Сиракузского, стала рим. союзником, первой пров. Рима. После 2-й Пунической войны Марцелл в 212 до н. э. захватил Сиракузы, ставшие резиденцией претора С. Рим превратил С. в житницу Италии. Однако концентрация и усиление эксплуатации огромного числа рабов, трудившихся на местных латифундиях, привели к крупным восстаниям рабов, которые переросли в войны (136-132 и 104-99 до н. э.). Тяжелое положение С. отразил Цицерон в своих речах против Верреса. Секст Помпей в 43 - 36 до н. э. превратил С. в центр борьбы против Октавиана. В 440 н. э. на С. появились вандалы, в 453 - остготы. В 535 С. стала византийской, а после 827 ее захватили сарацины, после которых в 1061 на остров пришли норманны.

СКАЗАНИЕ

СКАЗАНИЕ - Как и повсюду, античные С. возникли и развивались благодаря стремлению объяснить прошлое. Возможность вмешательства потусторонних сил не подвергалась сомнению. В Греции наиболее распространены были С. о героях, что нашло отражение в эпосе и изобразит, искусстве. С. о богах имеют аналогичное значение. Наряду с этим существовали также С. местного характера - о кладах и природных явлениях (они используются в историографии). Сравнительно редко встречаются волшебные С. Это в осн. С. о гномах. С. имеют выраж. социально-критич. окраску. Нац. черты не исключают «варварских» мотивов.

СКАЗКА

СКАЗКА - С эпохи античности до нас дошли различные виды как народных («Жили-были...»), так и лит. С: по художеств, уровню наиболее интересной представляется история Амура и Психеи, в которой также развивается сюжет о бедной сироте, спасенной полюбившими ее животными. Целый ряд архаич. сказочных сюжетов лег в основу «Одиссеи»; сказочные мотивы содержатся также в «Истории» Геродота: перстень Поликрата, спасение Ариона дельфином. Не всегда можно отличить С. от басни, поскольку в дидактич. целях долгое время на передний план выдвигалась басня (содержащая в сказочной форме к.-л. поучение) и оставались в тени обычные сказочные мотивы. В тогдашней С. еще не нашли отражение социально-критич. мотивы - не могло быть и речи о наказании «злых правителей», возможно было только прославить «добрых людей». Для античной С. также не характерна связь ее осн. образов с представителями определ. обществ, слоев, которая могла бы представлять интерес с точки зрения социологич. анализа. В античную эпоху, очевидно, окончательно сформировались специфич. художеств, формы С. как одного из осн. жанров устного народного творчества. В сказочном фольклоре различных народов встречается значительное количество сказочных образов и мотивов, восходящих к античному периоду. Среди них С. о желаниях-хотениях (выполнение 3 желаний Тесея) и волшебная С. Широкое использование во мн. художеств, произведениях известных сказочных мотивов (сюжет о мачехе и падчерице: Фрикс и Гелла; страна с молочными реками и кисельными берегами: комедия «Искатели золота» Ферекрата; дар понимать язык животных: Меламп; предоставление крова и пищи незнакомым людям, оказавшимся богами: Филемон и Бавкида) выдвигает необходимость анализа процесса заимствования сюжетов. В эпоху античности рассказчик С, повествуя о фантастич. мире, использовал художеств, приемы, вызывающие у слушателей напряж. внимание.

СКАЛИГЕР

СКАЛИГЕР - Жозеф Жюст (1540 - 1609), филолог, француз по происхождению, работал в Голландии. Уже при жизни получил признание как самый выдающийся представитель совр. ему антиковедения. Он издал «Хронику Евсевия» («Thesaurus temporum», 2 тома, 1606), частично им самим восстановл. Благодаря этому изданию филология поднялась на качественно новый уровень сравнительно с тем, на котором она находилась в древности. Одновременно С. заложил основы хронологии всей совр. историч. науки. В результате мноючисл. путешествий С. собрал и снабдил исчерпывающими комментариями обширные коллекции надписей (изданы И. Грутером в 1602). Этим коллекциям не было равных до 19 в. Тем самым С. стал основателем научной эпиграфики.

СКАЛЬПЕЛЬ

СКАЛЬПЕЛЬ (лат. scalprum librarium - перочинный нож), широкий загнутый нож для срезания и заострения стволов камыша (в античное время) либо заточки гусиных перьев, которые служили для письма (в средние века).

СКАМАНДР

СКАМАНДР (греч. Skamandros), ныне Мендерессу, река, берущая начало в горах Иды, протекающая по долине Троады, где находилась Троя (Илион), и впадающая в Эгейское м. ок. югостровост. оконечности Геллеспонта. В античности русло С. пролегало вблизи Трои. С. почитался и в качестве бога реки. Он был отцом Каллирои, жены Троса.

СКАНДИНАВИЯ

СКАНДИНАВИЯ (лат. Scadinavia, также Skatinavia, Scandinavia, затем - Skandia). Назв. это связано с местностью, по-шведски именуемой Skane. В античные времена С. считалась островом. Туле, о котором писал Пифей, не является всей С. (как позднее утверждал Прокопий), но лишь частью ее (Норвегией). В 5 до н. э. мор. экспедиция римлян достигла Кимврских предгорий (мыс Скаген на С. полуострова Ютландия). Тогда они услышали про Sinus Codanus (прол. Kaттегат) и про «остров» С. Позднее они узнали о стране свионов (Швеция) и о таутаях, населявших Гётарике (Ю. Швеции). В С. находят многочисл. рим. монеты и украшения 1 и 2 вв. н. э., которые попадали туда торговым путем через дельту Вислы («янтарный путь»).

СКАНДИРОВАТЬ

СКАНДИРОВАТЬ (лат. scandere - шагать), определять долготу слогов античного стиха. Существительное - скандовка (skansion).

СКАРАБЕЙ

СКАРАБЕЙ (греч., лат. жук), навозный жук. Из навоза и ила С. скатывает шарик, куда откладывает яйцо. В Др. Египте С. служил символом созидательной силы, считался священным и приносящим счастье. Изображения С. были популярны в античных геммах, кольцах-печатках, штемпелях, амулетах. Важную роль играл С. в культе умерших.

СКАЧКИ

СКАЧКИ - один из видов конного спорта. В Греции как при 6eie колесниц, так и в С. приз на больших играх доставался владельцу лошади, а не всаднику. В Олимпии с 648 были введены С. на лошадях. Кроме обычных конных соревнований на скорость, проводились и комбинированные конно-беговые соревнования, во время которых всадник на скаку спрыгивал с лошади, пробегал определ. расстояние рядом с нею и должен был опять сесть на лошадь. Эти соревнования предъявляли высокие требования как к наезднич., так и атлетич. данным соревнующихся.

СКЕНА

СКЕНА (греч. skene - палатка), помещение для хранения реквизита, переодевания актеров и т. д.

СКЕПСИС

СКЕПСИС (греч. skeptikos разглядывающий), исследование, размышление, сомнение. Склонное il подвергать сомнению всякую новую информацию. Употребляется также в смысле «скептицизм».

СКЕПТИЦИЗМ

СКЕПТИЦИЗМ - в античной философии направления теории познания, подвергающие сомнению принципиальную возможность познания истины и действительности - либо вообще, либо в определ. пределах. Уже в философии элеатов имеются предпосылки философского С. Многообразие и изменчивость вещей, воспринимаемые нашими чувствами, объясняются тем, что они - видимость, не имеющая ничего общего с истинной сущностью мира. Поэтому органы чувств - источник всех заблуждений. Скептич. высказывания можно найти также у Демокрита, Гераклита и его учеников, у Метродора Хиосского. Непосредств. предшественниками собственно скептич. школы можно считать софистов и в особенности киренскую школу, согласно воззрениям представителей которой нам доступны лишь наши ощущения, а вовсе не то, что их вызывает. Три школы С. принадлежат к эллинистич. периоду греч. философии, когда полисная система клонилась к упадку, что привело к утрате былого познавательного оптимизма ранних философских систем. Подобно эпикурейству и стоицизму, С. стремится научить человека быть счастливым, но достичь этого, как считают скептики, можно не с помощью к.-л. убеждений, но путем отказа от всякого познания и убеждения. Основателем первой скептич. школы был Пиррон из Элиды. Ученик его -известный Тимон из Флиунта. Второе течение в С, т. н. Младшая Академия, было основано Аркесилаем из Питаны. Его виднейший представитель - Карнеад из Кирены. Главным критерием практич. жизни, по Аркесилаю, является вероятие. Этот тезис был развит Карнеадом. Третью школу античного С. основал Энезидем, который примкнул к последователям Пиррона. В десяти т. н. «Тропах» он изложил гл. тезисы своего учения. К этому течению принадлежал и Секст Эмпирик. Несмотря на то что различные школы античного С. претерпевали изменения на протяжении долгого времени, все они имеют некоторые общие основы: поскольку истинное познание невозможно, следует воздерживаться от любых суждений. Эго воздержание позволяет достичь апатии (греч. араtheia - невозмутимость) и атараксии (греч. ataraxia - безмятежность) - двух наивысших ценностей или целей. Если же человек вынужден действовать, ему надлежит следовать привычкам, природе, традициям, законам или же вероятию. Античный С, будучи философией времени упадка, несет в себе черты субъективного идеализма и агностицизма. С другой стороны, в нем заметны элементы атеизма (например, отрицается познаваемость богов) и антидогматизма.

СКИЛАК

СКИЛАК - из Карианды, греч. мореплаватель и географ. В 6 в. до н. э. по поручению перс, царя Дария I предпринял экспедицию вверх по Инду и вдоль перс, и араб, побережий до Суэцкого перешейка. Его трудами (ныне уже утерянными) пользовались Гекатей и Геродот. До нашего времени дошли сведения о Перипле (Псевдо-Скилаке), более позднем авторе (4 в. до н. э.), который свой труд о плавании по Средиземному м. подписал именем «С».

СКИМН

СКИМН - Скимнос Хиосский, (ок. 200 до н. э), греч. географ, автор не дошедшего до нас описания Европы и Азии. Ранее приписывавшийся ему стихотворный трактат в ямбах (ок. 100 до н. э.) представляет собой географич. описание, основывающееся на более др. трудах («Псевдо-Скимнос»). В этом состоит его единств, ценность. Сочинение дошло до нас не полностью (сохранился всего 981 стих с описанием стран европейского Средиземноморья, а также стран, прилегающих к Черному м.).

СКИПЕТР

СКИПЕТР (греч. skeptron - жезл), символ власти и достоинства правителя. С. считался атрибутом Зевса (Юпитера) и Геры. Входил в число знаков достоинства греч. и рим. правителей и должностных лиц, например консулов в императорскую эпоху. Значение символа власти осталось за С. и в послеантичное время: он был одной из коронационных регалий Ср.-век. государей.

СКИРОН

СКИРОН (греч. Skeiron, лат. Sciron), согласно греч. легенде - разбойник, живший в Мегарских Скалистых горах. Нападал на путников и заставлял мыть себе ноги. При этом он ударом ноги сбрасывал их со скалы в море, где они пожирались гигантской черепахой. Таким же образом поступил с ним Тесей.

СКИРОС

СКИРОС - скалистый остров сев.-восточнее Эвбеи, самый большой в группе островов, ныне именуемых Сев. Спорадами. В 476-475 до н. э. афинский полководец Кимон отнял С. у долопов, населявших остров вслед за карийцами и критянами. С тех пор, за исключением коротких перерывов, С. принадлежал Афинам вплоть до времени римского императора Септимия Севера (ок. 200 н. э.).

СКИРЫ

СКИРЫ - назв. народа, появившегося в Юж. Европе ок. 200 до н. э. В 5 в. н. э. С. упоминаются в связи с ругиями и готами. Однако речь, очевидно, идет о другом народе, называвшемся так же.

СКИФИЯ МАЛАЯ

СКИФИЯ МАЛАЯ (лат. Scythia minor), рим. - визант. назв. области Добруджа, где в эллинистич. время осели скифы, наряду с прежде обитавшими здесь фракийскими гетами. После государств, реформы Диоклетиана С. м. отделилась от Мёзии и стала самостоятельной пров. Античные руины на терр. С. м. находятся в Истрии к Ю. от дельты Дуная, в Томах (Констанца) и в Тропеум-Траяни.

СКИФОС

СКИФОС - или котила, греч. сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтальными ручками. Чаще всего изготовлялся из обожженной глины. Назв. «котила» происходит от аттич. меры объема, равной 0,27 л.

Скифос

рис. Скифос работы Макрона с изображением Триптолема (Лондон, Британский музей).

СКИФЫ

СКИФЫ - собирательное назв. племен, обитавших в древности у Черного м., на Дону, Днепре и Дунае. Описаны Геродотом. Часть из них осела в Южной России, другие продолжали кочевать, вторгаясь в Переднюю Азию. Уже в 7 и 6 вв. до н. э. С. имели прочные экономич. и культурные связи с греч. городами на берегах Понта. Скифская конница считалась грозной силой. В 514 до н. э. С. отразили нашествие персов. В низовье Днепра С. организовали раннеклассовое государство, управлявшееся аристократией. Оно было поделено на самостоятельные области, жители которых занимались земледелием и скотоводством. С 3 в. до н. э. на С. усиливается давление со стороны наступающих сарматов. В кон. 2 в. до н. э. последнее скифское княжество в Крыму вошло в состав Понтийского царства. Название С. перешло впоследствии на племена сарматов и большинство других кочевников, населявших причерноморские области. Скифское искусство с его стилизованными животными орнаментами, идущими от ранних форм мифологич. мышления, оказало влияние не только на искусство Греции и рим. пров., но также на китайское, южнорусское искусство и искусство готов.

СКОЛИЙ

СКОЛИЙ (греч. skolion), короткая, как правило из четырех стихов, песня, исполняемая во время кругового запева на симпосии. С. мог быть импровизацией, общеизвестным стихотворением или же специально придуман для данного исполнения. Образцы этой поэзии 6-5 вв. до н. э. (Симонид, Афиней) сохранились до наших дней. Их отличает многообразие тем: политика (например, восхваление тираноубийц), практич. житейская мудрость и т. д.

СКОМОРОХИ

СКОМОРОХИ (недраматич. актеры). С. могли быть акробаты, уличные певцы, укротители зверей, жонглеры, канатоходцы, фокусники, маги. Их выступления требовали применения довольно сложных технич. приемов. Уже в 5 в. до н. э. встречается упоминание о С. В Риме зажиточные граждане нередко приобретали рабов, способных развлекать их своим искусством. Как социальный состав групп С, так и этнич. (за исключением представлений с участием негров) не известен. Против С, участвовавших в отправлении языч. культов, и в особенности против чревовещателей выступила христианская этика. В средние века это превратилось в гонение на «бродячий народ».

СКОПАС

СКОПАС - греч. скульптор и архитектор 4 в. до н. э. с острова Парос, современник Праксителя. Руководил постройкой храма Афины в Тегее (Пелопоннес), а в сер. столетия работал над фризом мавзолея в Галикарнасе (вост. сторона). Среди произведений, приписываемых ему, выделяется дрезденская мраморная статуэтка пляшущей менады, уменьш. копия скульптуры, принадлежность которой С. подтверждается литературно. Темперамент, отличающий эту менаду, аналогичен сохранившимся в оригинале изображениям голов с тегейских фронтонов. Подлинность приписываемых С. скульптур Геракла из коллекции лорда Ленсдауна, Мелеагра, а гакже Ареса Людовизи оспаривается.

СКОТОВОДСТВО

СКОТОВОДСТВО - Уже в древнейшей греч. традиции обладание стадами считалось знаком особого богатства. Из мелкого рогатого скота наиболее интенсивно в Греции развивалось овцеводство; кроме того, существовало разведение крупного рогатого скота, разведение коз и свиноводство. Фессалия специализировалась на коневодстве, а Аттика славилась высокоразвитым овцеводством. В сельском хозяйстве Италии С. также занимало важное место. Разведение коров, лошадей (особенно в Апулии), овец и свиней было одним из гл. источников дохода рим. землевладельцев. Среди рим. аристократии пастбищное хозяйство ценилось выше, чем земледелие. До возникновения денежного обращения скот имел особое значение для простого товарообмена; отсюда лат. назв. денег pecunia от слова pecus - скот. Тот же корень имеет слово peculium (имущество раба), первоначально обозначавшее состоящую из скота собственность сына или домашнего раба.

СКОТТЫ

СКОТТЫ (лат. scoti), кельты в Ирландии. Занимаясь мор. разбоем, С. постоянно нападали на рим. пров. Британию (между 250 и 400 н. э.). В Шотландию, которой они впоследствии дали имя, С, оттеснив пиктов, перебрались после того, как римлянам пришлось оставить пров. Попавший в плен к С. рим. патриций (св. Патрик) обратил их в христианство (ок. 405).

СКРИПТОРИЙ

СКРИПТОРИЙ (лат. scriptorium), в Ср.-век. монастырях - комната, где под наздором библиотекаря переписывались рукописи. С. был расположен рядом с монастырской библиотекой.

СКУЛЬПТУРА

СКУЛЬПТУРА (греч.), вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную пластич. или полупластич. форму (рельефы) и выполнены из мрамора, бронзы, обожж. глины (терракота), дерева, слоновой кости, янтаря, воска и других материалов, а также большого или малого размера изображения из золота и слоновой кости (хрисо-элефантин) или золота и мрамора (акролит). С. из терракоты, известняка, мрамора и других материалов часто разрисовывались, заметные следы красок сохранились на С. Акрополя. Мн. С, в первую очередь монументальные, существуют только в мраморных или бронзовых копиях или в других видах изобразительного искусства. Для др.-греч. С, начиная с раннего периода, характерны стремление к пластичности, пропорциональности и монументальности и одновременно гражданств, пафос, свойств, свободным гражданам греч. полиса-государства. В период классич. демократии создаются изображения человека, сохраняющие вплоть до периода позднего эллинизма, несмотря на сильную степень индивидуализации, следы идеализации образов, которым через преодоление случайного придавалось нечто неизменное и общее для всех. В этом находило свое проявление воздействие классич. наследия, традиции полисов, интегрированные эллинистич. государствами. Для рим. С, напротив, характерно изображение отдельных людей или процессов в их неповторимости, исключительности (С. предков, историч. рельефы). Особенно тщательно в рим. С. выполнялась голова портретируемого (бюсты и поясные портреты). В основе подобной С. у римлян лежит принцип республиканского централизма, действие которого продолжало ощущаться и во времена Империи.

СЛАВА

СЛАВА - Стремление к С. и почестям, как индивидуальная и обществ, движущая сила, играло у греков и римлян исключительную роль. Невозможно нарисовать единую картину греч. представлений о С, что обусловлено многократными политич., экономич. и социальными переворотами, а также сосуществованием общин с самыми различными укладами. Кроме того, для выражения понятия «С.» в греч. яз. имелось множество синонимов (kleos, kydos, time, doxa, euchos и пр.); эти первоначально дифференцированные понятия позднее обнаруживают тенденцию к совпадению. Это свидетельствует не столько о несогласии представлений, сколько о живучести идеи С. В развитии греч. понятий «С.» можно приблизительно выделить три этапа: аристократии., полисный и эллинистич. В эпоху господства аристократии объектами устремлений были прежде всего kleos, т. е. словесное возвеличение подвигов, главным образом военных и спортивных; далее kydos - внешний блеск, завоеванный к.-л. однократным деянием; наконец, time-почег, включающий понятие материального благополучия. Kydos и time часто назывались дарами богов, однако и для kleos иногда предполагается косв. вмешательство божеств, сил; например, поэт, славословящий к.-н., делает это по внушению муз. Единств, формой сохранения С. в потомстве была похвальная речь, поэтому идея непреходящей С. связана только с kleos. Вместе с развитием полиса произошла политизация представлений о С. Притягательную силу обретает уже не С. как таковая, а признание согражданами заслуг перед государством. На первое место среди понятий С. выступает, оттесняя прежние критерии, оценивающее мнение - doxa. С упадком культуры полиса исчезает гражданская направленность идеи С. В философии наблюдается либо критика С, либо поиски т. н. истинной С. В эпоху эллинизма расширившееся представление о мире подвергло гражданское понимание С. еще большему сомнению. Рим. представления о С. могут быть выражены одной формулой: С. - признание заслуг перед государством (слово «gloria» никогда не употребляется по отношению к женщинам). Оценивающей стороной является совокупность сограждан. В противоположность грекам у римлян божество никогда не считается источником С. Во власти общины было также объявить после смерти гражданина его деяние образцовым (exemplum). В отличие от понятия gloria рим. словоупотребление обозначало термином «honos» соответствие гражданина средней норме добропорядочности (probitas). Т. о. нельзя сравнивать рим. honos с греч. time; сближение понятий происходит, однако, во множеств, числе, поскольку timai, так же как и honores, означают вообще установление одинаково для всех ступени почестей, почетных должностей и наград. Единая граждански ориентированная рим. формула понимания С. и соответственно однозначное определение понятия С. единств, термином «gloria», охватывающим весь объем идеи С, просуществовали приблизительно до последнего века Республики. После этого внутриполитич. партийная борьба за власть, подстрекаемая честолюбием, привела к отделению понятия С. от представлений о благе государства и, следовательно, к его исчезновению. Симптомы деградации понятия С. в Греции и Риме были весьма сходны: С. приписывается только уникальным деяниям, начинается различение истинной и ложной С, появляется представление об особых видах С: С. поэта (высшее выражение это понятие нашло в итал. Ренессансе), С. философа, оратора (этот вид С. особенно ценился во время Французской революции), С. историка и т. п. Идея С. становится предметом теоретич. изысканий, хотя из многочисл. греч. и рим. сочинений, объедин. заголовком «О славе», ни одно до нас не дошло.

Предыдущая страница Следующая страница