Словарь античности
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

ХАВКИ

ХАВКИ - зап. лерм. племя мореплавателей, живших по побережью Северною м. между Эмсом и Эльбой. С 5 по 28 н. э. X. находились под властью римлян; в 3 в. н. э. были подчинены саксами.

ХАЛДЕИ

ХАЛДЕИ - греч. форма семитского назв. арамейского племени, которое в 612 до н. э. при Навуходоносоре в союзе с мидийцами свергло ассирийское господство и основало Новое Вавилонское царство. Мидийская жреч. каста магов и халдейские жрецы считались в античные времена представителями ближневост. тайных учений, поэтому их имена заимствованы античной астрологией и магией. В частности, своим назв. им обязаны неоилатонич. «халдейские оракулы».

ХАЛДЕЯ

ХАЛДЕЯ - земля народа калду на Ю. Вавилонии, получившая назв. от греч. имени этого народа халдеи. В греч. и рим. источниках X. отождествляется с Вавилонией.

ХАЛИБЫ

ХАЛИБЫ - др. народ, живший в юго-вост. причерноморских районах. X. приписывается изобретение способа добычи железа из руды. Отсюда и греч. слово «chalyps» (ciajib).

ХАЛКАСПИДЫ

ХАЛКАСПИДЫ (греч), вооруж. бронзовыми щитами воины македонских фаланг.

ХАЛКИДИКА

ХАЛКИДИКА - большой полуостров в Македонии, далеко вдающийся в Эгейское м. 3 пальцеобразными выступами (Паллена, Сифония и Акта-Афон). Первоначально населялся (что наиболее вероятно) фракийцами, в 8 в. до н. э. колонизирована Халкидой (отсюда назв. «X.») и Эритреей, а в 6 в. - Андросом. Из сырья здесь добывали древесину, металлич. руды и минералы.

ХАЛТЕРН

ХАЛТЕРН (Haltern). Лагерь Ализо первоначально отождествлялся с сооружениями на р. Липпе близ X., исследовавшимися после 1899 (судя по находке 3000 монет, существовали до 9 в.). Обширные раскопки долговрем. укреплений и внугр. построек не дали оснований для такого отождествления.

ХАОС

ХАОС (от греч. зиять), у большинства др. философов - изначальное, беспорядочное и бесформ, состояние мира. Так, у Гесиода (воспринимавшего X. мифологически) он означал пустое неизмеримое пространство, существовавшее до возникновения всех вещей, от которого произошли Эреб (олицетворение вечного мрака) и Никта (олицетворение ночи). Понятие X. нашло отражение и в философиях Анаксагора и Платона

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ - Типизация человеч. поведенч. особенности, сделанная Теофрасгом с известной долей осторожности и отчасти следуя аналогичным исследованиям Аристгеля (о «великодушии»), выявила 30 характерологич. типов личности. Хотя сам подбор типов - как положительных, так и отрицательных вызывает порой удивление, тем не менее можно сказать, что труд Теофраста заложил основу будущей X. и неоднократно привлекал к себе внимание в позднейшие времена, о чем, в частности, свидетельствуют как папирусные находки, так и нов. греч. комедия. Некоторым упрощением учения о характерах явилось позднее характеризовавшееся медицинской направленностью учение Галена о 4 темпераментах.

ХАРИБДА

ХАРИБДА - в греч. мифе - мор. чудовище, обитавшее напротив Сциллы в прол. между Италией и Сицилией (Мессина?). Три раза в день оно всасывало в себя воду и с ужасающим ревом выпускало ее обратно. По совету Кирки Одиссею во время путешествия удалось миновать X. в Сицилийском прол. X. и Сцилла поэтич. выражение двойной опасности; находиться между X. и Сциллой означает подвергаться опасности с разных сторон.

ХАРИСИЙ

ХАРИСИЙ - Флавий Сосипатр, 4 в. н. э., рим. грамматик, по всей видимости, выходец из Сев. Африки. Написал сочинение «Ars grammatical» в 5 книгах, представляющее особую ценность благодаря многочисленным цитатам из др. литературы.

ХАРИТОН

ХАРИТОН - из Афродисия в Карий, жил в 1 - 2 вв. н. э. или, возможно, в конце эллинистич. периода; написал древнейший, полностью сохранившийся до нашею времени греч. роман «Херей и Каллироя», повествующий о влюбленной паре, разлуч. после свадьбы и вновь соединившейся после мн. страданий, несчастий и приключений. Завоевавшее большую популярность среди читателей сочинение X. оказало заметное влияние на позднейшее развитие греч. любовного и приключенч. романа.

ХАРИТЫ

ХАРИТЫ - греч. богини красоты и женской прелести (рим. грации), считавшиеся дочерьми Зевса и Евриномы, дочери Океана. Как правило, называли 3 X.: Aглаю (Блеск), Евфросину (Радость) и Талию (Цвет). X. сопровождали Афродиту, Диониса, Аполлона и других богов; их часто можно было встретить в обществе муз и ор. В Греции X. пользовались культовым почитанием. Образ X. часто встречался, начиная с античного периода, в живописи (помпейская настенная роспись, полотна Боттичелли, Корреджо, Л. Кранаха Старшего, Тинторетто, 4 картины Рубенса) и скульптуре (статуи Кановы и Торвальдсена).

ХАРОН

ХАРОН - в греч. мифе - грязный, седой, угрюмый старик, переправляющий души преданных погребению умерших через Ахерон, реку в преисподней, и получающий за это обол (мелкую монету), который клали в рот умершему. Согласно мифу, он не имел права переправлять живых. Картина Бёклина «Осгров мертвецов»; драма Г. Сакса.

ХАРОНД

ХАРОНД - родом из Катаны, примерно кон. 6 в. до н. э., составил законы для халкидских колоний на Сицилии и в Юж. Италии, в первую очередь для своего родного города и Регия. Слава X. как законодателя уступала славе Солона и Дракона.

ХАТРА

ХАТРА (Hatra), сильно укрепл. торговый город и столица (с 100 н. э.) маленького одноим. княжества в Сев. Месопотамии со смешанной кулыурой рим. эллинистич. и иран. (парфянских) элементов (раскопки, руины, араб. эль-Хадр.). При Траяне и Септимии Севере X. безуспешно осаждалась римлянами. В 241 при Сасанидах была завоевана персами, в 4 в. пришла в запустение.

ХАТТЫ

ХАТТЫ - могуществ. герм, племя, жившее в районе между Фульдой и Эдером, оказавшее в 1-3 вв. н. э. вооруж. сопротивление римлянам и слившееся в 4 в. с франками. X. - предки гессенцев.

ХЕРИЛ

ХЕРИЛ - греч. эпич. поэт 2-й пол. 5 в. до н. э.; сопровождал в походах Лисандра, затем находился при дворе македонского царя Архелая в Пелле, где и умер. Характерным для творчества X. являлось то, что основу его произведений впервые составляли не мифологич. предания о богах и героях, а историч. материал (например, эпос «Persika» о победе афинян над персами). Этим он положил начало новой эпохе в эпич. творчестве.

ХЕРОНЕЯ

ХЕРОНЕЯ - город на С.-З. Беотии; в 5 в. до н. э. находился в зависимости от Орхомена, позднее - Фив. После 424 до н. э. добился независимости. Решающая победа, одержанная при X. в 338 до н. э. Филиппом II Македонским над войсками афинян и фиванцев (над могилой павших фиванцев воздвигнут колоссальный мраморный лев), означала упадок государств, самостоятельности Сев. и Центральной Греции; заложила основу гегемонии Македонии в союзе греч. государств, закрепл. Коринфским всегреч. конгрессом в 337, а также ее руководящей роли в войне против персов. В 86 до н. э. при X. Сулла одержал победу над военачальником Митридата. В X. род. Плутарх.

ХЕРСОНЕС

ХЕРСОНЕС - 1. X. Фракийский, др.-греч. назв. Галлипольского полуострова. Его земли, располож. возле Геллеспонта (Дарданелл), славились высокими урожаями зерновых культур. В 7 в. до н. э. нас. X. Ф. составляли в осн. эолийские и ионич. земледельцы; после 561 полуостров был захвачен Афинами; в 493 - 469 представлял собой перс, плацдарм в войне против греков. После Персидских войн города, располож. на полуострове, вошли в состав Афинского морского союза; в 404 386 его захватили спартанцы, затем снова он оказался под властью Афин; с 338 принадлежал Македонии и со 133 - Риму.

2. X. Таврический, ныне Крымский полуостров, возле Босиора Киммерийского, осн. территориальная часть Боспорского царства.

3. Город на Ю.-З. Крымского полуострова, расположен поблизости от Севастополя, в средние века Херсон.

ХЕРУСКИ

ХЕРУСКИ - герм, племя, обитавшее между Везером и Эльбой севернее Гарца. В кон. 1 в. до н. э. X. были временно покорены Друзом и Тиберием. Впоследствии они разгромили под предводительством Арминия три рим. легиона в битве в Тевтобургском лесу и сохранили в 15-16 независимость в борьбе против рим. полководца Германика. В 1 в. ведущая роль племени X. упала из-за внутр. распрей, часть из них попала в зависимость к хаттам. Позднее остатки X. были подчинены тюрингами и саксами.

ХЕТТСКИЙ ЯЗЫК

ХЕТТСКИЙ ЯЗЫК - язык государства Хатти, многочисл. памятники которого найдены начиная с 1906 при раскопках в Богазкее (М. Азия). X. я. использовал вавилонскую клинопись на глиняных табличках (а также хеттское иероглифическое письмо); он является древнейшим из известных до сих пор индоевроп. яз.

ХЕТТЫ

ХЕТТЫ - Заимствованное в Ветхом завете (перевод Лютера) назв. племен и народов, населявших Сирию и Ю.-В. М. Азии в 1-м тыс. до н. э. В настоящее время назв. «X.» применяется для обозначения индоевропейских носителей государства Хатти 2-го тыс. до н. э. (государство возникло в 1700 до н. э. в центральной части М. Азии и распространилось затем почти по всей М. Азии, а также Сев. Сирии). Столицей государства была Хагтуса (совр. Богазкей, 150 км юго-западнее Анкары), вблизи нее находилось украш. рельефами святилище (Язылыкая). В области религии и в литературе наблюдалось прежде всего хурритское влияние. Из отдельных хеттских княжеств в излучине р. Галис образовалось государство, которое имело еще сильные родовые пережитки, но развивалось в сторону абсолютной монархии. Экспансия X. началась в 17 в. до н. э. (Хаттусили I, Мурсили I) и была направлена прежде всего через Тавр в Сев. Сирию. После периода междоусобицы, обусловл. внутр. противоречиями, экспансия возобновилась, ее результатом стало создание великого Хеттского царства, которое просуществовало почти 150 лет в столкновениях с Мшанни и Египетской державой, поглотив часть Сирии вплоть до Ливана. Ок. 1200 до н. э. государство X. погибло в результате вторжения «народов моря».

ХИАЗМ

ХИАЗМ (лат., греч. крестообразное расположение), сгилистич. прием, при котором 2-я пол. фразы построена в обратном порядке членов, например Энний «Анналы», 269: «Spernitur orator bonus, horridus miles amatur». X. представляет собой один из приемов речевой выразительности, служащий формальному выделению смыслового противопоставления.

ХИАТУС

ХИАТУС (лат.).

1. Встреча гласных разных слоюв внутри слова (внутр. X., например fuisti).

2. Встреча заключающих слово гласных или дифтонгов с гласной или дифтонгом в начале следующего слова (внешний X., например homo est). Внешнего X. в античной поэзии и художеств, прозе, как правило, избегали, считая его неблагозвучным. Важнейшие способы его устранения состояли в «выталкивании» конечной гласной (элизия, например eg(o) atqufe) ille), а также в выпадении начальной гласной (афереза, например peregri(e)st).

ХИЛИАЗМ

ХИЛИАЗМ (греч. тысяча лет), религиозное учение о тысячелетнем мессианском «царстве божьем» на земле перед страшным судом и концом света, начала которого восходят к иудейской апокалипгике. X. нашел распространение в зап.-европ. христианстве и у монтанистов, в нов. времена - у адвентистов.

ХИЛИАРХ

ХИЛИАРХ (греч.), у персов начальник лейб-гвардии правителя. Александр Македонский провозгласил X, своего первого гиппарха Гефестиона, учредив тем самым высшую государств, должность.

ХИЛЬДЕСГЕЙМСКИЙ КЛАД

ХИЛЬДЕСГЕЙМСКИЙ КЛАД (нем. Hildesheim), одна из значительнейших коллекций римского столового серебра (69 предметов), найденная в 1868 у Хильдесгейма. Сосуды (кратеры, кубки, чаши), канделябры, столики созданы во времена ранней Римской империи (1 в.) в Италии, хотя некоторые предметы, постровидимому, галльской работы и обнаруживают высокое качество. X. к., вероятно, представляет собой добычу германцев. Связь находки с битвой в Тевтобургском лесу (9 н. э.) не подтверждена.

ХИМЕРА

ХИМЕРА (греч. коза), в др.-греч. мифологии огнедышащее чудовище в Ликии. В «Энеиде» X. обитает в преддверии Орка (подземного мира). Согласно Гомеру, X. спереди лев, в середине коза, сзади змея. Опустошавшая Ликию и Кариго X. была убита Беллерофонтом. В переносном значении X. означает необоснованную, несбыточную мечгу. праздную фантазию.

Химера

рис. Химера из Ареццо (Флоренция, Археологический музей).

ХИМИКАЛИИ

ХИМИКАЛИИ - Др. народы использовали большое количество химич. веществ. Помимо 7 металлов - золота, серебра, меди, олова, свинца, железа, ртути и их сплавов, - были известны также мн. их производные, в первую очередь окислы и сульфиды. Кроме того, были известны сера, сода, поташ, поваренная соль, селитра, марказит и уксус. Особое значение в алхимич. операциях отводилось сере и ртути. Согласно др. рецептам, наиболее часто используемыми X. для изютовления имитаций драгоц. камней, пурпурной краски и жемчуга являлись уксус, квасцы, сода и аммиак (получ. из мочи).

ХИМИЯ

ХИМИЯ - В др. времена химич. знания были тесно связаны с ремесл. производством. Древние обладали познаниями в области извлечения металлов из руд, изготовления стекла и глазури, минеральных, растительных и животных красок, алкогольных напитков, косметич. средств, лекарств и ядов. Они умели изготавливать сплавы, имитирующие золото и серебро, жемчуг и «искусственные» драгоц. камни из окраш. в различные цвета расплав, стеклянной массы, а также пурпурную краску на основе растительных красителей. Особенно этим славились егип. мастера. Теоретич. обобщения, связанные с натурфилософскими рассуждениями о природе бытия, встречаются в трудах греч. философов, в первую очередь у Эмпедокла (учение о 4 элементах), Левкиппа, Демокрита (учение об атомах) и Аристотеля (квалитативизм). В эллинистич. Египте 3-4 вв. н. э. прикладная X. стала развиваться в русле возникшей алхимии, стремившейся к превращению неблагородных металлов в благородные.

ХИОС

ХИОС - плодородный, насел, ионийцами остров в Эгейском м. у побережья М. Азии. Ок 600 до н. э. на острове произошло крупное восстание рабов (купл. рабы впервые появились на X.); в 547 X. завоеван Киром II; после победы греков над персами при Микале в 419 X. вошел в состав Афинского морского союза с демократич. устройством. В 406-394 X. поддерживал Спарту; в 377 вошел в состав 2-го Афинского морского союза; в 333-331 находился под македонским владычеством; в 202 заключил союз с Пергамом; в 190 стал союзником Рима; в 86 разорен Митридатом; в 85 попал под власть Рима (т. н. civitas libera). В 5 в. до н. э. жители X., ремесл. изделия которых были столь же знамениты, как их мастика и вино, пользовались славой наиболее богатых и зажиточных греков. В древности X. считали одним из возможных мест рождения Гомера (в песнях рапсодов).

ХИРОН

ХИРОН - в греч. мифе - мудрый, справедливый и благожелательный к людям кентавр, сын Кроноса и Филиры (поэтому называемый также Филиридом), жил в одной из пещер Пелиона. X., согласно легендам, являлся наставником и воспитателем знаменитых греч. героев, обучал их искусству врачевания, зачинателем которого считался, искусству охоты, верховой езды, владения оружием и музыки (ему приписывалось изобретение лиры). Среди его учеников был Ахилл, Асклепий, Ясон, Феникс и другие. Во время охоты на эриманфского вепря Геракл случайно тяжело ранил X. отравл. стрелой. Яд причинял X. такие муки, что он предпочел умереть, отказавшись от бессмертия в пользу Прометея.

ХИРУРГИЯ

ХИРУРГИЯ (греч. ручная работа). X. относится к древнейшим отраслям врачебной науки. Уже в произведениях Гомера встречается описание примитивного лечения наружных повреждений (ран и травм). Во времена Гиппократа греч. врачи достигли заметных успехов в лечении переломов и вывихов, используя для этих целей поразительно малое число весьма несложных инструментов и приспособлений. До сих пор для лечения плечевых вывихов и косолапости порой используются способы, разработанные Гиппократом. Развитие общей X., начала которой восходят ко времени Гиппократа, усилилось в 3 в. до н. э. и достигло своего расцвета в 1 в. н. э. В этот период обширный хирургич. инструментарий (клещи и пилы для костей, скальпели, хирургич. ножи и пр.) был пополнен иглами для зашивания ран, захватами для удаления камней из мочевого пузыря, иглами для пункций, ножами и иглами для удаления катаракты. Несмотря на знание и применение болеутоляющих средств, др. врачам не удалось достичь полной анестезии. Наиболее сложными операциями являлись ампутация, камнесечение и удаление грыжи. Знания в области X., получ. в античные времена, сохранили свою значимость вплоть до эпохи Возрождения.

Хирургия

рис. 1. Античные хирургические инструменты: 1 - плоская круглая ложка; 2 - ложка в форме зонда; 3 - небольшие ножницы; 4 - пинцет; 5 - акушерский захват; 6 - щипцы; 7 - ранорасширитель; 8 - пила для костей; 9 - хирургический нож; 10 - катетер; 11 - малое зеркало; 12 - игла; 13 - игла для удаления катаракты; 14 - хирургический нож для удаления катаракты.

Хирургия

рис. 2. Вправление смещенного позвонка или позвонков путем механического вытяжения.

Хирургия

рис. 3. вправление плечевого вывиха (иллюстрация из комментария Аполлония Китонского, 1 в. до н. э., к трактату Гиппократа «О вправлении суставов», дошедшего до нас в одной из византийских рукописей).

ХИТОН

ХИТОН - женская и мужская исподняя одежда у др. греков из льняного полотна или шерстяной материи, доходившая до колен (короткий X.) или ступней (длинный X.), с поясом вокруг бедер. Начиная с классич. периода длинный X. носили обычно женщины.

ХИЩНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

ХИЩНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (лат. bestia). С древнейших времен человек вел с дикими животными борьбу за существование. Это привело в рабовладельч. обществе к нов. отношению человека к X. ж.: вавилонские, ассирийские и египетские правители начали устраивать на них крупные охоты, хорошо подготовл. и организованные. В рим. цирках X. ж. использовали для развлечения публики, например в звериных боях, устраиваемых диктатором Суллой, участвовало до 100 львов. Подобные бои устраивались Помпеем, но уже с использованием 600 львов. Он же устроил однажды бой носорога со слоном. Во время представлений, устраиваемых Цезарем, на арене вели схватку до 400 львов. В жестоких и кровавых поединках X. ж. натравливали на гладиаторов, которым предстояло сражаться с ними. В зверинцах X. ж. держали для показа.

ХЛАМИДА

ХЛАМИДА - у др. греков - плащ из плотной шерстяной материи, надеваемый поверх хитона. С классич. времен излюбл. одежда философов. У греков - одежда солдат и путешественников.

ХЛЕБ

ХЛЕБ - Из зерновых культур античности только ячмень и пшеница давали пригодную для выпечки муку с необходимым содержанием клейковины. Мука замешивалась на воде с добавлением соли и опары, для чего иногда надевались рукавицы и применялись спец. тестомесильные машины. Опара приготавливалась из пшенной каши или пшеничных отрубей, подкисливалась виноградным суслом и высушивалась на солнце. Изготовл. т. о. масса была пригодна для выпечки в течение примерно года. Формовка X. производилась на разделочных досках; применяли также лотки и спец. формы. Когда тесто подходило, его помещали в предварительно прокал. древесными углями, а затем освобожд. от них печь и выпекали. Плоский, обладавший худшими вкусовыми качествами лепешечный X. пекли на боковых сторонах домашних очагов. Спец. литература о X., его выпечке и хлебной диете не сохранилась. Постровидимому, она была посвящена в осн. художеств, и кондитерской выпечке. В фигурные хлебные изделия, приготовляемые к праздникам или для жертвоприношений, добавлялись фруктовые плоды или пряности. В большом ассортименте из муки грубого или мелкого помола с добавлением опары или яиц (дрожжи отсутствовали) выпекались булочки, крендели (bracchia или bracchiola-"руки» или «ручки»), пироги, лепешки (libum, из тертого сыра и пшеничной муки), омлеты (lamella - "листики"') и круглое плоское печенье (placenta; в рум. яз. до сих пор placinta).

Хлеб

рис. Раскатывание теста под звуки флейты, вероятно, в усадьбе землевладельца (группа на терракоте; Париж, Лувр).

ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ

ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ (лат. panem et circenses - хлеба и цирковых игр), крылатое выражение (Ювенал, 10,81), означающее, что народ, который ранее имел обыкновение распределять самые высокие политич. должное 1 и, ienepb (1 в. н. э.) желает только удовлетворять свои материальные потребности и Сфемится к острым ощущениям.

ХЛОДВИГ

ХЛОДВИГ - род. ок. 465, ум. в 511 в Париже, король салич. франков с 481 482 из рода Меровингов, сын Хильдерика. Сначала X. завоевал область Сены, победив рим. наместника Сиагрия, затем в союзе с Теодорихом, на сесгре которого он женился, расширил свои владения, подчинив в 497 алеманнов, в 507 вестготов. Важную роль в укреплении гoc-ва X. сыграло принятие им в 497 или 498 христианегва в католической форме и Салического закона (Lex Saliса), представлявшего собой народное право салич. франков.

ХЛОПЧАТНИК

ХЛОПЧАТНИК - Основываясь на дошедших до нас источниках, в которых X. упоминается либо как дерево, либо как кустарник, можно предположить, чго в античную эпоху были известны две его разновидности афр. древовидный X. Gossypium arboreum и воет. - инд. травянистый X. Gossypium herbaceum. Первыми торговцами хлопком были финикийцы, которые в осн. продавали изтоговл. из хлопка ткани; хлопок-сырец составлял лишь небольшую часть товарооборота. Они же сообщили другим народам и способ возделывания X., который стал давать хорошие урожаи в условиях островного климата (например, Кос, Мальта) и в Испании. Хлопковое волокно шло на изготовление одежды, различных тканевых и декоративных изделий, в частности на изготовление узорчатых тканей, которыми особо славились егип. маcтepa.

ХОЛИЯМБ

ХОЛИЯМБ - хромой ямб, или скадзон, ямбический триметр, заключительная стопа которого заменяв гея хореем или спондеем, осн. Форма: U - U - U - U - U - U - U (например, Катулл 8,1: Miser Catulle, desinas Tneptire). Благодаря этому стих имеет хромающее завершение, откуда происходит назв. «X». (Стихотворения в X. одним из первых писал Гиппонакт, позднее больше всего Каллимах, Геронд, Катулл.)

ХОР

ХОР (греч., лат. место для ганцев, группа танцовщиков), в античные времена - группа танцующих и поющих исполнителей, выступающая в культовых обрядах, трагедии и комедии. X. возник из ритуальных культовых обрядов, во время которых принимавшие в них участие двигались в ритмич. танце под звуки авлосов или струнных инструментов вокруг запевалы. Наиболее распростран. видами хоровой лирики у дорийцев являлись просодия (прецессионное пение), гипорхема (танцевальное пение), френ (погребальное пение), пеан (хвалебный гимн в честь бога Аполлона) и дифирамб (хвалебный гимн в честь бога Диониса). Первоначальные формы поперем. пения и рефрена в хоровой лирике сменило антистрофич. пение, которое утвердилось также и в хоровом сценич. пении. В трагедии X. первоначально состоял из 12, а позднее, со времен Софокла, из 15 участников под руководством предводителя X., корифея, который в ходе пьесы исполнял также речитативные куплеты. X. в период расцвета античной трагедии комментировал происходящее сценич. действие, являясь при эгом своеобразным рупором обществ, мнения. В комедии связь X. (насчитывавшего обычно 24 участника) со сценич. действием была намного слабее. Одной из обществ, повинностей афинских граждан являлась хорегия - поставка, содержание, обучение и снаряжение X. В Риме он не играл такой важной роли в драме, как в Греции. Однако и здесь засвидетельствовано исполнение X. народных песен, а позднее также и культовых песнопений. Влияние античного X. прослеживается в Ср.-век. литургии, в драме в стиле барокко, «Мессинской невесте» Шиллера, а также в отдельных стилизованных совр. драмах.

ХОРА

ХОРА (греч. chora место, земля, область), назв. различных поселений, преим. крупных, располож. на некотором удалении от морского побережья деревень; в Др. Египте назв. терр. в целом, за исключением городской терр., прежде всего столицы государства Александрии.

ХОРДОВОЕ СЧИСЛЕНИЕ

ХОРДОВОЕ СЧИСЛЕНИЕ - античная форма триго нометрии, например у Птолемея. Вместо дуг (как это приняю ныне) в античности считали хордами. Отношение между двумя этими способами передает равенство:

Хордовое счисление

ХОРЕГ

ХОРЕГ (греч), состоятельный афинский гражданин, бравший на себя расходы по постановке драмы, содержанию актеров и хора (отсюда «хорегия»), а также решавший технич. и организационные вопросы (приобретение реквизита и пр.).

ХОРЕЗМ

ХОРЕЗМ - расположен в низовьях Амударьи (греч. Оке) на терр. нынешней Узбекской ССР; оазис, окруж. пустынями, с административным центром в Кяте. Первоначально X. принадлежал к парфянско-арабской сатрапии Персидского царства, затем, после завоевания Александром Македонским, номинально находился в зависимости от Македонского царства. Позднее был завоеван гуннами и тюрками.

ХОРИЯМБ

ХОРИЯМБ (греч.), стих, слож. из хорея (трохея) и ямба: U U - (например, omnipotens); излюбл. стихотворный размер греч. лириков.

ХОРОГРАФИЯ

ХОРОГРАФИЯ (греч. описание стран), в отличие от математич. географии Эратосфена практич. описание отдельных областей, округов и государств. Назв. X. восходит к Полибию, который использовал X. как вспомогательную дисциплину своей историч. науки.

ХОРРЕУМ

ХОРРЕУМ (лат. horreum), склад или амбар для различных товаров, особенно для зерна (granarium), часто оборудованный вентиляцией, а также имеющий емкости для хранения, полки, перегородки. X. имелись при дворцах, святилищах, лавках, рынках, военных лагерях, городах. Лучше всего сохранились многочисл. X. в Остии (для зерна, поступавшего в Рим).

ХРАМ

ХРАМ (лат. templum), первоначально огранич., принес, в дар божеству участок земли (греч. temenos), позже возвед. на этом участке архитектурная постройка (греч. naos). Сначала в X. хранились только культовые изображения, потом, особенно это характерно для римлян, они служили сокровищницами и для картин, и для других произведений искусства. Но X. не рассматривался, как это было принято в христианских церквах, как место собрания верующих. Ранние X. строились из глины и дерева, а начиная с 7 6 вв. до н. э., в период политич. консолидации полисов, у греков начинают появляться каменные X. Строились они по гипу мегаронов. В последующие времена они начинают отличаться от ранних построек более продуманной архитектурной формой. Наряду с простыми X. дорич. ордера в 6 в. до н. э. строятся величеств. X. ионич. ордера (о. Самос, Эфес, Дидима), которые явились своеобразным выражением экономич. мощи малоазиатских полисов. И только в эпоху эллинизма удалось достичь и превзойти подобный размах строительства (например, X. Артемиды в Магнесии на р. Меандр). Этрусские X., которые строились из дерева и облицовывались терракотовыми плитами, оставили свой след в архитектурном оформлении рим. X. позднею периода Республики, в равной степени это относится и к греко-эллинистич. постройкам. Рим. X. из мрамора впервые стали появляться во времена Римской империи как архитектурные творения в высшей степени репрезентативного характера и являлись воплощением власти господствующего класса. Со временем все ботаче становится декоративный орнамент X. (например, X. в Гелиоиоле). Типы X. На многоступенчатом цоколе (крепидома) возводился наос (собственно X.), внутри котоpoго находилась целла (внутр. помещение с изображением божества или его символикой). Наос мог иметь колоннаду, располагавшуюся между двумя стенными горцами (антами), которые образовывали пронаос (передний вестибюль). Такой X. получил назв «X. в антах». Если целла дополнялась опистодомом (задним вестибюлем) с аналогичной расстановкой колонн, то такой X. назывался «X. в двойных антах». X. с колоннадой на фасаде имел назв. «простиль» (prostylos), а X. с колоннами по торцам - «амфипростиль» (amphiprostylos). Колоннада вокруг наоса - перистасис - (peristasis) создавала своеобразный коридор между собой и X., такая постройка называлась периптер (peripteros). Диптером (dipteros) назывался X., окруж. двумя рядами колонн, а X. с настенными колоннами получил назв. «псевдодиптер» (pseudodipteros). Конструкция X. Поставл. на стилобат колонны внешнего строения поддерживают балочное перекрытие. Деревянная двускатная крыша состоит из конькового бруса и подпирающих его по бокам стропил с опорой, на которых параллельно коньку крыши лежат прогоны. Они покрыты кровельной черепицей, изготовл. из обожж. глины или мрамора, и часто украшены антефиксом на коньке и спуске кровли. На спуск кровли могла быть помещена сима с водосливными выпусками в виде фигурок, а углы конька и крыши могли быть украшены акротерием. Фронтон с венчающим карнизом также мог быть украшен рельефным изображением на мифологич. темы.

Храм

рис. Планы храмов.

ХРАМ СОФИИ

ХРАМ СОФИИ (Айя София) (греч. Hagia Sophia - священная мудрость), церковь св. Софии в Константинополе, сооруж. при императоре Юстиниане в 532-537 после пожара в более раннем здании. С 1453 перестроена под турецкую мечеть (с минаретами), в 1934 в ней создан музей. Здание построено архитекторами Анфемием из Тралл и Исидором из Милета. Оно представляет собой синтез базилики с куполом и центрич. здания. Центральная часть церкви увенчана 32-метровым куполом. Перед гл. помещением находятся вестибюль (narthex) и передний двор (atrium). Из внутр. мозаичных украшений часть сохранилась. О внутреннем устройстве имеются сведения в лит. источниках (в частности, у Прокопия). X. С. считался самым значительным церковным сооружением визант. времени. Это пример высшего взлета античного искусства, влияние которого в равной мере прослеживается в вост. (ислам) и зап. (Венеция, собор св. Марка) зодчестве.

Храм Софии

рис. План.

ХРАНИЛИЩЕ

ХРАНИЛИЩЕ (лат. cellarium - кладовая), помещение для хранения пищи, вина, масла, зерна и т. д.; в греч. и рим. домах располагалось чаще всего ок. кухни; также кладовая более значительных размеров, склад (например, для зерна). В сельской местности это помещение часто использовалось для изготовления вина или масла.

ХРЕМАТИСТЫ

ХРЕМАТИСТЫ (греч. занимающиеся государств, делами), греч. царские судьи в Египте времен Птолемеев. Судебные коллегии, которые состояли из 3 X. и возглавлялись исагогом, направлявшиеся в 3 в. до н. э. из Александрии в провинциальные сельские местности (хору), начиная со 2 в. до н. э. превратились в постоянные местные суды, разбиравшие гражданские дела.

ХРИЗОЛОРАС

ХРИЗОЛОРАС - Мануил, ум. в 1415 в Констанце, визант. дипломат и писатель; в 1390 пытался найти на 3. поддержку против турок; с 1396 поселился во Флоренции, где стал первым учителем греч. яз. и литературы, его учебник (вопросы на лат. яз., ответы - на греч.) опубликован в 1484.

ХРИЗОСТОМ

ХРИЗОСТОМ (греч. Chrysostomos), традиционное прозвище Диона из Прусы и Иоанна X. На рус. яз. X. переводится как «златоуст».

ХРИСЕИДА

ХРИСЕИДА - в греч. легендах дочь Хриса, жреца храма Аполлона. Во время Троянской войны захвачена в плен; в качестве рабыни досталась Агамемнону. Благодаря мору, посланному на греков Аполлоном, отец X. сумел добиться ее выдачи (картина К. Лоррена).

ХРИСИПП

ХРИСИПП - род. ок. 280 до н. э. в Солах (Киликия), ум. ок. 204, греч. философ, стоик. Путем систематизации и совершенствования учения своих предшественников Зенона из Китиона и Клеанфа придал др. стоической философии ее общераспространенный образ. Важнейшей философской дисциплиной X. считал этику. Он проиллюстрировал ее на созданной им модели мудреца, свободного от аффектов, который живет в согласии с природой, благодаря чему достигает душевного покоя, а значит, и счастья. Представление о предопределении всех событий божеств, провидением вело, применительно к физике, к материалистич. предположению о всеобщей причинности. Логика X. примыкает к аристотелевской и дополняет ее попытками счисления предикатов. За основу познания X. принимает чувств, восприятие. От его многочисл. трудов, охватывающих различные отрасли знания, сохранились лишь фрагменты.

ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ ТЕХНИКА

ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ ТЕХНИКА - изготовление статуй и статуэток (большей частью культового характера) на деревянной основе, причем видимые части тела выполнены в слоновой кости, а платье, волосы и т. п. - в золоте. К знаменитейшим творениям ан гичности в X. т. относят статую Зевса работы Фидия в храме Зевса в Олимпии и Афину Парфенос того же автора в Парфеноне на Акрополе в Афинах.

ХРИСТИАНСТВО

ХРИСТИАНСТВО - религия, сформировавшаяся на основе противоречий развитого рабовладельч. общества. Исходным пунктом идей христианства было обобщение и историзация идеи иудейского ожидания мессии. В своем дальнейшем развитии оно восприняло элементы вост. религий и культов, эллинистич. философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа сын божий воплотился в человеке (истолкование этой связи с тех пор стало предметом горячих дискуссий). Согласно апостольской истории, впервые христиане появились в Антиохии. Первоначальное христианство развивалось как отвлеч. самосознание из потребности в утешении, прежде всего в угнет. и бесправных слоях. Поскольку его приверженцы отвергали официальный культ императора, государство неоднократно принимало против них меры, т. н. гонения на христиан. X. отнюдь не ставило под сомнение классовое разделение в обществе, но с самого начала сулило преодоление неразрешимых противоречий. Позже оно слилось с обществом и подчинило его себе. Процесс образования церковной иерархии с выделением клириков и их субординацией воспроизвел социальное расслоение в светском обществе. Имущие и господствующие классы нашли в высшем духовенстве верных союзников, тогда как простые люди оставались по-прежнему бесправными, лишенными прав в области церковной жизни. Еретич. движения (монтанисты, новациане, донатисты) были не в состоянии воспрепятствовать этому процессу. X. при Константине 1 пришло к союзу между церковью и государством, что открыло ему путь к мировому признанию и определило его дальнейшее развитие. В целом X. воспроизводило противоречия эксплуататорского общества, приспособившись к его изменениям. Освящая антагонисгич. классовую структуру, оно проповедовало покорность верующих властям и препятствовало их самоосвобождению. Между тем в X. воплотились также социальные идеалы, выдвинутые народными массами, которые опирались на них в ходе борьбы против эксплуатации и угнетения. Вплоть до средневековья почти все революционные движения принимали религиозную форму.

ХРИСТОС

ХРИСТОС (греч. Christus - помазанник), центральный образ христианства, которое считало его своим основателем. Имя X. дало назв. этой религии. Он стал олицетворением убеждения, что ожидавшийся в иудейском мессианизме мессия («Христос» - греч. пер. этого слова) уже явился и после его возвращения на земле установится царство справедливости и мира. Первые христиане, в том числе Павел, ограничивались верой в существование X. и его смерть на кресте. Позже в общинах появились жизнеописания, на которые оказали влияние как иудейские образцы («слуга божий» Ветхого завета, «учитель справедливости» эссенов), так и мифологич. представления вост. религий и культов (умирающие и воскресающие божества плодородия) и гностич. мистерии. Древнейшее жизнеописание Иисуса содержится, вероятно, в Евангелии назарейцев, именуемом также Евангелием 12 апостолов, которое упоминается у Епифания. Возвращение X. между тем откладывалось на неопредел, время (у неиудейских народов оно не нашло понимания и с утверждением христианства утратило почву) и стало совпадать с концом света. Олицетворение спасения в страдающем и умирающем сыне божьем отвечало потребности людей в утешении и благословении. В наст, время предполагается, что за образом Иисуса X. стоит реальная историч. личность, однако этой гипотезе недостает надежных свидетельств. Во всяком случае, в центре христианских сочинений находится не «исторический Иисус, а Христос верований и культа» (Р. Бультман).

ХРОНОГРАФ 354 ГОДА

ХРОНОГРАФ 354 ГОДА - иллюстрированная рукопись, вероятно, справочник для высших рим. чиновников, составлен каллиграфом Фульвием Дионисием Филокалом. Охватывает 4 столицы империи: Рим, Константинополь, Александрию и Трир; 7 планет и 12 знаков зодиака свидетельствуют о значении астрологич. представлений при выборе дней. За иллюстрациями следуют ценные таблицы, список консулов от основания Рима до 354, городских префектов, список городских районов, лит. пер. очерка всемирной истории Ипполита, а также история г. Рима с данными о сооружениях, пожертвованиях, распределении продовольствия и т. д. Список пасхальных дней, рим. пап с указанием дня смерти, церковных праздников и список рим. епископов указывают на христианское влияние.

ХРОНОЛОГИЯ

ХРОНОЛОГИЯ - летосчисление. Народы Др. Востока вели счет времени от важных историч. событий (например, восшествия царя на престол, окончания победоносного похода, освящения знаменитого храма и т. п.). Поэтому их хронологич. системы распространялись на очень огранич. терр., что нередко затрудняет точную датировку историч. событий. Начальными датами летосчисления могли стать даже мифич. (т. е. произвольно датированные) события; например, евреи Др. Израиля считали, что мир был создан в 3761 до н. э., который стал началом иудейского летосчисления. Греч, летосчисление, использовавшееся вначале историками и лишь впоследствии ставшее общепринятым, отправлялось от 776 до н. э., в котором был составлен первый список победителей Олимпийских игр. Римляне, начиная с Варрона, исходным пунктом своей X. сделали легендарную дату основания Рима (отсюда ab urbe condita - от основания города). Чаще всего, однако, и в Греции, и в Риме годы назывались по именам верховных жрецов (например, в Аргосе - по имени жрицы Геры) или государств, лиц, перечни которых -фасты (fasti) - легли в основу рим. летописания. Наряду с этим существовал особый счет времени веками (saeculum), конец каждого из которых отмечался секулярными играми (ludi saeculares), и летосчисление по люстрам (пятилетиям). В большинстве рим. пров. эра совпадала с годом установления власти римлян. Разнообразие эр, применявшихся в античности, позволяет путем их сравнения и установления относительной и абсолютной X. достичь более точной, чем в истории Др. Востока, датировки событий. В то время как магометанский счет времени (хиджра) ведется от 622 н. э., мы пользуемся летосчислением рим. христиан, которые по предложению аббата Дионисия Малого избрали точкой отсчета рождество Христово. Эта X. укоренялась с трудом и лишь ок. 800 вошла в обычай (надпись на могиле Карла Великого гласит, что он «умер в 814 по рождестве Христовом»). Окончательно она утвердилась лишь с 10 в. Счет времени «до рождества Христова» был впервые использован франц. хронологом, филологом и католич. богословом Д. Петавием (D. Petavius) (1583-1652). С 18 в. этот метод получает признание. Тем самым появилась единая X. для всей мировой истории. Ныне христианское времясчисление применяется большинством народов мира независимо от их конфессиональной принадлежности. Обозначение «наша эра» (н. э.) получает все большее распространение.

ХТОНИЧЕСКИЕ БОГИ

ХТОНИЧЕСКИЕ БОГИ (от греч. земля), божества земли и подземного мира; по представлениям греков, благодаря им осуществлялось развитие растений, они принимали покойных в своем царстве. К ним принадлежали Аид, Плутон, Гея, Деметра, Кора, Геката, Дионис, Гермес (как проводники душ в подземное царство). Принято было приносить в жертву этим богам животных черной масти. В народных верованиях X. б. играли значительную роль.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ - большие и малые скульптуры из гипса или металла, получ. в отливочных формах, изготовл. по имеющемуся оригиналу или его копии. Материалом для отливочных форм служил латекс, кремний, органич. или искусств, смола. Гипсовое литье применялось уже в античные времена.

ХУДОЖНИК

ХУДОЖНИК - Такого понятия в совр. смысле этого слова классич. древность не знала. Имелось, пожалуй, общее именование для сведущих в различных искусствах (греч. technites, лат. artifex), причем так называли преим. тех, кто достиг в своем искусстве высокого уровня мастерства. Это было не в последнюю очередь связано с существовавшим в античности (за исключением поздней античности) различием в отношении к поэтам и музыкантам и к представителям изобразительных искусств. Если первые пользовались почетом, то последних (за редкими исключениями), так же как строителей и литейщиков, причисляли к ремесленникам. Репутации тех, кто занимался изобразительным искусством, вредило и то, что они работали на заказ, получая деньги. Их произведениями восхищались, но сами мастера оставались более или менее в тени. Только в поздней античности социальный авторитет представителей изобразительного искусства поднялся, хотя и не повсеместно; теперь X. мог считаться по крайней мере равным поэту и даже мог быть приравнен к мудрецам и людям, наделенным божеств, даром (например, как у Диона Хризостома).

Предыдущая страница Следующая страница