Словарь античности
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВЕЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВЕЛ")

ВААЛ

ВААЛ (семит, господин, владыка), зап.-семит, бог или демон, которого представляли живущим и действующим в к.-л. определ. месте. Это божество олицетворяло, как правило, плодородие и вегетацию, а также выполняло государственно-культовые функции (право, война). Этим объясняется, что В. Гадад из Угарита и Баальбека, В. Хаммон из Карфагена и В. Шамим из Пальмиры отождествлялись в эллинистич. и рим. периоды развития ближневост. религии с Зевсом и Юпитером. Различные формы культа В. распространились благодаря рим. военным кампаниям и торговле рабами вплоть до зап. рим. границ. В Риме культ В. был введен императором Гелиогабалом от В. из Эмесы.

ВАВИЛОН

ВАВИЛОН - греч. наименование семит, города на Евфрате Бабилима («Врата Господни»). В. был столицей Древнего и Нового Вавилонского царства, значительным культурным и хозяйств, центром. Раскопки, выполн. в 1899 - 1917 нем. археологом Робертом Кольдевеем, выявили городские укрепления, царский дворец, храмовый комплекс бога Мардука, целый ряд других храмов и жилой квартал. Одну из частей царского дворца можно с полным основанием идентифицировать с описанными Геродотом «висячими садами» Семирамиды, с их террасными инженерными сооружениями над сводами и искусств, оросительными установками. В 538 до н. э. В. был завоеван персами. В. неоднократно поднимался на восстания против перс, владычества. Первое греч. описание города сделано Геродотом; позже о нем упоминалось в сочинениях других античных авторов. В 331 до н. э. В. был завоеван Александром Македонским, затем захвачен полководцем Александра Селевком и вошел в состав царства Селевкидов. В кон. 2 в. до н. э. В. попал под власть парфянского царя. С этого момента начался упадок города. Находки из В. в настоящее время находятся в осн. в Музее Передней Азии в Берлине.

ВАВИЛОНИЯ

ВАВИЛОНИЯ - греч. обозначение местности южнее совр. Багдада, названной по г. Вавилон. Эта область в 331 до н. э. была отвоевана у персов Александром Македонским. После этого В. вплоть до 140 до н. э. входила в состав государства Селевкидов, затем завоевана парфянами и оставалась под их господством до 227 н. э. Римляне, боровшиеся с парфянами во времена императора Траяна (115) и затем Септимия Севера (199), на короткое время захватывали и В. Наследниками парфян стали персы династии Сасанидов.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - священная башня (зик курат) в честь бога-покровителя Вавилона Мардука. вавилонцы называли его Этеменанки История строительства В. б. относится ко 2-му гыс. до н. э , окончательный вид она приняла в 6 в до н. э., в период правления Навуходоносора II: греки считали В. б. одним из чудес света. Согласно Библии (Бытие, гл. 11), возведение и разрушение башни тесно связа но со смешением языков разных народов. Описания Геродота и археологич. находки (Р. Кольдевея и других) помогли получить преде гавление об этом сооружении. Башня представляла собой массивное кирпичное сооружение семи ступеней (дл. стен составляла 92 м, выс. - 91 м); на самом верхнем ярусе, куда можно было попасть по лестнице, находилось маленькое святилище, в котором будто бы жил бог Мардук. Александр Македонский снес уже начавшую разрушаться В. б., т. к. планировал построить вместо нее гл. святилище империи.

ВАГАНТОВ ПОЭЗИЯ

ВАГАНТОВ ПОЭЗИЯ (от лат. vagari скитаться), процветавшая в 12 - 13 вв. поэзия странствующих школяров (clerici vagantes). За редкими исключениями (Гуго Орлеанский, Вальтер Шатильонский, Архипиит), В. п. была анонимной (осн. собрание Carmina Burana). Предметами В. п. были природа, любовь, вино и азартные игры, воспевавшиеся в чувственно-радостных земных стихах. Среди произведений В. п. встречаются морально-сатирич. стихотворения и стихотворения-пародии, направл. против упадка нравов католич. духовенства; стихотворения на темы из античной мифологии, на политич. темы; стихотворения, повествующие о радостях и печалях жизни вагантов (стихотворения-просьбы). В В. п. часты реминисценции из Библии и античной литературы, особенно Горация и Овидия. Излюбл. формой В. п. является т. н. вагантская строка, состоящая из повышающегося семисложника и понижающегося шестисложника (например, Meum est propositum/in taberna mori). Вагантские строки, как правило, связывались в т. н. вагантские строфы с конечной рифмой. В определ. смысле В. п. с ее смешением народных и античных, светских и духовных элементов представляет собой в Ср.-век. лат. литературе параллель к нем. придворной поэзии миннезанга. Некоторые произведения В. п. продолжали жить в студенч. среде в виде песен.

ВАЗА ФРАНСУА

ВАЗА ФРАНСУА - кратер с орнаментом аттич. чернофигурного стиля 2-й четв. 6 в. до н. э. Найден А. Франсуа возле Кьюзи (Chiusi), хранится в археологич. музее Флоренции. На В. Ф. имеются подписи гончара Эрготима и вазописца Клития. Содержательная композиция рисунка (циклы Ахилла и Тесея) и художеств, исполнение отдельных фигур свидетельствуют о высоком уровне греч. вазописи.

Ваза Франсуа

рис. Ваза Франсуа (Флоренция, Археологический музей).

ВАЗОПИСЕЦ НИОБИД

ВАЗОПИСЕЦ НИОБИД - аттич. вазописец 5 в. до н. э. (2-я четв.), именуется так по его произведению - росписи на кратере «Избиение Ниобид» (Лувр). В ней с особой наглядностью отразились кардинальные нововведения, освоенные монументальной живописью: распределение фигур по различным планам, изображение контурной линии земной поверхности, трехчетвертные повороты головы, нюансированное изображение лиц. Великолепные батальные сцены В. н. (например, битва греков с амазонками) также находятся под очевидным влиянием монументальной живописи.

Вазописец Ниобид

рис. Избиение Ниобид. Кратер.

ВАЗОПИСЕЦ ПАНА

ВАЗОПИСЕЦ ПАНА - мастер Пана, греч. вазописец аттич. краснофигурной керамики, названный по бостонскому «кратеру Пана». Есть доказательства, что его работы относятся ко 2-й пол. 5 в. до н. э. В. П. принадлежит к числу зачинателей раннеклассич. стиля. Осн. его работа, помимо кратера Пана, пелика Бусириса - в Афинах. Они столь же прекрасны, как олимпийская скульптура.

ВАЗОПИСЕЦ ПАНАЙТИЯ

ВАЗОПИСЕЦ ПАНАЙТИЯ - мастер Панайтия, греч. вазописец по аттич. краснофигурной керамике, работавший в кон. 6 - нач. 5 в. до н. э., названный по сохранившейся на чашах его работы часто встречающейся надписи «любимца Панайтия». Основные его работы - чаша Тесея из Лувра и чаша Эврисфея из Британского музея в Лондоне. В. П. принадлежит к мастерам - новаторам краснофигурной вазописи строгого стиля.

ВАЗОПИСЕЦ ПЕНТЕСИЛЕИ

ВАЗОПИСЕЦ ПЕНТЕСИЛЕИ - греч. вазописец аттич. краснофигурных сосудов раннеклассич. периода (2-й пол. 5 в. до н. э.), назван так по чаше с изображением Пентесилеи, хранящейся в Мюнхене (с изображением смерти Пентесилеи?), которая так же, как чаша Тития, является вершиной его творчества. Помимо монументального решения центр, образа этих и других чаш, художник с живым чувством изображает бытовые сценки (школу, палестру, любовные утехи, комос), в особенности сцены из жизни эфебов.

ВАЗОПИСЕЦ ПИСТОКСЕНА

ВАЗОПИСЕЦ ПИСТОКСЕНА - греч. вазописец, мастер аттич. краснофигурной вазописи 70 - 60-х гг. 3 в. до н. э.; один из выдающихся вазописцев ранней классики расписывавших чаши. Назван по расписанному им для Пистоксена скифосу, находящемуся в Шверине, на котором изображены деяния Геракла и Лина.

ВАЗЫ

ВАЗЫ (лат. vasa, итал. vasi - сосуды, посуда), сосуды из обожж. глины, изготовлявшиеся в больших количествах как бытовая посуда (а не как В. в совр. смысле), посвятительные и погребальные сосуды. В., которые первоначально изготовлялись вручную, а впоследствии - на гончарном круге, следует отличать от В., производившихся с использованием формовочных штампов (негативов). Эти В., как правило, украшались рельефами, отсюда назв. - рельефная керамика (например, мегарские кубки, сосуды из сиенской глины и др.). В росписи В. различаются неск. видов техники. В геометрич. стиле (9 - 8 вв. до н. э.) господствовала силуэтная роспись. Ориентализирующему (ковровому) стилю 7 в. свойственна контурная роспись с присущим ей стремлением к заполнению всей поверхности сосуда. Чернофигурная техника утверждается в кон. 7 в. В ее аттич. варианте на красный фон наносились черные фигуры. Процарапыванием контуров и внутр. линий фигур достигалось более точное членение и пластич. изображение. Менее чем через столетие появляется краснофигурная техника, при которой лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изображались в естеств. цвете обожж. глины. Изображение, т. о., было более глубоким, чем фон; это достигалось за счет различной толщины лака (или жидкого фаянсового теста) и использования трех стадий обжига (окисление, восстановление, реоксидация). Наряду с применявшейся на аттич. и нижнеиталийских В. вплоть до 2-й пол. 4 в. до н. э. краснофигурной техникой в 5 в. появляется белофонная роспись, главным образом на лекифах. Чернофигурная техника перевила краснофигурную и применялась на призовых панафинейских амфорах до 2 в. до н. э. Типы В.; для хранения и для смешивания вина с водой (амфора, стамнос, пелика, кратер, псиктер); В. для наливания и черпальные В. (гидрия, ойнохоя, киаф); В. для питья (килик, канфар, скифос, ритон); культовые, парфюмерные и другие В. (лутрофор, лекиф, алабастр, арибалл, аскос, пиксида). Центры изготовления В. Во времена господства геометрич. стиля ведущая роль принадлежала аттич. мастерским. В 7 в. первенство перешло к Коринфу в соответствии с его превосходством в экономич. и политич. областях (протокоринфские и коринфские В.). Лишь в сер. 6 в. до н. э. вновь начинают лидировать Афины в связи с их экономич. усилением при Писистрате и общим расширением торговых сношений. В это же время возрастает производство халкидских, лаконских, родосских В. и В. из Фикеллуры, а также гидрий из Цере, что связано с кратковрем. расцветом этих городов. Во 2-й пол. 5 в. наряду с аттич. вазописью, переживавшей определ. упадок во время Пелопоннесской войны, появляется раннеиталийская вазопись, вытесненная в свою очередь в 4 в. апулийскими В. и отличающимися оригинальностью изображений флиаковскими В. Свидетельством вторичного расцвета аттич. мастерских в 4 в. являются пантикапейские В. Из В. эллинистич. времени внимания заслуживают в грекостровост. ареале т. н. керамика зап. склона (зап. части афинского Акрополя), а на италийском З. - керамика из Гнафии. Значение В. Как украшенные фигурами В. геометрич. и коврового стилей, так и расписанные изображениями сосуды чернофигурной и краснофигурной техники дают редкую возможность непосредств. знакомства с мифологич. представлениями, культом и повседневной жизнью греков. Многочисленность и хорошая сохранность В. придают им особое значение как источнику изобразительного искусства греков. Общая статистика находок В. по типам, характерным для той или иной мастерской, позволяет делать выводы о развитии экономики греч. городов.

Вазы

рис. Вазы.

ВАЗЫ ГАДРА

ВАЗЫ ГАДРА (Hadra), гидрии эллинистич. периода (3 в. до н. э.). Получили назв. от зап. некрополя Александрии. Из украшений на В. Г. в большинстве случаев имеется только расписной орнамент. В. Г. служили преим. в качестве урн для пепла сожженного покойника.

ВАЗЫ ГНАФИЯ

ВАЗЫ ГНАФИЯ (лат. Gnathia), тип эллинистич. ваз, получивших назв. по месту первых находок на апулийском побережье (Юж. Италия). Датируются 2-й пол. 4 в. и 1-й пол. 3 в. до н. э. Позднее распространились через всю Италию до Испании и Александрии. Эта керамика, очевидно копировавшая металлич., отличалась продуманной формой и декоративным оформлением (белая или цветная на черной основе).

ВАЗЫ СТИЛЯ КАМАРЕС

ВАЗЫ СТИЛЯ КАМАРЕС - вид керамич. изделий среднеминойского периода (19 - 18 вв. до н. э.); назв. свое получили по тому месту, где они были обнаружены, - грот около Камареса (ср. часть о. Крит). Это вазы с очень тонкими стенками, расписанные по черному фону, главным образом белой, красной и оранжевой краской. В. с. «К.» - наиболее соверш. вид минойского искусства керамики.

ВАКХ

ВАКХ - имя греч. бога вина Диониса, которого также называли Бахус (лат.).

ВАКХАНАЛИИ

ВАКХАНАЛИИ (лат. Bacchanal), рим. мистериально-оргиастич. празднества тайного культа в честь греко-рим. бога вина Вакха (Диониса); первоначально к участиям в В. допускались лишь женщины. Из-за частых беспутств и разврата участников празднеств в 186 до н. э. на В. сенатским указом наложены строгие ограничения, хотя В. и не были полностью запрещены.

ВАКХАНКА

ВАКХАНКА - почитательница греч. бога Диониса; назв. происходит от его имени Вакх (лат. Бахус). Употребляется также наименование «менада», Еврипидом написана драма «Bakchai» («Вакханки»).

ВАКХИЛИД

ВАКХИЛИД (лат. Bacchylides), греч. поэт, род. в 505 в Иулиде на о. Кеос, ум. ок. 450 до н. э. Предположительно В. жил одно время вместе со своим дядей Симонидом и поэтом Пиндаром при дворе Гиерона в Сиракузах и, возможно, как изгнанник в Пелопоннесе. В. писал заказные эпиникии, песни в честь победителей всегреч. спортивных соревнований (например, в ознаменование побед Гиерона на состязаниях колесниц в 476 и 468), а также дифирамбы на мифич. мотивы. Найденные в 1896 др. папирусы донесли до нас фрагменты 14 эпиникиев и 6 дифирамбов поэта. В. соперничал с Пиндаром на лит. поприще, однако не смог достичь в своем творчестве поэтич. самобытности и идейной глубины, отличавших произведения последнего.

ВАЛ

ВАЛ (лат. vallum), первоначально частокол (например, на верхнегерм. - ретийской границе) или комбинированное укрепление из дерева и земли, окружавшее рим. походные и постоянные лагери. В последующее время - любая система укреплений, например земляной В., каменные стены лагерей и городов.

ВАЛАФРИД СТРАБОН

ВАЛАФРИД СТРАБОН (лат. Walahfridus Strabo) (ок. 808 - ?49), Ср.-век. лат. поэт и богослов, ученик Рабана Мавра. В 829 - 838 находился при императорском дворе в Ахене, с 838 - аббат Рейхенау. Помимо богословских и светских прозаич. сочинений, перу В. С. принадлежат многочисл. и соверш. с точки зрения формы стихотворения, носящие на себе, несмотря на следование античным образцам, печать яркой индивидуальности. Среди поэтич. произведений В. С. - агиографич. поэмы, духовная лирика, стихотворения на случай и придворные стихи. Примером творчества В. С. могут служить «Видение Веттина» («Visio Wettini») и «О возделывании садов» («De cultu hortorum»), где поэтически описан сад Рейхенауского монастыря. В. С. считается крупнейшим поэтом Каролингского Возрождения.

ВАЛЕНТ

ВАЛЕНТ - Флавий (род. в 328 в Цибалах в Паннонии, погиб 9. 08. 378 близ Адрианополя), рим. император с 28. 0З. 364. Был объявлен в Константинополе августом и соправителем своего брата Валентиниана I; правил вост. частью Римской империи. В 365 - 366 В. свергнул узурпатора Прокопия. В 367 - 369 победил готов на Нижнем Дунае. В 370 - 378 находился в вост. пров., ведя войны с перс, царем Шапуром II. В 376 вытесн. гуннами вестготы осели во Фракии в качестве федератов. В 377 вестготы, возмущ. произволом рим. чиновников, подняли восстание. В., не дожидаясь вспомогательных частей Грациана, вступил с ними в бой, но потерпел поражение и был убит. В. был последним рим. императором, поддерживавшим арианство.

ВАЛЕНТИН

ВАЛЕНТИН (лат. Valentinus), основатель одной из наиболее известных гностич. школ в Риме. Время его деятельности приходится на 135 - 158. Сочинения В. сохранились лишь во фрагментах; из коптско-гностич. библиотеки в Наг-Хаммади дошли труды его школы, в частности Евангелие Истины и Евангелие Филиппа (Euangelium Veritatis, Evangelium Philippi).

ВАЛЕНТИНИАН

ВАЛЕНТИНИАН - 1. Флавий В. I (род. в 321 в Цибалах в Паннонии, ум. 17. 11. 375 в Бригеции), рим. император с 25. 02. 364. Как и его отец, В. был офицером. После смерти Иовиана войско, стоящее в Никее, провозгласило В. императором. Своего брата Валента В. провозгласил Августом и своим соправителем в вост. части Империи. В 366 В. изгнал алеманнов из Галлии; вплоть до 374 успешно вел, находясь по б. ч. в Трире, оборонительные войны с франками и саксами на Рейнской границе. В 368 В. совершил военную экспедицию в правобережную Германию и дошел до истоков Дуная. В Британии рим. власть была восстановлена до вала Адриана, в Африке в 372 - 374 подавлено восстание. По приказу В. вдоль Рейна и Дуная была возведена разветвл. система пограничных укреплений. Держа в страхе сенат, В. стремился улучшить деятельность администрации и судопроизводство. Будучи ортодоксальным христианином умеренного направления, В. терпимо относился к язычникам. Правление В. было последним периодом превосходства зап. части Империи над вост. В 367 В. сделал соправителем своего сына Грациана, основав тем самым валентиниана-феодосия династию. Скульптурным портретом В. является, вероятно, колоссальная статуя из Барлетты (близ Бари).

2. Флавий В. II (род. 2. 07. 371 в Трире, ум. 15. 05. 392 во Вьенне), рим. император с 22. 11. 375. Сын В. I. и Юстины; после смерти отца объявлен в Аквинке Августом. Под опекой сводного брата Грациана и своей матери В. II. правил из Милана Италией, Иллирией и Африкой. В 387 В. II. был вынужден бежать от узурпатора Максима в Фессалонику,однако, получив помощь от Феодосия I, вернулся в зап. часть Империи. С тех пор резиденциями В. II. стали Трир и Вьенна. Подчиняясь во всем франкскому военачальнику Арбогасту, В. II в конце концов был им убит. В вопросах религии и церкви В. И. находился под влиянием Амвросия Медиоланского.

3. Флавий Плацид В. III (род. 2. 07. 419 в Равенне, ум. 16. 0З. 455. в Риме), император Западной Римской империи с 2З. 10. 425. В. III был сыном полководца Констанция и дочери Феодосия I Галлы Плацидии. После смерти Гонория Феодосии II сделал В. III правителем Западной Римской империи. До 437 регентшей при нем состояла его мать Галла Плацидия (388 - 450). До 454 В. III находился под влиянием полководца Аэция. Несмотря на усилия последнего, направл. на защиту государства от нападений герм, племен, процесс распада Западной Римской империи шел безостановочно. В 429 - 439 вандалы под предводительством Гейзериха захватили Африку. Британия досталась англам, саксам и ютам. В качестве федератов свевы в Испании, вестготы, франки, аланы и бургунды - в Галлии, алеманны - в предальпийских областях, гунны - в Паннонии приобретали все большую независимость. Галлию и Испанию потрясали восстания багаудов. Несмотря на это, Аэций с помощью вестготов в 451 разбил на Каталаунеких полях вторгшихся в Галлию гуннов; последовавшее в 452 нападение Аттилы на Верхнюю Италию также было отражено. В 454 В. III казнил Аэция, однако вскоре после этого сам был убит его приверженцами, объединившимися с сенатской знатью. Резиденциями В. III были попеременно Равенна и Рим. В. III заботился об улучшении административного управления и обороны; в 445 он укрепил положение папы, признав за ним высшие судебные полномочия. В. III был последним представителем валентиниана-феодосия династии.

ВАЛЕРИАН

ВАЛЕРИАН - Публий Лициний (ок. 193 - после 260), рим. император с сентября 253 по осень 259. Происходил из италийской сенаторской фамилии. В Реции своими войсками был провозглашен императором. Соправителем сделал своего сына Галлиена. Во время их совместного правления кризис 3 в. достиг высшей точки. Так как под угрозой нападения находились все границы Империи, В. поручил в 254 своему сыну защиту рейнско-дунайской границы, а сам отправился в вост. пров., где с 257 почти безуспешно пытался отражать нападения персов на Каппадокию и Сирию. Инфляция, узурпация власти в пров. и гонения на христиан в 257 - 258 увеличивали всеобщую анархию. В. потерпел поражение от перс, царя Шапура I при Эдессе и попал в плен. Умер в перс, темнице.

ВАЛЕРИЙ

ВАЛЕРИЙ - старорим. патрицианское родовое имя. Род В. переселился в Рим из области сабинов.

1. Публий В. Попликола, легендарный гражданин Рима, участвовавший в изгнании этрусских царей из города. Согласно преданию, В. был консулом первого года Римской республики, во время правления которого римляне покорили неск. соседних городов.

2. В. Антий (лат. Antias), рим. анналист 1 в. до н. э., представитель т. н. мл. анналистики, автор доведенной до периода правления Суллы хроники в 75 книгах. Сочинение В., отличающееся отсутствием кригич. метода и игрой фантазии, было использовано Ливием и Плутархом.

3. Гай В. Флакк Сетин Бальб (2-я пол. 1 в. н. э.), рим. эпич. поэт. Предположительно принадлежал к сенаторскому сословию; возможно, уроженец Сетии (Кампания); умер вскоре после 95. В. написал посвящ. Веспасиану эпос «Аргонавтика», в котором он по образцу Аполлония Родосского изобразил поход аргонавтов в Колхиду. Поэма обрывается на 8-й книге (возвращение из Колхиды), что, очевидно, связано со смертью автора. Произведение В. Флакка в композиционном плане испытало влияние Аполлония Родосского, а в отношении художеств, и языковой формы - «Энеиды» Вергилия.

4. В. Максим (1-я пол. 1 в. н. э.), рим. писатель. Происходил из бедных слоев, выдвинулся благодаря богатому покровителю. В. Максим написал «Достопримечательные деяния и высказывания» («Factorum et dictorum memorabilia») в 9 книгах. Это произведение, посвящ. императору Тиберию и проникнутое духом верноподданичества по отношению к императорскому дому, написано не по строго определ. плану, но подразделяется на главы морально-философской тематики (Религия, Мужество, Человечность, Счастье, Дружба, Верность и т. п.). Обсуждаемые предметы иллюстрируются примерами как из рим., так и чужеземной жизни. Сочинение В. Максима, предназнач в первую очередь для нужд преподавания риторики, пользовалось популярностью как в древности, так и в средние века. Труд В. Максима черпает сведения из добротных источников и обнаруживает моралистич. и педагогич. тенденцию. Стилю В. Максима присуща напыщенность.

ВАЛЛА

ВАЛЛА - Лоренцо Валла (ок. 1406 - 1457), итал. гуманист. В 1431 стал профессором риторики в Павии, с 1455 - папский секретарь. В. критически относился к традиционным учениям и авторитетам и стремился к обновлению филологич., философских и историч. методов. Сочинение В. «Диалектические исследования» («Quaestiones dialecticae») направлено против схоластич. аристотелизма. Полемич. направленность имеют также философские произведения В. «О свободе воли» («De libero arbitrio») и «О наслаждении и истинном благе» («De voluptate ас de vero bono»), а также «Об обманывающем веру подложном даре Константина» («De falso credita et ementita Constantini donatione»). В последнем сочинении В. доказывает, что притязания папы на светскую власть основываются на фальсификации текста. В. переводил греч. авторов на лат. яз. (переводы Гомера, Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Демосфена и Эзопа), комментировал Квинтилиана и Саллюстия и произвел критич. сравнение текста новозаветной Вульгаты (перевод Иеронима) с греч. оригиналом. Сочинение В. «Элеганции» делает его одним из крупнейших латинистов своего века.

ВАЛЬТАРИЙ

ВАЛЬТАРИЙ (лат. Waltharius), лат. героич. эпос, написанный гекзаметрами (1456 стихов) и повествующий о бегстве Вальтера Аквитанского от двора короля гуннов Этцеля и битве Вальтера с королем бургундов Гундахаром и его рыцарями близ Васгенштейна. Признанное ранее авторство Эккехарда 1 ныне оспаривается. Поэма написана в 9 в. человеком, близким ко двору Каролингов. Автор мастерски переработал др.-герм, сказание в христианском духе. В поэме несомненно влияние античных эпиков (Вергилия, Стация и Пруденция).

ВАНДАЛЫ

ВАНДАЛЫ - вост.-герм, племя, населявшее первоначально полуостров Ютландию, а с 1 в. до н. э. - терр. между Одером, Вислой, Судетами и Карпатами. Подразделявшиеся на две ветви (силинт. ов и хасдингов), В. во 2 в. н. э. приняли участие в Маркоманских войнах и продвинулись до терр. совр. Сев. Венгрии. Обосновавшиеся в 4 в. в Паннонии В. поставляли рим. войску наемников, из среды которых вышел ряд талантливых полководцев, в т. ч. военачальник Стилихон. В 406 В. вместе с аланами и свевами двинулись на З. и, перейдя Рейн и пройдя всю Галлию, в 409 достигли Испании, о чем до сих пор напоминает назв. провинции Андалусия (Вандалусия). Силинги были почти полностью уничтожены в Испании вестготами, а хасдинги в 429 439 под предводительством Гейзериха захватили рим. Сев. Африку и обосновались на терр. совр. Туниса. Королевство В. стало первым герм, королевством на земле Римской империи. Флот В. завоевал господство на Средиземном м. В 455 В. разграбили Рим, захватили Балеарские острова, Сардинию и Корсику. В государстве В. не произошло никаких революционных социально-экономич. сдвигов, усиление религиозных разногласий между В. - арианами и местным католич. населением облегчило в 533 - 534 визант. полководцу Велизарию завоевание королевства. В. стали известны в истории своими захватами и грабежами. Именно поэтому в 1794 возникло понятие «вандализм», обозначающее бессмысл, уничтожение культурных ценностей.

ВАР

ВАР - Публий Квинктилий (род. ок. 46 до н. э.), рим. полководец. Происходил из патрицианской фамилии, был консулом в 13 до н. э. Будучи наместником Сирии, подавил в 4 до н. э. восстание евреев. Являясь главнокомандующим рим. войсками в Германии, В. попытался ввести в завоеванных Друзом и Тиберием вплоть до Эльбы терр. провинциальную систему управления, в т. ч. упорядочить налогообложение и учредить судопроизводство по рим. образцу. Однако герм, племена херусков, бруктеров, марсов и хаттов под предводительством Арминия восстали против рим. гнета и в сентябре 9н. э. полностью уничтожили состоявшее из трех легионов и многочисл. вспомогательных отрядов войско В. в битве в Тевтобургском лесу. В. покончил жизнь самоубийством. Это сражение было самым тяжелым военным поражением Рима за всю эпоху Августа («Вар, Вар, верни мне мои легионы!») и положило конец рим. владычеству во внутр. Германии. Поэтич. отражение Тевтобургская битва нашла в произведениях Клопшгока («Битва Германна», 1769), Клейста (1809) и Граббе (1836).

ВАРВАРЫ

ВАРВАРЫ - Изначально В. греки именовали представителей всех других племен и народов, язык которых был для них непонятен и казался неблагозвучным (barbaros - непонятно болтающий). Отсюда возникло презрительное обозначение грубого и некультурного человека. Даже сами римляне называли себя иногда В. (например, Плавт), пока греч. яз. и культура глубоко не укоренились в италийской среде. В эллинистич. времена В. именовались народы, которые на ходились вне среды влияния греко-рим. культуры или же находились «а более низкой ступени культурного развития (например, германцы). Античное понятие В. заимствовано в христианской Византии и Западной Европе, где оно приобрело значение «безбожник». В Византии В. назывались, кроме того, зап.-европ., а также другие христианские народы.

ВАРИЙ РУФ

ВАРИЙ РУФ - Луций, рим. поэт 2-й пол. 1 в. до н. э., принадлежавший к кружку Мецената, друг Вергилия и Горация. После смерти Вергилия В. Р. совместно с Плотием Туккой издал «Энеиду». В. Р. написал эпос «О смерти» («De morte»), панегирик Августу, а также, возможно, элегии. От произведений В. Р. сохранились лишь незначительные фрагменты. Самым известным сочинением В. Р. была трагедия «Фиест», поставл. в 29 до н. э.

ВАРРОН

ВАРРОН - Марк Теренций (род. в 116 до н. э. в Реате (область сабинов), ум. в 27 до н. э.), крупнейший и наиболее плодовитый рим. ученый-энциклопедист. Происходил из сословия всадников, занимал мн. политич. и военные должности; в гражданской войне 49 выступал на враждебной Цезарю стороне. В 47 Цезарь, принимая во внимание исключительные знания В., поручил ему устройство и руководство библиотекой в Риме. Будучи учеником Стилона, В. посвятил всю жизнь науке как филолог, антиквар и историограф. Уже при жизни научный авторитет В. считался неоспоримым. Осн. произведением В. были «Человеческие и божественные древности» («Antiquitates rerum humanarum et divinarum») в 41 книге (ныне утеряны). В этом труде В., используя методы греч. науки, излагает результаты изысканий в области истории рим. народа, его культуры, религии и обрядов. В. стремился сохранить от забвения прошлое своего народа и возродить к новой жизни старинные обычаи и обряды. В этом отношении В. был одним из предшественников августовских реформ. Количество написанных В. сочинений огромно (возможно, св. 600). Его перу принадлежали труды по юриспруденции, искусству, грамматике и истории литературы, в частности «Образы» («Imagines») - лит. портреты 700 греков и римлян. Из творч. наследия В. сохранился трактат «О сельском хозяйстве» («De re rustica») в 3 книгах, в котором В. вслед за Катоном дает практич. сельскохозяйств. советы, а также сочинение «О латинском языке» («De lingua Latina»). До нас дошли фрагменты «Менипповых сатир» («Saturae Menippeae»), в которых В., подражая с точки зрения формы Мениппу, активно защищает старорим. нравы против чужеземных влияний и упадка нравов. Значение В. для всей последующей науки весьма велико - наука античности лишь крайне редко выходила за пределы достигнутых В. результатов.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ - род. ок. 330 в Кесарии (Каппадокия), ум. в 379, епископ и богослов, брат Григория из Нисы. В. В. происходил из богатого христианского патрицианского рода, изучал риторику в Константинополе и Афинах. В 370 стал епископом в Кесарии. Его лит. произведения относятся главным образом к этико-аскетич. области. Наиболее известными из лит. произведений В. В. являются 9 литургий о «шестодневе» (Hexaemeron), которые свидетельствуют о глубоком знании автором философских и естественнонаучных идей своего времени. Бережное и уважительное отношение В. В. к античному культурному наследию оказало большое влияние и на отношение к нему церкви. В обращении к своему племяннику, которое адресовалось всему молодому поколению, В. В. указывал на важность изучения языч. нехристианской литературы. Наибольшее значение в истории церкви имела деятельность В. В. по устройству и покровительству монашества, и его справедливо называют отцом и устроителем монашеских орденов на Востоке и Западе. В частности, в вост. монашестве до сих пор не утратили своего значения оба монастырских устава, разработанных В. В., которые были использованы позднее Бенедиктом Нурсийским. Дошедшие до нас письма В. В. представляют собой большой интерес с культурно-историч. и церковно-правовой точек зрения (часть из них были возведены в православной церкви в ранг канонич.). Литургия В. В., хотя и в сильно измен, виде, до сих пор по некоторым дням имеет место в рим. католич. церкви.

ВАФИО

ВАФИО - селение на С. Пелопоннеса, близ которого в разруш. купольной гробнице были найдены два золотых кубка с чеканными рельефами, натуралистически изображающими быков, пасущихся на воле, и укрощение быков человеком. Кубки датируются 16 в. до н. э. и, вероятно, вывезены с Крита.

ВЕГЕЦИЙ

ВЕГЕЦИЙ - Ренат Флавий (лат. Flavius Vegetius Renatus), автор написанного ок. 400 н. э. «Краткого изложения военного дела» («Epitoma rei militaris») - своего рода устава старорим. армии. В. стремился путем возрождения рим. традиций способствовать воссозданию боевого духа рим. армии. В. составил также учебник по ветеринарии (Mulomedicina).

ВЕЗУВИЙ

ВЕЗУВИЙ (лат. Vesuvius, Vesevus, Vesvius), вулкан в Кампании к югостровост. от Неаполя на берегу Неаполитанского зал. высотой 1277 м. Уже в античности на склонах В. возделывался виноград. После извержения в 8 в. до н. э. В. считался потухшим, однако 24. 08. 79 н. э. произошло нов. извержение, которому предшествовало землетрясение 5. 02. 6З. В результате извержения были уничтожены гг. Помпеи, Геркуланум и Стабии. В античности извержения В. повторялись в 202, 472 и 512, а в 20 в. в 1906 и 1944. В. был местом мн. важных событий военной истории Рима. В 340 до н. э. на нем произошло легендарное самопожертвование Публия Дсция Старшего, обеспечившего победу римлян над латинами. В 73 до н. э. Спартак набирал здесь войска из своих приверженцев. В 552 - 553 н. э. невдалеке от В. в битве на Молочной горе (mons Lactarius) против визант. войска под командованием Нарсеса пал последний вождь остготов Тейя.

ВЕЙИ

ВЕЙИ (лат. Vei, близ совр. Изолади-Фарнезе), богатый и могуществ. этрусский город на берегу р. Кремеры (совр. Фоссади-Валка) к С. от Рима. После длительной войны с Римом (406 - 396 до н. э.) В. были взяты Камиллом; жители были порабощены, город разграблен, а владения В. объявлены обществ, землей (ager publicus). Широкомасштабные раскопки обнаружили, в частности, терракотовую статую Аполлона из В.

ВЕК

ВЕК - известная в вост. и греч. мифологии (но засвидетельствованная впервые лишь Гесиодом) периодизация истории человечества. Как правило, насчитывали четыре В., каждому из которых символически соответствовал к.-л. металл (золото, серебро, бронза, железо). В противоположность существовавшему в античности представлению о поступательном движении и культурном прогрессе человечества, поднявшегося из животного состояния (образ Прометея), учение о четырех В. рассматривает развитие человеч. рода как непрерывно продолжающийся упадок в социальной и моральной сферах. Например, Гесиод именно по социальным изменениям заключает о близости конца нынешнего (железного) В. В золотом В. царствовал Кронос (отождествлявшийся римлянами с Сатурном, отсюда Saturnia regna - Сатурново царствование). В том счастливейшем из В. люди не знали болезней и не имели надобности трудиться, ибо земля давала им все необходимое. Преступлений не существовало, поэтому законы были не нужны. Богиня Астрея, или Дике (Справедливость), жила тогда среди людей. После прихода к власти Зевса наступил серебряный В., сменившийся бронзовым, затем настал железный В. С каждым В. все умножались войны, преступления и несправедливости. Астрея, навсегда покинувшая землю в бронзовом В., обитает ныне на небесах. После бронзового В., как считали греки, наступил В. героев. Тем самым они примирили миф о В. с мифами троянского и фиванского цикла. Железный В. большинство авторов отождествляли со своим временем, называя его негодным и испорченным. Иногда учение о В. приобретало политич. окраску, особенно в пропаганде Августа и поэзии августовской эпохи, торжествовавшей возрождение золотого В., несущего вечный мир и благополучие.

ВЕКСИЛЛЯЦИЯ

ВЕКСИЛЛЯЦИЯ (лат. vexillatio, от vexillum - боевое знамя).

1. Появившиеся в 1 в. до н. э. воинские подразделения различной числ. и состава, предназначавшиеся для выполнения особых заданий

2. В императорское время - конный отряд рим. армии.

ВЕЛИЗАРИЙ

ВЕЛИЗАРИЙ (505 - 565), полководец Юстиниана, германец по происхождению. В 532 подавил восстание «Ника». Своими военными походами и завоеваниями В. проводил в жизнь политику Юстиниана, направл. на реставрацию Римской империи. В 534 В. разгромил вандалов; в 535 - 540 и в 544 - 548 вел военные действия против остготов в Италии; в 542 сдерживал наступление персов, а в 559 - гуннов. Кампании В. описаны Прокопием, сопровождавшим его в походах. В 562 В. обвинили в заговоре против императора; через год его оправдали. Предание, будто В. был ослеплен и вынужден просить милостыню, очевидно, неверно, хотя и зафиксировано в ср. - греч. эпосе.

ВЕЛИКАЯ ГРЕЦИЯ

ВЕЛИКАЯ ГРЕЦИЯ (греч. Megale Hellas, лат. Magna Graecia), группа греч. городов, находящихся в Юж. Италии. Основание греч. городов началось здесь в 8в. до н. э., древнейшим городом были Кимы, наиболее важную роль играли Тарент, Сибарис, Кротон, Регий, Посидония, Неаполь. Внутр. часть Юж. Италии была населена италийскими племенами, с которыми у греков-поселенцев вскоре начались конфликты, к этому добавилась борьба между отдельными городами. Греч, колонии основывались в первую очередь как земледельч. поселения, однако вскоре преобладающим занятием их населения стала торговая деятельность. После того как Кротон в 510 до н. э. разрушил богатый, конкурировавший с ним Сибарис, наступил общий упадок, не затронувший еще Сицилию. Нападение этрусков в 474 было успешно отбито Гиероном I Сиракузским в битве при Киме. Карфагеняне были разбиты в 480 до н. э. при Гимере. Ведя эти оборонительные бои, Сиракузы при власти своих тиранов стали передовым борцом зап.-греч. общности. В результате многовековой борьбы греков с Карфагеном мн. города на Сицилии были совершенно опустошены. На материке один за другим греч. города попадали под власть Рима. Последним пал Тарент после упорной борьбы (282 - 272). Греч, элемент в В. Г. сохранился вплоть до эпохи Империи. О высоте местной культуры свидетельствовали, например, философские школы элеатов и пифагорейцев. Очень сильным было греч. влияние на Рим. В визант. время греч. население в В. Г. вновь увеличилось, остатки его в Южной Италии сохраняются и сегодня.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV