Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВЕЛ")
ВААЛ (семит, господин, владыка), зап.-семит, бог или демон, которого представляли живущим и действующим в к.-л. определ. месте. Это божество олицетворяло, как правило, плодородие и вегетацию, а также выполняло государственно-культовые функции (право, война). Этим объясняется, что В. Гадад из Угарита и Баальбека, В. Хаммон из Карфагена и В. Шамим из Пальмиры отождествлялись в эллинистич. и рим. периоды развития ближневост. религии с Зевсом и Юпитером. Различные формы культа В. распространились благодаря рим. военным кампаниям и торговле рабами вплоть до зап. рим. границ. В Риме культ В. был введен императором Гелиогабалом от В. из Эмесы. |
ВАВИЛОН - греч. наименование семит, города на Евфрате Бабилима («Врата Господни»). В. был столицей Древнего и Нового Вавилонского царства, значительным культурным и хозяйств, центром. Раскопки, выполн. в 1899 - 1917 нем. археологом Робертом Кольдевеем, выявили городские укрепления, царский дворец, храмовый комплекс бога Мардука, целый ряд других храмов и жилой квартал. Одну из частей царского дворца можно с полным основанием идентифицировать с описанными Геродотом «висячими садами» Семирамиды, с их террасными инженерными сооружениями над сводами и искусств, оросительными установками. В 538 до н. э. В. был завоеван персами. В. неоднократно поднимался на восстания против перс, владычества. Первое греч. описание города сделано Геродотом; позже о нем упоминалось в сочинениях других античных авторов. В 331 до н. э. В. был завоеван Александром Македонским, затем захвачен полководцем Александра Селевком и вошел в состав царства Селевкидов. В кон. 2 в. до н. э. В. попал под власть парфянского царя. С этого момента начался упадок города. Находки из В. в настоящее время находятся в осн. в Музее Передней Азии в Берлине. |
ВАВИЛОНИЯ - греч. обозначение местности южнее совр. Багдада, названной по г. Вавилон. Эта область в 331 до н. э. была отвоевана у персов Александром Македонским. После этого В. вплоть до 140 до н. э. входила в состав государства Селевкидов, затем завоевана парфянами и оставалась под их господством до 227 н. э. Римляне, боровшиеся с парфянами во времена императора Траяна (115) и затем Септимия Севера (199), на короткое время захватывали и В. Наследниками парфян стали персы династии Сасанидов. |
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - священная башня (зик курат) в честь бога-покровителя Вавилона Мардука. вавилонцы называли его Этеменанки История строительства В. б. относится ко 2-му гыс. до н. э , окончательный вид она приняла в 6 в до н. э., в период правления Навуходоносора II: греки считали В. б. одним из чудес света. Согласно Библии (Бытие, гл. 11), возведение и разрушение башни тесно связа но со смешением языков разных народов. Описания Геродота и археологич. находки (Р. Кольдевея и других) помогли получить преде гавление об этом сооружении. Башня представляла собой массивное кирпичное сооружение семи ступеней (дл. стен составляла 92 м, выс. - 91 м); на самом верхнем ярусе, куда можно было попасть по лестнице, находилось маленькое святилище, в котором будто бы жил бог Мардук. Александр Македонский снес уже начавшую разрушаться В. б., т. к. планировал построить вместо нее гл. святилище империи. |
ВАГАНТОВ ПОЭЗИЯ (от лат. vagari скитаться), процветавшая в 12 - 13 вв. поэзия странствующих школяров (clerici vagantes). За редкими исключениями (Гуго Орлеанский, Вальтер Шатильонский, Архипиит), В. п. была анонимной (осн. собрание Carmina Burana). Предметами В. п. были природа, любовь, вино и азартные игры, воспевавшиеся в чувственно-радостных земных стихах. Среди произведений В. п. встречаются морально-сатирич. стихотворения и стихотворения-пародии, направл. против упадка нравов католич. духовенства; стихотворения на темы из античной мифологии, на политич. темы; стихотворения, повествующие о радостях и печалях жизни вагантов (стихотворения-просьбы). В В. п. часты реминисценции из Библии и античной литературы, особенно Горация и Овидия. Излюбл. формой В. п. является т. н. вагантская строка, состоящая из повышающегося семисложника и понижающегося шестисложника (например, Meum est propositum/in taberna mori). Вагантские строки, как правило, связывались в т. н. вагантские строфы с конечной рифмой. В определ. смысле В. п. с ее смешением народных и античных, светских и духовных элементов представляет собой в Ср.-век. лат. литературе параллель к нем. придворной поэзии миннезанга. Некоторые произведения В. п. продолжали жить в студенч. среде в виде песен. |
ВАЗА ФРАНСУА - кратер с орнаментом аттич. чернофигурного стиля 2-й четв. 6 в. до н. э. Найден А. Франсуа возле Кьюзи (Chiusi), хранится в археологич. музее Флоренции. На В. Ф. имеются подписи гончара Эрготима и вазописца Клития. Содержательная композиция рисунка (циклы Ахилла и Тесея) и художеств, исполнение отдельных фигур свидетельствуют о высоком уровне греч. вазописи. рис. Ваза Франсуа (Флоренция, Археологический музей). |
ВАЗОПИСЕЦ НИОБИД - аттич. вазописец 5 в. до н. э. (2-я четв.), именуется так по его произведению - росписи на кратере «Избиение Ниобид» (Лувр). В ней с особой наглядностью отразились кардинальные нововведения, освоенные монументальной живописью: распределение фигур по различным планам, изображение контурной линии земной поверхности, трехчетвертные повороты головы, нюансированное изображение лиц. Великолепные батальные сцены В. н. (например, битва греков с амазонками) также находятся под очевидным влиянием монументальной живописи. рис. Избиение Ниобид. Кратер. |
ВАЗОПИСЕЦ ПАНА - мастер Пана, греч. вазописец аттич. краснофигурной керамики, названный по бостонскому «кратеру Пана». Есть доказательства, что его работы относятся ко 2-й пол. 5 в. до н. э. В. П. принадлежит к числу зачинателей раннеклассич. стиля. Осн. его работа, помимо кратера Пана, пелика Бусириса - в Афинах. Они столь же прекрасны, как олимпийская скульптура. |
ВАЗОПИСЕЦ ПАНАЙТИЯ - мастер Панайтия, греч. вазописец по аттич. краснофигурной керамике, работавший в кон. 6 - нач. 5 в. до н. э., названный по сохранившейся на чашах его работы часто встречающейся надписи «любимца Панайтия». Основные его работы - чаша Тесея из Лувра и чаша Эврисфея из Британского музея в Лондоне. В. П. принадлежит к мастерам - новаторам краснофигурной вазописи строгого стиля. |
ВАЗОПИСЕЦ ПЕНТЕСИЛЕИ - греч. вазописец аттич. краснофигурных сосудов раннеклассич. периода (2-й пол. 5 в. до н. э.), назван так по чаше с изображением Пентесилеи, хранящейся в Мюнхене (с изображением смерти Пентесилеи?), которая так же, как чаша Тития, является вершиной его творчества. Помимо монументального решения центр, образа этих и других чаш, художник с живым чувством изображает бытовые сценки (школу, палестру, любовные утехи, комос), в особенности сцены из жизни эфебов. |
ВАЗОПИСЕЦ ПИСТОКСЕНА - греч. вазописец, мастер аттич. краснофигурной вазописи 70 - 60-х гг. 3 в. до н. э.; один из выдающихся вазописцев ранней классики расписывавших чаши. Назван по расписанному им для Пистоксена скифосу, находящемуся в Шверине, на котором изображены деяния Геракла и Лина. |
ВАЗЫ (лат. vasa, итал. vasi - сосуды, посуда), сосуды из обожж. глины, изготовлявшиеся в больших количествах как бытовая посуда (а не как В. в совр. смысле), посвятительные и погребальные сосуды. В., которые первоначально изготовлялись вручную, а впоследствии - на гончарном круге, следует отличать от В., производившихся с использованием формовочных штампов (негативов). Эти В., как правило, украшались рельефами, отсюда назв. - рельефная керамика (например, мегарские кубки, сосуды из сиенской глины и др.). В росписи В. различаются неск. видов техники. В геометрич. стиле (9 - 8 вв. до н. э.) господствовала силуэтная роспись. Ориентализирующему (ковровому) стилю 7 в. свойственна контурная роспись с присущим ей стремлением к заполнению всей поверхности сосуда. Чернофигурная техника утверждается в кон. 7 в. В ее аттич. варианте на красный фон наносились черные фигуры. Процарапыванием контуров и внутр. линий фигур достигалось более точное членение и пластич. изображение. Менее чем через столетие появляется краснофигурная техника, при которой лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изображались в естеств. цвете обожж. глины. Изображение, т. о., было более глубоким, чем фон; это достигалось за счет различной толщины лака (или жидкого фаянсового теста) и использования трех стадий обжига (окисление, восстановление, реоксидация). Наряду с применявшейся на аттич. и нижнеиталийских В. вплоть до 2-й пол. 4 в. до н. э. краснофигурной техникой в 5 в. появляется белофонная роспись, главным образом на лекифах. Чернофигурная техника перевила краснофигурную и применялась на призовых панафинейских амфорах до 2 в. до н. э. Типы В.; для хранения и для смешивания вина с водой (амфора, стамнос, пелика, кратер, псиктер); В. для наливания и черпальные В. (гидрия, ойнохоя, киаф); В. для питья (килик, канфар, скифос, ритон); культовые, парфюмерные и другие В. (лутрофор, лекиф, алабастр, арибалл, аскос, пиксида). Центры изготовления В. Во времена господства геометрич. стиля ведущая роль принадлежала аттич. мастерским. В 7 в. первенство перешло к Коринфу в соответствии с его превосходством в экономич. и политич. областях (протокоринфские и коринфские В.). Лишь в сер. 6 в. до н. э. вновь начинают лидировать Афины в связи с их экономич. усилением при Писистрате и общим расширением торговых сношений. В это же время возрастает производство халкидских, лаконских, родосских В. и В. из Фикеллуры, а также гидрий из Цере, что связано с кратковрем. расцветом этих городов. Во 2-й пол. 5 в. наряду с аттич. вазописью, переживавшей определ. упадок во время Пелопоннесской войны, появляется раннеиталийская вазопись, вытесненная в свою очередь в 4 в. апулийскими В. и отличающимися оригинальностью изображений флиаковскими В. Свидетельством вторичного расцвета аттич. мастерских в 4 в. являются пантикапейские В. Из В. эллинистич. времени внимания заслуживают в грекостровост. ареале т. н. керамика зап. склона (зап. части афинского Акрополя), а на италийском З. - керамика из Гнафии. Значение В. Как украшенные фигурами В. геометрич. и коврового стилей, так и расписанные изображениями сосуды чернофигурной и краснофигурной техники дают редкую возможность непосредств. знакомства с мифологич. представлениями, культом и повседневной жизнью греков. Многочисленность и хорошая сохранность В. придают им особое значение как источнику изобразительного искусства греков. Общая статистика находок В. по типам, характерным для той или иной мастерской, позволяет делать выводы о развитии экономики греч. городов. рис. Вазы. |
ВАЗЫ ГАДРА (Hadra), гидрии эллинистич. периода (3 в. до н. э.). Получили назв. от зап. некрополя Александрии. Из украшений на В. Г. в большинстве случаев имеется только расписной орнамент. В. Г. служили преим. в качестве урн для пепла сожженного покойника. |
ВАЗЫ ГНАФИЯ (лат. Gnathia), тип эллинистич. ваз, получивших назв. по месту первых находок на апулийском побережье (Юж. Италия). Датируются 2-й пол. 4 в. и 1-й пол. 3 в. до н. э. Позднее распространились через всю Италию до Испании и Александрии. Эта керамика, очевидно копировавшая металлич., отличалась продуманной формой и декоративным оформлением (белая или цветная на черной основе). |
ВАЗЫ СТИЛЯ КАМАРЕС - вид керамич. изделий среднеминойского периода (19 - 18 вв. до н. э.); назв. свое получили по тому месту, где они были обнаружены, - грот около Камареса (ср. часть о. Крит). Это вазы с очень тонкими стенками, расписанные по черному фону, главным образом белой, красной и оранжевой краской. В. с. «К.» - наиболее соверш. вид минойского искусства керамики. |
ВАКХ - имя греч. бога вина Диониса, которого также называли Бахус (лат.). |
ВАКХАНАЛИИ (лат. Bacchanal), рим. мистериально-оргиастич. празднества тайного культа в честь греко-рим. бога вина Вакха (Диониса); первоначально к участиям в В. допускались лишь женщины. Из-за частых беспутств и разврата участников празднеств в 186 до н. э. на В. сенатским указом наложены строгие ограничения, хотя В. и не были полностью запрещены. |
ВАКХАНКА - почитательница греч. бога Диониса; назв. происходит от его имени Вакх (лат. Бахус). Употребляется также наименование «менада», Еврипидом написана драма «Bakchai» («Вакханки»). |
ВАКХИЛИД (лат. Bacchylides), греч. поэт, род. в 505 в Иулиде на о. Кеос, ум. ок. 450 до н. э. Предположительно В. жил одно время вместе со своим дядей Симонидом и поэтом Пиндаром при дворе Гиерона в Сиракузах и, возможно, как изгнанник в Пелопоннесе. В. писал заказные эпиникии, песни в честь победителей всегреч. спортивных соревнований (например, в ознаменование побед Гиерона на состязаниях колесниц в 476 и 468), а также дифирамбы на мифич. мотивы. Найденные в 1896 др. папирусы донесли до нас фрагменты 14 эпиникиев и 6 дифирамбов поэта. В. соперничал с Пиндаром на лит. поприще, однако не смог достичь в своем творчестве поэтич. самобытности и идейной глубины, отличавших произведения последнего. |
ВАЛ (лат. vallum), первоначально частокол (например, на верхнегерм. - ретийской границе) или комбинированное укрепление из дерева и земли, окружавшее рим. походные и постоянные лагери. В последующее время - любая система укреплений, например земляной В., каменные стены лагерей и городов. |
ВАЛАФРИД СТРАБОН (лат. Walahfridus Strabo) (ок. 808 - ?49), Ср.-век. лат. поэт и богослов, ученик Рабана Мавра. В 829 - 838 находился при императорском дворе в Ахене, с 838 - аббат Рейхенау. Помимо богословских и светских прозаич. сочинений, перу В. С. принадлежат многочисл. и соверш. с точки зрения формы стихотворения, носящие на себе, несмотря на следование античным образцам, печать яркой индивидуальности. Среди поэтич. произведений В. С. - агиографич. поэмы, духовная лирика, стихотворения на случай и придворные стихи. Примером творчества В. С. могут служить «Видение Веттина» («Visio Wettini») и «О возделывании садов» («De cultu hortorum»), где поэтически описан сад Рейхенауского монастыря. В. С. считается крупнейшим поэтом Каролингского Возрождения. |
ВАЛЕНТ - Флавий (род. в 328 в Цибалах в Паннонии, погиб 9. 08. 378 близ Адрианополя), рим. император с 28. 0З. 364. Был объявлен в Константинополе августом и соправителем своего брата Валентиниана I; правил вост. частью Римской империи. В 365 - 366 В. свергнул узурпатора Прокопия. В 367 - 369 победил готов на Нижнем Дунае. В 370 - 378 находился в вост. пров., ведя войны с перс, царем Шапуром II. В 376 вытесн. гуннами вестготы осели во Фракии в качестве федератов. В 377 вестготы, возмущ. произволом рим. чиновников, подняли восстание. В., не дожидаясь вспомогательных частей Грациана, вступил с ними в бой, но потерпел поражение и был убит. В. был последним рим. императором, поддерживавшим арианство. |
ВАЛЕНТИН (лат. Valentinus), основатель одной из наиболее известных гностич. школ в Риме. Время его деятельности приходится на 135 - 158. Сочинения В. сохранились лишь во фрагментах; из коптско-гностич. библиотеки в Наг-Хаммади дошли труды его школы, в частности Евангелие Истины и Евангелие Филиппа (Euangelium Veritatis, Evangelium Philippi). |
ВАЛЕНТИНИАН - 1. Флавий В. I (род. в 321 в Цибалах в Паннонии, ум. 17. 11. 375 в Бригеции), рим. император с 25. 02. 364. Как и его отец, В. был офицером. После смерти Иовиана войско, стоящее в Никее, провозгласило В. императором. Своего брата Валента В. провозгласил Августом и своим соправителем в вост. части Империи. В 366 В. изгнал алеманнов из Галлии; вплоть до 374 успешно вел, находясь по б. ч. в Трире, оборонительные войны с франками и саксами на Рейнской границе. В 368 В. совершил военную экспедицию в правобережную Германию и дошел до истоков Дуная. В Британии рим. власть была восстановлена до вала Адриана, в Африке в 372 - 374 подавлено восстание. По приказу В. вдоль Рейна и Дуная была возведена разветвл. система пограничных укреплений. Держа в страхе сенат, В. стремился улучшить деятельность администрации и судопроизводство. Будучи ортодоксальным христианином умеренного направления, В. терпимо относился к язычникам. Правление В. было последним периодом превосходства зап. части Империи над вост. В 367 В. сделал соправителем своего сына Грациана, основав тем самым валентиниана-феодосия династию. Скульптурным портретом В. является, вероятно, колоссальная статуя из Барлетты (близ Бари). 2. Флавий В. II (род. 2. 07. 371 в Трире, ум. 15. 05. 392 во Вьенне), рим. император с 22. 11. 375. Сын В. I. и Юстины; после смерти отца объявлен в Аквинке Августом. Под опекой сводного брата Грациана и своей матери В. II. правил из Милана Италией, Иллирией и Африкой. В 387 В. II. был вынужден бежать от узурпатора Максима в Фессалонику,однако, получив помощь от Феодосия I, вернулся в зап. часть Империи. С тех пор резиденциями В. II. стали Трир и Вьенна. Подчиняясь во всем франкскому военачальнику Арбогасту, В. II в конце концов был им убит. В вопросах религии и церкви В. И. находился под влиянием Амвросия Медиоланского. 3. Флавий Плацид В. III (род. 2. 07. 419 в Равенне, ум. 16. 0З. 455. в Риме), император Западной Римской империи с 2З. 10. 425. В. III был сыном полководца Констанция и дочери Феодосия I Галлы Плацидии. После смерти Гонория Феодосии II сделал В. III правителем Западной Римской империи. До 437 регентшей при нем состояла его мать Галла Плацидия (388 - 450). До 454 В. III находился под влиянием полководца Аэция. Несмотря на усилия последнего, направл. на защиту государства от нападений герм, племен, процесс распада Западной Римской империи шел безостановочно. В 429 - 439 вандалы под предводительством Гейзериха захватили Африку. Британия досталась англам, саксам и ютам. В качестве федератов свевы в Испании, вестготы, франки, аланы и бургунды - в Галлии, алеманны - в предальпийских областях, гунны - в Паннонии приобретали все большую независимость. Галлию и Испанию потрясали восстания багаудов. Несмотря на это, Аэций с помощью вестготов в 451 разбил на Каталаунеких полях вторгшихся в Галлию гуннов; последовавшее в 452 нападение Аттилы на Верхнюю Италию также было отражено. В 454 В. III казнил Аэция, однако вскоре после этого сам был убит его приверженцами, объединившимися с сенатской знатью. Резиденциями В. III были попеременно Равенна и Рим. В. III заботился об улучшении административного управления и обороны; в 445 он укрепил положение папы, признав за ним высшие судебные полномочия. В. III был последним представителем валентиниана-феодосия династии. |
ВАЛЕРИАН - Публий Лициний (ок. 193 - после 260), рим. император с сентября 253 по осень 259. Происходил из италийской сенаторской фамилии. В Реции своими войсками был провозглашен императором. Соправителем сделал своего сына Галлиена. Во время их совместного правления кризис 3 в. достиг высшей точки. Так как под угрозой нападения находились все границы Империи, В. поручил в 254 своему сыну защиту рейнско-дунайской границы, а сам отправился в вост. пров., где с 257 почти безуспешно пытался отражать нападения персов на Каппадокию и Сирию. Инфляция, узурпация власти в пров. и гонения на христиан в 257 - 258 увеличивали всеобщую анархию. В. потерпел поражение от перс, царя Шапура I при Эдессе и попал в плен. Умер в перс, темнице. |
ВАЛЕРИЙ - старорим. патрицианское родовое имя. Род В. переселился в Рим из области сабинов. 1. Публий В. Попликола, легендарный гражданин Рима, участвовавший в изгнании этрусских царей из города. Согласно преданию, В. был консулом первого года Римской республики, во время правления которого римляне покорили неск. соседних городов. 2. В. Антий (лат. Antias), рим. анналист 1 в. до н. э., представитель т. н. мл. анналистики, автор доведенной до периода правления Суллы хроники в 75 книгах. Сочинение В., отличающееся отсутствием кригич. метода и игрой фантазии, было использовано Ливием и Плутархом. 3. Гай В. Флакк Сетин Бальб (2-я пол. 1 в. н. э.), рим. эпич. поэт. Предположительно принадлежал к сенаторскому сословию; возможно, уроженец Сетии (Кампания); умер вскоре после 95. В. написал посвящ. Веспасиану эпос «Аргонавтика», в котором он по образцу Аполлония Родосского изобразил поход аргонавтов в Колхиду. Поэма обрывается на 8-й книге (возвращение из Колхиды), что, очевидно, связано со смертью автора. Произведение В. Флакка в композиционном плане испытало влияние Аполлония Родосского, а в отношении художеств, и языковой формы - «Энеиды» Вергилия. 4. В. Максим (1-я пол. 1 в. н. э.), рим. писатель. Происходил из бедных слоев, выдвинулся благодаря богатому покровителю. В. Максим написал «Достопримечательные деяния и высказывания» («Factorum et dictorum memorabilia») в 9 книгах. Это произведение, посвящ. императору Тиберию и проникнутое духом верноподданичества по отношению к императорскому дому, написано не по строго определ. плану, но подразделяется на главы морально-философской тематики (Религия, Мужество, Человечность, Счастье, Дружба, Верность и т. п.). Обсуждаемые предметы иллюстрируются примерами как из рим., так и чужеземной жизни. Сочинение В. Максима, предназнач в первую очередь для нужд преподавания риторики, пользовалось популярностью как в древности, так и в средние века. Труд В. Максима черпает сведения из добротных источников и обнаруживает моралистич. и педагогич. тенденцию. Стилю В. Максима присуща напыщенность. |
ВАЛЛА - Лоренцо Валла (ок. 1406 - 1457), итал. гуманист. В 1431 стал профессором риторики в Павии, с 1455 - папский секретарь. В. критически относился к традиционным учениям и авторитетам и стремился к обновлению филологич., философских и историч. методов. Сочинение В. «Диалектические исследования» («Quaestiones dialecticae») направлено против схоластич. аристотелизма. Полемич. направленность имеют также философские произведения В. «О свободе воли» («De libero arbitrio») и «О наслаждении и истинном благе» («De voluptate ас de vero bono»), а также «Об обманывающем веру подложном даре Константина» («De falso credita et ementita Constantini donatione»). В последнем сочинении В. доказывает, что притязания папы на светскую власть основываются на фальсификации текста. В. переводил греч. авторов на лат. яз. (переводы Гомера, Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Демосфена и Эзопа), комментировал Квинтилиана и Саллюстия и произвел критич. сравнение текста новозаветной Вульгаты (перевод Иеронима) с греч. оригиналом. Сочинение В. «Элеганции» делает его одним из крупнейших латинистов своего века. |
ВАЛЬТАРИЙ (лат. Waltharius), лат. героич. эпос, написанный гекзаметрами (1456 стихов) и повествующий о бегстве Вальтера Аквитанского от двора короля гуннов Этцеля и битве Вальтера с королем бургундов Гундахаром и его рыцарями близ Васгенштейна. Признанное ранее авторство Эккехарда 1 ныне оспаривается. Поэма написана в 9 в. человеком, близким ко двору Каролингов. Автор мастерски переработал др.-герм, сказание в христианском духе. В поэме несомненно влияние античных эпиков (Вергилия, Стация и Пруденция). |
ВАНДАЛЫ - вост.-герм, племя, населявшее первоначально полуостров Ютландию, а с 1 в. до н. э. - терр. между Одером, Вислой, Судетами и Карпатами. Подразделявшиеся на две ветви (силинт. ов и хасдингов), В. во 2 в. н. э. приняли участие в Маркоманских войнах и продвинулись до терр. совр. Сев. Венгрии. Обосновавшиеся в 4 в. в Паннонии В. поставляли рим. войску наемников, из среды которых вышел ряд талантливых полководцев, в т. ч. военачальник Стилихон. В 406 В. вместе с аланами и свевами двинулись на З. и, перейдя Рейн и пройдя всю Галлию, в 409 достигли Испании, о чем до сих пор напоминает назв. провинции Андалусия (Вандалусия). Силинги были почти полностью уничтожены в Испании вестготами, а хасдинги в 429 439 под предводительством Гейзериха захватили рим. Сев. Африку и обосновались на терр. совр. Туниса. Королевство В. стало первым герм, королевством на земле Римской империи. Флот В. завоевал господство на Средиземном м. В 455 В. разграбили Рим, захватили Балеарские острова, Сардинию и Корсику. В государстве В. не произошло никаких революционных социально-экономич. сдвигов, усиление религиозных разногласий между В. - арианами и местным католич. населением облегчило в 533 - 534 визант. полководцу Велизарию завоевание королевства. В. стали известны в истории своими захватами и грабежами. Именно поэтому в 1794 возникло понятие «вандализм», обозначающее бессмысл, уничтожение культурных ценностей. |
ВАР - Публий Квинктилий (род. ок. 46 до н. э.), рим. полководец. Происходил из патрицианской фамилии, был консулом в 13 до н. э. Будучи наместником Сирии, подавил в 4 до н. э. восстание евреев. Являясь главнокомандующим рим. войсками в Германии, В. попытался ввести в завоеванных Друзом и Тиберием вплоть до Эльбы терр. провинциальную систему управления, в т. ч. упорядочить налогообложение и учредить судопроизводство по рим. образцу. Однако герм, племена херусков, бруктеров, марсов и хаттов под предводительством Арминия восстали против рим. гнета и в сентябре 9н. э. полностью уничтожили состоявшее из трех легионов и многочисл. вспомогательных отрядов войско В. в битве в Тевтобургском лесу. В. покончил жизнь самоубийством. Это сражение было самым тяжелым военным поражением Рима за всю эпоху Августа («Вар, Вар, верни мне мои легионы!») и положило конец рим. владычеству во внутр. Германии. Поэтич. отражение Тевтобургская битва нашла в произведениях Клопшгока («Битва Германна», 1769), Клейста (1809) и Граббе (1836). |
ВАРВАРЫ - Изначально В. греки именовали представителей всех других племен и народов, язык которых был для них непонятен и казался неблагозвучным (barbaros - непонятно болтающий). Отсюда возникло презрительное обозначение грубого и некультурного человека. Даже сами римляне называли себя иногда В. (например, Плавт), пока греч. яз. и культура глубоко не укоренились в италийской среде. В эллинистич. времена В. именовались народы, которые на ходились вне среды влияния греко-рим. культуры или же находились «а более низкой ступени культурного развития (например, германцы). Античное понятие В. заимствовано в христианской Византии и Западной Европе, где оно приобрело значение «безбожник». В Византии В. назывались, кроме того, зап.-европ., а также другие христианские народы. |
ВАРИЙ РУФ - Луций, рим. поэт 2-й пол. 1 в. до н. э., принадлежавший к кружку Мецената, друг Вергилия и Горация. После смерти Вергилия В. Р. совместно с Плотием Туккой издал «Энеиду». В. Р. написал эпос «О смерти» («De morte»), панегирик Августу, а также, возможно, элегии. От произведений В. Р. сохранились лишь незначительные фрагменты. Самым известным сочинением В. Р. была трагедия «Фиест», поставл. в 29 до н. э. |
ВАРРОН - Марк Теренций (род. в 116 до н. э. в Реате (область сабинов), ум. в 27 до н. э.), крупнейший и наиболее плодовитый рим. ученый-энциклопедист. Происходил из сословия всадников, занимал мн. политич. и военные должности; в гражданской войне 49 выступал на враждебной Цезарю стороне. В 47 Цезарь, принимая во внимание исключительные знания В., поручил ему устройство и руководство библиотекой в Риме. Будучи учеником Стилона, В. посвятил всю жизнь науке как филолог, антиквар и историограф. Уже при жизни научный авторитет В. считался неоспоримым. Осн. произведением В. были «Человеческие и божественные древности» («Antiquitates rerum humanarum et divinarum») в 41 книге (ныне утеряны). В этом труде В., используя методы греч. науки, излагает результаты изысканий в области истории рим. народа, его культуры, религии и обрядов. В. стремился сохранить от забвения прошлое своего народа и возродить к новой жизни старинные обычаи и обряды. В этом отношении В. был одним из предшественников августовских реформ. Количество написанных В. сочинений огромно (возможно, св. 600). Его перу принадлежали труды по юриспруденции, искусству, грамматике и истории литературы, в частности «Образы» («Imagines») - лит. портреты 700 греков и римлян. Из творч. наследия В. сохранился трактат «О сельском хозяйстве» («De re rustica») в 3 книгах, в котором В. вслед за Катоном дает практич. сельскохозяйств. советы, а также сочинение «О латинском языке» («De lingua Latina»). До нас дошли фрагменты «Менипповых сатир» («Saturae Menippeae»), в которых В., подражая с точки зрения формы Мениппу, активно защищает старорим. нравы против чужеземных влияний и упадка нравов. Значение В. для всей последующей науки весьма велико - наука античности лишь крайне редко выходила за пределы достигнутых В. результатов. |
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ - род. ок. 330 в Кесарии (Каппадокия), ум. в 379, епископ и богослов, брат Григория из Нисы. В. В. происходил из богатого христианского патрицианского рода, изучал риторику в Константинополе и Афинах. В 370 стал епископом в Кесарии. Его лит. произведения относятся главным образом к этико-аскетич. области. Наиболее известными из лит. произведений В. В. являются 9 литургий о «шестодневе» (Hexaemeron), которые свидетельствуют о глубоком знании автором философских и естественнонаучных идей своего времени. Бережное и уважительное отношение В. В. к античному культурному наследию оказало большое влияние и на отношение к нему церкви. В обращении к своему племяннику, которое адресовалось всему молодому поколению, В. В. указывал на важность изучения языч. нехристианской литературы. Наибольшее значение в истории церкви имела деятельность В. В. по устройству и покровительству монашества, и его справедливо называют отцом и устроителем монашеских орденов на Востоке и Западе. В частности, в вост. монашестве до сих пор не утратили своего значения оба монастырских устава, разработанных В. В., которые были использованы позднее Бенедиктом Нурсийским. Дошедшие до нас письма В. В. представляют собой большой интерес с культурно-историч. и церковно-правовой точек зрения (часть из них были возведены в православной церкви в ранг канонич.). Литургия В. В., хотя и в сильно измен, виде, до сих пор по некоторым дням имеет место в рим. католич. церкви. |
ВАФИО - селение на С. Пелопоннеса, близ которого в разруш. купольной гробнице были найдены два золотых кубка с чеканными рельефами, натуралистически изображающими быков, пасущихся на воле, и укрощение быков человеком. Кубки датируются 16 в. до н. э. и, вероятно, вывезены с Крита. |
ВЕГЕЦИЙ - Ренат Флавий (лат. Flavius Vegetius Renatus), автор написанного ок. 400 н. э. «Краткого изложения военного дела» («Epitoma rei militaris») - своего рода устава старорим. армии. В. стремился путем возрождения рим. традиций способствовать воссозданию боевого духа рим. армии. В. составил также учебник по ветеринарии (Mulomedicina). |
ВЕЗУВИЙ (лат. Vesuvius, Vesevus, Vesvius), вулкан в Кампании к югостровост. от Неаполя на берегу Неаполитанского зал. высотой 1277 м. Уже в античности на склонах В. возделывался виноград. После извержения в 8 в. до н. э. В. считался потухшим, однако 24. 08. 79 н. э. произошло нов. извержение, которому предшествовало землетрясение 5. 02. 6З. В результате извержения были уничтожены гг. Помпеи, Геркуланум и Стабии. В античности извержения В. повторялись в 202, 472 и 512, а в 20 в. в 1906 и 1944. В. был местом мн. важных событий военной истории Рима. В 340 до н. э. на нем произошло легендарное самопожертвование Публия Дсция Старшего, обеспечившего победу римлян над латинами. В 73 до н. э. Спартак набирал здесь войска из своих приверженцев. В 552 - 553 н. э. невдалеке от В. в битве на Молочной горе (mons Lactarius) против визант. войска под командованием Нарсеса пал последний вождь остготов Тейя. |
ВЕЙИ (лат. Vei, близ совр. Изолади-Фарнезе), богатый и могуществ. этрусский город на берегу р. Кремеры (совр. Фоссади-Валка) к С. от Рима. После длительной войны с Римом (406 - 396 до н. э.) В. были взяты Камиллом; жители были порабощены, город разграблен, а владения В. объявлены обществ, землей (ager publicus). Широкомасштабные раскопки обнаружили, в частности, терракотовую статую Аполлона из В. |
ВЕК - известная в вост. и греч. мифологии (но засвидетельствованная впервые лишь Гесиодом) периодизация истории человечества. Как правило, насчитывали четыре В., каждому из которых символически соответствовал к.-л. металл (золото, серебро, бронза, железо). В противоположность существовавшему в античности представлению о поступательном движении и культурном прогрессе человечества, поднявшегося из животного состояния (образ Прометея), учение о четырех В. рассматривает развитие человеч. рода как непрерывно продолжающийся упадок в социальной и моральной сферах. Например, Гесиод именно по социальным изменениям заключает о близости конца нынешнего (железного) В. В золотом В. царствовал Кронос (отождествлявшийся римлянами с Сатурном, отсюда Saturnia regna - Сатурново царствование). В том счастливейшем из В. люди не знали болезней и не имели надобности трудиться, ибо земля давала им все необходимое. Преступлений не существовало, поэтому законы были не нужны. Богиня Астрея, или Дике (Справедливость), жила тогда среди людей. После прихода к власти Зевса наступил серебряный В., сменившийся бронзовым, затем настал железный В. С каждым В. все умножались войны, преступления и несправедливости. Астрея, навсегда покинувшая землю в бронзовом В., обитает ныне на небесах. После бронзового В., как считали греки, наступил В. героев. Тем самым они примирили миф о В. с мифами троянского и фиванского цикла. Железный В. большинство авторов отождествляли со своим временем, называя его негодным и испорченным. Иногда учение о В. приобретало политич. окраску, особенно в пропаганде Августа и поэзии августовской эпохи, торжествовавшей возрождение золотого В., несущего вечный мир и благополучие. |
ВЕКСИЛЛЯЦИЯ (лат. vexillatio, от vexillum - боевое знамя). 1. Появившиеся в 1 в. до н. э. воинские подразделения различной числ. и состава, предназначавшиеся для выполнения особых заданий 2. В императорское время - конный отряд рим. армии. |
ВЕЛИЗАРИЙ (505 - 565), полководец Юстиниана, германец по происхождению. В 532 подавил восстание «Ника». Своими военными походами и завоеваниями В. проводил в жизнь политику Юстиниана, направл. на реставрацию Римской империи. В 534 В. разгромил вандалов; в 535 - 540 и в 544 - 548 вел военные действия против остготов в Италии; в 542 сдерживал наступление персов, а в 559 - гуннов. Кампании В. описаны Прокопием, сопровождавшим его в походах. В 562 В. обвинили в заговоре против императора; через год его оправдали. Предание, будто В. был ослеплен и вынужден просить милостыню, очевидно, неверно, хотя и зафиксировано в ср. - греч. эпосе. |
ВЕЛИКАЯ ГРЕЦИЯ (греч. Megale Hellas, лат. Magna Graecia), группа греч. городов, находящихся в Юж. Италии. Основание греч. городов началось здесь в 8в. до н. э., древнейшим городом были Кимы, наиболее важную роль играли Тарент, Сибарис, Кротон, Регий, Посидония, Неаполь. Внутр. часть Юж. Италии была населена италийскими племенами, с которыми у греков-поселенцев вскоре начались конфликты, к этому добавилась борьба между отдельными городами. Греч, колонии основывались в первую очередь как земледельч. поселения, однако вскоре преобладающим занятием их населения стала торговая деятельность. После того как Кротон в 510 до н. э. разрушил богатый, конкурировавший с ним Сибарис, наступил общий упадок, не затронувший еще Сицилию. Нападение этрусков в 474 было успешно отбито Гиероном I Сиракузским в битве при Киме. Карфагеняне были разбиты в 480 до н. э. при Гимере. Ведя эти оборонительные бои, Сиракузы при власти своих тиранов стали передовым борцом зап.-греч. общности. В результате многовековой борьбы греков с Карфагеном мн. города на Сицилии были совершенно опустошены. На материке один за другим греч. города попадали под власть Рима. Последним пал Тарент после упорной борьбы (282 - 272). Греч, элемент в В. Г. сохранился вплоть до эпохи Империи. О высоте местной культуры свидетельствовали, например, философские школы элеатов и пифагорейцев. Очень сильным было греч. влияние на Рим. В визант. время греч. население в В. Г. вновь увеличилось, остатки его в Южной Италии сохраняются и сегодня. |