Словарь античности
Статьи на букву "К" (часть 2, "КАН"-"КВЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КАН"-"КВЕ")

КАНФАР

КАНФАР - сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преим. на высокой ножке; изготавливался из обожженной глины или металла; атрибут Диониса. К. широко использовали в Греции в 6 - 5 вв. до н. э.; обнаружен, однако, К. микенской эпохи (т. н. кубок Нестора).

Канфар

рис. Канфар, расписанный Бригом, нач. 5 в. до н.э.(Бостон).

КАПИТАЛЬНОЕ ПИСЬМО

КАПИТАЛЬНОЕ ПИСЬМО (лат. capitalis), рим. маюскульное письмо, распростран. до возникновения минускульного письма; до нового времени включительно встречается в надписях. Различаются квадратное и рустичное капитальное письмо. В основе находившего применение еще в позднеантичных рукописях квадратного письма лежал шрифт надписей императорской эпохи. Весь текст писался слитно, без промежутков между отдельными словами и предложениями (scriptura continua). К немногим из сохранившихся образцов этого письма принадлежит фрагмент из Вергилия, т. н. «Vergilius Augusteus» (5 в.; Берлинская государств, библиотека). Более распростран. было рустичное капитальное письмо с узкими буквами. горизонтальные поперечные черточки которых (у Е, F, L, Т) едва были обозначены. Рустичное капитальное письмо можно встретить уже на папирусах. Сохранились 4 рукописи Вергилия, написанные рустичным капитальным письмом и названные «Litterae Vergilianae».

Капитальное письмо

рис. Квадратное капитальное письмо (из рукописи Вергилия в Немецкой Государственной библиотеке, Берлин, 3-4 вв.).

КАПИТЕЛЬ

КАПИТЕЛЬ (лат. capitellum, букв, головка), венчающая часть колонны или пилястры, на которой лежал архитрав; неотъемлемая часть художеств.-архитектурной организации колонны.

Капитель

рис. Коринфская капитель. деталь памятника Лисикрата, 4 в. до н. э.

КАПИТОЛИЙ

КАПИТОЛИЙ (лат. Mons Capitolinus или Capitolium). В широком смысле - один из семи рим. холмов; в узком смысле - одна из двух вершин Капитолийского холма; на другой вершине находилась рим. крепость (агх). К. издревле был политич. и культовым центром Рима. При Тарквинии Древнем было начато, а при Тарквинии Гордом закончено строительство храма трех богов - Юпитера, Юноны и Минервы (Templum Iovis Capitolini); к этому храму восходили рим. полководцы во время триумфальных шествий. На К. находился государств, архив (Tabularium), а в 269 до н. э. на другой вершине холма, где располагался агх, был возведен храм Юноны Монеты (Советчицы), при котором был рим. монетный двор. Седловина между двумя вершинами холма стала позднее застраиваться домами богатой знати. Эти постройки не раз горели, а ценности были разграблены Стилихоном (ок. 400 н. э.) и Гейзерихом (5 в. н. э.). По образцу Рима свой К. имели мн. города Италии и лат. Запада, изначально также рим. колонии. В честь рим. К. названо здание конгресса в Вашингтоне.

КАПИТОЛИЙСКИЕ ИГРЫ

КАПИТОЛИЙСКИЕ ИГРЫ - мусич. и атлетич. состязания, учрежд. Домицианом по образцу Олимпийских игр; проводились в Риме с 86 вплоть до начала 4 в. н. э. раз в четыре года, летом. В программу К. и. входили и конные состязания. Победителей награждали венком из дубовых листьев.

КАПИТОЛИЙСКИЙ ХОЛМ

КАПИТОЛИЙСКИЙ ХОЛМ - см. Капитолий

КАППАДОКИЯ

КАППАДОКИЯ - область в М. Азии между Галисом и Евфратом; разделялась на Понтийскую К. (побережье Черного м.) и Внутреннюю К. До 547 до н. э. была лидийской, а затем - перс, сатрапией (при Кире II); с 302 до н. э. была самостоятельной, а ок. 100 до н. э. ею завладел Митридат VI; с 17 н. э. - рим. пров. Из К. вывозили алебастр, хрусталь, соль.

КАПРИ

КАПРИ - остров, располож. юго-западнее нынешнего Сорренто на кампанском побережье. В 29 до н. э. приобретен Августом у неаполитанцев. Известность остров получил во времена Тиберия, построившего на нем ряд великолепных вилл. Здесь же он провел 10 последних лет своей жизни. Позднее остров стал местом ссылки.

КАПУЯ

КАПУЯ - город в Кампании, находившийся в 4 км югостровост. совр. города, основанный, согласно преданию, Ремом и построенный ок. 600 до н. э. этрусками. В 438 К. попала под самнитское господство. В борьбе против самнитов К. в 340 заключила союз с Римом. В 295 в город была проложена Аппиева дорога. Во время 2-й Пунической войны К. в 216 отделилась от Рима, однако в 211 до н. э. подчинена им вновь. Мн. из городских жителей были казнены, а капуанские земли объявлены ager publicus. В капуанской школе гладиаторов зародилось восстание Спартака. В 456 н. э. город был разрушен вандалами. На плодородных землях возле К. развивалось интенсивное сельское хозяйство (в том числе выращивание цветов); высокого уровня развития в К. достигло производство бронзы, серебра, мебели, ароматич. веществ. Первые императоры воздвигли в К. величеств, постройки (капитолий, храм Юпитера).

КАРАКАЛЛА

КАРАКАЛЛА - прозвище М. Аврелия Севера Антонина, получ. им от галльской одежды; род. 4. 04. 186 в Лионе, убит 8. 04. 217 близ г. Карры (Сирия), рим. император с 4. 02. 211. Первоначально К. носил имя Септимий Бассиан, был сыном первого провозглаш. солдатами императора Септимия Севера и Юлии Домны. С 194 сопровождал отца в военных походах; в 197 подавил восстание иудеев. В 196 К. удостоен титула цезаря, а в 198 - августа. После смерти Севера не захотел делить государств, власть со своим братом Гетой, убил его (212) и мн. из сторонников Геты. Как солдатский император К. в своей деятельности прежде всего опирался на поддержку армии. В 212 издал эдикт о даровании рим. гражданства (Constitutio Antoniniana) всему свободному нас. Римской империи. Способствовал увеличению дохода от сбора налогов. Кроме того, в его правление закончился процесс становления Рима как столицы империи. В 212 К. вел на границе между Верхней Германией и Рецией войны против алеманнов и хаттов, в 214 - на Ср. Дунае. Охвач. тщеславными помыслами, пытался, как ранее Александр Македонский, завоевать в 216 - 217 Парфянское царство. Возросшие расходы на войну вынудили К. в этот период понизить содержание серебра в монетах. Во время одного из походов он был убит заговорщиками по приказанию префекта преторианцев Опеллия Макрина, ставшего затем, правда на короткий срок, его преемником. Из построек К. в Риме особенно славятся воздвигнутые им и названные его именем колоссальные термы, строительство которых началось в 206. Биография К. - в «Historia Augusta». Бюст хранится в Пергамон-музее.

КАРАУЛЬНАЯ СЛУЖБА

КАРАУЛЬНАЯ СЛУЖБА - По образцу лучших отрядов военной К. с, раздел на дневные и ночные караулы с соответствующими паролями и патрулированием, Август в 6 н. э. учредил в Риме пожарную службу военного образца. Военизированные караульные подразделения объединялись в 7 когорт по 1000 - 1200 караульных стражей (vigiles). Личный состав К. с. распределялся по 7 постам, подчинявшимся единому командованию префекта ночной стражи (praefectus vigilum).

КАРИАТИДА

КАРИАТИДА - скульптурное изображение задрапированной женской фигуры; использовалось вместо колонны или другой вертикальной опоры для поддержки балочного перекрытия. Особенно часто К. встречаются в памятниках греч. архитектуры. Знамениты К. из сокровищницы сифносцев в Дельфах, из Эрехтейона (Афинский акрополь), из колоннады аканфян в Дельфах. К. продолжали использоваться и в архитектуре Ренессанса.

Кариатида

рис. Кариатида из Эрехтейона.

КАРИЙСКИЙ ЯЗЫК

КАРИЙСКИЙ ЯЗЫК - язык племени карийцев. Сохранилось около 100 надписей, преим. очень кратких (3 из них содержат текст на карийском и греч. яз.); большая часть надписей найдена в Египте, и лишь незначительная - в Карий. Сохранившиеся памятники карийской письменности не позволяют решить вопрос о том, пользовались ли карийцы смесью букв, и слогового письма или это было чисто букв, письмо. Результаты новейших исследований говорят в пользу последнего.

КАРИЙЦЫ

КАРИЙЦЫ - доиндоевроп. племя, обитавшее на Ю.-З. М. Азии (Кария). У Гомера К. выступают как союзники троянцев; позднее (с 7 в. до н. э.) они стали служить наемниками в Египте. Очевидно, К., так же как и догреч. племя лелегов, обитали некогда и на островах Эгейского м., а также в материковой Греции.

КАРИН

КАРИН - Марк Аврелий, рим. император с июля 283 до лета 285, старший сын Кара, провозглаш. им в 282 цезарем и регентом зап. пров. После смерти отца и брата Нумериана выступил против провозглашения императором на В. Диоклетиана, одержал над ним победу в Мезии, но в решительной битве при Марге был разбит и убит. К периоду его правления, считающегося концом эпохи принципата, относится начало восстания багаудов. Биография в «Historia Augusta».

КАРИЯ

КАРИЯ - область на Ю.-В. М. Азии, богатая природными гаванями. Побережье К. заселили греч. колонисты, основавшие Милет, Галикарнас, Книд. В сер. 6 в. до н. э. К. находилась под властью лидийцев, затем (с 545 до н. э.) - персов. В 494 до н. э. К. принимала участие в восстании ионийских городов. В 377 - 353 до н. э. при перс, сатрапе Мавсоле К. фактически была независимым царством; в 334 - 333 до н. э. ее захватил Александр Македонский; в 129 до н. э. К. стала частью рим. пров. Азия.

КАРЛ ВЕЛИКИЙ

КАРЛ ВЕЛИКИЙ (Carolus Magnus), король франков (768 - 814), основатель Римской империи средневековья. Вершиной его политич. программы было «renovatio Romani imperii» («возрождение Римской империи»); коронован в Риме в 800 папой Львом III императорской короной, что служило знаком его власти над всем Западом. К. В. - основатель т. н. каролингского Возрождения, сущность которого составляло стремление к возрождению культуры и образования в антично-христианском духе. Для осуществления своей программы К. В. собрал при дворе мн. образованных людей, которые под его руководством создали «Академию» по античному образцу, обсуждали с ним проблемы науки, искусства, культуры (в частности, школьного образования); вместе с тем они создавали выдающиеся лиг., поэтич., научно-теологич. произведения. При дворе К. В. работал ученый Алкуин, историк Павел Диакон, поэт Теодульф Орлеанский, биограф Эйнгард и другие.

КАР МАРК АВРЕЛИЙ

КАР МАРК АВРЕЛИЙ - рим. император с сентября 282 по июль 28З. Выходец из Юж. Галлии; при императоре Пробе занимал должность префекта претория; провозглашен императором норикскими и рецийскими войсками; усмирил германцев и сарматов на Дунае; одержал победу над персами в Месопотамии. Затем, покорив Ктесифон и победоносно переправившись на противоположную сторону Тигра, внезапно скончался в своей палатке. Преемниками К. стали его сыновья Карин и Нумериан. Биография - в «Historia Augusta».

КАРМИНА БУРАНА

КАРМИНА БУРАНА - известнейший и обширнейший рукописный сборник б. ч. рифмованных стихотворений вагантов, составл. в сер. 13 в. в одном из монастырей бенедиктинцев. Он содержит ок. 250 лат., нем. и многоязычных стихотворений в осн. анонимных авторов, посвящ. распростран. в поэзии вагантов темам земных радостей, моралистич. сатире (главным образом направл. против духовенства), политич. проблемам (Архипиит), совр. (лирика крестоносцев) и мифологич. сюжетам. Многое в этом сборнике родственно античной поэзии (мифология, идейная близость к августовским поэтам). В наши дни К. Б. получили известность благодаря переложению их на музыку К. Орфом (сценич. кантата).

КАРНЕАД

КАРНЕАД - из Кирены (Сев. Африка), 214-129 до н. э., греч. философ, схоларх Новой (3-й) академии в Афинах, гл. представитель академич. скептицизма. К. первый исследовал теорию вероятности, а также вопрос о возможности знания. По его мнению, суждения могут быть действительны лишь тогда, когда действительны их предпосылки; последние в свою очередь зависят от действительности своих собств. предпосылок и так далее до бесконечности. Отвергнув существование критерия истины, К. пришел к заключению, что достоверное знание недостижимо, и требовал отказа от всякого суждения. В повседневной практике человек, по его мысли, должен опираться на вероятное, имеющее, по К., три ступени. Человек ради достижения своего счастья должен стремиться к третьей, высшей ступени. К. критиковал теорию познания и политеизм стоиков. В 155 до н. э. он принимал участие в посольстве трех афинских философов в Рим и там пленил слушателей своим красноречием.

КАРНЕИ

КАРНЕИ (греч. Karneia), праздник, посвящ. Аполлону Карнейскому, справлявшийся у дорийцев (особенно у спартанцев) в течение 9 дней в месяце карнее (июль-август). Было принято ставить шатры из листьев и проводить состязания в беге.

КАРНУНТ

КАРНУНТ - иллирийско-кельтское поселение, в нач. новой эпохи рим. лагерь в Верхней Паннонии на Дунае к В. от Виндобоны. К. являлся важным узловым пунктом на пересечении «янтарных» торговых путей из прибалтийских в адриатич. районы. В 15 н. э. в К. расположился рим. легион; со 106 столица пров. Рапnonia superior. На 2 в. н. э. приходится расцвет города, ставшего к тому времени муниципием. Восстановл. после Маркоманской войны, К. был возведен в ранг колонии. С сер. 4 в. постепенно пришел в упадок. Провед. раскопки выявили большую часть военного лагеря и некоторые гражданские постройки (триумфальная арка, два амфитеатра, дворец наместника и другие).

КАРОЛИНГСКИЙ РЕНЕССАНС

КАРОЛИНГСКИЙ РЕНЕССАНС - Термин возник в 19 в. и принят не всеми; служит обозначением периода активной деятельности Карла Великого, направл. на возрождение культуры. При этом «ренессанс» означает возрождение культуры на путях творч. преобразования античных ценностей, сопряж. с характерным для деятелей каролингского Возрождения ощущением своей значимости и уверенности в том, что они ни в чем не уступают людям античности. Развивалась архитектура, фресковая живопись, искусство оформления кнши. В области литературы и языка огромную роль играли интенсивные занятия античными лат. текстами (собирание рукописей, их переписка и исправление), благодаря чему сохранилась существ. часть произведений лат. авторов. Предпринимались также попытки остановить начавшийся в эпоху Меровингов процесс «одичания» разговорною лат. яз. путем приближения его к нормам классич. латыни. Процесс скрупулезной работы над перепиской рукописей был ускорен введением т. н. каролингского минускула; писцов обучали ему в спец. школах (прежде всего в школе, открытой Алкуином в Туре). Все это привело к повышению уровня знаний и образования; при этом христианские воззрения продолжали господствовать над языческими. Расцвет культуры продолжался и при преемниках Карла Великого (Валафрид Страбон, Рабан Мавр, Лупус из Феррьера, Седулий и Иоанн Скот). Однако в 9 в. двор перестает быть центром культурной жизни государства, империя Карла распадается, что приводит ко врем, упадку культуры.

КАРПАТОССКОЕ МОРЕ

КАРПАТОССКОЕ МОРЕ (лат. mare Carpathium), так именуется югостровост. часть Эгейского м. по о. Карпатос, лежащему между о. Крит и о. Родос.

КАРПАТЫ

КАРПАТЫ - горная система на В. Средней Европы. Римляне владычествовали в Дакии и, конечно, знали о К., но единого именования для этой горной системы не существовало; не было у древних и представления о связи и соотношении отдельных ее частей. Горы Karpates Птолемея (к этому именованию и восходит слово «Карпаты» в других языках) - это только часть К.; скорее всего, К. в целом именовались Бастарнскими Альпами (Alpes Bastarnicae) - это именование встречается в Певтингеровой таблице.

КАРПЫ

КАРПЫ - воинств, дакийское племя (от назв. племени, возможно, произошло и назв. гор - Карпаты); в древности обитали между Ольвией и дельтой Дуная; в 3 в. н. э. проникли на нижний Дунай. В кон. 3 в. были разбиты императором Аврелианом.

КАРРЫ

КАРРЫ (греч. Karrai, лат. Carrhae, др.-евр. Нагап, ныне Харан), др. город на С.-З. Месопотамии, знаменит святилищем бога луны Сина; это святилище было восстановлено вавилонским царем Набонидом. В 53 до н. э. у К. парфяне разгромили войско рим. полководца Марка Лициния Красса.

КАРТИННЫЕ РАМЫ

КАРТИННЫЕ РАМЫ - Античные К. р. представляли собой в большинстве случаев обыкнов. плоские, окрашен, в красный цвет или имеющие надписи планки, которые приколачивались гвоздями или прикреплялись штифтами по периметру картины. Если картина исполнялась на дереве, что было обычным, рама прикреплялась вместе с картиной прямо к стене. Деревянные картины заключались также в металлич. оклады с драгоц. камнями, что нашло свое продолжение в христианской иконописи. Функция К. р. варьировалась в соответствии с меняющимися художеств, концепциями. Первоначально К. р. служила для оформления и одновременно для обозначения границ картины; затем, в классич. эпоху, К. р. образовывала с композиционным решением самой картины органич. целое, и, наконец, в эллинистическо-рим. период К. р. обособилась от обрамляемой ею картины и приобрела свое собств. художественно-функциональное значение.

КАРТИНЫ

КАРТИНЫ - 1. К. (греч. pinakes) представляли собой деревянные доски, плиты и плитки из обожж. глины или камня, металлич. и другие пластины с нанес, на них фигурными или орнаментальными изображениями. Древнейшими свидетельствами являются глиняные метопы из Терма (7 в. до н. э.); из этрусской сферы - бокканерские и кампанские плиты. Меньший формат имеют коринфские К. на глине из Пендескуфии и К. на дереве из Питсы (6 в. до н. э.). Эллинистич. К. на мраморе, например в Геркулануме, копируют классич. образцы. В большом количестве сохранились римско-кампанские настенные К., которые, как правило, составляли одну из декоративных составных частей настенной живописи. Особое значение имеют превосходно сохранившиеся в боль шинстве случаев поясные портреты умерших. Фамильные рим. портреты (лат. imagines maiorum) представляли собой пластич. слепки из воска или к.-л. другого материала с лица умершего члена семьи.

2. К. как изображения использовались для декоративного оформления других предметов. Фигурные композиции появились на сосудах, пряжках и т. д. во времена господства геометрич. стиля (8 в. до н. э.). В дальнейшем с точки зрения истории искусства (иконографически и стилистически) большую роль играли метопные, фризовые и фронтонные рельефы, рельефы на гробницах и саркофагах, т. н. рельефные К. (например, икарийский рельеф, Ikariosrelief), а также многочисл. вазопись. Соотношение между содержанием К. и ее многочисл. обрамлением варьировалось от их функционального единства до чисто декоративного оформления.

КАРТОГРАФИЯ

КАРТОГРАФИЯ - Наука о географич. картах выросла из измерения Земли (геометрии), из тех запросов и потребностей, которые возникали по мере знакомства с другими землями, из космологич. спекуляций. Примитивные карты мира имелись уже в Др. Вавилонии. Древнейшая греч. карта Земли была, постровидимому, составлена ок. 550 до н. э. ионийским натурфилософом Анаксимандром; немного позже карту Земли составил Гекатей; у Аристагора из Милета, их соотечественника (ок. 500 до н. э.), была, очевидно, карга Земли, нанес, на медную доску. Карта Персидского царства была, возможно, изготовлена по приказу царя Дария I. Геродот критиковал тех ионийских философов, которые представляли Землю слишком схематично - в виде круга, опоясанного Океаном (такой она изображена у Гомера на щите Ахилла). Согласно Псевдо-Гиппократу (сочинение «О числе 7»), Земля делилась на семь частей. Уже на ионийских картах, как и на совр. картах, С. был вверху, Ю. - внизу. Гекатей разделил всю обитаемую Землю на две части - сев. (Европа) и юж. (Азия). Граница проходила от Гибралтара через Средиземное и Черное м. до р. Фасис (ныне Риони), которая, как считалось, брала начало в вост. части Океана. Дикеарх (ок. 300 до н. э.) заменил эту естеств. границу воображаемой линией, к которой прибег и Эратосфен; эта линия шла от Гибралтара через Сардинию, Сицилию, Пелопоннес, Ионию, Карию, Ликию, Памфилию, Киликию и Тавр до Гималаев; в качестве гл. срединного меридиана Дикеарх принял линию «Дон - Нил». Обе линии пересекались около о. Родос. Линия «Дон - Нил» рассматривалась как меридиан еще у Геродота. Когда пифагорейцы, элеаты и Аристотель поняли, что Земля шарообразна, возникла проблема картографич. проекции на плоскую поверхность. Демокрит, Евдокс и Дикеарх представляли Землю не кругом, а прямоугольником; Эратосфен, который мог обобщить опыт Пифея и сведения, получ. в походах Александра Македонского, представлял Землю в форме овала. Он начертил сетку из семи параллелей и семи меридианов, которые пересекались под прямым углом. Его критик Гиппарх Никейский (2 в. до н. э.) разделил меридиан от экватора до полюса на 90° и т. о. поделил поверхность Земли параллельными окружностями (климатами - klimata). Построение такой сетки было в конечном счете основано на Парменидовом представлении о шарообразности Земли. У Посидония она была развита в систему зон. Однако в двух последующих столетиях до наступления н. э. ведущую роль играла все же практич. география, или хорография, развитие которой связано прежде всего с именем Полибия; практич. география опровергала математич. географию Дикеарха, Эратосфена и Гиппарха. К представителям практич. географии относится и Страбон, сочинение которого является гл. источником наших знаний об этом направлении в географии и, более того, о состоянии всей науки после Геродота. Представителями практич. географии были и прагматически настроенные римляне. Большим достижением было сочинение Марина Тирского «Исправление карты Земли» (ок. 100 до н. э.), которое, однако, известно нам только потому, что оказало влияние на Птолемея (2 в.). Марин, постровидимому, применил для составления карт цилиндрич. проекцию, причем за основу он взял (по принципу Гиппарха) сетку координат из 8 параллелей (klimata) и 15 меридианов. Птолемей сделал еще один шаг вперед, впервые использовав конич. проекцию; в остальном основу его карты, охватывавшей территорию от Ирландии до Китая, составлял, в сущности, тот же материал, что и у Марина. Карта Птолемея не сохранилась, зато дошло его большое географич. сочинение, в котором при помощи системы координат точно определено местоположение огромного числа географич. точек. Это сочинение - наиболее соверш. из известных нам географич. сочинений древности. Утерянная карта Птолемея в рукописях 4 - 5 вв. в некоторой мере компенсируется общей картой Земли и 26 картами отдельных областей. Эти карты оказали большое влияние на географию арабов, а также на научную К. Ренессанса. Птолемей предполагал, что на Ю. Индийского ок. находится неизвестный материк. Римляне составляли спец. итинерарии («путеводители»). С ними связана дошедшая до нас Певтингерова таблица (Tabula Peutingeriana) 12 - 13 вв., предназначавшаяся для практич. использования; она представляет собой копию дорожной карты 2 - 3 или 4 в., охватывавшей освоенное человеком пространство от Ирландии до Китая. По существу, картами, дошедшими до нас из античности, являются и остатки высеченного на мраморе плана застройки Рима («Капитолийский план города», или «Forma urbis Romae», ок. 200), а также мозаичный пол, сохранившийся в развалинах др. церкви в Мадебе (Палестина), на котором изображена карта Земли обетованной (6 в.). Были в античности и карты, предназначавшиеся для школьного обучения и различных практич. нужд. Глобус был, очевидно, изготовлен Кратетом Малосским во 2 в. до н. э.

Картография

рис. 1. Представление о Земле Гесиода (ок. 700 до н.э.).

Картография

рис. 2. Представление о Земле Гекатея (кон. 6 в. до н.э.).

Картография

рис. 3. Представление о Земле Геродота (5 в. до н.э.).

Картография

рис. 4. Карта Эратосфена (3 в. до н.э.).

Картография

рис. 5. Карта Птолемея (2 в. н.э.).

КАРТЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

КАРТЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ - см. Картография.

КАРФАГЕН

КАРФАГЕН (лат. Carthago, греч. Karchedon, пунийск. Kart Hadst - новый город). В 9 - 8 вв. до н. э. на полуострове к С. - В. от совр. Туниса колонисты из Тира основали торговое поселение, которое должно было служить промежуточным пунктом на пути в Юж. Испанию. С 600 до н. э. К. превращается в важнейший торговый и портовый город Зап. Средиземноморья. Он господствовал над всеми финикийскими поселениями побережья Сев. Африки, Юж. Испании, Сицилии и Сардинии. Карфагенские купцы блокировали зап. часть Средиземного м. и не допускали туда никого. Попытки греков проникнуть в эту область пресекались карфагенянами и их союзниками - этрусками и римлянами. В начале 5 в. до н. э. началась жестокая борьба между карфагенянами и сицилийскими греками за Сицилию; эта борьба велась с перем. успехом, пока в дело не вмешались римляне (264 до н. э., 1-я Пуническая война). Победив Пирра (275 до н. э.) и подчинив Тарент (272 до н. э.), Рим стал наиболее мощным противником К., одержав победу над ним в ходе трех Пунических войн. Подготовка к этим войнам планомерно велась обеими сторонами; войны имели захватнический характер. В 1-ю Пуническую войну (264 - 241 до н. э.) К. потерял Сицилию и распространил экспансию на Юж. Испанию. В 226 он заключил с Римом договор на условиях разделения сфер влияния по р. Эбро, а после 2-й Пунической войны (218-201 до н. э.) потерял все свои владения, лежавшие за пределами Африки. Могущество К. было сломлено. Во 2 в. до н. э. когда К. переживал период экономич. расцвета благодаря интенсивному ведению сельского хозяйства, рим. сенат пришел к заключению, чго К. должен быть уничтожен. В 3-й Пунической войне (149 - 146 до н. э.) К. был захвачен и разрушен, жители обращены в рабство, а земля объявлена рим. пров. Африка. При Цезаре (в 44 до н. э.) и Августе (29 до н. э.) город был основан заново под именем Colonia Iulia Carthago, в императорскую эпоху К. продолжал развиваться и превратился в город мирового значения (строительство особенно интенсивно велось при императорах Адриане, Антонине Пие и Септимии Севере). В 439 К. был захвачен вандалами, в 553 - вост.-рим. полководцем Велизарием, 698 - арабами, которые окончательно его разрушили. Архитектурный облик др. К. мало известен из-за разрушений, которым он подвергся в 146 до н. э. Трудами археологов, в первую очередь франц., были обнаружены городские стены, крепость, порт, храм. Более поздние рим. постройки также в б. ч. разрушены, однако сохранились цирк, амфитеатр и множество христианских базилик. Культура К. была не слишком разносторонней: художеств, литература отсутствует; спец. литература превосходна (агрономич. трактат Магона, «Перипл» Ганнона). Надгробные стелы и украшения зданий вычурно декоративны, изображения людей сильно грецизированы. Керамич. и ювелирные изделия (бронза, терракота) выполнены в егип. духе. В целом следует сказать, что остатки материальной культуры К. богаче, чем можно было бы ожидать, учитывая разрушения, которым подвергался город. Язык карфагенян (пунийский) прекратил существование только ок. 400 н. э.

КАРЦЕР

КАРЦЕР - рим. государств, тюрьма, находившаяся на вост. склоне Капитолия. В течение почти 700 лет, начиная с 3 в. до н. э., в ней содержались осужд. до момента исполнения смертного приговора. Для этой цели служила подземная часть тюрьмы, постр. при Сервии Туллии, где смертников чаще всего удушали, реже закалывали мечом.

КАСПИЙСКОЕ МОРЕ

КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - Это назв. появилось уже в античности - море именовалось Каспийским по назв. племени каспиев, обитавших на Ю-В.; имело оно и другие именования (Гирканское, Албанское, Скифское), произвел, от назв. сопредельных племен. Уже Геродот знал, что Каспий - внутр. море, в то время как Гекатей Милетский еще считал его заливом Северного ок. Александр Македонский отождествлял его с Азовским м. По поручению Селевка I Никатора командующий флотом Патрокл исследовал побережье К. м. и пришел к ошибочному заключению, что оно связано с Северным ок. Эта точка зрения была воспринята Эратосфеном. Только Марин Тирский и Птолемей снова пришли к убеждению, что Каспий - внутр. море, однако ошибочная точка зрения существовала вплоть до 14 в.

КАССАНДР

КАССАНДР - один из диадохов, сын Антипатра, вытеснил из Македонии Полиперхонта, правившего там с 317 до 298 до н. э. В 306 К. принял царский титул. В 316 отдал приказ о казни матери Александра Македонского Олимпиады, в 310 - об убийстве жены Роксаны и ее сына. В честь жены К. назван основанный им город Фессалоника.

КАССАНДРА

КАССАНДРА - в греч. сказаниях дочь троянского царя Приама и Гекубы. Влюбленный в К. Аполлон наградил ее даром прорицания, но, отвергнутый К., сделал так, чтобы ее вещим словам никто не верил (отсюда выражение «пророчества Кассандры»). Она предсказала падение Трои; при взятии города ахейцами была обесчещена в храме Афины. Агамемнон сделал ее своей рабыней и увез в Микены. Там оба погибли от руки Клитемнестры. Судьба К. (в различной трактовке) стала основой сюжетов многих произведений искусства (картины Рубенса, скульптура Клингера) и особенно литературы.

КАССЕТЫ

КАССЕТЫ (кессоны), углубления (в осн. прямоугольной или круглой формы), ритмически располагающиеся на потолках и внутр. поверхности сводов; могут быть украшены орнаментом в виде рельефа (например, из штукатурки). К. могут быть как деревянными, так и каменными (например, толос в Эпидавре). Такой способ обработки потолков и сводов широко использовался и обогащался в рим. архитектуре (пример - термы императорского периода).

КАССИЙ

КАССИЙ - имя др.-рим. плебейского рода. Гай К. Лонгин в 53 до н. э. в должности квестора спас от окончательного разгрома при Каррах рим. войска, предводимые погибшим в сражении Крассом. После решительной битвы при Фарсале он во главе отряда флота встретился в Геллеспонте с Цезарем, был им помилован и даже назначен легатом. В 44 К. получил должность претора и тогда же вместе со своим шурином Брутом принял участие в заговоре против Цезаря. После поражения ок. Филипп в 42 К. приказал одному из своих вольноотпущенников убить себя.

КАССИЙ ДИОН

КАССИЙ ДИОН - Коккеян (ок. 160 - 235), греч. историк и рим. сенатор из Никеи в Вифинии. В период правления императоров из династии Северов был наместником неск. пров. и консулом в 229. Написал на греч. яз. анналистич. рим. историю в 80 книгах от основания Рима до своего консульства. В первозданном виде сохранились книги с 36-й по 60-ю, отображающие период времени с 68 до н. э. по 57 н. э., и частично книги 78-я и 79-я (217 - 220). Остальные книги дошли до нас фрагментарно в сочинениях визант. историков 10 - 12 вв. Сочинения К. Д. - важный источник сведений о последнем периоде Римской республики и первых столетиях Римской империи - представляли собой попытку автора найти органич. соединение прав и привилегий своего сословия с неогранич. императорской властью.

КАССИОДОР

КАССИОДОР - Флавий Магн Аврелий (ок. 490 - 583), рим. политич. деятель и писатель, выходец из сенатской аристократии. Находясь на службе у Теодориха (консул в 514, руководитель канцелярии Magister officiorum), стремился к достижению взаимопонимания между готами и римлянами. С упадком готского могущества К. ушел ок. 540 в отставку и основал на своей родине Виварийский монастырь, где занялся сбором рукописей античных (также языч.) авторов, привлек к их переписыванию монахов и тем самым сыграл огромную роль в сохранении др. литературы. Им был написан учебник «Институции», предназначавшийся для совершенствования знаний монахов и содержавший основы духовного и светского образования (в т. ч. с изложением 7 «свободных искусств»). «История готов» К. полностью до нас не дошла, сохранились лишь выписки из этого сочинения, сделанные современником К. Иорданом. В ней К. старался воздать должное как римлянам, так и готам и способствовать т. о. примирению обоих народов. Важный историч. источник «12 книг» К. - сборник государств, указов, распоряжений и служебных документов королевской канцелярии - дает наглядное представление о бытовавшем в то время стиле официальных бумаг. Кроме того, К. написал хронику от сотворения мира до 519, комментарии к псалмам, сочинения богословского содержания, а также труды о правописании и другие.

КАССИОПЕЯ

КАССИОПЕЯ - жена эфиопского царя Кефея, мать Андромеды; К. была превращена в созвездие вместе с Андромедой, Кефеем и Персеем.

КАСТАЛИЯ

КАСТАЛИЯ - Кастальский источник, родник на горе Парнас, около Дельф. Способность давать пророч. силу ему стали приписывать в позднее время; символом поэзии он начал считаться только с эллинистич.-рим. эпохи.

КАСТЕЛ

КАСТЕЛ (лат. castellum).

1. Небольшое др.-рим. укрепление. Различаются castella tumultuaria, спешно возвед. в целях выполнения непосредств. стратегич. задач по охране границ, и castella murata, долговрем. фортификационные сооружения в пограничных укрепл. пунктах, окруж. стеной. Существовали многочисл. К. вдоль границ, предназначавшиеся для когорт и ал (например, в Заальбурге и Нидербибере), напоминавшие своим видом уменьш. лагеря легионов.

2. С 1 в. до н. э также в правовом отношении несамостоятельные, во мн. случаях нерим. городские общины, становившиеся в процессе своего развития квазигородскими институциями; небольшое, располож. на горной возвышенности поселение или крепость.

3. Водохранилище, резервуар.

4. Назв. насел, пунктов, берущих свое начало от военных лагерей, например С. Firmamum (ныне Порто-ди-Фермо), С. Mattiacorum (вблизи Майнца, ныне Кастель).

КАСТОР

КАСТОР (лат. Castor), один из Диоскуров.

КАТАКОМБЫ

КАТАКОМБЫ (лат. coemeteria - кладбище, по одному из мест на Via Appia - кладбищу св. Себастьяна «ad catacumba»), подземные помещения искусств, или естеств. происхождения, использовавшиеся для погребения христиан и иудеев. В период гонений на христиан в К. собирались члены общин. К. обнаружены в Александрии, Сиракузах, Неаполе, в Риме и Пече. Технически К. разрабатывались, как рудники; высота штреков, устройство вертикальных опор, система вентиляции - все это говорит о высоком мастерстве их создателей. Согласно имеющимся данным, это были т. н. фоссоры (лат. fassor землекоп), составлявшие коллегию; фоссоры занимали самую низшую ступень в иерархич. структуре общины. Сохранились изображения, на которых фоссоры представлены облач. в особую одежду, с рабочим инструментом в руках. Для захоронения в К. использовались стенные ниши; их закрывали плитами или замуровывали. Ниши, располагавшиеся в неск. ярусов, составляли разветвл. систему галерей. В рим. К., обнаруж. в 15 в., сохранилось множество фресок 1 - 5 вв., их сюжеты связаны не только с христианскими и иудейскими, но и с античными верованиями. В 1960 в К. Калеподия была найдена могила папы Каликста I (217 - 222); прочие части К. еще не исследованы.

Катакомбы

рис. Продольный разрез (катакомбы св. Джованни в Сиракузах): а - световая шахта (luminarium); b b' - коридоры верхнею яруса, с - аркосолий; с' - в разрезе; d - ниши; d' - в разрезе; е - ниши в стене для захоронения; i - ниша в форме nрапеции, g - горизонтальное сечение прохода (галереи), ведущей к семейной усыпальнице (cubiculum).

КАТАЛАУНСКИЕ ПОЛЯ

КАТАЛАУНСКИЕ ПОЛЯ - равнина в совр. Шампани, где обитало кельтское племя каталавнов; гл. насел, пункт - Дурокаталаун (совр. Шалон-сюр-Марн). В 451 на К. п. произошла «битва народов», в результате которой войска под предводит ельством зап.-рим. полководца Аэция победили гуннов во главе с Аттилой и обратили их в бегство.

КАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИХ

КАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИХ (от греч. katalexis внезапный конец). Стих, последняя стопа которого укорочена (например, каталектич. трохаич. диметр - U - U - U U; Гораций, Оды 2, 18, 15 trudifur dies die). Стихотворная строка, в которой последняя стопа не укорочена, называется акаталектической.

КАТАРАКТ

КАТАРАКТ (греч. низвергающееся), уже в античности так именовался любой водопад, но особенно часто - Нильские пороги у совр. Асуана и у о. Элефантина; последний упоминается еще у Геродота.

КАТАРСИС

КАТАРСИС (греч. очищение). Согласно воззрениям греков, телесное и душевное здоровье человека зависит от гармонич. сочетания всех элементов и «сил» (dynameis). Медицина восстанавливает разруш. гармонию очистительными процедурами; поэзия и музыка также «очищают» и освобождают душу и дух человека своим благотворным влиянием. Пифагорейцы приписывали катартич. действие музыке, а Аристотель - еще и аффектам, вызываемым трагедией, - страхом и состраданием. Не вполне понятно, каков смысл аристотелевского выражения «katharsis pathematon» - имел ли он в виду «очищение страстей» (т. е. устранение излишнего, избыточного) или «очищение от страстей» (т. е. полное избавление от них). Правильность первой интерпретации может быть подтверждена аристотелевским учением о «середине»; вторая правдоподобна в том случае, если «phobos» и «eleos» означают у Аристотеля не «страх» и «сострадание», а «отвращение» и «жалость». По мысли Лессинга, К. очищает страсти, доводя их до степени «опытов благонравия». Б. Брехт называл аристотелевский К. «омовением» (waschung), которое «совершалось непосредственно ради удовольствия». У Платона К. становится предпосылкой погружения души в лоно божества, а тем самым совокупностью всех человеч. добродетелей.

КАТАСТЕРИЗМ

КАТАСТЕРИЗМ - перенесение религиозных и мифологич. образов на звезды и созвездия. В эллинистич. поэзии превращение в звезду - один из популярных сюжетов; превращаться в звезду или созвездие могли у поэтов не только живые существа, но даже неодушевл. предметы (ср. локон Береники).

КАТАФРАКТЫ

КАТАФРАКТЫ (греч. закованные в панцирь), особый вид конницы у др. народов, впервые появившийся у персов, заимствованный затем в македонских и сирийских войсках и нашедший распространение при Адриане и особенно при Септимии Севере и в рим. армии. Тело всадников К. защищал чешуйчатый панцирь, голову - шлем с забралом. Лошади также были защищены железным или медным чешуйчатым панцирем. Осн. вооружение К. - копье. Иноземные всадники, состоявшие на службе в рим. армии, часто назывались клибанариями (от лат. clibanus - панцирь). При Констанции II К. подверглись реорганизации.

КАТЕГОРИИ

КАТЕГОРИИ (греч. kategoria - высказывание, обвинение и признак, лат. praedicatum). В аристотелевской логике К. именуются основные типы, к которым может быть сведено все многообразие высказываний о сущем. Как таковые они являются предикатами. Согласно Аристотелю, существует 8 К.: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Стоики разработали четыре логические К. нечто (бытие и небытие), существ, свойство (общее и частное), случайное свойство, относительно случайное свойство (т. е. находящееся в соотношении с другими случайными свойствами). Аристотелевские К. легли в основу таблицы Канта, автор которой хотя и стремился дать стройную систему К., однако не признавал, что они отражают действительность.

КАТИЛИНА

КАТИЛИНА - Луций Сергий (108 - нач. 62 до н. э.), обедневший рим. патриций, составивший состояние в период сулланских проскрипций; претор в 68; потерпев неск. раз неудачу на консульских выборах, К. организовал заговор с целью свержения олигархии и овладения единоличной властью. Его планы ликвидации республиканских устоев натолкнулись на сопротивление большинства рим. нас. Способность К. внушать симпатию и давать демагогич. обещания ликвидировать задолженность увеличили число его сторонников из имевших большие долги аристократов, ветеранов Суллы, а также неимущих слоев городского плебса и молодежи. Между тем Цицерон, избранный консулом в 63, получил сведения о намерениях К. и 21. 10. 63 произнес речь в сенате, чем предопределил провал К. на консульских выборах 62. Некоторых сторонников К. из аристократии Цицерон приказал арестовать и казнить. После неудавшегося покушения на жизнь Цицерона К. бежал из Рима и собрал войско в Этрурии. В сражении при Пистории был побежден и пал в бою.

КАТОН

КАТОН - 1. Марк Порций Цензорий, прозванный Старшим, род. в 234 в Тускуле, ум. в 149 до н. э., консервативный рим. политич. деятель; юношей участвовал в сражении у Тразименского оз. (217) и битвах под командой Фабия Максима. Участвовал в походе Сципиона в Африку (204). В том же году назначен квестором в Сицилии; в 199 стал эдилом, в 198 - претором. В 195, будучи консулом, подавил восстание в Испании. В 191 победоносно сражался с Антиохом III при Фермопилах. К. выступал против греч. влияния в Риме. Когда в 155 до н. э. туда прибыла группа греч. философов и Карнеад продемонстрировал применимость учения о вероятности в реальной жизни, К. счел это настолько опасным, что потребовал немедл. отъезда делегации. Известность К. приобрел благодаря своей деятельности на посту цензора в 184 (отсюда прозвище Цензорий). Стремясь к возврату прежней строгости рим. правил и обычаев, К. очистил сенат и всадничество от недостойных, продажных членов, провел в жизнь закон о налоге на роскошь и намеревался тем самым укрепить и стабилизировать власть рим. народа. Его экономич. политика была направлена главным образом на повышение рентабельности ср. сельских рабовладельч. хозяйств типа вилл, совершенствование сельскохозяйств. труда, для чего им был на месте изучен соответствующий карфагенский опыт и отдано распоряжение о переводе на лат. яз. сельскохозяйств. трудов карфагенца Магона. Во внешней политике К. неизменно требовал разрушения Карфагена, видя в нем гл. политич. и экономич. конкурента Рима. Сохранилось предание, правда не подтвержд. античными источниками, что К., о чем бы ему ни приходилось высказывать свое мнение в сенате, прибавлял: «А кроме того, я полагаю, что Карфаген не должен существовать («Ceterum censeo Carthaginem esse delendam»). В экономич. взглядах К. отразились укрепляющиеся товарно-денежные отношения в Риме, тенденция к росту торговли и ростовщич. капитала, а также возникшая в хозяйств, сфере конкуренция. В области литературы ему приписывается слава основоположника лат. прозы. Его сочинение «Происхождение» («Origines») в 7 книгах (сохранились только фрагменты) охватывало период, начиная от ранней истории Рима и италийских племен до времен автора. До нас дошли также фрагменты некоторых из его многочисл. речей. Для своего сына К. написал учебники по медицине, риторике, праву, сельскому хозяйству и военному искусству. Полностью сохранился лишь его труд «О сельском хозяйстве» (De agri cultura). Перу К. ошибочно приписывалось сочинение «Dicta (Disticha) Catonis», написанное, видимо, в 3 в. н. э. и получившее широкое распространение в средние века как учебник.

2. Марк Порций, названный Утическим или Младшим, правнук К. Старшего (95 - 46 до н. э.); изучал в Риме философию; приверженец стоич. учения; представлял интересы оптиматов. В 72 К. вместе с войсками Красса сражался против Спартака; в 62 в качестве трибуна голосовал в сенате с консулом Цицероном за казнь участников заговора Каталины. К., выступая за сохранение аристократич. респ., видел в Цезаре опаснейшего врага и решительным образом объявил себя его противником. В 49, с нач. гражданской войны, вынужден был бежать, спасаясь от Цезаря, через Сицилию, Родос и Кирену в Утику (Сев. Африка), где в 46 после поражения при Тапсе решился на добровольную смерть, бросившись на собств. меч. К. - яростный поборник Римской республики как государств, формы правления - считался позднее противником единовластия. Своим современникам казался самодовольным политиком и доктринером. Несмотря на это, его влияние было столь огромным, что Цезарь вынужден был написать 2 памфлета, направл. против прославления К. его сторонниками, в первую очередь Цицероном.

КАТОНОВСКИЕ ДИСТИХИ

КАТОНОВСКИЕ ДИСТИХИ (лат. «Disticha Catonis»), составл. ок. 300 сборник высказываний на темы морали в манере Катона Старшего. Был очень популярен в средние века и в эпоху Возрождения. Использовался для упражнений в чтении и стихотворчестве, часто печатался вплоть до нового времени.

КАТОПТРИКА

КАТОПТРИКА (греч. учение о зеркалах и принципах отражения). К. возникла из практики использования металлич. зеркал и эмпирич. знания закона отражения, открытого еще до Аристотеля. Сначала Евклид разработал геометрич. теорию К. для вогнутого зеркала (при прямолинейном распространении световых лучей); эта теория получила дальнейшее развитие в трудах Аполлония из Перги, Диокла, Птолемея и Анфемия. Евклиду был известен также принцип действия зажигательного стекла. Возможно, с помощью таких стекол Архимед поджег корабли римлян. Герон занимался выпуклыми и вогнутыми, особенно цилиндрич., а также плоскими комбинированными зеркалами. Он первым доказал закон отражения, обнаружив, что луч света проделывает кратчайший путь только тогда, когда угол падения равен углу отражения. Отражательную способность металлич. зеркал он объяснял тем, что при шлифовке поверхности металла заравнивались «поры», так что свет не мог проникнуть внутрь, как он проникает сквозь прозрачные тела. Явление рефракции противоречило прямолинейному характеру распространения световых лучей; вследствие этого оно не получило в античности геометрич. объяснения. Птолемей, однако, точно измерил угол преломления светового луча на границе двух сред - воздуха и воды, воздуха и стекла, а также воды и стекла - в диапазоне угла падения от 0° до 80°. Однако он еще не мог вывести закон преломления.

КАТУЛЛ

КАТУЛЛ - Гай Валерий, род. в 87 или 84 до н. э. в Вероне, ум. ок. 54 до н. э., рим. лирик, выходец из состоятельной семьи, жил в Риме, являвшемся в то время центром сравнимого с богемой круга рим. поэтов, поддерживавших между собой дружеские отношения и ведших своеобразный беспечный и легкомысл. образ жизни; самый значительный из неотериков. Его творч. наследие насчитывает 116 стихотворений: с 1 по 60 - небольшие, написанные лирич. стихом; с 61 по 68 - более значительные по размеру, т. н. эллинистич. стихотворения, подражания александрийским поэтам (64 - небольшой эпос в честь свадьбы Пелея и Фетиды; 66 - перевод стихотворения Каллимаха, посвящ. волосам Береники); с 69 по 116 - эпиграммы, написанные элегич. дистихом. Произведения К. воздавали хвалу друзьям и их деяниям, посвящались жизненным впечатлениям и размышлениям самого автора, смерти безвременно ушедшего из жизни на чужбине брата поэта, злободневным тревогам (язвительные ямбы, направл. против Цезаря и его сторонников, в частности против офицера Маммуры). Особой известностью и популярностью пользовались любовные стихотворения К., полные страсти и поэтич. выразительности и представлявшие собой историю пережитой поэтом любви к Клодии (воспетой К. под именем Лесбии), прекрасной, но легкомысл. замужней сестре народного трибуна Клодия. Стихотворения, повествующие о счастливых минутах, ревности, размолвке, примирении и окончательном разрыве, являются единствен, в своем роде в рим. литературе. Превосходно также лат. подражание К. Сапфо. Естественность и свежесть языка, подлинное и страстное чувство, нежность и в то же время язвительность, острота и непримиримость полемич. напора неразрывно связаны в произведениях К. с художеств, формой эллинистич. искусства. Творчество К. оказало определ. влияние на Лессинга, Мёрике и других. Некоторые из его стихотворений переложены К. Орфом на музыку («Catulli сагmina»).

КАФЕДРА

КАФЕДРА - епископское кресло в ранних христианских церквях К. находилась за алтарем, в апсиде. К. Максимиана в Равенне - великолепное изделие из слоновой кости 6 в.

Кафедра

рис. Кафедра Максимиана.

КВАДРАТУРА КРУГА

КВАДРАТУРА КРУГА - Наряду с делийской задачей и троением угла К. к. - одна из т. н. классич. задач античной математики. Поставленная уже Гиппократом из Хиоса и пифагорейцами, эта задача требовала построения при помощи лишь циркуля и линейки квадрата, равного по площади данному кругу. Подобное построение невыполнимо (доказано в 1882 Ф. Линдеманном). В античную эпоху были найдены разнообразные приблизительные решения, например решение Динострата (ок. 300 до н. э.) посредством особой кривой линии или решение Гиппия с т. н. квадратрисой.

КВАДРИГА

КВАДРИГА (лат. quadriga - четверная упряжка), беговая колесница с четырьмя запряж. в один ряд конями. Первоначально применялась как боевая колесница, с 7 в. до н. э. - лишь для спортивных состязаний, приобретая одновременно значение почетной колесницы. Впоследствии ею пользовались императоры. После того как Мавсол впервые повелел отлить К., появились изображения императоров на ней. К. запрягались также слонами. К. неоднократно изображалась на монетах.

Квадрига

рис. Изображение квадриги на римской монете императорской эпохи.

КВАДЫ

КВАДЫ - зап. - гepм. племя из группы свевов, осевшее в 1 в. до н. э. вдоль Майна, а с нач. н. э. до 6 в. на терр. нижней Австрии, Моравии, Зап. Словакии и Сев. Венгрии. К. были союзниками маркоманов, входили в состав царства Маробода, в 1 и 2 вв. н. э. находились под рим. влиянием. Предводительствовали в Маркоманских войнах 166 - 180. В 3 и 4 вв. угрожали рим. границам по Дунаю. В нач. 5 в. часть К. устремилась в Испанию и основала на С.-З. Иберийского полуострова Свевское царство, просуществовавшее до 585.

КВАСЦЫ

КВАСЦЫ (лат. alumen), начиная с 5 или 6 в. до н. э. К. применяли в Греции для дубления и крашения шерсти, т. к. калиево-алюминиевые К. придавали тусклым земляным краскам блеск. Теофараст описал К. в одном из своих утерянных трактатов, в котором он изложил также свои взгляды на их пригодность для медицинских целей и в ремеслах. Архелай, один из полководцев царя Митридата VI, обнаружил, что дерево, опущ. в квасцовый раствор, становится огнеупорным; это расширило применение К. У римлян К. использовались преим. для выделки обувных кож, отсюда произошло назв. сапожников - alutarius. В осн. К. добывались горным способом, однако известен способ выщелачивания их из поверхностных минеральных выцветов.

КВЕСТОР

КВЕСТОР (лат. quaestor - изыскатель), назв. двух финансовых магистратов в Риме, которые вначале назначались консулами, а с 447 до н. э. избирались народом. С 421 существовали 4 квесторские должности, с 267 - 8, при Сулле - 20, при Цезаре временно - 40. Городские квесторы заведовали казной, провинциальные - финансовым управлением пров. Начиная с Суллы, квесторы образовывали низший класс в сенате. В императорское время вместе с уменьшением роли сената упало и значение квесторов, поскольку управление имперскими финансами находилось в руках императора. Для этой цели в его распоряжении имелся собств. аппарат управления, руководимый чиновниками из всадников. В новое время в некоторых странах бухгалтерия университета называется квестурой.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV