Словарь античности
Статьи на букву "П" (часть 7, "ПОР"-"ПРИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 7, "ПОР"-"ПРИ")

ПОРТАЛ

ПОРТАЛ (лат. дверь, ворота, вход), архитектонически разработанный вход в здание (иногда он украшался скульптурами). Типичным признаком античного П. являются горизонтальные плоские перемычки и покоящийся на консолях карниз, в то время как для рим. П. характерно наличие полуциркулярной арки и фланкирование колонн. П. превратился в богато украш. сооружение, состоящее из трех, четырех и пяти частей. Триумфальная арка и тимпан как архитектурная деталь оказали большое влияние на П. романских и готич. соборов. П. дворцов Ренессанса в осн. возвращаются к античной форме, в то время как П. барокко с их грандиозными размерами и богатым декором отличались пышностью и динамичностью образов.

ПОРТИК

ПОРТИК (греч. stoa, лат. галерея с колоннами), открытая с одной стороны галерея на колоннах или столбах, которая играла в греч., а особенно в рим. архитектуре выдающуюся роль. Благодаря полуоткрытому пространств, комплексу П. предоставлял защиту от солнца и одновременно освещался проникающим светом. Он мог иметь продольную форму (Эвменова галерея в Афинах, гимнасий в Пергаме), полукруглую форму (верхнее обрамление последних рядов в театре), состоять из двух частей (П. форумов Августа и Траяна), из трех частей (Пергамский алтарь; булевтерий в Милете) или же из четырех частей, завершая внутр. двор (перистиль, окруж. колоннадой, в домах, виллах, дворцах). Начиная с эпохи Ренессанса до 19 в., использовался во внутр. и внешних строениях.

ПОРТЛЕНДСКАЯ ВАЗА

ПОРТЛЕНДСКАЯ ВАЗА - стеклянная амфора (прежде принадлежала герцогине Портлендской) из темно-синего стекла, в верхней части - белого, на котором вокруг всего сосуда вырезано рельефное изображение (члены императорской семьи). П. в. имеет разные датировки (августовская эпоха или время Флавиев), существуют сомнения и относительно ее подлинности. Ныне находится в Британском музее в Лондоне.

ПОРТРЕТ

ПОРТРЕТ - изображение человека или группы людей, в изобразительном искусстве один из жанров, в собств. смысле этот жанр распространился в рим. изобразительном искусстве. Портретное искусство в Греции в 5 в. до н. э. концентрировалось вокруг полисных связей человеч. личности и ориентировалось на создание П., отражающих более обществ, функцию, нежели индивидуальные черты изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег). П. с ярко выраж. индивидуальностью составляли исключение для того времени (П. Фемистокла). Только в 4 в. началось создание П. в наиболее чистом жанре (Платон, Аристотель, Софокл, Еврипид, Александр Македонский). П. эллинистич. периода носили более индивидуализированный характер, что отвечало духу того времени, предоставлявшему отдельному человеку большие возможности (П. диадохов, философов). При этом греч. художники не отказывались от идеализации портретируемого, что было присуще этому жанру и в более поздний период. Для рим. П. характерно с самого нач. (2 в. до н. э.) пристальное внимание к изображению индивидуальных черт, признак, свойств, также этрусск. изобразительному стилю и искусству изображения предков. В П. времен Римской империи эта тенденция смягчается стремлением к некоторому обобщению, но вместе с тем и к заострению индивидуальных черт, выявляя противоречие, отражающее весь ход развития того времени.

ПОРТУН

ПОРТУН (/шт.), бог-охранитель входной двери (porta) в частный дом, кроме того, охранитель гавани (portus) на Тибре, почитавшийся уже в очень ранний период.

ПОРУЧИТЕЛЬСТВО

ПОРУЧИТЕЛЬСТВО - В Греции во времена Гомера известно П. в его древнейшей форме, когда кредитор в случае неплатежеспособности должника мог получить возмещение невыплач. долга за счет личности и имущества поручителя. В классич. и эллинистич. эпохи П. в виде платежного П. и П. о явке было широко распространено в обязательств., торговом, вещном, публичном и процессуальном праве. В Риме П. нашло свое отражение в Законах 12 таблиц. В классич. рим. праве существовали 3 формы П.: для рим. граждан - ненаследуемое sponsio (взаимное соглашение между тяжущимися сторонами о внесении денежного залога в пользу той, которая выиграет); для иностранцев - не передаваемое по наследству и временное fideipromissio; кроме того, для граждан и иностранцев наследуемое, бессрочное fideiussio.

ПОРФИРИЙ

ПОРФИРИЙ (род. ок. 233 в Тире, ум. ок. 300 в Риме), греч. философ, ученик и биограф Плотина, представитель неоплатонизма. П. расширил и прокомментировал учение Плотина. Его сочинения, среди них 15 книг против христиан, б. ч. утеряны. Его «Эйсагоге», т. е. «Введение» (в учение о категориях Аристотеля), в переводе Боэция дало толчок Ср.-век. спорам об универсалиях.

ПОРЧА ТЕКСТА

ПОРЧА ТЕКСТА - текст, искаж. при передаче в рукописях. Искажения могут быть как формальными (орфография, грамматич. формы и т. д.), так и содержательными. Такой текст иногда может быть исправлен посредством конъектур.

ПОСВЯТИТЕЛЬНЫЙ ДАР

ПОСВЯТИТЕЛЬНЫЙ ДАР - посвящ. к.-л. божеству предмет (греч. agalma, лат. donarium).

ПОСВЯТИТЕЛЬНЫЙ РЕЛЬЕФ

ПОСВЯТИТЕЛЬНЫЙ РЕЛЬЕФ - посвящ. к.-л. божеству или группе богов рельеф на камне, металле или другом материале с изображением божества или принес, ему жертвы. На мн. П. р., особенно рим. времени, нанесены только имена соответствующего божества и посвятителя. П. р. имеют большое значение для изучения истории религии, т. к. они нередко являются единств, источником сведений о распространенности на терр. Римской империи тех или иных культов.

ПОСВЯЩЕНИЕ

ПОСВЯЩЕНИЕ - Лит. произведения нередко в силу дружеского расположения, из почтения или в благодарность посвящались авторами друзьям, учителям, правителям и т. п. П. имело форму либо стихотворения или особо выдел, отрывка предисловия, либо простого обращения к адресату в нач. сочинения. По сообщениям античных авторов, П. впервые включил в свое произведение элегик Дионисий Халк (ок. 450 до н. э.). С этого времени П. часто появляются у греч. и рим. поэтов и прозаиков: Исократ посвятил две речи кипрскому царю Никоклу, Феокрит - поэму Птолемею II, Лукреций - поэму Меммию, Цицерон - трактат «Оратор» Бруту, Вергилий - поэму «Георгики» и Гораций - 1-ю книгу од Меценату. П. дают ценную информацию о взаимоотношениях авторов с современниками и о датировке произведений. Обычай посвящать лит. произведения выдающимся лицам просуществовал в течение столетий. Новолат. поэты часто использовали П. в расчете на материальное вознаграждение своего творчества.

ПОСЕЙДОН

ПОСЕЙДОН (лат. Poseidon), в греч. мифологии бог морей, всех источников и вод (ему соответствует рим. Нептун), сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида, с которыми он разделил господство над миром, супруг Амфитриты, родившей ему Тритона. П. был владыкой земных недр, земных богатств и повелителем землетрясений, своим трезубцем он мог вызвать землетрясение или бурю, появлялся всегда с огромной свитой, состоящей из мор. божеств низшего ранга и мор. животных. Лаомедонту он воздвигнул стены Трои, в споре с Афиной за господство в Аттике выбил своим трезубцем источник на Акрополе и подарил Кекропу коня. Разгневанный ослеплением своего сына Полифема, он жестоко преследовал Одиссея. П. часто связывают с культом быка или коня; он считался покровителем рыболовства. В честь него праздновались Истмийские игры. В искусстве П. изображался чаще всего обнаж. с трезубцем в руках. Наиболее известным является изображение спора П. с Афиной в зап. части Парфенона. Статуи П. поставлены у многочисл. источников; картина Рубенса.

Посейдон

рис. Скульптурный колосс из святилища Посейдона на Мелосе (2 в. до н.э.).

ПОСЕЙДОНИЯ

ПОСЕЙДОНИЯ - греч. назв. луканского города Пестум.

ПОСИДОНИЙ

ПОСИДОНИЙ - из Апамеи (Сирия) (ок. 135-51 до н. э.), др.-греч. философ, историк, географ и астроном; ученик Панэция в Афинах, крупнейший представитель Средней Стой, глава школы на о. Родос, где примерно с 97 до н. э. был учителем благородных римлян, среди которых были Цицерон и Помпей. Универсальная образованность П. составляла основу его философии, в которой он пытался соединить учение Древней Стой с идеями Платона и Аристотеля. Его историч. труд в 57 книгах (сохранились лишь фрагменты) представлял собой продолжение «Всемирной истории» Полибия с 144 по 86 до н. э. Как и Полибий, П. восхищался растущим могуществом Рима, в особенности политикой Помпея, рассматривая историю эллинистич. государств как процесс распада. В истории культуры других народов (среди них народы Иберийского полуострова, кимвры, еще не были им идентифицированы как герм, племена) он видел доказательство их отхода от логоса, идеей которого первоначально был проникнут космос и человечество. В соответствии с идеей Аристотеля о цикличном мировом пожаре П. предсказывал мировую катастрофу в конце этого развития. Он полагал, что философия должна поддерживать связь человека с логосом, а человек - следовать логосу, находящемуся внутри природы уже не в чистом виде. Тело препятствует полному контакту души с логосом, поэтому душа должна считаться бессмертной. В своем географич. труде «Об океане» (сохранился лишь в отрывках) П. пытается, кроме обычных описаний, дать историю Земли. Он выдвигает идею происхождения островов и мор. заливов вследствие действия вулканич. сил, усматривает взаимосвязь между приливами и отливами моря и фазами Луны. Кстати, переселение кимвров он объясняет бурным приливом во время шторма. Таковы примеры его стоич. воззрения на всемирную космич. «симпатию» и «синдесмию» (изменчивая взаимосвязь явлений). Сила философских обобщений и яркий стиль изложения объясняют значительное влияние П. на эллинистич.-рим. науку. На его труды в области истории и этнографии опирались Диодор, Саллюстий, Страбон, сильное влияние его философии испытали Цицерон и Сенека.

ПОСЛАНИЕ

ПОСЛАНИЕ (греч. письмо). В качестве П. может быть названо 21 письмо, включенное в Новый завет; 13 в них написаны апостолом Павлом, остальные - неизвестными или предполагаемыми авторами.

ПОСЛОВИЦА

ПОСЛОВИЦА (греч. paroima, лат. adagio, proverbium), краткое изречение, бытующее в народном языке, иносказательно выражающее некую житейскую мудрость. П. были известны как грекам, так и римлянам и отличались многообразием содержания, отражали повседневную жизнь. Для них была характерна четкая метричность формы. П. были свойственны игра слов, рифма, остроумие. Нередко в них содержались ссылки на конкретных исгорич. персонажей. Если у греков П. стали объектом собирания и изучения еще со времен Аристотеля, то римляне уделяли им меньше внимания.

ПОСОЛЬСТВА

ПОСОЛЬСТВА - Поскольку в античную эпоху постоянных дипломатических отношений еще не существовало, П. организовывались от случая к случаю. Полисная демократия стремилась при сохранении свободы действий избежать злоупотреблений путем использования коллективной ответственности и организации тщательного контроля, что вызывало многочисл. процессы. В рим. время греч. города регулярно отправляли П. в Рим, чтобы добиться определ. льгот от императора. В эти делегации часто привлекались интеллектуалы. Общий интерес вызывали П. дальних народов. От политич. П. следует отличать праздные П. (theoroi), которые из престижных соображений направлялись на международные религиозные празднества.

ПОСТУМ

ПОСТУМ - Марк Кассиан Латинский, правитель Галлии в 259-268. П., опираясь на экономически окрепшую провинциальную аристократию, поднял восстание против рим. правительства и основал сепаратную Галльскую империю (259-274). П. смог выстоять против Галлиена и в 260 подчинить Британию и Испанию. Из своей резиденции в Кёльне он руководил обороной рейнской границы против нападений германцев. Был убит под Майнцем во время восстания солдат.

ПОСУДА

ПОСУДА - Античная кухонная утварь (посуда для выпечки, поджаривания, для хранения продуктов и жидкостей, черпаки, сита и т. д. из бронзы и других материалов) известна прежде всего по раскопкам в Помпеях. Там обнаружена раскошная П. богатейших рим. домов, сделанная в соответствии с эллинистич. стандартами, существенно возросшими по сравнению со стандартами греч. и раннерим. времен. О существовании дорогой П. свидетельствуют некоторые находки времени ранней Империи, дающие представление о мастерском исполнении рим. столовой П. (кубки, чаши, кувшины, другие приборы), в т. ч. сокровища из Боскореале, Хильдесгейма (находки серебяной П.), а также из дома Менандра в Помпеях (сервиз на 4 персоны из 117 предметов).

ПОТЕСТАС

ПОТЕСТАС (лат. potestas), частноправовая отцовская власть отца фамилии (patria potestas patris familias). В принципе potestas patris familias была неогранич., но фактически она ограничивалась религией и обществ, мнением. П. обладали все магистраты. П. -право издавать эдикты, обращаться к народному собранию и сенату и их созывать, накладывать штрафы. Народные трибуны относительно действий магистратов внутри померия имели право интерцессии. Трибунская власть (potestas tribunica) народных трибунов со времен Августа была внутриполитич. основой принципата.

ПОТИДЕЯ

ПОТИДЕЯ - город на 3. Халкидики, основан как торговая колония Коринфа ок. 600 до н. э. Выход П. из Афинского морского союза и восстание вместе с другими городами полуострова Халкидики против Афин привели в 432 до н. э. к военному конфликту и явились одним из поводов для начала Пелопоннесской войны. В 316 П. была заново отстроена Кассандром и названа Кассандрией.

ПОТОП

ПОТОП (Всемирный потоп), согласно легендам - великое наводнение, в результате которого на земле погибло все живое, за исключением Ноя, его семьи и взятых им в ковчег животных. Это широко распростран, представление имеет в своей основе крупные локальные катастрофы. Наиболее известны и при определенном их различии аналогичны друг другу сказания о П., встречающиеся в фольклоре мн. народов. Это рассказ Утнапиштима в эпосе о Гильгамеше; история Ноя; греч. сказание о Девкалионе, рассказанное впервые Пиндаром и дошедшее до нас в стихотворном переложении Овидия. В эллинистич. время и в поздней античности встречалось упоминание о неск. П. (например, во времена Огига, Девкалиона, Дардана). Идея о том, что в результате подобных наводнений человечество погибало (хотя бы частично), играет большую роль в греч. учении о происхождении культуры.

ПОТСДАМ

ПОТСДАМ - резиденция прусских королей, построенная Фридрихом II. Античные произведения искусства, используемые для украшения замков и садов, вошли позднее в берлинское Античное собрание, «Античный храм» приютил в 1770-1794 Берлинский «античный кабинет». Сегодня во дворце Сан-Суси находится замечательная коллекция рим. копий, портретов и саркофагов, а также интересных подделок.

ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ

ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ - Христианское П. с. связывается с античным культом героев. До нач. 4 в. к святым относили лишь мучеников (праздничный день: день мучеников). Позднее к святым причислили также мудрецов, наиболее известных епископов и аскетов. Часто эти святые почитались только в отдельных местностях, но иногда признавались и общей церковью. Их культ развился из почитания мертвых и первоначально связывался с могилами святых, позднее на Западе стали почитаться реликвии, а на Востоке - образа (иконы). Святые считались покровителями церквей, городов и профессиональных сословий. Особый лит. жанр (агиография) посвящен описанию жизни, деятельности, страданий и смерти святых.

ПОЧИТАНИЕ УМЕРШЕГО

ПОЧИТАНИЕ УМЕРШЕГО - Погребение человека сопровождалось причитаниями над покойным, что было характерно как для народов Востока, так и для народов Др. Греции и Др. Рима. Покойнику клали в рот мелкую монету - обол (obolos), чтобы заплатить Харону за то, что тот переправит душу умершего через реки подземного царства. По пышности обряда (у римлян он назывался pompa funebris) можно было судить о том, какое место в обществе занимал умерший, в надгробных речах (laudatio funebris) отмечались его заслуги. После кремации и поминок в доме покойного делали уборку и совершалея обряд омовения всех прикоснувшихся к усопшему. При жизни человек мог заключить договор с к.-л. похоронной корпорацией, согласно которому она брала на себя совершение всего обряда погребения. Позже в обязанности таких корпораций входило совершение обряда жертвоприношения у могилы покойного и подношение плодов и вина (у греков такой обряд совершался во время анфестерий - февраль-март, у римлян - в конце февраля). Покойников римляне называли манами.

Почитание умершего

рис. Оплакивание покойного, сопровождавшееся музыкой (коринфская гидрия, г. Цере, 560 до н. э.).

ПОЧТА

ПОЧТА (среднелат. pos(i)ta - место стоянки для смены лошадей). Для доставки служебных писем перс, цари учредили на дорогах государств. П. со станциями для смены лошадей и ночного отдыха на расстоянии 20-40 км; частная П. пересылалась с рассыльными, курьерами. Греки переняли у персов слово для обозначения почтовой службы (aggareia), но не самую организацию почтового дела. Почтовая служба Афинского морского союза имела три государств, судна. В царстве Птолемеев на почтовых станциях велись записи о поступлении и отправлении почтовой корреспонденции. Август учредил Cursus publicus - рим. государств. П. Она была основана на повинности жителей поселения, в котором расположена почтовая станция. Они должны были заботиться о лошадях, ночлеге и провианте для всех государств, почтовых служащих. Дневная норма для пеших переходов составляла ок. 30 км, на лошадях - 75 км, для нарочных курьеров в случае особой срочности - 200 км. Со времен Адриана во главе рим. имперской П. стоял префект. Почтовые всадники, надел, «паспортом», доставляли только служебные письма; для пересылки почтовых посылок существовали почтовые дилижансы, которые по особому распоряжению могли быть использованы частными лицами. В Остии находилось центр, бюро судовой П.

ПОЧТОВЫЙ ГОЛУБЬ

ПОЧТОВЫЙ ГОЛУБЬ - Способность голубей воз вращаться обратно к тому месту, откуда их выпустили, была известна уже в др. времена. Их использовали для передачи сообщений китайцы и египтяне. Свидетельства о существовании П. г. у греков относятся к 5 в. до н. э., в Риме - к временам Нерона. При Диоклетиане была организована регулярная голубиная почта. Корреспонденция прикреплялась к лапке П. г. или его шее. Первые селекционные работы по выведению П. г. проводились на Ближнем Востоке.

ПОШЛИНА

ПОШЛИНА - Ввозные и вывозные П. были известны в Греции со времен Гомера, преим. в форме П. на мор. торговлю. Особ, развитие практика взимания П. получила в Афинах с кон. 5 в. до н. э. В эллинистич. государствах, особенно в Египте, П. составляли важную статью государств, дохода (их размер доходил до 50% стоимости товара). В Римской империи П. (portoria) вносились при пересечении государств, границы; их взимание отдавалось на откуп частным лицам. Тамож. границы были установлены также между некоторыми пров.; кроме того, правом взимать ввозные и вывозные П. обладали некоторые города. В раннеимператорскую эпоху размер П. составлял обычно 2-2,5%, в Сирии и Египте - 25% стоимости товара. В позднеантичный период на всей терр. Восточной Римской империи была установлена единая П. в 12,5%. В Римской империи П. наряду с прямыми налогами (податями) были важнейшими источниками государств, дохода.

ПОЭЗИЯ

ПОЭЗИЯ - В отличие от совр. П. для классич. античной П. являются характерными: 1) Тесная увязка П. с музыкой (лирика скорее причислялась к музыке, чем к поэзии); 2) Относительная самостоятельность поэтич. жанров; 3) Тесная связь с риторикой. То обстоятельство, что средство П., язык, выразительнее, подвижнее и богаче, чем средства изобразительного искусства, дает П. большую эффективность и значимость. П., как и изобразительное искусство, музыка и красноречие, основана на подражании природе; это накладывает на нее определ. обязательства перед истиной, дает возможность, воспитывая и образовывая, воздействовать тем самым на человека в этико-политич. отношении. В своем важнейшем материале, мифах П. находит художеств, связи между индивидуальным и всеобщим. Образовательные функции П. сочетаются с ее другой задачей - доставлять удовольствие, что до Аристотеля и еще при Горации рассматривалось как вполне совместимое. С возникновением эллинистич. теории литературы П. потеряла самостоятельность и обществ, значимость и превратилась в стоицизме в начала философии, в эпикуреизме - в простое развлечение, теряя при этом единство формы и содержания.

ПОЭТ

ПОЭТ - В отличие от мастеров изобразительного искусства П. в классич. древности пользовались всеобщим признанием. Считалось, что музы вдохновляли П., который воплощал поэтич. материал в художеств, образах. В качестве носителя культурных традиций П. был учителем народа, владел средствами искусства, считалось, что он творил в экстатич. вдохновении, его устами вещали музы и с ним были связаны боги. Его соверш. мастерство, а также обществ, необходимость и полезность его творчества уже в эпоху Пиндара были требованием времени и возводили его в высокий ранг мудреца.

ПОЭТИКА

ПОЭТИКА (греч. поэтич. искусство). Отдельные рассуждения о сущности и функциях поэзии, источниках поэтич. творчества и прочем встречаются в литературе начиная с Гомера. Среди них особенно стоит выделить высказывания Аристофана о политико-дидактич. назначении поэта («Лягушки»), а также обоснованное Платоном изгнание эпич. и драматич. поэзии из его идеального государства в связи с амбивалентностью ее морального воздействия. Систематич. обоснование П. было предпринято софистами (Горгий). Отступая от теории Платона, Аристотель создал П., основанную на знакомстве с обширным материалом. Исходя из подражательной природы поэзии, он исследует пропорции, осн. общие признаки трагедии (единство действия, катарсич. воздействие и т. п.), эпоса, а также различия между двумя этими жанрами. В Риме, желая поднять уровень совр. поэзии, Гораций создал «Ars poetica» («Поэтическое искусство»), в котором он, исходя из убеждения о том, что истинный поэт в одинаковой степени наделен дарованием и обладает технич. умением, хотел представить практич. указания для поэтич. творчества. С наступлением эпохи гуманизма поэтика Аристотеля и Горация подверглась в разных странах всевозможной интерпретации. Ее нормы оставались действ, и для творчества Буало, Лессинга, Шиллера, Гёте, а путь к новым эстетич. позициям привел к расхождению с ними (Брехт).

ПРАВО

ПРАВО - Греч. П. соответствует рим. П. в смысле существования системы однородных правовых норм и процессуальных правил, которые в разных греч. государствах, несмотря на все частные различия и отсутствие общеобязательного для всех государств правопорядка, обнаруживают значительное сходство. В юридич. языке не было термина для передачи понятия П., а правопорядок назывался «законом» или «законами». Дике, бывшая для поэтов и философов воплощением необходимости соответствующего справедливости поведения, в юридич. терминологии обозначает привлечение к суду с вытекающими отсюда иском, процессом и реализуемым в процессе субъективным П. Др. правовые обычаи, в значительной степени основывавшиеся на религии, были в 7 в. до н. э. заменены расшир. и кодифицированными правовыми нормами, которые заложили основу для господствующего положения закона как позитивного П. по сравнению с обычаем и естеств. справедливостью. Хотя в Греции так и не возникла юридич. наука и не произошло строгой фиксации правовых понятий, тем не менее греч. юристам эллинистич. эпохи удалось увеличить и усовершенствовать состав юридич. формул. Тем самым были созданы практичные методы и правила регулирования правовых отношений. Основными источниками знаний о греч. П. являются дающие возможность реконструировать аттич. право судебные речи афинских ораторов, гортинское законодательство и найд. в Египте греко-рим. папирусы. Римское П. Создание и фиксация разветвл. системы обязательных правовых норм, которая оказала решающее влияние на юридич. мысль средних веков и нового времени, принадлежит к числу самых выдающихся достижений римлян. Известная нам история рим. П. начинается с Законов 12 таблиц, которые в сер. 5 в. до н. э. письменно закрепили существовавшие правовые нормы и легли в основу всего дальнейшего развития законодательства. В этом процессе важную роль играло комментирование законов, осуществлявшееся в начале жреч. коллегией понтификов, а с 3 в. до н. э. - профессиональными юристами, а также непосредств. правотворчество в решениях и постановлениях народного собрания и сената и в эдиктах магистратов. Осуществление гражданского П. (ius civile), субъектами которого были только рим. граждане, первоначально являлось полномочием высших должностных лиц общины, а впоследствии - претора. Расширение границ рим. государства привело к возникновению в 3 в. до н. э. П. народов (ius gentium), регулировавшего отношения между рим. гражданами и лицами без рим. гражданства (перегринами) или между самими перегринами. Это явление было обусловлено влиянием эллинистич. правовых установлений, греч. философии и риторики, а также потребностями расширившейся торговли, ремесла и денежного обращения. В это время возникла рим. юриспруденция, достигшая высшего расцвета в императорскую эпоху. Выдающиеся юристы этого времени своими сочинениями, деятельностью экспертов и советников на службе у императоров оказали значительное влияние на последующее развитие рим. П. После разделения Римской империи в зап. ее части продолжалась намечавшаяся еще ранее вульгаризация П., в то время как в Византии под влиянием прежде всего правовых школ процесс вульгаризации был остановлен классицистич. тенденцией. Развитие рим. П. увенчалось составлением в Византии при императоре Юстиниане Свода гражданского права (Corpus iuris civilis). В дальнейшем в зап. части Римской империи происходило слияние рим. П. с местным герм. П., в нач. средних веков перешедшее в прогрессирующую варваризацию. В 11 в. заново были открыты «Дигесты», что привело к новому расцвету рим. П. в Италии (правовая школа Болоньи), Испании и Юж. Франции. В 14-15 вв. возникло канонич. П. На протяжении 15-16 вв. происходила рецепция рим. П. в Германии. В 18 в. под влиянием учений естеств. П. рим. П. было вновь оттеснено (Гражданский кодекс Наполеона, 1804). В Германии его в 1900 заменило Собраниегражданских законов. В Восточной Римской империи рим. П. просуществовало вплоть до ее падения,хотя и с определ. изменениями (элементы феодальных отношений). В Греции оно действовало до 1941.

ПРАВО ГРАЖДАНСТВА

ПРАВО ГРАЖДАНСТВА - Греч, термин politeiaозначает право гражданина и одновременно - гражданство и государств, конституцию. В большинстве греч. городов-государств основанием для получения П. г. являлось обладание земельной собственностьюи происхождение, обеспечивавшее принадлежностьк определ. семье, роду и дему. Согласно принятомув Афинах при Перикле в 451-450 закону, гражданином считался лишь тот, чьи родители были полноправными гражданами. В отличие от этого основуправ гражданина в Спарте составляло владение клером, участие в государств, воспитании (агоге) и совместных трапезах (сисситиях). Наряду с полноправными гражданами в греч. городах существовали лица с неполными гражданскими правами, например феты в др. Афинах и гипомеоны в Спарте, лишенные права занимать все или некоторые административные должности. С юридич. точки зрения неполноправными гражданами считались также молодые мужчины,не достигшие возраста 30 лет, начиная с которого человек мог активно участвовать в деятельности публичных учреждений, а также женщины, лишенныев Афинах права обращаться в суд и обладать земельной собственностью. П. г. могло предоставлятьсячужестранцам в частном порядке или коллективно,кроме того, оно могло быть получено путем бракосочетания при договорном оформл. эпигамии. В эллинистич. времена двойное гражданство пересталобыть исключением. Тяжкие политич. и религиозныепреступления наказывались атимией, при этом нарушивший закон одновременно лишался П. г. Обязанности граждан заключались в защите государства от внешних и внутренних врагов, защите правовых установлений, в повиновении законам и участии в отправлении культов. Беспрекословное выполнение этих обязанностей закреплялось в клятвах эфебов и государств, служащих. В Риме П. г. (лат. civitas Romana)человек получал в момент своего рождения приусловии, что его родители ими обладали, а также путем наделения ими или при предоставлении свободы. Правами граждан обладали первоначально жители рим. города-государства, затем оно предоставлялосьпостоянно увеличивающейся, однако все же достаточно огранич. прослойке жителей Римской империи. В результате Союзнической войны 90-88 всенас. Италии получило постепенно права граждан. В пров. наместники могли наделять этими правамиотдельных лиц или целые общины. При Каракалле,согласно конституции Антонина (Constitutio Аntoniniana) 212, все свободные жители империи получили права рим. граждан. Характерными чертами гражданства были: присвоение имени, ношение тоги, воинская повинность, право голоса в Народном собрании (ius suffragii) пассивное избирательное право (ius honorum), право обжалования судебного приговора - казни, изгнания (ius provocationis), заключения договоров (ius commercii), бракосочетания (ius conubii). Существовали также неграждане, т. н. перегрины, обладавшие некоторыми из этих прав. Лица, попавшие в рабство или изгнанные, лишались гражданских прав. Решение о лишении прав гражданина могло принимать также народное собрание. Незаконное присвоение гражданских прав преследовалось по закону.

ПРАВО НАРОДОВ

ПРАВО НАРОДОВ - 1. Действовавшие наряду с рим. имперским правом в рим. пров. местные правовые нормы и установления, особенности применения которых известны из егип. папирусов и сирийского кодекса законов.

2. Правовые обычаи герм, племен (варварские правды), кодифицированные под назв. «законов», например Салический закон (Lex Salica), Рипуарская правда (Lex Ribuaria) и др.

ПРАВО НАСЛЕДОВАНИЯ

ПРАВО НАСЛЕДОВАНИЯ - В Греции наследники вступали в свои права после официального уведомления. По аттич. праву родные и приемные сыновья становились наследниками без особого процесса, другие лица - по решению соответствующего компетентного архонта. Лишение наследства было возможным в случае атимии или ссылки. При наследовании предпочтение отдается прямым потомкам; сыновья получают равные доли наследства. Супруга наряду с сыновьями наследовала только на основании завещания. Из наследства возмещалась сумма приданого. В случае отсутствия мужских потомков наследовали дочери-наследницы; этот институт был известен во всей Греции. Бездетный человек определял своих наследников через завещание. Наследники принимали на себя обязательство захоронения и почитания покойного с оплатой его долгов. Отказ в П. н. был возможен лишь для дальних родственников. В рим. семьях после смерти отца семейства (pater familias) при отсутствии завещания все члены семьи оказывались равноправными наследниками. Этот способ сопровождался дроблением владения, поэтому стали стремиться к единому наследнику. Первыми юридич. формами достижения этой цели были эмансипация, предоставление одного из детей другой семье для усыновления и «manus - браки» дочерей. Во 2-й пол. 4 в. до н. э. распространились завещания, обеспечивавшие права единого наследника. П. н. по завещанию стало играть все более важную роль по сравнению с сохранявшимся первоначальным вариантом.

ПРАВО УБЕЖИЩА

ПРАВО УБЕЖИЩА - подтвержд. надписями и лит. источниками право греч. храмов и святилищ предоставлять преследуемым свободным и зависимым лицам убежище. При нарушении П. у. следовало сакральное или государств. - административное наказание. В Римской республике П. у. редко применялось. Впервые П. у. находит некоторое распространение в Вост. Римской империи под влиянием греч. П. у. В императорскую эпоху П. у. (прежде всего для рабов) стало составной частью культа императора. Христианское П. у. получило распространение на Западе во времена Гонория, а на Востоке - Феодосия II.

ПРАЗДНИК

ПРАЗДНИК (лат. dies festus, fesia/feria - день, свободный от работы). В глубокой древности возникли П. в честь богов, в ходе которых приносились жертвы. Эти П. сопровождались пением и танцами, что должно было восстановить нарушенную гармонию между людьми и природой и устранить отчуждение людей от природы и общества. Известны торжества государств, культа (Feriae Latinae) и в честь богов (например, сатурналии, панафинеи), а также обществ, праздники, лишь формально связанные с богами (Олимпийские игры, Истмийские игры, крестьянские П. раннего периода в честь Диониса). Большинство П. происходило по определ. датам, некоторые назначались по мере надобности, о чем население извещалось заранее. П. часто сопровождались торжеств, процессиями (например, луперкалии) и театральными представлениями. Христиане в отличие от евреев праздновали не субботу, а воскресенье в память о воскресшем Спасителе (dies dominicus), с 321 воскресенье стало государств. П. Др. античный календарь П. подвергся впоследствии сильной христианизации. Античные ритуалы продолжили свое существование в церковных.

ПРАКСИТЕЛЬ

ПРАКСИТЕЛЬ (лат. Praxiteles), др.-греч. скульптор 4 в. до н. э. (2-я треть) из Афин, сын Кефисодота Старшего, мастер изображений богов и людей, представитель поздней классики, завершающего этапа искусства полисов. В образе Афродиты Книдской создал одну из первых скульптур обнаж. богини любви. Его «Гермес Олимпийский», принадлежность которого П. иногда несправедливо оспаривалась, - прекрасный образец мужской скульптуры. «Аполлон, убивающий ящерицу» (Sauroktonos) принадлежит к наиболее достоверным творениям П. С меньшей достоверностью ему приписываются такие произведения, как «Пьяный сатир», «Артемида Габийская» и другие. Хорошо сохранившиеся мантинейские рельефы культовой группы, должно быть, ему не принадлежат. Для раскрашивания своих пластич. работ он приглашал художника Никия из Афин.

ПРАТИН

ПРАТИН - греч. трагик из Флиунта (Пелопоннес), возродил сатировскую драму и ок. 515 до н. э. ввел ее заново в Афинах. В единств, фрагменте из его 50 утерянных пьес (из них 32 сатировских драмы) он отводит гл. роль слову по сравнению с музыкальным сопровождением на флейте.

ПРАЩНИКИ

ПРАЩНИКИ - спец. отряд легковооруж. воинов, которые наряду с лучниками и метателями копий начинали дальний бой с помощью пращи, примитивного оружия пастухов. Раскрутив сплет. из кожи петлю, П. метали в противника камни и куски свинца. П. сражались в армиях у ассирийцев и персов. В Греции участие П. впервые отмечено во время Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.). Как правило, они входили в состав наемников. В большинстве своем это были родосцы, акарнанцы и представители других племен сев.-зап. Греции, а во времена эллинизма-также критяне и ахейцы. В Карфаген, войске П. (большей частью балеарские наемники) являлись важным фактором боя; они рассыпались перед фронтом и прикрывали весь боевой порядок. Римляне также стали использовать П. с Балеарских островов начиная со 2-й Пунической войны (218-201 до н. э.), сперва в качестве наемников, а затем как союзников.

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ - 1. (лат. proomium, греч. prooimion - начало, введение), вводная часть поэмы или прозаич. текста, которая стоит в более или менее тесной связи с последующим текстом и может быть любой длины. П. должно возбудить интерес и внимание читателя. В эпосе оно обычно содержит призыв к музам и разъяснение темы (Гомер, Лукреций, Вергилий); в прозаич. трудах часто автор представляется читателям, дает указание на надежность изложенного, пояснение к методу исследования, а кроме того, некоторое представление о философских и других предпосылках, важных для понимания последующего (Фукидид, Саллюстий, Цицерон).

2). (лат. предварительное вступление), введение к критич. изданию текста.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - В античные времена различные П. пользовались огромной популярностью. С древнейших времен у греков существовал культ народного шествия, сопровождаемого хоровым пением, общими плясками и маскарадом. Кроме того, устраивались состязания хоров и поэтов. В период расцвета полисной демократии на основе этих П. возникли трагедия, комедия и сатировская драма, которые в Афинах с нач. 5 в. до н. э. стали составной частью пышных мистерий, посвящ. богу Дионису. В сельских местностях проводились народные П. (примером может служить т. н. мегарская шутка). С 8 в. до н. э. во мн. областях проходили спортивные и музыкальные соревнования. Наиболее значительные из них были общегреч. Долгое время участниками соревнований были в осн. представители знати. В Италии также давались различные представления народного характера, например ателланы и флиаки, которые подготовили почву для усвоения римлянами греч. трагедий и комедий (240 до н. э.). С 1 в. до н. э. драматич. П. включали лит. ателлану, выступление мимов и пантомиму. Со времен царей организовывались цирковые П. с гонками наездников и колесниц, а с 3 в. до н. э. - с боями гладиаторов. Огромной популярностью пользовались также бои с животными. Поводом для организации П. служили государств, торжества, праздники освящения храмов, культ мертвых. Нередко дорогостоящие и роскошные П. устраивались к.-л. политич. деятелем для того, чтобы снискать популярность широких слоев населения, получить их поддержку для достижения своих целей.

ПРЕКАРИЙ

ПРЕКАРИЙ (лат. precarium - данное во врем, пользование или в долг), первоначально в рим. праве долговые отношения между заимодавцем (например. патроном) и занимателем (например, клиентом) вне зависимости от того, что дано в долг: движимое или недвижимое имущество. Во времена ранней и поздней Римской империи П. в связи с предоставлением землевладельцем земельного участка крестьянину с правом отобрать его обратно, возможно, послужил первым шагом к раннесредневековому бенефицию. Права нрекариата защищались законом против всех, кроме владельца, который мог участок отобрать. Его отношения с прекариатом считались основанными на благодеянии, поэтому закон не вмешивался. Положение прекариата было более выгодным, если его участок был вне имения хозяина, и менее выюдным, если он был внутри имения. Все это подробно оговаривалось еще юристами ранней Империи. В франкском государстве Меровингов и Каролингов П. был наиболее распростран. способом ставить свободных крестьян в зависимость от крупного землевладельца.

ПРЕЛЛЕР

ПРЕЛЛЕР - Фридрих Старший (1804-1874), художник, в 1828-1831 и 1859-1861 работал в Италии. Изначально «романтизирующий реалист», попал под влияние веймарского классицизма. Он населял свои эффектные ландшафты мифологии, персонажами; знаменитыми стали исполн. во мн. вариантах ландшафты с изображением персонажей «Одиссеи».

ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ - В греч. праве П. каралось, как правило, в частном порядке. В соответствии с законом Дракона каждый человек, заставший постороннего в недозвол. интимной связи со своей женой, матерью, сестрой или дочерью, мог убить его на месте. Солон отнес наказание соблазнителя на усмотрение супруга, который мог получить удовлетворение путем денежного возмещения. При правовом преследовании прелюбодей в большинстве случаев приговаривался к очень жестоким наказаниям. Супруг должен был отвергнуть свою уличенную в П. супругу, в противном случае подвергался атимии (например, в Афинах). В записанных на папирусах брачных договорах Египта греко-рим. периода отражены случаи денежного возмещения при П. В раннереспубликанском Риме, как и в Греции, существовало право наказания в частном порядке: супруг мог покарать обоих участников П., т. е. убить их. В Республике известны уголовные процессы и приговоры по делам такого рода. Законы Августа предусматривали в качестве наказания изгнание, лишение части состояния. Под влиянием христианства правовые установки относительно П. вновь ужесточились.

ПРЕНЕСТЕ

ПРЕНЕСТЕ - ныне Палестрина. Город в Лации, славящийся храмом Фортуны (2-1 в. до н. э.), одним из древнейших и знаменитейших святилищ оракулов. Сооружение с длинными террасами, рампами и лестницами принадлежит к числу наиболее выдающихся памятников рим. архитектуры. Предполагается, что знаменитая мозаика («Нильская мозаика Барберини») в апсидном зале храма выполнена по александрийским образцам. П. был ранее центром италийского бронзового искусства (Фибула Мания, ок. 600 до н. э., с древнейшими лат. надписями; гравированные зеркала и лари), а во времена Империи был местом отдыха рим. аристократии.

ПРЕНЕСТИНСКАЯ ФИБУЛА

ПРЕНЕСТИНСКАЯ ФИБУЛА (лат. fibula Praenestina), хранящаяся в Риме золотая пряжка для одежды, вероятно, из Пренесте. В 1980 М. Гвардуччи и другими высказано сомнение в ее подлинности. Выгравированный текст на П. ф. считался древнейшей лат. надписью.

ПРЕСВИТЕР

ПРЕСВИТЕР (греч. presbyter - старший), первоначально христианский церковный деятель, который помогал епископу и замещал его в церковной службе и должности. П. составляли вместе с епископом духовенство общины. В протестантизме -избираемый из мирян руководитель общины, правящий ею совместно с пастором.

ПРЕСС И ДАВИЛЬНЯ

ПРЕСС И ДАВИЛЬНЯ - Для формовки глины, стекла и листового металла было достаточно ручного П.: давление осуществлялось наложением камней. Есть упоминания о выжимании влаги из рыхлых масс (сыворотка из творога, сыр) при помощи двух давильных досок, но изображений этого процесса нет. Примитивный способ давления винограда ногами изображался часто. Для рационального соковыжимания винограда, оливок и овощей, для отделения меда от воска были сконструированы различные П. и Д. Известны, хотя и не в деталях, четыре системы П. 1. П. с грузом, который производит мгнов. и сильный нажим при положении груза в самой низкой точке. Должно быть, эта система является древнейшей конструкцией (имеются очень ранние греч. изображения). Его недостаток состоит в том, что при ослаблении нажима рыхлые массы вновь всасывают жидкость. 2. Клиньевый П. обеспечивал продолжительное нажатие путем вбивания клиньев в основу конструкции. Такой П. изображен на одной из фресок Геркуланума. Он мог применяться для выдавливания сока из растений при производстве духов. 3. П. в виде спец. бруса употреблялся для мн. целей. Основу его составлял рычаг, давящая поверхность бруса фиксировалась только в нижней точке. Описание такого П. в земледельч. трактатах, начиная с Катона, позволяет его реконструировать. Поверхность бруса надавливает (при помощи рычага) давильной шайбой (orbis) на выдавливаемую массу, которая находится на твердом основании. Давильный брус упруго закреплен в наклонном положении (в стене, между двумя деревянными столами или деревьями) и торчит под небольшим углом вверх. На другом, высоком конце он укреплен тросом и блоком. Достигнув нижней точки, трос по мере надобности закреплялся: выдавливаемые массы отдавали сок, давление ослабевало, и канат надо было опять подтягивать и заново закреплять. Для этого требовались значительные затраты сил и времени. 4. Винтовой П. являлся наиболее эффективной конструкцией, он описан в неск. вариантах. Впервые изобрет. ок. 50 н. э., винтовой П. позволил в дальнейшем отказаться от прессового бруса. Эта конструкция используется до настоящего времени, поэтому понять ее легко, хотя в описании Герона, Плиния Старшего и Витрувия есть некоторые неясности. Прессовая обработка успешно применялась и при глажении ткани, папируса, а также при прессовке склеенных его слоев. Из винтового П. в рим. время развился двухшпиндельный П. (валяльный П.). Античность достигла высоких результатов в механизации производства при помощи П. и Д. и добилась значительной эффективности труда.

Пресс и давильня

рис. 1. Виноградный пресс (с фриза Эротов из дома Веттиев в Помпеях). Бревно (1) опускают на виноградные кисти, намашвая веревку (2) на вал (3).

Пресс и давильня

рис. 2. Качающийся пресс (реконструкция X. Шеленца). Бревно (1) ударяет по наполненному плодами желобу (2).

Пресс и давильня

рис. 3. Клиновый пресс (с настенного рисунка из Геркуланума): 1 - клин с ударной плоскостью; 2 - кончик противоположного клина; 3 - заполнение плодами промежутка между слоями досок. 4 - сокосборник для отвода сока в чашу; 5 - чаша для сбора сока.

Пресс и давильня

рис. 4. Битовой пресс (двухвинювой пресс с настенного рисунка в Помпеях). Винты (шпиндели - 1) воздействуют на давильные поверхности - 3, между которыми лежит сырье, поддон - 4, вставные стержни для затяжки шпинделей - 2.

Пресс и давильня

рис. 5. Винтвой пресс: 1 - винт с гайкой (2); 3 - отверстия для вставки вращающей штанги; 4 - скоба-держатель для давильного камня (5); 6 - выемка в прессовальном брусе (7); 8 - корень прессового бревна; 9 - лестница к цистерне (10); 11 - деревянные поперечники, направляющие прессовое бревно; 12 - столбы для поперечников, направляющих прессовое бревно, 13 - вдвинутые брусы для регулировки высоы пресса; 14 - давильная поверхносгь пресса; 15 - прессовый чан; 16 - емкость, в которой накапливался сок, посыпавший через отверстие в цистерну.

ПРЕТ

ПРЕТ - Пройт, в греч. мифологии царь Тиринфа, супруг Сфенебеи; послал оклеветанного ею Беллерофонта к своему тестю Иобату, чтобы его там убили.

ПРЕТЕКСТА

ПРЕТЕКСТА (лат.), вид рим. трагедии, написанной по материалам национальной рим. истории, назв. которой происходило от костюмов ее героев, от служебной формы рим. магистратов (Toga praetexta). Родоначальником П. считался Невий. Единств, полностью сохранившаяся П. - ошибочно приписываемая Сенеке «Октавия».

ПРЕТОР

ПРЕТОР (от лат. praeire - идти впереди), после упразднения царства, вероятно, титул обоих высших должностных лиц рим. города-государства. Со времени законов Лициния и Секстия (367 до н. э.) верховные должностные лица стали называться консулами, которым подчинялся П., главной компетенцией последнего было совершение городского правосудия. Начиная с 242 до н. э. наряду с П. для ведения дел между рим. гражданами (Praetor urbanus) избирался П. для ведения дел между рим. гражданами и чужеземцами (Praetor peregrinus) или же между самими чужеземцами. Учреждение первых пров. привело к появлению других должностей П.: с 227 до н. э. по одному П. для Сицилии и Сардинии, с 197 до н. э. по одной должности для обеих исп. пров. Эти шесть должностных мест существовали до правления Суллы, который стал управлять пров. через промагистратов, но председателем судов присяжных назначал П., так что их число возросло до восьми. При Цезаре их было 16, во времена Империи - 18. Начиная с 367 до н. э. (Leges Liciniae Sextiae) гл. задача П. заключалась в отправлении правосудия. В нач. своей деятельности П. обнародовал в эдикте принципы своего должностного правления. Praetor urbanus замещал консула во время его отсутствия в Риме. Кроме того, он обладал правом командования одним легионом. Во времена Империи должности П. не имели особого значения, но служили необходимой ступенью для замещения целого ряда высших административных постов и офицерских должностей на пути к сенаторской должности. По образцу столицы в других италийских городах служители общины носили титул П.

ПРЕТОРИАНЦЫ

ПРЕТОРИАНЦЫ (лат.), императорская гвардия. Август создал во 2 н. э. девять когорт П. под командованием двух префектов (Praefecti praetorio) префектов претория, три когорты в Риме, шесть в других италийских городах. В 23 н. э. префект Сеян объединил всех П. в Castra praetoria в Риме (перед Виминальскими воротами, под надежным укрытием). Служба П. предоставляла большие преимущества, большое денежное довольствие и более короткое время службы. П. часто выступали во время смены императоров и отстаивали выбор кандидатов в императоры, предоставлявших им наиболее дорогие подарки. Гвардия П. была упразднена в 312 Константином.

ПРЕТОРИЙ

ПРЕТОРИЙ (лат.), палатка полководца в сер. рим. лагеря; в постоянных лагерях дворец главнокомандующего, во времена Империи гл. квартира императора с его лейб-гвардией.

ПРЕФЕКТ

ПРЕФЕКТ (лат. praefectus - начальник, командующий), титул высших должностных лиц из всадников и сенаторов в армии и на гражданской службе.

1. Командующий военными подразделениями: Ргаеfectus castrorum (командир лагеря легиона), Praefectus classis (командующий флотом), Praefectus alae. соhortis (командующий алы или когорты) из сословия всадников.

2. Должностное административное лицо из всадников: Praefectus Aegypti (наместник Египта), Praefectus praetorio (П. претория), Praefectus vigilum (командир пожарных в Риме), Praefectus annonae (заведующий зерновым хозяйством).

3. Должностные лица из сенаторов: Praefectus aerari Saturni или militaris (высший пост финансовой должности), Praefectus urbi (городской П., обладатель полицейской власти и представитель правосудия в Риме).

ПРЕФЕКТУРА

ПРЕФЕКТУРА (лат.), должность, сфера деятельности префекта, прежде всего префекта претория и городского префекта (Praefectura praetoriana или Praefectura urbana). Co времени реформ Диоклетиана и Константина I Империя подразделялась на четыре П., по две на зап. и вост. части Империи. Т. о., они составляли высшие подразделения территориального управления: Восток, Иллирия, Италия с Африкой, Галлия с Британией и Испанией. Со своей стороны П. делились на викариаты или диоцезы с многочисл. пров.

ПРИАМ

ПРИАМ (лат. Priamus), мифич. царь Трои, сын Лаомедонта; изначально Подарк. Был назван П., поскольку при разрушении Трои Гераклом он был выкуплен (priasthai) сестрой Гесионой. От супруги Гекубы и других женщин он имел много детей, в т. ч. Гектора и Кассандру, Париса и Поликсену. Во время Троянской войны П. выкупил тело павшего Гектора у Ахилла. Во время взятия Трои греками он укрылся у алтаря Зевса Геркея и был там убит Неоптолемом.

ПРИАП

ПРИАП - изначально, постровидимому, местный бог в малоазийском г. Лампсак. Его культ получил широкое распространение в греко-рим. мире с 5 в. до н. э. как бога плодородия (садов, полей и очага). Свой итифаллич. облик в изображениях (преим. из дерева) он утрачивает к эпохе Империи, когда он был объединен с Паном.

ПРИАПЕИ

ПРИАПЕИ - короткие грубо-эротич. шуточные стихи о боге плодородия Приапе. Помимо отдельных П. различных поэтов, сохранилось собрание «Приапейские стихотворения» («Carmina Priapea») анонимного лат. поэта предположительно 2 в., которое ценили Гёте и другие.

ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ

ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ - и Прибавочная стоимость. Поскольку масса прибавочного продукта зависит от уровня развития производительных сил, при рабовладельч. способе производства, достигшем высшего развития в эпоху античности, П. с. была несравненно меньше, чем во все последующие общественно-экономические формации. Благодаря применению рабского труда, т. е. эксплуатации производителей, не только лишенных средств производства, но и находившихся в полной зависимости от эксплуататора («говорящие орудия»), в Греции и Риме была создана значительно большая, чем в остальных странах др. мира, масса П. п. Это привело к более быстрому, чем в вост. государствах, развитию производительных сил, подъему ремесл. производства и культуры. Поскольку на всех стадиях существования др. мира сохранялся наемный труд свободных производителей, то появилась и П. с. Однако наемный труд не был характерен для производств, отношений рабовладельч. строя, основанного на принудительном рабском труде.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV