Словарь античности
Статьи на букву "В" (часть 3, "ВИЗ"-"ВОЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 3, "ВИЗ"-"ВОЕ")

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - греч. литра визант. эпохи (4 в. - 1453, до завоевания Константинополя турками). В В. л. можно различить, исходя из авторов сочинений, стилистич. особенностей языка и читательского круга, главным образом два осн. раздела: ученую литературу, авторы которой сознательно придерживались в отношении лит. жанра, формы и языка классич. греч. литературы, хотя эти традиции из века в век становились все более чужеродными даже для самых просвещ. слоев общества; и народную по своему языку и стилю литературу, носителями и «потребителями» которой являлись широкие народные массы. В прозе к ученой литературе относились филологич. произведения; ей мы обязаны сохранением и комментарием классич. литературы (например, в 9 в. Фотий, в 12 в. Евстафий), а также историографич. сочинения, которые наряду со своей документальной ценностью (их авторы, как правило, высшие должностные лица) обладали высокими лит. качествами (например, в 6 в. Прокопий, в 12 в. Анна Комнина, в 14 в. Никифор Грегорас). Помимо этой литературы, подражавшей ранним образцам историографии и критически перерабатывавшей как можно более достоверные историч. источники, существовали народные хроники, составл. монахами для себя или народных слоев и представлявшие собой написанные простым лит. яз. истории разнообразнейшего содержания, имевшие в своей основе не историчность, а скорее сенсационность событий. Иногда эти сочинения заменяют нам утрач. источники. Отличающая их тенденция к популярной литературе ставит их в один ряд с агиографич. литературой. Монашеская проза оказала большое влияние на славянскую церковную литературу. Поэтич. традиции античности нашли свое продолжение в визант. эпиграмматич. творчестве (Паллад, Агафий); в визант. эпоху были составлены также сборники эпиграмм. Независимо от античных традиций в В. л. получила развитие церковная поэзия, написанная простым языком; в основу ее стихосложения положена не долгота слогов, как в античной метрике, а акцентный стих. Одним из виднейших ее представителей являлся Роман Сладкопевец (ок. 490 - 560). Наряду с визант. ученой литературой и доступной для народа монашеской прозой и церковной поэзией в последние столетия визант. истории получила развитие народная литература - преим. сатирич., хронологически привязанные анималистич. героич. эпосы, восходящие к народным былинам, а также появившиеся вследствие влияния зап.-европ. литературы рыцарские романы. Эта подлинно народная литература явилась непосредств. предшественницей нов. греч. литературы.

ВИЗАНТИЙСКАЯ МУЗЫКА

ВИЗАНТИЙСКАЯ МУЗЫКА - музыка греческо-католич. церкви, основанная на др.-христ. и ближне-вост. традициях, богатая гимнами и псалмами, имеющими более глубокие корни, чем в римско-католич. литургии. Из светской В. м. почти ничего не сохранилось, и поэтому она мало изучена. Визант. система музыкальной нотации образовалась от др.-греч. тонального букв, письма. Звукоряд имел 4 аутентич. и 4 плагальные тональности. Осн. формами гимнов являлись тропарь (troparion), церковное песнопение, присоединяющееся к ирмосу; кондак (kontakion); песнопение с запевом (proomion) и рефреном (epihymnion) после каждого стиха; канон, делившийся на 8 - 9 песен; каждая из них состояла из небольшого песнопения - ирмоса и кратких частей - стихов, разделяемых припевами. Характерное еще для 8 в. соединение в одном лице функций сочинителя гимнов и композитора в 9 в. постепенно исчезло. Гимнографы перекладывали новые стихи на старые мелодии. После 1100 в В. м. стало заметным ближневост. влияние. После завоевания Константинополя турками в 1453 В. м. нашла благодатную почву для своего развития на европ. В., прежде всего в Болгарии и России.

ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО

ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО - Официальным В. и. является церковное и государств, искусство, выражающее единство христианского вероучения и императорской власти. Роскоши и ставшей нарицательной консервативной застылости форм церковных и придворных церемониалов соответствовала «торжеств, абстракция» изобразительного искусства. Акцентирование декоративных элементов, превалирование цвета и линии способствовали проникновению в В. и. ориентальных форм. Структура всецело определявшегося плоскостными формами В. и. сохранилась на протяжении его существования в относительно целостном и неизм. виде, что объяснялось преобладающим влиянием на него позднеантичного (а также рим. императорского) искусства. Этот феномен привел к возникновению понятия «византийская форма». Несмотря на это, в В. и. можно различить неск. периодов, которые являлись следствием тех или иных изменений в экономич. и государств, структуре Византийской империи. С периодом правления Юстиниана I соотносится начало ранневизант. искусства, длившегося до 9 в. включительно. В центре Юстиниановой архитектуры стояла проблема соединения базиликальной формы с центральным строением, которая после неск. стадий своего первоначального решения, выразившихся, например, в строительстве собора св. Эйрены, нашла свое классич. разрешение в купольной базилике. Выдающимся достижением визант. мастеров явилось строительство в 532 - 537 собора св. Софии, гл. церковного здания империи и центра государств, жизни. Праздничное убранство церковных стен создавали мозаики с их строгим, торжеств, фронтальным расположением, блеском золотого фона и великолепием красок, среди которых в первую очередь заслуживают упоминания мозаики (например, с изображением императора в церкви Сан Витале) на стенах церквей в Равенне, принадлежавшей Византии с 540 по 751. О высоком уровне развития книжной живописи в 6 в. свидетельствуют пурпурные кодексы - роскошные рукописные издания, изготовл. для императорского двора (например, Wiener Genesis и Wiener Dioskurides). Нов. расцвет античных тенденций в В. и. связан с «периодом македонского Ренессанса», названным по имени династии визант. императоров, основанной Василием I (867 - 886). К прекраснейшим образцам искусства этого времени принадлежат фрески паризийца Псалтера (10 в.) и драгоц. резные изделия из слоновой кости. В архитектуре нашла распространение крестообразная купольная базилика - центральное строение с гл. куполом и неск. меньшими по размеру куполами в примыкающих к нему боковых помещениях. На куполах часто изображался Христос Пантократор; иконы, объедин. в иконостас, изображали лики святых. К выдающимся образцам ср.-визант. искусства принадлежат церкви монастырей на горе Афон. Помимо культовых сооружений, строились дворцы, крепости и жилые дома. В народном ремесл. искусстве, например в резьбе по кости, встречались реалистич. черты. В период крестовых походов и сопутствовавших им разграблений визант. городов произведения В. и. попали в Европу, где часть из них до сих пор украшает музеи и принадлежит к церковной утвари (серебряный кубок в соборе г. Хальберштадта). В. и. оказало огромное влияние на юж.-слав, и рус. искусство, а также сыграло заметную роль в развитии зап.-европ. Ср.-век. искусства, особенно итал. живописи (таniera greca или bizantina).

ВИЗАНТИСТИКА

ВИЗАНТИСТИКА - наука, объектом изучения ее является визант. история и культура, а также характерные особенности проявлений др.-греч. культуры и др.-греч. яз. в Ср.-век. эпоху; тематически и методологически В. родственна историч. науке о древности, которая первоначально рассматривала Византию лишь как посредника в передаче античного культурного наследия. Начало В. относится к 16 в. и связано с именами Иеронима Вольфа и Мартина Крузиуса. В 17 в. во Франции отмечается подъем исследований в области В. (парижский «Корпус византийских историков», «Среднегреческий глоссарий» Дюканиса, 1688). В этот период научный интерес к истории Византии тесно переплетался с политич. и богословскими проблемами (угроза со стороны турок; стремление к церковной унии). Во времена Просвещения Византийское Государство представлялось искаж. отображением идеализируемой Римской империи (Лебо, Гиббон); эта тенденция сохранилась и в неогуманизме эпохи классицизма. Обоснование историко-филологич. метода в 19 в. способствовало развитию В. (боннский «Корпус византийских историков», 1828 - 1897) и привело на исходе века к вычленению В. как самостоятельной научной дисциплины (например, в Германии К. Крумбахер, в России В. Г. Василевский, Ф. И. Успенский, в Англии Д. Б. Бери). В наст, время центры исследований в области визант. истории находятся во мн. странах мира, в частности в Москве, Ленинграде, столицах балканских государств, Праге, Вене, Париже, Брюсселе, Зап. Берлине и Вашингтоне. Центрами В. в ФРГ являются Мюнхен (где некогда работал Крумбахер), Мюнстер и Кёльн. В ГДР при Академии наук с 1955 существует рабочая группа византистов; исследования в области В. проводятся также в универсистетах Галле и Лейпцига. В Государственных музеях Берлина представлена коллекция визант. христианского искусства. Осн. задачей В. на совр. этапе является поиск и сбор нов. документов и памятников визант. эпохи, систематизированное исследование имеющихся обширнейших материалов, а также, что касается тематич. стороны, изучение проблем, связанных в первую очередь с экономикой, идеологией и социальными отношениями в Византийском государстве.

ВИЗАНТИЯ

ВИЗАНТИЯ (греч. Византии, ныне Стамбул, Истанбул), город на берегу Боспора Фракийского, игравший огромную политич., торговую и стратегич. роль; В. основана ок. 660 до н. э. как мегарская колония. С кон. 6 в. до 478 В. принадлежала персам; с сер. 5 в. входила в состав Афинского морского союза; троекратно выходила из его состава; с 378 стала членом 2-го Афинского морского союза; в 340 выдержала осаду войск Филиппа II; после битвы при Херонее сохранила свою автономию. На 4 в. до н. э. приходится расцвет города; в 1 в. до н. э В. вошла в состав Римской империи, где приобрела большое значение как центр торговли и ремесел; в 330 н. э. была переименована Константином I в Константинополь (город Константина) и провозглашена столицей Византийской империи, которой являлась вплоть до завоевания ее турками в 1453, давшими городу нов. назв. - Истанбул.

ВИКАРЕЛЛО

ВИКАРЕЛЛО - совр. итал. назв. серных источников, располагающихся на терр. др. Этрурии к С. от Рима на берегу оз. Лаго ди Браккьяно (Lacus Sabatinus). Раскопки обнаружили многочисл. античные посвятительные дары, в частности дорожный кубок с изображ. на нем маршрутом Гадес (совр. Кадис) - Рим.

ВИКТОР

ВИКТОР - Секст Аврелий (лат . Sex. Aurelius Victor), рим. историк 4 в. н. э., уроженец Африки. В 361 был наместником в Паннонии, в 389 - городским префектом Рима. Ок. 360 В. написал краткую историю императоров от Августа до Контанция II под назв. «Книга о цезарях» («Liber de Caesaribus»). Это сочинение входило в состав «Краткого извлечения о цезарях» («Epitome de Caesaribus»), доводившего повествование до 395. «Извлечению» ложно приписывалось авторство В.

ВИКТОРИЯ

ВИКТОРИЯ (лат. Victoria - победа), рим. богиня победы, олицетворявшая победы и военное могущество рим. народа, в особенности его полководцев и императоров. Как и у ее греч. соответствия - Ники (Nike), осн. символами В. были победный венок и крылья. В 4 в. н. э. по поводу поставл. Августом алтаря В. в курии сената разгорелся спор между сенаторами-язычниками во главе с Симмахом и христианскими императорами.

ВИЛАМОВИЦ-МЕЛЛЕНДОРФ

ВИЛАМОВИЦ-МЕЛЛЕНДОРФ - Ульрих фон (1848 - 1931), крупнейший нем. филолог-классик. С 1876 профессор в Грейфсвальде, с 1883 - в Гёттингене, с 1897 - в Берлине. В.-М. осуществил комплексный синтез филологии и истории античной материальной культуры, что позволило ему преодолеть застой в филологич. науке, обусловл. слишком продолжительным господством историзма в методологии. В.-М. расширил сферу изучаемого классической филологией материала, включив в число рассматриваемых периодов эпоху эллинизма, чем навсегда была прервана устоявшаяся традиция преимуществ, ориентации на изучение классич. периода античности. Составленная В.-М. «Книга для чтения на греческом языке» (т. 1 - 2, 1902), представляющая собой собрание блестяще откомментированных образцов самых различных областей греч. словесности, сыграла решающую роль в осуществлении реформы преподавания др. языков. Основополагающие научные исследования, издания текстов и многочисл. публичные речи и мастерские переводы В.-М. способствуют более глубокому пониманию античности.

ВИЛАНД

ВИЛАНД - Кристоф Мартин (1733 - 1813), поэт и переводчик, один из ведущих представителей нем. Просвещения, прямой предшественник нем. классицизма. С 1769 профессор философии и Эрфурте, с 1772 - воспитатель принца в Веймаре. Значение В. для рецепции античности в Германии определяется прежде всего его переводами, в частности посланий и сатир Горация (1762 - 1786) и полного собрания сочинений Лукиана в 6 т. (1788 - 1789); последний перевод до сих пор остается непревзойд. шедевром переводч. искусства. В романах и рассказах В. под видом изображения античности критически ставятся совр. проблемы воспитания («История Агафона», 1766, - первый нем. роман воспитания), бичуются пороки буржуазного общества («История Абдеритов», 2 т., 1774) и выдвигается идеал античного жизнеутверждающего мировосприятия («Мусарион, или Философия Граций», 1768, рассказ в стихах). Общегуманитарный подход В. к культуре выразился в его восточных стихотворениях (например, повесть в стихах «Оберон», 1780) и в прозаич. переводе Шекспира («Театральные произведения» в 8 т., 1762 - 1766). ВИЛИК (лат. vilicus), управляющий рим. поместьем. Функции В. выполняли назнач. землевладельцем избранные рабы, получавшие право вести собств. хозяйство. Они осуществляли надзор за работавшими в поместье рабами и свободными гражданами.

ВИЛЛА

ВИЛЛА (лат. villa), рим. загородный дом, усадьба имения (villa rustica) или все имение (например, villa magna в пров. Африка Проконсульская). В сельскохозяйств. сочинениях Катона, Варрона и Колумеллы слово «В.» обозначает земельное владение ср. величины. Такой участок относился к городской терр. и обрабатывался рабами, свободными крестьянами и колонами. Существовали также роскошные В. богатых землевладельцев (villa urbana).

ВИЛЛАНОВА КУЛЬТУРА

ВИЛЛАНОВА КУЛЬТУРА - культура раннего железного века (1-я пол. 1-го тыс. до н. э.). Обнаружена в вост. части Сев. Италии и в зап. части средней Италии (Этрурия). В. к. наслоилась в результате миграции культуры полей погребений к С. от Апеннин на культуру террамар. К Ю. от Апеннин В. к. оказала сильное влияние на формирование этрусской культуры. Это относится главным образом к Сев. и Центральной Этрурии, в то время как в Юж. Этрурии продолжала существовать культура террамар. В. к. представляет собой земледельч. культуру с неск. развитыми центрами. Для В. к. характерны украш. геометрич. орнаментом погребальные урны биконич. формы.

ВИЛЫ

ВИЛЫ - в античности распростран. сельскохозяйств. орудие. В уменып. виде использовалось в кухонном инвентаре (вилка), но не в качестве столового прибора для еды, а для жаренья и раскладки мяса. Трезубец использовался в рыболовстве как гарпун.

ВИЛЬКЕН

ВИЛЬКЕН - Ульрих (1862 - 1944), нем. историк др. мира и папиролог. В 1917 - 1931 профессор Берлинского университета. Исследования В. посвящены главным образом истории эллинизма, в частности деятельности идеализировавшегося им Александра Македонского («Александр Великий». Лейпциг, 1931) и социально-экономич. истории птолемеевского Египта. В. основал журнал «Archiv Fur Papyrusforschung» (1900). В число его трудов входят написанные в соавторстве с Л. Миттейсом «Очерки и хрестоматия по папирологии» (Лейпциг - Берлин, 1912).

ВИМПФЕЛИНГ

ВИМПФЕЛИНГ - Якоб (1450 - 1528), крупнейший представитель страсбургского (эльзасского) кружка гуманистов. С 1471 профессор в Гейдельберге. В 1501 - 1515 В. проживает в Страсбурге, где ведет активную педагогич. деятельность и пишет свои гуманистич. сочинения. В 1515 - 1528 работает в Шлеттштадте. Для произведений В. характерны нов. педагогич. идеалы («Путеводитель по Германии» - «Isidoneus Germanicus», 1497; «Юность» - «De adolescentia», 1500) и стремление к преодолению церковных неурядиц («Обузы» - «Gravamina», опубликованы в 1520; комедия «Стильфон», 1480). Сочинение В. «Благовластие» («Agatharchia») представляет собой наставление монарху. Результатом обращения В. к историч. тематике явились его сочинения «Германия» и «Очерк немецкой истории» («Epitome rerum Germanicarum», 1505) - первое значительное произведение нем. историографии.

ВИНДОБОНА

ВИНДОБОНА (лат. Vindobona от кельт, vindo - белый; совр. Вена). Первоначально кельт, поселение, на месте которого после захвата Норика римлянами возник (вероятно, в сер. 1 в. н. э.) лагерь одной алы, а позднее, в кон. 1 в. - лагерь целого легиона и стоянка дунайского флота. В то время как располож. неск. восточнее В. более др. и значительный лагерь Карнунт был отнесен к пров. Паннония уже при Тиберии, В. была включена в систему провинциального управления только в правление Клавдия. В 180 во время 2-й Маркоманской войны в В. умер император Марк Аврелий. Вокруг лагерной стоянки легиона возникло гражданское поселение, процветавшее из-за близости к пересечению двух важнейших транспортных артерий - Дуная и «Янтарного пути». В 3 в. это поселение стало муниципием. В 5 в. В. была оставлена римлянами.

ВИНДОНИССА

ВИНДОНИССА (лат. Vindonissa), остатки поселения близ совр. Виндиша в Ааргау. В 1 в. стоянка рим. легиона, позднее - гражданское поселение. На терр. В., помимо укреплений, обнаружено большое число лагерных построек - казармы, резиденция командования (principia), термы, больница, амбары.

ВИНКЕЛЬМАН

ВИНКЕЛЬМАН - Иоганн Иоахим (1717 - 1768), крупнейший нем. искусствовед, основатель новой археологии - искусствоведчески ориентированной. Выросший в нужде В. рано посвятил себя занятиям греч. яз. и литературой. В течение некоторого времени он занимался педагогич. деятельностью, а в 1748 стал библиотекарем графа Бюнау в Нетнице (близ Дрездена). Совместная работа В. с Бюнау над «Историей германских императоров и германской империи» дало В. выучку историка. Решающее влияние на формирование новаторской теории В. оказало его знакомство с работами по археологии и теории искусства и изучение художеств., прежде всего живописных, собраний Дрездена. В написанных в 1755 «Мыслях о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре» глубокие историч. прозрения В. еще затеняются господствующими нормативными представлениями. Тем не менее развитая в этой работе теория подражания снискала В. славу и стала догмой классицизма. С 1755 В. живет в Риме. Здесь он изучает античную скульптуру, его вдохновенные «Описания» стали важной вехой и истории нем. классич. литературы. В 1760 им был составлен капитальный каталог «Геммы покойного барона Штоша»; тем самым в руки исследователей был дан метод точной классификации и исчерпывающей интерпретации. Именно знакомство с геммами позволило В., не имевшему в руках иных греч. подлинников, в гл. труде его жизни, «Истории искусства древности» (1764), дать первое систематич. изложение развития и смены стилей античного искусства. Труд В. «Неизданные памятники» («Monumenti inediti», 1767) послужил образцом для всех последующих публикаций археологич. памятников. В центре искусствоведч. концепции В. стоит образ человека в его обществ, окружении. Воздействие творчества В. на литературу, искусство и философию эпохи Просвещения неоценимо.

ВИНО

ВИНО (греч. oinos, лат. vinum). Облагораживание диких сортов винограда началось в М. и Передней Азии и в Египте с 4-го тыс. до н. э. В античности культивировались до 150 сортов винограда, приспособл. к сухим, влажным, бедным и тучным почвам в условиях теплого и прохладного климата. Правила возделывания винограда как основа виноделия составляли важнейшую часть античных руководств по сельскому хозяйству. Хотя виноделие было наиболее доходной отраслью сельского хозяйства (земледелие занимало лишь шестое место по рентабельности), оно требовало макс, затрат труда. Для насаждения виноградных плантаций использовалось изобрет. ок. 5 - 4 вв. до н. э. и усовершенствованное Колумеллой устройство под назв. «аист» («ciconia»), позволявшее проверять размеры выкопанных под посадки траншей по глубине, ширине и маркировать расстояние между вертикально сажаемыми лозами, укреплявшимися на тычинах.

Виноград сажали на хорошо вспаханном поле или в траншеях. Чаще, однако, виноградные лозы поднимались над землей на тычинах или обвивались вокруг деревьев и натягивались между их рядами в виде гирлянд; иногда для этих целей использовались стены домов и беседки. Из инструментов виноградари пользовались виноградарскими ножами различных видов и двузубыми вилами-мотыгой, служившими для тройного пропахивания и мотыжения и применяющимися в сельском хозяйстве до сих пор. Удобрение виноградников компостом производилось с большой осторожностью, т. к. др. виноделам было известно, что фекалии вредят аромату вина. Для разрыхления почвы ее удобряли мергелем или известковали. Саженцы выращивались в рассадниках. Для сбора винограда, что всегда было для крестьян большим и богатым обрядностью праздником, использовались корзины и бочки, доставлявшиеся на телегах в давильни. Праздники сбора винограда получили широкое отражение в изобразительном искусстве. Изображения праздничных процессий во главе с Дионисом и его свитой из сатиров встречаются вплоть до христианской эпохи. Поскольку и греки, и римляне предпочитали темное красное вино, возделывались соответствующие сорта винограда.

Для брожения молодое вино ставили в погреба в больших, окуренных серой глиняных сосудах на срок ок. шести месяцев. В рим. время брожение нередко происходило на солнце, а винные погреба отапливались и окуривались. Для того чтобы избежать чрезмерного брожения, превращающего вино в уксус, в него добавлялись смолистый порошок, гипс, известь или мор. вода. Сладкое вино получали путем подавления процессов брожения за счет хранения в прохладном месте без доступа воздуха или увариванием. Чаще всего В. настаивали на изюме: изюм был всегда в достаточном количестве, т. к. менее культурные виноградники в пров. давали виноград, более пригодный для изюма, чем для изготовления В. Перебродившее в течение 5 - 10 лет В. разливалось в амфоры, каждая из которых снабжалась ярлыком с указанием года, места производства, цвета и наличия сладких добавок. Для удобства счета амфоры устанавливались в погребах в виде равносторонних треугольников, размер которых зависел от количества амфор. Торговля вином была привилегией Италии, она поддерживалась императорами до тех пор, пока Проб не разрешил пров. неогранич. разведение винограда. Экспорт вина из Римской империи достигал Скандинавии и Индии, а кельты отдавали иногда за каждую амфору раба. Квалифицированные рабы-виноградари ценились втрое дороже, чем рабы-земледельцы. В императорскую эпоху разведение винограда и связанная с ним терминология распространились по всем пров. Римской империи, откуда виноградарская лексика попала в романские и герм, яз. Появление лат. слов, связанных с виноделием, в ирланд. и слав, языках исторически обусловлено разведением винограда в монастырях. Большой популярностью повсеместно пользовалось плодовое В. из яблок, груш и фиников. Потребление В. в античности было велико; даже раб получал ежедневно 600 мл легкого деревенского вина вторичной выжимки. В различные времена ценились разные сорта марочных вин, однако хиосское В. неизменно славилось среди греч. В., а фалернское - среди италийских. Любимым столовым В. императора Августа было сетийское. По праздникам пили лучшие сорта В. из наиболее красивых сосудов (чаш); пиршество сопровождалось развлечениями, музыкой, застольными песнями и т. п. Во время застолья соблюдались многочисл. обычаи: полагалось непременно выпить за здоровье присутствующих, вспомнить отсутствующих друзей, воздать благодарение богам. Нередко устраивались состязания в питье и обмен импровизированными остротами. В. редко подавалось к столу неразбавленным. Как правило, в него добавлялись вода или лед из ледников. В тех случаях, когда В. доставлялось к столу не непосредственно из погреба, его охлаждали в спец. холодильниках, состоявших из внешнего сосуда из пористой глины и помещ. внутри него в холодной воде кувшина с В. Кроме того, В. с добавлением целебных корней употреблялось в медицинских целях, нередко как своего рода глинтвейн, для подогрева которого применялось особое устройство типа самовара (греч. authepsa). В изготовл. из медного листа шарообразном тулове этого устройства закреплялась железная дымогарная труба, наполнявшаяся горящим древесным углем, что позволяло в течение неск. минут вскипятить 2 - 3 л воды для смешивания с В. В путешествиях В. перевозилось в козьих бурдюках.

Вино

рис. 1. Слева: холодильник для вина. Внешний сосуд из пористой глины, внутренний сосуд - расписной кувшин для смешивания. Справа: котел с отопительной трубой (дымогарная труба), наполняемой древесным углем.

Вино

рис. 2. Треугольники для счета амфор.

Вино

рис. 3. «Аист» для проверки размеров выкопанных фаншей под посадки по глубине, ширине, горизонтали и для маркировки расстояний под вертикальные посадки виноградных лоз с опорой на подпорки (реконструкция по Колумелле).

ВИНОГРАДНЫЕ ДАВИЛЬНИ

ВИНОГРАДНЫЕ ДАВИЛЬНИ (лат. calcatura), в древнейшие времена для давления винограда использовали обычный ток, покрытый тонким слоем гипсового раствора, немного приподнятый, с низкими бортиками; площадка имела некоторый наклон к сточному отверстию. В 5 в. до н. э. начался подъем виноградарства, а вместе с ним - рост урожайности винограда. Для того чтобы давить большие массы винограда, на току сооружали из толстых досок давильные чаны; иногда их высота была равна человеч. росту, но чаще они доходили давильщику до колен.

Такой способ существовал на Востоке довольно долго. При давлении винограда ногами терялась значительная часть сусла. Этого удавалось избежать применением прессов; для винограда использовались те же виды прессов, что и для выжимания растительного масла. Вместе с тем еще в 5 в. н. э. виноград продолжали давить простейшим способом.

Виноградные давильни

рис. 1. Давильни из монастыря Мены: 1 цементированный давильный чан; 2 - отверстие для слива; 3 - короткий желоб, покрытый тонким слоем цемента; 4 деревянный короб над отстойником; 5 отверстие сифона.

Виноградные давильни

рис. 2. Запряженная быками тележка для перевоза винограда и крытая давильня с прессовщиками (мозаика 4 в. н. э. в мавзолее св. Констанции в Риме)

ВИНТ

ВИНТ - Самым др. технич. применением В. является его использование для поднятия воды. Это изобретение приписывают Архимеду. Немного позднее появились винтовые механизмы (домкраты) для подъема лестниц; их изобретателем называют Дамиса из Колофона. До нас они дошли благодаря чертежам Битона (239 - 180 до н. э.). В последние десятилетия Римской республики был изобретен винтовой пресс для получения высоких давлений в виноделии и производстве сукна. Однако это нововведение стало широко применяться лишь во времена Римской империи. Усовершенствованную форму В. получил в хирургич. инструментах для исследования матки. Сохранившиеся инструменты имели 3 - 4 плеча и были дл. 23 - 31 см. На трех экземплярах из Помпеи видна винтовая резьба, мастерски выполн. в 1 в. н. э. Высокая точность хода В. по всей резьбе дл. 10 - 13 см и одинаковая глубина резьбы достигались благодаря обработке на токарном станке. Им пользовались при изготовлении винтовой резьбы на инструментах для растяжки при лечении вывихов (этот инструмент был описан самими врачами). Об использовании В. для захвата (сдерживающий В.) свидетельствуют находки в Заальбурге (вероятно, времен Адриана). Здесь речь идет о деревянном В. конич. формы с выпил, нарезкой, ввинчивавшемся в бревно. С 180 н. э. сохранилась древнейшая железная гайка, которая была найдена в крепости Нидербибер. В. и гайки из железа встречаются как исключение. В основном сохранились В. из благородных металлов и бронзы. Из золота изготовлен В. на замке браслета (375 н. э.); винтовая линия образована посредством спиральной обмотки штифта проволокой; резьба гайки состоит только из двух витков проволоки.

Винт

рис. 1 - конически сужающийся железный винт для работы с деревянными изделиями, снабженный шкивом для продевания шнура (Заальбург, ок. 200 н.э.); 2 - железная гайка диаметром 21 мм (Нидербибер, ок. 265 н.э.); 3 - гинекологическое зеркало (Афины, 1 или 2 в.н. э., бронза); 4 - винтовая нарезка для гинекологических инструментов (Помпеи, бронза, 1 в.н. э.); 5 - золотой браслет с винтовым замком (4 в. н. э.)

ВИРИАТ

ВИРИАТ (лат. Viriathus), выдающийся полководец и блестящий организатор освободительной борьбы лузитанов (Испания) против Рима в 147 - 139 до н. э. Поводом к восстанию под предводительством пастуха В. послужил отданный рим. претором Гальбой приказ (в нарушение заключ. мира) убивать и обращать в рабство безоружных лузитанов. В 141 В. был признан в Риме как независимый правитель. В 139 подкупл. консулом Квинтом Сервилием Цепионом люди из близкого окружения В. убили его. Только после этого Лузитания была окончательно покорена римлянами.

ВИСБАДЕН

ВИСБАДЕН (лат. Aquae Mattiacae). В эпоху Августа на месте В. было построено многократно перестраивавшееся впоследствии укрепление для когорты. Располагавшееся рядом с укреплением гражданское поселение было центром племени маттиаков и славилось целебными источниками. В период с 259 по 400 В. неоднократно подвергался нападениям и разрушениям со стороны алеманнов, а ок. 500 был захвачен франками. Сохранились городские укрепления и купальные сооружения рим. времени, доступ к которым в большинстве случаев закрыт совр. застройкой.

ВИССАРИОН

ВИССАРИОН (1403 или 13957 - 1472), греч. гуманист и богослов из Трапезунда, ученик Плетона, решительный сторонник унии между греч. и рим. церковью. В. - один из виднейших греч. гуманистов в Италии. Своими философскими сочинениями В. внес решающий вклад в возрождение платонизма. В. принадлежат переводы Аристотеля на лат яз. Собрание своих 746 рукописей он завещал Венеции, где они составили основу библиотеки св. Марка.

ВИССОН

ВИССОН - тонковолокнистое, легкое полотно из хлопка или льна, реже - из шелка.

ВИСЯЧИЕ САДЫ

ВИСЯЧИЕ САДЫ - Семирамиды в Вавилоне, одно из семи чудес света.

ВИТЕЛЛИЙ

ВИТЕЛЛИЙ - Авл (лат. A. Vitellius) (7. 09. 12 - 21. 12. 69), рим. император с З. 01. 69. В 48 был консулом; в 68 Гальба поручил ему командование рейнскими легионами, которые провозгласили в 69 В. императором. Армия В. через Альпы достигла Италии и в апреле 69 одержала победу над Отоном в битве при Бедриаке (Bedriacum). Однако уже в июле в вост. пров. императором был провозглашен Веспасиан; его легионы в октябре победили армию В. в битве близ Кремоны и в декабре заняли Рим. В. был убит солдатами Веспасиана. Биография В. имеется у Светония.

ВИТРУВИЙ

ВИТРУВИЙ - Марк, Витрувий Поллион или Луций Витрувий Мамурра (лат. М. Vitruvius Pollio или L. Vitruvius Mamurra) (2-я пол. 1 в. до н. э.), рим. архитектор. Традиция достоверно передает только родовое имя В., поэтому некоторые исследователи отождествляют автора трактата «Десять книг об архитектуре» («De architectura») со всадником Луцием В. Мамуррой, служившим в армиях Помпея и Цезаря в качестве командира саперных войск. В. был не только инженером и зодчим, но и изобретателем (в частности, он изобрел клапаны в водопроводных трубах) и чертежником, автором технич. иллюстраций (ныне утеряны). К числу построенных В. сооружений принадлежат базилика в совр. Фано (лат. Fanum Fortunae - храм Фортуны), водопровод в Риме, а также, возможно, возвед. по приказу Цезаря мосты через Рейн в Галлии. Во время войны с Митридатом В., вероятно, посетил Галикарнас, где усовершенствовал свое знание греч. яз. В. был знаком со всей греч. литературой по строительному и инженерному делу, в т. ч. по военной технике. В преклонном возрасте В. приступил к написанию своего единств, сочинения, созданного в промежутке между 22 и 14 до н. э. и посвящ. императору Августу. Трактат В. состоит из 10 книг, в которых рассматриваются вопросы профессионального мастерства и эстетич. чутья архитектора (книга 1-я), строительных материалов (2-я), строительства храмов (3-я и 4-я), прочих обществ, сооружений (5-я), загородных усадеб и сельскохозяйств. объектов (6-я), украшения фасада и окраски зданий (7-я), водопроводной техники (8-я), устройства часов (9-я) и различных машин (10-я). Гл. 1 10-й книги описывает простейшие приспособления: плуг, ткацкий станок, повозки, кузнечный мех, токарный станок, ворот, пресс и давило (виноградный пресс); гл. 2 - 4 посвящены подъемным механизмам, водоподъемным колесам, мельницам, архимедову винту, насосам, измерению пути; две последние гл. 10 и 11 рассказывают об устройстве метательных орудий. В. использовал труды 37 греч. авторов, а среди немногих лат. особенно часто ссылается на Варрона. 6-я книга была в 3 в. н. э. сокращена Марком Цецием Фавентином (М. Cetius Faventinus) для практических нужд. Ок. 1450 к творчеству В. обратился итал. архитектор Леон Баттиста Альберти, что положило начало становлению архитектурной теории Ренессанса. Первое издание В. вышло в 1486. Утрач. чертежи были восполнены доминиканским священником и архитектором Джованни Джокондо в 1511. В большом нем. издании В. (Нюрнберг, 1548) Вальтер Рифф предложил свою реконструкцию. В 1542 в Риме архитектором Палладио была образована Витрувиевская академия, влияние которой распространялось далеко за пределы Италии.

ВИФИНИЯ

ВИФИНИЯ - область на С.-З. Малой Азии, омываемая Пропонтидой и Понтом Эвксинским. Первоначально В. населяли фракийцы. В период перс, господства в 5 в. до н. э. возросла власть местных плем. вождей, которым после продолжительной борьбы против диадохов удалось завоевать свою независимость. Никомед I основал в 264 до н. э. царство Никомедию. В период правления Никомеда II В. превратилась в 149 - 128 до н. э. в вассальное рим. государство. В 74 до н. э. Никомед IV завещал его Риму. Вместе с Понтом В. образовывала рим. пров., наместником которой в 111 - 112 был Плиний Младший.

ВИШНЯ

ВИШНЯ - птичья В. (черешня) была известна в Средиземноморье еще в первобытную эпоху. В. была, по всей видимости, окультурена уже в 3 в. до н. э. в Милете. В. обыкнов. стала культивироваться целенаправленно, вероятно, только в 1 в. до н. э. Плиний Старший сообщает, что рим. полководец Лукулл (1 в. до н. э.) доставил В. из Кераса (отсюда греч. и лат. назв.) в Италию. Ко времени Плиния различные сорта В. уже выращивали в Бельгии, Британии и на берегах Рейна.

ВЛАСТЬ ЦАРЯ-БОГА

ВЛАСТЬ ЦАРЯ-БОГА - особая форма культа государя, при которой властелин уже при жизни или после его смерти обожествлялся, т. е. признавался персоной, подобной богам, и ему оказывались соответствующие почести. Власть Ц.-б. была особенно распространена у шумеров, египтян, при эллинистич. властителях и в Римской империи.

ВОДНЫЙ СПОРТ

ВОДНЫЙ СПОРТ - плавание, прыжки в воду, ныряние, гребля. Хотя греки обоего пола были прекрасными пловцами (откуда греч. пословица о необразованном человеке: «Он не умеет ни писать, ни плавать»), они не внесли этот вид спорта в официальные спортивные праздники, и занятия В. с. практиковались только в быту. Известные нам по изображениям прыжки в воду (головой и ногами вниз, в положении сидя, винтом и вперехлест) были не только игрой или развлечением, но и служили практич. целям, например у ныряльщиков за устрицами и губками. Поскольку искусств, мест для плавания в античности не» было, а уровень воды во мн. реках был недостаточно высок, занятия В. с. происходили, как правило, в море. Все эллинские игры не предусматривали соревнований по гребле, и гребцы имели возможность состязаться только на играх местного значения, в частности панафинейских и аттич. Для римлян В. с. был прежде всего частью общевоинской подготовки. Тибр давал достаточно широкие возможности для тренировки. В термах императорского времени были построены плавательные бассейны значительного размера. Ценность В. с. для поддержания здоровья была в античности общепризнана.

Водный спорт

рис. Пловчихи кролем (с вазы из мастерской Андокида, 6 в. до н. э.).

ВОДОПРОВОДЫ

ВОДОПРОВОДЫ - Городские В., построенные из свинцовых и глиняных труб, ответвлялись от центральных коллекторов. Строительство и использование В. в рим. время осуществлялось частными лицами по аренде или под управлением чиновников. Плата, взимавшаяся за пользование В. с частных лиц и коллегий, исчислялась по диаметру клейменой и опечатанной водопроводной трубы, ведущей в дом. Расходы на содержание В. были весьма велики: ср. величины город рим. Египта ежегодно нуждался в 5000 глиняных кувшинах для приводимых в движение волами черпальных колес. В засушливые годы, когда уровень воды в реке понижался, приходилось дополнительно вводить в действие архимедовы винты, поденная плата за работу на которых была на 30% выше, чем плата рабочим на черпальных колесах. Военные лагеря также снабжались В. При работе на ровной местности с использованием архимедовых винтов водоснабжение лагеря одного легиона требовало обслуживающего персонала в 150 человек. Со времен Августа городским В. Рима ведал магистрат консульского ранга, под начальством которого работали 700 человек, распредел. по двум службам. В муниципальных городах сходные обязанности исполнял чиновник в звании куратора В. (curator aquarum); равным образом имелся технич. персонал для обслуживания деревянных желобов, трубопроводов, черпальных колес, водяных колонок, а также водоподъемных устройств.

ВОДОСТОК

ВОДОСТОК (греч. sima), водосточный желоб, укрепл. на краю крыши храма или другого здания, нередко снабж. водосточной трубой. В. делался из камня или обожж. глины, украшался рельефом (растительные орнаменты, головы животных), а также раскрашивался (особенно В., сделанные из терракоты).

ВОДОСТОЧНЫЙ ЖЕЛОБ

ВОДОСТОЧНЫЙ ЖЕЛОБ - Служившие для отвода дождевой воды с крыш В. ж. в Греции художественно оформлялись фигурной черепицей или рельефами из камня и металла.

ВОДОЧЕРПАЛЬНОЕ КОЛЕСО

ВОДОЧЕРПАЛЬНОЕ КОЛЕСО - Согласно лит. и археологич. источникам, В. к. появилось в сельском хозяйстве и горном деле во времена эллинизма, однако возможно, что оно имеет и более др. происхождение. Так, уже при первых рим. императорах были известны самые различные конструкции В. к. Простейшая из них представляет собой В. к. с 8 - 16 ведрами или ящиками, закрепл. в точках сцепления спицы с ободом. Из этих сосудов вода наверху выливалась, с определ. потерями, в желоб, располож. сбоку; высота подъема была равна диаметру колеса. Боковой груз затруднял вращение и обусловливал помехи. Избавиться от них помогла конструкция, основанная на использовании пустого пространства между внешним и внутр. ободами колеса, где сбоку имелись отверстия для черпания воды. Это уменьшало также потери воды при выливании, т. к. скорость вращения В. к. была постоянной. С 3 в. до н. э. напор воды стал использоваться в качестве двигателя в водочерпальных системах, где ряд сосудов был укреплен на бесконечной цепи.

Водочерпальное колесо

рис. Водочерпальное колесо. Слева: колесо с ручным приводом. Водочерпальные емкости расположены в ободе колеса, а сточный желоб находится сбоку (применялось на рудниках в Дакии). Середина: ступенчатое колесо, приводившееся в движение человеком, переступавшим с одной перекладины на другую, причем водочерпальные емкости находились сбоку (по Витрувию). Справа: водоподьемное самодвижущееся колесо, по Филону, ок. 230 до н. э., реконструкция X. Вильсдорфа. Колесо с ложковидными лопастями (1), вращающее нижний барабан (2), жестко соединенный цепью (4) с верхним барабаном (3). На цепи укреплены ведра. При движении вверх (5) они наполнялись водой, которая выливалась в сточный желоб (7), находившийся в верхней точке устройства. Т.о., вниз ведра двигались пустыми (6), чтобы вновь зачерпнуть воду из реки (8).

ВОЕНАЧАЛЬНИК

ВОЕНАЧАЛЬНИК - В Спарте верховным В. был один из двух царей, в Афинах - архонт-полемарх, затем председатель Совета 10 стратегов. В Македонии и в эллинистич. государствах верховное командование осуществлял царь или назнач. им В. Александр Македонский уделял В. особое внимание, воспитывая в них способность к самостоятельным тактич. решениям поставл. им задач в битве (например, при Гавгамелах). В Риме легионами командовали консулы или назнач. сенатом начальники легионов. Во времена Империи цезарь обладал высшей властью над всеми вооруж. силами, отдельные части возглавляли В., назнач. императором. Во времена поздней Римской империи отдельные В. добивались выдающейся политич. власти (например, Арбогаст, Стилихон, Аэций, Рицимер).

ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ - термин, обозначающий переходную стадию от первобытнообщинных к классовым отношениям и введ. в научный оборот Ф. Энгельсом («Происхождение семьи, частной собственности и государства»). Поскольку процесс становления государств, власти в странах, входивших в орбиту античной культуры, происходил в различные хронологич. периоды, то и возникновение В. д. датируется по-разному. В Афинах этот период охватывал 10 - - 7 вв., в Риме - примерно 8 - 6 вв. до н. э. У др. германцев общество находилось на данной стадии в 2/3 - 5 вв. н. э. Наиболее характерными признаками В. д. являются зарождение классовых противоречий в сочетании с появлением на стадии разложения родового строя частной собственности на средства производства и захватом военными предводителями власти в еще сохранившихся родоплем. советах. Этот термин введен для обозначения социально-экономич. процессов и явлений, характеризующих период разложения первобытного общества.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

ВОЕННАЯ РЕФОРМА - Наиболее известная рим. В. р. была проведена полководцем Марием (105 до н. э.). В соответствии с этой реформой в армию принимались в качестве добровольцев граждане (без имуществ. ценза), которым устанавливалось денежное содержание и которым после 16 - 20 лет службы гарантировалось обеспеч. существование. Такая армия выступала в руках полководца важнейшим средством в гражданской войне. Дальнейшие В. р. проводились при Августе (преобразование армии в регулярное войско), при Галлиене (создание самостоятельной боевой кавалерии в противовес тяжелой коннице персов), при Диоклетиане (деление легионов на Limitanei, постоянно находившихся у к.-л. границы, и Comitanses, мобильные части, которые в случае надобности можно было перебрасывать с одной границы на другую), при Константине (деление на полевые и оккупационные войска).

Военная реформа

рис. Разделение римских полевых войск при Константине I.

ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЕННАЯ ХИТРОСТЬ

ВОЕННАЯ ХИТРОСТЬ - Согласно античным теориям, существовали различные виды В. х., соответствовавшие характеру развертывания боевых действий: 1) подготовка к сражению; 2) ведение сражения и обеспечение победы; 3) осада и позиционная оборона укреплений; 4) поддержание дисциплины в войске. Кроме того, к числу В. х. относилось сохранение в тайне собств. планов, разведка и распознавание планов противника, устроение засад и уничтожение вражеской силы по частям. Следовало также дезориентировать противника, скрывать собств. неудачи и всеми силами поднимать упавший дух своих воинов.

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО - У греков и римлян В. и. заключалось не только в действиях полководцев, но и в общей организации армии. Как свидетельствуют источники, различались такие области В. и.: 1) подготовка к войне: а) защита с помощью оборонительных сооружений; б) производство военной техники; в) набор воинов; г) накопление денежных средств; 2) тактика ведения военных действий на суше; сюда относилось формирование и вооружение подразделений войска, тактика и стратегия; 3) тактика ведения военных действий на море; 4) искусство осады и обороны.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV