Словарь античности
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УБИИ

УБИИ - племя, в 1 в. до н. э. переселившееся с правого берега р. Рейн на левый. Агриппа установил формальный статус общины У. (Civitas Ubiorum), столица которой в 50 н. э. получила ранг колонии и стала называться Агринпинова колония (Colonia Agrippinensias, совр. Кёльн).

УБОРКА УЛИЦ

УБОРКА УЛИЦ - или вывоз мусора. Впервые необходимость свалки мусора и отходов в отдалении от j орода возникла в связи с ростом Александрии. Подробности тою, как осуществлялась там У. у, неизвестны. В Риме такая служба существовала по крайней мере с 1 в. до н. э. Четверо служащих (лат. quattuorivi viis purgandis) отвечали за чистоту улиц внутри города, а двое (лат. duoviri viis purgandis) - перед его воротами. В их распоряжении находился штаб рабов, вывозивших отходы не менее чем за 1,5 км от городских стен.

УГОЛЬ

УГОЛЬ - 1. В античности использовался только древесный У.; его получали в основном из отборных сортов древесины. Выжиг У. производился на особых кострах; из мелкого У. формировались своего рода «угольные брикеты». Древесный У. как горючий материал применялся для обогрева жилых помещений, в особенности купален, для выплавки металла, а также для изоляции фундамента. Древесноугольная смола и вар широко использовались в кораблестроении, а также в качестве лечебного пластыря.

2. Каменный и бурый У. упоминаются с 4 в. до н. э. среди минералов под именем горючего «фракийского камня», однако широкого применения эти виды У. не находили из-за неприятного запаха; изредка их использовали кузнецы (в Олимпии). Не исключено, что в Британии, Галлии и Германии каменный и бурый У. все же находили применение, однако имеющиеся данные не ясны и допускают разные толкования.

УГРЮМЕЦ

УГРЮМЕЦ (лат. «Querolus»)., назв. анонимной лат. комедии рубежа 4-5 вв., близкой по сюжету к «Горшечной комедии» («Aulularia») Плавта. Пьеса написана ритмизованной прозой и задумана, очевидно, как драма для чтения. Время и место (Галлия?) написания представляются спорными. В средние века эта пьеса ошибочно приписывалась Плавту.

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - Кастаньеты (греч. krotalon), цимбалы (греч. kymbalon - металлич. тарелки) и тимпаны (греч. tympanon - барабан) звучали во время празднования орт иасгич. культов Диониса и Кибелы. В эпоху эллинизма и Римской империи использовались также в домашней музыке; египет. систры сопровождали культ Исиды: ножные фещотки (греч. krupezion, scabellum) сопутствовали представлениям мимов и пантомиме.

УЗЕНЕР

УЗЕНЕР - Германн (1834-1905), нем. филолог-классик и историк религии. В 1866-1902 - профессор в Бонне, ставшем благодаря У. центром античных исследований. Наряду с сорокалетней педагогич. деятельностью У. подготовил ряд изданий («Epicurea», 1887; Дионисий Галикарнасский, 1899). У. был автором многочисл. исследований по риторике, философии и мифологии («Kleine Schriften», 4 Bde., 1912-1913) Он стал основателем совр. истории религии («Праздник рождества», 1889; «Имена богов», 1896; «Сказания о потопе», 1899).

УЗНАВАНИЕ

УЗНАВАНИЕ (греч. anagnorisis), согласно Аристотелю, важный сюжетный элемент композиционного строения драмы наряду с перипетией. Посредством У. совершается движение от незнания к знанию, вследствие чего оно вызывает у зрителя, как и перипетия, страх и сострадание. У. должно логически вытекать из всего развития действия без искусств, ломки сюжега; оно должно быть либо непосредственно показано зрителю, либо сообщено устами одного из действующих лиц. Предметами У. могут быть лица, местности и обстановка.

УКРАШЕНИЯ

УКРАШЕНИЯ - Цепочки, браслеты, подвески, венки, поясные пряжки, серьги, кольца из золота, серебра, электрона, бронзы, железа, слоновой кости, стекла, драгоц. камней и других материалов выполнялись в различной ювелирной технике. Особенно много У. было найдено в погребениях (например, шахтные гробницы в Микенах). Уже крито-микенское (2-е тыс. до н. э.), а в еще большей степени этрусское ювелирное искусство достигло высокого уровня, который удовлетворял требованиям зажиточных слоев общества. Греки архаич. и классич. периодов удовлетворялись более скромными У. и меньшими расходами на них. Это диктовалось тогдашними отношениями собственности. С усилением концентрации богатства положение меняется. Во времена эллинизма с накоплением богатств и увеличением покупательной способности наблюдается повышение спроса на У. и совершенствование мастерства ювелиров. Этот процесс продолжался вплоть до раннего и среднего периодов Римской империи. Во 2-3 вв. заметно явное огрубение ювелирных изделий. Только в период поздней античности начинается нов. подъем ювелирного ремесла.

УКРЕПЛЕНИЕ ГОРОДА

УКРЕПЛЕНИЕ ГОРОДА (лат. Oppidum), впервые встречающееся у Цезаря обозначение кельтских укреплений, первоначально относившееся к защищенным валом предместьям поселения общины (civitas) или сельского округа, пага (pagus). Ко времени Римской империи становится основным понятием поселения городского типа, независимо от его юридич. статуса. К примеру. Плиний Старший насчитывает в пров. Нарбоннская Галлия (Gallia Narbonensis) и Тарраконская Испания (Hispania Tarraconensis) в совокупности 876 «городов» (oppida), подразделяя их по их признакам на неск. групп.

УКСУС

УКСУС (лат. acetum), известная человеку с древнейших времен кислота. Для изготовления У. использовали преим. перебродившее вино, т. е. путем добавки в вино закваски его превращали в У. Сырьем для получения У. служили также яблоки и груши. У. употреблялся для приготовления приправ и разнообразных солений, широко использовался также в медицине и ремесл. производстве как растворяющее и разъедающее средство.

УЛИСС

УЛИСС (лет. Ulixes), лат. вариант имени Одиссея.

УЛЬПИАН

УЛЬПИАН - Домиций (лат. Domitius Ulpianus), рим. юрист кон. 2 - нач. 3 в., родом из Тира в Финикии. Принадлежал к сословию всадников, был префектом претория и членом совета принцепса при Севере Александре. В 228 был убит во время мятежа преторианцев. В обширном творч. наследии У. выделяется грактат «О преторском эдикте» в 81 книге, сохранившийся лишь в эксцерптах. Мн. отрывки из сочинений У. были включены в «Дигесты».

УЛЬПИЙ

УЛЬПИЙ (лат. Ulpius), рим. родовое имя, распространившееся в императорскую эпоху, поскольку его носил уроженец г. Италика (Юж. Испания) император Траян.

УМБРИЯ

УМБРИЯ - местность в Италии между Этрурией и побережьем Адриатического м. Прибрежную полосу У. называли также Галльским полем (ager Gallicus). Жители У. умбры были одной из ветвей мигрировавших в 1-м тыс. до н. э. на терр. Италии италиков.

УМБРСКИЙ ЯЗЫК

УМБРСКИЙ ЯЗЫК - наряду с оскским один из языков италийской ветви индоевроп. языковой семьи, родств. латинскому; исчез уже в античную эпоху. Важнейшим письм. свидетельством У. я. являются Игувинские таблицы - наиболее пространный памятник нелатинского италийского диалекта.

УНИВЕРСИТЕТ

УНИВЕРСИТЕТ (лат. universitas litterarum - совокупность наук). В античности не было У. в совр. смысле, однако существовали определ. педагогич. центры, в которых сосредоточивалось высшее образование и которые с известными оговорками можно называть У. Такими центрами со 2 в. н. э. были прежде всею Афины и Рим, а с 4 в. н. э. также Александрия, Берит (совр. Бейрут), Антиохия и особенно Константинополь. Здесь в 425 императором Феодосием II был открыт государств. У. с кафедрами греч. и лаг. грамматики, греч. и лат. риторики, философии и юриспруденции. В этих педагогич. центрах в конце курса обучения для завершения высшего образования практиковались дополнительные занятия, как правило философией и риторикой, форма и продолжительность которых зависели от индивидуальных пожеланий каждого студента. Уже в эллинистич. эпоху в Александрии (Мусейон) и Пергаме возникли научные образовательные центры, деятельность которых имела, однако, скорее научно-исследовательское, чем педагогич. направление. В древнейших, основанных в средние века У. изучение перенятых из античности «свободных искусств» (лат. «artes lrberales») на факультетах искусств составило основу университетского образования.

УНЦИАЛ

УНЦИАЛ (шт. uncialis), отличающееся округлостью формы букв маюскульное письмо, возникшее в 3 в. из маюскульного рим. курсива. В 4 в. из У. благодаря заимствованию в алфавит некоторых минускульных форм развился полу-У., для которого требовалось четырехлинейная разметка листа из-за наличия верхних и нижних выносных линий. Греч. У. (библейский стиль) возник примерно в это же время из т. н. строгого стиля.

УНЦИЯ

УНЦИЯ (лат. uncia двенадцатая часть), двенадцатая часть к.-л. единицы измерения в Риме. Например, весовая У. - 1/12 фунта -27,3 г; линейная У. - 1/12 фуга - 27,4 мм (дюйм). В настоящее время в У. измеряется вес боксерских перчаток и теннисных ракеток.

УРАН

УРАН (греч. Uranos - небо), в греч. религии божество неба, потомок Геи и предок греч. рода богов. Супругой У. была Гея, с которой он произвел Титанов, Киклопов и Сторуких (гекатонхейров). Поскольку У. ненавидел своих детей, он скрывал их в чреве земли (Геи). Поэтому Гея побудила Кроноса оскопить У. серпом. Оплодотвор. упавшими при этом на землю каплями крови, Гея породила Эриний и Гигантов. После эгого к Кроносу перешла власть над миром.

УРАНИЯ

УРАНИЯ (от греч. uranos - небо).

1. Одна из девяти муз, покровительница астрономии.

2. Эпитет Афродиты.

УРАРТУ

УРАРТУ - государство, существовавшее на терр. Армянского нагорья между оз. Ван, Урмия и Севан приблизительно с 900 до 600 до н. э. В ассирийских клинописных текстах У. известно под назв. У. и Уруатри, на урартском яз. - Биайнили, в Библии - царство Арарат. Государство У. возникло из объединения неск. урартских племен (наири), упоминаемых в ассирийских текстах с 13 в. до н. э. Сохранились клинописные урартские надписи на камне, металле и глине. Язык У. родствен, хурритскому. Высшего могущества У. достигло при Сардуре III (или II), правившем ок. 765 - 733 до н. э. Преемник Сардура потерпел сокрушительное поражение от ассирийцев в 714 до н. э. Был захвачен и разграблен г. Мусасир с храмом государств, бога Халди. Урартское государство было разрушено в нач. 6 в. до н. э. скифами и мидийцами; неск. позднее вторглись армяне. Особ, высокого развития в У. достигла техника бронзы. Бронзовые изделия У. продавались в различные страны вплоть до Италии и оказали определ. влияние на греч. искусство. На высокий уровень поднялась в У. обработка камня. Для орошения полей и садов строились каналы, местами прорезавшиеся в скалах. URBS (лат. город), окруж. стеной поселение в отличие от открытого места. В узком смысле-г. Рим (таково до сих пор словоупотребление католич. церкви) как образец рим. городов, в особенности колоний.

УРНА

УРНА (лат. urna), сосуд для сбора и захоронения праха умершего. В качестве У. использовались сосуды из глины, камня и стекла; последние часто помещались внутри каменных сосудов большего размера. Исключительно для целей захоронения изготовлялись лицевые У., фигурные вазы, домашние У., ларцы для пепла (например, У. из Волтерры, украш. рельефом, а иногда - фигурной накладкой) и другие виды У. Во мн. доисторич. и ранних культурах форма У. играет важную роль (например, культура «урновых полей»). Греки применяли в качестве У. сосуды бытового назначения. У этрусков и римлян значение культа мертвых и своеобразие погребального обряда обусловили разнообразие видов У. Обряд кремации преобладал во время Республики и в раннеимператорскую эпоху.

Урна

рис. Этрусская лицевая урна.

УСЫНОВЛЕННЫЙ ИМПЕРАТОР

УСЫНОВЛЕННЫЙ ИМПЕРАТОР - Если в 1 в существовало династич. наследование императорского престола, то, начиная с периода правления Нервы и до времен Антония Пия (98-161), императоры предпочитали выбирать себе достойного преемника через усыновление. Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий и Л. Вер взошли на трон, будучи усыновленными их бездетными предшественниками. Приближ. к сенатской аристократии круги выступали в поддержку этого принципа, справедливо считая, что только «лучший из лучших» должен наследовать трон. Противоборство этой точки зрения с принципом династич. наследования престола продолжалось вплоть до конца Западной Римской империи и нашло свое отражение в первую очередь в «Истории Августов» («Historia Augusta») и работах рим. историка Аммиана Марцеллина.

УТИКА

УТИКА (лат. Utica, совр. Henchir Bouchatter), город, основанный финикийцами ок. 1050 до н. э., позднее попавший в зависимость от Карфагена. Во время Пунических войн завоеван римлянами. С 146 до н. э. -столица рим. пров. Африка Проконсульская. Гавань У. ок. 300 н. э. была занесена песком (в наст, время протяженность наносов составляет 10 км) и потеряла свое значение.

УТОПИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

УТОПИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО - социальная утопия о государств, устройстве, которое являлось бы прямой противоположностью социальной действительности античного рабовладельч. общества. Источники выделяют два осн. вида У. г.: абстрактные проекты (как прогрессивные, так и реакционные) улучшения обществ, устройства и конструктивные социальные модели. Опираясь на идею о «золотом веке», об искупительной миссии бога солнца, на апокрифич. предсказания и пророчества, люди ожидали возвращения счастливого века, когда не будет войн, рабства, нужды и житейских тягот. Эти представления постепенно приобретали антирим. направленность (например, Апокалипсис Гистаспа, книги иудейской Сивиллы). В периоды обострения классовой борьбы свободных бедняков и рабов против эксплуататоров эта идеология начинала играть роль социальной и политич. программы (например, во время восстания Аристоника в Пергаме в 132-129 до н. э.). К концу гражданских войн в Римской республике правящий класс частично перенял представления об У. г., наделив своего представителя Августа чертами выразителя социальной утопии. Т. о., социальная утопия стала выполнять реставративную (охранительную) социальную функцию. Уже в 4 в. до н. э. Платон в своем труде о государстве нарисовал реакционную модель аристократич. идеального государства.

УТОПИЯ

УТОПИЯ (совр. неологизм из греч. и - не и topos - место; букв, место, которого нигде нет), назв., которое англ. гуманист Томас Мор дал своей книге «Utopia» (1516). В этом труде он под определ. влиянием «Государства» Платона и проблем своего времени изобразил состояние идеального государства. В античности не существовало не только слова, но и понятия «У.». Попытки создания утопич. теорий имели реальные политич. цели (Гипподам Милетский, Платон, Евгемер, Зенон). По назв. утопич. романа Мора все сходные лит. проекты и повествования об идеальных обществ, отношениях в настоящем или будущем также называются У.

УТЧЕНКО

УТЧЕНКО - Сергей Львович (1908-1976), советский историк античности. Преподавал в МГУ, возглавлял сектор др. истории Института истории АН СССР. Осн. труды посвящены социально-экономич., политич. и культурной истории периода падения Римской республики.

УХОД ЗА ТЕЛОМ

УХОД ЗА ТЕЛОМ - Забота о красоте тела, стремление ее сохранить прослеживаются почти у всех античных народов, причем инициатива здесь принадлежала женщинам. У. за т. был распространен уже в раннегреч. период (сосуды с мазями, зеркала). Изображения на вазах классич. периода дают представление о том, как тщательно следили женщины за своим туалетом. В первую очередь следует сказать об убранстве невесты (Эпинетрон эретрийского художника). Женщины пользовались различными мазями, парфюмерией, гримом, маслами и т. п., а также множеством всяческих предметов туалета. Косметику стали применять во времена эллинизма, затем - очень активно - во времена Римской империи.

УЧЕНИЕ ОБ ИДЕЯХ

УЧЕНИЕ ОБ ИДЕЯХ - осн. ядро объективного идеализма Платона. Первоначально очерч. в рамках теории познания (гносеологии), У. оби. наложило свой отпечаток также на этич., эстетич. и космологич. учения и на теорию государства Платона. Используя мысли Сократа, Платон гипостазировал содержание понятий и приписал им изначальное и истинное бытие прежде существования всех материальных объектов реального мира. Идеи у Платона - не только неподвижные первообразы вещей, в его поздней философии они становятся также первопричиной и целью всех вещей. Поэтому идеи образуют собственно предмет науки. В этич. и эстетич. отношении они воплощают совершенство, оставляя реальный мир далеко позади. Платоновская диалектика развертывается между гипостазированным содержанием понятий и реальной единичностью вещей. Причастность единичного к идее, так же как врем, присутствие идеи в единичном, отражает противоречивое единство единичного и общего. Проблематика единичного и общего излагается у Платона в различных аспектах, но так и не получает окончательного решения. Платоновский эрос содержит в себе стремление человека к познанию идей ради достижения истины и счастья. Познание идей происходит посредством припоминания (анамнесис). Высшей идеей является идея блага, которую Платон идентифицировал с божеством. У. оби. Платона было базисом спора об универсалиях в схоластике и исходным пунктом центральных схоластич. систем Альберта Великого и Фомы Аквинского. Влияние У. оби. прослеживается в трансцендентальном идеализме Шеллинга и Гегеля вплоть до неокантианских философских систем (Наторп). Заметно также его воздействие на т. н. феноменологию (Гуссерль, Мерло-Понти).

УЧЕНИЕ О ГАРМОНИИ

УЧЕНИЕ О ГАРМОНИИ (греч. учение о благозвучии), пифагорейцы, особенно Архит из Тарента, экспериментируя со струнными и духовыми инструментами, утверждали, что консонансы получались, если длины одинаковых по толщине натянутых струн соотносятся при октаве как 2:1, при квинте - 3:2, при кварте-4:3. Выражение консонансов через отношения натуральных чисел у пифагорейцев, Платона и Евклида способствовало математизированию Г. и ее применению к космосу. Физич. причины Г. лишь в 19 в. открыл Г. Гельмгольц.

УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ

УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ - Демокрит различал четыре осн. цвета: белый, черный, красный, зеленый, которые были обусловлены различными формами атомов. Лукреций расширил это представление, полагая, что на окраску влияют размещение и движение атомов. Согласно Платону, световая теория которого играла значит, роль в средневековье, цвета возникают от взаимодействия видимых частиц света с частицами, излучаемыми телами. По Аристотелю, все цвета составляются из осн. цветов: черного и белого. Эта концепция была преодолена только в учении Ньютона о цветовом спектре. Радугу Аристотель объяснял тем, что солнце имеет большое число неполных отражений на облаках, причем цвета возникают вследствие отражений под разными углами.

УЧИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ - В рим. эпоху профессия У. элементарной школы была приравнена к профессии ремесленника, откровенно ориентирована на заработок и потому не пользовалась уважением в обществе. Поскольку обучение было в осн. частным, У. вынужден был сам искать учеников и в конце месяца лично взимать плату, которой едва хватало на жизнь. Не требовалось никакого свидетельства о спец. подготовке, любой человек, научившийся читать и писать, мог называть себя У. Обучение преследовало чисто практич. цель - научить детей чтению и письму; никакой воспитательной задачи перед У. не ставилось. Более высокое социальное положение занимал У. языка и литературы (грамматик), получавший более высокую плату и иногда рассматривавшийся как состоящий на государств, службе. В соответствии с эдиктом Диоклетиана (301 до н. э.) его жалованье в 4 раза превышало жалованье У. элементарной школы. Еще большим уважением в обществе пользовались преподаватели риторики (риторы), которые нередко становились обладателями солидного состояния, а в эпоху поздней Империи иногда играли значительную роль в политич. жизни и занимали высокие государств, посты. Однако, как правило, риторы в осн. были выходцами из социальных низов, не имели спец. подготовки и вынуждены были вести жизнь лиц свободной профессии со всеми ее трудностями. В Ср.-век. монастырских школах обязанности У. выполняли монахи, в городских лат. школах - священники. Специфич. особенностью этих школ по сравнению со школами античной эпохи было стремление соединить получение знаний с религиозно-нравств. воспитанием на основе христианской религии. В эпоху Возрождения значительная часть общества не рассматривала У. как лиц духовного звания, а считала их «педагогами».

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV