Словарь античности
Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГОР"-"ГУТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГОР"-"ГУТ")

ГОРОСКОП

ГОРОСКОП (греч. наблюдающий часы), первоначально на Востоке обозначал жреца, наблюдавшего восходящие звезды, позднее - звезду или точку небесного свода, восходящую к началу события и магически влияющую на него. Со времен средневековья Г. называли фигуру, содержащую общее положение звезд в момент начала определ. события в жизни человека. Эта фигура в древности у греков называлась thema, у римлян - constellatia (stella - звезда) или nativitas. В Г. было 12 знаков в виде животных, которые комбинировались с 12 домами и означали обстоятельства жизни, богатство, здоровье и т. д. На основе толкования знаков и домов, отражающих положение планет (противостояние, состояние триагонали), составлялись пророчества. Астрология Г. зародилась в эллинистич. мире и достигла расцвета во время Римской империи. Древнейший клинописный Г. датируется 409 до н. э.

ГОРСИЙ

ГОРСИЙ (. ram. Gorsium), первоначально кельтское поселение, в 1 в. - рим. военный лагерь в Нижней Паннонии, ко 2 - 4 вв. относится расцвет города. Г. - центр провинциального культа. Обширные раскопки у Тач близ г. Секешфехервар (ВНР).

ГОРТЕНЗИЙ

ГОРТЕНЗИЙ (лат. Hortensius), др.-рим. плебейское имя.

1. Квинт Г., государств, деятель, в 287 до н. э. - диктатор. Убедил удалившихся на холм Яникул плебеев возвратиться в город, проведя закон («Lex Ноrtensia») о том, что решения плебса по трибам (плебисцит) ставятся наравне с постановлениями центуриатных комиций законами (leges), благодаря чему народные трибуны получили законодательную инициативу. Этим окончилось внутриполитич. развитие ранней Республики (борьба сословий).

2. Квинт Г. Гортал (114 - 50 до н. э.), в 69 консул, оратор и юрист, сторонник оптиматов. Уже в раннем возрасте выступал перед судом, участвовал в процессе против Верреса как противник Цицерона и выступал также в 67 - 66 до н. э. против предоставления верховного командования Помпею. После своего примирения с Цицероном выступал совместно с ним на суде. Цицерон характеризовал его стиль как азианизм, отводил Г. роль защитника риторики в противовес философии.

ГОРТИНА

ГОРТИНА (греч. СоПуп), город на о. Крит, приблизительно в центре равнины Мезара. Основанная в преддорийскую эпоху и известная уже Гомеру, Г. в историч. время была заселена дорийцами. Широко известно городское право Г. Большая правовая кодификация объединила в 12 столбцах предписания по правам личности, семейному, наследств., имуществ. и долговому праву.

ГОРЫ, или оры (греч. Horai), прекрасные, благожелательные к людям богини времен года (обычно три), дочери Зевса и Фемиды, приносящие цветы и плоды в Аттику: Фалло (богиня цветения), Ауксо (богиня произрастания), Карпо (богиня плодов). Со времен Гесиода упоминаются также Эвномия (законный порядок), Дике (справедливость), Ирена (Эйрена - мир). Во времена Римской империи Г. часто изображались в искусстве.

ГОСПИТАЛЬ

ГОСПИТАЛЬ (лат. hospital - постоялый двор), употреблялось в значении «больница» лишь со времен средневековья.

ГОСТЕПРИИМСТВО

ГОСТЕПРИИМСТВО - В античности в условиях бесправия иностранцев Г. выступало формой защиты их личности и имущества. Греки, как и римляне, считали, что гость находится под покровительством богов (Зевс Ксениос). Г. было известно уже в гомеровской Греции. При полисной демократии в случае необходимости один из граждан в качестве проксена принимал на себя близкие к консульским обязанности, представляя интересы граждан другого города. Аналогичную роль играли рим. сенаторы в качестве патронов зависимых областей, что способствовало повышению их собств. влияния и престижа.

ГОСТИНИЦА

ГОСТИНИЦА - здание для врем, проживания. Размещались в городах, в центрах обществ, жизни, культовых празднеств. В Г. размещались посольства, должностные лица и другие высокие гости. Здания Г. возводились с учетом этих особенностей, например в Олимпии (Леонидайон, 4 в. до н. э.), Г. с садом, водоемом во внутр. дворе, залом для представительств, отдельными комнатами. Фасад был украшен портиком.

ГОСТИЯ

ГОСТИЯ (лат. жертва), искупительная жертва. В христианском богослужении первоначально обозначение всех приносимых к алтарю даров, в период с 9 по И в. понятие сузилось и стало обозначать жертву и освящ. хлеб во время обряда причащения.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО (греч. politeia - конституция).

Греция.

Г. у. всех греч. городов-государств при определ. локальных различиях и изменениях с течением времени предполагает наличие таких общих элементов, как собрание граждан, совет магистратуры и судебная система (для Афин соответственно экклесия - народное собрание, совет пятисот, архонты и гелиэя). В процессе социально-экономич. развития в Г. у. Афин преобладает тенденция к участию возможно большего числа граждан в управлении государством. Древнейшая конституция Афин - законодательство Дракона - представляла собой всего лишь кодификацию существующих правовых обычаев. Внутр. развитие Афин предопределили широкомасштабные реформы Солона (594 до н. э.), которые привели к появлению в Афинах тимократии. После свержения тирании Писистратидов Клисфен в 508 до н. э. произвел направл. против интересов знати изменения в Г. у. В результате введения терр. деления государства в Афинах существенно улучшилась система управления. При Перикле гл. целью афинского государства постепенно становится забота о благосостоянии граждан, в частности о предоставлении беднейшим из них возможности участвовать в государств, жизни. Это развитие имело важные истории, последствия. Спартанское Г. у. не было творчеством одного законодателя, каким, согласно античному преданию, являлся Ликург. Основы Г. у. Спарты изложены в Великой ретре, древнейшем документе греч. истории (8 - 7 вв. до н. э.), определяющем гл. государств, органы: два царя; совет старейшин, состоявший из 30 членов, включая двух царей; народное собрание (апелла), в котором могли принимать участие спартиаты старше 30 лет. Происхождение двоецарствия, при котором царская власть переходила по наследству сразу в двух родах - Агиадов и Еврипонтидов, - не выяснено. Окончательные решения принимались народным собранием. Коллегия 5 эфоров, первоначально исполнявших сакральные функции, постепенно становится выразителем воли народного собрания, приобретает верховную власть и вытесняет царей, в ведении которых остаются юридич. и культовые вопросы и военное руководство. Государств, органы Спарты подвергали взаимному контролю и ограничению компетенцию и полномочия друг друга; в этом античные мыслители видели одну из осн. причин расцвета спартанского государства.

Рим.

После изгнания в 510 до н. э. этрусских царей в Риме была установлена Республика, осн. государств, органами которой стали сенат и народное собрание. В ведении состоявшего из 600 (сперва их было 300) членов сената находились надзор за государств, имуществом и финансами, внешняя политика, призыв в армию и распределение войск по пров. Сенат имел право в случае чрезвычайного положения предоставить отдельному лицу диктаторские полномочия на срок вплоть до выполнения задачи, но не св. 6 месяцев. В компетенцию народного собрания (комиции) входили законодательство, избрание магистратов и в определ. мере судопроизводство. Магистраты (консулы, цензоры, преторы, эдилы и квесторы) исполняли свои должности, как правило, в течение одного года и несли ответственность перед народным собранием. Магистратуры поручались одновременно минимум двум лицам, что обеспечивало коллегиальность. В эпоху принципата внешние формы республиканского Г. у. продолжали существовать, однако принцепс постепенно захватывал все большую власть за счет снижения роли сената и сосредоточения в одних руках контроля над армией и частью пров. Чиновники из ближайшего окружения принцепса приобретали особые полномочия. Диоклетиан основал абсолютную монархию по перс, образцу.

Государственная теория.

Уже у Гомера встречаются рассуждения о Г. у. и государстве. Вместе с разработкой осн. положений отдельных философских систем софисты предпринимают первые научные исследования по теории государства. К этому течению относится псевдоксенофонтово сочинение «Государство афинян», написанное, вероятно, в нач. Пелопоннесской войны. Этот трактат представляет аристократич. точку зрения и полон саркастич. критики недостатков аттич. демократии. Сохранилось сочинение Ксенофонта «Лакедемонская полития» («Государство спартанцев»). Первым крупным теоретиком проблемы государства был Платон, подвергший существующие Г. у. критике и создавший законч. теорию закономерной смены Г. у.: на смену приходящей в упадок аристократии появляется тимократия, ее сменяет олигархия, уступающая место демократии, которая в конце концов вырождается в тиранию. На основании своей теории о трех началах человеч. души (рассудительность, пыл, вожделение) Платон предполагает, что в идеальном государстве население должно делиться на три класса: правителей-философов, воинов и ремесленников. Аристотель различает три основных типа «правильных» (монархия, аристократия, полития - т. е. смешение демократии и олигархии) и «ошибочных» конституций (тирания, олигархия, демократия). К этой теории, излож. в фундаментальном трактате «Политика», Аристотель пришел после совместного с учениками исследования Г. у. и истории 158 греч. государств. Максимальное реально достижимое приближение к идеальному строю Аристотель видел в смешении демократич. и олигархич. элементов. Этот взгляд нашел широкое распространение в последующих идеях Г. у. (Панэций, Полибий, Цицерон). Среди стоиков господствовали космополитич. идеи. Августин представлял историю как борьбу Государства Божия с дьяволом. Античные теории не способны были понять сущность государства, так как им не были известны экономич. предпосылки политич. отношений. Др. мыслители ограничивались спорами о наилучшем Г. у. и теориями последовательной смены Г. у. Только материалистич. понимание истории позволило осознать государство как инструмент власти правящего класса.

ГОСУДАРСТВО

ГОСУДАРСТВО - В качестве органа власти экономически господствующего класса, Г. возникло в процессе образования частной собственности. Эта ранняя форма эксплуатации первоначально потребовала таких средств власти, которые смогли бы обеспечить порядок и спокойствие угнетателей (с 4-го тыс. до н. э. или еще раньше). Древнейшие Г. принадлежали к др.-вост. типу. Античное Г. возникло вместе с формированием греч. полисной собственности. Первоначально оно являлось инструментом подавления, которым пользовалась аристократия против других сословий (с 9 в. до н. э.) С началом использования рабского труда и с завоеванием демосом политич. прав государств, система полиса стала служить для поддержания рабовладельч. системы («рабовладельческая демократия», прибл. с 6 в. до н. э.). В Риме после изгнания царей (6 в. до н. э.) наблюдалось аналогичное развитие. С кон. 2 в. до н. э. по мере обострения социальной и классовой борьбы в рим. рабовладельч. обществе Г. стало все более принимать характер военной диктатуры, воплотившейся в форме принципата (ранняя Римская империя). Т. к. к 3 в. н. э. развились новые формы производств, отношений, потеснившие рабство (колонат), возникла необходимость создать новый вид Г. (доминат), ставшего орудием подавления многочисл. новых эксплуатируемых сословий, находившихся в многообразных формах предфеодальной зависимости.

ГОТЫ

ГОТЫ (лат. Goti), осн. часть герм, племен, иногда Г. называли вост. германцев, в лат. источниках они именуются готонами или Г. В 1 в. н. э. готоны упоминаются как племена, жившие в низовьях Вислы. Позже ими было создано легендарное государство на Днепре. С 330-х гг. Г. становятся соседями Римской империи на Нижнем Дунае. В древности Г. иногда причисляли к гетам и скифам. Со 2-й трети 3 в. между Г. и римлянами начались столкновения. Рим. императоры Клавдий II и Аврелиан нанесли Г. поражение. В 470-х гг. часть Г. искала убежище от гуннов на рим. землях. Вестготы одержали победу над императором Валентом в битве при Адрианополе. Остготы были подданными гуннов. Назв. вест и остготов (благодаря созвучию со странами света) являются искаженным «визиготы» и «аустроготы». С уходом вест и остготов Г. остались на В. (т. н. малые Г. на Балканском полуострове и крымские Г., остатки их языка сохранялись еще в 16 в.). Г. внесли большой вклад в распространение христианства в Германии. На готском яз. написаны древнейшие герм. лит. памятники (Вульфилой - ум. в 383 - переведена Библия). Лит. материал Г. использован в герм, и сев. героич. поэзии.

ГРАВИС

ГРАВИС (лат. глухой, глубокий звук), др.-греч. акцент (знак), слог с понижающимся глубоким ударным звуком, по сравнению с более высоким.

ГРАЖДАНИН

ГРАЖДАНИН (греч. polites; лат. civis), лицо, надел, совокупностью политич. и иных прав и обязанностей в соответствии с греч. и рим. законами.

ГРАЙИ

ГРАЙИ (греч. старухи), 2 или 3 дочери Форкиса (отсюда Форкиады во II части «Фауста» Гёте) и Кето, с прекрасными ланитами и седыми от рождения волосами. Имели единств., общий для всех глаз и один общий зуб, после того как Персей похитил у Г. глаз и зуб, они согласились помочь ему в борьбе с Медузой.

ГРАКХ

ГРАКХ (лат. Gracchus), прозвище плебейского рода Семпрониев, выдающимися представителями которого были оба сына Корнелии.

1. Тиберий Семпроний Г. (162 - 133 до н. э.). Будучи народным трибуном, в 133 в условиях нестабильного положения в стране (разорение свободных крестьян, растущее число безземельных граждан, возрастающее число рабов в больших латифундиях, слабость армии) предложил восстановить др. аграрный закон (представлявший собой часть закона Лициния и Секстия 4 в. до н. э. - ?). В соответствии с ним римлянам запрещено иметь долю ager publicus (обществ, земельного фонда) площадью свыше 500 югеров. Чтобы получить новые крестьянские участки, Г. предложил изъять излишки против установл. нормы у владельцев крупных наделов и разделить их между бедными или безземельными гражданами за незначительную арендную плату (аренда планировалась наследственной). Г. согласовал это предложение с частью латифундистов, выступавших за интенсивное хозяйствование. Большинство сената оказало реформе мощное сопротивление, Г. не был поддержан своим коллегой по трибунату, который наложил на проект вето. После голосования в народном собрании Г. был отстранен от власти (впервые в истории Рима). После принятия предложения была создана комиссия для наделения землей из трех человек. Для проведения в жизнь дальнейших планов (применение пергамского наследства для помощи новым поселенцам, судебная реформа, сокращение срока воинской службы) Г. решил выставить свою кандидатуру в народные трибуны повторно. В день выборов сенат вынес против него consultum ultimum (чревычайное положение); Г. со своими сторонниками был убит сенаторами, руководимыми великим понтификом Т. Корнелием Сципионом Назикой. Хотя закон Г. остался в силе, тем не менее проведение в жизнь было существенно затруднено.

2. Гай Семпроний Г. (153 - 121 до н. э.), младший брат Тиберия. В 123 и 122 был избран народным трибуном. Для продолжения реформ своего брата он стремился заручиться поддержкой всех свободных граждан. Его предложения касались прежде всего судов и основания колоний (в т. ч. и вне Италии). Г. в числе прочего дал всадникам возможность заседать в коллегии присяжных и тем самым осуществить контроль за сенаторами, управлявшими пров., и гарантировал им большие доходы (эксплуатация богатой пров. Азии) и их растущее влияние. Проведением закона о понижении цен на зерно Г. пытался привлечь на свою сторону городской плебс. Однако его предложение о распространении на союзников прав рим. гражданства отдалило от него часть его единомышленников. Образовавшаяся мощная оппозиция оптиматов всеми средствами, в т. ч. с помощью демагогич. законов М. Ливия Друза в 122, помешала переизбранию Г. в качестве народного трибуна в 121 до н. э. В разразившейся гражданской войне Г., засевший со своими сторонниками на Авентине, покончил самоубийством, 3000 его сторонников были уничтожены. Несмотря на то что братья Г. ориентировались на крестьянство, что в условиях развивающегося рабовладельч. хозяйства неизбежно должно было привести к поражению, их деятельность была крупнейшим демократич. движением в рим. истории, и, несмотря на победу нобилитета, она положила начало веку социально-политич. борьбы за перемены в обществ, структуре. В поздней республике и в эпоху Империи Г. пользовались признанием. Особенно высокая оценка их деятельности дана в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха. Казненный в годы реакции якобинец Ф. Н. Бабёф (1760 - 1797) выступал под именем Гракха в своей газете «Трибун народа» за радикальную социальную революцию.

ГРАММАТИКА

ГРАММАТИКА (греч. grammatike techne - умение обращаться с буквами (grammata), первоначально означала искусство чтения и письма; в эллинистич. и рим. время - знание языка и литературы; в поздней античности понятие Г. было сужено до совр. толкования Г. как учения о звучании и формах слов (синтаксис). Софисты положили начало Г. как научной дисциплине (5 - 4 вв. до н. э.). В обучении языковым специальностям Г. и риторика занимали ведущее место, т. к. искусство речи являлось важнейшей предпосылкой успеха в обществ. - политич. жизни. В обучении Г. у софистов в центре находился разбор поэзии - это было особенно важно при разработке филологич. проблем. Своей вершины античная Г. достигла в эллинистич. эпоху, когда древнейшая, воспринимавшаяся как классич. литература была по стилю и языку критически обработана (особенно произведения Гомера, Эсхила, Софокла). Центрами изучения Г. были мусейон в Александрии, где преподавали Аристофан из Византии и Аристарх из Самофракии, которые в числе прочего систематизировали учение о флексиях по принципу аналогий, а также Пергам, где работал Кратес из Маллоса. В противоположность грамматикам из Александрии Кратес, присоединяясь к стоич. воззрениям, отстаивал принцип аномалии (нерегулярности), представл. в словообразовании и учении о формах речи. Стоики создали систему и терминологию Г., которая благодаря римлянам без существ, изменений дошла до сегодняшнего дня. Во 2 в. до н. э. ученик Аристарха Дионисий Фракийский объединил все имевшиеся к тому времени результаты грамматич. исследований в первой греч. T. (Teche grammatike), которая служила учебником Г. вплоть до эпохи Возрождения. В Риме начало научной Г. положил Кратес из Маллоса. Он прибыл в Рим в 169 до н. э. и читал гам лекции о проблемах Г. Крупнейший рим. филолог и исследователь древностей М. Теренций Варрон составил первую основополагающую кнш у по Г. на лат. яз. «De lingua latina» («О латинском языке»). Реммию Палемону (1-я пол. 1 в.) принадлежал первый учебник лат. Г. (утрачен), на котором основывались Г. Доната (4 в.), Присциана (ок. 500) (сохранившиеся). Последние в качестве полезных школьных книг принадлежали к числу наиболее чюаемых в средневековье, они оказывают определ. влияние и в наши дни (при разработке новейших школьных руководств, использовании единой грамматич. терминологии). Именно античной Г., а также литературоведению мы в значительной степени обязаны сохранением шедевров греч. и рим. литературы, знакомством с античными авторами, мноючисл. цитатами из утрач. произведений (той эпохи). При подюговке издания др. текстов были написаны важнейшие труды, комментарии - примечания, пояснения к тексту, собраны редкие и неизвестные выражения, составлялись глоссарии и жизнеописания авторов. Г. (как обучение языку и литературе) занимала важнейшее место в системе высшею образования эпохи античности. Все входившие в эту систему дисциплины изучались в рамках Г., за исключением риторики. Последняя либо представляла собой вторую ступень высшего образования, которая следовала за Г., либо являлась предметом спец. изучения.

ГРАНАТ

ГРАНАТ (греч. rhoa), Г. дерево (punica granatum), распросгран. от Вост. Средиземноморья до Передней Индии культура (punaceae) со съедобными плодами. Богатая дубильными веществами кора ствола ценилась как лечебное средство от ленточных червей. Из плодов изготавливался также краситель. В Греции благоухающие огненно-красные цветы Г. были символом любви, брака и плодородия. Согласно одному из мифов, Аид благодаря Г. добился благосклонности Персефоны. Г. был атрибутом Афродиты как богини брака. К римлянам Г. попал из Карфагена, отсюда его назв. malum punicum. Богиня Гера также изображалась с Г. - символом брака. В античной религиозной орнаментике Г. был излюбл. мотивом (например, лаконские чаши).

ГРАНИК

ГРАНИК (греч. Granikos), река на С.-З. М. Азии (Троада). Здесь Александр Македонский в 334 до н. э. одержал победу над персами.

ГРАФФИТИ

ГРАФФИТИ (итал. graffiti, также sgraffiti), произвольно нацарапанные или вырезанные надписи на стенах, скалах, в местах международного сообщения, на сосудах и'черепках (остраконах), которые содержат информацию о повседневной и частной жизни, а также о хозяйстве, политике. В большом количестве Г. обнаружены в Помпеях и Геркулануме.

ГРАФЭ ПАРАНОМОН

ГРАФЭ ПАРАНОМОН (греч. graphe paranomon), в афинском праве жалоба на противозаконие. С устранением всесилия ареопагов все вносимые жалобы о незаконности любого решения до или после голосования направлялись в народное собрание, после протеста под присягой оспариваемый закон передавался на решение суда присяжных.

ГРАЦИАН

ГРАЦИАН - Флавий (Gratianus) (род. 18. 04. 359 в Сирмии, ум. 25. 08. 383), рим. император с 17. 01. 375, сын Валентиниана I. Еще ребенком в 367 стал соправителем своего отца. После его смерти он принял в Трире управление зап. частью империи и опекунство над своим сводным братом Валентинианом II. Под влиянием своего воспитателя и советника Авзония Г. старался наладить добрые отношения с сенатом. В 378 - 383 по его инициативе шла борьба с алеманнами, сарматами и вестготами на Рейне и Дунае. После поражения у Адрианополя и смерти своего дяди Валета Г. назначил Феодосия I императором Востока. Как ревностный христианин, Г. под влиянием Амвросия выступил против язычников, ариан и донатистов. Он сложил с себя обязанности великого понтифика и покончил с терпимостью в отношении различных направлений веры. Когда начался мятеж узурпатора Максима в Британии, император был покинут своими отрядами и убит.

ГРАЦИИ

ГРАЦИИ (лат. Gratiae), рим. богини красоты, соответствовали греч. харитам.

ГРЕКИ

ГРЕКИ - Первоначально Г. назывались эпирские дорийцы из Иллирии. Италики перенесли это слово на всех Г. Сами Г. называли себя эллинами. Они были индоевропейцами, которые приблизительно с 1900 до н. э. продвинулись на Ю. Балканского полуострова, а до этого занимали венгерскую низменность. Они двигались неск. потоками, заключительное, т. н. дорийское вторжение датируется примерно 1200 до н. э. Три гл. племенные группы Г. составляли эолийцы, дорийцы и ионийцы. В ходе продвижения Г. были заселены также острова Эгейского м. и зап. побережья М. Азии. В период колонизации (8 - 6 вв. до н. э.) почти на всем побережье Черного и Средиземного м., прежде всего в Юж. Италии, были основаны греч. города. Благодаря завоеваниям Александра Македонского Г. пришли в дальние области Передней Азии, где с течением времени возникли эллинистич. государства. После победы римлян над Македонией в 148 до н. э. Греция стала частью рим. государства. В 6 в. в Грецию вторглись славяне. Т. о., в населении совр. Греции имеется сильный славянский компонент, к которому следует добавить албанцев и аромун. Длившееся с 15 в. турецкое господство над Г. было свергнуто в ходе греч. освободительной войны 1821 - 1832.

ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ

ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ (500 449 до н. э.), войны между Персией и др.-греч. городами-государствами, отстаивавшими свою независимость. После того как М. Азия, Вавилон и Египет были завоеваны Киром II и Камбисом II, Дарий I в нач. 5 в. до н. э. продолжил экспансионистскую политику, при проведении которой он столкнулся с малоазийскими греч. городами и полисами материковой Греции. Персы, в 514 до н. э. в походе против скифов овладев Геллеспонтом и завоевав Хиос и Самос, парализовали жизненно важную для прибрежных городов торговлю. Города, пытаясь отстоять независимость и продолжить торговлю, подняли окончившееся неудачей Ионийское восстание. Поддержка восставших Афинами и Эретрией послужила Дарию I поводом для того, чтобы ввести войска в Грецию под предлогом возмездия. И все же перс, походы против материковой Греции были успешными лишь отчасти или кончались тяжелыми поражениями (492-Афон; 490 - Марафон; 480 Фермопилы, Артемисий, Саламин; 479 - Платеи, Микале; 468 - Евримедон; 450 - Саламин и Кипр). По условию компромиссного Каллиева мира 449 - 448 ионийские прибрежные города получали независимость, перс, царь обязывался не вмешиваться в греч. дела, а Эгеида и побережье М. Азии были закрыты для персидско-финикийского флота. К тому же вся торговля в Эгейском и Черном морях переходила в руки греков. В освободит, борьбе против перс, господства эллины проявили не только стойкость боевого духа и патриотизм, но и изрядную военную мощь, которая вывела их из первоначальной стадии оборонительных военных действий и позволила перейти к действиям наступательным. По окончании Г. - п. в. Афины стали ведущим в хозяйств., политич. и культурном отношении полисом Греции. После Пелопоннесской войны, ослабившей греков в военном и политич. отношении, персы вновь получили в 387 по Царскому миру протекторат над малоазийскими греч. городами, но в 336 Александр Македонский начал свой знаменитый вост. поход против Персидской империи, закончившийся ее полным разгромом.

Греко-персидские войны

рис. Военные действия 500 - 478 до н. э.

ГРЕХ

ГРЕХ - Во времена греч. античности Г. понимался как нравств. ошибка (с точки зрения культовых и суеверных представлений). Позднее Г. стали толковать метафизически. В период рим. античности под Г. понимали оскорбление божества. Христианство переняло иудаистское понятие о Г. (обособление индивидуума от личности божества), связанное с этич. ошибкой. Были разработаны догматы греховности (Тертуллиан, Августин).

ГРЕЦИЯ

ГРЕЦИЯ - Географические условия.

Г. представляет собой на 4/5 гористую страну со складчатыми горными цепями третичного периода, сбегающими параллельно побережью на З., и кристаллич. горным образованиями на В. В Ср. и Сев. Г. горы Пинд образуют водораздел между зап. и вост. частью. Олимп на С-В. представляет собой высшую точку над уровнем моря (2911 м). Возникшие геологически недавно через разломы в земной коре Эгейские острова свидетельствуют о том, что когда-то Г. была соединена с М. Азией. Страна делится горами на многочисл. равнинные местности, но располагает лишь немногими достаточно обширными плодородными речными долинами, в которых, подобно прибрежным районам, могло развиваться пашенное земледелие (такие равнины имеются в Фессалии, Беотии, Лаконии, Мессении и Элиде). Средиэем. климат с теплым, сухим летом благоприятствует возделыванию винограда и олив. В Аркадии и на С.-З. Г. первостепенное значение имело скотоводство. Полезные ископаемые (железо, медь, свинец, серебро, глина-мрамор) и древесина горных лесов создавали предпосылки для развития ремесел и судостроения. Сильно изрезанная линия берегов со своими естеств. гаванями и богатство полезными ископаемыми островов Эгейского м. способствовали развитию судоходства. Географич. условия благоприятствовали возникновению мелких, независимых государств и развитию товарного производства.

История.

Крито-микенская эпоха (до 12 в. до н. э.). В 3-м тыс. до н. э. в Эгейском регионе возникла культура эпохи бронзы с важнейшим центром на о. Крит. Здесь началось формирование классов (с 21 в до н. э. строительство дворцов для правителей-царей). Быстро развивались хозяйство (производство бронзы, мор. торговля) и искусство (керамика, живопись). Греч. племена (ахейцы, эолийцы, ионийцы) из сев. областей ок. 1900 до н. э. вытеснили или подавили неиндоевроп. местное население Пелопоннеса и Эллады. Они восприняли (особенно с 16 в. до н. э.) мн. достижения критской культуры (в т. ч. слоговое письмо). Центром власти, которая с 15 в. распространилась на островах Крит, Кипр и других, сделались Микены. С 12 в. до н. э. дорийцы, находившиеся еще на первобытной стадии, начали продвижение с С. Они одержали победу над микенским классовым обществом и переселились в Пелопоннес.

Гомеровский период (11 - 8 вв. до н. э.). После т. н. дорийского вторжения рабство в Г. переживало спад, однако применение железа вызвало новый подъем хозяйства. Ок. 1000 до н. э. началась греч. колонизация зап. побережья М. Азии, которое благодаря постоянным контактам с Востоком превзошло метрополию в экономич. и культурном отношениях. Здесь ок. 800 до н. э. возник эпос Гомера («Илиада» и «Одиссея»), являющийся ценнейшим источником сведений об истории этого периода, несмотря на то что в поэмах описывается легендарная Троянская война (13 - 12 вв. до н. э.).

Период Великой колонизации (8 - 6 вв. до н. э.). Дальнейшее экономич. развитие Г. (специализация ремесел, расширение использования рабского труда, экспорт вина и масла, рост производства керамики, мор. торговля) имело определ. социальные последствия. Крупные землевладельцы из среды родовой аристократии, устранив власть вождей-царей, одновременно поставили в зависимое положение мелких землевладельцев, иногда последние попадали в долговое рабство. В то же время возникли новые слои рабовладельцев: богатые купцы (приблизительно в 650 до н. э. началась чеканка монет) и владельцы ремесл. мастерских. В небольших греч. долинах возникли города, превратившиеся в экономич. и культурные центры, происходило окончательное оформление государств, институтов для обеспечения классового господства имущих. Во мн. государствах демос в значительной степени ослабил позиции аристократии. Вожди демоса часто управляли как тираны. Тирания, однако, в большинстве случаев вскоре была заменена полисным устройством, при этом в органах власти могли участвовать богатые рабовладельцы (олигархия) или все полноправные граждане (демократия). Типичным для рабовладельческой демократии, исключавшей из управления государств, делами рабов, чужеземцев и женщин, было развитие демократии в Афинах, в которых, однако, сохранялась олигархич. оппозиция. Спарта в доэллинистич. время оставалась аристократич. государством. Мн. греч. города-государства основывали в это время колонии, прежде всего земледельч., для получения (из-за недостатка зерна) сельскохозяйств. продукции для растущего населения. Они развивали торговлю для обмена товаров ремесла метрополий на зерно, соленую рыбу, рабов и т. д. Колонизация распространилась на сев. побережье Эгейского, Мраморного и Черного м., Вост. Сицилию и Юж. Италию (сложилась Великая Г.), в меньшей степени - на побережье Юж. Франции, Сев.-вост. Испанию и Киренаику. Основание колонии Навкратис в дельте Нила способствовало развитию греко-египет. торговли. Колонизация наряду с экономич. имела и политич. цели: смягчить социальную борьбу в полисах путем выселения беднейших граждан. В значительной степени колонизация привела к расширению товарного производства и упрочению взаимосвязей внутри государства, сплоченности всех греков («эллинов») в противоположность «варварам». Классический период (5 в. до н. э.). Незадолго до 500 до н. э. персы начали осуществлять свои захватнич. планы в отношении Европы. При этом они находились в союзе с Карфагеном, торговым конкурентом греков в Зап. Средиземноморье. Персидские войны начались с т. н. ионийского восстания малоазиатских греков (500 - 493 до н. э.), которое было поддержано афинянами. В 490 до н. э. перс, войска, высадившиеся в Аттике, были разбиты у Марафона. Такая же участь постигла и Ксеркса, который в 480 до н. э. предпринял поход с целью разрушить Афины (битва при Фермопилах, мор. сражение при Саламине - 480 до н. э., битва при Платеях - 497 до н. э.). В 480 до н. э. карфагеняне были разбиты греками в Сицилии. После этого Афины как сильнейший греч. полис возглавил наступательную войну Афинского морского союза против персов до Каллиева мира 449 до н. э. Значение Афин как торгового и культурного центра непрерывно возрастало (особенно при Перикле). Спарта видела в расцвете демократич. Афин угрозу своим интересам. Положение обостряла также торговая конкуренция между Афинами и Коринфом (членом возглавлявшегося Спартой Пелопоннесского союза). Все это привело к Пелопоннесской войне (431 - 401 до н. э.), которая охватила почти весь греч. мир (включая Сицилию) и вызвала внутр. кризис во мн. греч. полисах (борьба аристократов с демократами, волнения рабов). В 404 до н. э. Афины вынуждены были капитулировать, по условиям мира им запрещено было иметь укрепления и военный флот. Афинский морской союз был распущен. Временное олигархич. правительство Афин признало господство Спарты. Что касается других полисов (Коринфская война 395 - 387 до н. э.), то господство над ними Спарте удалось сохранить только с помощью персов (Анталкидов мир).

Период македонской гегемонии (4 - 2 вв. до н. э.). После победы фиванских демократов (379 до н. э.) Фивы приняли на себя руководство Г. (371 - 362 до н. э.). Политич. раздробленность Г. в 4 в. до н. э. способствовала застою рабовладельч. хозяйства и обнищанию бедняков. Социальная борьба ослабляла полисы. Кризис мог быть преодолен только через государств, централизацию. Эту задачу выполнила Македония, царь которой Филипп II в битве при Херонее (338 до н. э.) разбил греков, руководимых афинскими демократами (Демосфен). Сын Филиппа II Александр Македонский завоевал Персидское царство, создал предпосылки для хозяйств, и культурного подъема в период эллинизма, в котором, однако, участвовала не столько сама Г., сколько эллинистич. государства, образовавшиеся после распада империи Александра Македонского. Г. находилась под властью Македонии до 2 в. до н. э. Самостоятельную политич. оппозицию отстаивали Ахейский и Этолийский союзы, а также Спарта (где сформировался союз обедневших спартиатов с илотами). Рим приобрел влияние в Г. прежде всего как союзник греч. полисов против Македонии. После победы при Киноскефалах над Филиппом V (197 до н. э.) римляне провозгласили лозунг «возврата к свободе». В 168 до н. э. после битвы при Пидне Македония была разгромлена и в 148 до н. э. объявлена рим. пров., к которой в 146 до н. э. после безуспешного повстанч. движения, была присоединена Г. При разделе Римской империи (395) греч. области перешли к Византийской империи. Проникновение варваров (особенно славянских племен) на Балканы в 6 - 7 вв. н. э. ускорило превращение рабовладельч. строя в феодальный.

Греция

Греция

рис. Греция и бассейн Эгейского моря в 5 в. до н.э.

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕЧЕСКАЯ НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГРЕЧЕСКАЯ НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА - создавалась частью на т. н. чистом языке (кафаревуса), ориентированном на др.-греч., частью на разтворном (народном, или демотич., языке). Ситуация двуязычия в совр. греч. литературе уступила место преобладанию народною языка. Сильное влияние народною треч. языка сказалось уже в литературе поздневизангийскою периода: историч. и «интимная» элегия, героич. эпос, сатирич. животный эпос, рыцарский роман, испытавший западноевроп. воздействия (см. Византийская литература). В период турецкою феодальною ига, отразившеюся и на духовной жизни греч. народа, Константинопольская патриархия, административный центр страны, превратилась в нелетальное средоточие всех патриотически настроенных сил. Центрами греч. культуры стали основные и тал. раннебуржуазные города-государства. На 16 17 вв. приходится расцвет литературы (стиховорный эпос, драматургия под влиянием итал. комедии) на о. Крит, находившемся до 1669 под властью Венеции. Народные песни (особенно 18 в.), прославляющие «клефтов» (борцов за нац. освобождение), произведения греч. просветителей, воодушевл. идеями Французской революции (Д. Соломос, 1797 1857, автр нац. гимна Греции), духовно иодютавливали общество к освобождению oт турецк. владычесчва (1821). После короткою спада пагриотич. настроений в кон. 19 в. вновь наступил подьем, во мноюм обусловл. лит. деятельностью И. Психариса (1854 1929, научные труды, художеств, проза на народном языке) и К. Паламаса (1859 1943, поэзия на народном языке), открывших новый, npoгрессивный этап в развитии треч. литературы. В прозе, изображающей жизнь фудовою народа, начали утверждаться принципы критич. реализма (А. Паттадиамантис, 1851 1911). Первым писателем Греции, обратившимся к социальным вопросам, стал К. Теоюкис (1872 1923). Обострение классовых противоречий после первой мировой войны сказалось и на литературе: открыт реакционному лагерю прогивостояли писатели, придерживавшиеся социалистич. убеждении, К. Варналис (1884 1974). Совр. литература, которую одухотворяют социалистич. идеалы, представлена именами Г. Казандзаки (1886 1962), Е. Алексиу. поэтов С Мавроди-Пападаки (род. 1905), Я. Рицоса (род 1909). К числу прогрессивных буржуазных писателей принадлежат Н. Казандзакис (1883 1957). С Миривилис(1892 1969), К. Политис (род. 1897), И. Венедис (род. 1904). А. Сикелианос (1884 1951), поэты Г. Сеферис (1900 1971), О. Элите (род. 1911)

ГРЕЧЕСКИЙ ОГОНЬ

ГРЕЧЕСКИЙ ОГОНЬ - особый вид горючей смеси, первоначальная форма пороха. Впервые (?) успешно применен при осаде Константинополя в 673 архитектором Калликоном. Вероятно, Г. о. состоял из канифоли, серы и селитры и выстреливался через трубу.

ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК

ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК - Входит в индоеврои. языковую семью. Распространялся в Греции с С. в ходе продолжавшихся во 2-м тыс. до н. э. перемещений греч. племен, вытеснивших в течение веков догреч. население, говорившее на прежних языках (пеласги, лелеги), но воспринял ряд заимствований из их словарного запаса. Правильность расшифровки М. Венгрисом т. н. линейного письма Б («микенского») как одного из архаич. греч. диалектов, записанного слоговыми знаками (2-я пол. 2-го тыс.), в настоящее время частично оспаривается. Приблизительно в 10, 9 вв. до н. э. греки заимствовали семитский алфавит и видоизменили его (применение консонантных знаков для гласных). К нач. создания письменности Г. я. уже распался на многочисл. локальные диалекты. Письм. язык с дошедшей до нас литературой сформировался в аттич., ионийском, дорийском и эолийском диалектах, другие диалекты известны юлько по надписям или другим следам. На эолийском диалекте говорили на побережье М. Азии до Смирны на Ю. и на располож. вблизи материка островах (Лесбос), на греч. материке, главным образом в Фессалии Дорийский диалект употреблялся в Пелопоннесе и на юж. островах Эгейскою м. (о. Родос). Ионич, языковая область охватывала малоазиатское побережье oт Смирны до Галикарнаса. Ат гич. яз., находившийся в близком родстве с ионическим, употреблялся в Аиике и претерпел отчетливые специфич. изменения. Некоторые лит. жанры веками сохраняли запас форм, связанных с диалектом, в котором они впервые сформировались. Этот диалект становился языковой основой данного жанра, как, например, ионийско-эолийский для эпоса, дорийский для хорового пения. Диалекты при этом образовывали художеств, лит. язык в отличие oт разговорного, живого и развивающеюся языка. Язык прозы возник в малоазиатской Ионии, классич. проза достигла своего расцвета в аттич. диалекте. Политич. господство Афин, которое в ходе Персидских войн привело к объединению всех треч. племен и достигло своей вершины в 5 в. до н. э., имело следствием проникновение aттич. языковых элеменюв также и в неапич. области. Распространение эюю диалекта было важным потому, что оно способствовало обновлению Афин как центра греч. духовной жизни. Аттич. был языком лит. прозы, риторики и философии, медики в своих сочинениях применяли ионийский диалект язык своего корифея Гиппократа. Македонский царь Филипп II сделал анич. яз. служебным языком своей канцелярии. Когда Александр Македонский завоевал Грецию и восг. - средизем. Страны, в 4 3 вв. до н. э. возник греч. общенародный язык койнэ. Его основы образованы ат гич. диалектом. Близкородст в. ему ионийский диалект воздействовал на койнэ мн. языковыми элементами. В койнэ постепенно вошли и все другие диалекты. В целом процесс был закончен в нач. н. э. Местные диалекты сохранились в незначительном обьеме и после этого (цаконский диалект на Пелопоннесе). Живое развитие этого общего языка стремился сдержать атгицизм. Уси швалось отчуждение греч. литературы от продолжающеюся развиваться разюворного языка. С тех пор как Греция оказалась под рим. господством, Г. я. использовался главным образом в сфере духовной жизни, оставаясь на В. Римской империи наряду с лат. языком вторым официальным служебным языком. При разделении Римской империи Г. я. стал официальным языком для ее вост. части. Койнэ образовал основы для ср. - греч. и развившегося из него новогреч. языка. Одновременно с созданием основ почти всех областей науки и культуры греки создали соответствующую терминологию, причем способность Г. я. к словотворчеству оказалась плодотворной и в наши дни для рождения научных терминов вновь возникших наук, таких, как астронавтика, кибернетика и т. д.

ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ

ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - музыкальное выражение латиноязычных текстов католич. литургий, которое по традиции (вероятно, неосновательно) приписывается папе Григорию I как собирателю и организатору рим. церковного пения. Исполнялось в унисон без инструментального сопровождения в т. н. церковной тональности. Благодаря контактам Каролингов с папством Г. п. стало обычным во Франции, распространилось в Англии, других странах. С появлением многоголосия неоднократно видоизменялось.

ГРИГОРИЙ

ГРИГОРИЙ (Gregorios).

1. Г. Назианзин, род. в 329/330, ум. в 390, арианин из Назианза (Каппадокия в М. Азии), сын епископа Григория Назианзина Старшего, греч. поэт и прозаик, церковный деятель и мыслитель. Друг Василия Великого. В 380 381 стал патриархом в Константинополе, однако на 2-м Вселенском соборе не смог добиться успеха своих церковно-политич. взглядов и вернулся обратно в Назианз. Позднее вел аскетич. образ жизни. Из ею произведений особое значение имеют 45 речей, стиль которых в последующие века считался образцовым. Следует упомянуть 245 писем и стихи, среди которых два составлены в акцентной метрике.

2. Г. Нисский, род. в 335 в Кесарии (Каппадокия), ум. после 394 в Нисе, один из греч. отцов церкви. Брат Василия Великого. Занимал видное положение в теолого-философской области. Благодаря стремлению к синтезу геологии с неоплатонизмом сохранил влияние на позднейших потомков. Среди eго многочисл. догматич., ангиеретич. (в значительной мере аллегорич.) сочинений выделяются четыре произведения против арианина Эвномия, диалог «De anima et resurrectione» («О душе и воскресении»), сочинение «De vita Moysis» («О жизни Моисея») и о жизни его сестры Макрины. Г. Н. славился красноречием, например, в 386 он произнес траурную речь в честь императрицы Фласиллы и ее дочери Пульхерии.

ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ

ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ - род. в 540, Рим, ум. 12. 0З. 604, происходил из высшего сословия, в 572-573 был городским префектом Рима, с 575 жил аскетом, с 579 по 585 был папским посланником при визант. императорском дворе, с 590 стал папой. Г. В. способствовал мирному соглашению с лангобардами, peopганизовал земельные владения рим. церкви (Patrimonium Petri) и заложил тем самым важнейшие основы установления папской власти в Италии. Он защищал колонов от произвола и эксплуатации и выступил защитником интересов лат. населения. Из акций, проводимых им в области церковной политики, следует упомянуть о христианизации англосаксов (с 596), об укреплении связи вестготов с католич. церковью и о защите папского верховенства по отношению к пагриарху Коттстантинополя. Г. В. называл себя Servus servorum dei (Слуга слуг господних). Его «Liber regulae pastoralis» представляла собой в средневековье правила жизни всемирного духовенства. 35 его книг «МогаНа», мистико-морально-аллегорич. изложение книги Хиоба. распространились позже как руководство по этике. Его диалоги о жизни и чудесах итал. аскетов оказали большое влияние на Ср.-век. умонастроения, способствовали чудоискательству. 854 письма Г. В. имеют большое значение для понимания той эпохи. Светское античное образование Г. В. отрицал и стремился заменить его церковным.

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ (Gregorius Turonensis) (538 594), франкский историк и писатель. Происходил из галло-римской знатной семьи, с 573 епископ 1. Тур, поддерживал отношения с выдающимися людьми франкского государства (в частности, с Венанцием Фортунатом). Его осн. труд «История франков» («Historia francorum»), охватывающий период до 591 включительно, представляет собой важнейший историч. источник времени ранних Меровингов. Простым языком, опираясь на позднеантичные источники, но особенно на собств. опыт, Г. Т. освещает историч. события своего времени. Его сочинение, написанное на совр. ему вулы арной латыни поздней античности, интересно с ючки зрения истории языка. Лит. образование Г. Т. было скромным, однако он знал некоторых античных авторов (особенно Вергилия), а также лат. «отцов церкви».

ГРИЛЬПАРЦЕР

ГРИЛЬПАРЦЕР - Франц (нем. Grillparzer) (1791 1872), авсф. драматург и поэт. В драмах и теоретич сочинениях Г. отразилось влияние ашичной литературы. В «Сапфо» (1817) изображается жизнь греч. поэтессы, фагич. противоречия между искусством и действительностью. Стихотворение «На развалинах Сатро Vaccino» (1819) оплакивает гибель античного духа с наступлением христианства. В трилогии «Золотое руно» («Гость», «Аргонавты», «Медея», 1818 1820) Г. исследовал напряж. отношения между миром природы и миром культуры, представители которых Ясон и Медея пришли к трагич. конфликту. По мотивам стихов Овидия и Вергилия в 1829 Г. написал драму «Волны моря и любви». В сочинениях Г. проявилось ею преклонение перед философией Платона и Аристотеля. Давая обстоятельный анализ произведений Эсхила, Софокла и Еврипида, Г. подчеркивал гуманистич. черты античной литературы.

ГРИМ

ГРИМ - Г. пользовались не только актеры и гетеры, он был распространен даже среди мужчин. Во время праздников Г., чаще всею светящейся киноварью, покрывали статуи боюв. В осн. же Г. служил чисю косметич. целям. Чаще всею употребляли тонко истолч. медную зелень для подкрашивания нижних век глаз, сернистую сурьму для крашения и удлинения бровей и ресниц, а также силикат меди для окраски белка глаза в толубой цвет.

ГРИФ

ГРИФ (греч. gryps, заимствованное от ассиростровавилонского kiribu), полуорел, полулев. В античных народных поверьях Г. играл весьма небольшую роль как геральдич. зверь. Считался стражем золотых копей. Изображался на вывесках в средневековье.

ГРОБ

ГРОБ - Остатки деревянных Г. (из досок, а не из бревен) обнаружены в захоронениях микенского времени. Позднее Г. заменялись большими глиняными сосудами (захоронения в пифосах). С гомеровскою времени предпочитали сжигать мертвецов (кремация). Поэтому в 8 и 7 вв. до н. э., а также в эпоху классики захоронения в Г. были редкими. У кельтских племен, у скифов и иберов захоронения в Г. были, напротив, обычными. Погребение мертвых было обусловлено нац. и семейными традициями.

ГРОМА

ГРОМА (греч., лат. groma), измерительный инструмент для фиксирования линии С. Ю. по солнцестоянию в заданной точке, построения линии З. - В. и провешивания параллелей к обеим линиям, что было необходимо для разметки полевых лагерей.

Грома

рис. Переносной прибор с поворотной доской-насадкой (2); 3 угловой крест с визирной нитью A-В и C-D, вращающийся вокруг оси отвеса (4); 5 основание с нанесенным на камне крестом а-b продольная ось, c-d поперечная ось полевого лагеря.

ГРОМАТИК

ГРОМАТИК (лат. gromaticus), рим. землемер, назв. происходит от измерительного инструмента громы.

ГРОСВИТА

ГРОСВИТА - или Росвига из Гандерстейма (нем. Hrotsvith) (ок. 935 973), монахиня и первая нем. поэтесса. Стремясь заменить язычника Теренция христианским материалом для духовного чтения, Г. написала 8 легенд религиозного содержания леонинским гекзаметром или дистихами. 6 драм в ритмической или рифмованной прозе, а также 2 историч. эпоса леонинским гекзаметром о деятельности Оттона Великого («Gesta Oddonis») и ранней истории своего монастыря («Primordia coenobii Gandeshemensis»). Язык Г. отразил влияние античных поэтов (сознательная имитация Теренция, а гакже Вергилия, Пруденция. Седулия, Боэция наряду с Алкуином и Вальгарием), их материал Г. заимствовала в новозаветных апокрифах, деяниях позднеантичных мучеников, священных легендах. Драмы для чтения Г., крупнейшее наследие античных комедий в средневековье, были вскоре забыты, лишь в 1493 Конрад Цельтис обнаружил рукопись в Регенсбурге и организовал в 1501 Editio princeps (первое издание).

ГРУЗИЯ

ГРУЗИЯ - На терр. совр. Г. (или Грузинской ССР) в древности располагались Колхида (на З.) и Иберия (на В.). Земля колхов на Черном м., ставшая известной благодаря милетской колонизации, золотому руну и в качестве родины Медеи, закрепилась в сознании греков уже в древности; напротив, с удаленной от моря Иберией греко-рим. мир вошел в соприкосновение лишь во время 3-й войны с Митридатом и похода Помпея в Закавказье (66 - 65 до н. э.). В кон. античности племена лазов как наследники колхов и обитатели эгих областей достигли такою значения, что Колхиду стали называть греч Лазикой. На смену перс, влиянию на Г., в особенности на Иберию, в средние века с 4 в. на христиан-иберов распространилось сильное влияние Византии.

ГРУППА ИЛЬДЕФОНСО

ГРУППА ИЛЬДЕФОНСО (по прежнему местонахождению замку Ильдефонсо в Испании), находящаяся ныне в Мадриде скульптура эпохи Адриана, представляет двух стоящих у жертвенника юношей. Эта работа, вытюлн. в манере, близкой творениям Поликлета и Праксигеля («Савроктон») и снабж. рим. дополнением (голова Антиноя), является типичным образцом эклектизма, свойств, работам эпохи поздней античности.

ГРУШЕВОЕ ДЕРЕВО

ГРУШЕВОЕ ДЕРЕВО (греч. apion, лат. pirum). Етитпяне и семитские народы Г. д. не культивировали. Гомер упоминает Г. д. в саду у Антиноя. К римлянам оно попало из Греции, Карфагена и Александрии. Назв. сортов Г. д. (примерно 35, 1 в. н. э.) позволяет судить об их происхождении.

ГУМАНИЗМ

ГУМАНИЗМ - 1. (humanismus, от лат. humanitas). Словом humanitas Цицерон обозначал идеал греч. образования, образ мыслей, достойный человеч. жизни; однако в рамках, огранич. античным строем., Г. мог быть осуществлен только для верхней части обществ, пирамиды. Вскоре появилась тенденция сужения широкого понятия Г., охватывающего совокупность различных сторон жизни. Он был сведен до значения школьного образования. Греко-рим. дискуссии на эту тему в средневековье отступили на задний план перед церковным идеалом, однако наряду с этим идеалом сохранилось понимание и признание значения светского образования (humaniora). Начиная с 13 в. оно усиливало нац. самосознание городской буржуазии. В это время Г. стал средством идейных споров наиболее образованной части общества против господства дворянства и церкви. Это способствовало развитию большинства спец. наук. Начавшееся в Европе просветительское движение внесло решающий вклад в экономич., обществ., культурное и техническое развитие, получившее общее назв. «Ренессанс». Шла борьба за духовное освобождение личности от схоластики и церковных канонов. Человек все больше становился центром внимания. Истинный образ человека воплощался в античном идеале образования. Этому идеалу стремились подражать в области литературы, политики и социальной жизни. Ведущие деятели Ренессанса в Италии, такие, как Данте, Петрарка, Боккаччо, Пико делла Мирандола, рассматривали в качестве образца для подражания известных римлян, хотя проявляли интерес и к грекам. После завоевания Константинополя турками (1453) эмигрировавшие оттуда в Италию ученые в возрастающей мере способствовали распространению и греч. культуры. Усилился интерес к античным текстам как источникам новых взглядов на жизнь. Хранившиеся в монастырях античные рукописи увидели свет благодаря книгопечатанию, изобретенному после 1464. Людей, занимающихся распространением античных образцов в эпоху Ренессанса в Италии, а также во Франции, Англии и Нидерландах, называли гуманистами. В Германии в Г. видели особую педагогич. цель воспитания ораторов, поэтов, философов. Все это получило распространение благодаря реформе образования, проходившей в рамках Реформации, через школы и церкви (Рейхлин, Меланхтон). Однако Г. Ренессанса был ограничен небольшой прослойкой образованных людей, он не достиг и не мог охватить широких масс народа.

2. в античности (лат. humanitas человечность, человечество), пропагандировавшийся Цицероном идеал образования знатных римлян, содержанием которого было воспитание людей через образование по греч. образцу. Слово «Г.» применялось Цицероном очень часто в значении «высшее образование», «духовная культура», причем здесь играл роль и обществ, аспект этого понятия («обязательный для знати образ жизни»). Во времена Империи, особенно благодаря влиянию Стой, Г. все больше приобретает значение разумного человеч. поведения по отношению к другим людям, независимо от уровня образования. Поэтому формула Геллия: «Гуманизм в республике = греч. paideia, гуманизм в империи = греч. philanthropia» (paideia воспитание, philanthropia - дружелюбие к человеку), безусловно упрощенная, в сущности справедлива.

ГУМАНН

ГУМАНН - Карл (нем. Humann) (1839 - 1896), нем. инженер, археолог-любитель. При строительстве дороги в М. Азии открыл алтарь Зевса в Пергаме. На рельефную плиту этою сооружения он натолкнулся уже в 60-е гг. В 1878 ему было поручено руководство раскопками в Пергаме, которые он проводил до 1886. В 90-е гг. перенес раскопки в Магнесию на Меандре. Г. издал труд «Результаты раскопок в Пергаме», 1880 - 1888.

ГУМБОЛЬДТ

ГУМБОЛЬДТ - Вильгельм фон (нем. Humboldt) (1767 - 1835), нем. ученый, лингвист, теоретик искусства, поэт и либеральный государств, деятель. После овладения др. яз. Г. перешел к изучению документов, интерес к которым пробудили в нем труды И. Винкельмана. В статье «Об изучении древностей, в особенности греческих» (1793) и в «Эстетических опытах» (1799) Г. подчеркивал выдающееся значение греч. искусства, сознавая, что его основу составляло рабство. Г. побуждал Ф. Шиллера к переводам с греч. трагедий Еврипида. Всеобъемлющее знание греч. яз. и метрики проявилось в переводах Г. (Пиндар - 1792, Эсхил - 1816) и дало ему возможность помогать своими советами в работе Шиллеру и Гёте. В 1809 Г. стал министром просвещения. К числу ею важнейших заслуг принадлежит основание Берлинского университета и возрождение гимназий, в чем проявилось его стремление к реализации идеала классич. образования.

ГУНАИН ИБН-ИСХАК

ГУНАИН ИБН-ИСХАК (Hunain ibn Ishaq) (808 - 873), несторианско-араб. врач при дворе халифов династии Аббасидов. Своими профессионально точными переводами заложил основы восприятия в исламском мире научных достижений Др. Греции, особенно медицины Галена.

ГУННЫ

ГУННЫ - кочевой народ из Внутр. Азии. Упоминается в 300 до н. э. в китайск. литературе. Когда китайцы сумели отразить разбойничьи грабительские походы Г., и без того непрочное Великое государство Г. распалось на орды. Часть Г. вторглась на З. Они разрушили в 375 остготское государство на Дону (дав толчок к Великому переселению народов) и yгрожали Римской империи. Наиболее могуществ. царем Г. был Аттила.

ГУРНИЯ

ГУРНИЯ - позднеминойское городское поселение 16 в. до н. э. на В. о. Крит у зал. Мирабелло. Американские раскопки 1901 1903 исследовали большую часть этого густонасел, в прошлом города с узкими переулками, площадями (рыночной и предназнач. для торжеств), небольшим дворцом. Поселение знакомит с городским строительством времен расцвета др. критской культуры.

ГУСИ

ГУСИ - В античности были известны дикие виды Г., в осн. серые Г. и гуменники. Птиц отлавливали силками и сетями. Впервые дикие Г. были приручены в Египте. В Греции Г. разводили прежде всего из-за их красоты, позже - ради дешевого мяса. В Афинах Г. служили жертв, животными беднякам. У Г. ценился также пух. В Риме и в его пров. Г. откармливали в широких масштабах. Особенным деликатесом служила гусиная печень. В Риме Г. славились как бдительные и плодовитые птицы. Благодаря этим свойствам они служили атрибутом Марса и Афродиты, Эрота и Приапа, а также символом женской хозяйственности.

ГУТТЕН

ГУТТЕН - Ульрих фон (нем. Hutten) (1488 - 1523), выдающийся гуманист, поэт. Принадлежал к рыцарскому сословию, вел подвижный образ жизни, благодаря чему вошел в соприкосновение с центрами гуманизма. В 1517 Максимилиан I увенчал его лавровым венком поэта. Участвовал в борьбе против Рима, проявив при этом неумолимую ожесточенность и бескомпромиссность (например, издал сочинение Лоренцо Валлы «De donatione Constantini» - «Дары Константина», в котором было убедительно доказано, что т. н. дар Константина был фальшью). Среди многочисл. сатирич. памфлетов, речей, диалогов, стихов Г. особенно выделяются диалоги, подражающие античным образцам Лукиана («Разговор мертвых»), написанные на лат. и нем. яз.: «Phalarismus», 1517; «Fortuna», 1519; «Febris» («Лихорадка»), 1519; «Vadiscus sive Trias Romana» («Вадиск, или Римская троица»), 1520. Образ Арминия из «Анналов» Тацита благодаря «Arminius» Г. (1519 - 1520) положил начало соответствующей литературе. Г. считался автором второй части «Писем темных людей».

Предыдущая страница Следующая страница