Словарь античности
Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭАК"-"ЭКК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭАК"-"ЭКК")

ЭАК

ЭАК - сын Зевса и Эгины, отец Теламона и Пелея, считался мифич. основателем рода Эакидов. После смерти за благочестие и справедливость стал вместе с Миносом и Радамантом одним из трех судей в подземном царстве, согласно другому мифу - привратником Гадеса.

ЭБОРАК

ЭБОРАК (лат. Eburacum), совр. г. Йорк, поселение британских кельтов, со времен Веспасиана - лагерь рим. легионеров и резиденция наместника. В 3 в. Э. стал колонией и столицей Нижней Британии (Britannia Inferior), в 4 в. - резиденцией епископа. Здесь умерли императоры Септимий Север и Констанций 1 Хлор (соответственно в 211 и 306). В 5 в Э. был покинут римлянами и заселен англосаксами.

ЭВАНС

ЭВАНС - сэр Артур (Evans) (1851 - 1941), англ. археолог, инициатор раскопок дворца в Кноссе (о. Крит), научные результаты которых имели исключительное значение для исследования минойской культуры на о. Крит. Некоторые реконструкции Э. в наши дни оспариваются.

ЭВБЕЯ

ЭВБЕЯ (греч. Euboia), большой, вытянутый в длину, гористый остров у вост. побережья Центральной Греции, отдел, от нее узким прол. Эврип (у Халкиды шир. прол. 15 м). Остров был заселен главным образом ионийцами. Важнейшие города Э. Халкида и Эретрия в 7 в. до н. э. были крупными торговыми центрами, основавшими колонии на Сицилии, в Италии и Халкидике. Ок. 700-650 до н. э. между обоими городами происходила ожесточенная война за терр. (1-я общегреческая коалиционная война). В 506 до н. э. Халкида была завоевана афинянами, а Эретрия в 490 до н. э. была разрушена персами. В 1-м Афинском морском союзе участвовало приблизительно 12 эвбейских городов, попытки выхода из него были подавлены в 446 до н. э. Периклом. С 411 до н. э. Халкида и Эретрия вновь стали самостоятельными. В эллинистич. время Халкида превратилась в сильную крепость.

ЭВБУЛ

ЭВБУЛ (греч. Eubulos), афинский финансист и политик, с 354 до н. э. был управляющим теорикона, т. е. зрелищных денег, которые государство выделяло беднейшим гражданам для посещения театров. Под руководством Э., вскоре распространившимся на все государств, финансы, было снаряжено войско и построен флот. С 348 до н. э. Э. был одним из лидеров антимакедонской группировки.

ЭВГИППИЙ

ЭВГИППИЙ (Eugippius), ум. после 532, аббат монастыря Северина Lucullanum близ Неаполя, мн. лет был спутником христианского аскета Северина в пров. Норик (Австрия). Написал биографию Северина («Commemoratorium de vita Sancti Severini»), которая благодаря простой и убедительной форме изложения является своеобразным источником по истории этой пров. в эпоху Великого переселения народов, рассказывает об упадке рим. культуры в пограничной области.

ЭВЕРГЕТ

ЭВЕРГЕТ (греч. euergetes - благодетель), почетное звание, заимствованное в греч. государствах, распространилось в эпоху эллинизма. Его носили цари Птолемей 111 и Птолемей VIII.

ЭВМЕЙ

ЭВМЕЙ (греч. Eumaios, лат. Eumaeus), в «Одиссее» Гомера верный свинопас Одиссея. Финикийцами был похищен у его царственного отца и продан Лаэрту, отцу Одиссея. Э. помогал возвратившемуся домой Одиссею в его борьбе против женихов Пенелопы.

ЭВМЕН

ЭВМЕН (греч., лат. Eumenes).

1. Э. из Кардии, 362 - 316 до н. э., личный секретарь и дипломат Александра Македонского, после его смерти выступал за сохранение целостности его царства. В 321 до н. э. получил должность стратега в М. Азии и установил в войсках культ Александра.

2. Э. II, старший сын Аттала I, 197-159 до н. э., царь Пергама, сумел дать отпор галатам (кельтам). Его царство распространялось до Тавра, и благодаря союзу с Римом Э. II. достиг господствующего положения в М. Азии. Оставил после себя г. Пергам в цветущем состоянии (строительство алтаря Зевса). Э. II. считался эллинистич. меценатом.

ЭВМЕНИДЫ

ЭВМЕНИДЫ (греч. благожелательные богини), другое обозначение эриний, которые перестали считаться богинями мщения и стали божествами благодати, предотвращающими несчастье и дарующими плодородие. Э. был посвящен культ (в частности, в Афинском ареопаге). Драма Эсхила.

ЭВМОЛП

ЭВМОЛП (лат. Eumolpus), сын бога Посейдона, в борьбе против Эрехфея потерпел поражение вместе с элевсинцами. Э. считался учредителем Элевсинских мистерий. Его потомки Эвмолпиды были жрецами Деметры в Элевсине.

ЭВН

ЭВН (Eunus), сирийский раб, вождь 1-го сицилийского восстания рабов (136-132 до н. э.). В подражание эллинистич. правителям был провозглашен в Энне царем под именем Антиоха, основал Новосирийское царство. К восставшим присоединился киликиец Клеон, под руководством которого на Ю.-З. острова возник второй центр восстания. Рабы овладели неск. городами, их гл. опорным пунктом был Тавромений, который был захвачен рим. консулом П. Рупилием в результате измены. Клеон погиб в сражении. Э. скончался в заключении в Риме.

ЭВНОМИЯ

ЭВНОМИЯ (греч. законный порядок), богиня, одна из трех гор.

ЭВОКАЦИЯ

ЭВОКАЦИЯ (лат. evokatio - призыв), религ иозный обряд, посредством которого римляне при осаде города призывали богов - покровителей осажденных и посвящали им в Риме культовые сооружения. Римляне верили, что этим они лишали вpaгов защиты богов, обеспечивая ее себе.

ЭВПАТРИДЫ

ЭВПАТРИДЫ (греч. сыновья благородного отца), агтич. родовая знагь, до реформы Клисфена представляли привилегированное сословие в Афинах.

ЭВПОЛИД

ЭВПОЛИД (446-412 до н. э.), греч. автор комедий из Афин, друг, а позднее соперник Аристофана. Его комедии (которых, вероятно, 14) ставились между 429 и 412 до н. э. Сохранившиеся фрагменты характеризуют Э. как остроумного шутника с полетом фантазии; в его комедиях нашла отражение актуальная политич. тематика. Особенно известны его «Demoi» («Общины»), в которых автор вывел из подземного царства Солона, Мильтиада, Аристида и Перикла, чтобы дать советы для улучшения политич. отношений в Афинах.

ЭВР

ЭВР (греч. Euros, лат. Eurus или Volturnus), югостровост. ветер.

ЭВРИДИКА

ЭВРИДИКА - в греч. сказаниях жена Орфея.

ЭВРИКА

ЭВРИКА (греч. heureka - я (это) нашел), возглас, приписываемый Архимеду, который, находясь в ванне, открыл закон гидростатич. взвешивания, отсюда Э. - возглас радости при разрешении трудной проблемы.

ЭВРИКЛЕЯ

ЭВРИКЛЕЯ - преданная кормилица Одиссея, во время его отсутствия управляла его хозяйством, воспитывала Телемаха, первой узнала вернувшегося домой Одиссея.

ЭВРИМЕДОНТ

ЭВРИМЕДОНТ (греч. Eurymedon), река в малоазиатской Памфилии, совр. Кёпрюзу. Стала знаменитой после того, как сын Мильтиада Кимон одержал победу над персами при помощи сухопутных и мор. сил в битве 465 до н. э. (по другим данным, в 469 - 468 до н. э.).

ЭВРИСФЕЙ

ЭВРИСФЕЙ (греч. Eurystheus), мифич. царь Микен. Ревнивая Гера, воспользовавшись обещанием Зевса сделать властелином ранее родившегося ребенка, ускорила рождение Э. до рождения Геракла. Благодаря этой уловке Геры Геракл был вынужден по требованию Дельфийского оракула выполнить на службе у слабого, трусливого Э. 12 великих подвигов. ЭВРИХ, король вестготов в 466-484. При его правлении вестготы расторгли отношения федератов с зап.-рим. государством; благодаря этому Э. в 475 добился полного политич. признания. Вестготское право было кодифицировано ок. 475 под назв. Codex Euricianus.

ЭВРОТ

ЭВРОТ (греч. Eurotas), гл. река Лаконии, протекает ок. Спарты.

ЭВТЕРПА

ЭВТЕРПА - или Евтерпа (греч. Euterpe - восхитительная), одна из девяти муз.

ЭВТИМИД

ЭВТИМИД (греч. Euthymides), вазописец аттич. краснофигурного стиля кон. 6 в. до н. э., вероятно, учитель Клеофрада. Э. обозначено на семи расписанных им сосудах, причем на одном из них имеется выразительное указание на то, что Э. рисует лучше, чем Евфроний.

ЭВТИНА

ЭВТИНА (греч. euthyne). Афинское законодательство предусматривало Э. - представление отчета должностным лицом по окончании срока пребывания его в должности. Отчет начинался с проверки истрач. государств, средств. Если он признавался неудовлетворительным, дело передавалось в суд присяжных с обвинением в адрес данного лица в злоупотреблении, растрате или подкупе. Мера наказания могла достигать десятикратного возмещения выявл. денежного ущерба. Проступки должностного лица, не связанные с финансовыми злоупотреблениями, разбирались филами, после чего дело поступало в компетентные судебные органы.

ЭВФЕМИЗМ

ЭВФЕМИЗМ (греч.), прием художеств, речи, замена конкретного обозначения угрозы или непристойного понятия смягчающими или приукрашивающими выражениями. Э. стали обычными в языке культа и суеверий (эвмениды вместо эриний), распространены прежде всего в литературе.

ЭВФИНТЕРИЯ

ЭВФИНТЕРИЯ (греч.), верхний слой, выравнивающий фундамент строительного сооружения. На Э. опирается ступенчатый цоколь.

ЭВФОРИОН

ЭВФОРИОН (лат. Euphorion).

1. Крылатый сын Ахилла и Елены на острове блаженных, отверг любовь Зевса и был за это убит молнией. Во 2-й части «Фауста» Гёте Э. - сын Фауста и Елены.

2. Эллинистич. поэт из Халкиды (Эвбея) (276/275 - ок. 200 до н. э.); позднее возглавлял библиотеку в Антиохии (на Оронте). Из его трудов по истории культуры ничего не сохранилось; благодаря находкам папирусов до нас дошли фрагменты его поэзии, отражающие эрудицию Э. Он был образцом для рим. неотериков и важнейшим представителем развившегося в эллинизме эпиллия.

ЭВФРАНОР

ЭВФРАНОР - из Истма (греч. Euphranor), живописец и скульптор 4 в. до н. э. В числе его работ - картины для Stoa Eleutherios в Афинах, в т. ч. изображение битвы при Мантинее (362 до н. э.). Из его скульптур особой популярностью пользовался «Парис», по некоторым предположениям, эта скульптура соответствует бронзовой статуе из Антикиферы.

ЭГАТСКИЕ ОСТРОВА

ЭГАТСКИЕ ОСТРОВА - группа островов, располагающаяся к С. от Сицилии. Приобрели известность в связи с мор. сражением 242 до н. э.; победа рим. флота под предводительством Гая Лутация Катула над флотом Карфагена решила исход 1-й Пунической войны в пользу Рима.

ЭГЕЙ

ЭГЕЙ - сын царя Пандиона, мифич. афинский царь, супруг Этры, отец Тесея. Перед отплытием Тесея на Крит Э. условился с ним, что тот в ознаменование одержанной над Минотавром победы на обратном пути поднимет белый парус. Тесей по ошибке поднял черный парус. Э. решил, что его сын погиб, и бросился в море. Возможно, имя Э. дало назв. Эгейскому м.

ЭГЕЙСКОЕ МОРЕ

ЭГЕЙСКОЕ МОРЕ (греч. назв. образовано от имени гг. Aigeus или Aigai на Эвбее), богатое островами море (Киклады, Спорады), располож. между собственно Грецией, Фракией, М. Азией и Критом. В Э. м. входили Фракийское м. на С, Миртосское м. между Пелопоннесом и Кикладами и Критское м. на Ю. Освоение Э. м. сыграло большую роль в развитии греч. цивилизации (мореплавание, экономика), на его побережье находились торговые и культурные центры микенского, архаич. и классич. периодов (Милет, Афины, Коринф и другие).

ЭГЕРИЯ

ЭГЕРИЯ - 1. Рим. нимфа источника, возлюбл. (или жена) и мудрая советчица царя Нумы Помпилия. Наряду с Каменами почиталась в Риме перед Porta Сарепа, считалась также богиней-покровительницей рожениц.

2. Другое имя аббатисы и писательницы Этерии.

ЭГИДА

ЭГИДА (лат. aegis - козья шкура), согласно Гомеру, сделанный Гефестом щит Зевса, потрясая которым он наводил ужас на врагов. В более поздних мифах Э. - щит или доспех с натянутой на нем шкурой животного, с изображением змееголовой Горгоны. Э. являлась атрибутом божеств, например Зевса, Аполлона и Афины. Последняя носила ее накинутой на плечи и грудь как предмет женского туалета. В переносном смысле Э. - защита, покровительство (выражение «под эгидой»).

Эгида

рис. Афина с эгидой

ЭГИНА

ЭГИНА (греч. козий остров), остров с одноим. городом в Сароническом зал. перед Аттикой. В историч. времена Э. была заселена дорийцами. Уже в доисторич. период (с 18 в. до н. э.) Э. представляла собой важный торговый центр, экономич. и культурный расцвет которого приходился на 6-5 вв. до н. э. (собств. денежная система; система мер и весов; культ Зевса; сооруж. ок. 500 до н. э. дорич. храм Афайи со знаменитыми фронтонными скульптурными группами, хранящимися в наст, время в Мюнхенской глиптотеке; театр; стадион). В 456 до н. э. из-за торгового соперничества и политич. разногласий остров был завоеван афинянами, изгнавшими эгинцев, которые нашли пристанище в Спарте. После мор. сражения возле Эгоспотамов остров был возвращен коренным жителям. Со 133 до н. э. Э. принадлежала Риму.

ЭГИСФ

ЭГИСФ - в греч. мифологии - сын Фиеста и его дочери Пелопии, которая, родив сына, бросила младенца. Атрей принял Э. в свою семью как родного сына, воспитал при своем дворе и поручил убить Фиеста. Но Э. узнал в жертве своего отца и убил Атрея. После смерти Фиеста сыновья Атрея Агамемнон и Менелай изгнали Э. из Микен. Во время пребывания Агамемнона под Троей Э. вступил в связь с его женой Клитемнестрой, вместе с ней Э. вероломно убил вернувшегося Агамемнона. Э. был умерщвлен Орестом, мстившим за смерть отца. Греч, трагики и Сенека изображали Э. трусливым и жестоким обольстителем.

ЭГНАТИЕВА ДОРОГА

ЭГНАТИЕВА ДОРОГА (лат. via Egnatia), пролож. римлянами вскоре после 146 до н. э. дорога от Диррахия (Dyrr(h)achium, совр. Дуррес) до Фессалоники. При Августе Э. д. была продолжена до Кипселы в нижнем течении р. Гебр. Подробное описание пути по Э. д. дают рим. итинерарии и Певгингерова таблица. От Гебра путь раздваивался; достигнуть Византия можно было двумя способами -вдоль побережья Мраморного м. и через Адрианополь. Происхождение назв. «Э. д.» вызывает споры; скорее всего, оно связано с г. Эгнация.

ЭГОСПОТАМЫ

ЭГОСПОТАМЫ (греч. козья река), поселение и река того же назв. на побережье Херсонеса Фракийского у Геллеспонта (Дарданеллы); получили известность в связи с победой, одержанной в 405 до н. э. спартанцами под предводительством Лисандра над афинянами в мор. сражении; этим фактически закончилась Пелопоннесская война.

ЭДИКТ

ЭДИКТ (лат. указ). Рим. магистраты при вступлении в должность публиковали в Э. принципы исполнения своих обязанностей. Э., особенно - praetor urbanus, благодаря содержавшимся в них осн. принципам судебной деятельности имели решающее значение для дальнейшего развития рим. права. Со времен Адриана существовали неизменные Э. (edictum perpetuum). В средневековье и в новое время Э. стали называться распоряжения верховной власти (например, Нантский Э.).

ЭДИКТ О ТВЕРДЫХ ЦЕНАХ

ЭДИКТ О ТВЕРДЫХ ЦЕНАХ - и заработной плате Диоклетиана (Edictum Diocletiani). В 301 император Диоклетиан издал эдикт, направл. на борьбу со спекуляцией и ростовщичеством. В соответствии с Э. устанавливались твердые цены на продовольств. товары и предметы роскоши, а также твердые ставки заработной платы для ремесленников и поденщиков. Его действие распространялось на всю Империю, но вследствие различного уровня хозяйств, развития отдельных ее терр. Э. создал возможности для финансовых спекуляций и был вскоре отменен.

ЭДИКУЛА

ЭДИКУЛА (лат. комнатка, домик), небольшое здание, храм, гробница; архитектурное обрамление портала, окна или ниши, образованное колоннами или пилястрами, опирающимися на подножие и увенчанными фронтоном. Ниши предназначались для установки статуй, портретов, урн; украшали стены, фасады сцен рим. театров. В средние века Э. была известна только в романских странах. С эпохи Ренессанса получила распространение во всей Европе.

ЭДИЛ

ЭДИЛ (от лат. aedes - храм), городской магистрат. Наиболее известны рим. магистраты. Первоначально, начиная с 491 до н. э., Э. были помощниками народных трибунов. Законами, изданными в 367 до н. э., в период правления Лициния и Секстия, к ним были добавлены два Э., избиравшиеся из патрициев. В их обязанность входили надзор за строительством, состоянием улиц, храмов и рынков, а также раздача хлеба, проведение обществ, игр и охрана государств, казны. В императорскую эпоху Э. постепенно утратили свое значение.

ЭДИП

ЭДИП (лат. Oedipus -опухшая нога), в греч. мифологии сын фиванского царя Лая и Иокасты, огец Антигоны, Исмены, Этеокла и Полиника. Дельфийский оракул предсказал, что Э. в будущем станет убийцей своего отца и супругом матери, поэтому он по приказанию отца ребенком был брошен на съедение зверям, с проколотыми ногами. Найденный пастухами, Э. был передан бездетному коринфскому царю Полибу, который воспитал его как своего сына. В Фокиде Э. встретил на перекрестке дорог своего отца Лая и убил его, не зная, что убил отца. Он освободил Фивы от Сфинкса, решив его загадку, стал там царем и, ничего не подозревая, женился на своей матери. Узнав истину, он ослепил себя. Оскорбл. сыновьями, он проклял их и умер в Фивах или, по другой версии, в изгнании, привед. перед смертью Антигоной в аттич. рощу Колон. Миф об Э. в античной литературе разрабатывали Софокл («Эдип-царь», «Эдип в Колоне») и Сенека Младший («Эдип»). Эта тема вновь появляется в литературе Возрождения (Боккаччо, Ганс Сакс), затем во франц. классицизме (Корнель), у Драйдена и Вольтера, по большей части трактовки этой темы очень близки к Софоклу. А. фон Платен написал в 1828 сатиру на Иммермана («Романтический Эдип»). В 1906 появляется «Эдип и Сфинкс» Гофмансталя. 20 в. отличается стремлением переместить конфликт во внутр. мир Э., который из слепца становится поистине видящим и покоряется судьбе, как в пьесе Ж. Кокто «Адская машина» (1934) и у Т. С. Элиота «Пожилой государственный деятель» (1958), перемещающего этот сюжет в наст, время. Существуют и трактовки, опирающиеся на сформулированный 3. Фрейдом эдипов комплекс (любовь к матери, ненависть к отцу), например пьеса нидерланд. писателя М. Круазе «Эдип и его мать» (1950). Живопись Энгра, музыка Мендельсона к спектаклю «Эдип в Колоне» (1845); оперы Перселла, Стравинского. Фильм Кокто.

ЭДИЦИИ

ЭДИЦИИ (лат., франц. edition - издание), в узком смысле слова печатные издания текстов с 15 в. (editio princeps - печатное первоиздание). Совр. научные издания (editio critica) представляют собой не только сам текст (editio minor), но включают также в определ. системе обзор источников и сообщение о работе ученых над текстом (editio maior), что облегчает знакомство с ним читателя. В интересах изложения и с учетом особенностей использования печатной техники развились определ. традиционные формы научных изданий. Во введении к изданию (praefatio) характеризуется состояние источников и их взаимозависимость. Во внешнем оформлении не требуется копирования подлинного текста, издатель имеет известную свободу действий в расчленении материала, орфографии, пунктуации, что оговаривается во введении. Варианты передачи отмечаются в т. н. критич. аппарате, обычно ниже текста, в античности, как правило, на полях. Далее помещается научный аппарат. Для этого существует ряд знаков (еще с античных времен) и скобок, отмечающих пропуски в тексте, добавки, вставки, вычеркивания, перестановки, решения о сокращении и изменениях в тексте. При необходимости в особой рубрике сопоставляются исходные данные (свидетельства, источники, параллели, выписки, цитаты, предположения, комментарии). Особые технич. трудности существуют при редактировании текстов, для которых имеются сильно отличающиеся друг от друга их первоначальные редакции (их располагают в неск. параллельных столбцах), и при наличии фрагментов (цитаты, выписки, папирусы и т. д.). Тексты, основанные на единичных свидетельствах (надписи, папирусы, палимпсесты), передаются в соответствии с правилами дипломатики. Вид Э. меняется в зависимости от размещения перевода или комментария (параллельно, внизу, после текста или же отдельно от него). Указатель раскрывает текст для читателя с различных точек зрения (названия, предмет, язык, грамматика). Каждый текст имеет особые проблемы передачи, текстологии и Э.

ЭДУИ

ЭДУИ - кельтское племя в Ср. Галлии, жившее на терр. между Луарой и Сеной; гл. город Бибракте, в 12 до н. э. был переименован в Августодун (Autun). Еще до Цезаря Э. считались «союзниками римского народа», потом примкнули к Цезарю и способствовали решительной борьбе римлян против свевов Ариовиста, поддержанных секванами. В 52 до н. э. Э. покинули Цезаря, но после поражения Верцингеторига вновь перешли на сторону Рима. Э. первыми среди галльских народностей получили в 48 н. э. при Клавдии I право быть сенаторами и занимать почетные выборные должности (Ius honorum).

ЭЗОП

ЭЗОП (лат. Aisopus), греч. баснописец 6 в. до н. э. История его жизни полна легендарных подробностей (калека, раб, происходивший из Фригии или Фракии; жил на Самосе и был отпущен там на волю; послан Крезом в Дельфы и сброшен местными жителями со скалы из-за возникших между ними распрей). Э. славился как искусный баснописец, который в своих баснях умел сочетать понятный простому люду краткий развлекательный сюжет с побуждающей к размышлению моралью, основанной на жизн. опыте человека из низов. Ходившие в народе и приписывавшиеся Э. басни собрал воедино Деметрий Фалерский. Более поздние обработки т. н. Эзоповых басен принадлежат Бабрию и Федру. Басни Э. оказали влияние на творчество Лютера, Лафонтена, Лессинга и Крылова.

ЭЙНГАРД

ЭЙНГАРД - или Эгингард (Einhard, Eginhard) (770-840), ученый, происходил из знатной франкской семьи, воспитывался в монастыре Фульда, пользовался особым доверием императора Карла Великого, который сделал его аббатом неск. монастырей. Сочинение Э. «Жизнь Карла Великого» («Vita Caroli Magni») объединило в блестящей форме собств. наблюдения с биографич. схемами Светония и считается одной из лучших биографий средневековья. Авторство Э. в труде «Annales Einhardi» сомнительно. Под наблюдением Э. находилось строительство обществ, зданий в Ахене, Михельштадте и Зелигенштадте. Достоверно известно об изучении им сочинения Витрувия «De architectum».

ЭЙРЕНА

ЭЙРЕНА - или Ирена (греч. eirene, лат. pax - мир), богиня мира, одна из трех гор. Наиболее известное изображение Э. в пластике (с мальчиком Плутосом), созданное Кефисодотом и установл. на афинском рынке, до нас дошло в рим. копии (хранится в Мюнхене).

ЭКБАТАНА

ЭКБАТАНА (Ekbatana), столица Мидии, находилась на месте совр. Хамадана (Иран). Согласно Геродоту, Э., возможно, основана Дейокой (ок. 715 до н. э.). Со времен Кира II (558-529 до н. э.) Э. была одной из резиденций перс, царей, завоевана Александром Македонским.

ЭКВИТЫ

ЭКВИТЫ (лат. equites - всадники), принадлежали к рим. сословию всадников.

ЭКЗЕГЕЗА

ЭКЗЕГЕЗА (греч. exegese - толкование), объяснение не совсем понятного текста. Возникло в исследованиях поэтич. материала (например, поэм Гомера). Затем было перенесено также и на прозу. Методически разработано Геродотом, софистами, Платоном, Аристотелем. С александрийских времен появилась спец. лит. форма - комментарии к целым сочинениям или отдельным их частям (прежде всего в области спец. знаний - медицина, рим. право, толкования Библии).

ЭКЗЕГЕТЫ

ЭКЗЕГЕТЫ (греч. exegetes - толкователи), толкователи свящ. права в Афинах. Один Э. избирался из староаттич. родовой знати народным собранием пожизненно, другой назначался по указанию Дельфийского оракула.

ЭККЕХАРД

ЭККЕХАРД (Ekkehard).

1. Монах и поэт из Сент-Галлена, происходил из знатного алеманского рода (ок. 900/910 - 973). Автор ср.-лат. духовных гимнов и секвенций. Его авторство эпоса о Вальтере Аквитанском оспаривается.

2. Э. IV (ок. 980-1057/1060), составитель хроники и поэт, руководитель монастырской школой в Сент-Галлене и Майнце. Написал популярную историю Сент-Галленского монастыря («Casus s. Galli») до 973 с изложением множества анекдотов, а также собрание стихотворений (поэтич. книга образцов) и лат. подражание HeM. "Gallushymnus» Ратперта из Сент-Галлена.

ЭККЛЕСИАСТЕРИЙ

ЭККЛЕСИАСТЕРИЙ (греч. ekklesiasterion), место проведения народных собраний (греч. ekklesia), которые проходили на рынках, в театрах, реже в специально сооруж. для этой цели зданиях, как, например, в Траллах или Ольвии.

Предыдущая страница Следующая страница