Словарь античности
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАС")

НАБАТЕИ

НАБАТЕИ - народ, населявший сев. часть Аравийского полуострова (надписи на арамейском яз.); в историю греч. мира вошел благодаря своей борьбе с диадохами в кон. 4 в. до н. э. Ок. 300 Н. вытеснили коренное население из Эдома. Петра («Аравия Петрея»), столица Набатейского царства, была важнейшим центром караванной торговли (сохранились многочисл. руины этого города). Набатейское царство достигло расцвета в нач. 1 в. до н. э. (в некоторые периоды оно простиралось до Сирии, занимало т. Айлана, совр Эйлат в зал. Акаба, Синайский полуостров, вocт. побережье Красного м. до Эгры). С сер. 1 в. до н. э. находилось в зависимости от Рима, в 106 н. э. превращено в рим. пров. Аравия со столицей в Бостре. Надписи, найд. в Путеолах и Риме, свидетельствуют о широких торговых связях Набатейского царства.

НАБИС

НАБИС - тиран Спарты с 207 по 192 до н. э. Продолжил общественно-политич. реформу, начатую Агисом IV и Клеоменом 111; дал периэкам и илогам права гражданства. Был побежден коалицией, opганизострованной Римом (куда входили и ахейцы), и в 192 был убит этолийцами. С его гибелью народное движение в Спарте было подавлено; Спарта, окончательно утратив самостоятельность, вступила в Ахейский союз.

НАВАРХ

НАВАРХ (греч. nauarch), в Спарте со времен Пелопоннесской войны (431 404 до н. э.) командующий флотом, имевший заместителя эпистолевса. В Афинах 5 в. до н. э. капитан одного из кораблей, принадлежавших государству («Саламиния», «Парал», «Аммоний»). Начальники афинских военных кораблей (не только триер) именовались триерархами. Во флоте Александра Македонского - командир одного корабля.

НАВИГАЦИЯ

НАВИГАЦИЯ (греч., лат. navigatio). Вопрос о происхождении - финикийском или карфагенском важнейшего навигационного пособия Др. Греции, лоции, по традиции именуемой «Огибание берегов» («Periplus»), не получил окончательною решения. Автором другого систематич. описания отдал, побережий, сделанного по поручению перс, царя Дария I, был Скилак из Карианды. В открытом море мореплавателям приходилось опираться на собств. опыт. В 3 в. до н. э. появились навигационные инструменты, например лаг подводное колесо с лопастями, вращаемое напором воды при движении судна и соедин. со счетчиком оборотов, показывающим пройд, путь; однако практич. ценность этого прибора вызывает сомнения, в частности из-за неточной работы водяных часов в мор. условиях. Т. о., при плавании вдали от берегов навигационное искусство сводилось к определению направлений ветра и течения и ориентации по солнцу и звездам.

НАВКРАРИЯ

НАВКРАРИЯ - первоначально - организация афинских граждан (предположительно восходящая к досолоновской эпохе), ведавшая постройкой военных кораблей для защиты побережья от нападений с моря. Каждая из четырех родовых фил Аттики была разделена на 12 Н., которые постепенно приобрели функции административных единиц. Начальники Н. играли определ. роль в политич. жизни Афин.

НАВКРАТИС

НАВКРАТИС - др.-греч. торговая колония в дельте Нила, основана милетскими купцами в сер. 7 в. до н. э. До кон. 6 в. до н. э. Н. служил осн. перевалочным пунктом на греко-егип. торговых путях. Сохранились остатки неск. др. храмов ионич. ордера, сложенных из оштукатур. кирпичей. Н. был центром гончарного производства, однако также импортировал аттич. керамику.

НАВМАХИЯ

НАВМАХИЯ (греч. naumachie - мор. битва), гладиаторский бой, имитирующий мор. сражение. Подобные бои устраивались в огромных басе, сооруж. специально для этой цели, или на затопл. водой арене цирка. При Цезаре, Августе, Нероне Н. обставлялась с особой помпой.

НАВПАКТ

НАВПАКТ - укрепл. портовый город важного значения в Локрах, на сев. стороне Коринфского зал., принадлежал к Этолийскому союзу (начиная со средневековья Лепанто). Во время Пелопоннесской войны был объектом ожесточ. сражений. Со 2 в. н. э. - резиденция епископа.

НАВПЛИЙ

НАВПЛИЙ (лат. Nauplius), сын Посейдона и Амимоны, царь Эвбеи. Не получив удовлетворения за гибель своего сына Паламеда, побитого камнями, в отмщение грекам зажег в гавани ложный маяк, что привело к гибели кораблей, возвращавшихся из-под Трои.

НАВПЛИЯ

НАВПЛИЯ - портовый город в Арголиде. Первые поселения на этом месте относятся к микенскому периоду. Н. входила в калаврийскую амфиктионию. В средние века сильно укрепл. венецианская крепость, с 1824 по 1834 резиденция греч. правительства.

НАВСИКАЯ

НАВСИКАЯ - Навзикая (лат. Nausicaa), в греч. мифологии прекрасная юная дочь царя феаков Алкиноя и Ареты. Закончив стирку белья на берегу моря, куда она пришла по побуждению Афины, Н. обнаружила у речного устья потерпевшего кораблекрушение Одиссея и привела его во дворец своего отца. В одноим. (утрач.) трагедии Софокла роль Н. предназначалась самому автору. В позднеантичной традиции Н. вступает в брак с сыном Одиссея Телемахом. В литературе нового времени этот любовный сюжет толкуется иногда трагически (фрагмент из «Итальянского путешествия» Гёте), в некоторых случаях вносится мотив самоубийства Н. Картины Рубенса, Тишбейна Младшего.

НАВУХОДОНОСОР II

НАВУХОДОНОСОР II (605 - 562 до н. э.), царь Вавилонии, вытеснил египтян из Передней Азии. Во время войны с Сирией и Палестиной разрушил Иерусалим (587) и увел в плен большую часть населения Иудеи (т. н. вавилонское пленение). Предание о ет о могуществе и возвед. им постройках сохранилось в иудейских (Библия, Талмуд) и греч. источниках (Геродот). Гл. действующее лицо оперы Верди «Набукко».

НАГОТА

НАГОТА - Не была общераспростран. чертой греч. быта. В гомеровскую эпоху атлеты выступали на соревнованиях одетыми. Впервые на Олимпийских играх в обнаж. виде, согласно установлению, должен был выступить бегун на длинную дистанцию Акант (720 до н. э.). Это произошло после того, как бегун Орсипп на короткой дистанции потерял набедр. повязку (быть может, намеренно). В спортивных соревнованиях других видов до 5 в. до н. э. повязка была обязательна. Затем в мужских состязаниях Н. утвердилась в качестве правила. Н. в искусстве геометрич. стиля объясняется скорее чисто художеств, причинами, а не связью с реальностью. Эротич. изображения подчиняются своим особым законам. В Спарте и мужчины и женщины выходили на соревнования обнаж. (девушки иногда надевали короткие трусики). Римляне считали Н. неприличной.

НАГРАДЫ

НАГРАДЫ - Орденов как формы Н. у греков не существовало, т. к. это противоречило их пониманию демократич. равноправия. У римлян уже в период ранней Республики существовало награждение орденами, которые носили либо на груди, либо на рукаве. К ним относились hasta pura (копье без железного наконечника), armillae (браслет), torques (ожерелье), phalerae (фалеры - металлич. бляхи на груди), соrоnае (венки), например, corona triumphalis (лавровый венок триумфатора), corona myrtea (для оваций), предназнач. для увенчания полководца corona obsidionalis или graminea (из травы), сплет. из листьев дуба corona civica для награждения за спасение рим. гражданина; золотой corona muralis или castrensis как награда первому, взобравшемуся на стену неприятельского лагеря или города. Кроме того, у римлян существовали знаки воинского отличия, предназначавшиеся для награждения отличившихся на службе или проявивших особую храбрость в бою (например, публичное выражение благодарности и признания заслуг, досрочное продвижение по службе, денежные премии и соответственно большая доля при распределении захвач. имущества). Появление орденов в совр. представлении относится к средним векам.

НАГ-ХАММАДИ

НАГ-ХАММАДИ - небольшой город в Верхнем Египте, в окрестностях которого в 1945-1946 было обнаружено собрание из 13 кодексов на папирусе, содержащих 53 гностич. писания (включая фрагменты) на коптском яз. В настоящее время опубликована лишь меньшая часть этих текстов. Работу по факсимильному изданию текстов после нескольких перерывов взяли на себя совместно егип. Департамент древностей и ЮНЕСКО. Среди опубликованных произведений: Евангелие Истины, Евангелие от Филиппа, Евангелие от Фомы, три версии Тайного учения Иоанна, Откровение Адама, Природа архонтов, два Откровения Иакова, Экзегеза о душе, Книга Фомы, Деяния Петра и двенадцати апостолов, Истинное учение, герметич. трактаты. Открытие этих источников стало крупнейшей вехой в изучении гностицизма.

НАДГРОБИЕ ГАТЕРИЕВ

НАДГРОБИЕ ГАТЕРИЕВ - надгробный памятник ветви одной из видных фамилий времени ранней Империи. Памятник относится предположительно ко 2-й пол. 1 в. Наряду с остатками надписи на нем были найдены несколько рельефов (позже частично датированные). Особого внимания заслуживают изображения могилы и крана (с ходовым колесом), Via sacra и т. н. розовый столб.

НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ

НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ - В Др. Греции при погребении павших воинов полат алось говорить о подвигах погибших и роли их полиса (эпитафия). В Риме Н. р. (laudatio funebris) считалась необходимой частью любых похорон. В зависимости от политич. роли покойного родственники или должностное лицо должны были публично восхвалять усопшего и его род. Записанная Н. р. хранилась в семейном архиве.

НАДПИСИ

НАДПИСИ - Это непосредств., не рассчитанные на лит. воздействие подлинные памятники. Именно поэтому античные Н. являются исключительно ценными историч. источниками. Н. обычно делал особый мастер, выдалбливая буквы или придавая им выпуклую форму, а иногда покрывая их красной краской, чтобы легче было читать. Существуют Н., наскоро процарапанные острым предметом (граффити). Содержание античных Н., количество которых исчисляется сотнями тысяч, пестро, как и сама античная жизнь. Сохранились надгробные Н. (некоторые из них в стихотворной форме), Н., посвящ. богам, Н. в чесгь уважаемых лиц, Н. государств, или обществ, характера, Н. на стенах домов и хозяйств, постройках, клейма и производств, марки, а также тексты, написанные или процарапанные на стенах (последние главным образом в Помпеях и Геркулануме). Особую группу со ставляюг таблички или Н. с проклятиями. Греч. Н засвидетельствованы с 8 в. до н. э., древнейшие тексты написаны справа налево. Некоторые из древнейших Н. написаны бустрофедоном («поворотом быка»), т. е. строки, написанные слева направо и справа налево, чередуются. В некоторых аттич. Н. буквы помещены друг над другом вертикально. Греч. Н. написаны различными алфавитами. В то время как в греч. Н. текст обычно не членится на слова, лат. Н. характеризуются четким разграничением слов и частым употреблением сокращений. К наиболее знаменитым греч. Н. относятся: Н. Архилоха. Розеттский камень, мрамор из Пароса (Marmor Parium), линдская храмовая хроника и эпитафия павшим при Фермопилах. Типично греч. являются Н. об отпуске на свободу рабов и дидаскалии. Древнейшие, но и самые спорные на лат. яз. Н. (7-5 вв. до н. э.) - это Пренестинская фибула, Н. Дуэноса и Н. с Форума. Наиболее известные лат. Н. - Анкиранский памятник (Моnumentum Ancyranum) и эдикт Диоклетиана о ценах. Типично рим. являются следующие виды Н.: камни с обозначением числа миль, военные дипломы, клейма на сосудах и черепице, а также т. н. печать глазного врача с именем врача, назв. лекарства, способом употребления и дозой. Изучение античных Н. началось с эпохи Возрождения. Систематич., исключающее фальсификации собрание греч. Н., первоначально Corpus Inscriptionum Graecarum, затем Inscriptiones Graecae (IG), и лат. H., Corpus Inscriptionum Latinarum (CIL), представляет собой одно из значительнейших достижений нем. классич. филологии 19 в. Н. служат материалом для эпиграфики, нумизматики и папирологии.

Надписи

рис. Латинская надпись на надгробии павшего воина, сражавшегося под началом Вара (CIL XIII 8648).

НАДПИСИ НА ЛЮБОВНУЮ ТЕМУ

НАДПИСИ НА ЛЮБОВНУЮ ТЕМУ - Во 2-й пол. 6 в. до н. э. в античной вазописи появился обычай писать имена прославл. афинских красавцев и красавиц. Как правило, рядом писали kalos, kale (прекрасный, - ая) с добавлением pais (юноша, девушка) или без него. Ценность этих надписей заключается в возможности датировать различные периоды истории вазописи. В кон. 5 в. до н. э. этот обычай стал менее распростран. и вскоре исчез.

НАДПИСЬ ДУЭНОС

НАДПИСЬ ДУЭНОС (лат. Duenos), одна из древнейших лат. надписей, нанесена на белом глиняном сосуде, состоящем из трех частей. В настоящее время хранится в Государственных музеях в Берлине. Толкование и датировка Н. Д. (7-5 вв. до и. э.) остаются спорными.

НАДПИСЬ НА ЧЕРНОМ КАМНЕ

НАДПИСЬ НА ЧЕРНОМ КАМНЕ - надпись на черной мраморной доске, позднейшее покрытие очень др., восходящей к нач. Рима гробницы. Относится, вероятно, к 6-5 вв. до н. э. Найдена на Римском форуме на Черном камне (Lapis niger). Толкование спорно.

НАЕМ

НАЕМ - В формально-правовом отношении в греч. и рим. законодательстве Н. был объединен с арендой. Существовали три формы Н.: имуществ. Н., трудовой договор, подрядный договор. При имуществ. Н. наймодатель предоставлял нанимателю имущество - дома, корабли, мастерские с оборудованием и рабами, скот - для врем, пользования за определ. плату. Н. имущества, приносящего плоды или доход, в наши дни называют арендой. Арендный договор заключали, как правило, на длительный срок (т. н. аренда на срок). Трудовой договор заключался в том случае, когда свободный человек обязывался выполнить к.-л. вид работы за определ. вознаграждение. Если такое согласие выражал подрядчик, то заключался подрядный договор. К.-л. фиксированной платы за Н. не существовало, поскольку она зависела от размеров, состояния и различных качеств нанимаемого имущества. При выдвижении притязаний на получение платы по одному из видов наемных договоров полагалось заручиться поручительством. В случае неуплаты или нарушения взятых обязательств нарушитель был обязан выплатить оговор, в договоре штраф.

НАЕМНИКИ

НАЕМНИКИ - Фараоны и перс, цари широко использовали греч. Н. В Элладе Н. были использованы впервые в 3-й Священной войне (Фокейская война 356 - 346 до н. э.), в которой на стороне фокейцев сражались крупные соединения Н. (20 тыс. пехотинцев и 500 всадников), тогда как тираны опирались почти полностью на сильное наемное войско. Н. были в осн. люди из других полисов или племен. Греч. Н. рекрутировались в осн. из обедневших свободных крестьян и ремесленников; прежние ополченцы постепенно вытеснялись профессиональными воинами. Большое распространение наемные войска имели в эллинистич. государствах (например, в Египте), где они получали клеры, доходы, заменявшие жалованье. Много Н. было в карфагенском войске. Легионы, набранные Цезарем, обладали повыш. боеспособностью благодря коннице, состоявшей из герман., исп. и нумид. Н. В отличие от наемных войск эллинистич. государств армии эпохи принципата и домината (27 до н. э. -476 н. э.), состоявшие из профессиональных воинов, являлись самостоятельной политич. силой, опорой власти императоров.

НАЕМНЫЙ ТРУД

НАЕМНЫЙ ТРУД - Уже на ранней стадии развития классовых отношений существовал Н. т. свободных работников, не владевших средствами производства и землей. Это в осн. были сезонные рабочие. Оплата производилась частично деньгами, частично (в странах Востока) долей урожая. Если в государствах Др. Востока наемных работников использовали в сельском хозяйстве, то в странах античного мира они были заняты главным образом ремесл. производством. В Афинах городские бедняки, принадлежащие к 4-му разряду - фетам, - нанимались на длительный срок в мастерские - эргастерии, служили гребцами на кораблях, грузчиками в портах. В Риме вследствие широкого применения рабского труда во всех сферах экономич. жизни (в частности, использование рабов в качестве гребцов) привело к значительному уменьшению возможностей заработка у свободных людей, не обладавших собственностью. В эпоху античности наемными работниками нередко считались писцы, служители при судах, смотрители рынков, учителя, врачи и т. д.

НАИСС

НАИСС - совр. Ниш (Югославия), рим. муниципий в Мёзии, место расположения рим. гарнизона, резиденция епископа. Известен благодаря одержанной неподалеку победе Клавдия II Готского над готами в 269, а также тем, что в нем родился Константин I. В 441 Н. был разрушен готами.

НАКАЗАНИЯ

НАКАЗАНИЯ - Греция. Греч. надписи отражают действовавшие правовые обычаи. Различные их модификации отвечали обществ, потребностям и были призваны определить степень Н. и ограничить судейский произвол. Н. нередко были очень суровы. Так, согласно закону Дракона, воровство в Афинах каралось смертью точно так же, как убийство, ограбление храма и государств, измена. Кто не мог вовремя расплатиться с долгами, тот вместе со своей семьей становился собственностью заимодавца. Лишь одна форма собственности - частная-подлежала безусловной защите. С другой стороны, Дракон разграничил случайное и предумышл. убийство. Первое каралось ссылкой, второе - смертью. Государств, судопроизводство пришло на смену личной кровной мести. С развитием правосознания менялась и система Н. Лишение гражданских прав (атимия) могло быть врем, и заключаться в ограничении политич. или религиозных прав, в конфискации имущества, а не обязательно означать изгнание. Суд черепков (остракизм), введенный Клисфеном, означал изгнание на 10 лет без ущерба для собственности и чести осужденного. Рабам грозили суровые кары за побег и неповиновение. Их клеймили, секли, заковывали в цепи, ссылали на рудники, распинали, за небольшие провинности били палками. Нанесение увечий имело место лишь в древнейшие времена. Чтобы избежать ареста, можно было воспользоваться поручительством, а чужеземцы, не имевшие поручителей, подвергались предварительному заключению под стражу. К бесчестящим Н. относились: отказ в погребении, эксгумация предков осужденного, публичное осмеяние, проклятие и т. д. Позднее стали взимать денежные штрафы в возмещение ущерба.

Рим. Первоначально здесь царил принцип «око за око, зуб за зуб». С развитием общества правовые нормы дифференцировались и обобщались. Итогом гражданских процессов было долговое рабство, даже умерщвление должника, если он в течение 60 дней не мог погасить долг. Позднее это наказание было смягчено, и должник был обязан отработать долг личным трудом (долговое рабство). Такие Н. в период расцвета Республики были заменены конфискацией имущества, причем должник, лишаясь всего своего достояния, лишался и чести. Смягчения Н. мошю было достичь путем добровольного отказа от имущества. Во времена принципата судопроизводство изменилось. Как и прежде, происходило принудительное приведение приговора в исполнение. Однако теперь конфисковывалась лишь та часть имущества, которая была необходима для удовлетворения требований заимодавца. Система Н. отражала экономич., социальные и политич. интересы власть имущих. Убийство свободного гражданина, государств, измена, поджог и т. д. карались смертью. Денежные штрафы были введены ок. 200 до н. э. за игру в кости и подкуп на выборах. В сер. 2 в. до н. э. были введены новые Н., например лишение права быть избранным на обществ, должность, исключение из Сената, изгнание, конфискация имущества. Но даже самое большое Н. не допускало личной расправы. Во времена Империи круг наказуемых действий расширился. Это привело к изменению содержания правовых понятий и позволило дифференцировать Н. в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Однако во времена поздней Империи этот процесс был приостановлен и Н. были вновь усилены. Смертная казнь приняла жестокие формы (сожжение, распятие, растерзание дикими зверями). Добровольное изгнание было запрещено. Появились новые формы Н. - принудительные работы на рудниках, отправка в гладиаторскую школу.

НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ

НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ - В античные времена применялась в повседневной жизни для перемещения больших грузов, например при извлечении корабля на сушу или при поднятии строительных материалов. Теория Н. п. Паппа Александрийского не учитывает физич. законы, открытые Штевином в 1586. Эта теория исследует не подъемную силу (прямую и косв.), но силу движения и объясняет эти соотношения геометрически.

НАКСОС

НАКСОС - 1. Самый крупный остров Кикладского архипелага с ионийским населением; в сер. 7 в. до н. э. вступил в, войну с Паросом (во время которой погиб поэт Архилох). Приблизительно с 540 до 524 до н. э. находился под властью тирана Лигдамида, возвысившегося благодаря поддержке Писистрата. Ок. 500 до н. э. изгнанная с Н. аристократия обратилась за помощью к тирану Милета Аристагору. Его поход против Н. закончился поражением и послужил толчком к восстанию ионийских городов. В 490 перс, войска завоевали и опустошили Н. В 469 до н. э. Н. сделал попытку выйти из Афинского морского союза, что привело, однако, лишь к усилению зависимости от Афин. Важное значение имел вывоз мрамора.

2. Древнейшее греч. поселение на сев.-вост. побережье Сицилии; в 415 до н. э. Н. выступил на стороне Афин во время мор. экспедиции Афин на Сицилию; в 403 до н. э. разрушен Дионисием I.

НАЛОГИ

НАЛОГИ (лат. vectigalia). Налоговая система была развита уже в странах Др. Востока. Эллинистич. завоевания стимулировали ее внедрение также в Греции и Риме. Напротив, в классич. Греции прямых Н. не существовало. Так, например, Афины 5 в. до н. э. покрывали свои государств, расходы за счет поступлений с рудников и взносов членов Афинского морского союза. Кроме того, часть государств, расходов могла быть переложена на плечи богатых граждан посредством литургий. Рим. граждане, жившие в Италии со 167 до н. э., были освобождены от прямых налогов. В связи с этим вся тяжесть Н. ложилась на пров. (например, сбор в пользу Рима десятой части урожая). Освобождение рабов, работорговля и все формы наследования облагались Н.

НАМАЦИАН

НАМАЦИАН - Рутилий Клавдий Нумерий (1-я пол. 5 в.), лат. писатель, потомок богатого аристократич. рода из Галлии, префект Рима. В поэме, носящей (предположительно) назв. «О возвращении домой» («De reditu suo»), описал свое путешествие из Рима на родину (осенью 416). Это сочинение, дошедшее до нас не полностью, показывает Н. как убежд. язычника и почитателя Рима (хвала Риму в «Молитве богине Роме»).

НАМЕСТНИК

НАМЕСТНИК - представитель власти в рим. пров. В его руках находилось право вершить суд и осуществлять верховное командование над войсками данной пров. (легионы и вспомогательные части). Во время Республики Н. назначались по жребию из консулов (такие Н. именовались проконсулами) и преторов после окончания срока их магистратур в Риме. Во времена Империи Н. назначал император.

НАОС

НАОС (греч. naos-корабль), внутр. часть храма (например, типа периптер), где стояло культовое изображение почитаемого божества; то же, что целла.

НАПИЛЬНИКИ

НАПИЛЬНИКИ - рашпили, необходимые для точных работ и хирургич. операций инструменты. Археологич. находок, подтверждающих их использование в античности, мало. В одинаковом с нами смысле др. греки и римляне употребляли словесный оборот «отшлифованное выражение».

НАРБОН

НАРБОН - совр. Нарбонн, гл. город рим. пров. Галлия Нарбонская. Основан на месте др. поселения в 118 до н. э. как рим. колония. Имел важное значение как перегрузочный порт.

НАРЕЧЕНИЕ ИМЕН

НАРЕЧЕНИЕ ИМЕН - У греков Н. и. происходило на десятый день после рождения. Греки имели только личные имена, к которым, однако, для лучшего различения прибавлялось имя отца либо в генитиве, либо в поэтич. контексте, с добавлением аффиксов - ides, - ios, например Themistokles Neokleus (сын Neokleus'a), у Гомера: Diomedes Tydeides (сын Tydeus'a). Имена были по большей части двукорневые (Megakles - обладающий великой славой), от них часто образовывались однокорневые краткие и ласкательные производные (Kleon, Nikias). Семантика имен была связана с др. аристократич. идеалами славы, войны, силы. Были распространены также имена-посвящения, производные от имен и прозвищ богов (Геродот, Аполлодор). Кроме двукорневых образований, имелись также изначально однокорневые имена, заключавшие часто насмешку над их носит елем (Simon - тупоносый). Как правило, считалось желательным передавать имя или его составную часть по наследству. Часто внук носил имя деда (так, оща и сына Перикла звали Ксантипп). В эпоху эллинизма сын часто получал имя отца, отдельные случаи такого рода встречаются и раньше (Демосфен, сын Демосфена). Для более точной идентификации к имени могло присоединяться сведение о происхождении лица, т. е. о городе, гражданином которого оно является (этника). В Афинах во время правления Клисфена добавлялось также указание на дем происхождения (демотика, например Paianieus - из дема Paiania). Женские имена также могли быть дву-(Kleobule) и однокорневыми (Philiste), к ним прибавлялось имя отца или супруга в генитиве. Рабы имели одно имя, внутр. форма которого указывала на несвободное положение и на происхождение. Римляне, через этрусское влияние, восприняли индоевроп. систему имен, восстанавливаемую по сохранившимся древнейшим надписям. Каждый римлянин имел в раннюю эпоху два, а позднее часто три имени (Gaius Sempronius Gracchus): личное имя (Praenomen), родовое имя (Nomen gentile) и наследств, прозвище (Cognomen). Это последнее могло отражать к.-л. признак внешности, характера, указывать на происхождение предка и передавалось по наследству внутри фамилии, например Flaccus - вислоухий, Afer-африканец. Иногда прозвища могло не быть (например, Marius, Antonius). Запас личных имен был крайне скуден (три из них представляли собой просто имена числительные). Всего имелось 19 имен (всегда писавшихся в сокращении): Aulus (Авл) - А., Appius (Аппий) - Арр., Gaius (Гай) - G., Gnaeus (Гней) - Cn., Decimus (Децим) - D., Flavius (Флавий) - F., Kaeso (Кезон) - К., Lucius (Луций) - L., Marcus (Марк) - М., Manius (Маний) - М., Mamercus (Мамерк)-Мат., Numerius (Нумерий) - N., Publius (Публий) - P., Quintus (Квинт) - Q., Sextus (Секст) - Sex., Servius (Сервий) - Ser., Spurius (Спурий) - Sp., Titus (Тит) - Т., Tiberius (Тиберий) - Ti(b). К трем рим. именам иногда добавлялось еще одно личное имя (Barbatus - бородатый). Имена могли передаваться посредством усыновления. В официальных документах к личному имени после буквы «f» (filius - сын) прибавлялся генитив имени отца и в некоторых случаях указывалась триба. Женщины носили родовое имя (Tullia), иногда с уточнением: Maior (старшая), Minor (младшая), Tertia (третья) и т. д. Иногда у женщин встречались личные имена. В эпоху Империи женщины носили также родовое имя и фамильное прозвище отца (например, Caecilia Metella). Вольноотпущенники принимали личное и родовое имя своего бывшего владельца, в качестве прозвища бралось прежнее, рабское имя. В императорском Риме, в особенности в знатных фамилиях, принято было иметь очень длинную цепочку имен, которая, за неудобопроизносимостью, заменялась к.-л. прозванием (Supernomen, Signum). Рим. структура имени: «личное имя-родовое (фамильное) имя» - принята в новое время у большинства народов. В наше время др. римлян называют либо по прозвищу (Цезарь), либо - реже - по родовому имени (Вергилий).

НАРОДНАЯ ЛАТЫНЬ

НАРОДНАЯ ЛАТЫНЬ - противопоставленная лит. классич. латыни разговорная форма лат. яз. Степень выраженности разговорных элементов сильно варьируется в сохранившихся памятниках в зависимости от обществ, положения и образовательного уровня автора (язык ремесленников, торговцев, солдат и пр.). Отчетливее всего черты Н. л. выступают в произведениях архаич. периода (Плавт), в спец. литературе и особенно в поздней (2-3 вв.) и христианской (Вульгата) латыни, а также в эпиграфич. памятниках. Лит. фиксация народного лат. яз. явилась основой для формирования романских яз., отдельные диалектные черты которых в произношении и лексике появляются уже в поздней латыни, однако в полной мере развиваются лишь после распада Римской империи.

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ - Вероятно, жизненный опыт каждого народа на определ. этапе излагается в прозаич. и стихотворных сентенциях и пословицах, принадлежащих знаменитым мужам или им приписываемых. Одновременно с появлением литературы в Греции возникает гномическая и моралистич. поэзия, представленная, например, Феогнидом. Согласно античной традиции, уже ок. 425 до н. э. сборники такой поэзии применялись в школьном преподавании. Платон понимал под гномологией Н. м. применительно к риторике. Приблизительно в 234 до н. э. Хрисипп и его ученики написали для нужд Стой «Тезаурус» («Сокровищница»), долгое время бывший значительной культурной ценностью. В Риме сборник изречений, ставших пословицами, приписывался Публилию Сиру, автору мимов, жившему при Цезаре. Античную традицию собирания образцов Н. м. продолжила христианская литература в лице Климента Александрийского. Еще одно собрание Н. м. было осуществлено в 5 в. Иоанном Стобеем, произведения которого способствовали сохранению преемственности Н. м. в Византии. Вместе с папирусными находками до нашего времени дошли св. 100 различных собраний Н. м., каждое из которых включает от 60 до 1000 пословиц и афоризмов. Некоторые из этих сборников были переведены на сирийск., араб, и церковнославянский яз. Античная Н. м. стала предметом интереса гуманистов благодаря деятельности Эразма Роттердамского.

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ - Уже в эпоху монархич. правления в городах-государствах наряду с царем определ. роль играло и Н. с, главным образом в виде собрания войска. С развитием демократич. республиканского государств, устройства в Греции и Риме Н. с. становится таким же важным элементом политич. жизни, как магистраты и совет старейшин. В Афинах Н. с. (ekklesia) обладало правом избирать и контролировать деятельность должностных лиц, принимать решения об объявлении войны и заключении мира. В качестве верховного законодательного органа оно имело определ. судебные полномочия. Н. с. в Спарте (apella) имело, несмотря на некоторые ограничения, сходные функции. В Римской республике существовало три вида Н. с. (comitia-комиций): 1) куриатные комиций - древнейший вид Н. с. с организацией по куриям, важнейшим полномочием которого было наделение военной властью (imperium); 2) центуриатные комиций, подразделявшиеся по центуриям и собиравшиеся за городской чертой Рима на Марсовом поле; в их компетенцию входили выборы магистратов, объявление войны и заключение мира, принятие законов и народный суд; 3) появившиеся в 471 до н. э. трибутные комиций, организованные по трибам и занимавшиеся выборами низших магистратов (квесторов, эдилов, народных трибунов), а также проведением плебисцитов. В 1 в. до н. э. значение Н. с. упало, а в императорскую эпоху они не играли уже к.-л. серьезной роли.

НАРОДНЫЕ ВЕРОВАНИЯ

НАРОДНЫЕ ВЕРОВАНИЯ - Отсутствие в греч. религии догматики предоставляло большую свободу для возникновения Н. в. при условии, что они не будут противоречить государств, культам. Н. в. привели к возникновению многочисл. представлений, осн. содержанием которых было стремление привлечь к себе расположение божества или же чаще всего отвратить от себя беду. К этому ряду относится и стремление познать будущее. В качестве знамений рассматривались сны, птичиц полет, случайные встречи, дрожание конечностей и атмосферные явления, наблюдение внутренностей жертв, животных. Толкование предзнаменований, однако, из-за их возможной политич. значимости не только относилось к области Н. в., но и занимало свое место в контролировавшейся государством деятельности официальных оракулов и авгуров. Первые пособия по толкованию снов появились в весьма раннее время. Уже противник Сократа Антифонт написал систематич. трактат о видах снов и их значении. Из всех античных сонников сохранился только «Онирокритикон» Артемидора (120 - 170 н. э.). Н. в. продолжали развиваться и начали учитывать для истолкования сна не только пол клиента, но и его обществ, положение (раб, представитель низших слоев, бедняк, знатный человек). Н. в. находили страстных приверженцев и среди высших слоев общества. Процветало ремесло бесчисл. снотолкователей, которые, согласно античным свидетельствам, получали в 4 в. до н. э. за свои услуги гонорар размером в 2 обола, что соответствовало дневному заработку наемного работника. Гадания по полету птиц, занимавшие важнейшее место в этрусских Н. в., были заимствованы римлянами и изложены на лат. яз. в авгуральных книгах. Парадоксографы, специально занимающиеся изложением Н. в., особое значение придают случайным встречам. Согласно их сочинениям, предпочтительнее случайная встреча с мальчиком, чем с девочкой, с полезным животным, чем с вредным. Н. в. включают в себя представления о разнообразных демонах. Здесь мы находим похищающую детей Ламию, способную принимать любое обличье Эмпусу, жаждущего человеч. мяса Полуденного беса с ослиной ногой, духов с зубами хищных зверей и когтями плотоядных птиц (в них превратились неудовлетворенные души, желающие отомстить живым), а также Синтрипса-домового, разбивающего у горшечников готовые изделия. Н. в. проявлялись также в существовании некоторых видов государств, праздников, например в поминовении умерших на отмечавшихся в мае лемуриях и на сатурналиях, хотя по своей сущности Н. в. принадлежали скорее семейной сфере. Государство, особенно в императорскую эпоху, занимало по отношению к Н. в. враждебную позицию.

НАРОДНЫЕ КНИГИ

НАРОДНЫЕ КНИГИ - анонимные развлекательные сочинения, созданные на основе главным образом неизвестных источников. Н. к. появились, по всей видимости, в весьма раннее время. Примерами Н. к. могут служить Н. к. об Эзопе, Н. к. о Гомере. Эти произведения в осн. известны по отдельным поздним переработкам.

НАРОДНЫЙ ТРИБУН

НАРОДНЫЙ ТРИБУН (лат. tribunus plebis), Mагистратура в Римской республике, задача которой состояла в защите интересов плебса от посягательств патрициев. Важнейшими правами Н. т. . были право ве то на любое решение магистратов или сената (intercessio) и право созыва народного собрания.

НАРОДЫ МОРЯ

НАРОДЫ МОРЯ - группа плем. объединений, вторгшихся ок. 1200 до н. э. с Балкан в Переднюю Азию через Эгейское м. Именно поэтому египтяне дали им имя Н. м. Войска Рамсеса III разбили Н. м. на cyme в Сирии и на море у входа в дельту Нила (рельефные изображения в Мединет-Абу). Наиболее известны: Н. м. филистимляне (peleset), давшие назв. Палестине, затем - шерданы, шакалеша, турша, дануна, акайваша, луки и чаккаль.

НАРСЕС

НАРСЕС (греч. Narses) (ок. 478-568), визант. государств, деятель и полководец, приближенный Юстиниана I; армянин по происхождению, евнух. Разбил в Италии армию остготов под командованием Тотилы и Тейи (552-555). В 555 был назначен первым наместником (экзархом) Италии (правил до 567).

НАРТЕКС

НАРТЕКС (греч. narthex), четырехугольный притвор раннехристианского храма, расиолож. между атриумом и осн. помещением. Предназначался для пребывания кающихся.

НАРЦИСС

НАРЦИСС (греч. Narkissos, лат. Narcissus), в греч. мифологии прекрасный юноша, сын речною бои Кефисса. Отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказан: увидев в воде собств. отражение, влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, умер и был превращен в цветок, названный его именем. Пьесы Кальдерона, Руссо, оперы Скарлатти, Глюка, Массив, картины Тинторетто, Караваджо, Пуссена.

НАСЕЛЕНИЕ

НАСЕЛЕНИЕ - В античные времена к.-л. демографич. исследования отсутствовали. Совр. расчет ы численности Н. в др. времена основываю «ся на скудных, не всегда достоверных источниках об отдельных группах народонаселения и потреблении зерна, а также анализе археологич. находок. Получаемые результаты, как правило, не совпадают, противоречат один другому и всегда воспринимаются с извест - ной долей скептицизма. Все же источники позволяют получить общие представления о численности Н., увеличении или уменьшении и соотношении ею отдельных групп. В эпоху т. н. великой колонизации, длившуюся с 8 по 4 в. до н. э., Н. Греции испытало, очевидно, такой стремительный рост, прерываемый лишь в некоторых областях локальными войнами, чю греки смогли в этот период основать свои города на берегах Средиземного и Черного м., в зап. районах М. Азии и в неск. меньшей степени во всей Передней Азии. После некоторого уменьшения численности Н. вызванного войнами диадохов, тенденция его pocтa, хотя не в столь ярко выраж. форме и территориально неоднородно, продолжала сохраняться вплоть до установления рим. господства в сер. 2 в. до н. э. Характерной чертой эллинистич. государств являлась их значительная пространств, протяженность, которой соответствовал относительно высокий уровень численности Н. При этом плотность Н. в отдельных районах отличалась крайней неравномерностью. Единств, дошедшие до нас статистич. данные о численности Н. относятся к Египту. Согласно Диодору, численность его Н. составляла в сер. 1 в. до н. э. примерно 7 млн. человек. Во 2-й пол. 1 в. н. э. егип. Н. достигало 7,5 млн. (согласно Иосифу Флавию), причем эти данные не учитывали численности Н. Александрии, занимавшей в то время как крупный город особое положение. В Римской империи рост Н., прерывавшийся отдельными войнами, в частности гражданскими в кон. Римской республики (1 в. до н. э.), характеризовался постоянством вплоть до сер. 2 в. до н. э. Замедление темпов роста Н., как, например, во 2 в. до н. э. в центральных областях и на С. Апеннинского полуострова, а также на Сицилии, где стали возникать крупные латифундистские хозяйства, сопровождаемое застойными явлениями в Греции и граничащих с ней европ. районах, было незначительным. С сер. 2 в. н. э. темп роста Н. в отдельных областях, в частности в Риме, начинает падать. Тенденция к снижению охватила в 3 в. н. э. всю терр. Римской империи, однако в грекоязычных вост. пров. она не проявилась в столь острой форме, как на латиноязычном 3. В отличие от этого в не затронутых нашествием варваров рим. сев.-афр. областях наблюдался в этот же период значительный подъем численности Н. (согласно Тер гул лиану). Сведений о численности народонаселения, относящихся к 4 в., почти не имеется. Можно предположить, что только в нов. столице Константинополе и соседней Фракии численность Н. продолжала расти. 5 в. положил начало сокращению темпов роста Н. в Сев. Африке, а также связанному частично с сокращением численности романского и романизированного Н. заселению германцами Британии, Галлии, Швейцарии, Пиренейского полуострова и Италии и одновременно с ним заселению германцами, гуннами и славянами Венгрии. Следствием проводимой эллинистич. монархиями и Римской империей рабовладельч. (последний ее расцвет приходится на период со 2 в. до н. э. до начала императорской эпохи включительно) колониальной, военной и административной политики явилось трудно охватываемое в наст, время во всей своей полноте смешение племен и народов, находившихся не только на различных уровнях своего культурного развития, но подчас живших в условиях различных общественно-экономич. формаций, и подчинение их единой централизованной власти. Однако это не привело к их полному экономич., культурному и языковому единству и образованию единой нации.

НАСЛАЖДЕНИЕ

НАСЛАЖДЕНИЕ (греч. hedone, лат. voluptas). В античной теории искусства и литературы было общепризнано, что искусство, особенно поэзия и музыка, должны приносить Н., удовольствие и радость. Высший вид Н. связан, по Аристотелю, с наиболее благородной деятельностью. Помимо того, Н. должно носить специфически эстетич. характер: Н. возможно от прекрасного и доброго, от изучения и познания образца или от художеств, достоинств подражания (цель которого нередко видели в достижении неотличимости копии от оригинала), от гармоничности и благозвучия формы произведения. Источниками Н. могут быть верность жизненной правде, художеств, вымысел, изображение чудесного и художественно претворенного ужасного, того, что вызывает сострадание, и безобразного. Подлинным искусством будет то, что передает эти качества совершенно.

НАСТЕННАЯ ЖИВОПИСЬ

НАСТЕННАЯ ЖИВОПИСЬ - Фигурные или орна ментальные росписи, исполнявшиеся по штукатурке в технике фрески, секко, энкаустики или восковой темперы, были известны грекам со времени поздней классики (5-4 вв. до н. э.). У богатых римлян эпохи поздней Республики Н. ж. стала обязательным элементом оформления интерьера. Остатки Н. ж. обнаружены в Риме и Кампании (Помпеи).

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ - Сохранившиеся образцы и рисунки свидетельствуют о существовании Н. и. от крито-минойской вплоть до рим. императорской эпохи. Игральные доски Н. и. разграфлялись на поля, по которым, согласно установл. правилам, передвигались фигуры. В других Н. и. бросали кости.

Настольные игры

рис. Ахилл и Аякс за настольной игрой (рисунок на амфоре Эксекия, ок. 525 до н. э.).

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV