Реальный словарь классических древностей
Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "DIF"-"LEX")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "DIF"-"LEX")

DIFFARREATIO

DIFFARREATIO - Diffarreatio, торжественное расторжение брака, заключенного через confarreatio (см. Confarreatio). Присутствие жреца было необходимо, потому что приносились жертвы, как и при confarreatio только с противоположной целью (см. Divortium, Расторжение брака).

DII MAGNI

DII MAGNI - Dii magni, minores, indigĕtes, selecti, semōnes peregrini, см. Consentes dii.

DIRIBITOR

DIRIBITOR - Diribĭtor.

Должность Д., состоявших при комициях была - вынимать после голосования таблички из ящика (cista), сортировать (diribere - dishibere) и считать их, чтобы определить большинство голосов по центуриям или трибам. Cic. Planc. 6, 14. 20. Cic. Pis. 15, 36. На выборных комициях Д. под именем каждого кандидата обозначал число полученных им голосов точками (punctum); отсюда произошло выражению puncta ferre, т. е. получать избирательные голоса. Cic. Саес. 22. Cic. Mur. 34. Ноr. а. р. 343. В правление Августа для этих счетчиков было устроено на Марсовом поле особое здание, diribitorium. ср.: Wunder, Var. lect. praef., p. 126.

DISCESSIO

DISCESSIO - Discessio, особый способ подачи голосов, бывший в употреблении в римском сенате и состоявший в том, что сенаторы переходили на ту иди на другую сторону, где помещались податели различных предложений (discedere in sententiam, pedibus ire in sent., transire). см. Senatus, Сенат, 3.

DISCIPLINA PUBLICA

DISCIPLINA PUBLICA - Disciplīna publĭca.

I. В Афинах высшим полицейским учреждением был ареопаг. Относительно α̉στυνόμοι см. Астиномы. Важное значение имели также ε̉πιστάται τω̃ν υδατων, на которых лежал надзор за водопроводами и за их пользованием. Однажды, между прочим, занимал эту должность Фемистокл (Plut. Them. 31; ср. Sol. 23). В ведении 10 α̉γορανόμοι (см. Агораном) находилась вся мелкая торговля. Кроме того, упоминается еще (10 или 15) μετρονόμοι - чиновники для взвешивания, и προμετρη̃ται - мерильщики зернового хлеба; столь важная для Аттики торговля хлебом находилась отдельно под надзором (10 или 15) σιτοφύλακες. Для надзора за морской торговлей имелись особые ε̉πιμεληταὶ του̃ ε̉μπορίου - 10 избранных по жребию должностных лиц, которые наблюдали за исполнением существующих законов о пошлине и торговле. В случае нарушения законных установлений все эти должностные лица имели председательство в соответствующих судах. Относительно полицейских солдат см. Δου̃λος, Рабство, 6 и Πρόσοδοι, Доходы государства, Ι, 3.

II. В Риме, как и во всем древнем мире, полиции в нынешнем значении этого слова не было. Тем не менее все хорошо понимали, что для общего благосостояния как государства, так и отдельных лиц достигается гораздо большая безопасность посредством предупреждения и немедленного пресечения преступлений, нежели посредством постоянно повторяющихся судебных разбирательств и наказаний, после того как уже нанесен ущерб. Во время Республики, которое в этом отношении следует отличать от времен Империи, т. к. Август подверг всю полицию коренной реформе, все дела, касавшиеся полиции, подлежали эдилам. Когда, с 366 г. до Р. X., к двум прежним плебейским эдилам были присоединены еще 2 aediles curules, каждый из них взял на себя полицейский надзор над отдельной частью города, доставшейся им по жребию: aediles - inter se paranto aut sortiunto, qua in parte urbis quisque eorum vias publicas in urbe Roma propiusve urbem Romam passus M. reficiendas, sternendas curet eiusque vel procurationem habeat (см. Tabula Heracleensis, Законы Юлия). Многие из их обязанностей находились в ведении цензоров, как, напр., сохранность храмов и общественных зданий, наблюдение за чистотой нравов, водопроводы и т. п., причем во всех этих отношениях эдилы были подчинены цензорам; но т. к. цензорская должность продолжалась лишь 18 месяцев, то, во всяком случае до ближайших новых выборов на эту должность, эдилы должны были ведать полицейские дела самостоятельно. Подробности об отдельных полицейских обязанностях см. под сл. Aedilis, Эдилы. Во всех отдельных случаях, когда эдилы не могли противодействовать с помощью полицейских мер происходившему злу, им давались посредством сенатского постановления более широкие полномочия (Liv. 4, 30) или же дело поручалось каким-нибудь высшим должностным лицам, напр., преторам (Liv. 25, 1). В провинции вся полицейская власть сосредоточивалась в высшем надзоре со стороны наместника. С дальнейшим развитием императорской власти городская полиция была поручена praefecto urbi (см. Префект), к которому был отчасти приравнен praefectus annonae, ведавший со всеми полицейскими принадлежностями дела, касавшиеся хлеба и бывшие прежде в ведомстве эдилов. Высшему полицейскому начальнику (praefectus urbi) были подчинены, как служебные полицейские органы, преторы (в качестве главных наблюдателей над regiones), народные трибуны, эдилы и vici magistri; из последних каждый имел в своем ведении отдельный городской участок (regio, vicus); позже были еще прибавлены особые curatores operum publicorum с их чиновниками (mensores архитекторы и др., Plin. ep. 10, 28. 29) для ведения и надзора за общественными постройками. Вообще все эти низшие полицейские должностные лица были связаны данными им инструкциями и относившимися к ним законами; но в ежедневной жизни являлась масса внезапных и непредвиденных случаев, когда было необходимо быстрое вмешательство и немедленное решение дела; вследствие этого они могли в известных случаях, под условием ответственности, распоряжаться по своему собственному усмотрению. В других случаях они обязаны были немедленно доносить о случившемся, т. к. во времена Империи многие полицейские проступки, подходившие под понятие vis или касавшиеся maiestas, как, напр., ношение и собирание оружия, сборища, ночные сходки и т. п., подлежали ведению гражданского и уголовного суда. Пока не было постоянной городской префектуры, эдилы и во время Империи, равно как во время Республики, были ответственны за соблюдение полицейских законов, если только они не освобождались от этой заботы императорским или сенатским постановлением в случаях напрасной борьбы с изменившимся духом времени и при собственной несостоятельности найти противодействующие средства. Tac. ann. 3, 52 слл. Что касается до отдельных полицейских постановлений, или вновь присоединенных при изменившихся обстоятельствах времени, или только возобновленных в духе прежних узаконений, которые устарели, то они были приблизительно следующие: относительно наблюдения за чистотой нравов оказалось необходимым неоднократно издавать запрещения купаться обоим полам вместе, хотя зло это все-таки не было вполне искоренено. Spart. Hadr. 18. Dio Cass. 69, 8. Gell. 10, 3. Lampr. Al. Sever. 24. Относительно полицейского надзора за санитарными условиями Капитолин упоминает (M. Anton. 13) leges sepeliendi sepulcrorumque asperrimas; что касается до наблюдения за постройками, то уже законы XII таблиц предписывали, чтобы между домами оставался промежуток не меньше чем в 2,5 фута (spatium legitimum), чтобы в случае пожара легче было его потушить. Август присоединил еще к этому постановление, чтобы дома не строились выше 70 футов. Strab. 5, 235. Suet. Oct. 89. Нерон вторично подтвердил оба эти постановления. Tac. ann. 15, 43. Траян допустил высоту только в 60 футов. Aur. Viсt. Caes. 13. При Клавдии было издано senatus consultum, запрещавшее продажу городских домов на слом, равно как и архитектурных украшений на них. Последующие императоры - Нерон, Веспасиан, Адриан и Север Александр прибавили еще дальнейшие постановления относительно aedificia demoliri и marmora detrahere.

DISPENSATOR

DISPENSATOR - Dispensator, назывался в знатных домах раб, заведовавший ведением кассы и счетных книг, кассир, который обязан был отдавать отчет своему господину. Suet. Galb. 12. Vesp. 22. Tac. hist. 1, 49; см. также Procurator, Прокуратор, 1.

DITATIO

DITATIO - Ditatio, отсрочка тяжбы в обширнейшем смысле; она разрешалась по усмотрению судьи в случае болезни, неявки свидетелей, недостатка доказательств и т. п. Особенными видами отсрочки были Ampliatio и Comperendinatio.

DIVISOR

DIVISOR - Divisor.

Когда избирательные комиции сделались продажными, то нашлись люди, которые взялись за промысел - покупать избирательные голоса в пользу кандидатов. С последними они входили в соглашение и брали на себя их дело за наперед условленную денежную сумму. см. Ambitus, Амбитус, Interpres, Посредник, и Sequester, Секвестор.

DOMINIUM

DOMINIUM - Dominium

собственность и право собственности. Право собственности первоначально было принадлежностью одних лишь римских граждан, потому что они только имели commercium (см. Коммерция), и потому такая собственность называлась dominium iustum, ex iure Quiritium. Этой чисто римской собственности противополагалась естественная собственность, dominium in bonis, перегринов, не способных владеть римской собственностью в строгом смысле. Древнейшей формой иска на собственность была vindicatio (см. Vindicatio), рядом с которой впоследствии появились и другие формы иска.

DONATIO

DONATIO - Donatio

судебный акт, посредством которого кто-нибудь по щедрости уступает часть своего имущества другому лицу. Передача первоначально производилась тотчас со всеми формальностями, т.е. посредством Mancipatio, in iure cessio или traditio. Обещания без одновременной передачи даруемого предмета (traditio) искони были недействительны, если они не были сделаны с соблюдением известной формы, напр. Stipulatio. Расточение имущества подарками не было в характере римлян (Polib. 32, 13), а когда при возрастании роскоши обычай давать подарки именно с целью достижения политического влияния вышел из всех пределов (преимущественно в виде подарков, подносимых в новый год и по случаю дня рождения), то сенат даже ограничил свободу делать подарки. см. Lex Cincia, Закон Цинция.

DONATIO ANTE

DONATIO ANTE - Donatio ante

или propter nuptias. По древнему обычаю, получившему силу закона лишь при христианских императорах, муж до заключения брака дарил своей будущей жене известную сумму денег, которая во время супружества шла на содержание семейства, а по смерти мужа должна была обеспечить безбедное существование вдовы и детей. Donatio inter virum et uxorem - дарственные сделки между супругами вовсе были запрещены на том основании, что являющийся последствием таких уступок имущества односторонний денежный интерес будто бы нарушал тесную связь супругов и подрывал чистоту и достоинство брака. Впоследствии подобный дар был действителен в том случае, когда дарующий умирал первым; это называлось donatio mortis caussa.

ECHINUS

ECHINUS - Echīnus, морской еж,

1. черепо-кожное животное, морской еж, любимое лакомство у римлян. Mart. 13, 86;

2. полоскательная чаша. Horat. Sat. 1, 6, 117.

ECULEUS

ECULEUS - Eculĕus (тоже cquuleus от cquus), обозначает орудие пытки, которое имело сходство с лошадью, т. к. состояло из поперечного бревна на четырех ножках. Им растягивали руки и ноги, см. Tormenta, Тормента, 1.

EDITIO

EDITIO - Editio, 1. actionis, происходившее в присутствии главного судьи устное сообщение обвинения со стороны истца обвиненному, между тем как denunciatio означало частное сообщение;

2. е. instrumentorum, судебное предъявление документов и доказательств, особенно письменных;

3. е. iudicum, см. Iudex, Судья, 3.

EFFATUM

EFFATUM - Effātum, называлась формула посвящения или молитва, которую произносил римский авгур при освящении округа или какого-нибудь места (templum) для своих авгурий; отсюда и самое разграничение округа посредством этой символической формулы называлось, технически, effari templum.

ELEUSIS

ELEUSIS - Eleusis, см. Attica, Аттика, 16.

EMPTIO VENDITIO

EMPTIO VENDITIO - Emptio venditio, контракт при покупке, находившийся под конец Республики под защитой actio empti или venditi. Процесс этот начинал или покупщик за неисполнение контракта, или продавщик в случае неуплаты денег за покупку.

EMPTOR

EMPTOR - Emptor, 1. bonorum, покупщик имущества, поступившего на конкурс, см. Bonorum emtio;

2. familiae, покупщик для виду, который был необходим при составлении завещания или при манципации, см. Testamentum, Завещание, и Mancipatio.

ENDROMIS

ENDROMIS - Endrŏmis, грубое теплое покрывало (vestis villosa), которое надевали после упражнений атлеты, чтобы не простудиться. Первоначально ενδρομίς был охотничий сапог; в латинском языке слово это получило другое значение. Heinrich к Ювеналию, 3, 103.

EVICTIO

EVICTIO - Evictio, называется требование настоящего собственника вещи о выдаче своей собственности, попавшей без его воли и ведома в чужие руки. Даже в том случае, когда незаконный владелец продал присвоенную вещь, покупатель ее был обязан возвратить ее без вознаграждения за причиняемый ему убыток. Поэтому покупщик при покупке обеспечивал себя посредством praestatio evictionis, т. е. формального заявления продавца о принятии на себя ответственности в случае востребования вещи другим лицом.

EXAUCTORARE

EXAUCTORARE - Exauctorare (существительное exauctoratio не встречается), в прежние времена значило то же самое, что и missionem dare, a в обыденной жизни и впоследствии удержало за собою это значение (Lamprid. Alex. Sev. 52: tantae severitatis fuit in milites, ut saepe legiones intégras exauctoraverit. Plin. ep. 6, 31. Suet. Oct. 24). Ho когда в начале Империи, вследствие нового устройства военного дела, оказалась потребность и в новых выражениях и названиях и особенно когда место прежней missio по выслуге 20 лет (stipendia) заметила dimissio (см. Dilectus militum, Набор войска, 5), тогда неофициальное выражение exauctorare не имело более определенного значения, т. к. и предварительный отпуск из легионного состава (dimissio) обозначался словом exauctorari (Tac. ann. 1, 36), и также окончательная отставка (honesta missio) всех преторианских когорт при Вителлин, называется тем же именем (Tac. hist. 2, 67. 2, 96. nuper exauctoratos).

EXCEPTIO

EXCEPTIO - Exceptio, возражение, заявление обвиняемого против обвинителя, в котором обвиняемый, признавая по существу дела за обвинителем право на подачу в суд жалобы, не допускал пользования этим правом на основании aequitas (см. Акт) и требовал для себя изъятие от применения строгого закона. Одно из таких возражений было exe. paci, ne intra certum tempus petatur. Gai. 4, 116.

EXCUSATIO

EXCUSATIO - Excusatio, причина, приводимая для того, чтобы отклонить от себя какое-либо тягостное дело или должность, напр. судьи, опекуна муниципального советника (decurio) и т. п. Чаще всего была exc. aetatis, т. е. отказать по преклонности лет.

EXPILATIO HEREDITATIS

EXPILATIO HEREDITATIS - Expilatio hereditatis (юр.),

похищение предметов, принадлежащих к наследству, до принятия его наследником в свое владение, у римлян до позднейших времен Империи не считалось кражей. При Марке Аврелие такое похищение наказывалось как extra оrdinarium (см. Extra ordinem, 2), после того как уже император Адриан решением сената признал за наследниками право востребования похищенных таким образом вещей.

EXSTISPICES

EXSTISPICES - Exstispĭces, см. Divinatio, Дивинация, 17.

EXTRA ORDINEM

EXTRA ORDINEM - Extra ordinem (юр.),

вообще называлось то, что уклонялось от существующего закона и от обыкновенного права (противополагается тому legitimus ordo и т. д.), в частности,

1. cognitio extraordinaria, т. е. новое гражданское судопроизводство, отклоняющееся от древнего ordo, и новое уголовное судопроизводство, см. ludicium, В;

2. crimen extraordinarium, преступление, которое разбирается и наказывается чрезвычайным порядком, потому что для него не назначено наказания в прежних законах;

3. poena extraordinaria и т. д.

FIDEIPROMISSIO

FIDEIPROMISSIO - Fideipromissio (юр.), старинная форма поручительства по гражданским делам, от которой первоначально были исключены перегрины. Вопрос был: idem fide tua promittis?

FIDEIUSSIO

FIDEIUSSIO - Fideiussio (юр.), есть новейшая и общеупотребительная форма поручительства, которая происходит, вероятно, из преторского права. На вопрос: fide tua esse iubes? поручитель отвечает: fide mea esse iubeo, и тем обязывает себя.

FIDUCIA

FIDUCIA - Fiducia, договор при передачи вещи на определенное время другому лицу в полной уверенности, что она будет возвращена; возвращение, однако первоначально зависело всецело от честности (fides) этого лица. Этот договор применялся при вручении залога (см. Pignus, Залог) или депозита, равным образом при эмансипации (см. Emancipatio, Эмансипация). ср. также и Tutela, Опека, и Testamentum, Завещание. Выполнение обещания считалось священною обязанностью и нежелающего сдержать свое обещание можно было принудить посредством actio fiduciae.

FIRMUM

FIRMUM - Firmum, см. Picenum, Пицен.

FLAVUS

FLAVUS - Flavus (белокурый), 1. см. Flavii, Флавии, 3;

2. брат Арминия (см. Arminius, Арминий), служил в римском войске и участвовал в походе Германика в Германию в 16 г. от Р. X. Tac. ann. 2, 9. 10.

FONTES

FONTES - Fontes, источники. Все текущие воды и, следовательно, также источники у римлян считались священными. Им приносились в жертвы цветы, вино, масло, пироги, овцы и козлики. Fons или Fontus, бог источников, сын Яна и ключевой нимфы Югурны, имел святилище на Яникуле. 13 октября праздновались Fontinalia, Fontanalia, общий праздник источников, на котором обвенчивали колодцы и бросали венки в источники. Varr. l. l. 6, 22.

FORES

FORES - Fores, створчатые двери; противополагаются им valvae, или складные двери, см. Domus, Дом, 5.

FORMULA

FORMULA - Formŭla, Когда медленный и неудобный способ посредством Legis actio был упразднен (lex Aebutia и две leges Iuliae), его место занял так называемый формулярный процесс (litigare per formulas). Название он получил от формул, дававшихся претором судье при каждом процессе; они содержали инструкцию или указание, и в них приводились основания, которым судья должен был руководствоваться в эдикте претора (Cic. Rosc. Am. 8), и истец, смотря по обстоятельствам, выбирал одну из них, о назначении которой он обращался с просьбою к претору. Это предварительное разбирательство дела перед претором называлось ius, in iure, за которым следовало окончательное iudicium перед судьею (iudex), после назначения претором формулы. Ф. составлялась из следующих частей:

1. demonstratio, предмет жалобы,

2. intentio, требование истца,

3. condemnatio, приказ претора судье, осудить или освободить (comdemnare - absolvere) и иногда

4. adiudicatio, позволение, в тяжбах о разделе, произвести раздел и присудить каждой стороне принадлежащую ей часть. Второстепенные части Ф., встречающиеся только в некоторых процессах, были exceptiones (см. Exceptio), praescriptiones и sponsiones (см. Sponsio). Слово formula употреблялось также в смысле слова actio, напр., formula de dolo вместо actio doli. В начале периода империи формулярный процесс или постоянный ordo iudiciorum начал выходить из употребления; претор или судебный магистрат решал сам, formulae более не давались. Такой процесс вследствие этого назывался Extra ordinem, хотя он перестал быть экстерным, а сделался постоянным.

FUNALES EQUI

FUNALES EQUI - Funăles equi, пристяжные лошади, то, что у Гомера παρήοροι. Suet. Tib. 6.

GABINUS CINCTUS

GABINUS CINCTUS - Gabīnus cinctus, так назывался у римлян особенный способ подбирать тогу, бывший в употреблении при исполнении священных обрядов (Verg. Aen. 7, 612. Liv. 8, 9. 10, 7); тога опоясывалась не поясом, а частью самой тоги, именно одним концом ее, переброшенным через левое плечо: он в виде пояса завивался и под грудью вокруг тела и завязывался в узел. До введения так называемого sagum этот способ опоясывания был некогда общей военною формою и сохранялся в известных торжественных случаях, напр., при открытии храма Яна; выступая в поход, консул совершал все полагавшиеся при этом священные действия в тоге, подпоясанной таким образом. Обычай, вероятно, заимствован от габинцев, хотя рассказ Сервия, будто бы габинцы, занятые жертвоприношением, при внезапном нападении неприятелей, не успев вооружиться как следует, обошлись таким способом - очень похож на пустую выдумку.

GALERUS

GALERUS - Glērus и galērum, по свидетельству Геллия (10, 15), шапка без полей, в отличие от petasus, которую надевали вне дома, в дороге и на поле. Она делалась из меха (Serv. in Verg. A. 2, 683) и ее носили также солдаты (Verg. Aen. 7, 688), в особенности velites (Polib. 6, 22). Flamen Dialis, по свидетельству Варрона (Gell. 10, 15), мог носить galerus лишь белого цвета. По сходству парики женщин (и мужчин) называли galericula или также galeri (Juv. 6, 120). Белокурые, черные и русые парики, бывшие в употреблении у актеров до введения масок, также назывались galeri.

GAUSAPE

GAUSAPE - Gausăpe, льняная материя, шершавая по одной стороне. Впоследствии gausape делалась также из шерсти (Plin. 8, 48) и употреблялась на одежду, называвшуюся paenula (поэтому - gausapina, Mart. 14, 145). Кроме того, она служила как полотенце (Horat. Sat. 2, 8, 11 ), скатерть (Mart. 14, 138), чехол на драгоценные столы и т. п.

GESTIO

GESTIO - Gestio (юр.),

1. pro herede gestio, безгласное принятие наследства, причем наследник исполняет действия, которые подобают только наследнику, назначенному законным порядком;

2. gestio sc. negotiorum, ведение дел опекуном за состоящих под его опекой, в котором ему приходится впоследствии давать отчет;

3. negotiorum gestio, добровольное ведение дела, которое без особенного поручения на это со стороны другого (voluntarius amicus) принял на себя кто-нибудь с ответственностью, конечно, за причиненный по его вине убыток.

GIESTATIO

GIESTATIO - Giestatio, так называлось вообще ношение в паланкине (lectica); затем устроенное для такого ношения в садах римских богачей особенное место (широкий, хотя и не всегда прямолинейный ход), вероятно, наподобие наших аллей.

GUSTUS

GUSTUS - Gustus или gustatio, закуска перед обедом (сеnа), см. Cibus, Пища, 8. Вместе с тем принимали обыкновенно род медового напитка, mulsum (см. Винный мед). Gustus также назывался небольшой завтрак, напр., после бани.

GUTTUS

GUTTUS - Guttus, см. Vasa, Ваза, 3.

HETRURIA

HETRURIA - Hetruria, см. Etruria, Этрурия.

HILAROTRAGOEDIA

HILAROTRAGOEDIA - Hilarotragoedĭa, см. Rhinthon, Ринтон.

HOSTIS

HOSTIS - Hostis, так назывался первоначально peregrinus или чужестранец, потому что тогда отношения между римскими гражданами и чужестранцами было гораздо суровее. Чужестранец и враг было одно и то же. Cic. off. 1, 12. Varro l. l. 5, 1, 4. Plaut. Cure, 1, 1, 5. Но позже стало обозначать внешнего врага, между тем как название perduellis указывало на внутреннего врага.

IMMUNITAS

IMMUNITAS - Immunĭtas, от in и munus, 1. свобода от податей, дававшаяся отдельным лицам и сословиям (Suet. Oct. 40. Tac. ann. 13, 51) и целым общинам во время больших несчастий повременно (Tac. ann. 2, 47) или навсегда (Suet. Claud. 25);

2. освобождение от общественных повинностей (напр., военной службы, опекунства и пр.), основанное или на законном оправдательном основании (excusatio) или на привилегии. ср. Beneficiarius, Бенефициарий.

INCENDIUM

INCENDIUM - Incendĭum, умышленный поджог, за который законы XII таблиц назначали тяжкое, нам, впрочем, неизвестное наказание. Lex Cornelia de sicariis причислило это преступление к разряду преступлений убийства, lex Pompeia de vi и lex Iulia de vi - к разряду преступлений насилия. Наказанием служило aquae et ignis interdictio; см. Exilium, Эксилиум.

INCENSUS

INCENSUS - Incensus (юр.). Кто уклонялся от ценза, тот продавался, как недостойный гражданского права, в рабство (Cic. Саес. 34), а первоначально, может быть, наказывался смертью. Liv. 1, 44.

INFAMIA

INFAMIA - Infamia, в общем смысле называлось дурное слово, скверные слухи о ком-либо, в тесном смысле ignominia, высказанная преторским эдиктом, вследствие чего лица, этому подвергшиеся, терпели большой ущерб в своих правах. Infamis терял ius suffragii и honorum, не мог на суде защищать ни себя, ни других, подлежал известным ограничениям относительно вступления в брак и т. д. Infamia бывала или следствием бесчестных действий и презренных поступков, напр., нарушения долга траура, двоеженство, безнравственная жизнь, выступление на сцене или в борьбе с дикими зверями и т. п., или же следствием преступлений и проступков, которые были обнаружены и повлекли за собою осуждение виновного. Во время Цицерона осуждение влекло за собою infamiam при всех уголовных преступлениях, прежде же лишь при некоторых, особо определенных в законе. И частные проступки влекли за собою infamiam, напр., воровство, грабеж, обман, нарушение некоторых обязательств, считавшихся особенно святыми, напр., союза, свидетельства, depositum и др.; конкурс всегда навлекал infamiam.

INIURIA

INIURIA - Iniuria (юр.).

Оскорбление чести и вообще личное оскорбление. Уже в XII таблицах запрещены были оскорбления чести, но упоминались лишь два рода их, именно насмешливые стихи и пасквили (famosa или mala carmina), автор которых подвергался смертной казни (Cic. tusс. 1, 2. Horat. Sat. 1, 3, 60 и далее), и телесное оскорбление, виновник которых наказывался штрафом или в древности посредством talio (см. Месть). Все прочие оскорбления подлежали штрафу в 25 ассов. Преторский эдикт изменил все эти определения и ввел для всех iniuriae - actio iniuruarum, по которой обиженный получал денежное вознаграждение, размер которого определялся судьею. За iniuriae считались:

1. телесное оскорбление всякого рода;

2. нарушение прав хозяина и владельца вообще (Cic. Caes. 12) (iniuriae atroces);

3. брань, пасквили, клевета и т. д. Сулла изменил эти постановления своей lex Cornelia de iniuriis и ввел опять наказания. При императорах за всякую iniuria могла быть подана или уголовная или гражданская жалоба.

INTERCESSIO

INTERCESSIO - Intercessio (юр.),

1. поручительство или обещание отвечать за вину другого, даваемое посредством sponsio, fidepromissio и fideiussio. Lex Cornellia установила законные ограничения поручительства. При императорах женщины не имели права поручительства;

2. противодействие должностного лица своему товарищу, или подчиненному, или народных трибунов остальным магистратам. Gell. 14, 7. Cic. legg. 3, 3. Право на это вытекало из par или maior potestas, a y трибунов из их ius auxilii, соединенного с неприкосновенностью. Tac. ann. 1, 13. Редки примеры intercessionis одного консула против другого, претора против претора (par potestas), также консула против претора (maior potestas). Часты, напротив, intercessiones трибунов друг против друга или против консулов и преторов. Они делались и против других действий начальства, в особенности же против процессуальных эдиктов, против senatusconsulta и rogationes.

INTESTABILIS

INTESTABILIS - Intestabĭlis (юр.), особый, более мягкий род infamiae: intestabilis в наказание терял право быть свидетелем и привлекать других к свидетельству, так что он даже не мог делать завещания. Schol. ad Horat. Sat. 2, 3, 181. Так назывались, по XII таблицам, пасквилянты. В более обширном смысле intestabilis назывался бесчестный, презренный человек (Sall. Iug. 67. Tac. ann. 15, 55), и обыкновенно при этом слове стоит слово improbus.

IURIDICUS

IURIDICUS - Iuridĭcus (юр.), это было введенное Марком Аврелием название 4 назначенных Адрианом италийских окружных судей. Судьи Адриана назывались consulares и имели более высокое значение. Позднее вместо 4 iuridici появились в большем числе так называемые correctores. На надписях попадаются Iurid. Campaniae, regionis Transpadanae и Apuliae. Совершенно отличным от них является iurid. Alexandriae, который в качестве заведующего судопроизводством находился под начальством египетского префекта и имел ограниченную власть.

IURIS CONSULTI

IURIS CONSULTI - Iuris consulti (юр.) или iure consulti, iuris periti, i. auctores, i. prudentes, i. sacerdotes и т. д., римские законоведы, имевшие большое влияние на усовершенствование нрава, см. Ius civile, Гражданское право. Их положение в различные периоды было очень различно.

1 период.

Правоведение без научной формы и правоведы без особенного круга действий. Издавна правоведение было прерогативой патрициев и специально жрецов, потому что гражданское и государственное право было в теснейшей связи с ius sacrum. Хотя законы и были известны, но то, что касалось применения права, было заключено в жреческих книгах, напр., определение времени для судебного разбирательства и указание торжественных форм. Вследствие этого деятельность патрициев-законоведов сказывалась в преподавании сведений о судебных днях и в составлении судебных формул, но она ограничивалась тесным кругом друзей и клиентов. Мало-помалу возросло значение плебеев, частное право вырвалось из оков ins sacrum и перестало быть собственностью патрициев. Так называемое Ius Flavianum, содержавшее в себе судебный календарь и собрание судебных формул, имело при этом важное значение.

2 период.

Правоведение становится особою профессией, но еще не существует настоящей науки права. Юристы (как P. Sempronius Sophus, 304 г. до Р. X., Tib. Coruncanius, 254 г. до Р. X., M. Porcius Cato Censorius, P. Mucius Scaevola, Q. Mucius Augur и др.) были знатные люди, ограничивавшиеся лишь практическою деятельностью: они на рынке и на дому давали (respondere) в определенные часы советы, если у них спрашивали их (consulere, отсюда их название consulti), составляли всякого рода юридические документы, как-то: прошения, завещания, контракты (scribere) и расписки (cavere). Влияние юристов на образование права состояло в толковании законов, и именно XII таблиц. Их образование основывалось не на научном знакомстве с древнейшими законоведами, но частью на изучении законов и немногих юридических книг (объяснения к XII таблицам, отзывы о специальных тяжбах и собрание формул), частью на личном присутсвии при практической деятельности знаменитого юриста. Младший назывался auditor или discipulus. Cic. Brut. 89. Cic. de or. 1, 43 и слл. Cic. Mur. 11 и слл.

3 период.

Правоведение как настоящая наука (ars). Это изменение внесли своим научным обсуждением права Q. Mucius Scaevola Pontifex и Serv. Sulpicius Rufus. Сильно возросшая масса римских судебных постановлений требовала более глубокого преподавания и более основательного изучения; к этому присоединился принцип aequitatis, заставлявший все более считаться с ним, и ius gentium, которое юристы должны были согласить с древним суровым нравом. Вообще, научный дух находил все больший и больший доступ в Рим, а изменение государственного устройства привело к занятию правом благороднейшие силы, посвящавшие себя доселе государственной деятельности и красноречию. Влияние юристов возвысилось после того, как Август распорядился, чтобы их responsa в спорных судебных вопросах имели силу закона. Gell. 4, 2. 13, 13. Прежде всего юристы стремились систематизировать судебный материал, разъяснять законы и применением ius gentium дополнять и совершенствовать старое право. Образование все еще имело прежний практический характер, но к этому присоединились школы формального права (Gell. 13, 13), из которых вышли факультеты в Риме, Константинополе и Берите. Учителя назывались professores iuris civilis, а ученики - Studiosi, которые должны были платить honorarium или salarium. Главнейшими юристами до Августа кроме 2 упомянутых выше были С. Aquilius Gallus, С. Aelius Gallus, P. Alfenus Varus, C. Trebatius Testa, A. Cascellius. Со времени Августа образовались 2 отдельные школы. Рrоculiani (основанная Q. Autistius Labeo, названная по имени его ученика Sempronius Proculus) и Sabiniani (происшедшая от С. Ateius Capito, названная по имени его ученика Masurius Sabinus). К первым принадлежали оба M. Cocceius Nerva, P. Iuventius Celsus, Novatius Priscus и др.; к последним - Masurius Sabinus, С. Cassus Longinus, Iavolenus Priscus и т. д. Но всех их затмили следующие 5: Gaius, Aemilius Papinianus, Iulius Paulus, Domitius Ulpianus, Herennius Modestinus. Чрезвычайно многочисленные сочинения были:

1. комментарии к законам или эдиктам,

2. система права,

3. собрания источников,

4. responsa и quasstiones,

5. rеgulae, sententiae, opiniones и т. д.

4 период.

Упадок римской юриспруденции. В этом был виноват отчасти деспотизм времен Империи, отчасти опошление и испорченность римской жизни. Юристы думали лишь о стяжаниии денег и пренебрегали серьезными занятиями. Тем более усилилось влияние вышеназванных, так называемых классических юристов, сочинения которых заменили responsa и имели полную силу закона. Значительное количество юридических книг, их высокая цена, частые противоречия представляли много неудобств для судебной практики, вследствие чего император Юстиниан приказал сделать извлечения из всех сочинений и расположить их по известному плану. см. Iustinianus, Юстиниан. И в Западной Римской империи делались собрания римского права германскими властителями; так, царь Аларих II в 506 г. сделал breviarium Alaricianum, y бургундов в 472 г. появился lex Burgundionum, царь Эрих издал lex Visigothorum.

IUS AELIANUM

IUS AELIANUM - Ius Aelianum (юр.), см. Ius Flavianum.

IUS FLAVIANUM

IUS FLAVIANUM - Ius Flavianum, (юр.). Хотя в общих чертах ius было известно плебеям при помощи XII таблиц, тем не менее патриции и понтифексы все еще исключительно обладали знанием dies fasti и nefasti, которые не приходились ежегодно в определенные дни, но все-таки обусловливали законность судопроизводства. Писарь Аппия Клавдия Цека, плебей Cn. Flavius, имевший возможность познакомиться с этим (Plin. 33, 1 consultando assidue sagaci ingenio), составил судебный календарь (fasti) и вместе с тем обнародовал также legis actiones (в смысле legitimae actiones), т. е. собрание просительных и деловых формул, 304 г. до Р. X. (Liv. 9, 46. Cic. Mur. 11, Cic. ad Att. 6, 1). Этот труд называли ius Flavianum. Это знание законов, доступное отныне и плебеям (Cic. de or. 1, 41, 186), патриции старались вновь ослабить, придумав известные notae, т. е. новые ограничительные постановления, другие судебные формулы, которые снова все-таки сделали необходимыми их помощь и совет в тяжбах (Cic. Mur. 11, notas quasdam composuerunt, ut omnibus in rebus ipsi interessent). Эти новые постановления обнародовал в 204 г. до Р. X. Aelis Catus (консул 198 г. до Р. X.), так что это ius Aelianum по справедливости можно было назвать расширением ius Flavianum. Оно состояло из 3 частей, (tripartita), из которых первая содержала XII таблиц, вторая их intepretatio, третья legis actiones.

IUS HONORARIUM

IUS HONORARIUM - Ius honorarium (honor = magistratus) (юр.), есть преторское право, внесенное в эдикт и происшедшее из принципа справедливости и из ius gentium.

IUS IURANDUM

IUS IURANDUM - Ius iurandum.

I. У греков 'όρκος. Здесь клятва, в противоположность к тому значению, какое она имела у римлян, должна быть рассматриваема первоначально как религиозно-нравственное учреждение, к которому лишь позже присоединилось гражданское и юридическое значение. Дававший клятву обрекал себя добровольно проклятию призывавшегося им бога, который мог наказать его за клятвопреступление, или по усмотрению, или же так, как это было высказано в самой формуле клятвы. Верховным мстителем за всякое клятвопреступление был Зевс ('όρκιος); поэтому 'Όρκος, который уже с ранних времен был сам божеством и, по Гесиоду (Hesiod. theog. 804), был сыном Эриды, выступает у Софокла (О. С. 1767) слугою Зевса, тогда как у Еврипида (Med. 209) мстительницей за нарушение клятвы является Зевесова Фемида ο̉ρκία. Клявшийся должен был стоять, подняв глаза и руку к небу. Какими богами клялись и скольких богов призывали в клятве, было весьма различно. Гелиасты в Афинах приносили свою присягу судей перед Аполлоном πατρω̃ος (или Посейдоном), Деметрою и Зевсом; в уголовных судах Ареопага встречается также клятва Эриниями; в присяге эфебов при привлечении их к военной службе мы видим, что призывалось по меньшей мере 16 божеств. Боги сами клялись Стиксом, силою смерти (Ноm. Il. 2, 755. Ноm. Od. 5, 184); Ахилл клянется своим скипетром, Одиссей своими стадами. Заверения в ежедневной жизни с призванием в свидетели богов и героев были очень часты, и т. к. чувствовали, что вследствие частого употребления значение клятвы умаляется, то прибегли к безопасным, по-видимому, клятвам (собакой, рукой, платаном и т. д.), которые, во всяком случае, свидетельствуют, до какой степени строгая правдивость стала исчезать из жизни. Принесение присяги было обыкновенно соединено с возлияниями и даже с кровавыми жертвами, причем иногда окунали руки или оружие в жертвенную кровь как символический знак того, что клятвопреступник должен потерпеть одинаковую с животным судьбу; это называлось 'όрκια, отсюда 'όρκια τέμνειν говорилось о договоре, заключенном при торжественной клятве, подобно тому как вместо этого употреблялось σπονδαί от σπένδεσθαι (ср. также Ноm. Il. 3, 245 слл. 19, 250 слл.). Торжественности действия много содействовала часто святость места и воображаемое присутствие божества. Иногда клятвы соединялись с обрядами, которые придавали целому действию подобие непосредственно действующего божьего суда (Soph. Ant. 264 слл.; ср. Palici, Палики); особенно это соединялось с некоторыми местностями, в которых возмездие за клятвопреступление было неизбежно и немедленно. Поэтому вообще наказание за клятвопреступление лежало вне человеческого суда, но находилось исключительно в руках богов; γραφή ε̉πιορκίας так же невозможно, как и наказание по закону. Δίκη ψευδομαρτυριω̃ν (см. Δίκη, Дика) имела только смысл возмещения убытков. Клятвы относились не только к прошедшему и настоящему, но служили также для подтверждения долга совести, отсюда многочисленные присяги при вступлении в должность. Так, в Спарте цари давали присягу, по крайней мере раз, при вступлении на престол царствовать сообразно с законами, а эфоры (вероятно, несколько раз), что они не будут умалять царской власти; члены βουλή (см. Буле) относительно всех обязанностей совета, судьи, присуждавшие награды, - при различных состязаниях, граждане и отцы - при вписывании детей во фратрию относительно их законного рождения, эфебы - при вступлении в военную службу. Многочисленнее всего были клятвы в судах, и клятву брали не только с судьи (что понятно само собой) в том, что он будет судить по совести, но при начале процесса и с истца относительно его обвинения, и с обвиненного относительно имеющих быть сделанными им возражений (см. Iudicium, Судопроизводство, 6), точно так же очень часто со свидетеля перед его показанием или в случае уклонения от показания, причем клятвенное уверение в том, что он ничего не знает о данном деле (ε̉ξωμοσία), было необходимо; точно так же и прошения о продлении срока, которые нуждались в подтверждении клятвою υ̉πωμοσία и относительно противной стороны α̉ντωμοσία или α̉νθυπομωσία (см. Iudicium, Судопроизводство, 6).

II. У римлян iusiurandum, гражданская клятва, в противоположность к Sacramentum, присяге солдат. Применение клятвы у римлян:

1. присяга солдат, см. Sacramentum;

2. в международном праве, при заключении foedera посредством фециалов, см. Foedus, Договор;

3. в государственном праве:

a) при вступлении в должность, причем клятва давалась всегда в течение первых пяти дней с обещанием точно соблюдать законы,

b) в конце должностного года - в том, что законы были точно исполняемы,

c) клятва сенаторов и магистратов относительно известных законов, если законы предписывали клятву,

d) введенная после смерти Цезаря клятва сенаторов соблюдать acta principis,

d) клятва граждан при цензе, см. Census, Цензор;

4. в уголовных и гражданских делах:

a) присяга судей, см. Iudex, Судья, 4;

b) клятвенное подтверждение справедливости доноса какою-нибудь стороной, см. Calumnia, Калумния;

c) клятва сторон in iure перед установлением iudicium. Если одна сторона требовала от другой, чтобы она дала клятву (deferre), тo эта сторона должна была ее дать или, в противном случае, теряла процесс;

d) клятва сторон in iudicio для пополнения доказательств;

e) iusiurandum, in litem, клятва имевших право на иск, посредством которой они определяли цену на иск, если другой его не исполнял;

f) клятва свидетелей, см. Testis, Свидетели;

5. в частных делах и в частной жизни, особенно в долговых сношениях. Как с одной стороны считалось позорным клясться без нужды, так с другой никто не мог уклониться от предписанной законом клятвы; лишь весталки не были обязаны давать клятву, a flamen Dialis был обязан даже не клясться. Наказание за клятвопреступление см. Periurium, Клятвопреступление.

IUS LIBERORUM

IUS LIBERORUM - Ius liberorum (trium, quatuor и quinque) (юр.). Lex Iulia и Papia Poppaea утвердили за имеющими много детей особые привилегии, которые императоры еще расширили и предоставили их таким лицам, которые вовсе не имели детей или по крайней мере не имели законного числа. Plin ep. 2, 13. 10, 2. 95. Ius lib. давало преимущество при соискании должностей, распределении провинций, освобождало от тяжелой службы, смягчало наказания и давало всевозможные выгоды в правах на наследство.

IUS NATURAE

IUS NATURAE - Ius naturae, (юр.), см. Ius gentium, Природное право.

IUS OSULI

IUS OSULI - Ius osuli (юр.), старинное постановление, что женщины могут целовать своих родственников и родственников своих мужей до степени двоюродных братьев, объясняется символическим пониманием поцелуя, который рассматривался как знак тесно замкнутого семейного круга. Polib. 6, 2. Plut. Rom. 1. Императрица Агриппина обворожила под предлогом этого ius osculandi своего дядю Клавдия так, что он предпочел ее всем искавшим его руки. Suet. Claud. 26. Tac. ann. 12, 3. Dio Cassius. 60. 31. Отметил ли Тиберий эдиктом (Suet. Tib. 34. quotidiana oscula prohibuit edicto) вообще ius osculi, неясно; это может также относиться к обычаю императорского придворного церемониала, по которому император приветствовал и прощался с приближенными и друзьями посредством поцелуя. (Suet. Nerv. 31. Oth. 6). Вскоре этот обычай превратился в простое целование руки (Tac. ann. 6, 50. Suet. Tib. 72, Suet. Calig. 56), на которое, однако, римляне всегда смотрели как на высокомерие императоров, вследствие чего Плиний (paneg. 24, 2) так высоко прославляет Траяна за то, что он не допускал такого унижения граждан.

IUS PAPIRIANUM

IUS PAPIRIANUM - Ius Papirianum, называлось сделанное Папирием собрание так называемых царских законов, т. е. древнейших постановлений сакрального права, см. Legum latio, Законы власти.

IUS SCRIPTUM

IUS SCRIPTUM - Ius scriptum и non scriptum

Первое охватывает все право, выступающее в письменной форме, следовательно, народные законы, senatus consulta, императорские законы, эдикты магистратов, responsa юристов. Non scriptum называется лишь обычай, quod usus comprobavit.

IUS STRICUM

IUS STRICUM - Ius stricum, старое неприкосновенное гражданское право в противоположность к принципу справедливости (aequitas). Поэтому различали actiones stricti и bonae fidei, см. Actio, Акт.

IUSTITIUM

IUSTITIUM - Iustitium (юр.), означает остановку судопроизводства и прекращение всех общественных занятий. Такое прекращение дел объявлялось сенатом и магистратами в годины бедствий, опасностей и всеобщего смущения (decernere, edicere, indicere) и снова отменялось (remittere exuere) по миновании опасности. В императорский период Ю. имело место лишь при общественном трауре, а именно по случаю смерти императоров или членов императорской фамилии.

KAKOSIS

KAKOSIS - Κάκωσις, означает в юридическом смысле:

1. дурное обращение детей с родителями как настоящими, так и усыновившими, оскорбление их словом или действием, отказ в средствах к существованию (от этой обязанности свободны были только незаконнорожденные дети), неоказание последнего долга усопшим родителям;

2. худое обращение с женой со стороны мужа (сюда, конечно, также относится и супружеская неверность);

3. противозаконное обращение с наследницей (επίκληρος см. Hereditas, Наследства право, 2) со стороны ее мужа или родственников, на обязанности которых лежало выдать ее замуж и наделить приданым;

4. худое и незаконное обращение с несовершеннолетними, особенно со стороны их опекунов (ορφανω̃ν κάκωσις). Преследоваться эти проступки могли посредством письменной жалобы или εισαγγελία (см. Эйсангелия), может быть, также в некоторых случаях гражданским порядком посредством δίκη; κάκωσις ορφανω̃ν, даже посредством απαγωγή. Наказание определялось по предложению обвинителя (αγων τιμητός, см. Судебное определение). Кто оказывался виновным в К. γονέων, тот подвергался атимии. Дело подсудно было архонту.

KAKOTECHNION DIKE

KAKOTECHNION DIKE - Κακοτεχνιω̃ν δίκη, см. Δίκη, Дика.

KAMILLOS

KAMILLOS - Κάμιλλος, см. Cabiri, Кабиры.

LACERNA

LACERNA - Lacerna, см. Vestimenta, Одежда, 10.

LACUNAR

LACUNAR - Lacūnar, углубленное поле или квадрат в наборном потолке, см. Domus, Дом, II.

LAPIDATIO

LAPIDATIO - Lapidatio, Чернь прибегала к нему для того, чтобы выразить свою злобу или ненависть, особенно во время восстаний. При этом иногда погибали ненавистные народу лица. Менее опасно было подобное кидание камнями в дурных актеров. ср.: Macrob. sat. 2. 6, lapidatus a populo Vatinius, cum gladiatorium munus ederet, obtinuerat, ut aediles edicerent, ne quis in arenam nisi pomum misisse vellet.

LARGITIO

LARGITIO - Largitio, в тесном смысле называлась всякая тороватость в отношение к народу, как-то: игры, состязания, угощения, особенно же раздача хлеба, денег, елея и т. п.

I. Largetio frumentaria. Уже с древних времен государство снабжало жителей необходимым хлебом или провиантом (cura annonae), продавая его из общественных магазинов по умеренным ценам. Это делали иногда и частные лица и правители, чтобы снискать себе расположение народа. Правильная раздача хлеба, т. е. продажа его ниже рыночной цены или же даровая раздача, началась впервые со времен К. Семпрония Гракха, которого lex frumentaria, т. е. хлебный закон (в 123 г. до Р. X.), предоставлял каждому отцу семейства право ежемесячно получать 5 мер пшеницы (modii) за небольшую плату по 6 1/3 асса за модий, причем государственная казна теряла приблизительно 50%. Liv. ер. 60 Cic. tusс. 3, 20. и Schol. Bob. к Cic., стр. 300 след. (изд. Orelli). Апулей Сатурнин пытался в 100 г. до Р. X. понизить цену до 5/6 асса, точно так же М. Ливий Друз в 91 г. до Р. X.; но вскоре опять была повышена М. Октавием, а Сулла, кажется, совершенно упразднил раздачу хлеба. Sall. fr. hist., стр. 939 (Orelli). Однако уже в 72 г. fr. до Р. X. lex Sempronia К. Гракха опять был восстановлен посредством lex Cassia Terentia, a по почину известного Клодия, в 158 г. до Р. X., стали раздавать бесплатно хлеб из общественных магазинов. Schol. к Cic. Pis., стр. 9 (Orelli). Число хлебополучателей возросло до 320.000. Цезарь низвел это число до 150.000 (Suet. Caes. 41. Dio Cass. 43, 21) и вообще ввел много целесообразных мер на этот счет. Эти меры, однако, были вскоре позабыты, и во времена Августа число получателей опять возросло до 200.000, а потом до 250.000 и даже до 320.000. Mon. Ancyr. Dio Cass. 55. 10. Имена всех получателей были вырезаны на медной доске (Sen. de ben. 4, 28); это продолжалось еще в позднейшие времена, т. к. раздача хлеба и назначение для этой цели чиновников производились в продолжение всего времени Империи. Получателям давалась марка, tessera, по предъявлении которой они могли взять из определенного магазина свою долю; как кажется, каждая триба (tribus) имела для этой цели свой особый магазин (horreum), см. Tribus, Триба, 3.

II. Congiarium, так называли, в отличие от обыкновенных или от постоянных ларгиций, особенную чрезвычайную раздачу народу денег, хлеба, елея, вина, мяса, плодов, соли и т. п. Во времена Республики подобные подарки делались кандидатами и правительственными лицами, и чаще всего раздавалось таким образом масло или елей, отчего произошло и самое название congiarium (congius была обыкновенная мера для масла или елея). Liv. 25, 2. Щедрые конгиарии давал народу Цезарь, еще более щедрые - Август, примеру которого подражали и следовавшие за ним императоры. Обыкновенно раздавались конгиарии в день рождения императора, при вступлении его в должность консула и при других торжественных случаях. Такого же рода подарки (обыкновенно, впрочем, деньгами) и при подобных же случаях делались солдатам и назывались donativum. Будучи введены во время гражданских войн для того, чтобы привязать солдат к личности вождя партии, они во времена Империи мало-помалу сделались столь обычными и необходимыми, что не делать их было уже опасно, как это известно, напр., из исторической Гальбы (Tac. hist. 1, 5. legi a se militem non emi. Dio Cass. 64, 3). По Светонию (Suet. Claud. 10), Клавдий был первым императором, который таким образом купил себе верность солдат.

III. Содержание (на счет императоров) бедных детей свободных граждан, см. Alimentarii, Алиментарии. Largitiones sacrae и privatae назывались во времена Империи aerarium (государственная казна) и fiscus (императорская казна), может быть, потому, что из обеих касс производились в больших размерах разные пожертвования и раздачи.

LAUDATIO

LAUDATIO - Laudatio (юр.),

1. funebris, см. Funus, Похороны, 2;

2. благодарственный адрес к сенату, в котором жители провинции хвалили уходящего наместника. Cic. Verr. 2, 4. 5. Нерон запретил подобные адресы. Tac. ann. 15, 22;

3. письменное свидетельство, данное перед судом в пользу подсудимого.

LAUREATAE LITTERAE

LAUREATAE LITTERAE - Laureatae litterae

или tabulae называлось письмо, обвитое лавром, которое римский полководец отправлял к сенату, извещая его о победе. Liv. 5, 28. Caes. b. c. 3, 71. Tac. Agr. 18.

LEGATUM

LEGATUM - Legatum (юр.), назван так потому, что делался в форме приказания завещателя своим наследникам (legare приказывать и вообще завещать), между тем как fidei commissum (см. Фидеи комиссиум) выражалось в форме просьбы. Завещатель должен был писать завещание на латинском языке и соблюсти определенные торжественные формулы, которые, смотря по цели завещателя, были четырех родов; оттого и сами легаты делились на четыре вида:

1. leg. per vindicationem,

2. leg. per damnationem,

3. leg. sinendi modo,

4. leg. per praeceptionem.

Количество легатов было первоначально неограниченно, но, т. к. наследства часто обременялись неумеренными легатами и т. к. вследствие этого иногда совершенно отказывались от наследств, то государство постановило некоторые ограничения в этом отношении. Так, прежде всего закон Фуриев, lex Furia, в 183 г. до Р. X. определил, чтобы легат не превышал 1000 ассов. Затем lex Voconia в 169 г. до Р. X. постановил, чтобы ни один легатар не получал больше наследника или всех наследников вместе (Cic. Verr. 1, 41, сл.), a lex Falcidia в 40 г. до Р. X. - чтобы легаты не превышали 3/4 наследства.

LEGES ANNALES

LEGES ANNALES - Leges annales, см. Magistratus, Магистрат.

LEGES CENSORIAE

LEGES CENSORIAE - Leges censoriae, называются

1. эдикты, edicta, цензоров;

2. условия контрактов с откупщиками общественных доходов (publicani). Cic. de prov. cons. 5;

3. условия с лицом, взявшим на себя какой-либо казенный подряд. Cic. Verr. 1, 55 сл. 3, 7.

LEGES FRUMENTARIAE

LEGES FRUMENTARIAE - Leges frumentariae, см. Largitio.

LEGES INDICIARIAE

LEGES INDICIARIAE - Leges indiciariae, в обширном смысле вообще правила судопроизводства, в тесном смысле законы о составе судов, см. Iudex, Судья.

LEGES SACRATAE

LEGES SACRATAE - Leges sacrātae, в обширном смысле назывались законы, за нарушение которых назначено было sacratio capitis, как, напр., lex Valeria de provocatione, leges Iciliae и др. В тесном смысле lex sacrata назывался закон о выборе, правах и особенно о неприкосновенности народных трибунов, изданный вскоре после первого удаления народа на Священную гору и заключавший в себе величайшую угрозу для нарушителя, а именно sacratio capitis. Liv. 2, 33. 5, 11. Cic. во многих местах.

LEGES SUMPTUARIAE

LEGES SUMPTUARIAE - Leges sumptuariae, см. Sumptus, Законы простоты.

LEGES TABELLARIAE

LEGES TABELLARIAE - Leges tabellariae, ввели в комициях подачу голосов посредством табличек вместо устной или открытой, для того чтобы дать народу возможность свободно подавать свои голоса. Cic. leg. agr. 2, 2. Cic. legg. 3, 15. 16:

1. lex Gabinia 139 г. до Р. X. ввел подобные таблички сначала для выборных комиций;

2. lex Cassia 137 г. до Р. X. распространил это нововведение и на суды народные, за исключением судов по делам государственной измены (perduellio);

3. lex Papiria 131 г. до Р. X. установил тот способ подачи голосов для законодательных комиций и 4) lex Caelia 107 г. до Р. X. даже для судов по делам государственной измены (perduellio).

LEGIS ACTIO

LEGIS ACTIO - Legis actio (юр.), действие, установленное законом и сопровождаемое предписанными словами или некоторою обрядностью, введенною законом,

a) в обширном смысле то же, что legitima actio, напр., emancipatio adoptio,

b) в тесном смысле - акт, установленный законом, для начинания процесса обеими сторонами перед установленною властью в порядке, определенном законом. Этого рода форма процесса была первоначально единственная и имела четыре различных вида:

1. legis actio per sacramentum, самый древний и употребительный вид процесса, названный от денежной суммы (sacramentum), которую обе стороны сносили и которую терял проигрывавший процесс. В этого рода процессе все дело состояло в том, кто получит штрафную сумму, и само решение касалось только этой уплаты;

2. leg. actio per iudicis postulationem, также весьма древний вид процесса, названный так потому, что тяжущиеся требовали у магистрата (или установленных властей) назначения судьи;

3. 1. a. per condictionem, названный так от уговора между тяжущимися (condictio) явиться на 30-й день в суд ad iudicium capiendum, - чем вообще вся процедура значительно сокращалась. Закон Силиев, lex Silia, ввел этого рода legis actio для тяжб, касавшихся определенной денежной суммы, а закон Кальпурниев, lex Calpurnia, распространил это и на другого рода тяжбы;

4. 1. а. per manus iniectionem было только дополнением других legis actiones, т. к. в известных случаях истец мог схватить ответчика и привести его в суд (напр., когда он не платил долга, к уплате которого был присужден), чтобы там совершить над ним обряд наложения руки, Manus iniectio;

5. 1. a. per pignoris capionem, собственно не была настоящая legis actio, т. к. она совершалась не перед судом и даже не в присутствии обвиняемого. Истец захватывал вещь, принадлежащую должнику, произнося при этом установленные обычаем слова, и имел право продать ее, если должник не выкупал ее, см. Pignoris capio, Залог. Когда lex Aebutia и leges Iuliae ввели так называемый формулярный процесс (см. Formula) вместо неудобных и по своей суровости ненавистных легискаций, тогда legis actiones удержались только в двух случаях:

a) для дел центумвиральных (см. Centumviri, Центумвиры),

b) для жалоб на damnun infectum (см. Damnum).

LEVACI

LEVACI - Levaci или Leuăci, народ в бельгийской Галлии, к югу от нервиев и подчиненный им; жил у Гента или же Лувена (Louvain). Caes. b. g. 5, 39.

LEX TRIBUNICIA

LEX TRIBUNICIA - Lex tribunicia, назывался

1. всякий плебисцит (lех), предложенный народным трибуном;

2. всякий закон, касавшийся трибунской должности.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV