Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Э" (часть 8, "ЭСК"-"ЭЯ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 8, "ЭСК"-"ЭЯ")

ЭСКУЛАП

ЭСКУЛАП - Aesculapius, см. Άσκληπιός, Асклепий.

ЭСОН

ЭСОН - Aeson, Αι́σων, см. Argonautae, Аргонавты.

ЭСУБИИ

ЭСУБИИ - Esubii, (прежде Esuvii), кельтский народ в Нормандии, живший неподалеку от авлерков. Caes. b. g. 2, 34. 3 .7. 5, 24.

ЭСУЛА

ЭСУЛА - Aesŭla, город эквов на возвышенности между Тибуром и Пренесте. Horat. Od. 3, 29, 6. Liv. 26, 9.

ЭСХИЛ

ЭСХИЛ - Aeschylus, Αίσχύλος, афинянин из дема Елевсина, сын Евфориона, из благородной аттической фамилии, родился в ол. 63, 4 (525 г.), сражался при Марафоне, Саламине и Платее, 25-ти лет уже ставил драмы, соперничая с Пратиной, и с этих пор в течение почти полустолетия занимался разработкой драматического искусства, которое своими трагедиями и сатирическими драмами возвел на высокую степень совершенства. Около ол. 76 (476 г.) отправился в Сиракузы к царю Гиерону, вероятно, по приглашению последнего; написал здесь по поводу освящения нового города Этны драматическую пьесу на местный сюжет под заглавием «Αίτναται» и поставил в Сиракузах прежде уже игранную пьесу «Персы», может быть переработав ее. В ол. 77, 4 (468 г.) опять был в Афинах и состязался с Софоклом, но должен был уступить честь победы своему юному сопернику (Plut. Cim. 8). К непосредственно следующему времени относят некоторые второе путешествие Э. в Сицилию; побуждений и причин, по которым Э. покидал Афины, нельзя точно определить; по некоторым показаниям и намекам, отчасти, впрочем, очень ненадежным, можно только предполагать, что поэт вошел в столкновение с господствовавшей тогда в Афинах народной партией, с ее мнениями и стремлениями; на это указывает, между прочим, известие, по которому Э. обвиняли даже в том, что он в некоторых драмах разоблачил тайны мистерий (Aristot. eth. Nic. 3, 2. Aelian. v. h. 5, 19), но суд будто бы, ввиду объяснений, представленных Э., и его несомненных заслуг, оправдал его. Однако последнее из дошедших до нас произведений Э. «Орестия» доставило автору блестящую победу (ол. 80, 2=458) в Афинах. По всей вероятности, поэт сам руководил постановкой своего произведения на афинском театре, а вскоре затем снова отправился в Сицилию; в ол. 81, 1=456 он умер в сицилийском городе Геле; здесь он был погребен и ему воздвигнута была великолепная гробница. Афиняне почтили впоследствии память поэта статуей, которая, по предложению оратора Ликурга, поставлена была в театре вместе со статуями Софокла и Еврипида; другая почесть состояла в том, что каждому, кто хотел поставить на афинской сцене Эсхилову драму, давали хор и особое вознаграждение, победный же венок присуждали Э., как будто бы он был еще в живых. Служение драматическому искусству было наследственным в роде Э. в течение целого столетия; достойны упоминания: сын его Евфорион и племянник Филокл.

Трагическое искусство и произведения Э.

Э. можно по справедливости назвать творцом и «отцом трагедии». Все, что сделано было до него Фесписом и др., можно считать только несовершенными попытками сценического изображения; это были песни, исполнявшиеся хором на празднествах Диониса; появление единственного актера служило только к тому, чтобы наполнить перерывы между песнями. Э. присоединил еще второго актера (δευτεραγωνιστής) и, таким образом, впервые создал возможность драматического диалога; последний, впрочем, достигает полного своего развития лишь после того, как Софокл ввел еще третьего актера. Но уже Э. сделал главной частью пьесы диалог и драматическое действие, поставив в тесную связь с последним, подчинив ему и ограничив в объеме лирические партии хора. Э. установил также известный запас принадлежностей сценического исполнения (σκευοποιία): усовершенствовал маски, дал актерам котурны и так называемый o́γκος, благодаря которым актеры казались выше обыкновенного роста, одел актеров в длинные, до полу, роскошные одежды, - словом, старался придать их внешности во всех отношениях характер величия и торжественности. см. ludi scaenici, Театральные представления. Украсил и усовершенствовал обстановку сцены, применив для этой цели живопись и некоторые машины; подробности см. под словом theatrum, Театр. Во всем Э. принимал сам деятельное участие. Не только, согласно обычаю, он сам являлся актером в своих пьесах, но управлял и хором (был χοροδιδάσκαλος), обучал хор танцам и сам выдумывал новые хороводы, сам заведовал всей подготовкой к сценическому исполнению драм. Трагедии Э. отличаются величественным, исполненным достоинства, возвышенным характером; способ выражения в них смел, полон оригинальных образов, представляет множество необычных, особенно сложных слов. Экономия его пьес весьма проста, план лишен внутренних усложнений и запутанностей; развитие действия идет гладко, без задержек и уклонений, прямо направляясь к своей цели, причем некоторые моменты изображаются слишком широко и подробно. В целом трагедии Э. носят на себе еще довольно сильный отпечаток влияний эпической техники, и только обильная примесь размышлений феологических, ифических и т. п. отличает их от наивности эпического стиля. Сюжеты Э. заимствовал из считавшихся гомеровскими поэм эпического цикла; говорят, трагик сам называл свои произведения «крохами, падающими от богатой трапезы Гомера». Во всех пьесах сказывается мысль, что участью людей с неумолимой строгостью управляет сила судьбы. Но эта судьба не есть внешняя, слепая необходимость законов природы, а недоступная пониманию божественная сила, карающая людей за стремление преступать границу возможного для их слабых средств. Эсхиловские характеры идеальны; они проявляют самую высокую энергию чувства, твердую, непреклонную волю. Высоким идеализмом своих воззрений и нравственного настроения Э. был, без сомнения, обязан отчасти всеобщему благородному воодушевлению эпохи Персидских войн. Каждое отдельное целое (дидаскалия), с которым Э. выступал на состязании в один из праздников Диониса, содержало в себе 4 пьесы: 3 трагедии, по большей части связанные между собой родством содержания (трилогия), и одну сатирическую драму. Все вместе называлось также тетралогией. см. τετραλογία, Тетралогия. Из многочисленных произведений Э. (их насчитывают по заглавиям свыше 70) сохранилось только 7:

1. Προμηθευς δεσμώτης, или первая, или средняя пьеса той тетралогии, к которой принадлежали: Προμ. πυρφόρος и Προμ. λυόμενος. Прометея в наказание за то, что он, против воли Зевса, похитил у богов и принес людям огонь, приковывают к голому утесу в безлюдной пустыне; он терпит страшные муки, но ничто не может его заставить подчиниться высшей силе. Среди смятения стихий, при сверкании молний и раскатах грома, он низвергается в недра земли;

2. Πέρσαι, историческая драма, получившая заглавие от хора; изображает поражение Ксеркса в битве при Саламине, поставлена в 472 г.;

3. Έπτα επι Θήβας поставлена в 467 г., сюжет: борьба Етеокла и Полиника;

4-6. Όρέστεια, единственная сохранившаяся трилогия, состоящая из трагедий: Άγαμέμνων (убиение Агамемнона Клитемнестрой и Эгисфом), Χοηαόροι (называется по хору, изображает убиение Клитемнестры Орестом при участии сестры его Электры), Ευμενίδες (оправдание преследуемого фуриями матереубийцы Ореста, совершающееся по приговору афинского Ареопага; эта пьеса поставлена вместе с другими пьесами той же тетралогии в 458 г., когда демократическая партия только что поколебала власть Ареопага);

7. Ίκέτιδες, «умоляющие о защите»: Данай и его дочери находят приют в Аргосе, куда они бежали от преследований сыновей Эгипта, хотевших насильно взять Данаид себе в жены. К сожалению, текст эсхиловских трагедий (особенно «Орестии» и «Умоляющих») сильно пострадал от множества пропусков, извращений и произвольных вставок. Древнейшая рукопись - флорентийская 11 в. (Mediceus Α.). Изд.: С. G. Schütz (3-е изд., 1809-1822), W. Dindorf, G. Hermann (1852), H. Weil (1858 и сл.), A. Kirchhoff (1880); «Прометея» изд.: Schömann (1843), Wecklein (2-е изд., 1878); «Семь пр. Фив»: Ritshl (1875); «Персов»: Teuffel (2-е изд., 1878), Schiller (1869) [ср.: Ордынского «Персы, трагедия Эсхила» в «Москвитянине», 1856, № 13-16, т. 4, стр. 125-154, 352-354]; «Агамемнона»: Rarsten (1855), Schneidewin (1856), Klausen (2-е изд., 1863), Keck (1863), van Heusde (1864), Enger (2-е изд., 1874); «Хоефор»: Bamberger (1840), de Jongh (1856); «Евменид»: О. Müller (1833), Merkel (1857); «Умоляющих»: Oberdick (1869). Лучший немецкий переводчик: Droysen (3-е изд., 1863). [Драмы Эсхила. Пер. с гр. Р...в. Т. 1. Сб. 1864]. Lexicon Aeschyleum состав. W. Dindort (1876).

ЭСХИН

ЭСХИН - Aeschines, Αίσχίνης,

1. Socraticus, автор семи диалогов, написанных в духе Сократовой философии; до нас дошло от них несколько отрывков. Сын бедных родителей, он жил постоянно в гнетущей бедности, но всегда оставался верен своей любви к учителю (Сократу) и своей науке. После смерти Сократа жил в Сиракузах при дворе Дионисия; по низвержении последнего возвратился в Афины, где учил за деньги и писал речи для подсудимых. Три дошедших до нас под его именем диалога подложны, даже едва ли они написаны одним, а не несколькими лицами. Еще несомненнее подложность писем, носящих его имя;

2. Э.-оратор, родился, вероятно, в Афинах в 389 г. до Р. X. от бедных и незнатных родителей, Атромета и Главкофеи. Не имев успеха, несмотря на свой прекрасный голос, на трагической сцене, где он играл по найму роли тритагониста, Э., некоторое время служил писцом (γραμματεύς) у известного тогда оратора и государственного человека Аристофонта, а затем у Евбула, политических мнений которого впоследствии держался. На этой службе писца Э. основательно ознакомился с законами и ходом государственных дел. По обязанности гражданина он нес и военную службу, был в походах и храбро сражался при Мантинее (362 г. до Р. X.), а позже при Таминах (348 г. до Р. X.). В год этой последней битвы богато одаренный природой Э. впервые, кажется, выступил и на поприще политического оратора, на котором затем до конца оставался постоянным соперником и противником Демосфена. В древности говорили о трех грациях и 9 музах Э., т. е. о его 3 речах и 9 письмах. Писем до нас дошло 12, но все они подложны. В 347 г. вместе с Демосфеном Э. участвовал в переговорах о мире с Филиппом Македонским, причем хитрое, ласковое обращение Филиппа привлекло Э. на сторону македонских интересов. Участвуя в новом посольстве, пред которым Филипп должен был подтвердить мирный договор клятвой, Э. намеренной, по-видимому, медлительностью оказал содействие замыслам македонского царя во вред Афинам; по этому поводу Демосфен и Тимарх выступили против Э. с обвинением в государственной измене, от которого тот, впрочем, увернулся, представив (345 г.) встречное обвинение (см. Άντιγραφή, Письменное возражение) против самого Тимарха, как человека, опозорившего себя безнравственной жизнью. Речь κατα Τιμάρχου, в которой разоблачаются глубокие нравственные язвы того времени, доставила Э. блистательную победу; но в 343 г. Демосфен снова возбудил прежнее обвинение; на этот раз Э. защищался речью περί παραπρεσβείας и - хотя очень незначительным большинством голосов - был оправдан. Он неизменно оставался приверженцем Македонии и, будучи пилагором со стороны Афин в Дельфах, способствовал объявлению (339 г.) второй священной войны против амфисских локров; последствием ее была Херонейская битва, решившая судьбу Греции. В 336 г. Э. представил обвинение против Ктесифонта, сделавшего предложение дать Демосфену золотой венок за его заслуги пред отечеством, но когда, 6 лет спустя, при совершенно изменившейся политической обстановке (330 г.) дело поступило наконец на рассмотрение суда, Э., несмотря на замечательные достоинства сказанной им при этом речи (κατά Κτησιφώντος), был побежден. По форме его обвинение (γραφη παρανόμων) направлено было против Ктесифонта, а по существу дела против Демосфена; знаменитая речь последнего «о венке» произвела такое впечатление на судей, что в пользу Э. не оказалось и пятой доли голосов. Вследствие этого поражения вечный противник Демосфена добровольно удалился в изгнание на Родос и там или на Самосе умер, как говорят, на 75 г. от рождения. Нельзя не признать в последней речи Э. ясности, определенности, богатства мыслей, легкости и прелести изложения; но зато логическая последовательность доказательств в части, обращенной против Демосфена, очень слаба. В недавнее время L. Spengel явился горячим заступником за Э., упрекая Демосфена в софизмах и искажениях, а тяжкие взаимные обвинения ораторов объясняя различием их политических взглядов. Против этого мнения писал Hug, der Entscheidungsprozesszwischen А. и D. (1870). Изд.: Bremi (1823), Franke (1851-1860), Ferd. Schultz (1867), Weidner (1872). Отдельно речь против Тимарха изд. Franke (1839), речь против Ктесифонта Weidner (1872 и 1878);

3. Э. - академик, родился в Неаполе, ученик Меланфия Родосского и Карнеада, учил в Афинах в конце 2 в. до Р. X. Cic. de or. 1, 11. Diog. Laert. 2, 64.

ЭСХРИОН

ЭСХРИОН - Aeschrio, Αίσχρίων см. Iambici, Ямбографы.

ЭСХРИОН, АЙСХРИОН

ЭСХРИОН, АЙСХРИОН - Aeschrio, Αίσχρίων см. Iambici.

ЭТА

ЭТА - Oita, Ο'ίτη, горный кряж Греции, который, отделяясь от Пинда на восток, тянется параллельно с Офрисом, отделяемый от него Сперхейской долиной, и достигает Малийского залива, где он образует Фермопильский проход. Природа его сурова. На северо-востоке его каменистые скалы достигают высоты 6673 футов. Древние называли его Πυρά или Φρυγία, потому что на нем будто бы был сожжен Геракл (см. Hercules, Геркулес, 12). Liv. 36, 30. Близлежащая местность носила название Οι̉ταὶα, а жители Οι̉ται̃οι или Οι̉ταει̃ς. Hdt. 7, 117. Thuc. 3, 92. 8, 3. Strab. 9. 430. Часть возле Фермопил называется н. Патриотико.

ЭТЕОБУТАДЫ

ЭТЕОБУТАДЫ - Έτεοβουτάδαι, см. Butes, Бут. 2.

ЭТЕОН

ЭТЕОН - Eteönus, Έτεωνός, город в лесистой и гористой местности Южной Беотии со святилищем Деметры, в котором показывалась могила Эдипа; позднее город этот назывался Scarphe. Il. 2, 497. Strab. 9, 408.

ЭТЕРНИТАС

ЭТЕРНИТАС - Aeternitas, римское олицетворение вечности, часто изображаемое на императорских монетах в виде величественной женщины с разными символическими атрибутами. К числу их принадлежат шар, на котором она сидит или стоит, кольцо, - как предметы, не имеющие ни начала, ни конца, слон, который везет ее, как одно из самых долговечных животных, возрождающийся из своего пепла феникс и т. п.

ЭТЕРНИТАС, ЭТЕРНИТАТА

ЭТЕРНИТАС, ЭТЕРНИТАТА - Aeternitas,

римское олицетворение вечности, часто изображаемое на императорских монетах в виде величественной женщины с разными символическими атрибутами. К числу их принадлежат шар, на котором она сидит или стоит, кольцо,- как предметы, не имеющие ни начала, ни конца, слон, который везет ее, как одно из самых долговечных животных, возрождающийся из своего пепла феникс и т. п.

ЭТЕРНИТАТА

ЭТЕРНИТАТА - см. Этернитас.

ЭТИЛ

ЭТИЛ - OetСћlus, Ο'ίτυλος, город Лаконии с гаванью в Мессенском заливе и с храмом Сераписа. О нем упоминает уже Гомер (Il. 2. 585). Paus. 3, 21, 7. 25, 10.

ЭТНА

ЭТНА - Aetna, Αι́τνη,

1. гора на восточном берегу Сицилии, н. Monte-Gibello (Mongibello), высотой в 10200 футов. Зевс будто бы навалил эту гору на гиганта Тифона или Енкелада (Pind. ol. 4, 10. Aeschyl. Prom. 363 слл. Verg. Aen. 3, 578); извержения будто бы производятся пыхтением гиганта; по другим сказаниям, Э. - местопребывание и мастерская Вулкана и его помощников. Cic. div. 2, 19. Говорят, что философ Эмпедокл бросился в кратер горы (Ноr. а. р. 463), из которого затем был выброшен башмак философа. Хорошее описание Э. находим у Страбона, поэтические изображения, между прочим, у Пиндара (т. ж.) и у Люцилия, в его стихотворении «Aetna». В древнейшие времена, как кажется, извержения Э. были не так часты; по Фукидиду (3, 116), приблизительно с половины 8 столетия и до его времени было три извержения, из которых второе приходится на время около 480 г., а третье на 6 год Пелопоннесской войны (425 г. до Р. X.);

2. город у подошвы этой горы (н. S. Maria di Licodia) (Cic. Verr. 3, 23. 44), основанный Гиероном в 476 г. (см. Aeshylus, Эсхил);

3. нимфа, дочь Бриарея или Урана и Геи. От нее, говорят, гора Э. получила свое название. Αίτνατος, Aetnaeus, прозвище Юпитера, в честь которого на этой горе праздновались Αίτνατα (Pind. ol. 6, 96-161), Гефеста (Eur. Cycl. 595) и циклопов (Verg. Aen. 3, 678).

ЭТОВИССА

ЭТОВИССА - Etovissa, у Птоломея (2, 6, 63) Ήτόβησα или Ήτόβημα, город эдетанцев в Тарраконской Испании близ морского берега, вероятно, н. Segorbe. Liv. 21, 22.

ЭТОЛ

ЭТОЛ - Αίτωλός, сын Эндимиона, царя элидского, и Неиды или Гипериппы, дочери Аркада, брат Пайона и Епея, отец Плеврона и Калидона. После Епея воцарился в Элиде; но, убив сына Форонеева, Аписа, по имени которого и Пелопоннес будто бы назывался Апиевой землей (Άπίς, Άπία γη̃), был изгнан сыновьями Аписа и пришел в страну куретов, которой дал название Этолии. Apoll Od. 1, 7, 6.

ЭТОЛИЯ

ЭТОЛИЯ - Aetolia, Αίτωλία, область Греции, по преданиям названная так от имени Этола, сына Эндимионова, бежавшего сюда из Элиды, а прежде, как и Акарнания, называвшаяся Κουρητίς или, по имени другого племени - Ύαντίς; на западе граничила с Акарнанией, на севере с Эпиром и Фессалией, на востоке с Доридой и озольской Локридой, на юге с нынешним заливом Патрасским, который в древности часто причислялся к Коринфскому заливу. Занимала пространство около 72 кв. м. Разделялась на старую Э., Αίτωλία αρχαία, и на позднее присоединенную Αίτ. επίκτητος, которая заключала в себе гористую полосу, лежащую между Локридой и Фокидой, и прежде сама принадлежала к Локриде. Э. вообще была страна гористая и дикая; Hdt., 7, 126, говорят, что там водились даже львы. С севера здесь тянутся горы Τυφρηστός (Велуки), на северо-востоке границу составляют Οι́τη (Кумэта или Катавофра) и Κόραξ (Вардисио); невдалеке от моря в сторону к Акарнании идет Άράκυνθος (Зигос) и на границе между старой и новой Э. - главная горная цепь Παναιτώλιον (Плокапари); Халкида, Тафиасс и Миен образуют юго-восточную границу. Есть здесь, впрочем, и равнины: Αίτωλω̃ν πεδίον μέγα (campus Aetolorum magnus), равнина, изобиловавшая плодами и виноградом (Verg. Georg. 1, 7) и составлявшая восточное продолжение акарнанской приахелойской равнины, между горами Панэтолием и Аракинфом с озерами Ύρία или Αυσιμαχία (Ангело Кастро) и Τριχωνίς (Врахори); затем близ морского берега Παραχελωι̃τις (см. Achelous, Ахелой) и на восток от последней - Αήλαντον πεδίον у устья реки Ευ́ηνος (Фидарис). Первоначальными жителями Северной Э. называют лелегов, Южной - куретов и беотийских гиантов. Эти народы считались иногда совсем не эллинами по причине их суровых нравов и непонятного языка. Thuc. 3, 94, 104 слл. Polib. 17, 5. Вследствие поселения здесь эллинов позднее образовался смешанный диалект. Έπειοί или Ήλει̃οι пришли сюда с Этолом будто бы 6-ю поколениями ранее Троянской войны. Во времена Гомера уже все вообще жители назывались Αίτωλóι (Il. 2, 638). После Оксила, который вел дворян на Пелопоннес, и до позднейших времен Э. представляла большую республику, пока римляне не присоединили ее к провинции Ахайе. Замечательнейшие из немногочисленных городов Э.: Калидон при Евене, Плеврой, Макиния, Халкида и Моликрия, коринфские колонии; неприступный Елей ('Έλαιος, н. Миссолунги), Трихоний, Олен, Ферм, Айгитий, Ефра, Ойхалия. Жителей обвиняли в грубости и распутстве; войнолюбивый хищнический характер часто вовлекал их во враждебные столкновения с соседями. Strab. 10, 450 слл., 460 слл. Вследствие обособленности положения своей страны этолийцы весьма отстали в образованности от прочих эллинов. После смерти Александра Великого, во времена ламийской войны, приобретает большое значение в истории Греции союз этолийских общин (Этолийский союз). Этолийцы отстояли свою независимость от посягательств Антипатра и Кратера; вскоре после того оказали помощь своему земляку Полисперхонту и распространили затем постепенно свою власть на Фокиду и Локриду, получили (с 290-х гг.) преобладающее влияние в дельфийской амфиктионии, присоединили к союзу Ионические острова и некоторые части Акарнании, Фессалии и Аркадии. Время высшей степени процветания союза относится к 220 г.; в битве при Киноскефалах (197 г.) этолийцы сражались на стороне римлян, но последние не согласились уступить своим хищническим союзникам Акарнанию; совершенное распадение союза произошло лишь после того, как этолийцы, приняв сторону Антиоха Великого в войне против Рима, должны были (189 г.) после непродолжительной борьбы безусловно покориться консулу Фульвию Нобилиору. Polib. 22, 15. Liv. 38, 1 слл. Государственное устройство в главных своих частях было демократическое. Общие собрания происходили у храма Аполлона в Ферме и именно в начале осени; тут избирались должностные лица союза: стратег, гиппарх и государственный секретарь; постоянный союзный совет образовывали депутаты союзных народов, так называемые απόκλητοι; в отдельных городах были особые гражданские чиновники, полемархи. см.: Bursian, Geographie von Griechenland, I, стр. 123 слл.

ЭТОМА

ЭТОМА - Άέτωμα

или Άετός, см. Templum, Храм, 6.

ЭТРУРИЯ

ЭТРУРИЯ - Etruria или Tuscia, Τυρρηνία, местность в Средней Италии, на западе граничившая с морем, получившим по ней название тирренского, и с рекой Макрою, разделявшей ее от Лигурии; на севере граничившая с Апеннинами (Gallia Cispadana); на востоке с Умбрией и Лацием, где Тибр образовывал границу. Передние отроги Апеннин покрывают страну - в особенности выступают:

1. Mons Argentarius (Argentaro), y Cosa, вдающийся в море,

2. по направлению к углу, образуемому Тибром - Saltus Ciminius и

3. Soracte.

Из рек этой страны следует назвать Tiberis с его западными притоками Clanis и Cremera; далее Arnus, Umbro, Albinia, Armenta, Marta, Minio; из озер - Lacus Trasimenus между Clusium и Perusia (сражение в 217 г. до P. X.), на берегу моря L. Prelius (L. di Castiglione), L. Volsiniensis (L. di Bolsena), Ciminius (L. di Vico), Vadimonis (L. di Bassano), Sabatinus (L. di Brassiano). Э. была чрезвычайно плодородна; в ней процветало земледелие, скотоводство, охота и рыбная ловля, а также и промышленность, как-то: приготовление льняных изделий в Тарквиниях н. Фалериях, приготовление шерстяных изделий, гончарное искусство, живопись на вазах и литейное искусство. Самые древние обитатели этой страны, вероятно лигуры и сикулы, были вытеснены умбрами; утверждают, будто 220 лет до основания Рима, главным образом в южной части, поселились пеласгийские тирренцы, к которым примкнуло перешедшее из Ретии племя, именовавшее себя Rasenae ('Ρασέναι), между тем как греки и римляне их называли Του̃σκοι, Θούσκοοι, Tusci, Thusci. Но словам Геродота (1, 94), часть малоазиатских лидийцев под предводительством Тирсена, сына Атиса, переселилась в Италию и перенесла туда имя тиренцев. Этому преданию давали предпочтение римляне августовского времени (Verg. Aen. 2, 781. 8, 479. Horat. Sat. 1, 6, 1). Дионисий Галикарнасский (1, 28, 30) принимает жителей Э. за туземцев. Из соединения с пеласгийскими тирренцами возник народ тирренцев или тусков, римлянами называемый по большей части Etrusci. Этруски выдавались между другими италийскими народами своим политическим и религиозным образованием, вследствие чего римляне заимствовали многие из их обычаев. Этруски образовали союз, состоявший из 12 городов с аристократическим государственным устройством, который в первые два века существования Рима достиг самой высокой степени процветания, каковое и продолжалось до той поры, пока борьба с Римом не положила конец их владычеству. В этих городах преобладающим классом были лукумоны: они одни имели право на государственные должности и из лукумонов уже избирались жрецы и цари. Язык этрусков, на котором написаны многочисленные дошедшие до нас надписи, до сих пор еще неразрешенная загадка. Впрочем, кажется, что в новейшее время Корсену (Ueber die Sprache der Etrusker, 1874 сл., 2 т.) удалось доказать, что язык этот принадлежит к индоевропейской фамилии и сродни прочим древнеиталийским языкам. Обстоятельство, что в источниках названо более 12 союзных народов, объясняется, вероятно, тем, что некоторые города сообща пользовались одним голосом; наиглавнейшие 12 городов ниже обозначены звездочкой. Перечисление начинаем с северо-запада: Luna при реке Масга по Эмилиевой дороге, с 179 г. римская колония с превосходной гаванью и прекрасными мраморными каменоломнями; Luca, н. Lucca, при реке Ausus. Город этот числился при Лигурии, а со времен Августа был причислен к Э.; с 178 г. - колония; *Pisae, Пизы, н. Pisa, основанный уже пеласгами, при реке Arnus, Арно, 20 стадий от устья последней, с очень хорошей гаванью, в окрестностях были теплые минеральные ключи (aquae Pisanae), с 182 г. колония; Pistoria, Пистория, н. Pistoia, известная по поражению и смерти Катилины в 62 г. до Р. X.; *Faesulae, Фезулы, н. Fiesole, на холме, главный арсенал Катилины, заселенные Суллою ветеранами; Florentia при реке Arnus в центре многих перекрещивающихся дорог, н. Firenze; *Arretium, Арреций, н. Arezzo. *Cortona, Кортона, н. того же имени крепкий древний город, может быть, столица северной части Э., неподалеку от источников реки Clanis; *Volaterrae, Волатерры, н. Volterra, наибольший из союзных городов, на крутой, сильно укрепленной скале; область этого города, доходившая до болотистого морского берега, Vada Volaterrana (и ныне еще Maremma Volterrana) заключала в себе минеральные источники, соляные копи и алебастровые ломки; в этой области принадлежали Populonia и остров Ilva, Ильва; Sena, н. Siena, Сена; *Vetulonia, Ветулония, совсем пришедшая в упадок при римском владычестве; говорили, будто оттуда римляне заимствовали знаки отличия для своих должностных лиц и употреблении рога (tuba); *Rusellae Рузеллы, поблизости от озера Prelius; *Clusium, н. Chiusi; Perusia, н. Perugia, на горе, между Тразименским озером и Тибром, позднее римский вольный город с правами колонии, разрушенный Октавианом во время так называемой перузинской войны, веденной против Л. Антония (41-40 г. до Р. X.); позднее, однако, город этот был восстановлен с прозвищем Augusta; *Vulsinii, н. Bolsena, стоявшие прежде на крутой возвышенности; после того как римляне уничтожили этот древний город, он вновь был выстроен в долине на северо-восточном берегу озера того имени; Saturnia, прежде Aurinia, место которой в союзе заняли Rusellae; Cosa и Vulci, прежде тоже, может быть, союзный город; *Tarquinii, н. развалины с важными катакомбами на холме при Corneto, вероятно, столица союза, по крайней мере южной части Э., на левом берегу реки Maria, отечественный город тарквиниев, замечательный еще своими производствами ваз и полотняных изделий; Graviscae в болотистой местности (почему Катон имя его, производил от gravis aer), римская колония с 183 г., славилась вином; Centum Cellae. н. Civita Vecchia, прежде незначительное приморское местечко, получившее значение, со времен Траяна, снабдившего его прекрасной гаванью (Traianum), Pyrgi, Пирги, богатый порт города Caere, Цере, с знаменитым храмом богини Элейфии, разграбленный Дионисием Старшим в 384 г. до Р. X.; *Саеrе; Alsium (см. Алзий); Forum Cassii, F. Clodii; Ferentinum, Ферентинум, отечественный город императора Отона; *Falerii, также Falesia и Falisci (Φαλέριοι, Φαλίσκοι), Aequum Faliscum, на скалистой возвышенности. (Plut. Сат. 9), по Фламиниевой дороге. Этот город вел много войн с римлянами, особенно во времена Камилла (Liv. 5, 27. Plut. Cam. 10), по окончании которых был заключен договор. Но когда при общем восстании этрусков в 293 г. до Р. X. присоединился также и город Falerii, то после одержанной победы жители должны были покинуть возвышенность и поселиться на равнине (Liv. 10, 46). На месте прежнего города римляне основали после Colonia lunonia Falisci. Особенным почетом пользовались здесь Юнона и Минерва. Город этот славился также жертвенными быками, колбасами, холщовыми произведениями; Capena; Fescennium близ горы Soracte, Соракта, н. Citta Castella, известный фесценнинскими стихами (см. Satira, Сатира); Sutrium, Сутриум, н. Sutri; Nepete, Непета, н. Nepi, известный победой Камилла в 395 г.; Veii (Ουήϊοι), на расстоянии 12 milia passuum к северу от Рима на крутой скале, при реке Кремер, известные своими войнами с Римом, особенно же 10-летней войной, напоминавшей Троянскую войну (404-395 гг. до Р. X.), с замечательным храмом Юноны. (Liv. 5, 7 слл.). После покорения город до такой степени пришел в упадок, что Флор говорит: кто помнит еще о существовании жителей Вейев? ср. вообще О. Müller, die Etrusker, 2 т. (1828).

ЭТРУРИЯ, ТУСЦИЯ, ТИРРЕНЦИЯ

ЭТРУРИЯ, ТУСЦИЯ, ТИРРЕНЦИЯ - Etruria или Tuscia,

Τυρρηνία, местность в Средней Италии, на западе граничившая с морем, получившим по ней название тирренского, и с рекой Макрою, разделявшей ее от Лигурии; на севере граничившая с Апеннинами (Gallia Cispadana); на востоке с Умбрией и Лацием, где Тибр образовывал границу. Передние отроги Апеннин покрывают страну - в особенности выступают: 1) Mons Argentarius (Argentaro), y Cosa, вдающийся в море, 2) по направлению к углу, образуемому Тибром - Saltus Ciminius и 3) Soracte. Из рек этой страны следует назвать Tiberis с его западными притоками Clanis и Cremera; далее Arnus, Umbro, Albinia, Armenta, Marta, Minio; из озер - Lacus Trasimenus между Clusium и Perusia (сражение в 217 г. до P. X.), на берегу моря L. Prelius (L. di Castiglione), L. Volsiniensis (L. di Bolsena), Ciminius (L. di Vico), Vadimonis (L. di Bassano), Sabatinus (L. di Brassiano). Э. была чрезвычайно плодородна; в ней процветало земледелие, скотоводство, охота и рыбная ловля, а также и промышленность, как-то: приготовление льняных изделий в Тарквиниях н. Фалериях, приготовление шерстяных изделий, гончарное искусство, живопись на вазах и литейное искусство. Самые древние обитатели этой страны, вероятно лигуры и сикулы, были вытеснены умбрами; утверждают, будто 220 лет до основания Рима, главным образом в южной части, поселились пеласгийские тирренцы, к которым примкнуло перешедшее из Ретии племя, именовавшее себя Rasenae ('Ρασέναι), между тем как греки и римляне их называли Του̃σκοι, Θούσκοοι, Tusci, Thusci. Но словам Геродота (1, 94), часть малоазиатских лидийцев под предводительством Тирсена, сына Атиса, переселилась в Италию и перенесла туда имя тиренцев. Этому преданию давали предпочтение римляне августовского времени (Verg. А. 2, 781. 8, 479. Ноr. Sat. 1, 6, 1). Дионисий Галикарнасский (1, 28, 30) принимает жителей Э. за туземцев. Из соединения с пеласгийскими тирренцами возник народ тирренцев или тусков, римлянами называемый по большей части Etrusci. Этруски выдавались между другими италийскими народами своим политическим и религиозным образованием, вследствие чего римляне заимствовали многие из их обычаев. Этруски образовали союз, состоявший из 12 городов с аристократическим государственным устройством, который в первые два века существования Рима достиг самой высокой степени процветания, каковое и продолжалось до той поры, пока борьба с Римом не положила конец их владычеству. В этих городах преобладающим классом были лукумоны: они одни имели право на государственные должности и из лукумонов уже избирались жрецы и цари. Язык этрусков, на котором написаны многочисленные дошедшие до нас надписи, до сих пор еще неразрешенная загадка. Впрочем, кажется, что в новейшее время Корсену (Ueber die Sprache der Etrusker, 1874 сл., 2 т.) удалось доказать, что язык этот принадлежит к индоевропейской фамилии и сродни прочим древнеиталийским языкам. Обстоятельство, что в источниках названо более 12 союзных народов, объясняется, вероятно, тем, что некоторые города сообща пользовались одним голосом; наиглавнейшие 12 городов ниже обозначены звездочкой. Перечисление начинаем с северо-запада: Luna при реке Масга по Эмилиевой дороге, с 179 г. римская колония с превосходной гаванью и прекрасными мраморными каменоломнями; Luca, н. Lucca, при реке Ausus. Город этот числился при Лигурии, а со времен Августа был причислен к Э.; с 178 г. - колония; *Pisae, н. Pisa, основанный уже пеласгами, при реке Arnus, 20 стадий от устья последней, с очень хорошей гаванью, в окрестностях были теплые минеральные ключи (aquae Pisanae), с 182 г. колония; Pistoria, н. Pistoia, известная по поражению и смерти Катилины в 62 г. до Р. X.; *Faesulae, н. Fiesole, на холме, главный арсенал Катилины, заселенные Суллою ветеранами; Florentia при реке Arnus в центре многих перекрещивающихся дорог, н. Firenze; *Arretium, н. Arezzo (см.). *Cortona, н. того же имени крепкий древний город, может быть, столица северной части Э., неподалеку от источников реки Clanis; *Volaterrae, н. Volterra, наибольший из союзных городов, на крутой, сильно укрепленной скале; область этого города, доходившая до болотистого морского берега, Vada Volaterrana (и ныне еще Maremma Volterrana) заключала в себе минеральные источники, соляные копи и алебастровые ломки; в этой области принадлежали Populonia и остров Ilva; Sena, н. Siena; *Vetulonia, совсем пришедшая в упадок при римском владычестве; говорили, будто оттуда римляне заимствовали знаки отличия для своих должностных лиц и употреблении рога (tuba); *Rusellae поблизости от озера Prelius; *Clusium, н. Chiusi (см.); Perusia, н. Perugia, на горе, между Тразименским озером и Тибром, позднее римский вольный город с правами колонии, разрушенный Октавианом во время так называемой перузинской войны, веденной против Л. Антония (41-40 г. до Р. X.); позднее, однако, город этот был восстановлен с прозвищем Augusta; *Vulsinii, н. Bolsena, стоявшие прежде на крутой возвышенности; после того как римляне уничтожили этот древний город, он вновь был выстроен в долине на северо-восточном берегу озера того имени; Saturnia, прежде Aurinia, место которой в союзе заняли Rusellae; Cosa (см.) и Vulci, прежде тоже, может быть, союзный город; *Tarquinii, н. развалины с важными катакомбами на холме при Corneto, вероятно, столица союза, по крайней мере южной части Э., на левом берегу реки Maria, отечественный город тарквиниев, замечательный еще своими производствами ваз и полотняных изделий; Graviscae в болотистой местности (почему Катон имя его, производил от gravis aer), римская колония с 183 г., славилась вином; Centum Cellae. н. Civita Vecchia, прежде незначительное приморское местечко, получившее значение, со времен Траяна, снабдившего его прекрасной гаванью (Traianum), Pyrgi, богатый порт города Caere с знаменитым храмом богини Элейфии, разграбленный Дионисием Старшим в 384 г. до Р. X.; *Саеrе (см. это слово); Alsium (см. это слово); Forum Cassii, F. Clodii; Ferentinum, отечественный город императора Отона; *Falerii, также Falesia и Falisci (Φαλέριοι, Φαλίσκοι), Aequum Faliscum, на скалистой возвышенности. (Plut. Сат. 9), по Фламиниевой дороге. Этот город вел много войн с римлянами, особенно во времена Камилла (Liv. 5, 27. Plut. Cam. 10), по окончании которых был заключен договор. Но когда при общем восстании этрусков в 293 г. до Р. X. присоединился также и город Falerii, то после одержанной победы жители должны были покинуть возвышенность и поселиться на равнине (Liv. 10, 46). На месте прежнего города римляне основали после Colonia lunonia Falisci. Особенным почетом пользовались здесь Юнона и Минерва. Город этот славился также жертвенными быками, колбасами, холщовыми произведениями; Capena; Fescennium близ горы Soracte, н. Citta Castella, известный фесценнинскими стихами (см. Satira); Sutrium, н. Sutri; Nepete, н. Nepi, известный победой Камилла в 395 г.; Veii (Ουήϊοι), на расстоянии 12 milia passuum к северу от Рима на крутой скале, при реке Кремер, известные своими войнами с Римом, особенно же 10-летней войной, напоминавшей Троянскую войну (404-395 гг. до Р. X.), с замечательным храмом Юноны. (Liv. 5, 7 слл.). После покорения город до такой степени пришел в упадок, что Флор говорит: кто помнит еще о существовании жителей Вейев? Ср. вообще О. Müller, die Etrusker, 2 т. (1828).

ЭФАЛИЯ

ЭФАЛИЯ - Αίθαλία, см. Ilva, Ильва.

ЭФЕБ

ЭФЕБ - 'Έφηβος.

Через два года (или на второй год) по достижении возмужалости (επι διετες ήβήσαντες), на 18 году жизни молодые люди в Афинах через внесение в Ληξιαρχικόν (общинная книга их дема) объявлялись совершеннолетними и самостоятельными гражданами. Внесенный в списки давал присягу гражданина в храме Агравлы (Lycurg. Leocr. 76. Pollux 8. 105 слл. Plut. Alcib. 15), делался способным носить оружие, получал право являться в суде, жениться и т. д. Is. Arist. 12. Demosth. Steph. II, 20. 24. Право участвовать в народном собрании ефеб получал лишь через два года, через внесение в πίναξ εκκλησιαστικός, на 20 году жизни, после того, как он прослужил два года в пограничной страже, как περίπολος. С тех пор он мог участвовать и в войнах вне пределов отечества. Кроме этого более узкого и определенного значения слова, существует еще более широкое, по которому ε́φηβος мог быть назван всякий молодой человек, вышедший из детского возраста. В искусстве молодые люди этого возраста изображаются с коротко стриженными волосами в противоположность к мальчикам и мужам, носившим более длинные волосы (κομα̃ν). Это подстрижение волос совершалось до επι διετες ήβη̃σαι, вероятно, на 16 году, и, вероятно, от этого акта третий день праздника Апатурий назывался κουρεω̃τις (от κουρα, κείρω).

ЭФЕГЕСИС

ЭФЕГЕСИС - Έφήγησις, см. Άπαγωγή, Апагогэ.

ЭФЕДР

ЭФЕДР - 'Έφεδρος (рядом или при ком-нибудь сидящий), назывался тот боец, который при неравном числе бойцов не попал по жребию и должен был до конца сидеть, чтобы выдержать потом с свежими силами решительный бой с оставшимся победителем. Plut. Sull. 29. Plut. Pomp. 59. Намек на это, может быть, у Soph. Ai. 610.

ЭФЕМЕРИДЫ

ЭФЕМЕРИДЫ - Έφημερίς, ephemeris,

1. дневник, журнал во время путешествия, как у римлян, употреблявших иногда и греческое слово (Cic. Quint. 18, 57. Nep. Att. 13, 6) commentarii и diarium, a именно как в военном, так и в историческом отношении; слово это встречается также в смыеле ежедневной счетной книги для прихода и расхода;

2. календарь, может быть, впервые у римлян (Juv. 6, 573.), и там преимущественно у астрологов, которые обозначали в нем на каждый день положение созвездий, чтобы иметь таким образом точку опоры для выбора удобного и неудобного для известных занятий времени. ср. Chaldaei, Халдеи.

ЭФЕС

ЭФЕС - Ephĕsus, α̃Εφεσος, н. руины при Аязулуке, один из двенадцати значительных ионийских городов у подошвы гор Кореса и Пиона (или Приона) при устье Каистра; на юге от города протекал Кенхрей. Знаменитый храм Артемиды (Άρτεμίσιον), построенный кноссийцем Херсифроном, был сожжен Геростратом в ночь, когда родился Александр Великого; но малоазиатские греки выстроили его снова с таким великолепием, что он считался одним из семи чудес мира. Лишь недавно посредством раскопок найдено место, на котором находился храм; он лежал в северо-восточной части города между горой Прионом и возвышенностью, занимаемой теперь крепостью Аязулуком. Э. был основан, по преданию, амазонками, потом обитаем карийцами и лелегами, пока им не овладел Андрокл, сын Кодра. Город был всегда могуществен, но получил особенное значение, когда сделался при христианских императорах главным городом провинции Азии. Прежняя морская гавань - Панорм - теперь занесена песком; кроме того, было еще две гавани в долине Каистра. Э. был местом рождения философа Гераклита и Гермодора (Cic. tusс. 5, 36), который, будучи изгнан из своего города, по сказанью, оказал помощь децемвирам при составлении законов. ср. Guhl, Ephesiaca (1843). Hyde Clarke, Ephesus (1863). Curtius Beitr. z. Gesch. u. Topogr. Kleinasiens (1872); Ephesus (1874). Wood, Discoveries at Ephesus (1877).

ЭФЕСИИ

ЭФЕСИИ - Έφέσια, τά, справлявшийся ночью праздник Артемиды Эфесской со всевозможным разгулом, к которому допускались лишь мужчины, незамужние женщины и рабыни.

ЭФЕССКИЕ ЗНАКИ

ЭФЕССКИЕ ЗНАКИ - Ephesiae litterae, Έφέσια γράμματα, назывались известные загадочные формулы (6), которые были изобретены идейскими или фригийскими дактилами (поэтому называются также фригийскими, а по мнению других, были написаны на статуе Артемиды Эфесской); суеверие предавало им, если их носили как талисман, чудодейственную силу Athen. 12, 548 С.

ЭФЕТЫ

ЭФЕТЫ - Έφέται, коллегия судей в Афинах, учреждение которой древние относили к мифическим временам, а Поллукс (8, 124), по недоразумению, - ко времени Дракона. Слово это производится разным образом; προς o́ν εφίεται, т. е. судья, к которому апеллировали, кажется сомнительным с грамматической точки зрения; по другим - они были «указатели» права, давали указания, как следует поступать в каждом отдельном случае относительно обвиненного и приговоренного. Их было 51, исключительно из числа знатных (αριστίνδην αίρεθέντες), и они должны были судить в уголовных делах. Таким образом, они были, вероятно, в гражданских процессах лишь властью, к которой апеллировали, а в уголовных часто первою и вместе единственною инстанцией. Их учреждение показывает, по-видимому, новую победу аттической аристократии над архонтством, т. к. допущением апелляции в суде значительно уменьшалась судебная власть архонтов. По словам Поллукса, первоначально было 5 судов Э., к которым Солон присоединил Ареопаг. Позже мы видим лишь четыре суда Э.: επι Παλλαδίω, επι Δελφινίω, επι Πρυτανείω и εν Φρεαττοι̃ - и можем поэтому не без вероятия принять для древнейшего времени еще 1 суд, εν Πρυτανείω, в коем судили πρυτάνεις τω̃ν ναυκράρων (ср. Ναυκραρία, Навкрария). Более важную часть уголовных дел (умышленное убийство, отравление, намеренное поранение, поджог и т. д.) Солон отнял у коллегии Э. и передал вновь организованному им Ареопагу. Впоследствии суды Э. потеряли большею частью свое значение. У них осталось еще решение об отдельных случаях, которые частью утратили практическое значение, но продолжали существовать вследствие религиозного и священного характера, который был присущ уголовному суду. Они судили всегда как целая коллегия, под председательством α́ρχών βασιλεύς. Случаи, решавшиеся перед каждым из судов Э., были следующие:

1. у Палладия разбирались дела, если убийца утверждал, что убийство было совершено им неумышленно (φόνος ακούσιος). Если φόνος ακούσιος признавался, то убийца должен был оставить страну до тех пор, пока не получал от родственников убитого позволения вернуться;

2. у Дельфиния судился φόνος δίκαιος, если, напр., кто-нибудь совершил убийство для собственной защиты. Во время Демосфена оба эти суда были, по-видимому, отменены и дела их переданы гелиастам;

3. у Притания разбирались по древнепринятому обычаю дела о неодушевленных предметах и животных, бывших причиною смерти для людей. Предмет этот по формальном приговору должен был быть вывезен за пределы страны;

4. Δικαστήριον εν Φρεαττοι̃, на берегу моря вблизи гавани Зеи (см. Attica, Аттика, 15) касался совершенно специального случая, когда изгнанный вследствие неумышленного убийства совершил в это время другое убийство. Т. к. он не мог вступить в страну, то за новое убийство он судился Э. стоя в лодке. Если он был приговорен, то его изгоняли на всю жизнь. В недавнее время L. Iange (die Epheten und der Areopag, Lpzg., 1874) выставил и остроумно доказал новую гипотезу об Э. По его мнению, Э. были учреждены не только для уголовных дел, но как члены до-солоновского совета евпатридов εν Άρείω πάγω, состоявшего из 60 пожизненных членов, из коих 9 по назначению самого совета под именем εφέται или πρυτάνεις брали на себя правление, между тем как остальные 51 под именем εφέται (οί εφ' ε́ταις, представители полноправных граждан, евпатриды; противоположность δη̃μος), т. е., начальники граждан, частью участвовали в совещаниях совета, частью судили или вместе с архонтами на ареопаге, в случае умышленного убийства, или, в остальных случаях, под председательством α́ρχων βασιλεύς, как тогдашнего представителя архонтов, в остальных четырех судах. Чтобы они были учреждены Драконом, по его мнению, немыслимо.

ЭФИАЛЬТ

ЭФИАЛЬТ - Ephialtes, Έφιάλτης,

1. см. Aloadae, Алоады;

2. гигант (см. Gigantes, Гиганты);

3. малиец или трахинянин, показавший Ксерксу обход через Каллидром (тропинка называется теперь Монопати), по которому Гидарн провел часть персидского войска в тыл спартанцам при Фермопилах. Hdt. 7, 213. Diod. Sic. 11, 8. Frontin. 2, 2, 13. Амфиктионами он был приговорен к смерти и убит позже в Антикире. И Геродот и Ктесий говорят, что измена эта была приписываема и другим лицам;

4. афинянин, сын Софонида, ненедостойный, как его часто обозначают, демагог, но заслуживающий уважения гражданин, небогатый, но щедрый, которого по справедливости и бескорыстию можно сравнить с Аристидом и Кимоном (Plut. Cim. 10), сподвижник Перикла в его демократических тенденициях. Он воспротивлялся предложению Кимона послать помощь спартанцам против возмутившихся илотов (Plut. dm. 16) и предложили перенести законы Солона из Акрополя на плошадь и в Пританей (Poll. 8, 128); имя его особенно соединяется с решенным в 461 г. уменьшением власти Ареопага (см. Ареопаг) Aristot. polit. 2, 9. 3. Он был впоследствии, вероятно, по стараниям олигархической партии, убит в 457 г. Plut. Per. 10;

5. демагог антимакедонской партии, выдачи которого требовал Александр по разрушении Фив, но который бежал в Персию (Plut. Demosth. 23) и лишился жизни при вылазке из Галикарнаса.

ЭФИОПЫ

ЭФИОПЫ - Aethiopes, Αίθίοπες, Αίθιοπία. Судя по этимологии (αι́θω-ω́ψ), греки первоначально называли Э. все народы с темным цветом кожи, как обитателей Южной Азии (Гедросии), так и население верховьев Нила; таким образом, это наименование встречается даже на Самофракии и Лесбосе; так же называются и амазонки. У Гомера и других поэтов Э. - обитатели самых дальних концов земли; народ эфиопский делится на две части, т. е. Э. занимают западный и восточный края южного пояса земли (Ноm. Od. 1, 23), те места, где солнце при закате и восходе так близко подходит к земле, что люди чернеют от его лучей; едва ли Гомер разумел здесь разделение Нилом или Аравийским заливом (Strabo). По Ноm. Od. 4, 84, Э. соседи сидонцев и ерембов и живут у океана (Il. 23, 206); они «непорочные» (αμύμονες) друзья богов; последние часто к ним приходят и принимают от них гекатомбы (Il. 1, 423). Когда хотели выразить мысль, что боги покинули тот мир, в котором живут люди, то говорили, что боги отправились на самый дальний край земли к богобоязненным Э. Верили, что в самых дальних странах, на конце света, живут благочестивые, любимые богами народы, Э., гипербореи, подобно тому как в отдаленнейшее прошлое помещали золотой век. Э., о которых знает история, делятся, по Геродоту, на две народности (7, 70): восточных Э. с гладкими волосами, обитавших до Индии включительно (Киперт признает за них темнокожих жителей Гедросии), и западных, самых курчавоволосых между всеми народами. В более тесном смысле под Э. разумеют народы, жившие по верховьям Нила «выше Египта» (Hdt. 2, 146). Общего туземного названия для них (подобного новому названию Габеш) в древности не упоминается, может быть, такого и не существовало, по крайней мере, нельзя определить, было ли ветхозаветное название Куш туземным или употреблялось только семитами. Культурным пунктом той страны была в древности Мероя (развалины ассурские близ Шенди), замечательная по пирамидам и другим постройкам; после упадка Мерой является Нубийское царство, управляемое женщиной (Кандаке); при Августе римляне покорили его, но вскоре опять оставили. В восточных прибрежных горах у Аравийского залива жили троглодиты, ихтиофаги и т. п. По Геродоту, Э. (3, 19 слл.) были самые рослые, красивые и долговечные люди; страна их изобиловала золотом, слоновой костью и т. п. В Верхней Эфиопии, у источников реки Астапа (Бар-эль-Азрек, голубая река), как рассказывают, во времена Псамметиха (650 г. до Р. X.) выселившаяся из Египта часть касты воинов - так называемые себриты основали царство Аксомское, названное так от главного города 'Άξωμις или Αύξούμη (н. Авксум). По соседству с ним Птолемеи основали по морскому берегу колонии Арсиною, Беренику и т. д. Весь берег до мыса Άρώματα (н. Гвардафуй) назывался у греков Барбарикой (это название сохранилось в имени города Бербера) или, по главным произведениям этой страны, ή κινναμωμοφόρος, ή αρωματοφόρος χώρα. Земли по ту сторону мыса они называли местным наименованием Азания (н. Аджан).

ЭФИППИЙ

ЭФИППИЙ - Ephippium, εφίππιον, также εφίππια se. στρωματα, лошадиная попона, превращавшаяся у греков часто в настоящее седло с подпругами (ε́ποχον) и имевшая разные украшения. Также и у римлян попоны эти обращались в полные седла, снабженные позже великолепными и дорогими украшениями. Галльские всадники Цезаря также были ephippiati equites, почему они и были презираемы германцами, считавшими в высшей степени позорным употребление седел. Caes. b. g. 4, 2. ср. Equus, Конь, 2.

ЭФИР

ЭФИР - Aether, αίθήρ (одного корня с αι́θω), верхний лучезарный слой воздуха в противоположность к αήρ, нижнему слою, местопребывание Зевса (Il. 2, 412); позднее под этим названием разумелась все собой объемлющая, высшая оболочка мира, из которой происходят солнце и звезды, в которой обитают боги. Как олицетворение, Э., по Гесиоду (Hesiod. theog. 124), сын Ночи и Ереба, детей Хаоса, следовательно, означает собой основное начало мироздания; по орфическим гимнам - это мировая душа, из которой исходит всякая жизнь. Поэты отождествляют Э. также с Зевсом или Юпитером, который плодотворным дождем спускается на лоно земли. Verg. Georg. 2, 325. У древних философов Э. есть местопребывание и начало все оплодотворяющей жизненной теплоты.

ЭФИРА

ЭФИРА - EphСћra, Έφύρη (эолийская ли это форма вместо εφόρα = сторожевая башня?), пеласгическое имя городов: называвшегося позже Коринфом, в Элиде на берегу реки Селленса (Il. 2, 659. 6, 152), в Фессалии (позже Краннон), в Этолии (κώμη Έφ., Thuc. 3, 106. 111), в Эпире, именно в Феспротии (позже Кихир). Thuc. 1, 46. Это, по-видимому, и есть та Э., которую называет Гомер (Ноm. Od. 1, 259 см. к этому месту Nitzsch), тогда как другие видят здесь элидскую Э. Другие еще считают Э. в «Илиаде» и «Одиссее» за тот же город, именно, за лежащий внутри страны аргивский город. Кроме того, так назывался остров в Арголидском заливе.

ЭФЛИЙ

ЭФЛИЙ - Άέθλιος, см. Endymion, Эндимион.

ЭФОДИОН

ЭФОДИОН - Έφόδιον, деньги на дорогу (прогонные деньги), которые выдавались обыкновенно из афинской казны государственным послам и составляли 2-3 драхмы в день. Arist. Acharn. 66.

ЭФОР

ЭФОР - Ephŏrus, 'Έφορος, из Кум в Эолиде (приблизительно 405-330 г.), сын Демофила, вместе с Феопомпом учился у Исократа и был наведен им на занятия древней историей. С большим усердием собирал он материалы во время путешествий и из самых разнообразных источников составил сначала план общей истории всех народов (τα καθόλου, Polib. 5, 33), но оставил при этом совершенно мифическое время и начал с возвращения Гераклидов. В 30 книгах он описал события до 340 г. до Р. X. (по Свиде, 750 лет); но 30-я книга, начиная со священной войны, приписывалась его сыну Демофилу. Э. начинал с географического описания стран, объяснял встречавшиеся мифы историческим образом и введением критического элемента подготовил прагматизм Полибия. Изложение носило риторический отпечаток, но впадало часто в монотонность, несмотря на правильность и чистоту изложения. Его много читавшееся, возбуждавшее часто удивление, но часто и порицавшееся сочинение, - главный источник Диодора Сицилийского во время Александрийцев было продолжаемо Дииллом Афинским, Псаоном Платейским и Менодотом Перинфским.

ЭФОРЫ

ЭФОРЫ - 'Έφοροι, 1. спартанская должность, состоявшая из 5 членов, назначавшихся ежегодно в осеннее равноденствие, т. е. в начале спартанского года, из среды народа, первоначально царями, позже самим народом, частью для судопроизводства в частных тяжбах, частью, чтобы заступать место царей. Учреждены они были, по одним известиям, уже Ликургом, по другим - Феопомпом (757 г. до Р. X.), что по некоторым внутренним причинам имеет больше вероятия; быть может, впрочем, они существовали и до того, и реформы Феофомпа заключались только в том, что он дал им право контролировать действия царей и препятствовать таковым. Власть их была судебная и административная в одно и то же время. Они (Aristot. polit. 3, 1, 7) судили в δίκαι τω̃ν συμβολαίων (гражданские дела), герусия - в δίκαι φονικαί. Судебная их власть вскоре расширилась, когда им достались 'ευθύναι должностных лиц, с царями исключительно, они могли привлечь к ответственности еще во время года службы и налагать на них денежный штраф. В процессах против царей на жизнь и смерть они выступали обвинителями; местом суда была в этом случае герусия. Таким образом, мы видим, как из их судебной власти образовалась мало-помалу большая политическая сила. Их несудебная деятельность состояла первоначально, соответственно их судебным обязанностям, в наблюдении за рынком, т. е. за всей торговлей Спарты. На площади же было их присутственное место (αρχει̃ον). Но вместе с судебною властью расширилась вскоре и их политическая власть, так что они сделались самою влиятельной должностью в Спарте и как представители народа (поэтому их сравнивали с римскими народными трибунами; это сравнение, впрочем, подходит лишь в некоторых отношениях) впервые образовали противовес царям и герусии и скоро получили на ними перевес, который сокрушил мало-помалу государственное устройство Ликурга. Они получили право наблюдения за всею общественною жизнью; уже с давних времен они могли созывать народ и предлагать законы, могли допускать и не допускать послов и вообще имели большое влияние на внешнюю политику; они имели право в военное время отсылать войска, если хотели, определяли, вероятно, число солдат, назначали полководцев (которыми были большею частью цари), ограничивали их власть через прикомандированных к ним лиц (σύμβουλοι Thuc. 5, 63; позже_двое из Э. следовали за царем в походах, Хеn. Hell. 2, 4, 36), могли их отзывать через σκυτάλη. Источником их большой власти была εκκλησία, настоящими представителями которой они были. После года занятия должности они делались частными лицами. Для важных мероприятий было необходимо согласие большинства в коллегии. Увеличение их власти обнаруживало возрастание оппозиционного элемента в государстве и, таким образом, изменение во внутренней и внешней политике государства (они представляли в делах эллинов беспокойную воинственную партию в противоположность к царям герусии). Вследствие их власти пал благородный Агис III при своей попытке восстановить учреждения Ликурга; также и Клеомен III должен была начать свои реформы уничтожением эфорства. После его падения вследствие поражения при Селласии (221 г. до Р. X.) должность Э. была восстановлена. Следует еще упомянуть, что первый Э. был επώνυμος данного года. ср. Müller, Dor. 1, 111 слл. и Schumann, griech. Alterth. 1, 237 слл;

2. пять человек, назначенные в Афинах олигархами после битвы при Эгоспотамах, чтобы изменническими мероприятиями помешать защите города против Лисандра. Lys. Eratosth. 45 слл.

ЭФРА

ЭФРА - Aethra, Αι́θρα,

1. дочь царя Питфея Тройзенского (Plut. Thes. 3), родившая Эгею Тесея. Показание, что Посейдон был отцом Тесея, по позднейшему толкованию, сочинено будто бы самим Питфеем, желавшим убедить тройзенцев, что Тесей произошел от этого особенно чтимого ими бога. Кроме того (Paus. 2, 33, 1), рассказывается, что Э., придя на Сфайрию, чтобы, по требованию Афины, принести жертву в честь Сфайра, там, в храме богини, сочеталась с Посейдоном (повод к построению храма Афины Апатурии и установлению обычая, по которому тройзенские девушки перед свадьбой посвящали свой пояс Афине). Другое сказание, будто Э. была похищена из Афин Диоскурами, отвезена в Лакедемон и затем рабыней Елены попала в Ил ион (Ноm. Il. 3, 144. Plut. Thes. 34, см. Acamas, Акамант, и Demophon, Демофон, 2) неоднократно служило сюжетом для послегомеровскои поэзии и для пластического искусства;

2. дочь Океана, родила от Атланта 12 дочерей - Гиад и сына Гианта. Ov. fast. 5, 171.

ЭХАЛИЯ

ЭХАЛИЯ - Oechalia, Οι̉χαλια, название многих древних городов Греции, которые все оспаривали себе честь быть местопрeбыванием Еврита:

1. в Мессении на аркадской границе;

2. на Эвбее в области Эретрии. Soph. Trach. 74;

3. в Фессалии на Пенее между Пелинной и Триккой. Ноm. Il. 2, 596. 730. Ноm. Od. 21, 13;

4. в области Трахины;

5. в Этолии. Strab. 9, 438.

ЭХЕКРАТ

ЭХЕКРАТ - Echecrătes, Έχεκράτης, из Флиунта, был один из последних пифагорейцев; когда стали преследовать эту школу в Великой Греции, он удалился через Регий во Флиунт, с которым пифагорейцы, как с местом рождения предков своего главы, стояли в близких отношениях. Paus. 2, 13. То обстоятельство, что Федон в известном диалоге Платона сообщает Э. последние разговоры и смерть Сократа, указывает, по-видимому, на близкие отношения Платона к Э.; по Цицерону (Cic. fin. 5, 29), н. Валерию Максиму (8, 7, 3), Платон пользовался обучением Э. в Локрах в Италии.

ЭХЕМ

ЭХЕМ - Echēmus, см. Heraclidae, Гераклиды, и Hercules, Геркулес.

ЭХЕТ

ЭХЕТ - Echĕtus, 'Έχετος, жестокий царь Эпира, который искалечил бесчеловечным образом иностранцев и ослепил свою единственную дочь Метопу. Ноm. Od. 18, 85. 21. 308.

ЭХЕТЛ

ЭХЕТЛ - Echĕtlus, 'Έχετλος. В марафонской битве явился в греческом войске человек в одежде поселянина, избил плугом массу врагов и исчез после битвы. Афиняне обратились поэтому к оракулу и получили ответ, что они должны чтить героя Э. (εχέτλη, рукоятка у плуга).

ЭХИДНА

ЭХИДНА - см. Ехидна.

ЭХИН

ЭХИН - Echīnus, Έχι̃νος,

1. город в Акарнании у Амбракийского залива (Plin. 4, 1, 2, 5.), может быть, гавань расположенного на 1 час пути внутрь страны города Фирия. (Хеn. Hell. 6, 2, 37);

2. главный город мирмидонов во Феотиде (Фессалия), позже малийцев, н. Ахино, у Малийского залива. Arist. Lysistr. 1171 (где он называется Έχινου̃ς). Dem. Phil. 3, p. 120. Liv. 32, 33. 33, 13.

ЭХИНАД

ЭХИНАД - Echinădes, Έχινάδες, назывались примытые к устью Ахелоя (см. Acarnania, Акарнания) очень плодородные острова, которые, само собою разумеется, были подвержены многим изменениям. Их упоминает уже Гомер (Il. 2, 625). Страбон называет один из этих островов Δολίχα и отождествляет его (вероятно, неправильно) с гомеровским Δουλίχιον (Ноm. Od. 1, 246.14, 335. 16, 247); это, вероятно, большой остров, расположенный как раз перед устьем Ахелоя, н. Όξει̃α. Strab. 10, 458. Plin. 4, 12, 19, 53.

ЭХИНОС

ЭХИНОС - Έχι̃νος, металлический или также глиняный ящик, в котором хранились при разборе процесса при Афинах до дня суда собранные обеими сторонами доказательства. Demosth. Con. 27. Steph. 1, 17. 57.

ЭХИОН

ЭХИОН - Echīon, Έχίων,

1. см. Cadmus, Кадм, 1;

2. сын Гермеса и Антианиры, живший в Алопе, калидонский охотник и аргонавт. Pind. pyth. 4, 179. Ov. met. 8, 310;

3. см. Pictores, Живопись, 6.

ЭХО

ЭХО - Echo, Ήχώ, беотийская Ореада, которая, будучи наказана Герою, не могла ни заговаривать первою, ни молчать, когда говорили другие. Живя одиноко в лесу, она влюбилась в красивого охотника Нарцисса (Narcissus), сына Кефиса и Лейрионы; отвергнутая равнодушным юношей, она до того томилась от горя, что ее члены окаменели и остался от нее один лишь голос. Нарцисс же должен был в наказание любить свое собственное изображение. Он любуется в ручье на себя, изнывает от неудовлетворенной любви к себе и делается цветком-нарциссом. Ov. met. 3, 341-510. Эхо была также любовницей Пана и родила от него Иинга (см. Iynx, Иинга).

ЭЭТ

ЭЭТ - Aeēta, Aeetes, Αίήτης, см. Argonautae, Аргонавты.

ЭЯ

ЭЯ - Аеа, Αία, см. Argonautae, Аргонавты, 3.

Предыдущая страница Следующая страница