Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХЕМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХЕМ")

ХАБРИЙ

ХАБРИЙ - Chabrias, Χαβρίας, афинянин, предводительствуя афинянами, с помощью хитрости разбил в 388 г. до Р. X. спартанцев при Эгине и потом очень деятельно и успешно поддерживал Евагора Кипрского, восставшего против персов (Хеn. Hell. 5, 1, 10 слл.) и позднее, в 385 г., Нектанабиса в Египте (Nep. Chabr. 2). Он командовал греческими наемными войсками его, но, по требованию персов отозванный своими согражданами, возвратился в Афины. Diod. Sic. 15, 29. Появление Сфодрия в Элладе со спартанским войском и занятие Кадмеи Фойбидом повели к более тесному соединению спасшихся бегством фивских патриотов для освобождения Фив, а затем последовало сближение между Афинами и Фивами. Когда Агесилай со спартанским войском в 387 г. вторгся в Беотию (Diod. Sic. 15, 30.), X. пришел на помощь фивянам, опустошил земли союзников Спарты и затем ожидал войска Агесилая близ Фив на неприступной возвышенности, так что Агесилай после нескольких неудачных приступов должен был удалиться Nep. Chabr. 1 Diod. Sic. 15, 32. Благоразумный образ действий X. доставил ему великую славу и благодарность соотечественников. После одержанной им морской победы при Наксосе 16 числа месяца Боедромиона 376 г. (Хеn. Hell. 5, 4, 61. Diod. Sic. 15, 34. Plut. Phoc. 6.) афиняне послали его во Фракию, где он избавил Абдеры от нападений варваров. Plut. Phoc. 6. Camill. 19. Xenoph. Hell. 5, 4, 60. В борьбе между Фивами и Спартой (368 г.) он с успехом защищал Коринф против фивян, но не так удачно отстаивал он Истм против Эпаминонда. Хеn. Hell. 7, 1, 5. В 366 г. против него возбуждено было обвинение в передаче Оропа Фивам, но он был оправдан. После сражения при Мантинее он отправился на помощь к царю Египетскому Тахою (Τάχως) и командовал флотом его против персов, Plut. Ages. 27. Diod. Sic. 15, 92. После несчастной кончины Тахоя X. недолго оставался в Афинах и в 358 г. отправился во Фракию с поручением помочь Керсоблепту при исполнении заключенного с Харидемом договора, но не достиг вполне своей цели, т. к. не был надлежащим образом приготовлен к тому афинянами. В союзнической войне афинян он сражался перед Хиосом и пал смертельно раненный после мужественной обороны в то время, когда корабль, на котором он находился, был уже почти совершенно уничтожен. Diod. Sic. 16, 7. Nep. Chabr. 4. Он был человек в высшей степени скромный (Nep. Chabr. 3) и считался одним из первых полководцев своего времени. Павсаний (1, 29, 3) отыскал его могилу близ гробниц Фрасибула и Перикла. ср.: Rehdanz. vitae Iphicratis, Chabriae, Timothei Atheniensium.

ХАВКИ

ХАВКИ - Chauci, Χαυ̃κοι, populus inter Germanos nobilissimus, quique magnitudinem suam malit iustitia tueri (Tac. Germ. 35). Они жили между Эмсом и Эльбой вдоль берега океана, и Великие maiores, от малых minores (Tac. ann. 11, 19) отделялись рекой Везером; н. Остфризы. По свидетельству Тацита (Tac. ann. 1, 38), они имели римский гарнизон; посылали римлянам вспомогательные войска (ibid. 1, 60. 2, 17). Впоследствии они вместе с фризами возмутились и в батавскую войну сражались против римлян. Плиний (п. h. 16, 1-2) описывает их страну самыми мрачными красками. Имя их по производству от готского hauhai означает «высокие»; относится ли это к их высокому росту или к гордости, решить трудно.

ХАЛДЕИ

ХАЛДЕИ - Chaldaei, Χαλδαι̃οι, собственно были жители Вавилонской страны между Евфратом и Тигром, по всей вероятности вышедшие из горных стран Армении. Хеn. Суr. 3, 1, 24. Strab. 12. р. 549. От них названа была X. каста жрецов в Вавилоне. Лукуллом они были покорены под власть римлян (Liv. 97, 46.), и т. к. они отличались знанием астрономии, то после того как начали различать астрономию от астрологии (ср. Astrologia, Астрология), X. называли в Риме всех тех, которые будто знали искусство - по положению звезд определять будущее. Другие названия их были: Babylonii, astrologi, mathematici, genethliaci, planetarii, αποτελεσματικοί; их искусство называлось: mathesis, αστρολογία πινακική (ср. ниже), γενεθλιαλογία, μετεωρολογία, αποτελεσματική. По их учению, звездами благоприятными и означавшими счастье (αγαθοποιοί αστέρες) были: Venus, Iupiter, Luna, Virgo, Libra, Taurus; предвещавшими несчастье (κακοποιοί, malefici) считались: Saturnus, Mars, Scorpio, Capricornus; напротив, Mercurius мог означать и счастье и несчастье, смотря по положению других звезд (επίκοινος αστήρ). В основание предсказания полагался час рождения, и затем делалось сравнение господствовавшей в данный час звезды с положением прочих. При этом пользовались известными календарными таблицами (πίνακες, почему это искусство и называлось πινακική, в противоположность κανονική, т. е. астрономии), в которых на каждый отдельный день показывались восхождение и захождение, движение и расстояние светил небесных (positus ас spatia. Tac. ann. 6, 21). Но чтобы подвести это к часу рождения, для этого опять существовали счетные таблицы, из которых они, кроме того, исчисляли также время, благоприятное для начала какого-нибудь предприятия; отсюда выражения: numeri Babylonii, и Thrasylli, Chaldaicae rationes (Horat. Od. 1, 11, 2. Juv. 6, 576. Cic. div. 2, 47). Дальнейшее нам неизвестно. Хотя X. оказывались нередко обманщиками, которые с корыстной целью пользовались легковерием и естественным стремлением людей приподнять завесу будущего, и хотя древние авторы часто говорят о ничтожности и ненадежности их знания, тем не менее рядом с этим даже у людей, отличавшихся серьезным направлением мыслей, замечается склонность к вере в это искусство. На этом основании стечение к ним народа было удивительное и влияние их для каждого властителя было опасно, чем опять объясняются постоянно возобновлявшиеся гонения против них, изгнание их из Рима и Италии и даже смертная казнь их. Все это, однако, не могло искоренить ни этого направления, ни веры в астрологию и пользования ею, тем более что императоры, подчиняясь воззрениям и понятиям своего времени, первые нарушали свои собственные повеления (большой, напр., известностью пользовался X. Thrasyllus, друг Тиберия, Tac. ann. 6, 21). Поэтому они до позднейших времен римского язычества то и дело появлялись опять, и, таким образом, сбылись слова Тацита (Tac. hist. 1, 22.): mathematici, genus hominum potentibus infidum, sperantibus fallax, quod in civitate nostra et vetabitur semper et retinebitur.

ХАЛИБЫ

ХАЛИБЫ - ChalСћbes, Χάλυβες, далеко распространенный дикий народ, существовавший рыбной ловлей и горным промыслом и живший в Восточном Понте от гор до моря. Впоследствии времени они стали называться халдеями. Их считали изобретателями обработки руды (Strab. 12, 549, 551. Ver g. G. 1, 58.), и т. к. греки в древнейшее время от них получали сталь, то ее назвали χάλυψ.

ХАЛЙБЫ

ХАЛЙБЫ - ChalСћbes,

Χάλυβες, далеко распространенный дикий народ, существовавший рыбной ловлей и горным промыслом и живший в Восточном Понте от гор до моря. Впоследствии времени они стали называться халдеями. Их считали изобретателями обработки руды (Strab. 12, 549, 551. Ver g. G. 1, 58.), и т. к. греки в древнейшее время от них получали сталь, то ее назвали χάλυψ.

ХАЛКЕДОН

ХАЛКЕДОН - Chalcēdon, Χαλκηδών, см. Calchedon, Калхедон.

ХАЛКИДА

ХАЛКИДА - Chalcis, ή Χαλκίς,

1. значительнейший город Эвбеи, при самом узком месте Еврипа, через который еще в древнее время вел мост, где и теперь еще морские приливы и отливы приводят в действие водяные мельницы. Город этот, вероятно, возник из колонии финикиян, занимавшихся ловлею пурпуровых улиток (отсюда и название его от χάλκη=κάλχη, пурпуровая раковина); он по своему положению и укреплению был перворазрядною крепостью и наряду с Деметриадой в Магнесии и Акрокоринфом считался одним из трех ключей Греции (πέδαι Έλληνικαί). Liv. 32, 37. Он управлялся аристократами, так называемыми ίπποβόται, до тех пор, пока Перикл не изгнал их оттуда: до этого времени город выслал многочисленные колонии. Поблизости его находился источник Арефуса, а также плодородная лелантская равнина с железными и медными рудниками и теплыми ключами. В этом городе родились оратор Исей и поэт Ликофрон;

2. город в Этолии при устье реки Эвена, у подошвы горы Халкиса, отсюда называвшийся также Ύπόχαλκις, Strab. 10, 451. Thuc. 1, 108. 2, 83;

3. город в Эпире, при истоке реки Ахелоя, близ горы Пинда, н. Халики. И другие города носили это название.

ХАЛКИДИКА

ХАЛКИДИКА - Chalcidĭce, Χαλκιδική, большой полуостров в Македонии, между Фермейским и Стримонским заливами, с тремя меньшими полуостровами: Палленою на западе, Сифонией в средине между Торонейским и Сипгитским заливами и Актою на востоке. Он получил свое название от халкидских поселенцев. Thuc. 1, 58. 2, 79. 5, 31. Известнейшие города на нем были: Олинф, Потидея, Менда, Аканф, Стагир.

ХАЛКИОЙКОС

ХАЛКИОЙКОС - Χαλκίοικος, см. Pallas Athene, Афина Паллада, 4.

ХАМАВЫ,

ХАМАВЫ, - Chamāvi,

Χάμαβοι, германский народ, живший в непосредственном соседстве с Chattuarii, между фризами и бруктерами, почти между Эмсом и Зюдерзее. Там в средние века был округ Hamaland. Tac. ann. 13, 55. Germ. 33, 34.

ХАМАВЫ

ХАМАВЫ - Chamāvi, Χάμαβοι, германский народ, живший в непосредственном соседстве с Chattuarii, между фризами и бруктерами, почти между Эмсом и Зюдерзее. Там в средние века был округ Hamaland. Tac. ann. 13, 55. Tac. Germ. 33, 34.

ХАМЕЛЕОН

ХАМЕЛЕОН - Chamaelĕon, Χαμαιλέων, из понтийского города Гераклеи, перипатетический философ, автор многих сочинений частью философского и частью историко-литературного содержания, которые все, не исключая даже отрывков, для нас потеряны. ср.: Koepke, de Gham. Peripatetico (1856).

ХАОНЫ

ХАОНЫ - Chaŏnes, Χάονες, один из трех главных народов Эпира, живший в области Хаонии, между рекою Thyamis и Керавнскими горами; они считались за βάρβαροι (Thuc. 2, 80.).

ХАОС

ХАОС - Chaos, το Χάος (от χάω, χάινω, χάσκω), по Гесиоду (Hesiod. theog. 116), зияющее, неизмеримое мировое пространство, существовавшее прежде всех вещей, мрачный, первоначальный источник всякой жизни в мире. Из него произошли Γαι̃α, Τάρταρος и 'Έρως. Хаос произвел Эреба (источник мрака) и Ночь. Ночь и Эреб произвели Эфир и Гемеру (день). Гайя родила Урана, горы и Понт; от Гайи и Урана родились Титаны, Киклопы и Сторукие (Έκατόγχερες). Позднейшие, а именно философы под X. разумели (неправильно производя его имя от χει̃σθαι) беспорядочную массу, из которой образовался мир. Ov. met. 1, 1 слл. По учению орфиков, X. есть сын вечного Времени (Χρόνος). По мнению других философов, X. произошел из Caligo, первоначального мрака, и вместе с ним произвел Ночь и День, Эреба и Эфир.

ХАРАДР

ХАРАДР - Charādrus, Χάραδρος,

1. правый приток Кефиса в Беотии;

2. река в Ахайи;

3. приток Инаха в Арголиде;

4. река в Мессении, текущая по Стеникларской равнине;

5. место близ Аргоса, где перед вступлением войска в город производился суд над провинившимися воинами (Thuc. 5, 60);

6. портовый город в западной Киликии.

ХАРАДРА

ХАРАДРА - Charādra, Χαράδρ, город в Фокиде при Харадре, правом притоке Кефиса, на высокой скале. Hdt. 8, 33. Paus. 10, 33, 6. Города того же имени находились также в Эпире и Мессении.

ХАРАКС

ХАРАКС - Charax, Χάραξ,

a) так назывались некоторые города:

1. город в Мидии при горе Каспии, неподалеку от Каспийских ворот, н. Тегеран;

2. город при Персидском заливе в Сусиане, при устье Тигра. Основанный Александром, он сначала назывался Александрией. потом по имени Антиоха Эпифана - Антиохией и, наконец, по имени одного аравийского вождя Спасина, который плотиной оградил его от наводнений, был назван Χάραξ Σπασίνου;

3. город на западном берегу Корсики, н. Carghese;

b) Charax - историк из Пергама, живший во 2 в. от Р. X. По показанию Свиды, он написал 40 книг Έλληνικω̃ν ίστοριω̃ν, иногда называемых также Χρονικά. Он ли написал также Ίταλικά, подлежит сомнению. Собрание отрывков см. у Миллера, Fragm. histor. Graec., III, 636 слл.

ХАРЕАД

ХАРЕАД - Charoeădes, Χαροιάδης, афинский полководец, пал в 427 г. в войне с Сиракузами, куда он с флотом был отправлен на помощь городу Леонтинам. Thuc. 3, 86. 90. Юстин (4, 3) называет его Chariades.

ХАРЕС

ХАРЕС - Chares, Χάρης,

1. афинский полководец, сделался известным в 367 г., когда он оказал помощь жителям Флиунта против аргивян и сикионян. Хеn. Hell. 7, 2, 18. Diod. Sic. 15, 75. Другие войны этот полководец вел весьма неудачно. Он был неосмотрителен, жесток, корыстолюбив и несправедлив; окружал себя даже в своих походах легкомысленными женщинами; в сражении был труслив; по отношению к народу был расточителен и щедр, чем и расположил его к себе, для достижения своих целей не чуждался даже подкупов. Diod. Sic. 15, 95. Такому-то ненадежному человеку, который своим грубым обращением раздражил в особенности союзников Афин, афиняне, в войне с ними, доверили свой флот, с которым он, несмотря на страшную бурю и вопреки благоразумным советам своих товарищей Ификрата и Тимофея, хотел отважиться на морское сражение; последних, за противоj действие их, он очернил в Афинах и достиг того, что они были отставлены и наказаны денежною пеней. Diod. Sic. 16, 21. Nер. Tim. 4. Когда же он, поддерживая мятежного сатрапа Артабаза, раздражил против Афин персидского царя, то был отозван. Когда Филипп, в 349 г. до Р. X., напал на Олинф, афиняне несколько раз посылали дружественному городу вспомогательные войска под начальством X., и войска эти состояли из граждан, а не из наемников; тем не менее он не мог спасти город (348 г.). В другой раз он таким же образом был послан на помощь Византии, но город и союзники его, которым он давно уже был ненавистен, отказались принять его. Зато тем с большим расположением был принят Фокион. Plut. Phoc. 14. По всей вероятности, он пал в сражении при Херонее. Diod. Sic. 16, 80;

2. см. Sculptores, Скульпторы, 12.

ХАРИБДА

ХАРИБДА - Charybdis, см. Scylla, Скилла.

ХАРИДЕМ

ХАРИДЕМ - Charidērnus, Χαρίδημος,

1. из Ореоса, на острове Эвбее; после того как сначала сражался против Афин, поступил солдатом в афинское наемное войско, бывшее под начальством Ификрата. Вследствие измены Афинам он в 360 г. бежал к фракийскому царю Котису; вскоре, однако, опять явился в афинском войске под начальством Тимофея и сделался афинским гражданином. Потом присоединился он к греческим наемникам, бывшим под предводительством родосцев Мемнона и Ментора, которые сражались против персидского сатрапа; но и здесь также, вследствие своего вероломства, попал в затруднительное положение, из которого он, благодаря снисходительности персидского наместника Артабаза, вышел благополучно, прежде чем явились к нему на помощь вызванные им афиняне под начальством Кефисодота в 359 г. По смерти Котиса, на дочери которого X. женился (358 г.), он вместе со своим шурином Керсоблептом сражался против Афин как настоящий condottiere, пока внутренние волнения во Фракии не принудили их обоих к миру. Когда X. сделал попытку нарушить этот мир, Харес с афинским войском заставил его успокоиться и уступить. Но вскоре он снова пытался изгнать некоторых фракийских властителей, находившихся под покровительством афинян, однако он успел успокоить афинян относительно своих намерений и обещал им возвратить Амфиполь, что, впрочем, несмотря на благоприятное для него предложение Аристократа, при противодействии Демосфена и Евфикла, не удалось;

2. афинянин, вместе с оратором Антифоном в 359 г. был отправлен послом к Филиппу с поручением просить помощи против Амфиполя, но посольство это не имело успеха, и X. впоследствии сражался против Филиппа в Халкидике. После битвы при Херонее предполагали поставить его во главе войска, но предпочли Фокиона. Plut. Phoc. 16. По смерти Филиппа, о которой X. первый известил афинян, Александр в числе других требовал и его выдачи, но удовольствовался его изгнанием. Plut. Phoc. 17. Arr. 1, 10. X. бежал к персам, но там он так откровенно порицал военные приготовления персов, что Дарий велел его казнить (333 г.). Curt. 3, 2.

ХАРИИ

ХАРИИ - Harii, см. Arii, Арии.

ХАРИКЛ

ХАРИКЛ - Charicles, Χαρικλη̃ς,

1. сын Аполлодора, принимал участие в Пелопоннесской войне в качестве начальника флота и после падения Афин был одним из значительнейших лиц в числе тридцати. Хеn. Hell. 2, 3, 2;

2. зять Фокиона, за то, что позволил подкупить себя Гарпалу, был приговорен к смерти, но спасся бегством. Plut. Phoc. 21 сл. 33 сл.

ХАРИКЛО

ХАРИКЛО - Chariclo, Χαρικλώ, см. Tiresias, Тересий.

ХАРИЛАЙ

ХАРИЛАЙ - Charilāus, Χαρίλαος, царь спартанский, сын Полидекта, родившийся после его смерти, племянник законодателя Ликурга (Plut. Lyc. 5.), победил соседних аргивян и тегеатов, но последними был сам побежден, взят в плен и освобожден был только после обещания - не нападать более на них. Hdt. 8, 131. Paus. 3, 7.

ХАРИОМЕР

ХАРИОМЕР - Chariomērus, в царствование Домициана правил херусками. Император помог ему деньгами, когда хатты изгнали его за дружбу с Римом. Dio Cass. 67, 5.

ХАРИСИИ

ХАРИСИИ - Charisii, 1. Flavius Sosipater, см. Grammatici, Грамматики, 6;

2. Aurelius Arcadius Char, ученый юрист времен Константина; извлечения из сочинений его находятся в пандектах. Он был magister libellorum и писал de officio praefecti praetorii (после 331 г.), de muneribus civilibus, de testibus и др.

ХАРИСТЕРИИ

ХАРИСТЕРИИ - Χαριστήρια, 1. благодарственный праздник в Афинах 12 числа месяца Боедромиона за восстановление Фрасибулом демократии (χαριστήρια ελευθερίας);

2. приносимые в храмы дары благодарности за исцеление или избавление от опасности, именно, изображения исцеленных членов, картины, писанные по обету потерпевших кораблекрушение и т. п.

ХАРИТОН

ХАРИТОН - Charĭton, Χαρίτων,

1. юноша, известный своей дружбой с Меланиппом Агригентским. Когда тиран Фаларис хотел казнить его за то, он покушался на его жизнь, Меланипп заявил, что он соблазнил X. на это дело, но тиран, тронутый этим великодушием даровал обоим жизнь и потребовал только изгнания их из Агригента. Aelian. v. h. 2, 4;

2. уроженец фригийского города Афродисии, живший ок. 400 г. от Р. X. Он написал в простом изложении на плавном греческом языке роман в 8 книгах под заглавием: Хереас и Каллирроя, сохранившийся до нашего времени; издал его D'Orville (Amsterd., 1750), затем Hercher, script, erot. Graec., II, 1 слл.

ХАРИТЫ

ХАРИТЫ - Χάρις, Χάριτες, Gratia, Gratiae, назывались дочерями Зевса и Геры или Океаниды Эврипомы или Гелия и Айглы (блеск) и были для греков богинями красоты, общественного веселья, светлой, праздничной жизни. Гесиод (Hesiod. theog. 907) называет трех X.: Ευφροσύνη (праздничное веселье), Άγλαΐα (праздничный блеск) и Θαλία (цветущее счастье). Они в дружбе с Музами, богинями пения, и обитают вместе с ними на Олимпе; они сопровождают Афродиту, Пейфою (Πειθώ, богиню убеждения) и краснобая Гермеса, потому что без красоты последние не в состоянии ни действовать, ни пленять. Произведения искусства не могут обойтись без красоты, поэтому у Гомера (Il. 18, 382), X. - жена Гефеста. X. в древнейшие времена были в особенности почитаемы минийцами в Орхомене, где служение им введено было, говорили, царем Этеоклом; оттуда оно перешло на Геликон и в другие страны Греции. В Спарте почитали двух Χ.: Κλήτα и Φαεννα, звуки и свет; в Афинах также только двух: Αύξώ, покровительницу роста, и Ήγεμόνη, предводительницу. Здесь, кажется, они были древними богинями погоды, подобно Горам, с которыми они и прежде нередко находились в связи; однако X., получив один раз вышеуказанное значение, противопоставляются Горам, подобно тому, как человеческая жизнь противопоставляется порядку природы. Обыкновенно X. изображаются в числе трех, т. к. господствующее свойство их - общительность. Это - стройные, цветущие, девственные женщины с милым выражением лица. Атрибуты их: музыкальные инструменты, мирты, розы, игральные кости.

ХАРИТЫ, ГРАЦИИ

ХАРИТЫ, ГРАЦИИ - Χάρις, Χάριτες,

Gratia, Gratiae, назывались дочерями Зевса и Геры или Океаниды Эврипомы или Гелия и Айглы (блеск) и были для греков богинями красоты, общественного веселья, светлой, праздничной жизни. Гесиод (theog. 907) называет трех X.: Ευφροσύνη (праздничное веселье), Άγλαΐα (праздничный блеск) и Θαλία (цветущее счастье). Они в дружбе с Музами, богинями пения, и обитают вместе с ними на Олимпе; они сопровождают Афродиту, Пейфою (Πειθώ, богиню убеждения) и краснобая Гермеса, потому что без красоты последние не в состоянии ни действовать, ни пленять. Произведения искусства не могут обойтись без красоты, поэтому у Гомера (Il. 18, 382), X. - жена Гефеста. X. в древнейшие времена были в особенности почитаемы минийцами в Орхомене, где служение им введено было, говорили, царем Этеоклом; оттуда оно перешло на Геликон и в другие страны Греции. В Спарте почитали двух Χ.: Κλήτα и Φαεννα, звуки и свет; в Афинах также только двух: Αύξώ, покровительницу роста, и Ήγεμόνη, предводительницу. Здесь, кажется, они были древними богинями погоды, подобно Горам, с которыми они и прежде нередко находились в связи; однако X., получив один раз вышеуказанное значение, противопоставляются Горам, подобно тому, как человеческая жизнь противопоставляется порядку природы. Обыкновенно X. изображаются в числе трех, т. к. господствующее свойство их - общительность. Это - стройные, цветущие, девственные женщины с милым выражением лица. Атрибуты их: музыкальные инструменты, мирты, розы, игральные кости.

ХАРМАД

ХАРМАД - Charmādas, Χαρμάδας, академический философ, ученик Карпеада (ок. 110 г. до Р. X.), учитель философии и риторики в Афинах, принимаемый некоторыми за основателя 4-й академии. Цицерон приписывает ему замечательный дар слова и необыкновенную память (divina prope memoria de or. 1, 11, 18. 2, 88. Cic. tusс. 1, 24. 59).

ХАРМИД

ХАРМИД - Charmĭdes, Χαρμίδης, дядя Платона, который его именем назвал один из своих диалогов; во время тридцати он вместе со своим двоюродным братом Критием пал в сражении при реке Кефис. Хеn. Hell. 2, 4, 12.

ХАРОН

ХАРОН - Charon, Χάρων,

1. сын Эреба и Ночи, старый грязный перевозчик в подземном царстве, который перевозит через реки ада тени погребенных умерших (сказание послегомеровское). Он получал в виде платы за перевоз (ναΰλον) один обол, который умершему клали в рот. Живых он мог перевозить только в исключительных случаях. Verg. Aen. 6, 295 слл.;

2. X. из Лампсака, см. Λογογράφοι, Логографы.

ХАРОНД

ХАРОНД - Charondas, Χαρώνδας, родом из Катаны в Сицилии, жил, по всей вероятности, в половине 7 в. и дал своему родному городу, равно как и другим халкидским колониям в Сицилии и Италии законы, отличавшиеся нравственной и юридической строгостью, наравне с законами Залевка, с которым его иногда смешивают, его законы содержали то, что ему казалось наилучшим в других законодательствах (Diod. Sic. 12, 11). Особенностью их, по мнению Аристотеля, было только обвинение в лжесвидетельстве επίσκηψις ψευδομαρτυριω̃ν. Aristot. polit. 2, 9, 8. Всякое изменение в законах он затруднил таким постановлением, что тот, кто предлагал какой-нибудь закон, должен был являться с веревкой на шее для того, чтобы быть задушенным, если предложенный закон не будет принят. Diod. Sic. 12, 17. Когда он, возвращаясь из деревни, вопреки своему собственному закону появился в собрании вооруженным и ему указали на это, то он сам лишил себя жизни. Diod. Sic. 12, 19. Sen. ер. 90. Val. Max. 6, 5, 4.

ХАСУАРИИ

ХАСУАРИИ - Chasuarii, народ в Северной Германии, по показанию Тацита (Tac. Germ. 34) живший назади, т. е. к востоку от хамавов, следовательно, между Эмсом и Везером.

ХАТТЫ

ХАТТЫ - Chatti, Χάττοι, народ германского происхождения. Они с этим именем впервые выступают в истории во время германских походов Друза и являются сильными борцами против римлян, а также ведут войны с соседними народами гермундурами и херусками. Tac. ann. 1, 55. 56. 2, 7. 25. 41. 88. 12, 28. Страна их занимала значительное пространство в форме треугольника, один конец которого простирается вокруг горы Таунуса до Рейна, другой лежал в верхней долине реки Верры и третий ниже реки Димели упирался в землю хамавов и херусков. Через их область протекала река Adrana. Тацит (Tac. Germ. 30-32) подробно охарактеризовал их; имя их уцелело в нынешнем Hessen, 1. Hrimm, Gesch. der deutschen Spr., гл. 21.

ХЕЙРОНОМИЯ

ХЕЙРОНОМИЯ - Χειρονομία, мимическое движение или представление, особенно действие рук в греческой орхестике; кроме того, в палестре, род упражнений в борьбе без противника (σκιομαχία), причем боец-новичок изучал наилучшие положения и движения тела и в особенности приучался самым ловким образом действовать руками как при нападении, так и при защите. Так называлась и пляска в вооружении (см. Πυρρίχη, Пирриха).

ХЕЛИДОНИИ

ХЕЛИДОНИИ - Χελιδόνια, весенний праздник на острове Родосе, в месяце Боедромион, когда мальчики с пением проходили по улицам и собирали дары во имя ласточки. Песню этих χελιδονισταί, по преданию, сложил один из семи мудрецов - Клеобул Липдосский. Athen. 8, стр. 360.

ХЕЛИДОНСКИЕ ОСТРОВА

ХЕЛИДОНСКИЕ ОСТРОВА - Cheledoniae insulae, Χελιδόνιαι, группа, состоящая из трех небольших утесистых островов, лежащих к югу от малоазиатской страны Ликии, против Хелидонского или Священного мыса. Χελιδονίη α́κρη. Strab. 14, 666.

ХЕЛОНА

ХЕЛОНА - Χελώνη, пелопоннесская серебряная монета с изображением черепахи, откуда произошло само название монеты. Boeckh, metrol. Unt., стр. 83, 86.

ХЕЛОНИДА

ХЕЛОНИДА - Chelonis, Χειλωνίς, дочь спартанского царя Леонида, жена Клеомборта, последовала сначала за своим отцом, а потом за своим мужем в изгнание. Plut. Ages. 17.

ХЕММИС

ХЕММИС - Chemmis, Χέμμις, также Χέμβις,

1. имя одного древнего египетского царя и, может быть, по его имени названного очень древнего города в области Фиваид, на восточной стороне Нила; впоследствии он назывался Πανόπολις; и в нем был храм Персея. Город этот славился ткацким искусством, скульптурными и камнетесными работами. Развалины его находятся близ нынешнего селения Ахенин. Hdt. 2, 91;

2. плавучий остров на озере Βουτώ в Нижнем Египте, с храмом Аполлона. Hdt. 2, 156. Mela. 1, 9.

Предыдущая страница Следующая страница