Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "О" (часть 1, "ОАЗ"-"ОЛЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "ОАЗ"-"ОЛЛ")

ОАЗИС

ОАЗИС - Oāses, Όάσεις, Αυ̉άσεις, так называются те плодородные и имеющие ключевую воду пространства земли, которые, подобно островам, лежат среди песчаного моря Ливийской пустыни, особенно малый и большой О., находящиеся на запад от Египта. Малый О. (н. Ваг-эль-Багир или Баназа-эль-Кассар) по своему положению принадлежал к Среднему Египту, на расстоянии одного дня езды на запад от города Оксиринха; лежащий на 24 мили южнее большой О. (н. Uah el Kharge), который Геродот называет (3, 26) πόλις 'Όασις или νη̃σος Μακάρων, принадлежал к Верхнему Египту. Оба они были населены и служили местом пастбищ для Египта. Страбон упоминает еще о третьем О. Аммона (см. Ammonium, Аммона оазис). Но другие О. Ливийской пустыни (напр., Авгила, Фазания) хотя и известны были древним, но не назывались этим именем. Во время римских императоров О. были местом ссылки.

ОАР

ОАР - Oărus, 'Όαρος, по свидетельству Геродота, река, начинающаяся у Тиссагетов, текущая восточнее Танакса и впадающая в Мэотидское озеро. Вероятно, под этим разумеется восточный приток Танаиса, может быть, Офар Плиния (6, 7. 7).

ОБЕЛ

ОБЕЛ - Obĕlos, ο̉βελός, собственно копье; как грамматическое выражение обозначает горизонтальную линию, которою отмечали сомнительное или подложное место в сочинении, стихе и т. п.; ο̉βελίζειν, ο̉βελισμός, notare locum, notatio loci spurii. см. Notae, Сокращения.

ОБЕЛИСК

ОБЕЛИСК - Όβελίσκος, obeliscus, высокая, четырехугольная кверху суживающаяся колонна, на низком основании. Такие колонны были распространены на пространстве от Нижнего Египта до Нубии. Происхождение их относится к 15 в. до Р. X. Большая часть их сделана из гранита Ливийских гор, немногие - из известняка и белого мрамора, притом они высечены из цельного куска. В Сиене открыты каменоломни, на которых приготавливались эти обелиски. Четырехугольное выдолбленное основание, на котором стоит О., обыкновенно на один фут шире самой колонны, высота которой от 50 до 150 футов. Поверхность О. или гладкая, или покрытая со всех сторон, иногда только местами иероглифами, которые часто раскрашены в различные цвета. Из древних писателей об О. говорят Геродот, Диодор Сицилийский и Плиний Старший. О. имели религиозное значение, т. к. они стоят преимущественно перед храмами, но, кроме того, ими пользовались для астрономических целей (напр., как стрелками в солнечных часах). Доставлялись эти колоссальные массы по реке Нилу и, кроме того, еще какими-то нам неизвестными машинами. Со времени персидского владычества уже не сооружались новые О. и Птолемеи украшали Александрию прежними. Известнейшие О. были в Гелиополе (см. Гелиополис) и Фивах в Верхнем Египте; девять из них привезены были в Рим, сначала при императорах Августе, Калигуле и Клавдии. Из двух О., привезенных при Августе с большими издержками на судне, долго хранившемся в Остии, один стоял на Марсовом поле и служил гномоном или часовой стрелкой в огромных солнечных часах, сооруженных Манилием по поручению Августа. В средние века (вероятно, во время нашествия норманнов) он был опрокинут и вновь поставлен уже в новое время. Другой был поставлен на стене (Spina) в Circus maximus (вероятно, в 10 г. от Р. X.); он был исписан с каждой стороны иероглифами в 3 ряда. Во время опустошения Рима варварами он был разбит в куски и вновь восстановлен уже в 16 в. и поставлен на Piazza del Popolo. Ватиканский О. был поставлен в Circus Vaticanus, а в 16 в. поставлен перед церковью Св. Петра. Самый большой О. с прекрасными скульптурными изображениями (царя Рамзеса) по приказанию Константина II был поставлен в 357 г. от Р. X. в Circus Maximus, а после того как он был в 5 в. сброшен варварами, поставлен вновь в 1588 г. на площади перед церковью Св. Иоанна в Латеране и называется потому латеранским. В новейшее время был привезен прекраснейший О. в Европу, в 1833 г., и поставлен на Place de la Concorde в Париже; на нем находятся имена Рамзеса и Сезостриса и тройной ряд иероглифов. Наконец, есть еще одна пара О. в Александрии, в северной части города; один из них «Игла Клеопатры» времен царя Рамзеса, покрыт прекрасными и хорошо сохранившимися иероглифами; а другой возле него лежит на земле, разбитый в куски. ср.: Hdt. 1, 111. 170. Plin. 86, 8, 14 слл.

ОБЕТЫ

ОБЕТЫ - Vota, ευ̉χαί, просьбы об удаче предприятия, соединенные с обещанием в случае исполнения просьбы принести божеству жертву или приношение. Обещанное обыкновенно изображалось вместе с надписью на бумаге или на восковых таблицах, запечатывалось и прикреплялось к коленам божества (πίνακες, tabellae pictae). Слуга при храме снимал это и открывал в определенное время. При внезапной опасности (в сражениях, при кораблекрушениях и т. п.) достаточно было простого обещания. Если просьба была услышана, то О. нужно было исполнить с величайшей добросовестностью; обещанное жрец торжественно посвящал и отдавал божеству в собственность; оно привешивалось на стене или на колонне храма. Vota были publica или privata.

1. Vota назывались publica, когда высшие должностные лица при вступлении в должность: цензор при открытии lustri, консул при отправлении в провинцию давали О. на Капитолии для блага государства. В провинциях эти О. давались в каком-нибудь храме, в лагере in principiis. см. Castra, Кастра, 3. Формулу О. произносил pontifex. Liv. 31, 9. 36, 2. Обыкновенными предметами, посвящавшимися при таких vota publica, были торжественные жертвоприношения, часть военной добычи, храмы, игры и т. д. (ср. Quiquennales, Квинквенналы). Под конец Республики за заслуженных мужей, благо которых было тесно связано с благом государства, также стали даваться vota publica, напр., за Помпея во время его тяжкой болезни (Suet. Nero. 46), за Цезаря, за здоровье которого ежегодно давались О. на Капитолии. Впоследствии это делалось и для всех императоров или ежегодно 3 января, или через каждые 5 или 10 лет. Vota назывались также подарки (strenae), подносимые императору 3 января, а также и сам этот день. В годовщину вступления на престол императора, в его день рождения, при важных его предприятиях, путешествиях, походах и т. д., а также при чрезвычайных событиях в императорском доме, давали О. как государство, так и отдельные личности;

2. Vota privata давались при самых различных обстоятельствах жизни: при родах - Луцине, при бесплодии - Юноне, в день рождения - Гению, при путешествиях - Laribus vialibus или Fortunae Reduci, при болезнях - Диоскурам, и особенно Эскулапу. Весьма часто на tabulae votivae изображались больные части тела, отчасти чтобы вымолить их выздоровление, отчасти чтобы отблагодарить за вымоленное здоровье. В опасности на море моряки приносили О. морским божествам (Диоскурам, Нептуну, Veneri marinae), напр., причалы, якорь, руль, весь корабль; потерпевшие кораблекрушение посвящали картины, изображавшие его, в храмах Нептуна и Изиды; равным образом, они вывешивали там свои платья.

ОБОЛ

ОБОЛ - Όβολός, см. Nummus, Монеты, I.

ОБОЛ МЕРТВЫХ

ОБОЛ МЕРТВЫХ - Όβολòς νεκρου̃, см. Funus, Похороны, I.

ОБРАЗЕЦ

ОБРАЗЕЦ - Δείγμα, образчик, по которому купец (ε́μπορος) подавал товар. Такие образчики или разносились по городу, или выставлялись в назначенном для этого месте, которое в Афинах находилось в Пирсе и само также называлось Д., см. Attica, Аттика, 15.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

ОБРАЗ ЖИЗНИ - Δίαιτα, общее выражение, обозначавшее всякую комнату, столовую, спальню, беседку и т. п., даже всю квартиру или целый флигель дома. Так же называлось и соглашение тяжущихся пред мировым посредником, см. Διαιτητής, Диэтет.

ОБРИМ

ОБРИМ - Obrĭmus, 'Όβριμος,

1. один из 50 сыновей Египта;

2. греческий оратор позднейшего времени, из речей которого, сохранены некоторые отрывки Стобеем.

ОБРИМОПАТРА

ОБРИМОПАТРА - Όβριμοπάτρη, см. Pallas Athene, Афина Паллада, 1.

ОБСЕКВЕНТ

ОБСЕКВЕНТ - Obsĕquens, Iulius, живший, вероятно, в 4 в. от Р. X., автор слабой компиляции по Ливию о чудесных явлениях в Риме, Prodigiorum liber, из которой сохранился до нас отрывок, охватывающий время 249-212 гг. до Р. X. Изд. Scheffer (1679), Oudendorp (1720), KApp. (1772), лучшее О. Jahn (с Periochae Ливия, 1853).

ОБСЛУГА

ОБСЛУГА - Οι̉κέται, см. Δου̃λος, Рабство.

ОБУКОЛА

ОБУКОЛА - Obucŏla, Όβούκολα или Obulcula, город в Испании на дороге от Гиспалиса в Эмериту или Кордубу; н. Монклова. Caes. b. Alex. 57. Совершенно другой город Obulco, Όβολύκων, римская муниципия в той же части Испании, удаленный от Кордубы на 300 стадий к востоку; н. Porcuna. Strab. 3, 141. 160.

ОБЩЕЕ ПРАВО

ОБЩЕЕ ПРАВО - Ius commune, в противоположность к ius singulare или proprium, которое содержит в себе отклонения или исключения строгого права.

ОБЩЕСТВЕННАЯ МОЛИТВА

ОБЩЕСТВЕННАЯ МОЛИТВА - Supplicatĭo

богам по случаю счастливых или несчастных общественных событий; в первом случае это была благодарственная молитва (gratulatio), во втором - молитва о помиловании и отвращении бедствия (obsecratio); ср. Cic. ad. fam. 11, 18, 3. Особенно обозначали этим именем благодарственную молитву, назначенную сенатом за услуги, оказанные государству полководцем и войском, а именно за победу. Сенат в этом случае приказывал от имени полководца (imperator) открыть храмы и принести богам благодарственные жертвы. Назначение суппликации не влекло за собой по необходимости назначение триумфа; но т. к. на практике очень часто за первым следовало второе, то supplicatio называлась praerogativa triumphi. Суппликация продолжалась сначала 1 день, впоследствии 2, 3, 4, 5, 10, 15, 20, даже 40 и 50 дней. Liv. 27, 51. 10, 23. 21, 8. 5, 23, 30, 21. Cic. de prov. cons. 10. 11. Cic. Phil. 14, 11. 14. Caes. b. g. 2, 35. 4, 38. Suet. Caes. 24. Суппликация назначалась или для некоторых определенных богов, или же для всех богов, имевших pulvinaria. В последнем случае, когда назначался день молитвы всем богам (dies pandicularis, Fest. p. 220), народ разделялся по различным храмам и капеллам. В особенно больших опасностях соединялись с суппликацией еще процессии женщин по городу. Liv. 25, 12. 27, 37. 31, 12. К процессии являлись обыкновенно все сословия, часто также сельские жители и представители соседних племен. Участники процессии, обыкновенно с венками на головах, шли по городу и пели гимны, направляясь к храмам, чтобы там с помощью молитвы и жертвоприношения испросить милость богов. Сенат при этом случае часто устраивал общественный обед.

ОБЫ

ОБЫ - Ώβαί, см. Φυλή, Фила, 9.

ОВИДИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОГИГ

ОГИГ - OgСћgus, OgСћges, 'Ώγυγος, Ώγύγης, беотийский автохтон, сын Беота или Посейдона, царь Гектенов, первый обладатель фиванской области, которая от него и получила название Огигия. В его время Копандское озеро залило большую часть Беотии, так называемый огигийский потоп. О нем упоминается в аттических сказаниях, где он является отцом Элевсина и мужем Даейры, дочери Океана.

ОГИГИЯ

ОГИГИЯ - Ogygĭa, Ώγυγία,

1. остров нимфы Калипсо у Гомера (Ноm. Od. 1, 85. 5, 244 и в других местах); он находится в отдаленнейшей части моря, на 18 дней пути от острова Феаков, и потому его считали пупом моря (Ноm. Od. 1, 50);

2. см. Ogygus, Огиг.

ОГУЛЬНИИ

ОГУЛЬНИИ - Ogulnĭi, Qintus и Gnaeus, будучи народными трибунами, провели закон, по которому и плебеи могли быть избираемы в жреческие коллегии, в 300 г. до Р. X. Liv. 10, 6. В 296 г., будучи эдилами, они украсили Рим многими прекрасными постройками. Qintus в 291 г. был одним из 10 послов, посланных в Эпидавр, чтобы привезти священную змею. Liv. 10, 23.

ОДА

ОДА - Ode, ω̉δή, α̃́σμα, песнь, произведение лирической поэзии, занимающая середину между гимном и собственно песней; римляне называли carmen; ср. Lyrici, Лирики.

ОДЕЖДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОДЕНАТ

ОДЕНАТ - Odenātus, см. Zenobia, Зенобия, 2.

ОДЕОН

ОДЕОН - Odēum, ω̉δει̃ον, особое здание, в котором в цветущее время Греции давались концерты. Устройство его было похоже на устройство театра в малом виде, т. к. здание это равнялось только четвертой части обыкновенного театра. Главное отличие этого концертного дома от обыкновенного театра состояло в том, что оно имело по акустическим причинам крышу; затем подобно театру в нем устраивались полукругом места для слушателей в виде амфитеатра; далее была орхестра для хора и сцена для музыкантов. Эта последняя была только выше, чем в театре и на задней стене не было подвижных декораций. Это сходство с театром часто дает повод называть О. театром. Перикл построил первый О. в Афинах (см. Attica, Аттика, 12), остроконечная крыша которого была похожа на палатку Ксеркса. В нем происходили музыкальные состязания во время панафенейских празднеств. Plut. Pericl. 13. Но в нем выступали также со своими произведениями поэты и музыканты, философы вели там диспуты (Plut. de exil. p. 604), a иногда он служил залом суда. О. Перикла, который был сожжен во время восстания афинян против Суллы и возобновлен каппадокийским царем Ариобарзаном, служил образцом для всех построек этого рода. Позднее Герод Аттик (см. Atticus, Аттик, 12) воздвиг другой О. в честь умершей в 160 г. от Р. X. жены своей Региллы, на юго-западной стороне акрополя, самый большой и великолепный в древнем мире. Он вмещал до 8 тысяч человек, и длиннейший поперечник его был в 284 фута. Крыша его была сделана из кедровых балок, между тем куполообразная крыша О. Перикла сделана была, по сказанию, из мачт плененных персидских кораблей. Постройка Герода была богатой архитектуры и имела много живописных и скульптурных украшений. Кроме Афин О. были: в Коринфе, тоже построенный Геродом; в Патрах, великолепнейший после афинского со знаменитой статуей Аполлона; в Смирне, Траллах и многих малоазиатских городах. В Риме первый О. был построен Домицианом, а другой Траяном.

ОДЕССОС

ОДЕССОС - Odēssus, Όδησσός,

1. греческий город во Фракии при Понте Эвксинском, в 360 стадиях на север от Гема. Это была колония мелитийцев, ведшая оживленную торговлю; н. Варна. Strab. 7, 319. Ov. trist. 1, 9, 37.;

2. портовый город на северном берегу Понта, на запад от Ольфии и устья Борисфена; он находился на северо-востоке от нынешней Одессы.

ОДИЙ

ОДИЙ - Odĭus, 'Όδιος,

1. предводитель гализонов под Троей, убитый Агамемноном. Ноm. Il. 5, 38;

2. греческий герольд под Троей. Ноm. Il. 6, 170.

ОДИССЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОДОАКР

ОДОАКР - Odoācer, ругиец. Жаждая деятельности, он под влиянием пророчества одной прорицательницы о его будущем величии оставил еще юношей берега Дуная, где жил тогда его народ, и отправился в Италию. Там он служил в гвардии и, став во время возмущения во главе наемников, бывших в римском войске, свергнул с престола Римула Августула, умертвил предварительно его отца Ореста. На развалинах Римской империи он основал германское царство в Италии (в 476 г. от Р. X.). Он удержал прежние учреждения, роздал солдатам треть земли и в 487 г. покорил Норик, но принужден был уступить силе остготского царя Феодориха, который победил его в 3 битвах и затем 3 года осаждал в Равенне. В 493 г. Одоакр должен был сдаться победителю, который сначала обращался с ним дружелюбно, но потом под предлогом, что он будто вновь замышляет овладеть Италией, лишил его жизни. Procop. de bell. Goth. 1. 1.

ОДОМАНТЫ

ОДОМАНТЫ - Odomanti, Όδόμαντοι, Όδόμαντες, народ фракийского племени, на северо-востоке Македонии, между реками Стримоном и Нестом. Hdt. 8, 112. Thuc. 2, 101. 5, 6.

ОДРИСЫ

ОДРИСЫ - OdrСћsae, Όδρύσαι, самый могущественный народ Фракии, обитавший, по Геродоту (4, 92), в местности по обоим берегам Артиска, который вливается в Гебр, и далее на запад. Они славились как наездники на своих превосходных лошадях. Thuc. 2, 96. слл. Polib. 24, 6. Liv. 44, 42. Они были не греческого племени. Дарий в походе против скифов не мог покорить их, и при слабости соседних народов царю их Теру, который был 92-летним стариком, удалось покорить их и распространить могущество свое до Понта, где он, однако, был побежден финнами. Хеn. Anab. 7, 2, 12. Сын его Ситалк еще дальше распространил свою власть. Thuc. 2, 96 слл. Хеn. Anab. 7, 12, 18. Афинянам удалось в 431 г. заключить союз с Ситалком, в силу которого он выставил большое войско против Пердикки Македонского. Но когда афиняне не прислали обещанного подкрепления, то Ситалк помирился со своим противником и разорвал союз с афинянами. Ситалку наследовали Севт I, Медок и брат его Месад, сын которого Севт с помощью возвратившихся с Ксенофонтом греков возвратил потерянное наследство отца. При Котисе (умер в 358 г.) О. вступили в более близкие сношения с Грецией, но после его смерти наступили распри за наследство, которые были очень полезны для афинян и Филиппа Македонского. Хотя последний сделал О. зависимыми от себя, но не уничтожил их государства. В таком виде перешли они к римлянам, которые воспользовались ими для покорения соседних народов, и только при Веспасиане они окончательно слились с Римским государством. О правах и учреждениях их см. Хеn. Anab. 7, 2. 3.

ОЗЕРО

ОЗЕРО - Lacus, большое публичное водохранилище или бассейн, заменяющий цистерну и снабжаемый водою из больших водопроводов. Агриппа построил в Риме 700 lacus, из которых некоторые были хорошо украшены. В домах lacus называются большие деревянные сосуды для молодого вина и других жидкостей.

ОЗОЛЫ

ОЗОЛЫ - Όζόλαι, см. Locris, Локры.

ОИКЛЕС

ОИКЛЕС - Oïcles, Oïcleus, Όϊκλη̃ς, Όϊκλεύς, сын Антифата, внук прорицателя Мелампода, отец Амфиарая, прорицателя из Аргоса. Ноm. Od. 5, 241 слл. Он пал под Троей во время похода Геракла против Лаомедонта, или же он жил по возвращении из-под Трои в Аркадии, где показывали и его могилу. Paus. 8, 36, 6.

ОИЛЕЙ

ОИЛЕЙ - Oïleus, Όϊλεύς,

1. аргонавт, царь локров, сын Годэдока, внук Кина, правнук Опунта, отец Эанта Младшего и Медонта (мать которого была Рена). Ноm. Il. 2, 257, 728. 13, 693. 712;

2. возница Бианора, убитый Агамемноном. Ноm. Il. 11, 93.

ОЙА

ОЙА - Оеа, Ο'ία местечко на Эгине, в 20 стадиях от главного города острова. Hdt. 5, 83.

ОЙКОТРИБЫ

ОЙКОТРИБЫ - Οι̉κότριβες, см. Δου̃λος, Рабство, 7.

ОЙНОС

ОЙНОС - Οι̉νος, см. Vinum, Вино.

ОКАЛ ЕЯ

ОКАЛ ЕЯ - Ocalĕa,

Ώκαλέη, Ώκαλέα, местечко в Беотии между Галиартом и Алалкоменами, на реке того же имени; о ней упоминает уже Гомер (Il. 2, 501).

ОКАЛЕЯ

ОКАЛЕЯ - Ocalĕa, Ώκαλέη, Ώκαλέα, местечко в Беотии между Галиартом и Алалкоменами, на реке того же имени; о ней упоминает уже Гомер (Il. 2, 501).

ОКЕАН

ОКЕАН - Oceănus, Ώκεανòς, величайшая река в мире (ποταμòς Ώχ., Ноm. Il. 14, 245), которая окружает землю и море. В ней берут начало все морские течения, реки и источники (Ноm. Il. 21, 196); из нее восходит солнце, луна и звезды и опять заходят в нее. Ноm. Il. 7, 422. 8, 485. 5, 6. Хотя река эта граничит с морем, но волны ее не сливаются с ним: тихо течет она, широкая и глубокая, катя свои обильные воды в необъятную даль. На берегах ее в отдаленнейших концах земли живут счастливые и справедливые киммерийцы, без солнечного света, покрытые ночью и туманом, подобно блаженным эфиопам (Ноm. Il. 1, 423. 23, 205. Ноm. Od. 1, 22. 11, 14 слл.). На западе по ту сторону О. царит вечная ночь; там находятся роща Персефоны и вход в ад (Ноm. Od. 10, 508 слл.), а по эту сторону - счастливый Элизион. Ноm. Od. 4. 568. Гомер не знает источников и начала О.; у Гесиода он имеет источники (Hesiod. theog. 282). Стикс есть рукав этой реки, ее десятая часть; остальные части обтекают землю и море и, совершив свой круг, опять вливаются в нее (Hesiod. theog. 789 слл.). У Гомера О. - живое существо: он прародитель всех богов, титанов и олимпийцев (Il. 14, 201. 246) По Гомеру, он имеет родителей; у Гесиода же он сын Урана и Геи, старейших из титанов; со своею женой Тефисой он родил 3000 рек и 4000 океанид (Hesiod. theog. 153. 337 слл.); для правящих богов он почтенный престарелый родитель, предмет их особенных забот, хотя он и не принимает никакого участия в управлении миром. По свержении его сына Кроноса он подчинил себе новых правителей, но сам живет в уединении и никогда не является в собрания богов. Ноm. Il. 20, 7. Гомеровское представление об О. как мировой реке долго удерживалось у позднейших поэтов. Еврипид первый называет его морем (Orest. 1376). Геродот (2, 23. 102. 3, 115. 4, 8. 13. 45) смотрит на мнение об О. как о мировой реке, как на выдумку поэтов и принимает О. за мировое море, каковое мнение его разделяют все, признающие шарообразность земли, как Платон (в Тимее) и Аристотель (de coel. 2, 14). Со времени Аристотеля О. считался внешним большим морем в противоположность морю внутреннему. О. изображают вообще очень опасным и почти невозможным для плавания, и рассказы о его темноте, опасных мелях и постоянном штиле держались до средних веков. Из О. вытекает на западе Средиземное море у столбов Геркулеса, почему пролив этот и называется Oceani ostium. В Средиземное море вливается на северо-востоке Каспийское море, хотя уже Геродот (1, 203) описывает его как огромное озеро. Позднее отличали различные части О.: О. эфиопский, эритрейский, германский, гиперборейский, галльский и т. д. У Цезаря О. называется то Атлантический О. (Caes. b. g. 3, 7), то Северное море (4, 10).

ОКИПЕТА

ОКИПЕТА - Ocypĕte, см. Harpyiae, Гарпии.

ОККУПАЦИЯ

ОККУПАЦИЯ - Occupatio, термин, заимствованный из ius gentium и означавший приобретение собственности посредством завладения предметами (рабами, животными), никому не принадлежащими. Присваивание собственности неприятелей, напр., завоеванных земель, тоже называлось occupare.

ОКН

ОКН - Ocnus, сын Тибра и Манто, дочери Тирезия или дочери Геракла, прорицательницы. Говорят, что он построил Мантую и назвал ее по имени своей матери. Verg. Aen. 10, 168. Его называют также сыном Авлета, основателя Перузии, и основателем Фельзины, позднейшей Бононии.

ОКНА

ОКНА - Fenestrae, см. Domus, Дом, 11 и Πολιορκία, Осада, 8.

ОКОВЫ

ОКОВЫ - Vincŭla, тюрьма; см. Carcer, Карцер. Vincula распадались на catenae, цепи, manicae, наручники, compedes или pedicae, наножники, nervi, железные кольца вокруг шеи или ног.

ОКРИКУЛУМ

ОКРИКУЛУМ - Ocricǔlum, Όκρίκολα, муниципия в Умбрии на Тибре, недалеко от впадении в него реки Нара, на Фламиниевой дороге. В двух милях от теперешнего Otricoli находятся еще и теперь развалины храмов, амфитеатров, бань и водопроводов. Liv. 9, 41. 22, 11. 30, 19. ср. Cic. Мil. 24. Plin. 3. 5, 53. Tac. hist. 3, 78.

ОКС

ОКС - Oxus, или τΩξος, значительная река Внутренней Азии, по Арриану (3, 29, 2) берущая начало на индийском Кавказе или Парапанисе, течет параллельно с Яксартом слева от него, имея в ширину от 6 до 7 стадий, сперва к северу, затем, круто поворачивая, образует северную границу Бактрианы и Магрианы к стороне Согдианы и, приняв в себя (особенно слева) несколько притоков, впадает в Каспийское море. Curt. 7, 10, 13. Это - н. Гинон или Амударья, которая прежде посредством засыпанного теперь песком рукава действительно вливалась в Каспийское море.

ОКСАТР

ОКСАТР - Oxathres, Όξάθρης, брат Дария Кодоманна, доблестно сражался при Иссе против македонян, но позже покорился Александру. Арриан называет его Оксиартом (7, 4). Curt. 7, 5.

ОКСИАРТ

ОКСИАРТ - Oxyartes, Όξυάρτης,

1. бактрийский начальник, отец Роксаны, впоследствии бывшей супругою Александра, мужественно оборонялся (в 328 г.) в своей горной крепости. Arr. 4, 20. Позднее он покорился Александру, был им назначен сатрапом области у Парапаниса (Arr. 6, 15) и удержался здесь и после смерти Александра в качестве независимого владетеля. Curt. 8, 4;

2. см. Oxathres, Оксатр.

ОКСИЛ

ОКСИЛ - OxСћlus, α̃́Οξυλος, см. Hercules, Геркулес, 16.

ОКТАВИАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОКТАВИИ

ОКТАВИИ - Octavii, первоначально вольский всаднический род, еще во времена царей переселившийся в Рим (Suet. Oct. 1), но только в позднейшее время достигший известности. К этому роду принадлежали:

1. Сn. Octavius, был претором в Сардинии, который в 205 г., во 2-ю Пуническую войну, потом начальствовал над флотом (Liv. 29, 13), но потерпел огромную потерю вследствие бури и вследствие того, что карфагеняне отняли много кораблей. После битвы при Нарагаре (202 г.) он получил приказание осадить Утику. Позднее он был послан сенатом в Грецию, чтобы действовать против Антиоха, 191 г. Liv. 36, 12.;

2. С. Oct. прадед Августа, был военным трибуном во 2-ю Пуническую войну;

3. Cn. Oct., начальник флота в войне против Персея (168 г.); он взял в плен Персея на Самофракии (Liv. 45, 5 слл.) и с богатой добычей возвратился домой из Македонии. Тогда он построил в Риме porticus Octavia; в 165 г. он был консулом и отправился в Азию (162 г.), чтобы поддерживать интересы Рима в Сирии и Египте, наблюдать за местными князьями и улаживать их споры, ср. Cic. Phil. 9, 2, 4. Он был убит в Сирии в Лаодикее одним греком по имени Лептином;

4. M. Oct., товарищ Тиберия Гракха в звании народного трибуна в 133 г. до Р. X.; сначала он был на стороне аграрных реформ Гракха, но потом, по убеждению патрициев, сделался их противником, несмотря на все убеждения Гракха. Хотя по настоянию Гракха Октавий был лишен звания трибуна, но личная дружба их от того, кажется, не пострадала. Plut. Tib. Gracch. 10-12;

5. M. Oct., консул 87 г. до P. X.; будучи главой партии знатных во время отсутствия Суллы, он отличался умом и полезной деятельностью; но когда изгнанный им товарищ Цинна возвратился с помощью приверженцев партии Мария, он оказался слабым (vir lenissimi animi, Vell. Pat. 2, 22), чтобы поддержать спокойствие, и был убит в собрании Цензорином. Cic. tusс. 5, 19, 55;

6. M. Oct., будучи народным трибуном, провел изменение хлебного закона Семпрония. Cic. Brut. 62, 222.;

7. L. Oct., консул 75 г., умер в следующем году, будучи проконсулом Сирии;

8. M. Oct., эдил 50 г., во время междоусобной войны сражался за интересы сената, начальствовал над флотом Помпея и взял в плен Антония; но, после того как его партия была поражена при Фарсале, принужден был бежать из Иллирии, где он напрасно старался укрепиться, в Африку. Впоследствии он, кажется, командовал частью флота при Акции. Caes. b. c. 5-10. b. Alex. 42 слл.;

9. С. Oct., человек отменной честности и сердечной доброты. В 62 г. он уничтожил приверженцев Каталины, бродивших по Италии, и со славой сражался против фракийцев. На пути из своей провинции Македонии в Рим он внезапно умер (в 56 г.) в Ноле, оставив недостигшего 5 лет сына, впоследствии императора Августа (см. Octavianus, Октавиан). Cic. ad Qu. fr. 1, 1, 7. Vell. Pat. 2, 59. Suet. Oct. 94, 100.;

10. дочь его Octavia, называемая minor, в отличие от старшей сестры (Oct. maior), происходила от второго брака и была сначала женой К. Марцелла, а потом М. Антония. Ее благородный характер, обходительность и доброта располагали к ней сердца всех. В 37 г. она успешно уладила несогласие, возникшее между ее братом и мужем. Но Антоний, отправляясь в Азию, отправил ее в Рим и, сойдясь с Клеопатрой, в письмах оскорблял свою жену, хотя поведение ее относительно его и детей было безупречно. В 32 г. Антоний развелся с ней формально, но она продолжала воспитывать его детей и своих, благородное сердце ни на одно мгновение не изменило себе. Высоко уважаемая за свои редкие добродетели, верность и красоту, она была образцом римской женщины и умерла, всеми оплакиваемая, в 11 г. до Р. X. От первого брака у нее был сын, подававший большие надежды, М. Марцелл, который умер в 23 г. до Р. X. Hor. оd 1, 12, 46. Plut. Anton. 37. 54. 57. 87. Vell. Pat. 2, 78. Suet. Caes. 27. Oct. 29. 61.;

11. Iulia, дочь Августа и Скрибонии, бывшая сначала замужем за М. Марцеллом, а после ранней смерти его за Агриппой, по смерти которого вышла замуж, в 11 г. до Р. X., за бывшего впоследствии императором Тиберия. Это была женщина замечательного ума и красоты, но легкого поведения. После того как Ливия рассказала Августу о легкомысленных поступках его дочери, разгневанный отец сослал ее в продолжительную ссылку на остров Пандатарию; потом, хотя Август позволил ей переселиться в Регий, но в Рим возвратиться не разрешил. Умерла она в 14 г. от Р. X. Tac. ann. 1, 53;

12. сыновья предыдущей, С. Caesar и L. Caesar, были усыновлены Августом, который старательно воспитывал их и всячески старался снискать для них любовь народа. В 1 г. до Р. X. Август послал Гая в Азию, где он под руководством достойных людей победил набатеев и покорил Армению (Tac. ann. 2, 43), но на возвратном пути из Азии он умер в Ликии в 3 г. от Р. X., спустя 1,5 года после смерти брата своего Луция;

13. Octavia, дочь императора Клавдия и Мессалины; в 52 г. от Р. X. она вышла замуж за Нерона, но была прогнана им по неосновательному подозрению. Хотя по настоянию недовольного этим народа он возвратил ее к себе, но скоро приказал умертвить. Tac. ann. 12, 58. 13, 12. 14, 60. Судьба ее послужила материалом для трагедии Octavia, которую ошибочно приписывают Сенеке. Другие Октавии:

14. M. Octav. Ligur, которого Веррес преследовал за наследство и который потом выступил свидетелем против Верреса в его процессе. Cic. Verr. 1, 48;

15. Oct. Marsus, убивший сам себя в Лаодике, где он был правителем (43 г. до Р. X.). Cic. Phil. 11. 2, 4.;

16. Oct. Sagitta, обвиненный в убийстве Понтии и посланный в ссылку Нероном (58 г. от Р. X.). Tac. hist. 4, 44. ann. 13, 44.

ОКТАЭТЕРИДА

ОКТАЭТЕРИДА - Octaëtēris, см. Ennaëteris, Эннаэтерида.

ОКТОГЕЗА

ОКТОГЕЗА - Octogēsa, город илергетов в тарраконской Испании на реке Ибер, по Маннерту, н. Мекиненца, по другим, Флих или Риварроха. Caes. b. c. 1, 61. Liv. ep. 110.

ОКТОДУР

ОКТОДУР - Octodūrus, горд верагров в земле гельветов, н. Martinach в кантоне Валлис, расположенный в равнинах, со всех сторон окруженный горами и разделяемый рекой (н. Dranse) на 2 половины. Caes. b. g. 3, 1.

ОКТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ - October, см. Annus, Год, II.

ОЛГАССИДА

ОЛГАССИДА - Olgassys, см. Paphlagonia, Пафлагония.

ОЛЕН

ОЛЕН - I.

Olĕn,

Ώλήν, древний мифический певец, происхождением из Ликии или земли гипербореев; имя его находится в связи с культом Аполлона в Делосе, Дельфах и Крите. На острове Делос существовало несколько его древних гимнов (Hdt. 4, 35), содержавших замечательные мифологические предания и знаменательные наименования богов. Он считается первым поэтом гимнов и пророком Аполлона, а также изобретателем песни героического размера.

II.

Olĕnus,

'Ώλενος,

1. древний, но скоро разрушенный эолийцами город Этолии, вблизи Плеврона, главное место культа критского Зевса. Ноm. Il. 2, 639. Strab. 10, 451;

2. город в западной части Ахеи на реке Пейре, между Димой и Патрами. Во время Страбона он был уже в развалинах. Hdt. 1, 145. Strab. 8, 386.

ОЛЕННИЙ

ОЛЕННИЙ - Olennĭus, primipilaris при Тиберии; на него было возложено поручение собрать дань, наложенную Друзом на фризов, но т. к. он взыскивал ее с корыстолюбивой жестокостью, то вызвал возмущение и с величайшей опасностью должен был бежать в крепость Flevum, в 28 г. от Р. X. Tac. ann. 4, 72.

ОЛИАР

ОЛИАР - Oliărus, Ώλιαρός, один из Цикладских островов, на 58 стадий на юг от Пароса; н. Антипарос (Verg. Aen. 2, 126); он был населен финикийскими колонистами. Хотя в древности и нет указаний на знаменитую сталактитовую пещеру, находящуюся в северной части острова, но найденные новейшими путешественниками надписи в передней зале грота показывают, что пещера эта была посещаемая в древности. Strab. 10, 485.

ОЛИВА

ОЛИВА - Olĕa, Έλαία, оливковое дерево, которое, вероятно, из Сирии было перенесено в Грецию, а оттуда в Италию. Оно растет очень медленно, но достигает глубокой старости (сверх 200 лет). Это дерево очень ценилось за свои плоды, и разведением занимались преимущественно в Аттике. По сказанию, в споре за обладание Аттикой между Афиной и Посейдоном Афина одержала победу тем, что подарила оливковое дерево, самый полезный и уместный подарок для Аттики. Hdt. 8, 55. Здесь оливковые деревья находились под покровительством закона, и даже растущие на частной земле (μορίαι) составляли собственность Афины и состояли под наблюдением ареопага, который отдавал в аренду их плоды. Ветки оливкового дерева были символом мира, и молящие о защите (supplius, ι̉κέται) держали их в руках. Много олив разводилось также в Италии, особенно Южной, возле Венафра и Тарента. Вергилий различает 3 сорта оливковых плодов: orchis, овальной формы, с самым обильным содержанием масла, radius (наподобие ткацкого челнока), продолговатой формы, преимущественно приготовляемые в пищу, и pausia, самые мясистые, которые приготавливали еще незрелыми. Собирание оливок продолжалось от конца октября до января. Масло из оливок употреблялось в пищу, при жертвоприношениях, для ламп, для намазывания тела в банях и палестрах. Дикое оливковое дерево, оleaster, α̉γριελαία, отличается более низким ростом, имеет суковатые ветки, короткие и жесткие листья, а также мелкие и твердые плоды. Ветки его служили для венков победителям на Олимпийских играх.

ОЛИГАРХИЯ

ОЛИГАРХИЯ - Oligarchia, см. Respublica, Правления формы, 2.

ОЛИГИРТ

ОЛИГИРТ - Oligyrtus, Όλίγυρτος, гора и крепость в северо-восточной части Аркадии, между Стимфалом и Кафиями. Polib. 4, 11. Plut. Cleom. 26.

ОЛИЗИПОН

ОЛИЗИПОН - Olisipo, Όλισίπων, город Лузитании на правом берегу Тага; он был римской муниципией и носил название Fеlicitas Iulia; славился своими быстрыми лошадьми, н. Лисбоа (Лиссабон). Strab. 3, 151.

ОЛИЗОН

ОЛИЗОН - Olīzon, Όλιζών, приморский город фессалийской провинции Магнесия, напротив Артемисия, что на Эвбее. Ноm. Il. 2, 717. Strab. 9, 436.

ОЛИМП

ОЛИМП - Olympus, 'Όλυμπoς,

1. северо-восточная ветвь горного хребта, отделяющего Македонию от Фессалии (Hdt. 7, 129. 172); обыкновенно название это присваивается самой крайней оконечности хребта, которая тянется параллельно берегу Пиерии от города Диона до устья реки Пенея и Темпейской долиной отделяется от Оссы. Hdt. 1, 56. 7, 129. Thuc. 4, 78. Олимп достигает высоты 9.160 футов, и вершина его покрыта вечным снегом, с которым снизу граничат тощие сосновые леса. Но дальше книзу начинается богатая растительность, прерываемая отвесными скалами и глубокими пропастями. Ксеркс мог ясно видеть его от Фермы на расстоянии 15 географических миль (Hdt. 7, 128). Теперь греки называют гору Элимпос, а турки Семават-Еви, т. е. седалище небожителей. От этой знаменитейшей горы богов имя О. перешло и на другие горы;

2. гора в Мизии на фригийско-вифинской границе (Hdt. 1, 36. 7, 74), н. Кешиш-Даг. Вероятно, ее разумеет Ливий (38, 38);

3. вулкан в Ликии, на юг от Фазелиса, н. Янар-Даг. Strab. 14, 666. 671;

4. гора близ Селласии в Лаконии. Polib. 2, 65;

5. гора близ Олимпии;

6. гора на Кипре;

7. мифический певец и музыкант, который принадлежал к фригийскому культу великой Матери богов и по преимуществу, говорят, разработал игру на флейте. Он был любимцем и учеником Марсия. Поколение певцов во Фригии, которые во время праздников великой Матери богов исполняли музыкальную часть, ведут начало от него. К этому поколению принадлежал 8) О. Младший, историческая личность, который выступил среди греков и имел учеников. Он развил у греков игру на флейте до такой степени, что она заняла место рядом с игрой на цитре, и тем имел большое влияние на развитие греческой музыки (ср. Musica, Музыка, 4).

ОЛИМПЕЙОН

ОЛИМПЕЙОН - Όλυμπίειον, Όλυμπιει̃ον, собственно храм олимпийского Зевса, потом

1. маленький городок на восточном берегу Сицилии в 1.500 шагах от Сиракуз, на юг от устья реки Анапа. Фукидид часто упоминает о нем (напр., 6, 71. 7, 5) при описании сицилийской экспедиции афинян. У Ливия (24, 33) он называется Olympium, y Диодора (13, 6) Όλύμπιον;

2. местность на острове Делос.

ОЛИМПИАДА

ОЛИМПИАДА - Olympĭas, Όλυμπιάς,

1. сначала называвшаяся Myrtalis (Justin. 9, 7), дочь Неоптолема Эпирского; она была воспитана своим дядей Аримбасом и в 358 или 357 г. до Р. X. вышла замуж за Филиппа Македонского, который узнал ее в Самофракии. Plut. Alex. 1. 2. В 356 г. у нее родился Александр, а позднее Клеопатра. Несмотря на свой раздражительный характер, она долго жила с мужем, пока ок. 340 г. не наступил между ними окончательный разрыв, именно когда он женился на македонянке Клеопатре, она отправилась в сопровождении Александра в Эпир и больше не возвращалась. На нее падало сильное подозрение в участие в убийстве Филиппа, т. к. она высказывала одобрение убийцам и жестоко мстила Клеопатре. Justin. 9, 7. Plut. Alex. 10. Хотя Александр нежно любил ее, но решительно отказал ей в управлении царством во время своего отсутствия, чего она сильно желала. Несмотря на это, она старалась при всяком случае вмешиваться в государственные дела (Plut. Alex. 39. Arr. 7, 12) и, поспорив сильно из-за этого с Антипатром, удалилась вскоре после смерти Александра в Эпир, чтобы там достигнуть влияния (Plut. Alex. 68). Полисперхон пригласил ее обратно в Македонию, чтобы вручить ей воспитание молодого Александра. Со страстным желанием отомстить своим врагам, пришла она в Македонию с молосским войском под предводительством Эакида. Арридей и Эвридика, а также сто знатных македонян пали жертвой ее мести в 317 г. Justin. 14, 5. Но своей жестокостью она оттолкнула от себя привязанность народа. Поспешивший из Пелопоннеса в Македонию Кассандр осадил ее в Пидне, и после продолжительной осады, во время которой страшный голод уничтожил почти весь ее гарнизон, она принуждена была сдаться, получив прежде обещание личной безопасности. Вероломный Кассандр, несмотря на данное обещание, позволил родственникам убитых ею выставить против нее обвинение, и, осужденная в собрании македонян на смерть, она была убита (315 г.) слугами Кассандра, против которых она отважно защищалась. Justin. 14, 6;

2. О., период времени в полных 4 года. Начало счета по О. относится, по Петавию, к 777 г., а по другим, к 776 г. до Р. X., со времени победы Корэба. Благодаря той важности, какую имели Олимпийские игры, счет по олимпиадам был господствующим в Греции. В списках победителей, которые хранились в государственном архиве, имя победителя ставилось рядом в Афинах с именем архонта эпонима, в Спарте - с именем царствующего эфора, в Аргосе - с именем жрицы Геры, в Дельфах - с именем Пифии. Древнейшие историки не вели хронологии по олимпиадам; первый историк, применивший олимпиады к хронологии, был сицилиец Тимей, ок. 264 г. до Р. X. За ним следовали Полибий, Дидор Сицилийский, Дионисий Галикарнасский и другие. Т. к. перевод О. на наше летосчисление представляет некоторые трудности, то в приложении помещена таблица, облегчающая это. При этом надо иметь в виду, что т. к. Олимпийские игры праздновались обыкновенно в середине лета, около которого времени начинался и аттический год, то если требуется определить время какого-либо события, случившегося во вторую половину аттического года по нашему счету, то надо из данного числа вычесть 1. Так, Сократ был осужден на смерть в 95,1 ол. = 400 г., но это случилось в 11 месяце года, в месяце фаргелионе, следовательно, в 399 г., и т. п.

ОЛИМПИЙСКИЙ

ОЛИМПИЙСКИЙ - Όλίμπιος, -ία, прозвище различных богов и богинь: Зевса (Ноm. Il. 1, 353), Геркулеса (Hdt. 2, 44), Геры и вообще всех богов, населяющих Олимп (Ноm. Il. 1, 399).

ОЛИМПИЙСКИЙ(АЯ)

ОЛИМПИЙСКИЙ(АЯ) - Όλίμπιος, -ία,

прозвище различных богов и богинь: Зевса (Нот. Il. 1, 353), Геркулеса (Hdt. 2, 44), Геры и вообще всех богов, населяющих Олимп (Нот. Il. 1, 399).

ОЛИМПИОДОР

ОЛИМПИОДОР - Olympiodōrus, Όλυμπιόδωρος,

1. сын Лампона, афинский предводитель во время Персидских войн. Hdt. 9, 21;

2. учитель Эпаминонда, обучавший его играть на флейте. Nep. Epam. 2;

3. афинский полководец в войне против Кассандра, 304 г. до Р. X., и против Деметрия Полиоркета, 287 г. до Р. X., также афинский архонт;

4. философ и толкователь Платона, живший в Александрии во времена Юстиниана. Оставшиеся от него сочинения касаются все Платона. Комментировал ли он все сочинения Платона - неизвестно; до нас дошли только его комментарии к Георгию, Филебу, Федону и Алкивиаду I. Рукописи, содержащие сочинения О., еще не все опубликованы. Некоторые его комментарии представляют, кажется, остатки записок его устных лекций, составленных его учениками. Сочинения его представляют оригинальные воззрения в духе неоплатонической школы, показывают диалектическую силу и большую начитанность в древнегреческой литературе, а также чистоту и ясность выражения. Изд. Комментарии к Федону Finckh (1847), к Георгию Iahn (1848), к Филебу Stallbaum (1826), к Алкивиаду Creuzer (1821);

5. александрийский грамматик и толкователь Аристотеля, живший в 6 в. от Р. X. От него остались Комментарии к метеорологии Аристотеля, разделенныe на 51 πράξεις;

6. Ό. Θηβαι̃ος, исторический писатель из Фив в Египте; жил в Византии и написал ι̉στορικοὶ λόγοι в 22 книгах. Сочинение это, содержащее историю Западной Римской империи 407-425 гг. от Р. X., представляет больше сборник материалов, чем собственную историю. Ок. 412 г. он был послан с поручением к царю гуннов в Венгрию. Собрание фрагментов у Müller, fragm. hist. Graec., IV, p. 57 слл., и у L. Dindorf., hist. Graec. minor., I.

ОЛИМПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЛИНФ

ОЛИНФ - Olynthus, 'Όλυνθος, значительная греческая колония в отдаленном углу Торонейского залива, в 60 стадиях на север от Потидеи (Thuc. 1, 63), между полуостровом Палленой и Сифонией. Hdt. 7, 122. Хеn. Hell. 5, 2, 12. Strab. 7, 330. О. был завоеван войсками Ксеркса и заселен халкидянами и жителями Тороны (Hdt. 8, 127. Thuc. 4, 122). Население города особенно увеличилось после того, как во время Пелопоннесской войны сюда переселились жители многих больших городов. Таким образом О. достиг самостоятельного положения и долгое время мог сопротивляться афинянам, спартанцам и македонянам. Thuc. 1, 62. 2, 70. 79. 5, 18. 39. Хеn. Hell. 5, 2, 11 слл. Но когда многие халкидские и фракийские города составили между собой союз и хотели принудить к тому других, то спартанцы в союзе с македонским царем Аминтом послали туда войско и принудили О. примкнуть к спартанскому союзу в 379 г. Хеn. Hell. 5, 3, 26. Но долго он еще оставался самым могущественным городом на Халкидском полуострове, и еще больше усилился, когда Филипп Македонский отдал ему Потидею. Но когда тот же Филипп Македонский для основания своего морского могущества хотел завоевать все города на фракийско-македонском берегу и О. оказал отчаянное сопротивление ему, то, благодаря измене Ласфена и Евфикрата, а также тому, что афиняне, несмотря на олинфские речи Демосфена, медлили с помощью, он был завоеван, совершенно разрушен и больше никогда не возобновлялся. О. лежал на месте нынешнего Айо-Мамас. Исследование о нем Vömel (1827).

ОЛКАДЫ

ОЛКАДЫ - Olcădes, Όλκάδες, народ в тарраконской Испании по верхнему течению Аноса, часть которого Ганнибал переселил в Африку. Polib. 3, 14, 23. Liv. 25, 1. Первый называет этот город Альтея, второй - Картея, что не следует смешивать сo знаменитой Картеей в Бэтике. Вероятно, Альтея и Картея один и тот же город.

ОЛЛА

ОЛЛА - Olla, 1. кухонный горшок, см. Vasa, Ваза, 4;

2. погребальная урна, в которой хранился пепел сожженного трупа и которую ставили в гробницу; ср. Funus, Похороны, 7, и Sepulcrum, Погребение.

ОЛЛИЙ

ОЛЛИЙ - Ollĭus, 1. Titus, отец Поппеи Сабины, друг Сеяна, при свержении которого он и погиб. Tac. ann. 13, 45;

2. левый приток Пада, который течет через Сабинское озеро (Lago d'Iseo) и на запад от Мантуи сливается с главной рекой, н. Oglio. Plin. 3, 19. 6.

Предыдущая страница Следующая страница