Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Ф" (часть 5, "ФИД"-"ФИЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 5, "ФИД"-"ФИЛ")

ФИДИЙ

ФИДИЙ - Phidĭas, Φειδίας, из Афин, сын Хармида, ученик Агелада и Гегия, родился, вероятно, еще до 500 г., если он действительно сделал позже из доли афинян в марафонской добыче бронзовую статую Афины πρόμαχος в 60 футов вышины. Соединяя изящество с величием при изображении идеализированных богов, он положил начало новому периоду в искусстве; сам он ваял преимущественно из золота и слоновой кости колоссальные статуи, но отличался в то же время и как архитектор, литейщик, скульптор и живописец; художественная деятельность его далеко не ограничивалась Афинами. Начиная с 450 г. он руководил художественными постройками Перикла, предпринятыми с целью украсить Афины, и самые разнообразные художники работали по его идеям. Plut. Per. 12. Обвиненный вследствие происков против Перикла сначала в том, что при изготовлении статуи Афины он похитил часть золота, а потом, после того как невинность его в этом деле была доказана, в том, что он изобразил на щите богини себя самого и Перикла, он был брошен в темницу, где и умер от болезни в 431 г. Plut. Per. 31. Diod. Sic. 12, 39 слл. Относительно места, занимаемого им в истории искусства, см. Architecti, Архитекторы, 5.

ФИДИППИД

ФИДИППИД - Phidippides, Φειδιππίδης, афинский глашатай, который был послан при приближении персов под предводительством Датиса и Артаферна в Спарту с просьбой о немедленной помощи и совершил путь туда (28,5 немецких мили) в 2 дня. Богу Пану, который при горе Парфении дал знать через него афинянам о своим намерении помочь им, в благодарность за это был воздвигнут храм. Hdt. 6, 105. Nep. Milt. 4.

ФИДИТИЯ

ФИДИТИЯ - Φειδίτια, см. Συσσίτια, Сисситии.

ФИДИУС ДЕУС

ФИДИУС ДЕУС - Fidĭus deus, см. Sancus, Санк.

ФИДОН

ФИДОН - Phidon, Φείδων, властелин Аргоса, живший ок. 2 ол. (многие ученые полагают, что ок. 28 ол. жил другой царь того же имени); хотя он и принадлежал к царскому роду Теменидов, но его часто называют тираном (Hdt. 6, 127), т. к. и во внутренних делах государства, и во внешних он переступил традиционные пределы царской власти; силою оружия распространил он владычество Аргоса на Арголиду и Эгину и даже на весь полуостров. Хотя основанное им могущество Аргоса было лишь преходящим, но во всяком случае он имеет за собою ту заслугу, что первый положил начало более оживленным сношениям и нарушил, таким образом, односторонность и замкнутость спартанского доризма; благодетельным последствием его царствования было введение одинаковых на всем полуострове мер, равно как металлических денег, первоначально на Эгине, которая принадлежала тогда к аргивской области. ср. Wissenborn, Hellen., стр. 1-86. G. F. Unger, Philologus, 28, стр. 399 слл., стр. 129, стр. 245 слл.

ФИЕЛЛА

ФИЕЛЛА - Thyella, см. Harpyiae, Гарпии.

ФИЕСТ

ФИЕСТ - Thyestes, см. Atreus, Атрей, и Agamemnon, Агамемнон.

ФИКИОНСКАЯ ГОРА

ФИКИОНСКАЯ ГОРА - Φίκιον 'όρoς, (η. ο̉ Φαγα̃ς), крутая, голая скала, в 15 стадиях на восток от Онхеста в Беотии, на которой, по преданию, жила Сфинкс (Φίξ - эолическая форма для Σφίγξ). Paus. 8, 26, 2. Apollod. 3, 5, 18. Hesiod. scut. 33.

ФИКТИЛИЯ

ФИКТИЛИЯ - Fictilĭa, см. Vasa, Ваза, 1.

ФИКТИО

ФИКТИО - Fictĭo, созданное преторским правом смягчение строгого права, прием, по которому что-либо полагалось совершившимся и существующим, хотя бы в действительности того не было. Так, напр., по некоторым искам peregrinus фиктивно принимался за гражданина, т. к. в качестве перегрина он в данном случае не мог бы искать по суду.

ФИЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛАДЕЛЬФИЯ

ФИЛАДЕЛЬФИЯ - Philadelphīa, Φιλαδέλφεια,

1. город на востоке Лидии при реке Тмоле, первоначально значительный, но часто подвергавшийся землетрясениям, как, напр., во времена Тиберия (Tac. ann, 2, 47); н. Алла-Шер;

2. значительный город в заиорданской Палестине (Перея), в 5 милях от Иордана, древний главный город аммонитов, называемый также Раббат Аммон.

ФИЛАК

ФИЛАК - Phylăcus, Φύλακος,

1. сын Деиона и Диомеды, супруг Климены (Периклимены), дочери Миния, отец богатого стадами Ификла и Алкимеды, основатель Филаки. Ноm. Il. 2, 705. см. Melampus, Мелампод;

2. сын Ификла, внук предыдущего;

3. дельфийский герой, имевший в Дельфах как охранитель местности свой храм.

ФИЛАКА

ФИЛАКА - Phylăce, Φυλάκη,

1. древний город в фессалийской области Фтиотиде на северном склоне Офриса, родина Протесилая (см. Протесилай). Ноm. Il. 2, 695. Strab. 9, 475;

2. город в епирской области Молоссиде в неизвестном месте. Liv. 45, 26.

ФИЛАММОН

ФИЛАММОН - Philammon, Φιλάμμων, древнегреческий фракийский певец Аполлонова цикла, который пришел на помощь дельфийцам против флегийцев и пал, по сказанию, в бою; ему приписывается образование хоров дельфийских девушек, воспевавших рождение Латоны и ее детей. Его считали сыном певца Хрисофемида или Аполлона и Хионы и отцом Фамирида и Евмолпа.

ФИЛАРХ

ФИЛАРХ - Phylarchus, Φύλαρχος, греческий историк из Афин или Сикиона или Навкратиды, современник Арата из Сикиона, живший, следовательно, ок. 210 г. до Р. X. Из жизни его нам ничего не известно. Наряду с некоторыми другими историческими и мифологическими сочинениями существовало его большое историческое сочинение, ι̉στορίαι, в 28 книгах, охватывавшее собою исторический период в 50 лет, от нападения Пирра на Пелопоннес до смерти Клеомена, 272-221 гг., которым пользовался Трог Помпей и особенно Плутарх. Строгое суждение Полибия (2, 56-63) о Ф. как историке односторонне и ни на чем не основано. Если даже изложение его иногда слишком театрально и переступает должные границы, то упрек в умышленном обмане и исторической неверности не касается его. Сочинения его, за исключением нескольких отрывков, не сохранились (собр. Lucht, 1836, Brückner, 1839, и Müller, fragm. hist. Graec., стр. 334 слл. IV, 645), статья Thoms'a (1835).

ФИЛАС

ФИЛАС - Phylas, Φύλας,

1. царь (фессалийских) дрионов, убитый Гераклом, т. к. он совершил проступок против дельфийского оракула, отец Мидии, которая родила от Геракла Антиоха;

2. сын только что упомянутого Антиоха, от которого Денфила родила Гиппота и Феро;

3. царь Эфиры у Селлеэнта в Элиде, дочь которого, Астиохия, родила от Геракла Тлеполема. Ноm. Il. 2, 653 слл. Strab. 8, 338.

ФИЛЕ

ФИЛЕ - Phyle, Φυλή, еще теперь τò Φυλί, хорошо укрепленная пограничная крепость афинян на границе с Беотией, в 100 стадиях от Афин, на верхушке крутой скалы на юго-западном склоне Парпета. Отсюда Фрасибул предпринял нападение на 30 тиранов. Хеn. Hell. 2, 4, 2. Diod. Sic. 14, 32. Strab. 9, 396.

ФИЛЕАД

ФИЛЕАД - Philĕas, Φιλέας, географ из Афин, живший несколько раньше Фукидида, современник Гекатея и Гелланика; Макробий (saturn. 5, 20) называет его vetus scriptor; он написал: περίπλοι или γη̃ς περίοδος, по образцу древних периегетов. Сохранилось лишь несколько ничтожных отрывков.

ФИЛЕЙ

ФИЛЕЙ - I.

Philaeus,

Φιλαι̃ος, сын Аякса Теламонского и Текмессы, брат Эврисака, вместе с которым он, по сказанию, уступил афинянам за право гражданства в Аттике доставшийся им от деда остров Саламин. Hdt. 6, 35. Plut. Sol. 10.

II.

Phyleus

Φυλεύς, сын Авгея в Элиде, изгнанный им за то, что он против него свидетельствовал в пользу Геракла, отец Медета, через Геракла получил позже, по преданию, отцовское царство, но уступил его потом своему брату Агасфену, чтобы вернуться в Дулихий. Ноm. Il. 2, 625. 15, 530. Он является также участником калидонской охоты. Ov. met. 8, 308.

ФИЛЕМОН

ФИЛЕМОН - Philēmon, Φιλήμων,

1. бедный, благочестивый старик во Фригии, который радушно принимал однажды со своею женой Бавкидой Зевса и Гермеса, между тем как все остальные жители местечка гнали их от своих дверей. Поэтому все это место погибло от наводнения, а хижина Филемона была обращена в великолепный храм, охранителем которого он был вместе с Бавкидой. Они одновременно окончили свою жизнь, причем оба были превращены в деревья. Ov. met. 8, 621 слл.;

2. первый из старейших поэт новой комедии, сын Демона из Сиракуз (или из города Сол, Σόλοι, Солы). Он рано пришел в Афины и начал там в конце 112 ол. выступать как комический поэт, состязаясь с Менандром; первая его комедия была Ύποβολιμαι̃ος. Если Ф. часто побеждал Менандра, то причиной тому были не интриги и происки, но то обстоятельство, что Менандр гораздо строже понимал значение новой комедии и с большим постоянством держался этого нового направления, чем Ф., и, таким образом, лишь мало-помалу заставил других признавать этот новый род поэзии. Менандр воздерживался от всякой личной сатиры и значительно сузил рамки в развитии самого действия, давая, таким образом, более места развитию характеров. Вследствие этого в характеристике Ф. стоял ниже Менандра, но превосходил его по интересу действия, который он умел придавать своим комедиям благодаря интриге в действии. Поэтому афиняне, все еще привыкшие к богатству комических положений, к шутовским остротам и юмору в древней и средней комедии, присуждали награды большею частью Ф. Однако и он был иногда побеждаем и оставил на несколько лет Афины или вследствие одного из своих поражений, или же вследствие приглашения Птолемея явиться в Александрию. Позднее он возвратился в Афины, где и оставался до своей смерти (262 г. до Р. X.). Он дожил до глубокой старости и умер в самом разгаре своей творческой деятельности. Из 97 драм, которые приписываются ему, нам известно 56 названий, и, кроме того, сохранились отрывки. Две драмы особенно известны, потому что они сохранились в подражании Плавта, именно 'Έμπορος (Плавтов Mercator) и Θησαυρός (Плавтов Trinummus). Сын его, тоже Филемон, был также комическим поэтом и оставил 54 драмы, которые, впрочем, вскоре были, вероятно, соединены с произведениями его отца. Отрывки собраны у Meinecke; Menandri et Philemonis fragmenta (1823) и в 4 томе fragm. com. Graec. (т. II, стр. 821 слл., маленьк. изд.);

3. имя многих грамматиков:

a) автор Σύμμικτα ει̉ς 'Όμηρον, которому его заслуги в критике Гомера доставили прозвище κριτικός;

b) аттический лексикограф;

c) автор словаря λεξικòν τεχνολογικόν из 5 в. от Р. X. или еще позже (изд. Fr. Osann, 1821).

ФИЛЕТА

ФИЛЕТА - Philētas, Φιλητα̃ς, грамматик и поэт из Коса (или Родоса) живший во времена Филиппа и Александра Македонских, учитель Птолемея Филадельфа, Феокрита и грамматика Зенодота. Своему хворому и слабому телосложению обязан он распущенною о нем басней, якобы он носил в башмаках свинец, чтобы не быть опрокинутым ветром. Он отличался в эротической элегии простотой формы и глубиной чувства и был принят в канон элегиков. Особенно высоко ставили его римские элегики. Prop. 2, 34, 27. 3, 1, 1. 3, 52. 4, 6, 3. Мы имеем от него лишь немного отрывков (собр. Kayser, 1793 и Ν. Bach, 1829).

ФИЛЕТЕР

ФИЛЕТЕР - Philetaerus, Φιλέταιρος,

1. поэт средней и отчасти новой комедии, современник Гиперида. Из 21 драмы, которые приписываются ему, известно 14 названий и сохранилось несколько отрывков; из них видно, что он, как и другие поэты средней комедии, брал сюжеты из мифологии, отчасти же, по образцу новой комедии, представлял с комической стороны жизнь известных классов. Собр. отрывков у Meinecke, fragm. com. Graec. III, (II, стр. 640 слл. мал. изд.);

2. Φ., родился в Тиейе (Τίειον) или Тионе (Tίov) y Понта, в молодости своей служил у македонянина Докима, который был приверженцем сначала Пердикка, потом Антигона и наконец Лисимаха (Diod. Sic. 18, 45. 20, 107); последний поручил ему крепость Пергам и вместе с тем охранение находящихся там сокровищ. В 284 г. до Р. X. Ф. завладел и крепостью, и самим городом как своею собственностью и, доставивши труп Селевка сирийского, убитого Птолемеем Керавном, оказал большую услугу сыну его Антиоху Сотеру. В борьбе диадохов он сумел сохранить за собой свое положение и умер в 263 г. как основатель Пергамского царства, 80 лет от роду. Царство свое он завещал сыну своего брата Евмену I. Strab. 13, 623 сл.

ФИЛЕТИКА

ФИЛЕТИКА - Φυλετικὰ δει̃πνα

см. Λειτουργία, Литургия.

ФИЛИЙ

ФИЛИЙ - Phylĭus, Φύλιος, см. Cycnus, Кикн, 1.

ФИЛИН

ФИЛИН - Philīnus, Φιλι̃νος,

1. аттический оратор времен Демосфена. Из его речей сохранились 3 названия и один отрывок;

2. историк из Агригента, описал Пунические войны с таким пристрастием к карфагенянам, с каким сделал это Фабий по отношению к римлянам. Polib. 1, 14. 15. 3, 26;

3. врач, писавший рассуждение о растениях и их целебных свойствах. Athen. 15. 681. F. ср. Empirici, Эмпирики.

ФИЛИПП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛИПП АРАВИТЯНИН

ФИЛИПП АРАВИТЯНИН - Phillippus Arabs, родился в Бостре, римской колонии в Аравии, сын одного из бедуинских начальников, был назначен Гордианом III начальником преторианцев и сорегентом (243 г. от Р. X.) и вступил по его смерти с помощью войска на престол (244 г.). Он заключил мир с персами и разбил одно из германских племен, готов, на Дунае. Zos. 1, 20. В 248 г. он отпраздновал с большою торжественностью тысячелетие основания Рима. Он счастливо подавил многие восстания, направленные к ниспровержению его власти, но в 249 г. был побежден Децием, которого паннонские легионы принудили принять корону, и пал в битве при Вероне. Он был другом христиан; но христианские писатели несправедливо утверждают, будто он сам был христианином. Capit. Gord. III. 28 слл. Eutr. 9, 2 слл.

ФИЛИППИДЫ

ФИЛИППИДЫ - Philippĭdes, Φιλιππίδης,

1. богатый афинянин, друг Мидия. Demosth. Mid. p. 581. 583;

2. сын Филокла, поэт новой комедии, живший между 308 и 298 г. до Р. X. Он пользовался благосклонностью и уважением царя Лисимаха и сумел соединить тонкость царедворца со свободным образом мыслей благородного человека. Plut. Demetr. 12. 26. Он умер от радости, что одержал победу в одном драматическом состязании. Отрывки, сохранившиеся приблизительно из 15 его комедий (ему приписывают 44 драмы), не дают возможности в достаточной степени познакомиться с его поэтическим и стилистическим талантом и оценить его. Отрывки Meinecke, fragm. com. Graec., т. IV, (т. II, стр. 1116 слл. малое изд.).

ФИЛИППОПОЛЬ

ФИЛИППОПОЛЬ - Phillippopolis, Φιλιππόπολις, укрепленный город во Фракии на горе с тремя вершинами (отсюда латинский эпитет Trimontium) в значительной долине на юго-восточном берегу Гебра. Филипп II Македонский выстроил его на месте прежнего города Евмолпиады. Позже он был завоеван фракийцами, а во времена римского владычества был главным городом Фракии. Polib. 5, 100. Liv. 39, 53. Tac. ann. 3, 28. Нынешний Φ. (по-турецки Филибе) так же, как и древний город, имеет важное значение.

ФИЛИППЫ

ФИЛИППЫ - Philippi, οι̉ Φίλιπποι, город в области Эдониде, находившийся внутри той части Фракии, которая соединена с Македонией; он был основан Филиппом Македонским на месте прежней фасийской колонии Κρηνίδες, н. развалины Filibé или Filibé djik. Город лежал на крутой возвышенности у горы Пангея и при реке Ганге и имел значение вследствие близости золотых приисков (Hdt. 5, 26. 6, 46); в истории он достопамятен как место, где Октавиан и Антоний сражались против Брута и Кассия, в 42 г. до Р. X. Август сделал его колонией. Апостол Павел основал здесь в 53 г. от Р. X. одну из первых христианских общин. Hdt. 5, 23. 6, 46. Strab. 7, 33l.

ФИЛИРА

ФИЛИРА - PhilСћra, Φιλύρα, дочь Океана, родившая от Кроноса Кентавра Хейрона, почему последний называется Φιλυρίδης. Pind. nem. 3, 47. pyth. 9, 30. Verg. Georg. 3, 93. 550 Ov. met. 2, 676. Ov. fast. 5, 383.

ФИЛИСК

ФИЛИСК - Philiscus, Φιλίσκος,

1. из Абида, был послан в 368 г. персидским сатрапом Ариобарзаном в Грецию для переговоров о мире; переговоры остались безуспешны. Он собрал значительные наемные войска, чтобы оказать поддержку лакедемонянам. Хеn. Hell. 7, 1, 27. Diod. Sic. 15, 70. Также афинянам оказал он по поручению Ариобарзана услуги и получил от обоих государств право гражданства. За злоупотребления своею всластью в качестве наместника страны при Геллеспонте он был убит. Dem. Aristocr., p. 666. 668;

2. поэт средней аттической комедии ок. 370 г. до Р. X. Сохранилось 8 названий его драм, указывающих на мифологическое содержание;

3. ритор из Милета, ученик Исократа, писал речи и составил риторику. Учениками его называют Тимея и Неанфа;

4. софист из Фессалии, в 3 в. от Р. X., отличался чистотой и ловкостью выражения, но, как и другие софисты, был кичлив. Он умер в Афинах 67 лет от роду;

5. трагик во время Птолемея Филадельфа, 285-247 гг. до Р. X., принятый в плеяду александрийцев, написал, по преданию, 42 трагедии;

6. из Эгины, ученик Диогена, был, по преданию, учителем Александра Великого и писал диалоги;

7. эпикуреец; утешительное послание его к Цицерону во время ссылки последнего сообщает нам Дион Кассий (38, 18);

8. с Фасоса, пчеловод и писатель по своей специальности. Plin. 11, 9, 9;

9. живописец, время жизни которого неизвестно. Plin. 35, 11, 40;

10. ваятель из Родоса. Plin. 36, 4, 10.

ФИЛИСТ

ФИЛИСТ - Philistus, Φίλιστος, из Сиракуз, сын Архоменида, родился приблизительно в 425 г. до Р. X. Обладая большими средствами, он помогал своему родственнику, Дионисию Старшему, в его стремлении приобрести власть в Сиракузах и был его приближенным даже тогда, когда он достиг ее, пока Дионисий не изгнал его в 386 г. до Р. X. по подозрению. Nep. Dion. 3. Он отправился в изгнание в Эпир и оставался там до смерти Дионисия. Plut. Dion 11. Дионисий Младший призвал его назад, чтобы иметь в нем поддержку против Диона. Кажется, что благодаря ему Дион и Платон были изгнаны из Сиракуз. Plut. Dion 13 слл. В борьбе между Дионом и Дионисием, командуя флотом, он проиграл морское сражение, был взят в плен и убит народом. Plut. Dion 35. В изгнании своем Ф. написал в Адрии 11 книг своей истории, Σικελικά, в двух частях. Первая часть охватывала историю Сицилии с самого начала до взятия Агригента (7 книг), вторая, в 4 книгах, - историю Дионисия Старшего до его смерти. Plut. Dion 11. Cic. ad Qu. fr. 2, 13. В виде дополнения он прибавил позже еще две книги, охватывавшие, но не вполне, последние деяния Дионисия Младшего. Древние единодушно называют его подражателем Фукидида; только он остался далеко позади своего образца, почему и Цицерон (в вышеозначенных местах) называет его pusillus Thucydides. Ему недоставало необходимой для историка добросовестности и беспристрастности; он относился пристрастно к Дионисию и старался прикрыть его непохвальные поступки. Cic. de or. 2, 13, 57. Несмотря на это, он принадлежит к числу замечательных греческих историков. Отрывки в соч. F. Göller'a, de situ et origine Syracusarum (1818) и у Müller'a fragm. hist. Graec., I, стр. 185 слл.

ФИЛИСТИДЫ

ФИЛИСТИДЫ - Philistĭdes, Φιλιστίδης, предводитель македонской партии в Орее на Эвбее, сделавшийся с помощью македонян в 342 г. самодержавным правителем; когда же он хотел завязать близкие сношения с афинянами, то последние не только отказали ему в дружбе, но послали даже по предложению Демосфена туда войско; город был завоеван и ему возвращена снова свобода, Филистид же убит в 341 г. Dem. Phil. 3, 119. 126. de cor. 252.

ФИЛИСТИОН

ФИЛИСТИОН - Philistĭon, Φιλιστίων,

1. греческий сочинитель мимов из Вифинии, жил при Августе, по другим, при Тиберии. Он пользовался большою славою, как поэт и мимический актер, о чем свидетельствуют многие места у древних писателей; отрывков до нас не дошло никаких, и может только возникнуть вопрос, какая часть принадлежит ему в моральной антологии, которую мы имеем под заглавием Μενάνδρου καί Φιλιστίωνος σύγκρισις;

2. ученый врач, учитель Евдокса и Хрисиппа, обоих из Книда; по одним, он было родом из Сицилии, по другим, из Локриды. По Галену, который упоминает его несколько раз, он принадлежал к эмпирикам и много писал о лекарствах.

ФИЛЛИД

ФИЛЛИД - Phyllĭdas, Φυλλίδας, фиванец, хотя и принадлежал к демократической партии, все-таки остался в 382 г. в Фивах, был даже писцом у полемархов и в этом качестве поддерживал предприятие изгнанников, старался отнять у полемархов всякое подозрение и устроил у себя в доме праздник, на котором двое из них, Филипп и Архий, были убиты заговорщиками. Хеn. Hell. 5, 4, 2 слл. Plut. Pelop. 7. 9.

ФИЛЛИДА

ФИЛЛИДА - Phyllis, см. Demophoon, Демофон.

ФИЛОБАСИЛЕВС

ФИЛОБАСИЛЕВС - Φυλοβασιλεύς, см. Φυλή, Фила, 2.

ФИЛОДЕМ

ФИЛОДЕМ - Philodēmus, Φιλόδημος,

1. отец Филона, тесть оратора Эсхина. Aesch. de f. leg. § 150;

2. Ф. из Гадар в Палестине, знаменитый эпикуреец, друг Л. Пизона, против которого Цицерон держал свою речь. Цицерон очень хвалит его, как человека ученого и образованного и как поэта со вкусом. Cic. Pis. 29. Cic. fin. 2, 35. От него осталось более 30 эпиграмм, помещенных в греческой антологии, большею частью эротического и игривого характера. Из его прозаических сочинений дошли до нас немаловажные отрывки из найденных в Геркуланее (см. Геркуланум) книжных свитков, de vitiis lib. decimus (изд. H. Sauppe, 1853); кроме того, Th. Gomperz в Herculanische Studien. I. über Inductionsschlüsse (1865), II über Frömmigkeit (1866), de ira liber (1864).

ФИЛОКЛ

ФИЛОКЛ - Philŏcles, Φιλοκλη̃ς,

1. сын Полинейфо или Филопейфо, сестры Эсхила, трагический поэт, сочинял по образцу Эсхила трилогии и старался удержать еще несколько времени на сцене род Эсхиловой драмы. Он победил Софокла с его Эдипом-царем, но ему пришлось перенести жестокие насмешки комиков, которые называли его χολή (желчь) и Άλμίων (соленый, как морская вода), потому что он, неумело подражая возвышенности и даже отчасти жестокости Эсхила, сам сделался желчным и слог его стал тяжелым. Из 100 драм, которые он, по преданию, написал, не уцелела ни одна; известны лишь немногие названия;

2. предводитель афинского флота в Пелопоннесской войне (405 г.), по безрассудности которого была проиграна битва при Эгоспотаме. Он сам был взят в плен и вскоре после того казнен. Хеn. Hell. 1, 7, 1. 2, 1, 30 слл. Plut. Lys. 13;

3. живописец из Египта, о котором упоминает Плиний (35, 3, 5).

ФИЛОКРАТ

ФИЛОКРАТ - Philocrătes, Φιλοκράτης,

1. сын Эфиальта из Афин, начальник флота, посланного на помощь Евагору Кипрскому, но перехваченного спартанцами. Хеn. Hell. 4, 8, 24;

2. Φ. из Элевсина, один из обвинителей Демосфена и приверженец Филиппа Македонского. По его имени мир, заключенный с Филиппом (346 г.), называется Филократовым;

3. полководец афинян в Пелопоннесской войне, во время которой он, в 416 г. до Р. X., завоевал остров Мелос. Thuc. 5, 116.

ФИЛОКСЕН

ФИЛОКСЕН - Philoxĕnus, Φιλόξενος,

1. из Киферы, дифирамбический поэт, родился около 435 г. до Р. X.; был первоначально рабом, потом учеником дифирамбического поэта Меланиппида; осмеян Аристофаном в его позднейших драмах, особенно в комедии Πλου̃τος; умер в 380 г. в Эфесе, после того как странствовал в разных местностях Греции, Италии, Сицилии и Малой Азии для исполнения своих произведений. Некоторое время он провел при дворе тирана Дионисия I, но за то, что не хотел хвалить дурных стихов последнего, был брошен в Латомии. О месте, занимаемом им между дифирамбиками, см. Dithyrambus, Дифирамб. Его 24 дифирамба, особенно пастушеская песня Κύκλωψ, очень остроумно пародирующая безвкусие Дионисия, приобрела известность. Отрывки собр. G. Bippart (1843) и Bergk, poet. lyr. Graec., стр. 1253 слл.; монографии Berglein'a (1843) и Klingender'a (1845);

2. казначей при Александре Великом для провинций на запад от Тавра (331 г. до Р. X.); ему удалось захватить в плен Гарпала и получить подробные сведения о деньгах, захваченных последним (Paus. 2, 33, 4). После того как он незадолго до смерти Александра привел новые войска из Карии, он получил от Пердикки сатрапию в Каликии (321 г.) вместо Филота (см. Филот, 2), которую и удержал за собой, т. к. объявил себя на стороне приближавшегося с войском Антипатра. Arr. 7, 23. Diod. Sic. 18, 39;

3. грамматик в Александрии в 1 в. до Р. X., учил в Риме и был автором многих несохранившихся сочинений о грамматике и критических знаках к «Илиаде», равно как о глоссах у Гомера;

4. живописец из Эретрии, ученик Никомаха, около 315 г. до Р. X., прославившийся картиною, представлявшею битву Александра с Дарием, которая служила, может быть, оригиналом для битвы Александра, изображенной на одной помпейской мозаике.

ФИЛОКТЕТ

ФИЛОКТЕТ - Philoctētes, Φιλοκτὴτης, сын Пэанта (сына Филака) и Демонассы, славный стрелок из лука в цикле троянских сказаний, который на 7 кораблях повез против Трои бойцов из Мефоны, Тавмакии, Мелибеи и Олизона в Фессалии, но, укушенный змеей, слег от раны и был оставлен на пути в Лемносе. Медонт, сын Оилея (Όιλεύς), повез вместо него бойцов против Трои, «но скоро пришлось войску у кораблей вспомнить о Ф.». После падения Трои он счастливо возвратился назад в отечество. Ноm. Il. 2, 176. Ноm. Od. 3, 190. 8, 219. Позднейшее предание положило в этом отношении дальнейшее развитие гомеровского сказания. Выученный Гераклом искусству стрелять из лука, он (или его отец Пэант) получил от него в наследство его лук со всегда верными стрелами за то, что он поджег костер, на котором Геракл хотел сжечь себя. Soph. Phil. 670. 801. Ov. met. 9, 230. За услугу, оказанную Гераклу, Ф., по воле Геры, был укушен змеей на острове Хрисе (или Лемносе, или Имбре, или Тенедосе), в то время как греки отыскивали алтарь, воздвигнутый Ясоном Афине Хрисе, и он слишком близко подошел к змею, охранявшему храм. Soph. Phil. 1327. Т. к. рана распространяла невыносимый запах и Ф. своими криками беспокоил своих спутников, так что они не могли совершать никаких священнодействий, то он был высажен по совету Одиссея и по приказанию Атридов на Лемнос (Ov. met. 13, 315), где он, больной, влачил жизнь, полную страданий, пока на десятый год войны его не привезли к войску Одиссей и Диомед (по Софоклу - Одиссей и Неоптолем), т. к., по предсказанию оракула, без его стрел не мог быть взят Илион. Излеченный Махаоном, он поразил Париса, и Илион пал. Soph. Phil. 1426. Pind. pyth. 1, 52 слл. На обратном пути, по позднейшему сказанию, он прибыл в Италию, где основал Петелию и Кримиссу. Могила его и храм, где ему приносили в жертву быков, показывались в Макалле.

ФИЛОЛАЙ

ФИЛОЛАЙ - Philolāus, Φιλόλαος,

1. прозвище Асклепия, под котором он имел храм при Асопе в Лаконии. Paus. 3, 22, 9;

2. сын Миноса и нимфы Парии на Паросе, убитый Гераклом. Apollod. 3, 1, 2. 2, 5, 9;

3. коринфянин, переселившийся в Фивы и давший фивянам законы. Aristot. polit. 2, 9, 6;

4. пифагореец, по Платону (Phaedr. р. 61 D.), современник Сократа (около 430 г.). Родиной его был Кротон или Тарент. В молодости он был учеником старого в то время Пифагора. Ф. первый записал сохранявшееся до тех пор устное учение Пифагора. Сочинение его состояло из 3 частей под заглавиями περὶ κόσμου, περὶ φόσεως и περὶ ψυχη̃ς; из этого осталось лишь немного отрывков, написанных на дорическом наречии; собр. A. Böckh (Phil. des Pythagoreors Leben, 1819).

ФИЛОМЕЛ

ФИЛОМЕЛ - Philomēlus, Φιλόμηλας, сын Феотима из фокидского города Ледона, полководец фокийцев в священной войне. Когда амфиктионы угрожали фокийцам проклятием, Ф., в надежде на помощь спартанцев, находившихся в одинаковом с ними положении, побуждал их к сопротивлению. Однако он не нашел поддержки ни у спартанцев, ни у афинян, хотя они и были на стороне фокийцев, и должен был ограничиться наемными войсками. Чтобы содержать их, он разграбил храм в Дельфах, в 356 г. до Р. X., убил жрецов и уничтожил колонны, на которых были записаны постановления амфиктионов. Вскоре Афины и другие государства присоединились к Фокидскому союзу, между тем как локры и фивяне объявили им войну и нашил поддержку в фессалийцах и других государствах, преданных амфиктионам. Но с помощью сокровищ, взятых из Дельфийского храма, и многочисленных наемных войск он победил локров, в область которых он и прежде делал частые набеги, и разбил отдельные части фиванского войска, пока не подоспели главные силы фивян и не победили его в решительной битве. Принужденный удалиться на крутую скалу, он бросился с нее в пропасть, чтобы не попасть в руки врагов, 354 г. После него главное начальство получил Ономарх (см. Ономарх). Diod. Sic. 16, 23 слл. Paus. 10, 2, 2. 8, 7. 33, 2.

ФИЛОМЕЛА

ФИЛОМЕЛА - Philomēle, Φιλομήλη, дочь афинского царя Пандиона и Зевксиппы, сестра Прокны и братьев-близнецов Эрехтея и Бута. Прокна была замужем за Тереем, фракийским царем в Давлиде (в Фокиде), сыном Арея; выдана она была за него за то, что он оказал Пандиону помощь в войне, и родила ему Ития ('Ίτυς). Терей услал ее в деревню, чтобы жениться на ее сестре Ф., которой он вырезал язык, и объявил, что Прокна умерла. Ф., узнавши правду, выткала на платье несколько слов и дала знать таким образом своей сестре о постигшей ее судьбе; вследствие этого та пришла к ней, убила вместе с ней Ития и подала его за ужином Терею. Терей с топором преследовал бегущих сестер; когда же он их нагнал, они просили богов превратить их в птиц. Прокна сделалась соловьем, Ф. - ласточкой, Терей - удодом. Thuc. 2, 29. Ov. met. 6, 424 слл. По другим, Прокна сделалась ласточкой, Ф. - соловьем, а Терей - ястребом; ср. Aëdon, Аэдона.

ФИЛОН

ФИЛОН - Philo, Φίλων,

1. афинянин, который во время правления 30 тиранов должен было оставить Афины и потом поселился в Ороне в качестве метэка, откуда производил грабежи в Аттике. Когда он позднее должен был сделаться членом совета в Афинах, Лисий написал против него речь (31-ю) κατὰ Φ. δοκιμασίας;

2. амфиполитанец, изгнанный из Амфиполя Филиппом Македонским, после того как последний завоевал город, 358 г. до Р. X.;

3. сын Филодема, шурин оратора Эсхина, участник посольства, отправленного к Филиппу Македонскому в 347 г. до Р. X. Aeschin. de f. leg. 150;

4. литейщик, приготовивший для Александра Великого статую Гефестиона;

5. архитектор, живший около 300 г. и основавший в Пирее арсенал, вмещавший 1000 кораблей. Cic. de or. 1, 14, 62. Он был не только искусным архитектором-практиком, но, по словам Витрувия (7, praef. 12), также и писателем в области своего искусства; ср. Val. Max. 8, 12, 2;

6. Ф. из Византии, ученик Ктесибия, живший в середине 3 в. до Р. X., автор сочинения о механике, из которого, впрочем, сохранилось только 4 книги (о постройке орудий, по-гречески и по-немецки изд. Köchly und Rüstow, 1853) и отрывки 7 и 8 книг (об осадной войне);

7. Ф. из Лариссы в Фессалии, философ-академик, ученик и последователь Клитомаха, бежал во время митридатской войны в Рим, в 88 г. до Р. X., где встретил радушный прием, благодаря своему утонченному образованию и благородству характера; особенно к нему привязался Цицерон. Cic. Brut. 89. Cic. tusс. 2, 3. acad. 1, 4. Заслуга его заключается в том, что он точнее разграничил отдельные отрасли философии и дал методические определения; он старался также доказать в отдельных пунктах сходство древней и новой академии. Часто его называют также основателем так называемого четвертого отделения академии. ср.: К. F. Hermann, de Philone Larissaeo, 1851;

8. ученый еврейский писатель из Александрии, родился ок. 20 г. до Р. X., получил образование в своем родном городе, причем изучал также сочинения различных философских школ, но преимущественно взял себе за образец Платона, а в этике особенно одобрял учение стоиков. В религиозном отношении он держался воззрений своего народа; направление ессеев и ферапевтов произвело на него, по-видимому, сильное впечатление, но не заставило его примкнуть к ним. Со времени Птолемеев употребление аллегорий проникло и в представления евреев; таким путем старались объяснить, между прочим, и Моисеевы книги. Легко понять, что таким образом и в представления Ф. проник некоторого рода мистически-аллегорический дух, который везде старался отыскать основы главнейших философских школ греков и отличался некоторой теплотой и воодушевлением, причем, однако, часто недоставало ясности в понятиях и верности в суждениях. С точки зрения языка форма была во многих отношениях блестяща, но представляла какую-то странную смесь из поэтического и прозаического слога; поэтому она иногда очень пестра и построение периодов нередко небрежно. Сохранившиеся его сочинения распадаются на 4 разряда: относящиеся к разным частям библейской истории, сочинения эпического содержания (особенно толкование 10 заповедей), историко-политические и аллегорически-экзегетические. Большую часть он написал, по-видимому, в позднейшее время своей жизни. Везде он держится веры в Единого, личного, живого Бога; но он различает Бога невидимого и Бога откровенного, действующего в мире и в человечестве. Внутреннее созерцание служит для него истинным источником познания Бога. Углубляясь в размышление, он дошел мало-помалу до сознания мира души, блаженно в Боге живущей и проникающей в глубины Божеского существа. Таким образом, он уже приблизился к христианству, но остался еще отделенным от него целою пропастью; поэтому и известия о его сношениях с Петром и т. п. должны быть отвергнуты. В делах своего народа он принимал, по-видимому, неоднократно деятельное участие, особенно под конец (39 г. до Р. X.) в посольстве в Рим с 4 другими александрийскими евреями к императору Калигуле; последнему они должны были жаловаться на притеснения, которые им пришлось претерпеть за отказ свой выставить в синагоге статую обоготворенного императора, но с презрением были отвергнуты. Оправдательное его послание, прочитанное по смерти императора в сенате, свидетельствует о его практическом смысле и большой учености. Изд. Th. Mangey (1742), A. F. Pfeiffer (1820) и С. E. Richter (1828 слл.). 9) грамматик из Библа в Финикии во времена Нерона и Веспасиана, написал историю царствования последнего, кроме того, эпиграммы и перевел, как полагают, также финикийскую историю Санхуниафона.

ФИЛОН, (I)

ФИЛОН, (I) - Philo,

Φίλων, 1) афинянин, который во время правления 30 тиранов должен было оставить Афины и потом поселился в Ороне в качестве метэка, откуда производил грабежи в Аттике. Когда он позднее должен был сделаться членом совета в Афинах, Лисий написал против него речь (31-ю) κατὰ Φ. δοκιμασίας; 2) амфиполитанец, изгнанный из Амфиполя Филиппом Македонским, после того как последний завоевал город, 358 г. до Р. X.; 3) сын Филодема, шурин оратора Эсхина, участник посольства, отправленного к Филиппу Македонскому в 347 г. до Р. X. Aeschin. de f. leg. 150; 4) литейщик, приготовивший для Александра Великого статую Гефестиона; 5) архитектор, живший около 300 г. и основавший в Пирее арсенал, вмещавший 1000 кораблей. Cic. de or. 1, 14, 62. Он был не только искусным архитектором-практиком, но, по словам Витрувия (7, praef. 12), также и писателем в области своего искусства; ср. Val. Мах. 8, 12, 2; 6) Ф. из Византии, ученик Ктесибия, живший в середине 3 в. до Р. X., автор сочинения о механике, из которого, впрочем, сохранилось только 4 книги (о постройке орудий, по-гречески и по-немецки изд. Köchly und Rüstow, 1853) и отрывки 7 и 8 книг (об осадной войне); 7) Ф. из Лариссы в Фессалии, философ-академик, ученик и последователь Клитомаха, бежал во время митридатской войны в Рим, в 88 г. до Р. X., где встретил радушный прием, благодаря своему утонченному образованию и благородству характера; особенно к нему привязался Цицерон. Cic. Brut. 89. tusc. 2, 3. acad. 1, 4. Заслуга его заключается в том, что он точнее разграничил отдельные отрасли философии и дал методические определения; он старался также доказать в отдельных пунктах сходство древней и новой академии. Часто его называют также основателем так называемого четвертого отделения академии. Ср.: К. F. Hermann, de Philone Larissaeo, 1851; 8) ученый еврейский писатель из Александрии, родился ок. 20 г. до Р. X., получил образование в своем родном городе, причем изучал также сочинения различных философских школ, но преимущественно взял себе за образец Платона, а в этике особенно одобрял учение стоиков. В религиозном отношении он держался воззрений своего народа; направление ессеев и ферапевтов произвело на него, по-видимому, сильное впечатление, но не заставило его примкнуть к ним. Со времени Птолемеев употребление аллегорий проникло и в представления евреев; таким путем старались объяснить, между прочим, и Моисеевы книги. Легко понять, что таким образом и в представления Ф. проник некоторого рода мистически-аллегорический дух, который везде старался отыскать основы главнейших философских школ греков и отличался некоторой теплотой и воодушевлением, причем, однако, часто недоставало ясности в понятиях и верности в суждениях. С точки зрения языка форма была во многих отношениях блестяща, но представляла какую-то странную смесь из поэтического и прозаического слога; поэтому она иногда очень пестра и построение периодов нередко небрежно. Сохранившиеся его сочинения распадаются на 4 разряда: относящиеся к разным частям библейской истории, сочинения эпического содержания (особенно толкование 10 заповедей), историко-политические и аллегорически-экзегетические. Большую часть он написал, по-видимому, в позднейшее время своей жизни. Везде он держится веры в Единого, личного, живого Бога; но он различает Бога невидимого и Бога откровенного, действующего в мире и в человечестве. Внутреннее созерцание служит для него истинным источником познания Бога. Углубляясь в размышление, он дошел мало-помалу до сознания мира души, блаженно в Боге живущей и проникающей в глубины Божеского существа. Таким образом, он уже приблизился к христианству, но остался еще отделенным от него целою пропастью; поэтому и известия о его сношениях с Петром и т. п. должны быть отвергнуты. В делах своего народа он принимал, по-видимому, неоднократно деятельное участие, особенно под конец (39 г. до Р. X.) в посольстве в Рим с 4 другими александрийскими евреями к императору Калигуле; последнему они должны были жаловаться на притеснения, которые им пришлось претерпеть за отказ свой выставить в синагоге статую обоготворенного императора, но с презрением были отвергнуты. Оправдательное его послание, прочитанное по смерти императора в сенате, свидетельствует о его практическом смысле и большой учености. Изд. Th. Mangey (1742), A. F. Pfeiffer (1820) и С. E. Richter (1828 слл.). 9) грамматик из Библа в Финикии во времена Нерона и Веспасиана, написал историю царствования последнего, кроме того, эпиграммы и перевел, как полагают, также финикийскую историю Санхуниафона.

ФИЛОН, (II)

ФИЛОН, (II) - Philon, см. Philo.

ФИЛОНИД

ФИЛОНИД - Philonĭdes, Φιλωνίδης,

1. незначительный писатель древней аттической комедии, под именем которого его младший современник Аристофан поставил на сцену свою комедию Δαιδαλει̃ς, т. к. сам не достиг еще возраста, узаконенного для права ставить драмы;

2. пифагореец из Тарента;

3. ученик Зенона, стоик;

4. врач и натуралист, написавший περὶ μύρων καὶ στεφάνων.

Предыдущая страница Следующая страница