Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "П" (часть 10, "ПЛО"-"ПОЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 10, "ПЛО"-"ПОЛ")

ПЛОТИИ, ПЛОЦИИ

ПЛОТИИ, ПЛОЦИИ - Plotĭi (по другим Plautii),

1) Plotius, победил в Марсийской войне, будучи легатом Катона, умбров. Oros. 5, 8; 2) L. Plot. Gallus устроил во время юности Цицерона первую латинскую риторическую школу в Риме. Cic. Arch. 9. Quint. 2, 4; 3) A. Plot., был в 54 г. до Р. X. эдилом и впоследствии городским претором. Cic. ad Att. 5, 15, 1; 4) Plot. Tucca, поэт и друг Горация и Вергилия, которому вместе с Л. Варием, как наследникам Вергилия, было поручено исправить по его смерти "Энеиду". Следов их редакционной деятельности мы не можем найти; 5) Plot. Griphus, попал, благодаря Веспасиану, в сенат, содействовал впоследствии падению Антония Прима и был в 71 г. претором. Tac. hist. 3, 52. 4, 39; 6) Marius Plot. Sacerdos, латинский грамматик во время Диоклетиана, от которого мы имеем не особенно ценную ars grammatica в 3 книгах, из которых 3-я трактует о метрике (изд. H. Keil, gramm. Lat, т. VI стр. 415 слл.).

ПЛОТИН

ПЛОТИН - Plotīnus, Πλωτι̃νος, родился в Ликополе в Египте, в 205 г. от Р. X., был 30-40 лет от роду учеником Аммония Сакки в Александрии, совершил затем путешествия по Персии и Индии и жил под конец в течение 26 лет в Риме. Здесь он преподавал свое новоплатоновское учение, мистически-аллегорическую смесь из греческих систем в соединении с восточными, египетскими и еврейско-христианскими воззрениями. Его воодушевление и строго нравственная жизнь доставили ему многих приверженцев. П. был вполне созерцательная натура: он искал цель в соединении с божеством, во внутреннем, духовном созерцании, которому, конечно, должна была соответствовать строгая жизнь, чтобы освободить душу из того состояния, в которое она погрязла. Он одевался как старый пифагореец и хотел возобновить один разоренный город Кампании, чтобы основать там государство на платоновских началах. Император Галлиен дал свое разрешение, но министры отсоветовали ему, и план совершенно не удался. Он умер в поместье одного из своих друзей в Кампании в 270 г. от Р. X. Его ученик и биограф Порфирий разделил его глубокомысленные и трудные для понимания сочинения на 6 эннеад, привел их в порядок и исправил; в них было 54 разных отдела, напр., περὶ α̉ρετω̃ν, περὶ διαλεκτικη̃ς, περὶ του̃ καλου̃, τίνα καὶ πόθεν τὰ κακά; περὶ του̃ κόσμου, περὶ ει̉μαρμένης, π. προνοίας, π. 'έρωτος, π. ψυχη̃ς, πρòς τοὺς Γνωστικούς и т. д. Изд. Creuzer (1825), Creuzer und Moser (1855, с переводом Марсилия Фицина), Kirchhoff (1856) и Müller (2 т., 1878 слл.). Перевод на немецкий язык его же (2 т., 1878 слл.). ср.: Kirchner, Philosophie des Plotin (1854).

ПЛОТИНА

ПЛОТИНА - Plotīna, супруга Траяна, очень прославляемая римскими писателями императрица (Plin. Paneg. 38), много помогала императору и поддерживала его в добрых начинаниях. Она осталась верна принятому ею при вступлении на престол благородному намерению. Dio Сass. 68, 5. Ей был обязан Адриан тем, что его усыновил Траян, за что он в благодарном воспоминании, после смерти в 125 г. от Р. X., чтил ее память и построил в честь ее храм. Dio Cass. 69, 10.

ПЛОЦИИ

ПЛОЦИИ - см. Плотии.

ПЛУТАРХ

ПЛУТАРХ - Plutarchus, Πλούταρχος,

1. тиран в Эретрии на Эвбее во время Фокиона и Демосфена, просил у афинян помощи против Клейтарха. Фокион повел войско в Эвбею, восстановил его власть, но изгнал его вскоре после того, т. к. он отделился от афинян. Plut. Phoc. 12. 13. Dem. de расе 5;

2. греческий писатель, родился в середине 1 в. от Р. X. в Херонее в Беотии. Несомненно, что некоторое время он учился в Афинах; сам он называет своим учителем Аммония, биографию которого он сочинил. Более отдаленные путешествия и продолжительное пребывание в Италии и Риме принадлежат тоже его юношескому возрасту. В Риме он был в дружеских отношениях с К. Соссием Сенеционом, который при Траяне был несколько раз консулом; ему он посвятил биографию и другие сочинения. Он был также приглашен ко двору, где ему поручено было обучение Адриана, сделавшегося впоследствии императором. По Свиду, П. получил от Траяна консульское достоинство; этот же император отдал приказание всем властям Иллирии сообразоваться с его взглядами и поступать по его усмотрению. Адриан сделал его прокуратором Греции. В своем родном городе П. занимал должность архонта и главного жреца Аполлона Пифийского. Он умер, вероятно, в первые годы царствования Адриана, ок. 120 г. Его сочинения (перечисление коих, α̉ναγραφὴ τω̃ν Πλ. βιβλίων, дошло до нас и приписывается его сыну Ламприю):

a) биографии (βίοι παράλληλοι), написанные в царствование Траяна и собранные в Херонее; это жизнеописания знаменитых людей Греции и Рима, из коих обыкновенно двое, один грек и один римлянин, соединены вместе, причем к самому жизнеописанию присоединено их сравнение. До нас дошли еще следующие биографии: Фесей и Ромул, Ликург и Нума Помпилий, Солон и Валерий Публикола, Фемистокл и Камилл, Перикл и Фабий Максим, Алкивиад и Кориолан, Тимолеонт и Павел Эмилий, Пелопид и Марцелл, Аристид и Катон Старший, Филопэмен и Фламинин, Пирр и Марий, Лисандр и Сулла, Кимон и Лукулл, Никий и Красе, Евмен и Серторий, Агесилай и Помпей, Александр и Цезарь, Фокион и Катон Младший, Агид и Клеомен и оба Гракха, Демосфен и Цицерон, Деметрий Полиоркет и Антоний, Дион и Брут; к ним присоединяются еще отдельные особенно обработанные биографии Артаксеркса Мнемона, Арата, Гальбы и Отона. У некоторых параллельных биографий недостает конца, собственного сравнения, σύγκρισις; другие биографии, как, напр., Аммония, потеряны. В своих жизнеописаниях П. не собирался дать собственно историю, но изображение характера и внутреннего человека, имеющее, правда, большей частью панегирическую окраску, но тем более привлекательное для юношей, которые изучением этих биографий всегда одушевлялись стремлением ко всему возвышенному. Благодетельно действует также нравственная серьезность автора, его человеколюбивая мягкость, его глубокая душа и воодушевление к древнему миру, понимаемому им с благороднейшей стороны. О правде и верности он везде заботился, как это доказано многочисленными за последнее время исследованиями об его источниках (von Heeren, K. F. Hermann, Haug, Klapp, Thilo, Peter, Müllemeister, Wichmann, Bachof, Queck, Wetzel, Frick, Häbler и др.). Язык еще чисто аттический, но строй речи несколько тяжел вследствие слишком длинных предложений и образов. Изд. биографий Korais (1809 слл.), Schäfer (1825 слл.), Sintenis (1839 слл., лучшее критическое издание; текст 1852 слл. и 1858 слл.), Döhner (с латинским переводом, 1847), I. Bekker (1855 слл.). Изд. отдельных биографий: Jördens, Leopold, Bredow, Schneider, Fabrici (K. Reisig), Bähr, Baumgarten-Crusius, Vögelin, Held, Sintenis, Schömann, Kraner, Crottschick, Siefert, Blass, Büchsenschütz, Hercher. Немецкие переводы: Kaltwasser (1799 слл.) и Eyth (1854 слл.).

b) Moralia, Ήθικά или σιγγράματα μικτά, собрание приблизительно 70 отдельных статей самого разнообразного содержания, которое неправильно называется общим именем Moralia; многое в нем не принадлежит П. и подложно. В этом большом количестве статей есть целый ряд исторически-антикварных и литературно-исторических; другие трактуют о жизни и политике и имеют популярное и практическое направление; другие касаются религиозных вопросов и богослужения, иные философии и ее истории. Во всех этих статьях, названия которых не могут быть здесь подробно перечислены, автор является практическим и популяризующим, но и тут он слишком распространяется, часто и без надобности прибегает к образам и ученым цитатам, иногда впадает даже в тривиальность. Периоды и здесь тяжелы. Главное изд. Моралий: D. Wyttenbach (1795-1800, повторено Schaeter 1796 слл.), начало нового изд. Hercher'a (т. I, 1872). Переводы на немецкий язык Kaltwasser и Bähr. Изд. отдельных сочинений de Iside et Osiride - G. Parthey (1850); de liberis educandis -Heusinger (1749) и Schneider (1775); de sera numinis vindicta - Wyttenbach (1772); consolatio ad Apollonium - Usteri (1830); de flaviis - R. Hercher (1851); de musica - R. Volkmann (1857). Полное изд. его сочинений: H. Stephanus (1572), Reiske (1774-1782), Hutten (1791-1805), Dübner und Döhner (1841-1855). Монография: Volkmann, Pl. Leben, Schriften und Philosophie (1869).

ПЛУТЕЙ

ПЛУТЕЙ - Pluteŭs, см. Πολιορκία, Осада, 10.

ПЛУТОН

ПЛУТОН - Pluto, см. α̃́Αιδης, Аид.

ПЛУТОС

ПЛУТОС - Plutus, Πλου̃τος (также Πλούτων, Arist. Plut. 727), олицетворение богатства. Деметра родила его от Иасиона на трижды возделанном пару на острове Крите. Hesiod. theog. 969, ср. Ноm. Od. 5, 125. Т. к. дары богатства разделены без различия заслуг, то существовала легенда, что П. был ослеплен Зевсом. Arist. Plut. 90. В Фивах стояла статуя Судьбы (Τύχη) с Πλου̃τος как ребенком на руках, точно так же в Афинах - Ει̉ρήνη, в Феспиях его статуя стояла рядом со статуей Афины Эрганы. Его изображали, как кажется, обыкновенно мальчиком с рогом изобилия.

ПЛЮЩ

ПЛЮЩ - Σέλινον, см. Funus, Похороны, I, и Isthmia, Истмии.

ПНИКС

ПНИКС - Πνύς, см. Attica, Аттика, 12.

ПО

ПО - см. Падус.

ПОВАР

ПОВАР - Coquus.

В Древнем Риме готовили кушанье хозяйки дома или невольницы. Впоследствии стали нанимать повара на рынке (macellum) при торжественных случаях. С возрастающей роскошью появились постоянные П. Coquus, говорит Ливий (39, 6), vilissimum antiquis mancipium et aestimatione et usu in pretio esse et quod ministerium fuerat, ars haberi coepta. Ему подчинены были servi fornacarii для печи и focarii для очага, opsonatores для покупки съестных припасов, pistores для различных печений и culinarii, как помощники. Главный П. назывался archimagirus (Juv. 9, 109).

ПОВОЗКИ

ПОВОЗКИ - Vehicula.

Гомеровская боевая колесница ('άρμα, с двумя лошадьми - biga, с четырьмя - quadriga) сохранилась в своей первоначальной форме только на состязаниях, как в Греции, так и в Риме (в ludi Circenses, триумфах и торжественных процессиях). Она покоилась на двух маленьких колесах, чтобы не опрокидываться при самых крутых поворотах. Спереди она была снабжена балюстрадой с прочно прикрепленными перилами ('άντυξ), к которой привязывались пристяжные лошади (σειραι̃οι), в противоположность к коренным (ζύγιοι), которые шли под ярмом; сзади колесница была открыта, чтобы παραστάτης, стоявший на ней рядом с η̉νίοχος, мог свободно вспрыгивать и спрыгивать во время езды. Напротив, в кабриолетах, которые были в употреблении в обыкновенной жизни, двухместный δίφρος был спереди открыт. Άπήνη или 'άμαξα - так называется, например, колесница, на которой везли невесту - была, кажется, четырехколесная. Вообще же считали изнеженностью и роскошью ездить без уважительной причины; предпочитали ходить пешком или ездить верхом. Поэтому о различных родах ζευγω̃ν или ο̉χημάτων нет и речи. Между разнородными экипажами, употреблявшимися у римлян, следует различать ломовые возы - plaustra - от пассажирских экипажей. Двухколесными были: cisium, легкий, некрытый кабриолет; essedum, собственно, кельтская колесница, употреблявшаяся римлянами как экипаж для езды; carpentum, крытая карета; covinus, кельтская колесница в форме серпа, которой римляне пользовались в путешествиях, крытая с трех сторон. На четырех колесах были: pilentum, которыми пользовались женщины; reda или rheda, настоящие дрожки; carruca, удобная парадная карета; petorritum, кельтского происхождения; аrсеrа (может быть, от arca), крытый со всех сторон экипаж, особенно удобный для транспорта больных. Под словом basterna следует понимать носилки, которые несли два мула. Общее слово - currus - употреблялось специально как для обозначения боевой колесницы, так и для триумфальной колесницы. Для припряжки лошадей служило ярмо; только крайние лошади, если их было всего 3 или 4, были припряжены с помощью funes и поэтому назывались funales. Весьма искусны были украшения колесниц, особенно их кузова (capsus, ploxenum), на которых блистали прекрасные металлические пластинки.

ПОГОН

ПОГОН - Pogon, Πώγων, см. Argos, Аргос, 7.

ПОГРЕБЕНИЕ

ПОГРЕБЕНИЕ - Sepulcrum, Sepultūra.

Устраивать достойные и пышные П. любимым родственникам после их смерти и всегда чтить даже место их погребения было священной, непременной обязанностью греков и римлян. Тот, кто пренебрегал этой обязанностью, навлекал на себя гнев богов (Ноm. Od. 11, 72. Horat. Od. 1, 19, 30); уверенность, что эта обязанность будет исполнена, услаждала умирающему смерть. В героический период греков погребение и погребальные почести совершались приблизительно следующим образом. Ближайшие родственники и друзья закрывали глаза и уста усопшему, затем тело омывали, умащали его мазями, обворачивали льняными полотенцами и ковром и поднимали плач по умершему, причем их скорбь нередко выражалась весьма сильно. Мертвое тело оставалось несколько дней выставленным, с ногами, обращенными к дверям; затем друзья выносили его, чтобы положить на костер, и сжигали вместе со всем тем, что любил покойник и чем он дорожил: с оружием, одеждами и животными. После того как костер был окроплен вином, собирали останки в урну или ящичек, забрасывали его землей и воздвигали на этом месте курган. Урна с прахом Гектора была опущена в могилу, прикрыта тяжелым камнем, и над всем этим был насыпан высокий курган. На кургане часто воздвигалась колонна (στήλη). Погребение заканчивалось пиршеством. При погребении царей и князей к этому добавлялись еще погребальные игры. Среди греков было распространено всеобщее мнение, что душа покойника, не преданного земле, осуждена на блуждание по берегам Стикса и не может достигнуть Елисейских полей. Они считали поэтому своей священной обязанностью предавать земле тело всякого умершего и в крайнем случае считали эту обязанность исполненной, если насыпали на труп хоть горсть земли или песка. Только тяжкие преступники, изменники и враги отечества оставлялись без погребения на пожирание диким зверям и хищным птицам. В Афинах в более поздние времена мертвецов хоронили и могилы засевались хлебом. Cic. legg. 2, 25, 63. Затем устраивались поминки по усопшему и беседовали о его добродетелях. Впоследствии П. сделались роскошнее и дороже. Установленные при этом обычае собраны под словом Funus (см. Похороны). Самая древняя форма могил - обыкновенные земляные насыпи и холмы. Так были погребены воины, павшие при Марафоне. Первый повод к устройству подземных могил в скалах подали не только естественные пещеры, но и искусственные каменоломни (славятся сиракузские катакомбы). Отдельные гробницы, высеченные в скалах, часто с искусно украшенным деревянным или каменным фасадом, встречаются часто на греческих островах. Около Кирены были пещеры, высеченные в скалах, на ровной возвышенной площади; они все были украшены портиками. В таких гробницах находятся часто алтари обыкновенной круглой формы или украшенные рельефными изображениями, чтобы приносить жертвы в честь умерших; также стелы, плоские и узкие плиты, поставленные стоймя, с именем умершего, или в виде часовенки с выпуклыми изображениями умерших; наконец, отдельно из камня сделанные гробы и саркофаги. Из отдельных стоящих надгробных памятников, не считая простых стел или каменных памятников, самыми простыми были каменные четырехугольные или круглые постройки, которые содержали в себе гробницу. Но строились также весьма дорогие и роскошной формы гробницы героев: на подводке устраивался Περίπτερος (комната, окруженная колоннами), фриз и фронтон которого украшались рельефными изображениями. Самой замечательной постройкой этого рода был, без сомнения, галикарнасский мавзолей (см. Галикарнас), при постройке которого, вероятно, главное участие принимал Скоп (Σκόπας). Могилы, которые содержали в себе или гробы (у более бедных), или останки после сожжения трупа, собранные или в глиняную, или медную урну (у более богатых), находились в Афинах вне городской черты, при дорогах, могилы более знатных были на Керамике (Κεραμεικός) или у Академии (см. Attica, Аттика, 14) или в полях и садах. За ними усердно наблюдали и ухаживали. Обыкновенно на памятнике стояло имя усопшего, часто также важнейшие события его жизни, прощание, завещания оставшимся родным, большей частью в стихотворной форме. На могилу клали светильник, зеркало, предметы украшения, флаконы с мазью и сосуды со съестными припасами. После погребения следовал пир; родственники покойного теперь снова принимали пищу. На третий день после погребения приносили заупокойные жертвы (τρίτα), спустя еще шесть дней устраивался главный жертвенный пир ('ένατα). Траур в Афинах кончался на 30-й день. Траурные одежды были черные; женщины стригли себе также волосы. Гражданам, павшим в битве, доставалось торжественное погребение. После его окончания произносилась надгробная речь (λόγος ε̉πιτάφιος). Если останки таких граждан или других прославленных или заслуженных мужей покоились даже на чужбине, то на них все-таки смотрели как на свои и оплакивали всем народом. В Спарте мертвых хоронили там, где они жили, без всякой пышности. Только павшие в сражении за отчизну получали каменный памятник, на котором писали их имена. Громкие вопли не были в употреблении. Траур носили только 11 дней. О празднествах при погребении римлян см. Funus, Похороны, II, и Luctus, Траур. ср. также Marquardt, Privatleben der Römer, I, стр. 330 слл. Места погребения у них считались священными и неприкосновенными. Первоначально тела зарывали в землю, позднее уже было введено сжигание. Местами погребения были или собственно могилы, или надгробные памятники. Последние были нередко великолепные, бросающиеся в глаза монументы конической формы или в виде башен, снабженные надписями и скульптурными работами; часто бывали почетные памятники без тела, κενοτάφια, κενήρια, cenotaphia, если не могли найти останки усопшего, или если отечество хотело почтить своего славного сына, умершего на чужбине. Самый малый вид памятников представляли собой столбы и колонны (cippi, columellae). Надписи обозначали чин, положение, род, также изображения из жизни и дел умершего; иногда можно было видеть целые сцены охоты, сражения, процессии. Самыми величественными надгробными памятниками были, естественно, мавзолеи, напр., мавзолей Августа на Марсовом поле, Адриана (см. Roma, Рим, 22) и др. Фамильные склепы, служившие для погребения целых семейств, были украшены рельефными изображениями и живописью. Целые корпорации и несколько семейств устраивали общие усыпальницы (communia sepulcra). В древнейшие времена мертвых хоронили внутри Рима, однако вскоре это было запрещено законом. Cic. legg. 2, 23, 58. Обыкновенно могилы находились при больших дорогах, особенно при Аппиевой дороге (via Appia); также в сельских поместьях или в специально для этого отведенном месте. Общие места погребения были отведены собственно только для бедных. Могилы часто украшались статуями, алтарями, садиками, каменными сиденьями; тут же устраивалось помещение для рабов и вольноотпущенников, для того чтобы они сторожили могилы, содержали их в чистоте и зажигали светильники в склепах. Sepulcra или, лучше сказать, их внутреннее пространство носило также название ossuaria, cineraria и columbaria - от небольших ниш для урн, похожих на гнезда голубятни.

ПОДАЛИРИЙ

ПОДАЛИРИЙ - Podalirĭus, Ποδαλείριος, см. Mahaon, Махаон.

ПОДАРГА

ПОДАРГА - Podarge, Ποδάργη, см. Harpyiae, Гарпии.

ПОДАРК

ПОДАРК - Podarces, Ποδάρηκ,

1. см. Priamus, Приам, и Hercules, Геркулес, 11;

2. см. Protesilaus, Протесилай.

ПОДАТЬ ГОСУДАРСТВУ

ПОДАТЬ ГОСУДАРСТВУ - см. Трибутум.

ПОДЗЕМНЫЙ МИР

ПОДЗЕМНЫЙ МИР - Infĕri, Представление о подземном мире, царстве смерти и жилище Аида (Άΐδης, Άϊδωνεύς, 'Άϊς), называющемся в послегомеровский период тем же именем, как и само божество, а именно 'Άιδης, Аид, у Гомера еще неопределенно и просто. Это темное место внутри земли (Il. 20, 61), имеющее вход и преддверие на крайнем западе, по ту сторону Океана, куда уже не проникают лучи солнца. В это преддверие пришел Одиссей (Ноm. Od. 10, 508 слл.), чтобы вызвать из мрака подземного мира Тиресия и других умерших. Он высадился на западном краю Океана, в стране погруженных в туман и облака киммерийцев, народа тьмы, на суровом берегу, где находятся рощи Перceфоны, состоящие из неплодородных тополей и ив. Ноm. Od. 10, 508. 11, 14. Асфодельский луг начинается в этом преддверии подземного мира, но простирается под землею через все пространство ада. Ноm. Od. 11, 539. 573. 24, 13. В Эреб, т. е. в более густой мрак, собственное местопребывание Аида, не проник Одиссей. Ноm. Od. 11, 564; ср. 627 слл. В последующие столетия помещение ада было определено подробнее и наполнено разнообразными существами. В подземное царство с поверхности земли спускались страшные расселины, напр., пещера при Тенаре, в Гермионе, на Колоне близ Афин, у Кум в Италии. Сам ад обтекали большие мутные реки. У Гомера еще нет окружающих ад рек. Он называет в некоторых местах Стигс, как реку подземного мира (Il. 8, 369. Ноm. Od. 5, 185); она является у него представительницей подземного мира, и потому боги клянутся ее именем, выражая этим, что они готовы потерпеть смерть и уничтожение, если нарушат клятву. В подобном виде Стигс является и у Гесиода; как лицо - это самая выдающаяся дочь Океана и Тефеи; от нее родились Ζη̃λος, Νίκη, Κράτος и Βίη; Зевс высоко почитает ее и назначает, чтобы самой священной клятвой для богов была клятва ее именем. Она живет при входе в ад, в высокой горной пещере, подпираемой серебряными столбами; река ее - рукав Океана и течет из десятого его источника (Hesiod. theog. 361. 383 слл., 775 слл.). Здесь, как и у Гомера, нет речи о том, что ад обтекается реками. Других рек подземного мира не встречается у Гесиода, а у Гомера, кажется, Стигс также первоначально единственная подземная река. Только Ноm. Od. 10, 513 упоминается об Ахеронте, в который в западной части входа в преисподнюю впадает Пирифлегитонт, и о Коките, который вытекает из Стигса. Но это место, вероятно, позднейшая вставка. По более позднему представлению, эти реки обтекают ад и окружают его со всех сторон. Об Ахеронте см. Acheron, Ахеронт. У Вергилия (А. 6. 296) говорится, что он впадает в Кокит, медленно текущую, болотистую реку, и вместе с ним образует Стигское озеро (6, 323). Когда стали представлять ад окруженным реками, оказалась необходимость в перевозчике, который перевозил бы умершиx через реки и через Стигское и Ахеронское озера. Таковым является в период после Гомера Харон (Χάρων от χαίρω, муж радости, евфимизм, вместо муж печали). Пирифлегитонт или Флегетонт, который обыкновенно соединяется с остальными реками, представляется ужасным огненным потоком и по причине этого свойства у Вергилия (А. 6, 548 слл.), отдельно от других обтекает Тартар, место мук, составляющее у Вергилия особенную часть преисподней. К числу рек во времена после Гомера присоединилась еще Лефа, река забвения, из которой души пьют забвение своей земной жизни. У ворот подземного мира сторожем находился Кербер, многоглавый пес, произведенный Тифаоном и Ехидною (Hesiod. theog. 311), медноголосый, ужасно дикий, по позднейшему представлению, треглавый, с хвостом и гривой, состоящими из змей. Verg. Aen. 6, 417. Ov. met. 4. 450. Входящих он пропускал спокойно, но не выпускал никого обратно. Гомер упоминает «Аидова пса», которого Геракл принес на землю, в двух местах (Il. 8, 367. Ноm. Od. 11, 623), не называя его, однако, по имени и не обозначая его как сторожа при входе в ад, чего, впрочем, нет и у Гесиода. У Гомера (Ноm. Od. 11, 568) творящий суд царь Миной, охотящийся Орион (572) и грозящий своим луком Геракл (601) упоминаются в том виде, что они, будучи тенями, продолжают исполнять то, чем занимались во время жизни на свете. Впрочем, все это место «Одиссеи» (11, 565 - 627) - позднейшая вставка. Мысль о том, что будто бы жизнь в подземном мире нечто иное, как отражение и бессодержательное продолжение земной жизни, еще чужда Гомеру. Позднее Миноя сделали судьею в преисподней над умершими, а кроме того, такими же судьями считали Радамантия, Эака и Триптолема. По словам Платона, Радамантий судит азиатов, Эак европейцев, а Миною Зевс поручил решение сомнительных случаев. Эак считается обыкновенно также ключником ада и изображается с ключом и скипетром. Это представление о судьях в преисподней могло образоваться лишь тогда, когда стали верить в награду и наказание на том свете за действия, совершенные во время земной жизни. В Гомеровские времена этого верования еще не было, и места о наказаниях, которым подвергаются Титий, Тантал и Сизиф (Ноm. Od. 11, 576), признаны позднейшими вставками. Притом эти наказания не наложены на них в силу учиненного над ними суда в подземном мире, но являются как бы последствиями проклятия, которому они были преданы богами еще во время земной жизни. В последнее время к этим представителям грешников, караемых богами после смерти, прибавили еще Иксиона, Данаид, Салмонея. Пирифоя, Флегия и др. Когда это разделение умерших на награждаемых и караемых установилось, тогда и назначили для каждого из этих двух разрядов особые места в подземном мире и определили Тартар как место муки (Plat. r. р. 10 р. 616 A. Verg. Aen. 6, 534 слл.), а Елисий как место блаженства (Verg. Aen. 6, 637 слл.); относительно же тех, которые вели жизнь среднюю между добром и злом, полагали, что они скитаются по Асфодельскому лугу в виде бестелесных теней. Тартар (как лицо, он считается сыном Эфира и Земли, произведший с Землею Гигантов и Тифоея. Hesiod. theog. 821) у Гомера обозначает место заключения Титанов, совершенно различное от ада. Между тем как ад находится в земле, Тартар помещается на самом глубоком конце земли и моря, на таком расстоянии под земною поверхностью, на каком небо находится над нею. Ноm. Il. 8, 13 слл.; ср. Hesiod. theog. 720 слл. Однако в другом месте (Hesiod. scut. 255) Тартар сопоставляется с адом. Впоследствии слово Тартар употреблялось для обозначения подземного мира вообще. Об Елисии см. Elysium, Елизий. Представления о состоянии людей после смерти в гомеровских песнях различны, смотря по времени происхождения отдельных частей эпоса. По древнейшему представлению, свойственному Гомеру, умершие являются тенями, имеющими лишь наружный вид прежнего тела, но без плотности, без силы, без плоти и костей, без голоса и без сознания, которое они могут получить на короткое время, лишь выпивая кровь, т. е. принимая в себя телесное существо; для существования личности тело является главным делом; душа, ψυχή, оживляющая тело, хотя и удерживается и сохраняется от полного уничтожения, но при смерти лишается своего настоящего бытия; духовная сила человека, φρένες, погибает. Дальнейшее развитие, каковое представляет, напр., гомеровское место о Миное, состоит в том, что у некоторых личностей сохраняется и после смерти характерный образ или любимое их занятие при жизни. Третья степень развития обозначается представлением (Ноm. Od. 24), по которому умершие, и не напиваясь крови, обладают сознанием и словом, значит, сохраняют свою личность. На этом далее основывается и то верование, что умершие различным образом могут влиять на земную жизнь. При всех этих укоренившихся и в сознании народа верованиях, даже после того, когда таинственные учения (см. Eleusinia, Элевсинский культ) и философия распространили более отрадные надежды на загробную жизнь, все-таки осталось в силе свойственно грекам чувство, что жизнь в свете составляет единственный предмет желания и что радость находится по эту сторону могилы. «Быть поденщиком на земле лучше, чем властвовать надо всеми тенями», - говорил Ахиллей в преисподней (Ноm. Od. 11, 489). Человек ухватывается за земную жизнь, и, даже после смерти желая, хотя бы и только мысленно, жить на земле в памяти людей, он хочет, чтобы его оплакивали, хоронили и поминали его (Ноm. Od. 11, 71 слл.). Римляне восприняли греческие представления о подземном мире, но и национальные их воззрения не совсем потеряли свои силы. Подземный мир (inferi) и божество, управляющее им, называлось Orcus; встречается и название mundus, в особенности в выражении: mundus patet. см. Religiosi dies; далее: Manes, Маны, Lares, Лары, Larvae, Ларвы.

ПОДИУМ

ПОДИУМ - Podĭum, см. Theatrum, Театр, 15.

ПОДЛОГ

ПОДЛОГ - Falsum, (юр.) П. и обман, по древнейшему римскому праву, не подлежал уголовному наказанию, а только некоторые его виды, напр., лжесвидетельство, по XII таблицам. Gell. 20, 1. Lex Cornelia de falsis за подделку духовного завещания и монет назначала опалу, aquae et ignis interdictio. Во времена императоров область подлежащего преследования обмана, falsum, была очень расширена постановлениями сената и императорскими законами; напр., в нее вошла подделка всякого документа, подкупность адвокатов и т. д.

ПОДОРОЖНЫЕ

ПОДОРОЖНЫЕ - Viatĭcum, продовольственные деньги или запасы,

1. которые давались в дорогу уезжающим друзьям. Cic. Cat. m. 18, 66. Liv. 44, 2;

2. П., отпускаемые отправлявшимся в провинцию наместникам;

3. сбережения солдат. Suet. Caes. 68.

ПОДУШКА

ПОДУШКА - Torus, или матрац, см. Lectus, Постель, II.

ПОЙКИЛЕ

ПОЙКИЛЕ - Poecĭle, Ποικίλη, см. Attica, Аттика, 12.

ПОЛ

ПОЛ - Pōlus, Πω̃λος,

1. из Агригента, софист и ученик Горгия, которого Платон порицает за слишком многочисленные украшения и изысканность речи (Phaedr. р. 267 В.), написал τέχνη, которое Платон, по-видимому, знал. От этого и от других приписываемых ему сочинений ничего не осталось;

2. пифагореец, написавший сочинение о справедливости, из которого сохранился большой отрывок (Stob. serm. 51);

3. трагический актер в Афинах во времена Демосфена. Plut. Demosth. 28.

ПОЛА

ПОЛА - Pola, Πόλα, очень древний город, лежащий у залива Адриатического моря того же названия, в самой южной части Истрии, близ Полатского мыса (н. Punta di Promontore). Его положение давало ему большое значение для торговли с Иллирией и т. д. В нынешней П. еще видны значительные развалины амфитеатра, триумфальной арки и многочисленных храмов. Strab. 4, 216. Mela. 2, 3, 13.

ПОЛЕМАРХ

ПОЛЕМАРХ - Πολέμαρχος, 1. см. Άρχή, ήΑρχων, Архэ, 4. 6;

2. в Спарте предводитель моры, см. Exercitus, Войско, 3;

3. в Этолийском союзе гражданские власти отдельных городов; подобным же образом и в беотийских городах.

ПОЛЕМОН

ПОЛЕМОН - Polĕmon, Πολέμων,

1. сын Андромена, с тремя братьями навлек на себя подозрение в соучастии в заговоре Филота против Александра и должен был бежать; но когда брат его Аминт оправдал себя и своих братьев, то П. возвратился. Впоследствии он принадлежал к партии Пердикки и в 320 г. был заключен в оковы с братом своим Атталом. Arr. 3. 27;

2. из двух других македонян того же имени один, сын Ферамена, был навархом Александра в Египте, другой, сын Мегакла, был начальником гарнизона в Пелусие. Arr. 3, 5;

3. Πολέμων ο̉ περιηγητής, родившийся в Троаде, принятый в число граждан в Афинах, жил во время Птолемея Епифана (ок. 200 г. до Р. X.); провел много времени в путешествиях, с целью наблюдать и описывать общественные здания и памятники, записывать и сообщать надписи, художественные произведения, местные предания и т. д. (περιηγει̃σθαι есть настоящее выражение для такого описания, как именно узнаем мы это из сочинения Павсания). Особенное усердие он обнаружил в копировании, собирании и объяснении надписей, почему получил название Στηλοσκόπας. Часть его сочинений, от которых остались только отрывки (103 г.), изданные Преллером (1838 г.), содержала описание Афинского акрополя, пропилей, памятников на Элевсинской дороге, Дельф, Олимпии и т. д.; в других сочинениях он старался исправить и дополнить взгляды знаменитых писателей; иные заключают ученые письма о предметах его специальности; иные рассуждали о разнородных предметах. Естественно, что им усердно пользовались позднейшие писатели, особенно Афеней;

4. два царя этого имени царствовали в Понтийском и Боспорском царствах. За оказанные Антонию услуги П. I Старший получил небольшое царство на Понте - Понт Полемонский (Πόντος Πολεμωνιακός), которое мало-помалу расширилось. Разбив, по поручению Агриппы, претендента на Понтийское царство, он сам получил его в 37 г. до Р. X., вскоре после того также Малую Армению и наконец в 14 г. до Р. X., Боспорское царство; через 15 лет после этого он пал в сражении. Ему наследовала супруга его Пифодорида, царствовавшая до 38 г. от Р. X., а ей сын ее П. II, человек слабый, который при Клавдии (41 г. от Р. X.) должен был отказаться сперва от Боспора, а вслед за тем и от Понта. Об одном из этих царей в греческой антологии сохранились 3 эпиграммы;

5. софист, родился ок. 97 г., умер ок. 153 г. от Р. X., как и те цари, из Лаодикеи, пользовался в Смирне, как ритор, при Траяне и следующих императорах большим почетом, который он упрочил неоднократным путешествием в Рим в качестве посла. Страдая ломотой в костях, он велел схоронить себя живым на 56 году жизни. Он был пламенный оратор; особенно ценились его импровизации. До нас дошли 2 надгробные речи (ε̉πιτάφιοι λόγοι), изд. H. Stephanus (1567) и Orelli (1819);

6. физиогномик, от которого осталось сочинение φυσιογνωμικω̃ν ε̉γεχιρίδιον (напечатанное во Franz, scriptt. physiogn. vett. 1780), жил, вероятно, гораздо позднее предыдущего;

7. философ из Афин, ученик Ксенократа, учитель Зенона. От разгульной жизни он вдруг обратился к серьезному занятию философией. Horat. Sat. 2, 3, 253 слл. Кроме этого, еще упоминается 8) младший философ того же имени;

9. грамматик и 10) живописец из Александрии. Plin. 35, 40, 43.

ПОЛЕМОНИЙ

ПОЛЕМОНИЙ - Polemonĭum, Πολεμώνιον, город в Понте, основанный царем Полемоном (см. Polеmon, Полемон), между Амисом и Фарнакией, на месте прежнего города Сиды; н. Pouleman Chai. От него вся средняя часть Понта получила название Πόντος Πολεμωνιακός (см. Polеmon, Полемон, 4 и Pontus, Понт, 2).

ПОЛЕТАРИИ

ПОЛЕТАРИИ - Poletarĭi, см. Centuria, Центурия.

ПОЛИАДА

ПОЛИАДА - Πωληταί

см. Πρόσοδοι, Доходы государства, Ι, 7. 13.

ПОЛИАНТ

ПОЛИАНТ - Polyanthes, Πολυάνθης, коринфянин, командовал в 413 г. до Р. X. коринфским флотом, с которым он одержал славную победу над афинянами при Эрине. Thuc. 7, 34. Впоследствии он был главой демократов в Коринфе. Хеn. Hell. 3, 5, 1.

ПОЛИАС

ПОЛИАС - Πολιάς, см. Pallas, (Παλλάς) и Attica, Аттика.

ПОЛИБ

ПОЛИБ - PolСћbus, Πόλυβος,

1. см. Oedipus, Эдип;

2. царь в Фивах, в Египте, супруг Алкандры, который гостеприимно принял и одарил Менелая во время его странствования по разрушении Трои. Ноm. Od. 4, 125 слл.;

3. итакиец, отец Евримаха, жениха Пенелопы, убитый Евмеем. Ноm. Od. 1, 339. 22, 284;

4. троянец, сын Антенора. Ноm. Il. 11, 59;

5. см. Adrastus, Адраст, 1.

ПОЛИБИАД

ПОЛИБИАД - Polybiădes, Πολυβιάδης, ходил со спартанским войском, в 380 г. до Р. X., против олинфян, разбил их несколько раз и принудил к заключению мира со Спартой. Хеn. Hell. 5, 3, 20.

ПОЛИБИЙ

ПОЛИБИЙ - Polybĭus, Πολύβιος,

1. из Мегалополя, сын стратега Ликорта, старинного друга Филопэмена, родился между 212-214 гг. до Р. X. О его юности нам мало известно. Но все его историческое сочинение показывает, что он получил практическое образование, чему много способствовало его время и политические обстоятельства, в которых он принимал непосредственное и деятельное участие. В школе Филопэмена и своего отца он получил подготовку, необходимую для государственного мужа и полководца, и только тогда приступил к сочинению истории, когда обогатился приобретенными в этих должностях сведениями и опытом. Ратуя за свободу и самостоятельность Ахейского союза, он в войне римлян с Персеем советовал держаться строгого нейтралитета, но совершенно верно предвидел опасность от продолжения бездействия после падения Персея; взгляд этот находил все больше и больше приверженцев. В это время П. достиг звания гиппарха - высшей должности после стратега. Когда после поражения Персея римская партия между ахеянами одержала верх, П. должен был возвратиться к частной жизни и, заподозренный римлянами, взят был в числе 1000 знатных ахейцев, которые в 166 г. отправлены были в Рим и в качестве заложников содержались там 17 лет. В Риме началась новая эпоха его жизни. Он изучил римское государственное устройство римлян. Благоустроенный сравнительно с духом партий в его отечестве государственный порядок, знакомство и дружба с лучшими римлянами того времени, его практический склад ума, более подходивший к римскому, нежели к греческому народному характеру, совершенно примирили его с Римом. В доме Эмилия Павла, сыновей которого он первоначально воспитывал, он находил наилучший прием и скоро сделался другом и советником Сципиона Эмилиана. По ходатайству последнего он в 150 г. вместе с прочими ахейцами был возвращен в свое отечество. Но уже в следующем году он сопутствовал Сципиону в Африку. Пока последний осаждал Карфаген, П. в одно морское путешествие исследовал северное и западное прибрежье Африки и возвратился из этой экспедиции еще до завоевания Карфагена, причем советами своими помогал Сципиону. Во время войны ахейцев c римлянами, кончившейся разрушением Коринфа и обращением Ахейи в римскую провинцию, он поспешил из Африки в Грецию и прибыл в Коринф как раз после его разрушения; здесь он стал усердно хлопотать о том, чтобы отвратить неминуемую гибель от своего отечества. И действительно, ему удалось сделать много доброго и прекрасного. Некоторые города он спас от разграбления, многих жителей от рабства и уговорил Муммия возвратить статуи Арата и Филопэмена, которые были уже увезены. Лучшим доказательство уважения и доверия к нему римлян служит данное ему тогда поручение объехать отдельные города, уладить споры и приучить греков к новому порядку вещей. Это трудное поручение он исполнил к обоюдному удовольствию, так что во многих городах его благодарили почестями и статуями. Подножие одной такой статуи, воздвигнутой ему элидцами в Олимпии, найдено в 1877 г. С этого времени П. главным образом занимался разработкой своего исторического сочинения, для чего он также очень часто предпринимал путешествия. По окончании этого труда он возвратился в Грецию, где скончался 82 лет от роду от падения с лошади в 122 г. до Р. X. Из истории П., состоявшей в 40 книгах, только 5 книг уцелели вполне, остальные же сохранились в очень отрывочном виде. Это была всеобщая история (ι̉στορία κοινή, καθολική), впрочем, в том смысле, что она ограничивалась пределами οι̉κουμένη, orbis terrarum римлян. Этот труд представляет, таким образом, историю возрастания римского могущества в продолжение 53 лет, 220-168 гг. до Р. X., начинаясь ол. 140, войной союзнической в Элладе, описывает Кэлесирийскую войну в Азии и Пуническую в Италии (1, 3) и оканчивается завоеванием Македонии (3, 1). Его задачу составляло объяснение вопроса, как, когда и почему все известные тогда части земли попали под римское владычество, начало которого он относит к 168 г. Все сочинение делится на 3 части:

a) книги 1-2, начало римского владычества, προκατασκευή;

b) книги 3-30, действительное основание его, 220-168 гг., κατασκευή;

c) книги 31-40, правила Рима в управлении, реакции против римского владычества и устранение его, 168-146 гг.

Программу первой части дает сам П. 1, 13; о двух других частях см. 3, 2. Метод в его истории - синхронистический рассказ; но т. к. он подробно излагает также причины и следствия каждого события, то он представляет вместе с тем первый образец прагматической истории. В этом отношении он сам называет свой труд πραγματική ι̉στορία или просто πραγματεία и тем первый внес новое выражение, потому что излагает πράξεις τω̃ν ε̉θνιω̃̀ν καὶ πόλεων καὶ δυναστω̃ν для государственного мужа и дипломата и открывает ему взгляд на развитие событий (α̉ρχή, αι̉τία и πρόφασις). Он пишет ближайшим образом для своих соотечественников, чтобы примирить их с их печальной судьбой, но и римляне могут видеть отсюда свое неодолимое могущество. Требуя от историка опытности в политике и наблюдения в качестве очевидца (αυ̉τοψία), он, однако, высоко ставит также исследование источников, соединенное с необходимой критикой. Что касается достоверности его истории, то здесь достаточно указать на то, что, хотя он показывает обширную опытность, здравое суждение и любовь к истине, все-таки написана она человеком, который сильно замешан был в интересы Римского государства и Сципионов и занимал особенное положение между римлянами и греками; поэтому его произведением нужно пользоваться очень осмотрительно. Языку П. недостает благозвучия и гармонии, приятности и легкости изложения. Не совсем неправильно называют его часто грубый и однообразный стиль солдатским. Изд.: Ed. princ. (1530), Casaubonus (1609), J. Gronov (1670, повторно J. A. Ernesti, 1763), Schweighäuser (1789), I. Bekker (1844), L. Dindorf (1866 слл.) и Hultsch (1867, слл.). Немецкий перевод Benicken (1820) и Haakh (1858 слл.). Монографии К. W. Nitzsch (1842), Brandstäter (1843), La Roche (1857), Markhauser (1858) и др.;

2. из Мегалополя, предводитель ахейцев под начальством Филопэмена в сражении при Мантинее, в 207 г. до Р. X. Polib. 11, 15;

3. вольноотпущенник Клавдия, занимавшийся с ним учеными трудами. Козни Мессалины приготовили ему смерть. Suet. Claud. 28. О его влиятельном положении лучше всего свидетельствует сочинение Сенеки Consolatio ad Polybium.

ПОЛИГИМНИЯ

ПОЛИГИМНИЯ - Polyhymnĭa, Polymnĭa, Πολυύμνια, Πολύμνια, см. Musae, Музы.

ПОЛИГНОТ

ПОЛИГНОТ - Polygnōtus, Πολύγνωτος, см. Pictores, Живопись, 2.

ПОЛИДА

ПОЛИДА - Πόλις, местечко озольских локров в неизвестной местности. Thuc. 3, 101.

ПОЛИДАМАНТ

ПОЛИДАМАНТ - см. Полидамас.

ПОЛИДАМАС

ПОЛИДАМАС - Polydămas, Πολυδάμας,

1. сын Панфоя и Фронтиды, храбрый троянский герой и вместе прорицатель, который отличался красноречием и благоразумием и суждения которого больше всего боялся друг его Гектор. Ноm. Il. 16, 535. 18, 249 слл. 12, 60. 196. 22, 100;

2. спутник (ε̉ται̃ρος) Александра Великого, умертвил по его приказанию престарелого Пармениона. Curt. 7, 2.

ПОЛИДАМАС, ПОЛИДАМАНТ

ПОЛИДАМАС, ПОЛИДАМАНТ - Polydămas,

Πολυδάμας, 1) сын Панфоя и Фронтиды, храбрый троянский герой и вместе прорицатель, который отличался красноречием и благоразумием и суждения которого больше всего боялся друг его Гектор. Нот. Il. 16, 535. 18, 249 слл. 12, 60. 196. 22, 100; 2) спутник (ε̉ται̃ρος) Александра Великого, умертвил по его приказанию престарелого Пармениона. Curt. 7, 2.

Πολυδέγμων, см. 'Άιδης.

ПОЛИДЕВК

ПОЛИДЕВК - Πολυδεύκης, см. Διόσκουροι, Диоскуры, и Pollux, 2.

ПОЛИДЕГМОН

ПОЛИДЕГМОН - Πολυδέγμων, см. 'Άιδης, Аид.

ПОЛИДЕКТ

ПОЛИДЕКТ - Polydectes, Πολυδέκτης,

1. прозвище Плутона, см. 'Άιδης, Аид;

2. см. Perseus, Персей.

ПОЛИДОР

ПОЛИДОР - Polydōrus, Πολύδωρος,

1. сын Кадма и Гармонии, царь в Фивах, от Никтеиды, дочери Никтея, имел сына Лабдака;

2. самый младший сын Приама и Лаофои, убитый Ахиллом. Ноm. Il. 20, 407 слл. 22, 46 слл. У трагиков он сын Приама и Гекубы, которого отец, предвидя падение Трои, поручил своему гостю-другу (кунаку) Полиместору (Полимнестору), царю Херсонеса Фракийского, с большими сокровищами; но Полиместор по разрушении Трои умертвил его, чтобы завладеть сокровищами. Гекуба, следовавшая, как пленница, за греками, вышедшими здесь на берег, лишь только дочь ее Поликсена принесена была в жертву тени Ахилла, находит здесь лежащим на берегу труп своего сына, брошенный Полиместором в море, и из мести сообща с пленными троянками убивает обоих детей Полиместора и ослепляет его самого. Eur. Hecuba 1 слл. 1050. Verg, A. 3, 49 слл. Ov. met. 13, 432 слл. По другому преданию, Илиона, дочь Приама и супруга Полиместора, воспитывает порученного ей младшего брата вместо сына, а своего действительного сына Деифила (Деипила) выдает за П. Итак, когда греки, чтобы истребить род Приама, требовали у Полиместора, чтобы он за брак с Электрою и за большой денежный подарок убил П., он убивает своего собственного сына; впоследствии он, по наущению П., узнавшего об этом, был ослеплен и убит Илионой. Horat. Sat. 2, 3, 61. Cic. acad. 2, 27. Tusc. 1, 44;

3. сын Гиппомедонта, одного из Эпигонов.

ПОЛИДОРА

ПОЛИДОРА - Polydōra, Πολύδωρα, см. Protesilaus, Протесилай.

ПОЛИЕВКТ

ПОЛИЕВКТ - Polyeuctus, Πολύευκτος,

1. из Сфетта в Аттике, афинский государственный муж и оратор, друг Демосфена и, подобно ему, враг македонской партии. От его речи сохранились незначительные остатки. Он был замешан в процессе Гарпала. Dem. Phil. 3, 72. Dinarch. in Demosth. 100;

2. из аттического дема Кидантид, афинский демагог и сикофант, по словам Демосфена, приверженец Евбула. Dem. Mid. p. 544 слл.

ПОЛИЕН

ПОЛИЕН - Polyaenus, Πολύαινος,

1. из Македонии, ритор и адвокат в Риме, в царствование М. Аврелия и Л. Вера, которым посвятил свои 8 книг «Военные хитрости» (στρατηγήματα, или στρατηγηματικά, strategicon libri octo) при начале их похода против парфян (162-165 гг. от Р. X.). Это сочинение, содержанию которого не всегда соответствует заглавие, представляет не только примеры и образцы военной хитрости, но также ловкости, обмана и всякой низости из гражданской и политической жизни, собранные им из разных источников и писателей с большой тщательностью, и потому, несмотря на некоторые искажения, ошибки и превратные суждения, оно очень поучительно, 6-я книга и конец 8-й неполны. Его сочинения о Македонии, Фивах и 3 книги тактики потеряны. Изд. Casaubonus (1589), Korais (1809), Wölfflin (1850); немецкий перевод Blume (1834 слл.);

2. математик из Лампсака, который, однако, бросил математику, как обманчивую науку, после того как сделался другом и учеником Эпикура (Cic. acad. 2, 33. Cic. fin. 1, 6).

ПОЛИИД

ПОЛИИД - Polyĭdus, Πολύϊδος и Πολύειδος,

1. сын Кэрана, внук Абанта, правнук Мелампода, отец Евхенора, Астикратии и Манто, знаменитый прорицатель в Коринфе или Аргосе. Ноm. Il. 11, 633 слл. (см. Glaucus, Главк, 4);

2. сын троянца Эвридаманта, убитый Диомедом. Ноm. Il. 5, 148;

3. дифирамбический поэт, см. Dithyrambus, Дифирамб.

ПОЛИКЛ

ПОЛИКЛ - PolСћcles, Πολυκλη̃ς,

1. афинянин, обвиненный в одной речи Демосфена Аполлодором (362 г. до Р. X.), потому что по его вине Аполлодор должен был заведовать триерархией 5 месяцев сверх законного срока;

2. македонский полководец, пал в 321 г. в сражении против этолийцев. Diod. Sic. 18, 38;

3. македонянин, наперсник Эвридики, когда бежал с ней от Олимпиады, был преследуем и пойман в 317 г. до Р. X. Diod. Sic. 19, 11;

4. имя трех афинских ваятелей (см. Sculptores, Скульпторы), из которых старший жил ок. ол. 102, младший - ол. 156. Старшему приписывается статуя Алкивиада; о других их произведениях нет ясных указаний.

ПОЛИКЛЕТ

ПОЛИКЛЕТ - Polyclētus, Πολύκλειτος, см. Sculptures, Скульпторы, 7.

ПОЛИКЛЕТ, (I)

ПОЛИКЛЕТ, (I) - Πολύκλειτος, см. Polycletus.

ПОЛИКЛЕТ, (II)

ПОЛИКЛЕТ, (II) - Polyclētus, Πολύκλειτος, см. Sculptures, 7.

ПОЛИКРАТ

ПОЛИКРАТ - Polycrătes, Πολυκράτης, сделался тираном на Самосе ок. 530 г. до Р. X., а по другим - гораздо раньше, 565 г., победив господствующих геоморов; сперва он правил вместе с братьями Силосоном и Пантагнотом, но вскоре их устранил. Он завел блестящий и, благодаря возраставшим доходам, богатый двор, который он украшал поэтами (Анакреонт) и лидийской роскошью. Во внутренних делах он старался все подчинить своему произволу; при этом он опирался на наемный конвой, построил 100 пятидесятивесельных кораблей, подчинил себе большую часть окрестных островов и много городов на материке, возвысил Самос на степень самой сильной морской державы в Эгейском море и старался упрочить свое положение союзами, сперва с Амасисом, царем египетским, который, по преданию, из недоверия к прочности его счастья, отказался от дружбы с ним (Hdt. 3, 40-43, Strab. 14, p. 638), потом с Камбисом; однако посланный на помощь Камбису флот изменил ему и обратился против Поликрата, который, несмотря на морское поражение, одержал верх над мятежниками и помогавшими им спартанцами; однако этим власть его была поколеблена и морское могущество сломлено. В 522 г. он заманен был персидским сатрапом Орэтом в Магнесию и казнен. Herod. 3, 39 слл. 54 слл. 120 слл. Strab. 14, 638. Cic. fin. 5, 30, 92.

Предыдущая страница Следующая страница