Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "А" (часть 17, "АТЕ"-"АФА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 17, "АТЕ"-"АФА")

АТЕНЕУМ

АТЕНЕУМ - Athenaeum, называлось основанное императором Адрианом высшее учебное заведение в Риме. До тех пор воспитанием и обучением в Риме и Римском государстве занимались частные лица, без всякого вмешательства со стороны государства; и хотя уже Август и после него Веспасиан начали выдавать некоторым известным учителям жалованье из государственной казны (Suet. Vesp. 18), но этим преимуществом пользовались лишь немногие. Школа продолжала быть частным делом и так как вследствие этого при переходе от Республики к единовластию не изменила своих оснований и оставалась на почве Республики, то приходила в постоянные столкновения с тогдашней государственной властью. Поэтому Адриан, желая преобразовать школу соответственно духу своего времени и учредить над ней контроль, сделал первую попытку основать общественное учебное заведение для высшего научного образования, названное им А., по примеру афинского 'Αθήναιον, в котором молодежь также получала высшее общее образование. Название это произошло от имени города Афин, средоточия всякого образования. А. Адриана был нечто вроде академии, в которой обучали преимущественно философии и риторике, а также грамматике и законоведению. Как внешняя обстановка, так и внутреннее устройство этого заведения были превосходны, и учителя (professores и doctores) получали значительные оклады. Aur. Vict. Caes. 14, 3 называет его ludus ingenuarum artium. Где А. помещался, нигде не сказано в точности; он находился или поблизости форума, у подошвы Авентинской горы, или на Капитолии. Последующие императоры поддерживали это учреждение и возвысили сословие учителей особыми законами.

АТЕНЕУМ (АФИНЕУМ)

АТЕНЕУМ (АФИНЕУМ) - Athenaeum,

называлось основанное императором Адрианом высшее учебное заведение в Риме. До тех пор воспитанием и обучением в Риме и Римском государстве занимались частные лица, без всякого вмешательства со стороны государства; и хотя уже Август и после него Веспасиан начали выдавать некоторым известным учителям жалованье из государственной казны (Suet. Vesp. 18), но этим преимуществом пользовались лишь немногие. Школа продолжала быть частным делом и так как вследствие этого при переходе от Республики к единовластию не изменила своих оснований и оставалась на почве Республики, то приходила в постоянные столкновения с тогдашней государственной властью. Поэтому Адриан, желая преобразовать школу соответственно духу своего времени и учредить над ней контроль, сделал первую попытку основать общественное учебное заведение для высшего научного образования, названное им А., по примеру афинского 'Αθήναιον, в котором молодежь также получала высшее общее образование. Название это произошло от имени города Афин, средоточия всякого образования. А. Адриана был нечто вроде академии, в которой обучали преимущественно философии и риторике, а также грамматике и законоведению. Как внешняя обстановка, так и внутреннее устройство этого заведения были превосходны, и учителя (professores и doctores) получали значительные оклады. Aur. Vict. Caes. 14, 3 называет его ludus ingenuarum artium. Где А. помещался, нигде не сказано в точности; он находился или поблизости форума, у подошвы Авентинской горы, или на Капитолии. Последующие императоры поддерживали это учреждение и возвысили сословие учителей особыми законами.

АТЕНОДОР

АТЕНОДОР - Athenodōrus, Άθηνόδωρος,

1. грек, посланный Александром Великим во главе колонии в Бактры, был убит Биконом за то, что объявил себя там царем (325 г. до Р. X.). Curt. 9, 7;

2. с прозвищем Κορδυλίων философ стоической школы, родом из Тарса, заведовал библиотекой в Пергаме; как рьяный стоик, он уничтожил в сочинениях стоиков все, что ему казалось не заслуживающим одобрения; но это было замечено и восстановлено. Diod. Laert. 4, 34. В 70 г. до Р. X. он приехал вместе с Катоном Младшим в Рим, где и умер в доме последнего. Из сочинений его не сохранилось ничего. Plut. Cat. min. 10, 16;

3. сын Сандона. также родом из Тарса и, подобно предыдущему, стоический философ, ученик Посейдония Родосского, учил в Аполлонии, городе Эпира, где его слушал Октавиан, взявший его в качестве друга и советника в Рим. Suet. Claud. 4. Впоследствии он возвратился в Таре и улучшил законы своей родины. Из его сочинений сохранились только заглавия и очень незначительные отрывки.

АТЕНОДОР (АФИНОДОР)

АТЕНОДОР (АФИНОДОР) - Athenodōrus,

Άθηνόδωρος, 1) грек, посланный Александром Великим во главе колонии в Бактры, был убит Биконом за то, что объявил себя там царем (325 г. до Р. X.). Curt. 9, 7; 2) с прозвищем Κορδυλίων философ стоической школы, родом из Тарса, заведовал библиотекой в Пергаме; как рьяный стоик, он уничтожил в сочинениях стоиков все, что ему казалось не заслуживающим одобрения; но это было замечено и восстановлено. Diod. Laert. 4, 34. В 70 г. до Р. X. он приехал вместе с Катоном Младшим в Рим, где и умер в доме последнего. Из сочинений его не сохранилось ничего. Plut. Cat. min. 10, 16; 3) сын Сандона. также родом из Тарса и, подобно предыдущему, стоический философ, ученик Посейдония Родосского, учил в Аполлонии, городе Эпира, где его слушал Октавиан, взявший его в качестве друга и советника в Рим. Suet. Claud. 4. Впоследствии он возвратился в Таре и улучшил законы своей родины. Из его сочинений сохранились только заглавия и очень незначительные отрывки.

АТЕРН

АТЕРН - Aternus, 'Άτερνος (позже Piscarius, н. Aterno и Pescara), река, имеющая свои источники в стране марсов, близ Приверны, протекает через Самний, отделяет земли марруцинов от земель вестинов.

АТЕРНУМ

АТЕРНУМ - Aternum, 'Άτερνον, общего обеим названным народностям портового города, н. Pescara. Varro l. l. 5, 5. Strab. 5, 241 cл.

АТЕСИС

АТЕСИС - Athĕsis, Άρησινός Άτισών или Atagis, н. Etsch или Adige, река Ретии и Верхней Италии, вытекает из ретийских Альп и, соединяясь с Изарком (Eisack), делается у Вероны судоходной и изливается в Адриатическое море на севере от Пада, с которым соединена многими каналами. Strab. 4, 207. Plut. Mar. 23.

АТИЛИИ

АТИЛИИ - Atilii впоследствии также Attilii, знатный плебейский род, имевший различные cognomina: Bulbus, Calatinus, Regulus, Serranus, Longus. Важнейшие из этого рода были:

1. A. Atilius Calatinus был два раза консулом: в первый раз в 258 г. до Р. X., когда с успехом сражался в Сицилии, хотя его (и его товарища Сулниция, Polib. 1, 24) войско однажды при нападении на город Камарину было спасено только самопожертвованием трибуна Калпурния Фламмы (Liv. ер. 17. Polib. 1, 24). Будучи в 254 г. до Р. X. вторично выбран в консулы, он с товарищем своим Кн. Корн. Сципионом снова отправился в Сицилию и взял Панорм (Polib. 1, 38). В 249 г. он был сделан диктатором и первый в этой должности командовал войском вне границ Италии (в Сицилии). Liv. ер. 19. В 247 г. он был цензором;

2. M. Atilius Regulus, цензор 294 г. до Р. X., вел трудную, но удачную войну с самнитянами (Liv. 10, 32-36) и, согласно fasti Capit., получил триумф (но см. также Liv. 10, 36);

3. M. Atilius Regulus, был консулом в 267 и 256 гг. до Р. X. во время своего первого консульства победил саллентинцев, взял Брундизий и получил триумф. Zonar. 8, 7. Aur. Vict. vir. ill. 40. Во второе свое консульство он вместе с своим товарищем получил приказание перенести войну с карфагенянами в Африку. Сначала он с флотом в 300 кораблей разбил карфагенян при Екноме, у южного берега Сицилии. Polib. 1, 25 слл. Eutr. 2, 20. Затем оба консула переправились в Африку, высадились в просторной и безопасной клупейской гавани, взяли лежавший на возвышенности город и укрепили лагерь. Карфаген был объят ужасом (Flor. 2, 2. tantus terror fuit, ut apertis paene portis Carthago caperetur), владения его подверглись опустошению, и богатая добыча была отправлена в Рим с возвратившимся с флотом в начале зимы консулом Манлием. Polib. 1, 29. Регул оставил у себя только 40 кораблей, 15 000 пехотинцев и 500 всадников. Упавшие духом карфагеняне были разбиты при Адисе, земли их опустошены; туземцы возмутились, и сам Карфаген подвергся опасности. Регул расположился лагерем близ Тунета. Когда карфагеняне в столь критическом положении просили мира, он предложил им такие тяжкие условия, что они решились еще раз попытать счастье войны и выказали необычайную энергию. Polib. 1, 30. Eutr. 2, 21. App. Pim. 3. Justin. 41, 4. Diod. Sic. 23, 18. Возвратив часть войск из Сицилии, набрав большое число наемников, между которыми были также и греки, карфагеняне собрали новую армию и предводительство над ней поручили спартанцу Ксантиппу, успевшему уже заявить свои военные способности в боях диадохов в Азии. Ксантипп, вооружив и обучив свое войско и приготовив большое число слонов, дал римлянам сражение при Тунете в 255 г. и нанес им полное поражение: до 30 000 человек, вероятно со включением возмутившихся нумидийцев, было убито, около 2000 успело спастись, 500, между ними и Регул, были взяты в плен. Polib. 1, 31 слл. Diod. Sic. 23, 21 слл. Eutr. 2, 21. Zonar. 8, 13. Регул прожил 5 лет в плену у карфагенян, пока они в 250 г., после поражения при Панорме, нанесенного им Метеллом, не послали посольства в Риме для того, чтобы вести переговоры о мире и выговорить себе по возможности выгодные условия. По преданию, вместе с этим посольством был отправлен в Рим в качестве посредника также и Регул, с условием, что возвратится в Карфаген, если посредничество его не будет иметь успеха. В Риме он уговаривал сенат не принимать условий карфагенян, за что, по возвращении, был подвергнут ими истязаниям и казнен. Но это предание уже с давних пор возбудило сомнение, и, вероятно, его следует приписывать римской национальной вражде к Карфагену. То же самое можно сказать и о предании, будто семейство Регула, получив известие о жестоком его умерщвлении, мстило карфагенянам на двух знатных пленниках, пока дело не получило гласности и не было прекращено трибунами. Поэтому положительным фактом можно считать только посольство карфагенян в Рим, но был ли Регул с ним, остается сомнительным. О смерти его см.: Cic. off. 1, 13. 3, 26. Cic. fin. 2, 20. 5, 27. Liv. ер. 18. Horat. Od. 3, 5. Flor. 2, 2. Eutr. 2, 25. Val. Max. 4, 4, 6. 9, 2, 1. Gell. 5. 4. App. Ρun. 4. Aur. Vict. vir. ill. 40. Zonar. 8, 15. Sen. prov. 3. Sil. Ital. 6, 299-550. Умалчивание об этом обстоятельстве Полибия и существование другого, несогласного с упомянутым предания в одном отрывке Диодора (24) увеличивают сомнение в исторической верности римского предания, и Niebuhr совершенно справедливо говорит: «Гораздо правдоподобнее, что Регул умер естественной смертью, и весьма вероятно, что предание о нем возникло вследствие жестокого обращения с карфагенскими пленными, выданными, по свидетельству самих римлян, семейству Регула в виде заложников, подобно многим другим клеветам, которые римляне позволяли себе по отношению к карфагенянам». С ним согласен также Mommsen;

4. С. Atilius Reguls, консул в 257 и 250 гг. до Р. X., одержал победу при Тиндариде. Polib. 1, 25. 41-48;

5. M. Atilius Regulus, консул в 227 и 217 гг. до Р. X., после того как К. Фламиний погиб при Трасименском озере. Liv. 22, 25. По одному преданию, Регул был убит в сражении при Каннах; по Liv. 22, 40 и 24, 21, он в 215 г. до Р. X. был triumvir mensarius, a в следующем году censor. Liv. 24, 11. В этой должности он строго поступал с теми, которые после сражения при Каннах отчаивались в спасении государства Liv. 24, 18;

6. M. Atilius Regulus претор в 213 г.; ему поручено было остановить распространение иноземных культов и собрать гадательные книги. Liv. 24. 43. слл.;

7. С. Atilius Serranus, будучи претором в 218 г., воевал с возмутившимися боями и впоследствии соединился с войском П. Корн. Сципиона против Ганнибала. Liv. 21, 26. 39, 62;

8. A. Atilius Serranus, был претором в 192 г. до Р. X. и затем получил управление Македонией, где наносил большой вред Антиоху, перехватывая подвозимые ему припасы и разрушая его корабли. Liv. 35, 10. 20 слл. Впоследствии (173 г. до Р. X.) ему дано было поручение возобновить союз с Антиохом Эпифаном. Liv. 41, 33. 42, 1. В 171 г. до Р. X. он был отправлен послом в Грецию, где старался поддерживать надежды Персея на мир до тех пор, пока римляне не приготовились к войне. Liv. 42, 47;

9. С. Atilius Serranus Gavianus (перешел из gens Gavia в gens Atilia через усыновление, Cic. Sest. 33 сл.) был квестором в 63 г., во время консульства Цицерона, который ему покровительствовал. Впоследствии, при возвращении Цицерона из изгнания, он находился в числе его врагов;

10. M. Atilius, посредственный римский трагический и комический поэт. О жизни его, деятельности и сочинениях мы имеем лишь незначительные известия. Волкатий Седигит (см. Gell. 15, 24) назначает Атилию пятое место в числе комических поэтов. Он написал также очень плохую трагедию «Электра». Cic. fin. 1, 2, 5. (ferreus auctor); Cic. ad Att. 14, 20. (poeta durissimus);

11. Atilius Fortunatianus, один из латинских метриков в 1-й половине 3 в. от Р. X., написал обозрение метрики, преимущественно метрики Горация, ars Fortunatiani. Лучшее изд. Keil в Grammatici Lat., т. VI, стр. 278 слл.

АТИМИЯ

АТИМИЯ - Άτιμία, α́τιμος, (противоположно έπιτιμία, επίτιμος). Идея христианства о равноправности всех людей в достижении обещанных им благ породила понятие об абсолютном достоинстве личности и нравственном праве на уважение каждого человека отдельно, независимо от внешнего его положения. Наружным образом это нравственное достоинство выразилось в личной чести каждого человека. Подобного понятия древние не знали, и потому римская infamia, a еще более греческая ατιμία, не соответствует нынешнему понятию о бесчестии. Афинская ατιμία, о которой здесь идет речь, означала в ее различных степенях полное или ограниченное лишение гражданских прав, составлявших τιμή гражданина, и входила в силу или на основании судебного приговора, или же просто вследствие неисполнения каких-либо гражданских обязанностей. Лишение прав было трех родов (Andoc. myst. 73-76.):

1.. ατιμία κατα προστάξεις, низшая степень, лишение лишь некоторых гражданских прав; так, напр., если кто, затеяв публичный процесс, прекращал его или при разбирательстве не получал 1/5 голосов судей, то он лишался права возбуждать подобные процессы;

2.. ατιμία του̃ σώματος, лишение всех гражданских прав. Подвергавшийся подобному лишению не смел являться на площади, в публичных местах и в народном собрании, не мог подавать жалобы в суд и вести процесса, одним словом, делался граждански мертвым; если же он присваивал себе права гражданина (επιτιμος), то подвергался строжайшим наказаниям (ср. 'Ένδειξις, Предание суду). Иногда права восстанавливались, но это случалось очень редко, и то только с согласия не менее 6000 граждан. О случаях подобного лишения прав говорится при каждом преступлении отдельно;

3. ατιμία του̃ σώματος και τω̃ν χρημάτων была схожа с предыдущей, но соединена еще с конфискацией имущества и применялась при известных преступлениях. Чаще же всего наказывались ею государственные должники, не уплатившие своего долга до девятой притании, когда сумма долга удваивалась. В этом случае права восстанавливались, когда долг был уплачен, но если должник умирал, не исполнив обязательства, то лишение прав переходило на его детей и внуков. В Спарте полному лишению прав подвергались те, кто убегал с поля сражения (τρέσαντες) и кто с пренебрежением относился к народным обычаям и общественному приличию. Άτιμία постигала также холостяков, и они лишались, между прочим, права покупать и продавать. Thuc. 5, 34.

АТИНА

АТИНА - Atīna, город в юго-восточной части Лация, у источников Мелпия, н. Atina; сначала принадлежал вольскам, затем сделался римской колонией. Liv. 9, 28. 10, 39. Cic. Planc. 12. Cic. div. 1, 28. 2, 67. Жители назывались Atinates.

АТЛАНТ

АТЛАНТ - см. Атлас.

АТЛАНТИДА

АТЛАНТИДА - Atlantis, Άτλαντίς. Согласно древнему преданию, полученному Солоном от египетских жрецов, это был большой остров в Атлантическом океане, равный по объему Малой Азии и Ливии или даже больше их. Платон сообщает некоторые подробности предания о Критии (р. 108 слл.) и Тимее (р. 24 сл.). По его словам, этот остров находился на западе от Геркулесовых столбов, напротив гор Атланта; он был густо населен и изобиловал всеми дарами природы; правители его далеко распространили свою власть, и только афиняне положили предел их завоеваниям. Мало-помалу А. лишился своего могущества, вследствие испорченности нравов, а вслед затем, во время сильного землетрясения, сопровождавшегося наводнением, остров был совершенно поглощен морем в один день и одну ночь. Показания древних о положении А. сбивчивы и неопределенны. В новейшее время предполагали ее на месте Азорских и Канарских островов или островов Св. Елены и Ассансиона и даже считали ее Скандинавским полуостровом. Во всяком случае, сказание о ней очень древнее, т. к., по преданию, на одном платье, пожертвованном в панафенейский праздник в Парфеноне, выткан был эпизод из войны с атлантидцами, и вообще, предположение о существовании обширной страны на далеком Западе относится, кажется, к очень глубокой древности. Может быть, финикийские и пунические корабли были занесены ветрами или морским течением к американским берегам и, возвратившись оттуда, распространили весть о далекой неведомой стране. В этом случае под Атлантидой Платона и большим безымянным островом Плиния, Диора и Арнобия можно бы подразумевать нынешнюю Америку.

АТЛАНТЫ

АТЛАНТЫ - Atlantes, 'Άτλαντες, самый отдаленный из известных Геродоту народов Африки (4, 184) у подножия горы Атланта. Т. к. в тех местностях не бывает дождей, то они строят себе хижины из соляных глыб.

АТЛАС

АТЛАС - I.

Atlas,

'Άτλας, т. е. Adtla, «снежные горы», значительные горы Африки вдоль западной части северного берега Мавритании. Геродот в одном месте (4, 184) определяет положение их на юго-запад от Малой Сирты (на 20 дней пути от Гарамантов), в другом же (1, 202), правильнее, на западе от нее. Различали две главные цепи: A. major, западная часть нынешнего Высокого А. (у туземцев Dyris), высокая крутая цепь гор в тингитанской Мавритании, заканчивающаяся мысом (н. мыс Geer) y Атлантического океана, получившего от Аэ свое название, и A. minor, на северо-запад от предыдущей цепи.

II.

Atlas,

'Άτλας, (от α-τλη̃ναι), «мощный носитель», титан, сын титана Япета (см. Iapetus, Иапет) и Климены или Асии, брат Менойтия, Прометея и Эпиметея. Hesiod. theog. 507. Гомер называет его «коварным, ведающим глубину всего моря и держащим огромные столбы, разделяющие небо и землю (т. е. поддерживающие небо над землей)». Ноm. Od. 1, 52. Α., морской великан, стоящий в западном море, олицетворяет собой силу моря, носящего огромные тяжести; эпитет его, όλοόφρων, указывает на демоническую природу моря, которому всегда приписывалась тайная мудрость и коварство. Подобное представление об А. встречается также и у Гесиода, который, однако, не упоминает о столбах, разделяющих небо и землю; у него А., стоя впереди Гесперид, поддерживает небо головой и измученными руками, в наказание за участие в борьбе титанов. В сказаниях местопребыванием его обыкновенно считается крайний запад близ океана и Гесперида; там он обладает многочисленными стадами и садами Гесперид. По сказаниям позднейшего времени, А. был африканским царем и за отказ в гостеприимстве Персею превращен им при помощи головы Медузы в африканскую гору Атлас. Ov. met. 4, 627 слл. Местопребыванием А. считалась также Аркадия; лжепрагматические толкователи превратили его в математика и ученого астронома, изготовившего первый небесный глобус. А. имел от Плейоны и Айфры детей Плеяд и Гиад, от Геспериды - Гесперид, заботившихся о сохранении золотых (гесперидских) яблок, подаренных однажды Геею Гере, в день ее свадьбы с Зевсом. Сторожем яблок был назначен змей Ладон.

АТЛАС, АТЛАНТ

АТЛАС, АТЛАНТ - Atlas,

'Άτλας, (от α-τλη̃ναι), "мощный носитель", титан, сын титана Япета (см. Iapetus) и Климены или Асии, брат Менойтия, Прометея и Эпиметея. Hesiod. theog. 507. Гомер называет его "коварным, ведающим глубину всего моря и держащим огромные столбы, разделяющие небо и землю (т. е. поддерживающие небо над землей)". Нот. Od. 1, 52. Α., морской великан, стоящий в западном море, олицетворяет собой силу моря, носящего огромные тяжести; эпитет его, όλοόφρων, указывает на демоническую природу моря, которому всегда приписывалась тайная мудрость и коварство. Подобное представление об А. встречается также и у Гесиода, который, однако, не упоминает о столбах, разделяющих небо и землю; у него А., стоя впереди Гесперид, поддерживает небо головой и измученными руками, в наказание за участие в борьбе титанов. В сказаниях местопребыванием его обыкновенно считается крайний запад близ океана и Гесперида; там он обладает многочисленными стадами и садами Гесперид. По сказаниям позднейшего времени, А. был африканским царем и за отказ в гостеприимстве Персею превращен им при помощи головы Медузы в африканскую гору Атлас. Ον. met. 4, 627 слл. Местопребыванием А. считалась также Аркадия; лжепрагматические толкователи превратили его в математика и ученого астронома, изготовившего первый небесный глобус. А. имел от Плейоны и Айфры детей Плеяд и Гиад, от Геспериды - Гесперид, заботившихся о сохранении золотых (гесперидских) яблок, подаренных однажды Геею Гере, в день ее свадьбы с Зевсом. Сторожем яблок был назначен змей Ладон.

АТЛЕТЫ

АТЛЕТЫ - Athlēta, αθλητής, назывался первоначально у греков вообще всякий, выступавший в национальных играх в Олимпии или в учрежденных по образцу их празднествах в других городах, в особенности же тот, кто участвовал в кулачном бою и панкратии для состязания в телесной силе и ловкости. Впоследствии, когда победителям доставались награды и честь, развилась как бы отдельная отрасль искусства, которой многие А. посвящали всю свою жизнь. В Риме во времена Республики также иногда происходили состязания А. (вероятно, Liv. 39, 22), впервые в 186 г. до Р. X., но борцами в них были приглашенные в Рим греки. Во время празднования Цезарем своих триумфов в числе зрелищ были и атлетические игры. Suet. Caes. 39. Во времена императоров эти игры вошли в обычай. Различные мнения о них см. Tac. аnn. 14, 20 сл. А. с молодых лет упражнялись в своем искусстве и составляли отдельное общество. Они нанимались для торжественных игр за значительную плату (auctoramentum) и вступали в борьбу попарно, по определению жребия. Перед состязанием они натирали тело мазями и маслом, чтобы сделать свои члены более гибкими и тело скользким. Для устранения этого последнего качества противники перед нападением забрасывали друг друга песком. Поваленный на землю во время состязания мог еще победить, если ему удавалось ловким движением сбросить лежавшего на нем противника. Для приготовления к этой борьбе А. должны были соблюдать очень строгую диету, основывавшуюся в различные времена на совершенно противоположных воззрениях. В первые века им запрещалась мясная пища, впоследствии же, напротив, она считалась полезной, и в особенности рекомендовалось козье мясо для увеличения телесных сил. Место для упражнений А. называлось palaestra или gymnasium, учителя их - γυμνασταί или αλει̃πται, которые обыкновенно брались из бывших отличных атлетов, начинавших уже утрачивать свои силы.

АТЛОФЕТЫ

АТЛОФЕТЫ - Athlothĕtae, αθλοθέται, было первоначально название лиц, определявших награды при состязаниях и называвшихся иногда αγωνοθέται, как, напр., Ахиллей при тризне по Патроклу (Ноm. Il. 23, 258). После того как 4 главных состязательных празднества Греции сделались установившимся обычаем, А. были судьи состязаний, называвшиеся в отдельности при Пифийских, Истмийских и Немейских играх αγωνοθέται, при Олимпийских - έλλανοδίκαι или έλληνοδίκαι. Они назначались владетелями той страны, в которой происходили состязания: для Истмийских игр - коринфянами, для Пифийских - амфиктионами, для Немейских - коринфянами, аргивянами и клеонейцами. Внешним знаком их отличия был посох, и потому они назывались также ρ́αβδου̃χοι, ρ́αβδονόμοι (ραβδου̃χοι назывались и слуги их, вооруженные палками для поддержания порядка). Председательство и назначение судей при национальных играх в Олимпии присвоили себе жители столицы - элидяне. Число судей в этих играх от 1 мало-помалу возросло до 9, 10, 12. Знаком отличия их было порфировое платье и лавровый венок. Для того чтобы они могли вполне удовлетворительно исправлять свою должность, их выбирали за 10 месяцев до начала игр и объясняли им их обязанности. Торжественной клятвой А. обязывались соблюдать полнейшее беспристрастие. На их обязанностях лежали все распоряжения и приготовления к достойному празднованию торжеств. Во время игр они имели решающий голос во всем, что касалось их должности. О всех, заявлявших желание участвовать в состязаниях, они должны были справляться, принадлежат ли они к греческим гражданам, нет ли на них какого-нибудь пятна. За 3 дня до начала игр они прекращали прием состязателей и устраивали в Элиде так называемые предварительные испытания всем записавшимся, и кто оказывался недостаточно подготовленным, того вычеркивали из списков. Затем они открывали празднества, всенародно объявляли через глашатая имена состязателей и их происхождение, и если ниоткуда не являлось протеста, то бросали жребий для назначения очереди кулачных бойцов и места участников в беге. Напомнив затем о правилах честного состязания, они давали знак к началу. Во время состязаний А. наблюдали за исполнением установленных правил и по окончании их, определив победителей, награждали их в храме Зевса венками. Затем, после составления ими протокола с поименным списком победителей, прекращалась должность А. В Афинах выбиралось 10 А. сроком на 4 года; главной их обязанностью было устройство больших панафенейских празднеств.

АТОССА

АТОССА - Atossa, 'Άτοσσα, дочь Кира, бывшая сначала замужем за Камбисом, потом за Дарием, сыном Гистаспа, на которого имела большое влияние. Hdt. 3, 68. 133 слл. ср. 7, 3. 82. 97. Aeschyl. Persae.

АТРАКС

АТРАКС - Atrax, 'Άτραξ, город Перрайбов в Фессалии на Пенее повыше Ларисы. Со времен императоров славился особого рода зеленым с белыми пятнышками мрамором, который добывался в окрестностях города и составлял предмет значительной торговли. Liv. 32, 15. Поэтому Atracius означает фессалийский вообще, atracia ars - колдовство. Atracides называется фессалиец Кайней (Ov. met. 12, 209), Atracis - фессалиянка Гипподамея (Ov. am. 1, 4, 8).

АТРАМЕНТУМ

АТРАМЕНТУМ - Atramentum, 1. черная краска у живописцев;

2. чернила, изготавливавшиеся из сажи и резины. Plin. 35, 6, 25. Писали, кажется, также сепией (Pers. 3, 12 сл.), а заглавия книг суриком. Ov. trist, 1, 1, 7. В Помпеях нашли прекрасные античные чернильницы (см. также Μέλαν, Чернила).

АТРЕБАТЫ

АТРЕБАТЫ - Atrebătes, кельтское племя Галлии в н. Artois; столица их Неметоценна или Неметак (Arras). Во времена Цезаря они могли выставить 15 тысяч воинов. Caes. b. g. 2, 4. 16. 23. 4, 35. 7, 75. 8, 46.

АТРЕЙ

АТРЕЙ - Atreus, Άτρεύς, сын Пелопа, царя Писы, и Гипподамеи, внук Тантала. Он и брат его Фиест убили своего сводного брата Хрисиппа, сына Пелопа и нимфы Аксиохи, и потому должны были бежать от Пелопа. Их принял сын Персея, микенский царь Сфенел, женатый на их сестре Никиппе, и назначил им местопребывание в Мидее. Сын Сфенела, Еврисфей, отправляясь против гераклидов, назначил своим наместником А., который по смерти Еврисфея, убитого в сражении, сделался микенским царем. Фиест обольстил Аеропу, жену Α., и был за это им прогнан. Желая отомстить брату, Фиест посылает в Микены Атреева сына Плейсфена, воспитанного им как собственное дитя, с поручением убить А., но последний убивает своего собственного сына, не узнав его. Тогда он для виду примиряется с Фиестом, призывает его в Микены и подает ему за столом его собственных сыновей Тантала и Плейсфена. Когда Фиест узнает об этом страшном деле, он проклинает своего брата и убегает. Чума поражает страну А., и оракул приказывает возвратить Фиеста. А. отправляется искать его, завладевает его сыном Эгисфом, приводит его с собой в Микены и воспитывает его как собственного сына. Впоследствии сыновья А., Агамемнон и Менелай, доставляют самого Фиеста в Микены и заключают его в темницу. А. посылает к нему Эгисфа и поручает ему убить Фиеста, но отец и сын узнают друг друга, и Эгисф убивает А. на морском берегу во время жертвоприношения, прогоняет Агамемнона и Менелая и вместе со своим отцом завладевает властью в Микенах.

АТРИУМ

АТРИУМ - Atrium, см. Domus, 5. 7., Дом.

АТРОПАТЕС

АТРОПАТЕС - Atropătes, Άτροπάτης, по смерти Дария был утвержден Александром Великим, против которого сражался при Гавгамелах, сатрапом Мидии. По смерти Александра Пердикк женился на одной из его дочерей и оставил под его властью Великую Мидию (Diod. Sic. 18, 3). Северная часть страны, которой потомки его управляли независимо, получила от его имени название Атропатены. Arr. 4, 18. Strab. 11, 522 слл. Justin. 13, 4. Plin. n. h. 6, 13, 16.

АТРОПОС

АТРОПОС - Atrŏpos, см. Μοι̃ρα, Мойра.

АТТА КВИНТИЙ

АТТА КВИНТИЙ - Atta, T. Quintius, римский комический писатель, замечательнейший после Л. Афрания (см. Afranii, I, Афрании) сочинитель fabulae togatae, т. е. пьес, бывших не столько подражанием греческих образцов, сколько изображением римских нравов и римской жизни. Он умер в 77 г. до Р. X. Ему ставили в заслугу последовательность в изображении характеров. Незначительные отрывки, отличающиеся живым и бойким тоном, собр. Neukirch (de fabula togata, 1833) и Ribbeck (Scaenicae Rom. poesis fragm., т II, 2-е изд., 1873). Horat. ер. 2, 1, 79 слл.

АТТАЛ

АТТАЛ - Attalus, 'Άτταλος,

1. полководец македонского царя Филиппа и дядя жены его Клеопатры, был виновником натянутых отношений между Филиппом и Александром, т. к. при раздорах с сыном находил поддержку у отца. А. пользовался большим уважением Филиппа, который ценил его военные способности (Plut. Alex. 9 сл. Justin. 9, 6 слл.) и послал его с войском в Геллеспонт, когда решен был поход против персов. Но т. к. царь был убит еще до начала войны, то Александр, обвиняя Аттала в участии в этом деле, решил избавиться от него и (в 336 г. до Р. X.) велел одному из своих приближенных убить его. Diod. Sic. 17, 2. ср. Droysen, Alex, der Grosse, стр. 49. 58. 63;

2. полководец Александра Македонского, был заподозрен в участии в заговоре Филота, но оправдан. По смерти царя он примкнул к Пердикку, по убиении которого был заочно приговорен солдатами к смерти. Тогда он отправился с флотом в Тир, стал собирать там войска, но в 320 г. до Р. X. был разбит Антигоном, взят в плен и заключен в один фригийский замок. Неудавшаяся попытка бежать оттуда (в 317 г. до Р. X.) была причиной его гибели. Droysen, Hellenisus, I, стр. 135 слл., 156 слл.;

3. А. I, царь пергамский, управлял от 241-197 гг. до Р. X., победил при помощи галльских наемников другие галльские отряды и принял тогда титул царя. Liv. 33, 21. 38, 16. Точно так же он расширил пределы своих владений за счет Сирии, особенно в войну против Антиоха Гиерака, но должен был возвратить все завоеванные земли родственнику Селевка Керавна, Ахею и довольствоваться пергамской областью. В 216 г. до Р. X. он стал на сторону Антиоха III против возмутившегося Ахея, но не извлек из этого никакой выгоды для себя. Т. к. положение его незначительного царства по соседству с могущественной Сирией требовало поддержки более сильного государства, то А. в 211 г. до Р. X. заключил союз с Римом и этолийцами, которым помогал в 209 г. до Р. X. Но вследствие внезапного падения вифинского царя Прусия, он должен был защищать свои собственные владения. Liv. 27, 29. 28, 7. Когда в 203 г. до Р. X. он подвергся нападению Филиппа Македонского, с которым римляне только что заключили мир, в котором участвовал и А., и был оттеснен к своей столице (Polib. 15, 21-23. Liv. 32, 33), тогда он снова соединился с римлянами и участвовал в войне во главе своего флота, пока приближение Антиоха не заставило его возвратиться. Но римляне своими угрозами помешали возникновению серьезных военных действий, и А. вступил еще в более тесный союз с римлянами. Он умер от удара в Пергаме в 197 г. до Р. X., незадолго до заключения мира. Liv. 33, 21. Аттал прославился не только как военный и государственный человек, но и как любитель и покровитель искусств (ср.: Wegener, da aula Attalica, 1836). Он основал значительную пергамскую библиотеку, для обогащения которой не щадил издержек. Будучи доброго и мягкого характера, он был счастлив в семейной жизни и был верным и великодушным другом для своих друзей. Был ли он также писателем (ему приписываются особенно сочинения по естествознанию), на основании известий древних нельзя доказать в точности. см. Mommsen, Rom. Gesch., I, стр. 693 слл.;

4. А. II, Филадельф, младший сын предыдущего, послан был своим братом, царем Евменом, в Рим, чтобы там соблюдать интересы Пергамского государства. На предложения некоторых сенаторов заявить претензию на часть отцовских владений, он не соглашался, может быть, в ожидании смерти своего брата. Когда последний умер в 159 г. до Р. X., он управлял государством в качестве опекуна его несовершеннолетнего сына и удержал власть до самой своей смерти. В своих войнах с Прусием Вифинским он получал помощь от римлян и позже, в 149 г. до Р. X. принял участие в убийстве его. Он вмешивался также в сирийские дела, оказывая Александру Балу помощь в достижении престола. Римлян он поддерживал против Лжефилиппа Македонского и против ахайцев. Подобно своему отцу Атталу I, он известен как покровитель искусств и наук. Он умер в 138 г. Liv. 45, 19. Polib. 32, 23. 33, 6 слл. Преемником его был 5) А. III, Филометор, сын Евмена, старшего брата Атталла II. По причине своей умственной ограниченности, доходившей иногда до слабоумия, он предоставил управление государством своим министрам и, избегая людей, занимался садоводством и ваянием. Он умер в 133 г. и завещал римлянам свое государство. Justin. 36, 14. Plut. Demetr. 10. Vell. Pat. 2, 4. Flor. 2, 20;

6. А. был выставлен Аларихом в 409 г. от Р. X. претендентом на римский престол против Гонория, назначил Алариха главнокомандующим всех римских войск и был признан большей частью Италии. Скоро, однако, Аларих сменил и покинул его, но 5 лет спустя вестготский царь Атаулф снова выставил его претендентом против Гонория. Но когда в 414 г. вестготы двинулись в Испанию, покинутый всеми А. попал в руки своих врагов и был заточен на остров Липару. Zosim. 6, 6 сл.;

7. греческий философ стоической школы, считался учителем Сенеки (Sen. Suas. 2, 12).

АТТАЛИЯ

АТТАЛИЯ - Attalea, Άττάλεια, город Памфилии у морского берега, основанный и наименованный Атталом II Филадельфом (см. Attalus 4, Аттал) Strab. 14, 667. Имел ли Цицерон leg. agr. 1, 2, 5. 2, 19, 50 этот город в виду, неизвестно.

АТТА, Т. КВИНТИЙ

АТТА, Т. КВИНТИЙ - Atta, T. Quintius,

римский комический писатель, замечательнейший после Л. Афрания (см. Afranii, I) сочинитель fabulae togatae, т. е. пьес, бывших не столько подражанием греческих образцов, сколько изображением римских нравов и римской жизни. Он умер в 77 г. до Р. X. Ему ставили в заслугу последовательность в изображении характеров. Незначительные отрывки, отличающиеся живым и бойким тоном, собр. Neukirch (de fabula togata, 1833) и Ribbeck (Scaenicae Rom. poesis fragm., т II, 2-е изд., 1873). Ноr. ер. 2, 1, 79 слл.

АТТИДА

АТТИДА - Άτθίς (собственное прилагательное, подразумевается συγγραφή), историко-географическое описание Аттики. Под названием писателей атфеид подразумевается известное число писателей 4 и 3 вв. до Р. X., излагавших на основании памятников и надписей как политическую историю, так и историю государственного устройства и культуры Аттики. Сочинениями их много пользовались грамматики. К этим писателям принадлежали: Клейтодем, Андротион, Фанодем, Демон, Филохор, Истр. Лучшее изд. отрывков: Mueller. Historicorum Graec. fragmenta, т. I, стр. 359 слл.

АТТИИ

АТТИИ - Atii и Attii, 1. Т. А. Лабиен, трибун 63 г. до Р. X., отменивший закон «lex Cornelia de sacerdotiis»; обвинял К. Рабирия за убийство Сатурнина, чтобы угодить Цезарю, у которого служил легатом в Галлии, замещая его во время его отлучек в Рим. Caes. o. g. 1, 10, 12. Dio Cass. 51, 4. В 58 г. он победил тигуринов, в 54 г. одержал несколько побед над тревирами (Caes. b. g. 5, 24. 53 слл. 6, 5.), затем двинулся (53 г.) против Лутеции и победил бельгов под начальством Коммия (Caes. b. g. 7, 57 слл. 8, 23. Dio Cass. 40, 43). Будучи снова послан против тревиров, он разбил их в конном сражении (Caest. b. g. 8. 45). Затем Цезарь, желая задобрить его, сделал его наместником в Gallia togata, но, несмотря на это, Лабиен из честолюбия перешел в 49 г. на сторону Помпея и обращался со своими прежними боевыми товарищами с чрезвычайной жестокостью. Caes. b. c. 3, 71, 87. Cic. ad. fam. 16, 12. Cic. ad Att. 7, И сл. Dio Cass. 41, 4. В 48 г. он был легатом Помпея. После сражения при Фарсале, в котором принимал участие, он бежал сначала в Коркиру, потом в Кирену, затем в Африку. Cic. div. 1, 32. Dio Cass. 42, 10. Plut. Caes. 52. Здесь он собрал значительное войско, сражался сначала с мужеством и успехом против Цезаря, особенно в битве при Руспине (Caes. b. Afr. 13-18. Plut. Caes. 52.), но потерпел вместе со Сципионом поражение при Фапсе, бежал в Испанию (Dio Cass. 43, 30. 38. Flor. 4, 2) и сделался там виновником поражения помпеянцев при Мунде, вследствие того что во время битвы покинул поле сражения, чтобы отразить нападение на помпеянский лагерь союзника Цезаря, мавританского царя Богуда. При этом он был убит. Голова его выдана Цезарю. Caes. в Hisp. 31;

2. сын его, Кв. А. Лабиен, послан был Брутом и Кассием к парфскому царю Ороду за вспомогательными войсками. Получив известие о смерти Брута и Кассия, он остался при Ороде, которому советовал напасть на Антония (в 41 г. до Р. X.). Затем он отправился, вместе с сыном Орода, Пакором, против Сирии, занял многие города, разбил римлян в одном сражении, дошел до Карий и собрал вокруг себя рассеянных сторонников своей партии, но в 39 г. до Р. X. был разбит легатом Антония П. Вентидием. Покинутый парфянами, он бежал в Киликию, был схвачен впоследствии вольноотпущенником Цезаря Деметрием и, вероятно, убит. Vell. Pat. 2, 78. Justin. 42, 4. Plut. Ant. 33. Dio Cass. 48, 24 сл. 39 сл.;

3. П. А. Вар, приверженец Помпея, сделался в 51 г. до Р. X. претором в Африке. В начале борьбы между Помпеем и Цезарем он старался защитить Пиценскую область от Цезаря, но вследствие недостаточной поддержки со стороны жителей должен был бежать и соединился с Помпеем. Caes. b. c. 1, 12. 13. Cic. ad Att. 8, 15, 3. После удаления Помпея в Грецию Вар переправился в Африку, стал собирать войска (Caes. b. c. 1, 31), но был разбит легатом Цезаря, Курионом, при Утике (2, 23 сл. App. b. с. 2, 44). Когда, по смерти Помпея, началась африканская война, Вар командовал флотом, затем, после сражения при Фапсе, отправился на помощь к Помпею Младшему, но потерпел морское поражение при Картее и погиб при Мунде. Caes. b. Hisp. 27 слл. Dio Cass. 43, 30 сл.;

4. M. A. Балб, был женат на сестре Цезаря, Юлии; выдал свою дочь Аттию (умер в 43 г. до Р. X. Vell. Pat. 2, 60. Suet. Oct. 61.) за К. Октавия и через это сделался дедом будущего императора Августа. В 59 г. он был претором, затем управлял Сардинией и впоследствии руководил в Кампании раздачей земель народу. Suet. Oct. 4. Cic. Phil. 3, 6.;

5. Л. А. (правильнее Акций), сын вольноотпущенника, родился, по свидетельству Иеронима, в 170 г. до Р. X. в Писавре, умер в 94 г. до Р. X.; был соперником уже состарившегося Пакувия и в дружбе со многими знатными римлянами. Обстоятельства его жизни мало известны. В произведениях этого поэта, считавшегося лучшим писателем римской трагедии, отражались сила и твердость римского характера, но они не отличались тщательностью внешней отделки. Содержание его многочисленных (по крайней мере 37) пьес (между которыми были 2 praetextatae: Aeneadae s. Decius, и Brutus лучшее из его произведений) было взято большей частью из 3 великих трагиков, в особенности же из любимейшего его писателя Эсхила; они долгое время благодаря возвышенности мыслей и живости их изложения пользовались большим значением, хотя архаизмы, неправильности в языке и вообще небрежность отделки не дозволяли считать Аттия первоклассным поэтом. Horat. ер. 2, 1, 15. Ov. amor. 1, 15, 19. (Отрывки см. О. Ribbeck, Tragicorum latinorum fragmenta, 1852; 2-е изд., 1871). Его Didascalica в 9 книгах и стихотворной форме, по-видимому, содержали указания на время, способ и успех представлений, имена актеров и т. п. Точно так же Pragmaticon libri имели предметом историю литературы и искусств. Прочие приписываемые ему сочинения (Parerga, Annales) подлежат сомнению;

6. А. Лабеон написал несуществующий более сухой и плохой перевод гомеровских поэм. Соединение его двух имен основывается только на свидетельстве схолиастов Персия, р. 248 и 259, изд. О. Iahn'a.

АТТИК

АТТИК - Atticus, римское cognomen. Самый известный был

1.Т. Pomponius Atticus, родился в 109 г. до Р. X., происходил из древнего рода римских всадников и получил отличное образование. Он был усыновлен своим дядей Кв. Цецилием и назывался поэтому Кв. Цецилий Помпониан А. Чтобы избежать участия в раздорах во время волнений, вызванных Сулпицием и Цинной, отправился в Афины и там занимался науками. В Афинах он прожил много лет и от этого получил название Atticus. Афиняне полюбили его (Нер. Att. 2) как за его щедрость и симпатичность, так и за его великодушную поддержку бедных и нуждающихся и выразили свое уважение к нему сооружением в честь его статуй. Когда Сулла по возвращении своем из Азии проживал в Афинах, А. пользовался большим его расположением. Вскоре потом он возвратился, к величайшему прискорбию афинян, в Рим, около того времени, когда ему досталось по наследству имущество его дяди Кв. Цецилия; часть этого имущества он и здесь употреблял на поддержку своих друзей, в числе которых были Цицерон и Гортенский, и не отказывал в помощи даже тем, политическому убеждению которых он не сочувствовал. Положение А. между влиятельнейшими мужами его времени было очень своеобразное. В политику он не вмешивался; ему удавалось в одно и то же время находиться в наилучших отношениях с предводителями различных партий; будучи другом Цицерона, он пользовался расположением Антония, находясь в дружбе с младшим Марием, не терял уважения Суллы. Таким образом, его добрая слава и его жизнь не пострадали от диких раздоров партий, потому что его обходительный характер и его редкое образование ставили его выше их. Должностей он никогда не искал и не занимал. Он умер в 32 г. до Р. X., на 77 году жизни, уважаемый всеми современниками. Литературе он оказал большую услугу размножением и распространением сочинений своих современников и друзей; перепиской сочинений занимались (Nep. Att. 13) его многочисленные рабы. Он и сам писал исторические сочинения, между которыми liber annalis, посвященный Цицерону, содержал историю Рима от основания до его времени, расположенную в хронологических таблицах по должностным лицам. Nep. Att. 18 Cic. Brut. 3, 5. И. Непот (18, 5) упоминает также об imagines и об одном греческом сочинении о консульстве Цицерона. Cic. ad Att. 2, 1, 1. Plin. n. h. 35, 3, 11. ср.: Boissier, Цицерон и его друзья;

2. Tib. Claudius Herodes, сын богатого марафонянина, родился ок. 103 г. от Р. X. и занимался риторикой при Марке Аврелии, который оказывал ему большое уважение. Будучи воспитан отличными учителями, А. поступил на государственную службу ив 143 г. занимал консульскую должность. Впоследствии, однако, он оставил государственную службу и всецело предался научным занятиям. Он основал ораторскую школу, из которой вышли отличные ученики, и сам был превосходным оратором. Gell. 19, 12. Его обучением пользовались также императоры Л. Вер и Марк Аврелий. Об его отношениях к Фронтону, не всегда дружественных, ср. письма последнего р. 61. 111. 138. Из его многочисленных произведений до нас ни одно не дошло; подлинность приписываемых ему сочинений не может быть доказана. Главным его достоинством, кажется, были простота и плавность языка. Обладая большим богатством, он был благодетелем бедных и основал много великолепных полезных построек в Афинах, Риме и других городах. Умер в 179 г. в Марафоне.

АТТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТТИЛА

АТТИЛА - Attĭla, владыка гуннов, царствовал с 433 по 453 г. (по другим источникам, 454 г.) от Р. X. В самом начале своего царствования он вступил во враждебные отношения с Восточной Римской империей и в то же время поддерживал мир и дружбу с западным Римом, о чем всячески заботился Аеций, впоследствии великий его противник, который в молодости жил в качестве заложника у А. и подружился с ним. Принудив Восточную Римскую империю к миру и наложив на нее дань, А. подчинил себе все народы по Дунаю и Тиссе и заставил их платить ежегодную дань и служить в его войске. После того двинулся он, побужденный к тому Аецием, на запад - на Рейн и уничтожил войско Бургундов вместе с королем их Гундикаром (Гунтером) и большей частью его семейства в кровопролитной битве недалеко от Оденвальда (или при Вормсе?) в 437 г. Вплоть до 439 г. продолжались битвы за Рейном, между тем как один отряд гуннов остался у Аеция (Wietersheim, Gesch. der Völkerwdg. 4, 309 слл. 321). Новые распри с восточным Римом вызвали переход гуннов через Дунай в 441 и 442 гг.. причем страна опустошена была от края до края; нашествие скоро прекратилось, но мир не был заключен. В 444 г. А., управлявший до тех пор совместно с братом своим Бледой, умертвив этого последнего (Jordan. 35), сделался единодержавным властителем своего народа и повел войска на восточнй Рим. После сильных сражений, в которых римляне бились не без славы, гуннские полчища разлились по империи до самого фермопильского прохода, сопровождая свой путь ужасными опустошениями; дорого обошелся римлянам мир: они сделались данниками гуннов, уплатили им контрибуцию и уступили варварам некоторые области. Вскоре произошли несогласия с западноримским императором Валентинианом III (450 г.), на сестре которого Гонории А. хотел жениться. Император отверг его предложение. Тогда А. решил начать войну и в 451 г. с громадным войском (700 000 человек) двинулся на запад. Вдоль Дуная прошел он к Рейну, наводнил своими полчищами Галлию, осадил Орлеан, но был оттеснен римлянами и союзниками их вестготами под начальством Аеция и разбит наголову в кровопролитной всенародной битве на Каталаунских полях. В большом страхе провел А. ночь в своем военном обозе. Утомленные римляне и вестготы не отважились напасть на него на следующий день, и А. отступил, хотя это отступление похоже было на бегство со своими обессиленными войсками через Рейн в Венгрию. Таким образом, Запад и его культура спасены были от варварства монголов. Jordan. 36-40. В 452 г. А. вторгся в Италию, взял после упорного сопротивления Аквилею, но не мог проникнуть далее, так как голод истреблял его полчища и Аеций с своими войсками загораживал ему путь. К А. отправлено было посольство с папой Львом во главе, и царь гуннов согласился на мир. Планы нового похода против восточного Рима расстроены были внезапной смертью Аттилы в 453 г. Он умер, вероятно, от кровотечения (Jordan. 49) 46-ти лет от роду.

АТТИС

АТТИС - Attin, Attis, Atys, см. Rhea, Рея.

АТТИЦИСТЫ

АТТИЦИСТЫ - Atticistae, Άττικιστού, называются:

1. писатели, не пользовавшиеся распространявшейся из Александрии так называемой κοινη διάλεκτος, но придерживавшиеся по возможности древнеаттического наречия. К ним принадлежат: Элиан, Арриан, Аристид, Гелиодор, Филострат, Лонг и др.;

2. грамматики, объяснявшие в сборниках древнеаттические выражения соответствующими выражениями κοινη διάλεκτος, напр. Мойрид Аттицист, Фриних, Фома Магистр.

АТТ НЕВИЙ

АТТ НЕВИЙ - Attus Navius или Naevius, авгур времен Тарквиния Приска, воспретил этому царю прибавлять новые конные центурии к тем, которые были уже набраны Ромулом, и доказал ему несомненность своего искусства тем, что перерезал точильный камень бритвой. Он пал, говорят, жертвой мести Тарквиния. Его мнимая статуя стояла возле путеаля на месте комиций в Риме. Liv. 1, 36. Dion Hal. 3, 72.

АУКСИЛИЯ

АУКСИЛИЯ - Auxilia, вспомогательные войска, существовали уже в то время, когда италийские народы в качестве socii выставляли вспомогательные отряды под именем externa auxilia. Когда же socii получили права гражданства и из них начали с тех пор набираться легионы, место их заняли alae или alarii - вспомогательные войска, набиравшиеся в провинциях; к ним причислялись тогда также и войска, которые должны были выставлять союзные народы и государи. От вспомогательных войск надо отличать наемных солдат (mercenarii), входивших в состав римского войска начиная со времени 2-й Пунической войны. Хотя прежние socii получали от римлян содержание наряду с римскими войсками, но отдельные народы должны были заботиться обо всех прочих расходах по вооружению, продовольствию и пр.; напротив того, с тех пор как в римском войске существовали А., римляне взяли на себя все издержки и обеспечение этих войск в качестве господ провинции, из которой они были набраны, если союзные государи или самостоятельные города не могли сделать этого сами. А., как пехота, образовали когорты, напр. cohors Gallorum, и, в отличие от римских легионных когорт (cohortes legionariae), назывались или cohortes alariae или auxiliariae, реже sociae в переносном смысле (Tac. ann. 1, 49. Tac. hist. 5, 1; ann. 13, 43, 15, 22 называются socii тоже провинциалы). Конница, доставлявшаяся подвластными народами, equites alarii, alares, equites auxiliarii, отлична была от equites legionum (см. Equites, Всадники) и от конных отрядов (см. Ala, Ала), выставлявшихся во времена Империи отдельными народностями. О всех трех различных классах конницы говорится у Tac. ann. 4, 73.

АУКСИМУМ

АУКСИМУМ - Auxĭmum, город пицентов, позднее римская колония, н. Озимо. Liv. 41, 21. Caes. b. c. 1, 13, 15, 31.

АУКСУМИТЫ

АУКСУМИТЫ - Auxumītae, Αυξουμι̃ται, могущественный торговый народ в Эфиопии, с главным городом Auxume. Авксумитское царство возникло в 1 или 2 в. от Р. X., после того как пало царство Мероё.

АУКТОР

АУКТОР - Auctor (от augeo), как тот, у кого впервые зарождается какая-нибудь идея, так и тот, кто содействует ее развитию; предлагающий, собственно lator legis (Liv. 6, 36, 7, 23), или же рекомендующий и поддерживающий, собственно suasor. Cic. leg. agr. 2, 5, Cic. ad Att. 1, 19. Наконец, А. называется и санкционирующий, напр. сенат, который утверждает комициальные законы (см. Senatus, 5, Сенат);

2. в частном праве А. - заступник, защитник, поручитель и удостоверитель, напр. опекун (см. auctoritas, Аукторитас).

АУКТОРИТАС

АУКТОРИТАС - Auctoritas, свойство auctor'a во всяком отношении:

1. в государственном праве А. - действие, решение, приговор и приказание, приказ начальства и властей. Более всего имеет значение auctoritas senatus (см. Senatus, 5, Сенат); о различии между auct. senatus и senatus consultum см. Senatus consultum;

2. в частном праве словом А. называлось удостоверение опекунов (см. tutela, Опека), поручительство и даже право собственности, напр. в словах 12 таблиц: adversus hostem aeterna auctoritas (Cic. off. 1, 12), относительно иностранца римлянин имеет вечное право собственности, т. е. иностранец никогда не может usucapere (приобрести римскую собственность в силу давности); или: rei furtivae aeterna auctoritas, т. е. украденную вещь нельзя usucapere (Gell. 17, 7). О формуле usus auctoritas (Cic. top. 4. Caes. 19) см. Usucapio.

АУКЦИОН

АУКЦИОН - Auctio, в широком смысле - всякий аукцион; он мог производиться государством (см. Sectio) или частными лицами; в тесном смысле - только частный аукцион, как добровольный, так и при конкурсе по несостоятельности (см. Bonorum emptio). По правилу, об аукционе извещали заранее посредством публикаций (libellus, titulus, album, tabula) или же посредством публичного вызова, производимого глашатаем, ргаесо. Это называлось auctionem proscribere, praedicare, proponere. Самый аукционный торг производился в определенном месте (были даже atria auctionaria, Cic. leg. agr. 1, 3. 2, 20 слл.) под руководством собственника (при добровольном аукционе) или же magister auctionis (при bon. emptio). Ргаесо поодиночке выставлял продававшиеся предметы и предлагал набавлять цену (liceri, supra adiicere). Покупатели давали цену устно, а также и киванием головы (ср. забавный рассказ Suet. Calig. 39) и поднятием пальца (digitum tollere), пока, наконец, аукционист не присуждал (addicere) продаваемого предмета окончательно тому или другому покупателю. Argentarii вели протокол и тотчас принимали уплату, если этого не делал сам собственник. У Плавта и Цицерона часто встречаются упоминания об аукционных продажах, напр. ради раздела наследства и т. д. Plaut. Men. 5, 9, 93 слл. Stich, 1, 3, 40 слл. 68, 2, 2, 60.

АУЛА

АУЛА - Aula, αυλή, см. Domus, 2. 3, Дом.

АУЛЕРКИ

АУЛЕРКИ - Aulerci, значительный галльский народ, часть которого перешла в Верхнюю Италию. Liv. 5, 34. Они жили в Северо-Западной Галлии, между Лоарой и Сэной, почему Цезарь (Caes. b. g. 2, 34) причисляет их к приморским жителям. Они распадались на 4 племени: А. Brannovices, близ Эдуев, были клиентами этих последних (Caes. b. g. 7, 75); A. Diablintes (ibid. 3, 9), в старинной провинции la Maine; A. Cenomani (7, 75), к юго-востоку от Диаблинтов; A. Eburovices, в Нормандии, с главным городом Mediolanum, н. Evreux (7, 75).

АУРИГА

АУРИГА - Auriga, ήνίοχος,

1. возница в сражении у персов, греков и троянцев времен Гомера, пользовался меньшим почетом сравнительно со сражавшимся героем; напротив того, римляне при встрече с британцами были поражены тем обычаем последних, что конюх, как более знатный, заставлял сражаться за себя своего слугу. Tac. Agr. 12. В греческих играх владельцы нар и четверней не выступали в то же время и возницами, но выбирали для управления конями большей частью сильных, знатных юношей или друзей, обученных и опытных в этом искусстве. После одержанной победы владелец часто тут же собственноручно награждал их. Во времена Римской империи даже сам Нерон выступил на Олимпийских играх в качестве возницы. Suet. Nero. 24. Возницы у римлян (называвшиеся также agitatores) занимались этим искусством при играх в цирке как своим специальным занятием и были прежде не чем иным, как рабами; но мало-помалу вошло в обычай, что владельцы колесниц сами стали являться в то же время и возницами: И здесь Нерон тысячи раз одерживал победы как искусный управитель конями. Победный знак состоял из пальмовой ветки, а возница, если он не был собственником колесницы, получал денежную награду. Возницы различались по 4 цветам (factiones): alba, russata (красноватый), veneta (небесно-голубой) и prasina (цвет зеленого лука). Каждый одет был в короткое платье без рукавов, верхняя часть тела покрыта была перевязками, - все это одного цвета, как и головной покров. Чтобы обе руки были свободны для действия бичом, возницы завязывали вожжи вокруг тела; когда во время состязания угрожала опасность жизни, - а это случалось весьма часто - тогда они быстро перерезывали вожжи, для чего и имелись у них в перевязках ножи. И зрители во время состязаний носили цвета тех партий, которым покровительствовали. Домициан прибавил еще 2 новые факции - aurata и purpurea. Suet. Dom. 7. В одно время состязались только по одной колеснице каждого цвета. Высшее искусство возницы состояло в умении первым пройти столб на повороте, не подвергнув себя опасности и оттеснив других возниц, а круг повторялся семь раз; только тогда возница признавался победителем;

2. созвездие, см. Sidera, 4, Созвездия.

АУСКИ

АУСКИ - Ausci, зажиточный аквитанский народ в Галлии с городом ClimbeiTum (Caes. b. g. 3, 27) или Augusta (н. Auch), получил латинское право.

АУФИД

АУФИД - Aufidus, Αυ́φιδος, главная река Апулии, н. Ofanto; исток ее в области Гирпинов, течет на северо-восток мимо Канузии и Канн и у Авфидена впадает двумя рукавами (поэтому - tauriformis Horat. Od. 4, 14, 25) в море. Она часто упоминается у Горация (Od. 3, 29, 10. 9, 2), родина которого - Венузия - находилась в Апулии.

АУФИДИИ

АУФИДИИ - Aufidii, плебейский род из города Фунди,

1. Сп. Aufidius, народный трибун 114 г. до Р. X. (по другим 106 г.), претор 108 г. до Р. X. (или 104 г.). В старости ослеп, но не прекратил своей деятельности в пользу сената и своих друзей. Он написал по-гречески римскую историю, - вероятно, летопись. Cic. tusс. 8, 38. de dom. 13. Plin. n. h. 8, 17;

2. M. A. Lurco, народный трибун 61 г. до Р. X., внес закон de ambitu; впервые ввел откармливание павлинов и приобрел через это большие деньги (Cic. Planc. 4. Varro r. r. 3, 6); о нем, вероятно, говорит Horat. Sat. 2, 4, 24;

3. A. Bassus см. Bassus 1; 4, Басс) A. Luscus, высшее начальственное лицо в городке Фунди; над его чванством забавно насмехается Гораций (Horat. Sat. 1, 5, 34).

АФАМАНИЯ

АФАМАНИЯ - Athamania, Άθαμανία, область в восточной части Эпира, на границе Фессалии, орошаемая Арахфом и Ахелоем, со столицей Аргифеей. Жители, Άθαμα̃νες, находились, по-видимому, на очень низкой степени культуры; во времена Страбона они уже более не существовали. Strab. 9, 429. 7, 321. 326. Cic. Pis. 40.

АФАМАНТ

АФАМАНТ - Athămas, Άθάμας, сын фессалийского правителя Эола (см. Эол), царь минийцев в беотийском Орхомене. Он имел двух детей, Фрикса и Геллу, от богини облаков Нефелы, которая, однако, потом покинула его за то, что он женился на дочери Кадма Иное. С тех пор на его дом обрушились бедствия. Иноя, желая избавиться от детей Нефелы, своими кознями добилась того, что решено было Фрикса принести в жертву богам, но Нефела спасла его и увезла вместе с Геллой на златорунном баране. Гелла во время бегства упала в море, получившее по ее имени название Геллеспонт; Фрикс же достиг на баране Айи и был принят дружелюбно царем Айетом, который выдал за него свою дочь Халкиопу. Барана Фрикс принес в жертву Зевсу (Ζευς Φύξιος), а шкуру его повесил в роще Арея. Впоследствии самому А. предстояло из-за Фрикса быть принесенным в жертву Зевсу (Ζ. Λαφύστιος-Φύξιος), но его спас сын Фрикса, Китиссор, явившийся из Айи с известием, что Фрикс еще жив. За это на Китиссора и его потомство обрушился гнев этого бога, которого необходимо было умилостивлять постоянными жертвоприношениями из рода Афамантидов. Старшему в роде запрещено было входить в общинный дом; если его там заставали и удавалось схватить его, то приносили его в жертву Зевсу. Hdt. 7, 197. Фрикс спасся от подобной участи бегством на баране, ибо баран считался искупительной жертвой Зевсу до тех пор, пока кто-нибудь из Афамантидов не будет схвачен и принесен в жертву. Руно барана, принесенного в жертву вместо Фрикса, сделалось символом защиты и убежища и было доставлено обратно в Иолк Ясоном (целителем, умилостивителем, от ίάομαι). см. Argonautae. Это и составляет религиозную подкладку мифа об А. и золотом руне. Впоследствии А. был лишен Герой рассудка за то, что Иноя вскормила Диониса, сына сестры своей Семелы и Зевса. В припадке бешенства А. убил сына своего от Иной, Леарха. Иноя же, спасаясь от него, бросилась в море со вторым сыном, Меликертом, и оба сделались спасительными морскими божествами, Иноя - под именем Левкофеи, Меликерт - под именем Палаймона (почитался особенно в Коринфе, где, по преданию, труп его был выброшен на берег и погребен, см. Isthmia, Истмии). На Истме находилась его могила и храм со статуями Посейдона, Палаймона и Левкофеи. Палаймон изображался в виде мальчика, сидящего на дельфине или несомого морскими божествами. А. за пролитие крови должен был бежать и поселился в Эпире, в названной по его имени Афамантской области. Apollod. 1, 9, 1. 2. Ov. met. 4, 416-542.

АФАРЕЙ

АФАРЕЙ - Aphăreus, Άφαρεύς,

1. см. Aeolus, 1. и Idas; Эол и Идас 2) сын софиста Гиппия и Плафаны, приемный сын и зять оратора Исократа, афинский оратор и трагик; составлял речи совещательного и судебного рода; одна из них относилась к делу его приемного отца: πρóς Μεγακλείδην περι της αντιδόσεως; кроме того, написал до 37 трагедий и одержал 2 победы на трагических состязаниях дионисийских и 2 на линейских. Его деятельность как трагического поэта относится ко времени 369-342 гг. до Р. X. (Plut. X. orat. p. 839. С); из его произведений ничего не сохранилось.

Предыдущая страница Следующая страница