Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Л" (часть 5, "ЛИК"-"ЛИТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 5, "ЛИК"-"ЛИТ")

ЛИКАМБ

ЛИКАМБ - Lycambes, см. Archilochus, Архилох, под Iambographi, Ямбографы.

ЛИКАОН

ЛИКАОН - Lycāon, Λυκάων,

1. сын Пелазга и Мелинэи или Киллены, дочери Океана, царь Аркадии. От многочисленныx своих жен он имел 50 сыновей (все они олицетворяли собой аркадские города), которые превосходили всех людей дерзостью и безбожием. Для испытания их к ним пришел Зевс под видом бедного человека; они пригласили его к столу, убили одного мальчика, смешали его внутренности с внутренностями священной жертвы и по совету самого старшего из них, Мэнала, предложили Зевсу. Но последний опрокинул стол и поразил молнией Л. с его сыновьями, за исключением младшего, Никтима, которого спасла Гея, удержав правую руку разгневанного Зевса. Во время правления Никтима произошел Девкалионов потоп, причиною которого некоторые считали безнравственность сыновей Л. По Овидию (Ov. met. 1, 198 слл., ср. 433), Л. сам предложил Зевсу человеческое мясо. Этот миф указывает на древнеаркадский обычай приносить Зевсу Ликейскому человеческие жертвы;

2. сын Приама и Лаофои, брат Полидора, убитый Ахиллесом. Ноm. Il. 21, 35 слл. 22, 46 слл.;

3. отец Пандара, царь ликийский (там же 2, 826).

ЛИКАОНИЯ

ЛИКАОНИЯ - Lycaonia, Λυκαονία, область в Малой Азии, находившаяся между Каппадокиею, Киликиею, Писидиею и Фригиею. Границы ее часто изменялись. На севере лежит Тавр, на северо-западе горный хребет Парорей. Северо-восточная часть ее до реки Галиса представляет соленую, безлесную степь (η̉ 'άξυλος χώρα), в самой низменной части которой находится соленое озеро Татта, у турок Туз-Шёлю, т. е. соленое болото. В настоящее время эта область входит в состав провинции Кармании; она была замечательна своим овцеводством. Жители - Lycaones, по всей вероятности, коренные обитатели, хотя, как говорит греческое предание, название свое получили от имели аркадского царя Ликаона; славились своим искусством стрелять из лука. Главный город, находившийся почти в середине, был Ικόνιον (н. Кония), затем выстроенная во время владычества Селевка - Λαοδίκεια (см. Лаодикея) (н. Ладик); Θυριαει̃ον, Λυστρα, Δέρβη, Λάρανδα (н. Листра, Дерба, Ларанда); все они были посещены 10.000 греков. Хеn. Anab. 1, 2, 19. 3, 2, 23. Liv. 37, 44. 38, 39 слл. Strab. 12, 568 слл.

ЛИКЕЙ

ЛИКЕЙ - I.

Λύκαιον,

см. Arcadia, Аркадия.

II.

Λύκειον,

см. Attica, Аттика, 14., Aristoteles, Аристотель, и Apollo, Аполлон.

ЛИКИМНИЙ

ЛИКИМНИЙ - Licymnius, см. Hercules, Геркулес, 2.

ЛИКИЯ

ЛИКИЯ - Lycia, Λυκία, область и полуостров на южном берегу Малой Азии; отделялась на севере горою Тавром от Фригии и Писидии; на севере и северо-востоке горою Ζόλυμα (с проходом Κλι̃μαξ) от Памфилии, на западе горою Δαίδαλοι и рекою Γλαυ̃κoς (н. Макри) от Карии; южную строну, равно как и южную часть восточной и западной стороны омывало Ликийское море. Между горами, отчасти вулканическими и проходящими внутрь страны, замечательны на западе Κράγος и Άντίκραγος, между реками Τελμισσός и Ξάνθoς (н. Эчен), доходят вплоть до самого моря, образуя мысы Τελμισσίς и Ίερόν (н. мыс Ирия) с 8 вершинами Крага. Между рекою Ксанфом и Лимиром тянется поперек страны гора Μασικύτης (н. Актар-Даг), в восточной части которой возвышаются на 7.300 футов вершины Ζόλυμα и 'Όλυμπος или Φοινικου̃ς (н. Янар-Даг), оканчивающиеся мысом Ίερόν или Χελιδόνιον (н. мыс Хелидони). Море образует на западе залив Γλαυ̃κoς (н. Макри) и Тельмиссидский залив между мысами Тельмиссидою и Гиероном, на востоке Памфильский залив (н. Адалия). К произведениям этой отнюдь не бесплодной гористой области принадлежали в особенности высокие кедры, ели, платаны, вино, хлеб, шафран, превосходные губки и нефть. Рядом с милийцами, древнейшими обитателями горных равнин, почему и самая страна носила название Милии (Μιλυάς) и солимами (Ноm. Il. 6, 180. 10, 430. Ноm. Od. 5, 282), вероятно, финикийского происхождения, населявшими восточную цепь Таврских гор, упоминаются, особенно на греческом берегу, и родственные грекам термилы или тремилы, у греков Λύκιοι, которых знает уже Гомер (Il. 6, 184. 430. 12, 330), названные так по имени афинянина Лика, брата Эгея. Отразивши Креза (Hdt. 1, 28), ликийцы подпали под власть персов (Hdt. 1, 176) и впоследствии разделяли судьбу остальных персидских провинций, короткое время находились под начальством родосцев, но после македонской войны получили снова свободу (Liv. 45, 25. Polib. 30, 5, 12) и процветали до междоусобной римской войны, образовавши союз из 23 самостоятельных городов (из них 6 были очень значительны), под управлением так называемого ликиарха. При императоре Клавдии или Веспасиане Л. сделалась римской провинцией. Между городами с запада по берегу нужно назвать следующие: Τελμισσός Πάταρα, сo знаменитым храмом и оракулом Аполлона, Αντίφελλος (н. Андифило), славившийся губками, 'Όλυμπος или Φοινικου̃ς, местопребывание морских разбойников, уничтоженное Сервилием, Κώρυκος и Φασηλίς, известный своими легкими кораблями, φάσηλοι, служит главным складочным местом для пиратов. Внутри Л. были города: Πίναρα (н. Минара) при подошве Крага; Τλώς при подошве горы Масикита, Ξάνθoς на реке того же имени, самый большой и знаменитый город в этой области, был разрушен персами и римлянами под начальством Брута; был известен храмом в честь Сарпедона и Аполлона Ликийского; Μύρα в 20 стадиях от берега на высокой скале. Strab. 14, 664 слл. Относительно исследований по топографии, истории и искусству Л., а также и относительно ее жителей много сделали за последнее десятилетие английские путешественники Фелло, Спратт и Форбс и немецкие Шенборн, Савельсберг и М. Шмидт.

ЛИКОЛЕОН

ЛИКОЛЕОН - Lycolĕon, Λυκολέων, афинский оратор, ученик Исократа, живший, вероятно, ок. 376 г. до Р. X. Его речи, исключая одну (υ̉πὲρ Χαβρίου), неизвестны.

ЛИКОМЕД

ЛИКОМЕД - Lycomēdes, Λυκομήδης,

1. царь долопов на острове Скиросе, отец Деидамии, дед Неоптолема, см. Achilleus, Ахилл, Neoptolemus, Неоптолем, Theseus, Тесей, 5;

2. Л. из Мантинеи, отличавшийся своим богатством, а также умом и предприимчивостью (Хеn. Hell. 7, 1, 23. 65) и заботившийся после битвы при Левкрах о соединении аркадян и об основании Мегалополя. Он стремился ослабить влияние Спарты на аркадян и поднять в последних чувство собственного достоинства; в то же самое время, с 369 г., он старался сделать аркадян независимыми от Фив и приобрести гегемонию в Пелопоннесе. С этою целью он в 366 г. заключил союз с Афинами; но на возвратном пути попал в руки аркадских изгнанников, которые его умертвили. Хеn. Hell. 6, 5. 7, 1. 4. Diod. Sic. 15, 59 слл.

ЛИКОН

ЛИКОН - Lycon, Λύκων,

1. сын Гиппокоонта, спартанского царя, убитый Гераклом;

2. троянец, убитый Пенелеем;

3. один из обвинителей Сократа в Афинах;

4. ахеец, подстрекавший сограждан к грабежам и насилиям, что послужило поводом к разделению войска на 2 партии;

5. перипатетик, бывший более 40 лет главою школы перипатетиков. Он происходил из Троады в Азии, был сын Астианакта и умер на 74 году своей жизни. Замечателен был как своей физической силой, так и умом, особенно же приятностью речи (названный за это Γλύκων, dulciloquus), и пользовался расположением Антигона, Аттала и Евмена. Он, вероятно, составил описания характеров и книгу о высшем благе и зле. Cic. fin. 5, 5, 13.

ЛИКОРЕЯ

ЛИКОРЕЯ - Lycōrea, Λυκώρεια, северо-восточная высочайшая вершина Парнасса, поднимающаяся на 7.500 футов, изолированная горная пирамида, н. Ликери. У подошвы ее, вероятно, находился город того же имени, местопребывание Девкалиона; о положении этого города, впрочем, ничего неизвестно. ср.: Фишер, воспоминания и впечатления из Греции (1856), стр. 611 сл.

ЛИКОРИДА

ЛИКОРИДА - Lycōris, любовница Корнелия Галла, см. Gallus, Галл.

ЛИКОРТ

ЛИКОРТ - Lycortas, Λυκόρτας, из Мегалополя, отец Полибия, был в 183 г. до Р. X. главою Ахейского союза после Филопэмена, за смерть которого он отомстил и заставил мессенцев и спартанцев снова примкнуть к союзу (Justin. 32, 1); тем не менее он не мог поддерживать порядок и заставить соблюдать законы. Калликрат и другие изменники с 179 г. старались разрушить союз, заводили партии, ослабили уважение к Л. и другим патриотам и наконец подали повод к вмешательству римлян.

ЛИКОСУРА

ЛИКОСУРА - Lycosūra, Λυκόσουρα, по Павсанию (8, 39), был самым древним городом во всей Греции, основан Ликаоном, сыном Пеласга. Лежал на южном склоне горы Ликея, на речке Πλατανιστών. Опустел с основанием Мегалополя, куда переселились его жители.

ЛИКОФРОН

ЛИКОФРОН - Lycŏphron, Λυκόφρων,

1. сын тирана Периандра (см. Периандр). Hdt. 3, 50-53;

2. тиран в Ферах, добивавшийся господства во всей Фессалии и одержавший победу над династами Лариссы ок. 404 г. до Р. X. Спартанцы ему благоприятствовали. Хеn. Hell. 2, 3, 4. Diod. Sic. 14, 82;

3. один из деверей и убийца Александра из Фер, после смерти которого он был долгое время тираном, пока Филипп Македонский не свергнул его;

4. L. из Халкиды на острове Эвбее, сын Лика, ученый грамматик и поэт, жил при дворе Птолемея Филадельфа в Александрии, где ему было поручено привести в порядок сочинения комических поэтов, находившиеся в тамошней библиотеке. Он написал сочинение περὶ κωμωδίας, много трагедий и стихотворение Αλεξάνδρα или Κασσάνδρα в 1474 ямбах. Последнее сочинение дошло до нас, и, хотя оно написано довольно темно (отчего и прозвание ο̉ σκοτεινός), но содержит много мифологических, исторических и географических сведений, в поэтическом же отношении имеет мало достоинств. В нем заключается беспрерывный ряд предсказаний Кассандры о судьбе Трои и героев Троянской войны; доведено оно до Александра Великого и не лишено интерполяций. Изд. с коментариями Тцецеса Бахманом (1830).

ЛИКОЯ

ЛИКОЯ - Lycŏa, Λυκόα,

1. город в аркадской области Меналии к северо-западу от Тегеи со святилищем Артемиды. Paus. 8, 3, 4. 36, 7;

2. L. или Lykaia, Λυκαία, местечко в Аркадии, расположенное по северному склону горы Ликея, недалеко от Мегалополя. Polib. 16, 17. Paus. 8, 27, 4. 38, 3. 9.

ЛИКСЫ

ЛИКСЫ - Lixae, маркитанты, сопровождавшие войско и продававшие солдатам всякого рода припасы и напитки, а также оказывавшие им и другого рода услуги за деньги. Полководцы часто привлекали их вместе с обозными людьми (calones) к земляным работам, напр., возведению окопов и т. п. Со своими палатками они стояли вне лагеря, перед porta decumana, т. е. воротами, которые находились на задней стороне лагеря, не обращенной к неприятелю. ср. Castra, Кастра, 6.

ЛИКТ

ЛИКТ - Lyctus или Lyttus, Λύκτος, Λύττος, один из древнейших городов на острове Крите, упоминаемый уже Гомером (Il. 2, 647. 17, 611); этот важнейший город в восточной части острова был расположен на одном из возвышений города Аргея, в 40 стадиях от северного берега (в 80 от южного) к юго-востоку от Кносса. Считался спартанской колонией, матерью и колыбелью наилучших граждан. Polib. 4, 54. Strab. 10, 476.

ЛИКТОР

ЛИКТОР - Lictor, служитель высших магистратов или должностных лиц, несший пред ними fasces (см. Фасции). Они по своему положению были ниже, чем scribae и accensi, но выше, чем viatores и praecones. Ликторы были большей частью вольноотпущенные и составляли в Риме особые корпорации, разделявшиеся на декурии (decuriae), a именно 3 декурии ликторов для высших магистратов (по 24 человека в каждой) и 1 декурию куриатных ликторов (lictores curiatii), которые присутствовали при общественных жертвоприношениях (decuria curiatia, quae sacris publicis apparet) и служили представителями 30 курий в мнимых комициях, т. е. комициях куриатных, на деле не собиравшихся, а существовавших только формально и заменявшихся 30 ликторами, которые, таким образом, представляли собою как бы 30 курий (см. comitia curiata, Комиции). О происхождении ликторов и числе их, какое полагалось для каждого магистрата, см. Fasces, Фасции. Flamen dialis и весталки имели также по ликтору, может быть, из декурии ликторов куриатных. Особую корпорацию составляли созданные Августом (вероятно, для сакральных целей) ликторы так называемых vicomagistri (т. е. начальников кварталов), находившиеся также в распоряжении децемвиров (decemviri, Децемвиры). Ликторы сопровождали правительственные лица во время их выхода, очищали для них дорогу, отгоняя толпу (summovere plebem); смотрели за тем, чтобы им была оказываема должная почесть, окружали трибунал, охраняли вестибул, совершали казнь над осужденными гражданами и т. п. Ближайший к магистрату ликтор, шедший впереди него, назывался lictor proximus; а передовой - lictor primus (как это видно из Liv. 24, 44). Впрочем, другие называют первым ликтором ближайшего к магистрату, так что l. primus иногда тоже значит, что l. proximus. ср. Fasces, Фасции.

ЛИКУРГ

ЛИКУРГ - Lycurgus, Λυκου̃ργος,

1. сын Дрианта, см. Dionysus, Дионис, 3;

2. сын Алея и Неэры, брат Кефея и Авги, отец Анкея, Епоха, Амфидаманта и Яса, аркадского царя. Он убил Ареифоя (см. Ареифой). Нот, Il. 7, 142;

3. сын Пронакта, шурин Адраста, участник в 1-й Фиванской войне, вступивший в бой с Амфиараем, прекращенный Адрастом и Тидеем;

4. сын Ферета, брат Адмета, супруг Евридики или Амфитеи, царь немейской земли, см. Hypsipyle, Гипсипила. Но между лицами, носившими это, часто встречающееся в Греции, имя, преимущественно следует назвать

5. Л., спартанского законодателя, рассказы о котором, правда, имеют до такой степени мифический характер, что, по всей вероятности, это была не отдельная личность, но представитель известной эпохи. В этом смысле древние назвали отца его Евнома и сына Евкосма. Сведения о Л. мы имеем главным образом из следующих мест древних писателей. По Фукидиду (1, 18), Л. жил за 400 лет до конца Пелопоннесской войны, следовательно, ок. 817 г. до Р. X. (по Клинтону); по другим (так Cic. r. р. 2, 10), он жил ок. 854 или 884 г., по Плутарху - между 900 и 870 гг. (Lyc. 7. 29, сотр. Lyc. et Num. 4. Ages. 31). Л. происходил из царского дома Проклидов (Plut. Lyc. 2. Paus. 3, 7. Hdt. 8, 131) и был дядей и опекуном Харилла или Харилая (Plut. Lyc. 3). В это время он принимал участие в новом учреждении Олимпийских игр и елейского божьего мира (ε̉κεχειρία) вместе с Ифитом. Различного рода неприятности даже со стороны матери Харилая заставили Л. покинуть родину, куда он намерен был возвратиться только тогда, когда Харилай вырастет и будет иметь наследника. Прежде всего он прибыл на остров Крит, где, как говорят, у него и явился план дать Спарте государственное устройство; с этою целью он отправил туда певца Фалета, чтобы сперва музыкой и пением прекратить раздоры. Plut. Lyc. 4. Затем, говорят, удалился в Ионию и достал там полный экземпляр гомеровских песен, до тех пор мало известных в Элладе. Вследствие настоятельных требований Л. вернулся в Спарту, где неспособный Харилай был царем только по имени. Когда дельфийский оракул одобрил предприятие Л., последний принялся за преобразование государства, что ему и удалось, правда, не без сопротивлений, но зато и без всяких насильственных мер, т. к. главной его заботой было воскресить дорический характер и наметить, таким образом, дальнейшее его развитие. Чтобы обеспечить за этим устройством как можно более продолжительное существование, он взял, как рассказывает Плутарх (Lyc. 29), со спартанцев клятвенное обещание строго держаться и не нарушать этого устройства до его возвращения из Дельф, куда он отправился посоветоваться с оракулом. Когда Пифия обещала славу и величие Спарте до тех пор, пока будут соблюдаться его законы, он добровольно кончил свою жизнь голодною смертью в Кирре, или в Элиде, или на острове Крит (Plut. Lyc. 31), приказав прах свой бросить в море, чтобы таким образом спартанцы не могли считать себя свободными от данной ему клятвы. В Спарте ему воздавали в святилище божеские почести. Hdt. 1, 66. Об его законодательской деятельности ср. Sparta, Спарта, 7 (государственное устройство);

6. политический противник Писистрата, предводитель «людей равнины». Hdt. 1, 59 сл.;

7. Л. афинянин, один из 10 аттических ораторов, был сын Ликофрона и, вероятно, родился ок. 396 г. до Р. X. Об его юности почти ничего не известно. Только после того, как среди греческих государств возникли раздоры вследствие происков Филиппа Македонского, Л., как Демосфен и Гиперид, выступил защитником интересов родины против македонского владычества. Он посвятил себя исключительно занятию внутренними делами и старался посредством приведения в порядок финансов доставить необходимые для войны средства; 12 лет, как кажется, с 341 по 329 г. до Р. X., он заведовал финансами, исправляя должность государственного казначея (ταμίας ε̉πί τη̃ διοικήσει или τη̃ς κοινη̃ς προσόδου), из них 8 лет, конечно, не под этим именем, т. к. эту должность можно было занимать только в продолжение 4-х лет. Он заботился о поправлении военных кораблей и впервые ввел тетреры и пентеры в военный флот, старался о поправке νεώσοικοι в трех военных гаванях, достроил морской арсенал, украсил большой театр Диониса, выстроил афинский στάδιον (ристалище) и разукрасил гимназию в лицее. Упоминаются также и другие его постройки для украшения города. За свои разнообразные услуги государству он был награжден по предложению Стратокла (307 г. до Р. X.) почетным декретом, который дошел до нас (Plut. vit. X. or. p. 851). Отрывки этого декрета найдены в Афинах в 1860 г. и объяснены К. Курциусом (Philol. 24, 83. 261); другие надписи, касающиеся его деятельности, обработаны Келером (Hermes 1, 912. 2, 2. 5, 223). Сверх того, народ выражал ему свое удовольствие тем, что много раз украшал его венками. Умер он, по всей вероятности, в 325 или 324 г. и погребен на государственный счет по дороге, которая вела к Академии. Честный образ мыслей, прямота и твердость характера были отличительными качествами Л. Будучи часто обвиняем судебным порядком, он тем не менее никогда не подвергался наказаниям; сам же был весьма опасным обвинителем. Cic. Brut. 34. В древности было известно 15 его речей; из них до нашего времени сохранилась только, кроме фрагментов, одна речь против Леократа (ει̉ραγγελία προδοσίας κατὰ Λεωκράτους), из которой видно, что его политическое значение было несравненно выше ораторского и что форма уступает мысли: «Его язык шероховат, выражения не гладки, изложение лишено urbanitas, легкости и плавности, а в целом недостает гладкости и округленности». Изд. см. собрания Oratt. att. Рейске, Беккер (1811), Пинцгер (1824), Мецнер (1836), Шейбе (1871), А. Николаи (1875), Реданц (1876), собрание фрагментов Кислинга (1847).

ЛИЛЕЯ

ЛИЛЕЯ - Λίλαια, Лился, город в Фокиде, упоминаемый уже Гомером (Il. 2, 522), у истоков Кефиса, в закрытой местности; поэтому во время Персидских войн он остался нетронутым. Во время священной войны он был разрушен македонянами, но вскоре оправился. Еще ныне существуют значительные развалины его. Paus. 10, 33, 3.

ЛИЛИБЕЙ

ЛИЛИБЕЙ - Lilybaeum, Λιλύβαιον, западный мыс Сицилии, в расстоянии 1.000 стадий от ближайшего пункта на африканском берегу (а именно от мыса Бон). Карфагеняне основали здесь в 397 г. до Р. X. сильный город того же имени, сделавшийся одним из важнейших пунктов на острове и защищенный гарнизоном в 20.000 человек. Polib. 1. 42. 45. Римляне не могли взять его в 250 г., т. к. он был окружен крепкой стеной и рвом в 60 футов ширины и 40 футов глубины (Polib. 1, 42. 47); только по заключении мира достался он им в руки. И под римским господством Л. сохранил свое значение. Нынешний город Mapcaлa лежит в южной части древнего Л. Strab. 6, 265 сл.

ЛИМЕС

ЛИМЕС - Limes, межа или дорожка между отдельными участками отведенной для граждан общественной земли. Обыкновенно участки отделялись друг от друга рвами или же дорогами, шедшими с севера к югу и, поперек, с востока к западу; первые назывались cardines, вторые decumanilimites. Кроме того, были еще меньшие дорожки, называвшиеся в первом направлении prorsi, т. е. продольными, во втором направлении transvorsi, т. е. поперечными. Limites назывались также тропинки для пешеходов, шедшие по сторонам полотна больших дорог (agger viae) или шоссе. Tac. hist. 2, 24. 42. 3, 25. Verg. Aen. 5, 273. Во времена Империи называлась limes или limes imperii Romani укрепленная граница государства Римского, состоявшая из широкого и высокого вала (Tac. ann. 1, 50), а солдаты, охранявшие ее, назывались milites limitanei. Остатки этих границ в Германии известны в народе под именем «чертовой стены», в последнее время они были тщательно расследованы, причем открыто немало памятников римской старины. В Германии можно проследить направление римской границы от Регенсбурга до Лорха, оттуда до Оденвальда и Таунуса и затем до Кёльна.

ЛИМЕЯ

ЛИМЕЯ - Limaeas, Λιμαίας, н. Лимия, река в Западной Испании, между Дурием и Минием, называвшаяся также рекой забвения, ο̉ τη̃ς Λήθης, как говорят, оттого, что турдулы и кельты потеряли здесь своего общего вождя, рассорились и позабыли о своем предприятии. Поэтому и солдаты Д. Юния Брута Каллаика не хотели перейти через нее в 136 г. до Р. X. Strab. 3, 153. App. Hisp. 72.

ЛИМНЫ

ЛИМНЫ - Λίμναι, 1. город Мессении на границе Лаконии, в так называемом Дентальском округе. Насилие, совершенное здесь у храма Артемиды Лимнатидской мессенскими юношами над спартанскими девами, подало повод к 1-й Мессенской войне. На месте этого города стоит теперь небольшая запущенная часовня Панагии Болимнаской Paus. 3, 2, 6. 16, 6. 4, 31, 3. Strab. 7, 362;

2. часть города Спарты, см. Laconica, Лаконика, 8;

3. южная часть города Афин, где находился Леней (Λήναιον), который поэтому называется также το Ιερόν του̃ ε̉ν Λίμναις Διονύσου, cm. Attica, 12;

4. город на западном берегу фракийского Херсонеса, к западу от Сеста, н. Анафарта. Strab. 14, 635.

ЛИМОНУМ

ЛИМОНУМ - Limo, Limonum, Lemonum, город пиктонов в Аквитании, н. Пуатье. Caes. b. g. 8, 26.

ЛИМОС

ЛИМОС - Λιμός, ο̉ и η̉, Famеs, олицетворение голода и голодной смерти, которую изображали со впалыми глазами, бледным лицом и взъерошенными волосами. Она считалась дочерью Эриды (Hesiod. theog. 217) и описана Овидием в Ov. met. 8, 798 слл. У Вергилия помещена она у входа в ад вместе с другими смертоносными чудовищами. Verg. Aen. 6, 276.

ЛИН

ЛИН - Linus, Λίνος, красивый, рано погибший юноша. В нем, как в беотийском нарциссе, лакедомонском гиацинте и вифинском Гиласе, олицетворялась природа, погибающая в цветущую пору. Вероятно, Л., подобно Гиацинту и Нарциссу, был названием какого-нибудь цветка (может быть, одного из видов нарцисса). Бругш в своем сочинении Die Adonisklage und das Linoslied (1852) полагает, что миф о Л. получил начало на востоке. Раннюю смерть этого красивого и молодого пастуха оплакивали в жалобных песнях. Уже Гомер упоминает о песне Л., Λίνος (Il. 18, 570); а у трагиков часто встречается жалобное восклицание αι̉λινον (Aesch. Agam. 115. 131. 148. Soph. Ai. 627. Eur. Phoen. 1535). Особенно в Аргосе сохранилось древнее празднование Л. Здесь он считался сыном Аполлона и царевны Псамафы. Он был брошен своею матерью, воспитан пастухами и затем растерзан собаками, а Псамафа была приговорена к смерти отцом своим, после того как она открыла ему о своем преступлении. Разгневанный этим Аполлон послал Пэну (Ποινή), которая похищала у матерей их детей. Чтобы избавиться от бедствия, аргивяне обратились к оракулу, который посоветовал им умилостивить Псамафу и Л. Поэтому они учредили ежегодный праздник в честь Л., праздновавшийся в летнее время, в так называемом бараньем месяце (μὴν 'άρνειος), и называвшийся α̉ρνηΐς (праздником бараньим или ягнячим) или κυνοφόντις (праздником избиения собак), т. к. в этот праздник приносили в жертву ягнят и убивали собак. В этот же праздник жены и девы устраивали процессию и оплакивали смерть Л. В основании всего этого празднества лежало представление о страданиях и гибели растительного царства вследствие палящей жары летних дней, наступающей с выходом Пса или Сириуса. В Фивах и в Беотии Л. является в другом, более совершенном образе; здесь он из юноши, оплакиваемого в песнях, преобразился в певца. Он считался сыном Амфимара (или Аполлона) и музы Урании и имел грот на Геликоне, горе Муз. В этом гроте стояло его изображение, и здесь ежегодно приносили ему заупокойные жертвы, предшествовавшие обыкновенно жертвоприношению в честь Муз. По сказанию, Л. вступил в состязание с Аполлоном и был за это убит им. В последующие времена Л.-певца сделали мудрецом и ученым. Предание гласило, что он обучал Геракла игре на кифаре и что Геракл убил его кифарой, когда тот наказал своего непонятливого ученика. Apollod. 2, 4, 9. Paus. 1, 43, 7. 9, 29, 6 слл. В Александрийские времена из него сделали даже сочинителя апокрифических книг, подобно Орфею, Мусею и другим, с которыми он поставлен был в близкие отношения. Могилу Л. показывали в Фивах, Аргосе и в Халкиде на острове Эвбее.

ЛИНГОНЫ

ЛИНГОНЫ - Lingŏnes, Λίγγονες, лингоны, значительное кельтское племя у подошвы Вогез, у истоков Матроны и Мозы (Caes. b. g. 4, 10), между тревирами и секванами (Caes. b. g. 1, 40. Tac. hist. 4, 64. 67). Главный город их Andematunnum, н. Лангр. Они принадлежали к тем галльским племенам, которые поставляли известное число войска для нашествий на Италию. Liv. 5, 35. Император Отон даровал им право гражданства. Tac. hist. 1, 78.

ЛИНД

ЛИНД - Λίνδος, см. Rhodus, Родос, 1.

ЛИНКЕЙ

ЛИНКЕЙ - Lynceus, см. Danaus, Данай, и Idas, Идас.

ЛИНКЕСТИДА

ЛИНКЕСТИДА - Lyncestis, Λυγκηστίς, страна, расположенная по верхнему течению Эригона на юго-западе от Македонии, жители которой (Λυγκησταί) раньше соединения ее с Македонией имели своих собственных правителей из рода Бакхиадов. Thuc. 2, 99. 4, 83. Главным городом был Λύγκος (Thuc. 4, 83. 124 и т. д. Liv. 26, 25. 31, 33. 32, 13) или Λύκος (Liv. 32, 9. Plut. Flamin. 4).

ЛИПАРА

ЛИПАРА - Lipăra, η̉ Λιπάρα, н. Липари, самый большой из эоловых или липарских островов у северного берега Сицилии, вулканического происхождения, поэтому часто страдавший от огненных извержений. Авзоны основали город Л., который впоследствии заняли поселенцы из Книда. Наконец, в 251 г. до Р. X. островом овладели римляне. Strab. 6, 275 слл. Polib. 1, 25, 4. Diod. Sic. 5, 7, 10.

ЛИРИКИ

ЛИРИКИ - Lyrici.

I. У греков.

Под именем лирической поэзии в обширном смысле мы понимаем всякого рода поэтическое произведение, не принадлежащее ни к эпосу, ни к драме, относя, следовательно, сюда же элегии, ямбическую поэзию и т. п.; в более же узком смысле, - а так понимали ее и сами греки, - она означает только такого рода поэзию, которая тесно связана с музыкой и орхестикой, так называемую мелическую и хорическую; первая преимущественно свойственна была эолийцам, а вторая выработана дорянами, вследствие чего первая называется также эолическою поэзиею, а вторая дорическою. В то время как ионийцы, вследствие особенной впечатлительности и восприимчивости к явлениям внешнего мира, создали эпос и элегию, опередив в этом все остальные племена, и заботились об их развитии, эолийцы, воспринимая так же живо и легко впечатления извне, но отличаясь большею силою и глубиною чувства, пошли далее в развитии задачи поэзии и создали новый род художественного произведения - мелическую поэзию, в которой поэт выражал непосредственно свои внутренние, индивидуальные мысли и чувства, вызванные тем или другим обстоятельством, свой гнев и ненависть, любовь и дружбу, радость и горе. Выражению подобного рода чувств уже не соответствовала та спокойность и равномерность, которые составляют отличительную черту элегий и рапсодий; необходимо было пение и быстрый, менее спокойный метр. За напряжением и возбуждением чувства естественно следует ослабление и остановка, отсюда появилась мелическая строфа, состоящая из нескольких коротких повторяющихся стихов, за которыми следует один или два заключительных стиха с несколько иным метром (сапфическая, алкейская строфа и т. д.). Пение сопровождалось игрою на струнном инструменте. Начало и последующее развитие этой эолической поэзии относится к концу 7 и 1-й половине 6 в. до Р. X., т.е. ко времени политической борьбы, когда в каждой отдельной личности является большее сознание самостоятельности и когда чувство и страсть высказываются с большею силой. Страна, где явилась и по преимуществу развивалась мелическая поэзия, был остров Лесбос. Эолийцы, жившие на этом острове, достигли высшего развития духовной жизни, чем те из них, которые жили в других местах; музыка пользовалась у них особенной заботой. Представителями этого рода поэзии были: Алкей из Митилены (ок. 612 г. до Р. X.), известный своим страстным участием во внутренних усобицах отечества и жизнью, полною беспрерывных треволнений; его современница и землячка Сапфо вместе сo своей ученицею Еринною. Как на отдельную отрасль эолической поэзии следует смотреть на поэзию ионийца Анакреонта. Различный характер сравнительно с мелическою поэзиею имела лирика хорическая или дорическая, в которой лирическая поэзия вообще достигла самой высокой ступени своего развития. В ней выражалось уже не субъективное чувство отдельной личности - поэта, но чувство и душа целого народа. Эти песни исполнялись на празднествах в честь богов танцующим хором под аккомпанемент музыкального инструмента. Для такого рода представлений не подходили уже небольшие, легкие эолические строфы; хорические строфы, соответствующая ей по метру антистрофа, за нею различная от обеих эпода; во время антистрофы хор возвращался на первоначальное место, исполняя в обратном направлении те же движения, что и в строфе, и затем, стоя, пел эподу. Песни по своему назначению и содержанию носили различные названия. Так, παιάν был связан с культом Аполлона. Уже у Гомера находим мы его в виде умилостивительной песни при жертвоприношении Аполлону (Ноm. Il. 1, 472) или же в виде победной песни (Il. 22, 331). Из пеана первого рода, особенно в культе пифийского Аполлона, развилась под дорическим влиянием хвалебная и благодарственная песнь или же песнь, взывающая о помощи в беде и относящаяся не только к богам-спасителям - Аполлону и Артемиде, но и к другим божествам-покровителям; пеан, исполнявшийся во время пиршеств, во время δει̃πνον и συμπόσιον, носил особый характер. Из победного пеана, в особенности под влиянием критян, развилась боевая песнь, исполнявшаяся при нападении на врагов и после победы. Противоположна пеану была песнь в честь Аполлона, называвшаяся υ̉πόρχημα, веселого и шутливого характера, причем пение хора сопровождалось жестами и танцами. 'Ύμνος была хвалебная песнь в честь богов, которую пел хор под аккомпанемент кифары, стоя перед алтарем; как на самых древних основателей этих хорических гимнов следует смотреть на Аполлоновых певцов Олена, Филаммона и др.; гимны Гомера (см. Homerus, Гомер, 9), как не предназначавшиеся для публичного чествования богов, подобно позднейшим гимнам Каллимаха, Месомеда, орфических поэтов, следует совершенно отличать от гимнов, посвященных известному культу. О διθύραμβος см. слово Προσόδια, Просодия (видоизменение гимнов, или пеана), назывались песни, которые пел хор под аккомпанемент флейты в то время, когда он в торжественном шествии направлялся к храму; несколько иной характер имели παρθένια, названные так потому, что исполнялись хором молодых девиц. Έγκώμιον была хвалебная песнь для прославления как отдельных личностей, царей и замечательных мужей, так и особенных каких-либо событий. Родственного с предыдущею песнью характера была хвалебная песнь в честь победителя при состязаниях - ε̉πινίκιον, см. Pindaros, Пиндар. Сюда же принадлежат παροίνια, застольные песни, - из них так называемые σκoλιά имели особенный характер, - и свадебные песни, υ̉μέναιοι и ε̉πιθαλάμια, последние пелись перед дверьми свадебной комнаты, а первые во время торжественного шествия невесты хором юношей и девиц. Обычай провожать домой новобрачных в сопровождении хора из юношей и девиц с танцами и песнями и петь шутливые песни за свадебным пиром и перед спальней новобрачных был очень древним. Ноm. Il. 18, 492 слл. Hesiod. scut. Here. 274 слл. Веселым свадебным песням составляли противоположность θρη̃νοι, печальные песни под аккомпанемент флейты во время похорон и поминок. ср. об этих различных периодах мелической поэзии Bernhardy, Grundr. der griech. Litteratur II, 2, стр. 624 слл., 3-е изд. Хорическая поэзия имела свои начатки в древнейшее, еще догомеровское время и в особенности развивалась под влиянием глубоко религиозного племени дорян, главным образом на острове Крите и в Спарте. Но художественное развитие получила она после большого усовершенствования в музыке, ок. 30 ол. (660 г. до Р. X.), благодаря поэтам, которые происходили частью из недорических государств, каковы были Алкман из Лидии (ок. 650 г. до Р. X.), Стесихор из Гимеры (635-560 гг.) и Арион из Мефимны (628-585 гг.). Хотя эти поэты в общем придерживались нравственно-религиозного характера хорической поэзии дорян, тем не менее они относились к своему предмету с большею свободой и самостоятельностью поэтического творческтва, чем это было до них. Под влиянием только что названных поэтов хорическая поэзия сделалась общим достояним всех греков; самого же высшего процветания достигла она в конце 6 и в 1-й половине 5 в. до Р. X., т. е. незадолго до Персидских войны и во время их благодаря следующим поэтам: Ивику из Регия (ок. 530 г. до Р. X.), Симониду из Кеоса (556-469 гг.) и Пиндару из Фив (521-441 гг.); к ним примыкает также Бакхилид, племянник Симонида (ок. 473 г.). У них хор служит только средством для выражения свободного вдохновения поэта. Но, кроме того, следует указать на 3-х женщин - Коринну из Танагры, Телесиллу из Аргоса (ок. 500 г. до Р. X.) и Праксиллу из Сикиона (ок. 450 г.), затем Тимокреонта с острова Родоса (жившего во время Персидских войн), замечательного своею пылкостью и язвительным остроумием. Диагора из Мелоса (ок. 470 г. до Р. X.), Керкида из Мегалополя (ок. 350 г. до Р. X.); наконец известны дифирамбами следующие поэты: Филоксен с острова Киферы (ок. 400 г. до Р. X.), Тимофей из Милета (умер в 357 г. до Р. X.), Полиид и Телест из Селинунта (ок. 350 г. до Р. X.). Чем разнообразнее и величественнее были мелические произведения греков, тем сильнее следует пожалеть о том, что за исключением энкомий Пиндара до нас не дошло ни одного полного стихотворения. Собрание фрагментов греческих лириков (включая и элегиков) находится у Th. Bergk: Poetae lyrici Graeci (4-е изд., 1878-1882); избран. в изд. Mehlhorn (1827), Schneidewin (1839), Stoll. (4-е изд., 1862-1874), Buchholz (2-е изд., 1873-1875, I т. изд. 1880). Bergk (2-е изд., 1868).

II. У римлян лирическая поэзия была приноровлена к их культу. Художественного развития достигла она в эпиграмме, ямбе и особенно в элегии. К концу Республики, когда знакомство с греческой литературой сделалось всеобщим, нашел себе место и греческий мелос. Катулл был первым лириком этого рода; но мастером в этой поэзии, и по приговору древних, считается Гораций, который действительно мог хвалиться тем, что princeps Aeolium carmen ad Italos deduxit modos (Od. 3, 30, 13 сл.). Множество лириков следовало за ним в первые века христианства, даже некоторые из христиан (Пруденций и др.) делали попытки в этом роде. Здесь можно назвать: Цезия Басса, Салея Басса, Вестриция Спуринну, Стация и др.

ЛИРИС

ЛИРИС - Liris, Λει̃ρις, Λι̃ρις, н. Лири или Гарильяно, значительная река в Средней Италии, берет начало в Апеннинах, вблизи Фуцинского озера, затем течет по Южному Лациуму, принимая в себя несколько притоков (из которых важнейший Trerus), и заливается в Тусское море у Минтурн. Strab. 5, 233. Течение его было тихое (taciturnus amnis, Horat. Od. 1, 31, 7).

ЛИРНЕСС

ЛИРНЕСС - Lyrnessus, Λυρνησσός, город внутри Мисии, упоминаемый уже Гомером (Il. 2, 690. 19, 60. 20, 92), в 2-х милях от Адрамиттия, но впоследствии исчезнувший. Был местопребыванием царя Минета, супруга Бризеиды.

ЛИСАНДР

ЛИСАНДР - Lysander, Λύσανδρος, лакедемонский полководец во время Пелопоннесской войны, принадлежал к роду Гераклидов, по другим же известиям, был сыном илота. Aelian. v. h. 12, 43. Diod. Sic. 14, 13. Л. представлял собою образец древнего спартанца и стремился прежде всего к тому, чтобы доставить Спарте господство в целой Греции, а затем самому властвовать в ней. Вместе с талантом полководца обладал он и проницательностью государственного мужа, очень хорошо умел ценить значение и силы Афин, ясно понимая, что последние могут быть побеждены только их же собственным оружием. Получил он главное начальство над спартанским флотом в 407 г., когда афиняне, благодаря победам Алкивиада, находились в очень выгодном положении. Переправившись в Эфес, он нашел этот город весьма удобным местом для сбора войск и старался прежде всего об увеличении флота; при этом ему много помогало то обстоятельство, что он сумел снискать расположение Кира Младшего. Plut. Lys. 3. Строго соблюдая отечественные обычаи и отличаясь большою простотою по отношению к самому себе, Л. был замечателен своею хитростью, лукавством и политическою проницательностью: детей надувают костьми, а мужей клятвами; где недостаточно львиной шкуры, можно пришить и лисий мех, говорил он. Plut. Lys. 7. 9. Cic. off. 1, 30. Всячески избегая встречи с неприятельским флотом, Л. тем не менее причинил ему значительный вред при Нотии (407 г., Diod. Sic. 13, 70) во время отсутствия Алкивиада; вследствие этого против последнего возникло неудовольствие народа и на его место было назначено 10 новых военачальников. Тем временем Л. старался возбуждать перевороты в малоазиатских городах и устраивать в них олигархические правления; с этою целью он делал даже всевозможные затруднения своему преемнику Калликратиду. Plut. Lys. 8. Diod. Sic. 13, 104. Когда последний пал в битве при Аргинусских островах, Л. снова получил главное начальство, хотя и не с титулом наварха (эту должность никто не мог занимать в Спарте два раза), но в качестве помощника (см. Έπιστολεύς, Эпистолей) Аарака, избранного на эту должность только для виду. Plut. Lys. 7. Хеn. Hell. 2, 1, 7. Благодаря разумному выжиданию ему удалось летом 405 г. напасть при устье реки Эгоспотамос на значительный афинский флот, состоявший из 180 парусных судов, и легко завладеть всеми кораблями; 3000 пленных приказал он казнить и оставить без погребения. Хеn. Hell. 2, 1, 29. Plut. Lys. 11. Прежде чем направиться в Афины, для того чтобы осадить их, посетил он подвластные афинянам фракийско-азиатские города и острова и на основании заранее уже сделанных сношений ввел повсюду олигархическое правление из 10 мужей и одного спартанского гармоста, чем, естественно, достиг того, что эти города отошли от Афин, которым остался верен только остров Самос. Осадив после этого Афины и принудив их голодом сдаться в 404 г., он поставил в них 30 мужей и приказал срыть городские стены. Хеn. Hell. 2, 2, 3. Plut. Lys. 15. Diod. Sic. 14, 3. Затем он отправился на остров Самос, чтобы и здесь ввести господство 10 олигархов. Отсюда переслал он через Гилиппа в Спарту остаток данных ему Киром денег и другие подарки - 470, по другим, даже 1000 талантов - и предоставил их в распоряжение государства; сверх того, он поставил в честь себя и каждого из начальников флота медные статуи в Дельфах. Paus. 9, 32, 10. Повсюду пользовался он теперь уважением, поэты соревновались между собою, воспевая его деяния; он был первым из греков, которому города воздвигали алтари, как божеству. Plut. Lys. 18. После окончания войны он жил, впрочем, вне Спарты, где его произвол и честолюбие стеснялись самим государственным организмом. Он исходатайствовал позволение отправить в Афины на помощь «тридцати» гарнизон, т. к. они этого желали (Хеn. Hell. 2, 3, 13); вместе с тем он старался погубить в Азии Алкивиада, который был страшен для тиранов. Сетования на жестокости Л. в Азии, в особенности же жалобы сатрапа Фарнабаза, область которого он опустошил, послужили поводом к его отозванию: причиной было именно желание обуздать его своеволие. Plut. Lys. 20. С трудом избежал он дальнейших для себя затруднений благодаря путешествию вследствие ранее данного обета к храму Юпитера Аммонского. Но когда раздражение демократов против олигархов в Афинах заставило Спарту оказать последним помощь, Л. еще раз представилась возможность отпраздновать триумф над Афинами, но он лишился этого вследствие стараний Павсания быть посредником между обеими партиями. После этого Л. жил в бездействии до 397 г., когда он оказал свое содействие Агесилаю во время возникших споров за престолонаследие после смерти царя Агиса. Затем Л. сопровождал Агесилая во время похода в Азию; но когда последний воспротивился его образу действий в тамошних городах, то он отправился в качестве помощника главнокомандующего в Геллеспонт, а оттуда скоро возвратился в Спарту, исполненный гнева против Агесилая и твердо решившись уничтожить наследственную царскую власть и сделать это достоинство доступным для всех гераклидов. Plut. Lys. 24. Ages. 8. Nep. Lys. 3. Cic. div. 1, 43. Но этим его замыслам не суждено было осуществиться. Когда осенью 395 г. возникла война между фиванцами и фокейцами, эфоры в Спарте решили немедленно начать войну с Фивами. Л. должен был вторгнуться в Беотию с запада, Павсаний с юга, а затем оба должны были соединиться при Галиарте. План не удался; Л. сам пал вследствие необдуманного нападения на фиванцев при Галиарте и был погребен в городе Панопее в Фокиде. Он умер, как и жил, в бедности. Plut. Lys. 30. Хеn. Hell. 3, 5, 17 слл. Paus. 9, 32, 5.

ЛИСАНОРИД

ЛИСАНОРИД - Lysanorĭdas, Λυσανορίδας, один из трех спартанских гармостов, которые сдали в 379 г. Кадмею; но т. к. он в эту ночь восстания находился в отсутствии, то и не подвергся смертной казни, а был наказан большим денежным штрафом, которого избежал добровольным изгнанием. Хеn. Hell. 5, 4, 13. Plut. Pelop. 13. Diod. Sic. 15, 27.

ЛИСИЙ

ЛИСИЙ - Lysĭas, Λυσίας, занимает видное место в числе 10 афинских ораторов, хотя и не был афинским гражданином. Его отец, по имени Кефал, был богатым человеком в Сиракузах; но вследствие политического положения его родного города, а также и вследствие убеждений Перикла, с которым у него были приязненные отношения, он поселился в 447 г. в Афинах в качестве метэка; что он был человек умный и с характером, тому доказательством служат его отношения к Периклу, равно как и то обстоятельство, что Платон в своем сочинении о государстве выставляет его человеком, достойным уважения. Своим сыновьям Полемарху, Л. и Евфидему он дал превосходное образование. Л., как обыкновенно полагают, родился в Афинах в 80,2 ол. (459 г. до Р. X.). Вместе со своим старшим братом, еще не достигши 16-летнего возраста, он отправился в Фурии, город в Южной Италии, где, как кажется, и прожил 18 лет. Там он исправлял различные гражданские должности и пользовался большим уважением, благодаря своему богатству. Под руководством Тисия Сиракузского, ученика Коракса, изучал он здесь правила искусственного красноречия в связи с политическими доктринами софистов: остроумные антитезы, строгий параллелизм членов, созвучие слов и особенно конечных слогов отличали эту школу. Его политические убеждения были совершенно демократические. Когда, после поражения афинян в Сицилии, исчезло их влияние и в Фуриях, а лакедемонская партия одержала верх, Л. принужден был бежать вместе с братом Полемархом и 300 приверженцами и возвратился в Афины в 412 г. Там прежняя демократия была свергнута, а олигархическое господство 400 было непродолжительно. Следовавшая затем умеренная демократия, которой Фукидид воздает большие похвалы (8, 97), в скором времени пришла в упадок, как это обнаружилось в осуждении полководцев после битвы при Аргинусских островах. Л. с братом своим жил в это время в Афинах в качестве ι̉σοτελει̃ς, имел поместье и устроил с помощью 120 рабов довольно большую фабрику щитов. В правление «тридцати» они не только лишились своего имущества, но Полемарх должен был даже без всякого суда выпить яд; Л. удалился после этого в Мегару и отсюда оказывал с помощью остатков своего состояния немало содействия восстановлению демократии. Фрасибул сделал предложение дать Л. за его заслуги право гражданства, но вследствие несоблюдения какой-то формальности предложение не имело успеха. Еще до утверждения амнистии Л. выступил в качестве обвинителя против Эратосфена, как виновника казни брата, и эта речь, в которой он раскрыл всю политическую историю последнего времени, доставила ему большую славу. Она была первою из 31 речи, дошедших до нас, и единственною, которую Л. произносил сам; обыкновенно же он писал речи только для других, как λογογράφος; т. к. для этой цели простая, безыскусственная манера изложения была самой подходящей, то он и развил tenue dicendi genus и считался в этом случае образцом. По плодовитости он превзошел всех логографов; ему приписывали 425 речей; в древности знали 230 речей, достоверно принадлежавших Л. Значение и заслуга его речей заключается не только в их необыкновенной ясности и отчетливости изложения, но и в превосходном выяснении характера того лица, в защиту которого речь была написана. Совсем другой тон имеет речь, составленная для зажиточного крестьянина, защищающегося против обвинения в том, будто он выдернул священную маслину, нежели веселая, юмористическая речь для калеки, который отстаивает право дальнейшего пользования общественною благотворительностью и доказывает, что он вправе устроить свою жизнь как можно приятнее. На этом основании древние особенно восхваляли в Л. - η̉θοποιία, талант обрисовывать характер, ε̉νάργεια и διατύπωσις, живость и правдивое изображение жизни. Превосходную оценку его речей находим мы у Дионисия Галикарнасского. Л. жил, вероятно, до 378 г. Изд., кроме Oratt, attici Reiske, J. Bekker, Dobson, Baiter и Sauppe, Förtsch (1829), Franz (1881), Westermann (1854), Scheibe (2-е изд., 1855), Cobet (1863), Frohberger (3 т., 1866). Избранное Bremi (1826), Rauchenstein (7-е изд., 1876) и Frohberger (1875).

ЛИСИКЛ

ЛИСИКЛ - Lysĭcles, Λυσικλη̃ς,

1. один из афинских полководцев в битве при Херонее; обвиненный затем оратором Ликургом, он был приговорен к смерти. Diod. Sic. 16, 85 слл.;

2. супруг известной Аспасии по смерти Перикла, бывший первоначально, как говорят, торговцем скота, затем оратором и демагогом. Plut. Per. 24. Thuc. 3, 19.

ЛИСИКРАТ

ЛИСИКРАТ - Lysicrătes, Λυσικράτης, афинский хороначальник, в честь которого был воздвигнут памятник, сохранившийся до настоящего времени, хотя и не вполне. Поставлен этот памятник по следующему обстоятельству. От каждой филы в трагические и комические хоры назначались хореги (см. Λειτουργία, Литургия), которые соревновались друг с другом из-за награды, состоявшей из искусно сделанного треножника - χορηγικός τρίπους, - который затем или посвящался божеству, или же ставился в особо выстроенном для этого здании: одна из улиц, шедшая от Пританея по восточной стороне акрополя, называлась Τρίποδες вследствие множества находившихся там таких монументов. Уцелевший до нашего времени памятник Л. состоит из квадратного основания, на которое опираются 6 коринфских колонн; они поддерживают плоский купол из одного камня, на середине которого помещается подставка в виде цветка, поддерживающая сам треножник. Разрез внутреннего пространства составляет 6 футов; сказание о том, что Демосфен в уединении занимался здесь (чем объясняется теперешнее название этого памятника у греков - фонарь Демосфена), кажется, лишено всякого основания.

ЛИСИМАХ

ЛИСИМАХ - Lysimăchus, Λυσίμαχος,

1. сын Агафокла, фессалиец, родившийся в македонском городе Пелле (Justin. 15, 3. Arr. 6, 28), ок. 361 г. Он сопровождал Александра Великого в его походе против персов, но выдвинуться сумел лишь во время похода последнего в Индию. Он был принят в число 8 царских телохранителей, был ранен при завоевании Сангалы (Curt. 5, 3, 14. An. 5, 13, 24) и показал себя человеком мужественным и великодушным, за что Александр, для которого Л. был самым преданным слугой, отличал его все больше и больше. После смерти Александра Великого (323 г.) Л., слывший за замечательного полководца, получил от Пердикка наместничество во Фракии и прилегающих к ней областях (Curt. 10, 30, 4. Diod. Sic. 18, 3) и победил после борьбы, продолжавшейся год, царя одрисов, Севфа (там же, 14). Не принимая некоторое время участия во вражде между полководцами Александра, Л. в 315 г. вступил в союз с Птолемеем и Селевком против властолюбивого Антигона; последний возбудил против него различные беспокойные фракийские и скифские племена, которые ему удалось усмирить в 311 г. Несколько лет спустя он основал во Фракии город Лисимахию. Подобно многим полководцам Александра Великого и он принял царский титул. В 302 г. он начал борьбу с Антигоном, переправился в Азию, дошел до Фригии, но вследствие превосходства сил противника должен был отступить, завоевал затем Гераклею на Понте и женился на властительнице этого города, Амастрии, потерпел поражение от Деметрия, сына Антигона, при Лампсаке, но победил с Селевком при городе Ипсе во Фригии Антигона (301 г.) и, благодаря этой победе, приобрел часть Передней Азии. Polib. 5, 67. Plut. Demetr. 31. Разведясь с Амастией, он женился на дочери Птолемея, Арсиное. Justin. 15, 4. Когда Деметрий Полиоркет возобновил в 297 г. враждебные действия, Л. отнял у него азиатские владения, но при заключении мира в 294 г. должен был признать его властителем Македонии; чтобы вознаградить себя, он пытался в 292 г. подчинить себе гетов, живших к северу от Дуная, но был ими побежден и взят в плен, Plut. Demetr. 52. Вскоре ему удалось получить свободу, после чего он вступил в союз с Селевком и Птолемеем против постоянно беспокоившего его Деметрия, которого прогнал после жестокой битвы из Македонии, а часть земли, отнятой у него, отдал Пирру Эпирскому. Но последнему недолго пришлось наслаждаться новым владением; Л. вскоре отнял его у него обратно. Plut. Pyrrh. 12. Последовавшая в 283 г. смерть Деметрия, взятого в плен Селевком, избавила Л. от постоянного опасения; но зато он приобрел себе другого противника в царе Птолемее, бежавшего сына которого, Птолемея Керавна, он приютил у себя, чем первое время и обеспечивал мир. Paus. 1, 16, 2. Под старость Л. вследствие наветов супруги своей, Арсинои, сделался недоверчив и жесток по отношению к собственным детям и даже приказал убить старшего своего сына от первой жены, Агафокла (Justin. 17, 1); вследствие этого Л. был покинут родственниками и многочисленными, до тех пор верными приверженцами, которые бежали в Азию к Селевку; а вскоре затем восстала и вся Азия; для прекращения восстания Л. переправился через Геллеспонт, но был разбит Селевком при Корупедии во Фригии (281 г.) и сам пал в битве. Один верный слуга переправил почти уже истлевший труп его в Лисимахию и там похоронил его. Justin. 17, 1. App. Syr. 62 слл.;

2. его сын, убитый Птолемеем Керавном.

ЛИСИМАХИЯ

ЛИСИМАХИЯ - Lysimachia, Λυσιμαχία, Λυσιμάχεια,

1. значительный и укрепленный город во фракийском Херсонесе в северо-восточной части Меланского залива, основанный Лисимахом и заселенный жителями разрушенных городов Кардии и Пактии. Позднее этот город был разрушен фракийцами и снова восстановлен Антиохом, но уже не пользовался прежним значением. Polib. 5, 34. Strab. 2, 134. Liv. 33, 38;

2. город в южной части Этолии к югу от озера того же имени, иначе называется Гириею, основанный Лисимахом между 287 и 281 гг. до Р. X., но исчезнувший уже во время Страбона. Polib. 5, 7. Strab. 10, 460. Liv. 36, 11.

ЛИСИПП

ЛИСИПП - Lysippus, см. Sculptores, Скульпторы, 10.

ЛИСИС

ЛИСИС - Lysis, Λύσις,

1. афинянин, ученик Сократа, Платон назвал по его имени один из своих диалогов;

2. Л. из Тарента, ученик Пифагора, удалился после распадения Пифагорейского союза в Фивы и был принят Епаминондом. Им было написано сочинение о Пифагоре и его жизни. Nep. Epam. 2. Cic. de or. 3, 34, 139. Cic. off. 1, 44, 155.

ЛИСИСТРАТ

ЛИСИСТРАТ - Lysistrătus, Λυσίστρατος,

1. афинянин, над которым насмехались за его убожество (Arist. Eq. 1267. Arist. Acharn. 855. Lys. 1105); был замешан в процессе гермокопидов и приговорен к смертной казни, но нашел случай избежать этого наказания. Andoc. myst. 26. 28;

2. см. Sculptores, Скульпторы, 1, 11.

ЛИСС

ЛИСС - Lissus, Λισσος,

1. река во Фракии, между Гебром и Местом, впадает в море несколько к западу от города Стримы. Hdt. 7, 108. 109;

2. приток реки Терия у Леонтин в Сицилии, недалеко от устья реки Дрилона, с неприступной крепостью, основанной тираном сиракузским Дионисием в 385 г. до Р. X., и Алессио. Caes. b. c. 3, 26. Liv. 43, 20. 44, 30, Polib. 3, 16. 8, 10. 15. Diod. Sic. 15, 13.

ЛИТАНСКИЙ ЛЕС

ЛИТАНСКИЙ ЛЕС - Litāna silva, большой лес в Апеннинах в цизальпинской Галлии, к юго-востоку от Мутины, н. Silva de Luge. Здесь в 216 г. до Р. X. консул Л. Постумий был разбит галлами. Liv. 23, 24.

ЛИТЕРH

ЛИТЕРH - Liternum или Linternum,

Λίτερνον, город в Кампании у устья Кланиса, который в этом месте назывался также Linternus (см. Campania). С 196 г. до Р. X. Л. был римской колонией. Здесь провел последние годы своей жизни изгнанный из Рима Сципион Африканский Старший, здесь же находилась и могила его. Liv. 34, 45. 38, 52 сл. Strab. 5, 243. Sen. ер. 86. Н. деревня Патрия.

Litis aestimatio (юр.), 1) в римском гражданском процессе оценка судьей спорного предмета в том случае, когда денежная стоимость не была определена формулами или преторскими эдиктами; 2) в уголовном процессе определение судом денежной суммы, которую должен был платить осужденный в том случае, когда он, кроме уголовного наказания, присуждался еще к возмещению имущественных убытков, как, напр., в процессе о взятках и о хищении общественного имущества (repetundarum et de peculatu).

Litis contestatio (юр.), обряд, которым начинался процесс по закону (in iure), состоявший в том, что обе стороны торжественно приглашали присутствующих быть свидетелями. Cic. Rosc. Сот. 11. ad Att. 16, 15. Позже осталось одно только название, между тем как сам обряд торжественного приглашения давно вышел из употребления.

Litis denuntiatio, способ начинания процесса, введенный императором М. Аврелием вместо прежнего in ius vocatio, состоявший в том, что процесс начинался посредством письменной подачи жалобы.

Litterarum obligatio (юр.), долговое обязательство, состоявшее в записи долга в главную приходо-расходную книгу (tabulae или codex accepti et expensi). Разные долговые счета вносились в книгу, подобно простым ссудам, хотя бы долг был и иного происхождения. Записанный таким способом на ком-либо долг можно было передать третьему лицу (delegatio, legare). То и другое обозначали техническим выражением nomina facere или transcribere. Главная книга была похожа на книгу банкиров или менял, с той только разницей, что она была проще. Она состояла из 2 рубрик: expensum и acceptum, расхода и прихода; отсюда занесение в расход называлось expensi latio, a в приход accepti latio. Referre acceptum значило "погасить свой долг в книге" (tabulae). Эти долговые книги (сodices или tabulae) имели официальное значение, т. к. при цензе или переписи было обязательно представлять их; впрочем, в случае спора между двумя сторонами принимались как доказательство также codeces или tabulae противника. Cic. Verr. 1, 49.

ЛИТЕРН

ЛИТЕРН - Liternum или Linternum, Λίτερνον, город в Кампании у устья Кланиса, который в этом месте назывался также Linternus (см. Campania, Кампания). С 196 г. до Р. X. Л. был римской колонией. Здесь провел последние годы своей жизни изгнанный из Рима Сципион Африканский Старший, здесь же находилась и могила его. Liv. 34, 45. 38, 52 сл. Strab. 5, 243. Sen. ер. 86. Н. деревня Патрия.

ЛИТИКИ

ЛИТИКИ - Λυτικοί.

С давних пор в кругу ученых и образованных греков было в обычае предлагать для обсуждения и разрешения различного рода ученые вопросы (ζητήματα, προβλήματα). В Александрийский век этот обычай сделался еще обыкновеннее и оказал большое влияние на критику и толкование более древних писателей, особенно поэтов. Предметы, касающиеся языка и риторики, излагались александрийскими учеными письменно и устно. Впоследствии эти занятия обратились мало-помалу в простую забаву. Λυτικοί в настоящее время называют тех, кто занимается разрешением подобных задач; славнейшие из них: Эратосфен, Сосибий, Каллистрат и др.

ЛИТУРГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИТУУС

ЛИТУУС - Lituus, (по К. О. Миллеру, вероятно, слово этрусское - кривой, может быть, сродно с λίαζειν - гнуть):

1. кривой посох авгуров (Liv. 1, 18), которым они очерчивали круг в воздухе для своих наблюдений (templum) за полетом птиц и делили его на 4 части, соответственно 4 странам света;

2. военный духовой инструмент, употреблявшийся в кавалерии и отличавшийся от tuba, т. е. трубы пехотинцев кривой формой и более высоким и резким тоном. Он был похож на рожок. Сами трубачи в кавалерии назывались liticines.

Предыдущая страница Следующая страница