Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "М" (часть 9, "МИУ"-"МОС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 9, "МИУ"-"МОС")

МИУНТ

МИУНТ - Myūs, Μυου̃ς, город в Карии, на южном берегу Меандра, принадлежавший к Ионийскому союзу. Во время Страбона он был уже настолько незначителен, что жители его причисляли себя к Милету, а впоследствии совсем переселились туда, вероятно вследствие частых наводнений (по Павсанию, по причине множества мух). М. был в числе тех городов, которые Артаксерскс подарил Фемистоклу (Nep. Them. 10. Diod. Sic. 11, 57. ср. Hdt. 6, 8. Thuc. 3, 19). Форма берега так изменилась еще в древности, что М., лежавший сначала на берегу моря, во время Страбона был уже на 30 стадиев от него. Strab. 14, 636. Развалины его - н. Паллация.

МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МНАСАЛК

МНАСАЛК - Mnasalcas, см. Anthologia graeca, Греческая антология.

МНАСЕЯ

МНАСЕЯ - Mnasĕas, Μνασέας, из Патр, ок. 150 г. до Р. X., ученик Эратосфена, написал географическое сочинение (περιήγησις или περίπλους, по меньшей мере в 8 книгах), в котором он трактует об отдельных частях земли. У него нет настоящей учености. Сохранившиеся отрывки собр. Mehler (1847) и Müller, fragm. histor. Graec., 111, p. 149 слл.

МНАСИПП

МНАСИПП - Mnasippus, Μνάσιππος, спартанец, посланный в 373 г. с флотом на Керкиру, чтобы помочь оптиматам и вырвать остров из рук афинян. Он опустошил остров и осадил город, который, будучи удручаем голодом, просил помощи у Афин. Афиняне снарядили флот и послали пелтастов под предводительством Стесикла. Но прежде чем прибыл флот, М., который думал, что город уже в его руках, был убит во время вылазки, потому что он возбудил неудовольствие во всех наемниках тем, что не уплатил жалованья. Хеп Неll. 6, 2, 4 слл. Demosth. Timocr. 1186.

МНЕВИС

МНЕВИС - Mnevis, Μνευ̃ις, священный бык египтян, который, подобно тому как Апис в Мемфисе, почитался в Оне или Гелиополе. Он был посвящен солнцу и стоял в одном из приделов храма солнца. Служение Мневису отступило на второй план вследствие служения Апису, особенно после разрушения Камбисом гелиопольского храма. Diod. Sic. 1, 84. Strab. 17, 552 сл.

МНЕМA

МНЕМA - Mneme, Μνήμη, см. Musae, Музы, 1.

МНЕМОНИКА

МНЕМОНИКА - Mnemonica ars, см. Simonides, Симонид, 1.

МНЕМОСИНА

МНЕМОСИНА - MnemosСћne, Μνημοσύνη, см. Musae, Музы, 1.

МНЕСАРХ

МНЕСАРХ - Mnesarchus, Μνήσαρχος,

1. самосец, отец Пифагора. Hdt. 4, 95;

2. сын Пифагора, преемник Аристея по управлению пифагорейскою школою;

3. отец трагика Еврипида;

4. тиран в Халкиде на острове Эвбее;

5. ученик Панетия, глава стоиков ок. 110 г. до Р. X. и решительный противник риторов. Cic. de or. 1, 11, 45. 18, 83. acad. 2, 22, 69. Cic. fin. 1, 2, 6.

МНЕСИКЛ

МНЕСИКЛ - Mnesĭcles, Μνησικλη̃ς,

1. сикофант в Афинах. Demosth. Boeot. 1010;

2. см. Architecti, Архитекторы, 4.

МНЕСИЛОХ

МНЕСИЛОХ - Mnesilŏchus, Μνησίλοχος,

1. один из «тридцати» в Афинах. Хеn. Hell. 2, 3, 2;

2. сын трагика Еврипида, был, говорят, актером и помогал отцу в сочинении трагедий.

МНЕСИМАХ

МНЕСИМАХ - Mnesimăchus, Μνησίμαχος, писатель среднеаттических комедий; упоминается семь названий его пьес. Из отрывков (собр. Мейнеке в 3 томе fragm. com. Graec.) видно, что он был остроумный поэт.

МНОИТЫ

МНОИТЫ - Μνωΐται или μνω̃ται (может быть, производное от Μίνως), государственные рабы на Крите; их можно сравнить со спартанскими илотами. Strab. 12, 817. Athen. 6, 93.

МОГОНТИАКУМ

МОГОНТИАКУМ - Mogontiăcum и Magontiacum, Moguntia, ныне Майнц, город в области вангионов (имя, вероятно, производное от Moginos, т. е. Moenus) в бельгийской Галлии, основанный кельтами на Рейне против впадения в него Майна (Moenus); Друз сделал его укрепленным местом стоянки римских войск, около которой возник город. Из этого лагеря Друз производил свои военные операции против германцев, и здесь был воздвигнут ему громадный памятник, вероятно, н. Эйгельштейн. Впоследствии город служил главною квартирою римских войск на верхнем Рейне, или, как позже называли, в Germania superior, и местопребыванием главного начальника крепостей по Рейну. Tac. hist. 4, 15. 24. 33. 37. 61. 70.

МОДЕСТИН

МОДЕСТИН - Modestīnus, см. Herennii, Гереннии, 16.

МОДИЙ

МОДИЙ - Modius, см. Mensura, Мера.

МОЗАИКА

МОЗАИКА - Musīvum, из мелких камешков или стеклянных штифтиков составлялись геометрические фигуры (tesselatum), или целые картины (собственно musivum), напр., прекрасная картина в Помпеях, изображающая битву Александра, на которой на одном квадратном дюйме можно насчитать 150 мраморных камешков. Многие мозаичные картины отличаются удивительной композицией, живостью изображения, красотой колорита и художественностью исполнения. М. употреблялась почти исключительно для украшения полов (pavimentum); только к концу периода Римской империи ею начали украшать стены и даже своды потолков.

МОЗЕЛЛА

МОЗЕЛЛА - Mosella и Mosula, ныне Мозель, приток Рейна в бельгийской Галлии; берет начало в области тревиров из Вогезов, имеет прелестные берега, богат рыбою; у Кобленца (Confluentes) впадает в Рейн. Левые притоки M.: Sura (н. Зауер), Nemesa (н. Нимс), Salmona (н. Зальм); правые: Salia (н. Сейль), Saravus (н. Заар) и др. Авзоний (см. Ausonius, Авсоний) прославлял М. в стихотворении Mosella; ср. также Tac. ann. 13, 53.

МОЙРА

МОЙРА - Μοι̃ρα.

Слово это обозначает первоначально часть (Ноm. Od. 20, 171), затем предопределенный человеку срок жизни (μοι̃ρα βιότοιο Ноm. Il. 4, 170), далее предназначенную ему в жизни участь и смерть. Ноm. Il. 3, 101. Ноm. Od. 2, 100. Это понятие является у поэтов отчасти безличным, отчасти божеством, олицетворенною судьбою. У Гомера М. не является железным, неограниченно-властвующим роком; в ее распоряжения может вмешиваться Зевс, и другие боги могут дать им направление, остановить их (Il. 16, 434 слл. 20, 115 слл.), и сам человек благодаря своей свободе может иметь влияние на судьбу (Ноm. Od. 1, 34 слл.). Но отношения М. к Зевсу и другим богам у Гомера не определены точно. С одной стороны, Зевс считается богом, в руках которого находится судьба людей, добро и зло (Od, 4, 234. Il. 24, 527), с другой стороны, его воля не совпадает всецело с волей рока; взвешивая судьбу людей, он выведывает неизвестную ему волю мойры (Il. 8, 69. 22, 209); Зевс и другие боги являются то исполнителями и орудием ее, то противниками. Поэтому Зевс и другие боги являются у Гомера то равноправными с этим таинственным существом М., то подчиненными ему. Греки веровали во множество сильных богов, управляющих жизнью людей, но ограничивающих друг друга, т. к. каждый бог пользуется самостоятельностью и свободой; таким образом, даже самый высший, совершеннейший бог - Зевс, владыка богов и людей, не имел решительной, неограниченной власти. Поэтому человек чувствовал потребность поставить над этим ограниченным миром богов еще другую, единую, высшую власть, простирающуюся на всех. Но человеческий дух не мог дать живой образ этой отвлеченной силе, вследствие чего она могла бы бороться, энергично и сознательно, с существующими божествами и побеждать их. М. оставалась таинственною, непонятною и безжизненною силою; человек постоянно обращался к своим богам, полным жизни, и предоставлял им решения своей участи. Это противоречие, встречающееся у Гомера, тянется через всю греческую древность и никогда не было разрешено язычеством. М. представлялась то неограниченно властвующею над богами и людьми, то подчинялась воле богов, то считалась железным, неизбежным, жестоким и завистливым роком, то (как у трагиков) совпадала с высшим нравственным мировым порядком. У Гомера М. является обыкновенно в единственном числе, но встречаются и Μοι̃ραι во множественном числе (Il. 24, 49), они прядут человеку нить жизни (Il. 24, 209) и называются поэтому прядильщицами, Κατακλω̃θες (Ноm. Od. 7, 197). Но олицетворение их не дошло еще до того, чтобы число их, имена, признаки и происхождение были определены. Гесиод уже (Hesiod. theog. 217. 904) называет трех: Κλωθώ - прядущая, Λάχεσις - определяющая участь, 'Άτροπος - неизбежная; они дочери Ночи или Зевса и Фемиды. Впоследствии их представляли с жезлом в руках, строгими, возвышенными богинями, которые управляют рулем необходимости и дают власть карающим эриниям, или же как представительниц продолжительности человеческой жизни. Они определяют время рождения человека (потому их ставят иногда наряду с илифиями, Ει̉λείθυιαι, богинями родов), они прядут человеку нить жизни и определяют кончину его. Как богини смерти, они находятся в связи с керами (Κη̃ρες). Предопределяя судьбу людей, они знают ее уже наперед и, следовательно, могут предвещать ее. Ov. met. 8, 452 слл. Ov. trist. 5, 3, 25. Hor. с. s. 25. Plat. r. p. 10, p. 616. Поэты представляют мойр иногда в виде безобразных старух (Catull. 64, 306. Ov. met. 15, 781); художники же изображают их в виде строгих дев: Клофо с веретеном, Лахезис с шаром, на котором она намечает участь людей, или же со свертком, содержащим определения судьбы, Атропа с весами, ножницами, которыми она отрезает нить жизни, солнечными часами, на которых она показывает час смерти, и т. п. Они имели святилища в Коринфе, Спарте, Олимпии и других местах. Αι̉σα почти то же, что М., и обозначает первоначально также - часть; она прядет (в олицетворении), подобно М., нить жизни человека при его рождении (Ноm. Il. 20, 127. Ноm. Od. 7, 197); но она еще более, чем М., осталась отвлеченным понятием. Римские парки (Рагсае) в период развития римской литературы были тождественными с греческими М.; в более древнее время римляне имели, вероятно, лишь одну Парку. Слово Раrса стоит в связи с словом pars и имеет, следовательно, то же значение, как и Μοι̃ρα. Под словом Fatum, римляне разумели волю богов, открытую каким-либо богом, особенно Юпитером, ясно высказанное определение (fari, θέσφατον), то неизбежный, неизменный рок, то хороший или дурной жребий - и конец жизни, смерть. Во множественном числе fata обозначает или судьбы отдельных лиц, или, подобно паркам, - божества судьбы, которые записывают участь людей при их рождении; это - те fata scribunda, которых призывали в последний день первой недели после рождения ребенка.

МОЙРИС

МОЙРИС - Moeris, Μοι̃ρις,

1. греческий грамматик, обыкновенно называемый Άττικιστής, живший при Адриане ок. 130 г. от Р. X. Его алфавитный словарь (Λέξεις Άττικαί), не очень объемистый, представляет собрание выражений и форм аттических писателей и объяснение их позднейшими выражениями; по достоинству своему он уступает подобным же трудам Гарпакратиона, Фриниха и Юлия Полукса. Иногда в нем приводятся и доказательства. Изд. Hudson (1712), Fischer (1756), Pierson (1759; второе издание 1830), Koch (1830), I. Bekker (1833);

2. известное озеро Среднего Египта на запад от Нила, недалеко от города Арсинои; по преданию, оно выкопано по приказанию царя Мэриса (Hdt. 2, 13. 148), по новейшим же изысканиям - это природное озеро; оно служило для приема нильской воды (ср. однако Lepsius Briefe aus Aegypten 1852, стр. 77 слл.); н. Биркет-эль-Керун. Окружность его равнялась 3.600 стадиям, глубина 50 саженям; посередине него находились две пирамиды, в 400 футов вышиною, с каменными колоссами по обеим сторонам. Diod. Sic. 1, 52. Strab. 17, 810 сл.

МОЙРО

МОЙРО - Μοιρώ (не Μυρρώ), греческая поэтесса из Византии, мать александрийского трагика Гомера, жена филолога Андромаха, жила ок. 312 г. до Р. X. Ей приписывают эпические, элегические и лирические стихотворения; две эпиграммы ее сохранились в греческой антологии.

МОЛ

МОЛ - Molus, Μόλος, 1. см. Idomeneus, Идоменей, и Meriones, Мерион;

2. см. Morius, Мориос.

МОЛИКРИЯ

МОЛИКРИЯ - Molycrēa, Μολύκρεια, Μολυκρία, Μολύκρειον, город в Этоле при входе в Коринфский залив, на юго-запад от Навпакта, с гаванью и святилищем Посейдона. Этот город основан коринфянами после возвращения гераклидов. Thuc. 3, 102. До Пелопоннесской войны он был занят афинянами, а позже этолийцами. Находящийся вблизи его мыс Антиррий получил от него имя - ΄Ρίον Μολυκρικόν или Μολύκριον.

МОЛИОНЫ

МОЛИОНЫ - Moliones, Molionĭdae, Μολίονες, Μολιονίδαι, Еврит и Ктеат, братья близнецы, сыновья Актора (отсюда назывались также Акторионами, Акторидами) или Посейдона и Молионы, племянники эпирского царя Авгия. Мальчиками они принимали участие в походе эпейцев (в Элиде) против Пилоса. Ноm. Il. 11, 709. 750. Об их борьбе с Гераклом и смерти их см. Hercules, Геркулес, 8. Могила их находилась в Клеонах в Арголиде. На играх, устроенных при похоронах Амаринкея, они победили в состязании на колесницах Нестора. Ноm. Il. 23, 638. Ктеат был отцом Амфимаха, Еврит - Талпия, двух предводителей эпейцев и под Троей, Ноm. Il. 2, 620. У Гесиода и позднейших писателей они представляются сросшимися вместе (διφυει̃ς).

МОЛИТВА

МОЛИТВА - Preces, (ευ̉χή, благодарственная M. - 'έπαινος), основанная на чувстве зависимости человека от богов и на вере в их власть и готовность помочь, была обращаема или к известным божествам, в особенной власти и под особым покровительством которых состоял молящийся, или ко всем богам в совокупности, частью для того, чтобы испросить их помощь в отдельном случае, частью, чтобы воздать им похвалу и благодарность за оказанные благодеяния, или же чтобы вообще выразить признание зависимости человека от воли богов. Верного ручательства за успех М. не существовало, хотя М. людей, отличающихся благочестием, у греков и римлян считалась в высшей степени действительной (см. Aeacus, Эак); язычники в М. никогда не находили того утешения, которое у христиан основано на вере в милосердную любовь Божью, явленную в Его Сыне; смирение греков и римлян главным образом проистекало из представления о могуществе богов. У Гомера, где встречаются большей частью М., испрашивающие известную милость в данном случае, М. имеет определенную неизменяемую форму; за обращением к божеству следует обыкновенно просьба с указанием причин, почему считают себя вправе требовать ее исполнения, причем ссылались на прежде оказанную помощь и принесенные дары и т. п. Il. 5, 115. 1, 39. 451. Перед М. принимались омовения как символ духовного очищения (Il. 6, 266. Ноm. Od. 2, 261. Ov. fast. 4, 778); во время M. поднимали руки. Если обращались с М. к морским божествам, то простирали руки обыкновенно по направлению к морю (Il. 1, 351, ср., напротив, Ноm. Od. 9, 526), если же к одному из подземных богов, то - по направлению к земле. Il. 9, 568. В храме обращались к алтарю и к изображению божества, обнимали алтарь и становились на колени. Платон говорит, что всякое предприятие должно начинаться с обращения к богам и что для добродетельного человека нет ничего лучше, как чтить богов жертвоприношениями и сохранять с ними постоянную связь посредством М. и обетов. Обыкновенно обращались к трем богам вместе. Римляне обыкновенно закрывались во время М., поднимая тогу в виде покрывала через затылок; по греческому обряду творили М. и совершали жертвоприношения, не покрывая головы. Греки и римляне освящали свои общественные дела религиозными обрядами; так, напр., греки открывали свои политические собрания, военные действия, игры, театральные представления и т. п. М. к Зевсу; нечто подобное совершалось и римлянами перед началом комиций, заседаний сената, народных переписей и т. д. Особенным родом М. было проклинание (α̉ρά, α̉ραί, dirae, exsecrationes), которое произносилось или отдельным лицом, потерпевшим лично глубокое оскорбление (Эдип проклинает своих сыновей), или официально, от имени государства через жрецов против преступников (Алкивиад), причем умоляли богoв; преимущественно подземных, погубить их. В Афинах жрецы, произнося торжественное проклятие, обращались на запад и махали багряными одеяниями по воздуху. Римляне проклинали осаждаемый город, вызвав предварительно из него богов (evocare). ср.: von Lasaulx, über die Gebete der Gr. u. R. (1842) и über den Fluch bei Gr. u. R. (1843).

МОЛО

МОЛО - Molo, см. Apollonius, Аполлоний, 5.

МОЛОССЫ

МОЛОССЫ - Molossi, Μολοσσοί, -ττοί, народ эллинского племени, выведенный, по преданиям, из Фессалии, в Эпир Пирром, сыном Ахиллеевым, и занявший Додонскую область к северу от Амбракийского залива. Plut. Pyrrh. 1. Justin. 17, 3. Liv. 8, 24. 45, 26. Они вскоре завладели додонским оракулом и сделались сильнейшим народом страны (Hdt. 6, 127); другая часть их присоединилась к ионийцам, переселившимся в Азию. Hdt. 1, 146. Хотя М. по происхождению признавали греками, но вследствие сильного смешения их с варварскими народами они считались полуварварами. Thuc, 2, 80. Цари из рода эакидов стали скоро называться царями Эпира и сделались очень могущественными; главным городом их был Пассарон. Plut. Pyrrh. 5. Liv. 45, 26. После Пелопоннесской войны они завоевали Амбракию и сделали ее главным городом. По смерти Пирра III, 192 г. до Р. X., царство распалось и сделалось легкою добычею для македонян, а потом для римлян. Из произведений этой страны в особенности следует указать на молосских охотничьих собак. Horat. Sat. 2, 6, 114. Verg. Georg. 3, 405.

МОМ

МОМ - Momus, Μω̃μος, олицетворение злословия, сын Ночи. Hesiod. theog. 214. Lucian. Hermot. 20. Он лопнул от злости, когда не смог найти в Афродите никаких недостатков.

МОНА

МОНА - Mona, Μόνα, по одним - нынешний остров Мэн, лежащий между Великобританией и Ирландией, по другим - Энглесси. Вероятнее всего то, что оба острова носили это имя; у Цезаря (Caes. b. g. 5. 13) говорится о первом, у Тацита (Tac. Agr. 14. 15. 18 и Tac. ann. 15. 29) ясно, что говорится о втором, который был населен храбрым народом и был известен по совершавшимся на нем человеческим жертвоприношениям и как местопребывание друидов.

МОНАРХИЯ

МОНАРХИЯ - Μοναρχία, см. Πολιτεία, Правления формы, 2 сл.

МОНЕС

МОНЕС - Monaeses, Гораций (Od. 3, 6, 9) называет его вместе с Пакором победителем одного римского войска; других известий о нем нет, может быть, он и есть полководец Сурены, который в 53 г. до Р. X. победил Красса и приказал изменнически убить его. Plut. Crass. 21 слл.

МОНЕТА

МОНЕТА - Monēta, 1. прозвище Юноны как покровительницы монетного двора, который находился в ее храме на Капитолии. Liv. 6, 20. 7, 28. Ov. fast. 6, 183. Римляне производили это имя от monere и считали ее богиней, дающей им хорошие советы. Во время землетрясения из вышеупомянутого храма слышен был голос, требовавший, чтобы римляне принесли в жертву Юноне поросную свинью (Cic. div. 1. 45. 2, 32); в другой раз, во время войны с Пирром при безденежье спрашивали Юнону, как помочь делу, и она посоветовала вести войну справедливо, тогда всегда будут деньги. Этим сказанием объясняется, почему в храм переведен был монетный двор и получил по имени богини название moneta;

2. мать муз, то же, что и Μνήμη, Μνημοσύνη.

МОНЕТА ФАЛЬШИВАЯ

МОНЕТА ФАЛЬШИВАЯ - Monēta falsa, могла появиться только при введении серебряной монеты; наказанием за подделку Сулла назначил опалу, aquae et ignis interdictio, см. Falsum, Подлог. Императоры установили смертную казнь и конфискацию имущества за это преступление.

МОНЕТЫ

МОНЕТЫ - Nummus.

I. Греческие.

Отношение и ценность ходячих М., особенно афинских, в сравнении с нашими теперешними деньгами (причем мы не будем обращать внимания на большую дешевизну и на высшие проценты, отчего истинная ценность денег у греков была гораздо выше, чем у нас), по изысканиям Boeckh'a, Hultsch'a и Mommsen'a, в главных чертах были следующие: единицей ценности по весу служил талант. Аттический талант = 1.473,5 р. с., если не обращать внимания на присутствие меди в наших монетах, а сравнивать только ценности серебра; в таланте было 60 мин (так что мина = 24,5 р. с.); в мине 100 драхм, так что драхма = 24,5 коп., в драхме 6 оболов, так что обол = 4 коп.; в оболе 8 χαλκου̃ς, в χαλκου̃ς 7 лепт. М. ценою до 0,5 обола чеканились обыкновенно из серебра, дихалкон (т. е. 1/4 обола) - из серебра или меди, мелкие же М. только из меди. Самой обыкновенной из больших серебряных М. был тетрадрахм или аттический статир (приблизительно в 1 рубль); считали тогда по драхмам. Из золотых М. в особенности следует упомянуть о золотом статире; эти М. впервые стал чеканить Крез. Эти лидийские статиры, как и персидские дарейки, которые впервые стал чеканить Дарий, часто встречались в обращении у греков; вес их = 2 драхмам, а ценность по древнему курсу - почти 5,5 рублям, а по-настоящему 7,5 рубля; в Афинах, где также чеканили золотую М., ценность их была та же. Кроме того, следует упомянуть о фокейских (встречаются двойные статиры), лампсакских и кизикских золотых М. Обыкновенно отношение золота к серебру было 11,5:1, иногда, впрочем, и больше. До Солона золота в М. было больше, так что 100 новых драхм = 72-73 старым, и новая мина относилась к старой как 100:137. Стоимость монеты всегда оставалась выше стоимости золота, находящегося в монете. Еще следует упомянуть об эгинском таланте, который относился к аттическому как 5:3 (к аттическому золоту как 25:18; более тяжелая эгинская драхма была равна 10 оболам); в то же время эвбейский талант был равен досолоновскому золотому таланту и позднейшему торговому афинскому таланту, так что 100 эвбейских драхм равнялись 138 8/9 солоновских драхм.

II. Римские.

1. медные M.: As, от ει̃́ς (1 фунт, потому что деньги первоначально взвешивали), дорический α̃́ς, эолический α̃́ς, был единицей, делившейся по 12-мальной системе, на 12 частей (unciae). Этот асс был римский фунт, libra, греческая λίτρα (= 2/3 фунта), as libralis, aes grave, нечеканенный (aes rude); только Сервий Туллий начал чеканить монеты с изображением зверей (pecunia от pecus). Настоящий вес фунта - асса равнялся не 12, а только 10 unciae (см. Hultsch, стр. 192-198); ценность его определяется в 18 коп. В 268 г. до Р. X. (с этого года в Риме начали чеканить серебряную монету) ценность асса понизилась на 1/3 (as trientalis) = 6 коп., а скоро затем (217 г.) на 1/6 (as sextantarius) = 3 коп., так что ценность металла и монеты были почти равны, около 4 коп. Когда же в 194 г. был объявлен по государству всеобщий курс на серебро, то ценность медной монеты пала еще более, почти наполовину, и эта полуунциальная единица была окончательно установлена законом Папирия в 89 г., так что бесценность монеты вошла в поговорку (ad assem - до последнего гроша. Horat. ер. 2, 2, 27 и assis facere, ни в грош не ставить, Catull. 5, 3); так было и во времена императоров. Наименования частей асса, делившегося на 12 унций, были следующие: uncia = 1/12, sextans = 2/12 = 1/6, quadrans = 3/12 = 1/4, triens = 4/12 = 1/3, quincunx =5/12, semis = 6/12 = 1/12, septunx = 7/12, bes = 8/12 = 2/3, dodrans = 9/12 = 3/4, dextans = 10/12 = 5/6, deunx = 11/12. В республиканское время на обратной стороне М. изображался нос корабля, а на лицевой стороне асса - голова Януса, semis'а - голова Юпитера, triens'a - голова Минервы, quadrans'a - голова Геркулеса, sextans'a - голова Меркурия, unciae - голова Ромы. Эти части асса имели соответствующее значение особенно при наследствах: heres ex asse, полный наследник; heres ex dodrante, наследующий 3/4 наследства, heres ex besse, наследующий 2/3, h. ex semisse, наследующий 1/2, h. ex triente, наследующий 1/3, h. ex quadrante, наследующий 1/4 (см. завещание Августа: Suet. Oct. 101);

2. серебряные M.: sestertius, иногда назывался nummus, ходячая римская M., которая до 217 г.= 2,5 ассам или 1/4 динария, а позже 4 ассам. Самое слово происходит от semis tertius; первоначально обозначали LLS, т. е. libra libra semis, или IIS, а из этого уже образовалось HS. Ценность сестерция = 6 коп., а динарий = 24 коп. На древнейших сестерциях обыкновенно изображалась голова Минервы с крылатым шлемом и рядом знак IIS, a на другой стороне Диоскуры верхом и надпись Roma. Если при слове sestertii (nominativius pluralis) стоит числительное, то нужно понимать столько сестерций, сколько обозначает числительное, напр., centum sestertii =100 сестерций = приблизительно 6 руб. Но если стоит sestertium или sestertia (nom. sing. и plur. nEutr.), то следует при этом подразумевать mille или millia, так что sestertia со стоящим при нем числительным обозначает столько тысяч сестерций, сколько единиц обозначает числительное, напр., decem sestertia = decem milia sest. Cic. ad Att. 4, 5. Cic. ad Qu. fr. 2, 15 b. Sestertium с adverbum numerale обозначает столько раз 100.000 сестерций (= 5,481 р. с.), сколько обозначает наречие, напр., centies sestertium = centies centena milia sest. или 10.000.000 сестерций = 548.100 p. с. Если над цифрой сестерций находится черта, то при HS надо подразумевать centena milia. Если HS или sestertium стоит после числительного, то sestertium - есть gen. plur. и обозначает тогда единицы сестерций;

3. золотые М. Сначала долгое время были в обращении золотые слитки; в первый раз стали чеканить золотые М. в 217 г. в 20, 40 и 60 сестерций. Более ходячей золотой монетой в последнее время Республики, особенно во время Цезаря, был Aureus = 1/40 фунта золота = 100 сестерциям (также aureus nummus и denarius aureus); эта монета оставалась и во времена Империи. Август чеканил просто куски (quaterniones); реже встречались пол-aurei. Вес aurei уменьшился при позднейших императорах, при Каракалле же даже на 1/50 фунта. ср.: Boeckh, Metrol. Untersuchungen (1838), Hultsch, Metrologie (1862) и Mommsen, Geschichte des römischen Münzwesen (1860).

МОНИЛА

МОНИЛА - Monīle, 'όρμος, υ̉ποδερίς, ожерелье, шейное украшение женщин; шейное украшение мужчин называлось torques; вид их самый разнообразный, они были унизаны жемчугом и драгоценными камнями; перешли они с Востока. У поэтов шейное украшение детей и лошадей называется тем же именем.

МОНОХИТОН

МОНОХИТОН - Μονοχίτων, у Гомера (Ноm. Od. 14, 488) οι̉οχίτων назывался тот человек, который сверх нижнего платья или рубах не надевает верхнего платья (περιβόλαιον).

МОНС

МОНС - Mons, см. Montani, Монтаны.

МОНТАНЫ

МОНТАНЫ - Montāni, жившие на montes в Риме. Mons обозначал первоначально часть города, названную так потому, что находилась на горе; впрочем, так назывались и некоторые части, расположенные на равнине. Это деление Рима предшествовало делению на tribus urbanae. Было 7 montes, которые все вместе носили название Septivontium: Germalus, Velia, Palatium, эти 3 montes позже назывались Palatinus M., Fagutal, Cispius, Oppius (позже Esquilinus) и Subura, долина, лежащая между Эсквилином и Палатином. Кроме того, существовали pagi, составлявшие в древнее время окрестности города. Montanalia, Paganalia и общее Septimontium были торжественные праздники. В позднейшее время названия эти удержались, но древнее значение их утратилось.

МОНУМЕНТ В АНКИРЕ

МОНУМЕНТ В АНКИРЕ - Monumentum Ancyrānum, см. Аnсуrа, Анкира.

МОПС

МОПС - Mopsus, Μόψος,

1. лапит из Ойхалии или Титарона, сын Ампика ('Άμπυξ или 'Άμπυκος) и нимфы Хлориды, как предсказатель, считался также сыном Аполлона, калидонский охотник; принимал участие в борьбе на свадьбе Пейрифоя и в походе аргонавтов и был их предсказателем. Pind. pyth. 4, 190. Ov. met. 8, 316. 12, 456. Во время похода он умер в Ливии от укуса змеи, там ему был установлен культ как герою и оракулу;

2. сын Манто и критянина Ракия или Аполлона; ему поклонялись как герою, и он имел знаменитый оракул в Колофоне и в Маллосе в Киликии. Об его состязании с Калхантом в Колофоне см. Calchas, Калхас. После возвращения из Трои он вместе с Амфилохом, сыном Амфиарая, построил Маллос; в поединке из-за обладания этим городом они убили друг друга.

МОПСОПИЯ

МОПСОПИЯ - Mopsopia, Μοψοπία, по Страбону (9, 397. 443) - древнее название Аттики от имени царя Мопсопа.

МОПСУЕСТИЯ

МОПСУЕСТИЯ - Mopsuestĭa, Μόφου ε̉στία, цветущий город Киликии, лежавший по обеим сторонам реки Пирама между Тарсом и Иссом в прелестной равнине - τò Άλόϊον πεδίον; н. Миссис. Cic. ad. fam. 3, 8. Strab. 14, 667.

МОРА

МОРА - Моrа, μόρα, см. Exercitus, Войско, 3.

МОРБУС

МОРБУС - Morbus, 1. comitialis или падучая болезнь, по причине которой прекращались comitia;

2. sonticus, болезнь судящихся сторон или судьи, вследствие которой отсрочивалось судебное заседание.

МОРГАНТИНА

МОРГАНТИНА - Morgantĭum или Murgantia, Μοργάντιον или Μοργαντίνη, город во внутренней части Сицилии, вероятно, на юго-востоке от Агирия, в области реки Симефа, основан изгнанными из Италии моргетами. Thuc. 4, 65. Liv. 26, 21. Cic. Verr. 3, 18. Ливий (24, 27) говорит, что там стоял римский флот из 100 кораблей, и, таким образом, помещает город, вероятно ошибочно, на восточном берегу острова. Область его доставляла хорошее вино. Strab. 6, 257.

МОРГЕТЫ

МОРГЕТЫ - Morgētes, Μόργητες, древний народ в Нижней Италии в области Регия; прогнанные энотрами, они переселились в Сицилию и основали Моргантий (см. Morgantium, Моргантина); по другим, это народ энотрийского племени. Strab. 6, 257.

МОРИНЫ

МОРИНЫ - Morĭni, Μορινοί, бельгийский народ в Галлии, на западе, рядом с нервиями и менапиями, между Шельдою и Лисом (Lys). Страна, занимаемая этим храбрым и сильным народом, была покрыта лесами и болотами. Цезарь покорил их после ожесточенной с их стороны обороны и подчинил их атребатам. Caes. b. g. 3, 28. 4, 76. 6, 5. Замечательный город был Taruenna, н. Therouanne. Из области М. был самый короткий путь в Британнию. Caes. b. g. 5, 2.

МОРИОС

МОРИОС - Morius, Μώριος или Molus, Μόλος, небольшой южный приток беотийского Кефиса, берущий начало у подошвы горы Фурия, близ Херонеи. Plut. Sull. 17. 19.

МОРИХ

МОРИХ - MorСћchus, Μόρυχος, один из плохих афинских трагиков времени Аристофана; комики жестоко осмеивали его за посредственные драмы и за роскошный образ жизни. Arist. Acharn. 885. Arist. Vesp. 502. и во многих других местах.

МОРМО

МОРМО - Mormo и MormolСћce, см. Empusa, Эмпуса.

МОРС

МОРС - Mors, см. Θάνατος, Танатос.

МОРСИМ

МОРСИМ - Morsĭmus, Μόρσιμος, сын афинского трагика Филокла, брат Меланфия (см. Melanthius, Меланфий, 2), врач и трагик, которого зло осмеивал Аристофан за его сухую поэзию и предосудительную жизнь. Arist. Pах. 797. Arist. Ran. 151. Arist. Equit. 403. Из его произведений ничего не сохранилось.

МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРФЕЙ

МОРФЕЙ - Morpheus, Μορφεύς, сын и слуга бога сна, вместе с Ε'ίκελος (Icelus), Φοβήτωρ и Φάντασος творец образов, появляющихся в сновидениях. Ov. met. 11, 633 слл. Изображения его найдены на рельефах и на камеях в виде крылатого старца.

МОСА

МОСА - Mōsa, Μώσας, Μόσας, н. Маас (Meuse), река в бельгийской Галлии, берущая начало в области лингонов в Mons Vosegus (Caes. b. g. 4, 10. 15), протекающая через Arduenna silva и принимающая Самбр (Sabis). Caes. b. g. 2, 16. 27. Один рукав M. соединяется с одним из рукавов Рейна - Vacalus или Vahalis; это соединение Цезарь (Caes. b. g. 4, 15) называет confluens Mosae et Rheni. Другой рукав M. имеет отдельное большое устье (Tac. ann. 2, 6). Цезарь (g. b. 6, 33) неверно считает Шельду (Scaldis) притоком М., вероятно смешивая ее с Sabis.

МОСИНОЙКИ

МОСИНОЙКИ - Mosynoeci, Μοσύνοικοι, народ в Понте по берегу моря между тибаренами и халибами; имя свое они получили от имевших вид сахарной головы домов (μόσυνοι); они были воинственны и вместе с тем невежественны; это видно, между прочим, из следующего их обычая: царь, которого они в другое время кормили на общественный счет, присуждался ими к голодной смерти, если он сделал упущение по своей должности. Павшим в сражении неприятелям они отрезaли головы и несли их с пляскою и музыкою. Еда и питье составляло их главное счастье, поэтому дети богатых были хорошо откормлены. Брак, кажется, не был им известен. Они татуировали свое тело. Оружием их были тяжелая пика в 6 футов длиною, плетеный щит, покрытый кожею, и кожаный шлем, посредине которого торчал пучок волос. О подробностях см. Hdt. 3, 94. 7, 78. и особенно Хеn. Anab. 5, 4. 5, 1.

МОСИХЛ

МОСИХЛ - Mosychlus, см. Lemnus, Лемнос.

Предыдущая страница Следующая страница