Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВЕН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВЕН")

ВААРРОН

ВААРРОН - Varro, см. Terentii, Теренции, 1-6.

ВАВИЛОН

ВАВИЛОН - Babylon, Βαβυλών (в Ветхом Завете - Бабель, н. значительные развалины у Гиллаха), весьма древний и знаменитый, правильно построенный главный город Вавилонии, расположенный на обоих берегах Евфрата; каждая сторона построенного в виде четырехугольника и окруженного старинными высокими стенами города простиралась на 120 стадий=3 географические мили. В западной, древнейшей части города находился храм Бела - Вавилонская башня Ветхого Завета, - остатки которой и теперь еще называются Бирс-Нимруд, и большой дворец Семирамиды со знаменитыми висячими садами. В В. во дворце Навуходоносора умер Александр Великий. О городе см. Hdt. 1, 178 слл. и 3, 158 слл.

ВАВИЛОНИЯ

ВАВИЛОНИЯ - Babylonia.

I. География.

Ή Βαβυλωνία, в обширном смысле - вся Ассирия и Месопотамия, а в тесном - южная часть равнины, простирающейся между Тигром и Евфратом, начиная с того места, где эти реки наиболее сближаются (где находится так называемая Мидийская стена, или το Σεμφμιδος διατείχισμα, н. развалины Сидд-Нимруд), до соединения обеих рек. Эта равнина, называемая н. Ирак-Араби, пересекалась множеством каналов, значительнейшим из которых был Царский канал, ó βασίλειος ποταμός, и ныне еще называемый Награл-Мальк, - вдоль Мидийской стены. Из городов этой весьма плодородной страны, кроме Вавилона, замечательны: Апамея, при соединении Евфрата с Тигром, Тередон и Кунакса (при н. Фелуях) близ Евфрата и Вавилона, известная по сражению между Киром и Артаксерксом в 400 г. до Р. X.

II. История.

Древнейшая вавилонская история в общем короче и беднее ассирийской, хотя она восходит сравнительно до более глубокой древности, потому что Вавилонское царство основано, надо думать, раньше Ассирийского. По Моисеевой таблице народов, вавилоняне - семитское племя; по воззрению греков, это творение Бела, а Ассирия основана сыном его Нином, тогда как Ктесий утверждает наоборот, что Ассирия дала начало Вавилонии. По туземному сказанию, записанному у Бероса (см. Berosus, Берос), до всемирного потопа Вавилонией управляли 10 царей; народ в ней первоначально был невежествен и груб и жил без всякого благоустройства; при 3-м царе сюда пришел Оаннес, баснословный зверь-рыба, знавший человеческую речь, не принимавший никакой пищи и каждый вечер уходивший обратно в море. От него народ получил искусства и науки, особенно письменные и численные знаки, геометрию и строительное искусство. После великого потопа, происшедшего при последнем из этих царей (может быть, при последней династии), царствовали, по Беросу, 7 династий - до завоевания Вавилонии персами; в этот счет входит и период 500-летнего владычества ассириян, которое свергнуто было лишь Набонассаром; об этом, а также и о дальнейшей истории Вавилонии см. Nebucadnezar, Навуходоносор. Религиозный культ состоял в поклонении 7-ми большим планетам, которыми считались: Солнце, Луна, Юпитер (Баал, эфиопский Амун), Венера (Мени или Милитта, финикийский Аштореф), Меркурий (Нэбо), Марс (Меродах), Сатурн (Киун, вместе с Нергалем - 2 несчастливые звезды). Служение этим божествам соединено было с астрономией (храм Бела служил в то же время и обсерваторией), но также и с астрологией (ср. Astrologia, Астрология, и Chaldaei, Халдеи). Кроме того, каждый город и каждая местность имели, как и в Египте, свое местное божество, θεος εγχώριος. Жреческая каста магов (см. Magi, Маги), которые назывались по преимуществу халдеями (Касдим), производили свои исследования в коллегиях (συστήματα) и передавали свою науку из рода в род семейным преданием. Перешла отсюда к мидянам и персам.

ВАДА

ВАДА - Vada, крепость батавов в бельгийской Галлии, на востоке от Гринн. Tac. hist. 5, 20. 21.

ВАДИМОНСКОЕ ОЗЕРО

ВАДИМОНСКОЕ ОЗЕРО - Vadimōnis Lacus, η̉ Όάδμων λίμνη, небольшое, круглое священное озеро Этрурии, в америйском округе; там этруски устраивали свои собрания; н. Лаго-ди-Бассано. Polib. 2, 20, 2. Liv. 9, 39.

ВАЗА

ВАЗА - Vasa, сосуды, особенно для жидкостей. Они были чрезвычайно различны по материалу, форме, величине и т. д.

I. По материалу и обработке различаются

1. vasa fietilia или terrena из обожженной глины, которые в древние времена изготовлялись в Италии, и особенно в Этрурии и Нижней Италии, и часто украшались красными фигурами на черном фоне или наоборот; в Греции, Италии, Сицилии находят множество таких сосудов, составляющих важный отдел нынешней археологии;

2. Vasa из благородного или неблагородного металла; они были или рurа, т. е. гладкие, или celata, т. е. чеканные. Сохранилось много серебряных и бронзовых сосудов древних vasculariorum, красивые формы которых и искусная чеканка заслуживают удивления;

3. Vasa murrina см. Murrina, Муррина;

4. стеклянные сосуды см. Vitrum, Стекло;

5. сосуды из драгоценных резных камней (см. Gemma, Гемма), конечно, небольших размеров, особенно в виде бокалов, флаконов для духов и мазей, см. Оnух, Оникс, Cic. Verr. 4, 27. Чаще встречались сосуды, обложенные (distincta) драгоценными камнями или составленные из камеев;

6. сосуды из янтаря и слоновой кости были также очень малы, но часто большие металлические вазы украшались слоновой костью.

II. Сосуды по их назначению делятся на

1. vasa для хранения и транспортировки жидкостей, подразделяются на

a) большие: dolia (Долий), seriae, cupae, culpariaorcae, выпуклые или тыквовидные, amphorae (Амфора), lagenae и cadi, продолговатые c узким горлышком и внизу обычно острые;

b) меньшие, как, напр., ampulla, небольшой, приплюснутой формы сосуд с узким горлышком, alabastrum, цилиндрической формы, без ручки, предназначавшийся только для масла и бальзама, и, наконец, склянки с духами в могилах (называвшиеся раньше ошибочно лакриматориями);

2. сосуды были

a) для воды: urna (hydria), служившая для зачерпывания и для хранения воды, обычно с ручками, точно так же как nanus и situlus; urceus, кружка (меньше, чем urna), служившая иногда для смешивания напитков. Меньшими сосуды для зачерпывания воды были matella и matellio и логикообразная trua и trulla;

b) сосудами для вина были simpulum или cyathus, определенной емкости (sextarius, напр., вмещал 12 cyathos, triens 4 cyathos), guttus или epichysis, небольшая кружка с узким горлышком, и, наконец, gutturnium;

3. кухонная посуда, vasa coquinaria:

a) котлы, ahenum и lebes, оба широкие и выпуклые, последний несколько площе первого;

b) сковороды, sartago, patina;

c) горшки, cacabus, olla, cucuma, lasanum. Authepsa (самовар) была греческая машина для варки, a miliarium - высокая столбообразная машина для согревания воды;

4. столовая посуда: миски, глубокие, patenae; плоские, lances; большие, mazonoma; маленькие, boletaria; четырехугольные, раrорsides и т. д.;

5. посуда для мытья; к ней принадлежали большие ванны и лейки (labrum, nassiterna) и тазы (pollubrum, trulleum); большие полоскательницы назывались pelvis и aquiminarium;

6. сосуды для питья, см. Poculum, Бокал;

7. сосуды для хранения сухих предметов, cumera для зернового хлеба.

ВАКАЦИО

ВАКАЦИО - Vacatĭo, см. Beneficiarius, Бенефициарий.

ВАККА

ВАККА - Vacca или Vaga, Ου̉άγα, значительный город Нумидии, отстоявший от Утики на 1 день пути, был разрушен Метеллом в Югуртинскую войну, но впоследствии восстановлен, н. Бежа или Беджа в Тунисе на границе Алжира. Sall. Iug. 29. 47. 68.

ВАККАЕИ

ВАККАЕИ - Vaccaei, Ου̉ακκαι̃οι, могущественное племя Испании в юго-западной части полуострова, у реки Дуеро, со столицей Pallantia, н. Паленсия. Они сообща обрабатывали землю и доход равномерно распределяли между собой; были очень воинственны и уже пунийцам доставляли много хлопот. Polib. 3, 14. Liv. 30, 7.

ВАКУНА

ВАКУНА - Vaccūna, сабинское божество, которому крестьяне при наступлении зимы приносили жертвы, когда по окончании жатвы или войны возвращались к домашнему очагу, чтобы предаться отдыху. Ov. fast. 6, 307. Таким образом, В. сделалась богиней досуга и отдыха от дел (может быть, от vacare; litare Vacunae - vacuum esse). Она отождествлялась с Церерой, Венерой, Дианой, Минервой, Беллоной и Викторией. Чтили ее особенно в Реате и Тибуре, но неизвестно, почиталась ли она также в Риме. ср. Horat. ер. 1, 10, 49: fanum putre Vacunae.

ВАКХАНАЛИИ

ВАКХАНАЛИИ - Bācchae, Bacchanalia, см. Dionysus, Дионис, 5.

ВАЛГИИ

ВАЛГИИ - Valgĭi.

Самыми знаменитыми из Валгиев были:

1. А. Valgius, сражался под начальством Цезаря в Испании против помпеянцев, а потом перешел на их сторону;

2. С. Valgius Rufus, которого Гораций причислял к своим самым близким друзьям (Horat. Sat. 1, 10, 82 и Od. 2, 9), утешает в утрате его любимца Миста. В 12 г. до Р. X., после смерти консула Валерия Мессалы, он занял его место в качестве consulis suffecti. Многосторонность его образования доказывается разнообразностью его сочинений риторического и грамматического содержания и многочисленными отрывками его стихотворений, обнаруживающими его полное знакомство с греческой литературой. Он обработал на латинском языке риторику (τέχνη) Аполлодора Пергамского (Quint. 3, 1, 18. 5, 17. 5, 10, 4), к которой принадлежит то, что приводит Диомед (1, р. 382) из Valgius de tralatione. Результаты своих грамматических занятий и ученых споров с друзьями В. изложил в книгах de rebus per epistulam quaesitis, пользование которыми можно проследить у Плиния, Геллия (12, 3) и у грамматиков. Состояло ли это сочинение более чем из двух книг, неизвестно - Плиний и, может быть, Квинтилиан (10, 1, 56, если вместо Vergilius читать Valgius) с похвалой упоминают о дидактической поэме de herbarum viribus, обработанной В. по Никандру, но неоконченной. Плиний часто пользовался ею. О эпиграммах В. мы знаем только из одной ссылки (Charis. 1, р. 83). Но самую большую известность ему доставили его элегии, flebiles modi и molles querellae, от которых старался отклониться его друг Гораций. От элегий, посвященных Мессале и Горацию (собр. Weichert, poet. lat. vit., p. 209 слл.), сохранились значительные отрывки. Однако Квинтилиан не причисляет В. к мастерам этого рода поэзии и похвалу в псевдотибулльском Panegyricus ad Messalam (Tib. 4, 1, 180: aeterno propior non alter Homero) следует считать пустым преувеличением. Очень вероятно, что В. испытал свои силы также и в буколической поэзии.

ВАЛЕНТ

ВАЛЕНТ - Valens, брат Валентиана I, родился в Паннонии ок. 328 г. от Р. X., служил сначала в гвардии Юлиана, который тщетно старался принудить его отречься от христианства. В 364 г. брат В. поручил ему в качестве соправителя управление восточными провинциями и дал ему в советники отличнейших мужей. Но война и восстания постоянно нарушали спокойствие его правлениe. В 365 г. он отправился против персов, грозивших вторжением. Одновременно с этим страшное землетрясение опустошило Малую Азию и Южную Европу и готы вторглись в Тракию; в 366 г. с большим трудом было подавлено восстание Прокопия; несмотря на это, мягкий В. сбавил подати. Т. к. готы поддерживали Прокопия, то В. в 367 г. перешел через Дунай, но понес большие потери в этой болотистой местности и должен был отступить. Лишь в 369 г. готы потерпели поражение и заключили мир. Во время путешествия по Азии в 372 г. В. лишился единственного сына своего, Валентиана, и остался в Сирии до 378 г., проживая зимой обыкновенно в Антиохии. Пограничные споры с Персией, бои с исаврийцами, заговоры против жизни императора, недовольство управлением ненавистного за его алчность тестя, императора Петрония, были причиной разных смут, которым немало способствовали также церковные распри, вызванные склонностью императора к арианству и строгими законами против последователей других учений. В 378 г. вторжение готов заставило В. возвратиться в Константинополь: гунны разгромили готов и 200.000 храбрых воинов с их семьями просили принять их в Месии и Тракии; но алчность и вероломство римских чиновников довели готов до отчаяния, и в 377 г. римское войско было ими разбито и В. принужден был дать им сражение при Адрианополе 9 августа 378 г. Он потерпел полное поражение и погиб в сражении, по другим же рассказам - в крестьянской хижине, куда он был принесен, раненный, после сражения и которую зажгли рыскавшие везде готы. Amm. Marc. 31, 3. слл. Zos. 4, 20 слл.

ВАЛЕНТИНИАН

ВАЛЕНТИНИАН - Valentiniānus, 1. Val. I. Flavus, родился в 321 г. от Р. X. в Цибалах (или Цибалиде?) в Паннонии. Он обладал огромной физической силой, отличался в войнах, начальствовал над войсками в Британнии и Африке и пользовался большой любовью своих солдат. Он имел благородную наружность, был строг до жестокости, особенно к низшим, отличался нравственностью, любил науки, хотя сам не был особенно образован, кроме того, был отличный солдат, очень опытен в военном деле и в механике (он занимался лепкой фигур из глины и воска) и снисходителен в делах религии. Тотчас же при вступлении на престол в 364 г. он дозволил язычникам кое-какие облегчения, но сам был строгий христианин. Zos. 4, 3. Брата своего Валента он сделал соправителем, сам жил в Милане и заботился о защите пограничных земель, особенно Африки от мавров и Рейна от германцев. В 365 г. он отправился в Галлию, вел войну с сильными тогда алеманами и в 366 г. победил их. Amm. Marc. 26, 5 слл. 30, 7. Кроме того, В. оказал большие услуги Галлии и всему государству изданием полезных законов, в 367 г. он сделал соправителем своего 8-летнего сына Грациана; в 386 г. снова отправился в Галлию против франков и против саксонцев. Вскоре возгорелась новая война с алеманами, в которой особенно отличался отец Феодосия, сделавшегося впоследствии императором. В 374 г. В. стал вооружаться против квадов в Паннонии и в следующем году напал на них и разбил их; посольство их он принял очень неблагосклонно и притом так разгорячился, что у него пошла кровь горлом и он умер на 55 г. от роду, в 376 г. Zos. 4, 17. Преемником В. был старший сын его Грациан, родившийся в 359 г. в Сирмии и бывший соправителем отца с 367 г. Он отличался превосходными качествами души и тела и приобрел себе всеобщую любовь как приятной наружностью, так и благородством души. Он отличался во всех телесных упражнениях и, будучи превосходно воспитан Авзонием, был благочестив, мягок, благотворителен, ласков с подчиненными, но страстный охотник. Обыкновенно он проживал в Трире и издал там много законов. В 377 г., когда в Италии настал голод, Грациан стал вооружаться против алеманов, на которых и напал в следующем году и победил их при Аргентарии. Потом он пошел на сарматов на Дунае и разбил их. Получив затем весть о смерти Валента, он отправился в Милан, где близко сошелся с епископом Амвросием. Феодосию, сделавшемуся в это время императором, он послал помощь против готов и следующие годы провел частью в Галлии, частью в Италии. В 383 г. возгорелось восстание Максима, стоившее жизни молодому многообещающему императору. ср.: H. Richter, Das westroemische Reich, besonders unter den Kaisern Gratian, Valentinian II und Maximus (1865);

2. сводный брат Грациана, Valentinianus II, родился в 371 г.; по смерти Грациана мать В., Юстина, управляла за него государством, хотя наибольшим значением пользовался советник ее, Феодосий, который в 381 г. защищал В. против Максима. При В. было издано много законов. Последние годы он провел в Италии, где и умер насильственной смертью от руки властолюбивого Франка Арбогаста, 15 мая 392 г., после ничем не ознаменовавшего правления;

3. Flavius Placidus Valentinianus III, сын Констанция III и Галлы Плацидии, родился в 425 г. по свержении Иоанна. За него управляла государственными делами мать его Плацидия, но не имела на сына хорошего влияния. Лучшей опорой как ее, так и ее сына были отличные полководцы Бонифаций и Аеций. Последний защищал расшатанное государство против мятежных солдат, против вестготов и вандалов, но уже в 427 г. затеял ссору с Бонифацием, которую поддерживал двор, чтобы иметь в Бонифации противовес Аецию. Ссора, однако, закончилась гибелью Бонифация. Аеций, сделавшись единственным министром и полководцем, победоносно сражался с дикими германскими племенами, особенно с франками и готами. С вандалами, переселившимися в Африку, был заключен мир. Возникшие впоследствии раздоры их с готами были причиной отсоединения вандальского царя с Аттилой и вторжения последнего в Западно-Римское государство, которое (в особенности Сицилия) в то же время подверглось страшным опустошениям со стороны моря в 439 и 440 гг. Слабый император мало был опечален тем, что от государства отрывалась одна часть за другой. По смерти матери власть В. подверглась большой опасности в 450 г. со стороны появившегося в Галлии Аттилы. Однако же Аеций при помощи вестготского царя Теодориха разбил гуннов на каталунских полях в 451 г., но возбудил к себе недоверие В., который в 454 г. велел его убить и в следующем году сам подвергся той же участи (455 г.).

ВАЛЕНТИЯ

ВАЛЕНТИЯ - Valentĭa, Ου̉αλεντία,

1. название южной части Britanniae barbarae, на севере от устроенного Адрианом вала; Феодосий сделал ее провинцией, но римляне не могли долго удержаться в ней. Amm. Marc. 28, 3;

2. большой город эдитанцев в тарраконской Испании, на реке Турии; он был основан в 130 г. Д. Брутом после покорения лузитанцев и затем разрушен Помпеем, но впоследствии возвысился снова и до сих пор сохраняет свое древнее имя;

3. город каваров в нарбонской Галлии, у дороги из Тицина в Виенну; он был римской колонией, и жители его могли занимать в Риме почетные должности. Tac. ann. 2, 23. Tac. hist. 1, 66. H. Валянс;

4. селение в Калабрии (также Valentium) между Брундузием и Клупеями;

5. см. Vibo, Вибон.

ВАЛЕРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАЛЕРИЙ

ВАЛЕРИЙ - Valeriānus, см. Valerii, Валерии, 42-44.

ВАЛЕРИЯ

ВАЛЕРИЯ - Valerĭa, 1. см. Valerii, Валерии;

2. Val., Ου̉αλερία, город кельтиберийцев в Испании, на реке Сукроне; н. Валерия-ля-Виеха. Plin. 3, 3, 4;

3. город в Лациуме на Валерийской дороге, между Тибром и Карсеолами, без сомнения, тождественный с Varia Горация (Вария), н. Вико-Варо;

4. при императоре Галерии - провинция Нижней Паннонии между реками Дунаем, Дарвой и Рааб, получившая название от имени императрицы.

ВАЛЯЛЬЩИК

ВАЛЯЛЬЩИК - Fullo, также lavator или lotor, κναφεύς или γναφεύς, который занимался выделкой нового платья и стиркой и лощением ношеного, vestimenta lavare, polire, expolire, interpolire и т. д. Цветное платье мочили и в сыром виде с примесью валяльной глины (creta) и мочи топтали (terere, λακτίζειν), колотили (κόπτειν) и вытягивали в корытах или ямах (lacunae, lacus, πλυνοί), вследствие чего мягкие уточные нити склочивались (cogi, conciliari, πιλει̃σθαι) до такой степени, что нельзя было более различать отдельные нити ткани. Затем сукно вымывалось, окуривалось серой, сушилось и ворсовалось посредством spina fullonica, γναφικὴ άκάνθη, волчецовидного растения, родственного нашей ворсянке. Наконец следовала чистка щеткой, стрижка и прессовка. Все эти работы изображены на картинах, которыми покрыты стены валяльной мастерской (fullonica, officina fullonum, κναφει̃ον), найденной в 1825 г. и раскопанной в 1826 г. в Помпеях. Fullones образовали особые артели, collegia и sodalicia, и праздновали 19 марта праздник в честь своей покровительницы Минервы. Ov. fast. 3, 821. За пользование общественными водопроводами они платили пошлину.

ВАНГИОНЫ

ВАНГИОНЫ - Vangiŏnes, Ου̉αγγίονες, племя в бельгийской Галлии на Рейне, город их был Borbetomagus, н. Вормс. Tac. Germ. 28. Tac. hist. 4, 70. ann. 12, 27.

ВАНДАЛЫ

ВАНДАЛЫ - Vandăli, также Vandili, Ου̉άνδαλοι, Βανδίλοι, германское племя, жившее первоначально около Меотидского озера, откуда переселилось на берега Балтийского моря. Позднее В. заняли пограничные горы между Силезией и Богемией, где присоединились к маркоманам и квадам. Оттуда В. перешли в Дацию и затем в бурные времена переселения народов, ок. 410 г., в Испанию и основали в южной ее части (н. Андалузия) собственное государство. Когда римский наместник Бонифаций позвал их на помощь, они под руководством Гейзериха отняли у римлян Африку, в 439 г. заняли Карфаген, где устроили свою столицу, и сделались бичом римлян. Гейзерих сделал из своих диких В. опытных моряков, напал с флотом на Италию и подчинил себе острова Средиземного моря. После его смерти В. скоро изнежились, и Юстиниан в 534 г. подчинил себе последнего вандальского царя Гелимера. Часть народа после этого была переведена в Азию, где почти все мужское поколение погибло в сражении с персами у Евфрата. В нынешних кабилах со светлым цветом кожи и белокурыми волосами многие предполагают потомков бывших вандалов.

ВАР

ВАР - Varus, Ο'ύαρος, Ου̉α̃ρος,

1. пограничная река между Италией и Галлией, брала начало в Альпах и впадала в Лигурийское море между городами Antipolis (н. Антиб) и Nicaea (Ницца); н. Вар;

2. римское cognomen, см. Alfenus, Альфен; Atii, Аттии, 3; и Quintilii, Квинтилии.

ВАРВАРЫ

ВАРВАРЫ - Barbări, βάρβαροι. Это название относилось первоначально только к языку и обозначало человека иноязычного; так, карийцы, Il. 2, 867, называются βαρβαρόφωνοι. Египтяне также всех говорящих по-чужеземному называли В. (Hdt. 2, 158). Понятно, что с этим названием легко соединялось выражение некоторого презрения. Это противоположение неварвара В. особенно обнаружилось при более самобытном развитии народного духа и более высоком самосознании эллинов сравнительно с другими народами и особенно жителями Востока. Самой природой грек назначен был господствовать над В. Arist. Polib. 1, 2. διό φασιν οί ποιηταί βαρβάρων δ' 'Έλληνας α́ρχειν εικός (Eur. Iph. Aul. 1379), ώς ταυτο φύσει βάρβαρον και δουλον ο́ν. ср. также 7, 6, где он приписывает европейским В. мужество (θυμός), но отрицает в них ум, проницательность (διάνοια), В. азиатских наделяет умом, но не признает за ними мужества, тогда как, утверждает он, в греках соединяется и то и другое, так что если бы они образовали одно государство, то могли бы господствовать над всеми. От обозначения чужеземного характера слово перешло мало-помалу к обозначению недостаточного развития, меньшей степени образованности. Таким образом, для греков все негреки - В., до завоевания Греции римлянами, которые после этого также выделились из В.: все, что не было образовано по-гречески и по-римски, обозначалось общим именем barbari; immanitas и barbaria противополагались римской humanitas, причем не совсем утратилось и противоположение относительно языков, как показывает одно место у Цицерона. Verr. 2, 4, 50. Позднее еще галлы и испанцы были причислены к неварварам, и имя В. осталось особенно за германцами и народами по ту сторону Евфрата, т. к. они упорно сопротивлялись римлянам и не поддавались их влиянию. Производство слова от санскритского barbara-s наводит на сомнение даже касательно существования такой формы слова; а слово varvara-s «косматый» обозначает только негра с его шерстевидными волосами, производное varvara-tв - лишь суровость произношения буквы r. ср. также βορβορύζειν - ворчать и персидское barbar - болтливый, чудак.

ВАРГУНТЕИ

ВАРГУНТЕИ - Varguntēii, 1. L. Vargunteius, участвовал в заговоре Катилины и, несмотря на свое сенаторское звание, согласился вместе с всадником К. Корнелием убить Цицерона. После открытия заговора он был привлечен за это к ответственности и наказан. Sall. Cat. 17. 28. 47;

2. Vargunteius, погиб в качестве легата Красса в войне с парфянами. Plut. Crass. 28.

ВАРЕНЫ

ВАРЕНЫ - Varēni, 1. L. Varenus, был обвинен в убийстве и его безуспешно защищал Цицерон, вероятно, при Сулле, вскоре после проскрипций. Quint. 4, 1, 71. 9, 2, 56. Plin. ep. 1, 20;

2. Varenus Rufus, был обвинен за плохое управление Вифинией. Plin. ep. 5, 20. 6, 13.

ВАРИИ

ВАРИИ - Varĭi, 1. Q. Varius Sucronensis, будучи народным трибуном в 91 г., насильно провел закон, осуждавший тех, которые поддерживали италийских союзников, и несколько лет спустя сам нарушил этот закон и был убит в изгнании. Cic. de n. d. 3, 33, 81;

2. Varius Cotyla (т. е. винная бочка, Cic. Phil. 13, 12, 26), товарищ попоек Антония, по приказанию которого однажды был избит на пиру рабом. Во время Мутинской войны он командовал отрядом войск в Галлии;

3. L. Varius Rufus, римский поэт последних времен Республики, занимавший видное место при дворе Августа, а особенно в кружке поэтов, собравшихся вокруг Мецената. Он был знаком с Катуллом и Цинной, близкий друг с бывшим несколько моложе его годами Вергилием (Horat. Sat. 1, 5, 40. 93. Verg. Ecl. 9), способствовал представлению Горация Меценату (Hor. sаt. 1, 6, 55) и находился также в очень близких отношениях с Августом (Horat. ер. 2, 1, 247). Ему и Плоцию Тукке (Hor. sаt. 1, 10, 81) Вергилий перед смертью вручил свою «Энеиду» в полное распоряжение. Между эпиками новой эпической школы и В. также имел значение: forte epos acer, ut nemo, Varius ducit, говорит Гораций (Horat. Sat. 1, 10, 13), и Maeonii carminis alitem (Od. 1, 6, 2) называет он его за описанные им подвиги М. Випсания Агриппы. К эпическим стихотворениям принадлежало его сочинение de morte, в память Юлия Цезаря, из которого Вергилий вставил несколько стихов в свою 9 эклогу, посвященную верному приверженцу Цезаря, Поллиону, и точно так же Panegyricus Augusti, из которого Гораций сохранил два стиха (ер. 1, 16, 25); но гораздо большую славу В. приобрел как трагический поэт: его «Фиест» вместе с «Медеей» Овидия считались лучшими римскими трагедиями. Quint. 10, 1, 98. 3, 8. Tac. dial. 12. Первое представление этой пьесы было в 29 г. до Р. X.; поэт получил гонорар в миллион сестерций. Существовал ли Фиест еще в 8 в., доказать нельзя, но нет сомнения, что он исчез уже очень поздно. Приписываемая В. трагедия «Терей» не более как произведение 16 в. Монография Weichert (1836).

ВАРИНИЙ

ВАРИНИЙ - Varinĭus, P. Varinius Glaber, в войне рабов в 73 г. до Р. X. был разбит Спартаком (App. b. с. 1, 116) и в 72 г. управлял Азией в должности претора. Cic. Flacc. 19.

ВАРИНЫ

ВАРИНЫ - Varīni, свевское (Tac. Germ. 40) или вандальское (Plin. 4, 14, 28) племя, жившее у Балтийского моря, вероятно, около нынешней реки Варнавы в Мекленбурге.

ВАРИЯ

ВАРИЯ - Varĭa, местечко в стране сабинян, на правом берегу реки Аниена на расстоянии 8 mil. pass. от Тибура; оно лежало на холме, господствовавшем над устьем долины ручья Дигенции; вблизи этого местечка лежало имение Горация, состоявшее из 5 дворов, принадлежавших к общине Вария. Horat. ер. 1, 14, 3.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ - Basilius, Βασίλειος, родился в 329 г. от Р. X. в Кесарии Каппадокийской, из знатного рода, получил образование в Афинах, где заключил тесный дружеский союз с соотечественником своим Григорием Назианским, к которому примкнул впоследствии и младший брат его Григорий, епископ города Ниссы, - был сначала адвокатом, в 362 г. сделался пресвитером, в 370 г. - епископом кесарийским и умер в 379 г.; он был действительно «царственным» явлением в своей сфере, положил начало правильной организации монашеской жизни. Все свое имущество отдал он бедным, основал большой дом призрения, а сам жил скудно. Он был любителем и покровителем греческой литературы и настоятельно советовал ее изучать. Превосходны его письма; юношам особенно можно рекомендовать его слово o́πως α́ν εκ τω̃ν έλληνικω̃ν ωφελοι̃ντο λόγων (изд. Lothholz, 1857).

ВАСКОНЫ

ВАСКОНЫ - Vascŏnes, Ου̉άσκονες, племя в северо-восточной части тарраконской Испании между Ибером и Пиренеями (в н. Наварре и Гипуское), нынешние баски. Столица В. была Pompelon (н. Памплунья). В сражение они вступали с непокрытыми головами. Самые западные остроги Пиренеев получили от их имени название Vasconum saltus. Plin. 3, 3, 4. 4, 20, 34. Strab. 3, 155. 161.

ВАТИКАН

ВАТИКАН - Vaticānus, см. Рим, 22.

ВАХАЛ

ВАХАЛ - Vahălis, см. Рейн.

ВАЦИНИИ

ВАЦИНИИ - Vatinĭi, 1. P. Vatinius, родом из Реате, заявил, что Диоскуры известили его о взятии в плен царя Персея, за что римский сенат сначала бросил его в темницу, а потом, когда его слова подтвердились, щедро наградил его. Cic. de n. d. 2, 2, 6;

2. его внук, Р. Vatinius, был сделан в 73 г. до Р. X. квестором и, пользуясь своей властью, совершил не мало несправедливостей. Не лучше он поступал и при управлении Испанией. Cic. Vat. 5, 12. 13. В 50 г. был выбран в народные трибуны и в этой должности содействовал многими законами исполнению планов Цезаря, с которым находился в родстве по жене. В 58 г. он отправился с Цезарем в Галлию (Caes. b. g. 8, 46. Cic. ad Att. 2, 7), через некоторое время возвратился в Рим, где и был привлечен к ответственности за прежние несправедливости, но при помощи известного Клодия позволил себе насильственные действия против судей. Cic. Vat. 14. В процессе П. Сестия он выступал как против последнего, так и против его защитника Цицерона, за что последний тотчас после окончания процесса сказал против него речь, послужившую к унижению В. В 55 г. он после многих безуспешных попыток с помощью подкупа добился преторства. Cic. ad Qu. fr. 4, 1. Лишь в следующем году последовало его обвинение, от которого его защищал примирившийся с ним Цицерон. В последующее время В. стоял на стороне Цезаря, сражался не без успеха (47 г.), потом (45 г.) отправился в качестве проконсула в Иллирию, которую после смерти Цезаря отдал Бруту. Caes. b. Alex. 44. Cic. Phil. 10, 5. Cic. ad. fam. 5, 9. Vell. Pat. 2, 69.

ВЕГЕЦИИ

ВЕГЕЦИИ - Vegetii, 1. Flavius V. Renatus, один из немногочисленных римских писателей о военном деле, написал между 384 и 395 гг. от Р. X. epitome institutorum rei militaris в 5 книгах, посвященную императору Феодосию Великому. Сам В. называет свое сочинение (1, 8) извлечением из Cato Censorius de disciplina militari, Cornelius Celsus, Frontinus, Paternus и др. Главное достоинство этой книги состоит в том, что она вследствие утраты большей части военно-исторических сочинений представляет главный источник нашего знания римского военного дела, хотя автор ее, как неумелый компилятор, собрал смесь самых разнородных известий без различия времен и без всякой критики. Язык сочинения также нельзя считать образцовым. Изд. Modius. Stewech, Scriver, Oudendorp и Lang (1869);

2. под именем Р. Vegetius (не имеющим ничего общего с только что упомянутым и жившего несколько десятков лет спустя после него) существует единственное латинское сочинение о ветеринарном искусстве, digestorum artis mulo medicinae 11. IV, о болезнях скота и лошадей (изд. Gesner и Schneider в Script, r. г.). Сочинение написано с тех же греческих источников, по которым составлены Hippiatrica. При недостатке подобных сочинений оно возбуждает некоторый интерес. Слог его тяжел и необработан.

ВЕДИИ

ВЕДИИ - Vedii, 1. Ved. Pollio, римский всадник, отличавшийся чрезвычайной жестокостью. Он кормил своих мурен мясом рабов, и, когда однажды давал пир в честь Августа, с которым был дружен, последний едва смог его упросить пожалеть несчастного слугу за какой-то неважный проступок. Dio Cass. 51, 23. Sen. clem. 1, 18. ср. Tac. ann. 1, 10. Часть своих богатств он завещал Августу;

2. Ved. Aquila, легат Отона, проиграл сражение при Ведриаке (Tac. hist. 2, 44) и после свержения Вителлия перешел на сторону Веспасиана. Tac. hist. 3, 7.

ВЕЗЕРИС

ВЕЗЕРИС - Vesĕris, или местечко, или небольшая река (Сарн или его приток) в Кампании у Везувия. Qua via ad Veserim ferebat, произошла битва между римлянами и латинянами. Liv. 8, 8. 10, 28.

ВЕЗОНТИОН

ВЕЗОНТИОН - Vesontĭo, Βεσοντίων, Ου̉ισόντιον, столица секванов в Галлии на реке Дубисе (н. Doubs), которая почти совершенно окружала город. На открытой стороне возвышалась гора с крепостью, из которой выступил Цезарь в 58 г. перед сражением с Ариовистом. Caes. b. g. 1, 39. H. Безансон, богатый древностями.

ВЕЗУВИЙ

ВЕЗУВИЙ - Vesuvĭus или Vesēvus, Ου̉εσσούιος, Βέσβιος, вулкан в Кампании около морского берега на юго-западе от Неаполя. Везувий обнаружил свою силу в 79 г. ужасным извержением, которым были засыпаны Помпеи и Геркулан. С тех пор произошло много извержений. Verg. Georg. 2, 224. Liv. 8, 8. Suet. Tit. 8.

ВЕЗУЛИЙ

ВЕЗУЛИЙ - Vesŭlus mons, высокая вершина Альп, на которой находился источник реки Пада; по Вергилию (А. 10, 708), она была покрыта соснами. Н. Монте-Визо.

ВЕЙИ

ВЕЙИ - Veii, Ου̉ήιοι, древний город Этрурии, лежавший у речки Кремеры на крутых скалах, в 12 милях к северу от Рима. Некоторое время он управлялся собственными царями (Liv. 5, 1. 4, 1) и после многих войн выдержал 10-летнюю осаду римлян, пока в 396 г. до Р. X. не был взят и разграблен. Жители (Veientes) были проданы в рабство, их земли (ager Veiens) стали достоянием римской казны. Liv. 5, 21 слл. Cic. Rosc. Am. 16. После этого В. продолжали существовать, но имели маленькое значение. Известностью пользовался веентский храм Юноны. Liv. 5, 22. На крутой горе около Isola Farnese попадаются еще следы киклопских стен, окружавших древний город.

ВЕЙОВИС

ВЕЙОВИС - Veivŏis, Vediovis, Vedius, римский бог, храм и статуя которого находились в Риме между кремлем и Капитолием, на месте, которое называлось inter duos lucos. Его изображали безбородым юношей со стрелами в руке; возле него стояла коза, которая, по преданию, вскормила его. Настоящее значение этого бога даже у римлян было неизвестно. Овидий (Ov. fast. 3, 429 слл.) говорит, что Ромул огородил упомянутое место стеной и сделал его убежищем, бог же - не кто иной, как молодой Юпитер, на что указывают имя и коза; слог же ve означает маленький. Итак, В., по этому толкованию, был молодой Юпитер - хранитель убежища, символом чего служат стрелы. Другие на основании стрел приняли его за Аполлона или вследствие слога ve за «гибельного» Юпитера.

ВЕКСИЛЛАРИИ

ВЕКСИЛЛАРИИ - Vexillarĭi и Vexillum, см. Набор войска, 5.

ВЕЛАБРУМ

ВЕЛАБРУМ - Velābrum, см. Рим, 20.

ВЕЛЕДА

ВЕЛЕДА - Velĕda, германская дева из племени бруктеров, пользовавшаяся большим уважением (Tac. hist. 4, 61. 65. 5, 22. 24). Она участвовала в войне Клавдия Цивилия против Рима (69 г. от Р. X.) и впоследствии возбудила новое восстание германцев, в котором была взята римлянами в плен и приведена в Рим. Tac. Germ. 8.

ВЕЛИИ

ВЕЛИИ - Velĭi.

К ним принадлежат:

1. V. Cerealis, друг Плиния Младшего и Гелвидия Приска. Plin. ep. 2, 19. 4, 21;

2. V. Cornificius Gordianus, консул 275 г. от Р. X., содействовал выбору императора Тацита. Vopisc. Tac.;

3. V. Longus, ученый грамматик времен Адриана. Сохранилось его небольшое сочинение de orthographia, изд. Кеil'ем, gramm. Lat. т. VII.

ВЕЛИКАЯ ГРЕЦИЯ

ВЕЛИКАЯ ГРЕЦИЯ - Graecĭa Magna, η̉ μεγάλη Έλλάς, так сперва Полибием была названа Нижняя Италия, на юге от реки Silarus и Frento, по причине множества находившихся там греческих поселений, в особенности вокруг Тарентского залива; само по себе, однако, это название не употреблялось для обозначения Нижней Италии, но им обозначались одни только греческие города и их области. Страбон называет даже самих италийских и сицилийских эллинов Великой Элладой.

ВЕЛИКАЯ МАТЕРЬ

ВЕЛИКАЯ МАТЕРЬ - Magna mater, см. Рея.

ВЕЛИКИЙ МЫС

ВЕЛИКИЙ МЫС - см. Магнум мыс.

ВЕЛИКИЙ ПОНТИФИК

ВЕЛИКИЙ ПОНТИФИК - Pontĭfex maxĭmus, (иногда называемый просто pontifex, напр., Liv. 1, 32, 2), председатель коллегии понтификов. Его выбор производился еще издавна трибутными комициями и обыкновенно на всю жизнь; большею частью это был человек, который занимал прежде высшие курульные должности, но впоследствии им мог быть также и человек более молодой. Liv. 25, 5. Suet. Caes. 13. Со времен Августа эта должность постоянно соединялась со званием императора, но обыкновенно поручалась ему сенатским постановлением. Также многие христианские императоры, как, напр., Грациан, еще носили этот титул. В древности В. понтифик не должен был занимать никаких светских должностей, постоянно должен был жить в Италии, иметь незазорного поведения жену, не смел вступать во второй брак, прикасаться к трупам и т. д. Его полномочие ограничивалось большею частью тем, что он исполнял решения коллегии (Liv. 4, 44. 34, 44); только если какой-нибудь случай уже раньше однажды решен был коллегией, или если он основывался на законных определениях, или не терпел никакого отлагательства, то он мог действовать собственной властью. Почти неограниченно мог он действовать при наказании весталок и составлении Annales maximi. см. Annales, Анналы. Местом жительства первосвященника (pontifex maximus) был старинный дворец Нумы, Regia.

ВЕЛИКИЙ ПОРТ

ВЕЛИКИЙ ПОРТ - см. Магнус порт.

ВЕЛИН

ВЕЛИН - Velīnus, 1. река в земле сабинян, бравшая начало в Апеннинах и впадавшая в Нар (н. Велико). Cic. ad Att. 4, 15. Она образовала 2) Велинское озеро в окрестностях Реате, составляющее остаток болотистых наводнений, большая часть которых была отведена консулом М. Курием Дентатом с помощью прорытия горы (вследствие которого образовался существующий еще и сейчас прекрасный водопад в 1 миле на восток от Терни), н. Лаго-ди-Пие-ди-Луго. Cic. ad Att. 4, 15. Verg. Aen. 7, 517. Tac. ann. 1, 15.

ВЕЛИТРЫ

ВЕЛИТРЫ - Velītrae, Ου̉έλιτραι, город вольсков в Лациуме, потерявший после взятия его римлянами всякое значение; н. Веллетри. Из него происходило семейство Октавиев. Liv. 2, 30. 3, 6. 6, 36. Suet. Oct. 94.

ВЕЛИТЫ

ВЕЛИТЫ - Velĭtes, см. Dilectus militum, Набор войска, 2; Disciplina militaris, Дисциплина военная, 7; и Legio, Легион.

ВЕЛИЧЕСТВО

ВЕЛИЧЕСТВО - Maiestas, атрибут такого рода лиц и предметов, которым принадлежит наивысшее достоинство и положение, каковы: божество, народ, государство и наконец император. Cic. de or. 2, 39. Кто нарушал это величество римского народа, тот совершал преступление, crimen minutae maiestatis. Уже во времена царей существовало подобного рода государственное преступление (perduellio), за которое распинали на кресте (Liv. 1, 26). Республика заимствовала этот закон о государственном преступлении; раньше он охранял царя, а теперь государство и его республиканское устройство. Поэтому виновным в perduellio считался тот, кто не подчинялся законам и стремился к единовластию. В дальнейшем развитии этот закон был распространен на большее число случаев и определен еще точнее. Под crimen minutae maiestatis, понятие о котором получило свое развитие приблизительно с 150 г. до Р. X., сначала подведены были менее важные случаи perduellionis, a в последнее столетие Республики обвинение в perduellio совершенно вышло из употребления вследствие того, что crimen minutae maiestatis было распространено на все государственные преступления; наказанием сделалась ссылка. Первым законом de maiestate imminuta был lex Appuleia, 100 г. до Р. X., направленный против сопротивления трибунам и против возмущения (lex Mamilia 109 г. до Р. X. против друзей Югурты называл по крайней мере это преступление не mai. immin.). Затем следовал lex Varia 91 г. до Р. X., направленный против тех, quorum dolo malo socii ad arma ire coacti essent. Гораздо важнее был lex Cornelia ок. 80 г. до Р. X., который грозил aquae et ignis interdictione за возбуждение к восстанию, за противодействие магистрату во время исполнения им должностных обязанностей и за превышение власти магистратом или совершение им действий, унижающих величие римского владычества. По многообъемлющему закону lex Iulia в 46 г. до Р. X. в crim. mai. были включены все случаи perduellionis, которые еще не считались за mai. immin., а именно:

a) proditio, действительная измена или измена по трусости и слабости, дезертирство;

b) деяния, опасные для государства (образование преступных клубов, стачек и заговоров, произведение мятежа и бунта);

c) нанесение ущерба величию государству магистратами. Tac. ann. 1, 72. Этот закон, lex Iulia, во время императоров служил основой для наказания за это преступление, но круг случаев, подвергавших преследованию закона de mai. imm. расширился в том смысле, что сюда были включены покушение на особу императора, козни, оскорбления и непочтительность вообще, нарушение клятвы, данной именем императора, присвоение царских почестей, чеканка золотых монет и т. д. Естественно, что в правление императора Тиберия, который не находил поддержки, подобно Августу, в любви народа к августейшей фамилии, круг преступлений против оскорбления В. увеличился еще более; раньше карались только весьма важные случаи измены, теперь же преследованию закона об оскорблении В. подлежали: неодобрительные отзывы об императоре и членах его семейства; обращение к предсказателям и халдеям с вопросами о судьбе императора возбуждало уже подозрение; вообще все, что только могло толковаться как неуважение по отношению к императору, подлежало обвинению в государственной измене; в отдельности см. Suet. Tib. 58. Dio Cass. 57, 24 и Tac. во многих местах. Конечно, Тиберий старался постоянно препятствовать приведению приговоров в исполнение, но дорожил самим законом (Tac. ann. 2, 72 ехеrcendas esse leges) и стражами его. Всякий, к какому бы роду и возрасту он ни принадлежал, мог явиться с обвинением и получал за донос награду (см. Delatores, Delator). Тиберий, можно сказать, поступал так не из жестокости и кровожадности, как некоторые утверждают, но скорее потому, что думал, что он нуждается в такой защите от ненавидевших его аристократических фамилий; ошибка же его заключалась в чрезмерном самомнении и превратном, пустом уповании на человеческую силу воли. Он постепенно покорялся своей страсти и находил особое удовольствие во всемогуществе доносчиков. Хотя он их и наказывал неоднократно, но, продолжая играть с опасностью, он погиб в ней, и дело дошло наконец до того, что обвинения в оскорблении В. стали почти единственным занятием сената и служили дополнением ко всякому другому обвинению, которое само по себе еще не могло вести к совершенной гибели обвиненного (addito maiestatis crimine, quod tum omnium accusationum complementum erat, Tac. ann. 36 38). Наказанием за оскорбление В. уже в царствование Тиберия иногда вместо ссылки служила смертная казнь (Tac. ann. 6, 18); конфискация имущества всегда связывалась с подобного рода приговорами. В более тяжких случаях казнили даже детей изменника, напр., детей Сеяна (Tac. ann. 5, 9). При позднейших императорах закон об оскорблении В. применялся различным образом, смотря по характеру, прихотям и личному произволу того или другого императора. ср.: Rein, Creminalrecht der Römer, стр. 494 и слл.

ВЕЛИЯ

ВЕЛИЯ - Velĭa, Ου̉έλια, Ου̉ελία, кроме незначительного города этого названия в тарраконской Испании была еще В. в Лукании, основанная фокейцами ок. 553 г. до Р. X., которая называлась сначала Ύέλη (Hdt. 1, 167), потом Έλέα. В. находилась в 3 милях на восток от реки Гала (Hales) (Cic. ad. fam. 7, 19. Cic. ad Att. 16, 6), в 200 стадиях на юг от Песта и имела свою гавань (portus Velini, Verg. Aen. 6, 366). В В. родились философы Парменид и Зенон и находился центр элеатской школы, к старейшим членам которой, кроме Парменида и Зенона, принадлежали еще Ксенофан и Мелисс, тогда как представителями младших членов служат Левкипп и Демокрит. Cic. de n. d. 3, 33. Cic. tusс. 2, 22. Жители города назывались то Eleates, то Velienses. Его развалины находятся около Кастелламмаре-делла-Брука. Velia называлась также местность в Риме около Палатина, см. Roma, Рим, 2.

ВЕЛЛАВЫ

ВЕЛЛАВЫ - Vellăvi, кельтское племя в Галлии, находившееся в зависимости от арвернов, но впоследствии сделавшееся самостоятельным; оно жило около нынешних Веле. Caes. b. g. 7, 75.

ВЕЛЛАУНОДУМ

ВЕЛЛАУНОДУМ - Vellaunodūnum, город сенонов в лугдунской Галлии, между Agedincum (н. Сан) и Cenabum (Орлеан). Caes. b. g. 7, 11.

ВЕЛЛЕДА

ВЕЛЛЕДА - Vellĕda, см. Veleda, Веледа.

ВЕЛЛЕИ

ВЕЛЛЕИ - Vellēii, 1. С. Vell. Pat., римский сенатор, которого Цицерон в своей книге de natura deorum (1 кн.) называет представителем эпикурейской философии. Cic. de n. d. 1, 6;

2. С. Vell. Pat., дед историка, друг Помпея и нескольких других знатных римлян, покончил самоубийством в 41 г. до Р. X. во время похода Октавиана на Неаполь. Vell. Pat. 2, 76;

3. Vell. Pat. Capito, римский сенатор, обвинял в 43 г. до Р. X. Кассия за убийство Цезаря;

4. М. Vell. Pat. Paterculus, римский историк времен первых императоров, происходил из знатного рода (он сам упоминает об отце 2, 104, о деде 2, 76, о предках по матери 2, 16). Он родился в 19 г. до Р. X., поступил на военную службу и сопровождал в качестве трибуна внука Августа - Гая Цезаря на Восток, а в качестве praefecti equitum и легата - Тиберия по Германии, Паннонии и Далмации. В 6 г. от Р. X. он возвратился в Рим, чтобы выступить в кандидаты в квесторы и в 15 г. достиг преторской должности (2, 124), дальше которой он не пошел. Он всегда пользовался особенным расположением Тиберия (2, 113. 114) и даже после удаления от общественных дел был близок двору. Все свободное время он посвятил научным занятиям и трудам. Когда Марк Виниций был назначен консулом в 30 г., В. составил дошедшее до нас сочинение historiae Romanae ad M. Vinicium consulem libri duo и посвятил его в знак своей благодарности консулу. Дальнейшие сведения о жизни В. нам неизвестны. Предположение, будто он был замешан в дело свержения Сеяна, не имеет доказательств. Если бы В. выполнил свое намерение описать события со времен междоусобиц и уничтожения Республики до правления Тиберия (2, 48. 96. 99. 103. 104. 119) в большом сочинении (iustum opus, iusta volumina), то мы могли бы правильнее судить о его призвании как историка, нежели это можем сделать теперь на основании сохранившегося сочинения, в котором сам автор часто извиняется за свою ученическую поспешность (2, 41. 55. 86. 91. 124) и даже сравнивает свою торопливость с колесами и стремительным водопадом (1, 16). К тому же нынешний текст этого сочинения основывается на единственной рукописи, найденной Б. Ренанусом в 1515 г. в древнем монастыре Murbach и потерянной вскоре после первого издания ее в 1520 г. Лишь копия с нее, написанная Бонифацием Амербахом в Базеле, была найдена в новейшее время, но она относительно точности не может соперничать с editio princeps. B. имел намерение написать краткий очерк всей римской истории, не упуская из виду и литературных событий. Первая книга не полностью сохранилась, вторая охватывает последние полтора столетия. Но В. не излагает истории государства, а описывает в хронологическом, иногда спутанном порядке важнейшие дела и судьбу великих римлян; при этом фактическая сторона отступает на задний план, чтобы дать место описанию нравов и характеров отдельных личностей. В то время когда все управление находилось в руках одного человека, государственная история мало-помалу должна была превратиться в жизнеописание. И не следует считать низкой лестью со стороны В. то, что он, будучи в близких отношениях с императором и пользуясь его расположением, превозносит его похвалами и все его дела выставляет в самом лучшем свете; скорее это следует объяснить тогдашним настроением умов; при этом не следует забывать, что В. был близок к Тиберию в его лучшие годы и писал его историю до наступления самого худшего его периода. Едва ли также можно упрекать В. в преднамеренном искажении истины и требовать от ловкого царедворца откровенности и серьезности древних республиканцев. В. видел в истории только беспрерывную цепь, в которой процветание сменялось упадком, жизнь смертью (2, 11); он не сознает внутренней связи событий и интересуется только личностями. Не изучив предмета (доказать можно только, что он пользовался Катоном, может быть, Гортенсием 2, 16, вероятно, Аттиком и Корнелием Непотом), он, так сказать, скользит по поверхности и часто делает промахи. Хотя он любит украшать свое описание сильными архаическими выражениями и не придает цены красивым периодам, но нельзя не согласиться, что при поспешности работы и не могло быть надлежащей отделки и что игривые противопоставления и остроумные рефлексии, часто умышленно повторяемые, страсть к гиперболическим оборотам придают речи поэтическую окраску, часто резко отличающуюся от общего sermo familiaris. О В. древние упоминают редко, и подражает ему только разве что Сульпиций Север.

ВЕЛОКАССЫ

ВЕЛОКАССЫ - Velocasses или Veliocasses, народ Галлии на правом берегу Сены до ее впадения в море, с главным городом Rotomagus, н. Руан. Caes. b. g. 2, 4. 7, 75. 8, 7.

ВЕЛУМ

ВЕЛУМ - Velum, 1. занавес или ковер, служивший в римских домах для занавешивания дверей (вместо створов). В императорском дворце были особые velarii, которые укрывали и закрывали занавесы. Vela, кроме того, употреблялась в портиках для защиты от солнца и в домах натягивались от солнца, дождя или ветра над гипайфральными и имплювиальными отверстиями; для той же цели vela служили и в театрах. Красиво драпированные vela считались особенным украшением стен;

2. паруса, см. Navigatio, Навигация, 5.

ВЕНАНЦИЙ

ВЕНАНЦИЙ - Venantĭus, Honorius Clementianus Fortunatus,

был, вероятно, ок. 592 г. от Р. X. епископом в Пуатье в Галлии; он сочинил несколько христианских стихотворений, в которых удачно подражал форме и языку древних поэтов. Лучшее его стихотворение de itinere suo описывает путешествие вдоль Мозеля. Его прозаические сочинения (преимущественно биографии) написаны вычурным и напыщенным языком, но поучительны для истории того времени.

ВЕНАНЦИЙ ФОРТУНАТ

ВЕНАНЦИЙ ФОРТУНАТ - Venantĭus, Honorius Clementianus Fortunatus, был, вероятно, ок. 592 г. от Р. X. епископом в Пуатье в Галлии; он сочинил несколько христианских стихотворений, в которых удачно подражал форме и языку древних поэтов. Лучшее его стихотворение de itinere suo описывает путешествие вдоль Мозеля. Его прозаические сочинения (преимущественно биографии) написаны вычурным и напыщенным языком, но поучительны для истории того времени.

ВЕНАФРУМ

ВЕНАФРУМ - Venāfrum, Ου̉έναφρον (н. Венафро), город в западной части Самния (по Плинию, принадлежавший к Кампании), находился на возвышенности у реки Волтурна и был окружен богатыми оливковыми рощами, из плодов которых выделывалось превосходное масло. Horat. Od. 2, 6, 16. Horat. Sat. 2, 4, 69. 8, 45. Cic. ad Att. 7, 13. Cic. ad Qu. fr. 3, 1. Strab. 5, 238. 242. 250.

ВЕНЕДЫ

ВЕНЕДЫ - Venĕdae, -di, Ου̉ενέδαι, значительное племя в европейской Сарматии, жившее на склонах гор, получивших от них название Ου̉ενεδικὰ 'όρη (цепи холмов между Восточной Пруссией и Польшей) и у Ου̉ενεδικòς κόλπος (н. Рижский залив). Tac. Germ. 46.

ВЕНЕЛЛЫ

ВЕНЕЛЛЫ - Venelli, см. Unelli, Унеллы.

Предыдущая страница Следующая страница