Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "А" (часть 18, "АФЕ"-"АЯК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 18, "АФЕ"-"АЯК")

АФЕК

АФЕК - Aphăca, τα 'Άφακα, в Ветхом Завете Афек, н. Афка, город на реке Адонисе в Койлесирии между Гелиополем и Библом у финикийской границы, с знаменитым храмом Афродиты и оракулом, который был упразднен лишь Константином Великим.

АФЕНИОН

АФЕНИОН - Athēnio, Άθηνίων, 1. замечательный резчик на камне, неизвестно когда живший; им была сделана знаменитая камея, Зевс, метающий молнии в Гигантов, см. Gigantes, Гиганты;

2. пастух, сделавшийся потом атаманом разбойничьей шайки в Киликии, продан был впоследствии в рабство в Сицилию, где он во вторую сицилийскую войну с рабами сделался предводителем последних. Он умел ловко руководить рабами и мягкостью и приветливостью приобретать расположение населения, через что сделался опасным врагом римлян. Посланный против него в 100 г. до Р. X. консул Ман. Аквиллий победил его и убил собственной рукой; войско мятежников было затем совершенно разбито. Цицерон (Cic. ad Att. 2, 12, 2.) называет Клодия А., потому что он также был родом из Сицилии и предводительствовал бесчинствовавшей шайкой рабов. Diod. Sic. стр. 36.

АФЕТЫ

АФЕТЫ - I.

Aphetate,

Άφεταί или Άφέται, бухта у полуострова Магнесии при входе в Пагасайский залив, где, по преданию, аргонавты оставили Геракла; название, по толкованию древних, и произошло от того, что отсюда отплыл, отчалил корабль Арго. Здесь стал на якоре персидский флот, выдержав сильную бурю у берегов Сепиады, и Ксерксе устроил конные состязания. Hdt. 7, 193. 8, 6.

II.

Άφετοί ήμέραι,

дни неприсутственные, т. е. те, в которые в Афинах ни совет, ни суды не имели заседаний, особенно праздничные дни, но также и αποφράδες ήμέραι, dies nefasti, т. е. дни, которые считались тяжелыми, несчастливыми (напр., три последних дня месяца) и в которые поэтому суды, за исключением судов по делам об убийствах (φονικά), не собирались.

АФИДНЫ

АФИДНЫ - Aphidnae, Άφιδναί, 'Άφιδνα, один из 12 Кекроповых городов Аттики, в 3 часах пути к востоку от Декелей близ н. Капандрити. По преданию, А. были взяты тиндаридами, узнавшими, что в этом укрепленном городе Фесей спрятал Елену (Hdt. 9, 73). Город был укреплен и во времена Демосфена.

АФИНА

АФИНА - Athēne, см. Афина Паллада.

АФИНАГОР

АФИНАГОР - Athenagoras, Άθηναγόρας,

1. демагог в Сиракузах, во время Пелопоннесской войны (415 г. до Р. X.). Thuc. 6, 35 слл.;

2. греческий философ, родился в Афинах, во 2 в. от Р. X.; обучал сначала Платоновой философии в Александрии, впоследствии принял христианство и усердно его защищал. Находясь в числе посольства в Риме, он написал для императора Марка Аврелия апологию христианства πρεσβεία περι Χριστιανω̃ν; другое сочинение его было περι αναστάσεως τω̃ν νεκρω̃ν, в котором перемешаны платоновские и христианские идеи и все учение изложено с чисто философской точки зрения без указания на Библию.

АФИНАИДА

АФИНАИДА - Athenāis, Άθηναίς,

1. название одной аттической филы из времен Ерихфония, см. Φυλή, 1, Фила;

2. жена каппадокийского царя, Ариобарзана II, Филопатора. Ее называли φιλόστοργος. Cic. ad. fam. 15. 4;

3. дочь софиста Леонтия, прекрасная и талантливая жена императора Феодосия II, принявшая при переходе в христианство имя Евдокии; умерла в 460 г. от Р. X. Ей приписывают описание жизни Иисуса в гомеровских стихах и полустишьях (Όμηρόκεντρα или Όμηροκέντρωνες). Изд. Teucher (1793).

АФИНА ПАЛЛАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АФИНЕЙ

АФИНЕЙ - Athenaeus, Άθήναιος,

1. механик, родом из Сицилии, современник Архимеда; из сочинений его сохранилась статья περι μηχανημάτων, об устройстве и употреблении военных машин;

2. грамматик и софист, родился в Навкратиде в Египте около 228 г. после Р. X. и жил сначала в Александрии, потом в Риме. Обладая большой начитанностью, он написал богатое по содержанию, но незначительное по изложению и языку сочинение Δειπνοσοφισταί, «Ученые сотрапезники», в 15 книгах, из которых первые 2 и начало 3-й сохранились только в извлечении одного константинопольского грамматика 11 в., 15-я с пробелами, а все остальные почти вполне. В них он рассуждает в разговорной форме о предметах общественной и домашней жизни и дает неоценимые указания по истории наук и искусству, обычаев и промышленности; благодаря ему для нас сохранилось множество важнейших отрывков из утраченных большей частью сочинений греческих писателей (он упоминает их до 1500). Комментарии: Is. Casaubonus (1600), изд. Schweighaeuser (1801-1807).

АФИНЕУМ

АФИНЕУМ - см. Атенеум.

АФИНОДОР

АФИНОДОР - см. Атенодор.

АФИНЫ

АФИНЫ - Athēnae, см. Attica, 7, Аттика.

АФИТИДА

АФИТИДА - AphСћtis, Άφυτις, город на полуострове Паллене в Македонии с храмом Зевса Аммона. Thuc. 1, 64.

АФОН

АФОН - Athos, 'Άθως, Άθών, знаменитая афонская гора на македонском полуострове Халкидике, составляющая крайнюю точку косы Акты, н. Athonas или Agion Oros. По Hdt. 7, 22, на этой косе находилось 5 городов: Дион, Олофикс, Фисс, Клеоны, Акрофой или Акраф, поблизости которого находится упомянутая гора вышиной в 5 962 фута. Ксеркс во время своего похода на Грецию велел прорыть перешеек, соединяющий при Сане афонскую область с материком. Hdt. 7, 23 сл. Mel. 2, 2, 10. Diod. Sic. 11, 1.

АФР

АФР - Afer, Domitius, в 25 г. от Р. X. был претором; в 26 г. выступил обвинителем императрицы Агриппины (Tac. ann. 4, 52), за что подвергся преследованиям Калигулы, но был оправдан и в 39 г. сделался консулом. Умер в 59 г. (Tac. ann. 14, 19). Пользовался славой замечательного оратора (Quint. 10, 1, 118. 12, 11, 3. Tac. dial. 13, 15). Из его речей и сочинений некоторые отрывки сохранил Квинтилиан.

АФРАНИИ

АФРАНИИ - Afranii, 1. L. Α., родился, вероятно, ок. 140 г. до Р. X., так что его деятельность можно приурочить приблизительно к 94 г. до Р. X., считается лучшим из писателей в том роде римской комедии, который называется comoedia togata (Vell. 2, 90). Это был остроумный и искусный последователь Менандра, впервые внесший в обработку сюжетов, взятых из римской жизни, изящество греческой комедии. Изложение по свежести и легкости приближалось к тону народной речи; это доказывают отрывки более чем 40 его драм, из которых особенно славились Divortium, Emancipatus, Epistula, Fratriae, Privignus, Vopiscus. Его произведения с успехом исполнялись еще во времена Империи (ср. Horat. ер. 2, 1, 57. Suet. Nero. 11), хотя Квинтилиан (10, 1, 100) и находил мораль А. сомнительной. Отрывки изд. Ribbeck, scaen. Rom. poes. fragm., II, p. 221 2-го изд.;

2. A. Stellio, предводитель римлян, которые были осаждаемы в Ускане в Иллирии царем Персеем Македонским, 170 г. до Р. X. Когда Стеллион был поставлен в необходимость начать переговоры с Персеем о сдаче, тот, нарушив состоявшееся соглашение, обезоружил римский гарнизон и оставил у себя в плену. Liv. 43, 18. 19;

3. L. А. участвовал в войне против Сертория (Plut. Sertor. 19), затем - против Митридата (Plut. Pomp. 34 слл.). При помощи Помпея сделался консулом в 60 г., а после того как Помпеи получил в провинции Испанию, был там его легатом в 54 г. до Р. X. Plut. Pomp. 53. Vell. Pat. 2, 48. Когда в 49 г. возгорелась борьба между Цезарем и Помпеем, А., усердный приверженец последнего, находился еще в Испании; он мужественно оборонял ее вместе с другим легатом Петреем, но наконец должен был сложить оружие. Оставив Испанию, он и Петрей (Caes. b. c. 1, 37-87. Plut. Caes. 36. Plut. Pomp. 63) отправились к Помпею в Диррахий. Помпеи, вопреки их разумному совету, не попытался перенести войну в Италию и при Фарсале был разбит. App. 2, 76. А. бежал в Африку, участвовал в битве при Фапсе (46 г. до Р. X.), отсюда бежал в Испанию к Сексту Помпею Младшему (Caes. b. Afr. 95. Plut. Caes. 53). Вскоре затем вместе с другими вождями помпеянцев попал в руки Цезаря и был или казнен по приказанию Цезаря (Flor. 4, 2, 90), или самоуправно умерщвлен солдатами последнего;

4. А. Burrus praefectus praetorio при императоре Клавдии в 51 г. вместе с философом Сенекой имел хорошее влияние на императора Нерона и решительно отказался помогать ему в умерщвлении Агриппины и Октавии, супруги Нерона (Tac. ann. 13, 2. 14, 17). Это был хороший воин и искусный государственный человек. Умер в 63 г., вероятно, отравленный Нероном (Suet. Nero. 35);

5. A. Quintianus был казнен по повелению Нерона, как заговорщик, тогда же, когда погибли Сенека, поэт Лукан и многие другие; сам он расстался с жизнью гораздо мужественнее, чем можно было ожидать от такого распутного человека. Tac. ann. 15, 49 слл. 70.

АФРИК

АФРИК - Afrĭcus, Αίψ, у итальянцев теперь еще Africo, юго-западный или западно-юго-западный ветер, дующий от Африки, занимает в розе ветров место между ветрами Auster и Favonius; бурно и порывисто (Furibundus et ruens, Sen. quaest. not. 5, 16, 6) он распространяется по всему Средиземному морю, так что вследствие его действия совершенно занесло песком южную оконечность острова Тира (ср. Curt. 4, 8, 7); часто употребляется это название для означения вообще вихря, урагана (Verg. Aen. 1, 90. Horat. Od. 1, 1, 15. 3, 12. 14, 5. 3, 23, 5. 29, 57); олицетворяется у Prop. 5, 3, 47.

АФРИКА

АФРИКА - Africa, называлась у греков до позднейших времен Ливией (Λιβύη), и только со времени римского владычества название А. сделалось общеупотребительным. В древнейшие времена, до Геродота включительно, признавали только две части света - Европу и Азию, а А. причисляли то к той, то к другой (Sall. Jug. 17). Границы Α.: на востоке - Индийский океан, Аравийский залив (раньше и Нил считался ее границей) и перешеек Арсинойский или Суэцкий; на севере - mare Internum, y берегов называвшееся Libycum; на западе - Атлантический океан; на юге - mare Aethiopicum. Сведения древних об А. были весьма скудны и ограничивались главным образом восточным и северным берегом, где основание финикийских и греческих колоний (Карфаген, Кирена) содействовало ознакомлению со страной; известны были также отдельные части степи и западного берега. Геродот рассказывает (4, 42) о плавании вокруг А., совершенном ок. 600 г. по повелению египетского царя Нехо. Достоверность этого известия еще не опровергнута. Мореплаватели отправились будто бы из Аравийского залива и вернулись через Столпы Геракла. Мы имеем еще, может быть, подлинный греческий перевод описания плавания вокруг А., предпринятого карфагенцем Ганноном ок. 510, а по-другому в 470 г. до Р. X. С 60 кораблями и 30 тысячами человек, отправившись для основания колоний, он дошел до εσπέρου κέρας, н. Cap-Verde, и νότου κέρας, н. Roxo, до Сенегала и Гамбии. Позднейшие представления греков об А. представляют шаг назад. Птолемей, напр., воображает, что А. на юге соединяется с Азией. Геродот (2, 32. 4, 181) говорит, что Ливия с юга и запада омывается Атлантическим морем и делит ее на Египет, Эфиопию и Ливию в тесном смысле, последнюю же опять на обитаемую (οίκουμένη) у Средиземного моря (приблизительно нынешняя Берберия), богатую зверями (θηρώδης), приблизительно - н. Белад-аль-Джерид, на юг от Атласа, у римлян Gaetulia, и пустынную (ή ψάμμος); последняя есть Сахара, которая, по верному замечанию Геродота, тянется поперек материка и имеет несколько оазисов. Сведения о странах по ту сторону пустыни весьма скудны. Народности А. Геродот перечисляет и описывает 4, 168-199. По северному берегу древние называют следующие части: Marmarica, Cyrenaica, Africa propria, Numidia, Mauretania. Из гор они называют: снеговой горный хребет Атлас (Адтла), разделяя его на две части: Atl. maior (μείζων), н. Даран, на западе, и Atl. minor (έλάττων) на севере; на южном конце западного берега гору θεών o́χημα (колесница богов), т. е. или нынешние горы Конго, или гору Сагрес; у южной границы Эфиопии - Лунные горы (το τη̃ς Σελήνης o́ρός). Главные реки: Nilus с его истоками; по западному берегу Νίας (вероятно, то же, что Bambotus Плиния и нынешний Сенегал), Masitholus (вероятно, н. Гамбия), Нигер и Гир (Γείρ) протекали по северной окраине великой пустыни.

АФРИКАНСКИЙ

АФРИКАНСКИЙ - Africānus, см. Cornelii (Scipiones), Корнелии.

АФРОДИСИИ

АФРОДИСИИ - Aphrodisia, τά Άφροδίσια, праздник в честь Афродиты, торжественнее всего справлялся в Парфе (кроме того, еще в городе Άμαθου̃ς) на Кипре, в храме, который воздвиг богине Кинир. Из фамилии последнего избирались и жрецы, между которыми самый главный назывался Άγήτωρ.

АФРОДИСИЙ

АФРОДИСИЙ - I.

Aphrodisias,

Άφροδίσιάς,

1. город (н. также Νινόη) на границе Карий и Фригии (может быть, на месте нынешнего города Гейра или Кейрех) с прекрасным храмом Афродиты, от которого сохранились еще величественные развалины. Жители во время войны между Цезарем и Помпеем, Антонием и Октавианом, всегда державшиеся той партии, которая в конце концов одерживала верх, были объявлены свободными (РПп. 5, 28, 29), и их город получил права убежища. Yac. ann. 3, 62;

2. древнее название Гадеса, см. Gades, Гадес;

3. киликийский приморский город напротив Кипра с обширной гаванью. Liv. 33, 20;

4. остров у берегов Киренаики с храмом Афродиты. Hdt. 4, 169;

5. остров у карманийского берега в Персидском заливе.

II.

Aphrodisium,

Άφροδίσιον,

1. город на северном берегу Кипра;

2. портовый город в Нумидии недалеко от Hippo Regius;

3. местечко в южной Аркадии на дороге из Мегалополя в Паллантий.

АФРОДИТА

АФРОДИТА - Άφροδίτη, Venus, по Гомеру (Iliad. 5, 1, 371. 428), дочь Зевса и Дионы, по Гесиоду (Hesiod. theog. 190), произошла из морской пены (αφρός) и вышла на сушу на острове Кипр (отсюда η́φρογένεια, Άναδυμένη, Κυπρογένεια). Это богиня любви и красоты, превосходящая всех богинь изяществом и прелестью. В свите ее находятся Горы, приводящие все к пышному расцвету, Хариты, Πειθώ, Πóυς и 'Ίμερος, олицетворения любовных желаний; в поясе ее заключаются все очарования, отуманивающие даже ум мудрецов (Il. 14, 215): люди и боги - все живущее подчиненно ее власти. Hom. hymn. in. Vener. Она подательница красоты и счастливой любви, потому также богиня брака. Путем брака она сплачивает народ в общину; поэтому она, напр., в Афинах почиталась как богиня Πάνδημος. Позднее, впрочем, Α. Πάνδημος получила значение богини низшей, чувственной любви и ей противополагалась, как олицетворение чистой, возвышенной любви, богиня Α. Ουρανία. В одном месте «Одиссеи» А. изображается супругой Гефеста, но любит Арея; поэт «Илиады» знает как супругу Гефеста только Хариту. По связи с Ареем А. впоследствии стали представлять также воинственной богиней ('Άρεια), которой мила красота оружия; напротив, у Гомера А. является малоискусной в делах войны (Il. 5, 312-430). Идея и культ из моря возникшей богини любви пришли к грекам из Азии; А., подобно сирийской Астарте, была олицетворением производительной силы природы, которая, по древнему представлению, из влаги рождает все живущее на земле; но в Греции чужеземный отпечаток этого божества изгладился и оно сделалось национальным эллинским. Остров Кипр, где соприкасались образованность азиатская и эллинская, был главным местом служения А. В Греции из-за моря распространившееся почитание этой богини, родившейся из моря, утвердилось прежде всего на островах и побережьях, и впоследствии особенно много храмов воздвигнуто было ей у гаваней и на морских берегах; она, между прочим, давала и благополучное плавание (Λιμνηισία, Ευ́πλοια, Γαληναία). От древнейших мест почитания богини и сама она имела различные прозвания: Κύπρυ, Παφία, Άμαθοσία, Ίδαλία, Κυιδία, Κυθέρεια, Έρυκίνη (от города Ерика в Сицилии, куда почитание Афродиты было занесено финикиянами). О детях А. и Арея см. 'Άρης; от Анхиса она родила Энея. А. были посвящены, как символы любви, мирта, роза, яблоко; как символы плодовитости: мак, голубь, воробей, заяц; как морской богине - дельфин. Ваятельное искусство изображало ее в виде прелестной, находящейся в полном расцвете красоты женщины, с нежным, продолговатым лицем, полным очарования томными глазами и улыбающимся ртом. Одна из прекраснейших и знаменитейших между сохранившимися статуями - это Венера Медицейская, но выше ее по художественному достоинству знаменитая милосская статуя Венеры в Париже. Римляне отождествили греческую А. со своей богиней Венерой. Римская Venus, как кажется, была богиней садов, весны, произрастания и расцвета. Когда культ А. перенесен был в Рим и почему она была отождествлена с Венерой, нам неизвестно; но особенный почет ее культу в Риме доставили лишь Цезарь и Август, покровительствовавшие верованию, что А.-Венера через Энея была прародительницей римского народа, и особенно рода Юлиев (V. Genetrix). У римлян Venus по преимуществу считалась богиней супружеской любви; она была чествуема в римских святилищах под весьма различными наименованиями: Conciliatrix, Viriplaca, Myrtia (Murtea, богиня мирт), Murcia (от mulcere?), Cloacina (очищающая), Calva (обманывающая?) и т. д. В календы посвященного ей весеннего месяца апреля женщины совершали в честь ее особый праздник. Ov. fast 4, 1, слл.

АФРОДИТОПОЛЬ

АФРОДИТОПОЛЬ - Aphroditopolis, Άφροδίτης πόλις, название нескольких египетских городов, из которых один находился в Гептаномиде на восточном берегу Нила, другой в Фиваиде в Афродитопольском номе на западе от реки, третий в номе Гермонфитском в Дельте.

АФТОНИЙ

АФТОНИЙ - Aphthonius, Άφθόνιος, софист и ритор в Антиохии в конце 3 и начале 4 в. от Р. X.; написал προγυμνάσματα, сочинение, представляющее переделку труда Гермогена. В 16 и 17 вв. в школах и университетах оно служило основой для преподавания риторики и потому много раз было издаваемо и переводимо. Разработанная этим ритором хрия по его имени называется Афтониевой. Изд.: Walz и Spenegel в Rhetores Graeci. A. же приписываются 40 эзоповских басен, представляющих, очевидно, школьные упражнения.

АХАЙЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АХАЛА

АХАЛА - Ahala, см. Servilii, 3 слл., Сервилии.

АХАРНЫ

АХАРНЫ - Acharnae, αί Άχαρναί, селение и дем в Аттике, принадлежавший к ойнеидской филе, в 60 стадиях к северу от Афин, со значительными виноградниками и масличными плантациями. Thuc. 2, 19. Жители, в большинстве угольщики, были крепкий, сильный народ; такими они представляются и в пьесе Аристофана, названной их именем. А. были самым многолюдным из аттических демов и выставляли в Пелопоннесскую войну 3000 гоплитов.

АХАТ

АХАТ - Achates, Άχάτης,

1. см. Aeneas, Эней;

2. река на юге Сицилии, между Камариной и Гелой; в ней впервые, говорят, найден был получивший от нее название камень агат (αχάτης). Plin. 37, 10, 54. Sil. 14, 229. Theophr. de lap. fr. 2.

АХЕЙ

АХЕЙ - Achaeus, Άχαιός,

1. сын Ксуфа и Креусы (см. Achaei, Ахейцы и Ξου̃θος);

2. А. Эретрийский, трагический поэт, по свидетельству Свиды, сын Пифодорида, родившийся около 74 ол., а с 83 ол. бывший соперником Еврипида; написал 24 или 44 драмы, но только однажды одержал победу на трагическом состязании. Особенно ценились его сатирические драмы (Diog. Laert. 2, 133). Слог его, как говорил Афиней (X р. 451 с.), был иногда темен и загадочен. Незначительное число сохранившихся отрывков помещено в Tragicorum graec. fragmenta rec. Nauck (1856). Вместе с Эсхилом, Софоклом, Еврипидом, Ионом А. был принят в александрийский канон трагиков, хотя в его лице трагедия уже стала близиться к упадку. Не следует смешивать с ним 3) позднейшего трагика А. из Сиракуз, который, говорят, написал 10 трагедий;

4. наместник сирийского царя Антиоха III, восставший против последнего, затем взятый в плен в Сардах и в 214 г. до Р. X. казненный позорной смертью. Polib. 5, 57. 8, 17 слл.

АХЕЙЦЫ

АХЕЙЦЫ - Achaei, Άχαιοί,

1. народ на северо-восточном берегу Понта Евксинского. Ov. ex Pont. 4, 10, 27;

2. народ в Фиотиде (Фессалии, Hdt. 7, 132. Liv 32, 32), которому принадлежал город 'Άλός;

3. одно из главных племен греческого народа. По сказаниям, А. происходили от Ахея, сына Ксуфова и внука Гелленова, который, выйдя из Аттики, подчинил себе пеласгов Арголиды и Лаконии; по другим - он возвратился в свое отечество Фессалию (см. № 2), откуда его сыновья, Архандр и Архитель, пошли в Аргос (см. Graeci под сл. Graecia) и заняли весь Пелопоннес за исключением Аркадии; поэтому у Гомера имя ахеян, вместе с именем аргивян, встречается как общее обозначение греков. Вытесненные Гераклидами из Аргоса и Лаконии, они жили, после дорийского переселения, в названной по их имени области Пелопоннеса, которая ранее называлась Ионией или Эгиалеей;

4. обитатели Пелопоннесской области Ахайи. см. Achaia, Ахайя.

АХЕЛОЙ

АХЕЛОЙ - Achelōus, Άχελω̃ος (прежде будто бы Θόας, 'Άξενος, Θέστιος), н. Аспропотамо, наибольшая из рек Греции (Il. 21, 194), в 26 миль длиной. Вытекая из северной части Пинда, называемой Лакмон, А. стремительно несет свои прозрачные воды на юг, где составляет границу между Этолией и Акарнанией, и по плодородным равнинам достигает Ионического моря. Его устье пониже Ойниад издавна подвергалось большим изменениям (Thuc. 2, 102) и получило известность в народных сказаниях, особенно благодаря тому, что вследствие его наносов Ехинадские острова постепенно сливались с материком (Ov. met. 8, 546 слл.). В народных сказаниях река эта называется сыном Океана и Тефии (Τηθύς), κρείων Άχελώιος (Ноm. Il. 21, 194), старшим из 3000 братьев-рек, Hesiod. theog. 340. Как водяной бог, обладающий способностью превращения, он в трех различных видах сражался с Гераклом из-за Дейаниры, дочери царя этольского Ойнея (Soph. Trach. 10 слл.), причем, приняв вид быка, А. лишился одного из своих рогов (Ov. met. 8, 883 и особ. 9, 1-100), который Наяды наполнили цветами и сделали рогом изобилия (cornu copiae, 9, 1 сл.). Объяснение этих мифов, указывающих на плодородие долин, по которым река протекает, на сужение и осыхание ее русла, дает уже Страбон (10, 450). А. был вообще священной рекой для всей Греции и как бы прототипом рек и ручьев, почему Еврипид (Вассh. 514 сл.) называет А. отцом беотийского источника Дирки. Уже в древнейшие времена А. пользовался особым почитанием вследствие близости к Додонскому оракулу, к каждому прорицанию которого присоединялось, говорят, приказание принести жертву А. Поэтому А. призывали при жертвах, молитвах и клятвах и поэтому же, вероятно, не только явились тождественные названия рек в Фессалии и Аркадии, но у поэтов и в оракульских изречениях название А. употреблялось вполне как нарицательное имя (см. Eur. Bacch. 620). А. был отцом Сирен.

АХЕМЕН

АХЕМЕН - Achaemenes, Άχαιμένης, по-древнеперсидски Hakhamanish,

1. родоначальник рода Ахеменидов, к которому принадлежала персидская династия, достигшая престола в лице Кира (Hdt. 1, 125. 7, И). А. был современником царя Фраорта ок. 650 г. до Р. X. и под его верховной властью потомственным правителем страны Персиды (см. толковат. к Hdt. 1, 102). Род этот был очень богат, поэтому богатство Ахеменидов вошло на востоке в пословицу. Horat. Od. 2, 12, 21;

2. Α., сын Дария I Гистаспа и брат Ксеркса, в правление последнего наместник Египта, Hdt. 7, 97, был убит во время возбужденного Инаром в 462 г. восстания египтян против Артаксеркса I Макрохейра. Hdt. 7, 7.

АХЕМЕНИД

АХЕМЕНИД - Achaemenïdes, ифакиец, сопровождал Одиссея при возвращении последнего из-под Трои, но был оставлен в Сицилии, когда тот бежал от Полифема. Позднее Эней, прибыв в Сицилию, взял Ахеменида с собой. Vеrg. А. 3, 613.

АХЕРОНТ

АХЕРОНТ - Achěron (Acheruns), Άχέρων, так называлось несколько рек:

1. река в Феспротии (Эпир), н. река Сули, которая протекает через Άχερουσίαν λίμνην, болотистое озеро, тянущееся на 1 ½ часа пути в длину и ¾ часа в ширину (н. Чукнида), пропадает под землей и впадает в Ионическое море (в гавань Елайя, н. Фанари, Scyl. 30); вода как этой реки, так и ее притока Κωκυτός иловата и горька, Thuc. 1, 46. Обе реки известны как реки подземного мира, где А. соединяется с Кокитом (плач) и Пирифлегефонтом (огненный поток); и название его поэтому, вероятно, мифическое: о αχεα ρέων, река скорби (Verg. Aen. 6, 295. Ноm. Od. 10, 513); через нее должны переправляться тени мертвых; сравни описание в «Федоне» Платона. Очевидно, что узкое и мрачное ущелье, окаймленное громадными голыми скалами, через которое стремится глубокий и быстрый А., дало повод поместить и здесь вход в царство мертвых и прямо усвоить имена обеих рек рекам подземного мира. Близ Феспротийской реки совершалось с древнейших времен почитание умерших и вызывания их теней (νεκυομαντει̃α, ψυχοπομπει̃α, Hdt. 5, 92, 7), так что, кажется, Гомер отсюда заимствовал совершаемые у него Одиссеем заклинания мертвых (Ноm. Od. 11), равно как и название А. Как олицетворение, А. сын Геи. Название этой реки часто обозначает самую глубь подземного мира;

2. левый приток Алфея в Елиде, к западу от речки Διάγων;

3. река в Бруттии, в которой погиб Александр Эпирский (Liv. 8. 24), н. Lese, по другим Mucrone.

АХЕРОНТИЯ

АХЕРОНТИЯ - Acherontǐa, Aceruntia, н. Acerenza, город на границе Апулии и Лукании, по соседству с городами Forentum и Bantia, был расположен на крутой скале, поэтому называется celsae nidus Acherontiae (Horat. Od. 3, 4, 14).

АХЕРУСИЯ

АХЕРУСИЯ - Άχερουσία λίμνη, Acherusia,

1. см. Άχέρων, Ахеронт;

2. маленькое озеро в Кампании между Кумами и Мизеном, н. Lago di Fusaro;

3. место, обнесенное каменными стенами, близ Гермионы в Арголиде, подле расселины, через которую будто бы Геракл вывел Цербера. Paus. 2, 35, 10;

4. то же самое рассказывали и об одной косе, называвшейся Άχερουαιας χερρόνησος близ Гераклеи в Вифинии. Хеn. Anab. 6, 2, 2;

5. озеро в Египте близ Мемфиса, через которое будто бы перевозили мертвых на близлежащщее кладбище. Diod. Sic. 1, 96.

АХИЛЛ

АХИЛЛ - Achilles, Άχιλλεύς, Άχιλεύς, сын Пелея, царя мирмидонов в Фейе, и почитаемой в Фейе нереиды Фетиды, внук Эака (Πηλει̃δης, Πηληϊάδης, Πηλείων, Αιακίδης), главный герой Илиады. Гомеровская сага: А., вскормленный своей матерью, обучался красноречию и военному делу у Фойника, который, бежав от своего отца Аминтора, нашел приют у Пелея, а врачебному искусству у кентавра Хейрона. Il. 9, 444. 11, 832. Уже с ранней юности он нашел себе верного друга и товарища в Патрокле. Этот последний, убив нечаянно при игре в бабки одного мальчика, бежал из своей родины Опунта вместе с отцом своим Менойтием, сводным братом Эака, к Пелею и здесь воспитывался вместе с А. Il. 23, 84. Рок предоставил А. выбор между долгой, но бездеятельной и короткой, но полной славы жизнью; он избрал последнюю. Il. 9, 410. Поэтому, когда Нестор и Одиссей прибыли в Фейю и пригласили его принять участие в походе против Трои, он охотно последовал за ними. Il. 11, 765. В сопровождении Патрокла и старика Фойника он с 50 кораблями отправляется к Трое. Il. 2, 681. Здесь, пользуясь покровительством Геры и Афины, он был могучей охраной ахейцев, непобедимым героем. Он разорил 12 городов у моря и 11 внутри Троянской области. Но в 10-й год войны, тяжко обиженный Агамемноном, который отнял у него пленницу, дочь лирнесского жреца Бриса (Гипподамия, Брисеида), он, негодуя, удалился со своими воинами от участия в битвах (Il. 1) и, только когда троянцы проникли в греческий лагерь, позволил Патроклу идти в сражение вместе с мирмидонами и дал ему свое вооружение, не переставая, однако, роптать на греков. Il. 16, 97. Патрокл отгоняет троян, но падает от руки Гектора. Труп его спасают, но вооружение А. осталось в руках врага. А. оплакивает друга и дает обет жестоко отомстить за него Гектору и всем троянам. Il. 18, 333. Он примиряется с Агамемноном и в новом, прекрасном вооружении, которое приготовил ему Гефест по просьбе Фетиды (щит А., Il. 18, 478-607), лучезарный как Гелиос, стремится в бой (19, 364). Он избивает целые толпы врагов, а остальных загоняет в город. Только один Гектор осмеливается ждать его у городской стены. Трижды заставляет его А. обежать вокруг города, наконец, когда Гектор остановился, пронзает его копьем и за своей колесницей влечет в лагерь. Il. 22. Теперь лишь предает он погребению тело друга, Il. 23. Труп Гектора он хочет бросить на съедение птицам и псам, но ночью в его палатку приходит старик Приам и умоляет возвратить ему тело сына; тогда А. наконец смягчается и смиряет свой гнев. Il. 24. Еще до взятия Трои А. пал в битве при Скейских воротах от рук Париса и Аполлона. Il. 19, 417. 22, 359. Его оплакали ахейцы и с ними Фетида, морские богини и Музы; останки его греки схоронили вместе с останками Патрокла и Антилоха на берегу Геллеспонта (у мыса Сигея), под высоким курганом. Ноm. Od. 24, 36. В подземном мире Одиссей встретил души этих трех друзей в сообществе Эанта Теламонова. Ноm. Od. 11, 467. Гомер представил А. величайшим и лучшим из всех героев, бывших под Троей; он превосходил всех красотой и храбростью; он герой с возвышенной, великой душой, твердым, непреклонным нравом, в своем стремлении к славе и чудным подвигам презирающий предсказанную ему раннюю смерть. Ему мила песня и лира, он гостеприимен и кроток с несчастными, нежен с матерью, друзьями и товарищами, почитателей к богам. Впрочем, он имеет и свои слабости: неудержим в страстях, в гневе на Гектора и в печали о смерти Патрокла; но из этих сильных потрясений душа его выходит еще более облагороженной. Послегомеровские сказания. Фетида хотела сделать свое дитя бессмертным, днем натирая его для этого амбросией, а ночью, чтобы выжечь из него частицы смертного естества, держа его над огнем. Но после того как однажды эти занятия были прерваны внезапно явившимся Пелеем, который, испугавшись, хотел спасти ребенка из пламени, Фетида покинула своего супруга и сына и бежала обратно в море. По позднейшему сказанию, Фетида окунула сына в Стикс, вследствие чего А. весь, за исключением пятки, за которую она его держала, сделался неуязвим (Гомер ничего не говорит о неуязвимости Α.). После бегства Фетиды Пелей привел сына к Хейрону, который его и воспитал (Рind. пет. 3, 43). По кипрскому эпосу, когда возгорелась Троянская война и Калхас предсказал, что Троя не может быть взята без А., сын Фетиды, предвидевшей, что он погибнет под Троей, был спрятан на Скире. Здесь, одетый в женский наряд, он жил в обществе дочерей царя Ликомеда. Но Одиссей посредством хитрости узнал А.; переодевшись купцом, Одиссей разложил перед девушками различные женские украшения и тут же положил щит и копье; вдруг раздается боевой крик и шум битвы; девушки бегут, а А. схватывает оружие, чтобы спешить навстречу врагу. Таким образом он узнан и обещает участие в походе. Apollod. 3, 13, 8 (см. Telephus, Cycnus, Trojanum Bellum). В изображении смерти А. послегомеровские саги отчасти держатся гомеровских указаний, передавая, будто Аполлон в битве застрелил его или направил в него стрелу Париса (Verg. Aen. 6, 56). По другим, позднейшим поэтическим сказаниям, А., желая вступить в брак с Поликсеной, дочерью Приама, и перейти к троянам, является безоружным в храм Аполлона в Фимбре, где и убивает его Парис, поражая в пятку, единственную уязвимую часть тела А. При возвращении из Трои греки на фракийском берегу, исполняя требование тени А., приносят в жертву Поликсену, как удовлетворение за его смерть (Еиr. Нес. 1 слл. Ov. met. 13, 448). А. почитали в различных местностях Греции как героя; ему воздвигнуты были храмы в Элиде, Спарте, а остров Левка (Ахиллея), у устья Истра, был в особенности ему же посвящен. Там, рассказывали, А. ведет блаженную жизнь вместе с другими героями и героинями, почему на этот остров смотрели как на второй Елисий. Ваятельное искусство изображает А. подобным Арею, с волосами, вздымающимися наподобие гривы, с тонкой и крутой шеей, благородными, мощными формами тела.

АХИЛЛА

АХИЛЛА - Achillas, Άχιλλα̃ς, полководец и опекун Птолемея XII Диониса; быть может, был виновником убиения Помпея, когда тот после фарсальской битвы бежал в Египет, 48 г. до Р. X. (Caes. b. c. 3, 104. Liv. ep. 112). Позднее он сам пал от руки убийцы (Caes. b. Alex. 4. b. с. 3, 108).

АХИЛЛЕС

АХИЛЛЕС - Achilles, Ахилл.

АХИЛЛЕС АХИЛЛ

АХИЛЛЕС АХИЛЛ - Achilles,

Άχιλλεύς, Άχιλεύς, сын Пелея, царя мирмидонов в Фейе, и почитаемой в Фейе нереиды Фетиды, внук Эака (Πηλει̃δης, Πηληϊάδης, Πηλείων, Αιακίδης), главный герой Илиады. Гомеровская сага: А., вскормленный своей матерью, обучался красноречию и военному делу у Фойника, который, бежав от своего отца Аминтора, нашел приют у Пелея, а врачебному искусству у кентавра Хейрона. Il. 9, 444. 11, 832. Уже с ранней юности он нашел себе верного друга и товарища в Патрокле. Этот последний, убив нечаянно при игре в бабки одного мальчика, бежал из своей родины Опунта вместе с отцом своим Менойтием, сводным братом Эака, к Пелею и здесь воспитывался вместе с А. Il. 23, 84. Рок предоставил А. выбор между долгой, но бездеятельной и короткой, но полной славы жизнью; он избрал последнюю. Il. 9, 410. Поэтому, когда Нестор и Одиссей прибыли в Фейю и пригласили его принять участие в походе против Трои, он охотно последовал за ними. Il. 11, 765. В сопровождении Патрокла и старика Фойника он с 50 кораблями отправляется к Трое. Il. 2, 681. Здесь, пользуясь покровительством Геры и Афины, он был могучей охраной ахейцев, непобедимым героем. Он разорил 12 городов у моря и 11 внутри Троянской области. Но в 10-й год войны, тяжко обиженный Агамемноном, который отнял у него пленницу, дочь лирнесского жреца Бриса (Гипподамия, Брисеида), он, негодуя, удалился со своими воинами от участия в битвах (Il. 1) и, только когда троянцы проникли в греческий лагерь, позволил Патроклу идти в сражение вместе с мирмидонами и дал ему свое вооружение, не переставая, однако, роптать на греков. Il. 16, 97. Патрокл отгоняет троян, но падает от руки Гектора. Труп его спасают, но вооружение А. осталось в руках врага. А. оплакивает друга и дает обет жестоко отомстить за него Гектору и всем троянам. Il. 18, 333. Он примиряется с Агамемноном и в новом, прекрасном вооружении, которое приготовил ему Гефест по просьбе Фетиды (щит А., Il. 18, 478-607), лучезарный как Гелиос, стремится в бой (19, 364). Он избивает целые толпы врагов, а остальных загоняет в город. Только один Гектор осмеливается ждать его у городской стены. Трижды заставляет его А. обежать вокруг города, наконец, когда Гектор остановился, пронзает его копьем и за своей колесницей влечет в лагерь. Il. 22. Теперь лишь предает он погребению тело друга, Il. 23. Труп Гектора он хочет бросить на съедение птицам и псам, но ночью в его палатку приходит старик Приам и умоляет возвратить ему тело сына; тогда А. наконец смягчается и смиряет свой гнев. Il. 24. Еще до взятия Трои А. пал в битве при Скейских воротах от рук Париса и Аполлона. Il. 19, 417. 22, 359. Его оплакали ахейцы и с ними Фетида, морские богини и Музы; останки его греки схоронили вместе с останками Патрокла и Антилоха на берегу Геллеспонта (у мыса Сигея), под высоким курганом. Od. 24, 36. В подземном мире Одиссей встретил души этих трех друзей в сообществе Эанта Теламонова. Od. 11, 467. Гомер представил А. величайшим и лучшим из всех героев, бывших под Троей; он превосходил всех красотой и храбростью; он герой с возвышенной, великой душой, твердым, непреклонным нравом, в своем стремлении к славе и чудным подвигам презирающий предсказанную ему раннюю смерть. Ему мила песня и лира, он гостеприимен и кроток с несчастными, нежен с матерью, друзьями и товарищами, почитателей к богам. Впрочем, он имеет и свои слабости: неудержим в страстях, в гневе на Гектора и в печали о смерти Патрокла; но из этих сильных потрясений душа его выходит еще более облагороженной. Послегомеровские сказания. Фетида хотела сделать свое дитя бессмертным, днем натирая его для этого амбросией, а ночью, чтобы выжечь из него частицы смертного естества, держа его над огнем. Но после того как однажды эти занятия были прерваны внезапно явившимся Пелеем, который, испугавшись, хотел спасти ребенка из пламени, Фетида покинула своего супруга и сына и бежала обратно в море. По позднейшему сказанию, Фетида окунула сына в Стикс, вследствие чего А. весь, за исключением пятки, за которую она его держала, сделался неуязвим (Гомер ничего не говорит о неуязвимости Α.). После бегства Фетиды Пелей привел сына к Хейрону, который его и воспитал (Рind. пет. 3, 43). По кипрскому эпосу, когда возгорелась Троянская война и Калхас предсказал, что Троя не может быть взята без А., сын Фетиды, предвидевшей, что он погибнет под Троей, был спрятан на Скире. Здесь, одетый в женский наряд, он жил в обществе дочерей царя Ликомеда. Но Одиссей посредством хитрости узнал А.; переодевшись купцом, Одиссей разложил перед девушками различные женские украшения и тут же положил щит и копье; вдруг раздается боевой крик и шум битвы; девушки бегут, а А. схватывает оружие, чтобы спешить навстречу врагу. Таким образом он узнан и обещает участие в походе. Apollod. 3, 13, 8 (см. Telephus, Cycnus, Trojanum Bellum). В изображении смерти А. послегомеровские саги отчасти держатся гомеровских указаний, передавая, будто Аполлон в битве застрелил его или направил в него стрелу Париса (Verg. A. 6, 56). По другим, позднейшим поэтическим сказаниям, А., желая вступить в брак с Поликсеной, дочерью Приама, и перейти к троянам, является безоружным в храм Аполлона в Фимбре, где и убивает его Парис, поражая в пятку, единственную уязвимую часть тела А. При возвращении из Трои греки на фракийском берегу, исполняя требование тени А., приносят в жертву Поликсену, как удовлетворение за его смерть (Еиr. Нес. 1 слл. Ον. met. 13, 448). А. почитали в различных местностях Греции как героя; ему воздвигнуты были храмы в Элиде, Спарте, а остров Левка (Ахиллея), у устья Истра, был в особенности ему же посвящен. Там, рассказывали, А. ведет блаженную жизнь вместе с другими героями и героинями, почему на этот остров смотрели как на второй Елисий. Ваятельное искусство изображает А. подобным Арею, с волосами, вздымающимися наподобие гривы, с тонкой и крутой шеей, благородными, мощными формами тела.

АХИЛЛ ТАТИЙ

АХИЛЛ ТАТИЙ - Άχιλλευς Τάτιος, из Александрии, автор греческого романа τα κατα Λευκίππην καί Κλειτοφω̃ντα в 8 книгах; жил, вероятно, в 1-й половине 5 в. от Р. X. Сюжет романа - история любви Клейтофонта и Левкиппы; в изложении много разнообразия, но немало и излишних отступлений; много места занимают описания природы, произведений искусства и т. п.; притом автор не всегда строго сообразуется с требованиями приличия; что произведение это имело в средние века много читателей, доказывает многочисленность дошедших до нас рукописей. Изд.: Fr. Jacobs (1821) и Hercher (Erotici scriptores, т. 1-й). От этого автора должен быть отличаем Άχιλλευς Τάτιος, живший, может быть, во 2 в. от Р. X. и составивший комментарий к дидактическому стихотворению Арата Φαινόμενα.

АХРАДИНА

АХРАДИНА - Achradīna, см. Syracusae, 2, Сиракузы

АЦЕРРА

АЦЕРРА - Acerra, по объяснению Феста, переносный алтарь, который ставили пред покойниками и на котором обыкновенно возжигали фимиам; вероятнее - вообще курильница для сожигания фимиама при жертвоприношениях, turibulum, θυμιατήριον (Verg. Aen. 5, 745), a также замыкающийся сосуд или ящичек для хранения фимиама (Horat. Od. 3, 8, 2).

АЦЕРРЫ

АЦЕРРЫ - Acerrae, 1. город в Кампании (н. Acerra) на запад от Нолы, при реке Glanis, от разливов которой он часто страдал (Sil. 8, 537. Verg. Georg. 2, 225). Был разрушен Аннибалом, а позднее опять отстроен. Liv. 23, 17. 27. 3. Жители Acerrani;

2. Άκέρραι (Plut. Marc. 6) или Άχέρραι (Polib. 2, 34), город инсубров между рекой Padus и Альпами при реке Аддуа, в 7 римских милях от По, занимал очень крепкую позицию, н. Gera.

АЦИЛИИ

АЦИЛИИ - Acilii, плебейский род (gens), к которому принадлежали фамилии: Balbi, Glabriones, Rufi и Severi.

1. M. Acilius Glabrio, народный трибун в 201 г. до Р. X.. в звании претора в 196 г. подавил заговор рабов в Этрурии. Liv. 33, 36. В 191 г. был консулом и ему поручено было вести войну с Антиохом Великим сирийским, которого он и разбил в Фермопильском проходе и вытеснил из Греции; затем он победил этолян (Liv. 36, 2 слл. 22 слл.). За это Глабрион, бывший грозным начальником для своих солдат, получил блистательный триумф (Liv. 37, 47). Когда он в 187 г. явился соискателем на должность цензора, то, по наущению его соперников из патрициев, особенно Катона, трибуны противодействовали Глабриону, который был homo novus, и хотели даже придать его суду за утайку части военной добычи. Обвинению не было, однако, дано дальнейшего хода, так как Глабрион отказался от своей кандидатуры (Liv. 37, 57). Сомнительно, чтобы он был автором анналов на греческом языке, доводивших историю Рима от основания города до 195 г. и по своей недостоверности не особенно ценившихся в древности (Liv. 25, 39. 35, 14). ср.: Peter, histor. Rom. reliq. 1, p. CXIX слл.; сын его 2) M. Acilius Glabrio посвятил храм богине Pietas в 181 г., в исполнение обета, данного отцом во время битвы при Фермопилах; он же воздвиг своему отцу позолоченную конную статую. Liv. 40. 34;

3. M. Acilius Glabrio был претором в 70 г. до Р. X., затем консулом в 67 г. вместе с Г. Кальпурнием Пизоном, с которым он издал lex Acilia Calpurnia; он же явился противником Помпея, когда Габиний предлагал дать последнему неограниченные полномочия для войны с морскими разбойниками (Cic. de imp. Pomp. 17). Позднее, по отозвании Лукулла, он получил команду в войне против Митридата, но только короткое время был самостоятельным начальником, так как сенат вскоре подчинил его Помпею. Plut. Pomp. 30. Plut. Cic. т. ж. 9, 26. В 63 г. он в сенате подал голос за смертную казнь для приверженцев Катилины, в 57 г. был понтификом;

4. M. Acilii Glabriones, отец и сын, сенаторы; отец был умерщвлен по приказанию императора Домициана. Suet. Dom. 10.

АЭДОНА

АЭДОНА - Aëdon, Άηδών. По одному из двух древних, в сущности родственных между собой, сказаний так называлась дочь Пандарея (Ноm. Od. 19, 518 слл.), супруга фиванского царя Зефа (Apollod. 3, 5, 5), которому она родила Итила. Завидуя счастью многодетной Ниобы, жены Амфиона, она задумала убить старшего сына Ниобы, но по ошибке убила своего собственного сына Итила. Зевс превратил ее в соловья; пение этой птицы есть плач несчастной матери о своем сыне (Ноm. ук. м. Aesch. Agam. 1142. Soph. El. 144 сл.; у двух последних писателей вместо Итила называется Итис). По другому, позднейшему сказанию Άηδών также дочь Пандарея, но она замужем за художником Политехном Колофонским (в Лидии); пользуется таким счастьем в своем супружестве, что в гордом самообольщении воображает, будто превосходит счастьем любви Зевса и Геру; тогда Гера посылает Эриду; та возбуждает между супругами спор и соревнование. Стремясь победить друг друга, они стали работать каждый над произведениями своего искусства, он сделал кресло, она ткань, и с помощью Геры жена осталась победительницей. Проигравший должен был подарить выигравшему рабыню. Раздраженный неудачей, Политехи приводит к жене в качестве рабыни сестру ее Хелидониду, которую он между тем обесчестил. А. приняла мнимую рабыню, не узнав в ней сестры. Однажды у колодца Хелидонона оплакивала свое горе; сестра ее подслушала, узнала ее, узнала о поступке своего мужа; тогда они вдвоем убивают Итила и его мясо подают как пищу Политехну. Угадав, чем его угощают, Политехи в страшной ярости погнался за сестрами и преследовал их до самого дома их отца; но боги сжалились над несчастной семьей и превратили Пандарея - в морского орла, мать А. в одну морскую птицу, Политехна в пеликана, А. в соловья, а Хелидониду в ласточку (Anton. Lib. 11). ср. Philomele, Филомела.

АЭЙНАВТЫ

АЭЙНАВТЫ - Άειναυ̃ται, коллегия из богатейших граждан Милета, которая для обсуждения каких-либо важных дел отправлялась в море и, только приняв какое-нибудь решение, снова возвращалась в город. Plut. qu. Gr. p. 298 С.

АЭЙСИТЫ

АЭЙСИТЫ - Άείσιτοι, те лица в Афинах, которые по своей должности имели право ежедневно обедать в Пританее (позднее в Фоле); это право предоставлялось иногда и иностранцам, напр. посланникам, и гражданам, оказавшим особые услуги государству, см. Βουλή, 4, Буле и Σίτηαις.

АЭЛЛО

АЭЛЛО - Aëllo, Άελλώ, см. Harpyiae, Гарпии.

АЭРОПА

АЭРОПА - Aërope, Άερόπη, см. Agamemnon и Catreus, Агамемнон и Катрей.

АЭТИОН

АЭТИОН - Aëtion, Άετίων, см. Pictores, 8, Живопись.

АЭЦИЙ

АЭЦИЙ - Aëtius (Άέτιος), родился, вероятно, ок. 395 г. от Р. X. в нижней Мезии. Вступил в число императорских телохранителей и с 409 г. долгое время оставался заложником у Алариха, а затем у гуннов, среди которых впоследствии, в 424 г., после смерти Гонория, набрал вспомогательные войска, чтобы поддержать Иоанна в его стараниях овладеть престолом; но явился слишком поздно, чтобы спасти Иоанна, и заключил мир с Плацидией, матерью Валентиниана III. Назначенный с этого времени главнокомандующим, он с твердостью и большим талантом управлял судьбами падающего государства. Честолюбие увлекло его, однако, к некоторым нечестным поступкам. Так, он побудил к восстанию Бонифация, наместника Африки, который призвал к себе на помощь вандалов из Испании. Procop. Vand. 1, 3. А. счастливо и искусно защищал империю от готов, франков и других германских племен, твердо держался против интриг двора, примирившегося с Бонифацием в 433 г. от Р. X., и, одолев своих противников, крепко держал власть в своих руках; победил бургундов, вестготов, франков и обезопасил со всех сторон границы империи. Sidon. Apoll. Avit. 234 слл. И с царем гуннов Аттилой он умел, несмотря на некоторые недоразумения, поддерживать мир, пока, в 449 г., Аттила не стал снаряжаться в поход на запад. А. склонил на свою сторону вестготов, франков, бургундов и других германцев; соединившись с ними, сразился с Аттилой в 451 г. на Каталаунских полях, близ г. Шалона на Марне, и, разбив Аттилу, спас Европу от наводнения гуннскими ордами. Jordan, de reb. Cet. 36. Не удались и последующие попытки Аттилы действовать против Италии. А., равно великий, как полководец и как правитель, был предметом общего уважения со стороны народа, только Валентиниан и царедворцы опасались этого могущественного человека и при одном свидании во дворце (454 г.) Валентиниан, после горячего спора, ранил А., спасителя империи, мечом, предоставив придворным окончательно добить его. Sidon. Ар. Avit. 359. Hansen, de vita Aëtii, Dorpat (1840). Wietcrsheim, Geschichte der Völkerwanderung, ч. 4, 305 слл., 350 слл., 387 слл. Wurm, de rébus gestis Aëtii, Bonn (1844).

АЯКС

АЯКС - Αι́ας, Aiax,

1. Э.-локриец, сын Оилея, царя локридского (Όϊλη̃ος, Όϊλιάδης, Όϊλείδης), по прозванию Малый, на 40 кораблях привел локрийцев под Трою, где оказался одним из самых храбрых, хотя и был мал ростом; никто так искусно не мог бросить копья и, исключая Ахилла, никто так быстро не бегал, как Э. (Il. 2, 527. 14, 520). Особенно отличился он вместе с Эантом Теламоновым, с которым и вообще часто сопоставляется, в битве за тело Патрокла (Il. 17). На пути домой он вследствие гнева Афины потерпел крушение у Гирейских скал, у южной оконечности Евбеи. Посейдон спасает его и выносит на скалу; но самонадеянный герой осмелился произнести дерзкую похвальбу, что он спасся против воли богов. Тогда разгневанный Посейдон раздробляет своим трезубцем скалу, и богохульник погибает в волнах. Ноm. Od. 4, 499. Гнев Афины позднейшие поэты объясняют тем, что при взятии Трои Э. ворвался в храм Афины и насильно оттащил от идола богини Кассандру, которая там, обхватив идола руками, искала спасенья. Но затем Агамемнон отнял у Э. Кассандру. Опунтские локрийцы почитали Э. как героя и всегда оставляли для него, как помощника в битве, место в боевом ряду;

2. Э.-саламинец, сын Теламона (Τελαμώνιος, Τελαμωνιάδης), царя саламинского, сводный брат Тевкра, по прозванию Великий. Он прибыл под Трою с 12 кораблями (Il. 2, 557) и после Ахилла был здесь самым сильным и храбрым бойцом, достойным противником Гектора. Il. 3, 225. 7, 206. 14, 204. 15, 415. Когда Ахилл, разгневавшись на греков, перестал принимать участие в битвах, Э. по преимуществу был для греков оплотом (πύργος Άχαιω̃ν) и однажды, когда они бежали, один прикрыл их отступление (Il. 11, 545). При защите тела Патрокла Э. - главный герой (Il. 17). Когда Фетида повелела совершить игры в честь павшего сына своего Ахилла, она определила отдать оружие своего сына самому храброму в войске, тому, который больше всегда содействовал спасению из рук врагов тела и оружия Ахилла. Э. и Одиссей явились соревнователями на эту награду. Ее отдали Одиссею; это было причиной смерти Э., и даже в Аиде он все еще гневается на Одиссея (Ноm. Od. 11, 541). По позднейшему сказанию, Агамемнон по совету Афины присудил отдать оружие Одиссею; Э., оскорбленный этим предпочтением, помешался, ночью напал на стада греков и избил животных, воображая в своем безумии, что это его ненавистные противники. Придя наконец в сознание, он пронзил себя мечом. Find Nem. 7. Soph. A. Ov. met. 13. 1 слл. У Ройтейского мыса находилась гробница Э. (Αίάντειον). На Саламине ему, как национальному герою, были поставлены храм и статуя, и существовал праздник Αίάντια; и афиняне чествовали героя и назвали по его имени филу Эантиду. Текмесса, дочь фригийского царя Тевфранта, которую Э. захватил как добычу во время одного из своих набегов, была его любимой рабыней (Horat. Od. 2, 4, 5) и родила ему Еврисака.

АЯКС, ЭАНТ

АЯКС, ЭАНТ - Αιας,

Aiax, 1) Э.-локриец, сын Оилея, царя локридского (Όϊλη̃ος, Όϊλιάδης, Όϊλείδης), по прозванию Малый, на 40 кораблях привел локрийцев под Трою, где оказался одним из самых храбрых, хотя и был мал ростом; никто так искусно не мог бросить копья и, исключая Ахилла, никто так быстро не бегал, как Э. (Il. 2, 527. 14, 520). Особенно отличился он вместе с Эантом Теламоновым, с которым и вообще часто сопоставляется, в битве за тело Патрокла (Il. 17). На пути домой он вследствие гнева Афины потерпел крушение у Гирейских скал, у южной оконечности Евбеи. Посейдон спасает его и выносит на скалу; но самонадеянный герой осмелился произнести дерзкую похвальбу, что он спасся против воли богов. Тогда разгневанный Посейдон раздробляет своим трезубцем скалу, и богохульник погибает в волнах. Od. 4, 499. Гнев Афины позднейшие поэты объясняют тем, что при взятии Трои Э. ворвался в храм Афины и насильно оттащил от идола богини Кассандру, которая там, обхватив идола руками, искала спасенья. Но затем Агамемнон отнял у Э. Кассандру. Опунтские локрийцы почитали Э. как героя и всегда оставляли для него, как помощника в битве, место в боевом ряду; 2) Э.-саламинец, сын Теламона (Τελαμώνιος, Τελαμωνιάδης), царя саламинского, сводный брат Тевкра, по прозванию Великий. Он прибыл под Трою с 12 кораблями (Il. 2, 557) и после Ахилла был здесь самым сильным и храбрым бойцом, достойным противником Гектора. Il. 3, 225. 7, 206. 14, 204. 15, 415. Когда Ахилл, разгневавшись на греков, перестал принимать участие в битвах, Э. по преимуществу был для греков оплотом (πύργος Άχαιω̃ν) и однажды, когда они бежали, один прикрыл их отступление (Il. 11, 545). При защите тела Патрокла Э. - главный герой (Il. 17). Когда Фетида повелела совершить игры в честь павшего сына своего Ахилла, она определила отдать оружие своего сына самому храброму в войске, тому, который больше всегда содействовал спасению из рук врагов тела и оружия Ахилла. Э. и Одиссей явились соревнователями на эту награду. Ее отдали Одиссею; это было причиной смерти Э., и даже в Аиде он все еще гневается на Одиссея (Od. 11, 541). По позднейшему сказанию, Агамемнон по совету Афины присудил отдать оружие Одиссею; Э., оскорбленный этим предпочтением, помешался, ночью напал на стада греков и избил животных, воображая в своем безумии, что это его ненавистные противники. Придя наконец в сознание, он пронзил себя мечом. Find Nem. 7. Soph. A. Ov. Met. 13. 1 слл. У Ройтейского мыса находилась гробница Э. (Αίάντειον). На Саламине ему, как национальному герою, были поставлены храм и статуя, и существовал праздник Αίάντια; и афиняне чествовали героя и назвали по его имени филу Эантиду. Текмесса, дочь фригийского царя Тевфранта, которую Э. захватил как добычу во время одного из своих набегов, была его любимой рабыней (Ноr. od. 2, 4, 5) и родила ему Еврисака.

Предыдущая страница Следующая страница