Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "П" (часть 12, "ПОР"-"ПРА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 12, "ПОР"-"ПРА")

ПОРСЕНА

ПОРСЕНА - Porsēna, Πορσήνας, у поэтов также Porsena, царь (Lar) Клузия в Этрурии, по Ливию (2, 9 слл.), ходил на Рим во 2 году Республики, как друг изгнанных Тарквинием, но, побужденный подвигами Горация Коклеса и Муция Сцеволы, заключил с римлянами почетный мир, выдав им даже заложников. ср.: Plut. Popl. 16 слл. По свидетельству Ливия, римляне должны были возвратить отнятую у веентов область. Но из других свидетельств с большею вероятностью явствует (Tac. hist. 3, 72. Plin. 34, 39), что этот мир для римлян был не так снисходителен: они должны были передать город, уступить треть своей области и употреблять железо только для обработки полей. Это подчинение П. могло прекратиться только тогда, когда Арунт, сын П., потерпел поражение при Ариции от Аристодема, тирана Кум; тогда, вероятно, и Рим изгнал этрусский гарнизон и снова завладел отнятою областью. Flor. 1, 10. Dion. Hal. 5, 21 слл. Sil. It. 8, 389. Oros. 2, 2 слл.

ПОРТАОН

ПОРТАОН - Porthāon, см. Oeneus, Эней, II.

ПОРТИК

ПОРТИК - Portĭcus, (ср. Στοά, Стоя), галерея, просторные сводчатые ходы, частью пристроенные к другим общественным и частным зданиям; обыкновенно такими ходами окружались со всех сторон торговые площади, а снаружи защищались стеной, которая прерывалась только проходящими через площадь улицами. Такие стены служили для помещения картин. Эти портики, кроме того, что служили для гуляющих защитою от сильного солнечного жара и от дождя, назначались также для ученых собраний, очень роскошно украшались и имели очень большую длину. В Риме было их очень много, в Афинах особенно известна картинная галерея, στοὰ ποικίλη.

ПОРТИТОР

ПОРТИТОР - Portĭtor, назывался как откупщик пошлин в гавани (τελώνης, publicanus), так и его приказчик.

ПОРТМ

ПОРТМ - Porthmus, Πορθμός,

1. пролив между Италией и Сицилией, с прибавлением Σικελικός и без этого прибавления, н. Faro di Messina. Thuc. 4, 25;

2. гавань на Эвбее, в области города Эретрии, напротив аттического берега, которая, несмотря на разрушение стен Филиппом Македонским (342 г. до Р. X.), сохранялась до позднейшего времени. Dem. Phil. 3, p. 119. 125 и в других местах. Strab. 10, 447.

ПОРТОРИУМ

ПОРТОРИУМ - Portorĭum, пошлина, взимаемая в гавани при ввозе и вывозе многих товаров (Cic. Verr. 2, 72). В Риме эта пошлина была отменена Попликолой, потом скоро опять введена (Liv. 2, 9. 40, 51), затем Метеллом (см. lex Caecilia, Закон Цецилия), в 60 г. до Р. X., снова уничтожена, а Цезарем снова введена (Suet. Caes. 43) и удержана Августом (Dio Cass. 47, 51) и Нероном (Tac. ann. 13, 50). Во всех завоеванных городах существовала эта дань до позднейших времен, если они не были освобождены от нее особыми привилегиями. Все товары были подвержены этой пошлине, за исключением предметов, относящихся для собственного потребления путешественников или составляющих собственность казны и войска. Размер ее был различен в разных странах и в разное время: самая низшая пошлина, в 2,5%, называлась quadragesima, самая высшая, 12,5%, называлась octava, в Сицилии была vicesima, т. е. 5%. Cic. Verr. 2, 75. ср. Έλλιμένιον, Эллименион.

ПОРТУН

ПОРТУН - Portūnus, Portumnus, Portunnus, римский бог - покровитель портов (вероятно, другая форма вместо Ianus), отождествляется с греческим Палемоном, сыном Ино. В Тибрской гавани, у свайного моста, откуда дорога вела в портовый город, в честь его был выстроен храм, в котором ежегодно 17 августа праздновались Portunmalia. Cic. de n. d. 2, 26. Verg. Aen. 5, 241. Ov. fast. 6, 547. Его статуя держала в руке ключ, потому что portus = porta означало закрытое место.

ПОРУКА

ПОРУКА - Vadimonĭum, обещание с выставлением поручителя (vas; позже также без поручителя) явиться в определенный день в суд. Обыкновенно обещание это требовалось истцом от ответчика (vadari), который должен был vadim. promittere, dare, facere и т. д. Исполнение обещания называлось vadim. obire, sistere и т. д., нарушение - vadim. deserere. Cic. Quint. 8, 15 слл. 23 слл. С vadimonium соединялось обещание известной суммы денег, но не превышавшей 100.000 сестерций. Эти деньги в случае нарушения vadimonii пропадали. В процессе по формулам (см. Formula) П. применялась тогда, когда ответчик после in ius vocatio не являлся в суд; но иногда vadim. требовалось без всякой in ius vocatio. Если явились в суд обе стороны, но нужна была отсрочка, то они заручались друг от друга П. В позднейшую эпоху императоров П. было вытеснено litis denuntiatione и продолжало существовать под именем cautio in iudicio sistendi. см. Iudicium, Судопроизводство, 23.

ПОРУЧИТЕЛЬ

ПОРУЧИТЕЛЬ - Vas, как в уголовном процессе (где обвиняемый выставлял поручителя как гарантию, что явится в суд, и с помощью этого избавлял себя от предварительного заключения. Liv. 3, 13. 25, 4), так и в гражданском, в котором порука отвечала за неявку ответчика в определенный день в суд. Praedes же не отвечали за неявку подсудимого, а только ручались при обязательствах и денежных сделках (см. Praedium, Предиум).

ПОРУЧИТЕЛЬСТВО

ПОРУЧИТЕЛЬСТВО - Satisdatĭo, обеспечение. Обычай обеспечивать посредством залогов тяжущиеся стороны в разных тяжебных делах был очень древний. Такое обеспечение было особенно необходимо тогда, когда одна из сторон заступалась кем-нибудь другим и надо было поручиться, что или ratam rem dominum habiturum, или iudicatum solvi. И при личных жалобах иногда давалась satisdatio iudicatum solvi, напр., когда обвиняемый подозревался в том, что хочет объявить себя несостоятельным должником. Cic. Quint. 8, 13 сл. При вещественных исках П. со стороны обвиняемого была необходимость для того, чтобы обвинителю получить обеспечение в том, что спорная вещь (lis) по окончании процесса будет ему выдана вместе с вознаграждением за пользование ею до начала процесса (vindiciae). Cic. Verr. 1, 45.

ПОРФИРИЙ

ПОРФИРИЙ - Porphyrĭus, Πορφύριος, родился в Тире в 233 г. от Р. X., его собственное финикийское имя Малх (т. е. царь) перевел на греческий язык его учитель Лонгин, учивший его грамматике и риторике в Афинах, и с тех пор он постоянно носил это имя. Увлеченный Плотином, который тогда учил в Риме, он на 30-м году жизни отправился в Рим и слушал его 6 лет с величайшим усердием. Чтобы избавиться от тоски и меланхолии, в которые он впал, вероятно, вследствие своих напряженных занятий, и чтобы подкрепить свои силы, он отправился в Сицилию. Через 5 лет, поправившись и восстановив силы, он опять возвратился в Рим, где по смерти Плотина преподавал в его духе платоническую философию и объяснял сочинения Платона и Аристотеля; он написал также биографию Плотина. Замечательнейшим учеником его был Ямблих. В преклонных летах он еще женился на Марцелле, небогатой вдове с семью детьми, увлеченный ее любовью к философии, и умер в Риме около 70 лет от роду. Его многосторонняя ученость не только в философии, но и в грамматике, риторике, геометрии, арифметике и музыке, ясность изложения и правильность слога, его честное стремление и глубина философии признаются за ним и ценятся также его противниками, христианскими писателями, хотя он был враг христианства; впрочем, его философия, вытекающая из Платоновой, не имеет той оригинальности, а язык - той замечательной силы, какие мы видим у Плотина. Из его многочисленных сочинений большая часть, и притом самая замечательная, пропала; уцелели (и большею частью напечатаны вместе с родственными сочинениями; 1-е, 4-е и 6-е изданы A. Nauck'oм, 1860) следующие:

1. Πυθαγόρου βίος, не совсем полное;

2. περὶ Πλωτίνου βίου καὶ τη̃ς τάξεως τω̃ν βιβλίων αυ̉του̃ (перевел Müller; перевод этот помещен перед переводом Плотина, I т., 1878);

3. πρòς τὰ νοητὰ α̉φορισμοί, sententiae ad intellegibilia ducentes;

4. περὶ α̉ποχη̃ς τω̃ν ε̉μψύχων, de abstinentia ab esu animalium;

5. ει̉σαγωγή и κατὰ πευ̃σιν καὶ α̉πόκρισιν, оба о категориях Аристотеля;

6. πρòς Μαρκέλλαν γυναι̃κα;

7. ζητήματα Όμηρικά (изд. Schrader, 1880 сл.) и περὶ του̃ ε̉ν Όδυσσεία τω̃ν Νυμφω̃ν 'άντρου, аллегорическое объяснение места Ноm. Od. 13, 102-112;

8. схолии к Гомеру.

ПОРФИРИОН

ПОРФИРИОН - I.

Porphyrĭo,

см. Pomponii, Помпонии, 18.

II.

Porphyrĭon,

Πορφυρίων, см. Gigantes, Гиганты.

ПОРФИРИОН, (I)

ПОРФИРИОН, (I) - Porphyrĭo, см. Pomponii, 18.

ПОРФИРИОН, (II)

ПОРФИРИОН, (II) - Porphyrĭon, Πορφυρίων, см. Gigantes.

ПОРЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСЕЙДОН

ПОСЕЙДОН - Ποσειδω̃ν, Ποσειδάων, сын Кроноса и Реи, брат Зевса (Hesiod. theog. 453), по Геродоту - старший, по Гомеру - младший, после победы на титанами при разделе господства над миром получил на свою долю море (Ноm. Il. 15, 187 слл.); он темнокудрый (κυανοχαίτης), объемлющий и держащий землю (γαιήοχος), властитель моря ('άναξ, ευ̉ρυκρείων, α̉ρχιθάλασσος, ει̉νάλιος) и всех морских богов, имеющий свой дворец в глубине моря (при Эгах, Αι̉γαί, Ноm. Il. 13, 21. Ноm. Od. 5, 381), самим Зевсом признаваемый за πρεσβύτατος καὶ 'άριστος между богами. Ноm. Od. 13, 142. Все морские явления происходят от него: он посылает бурю и успокаивает волны; если он на своих быстрых меднокопытных конях проезжает по морю, то оно выравнивается в гладкую поверхность, а если он в гневе ударяет по морю своим страшным оружием, трезубцем, то поднимаются кипучие волны, поглощают корабли, затопляют страны и погребают в своих недрах города. Как колебатель земли (ε̉ννοσίγαιος, ε̉νοσίχθων, κινάκτωρ γαίας), Π. производит землетрясения и своим трезубцем рассекает скалы. Так, в Фессалии, во время затопления страны разливом Пенея, он ударом трезубца открыл Темпейскую долину, чтобы дать выход реке; поэтому в Фессалии он называется πετραι̃ος, сокрушителем скал. Яростен гнев этого бога, так же как и его стихия. С неумолимым гневом преследует он тех, кто его оскорбляет. Так, Одиссея, который ослепил сына его, циклопа Полифема, он гоняет по всему морю до тех пор, пока Зевс, который долго уже снисходил к его гневу, воспользовавшись его отсутствием, не решил вместе с прочими богами возвратить несчастного героя. Ноm. Od. 1, 11 слл. На Трою П. обратил весь свой гнев, с тех пор как царь Лаомедонт, которому он вместе с Аполлоном построил стены Илиона (Ноm. Il. 7, 452. 21, 443), не заплатил ему условленной платы (Horat. Od. 3, 3, 22). Он наслал для наказания этой страны морское чудовище, которому должны были отдать на съедение дочь Лаомедонта Гесиону (см. Hesione, Гесиона), и всеми способами поддерживал греческих героев при осаде этого города. Даже Зевсу, который имел верховную власть над ним и над всеми богами и которому он, как старшему брату, обыкновенно уступает и угождает, он иногда отваживается сопротивляться. Ноm. Il. 1, 400. 15, 185 слл. В древнепеласгическое время П. был не только богом моря, но и богом всех вод, распространенных на земле и вокруг нее; он дает начало источникам, рекам и озерам. Поэтому он был также питателем и оплодотворителем растительного царства (φυτάλμιος в Гермионе) и стоял близко к Деметре, матери земли. Поэтому он почитался во многих местах, не прилегавших к морю; но с тех пор как он сделался исключительно богом моря, его культ в этих местах мало-помалу исчез, и вместо него явилось почитание других божеств. Отсюда возникли рассказы о многочисленных спорах из-за покровительства над разными местами, которые он вел с другими богами, и об обменах; с Афиною спорил он из-за обладания Аттикой (см. Cecrops, Кекропс) и Трэзеном, с Герою из-за Арголиды, а свою часть в Дельфах уступил Аполлону в обмен на Калаврию (Καλαύρεια). Π. имел отношение к коню (П. 'ίππιος) также вследствие своего первоначального значения, как бог всех вод. Именно он, по преданию, создал коня, который пасется на влажных, обильных травою лугах при ручьях и реках, научил управлять им, и потому на конских ристалищах его призывали как покровителя конских состязаний и умилостивляли жертвами и обетами. Этот П. 'ίππιος часто находился вместе с Афиною ι̉ππία, которая изобрела узду для коня. Супруга П. была Амфитрита; впрочем, Гомер еще не знает о ней, как о его супруге; только Гесиод (Hesiod. theog. 930) повествует о рождении от этого брака Тритона. Со многими другими возлюбленными он также произвел многочисленное потомство, именно героев и основателей таких племен и городов, которые его почитали. Поклонение П. было в Греции распространено повсюду, но преимущественно он почитался на побережьях и островах; особенно богат местами его почитания был Пелопоннес; у Гомера главным местом поклонения П. является Пилос, город Нестора, который от него вел свой род (Ноm. Od. 11, 253 слл.); на Истме, близ Коринфа, через каждые три года праздновались в честь его Истмийские игры. Праздник в честь П. в Онхесте, в Беотии, также упоминается уже у Гомера (Il. 2, 506). Ионийцы почитали П. как покровителя своего племени. Процветавшее в ионийских городах на северном берегу Пелопоннеса, особенно в Гелике и Эгахе (Ноm. Il. 8, 203), поклонение П. удержалось также и после переселения их; когда они выселились в Малую Азию, то принесли с собой поклонение геликонскому П. и основали в честь его на мысе Микале его главный храм, при котором они праздновали народный праздник Паннонии. Hdt. 1, 148. Геродот (2, 50. 4, 188) упоминает о поклонении П. в Ливии, но ошибочно утверждает, что этот бог отсюда пришел к грекам. П. посвящен был, кроме коня, дельфин, а между деревьями - сосна, по причине ее темно-зеленого цвета, цвета моря, и потому что из нее строятся корабли. В жертву ему приносились быки, особенно черные, также кабаны, бараны; в Арголиде в честь его ввергались в ручей Дейну взнузданные лошади. Он часто изображался в группах с Амфитритой и другими морскими божествами и с дельфинами; он величествен и силен, но ему недостает спокойного величия Зевса, с которым он имеет фамильное сходство. Соответственно его стихии в нем есть что-то неспокойное и сердитое, какое-то упрямство и недовольство. Тело его стройнее, чем у Зевса, но с более сильной мускулатурой; лицо имеет более угловатые формы, в чертах лица меньше ясности и спокойствия, волосы более взъерошены и отдельные пряди разбросаны в беспорядке. Римляне отождествляли своего морского бога Нептуна, Neptunus, с греческим П. В древнейшие времена поклонение ему было незначительно, т. к. римляне мало имели дело с морем. Когда впоследствии греческие представления перенесены были на Нептуна, то особенно выдавалось в нем отношение к коню и к конскому ристанию. Подобно Ποσειδών 'ίππιος, он называется Neptunus equester. Ему был поставлен жертвенник в цирке Фламиния и вблизи храмa; в Великом цирке (Circus maximus), где он равным образом имел храм, в честь его как N. Census ежегодно праздновались установленные будто Ромулом (Liv. 1, 9) Consualia с ристаниями. Имя Consus объясняют как советчик, но, кажется, что Consus первоначально был древнеиталийский бог земли и посевов.

ПОСИДИЙ

ПОСИДИЙ - Ποσείδιον, см. Posidium, Посидион.

ПОСИДИОН

ПОСИДИОН - Posidĭum, Ποσείδιον, назывались многие мысы, посвященные Посейдону,

1. в Эпире, напротив Керкиры, близ гавани Пелода. Strab. 7, 324;

2. во фтиотийской Фессалии на западной оконечности Пагасейской бухты, н. залив Ставрос. Strab. 7, 330;

3. в Лукании на юго-восточной оконечности Пестской бухты (Paestanus sinus), н. Punta Licosa. Strab. 6, 252. Также на Самосе, Хиосе, в Вифинии, Карии и Киликии находились мысы с этим именем.

ПОСИДИПП

ПОСИДИПП - Posidippus, Ποσίδιππος,

1. из Кассандрии в Македонии, один из лучших писателей новой греческой комедии, впервые выступил ок. 280 г. до Р. X. и написал около 40 пьес. Им пользовались также римские комики, и одна из его пьес, озаглавленная Δίδυμοι, по-видимому, послужила Плавту образцом для его комедии Menaechmi. Сохранившиеся отрывки (см. Meineke, fragm. com. Gr., IV; II, стр. 1141 слл. малое изд.), между которыми многие относятся к обычной характеристике нравов, принадлежат к 17 заглавиям;

2. остроумный греческий сочинитель эпиграмм александрийского периода, вероятно, из Сицилии. Его эпиграммы находятся в «Греческой антологии».

ПОСИДОНИИ

ПОСИДОНИИ - Posidonĭa, см. Paestum, Пестум.

ПОСИДОНИЙ

ПОСИДОНИЙ - I.

Posidonĭas,

Ποσειδωνιάς, см. Φυλή, Фила, 1.

II.

Posidonĭus,

Ποσειδώνιος,

1. стоический философ из Александрии и ученик Зенона;

2. из Апамеи в Сирии, но обыкновенно по своему пребыванию на Родосе называемый Родосским, также стоик, родился ок. 135 г. до Р. X., в молодости прибыл в Афины и слушал там стоика Панетия. По смерти его он предпринял путешествие в Италию, Испанию и другие страны и потом удалился на Родос, где руководил основанной Панетием стоическою школой. Знаменитейшие ученики его здесь были Фаний (Phanias), Асклепиодот и Ясон. Здесь также слушал его Цицерон (Cic. tusс. 2, 25. Cic. de n. d. 1, 3. Cic. fin. 1, 2. fat. 3. Cic. ad Att. 2, 1. Plut. Cic. 4); но более всего дорожил беседой с ним Помпей. Plut. Pomp. 42. Посейдоний принимал также участие в делах государственных, и его сограждане возвели его в звание притана и отправили послом в Рим. Он умер 84 лет от роду, в 51 г. до Р. X. от его многочисленных сочинений, частью философских, частью историко-географических (между ними большое историческое сочинение ι̉στορίαι, в 52 книгах, продолжение Полибия), также математических и грамматических, остались только отрывки, собранные J. Bake (1810). Собрание исторических отрывков у Müller'a, fragm. hist. Grace., III, стр. 245 слл.;

3. из Ольбиополя, софист и историк, 2 в. от Р. X., писал некоторые исторические и географические сочинения, которые, впрочем, потеряны;

4. из Эфеса, гравер и меднолитейщик времен Помпея Великого. Plin. 33, 12, 55. 34, 8, 19.

ПОСИДОНИЙ, (I)

ПОСИДОНИЙ, (I) - Posidonĭas, Ποσειδωνιάς, см. Φυλή, 1.

ПОСИДОНИЙ, (II)

ПОСИДОНИЙ, (II) - Posidonĭus,

Ποσειδώνιος, 1) стоический философ из Александрии и ученик Зенона; 2) из Апамеи в Сирии, но обыкновенно по своему пребыванию на Родосе называемый Родосским, также стоик, родился ок. 135 г. до Р. X., в молодости прибыл в Афины и слушал там стоика Панетия. По смерти его он предпринял путешествие в Италию, Испанию и другие страны и потом удалился на Родос, где руководил основанной Панетием стоическою школой. Знаменитейшие ученики его здесь были Фаний (Phanias), Асклепиодот и Ясон. Здесь также слушал его Цицерон (Cic. Tusc. 2, 25. п. d. 1, 3. fin. 1, 2. fat. 3. ad Att. 2, 1. Plut. Cic. 4); но более всего дорожил беседой с ним Помпей. Plut. Pomp. 42. Посейдоний принимал также участие в делах государственных, и его сограждане возвели его в звание притана и отправили послом в Рим. Он умер 84 лет от роду, в 51 г. до Р. X. от его многочисленных сочинений, частью философских, частью историко-географических (между ними большое историческое сочинение ι̉στορίαι, в 52 книгах, продолжение Полибия), также математических и грамматических, остались только отрывки, собранные J. Bake (1810). Собрание исторических отрывков у Müller'a, fragm. hist. Grace., III, стр. 245 слл.; 3) из Ольбиополя, софист и историк, 2 в. от Р. X., писал некоторые исторические и географические сочинения, которые, впрочем, потеряны; 4) из Эфеса, гравер и меднолитейщик времен Помпея Великого. Plin. 33, 12, 55. 34, 8, 19.

Possessĭo, фактическое обладание, в противоположность dominium, т. е. право пользования вещью без действительного права собственности. Таким possessio было, напр., отношение поселенца к ager publicus. Для защиты такого possessio были введены interdicta (см. это слово).

Postliminĭum (из post и limen), право, в силу которого римлянин, попавший в плен к неприятелям и через это потерпевший maximam capitis deminutionem, пo возвращении в Рим опять вступал в свое прежнее положение (напр., как отец или filius familias), как бы никогда не был deminutus. Однако это право ограничивалось, если пленный был выкуплен своими друзьями, до тех пор, пока он не возмещал выкупленных денег. Равным образом недвижимое имущество и некоторые движимости (как-то: рабы, вьючный скот, корабли) также возвращались прежнему хозяину, если занимавший их враг удалялся из страны.

ПОСИДОНИОН

ПОСИДОНИОН - Posidonĭon, Ποσειδώνιον (у Liv. 44, 11. Posidium), н. Cap. Possidhi или Кассандрея, мыс на западной стороне македонского полуострова Паллены, недалеко от Менды. Thuc. 4, 129.

ПОСРЕДНИК

ПОСРЕДНИК - Interpres, напр., при покупке маклер, при разговорах людей разного происхождения, толмач (таковые сопровождали правителей в провинции и привлекались в сенат, когда это было нужно. Cic. div. 2, 64), посредник при подкупах. Cic. Verr. 1, 12. 3, 37. Interpretes назывались также вообще изъяснители и толкователи, напр., auspiciorum (авгуры).

ПОСТВОРТА

ПОСТВОРТА - Postvorta, см. Evander, Эвандр.

ПОСТЕЛЬ

ПОСТЕЛЬ - Lectus.

I.

У греков: ευ̉νή, состояла

1. из κλίνη, кровать. Четыре стороны κλίνη, ε̉νήλατα (κραστήρια) состояли из столбов, которые, будучи положены друг на друга, покоились на ножках. У того конца, где была голова, был прислон, α̉νάκλιντρον или ε̉πίκλιντρον. Κλίνη была из дерева, может быть, иногда металлическая, ножки нередко отделаны золотом, серебром и слоновою костью. ср.: Becker, Charikles, т. III, стр. 62, слл. На тесьмах, τόνοις κλίνης, лежали

2. матрацы (κνέφαλον или τυλει̃ον), чехол из полотна, шерсти или кожи, набитый шерстью или растительными веществами,

3. на ε̉πίκλιντρον лежал валик, как προσκεφάλαιον (головная подушка). На κνέφαλον клали

4. покрывала (περιστρώματα, υ̉ποστρώματα, ε̉πιβλήματα, χλαι̃ναι, ε̉πιβόλαια и т. д.).

Χαμεύνη или χαμεύνιον было место для спанья бедных, преимущественно рабов. Она состояла из рогожи, соломы или циновки, лежавших на земле или на низком станке. II У римлян: lectus, простой станок из дерева или бронзы. Деревянные имели часто бронзовые ножки или были отделаны черепахою, слоновой костью и благородными металлами. Над станком были натянуты тесьмы (fasciae, institae, restes), на которых лежали набитые шерстью, перьями, камышом, сеном и т.п. матрацы (torus, culcita). В головах лежала одна или несколько маленьких подушек (pulvinus, cervicalia). На матрацы клали покрывала (stragula, vestes stragulae), которые у богатых были пурпурного цвета, а также и вышитые. Toralia называлась драпировка у lectus от torus до земли. Различались lectus cubicularis (для отдыха и сна) и tricliniaris (для еды). Varr. l. l. 8, 32. Первый lectus был выше и имел часто прислон (pluteus), причем открытая сторона, с которой ложились, называлась sponda; второй lectus был ниже и роскошнее, в остальном же сходен с первым. Также lectus lucubratorius, lectica lucubratoria, не имел никаких существенных отличий. ср.: Becker, Gallus, т. III, стр. 284 слл.

ПОСТУМИИ

ПОСТУМИИ - Postumĭi, патрицианский род, вероятно, этрусского происхождения:

1. P. Post. Tubertus, в звании консула счастливо воевал с сабинянами при Аньене, в 505 г. до Р. X., Liv. 2, 10. Во второе свое консульство, спустя два года, он сначала был разбит сабинянами, но скоро потом нанес им сильное поражение. Liv. 2, 16;

2. Post. Cominius, консул в 501 г. и во второй раз в 493 г. до Р. X., в котором разбил вольсков и антиатов. Liv. 2, 18. 33;

3. A. Post. Regillensis, консул в 496 г. и в том же году диктатор (по другим, 499 г.), одержал победу над латинцами при озере Регилле (Liv. 2, 19. 21); потом он подавал голос за кроткое обращение с ними и окончил эту продолжительную войну. Dion. Hal. 6, 13 слл. Plut. Cor. 3. Cic. tusс. 1, 12, 28;

4. Sp. Post. Albinus Regillensis, сын предыдущего, отправился в 454 г. в Грецию, чтобы изучить тамошние законы; в 451 г. был децемвиром. Liv. 3, 31;

5. A. Post. Alb. Regillensis, брат предыдущего, в свое консульство (464 г.) победил вторгнувшиеся в римскую область полчища эквов. Liv. 3, 5;

6. A. Post. Tubertus, в звании диктатора в 431 г. поразил эквов и вольсков на Алгиде и наказал своего сына, который, вопреки запрещению отца, покинул свой пост во время сражения. Liv. 4, 27 слл. 29. Gell. 17, 21;

7. M. Post., за поражение, понесенное от вентов, был подвергнут денежному штрафу. Liv. 4, 40 слл.;

8. P. Post., в звании военного трибуна с консульскою властью возбудил удержанием добычи и жестокими угрозами восстание, во время которого солдаты побили его камнями, в 414 г. Liv. 4, 49 слл.;

9. Sp. Post. Albinus Regillensis, в 394 г. в звании консульского трибуна разбил эквов. Liv. 5, 28;

10. Post. Livius, в 389 г. в звании фиденского диктатора напал вместе с латинцами на опустошенный галлами Рим и там дал случай к празднованию торжества Populifugia. Plut. Rom. 29;

11. Sp. Post. Albinus, в звании консула, в 321 г., потерпел при Кавдии постыдное поражение и должен был заключить бесславный мир. Т. к. римляне не хотели его утвердить, то Постумий и его товарищи были за это выданы самнитянам, но последними были отозваны назад. Liv. 9, 1 слл. Cic. off. 3, 30;

12. L. Post. Megellus, в 305 г., во время своего консульства, разбил самнитян (Liv. 9, 44), а также во второе консульство - самнитян и этрусков (294). Liv. 10, 37. Он имел триумфальный въезд без позволения сената и народа, за что, вероятно, и был обвинен трибунами, и в 293 г. должен был бежать в консульский лагерь. Liv. 10, 46. Выбранный в третий раз в консулы (291 г.), он еще раз победил самнитян и взял у них много городов; но он, со свойственным его роду высокомерием и надменностью, гордо и презрительно обращался со своим товарищем по командованию из плебеев, и опять самовольно имел триумфальный въезд, за что подвергся денежному штрафу;

13. его сын, L. Post. Megellus, будучи консулом в 262 г., завоевал в 1-ю Пуническую войну город Агригент. Polib. 1, 17;

14. L. Post. Albinus, в звании консула победил лигурийцев, в 229 г. вместе с Фульвием завоевал почти всю Иллирию и пал в 216 г. в битве с бойскими галлами. Polib. 2, 11. 3, 118. Liv. 23, 24.;

15. M. Post. Pyrgensis, из города Pyrgi в Этрурии, за подлог в 212 г. был присужден к денежному штрафу и за обнаруженное при этом упорство изгнан. Liv. 25, 3 сл.;

16. Sp. Post. Albinus, в звании консула, в 186 г., имел поручение расследовать возникшие из Вакханалий тайные общества. Liv. 39, 8 слл.;

17. A. Post. Albinus, консул в 180 г., победоносно воевал с горцами в Лигурии и в звании цензора (174 г.) высказал строгость и деятельность. Liv. 40, 41. 41, 27;

18. L. Post. Tympanus, в звании претора, в 189 г., действовал с особенною строгостью против разбойничьих шаек в окрестностях Тарента. Liv. 39, 29;

19. L. Post. Albinus, управлял Испанией в 190-178 гг. и победил там воинственных вакнейцев и лузитанцев. Liv. 40, 35 слл. В 173 г. он достиг консульства, но сперва должен был привести в порядок дела в Кампании во время своей поездки по провинции, подал повод к устройству общественных гостиниц, прежде всего в Пренесте; этим положено было начало постановлению давать должностным лицам ночлег за счет общин. Liv. 42, 1 см. Cursus publicus, Почтовое дело. В 168 г. он командовал центром римского войска в битве при Пидне. Liv. 44, 41 ;

20. A. Post. Albinus, один из десяти посланных, которым было поручено устройство Греции как провинции (Cic. ad Att. 13, 30), был человек высокообразованный и написал историю Рима на греческом языке (Cic. Brut. 21), в которой он, по-видимому, преувеличил славу и деяния своего рода. Polib. 40, 6;

21. Sp. Post. Albinus, во время войны с Югуртой (110 г.) ничего не сделал и своей слабостью в управлении сильно расстроил дисциплину. Sall. Iug. 35, 44. Он упоминается как оратор. Cic. Brut. 25;

22. его брат А. Post. Albinus, служил легатом под его начальством и в 109 г. был разбит Югуртою. Sall. Iug. 36 сл. В 99 г. он был консулом, в 89 г. сражался под начальством Суллы в Марсийской войне, но солдаты его не любили и побили камнями. Oros. 5. 18. Он был более способный оратор, чем полководец. Cic. Brut. 35;

23. Postumia, супруга Сульпиция Руфа, которым она распоряжалась по своему произволу, не оставаясь ему верною. Cic. ad Att. 5, 21. 10. 9. 14. Suet. Caes. 50;

24. Cn. Post., в союзе с Катоном поддерживал возведенные на Мурену обвинения. Cic. Mur. 26. 33.

ПОТАМ

ПОТАМ - Potămus, Ποταμός, дем на юго-восточном берегу Аттики, разделявшийся на нижнюю и верхнюю местность (П. καθύπερθεν и υ̉πένερθεν). Жители его служили посмешищем за свое легкомыслие, с каким наделяли чужеземцев правами гражданства. Strab. 9. 398. Paus. 1. 31. 3.

ПОТЕНЦИЯ

ПОТЕНЦИЯ - Potentĭa, 1. город в Пицене между Анконой и Castellum Firmanum, близ устья реки Флозиса, римская колония (Liv. 39, 44); н. S. Maria di Potenza;

2. город в Лукании, недалеко от апулийской границы, еще и теперь Потенца.

ПОТЕСТАС

ПОТЕСТАС - Potestas, законная официальная власть, с которой соединялась государственная должность, в противоположность potentia, личному влиянию на государственные дела. Так, напр., власть децемвиров первые два года была П., в третьем году только potentia. Самодержавный народ, как решающий, имел П., а сенат, как совещательное учреждение, auctoritas. Также pater familias имел П. над своим семейством.

ПОТИДАНИЯ

ПОТИДАНИЯ - Potidanĭa, Ποτιδανία, крепость в южной части Этолии на границе с Локридой в долине Гилета. Thuc. 3, 96. Liv. 28, 8.

ПОТИДЕЯ

ПОТИДЕЯ - Potidaea, Ποτίδαια, сильно укрепленная колония коринфян на перешейке, соединяющем македонский полуостров Паллену с материком. Thuc. 1, 56. 63 сл. 4, 120. После того как она защищалась с успехом против нападений персов, она должна была во время Пелопоннесской войны сдаться афинянам и жители вынуждены были переселиться большей частью в Олинф (Thuc. 1, 56. 2, 58. 70. Hdt. 7, 123. 8. 126), после чего ее колонизовали афиняне. Thuc. 4, 120. Потом П. была разрушена Филиппом II Македонским (356 г.); но благоприятное местоположение подало Кассандру повод восстановить ее под именем Кассандрии (Dem. Phil. 2. p. 70), и этот город вскоре сделался самым значительным во всей Македонии; но после нового разрушения гуннами и вторичного восстановления Юстинианом он мало-помалу исчезает из истории. Strab. 7, 330. Ныне развалины Кассандра.

ПОТИЦИИ

ПОТИЦИИ - Potitĭi, древний жреческий род, которому вместе с пинариями (см. Pinarii, Пинарии) поручено было совершать службу в честь Геракла на ara maxima, в короткое время вымер (Liv. 9, 29), после того как позволили себе посвящать публичных рабов в культ Геракла (ср. Hercules, Геркулес, 17).

ПОТНИИ

ПОТНИИ - I.

Πότνιαι,

почтенные, прозвание Эриний, Έρινύες, а также Деметры и Коры.

II.

Potnĭae,

Πότνιαι, Ποτνιαί, небольшой город в Беотии на Асопе, в 10 стадиях от Фив, на дороге к Платеям, в окрестностях нынешней деревни Tachy; близ него вытекает много обильных ключей, из которых образуется ручей Дирка. Свое имя он получил, вероятно, от поклонения «почтенным богиням», Πότνιαι (Деметра и Кора), которым была посвящена здесь роща. Хеn. Hell. 5, 4, 51. Eur. Phoen. 1124. П. считаются некоторыми за Гипофивы (Ύπόθηβαι) у Гомера (Il. 2, 505). Paus. 9, 8, 1.

ПОТНИИ, (I)

ПОТНИИ, (I) - Πότνιαι,

почтенные, прозвание Эриний, Έρινύες, а также Деметры и Коры.

ПОТНИИ, (II)

ПОТНИИ, (II) - Potnĭae,

Πότνιαι, Ποτνιαί, небольшой город в Беотии на Асопе, в 10 стадиях от Фив, на дороге к Платеям, в окрестностях нынешней деревни Tachy; близ него вытекает много обильных ключей, из которых образуется ручей Дирка. Свое имя он получил, вероятно, от поклонения "почтенным богиням", Πότνιαι (Деметра и Кора), которым была посвящена здесь роща. Хеп. Hell. 5, 4, 51. Eur. Phoen. 1124. П. считаются некоторыми за Гипофивы (Ύπόθηβαι) у Гомера (Il. 2, 505). Paus. 9, 8, 1.

ПОТОС

ПОТОС - Pothos, Πόθος, см. Άφροδίτη, Афродита; и 'Έρως, Эрос.

ПОХИЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ПОХИЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - Plagĭum, как свободного, так и чужого раба. Закон Фабиев (lex Fabia) в последнем веке до Р. X. предписывал денежный штраф для plagiarii. Во времена императоров, когда это преступление приняло широкие размеры (Suet. Oct. 33), этот штраф был постепенно усиливаем и заменен наконец смертной казнью.

ПОХОРОНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЧТОВОЕ ДЕЛО

ПОЧТОВОЕ ДЕЛО - Cursus publicus, по-видимому, раньше всего развилось на Востоке, именно у персов; персидские скороходы α́γγαροι восхвалялись древними. Hdt. 6. 105. 8. 98. Хеn. Суr. 8, 6, 17. Дарий I обратил особенное внимание на это учреждение, которое должно было доставлять ему известия из отдаленнейших частей его государства. У греков о таком учреждении имели понятие лишь в том виде, что о событиях исключительной важности посылались с известиями гонцы, а между отдельными семействами поддерживались иногда сношения посредством рабов. Зато в Римском государстве почтовое Д. получило широкое развитие, особенно во времена императоров. Сначала почтовые учреждения были назначены только для чиновников, ездивших по поручению правительства. Это видно из Liv. 42. 1 (ср. 32. 27), когда консул Постумий из личной ненависти к жителям города Пренесты потребовал от них вьючный скот, квартиру и т. п. и таким образом положил основание обычаю, который с течением времени обратился в повинность. Кроме чиновников этого права требовали также и посланники. Учреждены были villae publicae, в которых таким путешественникам предоставлялись помещение, соль, дрова и сено (ср. Horat. Sat. 1, 5, 46) общественными смотрителями, parochi. Дальнейшее развитие это учреждение получило во времена императоров. Именно Август сначала расставил, по персидскому обычаю, молодых людей (angarii ήμεροδρόμοι, ср. Nep. Milt. 4, 3) вдоль главных дорог, а впоследствии также повозки, чтобы обо всем происходившем в провинциях немедленно получать известия. Suet. Oct. 49. Это почтовое учреждение, особенно ямская почта, к которой впоследствии присоединилась верховая почта, называлось cursus publicus, также cursus fiscalis или просто cursus. Оно также было назначено, собственно, только для чиновников или других официальных лиц, которые должны были для проезда иметь при себе подорожную, diploma (Suet. Oct. 49. Plin. ep. 10, 121), σύνθημα, avectio или tractoria, выданную на предъявителя с обозначением срока поездки, станций и т. п. Этот документ терял свою силу при смерти владельца его или по истечении обозначенного в нем срока. Чиновники в провинциях и другие влиятельные люди могли получать такой диплом, который первоначально выдавался самим императором, а потом обыкновенно начальником охраны, praefectus praetorio, но большею частью им пользовались наместники в провинциях. Plin. ep. 10, 39, Sen. clem. 1. 10. Также отпускные солдаты доставлялись на родину по этой почте. Amm. Marc. 29, 8. Больше всех сделал для почтового учреждения император Адриан. Spart. Hadr. 7. Что касается до внутреннего устройства, то вдоль почтовых трактов устраивались станции для переночевки (mansiones, ср. употребление слова manere Horat. Sat. 1, 5, 39) на расстоянии дневного перехода одна от другой в более крупных селениях; на этих станциях содержались в готовности лошади (veredi, Mart. 14. 86), мулы, повозки (rhedae, carri, birotae или vehicula вообще), все с различною вместимостью и т. д.; затем cursus clabularis для покражи. Курьеры меняли лошадей на каждой станции, за собою на своей лошади имели свои чемоданы. На побочных дорогах лошади стояли наготове для экстренных поездок. Почтовых денег не платилось; этот расход должны были нести провинции, магистраты или куриалы городов. Впрочем, позднейшие императоры, начиная с Адриана, нередко снимали эти расходы с провинций и переносили их на государственную казну, хотя только временно. На каждой станции были почтовые чиновники, в которые назначались преимущественно отставные солдаты и на которых возлагалось попечение о станционных делах; они в свою очередь состояли под надзором чрезвычайных инспекторов. Впрочем, все это учреждение, особенно в последующие столетия, несмотря на многочисленные законы и строгий надзор, не было свободно от злоупотреблений, как доказывают громкие и постоянные жалобы всех писателей. Часто брались взятки, и высшие правительственные учреждения умели извлекать немало незаконных выгод из почтового ведомства. Были, однако, не только сухопутные почтовые сообщения, но и морские. Достоверно известно это об Остии, где существовал императорский почтмейстер для отправки писем (procurator pugillationis et [т. е. именно] ad naves vagas). Отсюда выходили корабли (naves vagae или fugaces или cursoriae) по различным направлениям к островам и главным портам Средиземного моря. Вероятно, в Брундизии был второй такой же почтмейстер. Почтовое учреждение пережило падение Римской империи и продолжало существовать сперва у остготов, вандалов и франков, потом в продолжение всех средних веков. ср.: E. Hartmann. Geschichte der Posten von den ältesten Zeiten bis zur Gegenwart (1868). Hudemann, Geschichte des römischen Postwesens während der Kaiserzeit (1875; дополн. 1878).

ПОЯС

ПОЯС - I.

Strophĭon,

см. Vestis, Одежда, 2.

II.

Ζώνιον,

см. Vestis, Одежда, 2.

ПРАВЛЕНИЯ ФОРМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВО

ПРАВО - Ius (юр.),

1. в объективном смысле, законная норма для поведения людей, и именно как систематическое собрание постановлений закона (напр., ius civile, gentium, pontificium, praetorium), или часть его, так и решение, постановляемое магистратом (ius dicere и reddere);

2. в субъективном смысле - установленные объективным правом обязанности и законные отношения людей, напр., ius cognationis, gentilicium, Quiritium, Latii и т. д.;

3. совокупность актов, сделанных претором, в противоположность к iudicium; место, где производился суд (in ius vocare); наконец, законоведение (iuri operam dare).

ПРАВО ГРАЖДАНСТВА

ПРАВО ГРАЖДАНСТВА - см. Цивитас.

ПРАВО КВИРИТОВ

ПРАВО КВИРИТОВ - Ius Quiritium, первоначально означает гражданское право, предоставленное отдельным гражданам внутри государства, стало быть, преимущественно частный элемент гражданского права, напр., dominium ex iure Quiritium, между тем как ius civitatis означает право гражданина по отношению к заграничным областям, стало быть преимущественно публичный элемент. Из этого первоначального значения объясняется, каким образом в эпоху императоров можно было говорить, что иностранец, становясь гражданином, получает ius civitatis (потому что он, так сказать, вступал извне, а латин, становясь полноправным гражданином, получал ius Quiritium (потому что уже был полугражданином и получал лишь еще недостающий ему остаток гражданства). Civitas есть нечто всеобщее и неделимое, П. квиритов сделалось лишь частью гражданства, которой не хватает латину для полного права римского гражданина. Plin. ep. 10, 2. 23. 105. 106. 108.

ПРАВО УБЕЖИЩА

ПРАВО УБЕЖИЩА - AsСћlum.

Во времена господства полнейшего произвола слабые, спасаясь от несправедливого преследования, могли находить защиту только у богов и в их храмах, перед которыми даже самый жестокий и сильный чувствовал своего рода страх. Позже, когда развились благоустроенные государства, древнее право богов защищать преследуемых осталось неприкосновенным, и даже виновных на священном месте нельзя было ни схватывать, ни убивать. Местами убежища первоначально служили священные рощи и участки, впоследствии также храмы с прилегавшей к ним священной землей. Нарушавших святость таких мест постигала кара богов и государства, и общественная совесть требовала удовлетворения за осквернение святыни. Thuc. 1, 126 слл. Древнейшим местом убежища считалось убежище Гераклидов в Афинах; впоследствии, когда ius asyli (ασυλία) составляло более или менее преимущество каждого храма, неограниченным правом неприкосновенности пользовались там 7 жертвенников различных божеств. В остальной Греции часто упоминается о бесчисленном множестве таких убежищ, напр. о храме Афины Халкиойкской в Спарте (Nep. Paus. 4 сл.), о храме Аполлона в беотийском городе Делии. Liv. 35, 51. На римской почве этот обычай привился менее, хотя предание говорит об убежище, устроенном уже Ромулом для увеличения населения только что построенного Рима. Liv. 1, 8. Verg. Aen. 8, 342 слл. Это была дубовая роща на Капитолийской горе в долине между кремлем (агх) и Капитолием. Но значение ее скоро утратилось, так как, по Dio Cass. 47, 19, это священное место мало-помалу было так обстроено, что никто не мог проникнуть туда. Хотя Дион считает это убежище единственным в Риме, но, по Dion. Hal. 4, 36, существовало еще убежище Дианы на Авентинской горе. Однако, при практическом взгляде римлян на государство, этот обычай никогда не достигал того важного значения, какое постоянно сохранял в Греции. Впоследствии, когда Греция была подчинена римской власти, римляне предоставляли грекам полную свободу в этом отношении, и многие храмы получали от римских полководцев подтверждение своего права убежища; во времена же единовластия, в особенности когда места убежища присвоили себе право защищать даже явных преступников и укрывать их от законного суда, не могло не произойти столкновения между ними и государством. Однако восточные народы до того еще глубоко были проникнуты верой в защитительную силу своих храмов, что римским властям отдельных городов не всегда удавалось брать верх над общественным мнением. Tac. ann. 3, 60. Поэтому император Тиберий в 22 г. до Р. X. издал указ, чтобы все города, претендующие на право убежища и желающие сохранить его, представили доказательства на это право римскому сенату. Многие города тотчас же отказались от него, остальные через уполномоченных старались перед сенатом защитить свои права (Tac. ann. 4, 61-63). Тогда права убежищ решением сената были точнее определены и сильно ограничены; прибавлено было постановление, чтобы каждое признанное место убежища выставляло и сохраняло правила об этих ограничениях, вырезанные на меди, во избежание злоупотреблений в будущем. Но и это не устранило столкновений; поэтому Тиберий вскоре потом совершенно уничтожил права убежищ в первоначальном их значении. Suet. Tib. 37. Вообще, при строго монархическом правлении, основанном Тиберием, они уже не имели смысла. Но зато после возникновения единовластия в Риме эти права развились в другом направлении. Точно так же, как император был источником всякой власти, так и храмы умерших императоров, статуи и изображения правивших получили силу и назначение доставлять защиту преследуемым и обижаемым. Sen. de clem. 1, 18. Suet. Tib. 53. Первым таким убежищем сделан был освященный по распоряжению триумвиров храм убитого Цезаря. Dio Cass. 47, 19. ср. Suet. Oct. 17. Dio Cass. 51, 15. Но и этим благонамеренным и полезным учреждением вскоре стали злоупотреблять, и оно, вместо того чтобы доставлять невинным защиту, сделалось для злонамеренных побуждением к насилию. Примеры см. Tac. ann. 3, 36. Philosts, vit. Apollon. 1, 15. Устранить эти злоупотребления Тиберий не соглашался, несмотря на многочисленные жалобы вследствие лежавшей в основании идеи о всемогуществе императоров, и лишь в отдельных случаях приказывал наказывать виновных. Лишь Антонин Пий запретил злоупотреблять изображениями императоров во вред другому лицу. Право убежища от языческих храмов перешло впоследствии к христианским церквам.

ПРАВО ЧАСТНОЕ

ПРАВО ЧАСТНОЕ - Ius privatum, и право общественное, publicum. Первое охватывает права и отношения друг к другу лиц, живущих в одном государстве (Cic. top. 2), второе охватывает право государства к гражданам и отношения последних к первому. Поэтому оно содержит в себе все государственное устройство и управление, стало быть, ius sacrum, военное устройство, финансовое управление, гражданский процесс и уголовное право. Liv. 3, 34. Gell. 10, 20. Cic. Brut. 59.

ПРАВО ЧАСТНОЕ И ПРАВО ОБЩЕСТВЕННОЕ

ПРАВО ЧАСТНОЕ И ПРАВО ОБЩЕСТВЕННОЕ - Ius privatum и publicum.

Первое охватывает права и отношения друг к другу лиц, живущих в одном государстве (Cic. top. 2), второе охватывает право государства к гражданам и отношения последних к первому. Поэтому оно содержит в себе все государственное устройство и управление, стало быть, ius sacrum, военное устройство, финансовое управление, гражданский процесс и уголовное право. Liv. 3, 34. Gell. 10, 20. Cic. Brut. 59.

ПРАГМАТИКИ

ПРАГМАТИКИ - Pragmatĭci, Πραγματικοί, правоведы, которые были особенно хорошо знакомы с ходом процесса и основами права и могли давать советы ораторам и стряпчим (Cic. de or. 1, 59); впоследствии это слово означало вообще законоведов. Quint. 12, 3, 4.

ПРАКСАГОР

ПРАКСАГОР - Praxagŏras, Πραξαγόρας,

1. знаменитый врач из Коса в половине 4 в. до Р. X., принадлежал к школе Гиппократа и оказал услуги анатомии и патологии. Его сочинения погибли, и только из многочисленных цитат у Галена и Целия Аврелиана можно отчасти узнать его систему и учение;

2. греческий историк из Афин при Константине Великом, автор «Истории» Александра Великого и аттических царей. Только немногие выписки из этого сочинения сохранились у Фотия (напечатаны у Мюллера, scriptt. Alex. Magni fragm. в Дюбнеровом издании Арриана, стр. 125 слл.).

ПРАКСИЛЛА

ПРАКСИЛЛА - Рrахillа, греческая женщина-поэт из Сикиона, процветала ок. 450 г. до Р. X., в одно время с Телесиллой, Бакхилидом и комиком Кратетом и славилась своими парэниями (застольными песнями) или сколиями (см. Lyrici, Лирики, 5). Она сочиняла также гимны и дифирамбы. Собрание незначительных остатков у Neue (1844) и Bergk'a, poet. lyr. Graec., стр. 1293 слл. Эти отрывки отличаются веселым тоном и живостью выражения.

ПРАКСИТЕЛЬ

ПРАКСИТЕЛЬ - Praxitĕles, см. Sculptores, Скульпторы, 8.

ПРАКСИФАН

ПРАКСИФАН - Praxiphănes, Πραξιφάνης, философ-перипатетик, родом или из Митилены на Лесбосе, или с Родоса; жил ок. 322 г. до Р. X. Он был учеником Теофраста и впоследствии основал саму школу, которую, по преданию, посещал Эпикур. Главным его занятием были грамматические исследования, и он вместе с Аристотелем считается основателем грамматики. Из его потерянных сочинений особенно выдавались два, под заглавиями: περὶ ποιητω̃ν и περὶ ποιημάτων. Сочинение о нем написал Preller (1842).

ПРАКТИЙ

ПРАКТИЙ - Practĭus, Πράκτιος, река в мисийской области Троаде, берет начало на Иде и впадает между Абидом и Лампсаком в Геллеспонт; н. Бергас. Ноm. Il. 2, 835. Arr. 1, 12, 6.

ПРАКТОРЫ

ПРАКТОРЫ - Πράκτορες, см. Πρόσοδοι, Доходы государства, Ι, 13.

Предыдущая страница Следующая страница