Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Э" (часть 7, "ЭРА"-"ЭСК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 7, "ЭРА"-"ЭСК")

ЭРАСИН

ЭРАСИН - Erasīnus, Έρασι̃νος, название многих греческих рек. см. особенно Argos, Аргос, 3.

ЭРАСИНИД

ЭРАСИНИД - Erasinĭdes, Έρασινίδης,

1. афинский полководец, который в 406 г. до Р. X. после одержанной победы в морском сражении при Аргинусах, в Афинах был закован вместе с четырьмя своими товарищами по службе в цепи за то, что замедлил предать земле мертвых и спасти потерпевших кораблекрушение, и приговорен был совершенно незаконно к смерти. Демагог Архедам обвинил его сперва за несохранение общественных сумм и за неисполнение своих обязанностей во время своей стратегии. Хеn. Hell. 1, 5, 16. 6, 16. 7, 2, 29;

2. военачальник коринфский, помогавший сиракузянам против афинян во время Пелопоннесской войны. Thuc. 7, 7.

ЭРАСИСТРАТ

ЭРАСИСТРАТ - Erasistrătos, Έρασίστρατος,

1. афинянин, сын Феакса и, вероятно, тот самый, который упоминается во время владычества «тридцати» в Афинах. Thuc. 5, 4. Хеn. Hell. 2, 3, 2;

2. известный врач из Июлисана Кеосе, ок. 304 г. до Р. X. был лейб-медиком Селевка Никатора. Медицина обязана ему большими успехами в анатомии, он был уже близок к открытию кровообращения. Ученики его, называвшиеся эрасистратейцами, образовали особую школу. Plin. 29, 1, 3. Plut. Demetr. 38.

ЭРАТО

ЭРАТО - Erăto, см. Musae, Музы, 3.

ЭРАТОСФЕН

ЭРАТОСФЕН - Eratosthënes, Έρατοσθένης,

1. один из «тридцати», приверженец миролюбивого Ферамена, при бегстве тридцати в Элевзин остался с Фейдоном в Афинах под защитой декрета об амнистии. Но Лисий в единственной произнесенной им самим речи обвинил его в убийстве брата его Полемарха. Исход дела нам известен. Lys. in Eratosth. Хеn. Hell. 2, 3, 2. К другому Э. относится речь Лисия de caede Eratosthenis;

2. Э. Киренский, знаменитый географ, родился 275 г. до Р. X., слушал в Александрии лекции Лисания и Каллимаха, затем прибыл в Афины и слушал здесь философов Аристона Хиосского, Аркесилая и др. Из Афин вызвал его Птолемей III Эвергет обратно в Александрию и сделал его, после Каллимаха, управляющим большой библиотеки в 230 г., и в этой должности он оставался почти до самой своей смерти; чуть не совсем ослепший, он, говорят, предал себя добровольной смерти (194 г. до Р. X.). Учениками его были Аристофан Византийский, M насей и др., но мы имеем мало сведений о нем как об учителе; напротив, о его славе как ученого свидетельствует целый ряд прозваний, данных ему поклонниками или завистниками: πένταθλον и др., прозвание βη̃τα было, без сомнения, лишь внешней характеристикой и дано было ему не потому, чтобы во всех родах знания он занимал второстепенное место; сам себя называл он φιλόλογος, как покровитель свободного образования всякого рода. Хотя он не был чужд ни одному человеческому знанию, он обращал меньшее внимание на техническую грамматику и критику; его более интересовало изучение исторической древности, равно как и начинавшие расцветать реальные науки. Кроме стихотворных произведений, к числу которых принадлежат известная элегия «Эригона» и математико-астрономический эпос «Гермес» (отрывки собр. Hiller, 1872), он оставил большое число сочинений, относящихся к математике, философии, истории литературы (περι τη̃ς αρχαίας κωμωδίας) и хронологии (χρονογραφίαι) и отличающихся чистотой языка. Главный труд его - Γεωγραφικά или Γεωγραφούμενα, в 3 книгах, которым он впервые положил основание научной географии. Первая книга заключала критику источников, особенно известий, сообщаемых поэтами, и физическую географию; вторая книга - математическую географию на основе точного измерения градусами, третья - хорографию. Труд этот известен только по позднейшим выдержкам, особенно по извлечению из него, сделанному Страбоном. Под именем Э. сохранились только Καταστερισμοί, сухое перечисление 475 звезд в 44 созвездиях с упоминанием связанных с ними мифов; во всяком случае это гораздо позднейшая работа, вероятно, греческая обработка Poeticon Astronomicon Гигина (см. Hyginus, Гигин), которое, кажется, составляет извлечение из поэтического изображения небесного свода (Έρμη̃ς, Гермес) Э. Изд. отрывков G. Bernhardy (1822) С. Müller в издании Геродота Didot (1844).

ЭРГАЗЫ

ЭРГАЗЫ - Έργαδει̃ς, см. Φυλή, Фила, 2.

ЭРГАНА

ЭРГАНА - Έργάνη, см. Pallas Athena, Афина Паллада, 2.

ЭРГАСТУЛ

ЭРГАСТУЛ - Ergastulŭm, называемый Ювеналием carcer rusticus (14, 24), острог для рабов; такие остроги богатые римляне имели на своих виллах, реже при городских жилищах. Здесь жили vincti compede fossores (Ov. trist. 4, 1, 5), т. е. рабы в оковах, исполнявшие тяжелые полевые работы (см. Servi, Сервы). С древних времен ergastulum называлась тюрьма должников, в которую богатые заимодавцы запирали неисправных должников, употребляя их на работу. Liv. 2, 23.

ЭРГИН

ЭРГИН - Erginus, см. Hercules, Геркулес, 4; Agamedes, Агамед, и Argonautae, Аргонавты, 2.

ЭРЕБ

ЭРЕБ - Erĕbus, 'Έρεβος, см. Chaos, Хаос.

ЭРЕВТАЛИОН

ЭРЕВТАЛИОН - Ereuthalion, см. Arenthous, Ареифой.

ЭРЕМБЫ

ЭРЕМБЫ - Erembi, Έρεμβοί, народ, упоминаемый у Гомера поблизости с сидонийцами (Ноm. Od. 4, 84.), по Гелланику и большинству древних географов - троглодиты (от ε́ρα - земля и εμβαίνειν), жившие на востоке от Египта, в Аравии. Другие помещают их на острове Кипре, третьи причисляют их к эфиоплянам.

ЭРЕМОС

ЭРЕМОС - Ερημος, см. Δίκη, Дика, и Iudicium, Судопроизводство, 14.

ЭРЕС

ЭРЕС - Erĕsus, или Eressus, см. Lesbos, Лесбос.

ЭРЕТ

ЭРЕТ - Erētum, 'Ήρητον, старый сабинский город на Тибре, при римлянах вскоре сделался незначительным. Liv. 3, 26. 29. 42. 26, 11. 23. Ver g. A. 7, 711. Strab. 5, 228.

ЭРЕТРИКИ

ЭРЕТРИКИ - Eretrĭci, см. Menedemus, Менедем.

ЭРЕТРИЯ

ЭРЕТРИЯ - Eretria, см. Euboea, Эвбея.

ЭРЕХТЕЙОН

ЭРЕХТЕЙОН - Έρέχθειον, название старинного, построенного Кекропом, храма Афины Πολιάς; этот храм стоял на Афинском акрополе и в нем хранилось резное изображение богини, упавшее с неба на том месте, где Афина спорила с Посейдоном из-за обладания страной. В том же храме находилось и сотворенное тогда Афиной масличное дерево и соленый источник, произведенный Посейдоном. Святилище Афины было вместе с тем и святилищем Посейдона-Эрехтея, наряду с которым чтился также Зевс Πολιεύς, как третий бог-покровитель, жертвенник которого находился под упомянутым масличным деревом. Святилище было разрушено Ксерксом, но при Перикле было восстановлено в блестящем виде, хотя вполне окончено было оно лишь под конец Пелопоннесской войны. Т. к. святилище с древних времен состояло из трех соединенных храмов - Афины, Посейдона-Эрехтея (собственно Эрехтейон) и Пандросы, а при восстановлении их сохранен тот же участок земли, который занимали они прежде, то основная форма строения получилась весьма неправильная.

ЭРЕХФЕЙ

ЭРЕХФЕЙ - Erechtheus, Έρεχθεύς, в древнейшее время то же лицо, что и Erichthonius, Έριχθόνιος; лишь Эврипид (Ion. 280) положил различие между тем и другим, так что первый - афинский герой, имевший отношение к культу Афины. Он был сын Земли (или Аттиды, дочери Краная) и Гефеста и был воспитан Афиной. Il. 2, 547. По преданию, он наполовину имел вид змеи (символ автохтонии). Афина передала мальчика дочерям Кекрона, Агравле, Пандросе и Герсе в ящике, который запретила открывать. Агравла и Герса, несмотря на ее запрещение, открыли ящик, они увидели в нем дитя, обвитое змеей (или дитя, подобное змее), и были умерщвлены змеей, или - по другому преданию, объятые ужасом, бросились вниз с акропольской скалы или - в море. Э., изгнав Амфиктиона, сделался афинским царем, ввел культ Афины и построил ей храм на акрополе, где она имела общий культ с Посейдоном. Он же, по преданию, решил спор Афины и Посейдона за Аттику. Т. к. он первый впряг в колесницу четверку лошадей, то он был превращен после смерти в созвездие - возницу. С наядою Пасифеей прижил от Пандиона, который наследовал ему в царской власти, а с Зевксинною - Прокну и Филомелу и близнецов Э. и Бута (см. Butes, Бут). Э. (второй, первоначально то же лицо, что Э. I сделался афинским царем и, через Праксифею, отцом Кекрона, Пандора, Метиона, Орнея, Прокриды, Креусы, Хфонии, Орифии. Когда Э. убил в бою на элевсиниях Эвмолна, сына Посейдонова, помогавшего врагам афинян, Посейдон потребовал, чтобы принесена была в жертву дочь Э., и на это требование четыре сестры подвергли себя добровольной смерти, а Э. по просьбе Посейдона убит был молнией Зевса.

ЭРИАНФ

ЭРИАНФ - Erianthus, см. Έρίανθος, называемый и ΈριάνΟης фиванский депутат на совете, решавшем судьбу Афин по окончании Пелопоннесской войны. Paus. 10, 9, 4. По его предложению фиванцы и коринфяне подали голос за полнейшее уничтожение Афин. Фокийцы сначала были против этого. Plut. Lys. 15.

ЭРИБЕЯ

ЭРИБЕЯ - Eriboea, Ήερίβοια, см. Άλωάδαι, Алоады.

ЭРИГОН

ЭРИГОН - Erigōnus, Έριγών, правый приток Аксия в македонской области Пеонии, н. Црна. Arr. 1, 5, 5. Liv. 31, 39. 39, 53. Можно предположить, что это - «Агрианес» Геродота (4, 90).

ЭРИГОНА

ЭРИГОНА - Erigŏne, см. Icarius, Икарий, und Orestes, Орест.

ЭРИДА

ЭРИДА - см. Эрис.

ЭРИДАН

ЭРИДАН - Eridănos, Ήριδανός, мифическая река, речной бог, сын Океана и Тефиды. Hesiod. theog. 338. Гомер о ней не упоминает. Геродот (3, 115) упоминает ее как реку западной Европы, текущую в Северное море, откуда шел янтарь; но более ему о ней ничего не известно. В позднейшее время Э. приурочивали к Паду и Верхней Италии, т. к. тут был центр торговли янтарем; ср. Padus, Падус. Помещали ее и в подземном мире.

ЭРИКИНА

ЭРИКИНА - Erycīna, см. Άφροδίτη, Афродита, 2.

ЭРИКС

ЭРИКС - Еrух, 'Έρυξ,

1. сын чтимой на горе Эриксе Афродиты и Посейдона или афинянина Бута. Бут участвовал в походе аргонавтов и во время проезда корабля «Арго» мимо сирен, будучи пленен пением их, кинулся в море, но был спасен Афродитой и уведен ею в Лилибей, где она родила от него сына Э. Эрике сделался царем элимов под горой Э. Он был сильным кулачным бойцом и, отнявши раз из Герионова стада быка у Геркулеса, вступил с ним в бой, причем был убит. Apollod. 2, 3, 10;

2. н. St. Giuliano, уединенная гора на западной стороне острова Сицилии, недалеко от Трапани; на вершине этой горы находился богатый храм Афродиты Эрицинской, культ которой имел несколько вольный характер. На западном склоне горы находился того же имени город, разрушенный карфагенянами в царствование Пирра и потом вторично, во время 1-й Пунической войны. Hdt. 4, 45. Thuc. 6, 2. Diod. Sic. 4, 83. Zumpt. к Cic. Verr. p. 256.

ЭРИКСИМАХ

ЭРИКСИМАХ - Eryximachus, Έρυξίμαχος, сын Акумена, знаменитого врача в Афинах, слушавший лекции софиста Гиппия. В Платоновом симпосии (р. 186-188) он произносит речь о любви.

ЭРИМАНФ

ЭРИМАНФ - Erymanthus, Έρύμανθος,

1. горы, см. Achaia, Ахайя, и Arcadia, Аркадия;

2. река, см. Αλφειός, Алфей.

ЭРИНЕЙ

ЭРИНЕЙ - Erineus, см. Doris, Дорида.

ЭРИНИИ

ЭРИНИИ - Έρινύες, или Έριννύες (санскритское Saranjüs). Эвмениды, Ευμενίδες, Furiae, древние страшные богини проклятья, мести и кары. Если человек совершил в своей жизни преступление против священных прав, напр., если дерзновенно нарушены кровные узы, если дети нанесли тяжкую и постыдную обиду родителям, младшие братья или сестры - старшим, то Э. восстают против преступников и, карая, восстановляют попранный нравственный порядок в мире. Негодование за позорную обиду разрешается в проклятии (αρά, и поэтому Э. называются у Эсхила Άραί) и взывает к богиням-мстительницам, живущим в Эребе, о наказании преступника (поэтому Э. назывались и Ποιναί, наказующие, у Эсхила); они преследуют его своим ужасным могуществом на земле и карают его даже и под землей, в аду. Ноm. Od. 11, 279. Il. 9, 571. 21, 412. Впрочем, значение Э. со временем расширилось; уже у Гомера имеют своих Э. нищие, просящие о защите, и гости, и эти богини мстят за причиненный им позор (Ноm. Od. 17, 475); они карают за всякое нарушение человеческих отношений, за убийство, клятвопреступление и т. д. Il. 19, 259. ср. Hesiod. op. et d. 803, они приводят самого человека к безумию и ослеплению, так что он впадает в преступления и несчастия. Ноm. Od. 15, 233. Il. 19, 87. Также и у трагиков Э. являются божествами вредоносными и карающими; преимущественно же они выступают мстительницами за нарушение освященных природой семейных прав; так они особенно преследуют матереубийц Ореста и Алкмеона и Эдипа, убившего отца и вступившего в брак со своей матерью. Они преследуют преступника, как гончие - дичь, помрачают ему разум, внушают ему безрассудные мысли и поют ему ужасную песнь, которая обвивается вокруг него подобно цепям. Но они ненеумолимы: если преступник покается и очистится от своей вины, то они перестают его преследовать и становятся богинями-благодетельницами, Ευμενίδες. Гомер говорит то об одной Э., то о нескольких, но не определяет ни числа их, ни имен, ни происхождения. У Гесиода (Hesiod. theog. 185) они - дочери Геи, происшедшие от крови изувеченного сыном своим Кроносом Урана, так что они происхождением своим обязаны нарушению кровных уз. Эсхил называет их дочерями Ночи, Софокл - Скотоса (мрака) и Геи. Aesch. Еит. 321. Soph. О. С. 40, 106. Указание, что Э. было три, встречается впервые у Эврипида, а имена их Алекто (Άληκτώ, никогда не успокаивающаяся), Тисифона (Τισιφόνη, мстительница за убийство) и Мегера (Μέγαιρα, враждебная) - лишь у Аполлодора. В Аттике, где было у них святилище при Ареопаге и на холме Колоне, они преимущественно назывались Σεμναι θεαί достопочтенные); Эвменидами назывались они в Сикионе, а в аркадской области Паррасии носили прозвание Μανίαι, приводящая в неистовство. Понятие Э. развилось первоначально из представления Деметры-Э., гневной Деметры, которую чтили с самых древних времен в Беотии и Аркадии и которая гневом своим ужасно тяготела над родом Лабдакидов, к которому принадлежал Эдип. В жертву Э. приносили черных овец. Вид и образ этих ужасных богинь, ненавистных и страшных и людям и богам, был страшно отвратителен. Эсхил, который первый вывел их на сцену, представлял их подобными горгонам и гарпиям, в виде безобразных старых женщин, с волосами из змей, с налившимися кровью глазами, вытянутым языком и оскаленными зубами; они носили длинные черные одеяния, подпоясанные кроваво-красными поясами. Эврипид представлял их уже не столь ужасными - в виде проворных, крылатых дев-охотниц, с факелами и змеями в руках. В таком виде являются они обыкновенно и на памятниках. Furiae (Dirae deae) римских поэтов заимствованы от греческих Э. В качестве мучительниц, наблюдающих за преступниками, помещали их в подземном мире, но они являлись иногда и на землю, с целью внушать людям кровавые замыслы и безрассудства. Verg. Aen. 6, 570. 605. 7, 324 слл. Ov. met. 4, 451, 481.

ЭРИННА

ЭРИННА - Erinna, 'Ήριννα, известная греческая женщина-поэт со спорадского острова Телоса, или Теноса, или Теоса, или Родоса, современница и подруга Сафо; ок. 600 г. до Р. X. живя постоянно у Сафо, она получила также прозвание Λεσβία и Μυτιληναία. (Некоторые древние писатели говорят, что она была современница оратора Демосфена, почему новые писатели расположены допустить двух поэтесс с этим именем.) Она умерла 19-летней девушкой. Известнейшим из ее стихотворений было Ήλακάτη, «Веретено», состоявшее из 300 гекзаметров и теперь потерянное; из эпиграмм ее сохранились только 3. ср.: Welcker, Kl. Schr. II, стр. 145, Bergk, poet. lyr. Graec., III, стр. 141 слл. Существующее и теперь лирическое стихотворение εις Πώμην, в 5 сафических строфах с надписью Μελιννώ η́ μα̃λλον Ήρίννη Λεσβία, в котором Рим представляется как властитель мира, принадлежит не Э., а Мелинно; последняя была, вероятно, гречанка из г. Локров Епизефирийских в Нижней Италии и была современница Пирра или 1-й Пунической войны. Welcker, там же, стр. 160.

ЭРИС

ЭРИС - 'Έρις, богиня ссоры, раздора и битвы «сначала маленькая, но скоро подымает голову до неба и воюет на земле». Il. 4, 440. Она - сестра и спутница Арея в битве, с ненасытной жаждой крови она остается в пылу битвы еще и тогда, когда все другие боги оставляют сражение. Il. 11, 3, 74, 20. 48. У Гесиода (Hesiod. theog. 225 ff.) она дочь ночи, мать бедствия, забвения, голода, болезней, убийства, битв, сражений, ссор, обманов и т. д. Но рядом с этой вредоносной Э. есть и добрая Э., олицетворение соревнования. Hesiod. op. et. d. 11 ff. Римская Discordia (Verg. Aen. 8, 702) соответствует греческой Э. и поэтому также сопутствует Беллоне.

ЭРИСИХТОН

ЭРИСИХТОН - Erysichthon, Έρυσίχθων,

1. сын Триона в Фессалии, он дерзко вторгся в рощу Деметры и вырубил священные деревья, чтобы выстроить себе хоромы; за это он был наказан вечно мучащим его голодом. Имя означает «разрывателя земли», т. е. пахаря, или по другому толкованию «изгарину» ср. Mestra, Местра;

2. Сын Кекропа и Агравлы; принес изображение Элейфии с Делоса в Афины. Он умер бездетным еще при жизни своего отца.

ЭРИСТИХИ

ЭРИСТИХИ - Έριστικοί, см. Euclides, Евклид, 2.

ЭРИС, ЭРИДА

ЭРИС, ЭРИДА - 'Έρις,

богиня ссоры, раздора и битвы "сначала маленькая, но скоро подымает голову до неба и воюет на земле". Il. 4, 440. Она - сестра и спутница Арея в битве, с ненасытной жаждой крови она остается в пылу битвы еще и тогда, когда все другие боги оставляют сражение. Il. 11, 3, 74, 20. 48. У Гесиода (theog. 225 ff.) она дочь ночи, мать бедствия, забвения, голода, болезней, убийства, битв, сражений, ссор, обманов и т. д. Но рядом с этой вредоносной Э. есть и добрая Э., олицетворение соревнования. Hesiod. op. et. d. 11 ff. Римская Discordia (Verg. A. 8, 702) соответствует греческой Э. и поэтому также сопутствует Беллоне.

ЭРИТРЕЙСКОЕ МОРЕ

ЭРИТРЕЙСКОЕ МОРЕ - Erythraeum mare

или rubruin mare, ή ερυθρα θάλασσα, называлось первоначально море между Индией, Аравией и Африкой. (Hdt. 2, 158); позднее (напр., у Птолемея, Агафемера) - это имя относится только к части Баб-эль-Мандебского пролива и юго-восточного угла Аравии. О более широком употреблении этого названия свидетельствует περίπλους τη̃ς Έπ. θ. Appiana; в этом смысле сюда принадлежат: Персидский залив (который называется у Tac. Agr. 12. rubrum mare) между Аравией и Караманией, Персидой, Сусианой с Ормуздовым проливом и Аравийский залив между Аравией и Египтом.

ЭРИТРЫ

ЭРИТРЫ - ErСћthrae, Έρύθραι, Έρυθραί,

1. город в Беотии, опустошенный при Павсаниии, близ места Платейской битвы (Hdt. 9, 15. 19), к востоку от нынешней деревни Кацулы; упоминается уже в Il. 2, 499; метрополия

2. одного из 12 ионийских городов Малой Азии, на полуострове, образуемом горами Мимантом и Коринфом, напротив острова Хиоса; им завладел Кодрид Кноп, почему он и назывался Кнопуполем. Hdt. 1, 142. Strab. 14, 633. В нем было два весьма древних храма - Геркулеса и Афины Полиады;

3. приморский город озолийских локров, на востоке от Навиакта. Liv. 28, 8.

ЭРИФИЛА

ЭРИФИЛА - EriphСћle, см. Alcmaeon, Алкмеон, и Amphiaraus, Амфиарай.

ЭРИФИЯ

ЭРИФИЯ - Erythēa, Έρύθεια, см. Hercules, Геркулес, 9.

ЭРИХТОНИЙ

ЭРИХТОНИЙ - Erichthonius, см. Dardanus, Дардан, и Erechtheus, Эрехфей.

ЭРОС

ЭРОС - I.

Eros,

Έρως,

1. римский актер-комик, сначала не имел никакого успеха на сцене, но потом поступил в учение к актеру Квинту Росция и, пройдя его школу, сделался одним из знаменитейших комических актеров. Cic. Rosc. cоm. 11, 30;

2. раб триумвира Антония; когда Антоний дал ему меч, приказывая убить его, Э. убил им самого себя на глазах своего господина. Plut. Ant. 76.

II.

'Έρως, 'Έρος,

Amor, Cupido, бог любви. У Гомера он еще не упоминается; у него одна лишь Афродита является богиней-возбудительницей любви. Гесиод, напротив, относит его к числу древнейших богов (Hesiod. theog. 120): сначала был Хаос, затем Земля, Тартар и Э. Следовательно, Э. является здесь соединяющей и творящей, образующей силою, которой производятся все существа мира и приводятся в гармонический порядок. В Феспиях чтили этого древнего стихийного бога и через каждые 5 лет праздновали в честь его Эротидии (Έρωτίδια или Έρώτια). Совершенно отлично от этого космического Э. представление Э., являющегося у позднейших поэтов в качестве самого молодого из богов. Здесь он - прекрасный мальчик, близкий то к юношеству, то к детскому возрасту, полный хитрости и лукавства, жестокий мучитель людей и богов; он не щадит даже Зевса и своей матери Афродиты. Вооруженный луком и колчаном, полным стрел, летает он повсюду на золотых крыльях и поражает все, что живет на земле и в небесах, в море и подземном мире. Родителями его считаются обыкновенно Афродита и Арей, но также и Зевс, Афродита и Гермес и Афродита, Зефир и Ирида или говорится, что родители его неизвестны, что он имел мать, но не было у него отца и т. п. В позднейшие греческие и римские времена Э. представляли окруженным множеством подобных ему существ, молодых Э., амореттов и давали ему в товарищи брата Антерота, бога взаимной любви, который своим соревнованием заставлял возрастать маленького Э. Эрот был не только богом любви между обоими полами, но также и богом любви и дружбы между мужчинами и юношами и мальчиками. Поэтому священный отряд фиванских юношей был посвящен Э., и в Афинах чтили его как освободителя города, потому что дружеская чета, Гармодий и Аристогитон, освободила город от тирании Писистратидов. В позднейшее время Э. ставили в различные отношения к Психее, олицетворяющей человеческую душу и представляемой часто в виде бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. Э. является то соединенным с ней любовью, то мучителем ее, причем она является особенно в виде бабочки, которую он держит над факелом, вырывает у нее крылья и т. п. Апулей в своих метаморфозах соединил разнообразные элементы этого мифа в прелестной сказке следующего содержания: у одного царя были три дочери, из которых Психея была самая молодая и самая прекрасная. Ее полюбил Э. и унес в уединенное место, где она жила в любви с ним, но не видела, не знала его. Но злые сестры, посетив ее, уговорили рассмотреть, вопреки запрещению Э., его лицо, и Э. покинул ее. Психея искала его, вынесла множество разного рода бедствий, но наконец, очищенная от проступка испытанными страданиями, соединилась с ним навеки. Дочь ее названа была Счастием. Апулей вложил в этот рассказ философский смысл; Э. здесь - великий дух (демон), который воспитывает людей к добру, а через это и к блаженству, - представление, составившееся уже до Апулея у других философов, напр. у Платона (в Συμπόσιον). Художники представляют Э. то в виде прекрасного отрока, то в виде прелестного крылатого дитяти. Последнее представление принадлежит позднейшим временам. Атрибуты его - лук, стрелы, колчан и факел. Кроме Феспий и Афин, особенно чтили его в Спарте, на Крите и Самосе, в Мегарах и прочих местах. Вместе с ним являются иногда Πόθος и 'Ίμερος, - олицетворение страсти и желания, Τύχη, - счастья, Πειθώ, хариты и музы. Римский Амур или Купидон - простой снимок с греческого Э., часто равнозначащий Пофосу и Гимеросу.

ЭРОС, ЭРОТ

ЭРОС, ЭРОТ - 'Έρως, 'Έρος,

Amor, Cupido, бог любви. У Гомера он еще не упоминается; у него одна лишь Афродита является богиней-возбудительницей любви. Гесиод, напротив, относит его к числу древнейших богов (theog. 120): сначала был Хаос, затем Земля, Тартар и Э. Следовательно, Э. является здесь соединяющей и творящей, образующей силою, которой производятся все существа мира и приводятся в гармонический порядок. В Феспиях чтили этого древнего стихийного бога и через каждые 5 лет праздновали в честь его Эротидии (Έρωτίδια или Έρώτια). Совершенно отлично от этого космического Э. представление Э., являющегося у позднейших поэтов в качестве самого молодого из богов. Здесь он - прекрасный мальчик, близкий то к юношеству, то к детскому возрасту, полный хитрости и лукавства, жестокий мучитель людей и богов; он не щадит даже Зевса и своей матери Афродиты. Вооруженный луком и колчаном, полным стрел, летает он повсюду на золотых крыльях и поражает все, что живет на земле и в небесах, в море и подземном мире. Родителями его считаются обыкновенно Афродита и Арей, но также и Зевс, Афродита и Гермес и Афродита, Зефир и Ирида или говорится, что родители его неизвестны, что он имел мать, но не было у него отца и т. п. В позднейшие греческие и римские времена Э. представляли окруженным множеством подобных ему существ, молодых Э., амореттов и давали ему в товарищи брата Антерота, бога взаимной любви, который своим соревнованием заставлял возрастать маленького Э. Эрот был не только богом любви между обоими полами, но также и богом любви и дружбы между мужчинами и юношами и мальчиками. Поэтому священный отряд фиванских юношей был посвящен Э., и в Афинах чтили его как освободителя города, потому что дружеская чета, Гармодий и Аристогитон, освободила город от тирании Писистратидов. В позднейшее время Э. ставили в различные отношения к Психее, олицетворяющей человеческую душу и представляемой часто в виде бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. Э. является то соединенным с ней любовью, то мучителем ее, причем она является особенно в виде бабочки, которую он держит над факелом, вырывает у нее крылья и т. п. Апулей в своих метаморфозах соединил разнообразные элементы этого мифа в прелестной сказке следующего содержания: у одного царя были три дочери, из которых Психея была самая молодая и самая прекрасная. Ее полюбил Э. и унес в уединенное место, где она жила в любви с ним, но не видела, не знала его. Но злые сестры, посетив ее, уговорили рассмотреть, вопреки запрещению Э., его лицо, и Э. покинул ее. Психея искала его, вынесла множество разного рода бедствий, но наконец, очищенная от проступка испытанными страданиями, соединилась с ним навеки. Дочь ее названа была Счастием. Апулей вложил в этот рассказ философский смысл; Э. здесь - великий дух (демон), который воспитывает людей к добру, а через это и к блаженству,- представление, составившееся уже до Апулея у других философов, напр. у Платона (в Συμπόσιον). Художники представляют Э. то в виде прекрасного отрока, то в виде прелестного крылатого дитяти. Последнее представление принадлежит позднейшим временам. Атрибуты его - лук, стрелы, колчан и факел. Кроме Феспий и Афин, особенно чтили его в Спарте, на Крите и Самосе, в Мегарах и прочих местах. Вместе с ним являются иногда Πόθος и 'Ίμερος, - олицетворение страсти и желания, Τύχη, - счастья, Πειθώ, хариты и музы. Римский Амур или Купидон - простой снимок с греческого Э., часто равнозначащий Пофосу и Гимеросу.

ЭРОТ

ЭРОТ - см. Эрос.

ЭРОТИАН

ЭРОТИАН - Erotiānus, Έρωτιανός, греческий грамматик, живший при Нероне, написал глоссарий к сочинениям Гиппократа (τω̃ν παρ' Ίπποκράτει λέξεων συναγωγή), который сохранился до сих пор, хотя и не в первоначальной редакции. Изд. Franz (1780).

ЭРОТИДИИ

ЭРОТИДИИ - Έρωτίδια, см. 'Έρως, Эрос.

ЭРРЕФОРИИ

ЭРРЕФОРИИ - Errhephoria, см. Arrhephoria, Аррефории.

ЭРУЦИИ

ЭРУЦИИ - Erucii, 1. С. Erucius, плебей по происхождению, был обвинителем Секста Росция Америнского в 80 г. до Р. X. Характер его красноречия определяется его прозванием Antoniaster: он был неудачным подражателем Антония (Cic. Rosc. Am. 16);

2. S. Erucius Clarus, сын адвоката, (Plin. ep. 2, 9, 4) того же имени и Септиции, был квестором, народным трибуном и дважды консулом (в последний раз 146 от Р. X.) Spart. Sev. 1. В достоинстве легата взял он в парфянскую войну Селевкию. (Dio Cass. 68, 30); он же был и префектом города. (Gell. 1, 6. 12, 13. 18. 2). Геллий упоминает о нем, как об ученом дилетанте. (13, 18);

3. Erucius Clarus, консул 193 г. от Р. X. счастливо избежал убийства, задуманного против него Гаем Коммодом, но через несколько лет пал от руки Севера. Dio Cass, 72, 22. Spart. Sev. 13.

ЭСА

ЭСА - Αΐσα, см. Μοι̃ρα, Мойра, 4.

ЭСАК

ЭСАК - Aesăcus, Αι́σακος, сын Приама и Арисбы, дочери Меропа; научился у Меропа толкованию снов и, предсказав, что сын (Парис), которого родит Приаму Гекуба, погубит Трою, советовал бросить ребенка тотчас по рождении на произвол судьбы. Был женат на Астеропе и, горько оплакивая ее смерть, превратился в птицу. Apollod. 3, 12, 5. У Овидия Э., сын Алексирои, с отчаяния, что был виновником смерти своей возлюбленной, Гесперии, бросается в море, но при этом богиня Tethys обращает его в птицу нырок (Ov. met. 11, 749-795).

ЭСЕП

ЭСЕП - Aesepus, Αι́σηπος,

1. река в Мисии, берет начало на Иде, впадает при Кизике в Пропонтиду. Ноm. Il. 2, 825. 4, 91. В мифах называется сыном Океана и Тефии. Hesiod. theog. 342;

2. Подобное происхождение обнаруживает и герой того же имени, сын нимфы Абарбареи (т. е., может быть, «незагрязненной илом») и Буколиона. Ноm. Il. 6, 21.

ЭСИМА

ЭСИМА - OesСћma, Οι̉σύμη, колония жителей Фасоса во Фракии, между реками Стримоном и Нестом. Thuc. 4, 107. Plin. 4, 11, 18. Это, кажется, то же, что Αι̉σύμη у Гомера (Il. 8, 304).

ЭСКВИЛИИ

ЭСКВИЛИИ - Esquiliae, и Esquilina, см. Rоmа, Рим, 5, 14.

Предыдущая страница Следующая страница