Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГЕР"-"ГИГ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГЕР"-"ГИГ")

ГЕРО

ГЕРО - Неrо, 1. см. Leander, Леандр;

2. см. 'Ήρων, Герон.

ГЕРОД АТТИК

ГЕРОД АТТИК - Herōdes Atticus, см. Atticus, Аттик, 2.

ГЕРОДИАН

ГЕРОДИАН - Herodiānus, Ήριωδιανός,

1. исторический писатель, родился, вероятно, в правление императора Марка Аврелия, ок. 170 г. от Р. X., и умер ок. 240 г. Обстоятельства его жизни малоизвестны. Он, вероятно, был родом грек, но жил в Риме или, по крайней мере проживал там продолжительное время; может быть, он был императорским прокурором и легатом в Сицилии. Сохранившаяся его история императоров, τη̃ς μετὰ Μάρκον βασιλείας ίστορίαι, передает события начиная с конца правления императора Марка Аврелия, от Коммода, до Гордиана III и представляет точно и верно привлекательную и трогательную картину этого времени, замечательного множеством разнообразных событий, хотя автор и проходит молчанием кое-что, относящееся к государственному устройству, что было бы весьма любопытно для нас, и допускает нередко промахи касательно хронологии и ошибки в географических данных. В новейшее время пытались унизить его достоинство как исторического источника, забывая при этом, что он передает нам много такого, о чем Дион оставил нас в неизвестности. Его язык показывает местами латинизмы; но свободен от изысканного и искусственного подражания аттицизму, отличающего вообще слог его современников. Следы подражания древним классикам, преимущественно Фукидиду, в некоторых местах заметны. Латинский перевод Ang. Politianus; изд. Irmisch (1787 - 1805, в 5 т.), F. A. Wolf. (1792), Weber (1876), Lange (1824) и W. I. Bekker (1826, вторично 1855). ср.: Sievers, über das Geschichtswerk des H. Philol., т. 26, 19-43, 243-270, т. 31, 631-666, и исследования швейцарских ученых: Bündinger's Unters, z. röm. Kaisergesch., т. 1 и 3, и диссертация Фолькмана (Volckmann 1859). Различен от этого предшествовавший ему по времени 2) Г.-грамматик, вторым именем Элий (Aelius), которое он, вероятно, получил при принятии своем в число римских граждан. Он родился в Александрии, сыном Аполлония Дискола и, вероятно, прибыл в Рим в правление императора Марка Аврелия. О его обширной литературной деятельности свидетельствуют сохранившиеся многочисленные отрывки, которые после предварительных трудов Лерса (Lehrs, 1848) и М. Шмидта (Моr. Schmidt, 1860) собраны с большим прилежанием и объяснены основательно Ленцом (A. Lentz: Herodiani reliquiae (1867-1870, 2 т.). Он разбирает в 20 книгах περὶ καθολικη̃ς προσωδίας все учение об ударении, о количестве слогов и о придыхании.

ГЕРОДИК

ГЕРОДИК - Herodĭcus, Ήρόδικος,

1. родом из Селимбрии, ученый врач, писавший первый о гигиенических правилах, которые должно соблюдать при гимнастике. Его называют учителем Гиппократа;

2. родом из Вавилонии, грамматик, из числа сочинений которого называются у Атенея: κωμωδούμενα, σύμμικτα υ̉πομνήματα и πρòς τòν Φιλοσωκράτην. Время его жизни неизвестно.

ГЕРОДОР

ГЕРОДОР - Herodōrus, Ήρόδωρος, из Гераклеи в Понте, как теперь доказано, исторический писатель, предшествовавший Геродоту, ок. 500 г. до Р. X. Aristot. h. a. 6, 5. 9, 12. Plut. Thes. 26. Он написал τὰ κατ' Ήρακλέα, по крайней мере, в 17 книгах, без сомнения - главный сборник Геркулесовых сказаний и Άργοναυτικὰ. Собрание сохранившихся отрывков у Миллера (Müller, frag. hist. Graec., II, p. 27 слл). Грамматик того же имени времен Калигулы, иногда смешивается с ним в ссылках позднейших писателей.

ГЕРОДОТ

ГЕРОДОТ - Herodŏtus, Ήρόδοτος. Из всех лиц этого имени в греческой истории литературы самый знаменитый - известный исторический писатель, названный отцом истории (Cic. legg. 1, 1, 5). Подробные обстоятельства его жизни малоизвестны и отчасти баснословны. Он родился в Галикарнассе, морском городе Карий, между 490-480 гг. до Р. X. и по своему происхождению принадлежал к знатному роду этого города. Его отец называется Ликсом (Λύξας), мать - Дрионою (Δριώ) или Ройною (΄Ροιώ), брат - Феодором; в числе его родственников находится также и эпический поэт Паниасис (Πανύασις), убитый Лигдамисом (Λύγδαμις), тираном родного города. Об образовании Г. в юности нет никаких известий. По разным причинам весьма вероятно, что он начал с изучения древних поэтов, именно Гомера, вообще был близко знаком с греческими стихотворцами, затем познакомился с периегетами и логографами, хотя Дальман (Dahlmann) старался доказать, что кроме Гекатея он не пользовался ни одним логографом. Его охота к путешествиям также, кажется, возбудилась рано, благодаря пребыванию в морском городе с цветущей торговлей, а может быть, политические причины заставили его выехать из родного города. По заметке Свиды, тиран Лигдамис принудил Г. выселиться на остров Самос, где он написал свое сочинение; оттуда он будто бы возвратился в Галикарнасс, участвовал в изгнании Лигдамиса и затем, преследуемый завистью и недоброжелательностью своих сограждан, выселился в Фурии (Θούριοι), городе Италии. В этих известиях, по всей вероятности, перепутаны различные факты. На всякий случай следует отнести ко времени молодости Г. его дальние путешествия по земле и по морю (числом, вероятно, 6), которые он предпринял в Азию и Африку, именно в Египет, далее на острова прибрежья и морские порты Малой Азии и Греции. ср.: Hermes, т. 6, стр. 392-486. Переселение с острова Самос на материк, на первом плане в Афины, откуда он впоследствии уехал в Италию, вероятно, познакомило его с Грецией внутри и вне Пелопоннеса; он, кажется, путешествовал и по Южной Италии и по Сицилии. В своем историческом сочинении он часто упоминает об этих путешествиях и ссылается в подтверждение рассказа на то, что видел и слышал сам на месте; впрочем, он делает это только мимоходом, так что невозможно в подробности определить ни порядок отдельных путешествий, ни время пребывания его в отдельных местностях. Путешествия были, без сомнения, дальние и простирались почти на все местности, вообще доступные эллинам. Одно из главных мест занимает страна чудес, Египет; он прошел эту землю до крайних ее южных пределов, познакомился с нею подробно и описал ее верно. Г., кажется, до 456 г. до Р. X. возвратился из своих дальних путешествий на остров Самос или в Афины и стал заниматься разработкою собранного материала и составлением из него того сочинения, которое сохранилось до нас, хотя оно еще не приняло тогда тот оконченный вид, который имеет ныне. На всякий случай отдельные части целого, именно относящиеся к Азии и Востоку, разработаны уже в тот период (Kirchhoff предлагает такое мнение, что Г. написал в Афинах первую часть до 3, 119 уже в 445-443 г.) и приведены в настоящую их форму. По-видимому, он во время своих путешествий по греческой родине пользовался пребыванием в замечательных городах для того, чтобы публично читать отдельные обработанные части и отрывки собиравшемуся около него кругу слушателей. Такое чтение, говорят, произошло на Олимпийских играх в присутствии собравшихся эллинов, рассказ, который хотя и раскрашен, но все-таки, вероятно, основан на факте. Упоминаются древними писателями еще другие публичные чтения: одно в Афинах, другое в Крите, третье в Фивах. За чтение в Афинах, как рассказывает Плутарх, Г., по предложению государственного деятеля Анита, получил награду из казны в размере 10 талантов. При таком чтении, рассказывают, присутствовал и Фукидид мальчиком и был до такой степени тронут, что заплакал и решился также посвятить себя истории. Надо предполагать, что Г. долго жил в Афинах, т. к. он участвовал в экспедиции, предпринятой оттуда в 444 г. в Италию, чтобы основать Фурии. Во всяком случае, он продолжительное время пробыл в Фуриях и беспрерывно занимался таким составлением своего исторического сочинения. Осенью 413 г. он возвратился в Афины и работал над своим сочинением; затем, кажется, политические обстоятельства оказали замедляющее влияние; 429-428 гг. сочинение было доведено до 9 книги, остатки которой, вероятно, были написаны в 428 г.; наконец он бросил работу: «Все высоко задуманное сочинение осталось обломком (torso)». Он умер ок. 424 г. Новейший разбор вопроса о его сочинении сделан Бауером (Bauer, die Entstehung des herodotischen Geschichtswerks, 1878; Herodots Biographie, 1878), который более остроумно, чем убедительно старается доказать, что Г. написал в различное время целый ряд независимых друг от друга рассказов (λόγοι) и соединил их впоследствии отчасти в Фуриях, отчасти в Афинах в одно связное сочинение, причем, однако, осталось много следов первой редакции. К древнейшим составным частям сочинения принадлежит история похода Ксеркса, к позднейшим - описание Египта. ср. также Kirchoff, die Entstehungszeit des Herod. Geschichtswerks (2-е изд., 1878). История Г., разделенная александрийскими критиками на 9 книг, из которых каждая обозначена именем музы, - это первое известное нам крупное явление в исторической литературе. Г. уже не писал, подобно так называемым логографам (см. Λογογράφoι, Логографы), историю одного города или одного племени, но соединил множество разных событий в Европе и Азии в одно связное историческое описание. Он начинает с царей лидийских и доходит до Персидских войн, охватывая все выдающиеся подвиги, совершенные в эти 240 лет эллинами и варварами. Так его характеризует Дионисий Галикарнасский. Предмет и содержание делают его сочинение в полном смысле национальным, потому что первая цель его - изобразить борьбу между Европою и Азией, последний результат которой - приобретенная персидскими войсками свобода Греции. Эта задача является средоточием сочинения, растекающегося на столько эпизодов и дигрессий; в своем труде автор притом изобразил все, что ему удалось узнать во время своих путешествий о состоянии отдельных стран и земель и о их истории и замечательных явлениях. Таким образом, в основании всего сочинения лежит единство, которое можно назвать эпическим и которое напоминает то время, когда неподчиненный размеру слог прозы произошел из эпического способа выражения. Помимо этого не менее заметна религиозная цель (см. К. Hoffmeister, die religiöse Weltanshauung des Herodot, 1832), образующая как бы ядро всего сочинения и отличающая Г. от всех позднейших исторических писателей Греции. Это вера в сверхъестественный порядок вещей, который, находясь вне природы и человека, дал каждому свое назначение и поставил ему предел, которого нельзя преступить, не нарушая этот вечный порядок вещей и не повергая через это себя самого в несчастие. Этот вечный порядок является ему в виде справедливости (νέμεσις), которая содержит все в равновесии, отдает каждому свое и сдерживает каждого в назначенных пределах. Таким образом, божество (τò Θει̃ον) представляется распорядителем нравственного порядка в мире. В этом смысле следует понимать место Г., где он говорит о зависти (φθόος) божества и называет оное завистливым существом. Шагом вперед, в сравнении с предшественниками, следует признать и применяемую Г. критику; из различных рассказов он указывает на наиболее достоверный или, по крайней мере, предоставляет решение самому читателю. Своими источниками он называет 'όψις, γνώμη и α̉κοή. Сочинение, написанное на ионическом диалекте, охватывает период в 320 лет, со времен царя Гигеса (Γύγης) до сражения при Микале, 479 г. до Р. X., история Персидских войн рассказана подробнее всего. Иногда сомневались в достоверности Г.; но он никогда не желал обманывать умышленно. Где он передает неверные или неточные факты, там он сам ошибался и имел неверные сведения, а во многих случаях то, что прежде считалось баснословным, оказалось верным, вследствие новейших подробных исследований путешественников. ср.: F. С. Dahlman, Herodot, aus s. Buche s. Leben (1832) - Изд. H. Stephanus (1570 и 1592), Valkenaer und Wesseling (1763), Schweighauser с lexicon Herodoteum (1816), Bähr (2-е изд., 1856 слл., главное издание для фактического толкования), H. Stein (1869-1871). Школьные издания Krüger (1855 слл., некоторые выпуски 2-го изд.), Abicht (3-е изд., 1847 слл.), Stein (4-е изд., 1877 слл.). Изд. текста Stallbaum, Matthiä, 1. Berrer, Dietsch. Palm, Abicht и прочие латинские переводы Lor. Valla, немецкий: Lange (2-е изд., 1824), Stein (1875) и пр., английский с ученым комментарием Rawlinson (1858 слл.). Кроме историка, упоминается еще:

1. фиванец, победитель на Истмийских играх, прославленный Пиндаром (isthm. 1);

2. победитель на Олимпийских играх, упоминаемый Павсанием (6, 19);

3. ваятель, современник Праксителя;

4. ученый врач из Тарса, учитель Секста Эмпирика;

5. врач, живший в Риме, в правление императора Адриана и пользовавшийся большой славой.

ГЕРОЙ

ГЕРОЙ - Hēros, 'ήρως. Греки разумели под названием Г. богатырей древнейших времен, идеальные изображения человеческой силы и богатырского духа; они для них были представителями народа древности, посредниками между народом и его богами; Г., родившиеся от богов, были благодетели греческого народа, основатели их городов и государств, учредители законного порядка и по причине божеского своего происхождения и великих подвигов после смерти удостоились богами отличающей их от обыкновенных смертных участи, а людьми - поклонения. Г. нельзя рассматривать ни чисто исторически, как настоящих людей, ни чисто символически, как отвлеченные понятия; это - идеальные люди, освобожденные сказанием от случайностей и ограничений обыденной жизни и преображенные в пластически-прекрасные индивидуальности. Некоторые из них - просто творения воображения, без исторического основания, напр., в особенности так называемые κτισταί или οι̉κισταί, основатели городов, артелей (напр., Визант, Βύζας, основатель Византии, Дедал); другие, может быть, действительные исторические личности, но удаленные сказанием из пределов исторического мира, как, напр., большая часть троянских богатырей; опять другие из богов сделались Г., как, напр., Трофоний, или, по крайней мере, олицетворяют самостоятельным образом одну сторону какого-либо божества. У Гомера говорится исключительно про Г., каждый богатырский, честный, свободный муж у него называется Г. (Od 2, 15. 8, 483. Il. 2, 110); в особенности так именуются князья и члены знатных семейств, производящие свой род от какого-либо бога (διογενει̃ς; им противополагаются 'άνερες δήμου); они выдаются из остальных людей большей телесной силой; только некоторые из них, любимцы богов, как Менелай и Радаманфий, не видят смерти и живым телом переходят к блаженной жизни в Елисии. Но ни у Гомера, ни у следующих за ним эпиков нет следов поклонения им как богам, Гесиод (орр. et dd. 156 слл.) первый называет полубогами (η̉μίθεοι, у Гомера только Il. 12, 23) поколение борцов под Фивами и Троей, отличающееся справедливостью, силой и отвагой; по смерти они живут особо от прочих людей на блаженных островах. У Пиндара Г., как сверхчеловеческие существа, стоят между людьми и богами и служат предметом религиозного поклонения. Исходной точкой их культа были преимущественно их могилы (η̉ρω̃α); но со временем им воздвигались храмы и алтари и в местностях, отдаленных от их могил; в большем числе случаев, однако, поклонение известным Г. ограничивалось только известными местностями. Тайная благотворная деятельность Г. в качестве духов местности (δαίμονες ε̉πιχώριοι), происходящая из глубины их могил, явление их около своих могил и в битвах или других местностях, где они приносят спасительную помощь (напр., Тесей при Марафоне), служили для их поклонников доказательствами постоянного их покровительства и участия. Культ состоял в своеобразных жертвоприношениях, отличавшихся совершенно от жертв, приносимых богам; это были жертвы в честь умерших, состоявшие главным образом в излиянии смеси из меда, вина, воды, масла и молока. Эти излияния (χοαί) выливались около жертвенного очага (ε̉σχάρα) у могилы Г. в яму, вырытую на запад от могилы, причем лицом обращались на запад, страну тьмы и преисподни. Еcли Г. приносили в жертву животных, то кровь выливали в яму, а мясо сжигали. В позднейший греческий период даже исторические личности были производимы в сан Г., как, напр., Гармодий и Аристогитон, и Брасид, да, наконец, всякого покойника называли 'ήρως, вместо μακαρίτης (блаженный).

ГЕРОН

ГЕРОН - 'Ήρων, александрийский ученый, отличавшийся в математико-технических науках, ок. 3 в. до Р. X. В царствование Птолемея Филадельфа и Птолемея Эвергета, от которого сохранилось еще несколько сочинений, напр., πνευματικά, т. е. o насосах, περὶ αυ̉τοματοποιητικω̃ν, т.е. о выделке автоматов и др. Другие сочинения, относившиеся к механике и оптике, потеряны. Изд. Hultsch (1864). Другой математик того же имени, учитель Прокла, жил в 5 в. от Р. X.; третий - в 7 в., а может быть, и позже.

ГЕРООПОЛЬ

ГЕРООПОЛЬ - Heroopŏlis, Ήρώων πόλις, туземным именем Абарис, н. развалины близ Абу-Кещеб, город в Египте при впадении Траянова канала в соленое озеро на север от залива Аравийского моря, который по имени города называется Героопольским заливом. Расстояние от самого залива было около 9 миль. Здесь было сбороное место караванов, шедших с востока, и главный центр культа Тифона. В окружностях города и вообще в этой северо-восточной части Египта, вероятно, следует искать землю Гозен, в которой потомки Якова пребывали более 400 лет. Strab. 16, 759. 767. Arr. 3, 5, 4. 7, 20, 8.

ГЕРОСТРАТ

ГЕРОСТРАТ - Herostrătus, Ήρόστρατος, из Эфеса, злославный разрушитель прекрасного храма Артемиды Эфесской, в ту ночь, когда родился Александр Великий (356 г. до Р. X.); ничего не уцелело, кроме стен и большой части колонн. Г. за это поплатился мучительной смертью, но решение ионийских городов предать вечному забвению его имя, которое он только и хотел сделать известным потомкам, не осуществилось: Феопомп сохранил его имя. Strab. 14, 640. Gell. 2, 6. Vall. Max. 8, 14 ext. 5.

ГЕРОФИЛ

ГЕРОФИЛ - Herophĭlus, Ήρόφιλος, отличный греческий врач из Халкедона в Бифинии, ученик Праксагора Косского, приверженец Гиппократа, сочинения которого он издал с объяснениями, жил в Александрии в царствование Александра Великого и первых Птолемеев. Он имеет большие заслуги относительно анатомии; у него было чрезвычайно много учеников, и он писал о разных отраслях медицины; кое-что нам известно, между прочим, из Галена, а до нас дошли только отрывки. Г. высоко ценил опыт и первый установил учение о пульсе; эмпирическая же школа была основана только впоследствии некоторыми из его учеников.

ГЕРРЕИ

ГЕРРЕИ - Gerrhaei, Γερραι̃οι, могущественный торговый народ, прибывший из Халдей, на восточном берегу Арабии; главный город Gerrha, недалеко (200 стадий) от Эритрейского (Персидского) залива; город имел 5 римских миль в окружности. Strab. 16, 766. 778.

ГЕРСА

ГЕРСА - 'Έρση, см. Cecrops, Кекропс.

ГЕРУЛЫ

ГЕРУЛЫ - Herŭli, или Eruli, 'Έρουλοι, 'Έρουλοι, жили первоначально в степях при Черном море и на Дунае, отличались как легковооруженные воины и служили за наемную плату не только своим землякам - германцам, но даже и римлянам. В первый раз они упоминаются в правление императора Галлиена и Клавдия в качестве союзников готов, князь которых, Германрих, покорил их впоследствии. Скоро после того они являются и на Рейне, поселяются там и служат римлянам в качестве вспомогательных войск, разбойничают на море (Amm. Marc. 20, 1. 27, 1. 8) и впоследствии примыкают к гуннам. Поэтому они представляются беспокойным, кочующим народом, без определенных мест жительства, пока ругиец Одоакр, к которому пристала большая часть Г., не уничтожил Западную империю (476 г. от Р. X.) и не сделался царем Италии. Уже раньше, после распадения гуннского государства, они, было, уселись на Дунае и покорили несколько германских племен. Но из числа этих племен лангобарды возмутились, победили Г. и рассеяли их, так что часть их должна была искать пристанище в Паннонии (512 г.) и стала платить дань Восточной Римской империи. Но по беспокойному своему нраву они и здесь вскоре возмутились. Часть воевала с Восточной Римской империей, а часть оставалась ей верной и боролась под начальством Белизария в Италии с остготами. Везде они отличались отвагой и удалой храбростью, но и страшной наклонностью к грабежу и распутству.

ГЕРУСИЯ

ГЕРУСИЯ - Γερουσία (βουλὴ γερόντων), совет старшин, название учреждения, имевшего высшую власть в аристократических государствах (см. Βουλή, Буле). В Спарте Г. состояла из 28, а если считать обоих царей, имевших голос и председательство в этом сенате - из 30 членов. Каждому из членов должно было быть более 60 лет от роду, они избирались на всю жизнь, и, по крайней мере в прежние времена, попасть в этот сенат считалось величайшим отличием и высочайшей наградой за добродетель (α̉ρετη̃ς α̉θλον, Demosth. Lept. p. 489). С тех пор как аристократическое сословие (όμοιοι) отделилось от прочих граждан, геронты, конечно, избирались только из числа его членов. По постановлениям Ликурга, Г. была важнейшее и влиятельнейшее государственное учреждение, ограничивавшее власть как царей, так и народного собрания (ε̉κκλησία). Уже одна пожизненность и неответственность ее членов придавала ей выдающееся значение. Ее деятельность была двоякая: судебная - относительно некоторых тяжких преступлений, наказывавшихся лишением прав состояния (α̉τιμία) и смертной казнью, и относительно преступлений, совершенных царями, и политическая, т. к. в Г. обсуждались законы и постановления предварительно их предложению народу. Утверждение решений Г. народом считалось вообще необходимым. С возрастанием власти эфоров, которая упиралась главным образом на экклесию, не могло не уменьшиться значение председательствуемой царями Г., как и вообще значение ликурговых учреждений. Подобную власть имела герусия у критян; она и у них называлась βουλή, Буле. Число членов было, вероятно, 28 или 30. Они избирались из числа десяти сановников κόσμοι (см. Creta, Крит, 6) после беспорочной службы в этой должности. Гомеровские геронты - народные старейшины, т. е. главы знатнейших семейств, образующие совет верховного царя. Понятие возраста почти исчезло в этом названии, подобно как и в римском senatus, венецианском signorie и французском seigneur.

ГЕРЦИНСКИЙ ЛЕС

ГЕРЦИНСКИЙ ЛЕС - Hercynia silva, или Hercynius saltus, Hercynium jugum, Έρκυνία 'ύλη, Έρκ. δρυμός, Άρκύνια, Όρκύνια, горный хребет в Германии. Первоначально под этим названием древние разумели всю гористую область, покрытую лесом (в 60 дневных переходов длины и 9 дневных переходов ширины) в Средней Германии на север от Дуная, от Рейна до Карпат и границ Дации. (Caes. b. g. 6, 24. 25. Plin. 4, 13, 97. Tac. ann. 2, 45. Tac. Germ. 28. 30. Mela. 3, 3); впоследствии (напр., Птолемей), разумели только горный хребет, соединяющий Судеты с Карпатами, а остальные части называли другими именами. У Тацита так обозначаются то суровые Альпы (rauhe Alp), то Таунус, то Вестервальд. Название, вероятно, кельтское, составлено из частицы ar, er и слова суn, возвышенность.

ГЕСИОД

ГЕСИОД - Hesiŏdus, Ήσίοδος, эпический стихотворец эолийского племени, живший, по господствовавшему у древних мнению, или в одно время с Гомером, или даже до него, но относящийся во всяком случае к периоду времени 100 лет после Гомера, около начала Олимпиад. Про обстоятельства его жизни мы знаем кое-что от него самого. Отец его, Дий, переселился из эолийской Кимы в старинную родину эолийцев. Беотию, в Аскру, город, лежавший у подошвы Геликона (opp. et dd. 635), где Г. родился, жил и сочинял стихи, пока ссора с братом Персом (Πέρσης) не опротивила ему родину. Он поселился, вероятно, в Навпакте и, говорят, был убит в Ойнее (Ο'ίνεον), а его прах, по преданию, был перенесен в беотийский Орхомен, куда аскрейцы переселились после разрушения их города феспийцами. Распространенным на Геликоне поклонением музам и сообщением своего отечества с азиатскими эолийцами, у которых уже некоторое время процветала эпическая поэзия, Г. был побужден к стихотворству; но вследствие того, что поэзия его пустила корни в другой народности, и вследствие особенных обстоятельств его жизни его стихотворение получило характер совершенно отличный от гомеровской поэзии. Между тем как Гомер, творец ионийского героического эпоса, предаваясь влечению своего воображения, беззаботно наслаждался веселой жизнью древнего героического времени, Г., пастух и земледелец, находящийся в стесненных обстоятельствах жизни, исполненной забот, развил серьезный созерцательный род дидактического эпоса, с ифически-религиозным направлением. Под его именем сохранились:

1. 'Έργα καὶ Ήμέραι, Opera et dies, стихотворение, признававшееся беотийцами единственно подлинным сочинением Г. По смерти отца своего Г. при дележе наследства был обижен младшим своим братом Персом, подкупившим судей, и, когда Перс, промотавши свое имущество, хотел посредством нового процесса лишить брата его доли, Г. сочинил указанное выше стихотворение. Постаравшись в первой части уговорить брата отказаться от несправедливого своего намерения и посоветовав ему приобрести состояние трудами, он, начиная со стиха 383-го, сообщает ему экономические правила, относящиеся к земледелию, мореплаванию, домашнему хозяйству и т. п. Заключением всего являются Ήμέραι, в которых предполагали найти род деревенского календаря. Все сочинение изобилует мифами, баснями, описаниями и изречениями. Хотя стихотворение имеет только незначительное художественное достоинство и отдельные части его связываются плохо, без особенного искусства композиции, хотя оно искажено вставкой многих ифических изречений, отчасти в алфавитном порядке, но это сочинение все-таки высоко ценилось древними благодаря нравственному его содержанию. Изд. Spohn (1819), Vollbehr (1844) и Lennep (1847). ср.: Lehrs, quaestt. epicae (1837) и Steitz, Hes. Werke und Tage, nach ihrer Komposition geprüft und erklärt (1869);

2. Θεογονία, первая попытка установить связь в смущающем разнообразии сказаний о богах, происходящих из разных местностей Греции, привести в систему, соединить и согласовать между собой представления о начале мира и богов, о чине и родстве их. В ранний период древности «Теогония» признавалась подлинным сочинением; только Павсаний не считает автором Г., основываясь на предании путеводителей в храмах на Геликоне. И между новейшими учеными многие расположены различать автора от аскрейского стихотворца, указывая на разницу в тоне и слоге, на отступления от диалекта (дельфийские формулы) и на несогласие в изображении некоторых мифов. Относили это сочинение ко времени подделок, в период Писистратидов, или рассматривали как смесь весьма разнообразных составных частей, в чем и нельзя сомневаться касательно некоторых отделов сочинения. Новейшая критика сделала разные попытки над этим сочинением и представила самые невероятные догадки; они все тщательно исчисляются у Bernhardy. Gr. L. G., II, стр. 302. Изд. Wolf (1783), Lennep (1843), Gerhard (1856), Welcker (1865) и Flach (1873);

3. Άσπὶς Ήρακλέους, Scutum Herculis, небольшое стихотворение, описывающее борьбу Геракла в Пагасейской роще Аполлона с Кикном, сыном Арея; но главную часть занимает описание щита Геракла по образцу гомеровского щита Ахиллея. Однако это описание в том отношении отличается от гомеровского, что в нем обращается внимание на существующие художественные произведения, между тем как изображения на щите Ахиллея чистые произведения воображения. Составление сочинения относится к позднейшему времени; уже Аристотель не признает его гесиодовским. Изд. Heinrich (1802), с комментарием Вольфа, изд. Ranke (1840), Lennep (1854). Потерянное гесиодовское сочинение было Κατάλογος γυναικω̃ν в 3 книгах, генеалогическое стихотворение о любовных похождениях богов со смертными женами. Автором позднейшего периода сочинены так называемые Ήοι̃αι, в которых разбирались происхождение и подвиги знаменитых героев; рассказ присоединялся к перечислению жен героического времени, с которыми боги произвели этих героев. Отношение обоих стихотворений между собой не ясно. Вероятно, вследствие тождественности содержания оба впоследствии были соединены в одно целое. Далее приписывались Г. потерянные эпосы Μελαμποδία, Αι̉γίμιος, Κήυκος γάμος, свадебная песнь, ε̉πιθαλάμιον ει̉ς Πηλέα καὶ Θέτιν и гномическое стихотворение Χείρωνος υ̉ποθη̃και, даже наставление в птицегадании Όρνιθομαντεία. ср.: Marckscheffel: Hesiodi, Eumeli, Cinaethonis, Asii et carminis Naupactii fragmenta (1840), Kinkel ep. Graec. fragm., I, p. 78 слл. Полные изд. Heinsius (1603 и 1613), Graevius (1667), Loesner (1778), Gaisford (1814), Göttling (3-е изд., Flach, 1878), Köchly und Kinkel (1 т., 1870); изд. текста: L. Dindorf (1825), Schömann (1869), Köchli (1870), Flach (1878).

ГЕСИОНА

ГЕСИОНА - Hesiŏne, см. Aeacus, Эак, и Hercules, Геркулес, 8. 11.

ГЕСИХИЙ

ГЕСИХИЙ - Hesychĭus, Ήσύχιος, из Александрии. Его именем обозначается сборник глосс и объяснений имен греческого языка, автор которого неизвестен. По мнению Велькера (Welcker), Г. был язычник, жил в конце 4 в. и составил, основываясь на прежних глоссографах, преимущественно Диогениана, свой словарь, который, хотя он весьма искажен переписчиками и интерполяторами, представляет отличный памятник греческой лексикологии и чрезвычайно важен для понимания и для критики греческих поэтов, ораторов и историков. Более вероятно, что автор жил не ранее 2-й половины 6 в. Монография К. F. Ranke (1831). Изд. Alberti и Ruhnken (1746-66); новейшее и лучшее изд. Моr. Schmidt (1857 слл.; малое изд. 1863 cл.).

ГЕСПЕРА МЫС

ГЕСПЕРА МЫС - Hesperŭm promunturiŭm, Έσπέρου 'άκρα, мыс на западном берегу Африки, самая южная точка, до которой здесь добрались древние; н. Cap Verde, на южной оконечности большого Гесперского залива, с которого, по ошибочному представлению древних, начинался южный берег материка. Упомянутые Страбоном (3, 150) острова Гесперид - острова Зеленого мыса.

ГЕСПЕРИДЫ

ГЕСПЕРИДЫ - Hesperĭdes, см. Atlas, Атлас, и Hercules, Геркулес, 10.

ГЕСПЕРИЯ

ГЕСПЕРИЯ - Hesperĭa, см. Hispania, Испания, и Italia, Италия, 1.

ГЕССИЙ ФЛОР

ГЕССИЙ ФЛОР - Gessius (не Cestius) Florus, из Клазомен в Малой Азии, сделался в 64 г. от Р. X. прокуратором Иудеи, жителей которой он довел до восстания своими притеснениями и своей жестокостью. Произошедшая от того война окончена была не раньше взятия Иерусалима Веспасианом. Tac. hist. 5, 10. Suet. Vesp. 4. Ioseph. bell. Iud. 2, 14 слл.

ГЕСТИАСИИ

ГЕСТИАСИИ - Έστιάσεις, большие угощения народа в Афинах, производившиеся в известные праздники и при случае жертвоприношений, на средства казны (см. Θεωρικόν, Теорикон). В период вырождения они, в соединении с другими расходами на развлечение и увеселение народа, достигли таких размеров, что истощали средства казны. Έστίασις τω̃ν φυλετω̃ν (φυλετικὰ δει̃πνα) - была повинностью (ср. Λειτουργία, Литургия, 3).

ГЕСТИЭОТИДА

ГЕСТИЭОТИДА - Hestiaeōtis, Έστιαιω̃τις или Ίστιαιω̃τις (Ίστιαιη̃τις Hdt. 1, 56),

1. название одной из фессалийских областей (τετράδες), самая западная часть страны, граничащая на западе с Эпиром, на севере - с Македонией, на востоке - с Пеласгиотидой, на юге с Фессалиотидой. Местность гористая. Жители были пеласгийские гестиеоты. В числе селений замечательны: Гомфы (Γομφοί), крепость на границе Эпира, разрушенная Цезарем (Caes. b. c. 3, 80); на юго-востоке от нее Трикка (н. Триккала) на реке Лефее (Ληθαι̃ος), с древним знаменитым храмом Асклепия; Пелинней (Πηλίνναιον) на реке Пенее; Метрополь; Ифома город, названный по своему местоположению «уступистый», κλιμακύεσσα, Ойхалия, оба уже упоминаемые Гомером; Олооссон, Милы, Фаланнон и пр.;

2. область эвбейского города Гестиеи или Гистиеи. Hdt. 7, 173. 8, 23. Она лежала на северном берегу острова и упоминается уже у Гомера (Il., 2, 537). В 445 г. до Р. X. афиняне основали колонию в Орее (см. Oreos, Орей), с которой они соединили жителей покинутой Гистиеи.

ГЕСТИЯ

ГЕСТИЯ - Έστία, Ίστίη (с дигаммой), Vesta, дочь Кроноса и Реи (Hesiod. theog. 453), сестра Зевса, богиня семейного очага. Посейдон и Аполлон искали ее брака, но она поклялась священной клятвой остаться навсегда девой. За это Зевс ей даровал то преимущество, чтобы ей поклонялись при каждом очаге как богине-защитнице; и в чертогах богов это было ее священным местом, а так как богам приносили жертвы на очаге, то и ей, как настоятельнице жертвоприношения, в начале и в конце жертвенного пира совершали священные излияния и поклонялись в храмах других богов. Поэтому ей и поклонялись вместе с Гермесом, изобретателем жертвоприношений. Т. к. очаг считался средоточием дома и местом соединения семьи, то Г. была покровительницей семейного единодушия, мира и благодати и в этом качестве призывалась вместе с Зевсом. Hom. hymn. 4 in Ven. 22. 32. hymn. 24 и 29 in Vestam. Изгнанники и преследуемые искали убежища около очага; поэтому Г. была богиней умоляющих, а т. к. клялись очагом и гостеприимным столом Зевса (Ноm. Od. 14, 159. 17, 156. 19, 302. 20, 131), то она вместе с Зевсом была покровительницей клятвы. На городские и государственные общины смотрели как на большие семьи, имеющие свой общий очаг и свой центр в пританиях; поэтому богиня под названием πρυτανι̃τις там имела особое святилище (θάλαμος) с ее изображением и очагом, на котором содержался незамужними женщинами вечный огонь. Этот неугасающий огонь отечественного государственного очага поселенцы, уходя из отечества, переносили в новые свои места жительства. Таким образом, Г. является символом гражданского единодушия, общей родины и общего богослужения. По причине поклонения в пританиях у богини мало было отдельных храмов. Приносились ей в жертву годовые коровы, молодой посев, первые плоды, излияния воды, вина и масла. Изображения ее были редки; ее представляли под видом серьезной, величественной женщины с ясными, простыми чертами лица. У Гомера Г. не упоминается как богиня; сомневаются, введено ли поклонение ей после его времени, или же действительно она, как утверждают, древнейшее божество, которое только случайно не встречается у Гомера. На этом сомнении основано двоякое представление, что Г. была старшей или же младшей из детей Кроноса. Позднейшие мистики и философы ее представляли очагом вселенной, центральным огнем мира и перемешивали ее с другими мистическими божествами, Кибелой, Геей и Деметрой. Римская Vesta подобно Г. была богиней семейного очага и огня на очаге и в каждом доме ей поклонялись вместе с Ларами и Пенатами. Главный же культ ее был общественный в святилище Весты близ древнего царского дома (Regia), считавшегося центром города; здесь после периода царей жил Pontifex Maximus, к обязанностям которого относился надзор за ее культом. В святилище в честь богини 6-ю жрицами, весталками (Vestales, Liv. 1, 20), содержался вечный огонь, который 1 марта каждого года возобновлялся неизвестным нам образом. Этот огонь был как бы образом богини, особого изображения в храме не было (Ov. fast. 6, 291); вместо этого, полагали, там находятся Пенаты государства, но что они известны только главному понтифику (P. maximus) и весталкам. Весталки должны были исполнять свою службу с большой тщательностью; если погасал огонь, в чем видели большое несчастье для государства, то виновная жрица бичевалась главным понтификом, а огонь снова зажигался посредством зажигательного зеркала или посредством буравления и трения досок. Жрицы, как священные личности, пользовались величайшим почетом. Они выбирались для службы в 6-10-летнем возрасте и затем обязаны были служить 30 лет чистой богине, оставаясь чистыми девами, после чего им дозволялось возвращаться в частную жизнь и выходить замуж. Но это случалось редко. Если весталка нарушала обет целомудрия (такой проступок назывался incestus), то ее живую зарывали на поле преступников (Campus sceleratus). Древнее святилище Весты, почитавшееся тaкже и римлянами, было в Лавинии, в родном городе латинян и римлян. Туда, по преданию, Эней перенес вестальский огонь и троянских Пенатов. При вступлении в должность римские консулы и высшие сановники отправлялись в святилище Весты. Ежегодно 9 июня праздновались в Риме Весталии (Vestalia, Ov. fast. 6, 249 слл.), обряды, в которых представляли Весту богиней, снабжающей семью насущным хлебом.

ГЕТА

ГЕТА - Geta (Antoninus), см. Caracalla, Каракалла.

ГЕТЕРИИ

ГЕТЕРИИ - Έταιρίαι, в греческих демократиях были соединения знатных, которые собирались в кружки для того, чтобы оградить себя от невыносимого часто притеснения народом. Эти Г. имели первой целью взаимную поддержку, напр., при домогательствах должностей, в процессах и т. п. Мало-помалу их влияние увеличилось, их направление становилось более и более опасным, так как они, организованные в виде хорошо устроенных тайных обществ, последовательно проводили, как политическое начало, противодействие народному правлению и при случае не отказывались ни от какого средства, чтобы привести свои замыслы в исполнение и удовлетворить свою страстную ненависть к народу. Примером ожесточенности и суровости этой ненависти партий может служить присяга олигархов, сообщенная Аристотелем (pol. 5, 9): καὶ τω̃ δήμω κακόνους 'έσομαι, καὶ βουλεύσω 'ό τι 'ὰν 'έχω κακόν. Организация Γ. была тем прочнее и их влияние тем опаснее, чем дальше и шире простиралась взаимная их связь, вследствие чего партии разных государств имели сношения друг с другом. Так, напр., из афинских Г. вследствие их союза со Спартой произошло владычество «тридцати», после того как уже раньше временно ими было введено известное олигархическое правление. Понятно, что Лисандр при произвольном преобразовании формы правления в отдельных государствах oпирался преимущественно на эти союзы; но также понятно, что притеснения со стороны водворившихся олигархий вызвали образование Г. в противоположной им демократической партии, столкновения которых с правительством более и более подрывали государственную власть и таким образом немало содействовали к расстройству греческих общин.

ГЕТЕРЫ

ГЕТЕРЫ - Έται̃ραι, amicae, y греков назывались блудницы, которые впервые в большом числе появились в Коринфе (в связи с культом Афродиты, см. Ίερόδουλοι, Иеродулы); со времен Солона, видевшего в них, между прочим, средство для охранения ненарушимой верности брака, они проникли и в Афины, вследствие своего ума и тонкости в обращении собирали около себя отчасти отличнейших мужей, достигли даже политического влияния, были чествуемы воздвижением статуй и т. п. Они образуют исходную точку новой греческой комедии. Замечательны в особенности: Аспасия, Фаида, Миррина, Ламия, Фаргелия, Лайда, Леена, Феодота и более всех Фрина из Фесиий, служившая Праксителю образцом при изображении им Афродиты. ср.: F. Jacobs, vermischte Schriften т. IV, стр. 341.

ГЕТУЛИК

ГЕТУЛИК - Gaetulĭcus, см. Lentuli, Лентулы, 9.

ГЕТУЛЫ

ГЕТУЛЫ - Gaetuli, Γαίτουλοι, весьма распространенный народ в северо-западной Ливии; область их граничила на западе с Атлантическим океаном, на севере с Мавританией и Нумидией, на востоке с гарамантами и горою Узаргалой, на юге с рекою Нигиром, занимала, следовательно, южною часть Марокко и западную часть Сахары. Они были или одного племени со своими северными соседями, или смесь ливийских туземцев с азиатскими пришельцами, дикие кочевники (Sall. lug. 80), между коленами которых называются Autolales, Pharusii, Darae и Melanogaetuli. Главным произведением страны называются багречник (пурпуровая улитка) и превосходная спаржа. Г. пользовались покровительством Мария, впоследствии отошли от Юбы и перешли к Цезарю. Caes. b. Alex. 32, 55. Strab. 17, 826, 829 и чаще.

ГЕТЫ

ГЕТЫ - Getae, Γέται, фракийский народ, собственно, тождественный с даками (последнее имя употребляется римлянами со времен Августа), живший по обе стороны реки Истра (Thuc. 2, 96. Hdt. 4, 93) от устьев вверх по течению до реки Тисы, по берегам рек Marisia (Мароши), Aluta (Алюты) и Hierasus (Серета). Гетодакийское царство, основанное ок. 50 г. до Р. X. Биребистом (Byrebistas), распалось скоро после его смерти во время Августа. Под предводительством Декебала еще раз в правление Домициана и Траяна собрались значительные силы; но Траян разбил их в 106 г. от Р. X., вследствие чего страна сделалась римской провинцией и оставалась таковой до 274 г. Г. были религиозный народ, который, по свидетельству Страбона, воздерживался от мясной пищи. Strab. 7, 294 слл., ср. также Gothi, Готы.

ГЕФАНОМИС

ГЕФАНОМИС - Heptanŏmis, см. Aegyptus, Египет.

ГЕФЕСТ

ГЕФЕСТ - 'Ήφαιστος, Volcanus, сын Зевса и Геры или одной Геры (Hesiod. theog. 927), в древнейшее время служил выражением могучей стихии огня, проявляющейся преимущественно в вулканических странах, и был великое творческое существо; но с тех пор, как он был помещен в число олимпийских богов и подчинен Зевсу, он более и более терял свою всеобъемлющую силу и значение и превратился в искусного мастера, плавящего и обрабатывающего металлы посредством огня (κλυτοτήχνης, κλυτόερυος, χαλκεύς). Таким он является у Гомера; на Олимпе у него своя мастерская с 20-ю искусно устроенными мехами (Ноm. Il. 18, 470); он выстроил и себе и другим богам медные чертоги (Il. 18, 370. 1, 607); для Ахиллея он кует художественно украшенные доспехи, для Диомеда - латы, его же произведения - скиптр и эгида Зевса (Il. 2, 101. 15, 309), собаки Алкиноя (Ноm. Od. 9, 91) сеть, в которую он запутывает Арея и Афродиту (Ноm. Od. 8, 274). Ноm. Il. 18. 478 слл. 8. 159, ср. 2, 101. 14, 288. Ноm. Od. 7, 91. 24, 74. По позднейшему преданию, его кузница в горе Этне, где киклопы ему служат помощниками. Подобно тому, как огонь сначала является слабою искрою и Гефест рождается хромым (χωλός, κυλλοποδίων) и некрасивым ребенком; поэтому мать его бросила с Олимпа, но морские богини Фетида и Евринома подхватили его; он пробыл 9 лет у них и сделал им разного рода искусную утварь. Ноm. Il. 18, 394 слл. Он возвратился на Олимп; но когда он однажды и захотел помочь своей матери против жестоко с нею обращавшегося Зевса, Зевс его вторично бросил с неба. Он упал на остров Лемнос, где синтийские мужи приняли его ласково (Il. 1, 590), и с тех пор этот вулканический остров - его любимая земля на свете. По позднейшему преданию, он только вследствие этого падения стал хромать. Хромоте своей он постарался помочь своим искусством; он упирается на две сделанные им золотые рабыни, могущие говорить и двигаться. Il. 18, 417. Женою Г. в «Илиаде» (18, 392) является Харита (Χάρις), у Гесиода (Hesiod. theog. 945) Аглая, в одном месте Одиссеи (8, 267), которое, однако, вероятно, позднейшая вставка - Афродита. С Афиною, богинею искусств, он находится, в особенности в Афинах, в узкой связи, но не возвышается до ее величия; праздновались в честь обоих торжества, на которых устраивался бег с факелами и ставились их изображения в храмах рядом. Кроме Афин и Лесбоса, этому богу мало поклонялись. Праздники в честь его назывались Ήφαίστεια или Χαλκει̃α. Искусство изображало его под видом дюжего, бородатого мужа, сo слабым намеком на его хромоту. Отождествляемый с Г. римский Вулкан - бог огня и очага, а также, подобно Г. - преимущественно бог искусной обработки металлов (Mulciber, плавильщик). Но подобно богине очага Весте, он также имел и политическое значение. Volcanal, место поклонения вулкану, возвышенная над комицием площадка без храма, представляла, подобно храму Весты, своего рода государственный очаг, при котором производились собрания патрициев и сената. Храмы Вулкана (в качестве бога пожаров) строились вне города. С тех пор как его стали отождествлять с Г., ему дали в супруги Венеру. Его праздник Volcanalia был 23 августа и праздновался играми и Фламининском цирке.

ГЕФЕСТИОН

ГЕФЕСТИОН - Hephaestion, Ήφαιδτίων,

1. сын Аминты, друг Александра Македонского, см. Alexander, Александр, 7;

2. грамматик из Александрии, ок. середины 2 в. от Р. X., написал не вполне сохранившееся ε̉γχειρίδιον, главное сочинение древней литературы о метрике, которое, несмотря на все ошибки и пробелы, имеет большое значение по причине множества примеров, заимствованных из ныне потерянных произведений древних стихотворцев. О метрах говорится в 16-ти главах, а о стихотворениях - в 15-ти главах; в первых 3 главах разбирается количество слогов и т. д., затем следуют отдельные роды стихов, с указанием их особенностей и с приведением примеров. К сочинению имеются двойные схолии и предисловие, составленное Лонгином. Изд. Gaisford (1810 и вторично 1856) и Westphal (1866, Scriptores metrici Graeci, 1 т.).

ГЕЯ

ГЕЯ - Γαι̃α, Γη̃, Tellus, земля, с древнейших времен почиталась как достопочтенная богиня, рождающая из своего чрева и кормящая своею грудью все, что живет на свете. В качестве общей родительницы, матушка-земля в Додоне почиталась вместе с Зевсом, плодотворящим богом неба; там жрицы воспевали: «Зевс был, Зевс есть и будет Зевс. Величайший ты бог, Зевс! Г. дарует плоды; за то чтите матерь Г.». У Гомера к славной богине взывают при клятвах наравне с Зевсом, Гелием, Небом и Преисподней и ей приносят в жертву черного ягненка (Il. 3, 104. 277. 15, 36. 19, 258). Эта производительная древнейшая богиня в теогониях играет замечательную роль; она является матерью многочисленного потомства, в особенности от нее происходят мрачные и страшные существа и громадные исполины, как, напр., Титий. Ноm. Od. 11, 576. 7, 324. По Гесиоду (Hesiod. theog. 117, 126 слл., 183. 232), она образовалась после Хаоса и родила от самой себя равное ей по величине Небо (Οϋρανoς), горы и море (Πόντος), затем от Урана - титанов, киклопов и сторуких исполинов (Έκατόγχειρες), из крови изувеченного Урана - эриний, гигантов и мелийских нимф (божества смертельного боя), от Понта - Нерея, Фавмата, Форкиса, Кетою (Κητώ) и Еврибию. Автохтоны называются ее детьми, как, напр., Эрехтей (Il. 2, 548, 'Άρουρα обозначает Г.). Она кормилица людей, и в особенности молодежи (κουροτρόφος), а потому что испарения, вдохновляющие к пророчеству, выходят из земли, она - пророческое божество. Дельфийский оракул принадлежал ей в древнее время. Ей поклонялись в Афинах, в Спарте, в Дельфах, в Олимпии и в других местах. Ее изображали с ключом в руке, но ни одного изображения ее не сохранилось. В позднейшее время ее смешивали с Кибелою и Деметрою. Подобным образом римляне сближали свою богиню Tellus с Церерою. В праздник посевов (feriae sementivae) в честь ее совершались установленные Нумою fordicidia (жертвоприношения бережих животных). Ov. fast. 1, 657. 4, 629. Богине Tellus у римлян соответствовало мужское божество, одинакового с нею значения, под названием Tellumo.

ГИАДЫ

ГИАДЫ - Ύάδες, «дающий дождь», созвездие в голове Тельца, с восхождением которого начинается дождливое время. Поэтому они считались нимфами, которые питают влагой, и как таковые они были кормилицами Диониса и назывались нисейскими нимфами; под именем додонских нимф они были кормилицами Зевса, который в благодарность поместил их в число созвездий. Предания об их происхождении, числе и именах очень различны. Они называются дочерьми Атланта и Эфры или Плеионы, сестрами плеяд или дочерьми Океана или Мелиссея и т. д. Число их от 2 до 7. Гесиод называет их 5: Фэсилу, Корониду, Клеию, Фэону и Эвдору. Из отдельных имен можно назвать еще: Адрасту, Алфею (Амалфею), Амбросию; также Диона, супруга Зевса в Додоне, называется гиадой. Т. к. созвездие Г. представляли и стадом молодых кабанов, то римляне дали ему название Suculae.

ГИАКИНФ

ГИАКИНФ - Hyacinthus, Ύάκινθος, сын Амикла, основателя Амикл в Лаконии, и Диомеды; его полюбил Аполлон за красоту. Но Зефир также любил юношу и, когда однажды Аполлон забавлялся на берегу Еврота со своим возлюбленным метанием диска, Зефир из ревности направил диск на голову Г., от чего тот умер. Аполлон из крови убитого произвел темные цветы того же имени, украшенные начертанием жалобного крика AI-AI. Ov. met. 10, 184. Его могила находилась между алтарем и изображением Аполлона в Амиклах (см. Amyclae, Амиклы). Этот рано похищенный смертью юноша означал, как и Адонис, расцветающую и скоро опять умирающую природу; на это указывает справляемое в честь его амиклейцами в спартанском месяце Гекатомбеоне (июле) празднество Гиакинфий, продолжавшееся три дня. В первый день приносили Г. геройские или заупокойные жертвы среди тихой печали, а в два следующих дня, наоборот, совершались веселые праздничные шествия и состязания в честь Аполлона. Этот праздник спартанцы праздновали еще во времена Римской империи. Он был очень древнего происхождения и, вероятно, поставлен только дорийцами в связь с культом Аполлона. По другому сказанию, Г. был сын Пиера и музы Клио и был любим Фамирисом и Аполлоном.

ГИАКИНФ, ГИАЦИНТ

ГИАКИНФ, ГИАЦИНТ - Hyacinthus,

Ύάκινθος, сын Амикла, основателя Амикл в Лаконии, и Диомеды; его полюбил Аполлон за красоту. Но Зефир также любил юношу и, когда однажды Аполлон забавлялся на берегу Еврота со своим возлюбленным метанием диска, Зефир из ревности направил диск на голову Г., от чего тот умер. Аполлон из крови убитого произвел темные цветы того же имени, украшенные начертанием жалобного крика AI-AI. Ον. met. 10, 184. Его могила находилась между алтарем и изображением Аполлона в Амиклах (см. Amyclae). Этот рано похищенный смертью юноша означал, как и Адонис, расцветающую и скоро опять умирающую природу; на это указывает справляемое в честь его амиклейцами в спартанском месяце Гекатомбеоне (июле) празднество Гиакинфий, продолжавшееся три дня. В первый день приносили Г. геройские или заупокойные жертвы среди тихой печали, а в два следующих дня, наоборот, совершались веселые праздничные шествия и состязания в честь Аполлона. Этот праздник спартанцы праздновали еще во времена Римской империи. Он был очень древнего происхождения и, вероятно, поставлен только дорийцами в связь с культом Аполлона. По другому сказанию, Г. был сын Пиера и музы Клио и был любим Фамирисом и Аполлоном.

ГИАМПЕИ

ГИАМПЕИ - Ύάμπεια, см. Phocis, Фокида.

ГИАМПОЛИС

ГИАМПОЛИС - Hyampolis, Ύάμπολις или также 'Ύа, город в Фокиде, на восток от Кефиса, на маленьком притоке Ассе и на главной дороге из Орхомена в Беотию, в нескольких минутах езды от нынешней деревни Богданы, говорят, получил свое название от гиантов, прогнанных Кадмом из Беотии. Ксеркс разрушил этот город (Hdt. 8, 28), но он опять был отстроен, а потом снова почти совершенно был разрушен Филиппом Македонским. Liv. 32, 18. Упомянутое Ксенофонтом (Hell. 6, 4, 27) Ύαμπολιτω̃ν τò προάστειον есть местечко Клеоны, на север от этого города, у локрийской границы.

ГИАР

ГИАР - Gyărus, Γύαρος, н. Giura, один из Кикладских островов длиною немного больше одной мили, а шириною на самом высоком месте 3/4 мили, между Кеосом и Тенедосом. В период Римской империи был одним из самых страшных мест ссылки для государственных преступников. Ныне остров не населен. Strab. 10, 485. Tac. ann. 3, 68. 4, 30 Juv. 1, 73.

ГИАЦИНТ

ГИАЦИНТ - см. Гиакинф.

ГИБЕРНА

ГИБЕРНА - Hĭberna, см. Castra, Кастра, 2.

ГИБЕРНИЯ

ГИБЕРНИЯ - Hibernĭa, (Caes. b. g. 5, 13. Tac. Agr. 24. ann. 12, 32), вернее, Ivernia (по-кимрски Vergyn, т. е. западная), у греков прежде Ίέρνη, впоследствии Ίουερνία, нынешняя Ирландия, была мало известна римлянам, т. к. они хотя и вели меновой торг с жителями, но никогда не пытались покорить их (они ни разу не вступили на эту землю); Цезарь полагал, что она наполовину меньше Британнии. Вследствие объезда Агриколы вокруг Британнии (84 г. от Р. X.) положение и состояние Г. в первый раз было определено точнее, пока впоследствии Птолемей, отлично изобразив берега и заливы, не обозначил верно ее вид и величину, но определил ее положение ошибочно, слишком на севере. Из числа рек впадали в море: Барг (Bargus, н. Barrow) на южном берегу, Сен (Senus, и. Shannon) в южной части западного берега. Жители, Ivernii, были одноплеменцы с древнекельтскими или гэльскими жителями Северной Британнии; учреждение друидов здесь отчасти имело свою родину, почему остров и назывался «священным». Что касается народов, то бриганты (Brigantes) жили в юго-восточной оконечности острова (н. Wexford) на реке Барге; водии (Vodii) на южном берегу, веллеборы (Vellebori) ганганы, автины, нагнаты (Gangani, Αυ̉τεινοί, Nagnatae) с замечательным береговым городом Нагнатой (Nagnata, н. Donegal), венникнии (Ου̉εννίκνιοι), дарины (Darini) на севере, на западном берегу волунтии (Voluntii), ебланы (Eblani) с городом Ебланою (Eblana, н. Dublin) и Манаксии (Manaxii) с городом Манаксием. Во внутренней части земли называются еще 6 городов, в их числе две царские столицы (на северо-востоке и на юго-западе).

ГИБЛА

ГИБЛА - Нуbla, 'Ύβλα или 'Ύβλη, имя трех городов в Сицилии:

1. 'Ύβλη η̉ μείζων, большая Гибла на Симефе, н. Патерно на реке Джиаретте, на южном склоне Этны, первоначально город сикулов с культом богини Гиблеи, жрецы которой были гадателями и толкователями снов. Paus. 5, 23, 5. У Цицерона встречается название Hyblenses (Verr. 3, 43.); позже это место было покинуто;

2. 'Ύβλη Ήραία или ε̉λάττων, город между Гелой и Сиракузами, может быть, н. Киарамонте;

3. 'Ύβλη τὰ Μέγαρα, на восточном берегу острова, на север от Сиракуз. Доряне из Мегары уже застали городок Г. и назвали его Мегарой (729 г. до Р. X.); жители этого города назывались Μεγαρει̃ς Ύβλαι̃οι. Со времени Гелона Г. принадлежала к области Сиракуз (Hdt. 7, 156. Thuc. 6, 4. 94) и была в то же время маленькой крепостью. Liv. 24, 30. Thuc. 6, 75. 94. Во 2-ю Пуническую войну она была покорена и разрушена Марцеллом (Liv. 24, 35.); Цицерон знает ее еще под именем Мегариды (Verr. 5, 25.). Прославленный поэтами (Verg. Ecl. 1, 65. Ov. trist. 5, 13, 22) гиблейский мед добывался в этом городе.

ГИГАНТЫ

ГИГАНТЫ - Gigantes, Γίγας, Γίγαντες, у Гомера исполинский, преступный народ, живший близ Гипереи, следовательно, недалеко от Фринакии, подобно киклонам и феакам, родственный богам. Царем их был Евримедонт; он вместе со всем своим народом был уничтожен богами за преступления. Ноm. Od. 7, 58. 206. 10, 120. У Гесиода (Hesiod. theog. 185) Г. - сыновья Геи, рожденные от крови оскопленного Урана, сильные и громадные. Позднейшие поэты часто смешивали их с титанами и наподобие титаномахии древнего времени выдумали гигантомахию, т. е. борьбу Г. против Зевса и олимпийских богов. Громадные Г., с чешуйчатыми змеиными хвостами вместо ног, с длинными кудрями и бородами и со страшным выражением лица, на Флегрейских полях (на крайнем востоке, в Кампании, Аркадии, Фессалии, в македонской и фракийской Паллене, но постоянно в вулканических местностях) принялись осаждать небо, метая скалы и стволы дерев; но Зевс и олимпийские боги в союзе с Гераклом убили их всех. Apollod. 1, 6. 1 слл. Ov. met. 1, 151. Ov. fast. 5, 35. В числе Г. называются по имени: Алкионей и Порфирион (оба они особенно отличились в борьбе), Агрий, Ефиалт, Паллант, Енкелад, Клитий, Фоонт, Гипполит, Полибот и Еврит. Некоторые из них представляются лежащими под вулканами. Помещенное в тексте изображение гигантов, пораженных Зевсом, находится на знаменитой гемме (cameo) работы Афениона, хранящейся в королевском собрании в Неаполе.

ГИГЕЙСКОЕ ОЗЕРО

ГИГЕЙСКОЕ ОЗЕРО - Gygaeum stagnum, Γυγαίη λίμνη, впоследствии Κολόη, н. Мермере-гёль, озеро в Лидии, в 40 стадиях на северо-запад от города Сард. На его берегах были гробницы Гигеса и остальных древних царей. Hdt. 1, 93, Strab. 14, 626. Plin. 5, 29, 30.

Предыдущая страница Следующая страница