Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "К" (часть 5, "КВИ"-"КИК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 5, "КВИ"-"КИК")

КВИНКТИИ

КВИНКТИИ - Quinctĭi, см. Quintii, Квинтии.

КВИНКТИЛИЙ

КВИНКТИЛИЙ - Quinctīlis, см. Annus, Год, II.

КВИНТИИ

КВИНТИИ - Quinĭi (Quinctii), патрицианский род, распадавшийся на несколько ветвей:

a) Capitolini: T. Quint. Cap. Barbatus, был шесть раз консулом и победил во время первого консульства, в 471 г. до Р. X., эквов, во время второго консульства, в 468 г., эквов и вольсков, в четвертом, в 446 г., соседних горцев. Liv. 2, 56. 60. 3, 2. 66 слл. Его протест против его товарища в первом консульстве рисует его как человека честного образа мыслей.

b) Cincinnati (Кудрявые) и Crispini (Морщинистые):

1. L. Quint. Cinc., консул в 460 г. до Р. X., диктатор в 458 г. Посланные к нему послы, которые должны были объявить ему последний выбор, застали его за обработкой его маленького поля. Liv. 3, 26. Cic. Cat. m. 16, 56. Flor. 1, 11. Он принял предложенную ему должность, победил врагов и затем сложил с себя диктатуру. Liv. 3, 29. Вследствие беспорядков, произведенных Мелием, он был выбран во второй раз диктатором в 439 г. и отказался от должности, тотчас же после подавления беспорядков 80 лет от роду. Liv. 4, 13 слл. Он принадлежит к самым простым характерам строгих древнеримских нравов;

2. его сын, Caeso Quint. Cinc., юноша с горячим характером, по ложному свидетельству трибунов был обвинен в убийстве, на самом же деле за то, что он противился их требованиям (461 г. до Р. X.); после того он отправился в изгнание в Этрурию; но отец должен был заплатить денежную пеню, наложенную на сына. Liv. 3, 11 слл. Dion. Hal. 10, 1 слл. и далее;

3. Т. Quint. Cinc., по прозванию Pennus, консул в 431 г. до Р. X., был оправдан по обвинению в том, что несправедливо вел войну против города Веев; во второй раз консул в 428 г. Liv. 4, 30. 40 cл;

4. Т. Quint. Cinc. Capitolinus, военный трибун в 388 и 384 гг. до Р. X., был диктатором в 380 г. и покорил город Пренесту, после чего вскоре сложил свое звание. Liv. 6, 18. 29;

5. Т. Quint. Pennus Capitol. Crispinus, будучи диктатором в 361 г., боролся против галлов. Liv. 7, 9. 22;

6. Т. Quint. Pennus Capitol. Crispinus, в 214 г. до Р. X. служил в Сицилии под начальством Марцелла, затем отличился в 212 г., под Капуей, где и сделался претором в 209 г. Будучи консулом в 208 г., он был заманен Ганнибалом в засаду и вскоре умер от полученных ран. Liv. 25, 18. 27, 27. Polib. 10, 32;

7. L. Quint. Crispinus, был почтен триумфом в 186 г. до Р. X., в звании претора, за свои победы в Испании. Liv. 39, 30 сл. 42.

c) Flaminini:

1. Т. Quint. Flam., провел первое время своей службы под начальством Марцелла в 208 г., затем командовал в Таренте и быстро возвысился, не будучи еще 30 лет от роду, до консульства, непосредственно после квестуры, в 198 г. Plut. Flam. 2. Liv. 32, 7. Он получил главное начальство против Филиппа Македонского, которого и победил в битве при Кинокефалах, в 197 г. (см. Philippus, Филипп, 3), перезимовал в Афинах, затем ему было поручено привести в порядок греческие дела. К этому он был тем более способен, что, в противоположность предкам, рано ознакомился с греческим образованием и любил греков. Вместе с тем он был не только искусный полководец, но и замечательный государственный человек. Он действовал с большой осторожностью, объявил (196 г.) грекам, на Истмийских играх, древнюю свободу, конечно существовавшую больше на словах, чем на деле, при громких восторженных криках народа (Liv. 33, 32. Plut. Flam. 10) и ловко лавировал между партиями. Вместе с продлением срока главного начальствования ему было поручено усмирить Набиса, тирана спартанского; он возвратился после усмирения Греции, в 194 г., в Рим, где его ожидал блестящий триумф. Liv. 34, 48. 52. Plut. Flam. 13. Но уже через два года он отправился снова в Грецию послом, чтобы вести еще неоконченные переговоры с Филиппом и греками. Liv. 35, 23. Он везде являлся другом греков, старался удержать их от союза с Антиохом (Plut. Flam. 15 слл.) и вернулся только в 190 г. в Рим, где и был цензором в следующем году. Plut. Flam. 18. Liv. 37, 58. В 183 г. он был послан сенатом к Прузию, царю Вифинии, с поручением о выдаче Ганнибала. Liv. 39, 51. Позднейшие годы жизни он провел в тихом уединении. ср. исследования Герлаха (1871);

2. Его брат, L. Quint. Flam., претор в 199 г., в следующем году последовал за своим братом в Грецию в качестве легата (Liv. 33, 17) и начальствовал над флотом. За свои тамошние заслуги он получил в 192 г. (Liv. 35, 10) консульство и провинцию Лигурию. Цензор Катон исключил его в 184 г. из сената за совершенный там проступок, но народ помиловал его. Liv. 39, 42 и 43 (по разным рассказам). Plut. Flam. 18.

d) К ним принадлежат еще следующие К., которых отрасли были плебейские:

1. P. Quint., которого защищал Цицерон в 81 г. в causa privata. Cic. Quint. 31;

2. L. Quint., народный трибун в 74 г. до Р. X. и противник Лукулла в его консульстве. Cic. Brut. 62. Plut. Lucull. 5. Он выступил против Цицерона в процессе Клуенция, т. к. он защищал Опианика, Cic. Cluent. 27, 74;

3. Т. Quint. Scapula, возбудил войну против Цезаря в Испании. Cic. ad. fam. 9, 13;

4. Quint. Hirpinus, друг Горация, к которому поэт написал одну оду (2, 11);

5. Quint. Atticus, был консулом при Вителии в 69 г. от Р. X. и перешел потом на сторону Веспасиана. Tac. hist. 3, 73. 75;

6. Quint. Atta см. Atta, Атта Квинтий.

КВИНТИЛИАН

КВИНТИЛИАН - Quintiliānus, M. Fabius Quint. (так вернее пишется это имя, чем по старинному и отнюдь не доказанному правописанию Quinctilianus), писатель 2-й половины 1 в. от Р. X., о жизни которого до нас дошло очень мало известий. Теперь нельзя более сомневаться в том, что не Рим был местом его рождения, а Калагурра в Испании; менее верно известие о годе его рождения. Прежде он относился к 42 г., но, как видно из его собственных воспоминаний о Домиции Афре, умершем в 59 г., он должен был родиться позже, и с большим вероятием за год его рождения можно принимать 35 г. Он упоминает о своем отце (9, 3, 73) в таких выражениях, из которых явствует, что он был ритором. Хотя он иногда упоминает о своем обучении (1, 2, 23. 2, 4, 26), но нигде не называет своих учителей; он называет только выдающихся ораторов, которых ему довелось слышать, как-то: Юлия Африкана (10, 1, 118. 12, 11, 3), Сервилия Новиана (10, 1, 102), Галерия Трахала, Вибия Криспа, Юлия Секунда (12, 9, 11). Вернувшись в 59 г. в Испанию, он прожил в ней до 68 г., когда его снова взял с собой в Рим Гальба. С этого времени он начинает выступать в Риме то адвокатом, то учителем риторики. Что он держал речи на форуме по процессам, об этом говорит он сам 4, 2, 86, а в другом месте , (7, 2, 24) он жалуется на небрежность стенографов, которые распространили в публике его речи в совершенно извращенном виде. Он сам издал только одну речь in causa Naevii Arpiniani, и это он сделал ductus iuvenili cupiditate gloriae. О других судебных речах, как, напр., pro Regina Berenice (4, 1, 19) и о жалобе о наследстве (9. 2, 73), он упоминает мимоходом. Как учитель красноречия он достиг высокого уважения (Mart. 2, 90, 1 слл.), так что его имя вошло в пословицу, Juv. 6, 75. 280. 7, 186. 189. И когда Веспасиан назначил жалованье из казны учителям (Suet. Vesp. 18), причем, разумеется, оставался и гонорар учеников, то К. первый получил его (Hieron. primus Romae publicam scholam aperuit et salarium e fisco accepit et claruit.). Из его учеников знаменитейшими являются Плиний Младший (ер. 2, 14, 10. 6, 6, 3) и внуки сестры Домициана, Домитиллы, бывшей замужем за Климентом (4, рrооет. 3). Из этих уроков произошли libri duo artis rhetoricae (prooem. 1, 7), а также, может быть, изданные против его воли Sermones (3, 6, 68); плодом его исследований было также сочинение de caussis corruptae eloquentiae (6, prooem. 3. 2, 4, 42. 10, 3. 5, 12, 23. 8, 6, 76), которое, как ошибочно думали, отыскано будто бы в диалоге Тацита de oratoribus. После 20-летнего публичного преподавания он составил его (рrооет. 1, 1) ок. 91 г. и вскоре получил через Домициана consularia ornamenta. В это время он, побуждаемый со всех сторон, начал писать обширное сочинение de instututione oratoria, которое и было окончено в два года, но потом подвергнуто было несколько раз пересмотру и окончательной отделке. Во всяком случае, оно было окончено до смерти Домициана, последовавшей в 96 г., т. к. только этим могут быть объяснены, если и не извинены, бросающиеся в глаза лесть этому императору (4, 1, 2. 10, 1, 91) и услужливость в заподозрении философии, которая как раз в это правление подверглась самым страшным преследованиям. Сочинению предшествует короткая приписка знаменитым книгопродавцем Трифоном, другом нашего писателя, за которым следует посвящение ритору Марцеллу Викторию, сына которого Квинтилиан обучал (1, рrооет. 6. 4, рrооет. 1). От своей жены, умершей на 19 году жизни, он имел двух сыновей, из которых один умер 5-ти, а другой 10-ти лет; об этом он выражает глубокую скорбь в prooemium к 6-й книге. Год его смерти определить нельзя; 118 г. от Р. X. кажется слишком поздним. Содержание 12 книг de institutione oratoria К. излагает так (1, рrооет. 21): liber primus ea quae sunt ante officium rhetoris continebit. Secundo prima apud rhetorem elementa et quae de ipsa rhetorices substantia quaeruntur tractabimus. Quinque deinceps inventioni, nam huic et despositio subiungitur, quattuor elocutioni, in cuius partem memoria ac pronuntiatio veniunt, dabuntur. Unus accedet, in quo nobis orator ipse informandus est, ut, qui mores eius, quae in suscipiendis, discendis, agendis caussis ratio, quod eloquentiae genus, quis agendi debeat esse finis, quae post finem studia, quantum nostra valebit infirmitas, disseramus. Итак, полный учебник риторики должен был энциклопедически заключать в себе все с начала юношеского учения до выступления образованного оратора, что было нужно в это не очень благоприятное для публичного красноречия время. Если он и называет красноречие в обширном смысле scientia bene dicendi, то он все-таки вменяет оратору, как viro bono dicendi perito высшие нравственные требования и строит свою систему полного ораторского знания на нравственных началах. Он не столько пользовался многочисленными сочинениями греческих авторов, сколько держался своего великого учителя и образца, Цицерона (dissentire vix audeo a Cicerone, 7, 3, 8). Поэтому ссылки на греческие источники (Дионисия Галикарнасского, Цецилия) редки, и даже в этих случаях не всегда достоверно, действительно ли он заимствовал их из оригиналов; этим, по крайней мере, можно объяснить некоторые неточности. Напротив, всюду находятся доказательства глубокого изучения творений Цицерона, что имело хорошее влияние на ясность и чистоту изложения. Поэтому неудивительно, что этот богатый по содержанию учебник во все времена пользовался большим уважением и часто употреблялся даже в средние века. Это сочинение часто печаталось с тех пор, как Поджи, во время собора в Констанце, нашел в Ст. Галле в Швейцарии полную рукопись, но только в новейшее время оно обработано критически, с более строгой оценкой рукописных источников, из которых лучшими являются Ambrosianus, 11 в., затем Turicensis, Florentinus, Bernensis и Bambergensis. Издания П. Бурмана (1720), Геснера (1738), Спальдинга (1798-1816; к этому 5 томов Цумпта, 1829, 6 томов lexicon Quintilianeum, Боннеля, 1834; главное издание), Вольфа (1816-1820), Гернгарда (1830), Цумпта (1831), Боннеля (1854), К. Гальма (1868, главное критическое издание). Десятой книге посвящено больше старания в объяснении, чем другим, вследствие критики писателей, которых К. рекомендовал оратору для чтения. (Изд. Фротчера, 1826, Герцога, 1833, Боннеля, 4-е изд., 1873, Крюгера, 2-е изд., 1874 и Гальма, 1869). Кроме того, мы имеем под именем К. два сборника декламаций, из которых один, содержащий 19 длинных примеров этих школьных упражнений, занимается придуманными, относящимся совсем к другим временам и обстоятельствам темам, другой, содержащий 145, представляет только отрывки из большого сборника (входит в издание Бурмана). Ни об одной из этих книг нельзя сказать, что они написаны К., меньше всего о второй. Невозможно доказать, издан ли более обширный сборник другим К., дядей или даже отцом его. Может быть, оба сборника составлены одним из его учеников. Во всяком случае, они не имеют другого достоинства, кроме того, что знакомят нас с бестолковыми упражнениями риторских школ, приемы которых решительно порицает К. (2, 10, 6).

КВИНТИЛИИ

КВИНТИЛИИ - Quintilĭi (Quinct.), старинный патрицианский род, происходящий из Альбы, уже при основании Рима участвующий вместе с Фабиями при Луперкалиях. К нему принадлежат:

1. P. Quint. Varus, со славой сражавшийся в звании претора в 203 г., против брата Ганнибала, Магона, в стране инсубров. Liv. 30, 1. 18;

2. Р. Quint., римский юрист по Cic. Quint. 17, 54;

3. Sept. Quint. Varus, сражался вместе с Домицием Агенобаргом против Цезаря, был взят в плен при Корфинии, но Цезарь возвратил ему свободу. Caes. b. c. 1, 23;

4. сын его P. Quint. Varus, был консулом в 13 г. до Р. X., а в 7 г. до Р. X. был послан наместником в Сирию, где он заслужил ненависть своим корыстолюбием и вымогательствами и был послан (может быть, потому, что был в родстве посредством брака с императорским домом) наместником в Германию, в 5 г. от Р. X. Его неосторожность при введении римского языка и обычаев и корыстолюбие, которое он старался удовлетворить и в бедной Германии, подали повод к восстанию германских племен, под начальством Арминия, который уничтожил римское войско в кровопролитной битве в Тевтобургском лесу. Вар в отчаянии заколол себя собственным мечом (9 г. от Р. X.). Tac. hist. 5, 9. Vell. Pat. 2, 117 слл. Dio Cass. 56, 18 слл;

5. Quint. Varus, друг Вергилия и Горация (Od. 1, 18, 24, а. р. 438), умер в 23 г. до Р. X;

6. Sept. Quint. Condianus и

7. Sept. Quint. Maximus, два брата, замечательные своим единодушием, были вместе консулами в 151 г. от Р. X., вместе управляли при Марке Аврелии в 173 г. Грецией и вместе сражались против германцев в 178 г. При Коммоде оба со всем родом К. были умерщвлены. Dio Cass. 72, 5 сл.

КВИНТ СМИРНСКИЙ

КВИНТ СМИРНСКИЙ - Quintus Smyrnaeus, см. Epos, Эпос, 6.

КВИРИН

КВИРИН - Quirīnus, имя прилагательное, обыкновенно произносимое от сабинского слова curis, по-римски quiris, копье, или же от сабинского города Cures, сабинское прозвище Марса, как потрясающего копьем (ε̉γχέσπαλος) бога войны. Но это имя рано уже сделалось самостоятельным, раньше чем оно было перенесено сабинцами в Рим, где К. стал наряду с Марсом, как отдельная личность. Сабиняне считали К. отцом своего прародителя Медия Фидия, основателя города Кур; римляне считали этого бога за обоготворенного своего прародителя Ромула, сына Марса. Verg. Aen. 1, 292. Ov. fast. 2, 475 слл. 5, 56. 808. Он имел в Риме особенного Flamen Quirinalis (Liv. 1, 20. Ov. fast. 4, 910) и свои жертвенники на mons Quirinalis или у porta Collina (впоследствии Quirinalis). В честь К. праздновались Quirinalia (Ov. fast. 2, 475 слл.), 17 февраля, во время которых ему приносил жертвы и помазывал его оружие его Flamen. Этот праздник был установлен Нумой. Tac. ann. 4, 38. Tac. hist. 4, 58. Янус (Suet. Oct. 22) и Август ( Verg. Georg. 3, 27) также носили прозвание К.

КВИРИНАЛИИ

КВИРИНАЛИИ - Quirinalĭa, см. Quirinus, Квирин.

КВИРИТЫ

КВИРИТЫ - Quirītes (ср. Quirinus, Квирин), первоначально название сабинян; потом, после их соединения с римлянами, оно хоть обозначало их как воинов, поскольку они по старинному народному обычаю постоянно носили оружие, но в то же время таких граждан, которые носили это оружие посреди мирных граждан, особенно в противоположность солдатам, воинам, называли Quirites. В дипломатической форме сохранился след соединения двух племен в названии populus Romanus Quiritium, а иногда и populus Romanus Quirites. Liv. 1, 32. 8, 6. 22, 10. 26, 2; ср. 5, 41. Ораторы и историки часто употребляют это выражение как витиеватое обращение к народу. Соединение вышеприведенной формулы обозначает не только римских граждан в их внутреннем политическом отношении, тогда как Romani означает их в противоположность иностранцам, но и обозначает также воинов и мирных граждан, почему часто и противопоставляется слову Quirites слово milites. Suet. Caes. 70. Tac. ann. 1, 42.

КЕАДАС

КЕАДАС - Κεάδας, может быть, правильнее Καιάδας, ущелье Тангета, к западу от Спарты, 600' вертикальной глубины, куда бросали преступников, напр. Аристомена, а позднее также и трупы преступников. Thuc. 1, 134, Paus. 4, 18, 6.

КЕБЕС

КЕБЕС - Cebes, Κέβης, из Фив. Ученик Сократа и очевидец его смерти (Хеn. Socrat. 1, 2, 48. 3, 10, 17. Plat. Phaedon), автор 3 философских диалогов: Πίναξ, Έβδομη, Φρύνιχος; из них мы имеем только первый. Это сочинение, Πίναξ, tabula, картина, было прежде весьма распространенною учебной книгой, содержащей аллегорическую картину человеческой жизни и состояния человеческой души до соединения ее с телом; юноши созерцают ее, а какой-то старец разъясняет ее. Цель сочинения показать, что только образование души и сознание добродетели ведут к блаженству. Подлинность этого диалога, написанного в сократовском духе, оспаривается; может быть, его должно приписать одному стоику 2 в. из Кизика, носившему тоже имя К. Изд. I. Gronov (1869), I. Schweighäuser (1806), A. Korais (1826), Drosihn (1871) и др.

КЕБРИОН

КЕБРИОН - Cebriŏnes, Κεβριόνης, см. Priamus, Приам.

КЕИКС

КЕИКС - Ceyx, Κήϋξ,

1. царь трахинский, друг и племянник Геракла;

2. сын Геосфора или Геспера и нимфы Филониды, брат Дедалиона, превращенного в ястреба (Ov. met. 11, 129 слл.), супруг Алкионы или Галкионы, дочери фессалийского царя Эола и Эпареты. К. и Алкиона пострадали за свою гордость. Он именно назвал свою жену Герой, она его Зевсом. За это Зевс превратил их в птиц, его в птицу зимородок, а ее в морскую чайку. По словам Овидия (Ov. met. 11, 410 слл.), К. предпринимает путешествие из Трахина к кларийскому оракулу и погибает в море. Труп его находит на морском берегу нежно любящая супруга его и превращается, подобно ему, в птицу зимородок. Семь дней высиживает она птенцов своих в зимнее время на море. В течение этого времени отец ее, бог ветров Эол, удерживает дуновение ветров. см. Άλκυονίδες ήμέραι, Алкионы дни.

КЕКРИФАЛИЯ

КЕКРИФАЛИЯ - Κεκρυφάλεια, один из островов, лежащих у берегов Арголиды, между Эпидавром и Эгиной, при котором в 458 г. до Р. X. афиняне одержали победу над соединенным флотом коринфян, эпидаврийцев и эгинян; н. Angistri. Thuc. 1, 105. Diod. Sic. 11, 78.

КЕКРОПС

КЕКРОПС - Cecrops, Κέκροψ, аттический автохтон, т. е. древний природный житель страны, сын земли и поэтому изображавшийся со змеиным туловищем. Он основал Афины и построил акрополь, названный по его имени Κεκροπία; страна, которая до того времени называлась Актою, также получила от него название Кекропии. Он разделил жителей на 12 общин и первый просветил народ, а также учредил поклонение Зевсу и Афине. В его правление Афина и Посейдон спорили за обладание Аттикой; Посейдон ударом трезубца извлек морскую воду в Акрополе, Афина же насадила оливковое дерево, столь важное для страны, и благодаря этому получила в собственность Аттику. От своей жены Агравлы ('Άγραυλος) Кекрон прижил Эрисихфона (т. е. пахаря, взрывающего почву), затем дочерей Агравлу, Герсу ('Έρση) и Пандросу (Πάνδροσος). Эти дочери К. были собственно существами божеского характера, связанными с культом Афины. Пандроса и Герса (назывались также 'Έρση и 'Έρρη) были богинями росы; в честь их справлялся праздник Аррефорий (см. Arrhephoria, Аррефории) или Еррефорий; первая имела особое святилище, Пандросей, в акрополе рядом с храмом Афины Полиады; к ней наравне с Горами θαλλώ и Καρπώ и с Гелием обращались с мольбою об отвращении от страны губительной засухи. В Пандросее стояла священная маслина, сотворенная Афиной; этот дар богини нуждался в покровительстве богини росы. Агравла (Аглавра) первоначально обозначала особую сторону Афины Паллады, носившей также прозвание Агравлы, а именно ее отношение к успеху земледелия. Она имела в Афинах священную рощу, в которой афинские юноши в военном вооружении приносили гражданскую присягу, призывая Агравлу, Авксо и Гегемону. Агравла была подругой Арея и родила ему Алкиппу. Герса была любима Гермесом и родила ему Кефала; Пандроса, говорят, от Гермеса имела Керика, родоначальника элевзинских кериков. Афина вручила трем сестрам в запертом ящике Эрихфония; но, несмотря на ее запрещение, Агравла и Герса раскрыли ящик; в наказание за это они сошли с ума и бросились со скалы акрополя. Далее рассказывается об Аглавле, что во время одной войны она добровольно принесла себя в жертву; вот почему ее именем клялись юноши Атгики умирать за отечество. К. был героем древнепеласгического племени, распространенного по Аттике, Беотии и окрестностям; поэтому предполагали нескольких героев этого имени, основавших пеласгические города с именем Афины, в Беотии при Копаидском озере и на Эвбее. Позднейшие греки превратили его в египетского переселенца из Саиса.

КЕЛЕНО

КЕЛЕНО - Celaeno, Κελαινώ, см. Harpyiae, Гарпии, и Pleiades, Плеяды.

КЕЛЕНЫ

КЕЛЕНЫ - Celaenae, Κελοαναί, большой цветущий торговый город Великой Фригии близ Меандра, с цитаделью на крутой вершине и с парком Кира Младшего. Здесь происходит действие в известном мифе о Марсии; ныне развалины близ Динейра. Hdt. 7, 26. Arr. 1, 29, 1. Неп. Anab. 1, 2, 7. Curt. 3, 1, 2.

КЕЛЕСИРИЯ

КЕЛЕСИРИЯ - Coelesyria, ή κοίλη Συρία, см. Syria, Сирия, 3.

КЕЛЬТИБЕРЫ

КЕЛЬТИБЕРЫ - Celtibēri, Κελτίβηρες, народ в Испании, происшедший из смешения переселившихся в Испанию кельтов, с ее первобытными обитателями иберами; он занимал преимущественно середину страны (впрочем, отчасти и Лузитанию и северный берег), представляющую плоскую возвышенность, которая образует водораздел между впадающими в Эбро и текущими к западу водами (Arragon, Cuenca, Soria и отчасти Burgos). К. были храбрейшим народом страны; из них жители Нуманции известны своим геройским сопротивлением римлянам (описание их нравов и особенностей находится у Diod. Sic. 5, 33). Поэтому дружба К. была сильной опорой римлян против Карфагена; их вражда была причиной гибели обоих Сципионов. Liv. 25, 33. Только после гибели Сертория их сила была сокрушена. Они распадались на несколько народностей, это были: Celtiberi в тесном смысле на юг, Arevaci на северо-запад, Peledones и Berones на восток, с городами: Clunia, к северу от реки Durius, Numantia, Segontia, Miacum, Bilbilis, Segobriga, Contrebia. S trab. 3, 161 слл.

КЕЛЬТЫ

КЕЛЬТЫ - Celtae, см. Galli под сл. Gallia, Галлия.

КЕНАБ

КЕНАБ - Cenăbum, Κήναβον, главный город галльского народа кар нутов, на реке Liger, впоследствии civitas Aurelianum или Aurelianensis urbs (h. Orleans), важный торговый город, построенный Цезарем. Caes. b. g. 9, 11.

КЕНЕЙ

КЕНЕЙ - Canaeum, Κήναιον, н. Лифада, мыс на северо-западном берегу Эвбеи; здесь, говорят, Геракл бросил в море Лихаса, см. Hercules, Геркулес, 12. Soph. Trachin. 753, 993. Strab. 1, 60. 9, 426. 429. Thuc. 3, 93.

КЕНОТАФ

КЕНОТАФ - Cenotaphium, κενοτάφιον, см. Sepulcrum, Погребение, 5.

КЕНТАВРЫ

КЕНТАВРЫ - Centauri, Κένταυροι, от κεντει̃ν и ταυ̃ρος, т. е. «охотники на буйволов», или же произошло из κέντορες (ι́ππων), т. е. «всадники, скакуны». Представление о них возникло, может быть, под влиянием рассказов о нравах одного фессалийского народа, имевшего обычай никогда не слезать со своих коней. У Гомера (Il. 1, 268. 2, 743., где они называются Φη̃ρες, Θη̃ρες, Ноm. Od. 21, 295 слл.) и в древнейшее время они являются грубым, горным племенем Фессалии, лохматым, с курчавыми волосами, с животною страстью к вину и женщинам. Прогнанные с Ойты и Пелиона лапифами, они потянулись к Пинду и границам Эпира. Вероятно, лишь начиная с Циндара (ок. 500 г. до Р. X) начали представлять себе К. наполовину людьми, наполовину лошадьми; впрочем, древнейшее искусство представляло их таким образом, что к полному изображению человека приделывали сзади тело лошади; позднейшее, совершенное искусство прибавляло в телу и груди коня верхнюю часть человеческого туловища. По древнейшему преданию, эти двоеобразные К. произошли от Иксиона и Нефелы, облачного изображения, созданного Зевсом по подобию Геры. Особенно знаменита была их борьба с лапифами, возникшая на свадьбе Пейрифоя (см. Pirithous, Пирифой). Ov. met. 12, 210 слл. И Геракл боролся с К. Еиr. Неrc. fur. 181 слл. Sophoc. Trachiniae. 1095. Вследствие их смешанного характера, родственного с звереобразными сатирами, и вследствие их страсти к вину К. включали в свиту Диониса; но тут их первоначальная грубость и дикость смягчена кроткою силою бога. Они смирно шагают перед колесницей Диониса, трубя в рога и играя на лире, руководимые эротами, в одной толпе с сатирами, нимфами и вакханками. Самый выдающийся среди К. Хейрон, сын Кроноса и Филиры, отличавшийся справедливостью и мудростью. Он преодолел природную грубость своего племени, просветил свой характер нравственностью и знанием и сделался знаменитым воспитателем и учителем прославившихся героев древности, каковы Ахиллей (Ноm. Il. 11, 831), Кастор и Полидевк, Амфиарай и др. Он учил их на Пелионе музыке, врачеванию, гимнастике и прорицанию. Его дочь Эпдеида была матерью Пелея и Теламопа, бабушкой Ахиллея и Аянта. От своего друга Геракла получил он неисцелимую рану, которую нанес ему Геракл совершенно против своей воли стрелою, пропитанною ядом лернейской гидры (см. Hercules, Геркулес, 7); по другому рассказу, Хейрон ранил себе ногу стрелою зашедшего к нему Геракла, которую тот нечаянно уронил, и умер, передав свое бессмертие Прометею. Зевс поместил его, под именем стрельца, в число созвездий. Новейшие исследователи неоднократно искали в К. естественно-символического значения и их лошадиную природу считали намеком на реки; наконец, приняли их за олицетворение бурных потоков, низвергающихся с высоты лесистых гор. Однако древнейшие К. просто дикие, горные люди, прогнанные из своих жилищ после тяжелой борьбы знаменитыми героями и сделавшиеся безвредными. Даже их имена не указывают на реки. Приложенный при этом снимок с рельефа, находящегося на фризе Аполлонова храма в Бассах, при Фигалии в Аркадии, изображает сцену из борьбы лапифов с кентаврами на свадьбе Пейрифоя.

КЕНХРЕИ

КЕНХРЕИ - Cenchreae, Κεγχρεαί и Κεγχρέαι,

1. н. Кехриес, главная гавань Коринфа в саронийском заливе, в 2 часах пути от города, вместе с тем местечко. Thuc. 8, 20;

2. горное селение в Арголиде по дороге в Тегею, близ Лернейского озера. Thuc. 5, 83. Strab. 8, 376. Aesch. Prom. 676. (Κερχνεία).

КЕОС

КЕОС - Ceos, Κέως, Kia, Cea, поэтическое название Ύδρου̃σσα вследствие многочисленных источников и ручьев, н. Τζία или Чия, один из кикладских островов, в Миртойском море между южной оконечностью Эвбеи и Кифном, величиной в 3 кв. мили, столь богатый вином, медом, южными плодами и т. д., что заключал в себе в древности 4 города: Юлиду, в 25 стадий от берега, и Корессию - на северо-западе, Пойеессу - на юго-западе и Карфайю - на юго-востоке; и хотя каждый из них сам по себе представлял самостоятельную общину, тем не менее они под именем Κεΐοι действовали большей частью как одно целое. От первого и последнего существуют еще значительные развалины. Здесь родились поэты Симонид и Бакхилид, врач Ерасистрат и философ Аристон. Strab. 10, 486.

КЕР

КЕР - Κήρ, олицетворение смертной участи и отдельных видов смерти (поэтому часто Κη̃ρες), в противоположность Θάνατος, который представляет собою смерть вообще. Это слово, колеблясь между нарицательным значением и олицетворением, редко является у Гомера настоящим олицетворением. Губительные, неизбежные К. свирепствуют в битве вместе с 'Έρις и Κυδοιμός, в одежде, обагренной кровью мужей, они то подхватывают уже смертельно раненного, то еще уцелевшего от стрел, то волочат за ноги по полю битвы убитого. Как живые люди, они рыщут вокруг и борются за трупы (Ноm. Il. 18, 335 слл.). Подобным образом К., как богини смерти, изображены Гесиодом (Scut. Неrc., 249 слл). В «Теогонии» Гесиода (стих 211 слл.) К. называется дочерью Ночи, сестрой Мороса, Танатоса, Гипноса и грез; но следующее затем место начиная с 217 ст., где карающие (νηλεόποινοι) К. сопоставляются с Мойрами и получают значение, родственное с Эриниями, позднейшего происхождения. Это второе понятие о каре и мести явилось лишь позднее, напр. у Эсхила (Sept. 1055). Поэтому и Эринии также называются К. Вообще страшные К. служат для обозначения всего ужасного и уничтожающего; губительные заразы, сокрушительные заботы, скорбные страдания - все это называется К. Ненавистная смерть К., конечно, неизбежна, но иногда она может быть отсрочена по воле богов или вследствие бегства людей. Homer. Il. 3, 32. 4, 11. 12, 402. Обыкновенно под К. понимают насильственный род смерти, однако иногда она означает и тихую кончину. Ноm. Od. 11, 170 слл.

КЕРА

КЕРА - см. Кер.

КЕРАВНИЙСКИЕ ГОРЫ

КЕРАВНИЙСКИЕ ГОРЫ - Ceraunii montes, τα Κεραύνια o́ρη,

1. см. Асroceraunia, Акрокеравния;

2. северо-восточная ветвь Кавказа, вдоль Каспийского моря. Strab. 11, 501, 504. Mela. 1, 19, 13.

КЕРАМИК

КЕРАМИК - Ceramīcus, Κεραμεικός, см. Attica, Аттика, 14.

КЕРАТА

КЕРАТА - Κέρατα, см. Attica, Аттика, 1.

КЕРБЕР

КЕРБЕР - Cerbĕrus, Κέρβερος, см. Inferi, Подземный мир, 3.

КЕРИКС

КЕРИКС - Сеrух, Κήρυξ, см. Eumolpus, Евмолп, и Cecrops, Кекропс.

КЕР, КЕРА

КЕР, КЕРА - Κήρ, олицетворение смертной участи и отдельных видов смерти (поэтому часто Κη̃ρες), в противоположность Θάνατος, который представляет собою смерть вообще. Это слово, колеблясь между нарицательным значением и олицетворением, редко является у Гомера настоящим олицетворением. Губительные, неизбежные К. свирепствуют в битве вместе с 'Έρις и Κυδοιμός, в одежде, обагренной кровью мужей, они то подхватывают уже смертельно раненного, то еще уцелевшего от стрел, то волочат за ноги по полю битвы убитого. Как живые люди, они рыщут вокруг и борются за трупы (Нот. Il. 18, 335 слл.). Подобным образом К., как богини смерти, изображены Гесиодом (Scut. Неrc., 249 слл). В "Теогонии" Гесиода (стих 211 слл.) К. называется дочерью Ночи, сестрой Мороса, Танатоса, Гипноса и грез; но следующее затем место начиная с 217 ст., где карающие (νηλεόποινοι) К. сопоставляются с Мойрами и получают значение, родственное с Эриниями, позднейшего происхождения. Это второе понятие о каре и мести явилось лишь позднее, напр. у Эсхила (Sept. 1055). Поэтому и Эринии также называются К. Вообще страшные К. служат для обозначения всего ужасного и уничтожающего; губительные заразы, сокрушительные заботы, скорбные страдания - все это называется К. Ненавистная смерть К., конечно, неизбежна, но иногда она может быть отсрочена по воле богов или вследствие бегства людей. Homer. Il. 3, 32. 4, 11. 12, 402. Обыкновенно под К. понимают насильственный род смерти, однако иногда она означает и тихую кончину. Нот. Od. 11, 170 слл.

КЕРКИД

КЕРКИД - Cercidas, Κερκιδα̃ς, из Мегалополя, прославился как законодатель своего родного города. Любя гомеровские песни, он делал их доступными для молодежи. Он своими μελίαμβοι, лирическими эпиграммами, заканчивает ряд античных лириков, ок. 109-115 ол. Собрание скудных отрывков у Bergk, poet. lyr. Graec., p. 798-800.

КЕРКИНА

КЕРКИНА - Cercina, Κέρκινα, также Κέρκιννα, остров и поныне сохранивший свое имя (Kerkena), y одного берега малой Сирты (Plut. Dion 25) помещает его далее на восток (у большой Сирты), тогда как у другого берега находится остров Менинкс. Остров К. лежит у северного берега Африки (ср. Plut. Маr. 40) с городом того же имени и удобной гаванью.

КЕРКИОН

КЕРКИОН - Cercyon, Κερκύων,

1. см. Theseus, Тесей, 2;

2. см. Agamedes, Агамед.

КЕРКИРА

КЕРКИРА - I.

CorcСћra,

Κέρκυρα или (на всех монетах и надписях) Κόρκυρα, по мнению некоторых, гомеровская Σχερίη, страна Феаков, н. Корфу, остров, лежащий против Эпирского материка, в 50 милях от Акрокеравнского мыса, величиною свыше 10 кв. м. Два горных кряжа находятся на острове:

1. северный, идущий с запада на восток, который в своей восточной части достигает значительной высоты - 946 м и в древности, может быть, назывался Мелитейскою горою, и

2. южный, который берет свое начало у юго-западной стороны первого кряжа, затем направляется на юго-восток и постепенно спускается. Мысы: на востоке - Λευκίμμη (н. Левкимо), на юге - Άμφίπαγος (н. Аспрокаро или Бьянко), на северо-западе - Φαλακρόν (н. Кефали), на северо-востоке - Κασσιόπη. Для земледелия мало ровной земли, но виноград растет прекрасно. Поэтому жители острова занимались мореплаванием и торговлею и уже в гомеровские времена являются народом сильным на море и в некоторых отношениях утонченным. Позже (734 г. до Р. X.) Коринф основал здесь колонию, которая вскоре достигла цветущего состояния и во время Персидских войн могла, после Афин, выставить самый большой флот. Это могущество ее привело даже к открытой борьбе против Коринфа, флот которого был разбит в морской битве. Thuc. 1, 13. Позже К. была причиной Пелопоннесской войны и принимала деятельное участие в ней. Но последовавшие политические обстоятельства, особенно во времена преемников Александра, ослабили ее могущество и заставили жителей ее отдать себя под покровительство римлян (229 г.). Обитатели острова пользовались везде дурною славою за мошенничество и грубость. Главный город К. (н. Корфу) лежал в середине восточного берега и имел два кремля (называвшиеся в средние века оί κορυφοί, откуда нынешнее имя Корфу) и две гавани, торговую и военную, Ύλλαϊκός (н. Перама, занесенная илом). Thuc. 3, 72, 81. Небольшой островок, лежащий впереди города (н. Понтикониси), дал, как полагают, повод к сказанию о превращении Посейдоном в скалу того корабля, который отвез Одиссея из Схерии на родину. Ноm. Od. 13, 152 слл. Лишь во времена римского владычества упоминается город Кассиопе на косе того же имени, находящийся на северо-восточной оконечности острова. По серпообразному виду своему остров назывался также ή Δρεπάνη. Это название древние приводили в связи с мифом о Кроносе, который будто бы здесь бросил в море серп, оскопив отца своего Урана. О К. см. G. G. Müller, de Corcyraeorum republica (1835);

II.

см. Illyricum, Иллирия.

КЕРКОПС

КЕРКОПС - Cecrops, Κέκροψ, см. Αίγιμιος, Эгимий.

КЕРКОПЫ

КЕРКОПЫ - Cercöpes, Κέρκωπες, см. Hercules, Геркулес, 11.

КЕРСОБЛЕПТ

КЕРСОБЛЕПТ - Corsobleptes, Κερσοβλέπτης, сын Котиса, фракийского вождя одрисов, зять полководца Харидема, вступил в управление в 358 г. до Р. X. Он должен был возвратить афинянам Херсонес фракийский; в 353 г. на него напал Филипп Македонский, затем в 347 г. во второй раз, причем К., несмотря на помощь афинян, должен был уступить ему часть своих владений (Demosth. Phil. 3, 114) и выдать своего сына в заложники. Причиною неудачи были, конечно, поспешные переговоры афинян с Филиппом о мире через Демосфена. К. в 343 г. совершенно покорился Филиппу и потерял престол. Diod. Sic. 16, 70 слл.

КЕРУССА

КЕРУССА - Cērussa, ψιμύιον, белила, были в большом употреблении особенно у греческих женщин и девиц, а для румян употребляли растительные вещества. В позднейшее время этот обычай появился и у римлян, по крайней мере, у женщин.

КЕСАРИЯ

КЕСАРИЯ - см. Цезарея.

КЕТЫ

КЕТЫ - Coetae, Κοι̃ται, свободный народ в Понте между мосинэками и тибаренцами. Хеn. Anab. 7, 8, 25.

КЕФАЛ

КЕФАЛ - Cephalus, Κέφαλος,

1. сын Гермеса и Герсы или сын Деиона и Диомеды, из Форика в Аттике, прекрасный охотник. Он и его жена Прокрида, дочь Ерехфея, прославились вечною верностью нежной любви; но Еоя (Ήώς) похитила его, когда он охотился на горах; чтобы разлучить его навсегда с его женою, Еоя посылает его в чужом виде свататься за нее, Прокрида допускает склонить себя к нарушению верности своему супругу, а когда К. открывает ей себя, она бежит от стыда на о. Крит, охотится там с Артемидой и получает от нее (или от Миноя) никогда не делающее промаха копье и собаку, быструю, как вихрь, от которой никто не убегает. С ними она возвращается в Аттику и, неузнанная, присоединяется к охотящемуся К. Он просит у нее чудесное копье и собаку, обещая, по ее желанию, за них свою любовь. Она открываете ему себя, и тогда они, имея оба одинаковое право упрекать друг друга в неверности, мирятся и снова живут душа в душу. Но Прокрида все еще исполнена ревности к Еое; она тайком следует в горы за своим милым, но К. нечаянно убивает ее чудесным копьем. Ov. met. 7, 493 слл. Ареопаг изгоняет К. из Аттики за убийство. О собаке К. см. далее Amphitruo, Амфитрион;

2. отец оратора Лисия, действующее лицо в «Πολιτεία» Платона.

КЕФАЛА

КЕФАЛА - Κεφαλα̃ς, см. Anthologia graeca, Греческая антология.

КЕФАЛЛЕНИЯ

КЕФАЛЛЕНИЯ - Cephallenia, Κεφαλληνία, названная у Гомера восточным именем Σάμη и Σάμος, Кефалония, самый большой из Ионических островов на западе Греции (несколько более 16 кв. миль), только проливом отделенный от Итаки, с высокими горами, поэтому παιπαλόεσσα у Гомера, между ними Айнос (н. Монтенеро или Элатовуно), в 4000' высоты, на вершине которого стоял храм Зевса. Остров только отчасти был плодороден, вот почему Ливий (38, 18) прямо называет жителей inops populus. У Гомера они постоянно именуются кефалленами и подвластны Одиссею. В историческое время остров является тетраполем, т. е. он разделен между 4 городами, которые в политическом отношении были совершенно самостоятельны и независимы друг от друга, но зато никогда и не играли важной политической роли. Имена их были: Самос или Саме на востоке (н. развалины Сами) с 2 акрополями, Пале на западе у нынешнего залива Аргостоли, существуют развалины при Ликсури; Кране или Κράνιοι (развалины при Аргостоли) на восточном берегу того же залива; Пронны на восточном берегу; напротив Итаки портовый город Панорм, вероятно принадлежавший к области Саме. Начатый К. Антонием, который в 59-55 гг. до Р. X. жил здесь в изгнании, город К. остался неоконченным. Strab. 10, 451 сл.

КЕФЕЙ

КЕФЕЙ - Cepheus, Κηφεύς,

1. сын Бела и Анхинои, брат Финея, муж Кассиопеи, отец Андромеды (см. Andromeda, Андромеда), царь в Эфиопии. Hdt. 7, 61;

2. сын Ликурга, брат Анкея, из Аркадии, калидонский охотник;

3. сын Алея и Нееры, брат Амфидаманта и Ликурга, из Тегеи в Аркадии, аргонавт, отец 20 сыновей.

КЕФИС

КЕФИС - Cephisus, Κηφισός,

1. река в Арголиде, изливающаяся в Инах;

2. две реки в Аттике (см. Attica, Аттика, 4);

3. река в Фокиде и Беотии, течет с северного склона Парнасса близ Лилеи и впадает в Копаидское озеро; н. Мавронери.

КЕФИСОДОР

КЕФИСОДОР - Cephisodōrus, Κηφισόδωρος,

1. из Анагирунта, отец Фрасилоха и Мейдия, которые поддерживали опекунов Демосфена в недобросовестном отношении к нему;

2. ученик Исократа, вероятно, тот самый, который написал историю священной войны;

3. поэт в Афинах.

КЕФИСОДОТ

КЕФИСОДОТ - Cephisodŏtus, Κηφισόδοτος,

1. афинский полководец, который должен был во время фракийской войны в 359 г. вести флот к Геллеспонту. Демосфен, бывший в то время триерархом, рассказывает о неуспешности К. Вследствие этого он был отозван и предстал перед судом. Некоторые считают его за одно лицо с оратором, но A. Schäfer (Demosth., III, 2, стр. 156) находит невероятным, чтобы отставленный полководец мог продолжать пользоваться высоким авторитетом государственного человека;

2. знаменитый ваятель, см. Sculptores, Скульпторы 7.

КИАКСАР

КИАКСАР - Cyaxăres, Κυαξάρης, сын мидийского царя Фраорта, вступил на мидийский престол в 634 г. до Р. X. Будучи тестем Навуходоносора, он в союзе с Набоналассаром, царем вавилонским, воевал с ассирийцами, пока вторжение киммерийских скифов не принудило его возвратиться назад. Hdt. 1, 103. В то же самое время, пока еще скифские орды опустошали Азию, К. начал войну с лидийским царем Алиаттом, окончившуюся миром вследствие солнечного затмения, устрашившего обе воюющие стороны. Hdt. 1, 73 слл. По новейшему исчислению затмение это случилось в 610 г. 30 сентября, по вычислению других, в 585 г. 28 мая, когда наследник К., Астиаг, воевал с царем лидийским Алиаттом. В следующие затем годы К., пользуясь отчасти хитростью, прогнал скифов, угнетавших Азию в течении 28 лет. В 604 г. покорил он могущественный город Ниневию и разрушил Ассирийское царство. Hdt. 1, 106.

КИАМЕЙСКИЕ ОСТРОВА

КИАМЕЙСКИЕ ОСТРОВА - см. Симплегады.

КИАМЫ

КИАМЫ - Κύαμοι, бобы, употреблялись в Афинах при выборах в должности посредством жребиев. При этих выборах обыкновенно ставились две урны: в одну опускались таблички (πινάκια) с именами кандидатов; чье имя и известного цвета боб одновременно вынимались из урн, тот считался выбранным. Отсюда выражение, относящееся к подобным выборам: κυαμεύειν, απο κυάμου λαχει̃ν, ή απο κυάμου βουλη, κυαμευτός.

КИБЕЛА

КИБЕЛА - Cybĕle, Κυβέλη, см. Rhea Cybele, Рея.

КИБИРА

КИБИРА - Cibyra, 1. ή Κίβυρα, древний значительный город Цисидии (собственно в Кабалии), прежде принадлежавший к тетраполии, т. е. союзу четырех городов, позже резиденция окружного суда (conventus iuridicus), известный своими железными изделиями (Liv. 38, 40; Strab. 13, 630 сл.); н. Хорзум;

2. τα Κίβυρα, город в Памфилии на морском берегу, недалеко от ликийской границы. Strab. 16, 667.

КИДИППА

КИДИППА - Cydippe, Κυδίππη, см. Acontius, Аконтий.

КИДН

КИДН - Cydnus, см. Κύδνος, Cilicia, Киликия.

КИДОНИЯ

КИДОНИЯ - Cydonia, Κυδωνιά, см. Creta, Крит.

КИЗИК

КИЗИК - Cyzicus, Κύζικος,

1. милетская колония во Фригии у перешейка полуострова, вдающегося в Пропонтиду, с двумя укрепленными гаванями, Панормом на востоке и Хитом на западе, у подошв гор Диндима и Аркта. До Пелопоннесской войны К. был незначительный город; но упадок Милета и Афин быстро подняли его благосостояние. После того как в 365 г. до Р. X. персидский гарнизон был прогнан, город был сильно укреплен и через занятие соседнего острова Проконеса обезопасен, так что в состоянии был выдерживать нападения, тем более что он заручился дружбою пергамских царей, а следовательно, и римлян. Верность города во время 3-й Митридатской войны (во время которой Лукулл освободил его от упорной осады в 74 г. до Р. X.) доставила ему права liberae civitatis, которых он лишился в 29 г. до Р. X. временно, а позже при Тиберии - навсегда, в наказание за оскорбление римских граждан. Своею торговлею, укреплениями и строениями К. принадлежал к самым значительным городам древности, до покорения его аравами в 675 г. Развалины древних стен, громадного театра и амфитеатра еще и ныне существуют, также развалины храма, посвященного в 167 г. от Р. X. Адриану, в честь которого написана одна из речей Аристида. Особенно известен К. своими золотыми монетами (Κυζικηνοί подр. στατη̃ρες = 28 драхмам) и своею благовонною мазью из сока растения ι̃ρις или касатника (μυ̃ρον К., ungiientum irinum, amaricinum). Strab. 12, 575 сл. Cic. de imp. Pomp. 8, 20. Cic. Arch. 9, 21. Plut. Lucull. 9-12. Suet. Tib. 37. Tac. ann. 4, 36;

2. см. Argonautae, Аргонавты, 3.

КИКЕОН

КИКЕОН - Κυκεών, напиток, приготовлявшийся из вина, лука, сыра и ячменной крупы, с прибавлением иногда меду и соли, кореньев и цветов (Ноm. Il. 11, 624, 641. Ноm. Od. 10, 234.) Служило отчасти в пищу, отчасти для подкрепления и освежения сил и употреблялся также как врачебное средство. О мистическом питье К. см. Eleusinia, Элевсинский культ, 3.

КИКЕР

КИКЕР - Cĭcer, овечий горох, весьма обыкновенная и дешевая пища древних римлян, которую они могли покупать на улицах даже вареною.

КИКЕР (ЦИЦЕР)

КИКЕР (ЦИЦЕР) - Cĭcer,

овечий горох, весьма обыкновенная и дешевая пища древних римлян, которую они могли покупать на улицах даже вареною.

Предыдущая страница Следующая страница