Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭАГ"-"ЭГИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭАГ"-"ЭГИ")

ЭАГР

ЭАГР - Oeāger, см. Orpheus, Орфей.

ЭАК

ЭАК - I.

Αιάκης,

1. отец тирана Поликрата Самосского, см. Polycrates, Поликрат;

2. сын Силосонта, племянник Поликрата, тиран самосский; изгнанный Аристагором милетским, он отправился к персам и уговорил самосцев покинуть ионийских греков в морской битве против персов при Ладе. Персы в награду за это предательство сделали его опять властителем Самоса. Hdt. 4, 138. 6, 13 слл.

II.

Aeăcus,

Αίακός, сын Зевса и Эгины, дочери флиасийского речного бога Асона, предок знаменитого своими героическими доблестями рода Эакидов. Зевс унес Эгину на остров Ойнопу (Ойнопию), который оттого впоследствии и назывался будто бы именем Эгины; там она родила Эака. Э. стал царем этого острова и за свое благочестие и кротость - любимцем богов. По сказанию, передаваемому Овидием, население острова совершенно вымерло от чумы; тогда Э. помолился Зевсу, и тот превратил рой муравьев в людей, которых Э. по их происхождению (от μύρμηκες, муравьи) назвал мирмидонами (Ov. met. 7, 520). Он же будто бы во время засухи, усердно помолясь и принеся жертву, упросил богов послать дождь, за что благодарные эгинцы построили ему святилище Αίάκειον. Сам он построил тогда храм Зевсу Панелленскому на горе Панеллении. Вместе с Аполлоном и Посейдоном Э. построил стены Трои; на ту часть стены, которую построил смертный человек - Э., впоследствии взошли Теламон и Пирр, герои из Эакова рода. Pind. ol. 8, 30. По смерти Э. за свою справедливость был сделан судьей в подземном мире (см. Orcus, Орк) наравне с Миносом и Радаманфом. На Эгине и в Афинах Э. чтили как героя. Сыновьями Э. и Ендеиды были Пелей и Теламон; от Псамафен у него был сын Фок. Последний был убит своими сводными братьями, которых Э. за это изгнал. Теламон отправился на Саламин к Кихрею, который выдал за него дочь свою Главку, а умирая, завещал ему и свое царство. От второй жены своей, Перибойи, дочери Пелонида Алкафоя, Теламон имел сына Эанта; а Гесиона, дочь троянского царя Лаомедонта, родила ему Тевкра. На Лаомедонта Теламон ходил войной, как верный друг и спутник Геракла (см. Hercules, Геркулес, 11); тогда-то, по взятии Трои, он получил Гесиону, как долю из военной добычи. Участвовал он также в калидонской охоте и в походе аргонавтов вместе с братом Пелеем. Этот последний, после изгнания с Эгины, удалился в Фию в Фессалии к Евритиону, который женил его на своей дочери Антигоне и дал ему третью часть своего царства. Позднее на горе Пелии он сочетался с нереидой Фетидой. На свадебном торжестве, на которое явились и боги (Il. 24, 59), Посейдон подарил ему бессмертных коней, Ксанфа и Балия, а друг Хейрон - тяжелое пелийское копье. Этим копьем и конями пользовался сын Пелея Ахилл в Троянскую войну. ср. Acastus, Акаст.

ЭАКИДЫ

ЭАКИДЫ - Aeacides, Αίακίδης, прозвище нескольких героев, как потомков Эака (см. Aeacus, Эак): напр. Пелея, Ахилла (Verg. Aen. 1, 99), Неопполема (т. ж. 3, 296), а равно и царей Персея и Пирра (Cic. div. 2, 56).

ЭАКС

ЭАКС - Оеах, см. Palamedes, Паламед.

ЭАНТ

ЭАНТ - см. Аякс.

ЭАНФ

ЭАНФ - Oeanthe, Oeanthea, см. Locris, Локры, 3.

ЭБАЛ

ЭБАЛ - Oebalus, Ο'ίβαλος,

1. сын Кинорта, муж Горгофоны, отец Тиндарея, Пейрены и Арены, царь Спарты, где находился его храм, храм героя. По другой родословной, он сын Периера и внук Кинорта; от нимфы Батей у него были дети Тиндарей, Гиппакоон и Икарий, поэтому Oebalidae и Oebalii fratres название Диоскуров и Oebalia pellex название Елены (Ov. rem. am. 458);

2. сын Телона и нимфы реки Себета близ Неаполя. Телон, царь телебоев, был приведен с Тафоса одной из Ехинад на Капрею, а Э. поселился в Кампании. Verg. Aen. 7, 734.

ЭБАЛИДЫ

ЭБАЛИДЫ - Oebalĭdae, Oebalii fratres, см. Oebalus, Эбал.

ЭБОРА

ЭБОРА - Ebŏra, имя многих городов на Гесперийском полуострове:

1. город в Лузитании с прозвищем Liberalitas Iulia, между Tagus и Anas, н. Эвора;

2. Ebora или Eburа, н. S. Lucar de Barrameda, укрепленный город турдулов на востоке от устья Бетиса.

ЭБОРАКУМ

ЭБОРАКУМ - Eborācum, см. Brigantes, Бриганты.

ЭБУДЫ

ЭБУДЫ - Ebūdae insŭlae или Haebudes, 'Έβουδαε νη̃σοι; Птолемей и Плиний (4, 16, 30) называют их между островами западного океана; н. Гебриды. см. тоже Haemodae, Гемоды.

ЭБУРОНЫ

ЭБУРОНЫ - Eburōnes, Έβούρωνες, бельгийское племя, жившее между Рейном и Шельдой, с главным городом Aduatuca, Caes. b. g. 6, 32. Они вместе с кондрузами были союзниками тревиров; во время Цезаря они были под властью Амбиорига и Катуволка. Восстание их окончилось неудачею, и Цезарь предал их землю страшному опустошению. Место их заняли тунгуры. Caes. b. g. 2, 4. 4, 6. 5, 24 слл. 6, 34. 35. 43.

ЭБУС

ЭБУС - Ebŭsus, 'Έβυσος, н. Ивиса, самый большой из Питиузских островов у восточного берега Испании, горист и неплодороден, но известен своими фиговыми деревьями и смолой. Город того же имени (также и теперь), имел прекрасную гавань. Во 2-ю Пуническую войну римляне тщетно осаждали город, но зато опустошили остров. Liv. 22, 20.

ЭВАГОР

ЭВАГОР - Evagŏras, Euagŏras, Ευαγόρας,

1. царь саламинский на острове Кипр, происходил из древнего царственного рода этого города, лишенного, однако, своей власти каким-то финикиянином (Isocr. Evag. 8), вследствие чего Кипр попал под владычество персов. После низвержения финикиянина Е., живший до тех пор в Саламине, бежал в Киликию, чтобы спастись от преследований убийц узурпатора, но в 410 г. до Р. X. в сопровождении немногих друзей возвратился в Саламин, освободил свое отечество, получил его правление и с большим успехом стал вводить греческое образование (Isocr. Evag. 10). Благодаря своим большим талантам, он поднял в необычайной степени могущество и благосостояние острова, попавшего мало-помалу совершенно в его власть (ibid. 20 сл.), и вместе с тем заручился мирными отношениями к персидскому царю Артаксерксу Мнемону. Упрочив, таким образом, свое господство, он столь деятельно поддерживал покровительствуемого персами афинянина Конона, которого он готов был принять у себя после взятия Афин, что благодарные афиняне, после восстановления своей независимости через победу Конона при Книде, послали Е. на помощь флот, когда в 391 г. напали на него персы. Diod. Sic. 14, 98. Е. заключил союз с египетским царем Акорисом, возмутил жителей малоазиатского прибрежья против персов и этим заставили Артаксеркса в 387 г., после столь невыгодного для Греции Анталкидова мира, сделать значительные приготовления к войне, Е. не мог препятствовать высадке персов на острове (ср. Хеn. Hell. 4, 8, 24. Isocr. Evag. 22. 23. Diok. Sic. 14, 110. 15, 2, 8), но перехватил подвоз продовольствии и защищался храбро и решительно. Лишь поражение его флота при Киттие (Diod. Sic. 15, 3), после чего Саламин был со всех сторон окружен неприятелем, и отсутствие всякой надежды на помощь побудили его начать переговоры. Однако несогласия, возникшие между персидскими полководцами, вскоре опять облегчили ему защиту своего царства, и после десятилетней войны он достиг (376 г.) почетного мира. Два года спустя он пал от руки тайного убийцы Diod. Sic. 15, 47. Афинский оратор Исократ справедливо восхваляет не только таланты его как правителя, но и его образование и добродетели;

2. Е. II, внук предыдущего, сын Никола, после кратковременного царствования был низвергнут Протагором, получил обратно свою власть с помощью персов, но вскоре вновь должен был уступить Протагору, оклеветавшему его в Суслах, был назначен сатрапом малоазиатской провинции, затем скрывался от преследования за лихоимство и умер на Кипре насильственной смертью. Diod. Sic. 16, 42. слл. ср.: Engel, Kypros Ι, 286 слл.

ЭВАДНА

ЭВАДНА - Enadne, Ευάδνη,

1. см. Iamus, Иам;

2. дочь Ифиса, супруга Кананея. Она так любила своего мужа, что дала себя сжечь вместе с его трупом. Eur. Suppl. 987. Apollod. 3, 7, 1.

ЭВАНГЕЛ

ЭВАНГЕЛ - Euangelus, Ευάγγελος,

1. талантливый раб Перикла, написал, говорят, сочинение о военном искусстве, Τακτικά, весьма ценившееся Филопэменом. Plut. Philop. 5;

2. греческий писатель, относимый к новой комедии, Meineke, fragm. com. Graec. IV, 572;

3. одно из действующих лиц в Сатурналиях Макробия, нападающее на Вергилия.

ЭВАНДР

ЭВАНДР - Evander, Ευ́ανδρος, сын Гермеса и аркадской нимфы, или же прорицательницы Карменты, называемой также Никостратою и Фемидою, или сын Ехема (см. Hercules, Геркулес, 15) и Тимандры. За 60 лет до разрушения Трои он вывел, по преданию, колонию пеласгов из аркадского города Паллантия в Лаций и на Палатинском холме, на том месте, где впоследствии находился Рим, построил город, названный по имени его деда (или отца, или сына) Pallanteum, Palantium, Palatium. Он познакомил диких жителей Лация с употреблением письма с музыкою и с другими искусствами и ввел почитание Цереры, Нептуна (Neptunus Condus), Геркулеса и ликейского Пана, названного в Лацие Фавном или Июном. Liv. 1, 6, 7. Ov. fast. 1, 471 слл. 5, 99. Dion. Hal. 1, 31-33. Strab. 5, 230 (см. Hercules, Геркулес, 9). У Вергилия (A. 8) он с сыном Паллантом, трагическая смерть которого в бою рассказывается в 10 и 11 книгах «Энеиды», является союзником Энея. Его в Риме почитали в числе местных героев (indigetes), и ему был посвящен алтарь под Авентинским холмом. Мать его Carmenta или Carmentis, проводившая его, по преданию, в Лацию, имела святилише близ названных по ее имени карментальских ворот, у подошвы Капитолия (Verg. Aen. 8, 355 слл.), где праздновались Карменталии 11 и 15 января в честь ее и в честь спутниц ее Porrima (или Prorsa, Antevorta) и Postvorta, из которых первая вещала темное прошлое, а другая - будущее.

ЭВАФЛ

ЭВАФЛ - Euāthlus, Ευ́αθλος, богатый юноша, который за большую плату обучался красноречию у Протагора, но не достиг никаких успехов в самостоятельных трудах. Quint. 3, 1, 10.

ЭВБЕЯ

ЭВБЕЯ - Euboea, Ευ́βοια, н. Negroponte (по-итальянски), Egribos или Evvia (по-гречески), остров, простирающийся с северо-запада на юго-восток вдоль морского берега Беотии и Аттики на протяжении 1200 стадий (25 миль), почему и называется также Μακρίς. Ширина колеблется между 6 и 320 стадиями; площадь острова - 76 кв. миль. Пустынные, отчасти густо поросшие лесом горы из известняка, тянущиеся вдоль острова, называются Τελέθριον на севере, Δίρφυς (н. Дельфис) и Κοτύλαιον в середине, 'Όχη (н. Св. Илия) на юге. Самая высокая вершина Дирфиса достигает 1745 м, 5376 парижских футов. Крутая восточная сторона была мало удобна для основания городов. Геродот (8, 23) называет там приморские деревни, κω̃μαι παραθαλάσσιαι. Западный же склон представляет отчасти плодородные равнины, так, напр., Лелантскую равнину у Халкиды, покрытую и теперь еще виноградниками, масляничными и фиговыми плантациями и хлебными полями, долгое время бывшую предметом ожесточенной войны между жителями Халкиды и Эретрии; эта равнина на западной стороне носила подходящее название τα Κοϊλα, потому что горы на острове и на близлежащем материке придавали им корытоподобный вид. Что остров составлял прежде одно целое с материком, ясно из соответствия линии берегов, друг против друга лежащих: Ойте соответствует высокий мыс Κήναιον (н. Лифада). Остров разделен от материка Эвбейским морем или Эврипом (Ευ́ριπος), имеющим на самом узком месте лишь 240 футов в ширину. Между мысами кроме Κήναιον на севере следует назвать: Άρτεμίσιον с храмом Артемиды (Προσηωα), вблизи которого произошло морское сражение против персов в 480 г. до Р. X.; на востоке Χερσόνησος; на юге Καφαρεύς (н. м. Ксилофагос), где потерпели крушение 200 персидских кораблей; Γεραιστός (н. м. Мандило) и Λευκη ακτή (н. Паксимади). Между незначительными ручьями замечательны Βούδωρος на восточном берегу и Λήλαντος, протекающий по равнине того же имени. Земледелие и скотоводство давали хороший доход; в лелантской равнине добывались также медь и железо, а около Кариста мрамор и превосходный асбест. Жителями острова Гомер называет абантов, далее на север жили гестийцы и эллопы, на юге дрионы, а главным образом ионийцы (с Халкидой и Эретрией), пришедшие из Аттики уже до Троянской воины; в 446 г. до Р. X. вся Э. попала во власть афинян. Позднее важнейшие города перешли в руки македонян; римляне присоединили остров Э. к провинции Македонии. На западном берегу по направлению с севера на юг лежали: Αι́δηψoς (Липсо) с теплыми серными ключами; Όροβίαι с знаменитым оракулом селинунтского Аполлона, в 426 г. до Р. X. разрушенный землетрясением: Χαλκίς, сделавшийся очень могущественным под владычеством аристократов (гиппоботов), основавший много колоний, родина Исея и Ликофрона, место кончины Аристотеля; Έρέτρια с гаванью Πορθμός (н. Буфало), второй город острова, в 490 г. до Р. X. разрушенный персом Датисом, уведшим жителей в Сусы; вскоре после того город при помощи афинян снова был выстроен возвратившимися беглецами, немного южнее прежнего, под названием Новой Эретрии; здесь была родина Менедема, основателя эретрийской школы; Άμάρυνθος с знаменитым храмом Артемиды; Στύρα; Κάρυστος с мраморными ломками. На восточном берегу: ΚήρινΟος, небольшой морской город на правом берегу Будора; на северном берегу Ίστιαία или Έστιαία, прославленная Гомером (Il. 2, 537) за свое вино; город этот был разрушен Периклом и, будучи заселен 2000 клерухов, получил название Ώρεός. Неизвестно положение разрушенного Гераклом города Οιχαλία (см. Hercules, Геркулес, 12). Strab. 10, 444 слл.

ЭВБУЛ

ЭВБУЛ - см. Евбул.

ЭВБУЛИД

ЭВБУЛИД - Eubulĭdes, Εω̃βουλίδης,

1. родом из Милета, старался более усовершенствовать диалектику своего учителя Евклида Мегарского, причем не избежал насмешек комических поэтов; он и сам также писал комедии. Будучи учителем Демосфена, он, говорят, беспрерывным упражнением довел ученика своего до возможности выговаривать букву р, которую он (Демосфен) прежде не был в состоянии произносить;

2. ваятель в Афинах, который, по словам Павсания (1, 2, 4), изготовил памятник, состоявший из 13 статуй, Афины, Зевса, Мнемосины, Аполлона и Муз. Имя его встречается на некоторых надписях, найденных в Афинах.

ЭВГАММОН

ЭВГАММОН - Eugammon, см. Epos, Эпос, 4.

ЭВДЕМ

ЭВДЕМ - Eudēmus, Ευ́δημος, с острова Родоса, после Теофраста замечательнейший ученик Аристотеля. Gell. 13, 5. Он был врач и математик, составил историю геометрии и писал комментарии на физику Аристотеля, со взглядами которого он, кажется, вполне сходился. Некоторые указывают на него как на сочинителя Ήθικα Ευδήμεια, получивших свое название по его имени.

ЭВДОР

ЭВДОР - Eudōrus, Ευ́δωρος,

1. сын Гермеса и Пасимелы (позднее супруги Ехекла) и один из пяти предводителей Мирмидонов под главным начальством Ахиллея под Троей. Il. 16, 179;

2. перипатетический философ в Александрии, написавший упоминаемое Страбоном (17, 790) сочинение о Ниле.

ЭВЕН

ЭВЕН - Euēnus, Ευηνος,

1. два греческих элегических поэта из Пароса, от которых сохранились некоторые маленькие отрывки, хотя наверно не знают, которому из двух писателей приписать уцелевшие отрывки. Один из них (младший или старший - неизвестно) был современником Сократа и его учителем. Plat. Apol. p. 20 в. Phaed. p. 60 д. Phaedr. p. 267 a. Третьему писателю того же имени принадлежат, кажется, некоторые эротические элегии, которые мы находим в антологии. ср.: Bergk, poet. lyr. Graec., p. 596 слл., 3-е изд.;

2. см. Aetolia, Этолия;

3. см. Idas, Идас.

ЭВЕНТУС

ЭВЕНТУС - Eventus, Bonus Eventus, первоначально, бог урожая полевых плодов, затем вообще - доброго успеха и счастливого исхода. Это божество, кажется, возникло как выражение идеи, олицетворенной греческим Триптолемом, и, вероятно, перешло в Рим из Нижней Италии вместе с культом Вакха и Цереры. Его изображали в виде юного героя на колеснице, запряженной крылатыми драконами, держащего в правой руку жертвенный сосуд, а в левой - мак, колосья и рог обилия. В Капитолии его изображение стояло рядом с статуей bonae Fortunae; на Марсовом поле ему был посвящен храм.

ЭВЕНТУС, БОНУС ЭВЕНТУС

ЭВЕНТУС, БОНУС ЭВЕНТУС - Eventus,

Bonus Eventus, первоначально, бог урожая полевых плодов, затем вообще - доброго успеха и счастливого исхода. Это божество, кажется, возникло как выражение идеи, олицетворенной греческим Триптолемом, и, вероятно, перешло в Рим из Нижней Италии вместе с культом Вакха и Цереры. Его изображали в виде юного героя на колеснице, запряженной крылатыми драконами, держащего в правой руку жертвенный сосуд, а в левой - мак, колосья и рог обилия. В Капитолии его изображение стояло рядом с статуей bonae Fortunae; на Марсовом поле ему был посвящен храм.

Evictio,

называется требование настоящего собственника вещи о выдаче своей собственности, попавшей без его воли и ведома в чужие руки. Даже в том случае, когда незаконный владелец продал присвоенную вещь, покупатель ее был обязан возвратить ее без вознаграждения за причиняемый ему убыток. Поэтому покупщик при покупке обеспечивал себя посредством praestatio evictionis, т. е. формального заявления продавца о принятии на себя ответственности в случае востребования вещи другим лицом.

ЭВЕРГЕТ

ЭВЕРГЕТ - Ευεργέτης, благодетель, в Греции почетный титул, который часто давался в соединении с проксенией и другими привилегиями иностранцам, оказавшим большие услуги государству.

ЭВКУС ТУТИКУС

ЭВКУС ТУТИКУС - Equus Tutĭcus

или Aequum Tuticum, маленький городок гирпинцев (в южной Самние), известный особенно потому, что Гораций (Horat. Sat. 1, 5, 87) его не называет по схолиасту, а подразумевает под: oppidulo, quod versu dicere non est. Но местоположение этого города (Cic. ad Att. 6, 1) противоречит направлению, которого держался Гораций в своем путешествии, да неверно и то, чтобы имя города, разделенное на составные части, не могло быть употреблено в гекзаметре.

ЭВМЕЛ

ЭВМЕЛ - Ermēlus, 1. см. 'Άδμητος, Адмет;

2. эпический поэт из Коринфа (ок. 750 г. до Р. X.), написал Κορινθιακά, прозаическою обработкою которых воспользовался Павсаний, Ευρωπία (сказание о Европе и об основании Фив), Βουγονία, Τιτανομαχία и др. Собрание скудных отрывков издал Marckscheffel, Hesiodi, Eumeli, Cinaethonis, Asii et carminis Naupactii fragmenta (1840).

ЭВМЕН

ЭВМЕН - см. Евмен.

ЭВМЕНИЙ

ЭВМЕНИЙ - Eumenius, родился в 250 г. от Р. X., учитель Констанция Хлора, которого он сопровождал продолжительное время в походах, провел последние годы жизни в своем родном городе Августодуне (Autun) в Галин, где сделался учителем риторики и оказал большие услуги тамошней школе. Он принадлежит к латинским панегирикам. От него осталось еще 4 речи, превосходящие другие сочинения этого рода теми, что не страдают обыкновенным недостатком - чрезмерною лестью; речь pro instaurandis scholis, 296, раnegyricus на Констанция, произвнесенный в том же году в Триере, кроме того, panegyricus на Константина и gratiarum actio, обращенная к нему же, произнесенная в 311 г. Все эти сочинения напечатаны в собрании панегириков, лучше всего в издании Bährens (1874).

ЭВОКАТЫ

ЭВОКАТЫ - Evocati, см. Dilectus militum, Набор войска.

ЭВРИДАМ

ЭВРИДАМ - Eurydămas, Ευρυδάμας,

1. сын Египта, умерщвленный своей супругой, Данаидой Фартою;

2. участник в экспедиции аргонавтов;

3. жених Пенелопы, убитый Одиссеем. Ноm. Od. 18, 287. 22, 283;

4. троянский гадатель, умевший толковать сны. Il. 5, 149.

ЭВРИДИКА

ЭВРИДИКА - Eurydĭce, 1. см. Orpheus, Орфей;

2. супруга Кестора, дочь Климена. Ноm. Od. 3, 453;

3. супруга Креонта фивского. Soph. Aut. 1180;

4. супруга Ила, дочь Адраста. Apollod. 3, 12. 8;

5. супруга Акрисия. Apollod. 2, 2, 2.

ЭВРИЛОХ

ЭВРИЛОХ - Eurylŏchus, Ευρύλοχος, родственник и спутник Одиссея; по жребию ему пришлось с половиною отряда идти к жилищу Цирцеи, и он один избегнул участия быть превращенным в свинью. На острове Фринакии он уговорил своих товарищей заколоть некоторых из быков Гелиа и тем навлек на себя и на других смерть (см. Odysseus, Одиссей). Ноm. Od. 10, 203 сл. 11, 23. 12, 339 сл.

ЭВРИМЕДОН

ЭВРИМЕДОН - Eurymĕdon, Ευρυμέδων,

1. см. Gigantes, Гиганты;

2. возница Агамемнона (Ноm. Il. 4, 228.), вместе с последним убитый Эгистом;

3. полководец афинян, в 427 и 425 гг. посланный в Керкиру, чтобы поддержать демократов. В 425 г. он отправился с флотом в Сицилию, не имел, однако, никакого успеха; тем не менее он в 415 г. вторично был туда послан и в 413 г. пал под Сиракузами. Thuc. 3. 80. 91. 4. 52. 65;

4. н. Kaprisu, судоходная река Панфилии, протекающая мимо Аспенда и в расстоянии 60 стадий от этого города впадающая в море, знаменитая по победе Кимона в 469 г. Thuc. 1, 100. Хеn. Hell. 4, 8, 30.

ЭВХЕНОР

ЭВХЕНОР - Euchēnor, Ευχήνωρ,

1. сын коринфянина Полиида, был ранен Парисом и умер, как и было предсказано ему отцом. Il. 13, 663;

2. сын Египта, убитый своей супругой Ифимедусой, дочерью Даная. Apollod. 2, 1, 5.

ЭВХЕРИЙ

ЭВХЕРИЙ - Eucherius, пресвитер и в 434 г. епископ в Лионе, умер между 450-455 гг.; сочинения его (напр., de contemtu mundi et saecularis philosophiae) мы находим в сводах отцов церкви. Христианская женщина - поэт Eucheria жила в 7 в.

ЭГА

ЭГА - см. Эги.

ЭГАЛЕЙС

ЭГАЛЕЙС - Αίγάλεως, Αίγάλεων o́ρός,

1. гора в Аттике, южный отрог Парнефа между Афинами и Элевсином, н. Скарманга, напротив острова Саламина; с нее Ксеркс смотрел на Саламинскую битву. Hdt. 8, 90. Thuc. 2, 19;

2. Αίγαλέον, ряд холмов, по западной окраине Мессении тянущийся до мыса Корифасия, н. Мали. Strab. 8, 359.

ЭГЕИ

ЭГЕИ - Aegeus, Αίγεύς, сын Пандиона, наследовавшего от отца своего Кекропа афинский престол, но затем изгнанного Метионидами и бежавшего в Мегару. Там Пандион женился на дочери царя Пилы. Родившийся от этого брака Э., по смерти Пандиона, завоевал Афины и, как старший из братьев, сделался афинским царем. Paus. 1, 5, 3. Но его низвергли сыновья его брата Палланта. Те в свою очередь были побеждены сыном Э. от третьей жены Айфры, дочери Питфея Тройзенского, Фесеем; Э. вновь взошел на престол. Plut. Thes. 13. Отправляясь на Крит, чтобы убить Минотавра (см. Minotaurus, Минотавр), Фесей условился со своим отцом, что в случае успеха на корабле Фесея при его возвращении будет поднят белый парус вместо черного; но, когда пришло время исполнить этот уговор, Фесей забыл о нем. Э., увидев на возвращающемся от Крита корабле черный парус, подумал, что сын погиб, и бросился со скалы в море. Plut. Thes. 22. Paus. 1, 22, 5. Catull. 64, 207 (ср. Aegaeum mare, Эгейское море). Афинский народ почтил своего царя гробницей и статуей, кроме того, по имени Э. названа была одна из аттических фил (Αίγηίς). Paus. 1, 5, 2. Э., «бог волн» (прозвище Посейдона), первоначально тот же Посейдон, родовой бог ионян, которого также называют отцом Фесея.

ЭГЕЙСКОЕ МОРЕ

ЭГЕЙСКОЕ МОРЕ - Aegaeum mare, Liv. 36, 43. Cic. de imp. Pomp. 18, Aegaeum Horat. Od. 2, 16, 2, Αίγατον πέλαγος, Hdt. 4. 85. Thuc. 1, 98 et saep., в обширном смысле слова называлось все море между Грецией и Малой Азией, в более же тесном - часть моря между Аттикой, Эвбеей, Фессалией, Македонией, Ионией и Карией, нынешний Архипелаг. Объяснения, предлагавшиеся для названия «Эгейское», очень многочисленны; одни, напр., производили его от Эгея, Фесеева отца, который бросился в море, когда сын забыл убрать черные паруса на своем корабле; другие от Αίγαί, третьи от имени царицы амазонок Эгеи; четвертые от αι̃σσω, причем предполагалось, что название должно указывать на бурную натуру этого моря; однако плавание по нему вообще, за исключением времени около утреннего восхода Сириуса, считалось более безопасным, чем по Ионическому морю. Может быть, это название финикийского происхождения.

ЭГЕРИЯ

ЭГЕРИЯ - Egeria, Ήγερία, также Aegeria, Αιγερία, италийская прорицающая нимфа источника или камэна, супруга царя Нумы, с которою он имел тайные свидания и по совету которой он ввел в Риме свои богослужебные учреждения. Liv. 1, 19. Рощу и грот, где они виделись, Нума посвятил камэнам. Liv. 1, 21. Римляне приписывали ей силу помощи при родах, и поэтому беременные женщины приносили ей жертвы. Paulus у Fest. p. 77. Существовали две рощи с источниками Э.; одна была около Рима перед Капенскими воротами, куда, по преданию, Нума ходил обыкновенно, другая у Ариции около храма Дианы (см. под словом 'Άρτεμις, Артемида). Сюда бежала, по сказанию, Э. по смерти Нумы и обратилась от горя в источник.

ЭГЕСТА

ЭГЕСТА - Egesta, см. Segesta, Сегеста.

ЭГЕСТАС

ЭГЕСТАС - Egestas, большая бедность, олицетворенная как богиня и представляемая у римских поэтов с другими ужасными образами у входа в подземное царство. Verg. Aen. 6, 216. Sil. It. 13, 585.

ЭГИ

ЭГИ - Aegae, Αίγαί, название нескольких греческих городов, которые почти все лежали у морских берегов:

1. город в Ахайе при устье Крафида, уже во времена Страбона находился в запустении. Ноm. Il. 8, 203. Hdt. 1, 145. Strab. 8, 385;

2. город на Эвбее. На крутом холме над городом находился храм Посейдона, существовавший еще во времена Страбона. Strab. 8, 386;

3. эолийский город в Малой Азии (Hat. 1, 149. Хеn. Hell. 4, 8, 5), пострадал от землетрясения. Tac. ann. 2, 47;

4. город в Киликии, важный приморский пункт в римские времена (н. Ajascala);

5. город в Емафии в Македонии, прежняя резиденция и усыпальница македонских царей (Diod. Sic. 16, 3, Arr. 1, 11, 1), он же называется и Αίγή (Hdt. 7, 123).

ЭГИАЛА

ЭГИАЛА - Aegiale, Αιγιάλεια, Αιγιάλη, см. Diomedes, Диомед.

ЭГИДА

ЭГИДА - Aegis, αιγίς, ίδος, наводящий ужас, страшно сияющий, несокрушимый щит Зевса, произведение Гефеста. Когда тучесобиратель своей десницей мечет молнии, то левой рукой он потрясает 100 кистями увешанную, ужасом смятения обрамленную Э.; «на ней борьба, на ней отпор, на ней леденящий сердце ужас преследования, на ней и голова Горгоны, страшного чудовища». Il. 5, 738. 17, 593. 15, 308. 2, 447. Слово это может быть производимо от корня ΑΙΓ и означает бурю и непогоду. Эта грозная облачная одежда - оружие и щит Зевса, который поэтому называется αιγίοχος, αιγιδου̃χος, эгидодержец. Кроме того, и любимая дочь Зевса, Афина, носит Э.; в исключительных случаях носит ее и Аполлон (Il. 15, 221 слл.). О производстве этого слова от αι́ξ, коза, и о значении козья шкура у Гомера не может быть и речи; напротив, позднейшие сказания делают это значение основным и, выходя от обычая диких народов употреблять на войне козьи шкуры для прикрытия левой руки и груди, передают, будто в борьбе с гигантами Зевс, в исполнение известного ему предсказания, натянул на свой громоносный щит шкуру козы - своей кормилицы, прикрепив к шкуре и голову Горгоны. Позднейшее представление об Э., как исключительной принадлежности Афины, произошло из гомеровского представления Э. Зевса, так как уже у Гомера весьма часто Афина носит Э. своего отца. На изображениях Э. Афины представляется то в виде чешуйчатой шкуры, прикрывающей грудь, плечи и спину, то в виде чешуйчатого панциря на груди, посередине которого находится голова Горгоны, а по краям змеи. Геродот (4, 189) объясняет происхождение представления об этой Э. тем, что ливийские девушки, служительницы этой богини, носили поверх одежды козьи шкуры, обрамленные бахромами. По Диодору (3, 70), Э. была чудовище, рожденное землей, извергающее огонь, опустошившее Фригию, Индию, Египет, Ливию; Афина убила его и шкуру его сделала своим щитом.

ЭГИКОРЕИ

ЭГИКОРЕИ - Αιγικορετς, см. Φυλή, Фила.

ЭГИМИЙ

ЭГИМИЙ - Αιγίμιος, мифический родоначальник дорян, живших у Пинда; воюя с лапифами, он призвал на помощь Геракла и обещал последнему третью часть своих владений. Геракл победил лапифов, убил царя их Корона и союзника его Лаогору, царя дриопов, но не принял предложенной в награду земли. Apollod. 2, 7, 7. По именам сыновей Э., Памфила и Димана, названы, говорят, были дорические филы Памфилов и Диманов; третья фила, Гиллеи, происходила от Гилла, сына Гераклова, усыновленного Э. из благодарности к своему союзнику. Из эпического стихотворения Αίγίμιος, которое приписывали то Гесиоду, то его последователю Кекропу Милетскому, сохранились только немногие отрывки.

ЭГИНА

ЭГИНА - Aegīna, Αιγίνη, позднее Αι́γινα, н. Эгина или Энгия, остров в Сароническом заливе между Арголидой и Аттикой, не многим более 2 кв. миль величиной, в большей части горист (Τριπυργία, Πανελλήνιον), на равнинах (на западе) чрезвычайно плодороден; в почве обильные залежи ценной глины, которую употребляли для выделки превосходной посуды (отс. χυτρόπωλις). По народному сказанию, Зевс принес Э., дочь флиасийского речного бога Асопа, на этот остров, тогда называвшийся Ойноной; здесь Э. родила Эака (см. Aeacus, Эак); затем Зевс населил остров мирмидонами. Это сказание указывает на колонизацию из Флиунта и Фии. После того как Эакиды оставили остров, а именно Теламон ушел на Саламин, а Пелей в Фию, этнографический характер населения (Αίγινήται), вследствие прихода сюда новых поселенцев из Эпидавра, сделался существенно дорическим (Hdt. 8, 46) и история Э. была тесно связана с историей Эпидавра, особенно в половине 8 в., во время тирании Фейдона, того самого, который, как говорят, первый стал чеканить серебряную монету. Однако около 540 г. эгинцы вышли из-под зависимости от Эпидавра и настолько развили свою торговлю и морские силы, что сами стали основывать колонии (Кидония на Крите, Эгинет в Пафлагонии). Немало содействовали они успеху борьбы против персов. В битве при Саламине эгинцы кроме кораблей, необходимых для защиты их родного острова, выставили еще 30 трирем для союзного греческого флота и получили первую награду за храбрость. Hrdt. 5, 83. 8, 46 и 93. Вскоре, однако, это значительное могущество эгинцев возбудило зависть соседей их, афинян, которым и удалось в войну с Коринфом, Эпидавром и Э. разбить близ этого острова флот эгинцев; а затем эгинцы должны были (457 г.) срыть свои стены, выдать корабли и платить дань. Позднее (431 г.) жители были даже совершенно прогнаны с острова афинянами и, по указанию лакедемонян, поселились в области Фиреатиде. Хотя в 404 г. Лисандр и переселил их обратно на Э., могущество и благосостояние этого острова были уже сокрушены. Позднее остров Э. принадлежал к Ахейскому союзу, затем этолянам, Атталу Пергамскому и наконец римлянам, под властью которых остров сохранял номинальную автономию. Богато разукрашенный портовый город Э. находился на западном берегу и имел две, отчасти искусственно, посредством молов, устроенные гавани; в городе находился Αιάκειον, храм Эака, в котором хранились и венки, получаемые на эакеях, т. е. на празднике, совершавшемся в честь Эака (Pind. Nem. 5, 53); далее к середине острова лежал город ΟΙ'η. На Панеллении стоял храм Зевса. Но не отсюда, а из одного храма Афины взяты находящиеся теперь в мюнхенской глиптотеке фронтонные группы, из которых одна изображает борьбу за тело Ахилла, другая, вероятно, борьбу за труп Оикла, боевого товарища Геракла при взятии Трои. Известен в истории искусств эгинский стиль; отличительная черта его та, что, стараясь выразить пластическую индивидуальность и быть близким природе, он в то же время остается верным традиционным типам богов более, чем стиль аттический. Замечательными мастерами эгинского пошиба были: Каллон, Анаксагор, Главкий, Симон, Опат. Из многообразных предметов торговли эгинцев особенно замечательна эгинская бронза, приближающаяся по достоинству к коринфской и делосской, и множество галантерейных и мелких вещей, почему под именем Αιγιναία έμπολή подразумеваются всякого рода мелкие товары, безделушки. Как густо было население острова, показывает известие, по которому на Эгине жило 5000 граждан и 470 000 рабов. Aristot. ар. Athen. 6, 272. d. Strab. 8, 375. ср.: О. Müller, Aegineticorum liber (1817). About: в Archives des missions scientif., III p. 481-567. Bursian, Geographie von Griechenland, II, 77 слл.

ЭГИОН

ЭГИОН - см. Айгий.

Предыдущая страница Следующая страница