Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "А" (часть 3, "АГЛ"-"АДР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АГЛ"-"АДР")

АГЛАОФОН

АГЛАОФОН - Aglaophon, Άγλαοφω̃ν, см. Pictores, 2., Живопись.

АГЛАЯ

АГЛАЯ - Aglāie, Άγλαΐα, см. Χάρις, Χάριτες, Хариты.

АГМЕН

АГМЕН - Agmen, маршевое, походное построение войска. У греков расчленение на отдельные отряды, лежавшее в основе боевого построения, сохранялось и в походе. Движение совершалось или одной, или несколькими колоннами (πορεία μονοφαλαγγία, διφαλαγγία и т. д.), обыкновенно отделениями, идущими одно за другим (επαγωγή), а иногда так, что все войско шло в одной линии, один отряд бок о бок с другим (παραγωγή). Различные роды оружия располагались в том или другом порядке, сообразно условиям местности. Хеn. Anab. 7, 3, 37. Суrор. 5, 3, 36. При отступлении самым обыкновенным расположением был четырехугольник, со всех сторон прикрытый гоплитами. Римляне совершали походное движение так, что во всякое время могли построиться к бою; для этого каждый солдат должен был оставаться при своем отряде, в сомкнутом строю, чтобы не оказывалось ни пробелов, ни скучивания. Но т. к. слишком растянутое построение (agmen longissimum) легко может быть прорвано и отдельные, далеко один от другого отстоящие отряды не могут скоро являться на помощь друг другу, то шли широкими колоннами, устраняя тем возможность обхода флангов и нечаянных нападений сбоку и с тылу. В то же время отряды всадников и легковооруженных рассылались во все стороны для наблюдения и прикрытия. Багаж (impedimenta) шел обыкновенно непосредственно за каждым отрядом (Caes. b. g. 2, 17), но его удаляли в средину, если ожидали неприятельского нападения (т. ж. 19). Сверх того, в пути каждый солдат нес на себе 60 фунтов поклажи, почему Цезарь называет ее onus, хотя настоящее название ее есть sarcinae. Кроме оружия поклажу эту составляли кожаный ранец (pera, folliculus), наполненный пшеницей на срок от 2 до 4 недель, орудия для земляных работ (rutrum, лопата), серп для фуражировок (faix ad pabulandum) и, наконец, несколько (даже до 12, Liv. 3, 27) жердей для устройства окопов. Если надо было сражаться, солдаты складывали свою поклажу в одну кучу (sarcinas conferre). Иногда они не успевали этого сделать вследствие внезапного нападения, и тогда подчас теряли бодрость, потому что должны были сражаться impediti agmine и sub sarcinis.

АГНАТИО

АГНАТИО - Agnatio, называется не родство вообще (cognatio), a только то кровное, признанное в гражданском праве родство, которым связаны между собой по мужской линии лица, путем усыновления или рождения принадлежащие к одной и той же семье. Так, брат и сестра - агнаты, но дети сестры не принадлежат к кругу агнатов. Усыновленный выходит из прежнего агнатства и вступает в агнатство своего приемного отца. Прежние преимущества агнатов в отношении к наследованию были несколько ограничены во времена Империи, когда приобрели больше прав cognati и affines.

АГНИСМЫ

АГНИСМЫ - Άγνισμοί, см. Lustratio., Очищение.

АГОНАЛИЯ

АГОНАЛИЯ - см. Агония.

АГОНИЯ

АГОНИЯ - Agonia, Agonalia, празднество и жертвоприношение у римлян, повторявшееся несколько раз в году. Смысл названия загадочен для самих римлян. Ov. fast, 1, 317. По мнению некоторых, оно должно быть сопоставлено с agere в смысле «закалывать скот для жертвоприношения». Неизвестно и то, каким богам приносилась жертва. Овидий в указанном месте говорит, что в праздник А., 9 января, следует умилостивлять Яна (Janus), который, как agonius, был покровителем работ и занятий людей; но из этого еще не следует, что празднество А. устраивалось именно в честь Яна. Agonium Martiale праздновалось 17 марта.

АГОНИЯ, АГОНАЛИЯ

АГОНИЯ, АГОНАЛИЯ - Agonia, Agonalia,

празднество и жертвоприношение у римлян, повторявшееся несколько раз в году. Смысл названия загадочен для самих римлян. Ov. fast, 1, 317. По мнению некоторых, оно должно быть сопоставлено с agere в смысле "закалывать скот для жертвоприношения". Неизвестно и то, каким богам приносилась жертва. Овидий в указанном месте говорит, что в праздник А., 9 января, следует умилостивлять Яна (Janus), который, как agonius, был покровителем работ и занятий людей; но из этого еще не следует, что празднество А. устраивалось именно в честь Яна. Agonium Martiale праздновалось 17 марта.

АГОРА

АГОРА - Άγορά, первоначально - собрание народа, особенно в героические времена (ср. Έκκλησία, Экклесия); затем то место, площадь, где происходили эти собрания; она служила также и рынком и находилась в приморских городах обыкновенно близ моря, а в городах, удаленных от морского берега, - у подошвы кремля; в городах позднейшей постройки, напр. в Пирее, оно имело четырехугольную форму и было окружено колоннадами. Такую площадь украшали храмами, статуями богов и общественными зданиями, т. к. она представляла некоторым образом центр городской и государственной жизни. ср. Πνύξ, Пникс (под сл. Attica, Аттика, 12) и Έκκλησία, Экклесия. Так, у Эсхила упоминаются θεοί επίσκοποι αγορα̃ς и Έρμης αγοραίος. Особенно великолепна была А. в Афинах. Кимон обсадил ее платанами. Стечение народа на площади было особенно значительно перед полуднем. Словом αγοραίος с древних времен называли праздношатающихся людей. Но когда масса народная стала все больше и больше принимать участия в государственных делах, περιέρχεσθαι κατα την αγοραν сделалось общим обычаем, и афинянин проводил большую часть своего времени на городской площади. Торговые обороты совершались на площади гражданами беспошлинно; иностранцы, равно как и метеки, должны были платить агораномам рыночную пошлину. Отдельные части рынка (κύκλοι) обозначались по названиям продаваемых в них товаров. Время торга было, считая по-нашему, от 9-12 часов дня (πλήθουσα αγορά. Hdt. 2, 173. 7, 223). А. служила обыкновенно и сборным пунктом при совершении торжественных шествий.

АГОРАКРИТ

АГОРАКРИТ - Agoracritus, Άγοράκριτος, см. Sculptores, Скульптуры 6.

АГОРАНОМ

АГОРАНОМ - Άγορανόμοι.

Полицейские чиновники этого наименования существовали во многих греческих городах; в Афинах было 10 А.; под их надзором находился преимущественно рынок. Они должны были смотреть за порядком (ευκοσμία) на рынке, наказывали за обман (Theophrast. y Harpocrat. κατα την αγοραν αψευδει̃ν) и для этой цели осматривали товары, меры и весы; следили, чтобы не торговали лица, не имевшие на то права (иностранцы и метеки могли торговать, только уплатив ξενικον τέλος), и собирали торговые пошлины. Они имели, конечно, и право суда по делам их ведомства и именно при незначительных нарушениях закона, вероятно, сами своей властью налагали наказания, тогда как более важные преступления подлежали, без сомнения, суду присяжных.

АГРАВЛА

АГРАВЛА - 'Άγραυλος, см. Cecrops и Παλλας Άθήνη., Кекропс и Хариты.

АГРАВЛА, АГЛАВРА

АГРАВЛА, АГЛАВРА - 'Άγραυλος, см. Cecrops и Παλλας Άθήνη.

АГРИАНЫ

АГРИАНЫ - Agrianes, Άγρια̃νες, фракийско-македонское племя, по Стримону, между горными хребтами Родопой и Гэмом, - превосходные стрелки из лука; поэтому в войске Александра они обыкновенно обозначаются как ψιλοί; часто о них упоминают Арриан и Курций.

АГРИГЕНТ

АГРИГЕНТ - см. Акрагант.

АГРИКОЛА

АГРИКОЛА - Agricola, Cn. Iulius, увековечен своим зятем Тацитом в прекрасной биографии. Родился в 40 г. от Р. X. в колонии Forum Iulii (н. Frejus). Он был сыном казненного по воле Каллигулы Юлия Грецина, воспитанием своим обязан был своей прекрасной матери Юлии Процилле, а научное образование получил в Массилии. Первый поход сделал (59 г.) под начальством Светония Павлина в Британнию. Возвратясь в 61 г. в Рим, вступил в брак со знатной римлянкой Домицией Децидианой. В 62 г. служил в коллегии вигинтиви I ров, с 3 декабря 63 г. был квестором и в том же году, по провозглашении Веспасиана императором, тотчас перешел на его сторону. В следующем году Веспасиан поручил А. командование 20-м легионом в Британнии. Там А. выказал замечательную храбрость, которую еще более возвышала его скромность (Tac. Agr. 1. 8). В награду за это в 74 г. он был принят в число патрициев и получил в управление Аквитанию, где и оставался в течение 3 лет. В 77 г. был сделан консулом (suffectus) и тогда же обручил свою дочь с Тацитом, который и женился на ней по окончании года консульства А. Затем А. был сделан понтификом и наместником Британнии. В середине лета 77 г. прибыл туда и тотчас выступил в поход, разбил и почти уничтожил ордовиков, занял Мону (Anglesea) (m. ж. 18), расширил в последующие два года свою власть до бухты Таит (Тау) и в 4 года воздвиг целый ряд башен и окопов между Клотой и Бодотрией (Firth of Clyde и Form) с целью охраны от диких каледонцев (т. ж. 22 сл.). Но еще блистательнее военных подвигов был порядок, справедливость, кротость, которыми отличалось правление А., успешно старавшегося распространять римскую культуру. Постоянная, хотя и тайная враждебность северных горных народов Шотландии воспрепятствовала ему завладеть Гибернией; у подножия горы Гравпия он нанес им тяжкое поражение, но не мог вполне воспользоваться плодами победы, 84 г. (т. ж. 24-39). Слава его подвигов возбудила зависть в Домициане. А. даны были triumphalia ornamenta, но вместе с тем был послан преемник (85 г.). С этих пор, чтоб не раздражать подозрительности тирана, А. жил в полнейшем уединении от света, и все-таки, когда А. умер в 93 г., думали, что он был отравлен (Tac. Agr. 43 слл. Dio Cass. 66, 20). ср.: Imhof, Domitianus (1857) стр. 42 слл. 51 сл. 107. Urlichs, Comment, de vita et honoribus Agr. (1868).

АГРИМЕНСОР

АГРИМЕНСОР - Agrimensor, см. Mensor., Менсор.

АГРИОНИЯ

АГРИОНИЯ - Agrionia, Άγριώνια, тристерическое празднество в Орхомене в Беотии в честь Диониса Агриония, состоявшее преимущественно в ночных оргиях женщин. На этом празднестве существовал такой обычай: жрец бога Диониса преследовал с мечом в руке девушку, принадлежавшую к роду мифического царя Миния, и если настигал ее, то имел право убить. В позднейшие времена при этом избегали убийства, но при Плутархе был еще такой случай. Plut. quaest. gr. 38. 112. quaest. rom. 102. Этот обычай аналогичен с жертвой Афамантидов, см. Athamas. То же празднество совершалось в Фивах и в Аргосе.

АГРИППА

АГРИППА - Agrippa, 1. M. Vipsanius (Vipstanus) (о значении слова см. Plin. 7, 6, 45), родился в простой, незнатной семье в 63 г. до Р. X. Tac. ann. 1, 3. Vell. Pat. 2, 96. Сделался близким другом Октавиана, будущего императора Августа, своего ровесника, с которым они вместе учились в Аполлонии. Nep. Att. 12, 1. Здесь они получили известие об убиении Цезаря, и А. с тех пор стал доверенным лицом у Октавиана, служа ему искусно и успешно и в военных и в мирных делах. По внушению А., Октавиан отправился в Рим. Здесь А. обвинял Кассия, как убийцу Цезаря, в 43 г. до Р. X. (Plut. Brut. 27); с отличием участвовал в перузинской войне (41 г. до Р. X.) и затем сделался претором. App. b. с. 5, 31 слл. Dio Cass. 48, 20. Horat. Od. 1, 6. Потом подавил восстание аквитанов в Галлии (App. b. с. 5, 92. Eutr. 7, 5) и первый, после перехода Цезаря через Рейн, проник в Германию (Dio Cass. 48, 49. Tac. ann. 12, 27). По возвращении из похода в 37 г. до Р. X. сделался консулом. Во время войны против Секста Помпея выстроил флот и основал военную гавань в Байях. Diod. Sic. 4, 22. Suet. Oct. 16. Dio Cass. 48, 49 сл. B 36 г. до P. X. одержал победу при Навлохе (Dio Cass. 49, 2. Vell. Pat. 1, 79), где употребил в дело введенные им высокие корабельные башни и улучшенный гарпаг (α́ρπαξ) (App. b. с. 5, 118); наградой ему за победу была corona rostrata; успешно сражался А. вместе с Октавианом против далматов и иллирийцев (35 и 34 гг. до Р. X.) и затем сделался эдилом; в этой должности ему удалось найти прекраснейшее приложение своей страсти к постройкам; он, между прочим, очистил старые водопроводы Рима и провел новые. Dio Cass. 49, 42. 57, 11. Becker, röm. Alterth. I, стр. 703. Военному таланту А. Август обязан был победой при Акциуме, которая сделала его владыкой Римской империи. Plut. Ant. 66. Vell. Pat. 2, 85. Dio Cass. 51, 2 слл. После этого Α., вполне согласно с желаниями Августа, устроил управление Италией, 30 г. до Р. X. Август отдал ему руку своей племянницы Марцеллы и предоставил высшие государственные должности - консульство и цензуру. Tac. ann. 1, 3. Ρlut. Ant. 87. Suet. Oct. 27. Dio Cass. 53, 1. B 23 г. до Р. X. он поручил Α., не ладившему со своим шурином Марцеллой, управление Сирией, куда А., впрочем, послал только своего легата, оставаясь сам в Митилене на Лесбосе. Suet. Oct. 66. Dio Cass. 53, 32. По смерти Марцелла, вскоре затем последовавшей, вернулся в Рим, сделался в 20 г. до Р. X. префектом, усмирил восстание в Галлии и победил или, вернее, совершенно уничтожил кантабров в Северной Испании, но почестей триумфа не принял. Horat. ер. 1, 12, 26. Dio Cass. 54, 28. Вообще, он был ближайшим помощником Августа в деле управления; Август поэтому и усыновил детей А. Гайя и Люция и назначил их своими преемниками. Suet. Oct. 64. Tac. ann. 1, 3. A. после развода своего с Марцеллой в 23 г. до Р. X. женился на дочери Августа Юлии, вдове Марцелла (Suet. Oct. 63). О вторичном пребывании А. на востоке, особенно о его походе на Киммерийский Босфор, нам очень мало известно (Dio Cass. 54, 24). В 13 г. до P. X. ему была продолжена еще на пять лет полученная им прежде трибунская власть. Но уже в следующем году он умер 51 года от роду в Кампании, на обратном пути из Паннонии, куда Август посылал его для усмирения восстания. Dio Cass. 54, 28. Август почтил его память великолепными похоронами. А. был не только великим полководцем и государственным человеком, но и значительным писателем, особенно по землеведению. Он, кажется, принимал значительное участие в межевании империи, предпринятом по приказанию Августа. ср.: Ritschi Rhein. Mus. I, стр. 481-532. Petersen m. ж. VIII, стр. 161-210, 277-403. IX. 85-106. Gutschmid m. ж. XII, стр. 619. Может быть, он велел поместить первую ландкарту в одном портике. Из его сочинений, между которыми упоминается и автобиография, до нас дошли незначительные отрывки. Большие услуги оказал он городу Риму устройством водопроводов и очищением клоак (Plin. n. h. 36, 24, 3); украсил город (26 г. до Р. X.) портиками, термами и садами, особенно же построением Пантеона (см. Roma, 18, Рим); и в Галлии во время своих походов он из Лугдуна (Лиона), как центра, проложил несколько больших дорог, а в Немавсе (Nisme) устроил великолепный водопровод и бани, которые отчасти сохранились до сих пор. Он же первый возбудил вопрос о том, чтобы частные собрания художественных произведений сделать доступными для публики. Монографии: P. S. Frandsen (1836), Müllenhoff, über die Weltkarte und Geographie des Augustus (1856);

2. Agrippa Postumus, сын M. Випсания Агриппы и Юлии, дочери Августа, родился по смерти отца. Был сослан Августом на остров Планасию 760 u. с. (7 г. от Р. X.). Vell. Pat. 2, 112. Tac. ann. 1, 3, а после смерти Августа умерщвлен, может быть по наущению Ливии, которая для интересов сына своего Тиберия считала опасным А., как единственного внука Августова. Tac. ann. 1, 6.

АГРИППИНА

АГРИППИНА - Agrippīna, 1. дочь М. Випсания Агриппы и Юлии, дочери Августа. Была замужем за Германиком и сопровождала своего супруга в походах, обнаруживая необыкновенную твердость и присутствие духа. (Tac. ann. 1, 69). По смерти мужа вернулась в Италию, где возбудила подозрения Тиберия и его министра Сеяна, стараясь доставить власть своим сыновьям; вследствие этого она была удалена в изгнание на остров Пандатарию, где и умерла голодной смертью, 33 г. от Р. X. Tac. ann. 6, 25. 14, 63. Suet. Tib. 53. ср. Burkhard, Agr., Augustus Enkelin (1846) [Кудрявцев, «Римские женщины по Тациту» в «Пропилеях» I и отд. книгой, 2-е изд., 1860]. Из 6 детей ее Калигула был впоследствии императором. Ее дочь

2. А. (сперва бывшая замужем за Домицием Агенобарбом, после того за Криспом Пассиеном), сделавшись супругой императора Клавдия, стремилась доставить власть своему сыну от первого брака, Домицию Нерону. Клавдий усыновил Нерона (Tac. ann. 12, 9 слл.), в ущерб своему родному сыну Британнику; но затем и сам, когда уже стал тяготиться властолюбием и развратной жизнью своей жены, был отравлен А. в 54 г. от Р. X. Tac. ann. 12, 64. Suet. Claud. 43. Она мечтала, что теперь будет править именем императора, своего сына Нерона, но последний вверился руководству мудреца Сенеки и начальника преторианцев Бурра. Оскорбленная этим А. попыталась низвергнуть сына, поставив на его место Британника, но ее намерения были угаданы, и Нерон велел убить свою властолюбивую мать, 56 г. от Р. X. Tac. ann. 14, 1 слл. Suet. Nero. 34. Для достижения своих властолюбивых целей она писала, между прочим, мемуары (commentarii, Tac. ann. 4, 56). ср.: A. Stahr, Agr., die Mutter des Nero (1867). Lehmann, Claudius und Nero, Gotha 1858 г. (Кудрявцев, ук. соч.).

АГРО

АГРО - Agro, 'Άγρων, царь иллирийский, помогал царю Димитрию в войне против этолийцев и вскоре после одержанной победы умер от последствий своей неумеренности, 230 г. до Р. X. Flor. 2, 5. Liv. ep. 20. Niebuhr, Vorträge über römische Geschichte II, 2, стр. 46 слл.

АГРОТЕРА

АГРОТЕРА - Άγροτέρα, см. 'Άρτεμις и Attica, 13., Артемида и Аттика.

АГРОЭЦИЙ

АГРОЭЦИЙ - Agroecius, римский грамматик, жил в 5 в. от Р. X., вероятно, в Галлии, автор сочинения de orthographia et proprietate et differentia sermonis, которое должно было служить дополнением к сочинению о том же предмете, написанному Флавием Капром (см. Caper, Капр).

АДА

АДА - 'Άδα, сестра Мавсола, царя карийского, и его супруги Артемисии, была замужем за своим братом Гидриеем. По смерти царя и его жены, в 350 г. до Р. X., взошел на престол Гидрией, а ему наследовала в 343 г. А. Но вскоре, при помощи персов, власть захватил Пиксодар, младший брат А. (338 г.); он скоро умер, но ему наследовал зять его Оронтобат. Diod. Sic. 16, 74. За А. осталась горная крепость Алинда, которой она владела еще и тогда, когда Александр Великий начал войну против персов. В 334 г. А. сдала ему эту крепость, но затем получила от него, после взятия Галикарнасса, владычество над всей Карией (Plut. Alex. 10, 22. Arr. 1, 23.2, 5. Diod. Sic. 17, 24).

АДАМАНТ

АДАМАНТ - Άδάμας, adamas (неодолимый), упоминаемый впервые у Гесиода мифический металл - сталь, которая по своей твердости служила будто бы материалом для различных орудий, употреблявшихся богами, напр. для серпа Крона (Hesiod. theog. 161), для шлема Геракла (id. scut. Неrc. 137), для оков Прометея (Aesch. Prom. 6), для плуга Эета (Pind. pyth. 4, 398) и др. Также и все крепкое и непроницаемое в подземном мире поэты, особенно римские, представляли сделанным из этого материала, см., напр., о находившихся у Парк скрижалях судьбы Ov. met. 15, 813, о цепях Цербера Sen. Неrc. F. 808, о вратах Аида Рrор. 4, 11, 4, о вратах, ведущих в местопребывание грешников. Verg. Aen. 6, 551. Ov. met. 4, 452. Тем же именем называли и алмаз (Plin. n. h. 37, 4, 15), потому что в древности этот всегда весьма редкий и дорогой на Западе камень не умели обрабатывать железом.

АДАМАНТИЙ

АДАМАНТИЙ - Άδαμάντιος, александрийский врач из евреев, в 415 г. бывший в Константинополе и принявший там христианство, а затем вернувшийся в Александрию. Он обработал, по Полемону, две книги φυσιογνωμικά (изд. Franz, Scriptt. physiogn.) и писал περί ανέμων.

АДВЕРСАРИЯ

АДВЕРСАРИЯ - Adversaria, черновая книга у купцов (или от adversum, как всегда перед глазами лежащий открытый журнал, или от advertere - книга, которая всегда под рукой, так что ее всегда удобно повернуть к себе) для предварительных записей, которые потом вносились в главную счетную книгу (tabulae или codex accepti et expensi). Cic. Rosc. Am. 2, 5 слл.

АДВЕРСИТОР

АДВЕРСИТОР - Adversǐtor, adversum itor, y римлян раб, который должен был выходить навстречу своему господину, когда тот возвращался с пиршества или откуда бы то ни было, и провожать его домой; см. список действующих лиц пред Flaut. Most. (т. ж. 1, 4, 1. 4, 1, 24. 2, 32. Men. 2, 3, 82. Ter. Ad. 1, 1, 1 слл.). Точно так же pedissequi должны были провожать господина из дому; последние, впрочем, составляли особый разряд рабов, a adversitores нет.

АДВОКАТ

АДВОКАТ - Advocātus.

В республиканские времена называли адвокатами тех лиц, которых та или другая из тяжущихся сторон пригласила себе на помощь и которые не только дома подавали советы, но являлись и в суд, чтобы своим присутствием придать больший вес притязаниям той стороны, за которую они стояли Cic. Саес. 27. Cic. Mur. 2 слл. Совершенно отличны от них были patroni - судебные ораторы. Во времена императоров различие между advocatus и pair, совершенно исчезло. Со времен Клавдия ходатаям по делам законом было разрешено брать известный ограниченный honorarium. Tac. ann. 11, 7.

АДГЕРБАЛ

АДГЕРБАЛ - Adherbal, Άτάρβας,

1. имя нескольких карфагенских полководцев. Один из них в 249 г. до Р. X. при Дрепане наголову разбил римский флот, предводительствуемый неспособным Аппием Клавдием Красивым, но не мог спасти Лилибея. Polib. 1, 49 слл.;

2. А., сын Миципсы, царя нумидийского. После того как Югурта убил брата А. Гиемпсала и победил А., последний искал защиты (114 г. до Р. X.) у римского сената (Sall. Jug. 14). Сенат разделил царство между обоими претендентами, причем Адгербалу досталась более пустынная восточная часть. Уже в следующем году Югурта своими хищническими набегами заставил А. вступить с ним в войну, разбил его при нынешнем Филиппвилле и осадил его столицу Цирту. После долгих и неоднократно, но тщетно повторявшихся просьб А. сенат, наконец, отправил туда посольство, которое от обоих противников потребовало прекращения войны. Но Югурта, не обратив на этот приказ никакого внимания, продолжал осаду Цирты, принудил А. к сдаче и затем убил его и истребил всех жителей города (112 г. до Р. X.). Sall. Jug. 26.

АДЕОНА

АДЕОНА - Adeōna, см. Abeona, Абеона.

АДИАБЕНА

АДИАБЕНА - Adiabena, (-e), Άδιαβηνή, наибольшая область Ассирии, почему это название употребляется и для обозначения всей вообще Ассирии; лежала по обоим берегам Лика или Забата, в ней находились города Арбелы и Гавгамелы. В первые столетия христианской эры она составляла особое царство, находившееся в зависимости от парфян. Strab. 16, 745.

АДИМАНТ

АДИМАНТ - Άδείμαντος, один из афинских адмиралов в битве при Эгоспотаме, в 405 г. до Р. X., где он будто бы показал себя изменником. Хеn. Hell. 2, 1, 30. Lys. Acib. 1, 38.

АДИНАТЫ

АДИНАТЫ - Άδύνατοι, слабые или увечные граждане, которые, будучи не способны добывать себе пропитание, содержались на счет государства; такой порядок встречается единственно только в Афинах; установление его для людей, получивших увечья на войне, приписывается Писистрату (Plut. Sol. 31). На такое вспомоществование от государства имел право только тот, чье имущество стоило менее 3 мин; осмотр просителей совершался в присутствии совета пятисот; назначалось вспомоществование вечем; выдача производилась по пританиям; размер вспоможения колебался между 1 и 2 оболами в день.

АДИРМАХИДЫ

АДИРМАХИДЫ - Άδυρμαχίδαι, либийское племя близ морского берега, ближайшее к Египту. Герод. (4, 168) рассказывает о своеобразных нравах этого народа.

АДИТОН

АДИТОН - 'Άδυτον, adytum, не доступная ни для кого, кроме жрецов, тайная, внутреннейшая часть храма (Ноm. Il. 5, 420. Caes. b. c. 3, 105), из которой раздавались также и изречения оракулов (Verg. Aen. 2, 115. 296. 6, 98); она же называлась penetrale и sacrarium.

АДЛЕКТЫ

АДЛЕКТЫ - Adlecti, 1. лица, выбиравшиеся в какую-либо должность, сделавшуюся вакантной ранее определенного срока, и по истечении последнего оставлявшие ее (ср. Suffectus);

2. сенаторы, избранные за недостатком патрициев, напр., из всадников. Varr. l. l. 6, 66. Fest. s. v. allecti p. 7. M. Liv. 2, 1.

АДМАГЕТОБРИГА

АДМАГЕТОБРИГА - Admagetobrīga, кельтский город, неизвестно где находившийся, при котором Ариовист одержал победу над галлами (Caes. b. g. 1, 31).

АДМАГЕТОБРИГА (СОМНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ)

АДМАГЕТОБРИГА (СОМНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ) - Admagetobrīga,

кельтский город, неизвестно где находившийся, при котором Ариовист одержал победу над галлами (Caes. b. g. 1, 31).

АДМЕТ

АДМЕТ - 'Άδμητος, Admetus,

1. царь города Фер в Фессалии, сын Ферета (Φερης), отца сражавшегося под Троей Евмела, участник калидонской охоты и похода аргонавтов. Он был любимцем Аполлона, который некоторое время служил у него пастухом (Il. 2, 763). По ходатайству того же бога Мойры обещали пощадить жизнь А., если в предопределенный час его смерти за него согласится умереть кто-нибудь другой. Его престарелые родители отказались умереть за него, тогда пожертвовала своей жизнью за любимого супруга его жена, дочь Пелии (Il. 2, 715) Алкестида, руку которой А. получил некогда также при помощи Аполлона, запрягши в колесницу львов и диких кабанов. Но, по одним сказаниям, сама Персефона отослала Алкестиду обратно на землю, по другим - Геракл отбил ее у Аида и привел обратно к супругу. Apollod. 1, 9, 15. Eur. Alcestis;

2. царь молоссов, у которого Фемистокл, во время своего бегства, нашел себе приют, несмотря на то что раньше помешал союзу этого царя с Афинами. А. отказал афинянам в выдаче беглеца и невредимым доставил его в Пидну. Thuc. 1, 136 слл. Plut. Them. 24. Nер. Them. 8.

АДМЕТА

АДМЕТА - Άδμήτη, см. Hercules, 8., Геркулес.

АДМИССИЯ

АДМИССИЯ - Admissio, аудиенция у государя (Plin. pan. 47), прием; другое слово с тем же значением - secretum; лица, добивавшиеся аудиенции, распределялись на несколько рангов или разрядов (admissiones primae, secundae; Sen. ben. 6, 33: adm. interior). Для приема таких посетителей были особые церемониймейстеры (admissionales, Suet. Vesp. 14), подчиненные так называемому magister admissionum (Amm. Marc. 15, 5).

АДОНИС

АДОНИС - Adonis, 'Άδωνις, -ιδος, 'Άδων, сын Фойника и Алфесибойи, дочери Агенора, или сын Кинира, царя пафского на Кипре, и Мефармы, или ассирийского царя Фейанта (Θείας) и дочери его Мирры (или Смирны), превращенной в мирровое дерево, прекрасный юноша, любимец Афродиты. Последняя, когда он был еще ребенком, положив его в ящик, дала на сохранение Персефоне. Персефона, также влюбившись в мальчика, не захотела его возвратить. Тогда Зевс решил, что А. будет проводить ⅓ года в Аду, у Персефоны, и ⅓ года в надземном мире, с Афродитой, в остальную же треть будет жить, где сам захочет. А. избрал на это последнее время общество Афродиты. Уже в юношеском возрасте убитый на охоте вепрем, он был горько оплакиваем богиней любви. Ov. met. 10, 298-739. Миф об А., первоначально сирийского происхождения, перешел, однако, и к египтянам, а через Кипр к грекам и у последних в позднейшие времена был часто разрабатываем, изменяем и распространяем. А. (т. е. господин), по азиатскому пониманию, означает жизнь природы, пробуждающейся весной и умирающей осенью. Празднество А., Адонии (τα Άδώνια), чествовалось в большей части Передней Азии и Египта, с особенным блеском во времена Птолемеев в Александрии, а также в Греции и Риме, на Востоке во время летнего солнцестояния, на Западе во время весеннего равноденствия. Оно продолжалось 2 дня: в первый день оплакивали исчезновение Α. (αφανισμός), во второй с восторгом и радостью праздновалось его обретение (ευ́ρεσις). Праздник этот совершался преимущественно женщинами, которые выставляли или выносили изображение А. и Афродиты при пении Адонисовых песен; выставлялись также сосуды со скоро прозябающими и также скоро увядающими растениями (Адонисовы сады) - символ ранней смерти А. В Александрии 1-й день Адонисова праздника был днем радости: тогда А. возвращался из подземного мира к Афродите; в следующий затем день печали А. возвращался будто бы в подземный мир: в похоронном шествии женщины несли его изображение к морю и там погружали. 15-я идиллия Феокрита относится к 1-му дню; Έπιτάφιος, Άδώνιδος (Id. 1) Биона воспевает смерть А. Афродита имела по своим отношениям к А. прозвище Άδωναία, Άδωνιάς.

АДОРАЦИЯ

АДОРАЦИЯ - Adoratio, προσκύνησις, торжественное выражение почтения к богам и людям; у персов состояло в том, что повергались ниц и целовали землю, целовали руки или ноги чествуемой особы (Ηdt. 3, 86. 7, 136. Хеn. Суr. 8, 3, 14. Arr. 4, 10 слл.). У греков и римлян adoratio принадлежало к числу религиозных обрядов и совершалось так: правую руку простирали по направлению к священному изображению, подносили руку к устам (ad os), целовали ее и как бы посылали поцелуй божеству; затем повертывались направо (dextrorsum), к praesens numen; при этом покрывали, вероятно, голову и лоб (capite operto) верхней одеждой. Поклонение по персидскому обычаю воздавалось и римским императорам сперва только отдельными, особенно низкопоклонными лицами, а Диоклетиан (Eutr. 9, 26) уже требовал такого чествования и узаконил его.

АДОРАЦИЯ, ПРОСКИНЕСИС

АДОРАЦИЯ, ПРОСКИНЕСИС - Adoratio,

προσκύνησις, торжественное выражение почтения к богам и людям; у персов состояло в том, что повергались ниц и целовали землю, целовали руки или ноги чествуемой особы (Ηdt. 3, 86. 7, 136. Хеп. Cyr. 8, 3, 14. Аrr. 4, 10 слл.). У греков и римлян adoratio принадлежало к числу религиозных обрядов и совершалось так: правую руку простирали по направлению к священному изображению, подносили руку к устам (ad os), целовали ее и как бы посылали поцелуй божеству; затем повертывались направо (dextrorsum), к praesens numen; при этом покрывали, вероятно, голову и лоб (capite operto) верхней одеждой. Поклонение по персидскому обычаю воздавалось и римским императорам сперва только отдельными, особенно низкопоклонными лицами, а Диоклетиан (Eutr. 9, 26) уже требовал такого чествования и узаконил его.

АДРАМИТТИЙ

АДРАМИТТИЙ - Adramytteum, Άδραμύττειον, Άδραμύττιον, также Άτραμύττιον, н. Адрамити, город при заливе того же имени в Мисии, колония афинян, по другим - лидян. Этот важный портовый город достиг особенного благосостояния с того времени, как вошел в состав Пергамского царства. Hdt. 7, 42. Liv. 37, 19.

АДРАН

АДРАН - Hadrānum, см. Adranum., Адранум

АДРАНА

АДРАНА - Adrăna, река в Германии, вероятно, Эддер, вытекающий из Вестервальда и впадающий в Фульду. Tac. ann. 1, 56.

АДРАНУМ

АДРАНУМ - 'Άδρανον, (Diod. Sic. 14, 37. 16, 68), Adranum, Hadranum (Sil. It. 14, 250), город в Сицилии (н. Aderno) на реке того же имени (н. Adriano, приток реки Gabella), недалеко от Центурии, у юго-западной стороны Этны, основанный Дионисием. Там почитали и бога Адрана (Άδρανός, Plut. Timol. 12. 14). Служение этому богу было, кажется, вакхическое; рассказывают, что содержавшиеся в храме его 1000 собак днем ласкались к приходящим, а ночью провожали пьяных домой (Aelian. h. a. 11, 20).

АДРАСТ

АДРАСТ - 'Άδραστος, Adrastus,

1. царь аргосский, сын Талая и Лисимахи, внук Бианта из эолического рода Амифаона. Изгнанный из Аргоса Амфиараем, бежал к своему деду Полибу в Сикион, где и сделался царем. Hdt. 5, 67. Find. пет. 9, 14. Позднее он примирился с Амфиараем, возвратился царствовать в Аргос и выдал замуж за Амфиарая свою сестру Ерифилу. Он получил предсказание, что должен сочетать своих детей одну с кабаном, другую - со львом. Поэтому, когда Тидей, бежавший из Калидона, и Полиник, бежавший из Фив, явились один в шкуре кабана, а другой в шкуре льва в бурную ночь ко дворцу А. и тут вступили в поединок из-за ночлега на крыльце дворца, А., выйдя на шум и увидав пришельцев, догадался, что предсказание относилось к ним, выдал дочь свою Деппилу за Тидея, а Аргейю за Полиника и обещал возвратить того и другого на родину. Сначала предпринята была война против Фив, знаменитый поход семи князей против Фив. Семь князей были А., предводитель похода, Полиник, Тидей, Капаней, Гиппомедонт, Амфиарай, Парфенопай. Они прибыли сперва в Немею. Здесь, в то время как служанка царя Ликурга, Гипсипила (см. Hypsipyle, Гипсипила), показывала им один источник, малолетний сын Ликурга, Офельт, оставленный ею без присмотра, был смертельно укушен змеей. Похоронив ребенка, они в честь его учредили Немейские игры; Амфиарай же предсказал им, что и с ними случится то же, что с этим ребенком, почему последнего и назвали Архемором (т. е. предшественником по судьбе). Прибыв к Фивам, они послали Тидея в город требовать от Етеокла возвращения царства Полинику. После отказа Етеокла Тидей вызвал на бой нескольких фиванцев и победил их всех. Затем на пути его возвращения фиванцы сажают в засаду 50 человек, но и эти все до единого погибают от его руки (Il. 4, 382 слл.). Тогда 7 предводителей со своими войсками стали перед 7-ю воротами города. Но Тиресий предсказал фиванцам победу при том условии, если кто-нибудь из рода Спартов сам обречет себя на смерть. Это совершил сын Креонта Менойкей; он бросился с городской стены в расселину, в которой жил дракон Арея. При штурме города Капаней взошел уже на стену, кощунственно восклицая, что даже молнии Зевса не сгонят его оттуда, как вдруг стрела Зевса низвергла его со стены; остальное войско аргивян обращается в бегство. Все аргиевские герои погибают, за исключением А., которого спас и унес в Аттику, в Колон, быстроногий конь Арион (Il. 23, 346), происходивший от Деметры Эринии; Полиник и Етеокл убили друг друга. Вследствие просьб А. Тесей заставляет Креонта дозволить погребение павших героев. Aesch. Sept. с. Thebas. Soph. ОС. 1248. Ant. 100. Eur. Phoenissae и Supplices, Stat, Thebais, Apollod. 3, 6-7, 2. Десять лет спустя А. с сыновьями павших героев, Эпиногами (Έπίγονοι), снова идет на Фивы. Это война эпигонов или 2-я Фиванская война. Эпигоны были: Алкмеон, сын Амфиарая, Айгиалей, сын А., Диомед, сын Тидея, Промах, сын Парфенопая, Сфенел, сын Капанея, Ферсандр, сын Полиника, Евриал, сын Мекистея. В битве при Глисанте Лаодамант, сын Етеокла, предводитель фиванцев, был убит, после чего фиванцы бежали и город был взят и разорен. Часть фиванцев, по совету Тиресия, выселилась и основала Гестиайю, часть ушла к иллирийским енхелейцам. Ферсандр сделался властителем Фив. А. потерял в этой войне сына своего Айгиалея и умер с горя о нем на обратном пути, в Мегаре. Здесь, равно как в Сикионе и Афинах, А. был почитаем как герой. Apollod. 3, 7, 2-4;

2. см. Adrastêa 1; Адрастея;

3. сын фригийского царя Гордия; убив нечаянно своего брата, он бежал в Лидию к Крезу, здесь, тоже нечаянно, на охоте, убил сына Крезова, своего друга Атия, и вследствие этого убил самого себя на могиле своего друга. Hdt. 1, 34-45.

АДРАСТЕЯ

АДРАСТЕЯ - Adrastēa, Άδράστεια,

1. прозвище фригийской Реи Кибелы, которой Адраст, сын Меропа (первобытного человека, Il. 2, 828. 16, 694), владетель Адрастеи, города на реке Эсене, близ Кизика, воздвиг там храм. Позднее ее отождествляли с Немесидой и в ее имени находили значение «неизбежная» (α-δραναι);

2. нимфа, дочь Мелиссея, критского царя, которая вместе со своей сестрой Идой воспитала Зевса. Эта нимфа первоначально была, кажется, тождественна с той Реей Адрастеей, которую почитали близ Троянской Иды.

АДРИАН

АДРИАН - Hadrianus, P. Aelius, родился 24 января 76 г. до Р. X. в Риме, был из знатного рода, происходившего из испанского рода Италики, приходился родственником императору Траяну и после смерти своего отца находился под его надзором. В молодости он усердно занимался науками и рано поступил на государственную службу. 15-ти лет от роду он отправился в Испанию, где и служил в войске, но вскоре Траян вызвал его к себе в Рим. После отправления им нескольких должностей Домициан под конец своего правления империей послал его в Мезию; отсюда А. привез поздравления войска Траяну по случаю усыновления его Hервою. Затем он отправился в Верхнюю Германию и отсюда, путешествуя пешком, принес в 98 г. Траяну известие о смерти Нервы. Он женился на Сабине, родственнице нового императора, и вскоре сделался необходимым для него человеком. Он сопровождал Траяна в походе против Декебала (101-106 гг.), получил наместничество в Паннонии и так отличился, в особенности в борьбе с сарматами (108 г.), что Траян решился усыновить его и назначить его своим престолонаследником. Траян умер, не оставив духовного завещания; но Плотина, его супруга, благоволившая к А., с помощью высокопоставленных лиц, также покровительствовавших ему, сумела предъявить подложное духовное завещание Траяна, в силу которого А. усыновлялся и назначался наследником престола. А. получил духовное завещание в Антиохии, тотчас отправился в Рим и в 117 г. вступил в управление государством. Тотчас после восшествия на престол он отказался от областей, завоеванных у парфян своим предшественником, т. к. от этих владений могли произойти для государства только новые войны. Dio Cass. 69, 1 слл. Eutr. 8, 6 Spart. Hadr. 1 слл. 13. 21. B 120 г. он предпринял поход против сарматов, отрешил несколько наместников от должностей и наказал участников в заговоре против его жизни. Dio Cass. 69, 8. Постройкой храма Юпитера на месте старого Соломонова храма он раздражил иудеев и возмутил их против себя. Восстание это было подавлено им, и 580.000 иудеев поплатились своею жизнью. Dio Cass. 69, 12 слл. Время своего мирного, по большей части, правления А. провел в долголетних путешествиях, отчасти пешком, по римским провинциям, от Британии до Египта, знакомясь с их положением, раздавая бедным деньги и хлеб и оставляя за собой следы большой благотворительности. Spart. Hadr. 12 слл. Он ревностно занимался управлением государства и применял строгое правосудие; относительно людей, окружавших его, он, однако, иногда был слаб, и слава его, как доброго монарха, затмевается многочисленными смертными казнями, назначенными им произвольно. Сенату он оказывал большое уважение и обо всем совещался с ним; к народу был щедр. Он основал в Италии много школ и учителям дал определенный оклад жалованья. Рим он украсил библиотеками и постройкою своей гробницы, нынешнего Ангельского замка (см. Roma, 22, Рим). Подобным образом он покровительствовал и другим городам, напр., названному по его имени и, вероятно, основанному по Адрианополю во Фракии, Тибуру (Tivoli), где он развел прекрасные сады, Афинам, где новая часть города была названа по его имени; он вновь отстроил Иерусалим и назвал его Aelia Capitolina. Aur. Vict ep. 14. Spart. Hadr. 19. За неимением собственных детей он усыновил Луция Коммода Вера, который, однако, к счастью Рима, вскоре после того скончался. Затем он назначил своим наследником Тита Аврелия, впоследствии названного Антонином Пием (см. Antoninus, Антонин), с тем условием, чтобы он усыновил Луция Вера, сына Верова, и Марка Аврелия. Capit. Ant. P. 1. A. умер в городе Баях 10 июля 138 г. ср.: Gregorovius, Kaiser Hadrian (1851). Ι. Ι. Müller в книге: Büdinger Untersuchungen zur röm. Kaisergeschichte, т. IIΙ, стр. 33 слл.

Предыдущая страница Следующая страница