Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕМ"-"ДИА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕМ"-"ДИА")

ДЕМОСФЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕМОФАН

ДЕМОФАН - Demophănes, Δημοφάνης, см. Ecdemus, Экдем.

ДЕМОФОН

ДЕМОФОН - Demŏphon, Δημοφόων, Δημοφω̃ν,

1. см. Δημήτηρ, Деметра, 2;

2. сын Тесея и Федры, царь афинский (см. Diomedes, Диомед). По сказанию послегомеровскому, он сражается под Троей и освобождает свою бабушку Эфру, попавшую в Трою в качестве невольницы Елены. Il. 3, 144. Pans. 10, 25, 3. На возвратном пути из Трои он обручился с Филлидою, дочерью фракийского царя Сифона, но до свадьбы заехал на родину, чтобы устроить свои дела. Когда в назначенное время он не возвратился, то Филлида повесилась и была превращена в дерево. Ov. her. 2. Д. защищал гераклидов в Аттике от преследовавшего их Ерисфея и убил его в битве. (Eur. Heraclidae). Брат его Акамант (см. Acamas, Акамант) также сражался под Троей.

ДЕМОХАР

ДЕМОХАР - Demochăres, Δημοχάρης, племянник Демосфена (сын его сестры), принадлежал к числу отличнейших афинских граждан. Получив образование от своего дяди, он после смерти его с большою силою боролся с македонской парией. Plut. Demosth. 21. Demetr. 24. Влияние Димитрия Полиоркета, восстановившего демократическое правление в Афинах, возвысило его среди сограждан, но и ему пришлось испытать переменчивость судьбы: в 303 г. он был изгнан из Афин. Возвратившись из изгнания в 298 г., он укрепил свой отечественный город, пользовавшийся в другой раз покровительством Димитрия, и старался охранить его от угрожающих ему опасностей. Он посылался с поручениями к правителям Македонии и Египта, а кроме того, оказал Афинам большую услугу приведением в порядок финансов и устройством хорошего государственного управления. Умер, вероятно, в 280 г. Д. был человек благородного характера и патриот. Polib. 12, 13 слл. Сочинение его, содержавшее в 21 или более книгах (Cic. Brut. 83) историю его времени, не сохранилось. Plut. Demosth. 30. ср.: Müller, fragm. histor. Graec., II, стр. 445 слл.

ДЕНАРИЙ

ДЕНАРИЙ - Denarius, см. Nummi, Монеты, II.

ДЕНДРОФОРЫ

ДЕНДРОФОРЫ - Dendrophŏri, δενδροφόροι, в богослужебном смысле назывались люди, которые в честь какого-нибудь божества, напр., Диониса, Кибелы, в торжественных шествиях носили по городу вырванные с корнем деревья. В культе Вакха эту обязанность выполняет Сильван и потому изображается с отростком кипарисового дерева в руках (Verg. Georg. 1, 20: teneram ab radice ferens cupressum). От этих древоносцев следует отличать цех дердрофоров, обязанных доставлять лес для общественных построек и являющихся во времена Римской империи отдельною корпорациею (collegiati, corporati).

ДЕНЬ

ДЕНЬ - Dies, ήμέρα (ср. также Άφετοι ήμέραι, Афеты, II), означает и Д. естественный (naturalis), и Д. гражданский (civilis). Под первым разумеется время от восхода до заката солнца, а время от заката до восхода солнца называется ночью, nох, νύξ, на языке мифов и Гомера (Il. 14, 259) - смирительница богов и людей; сам Зевс страшится вызвать ее негодование. Напротив того, гражданский Д., сутки, νυχθήμερον, у древних определялся весьма различным образом. Вавилоняне считали сутки от утра до утра, умбры - от полудня до полудня, греки - от заката до заката, а римляне, как и мы, - от полуночи до полуночи. У Гомера, как и в продолжение всего времени до александрийской эпохи, не встречается разделения Д. на часы; время определяется по состоянию утренней зари и по положению солнца, причем иногда различают время дополуденное от послеполуденного (Ноm. Od. 9, 56 слл.), утро, полдень и вечер (Il. 21, 111. Ноm. Od. 7. 288), ηώς или πρωΐ, πρω τη̃ς ήμέρας, μέσον ήμαρ или μεσημβρία и δείλη (которая в свою очередь делится на δείλη πρωΐα И δ. oψία) или δείελον ήμαρ. Для более подробного обозначения времени прибегали к множеству выражений, заимствованных большей частью от занятий обыденной жизни, напр. πληθούσης τη̃ς αγορα̃ς или περι πλήθουσαν αγοράν. Со времени изобретения вавилонского хронометра или солнечных часов (πόλος или ώρολόγιον ήλιακόν, σκιοθηρικόν) и тенеуказателя (γνώμων) стали разделять Д. на 12 часов, которые, смотря по времени года, были то длиннее, то короче. Ночь, подобно Д., у Гомера разделяется на три части (Il. 10, 252): на сумерки или наступающую ночь (ε́σπερος, κνέφας), средину ночи (νυκτoς αμόλγου) и рассвет (αμφιλύκη νύξ. Il. 7. 433, ср. εγγύθι δ'ηώς). Впоследствии, под влиянием военного обычая, делили ночь на три стражи (φυλακαί), полагая в каждой по 4 часа. Гражданский Д. (сутки) у римлян имел следующие части: nox media и de media nocte, время непосредственно после полуночи, gallicinium, время, когда запоют петухи и начинает рассветать, canticinium, время, когда перестают петь петухи, diluculum, рассвет, mane, раннее утро, ad meridiem, meridies, de mendie, время к полудню, самый полдень и время непосредственно за полуднем, suprema, последняя часть дня вместе с закатом солнца, vespera, время от заката солнца до восхода вечерней звезды, crepusculum, сумерки, prima luce или luminibus accensis, время зажигания огня, concubium, время, когда ложатся спать, intempesta пох, глубокая ночь, не имевшая подразделений, затем ad mediam noctem и média пох. Разделение суток на часы является и у римлян лишь со времени введения в общее употребление солнечных часов (horologium solarium или solarium descriptum, привез в Рим Папирий Курсор в 291 г. до Р. X., до войны с Пирром) и водяных часов (solarium ex aqua), введенных в Риме цензором Л. Филиппом (в 164 г. до Р. X.) и Сципионом Назикой (с 159 г. приспособленных и для измерения ночи, см. Clepsydra, Клепсидра). С этих пор начинали считать ночь во время равноденствия с 6-ти часов вечера до 6-ти часов утра, а Д. - от 6 часов утра до 6 часов вечера. Ночь разделялась на 4 стражи (vigiliae) по 3 часа к каждой, а помимо этого считали ночь и по часам. Но, конечно, смотря по продолжительности дней в различные времена года, и эти часы бывали то длиннее, то короче, только шестой час дня всегда был в полдень, а шестой час ночи - в полночь, так что этот час может служить исходной точкой для приблизительного определения времени. По своему назначению Д. были разделяемы относительно судопроизводства на dies fasti и nefasti, присутственные и неприсутственные, на такие, когда претор мог lege agere и произносить известные три слова: do, dico, addico - или же не мог делать этого. Dies fasti в свою очередь делились на dies fasti comitiales и dies fasti non comitiales. Первые дни, в которые не только praetor мог lege agere, но и подлежащее магистраты могли cum populo agere, т. е. созывать народные собрания, соmitia, назывались поэтому просто dies comitiales, а те, в которые дозволялось только lege agere, но нельзя было cum populo agere, в тесном смысле называются dies fasti. Таковых dies fasti в тесном смысле было в году 38; в римском календаре они обозначались буквою F. Кроме того, еще были Д. смешанные, fissi и intercisi, когда только в известные части Д. можно было произносить вышеприведенные три слова. Dies nefasti были такие Д., когда из религиозных причин нельзя было производить ни судов, ни комиций. От разделения дней на fasti и nefasti следует различать не имевшее прямого отношения к судам и комициям деление их на dies festi и profesti - Д. праздничные и рабочие. Однако это последнее деление, зависевшее от богослужения, в большинстве случаев совпадало с первым делением, которое хотя и основано было на религиозных началах, но имело преимущественно политическое значение. Наконец следует упомянуть еще о старинном разделении Д. на dies puri и religiosi (atri). Последнего рода Д. в народе считались неблагоприятными для предприятия какого-либо дела, напр. для вступления в брак, для начала путешествия и т. п.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ - Natālis dies, (ср. Γενέθλιος η̉μέρα, Генетлии), который древние торжественно праздновали преимущественно пиром для друзей (nataliciae dapes). В этот день дом и очаг украшались венками, делалось возлияние и курился фимиам преимущественно гению, покровителю дня рождения (ср. Horat. ер. 2, 2, 187. 210). Новорожденный являлся в праздничном платье (toga alba) и принимал поздравления и подарки; праздновались даже дни рождения отсутствующих и умерших. Впоследствии дни рождения Цезаря, Августа и других императоров были общественными праздниками, которые праздновались повсеместно. ср. монографии Schöne (1832) и Petersen (1858).

ДЕО

ДЕО - Δηώ, см. Δημήτηρ, Деметра, 2.

ДЕПОЗИТ

ДЕПОЗИТ - Depositum, вещь, врученная кому-либо с условием возвратить ее по востребовании. Кто уклонялся от возвращения Д., тот подвергался инфамии, а кто отпирался от получения им вверенного ему Д., тот, по определению XII таблиц, должен был уплатить двойную стоимость утаенной им вещи.

ДЕПОНТАНЫ

ДЕПОНТАНЫ - Depontāni, Этим именем назывались Argei или sexagenarii, которые, по древнему сказанию, были брошены в реку Тибр с бревенчатого моста (pons sublicius) и погибли таким образом. Впоследствии выражение Д. употреблялось в шутку про 60-летних стариков, будто бы не имевших права участвовать в комициях и потому сталкивавшихся со скамей в народном собрании. Cic. Rosc. Am. 35 ср. Argei, Агреи.

ДЕПОРТАЦИЯ

ДЕПОРТАЦИЯ - Deportatio, ссылка, особый род изгнания, вошедший в употребление при первых римских императорах, причем ссыльному назначался известный остров или город, как обязательное место жительства. По своему значению это наказание равнялось древней опале (aquae et ignis interdictio). Ссыльный подвергался лишению прав состояния (capitis deminutio média), переставал быть римским гражданином, и обыкновенно его имущество конфисковалось.

ДЕРАЙА

ДЕРАЙА - Δέραια, περιδέραια, игрушка, которую вешали детям на шею. У брошенных детей такие Д. служили приметами, по которым их узнавали (γρωρίσματα). Eur. Ion 1430. Dio Chrys. or. 4, 25.

ДЕРБА

ДЕРБА - Derbe, Δέρβη значительный укрепленный город Ликаонии, к юго-востоку от Икония, резиденция тирана Антипатра, друга Цицеронова. Житель города назывался Derbes. Cic. ad. fam. 13, 73. Strab. 12, 569.

ДЕРКЕТО

ДЕРКЕТО - Dercĕtis и Dercĕto, Δερκέτις, Δερκετώ, сирийская богиня. Она родила от молодого сирийца Семирамиду, приказала умертвить юного супруга, а дочь свою бросила в пустынном месте, где ее вскормили голуби. Сама Д. бросилась в озеро близ Аскалона и обращена была в рыбу. Изображение, представлявшее ее наполовину девой, находилось на берегу озера и было предметом поклонения для сирийцев.

ДЕРКИЛЛИД

ДЕРКИЛЛИД - Dercyllidas, Δερκυλλίδας, спартанец, уже в Пелопоннесскую войну (411 г.) отличался в Азии (Thuc. 8, 60), а еще более начиная с 399 г., когда принял команду над спартанским войском в Малой Азии. Восстановлением ослабевшей военной дисциплины, энергичным ведением войны и замечательною своею хитростью (его прозвали Сисифом, Хеn. Hell. 3, 1, 6 слл.) он приобрел большой перевес над персами, обманывал сатрапов Тиссаферна и Фарнабаза и заставлял их действовать друг против друга. Он завоевал большую часть состоявшей во владении Фарнабаза области Эолиды и вследствие этого успеха оставлен был во главе войска и на 398 г. Впервые он принял меры для защиты греческих жителей Херсонеса против фракийцев, затем уговорился с Фарнабазом на счет нападения на Карию, где были владения Тиссаферна (Хеn. Hell. 3, 1, 7), но был обманут Фарнабазом, который соединился с Тиссаферном, чтобы броситься на Д. Но в решительную минуту, когда войска, готовые к бою, уже выстроились одно против другого, оба сатрапа, побоявшись храбрости спартанцев, предложили Д. заключить перемирие, которое должно было оставаться в силе до утверждения условий окончательного мира Персиею и Спартою. Эти условия были: с одной стороны, признание независимости ионийских городов от персидского владычества, а с другой - удаление спартанцев из Азии (397 г.). Хеn. Hell. 3, 2, 5. Diod. Sic. 14, 39. Когда же царь персидский стал сильно вооружаться и по этому поводу Агесилай был послан с новым войском в Ионию, Д. еще некоторое время оставался при войске и (в 394 г.) спас города Абид и Сеет (Хеn. Hell. 4, 8, 2) от афинян, которые после морской победы Конопа при Книде снова прибрели потерянный было ими перевес на море. Хеn. Hell. 4, 8, 2 слл. Впоследствии времени (390 г.) Д. попал в немилость ефоров и после того более не упоминается. (Хеn. Hell. 4, 8, 32).

ДЕРТОЗА

ДЕРТОЗА - Dertōsa, Δερτω̃σα, н. Tortosa, город илеркаонов в тарраконской Испании на левом берегу реки Эбро (Iberus), недалеко от ее устья, на главной дороге из Валенции в Тарракон. Suet. Galb. 10. Strab. 3, 159.

ДЕРТОНА

ДЕРТОНА - Dertōna, ή Δέρθων, н. Tortona, значительный город и (с 100 г. до Р. X.) римская колония, с призванием Iulia, в циспаданской Галлии, на дороге из Генуи в Плаценцию. Strab. 5, 217. Cic. ad. fam. 11, 10.

ДЕСЕРТОР

ДЕСЕРТОР - Desertor, см. Disciplina militaris, Дисциплина военная, 10.

ДЕСИГНАТОР

ДЕСИГНАТОР - Designātor, (правильнее dissignator),

1. надзиратель за местами в театре;

2. распорядитель при погребальных церемониях, имевший при себе диктора или акценза для поддержания порядка. Horat. ер. 1, 7, 6 слл.

ДЕСМЕТЕРИОН

ДЕСМЕТЕРИОН - Δεσμωτήριον, см. Саrсеr, Карцер.

ДЕСПОЙНА

ДЕСПОЙНА - Δέσποινα, владычица, прозвание некоторых богинь: Афродиты, Деметры и особенно Персефоны у аркадян.

ДЕСУЛЬТОРЫ

ДЕСУЛЬТОРЫ - Desultôres, αποβάται,

1. ездоки, которые на греческих состязаниях (в Олимпии от ол. 71 до ол. 84, Paus. 5, 9, 1 сл.) на полном бегу соскакивали с лошади и бежали рядом с нею, держа в руке узду;

2. нумидийские всадники в войске Ганнибала, а потом и римлян, называемые у Ливия (35, 28) также Tarentini, имевшие с собою по две лошади и перескакивавшие в самом разгаре битвы в полном вооружении с утомленной лошади на другую. Liv. 23, 29.

ДЕУС

ДЕУС - Deus, титул римских императоров. Хотя поэты уже Августа называли Д., но никто тогда не думал серьезно обоготворять его при жизни; это было не что иное, как выражение, которым образованное общество желало польстить ему и которое, по понятиям того времени, не считалось неприличным. Когда же Калигула приказал приветствовать себя названиями heros, deus и сам в своих указах называл себя deus ас Iuppiter, то это было проявлением его сумасшествия и самим римлянам казалось смешным, когда он своим одеянием и другими внешними атрибутами представлял то того, то другого бога и даже различных богинь. Dio Cass. 59, 26. 28. Еще при жизни Нерона признавалось за правило воздавать божеские почести императору лишь тогда, когда он перестал пребывать на земле, пока наконец назначенный консул Аниций Цереалий из низкой лести не предложил Нерону обоготворение при жизни. Tac. ann. 15, 74. Первый из императоров, который в официальных грамотах и указах стал придавать себе титул dominus et deus и был величаем так во всех бумагах - был Домициан. Suet. Dom. 13. Dio Cass. 67, 13. Лучшие императоры запрещали склонному к лести народу обращаться к ним с подобным названием, а позднейшие охотно допускали употребление этого титула, если не отказывались от него по той же причине, по которой Каракалла не допускал его, а именно чтобы избавиться даже и от этого побуждения к нравственным поступкам. Dio Cass. 77, 5.

ДЕУС (БОГ),

ДЕУС (БОГ), - Deus,

титул римских императоров. Хотя поэты уже Августа называли Д., но никто тогда не думал серьезно обоготворять его при жизни; это было не что иное, как выражение, которым образованное общество желало польстить ему и которое, по понятиям того времени, не считалось неприличным. Когда же Калигула приказал приветствовать себя названиями heros, deus и сам в своих указах называл себя deus ас Iuppiter, то это было проявлением его сумасшествия и самим римлянам казалось смешным, когда он своим одеянием и другими внешними атрибутами представлял то того, то другого бога и даже различных богинь. Dio. Cass. 59, 26. 28. Еще при жизни Нерона признавалось за правило воздавать божеские почести императору лишь тогда, когда он перестал пребывать на земле, пока наконец назначенный консул Аниций Цереалий из низкой лести не предложил Нерону обоготворение при жизни. Tac. ann. 15, 74. Первый из императоров, который в официальных грамотах и указах стал придавать себе титул dominus et deus и был величаем так во всех бумагах - был Домициан. Suet. Dom. 13. Dio Cass. 67, 13. Лучшие императоры запрещали склонному к лести народу обращаться к ним с подобным названием, а позднейшие охотно допускали употребление этого титула, если не отказывались от него по той же причине, по которой Каракалла не допускал его, а именно чтобы избавиться даже и от этого побуждения к нравственным поступкам. Dio Cass. 77, 5.

ДЕФЕНСОР

ДЕФЕНСОР - Defensor, 1. то же, что и patronus, заступник перед судом;

2. Д. civitatis, называлось до времен Константина лицо, имевшее особое поручение от какого-либо города, то же, что actor или procurator. Подобная должность со временем сделалась постоянным учреждением, имевшим целью защищать города от угнетений наместников и вообще всяких притеснений. Эти Д. принимали участие в судах низшей инстанции.

ДЕЦЕБАЛ

ДЕЦЕБАЛ - Decebălus, Δεκεβαλος, собственно Doipaneus, так что Децебал - нарицательное имя и значит царь или князь даков, властвовал над дакийскпми племенами и своим вторжением в провинцию Мсзию вызвал против себя поход Домициана. Tac. Agr. 41. Suet. Dom. 6. Oros. 7, 10. Он разбил римского полководца Фукса. Полководец Юлиан хотя и победил храброго противника (Dio Cass. 67, 10) в новом походе, но другие неудачи, постигшие римлян в этот период времени, принудили Домициана заключить мир с Децебалом и согласиться на уплату ему дани (Dio Cass. 68, 6), вероятно, в 90 г. οι Р. X. Лишь Траяну, предпринявшему новую войну, удалось победить Децебала в нескольких сражениях, завоевать главный его город Сармизегетусу и принудить его покориться (в 103 г.). Когда Д. нарушил мир, Траян победил его окончательно в 106 г., и Д. кончил жизнь самоубийством. Царство его обращено было в римскую провинцию. Dio Cass. 68, 6-14.

ДЕЦЕМВИРЫ

ДЕЦЕМВИРЫ - Decemviri, правительственная коллегия, состоявшая из 10-ти человек; смотря по обязанностям Д., различались следующие роды их:

1. Decemviri agris dividundis, временная комиссия для раздела казенных земель (Ager publicus). Liv. 31, 4;

2. D. legibus scribendis или ferendis, комиссия, избранная по предложению (lex) народного трибуна Терентилья Арсы в 451 г. до Р. X. из сословия патрициев, для письменного изложения законов, освещенных обычаем, с целью ограничить и судейский произвол консулов. Вместе с тем это учреждение служило превосходным средством к сближению двух сословий, патрициев и плебеев, уравнением их перед законом. Все остальные правительственные должности, не исключая и трибунов (а также и право provocationis) на время были упразднены, так что один из Д. управлял государством и в особенности руководил судопроизводством, а остальные 9, как главною своею обязанностью, заняты были редакцией законов. Чередовались ли они через 10 дней в управлении государством, как утверждает Рейн, или давалась эта верховная власть каждому лишь на один день, пока по истечении 10-ти дней не наступала снова для него очередь, как думают другие, - это зависит от того, в каком смысле понимать слова Тита Ливия (3, 33) decumo die ius populo singuli reddebant. Очередной praefectus iuris (Liv. 3, 33) пользовался знаками отличия, присвоенными правящему консулу (12 fasces), а прочие децемвиры имели только по одному служителю (accensus). В первый год было изготовлено 10 таблиц законов. При составлении их, по преданию, оказал свое содействие (interpres legum) некто Гермодор, философ, бежавший из Эфеса. Plin. n. h. 34, 11. Pompon. de orig. iuris 1, 4. Cic. tusс. 5, 36. Начертанные законы предварительно представлены были на публичное обсуждение (Liv. 3, 34), затем, после сделанных в них исправлений, одобрены в народном собрании (comitia centuriata), написаны на медных таблицах и выставлены на месте, назначенном для народных собраний (comitium). Тогда оказалась необходимость еще в двух дополнительных таблицах, а потому власть децемвиров была продолжена и на следующий, 450 г. до Р. X. Однако Д. по окончании срока своей, законом утвержденной власти (potestas) не пожелали сложить с себя должность, а удерживали ее за собою незаконным образом (patentia) и на 449 г., конечно, не без тайного соизволения на это патрициев, которым ненавистна была трибунская власть, на то время упраздненная. Последовавший по поводу насильственных действий Аппия, главы Д., против Виргинии выход народа (secessio plebis) на Священную гору положил конец их власти; был восстановлен законный порядок управления, и делами республики по-прежнему стали заведовать два консула. Аппий и Оппий сами себя лишили жизни в темнице, остальные же 8 Д. были изгнаны из Рима, а имения их конфискованы. Liv. 3, 44-58;

3. Decemviri stlitibus iudicandis, древнейшая коллегия судей, значение которой представляет своего рода загадку; они решали дела о свободе, о праве гражданства и т. п. На основании leges Valerise Horatisc они вместе с трибунами и плебейскими эдилами объявлены были неприкосновенными (sacrosancti) и, судя по этому, были судьями в делах плебеев. Знаком их судебной власти был жезл, hasta (hastae praeesse). Сюда относящиеся места древних писателей следующие: Liv. 3, 55. Cic. Саес. 33. Cic. pro. dom. 29 Cic. legg. 3, 3. Varr. l. l. 9, 85. Digest. 1, 1, 2. Август сделал их председателями суда центумвиров, iudicium centumvirale, и избирал их из сословия всадников. В этом виде должность сохранилась очень долго. Suet. Oct. 36. Dio Cass. 54, 26. Plin. ep. 5, 21. Spart. Hadr. 2. ср.: К. A. Schneider, de centumviralis iudicii apud Romanos origine. Zumpt, über den Ursprung des Centumviralgerichts;

4. Decemviri sacrorum, см. Divinatio, Дивинация.

ДЕЦЕМПРИМЫ

ДЕЦЕМПРИМЫ - Decemprimi, см. Senatus, Сенат.

ДЕЦЕНЦИЙ

ДЕЦЕНЦИЙ - Decentius, брат Магненция, назначенный в 351 г. до Р. X. цезарем, был побежден в Галлии алеманами и кончил жизнь самоубийством в 353 г.

ДЕЦИАНЫ

ДЕЦИАНЫ - Deciāni, 1. С. Appuleius D., народный трибун в 99 г. до Р. X., известный своим обвинением Валерия Флакка (Cic. Flacc. 32, 77) и трибуна Фурия, за свою защиту Сатурнина должен был бежать в Понт к Митридату;

2. сын его Appuleius D., откупщик в Пергаме, был противником Флакка, сына Валерия Флакка, за то, что был привлечен им к суду за насильственные действия против жителей лидийского города Аполлониды. Cic. Flacc. 29. 70;

3. D. Catus, прокуратор Британнии при императоре Нероне, своим корыстолюбием довел жителей до восстания и должен был бежать от них в Галлию. Tac. ann. 14, 32.

ДЕЦИДИИ

ДЕЦИДИИ - Decidii, 1. L. D. Saxa, родом из Испании, был возведен Цезарем, под предводительством которого он сражался против Помпея, в народные трибуны (44 г. до Р. X.), затем, примкнув к партии Антония, сражался при Мутице и после этого командовал частью войска, действовавшего против парфян и Лабиена (в 40 г.). Cic. Phil. 8, 9. 26. 11. 5. 12. 13, 13, 27. Vell Pat. 2, 78. Dio Cass. 48, 24. 25;

2. брат его, D. Saxa, под его начальством в звании квестора командовал частью войск в Сирии, где он защищал город Апамею, но по смерти брата должен был сдаться Лабиену. Dio Cass. 48, 25.

ДЕЦИИ

ДЕЦИИ - Decii, знатный плебейский род в Риме. Один из славнейших членов этого рода

1. Р. D. Mus, который, в звании военного трибуна, в 343 г. до Р. X. спас римское войско, окруженное самнитами, и главным образом содействовал полной победе над ними (Liv. 3, 34 слл.), за что был щедро награжден и удостоен высоких почестей. Выбранный в 340 г. в консулы вместе с Манлием Торкватом, в войну с латинцами доставил римлянам блистательную победу, пожертвовав, по указанию сновидения, добровольно своей жизнью. Liv. 8, 6 слл. Cic. div. 1, 24, 51. Cic. tusс. 1, 37, 89;

2. сын его, Р. D. Mus, консул в 312 г. до Р. X., три года спустя под начальством диктатора Папирия Курсора сражался против самнитов, затем в 308 г. в качестве консула против этрусков и в должности цензора (300 г.) деятельно поддерживал права своего сословия и приобрел для плебеев право выбора в понтифики. Liv. 10, 7 слл. В 297-295 гг. он снова сражался против самнитов и их союзников и пал в сражении при Сентине геройскою смертью, посвятив себя, подобно своему отцу, подземным богам и врезавшись затем в самые густые ряды неприятелей. Войско, воодушевленное его самопожертвованием, ринулось на неприятеля и одержало победу. Liv. 10, 27 слл.;

3. сын предыдущего, Р. D. Mus, в войну с Пирром был консулом (в 279 г. до Р. X.) и принимал участие в нерешительной битве при Аскуле. Позже он командовал войском в борьбе с рабами, возмутившимися против своих господ в городе Вольсиниях. Flor. 1, 18. 21. Oros. 4, 5. Val. Max. 9, 1, 1. 2;

4. другое лицо P. D., народный трибун в 121 г., привлекший консула Онимия к ответственности за произведенные им насилия; впоследствии времени (в 115 г.) сам был опозорен консулом Скавром за то, что не оказал ему должного уважения. Cic. de or. 2, 30, 132. Aur. Vict. vir. ill. 72. Цицерон (Cic. Brut. 28, 108) хвалил его как оратора, не лишенного дарования;

5. о другом П. Д. Цицерон иронически говорит, что он, помня своих предков, пожертвовал собою за свои долги, т. е. предал себя Антонию, чтобы избавиться от долгов. В войне под Мутиной он был взят в плен Октавианом, но затем опять отпущен на волю. Cic. Phil. 11, 6. 13. App. b. с. 3, 80;

6. С. Messius Quintus Traianus Decius, римский император от 249 до 251 г. от Р. X., родился в городе Будалии близ Сирмия в Паннонии, в звании сенатора при императоре Филиппе воевал с готами (в 245 г.), там же был принужден войсками принять императорский титул и разбил Филиппа при Вероне. Он вел несколько войн, и особенно с готами, которые победили сына его Д. при Беросе; тогда он сам выступил против них в поход, разбил их, но вследствие измены одного из военачальников вместе с сыном погиб в болотистой местности в 251 г. По другому рассказу, он пал в битве, храбро сражаясь. Он заботился о внутреннем устройстве империи, но гонениями христиан сделал себя ненавистным. Aиr. Vict. Caes. 28 слл. Zos. 1, 21 слл. Treb. Poll. Valer. 5.

ДЕЦИМИИ

ДЕЦИМИИ - Decimii, знатный род в Самнии, выдававшийся своим богатством и древностью происхождения:

1. Numerius D., отличился в 217 г. до Р. X. в сражении, данном Кв. Минуцием Ганнибалу. Liv. 22, 24;

2. С. D. Flaccus, служил в 209 г. до Р. X. в войске М. Марцелла и славно сражался против Ганнибала. Liv. 27, 14;

3. С. D., отправился послом к Антиоху и Птолемею в 170 г. до Р. X. и весьма милостиво поступил с родосцами, бывшими в союзе с Персеем Македонским и поступившими враждебно против Рима. В 169 г. он был praetor peregrinus. Liv. 43, 15. 45, 10.

ДЕЯНИРА

ДЕЯНИРА - Deïanlra, Δηϊάνειρα

см. Achelous, Ахелой, и Hercules, Геркулес, 11 слл.

ДИАБАТЕРИЯ

ДИАБАТЕРИЯ - Διαβατήρια, см. Pallas Athena, Афина Паллада, 4.

ДИАВЛ

ДИАВЛ - Δίαυλος, см. Gymnasium, Гимнасий.

ДИАГОР

ДИАГОР - Diagŏras, Διαγόρας, 1. один из знаменитейших греческих атлетов, уроженец родосский, современник Пиндара, посвятившего ему свою седьмую олимпийскую оду. Он был так называемый περιοδονίκης, т. е. он, как главный боец, остался победителем на всех четырех больших священных играх и своим примером воодушевил к подобным победам своих сыновей и внуков. Когда два его сына в Олимпии были увенчаны как гиероники, они возложили свои венки на своего отца и торжественно пронесли его по народу, приветствовавшему его восторженными восклицаниями, осыпая его венками. Тогда некто лакедемонянин воскликнул: «Умирай, Диагор, не взойти же тебе на небо!» Cic. tusс. I, 46, 111. Plut. Pelop. 63. Статуя его работы Калликла находилась в Олимпии;

2. сын Телеклейда, с прозванием α́θεος, живший ок. средины 5 в. до Р. X., современник Пиндара и Симонида, Демокрита, Протагора и Сократа, с юных лет оставил свою родину, остров Мелос, и жил большей частью в Афинах. В молодости он занимался поэзией (сочинял дифирамбы и гимны), а потом сделался последователем атомистической философии и Демокрита и, таким образом, стал противником как народной религии, так и мистерий. Согласно этому направлению он, отвергая существование всеми признававшихся богов, разоблачал и осмеивал мистерии, в которые был посвящен, и отклонял других от участия в них. Это раздражило афинян до того, что они назначили награду тому, кто убьет его (Arist. Av. 1073 сл. со схолиями), и уничтожили его сочинения. Он бежал в Коринф, где, как говорят, и умер. Cic. de n. d. 1, 1, 2. 23, 63. 42, 117. 3. 37, 82. Два небольших отрывка его стихотворений см. Bergk, poet. lyr. Graec. p. 1222.

ДИАГРАФЫ

ДИАГРАФЫ - Διαγραφει̃ς, см. Έπιγράφει̃ς, Эклоги.

ДИАДЕМА

ДИАДЕМА - Diadēma, διάδημα (от διαδέω), узкая, к середине расширявшаяся, шелковая, шерстяная или льняная головная повязка, служившая украшением государыней. На диадемах египетских богов и царей находилось изображение священной змеи. Вакхическая повязка (κρήδεμνον), встречающаяся в особенности на изображениях индийского Вакха, окружает лоб и виски и имеет висячие концы; персидская диадема обвивалась вокруг тиары и была голубого цвета с белыми полосками. Последнего рода повязку Антоний на празднике Лунеркалий возложил на Цезаря и тем ускорил его смерть. Cic. Phil. 2, 34, 85 слл. Императоры в начале чуждались этого ненавистного римлянам украшения; в употребление ввел диадему Диоклециан, а Константин Великий украсил ее одним рядом или двумя рядами жемчугов и драгоценных камней.

ДИАДИКАСИЯ

ДИАДИКАСИЯ - Διαδικασια, особый род тяжбы в Афинах, спор о преимуществе. Посредством Д. дело решалось в тех случаях, когда два лица или несколько лиц предъявляли свои исключительные права на одну и ту же вещь или когда вопрос был спорный, кто из нескольких лиц обязан принять на себя известную тягость. Применение этого способа судопроизводства нельзя ограничить определенными случаями. Чаще всего Д. была при спорах о наследстве и о лейтургиях, при конфискациях, когда кто-нибудь заявлял свои права на все конфискованное имущество или часть его. Заявлять свои притязания на право или на владение (такого рода заявление должно было подавать письменно) называлось αμφισβητει̃ν, αντιγράφεσθαι αμφισβήτησιν. При заявлении протеста вносилась одна драхма в виде так называемой парастасы (παράστασις см. Iudicium, Судопроизводство, 5 и Διαιτητής, Диэтет). Meier u. Schoemann, Att. Process, стр. 367. ср. также Hereditas, Наследства право, 4, и Λειτουργία, Литургия, 5.

ДИАДОХ

ДИАДОХ - Διάδοχος, преемник, в частности у позднейших историков название преемников Александра на престол отдельных государств, на которые разложилась македонская монархия; кроме того, так назывался и неоплатоник Прокл (412 г. от Р. X.), как преемник Сириана. I. G. Droysen. Gesch. der Diadochen (2-е изд., 1878). Gesch. der Epigonen (2-е изд., 1878).

ДИАДУМЕН

ДИАДУМЕН - Διαδούμενυς, ó, см. Sculptores, Скульпторы, 6.

ДИАЙОС

ДИАЙОС - Διαι̃ος, см. Achaia, Ахайя, 3.

ДИАКРИЯ

ДИАКРИЯ - Diacria, Διακρία, см. Attica, Аттика, 6. 17., Partes, Партии.

ДИАКТОР

ДИАКТОР - Διάκτορος, см. Έρμη̃ς, Гермес, 2.

ДИАЛЕКТИКА

ДИАЛЕКТИКА - Dialectĭce, ή διαλεκτική, обозначает у Платона логику или метод высшего спекулятивного мышления; Аристотель, напротив, различал научные заключения от заключений только диалектических или правдоподобных. Таким путем диалектика мало-помалу обратилась в искусство придавать заключениям вид правдоподобности, и название διαλεκτικοί, dialectici, перешло преимущественно на тех философов, которые в своих беседах пользовались всякого рода уловками и хитростями. Затем это название распространено было на некоторые философские школы, в особенности на мегарскую или еристическую и на стоиков; кроме того, название это специально принадлежит школе, основанной Клейтомахом Карфагенским, учеником Карнеада.

ДИАМАРТИРИЯ

ДИАМАРТИРИЯ - Διαμαρτυρία, род протеста против законности начатия тйжбы, который заявлялся посредством показаний свидетелей; когда же ответчик сам лично оспаривал право на поднятие дела, то это называлось παραγραφή. Наиболее известна Д., посредством которой родственник по восходящей линии доказывал свое право на наследство, оставшееся за умершим. Он утверждает (διαμαρτυρει̃ται), опираясь на то, что показывают (δισμαρτυρου̃σι) свидетели, что наследство не επίδικος, т. е. не подлежит судебному решению. Десятая часть спорной суммы представлялась в виде залога (παρακαταβολή) и выдавалась противнику, если тому удалось доказать путем обвинения в ложном свидетельстве (ψευδομαρτυριω̃ν), что притязания, предъявляемые первым посредством показания свидетелей (διαμαρτυρία), неосновательны. В том случае, когда обвинитель проигрывал против свидетеля обвиняемого и не получал по крайней мере пятой части голосов, то он подвергался денежному взысканию, επωβελία (см. Эпобелия). ср. также Iudicium, Судопроизводство, 7. 9.

ДИАНА

ДИАНА - Diāna, см. 'Άρτεμις, Артемида.

Διαψήφισις,

см. Δη̃μοι, Демос.

ДИАРДАН

ДИАРДАН - Dyardānes, у Страбона (15, 719) Οιδάνης, приток Ганга, вероятно, нынешняя река Брамапутра, в которой водятся крокодилы и дельфины. Curt. 8, 9.

Предыдущая страница Следующая страница