Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАЛ")

ПАВИМЕНТУМ

ПАВИМЕНТУМ - Pavimentum, см. Domus, Дом, 10.

ПАВЛИИ

ПАВЛИИ - Paulli, см. Aemilii, Эмилии.

ПАВЛИН

ПАВЛИН - Pavo, ταώς, птица, посвященная Юноне, вывезенная в Рим из Азии. Римские магнаты держали ее обыкновенно в своих поместьях. По примеру оратора Гортензия ее стали употреблять в пищу, как лакомое блюдо. Стоила она 50 денариев, а яйцо ее - 5 денариев; перья ее хвоста употреблялись на опахала.

ПАВОР

ПАВОР - Pavor, см. 'Άρης, Арес.

ПАВСАНИЙ

ПАВСАНИЙ - Pausanĭas, Παυσανίας,

1. спартанец, назначенный после преждевременной смерти отца Клеомброта (480 г. до Р. X.) регентом по малолетству Плейстарха, сына Леонида; его часто неверно называют царем. В 479 г. он выступил против персов при возобновлении войны с 5.000 спартанцев и 35.000 плотов, 5.000 лакедемонян и союзников. После того как на Истме с ним соединились остальные пелопоннесцы, а при Элевсине афиняне, он расположил у подошвы Киферона свое войско, состоявшее тогда из 38.700 тяжеловооруженных и 69.500 легковооруженных. Hdt. 9, 10 слл. Plut. Arist. 11. После долгих передвижений дело дошло до сражения при Платеях, в котором Мардоний пал, а персидское войско было уничтожено, в сентябре 479 г. Споры союзников об α̉ριστει̃α окончились признанием главной заслуги за платейцами. После раздела добычи и после заключения между греками защитительного и наступательного союза (Thuc. 2, 71. 3, 68) он направился против Фив и принудил их выдать виновников в союзе с персами для наказания. В следующем году он выступил во главе эллинского союзного флота, чтобы совершенно изгнать персов, покорил Кипр (Thuc. 1, 94) и Византию после долгой осады и сделал последнюю своей столицей. Justin. 9, 1. 2, 15. Здесь он перенял персидскую роскошь и образ жизни и не заботился о войне. Своим слишком надменным поведением и презрением греческих обычаев он возбудил против себя ненависть, вследствие чего союзники сделались более расположенными к афинской гегемонии. Hdt. 8, 3. Plut. Arist. 23. Через пленных персов (Гонгила, эретрийского изгнанника), потом через Артабаза он завел сношения с Ксерксом и разъезжал по Фракии как восточный сатрап, как вдруг был отозван в Спарту, чтобы дать ответ по поводу различных жалоб на него. На обратном пути он привез в Спарту останки Леонида. (Время точно неизвестно; вероятно, в 472 г. по Justin. 9, 1 и Paus. 3. 14, 1, где О. Миллер в рукописях читает H (8) вместо M (40). Thuc. 1, 128 слл. За некоторые оскорбления частных лиц его присудили к штрафу, а в главном обвинении он был признан невиновным, но от командования войсками был отставлен. Несмотря на это, он возвратился на некоторое время в Византию, чтобы оттуда продолжать свои сношения с царем персов. Прогнанный оттуда афинянами, он удалился в Колоны в Троаде, откуда эфоры потребовали его в Спарту через герольда, принесшего скиталу. Сначала его взяли под стражу, но потом выпустили, хотя существовали очевидные признаки его измены и участия в возмущении илотов. Когда же удалось при посредстве какого-то аргилянина, одного из его бывших поверенных, получить доказательства виновности из уст самого Павсания и когда его должны были схватить, он бежал в храм Афины Χαλκίοικος. Спартанцы сняли крышу с храма, а двери заложили камнями; таким образом, П. умер там с голоду (467 г.). Позже оракул приказал загладить это преступление против святыни умилостивительной жертвой. Этот рассказ, основывающийся на Фукидиде, об изменнических сношениях с персами и о планах регента, пользуясь этой властью, низвергнуть аристократию и завоевать всю Грецию, уже по свидетельству древних (Hdt. 5, 32. Aristot. polit. 5, 1. 6, 7, 13, 5, 1. 6, 7, 13) не совсем достоверен, почему в новейшее время Niebuhr и Коrfchm сомневаются в нем. Эти слухи о нем распространили, вероятно, эфоры;

2. внук вышеупомянутого, получил царское достоинство еще малолетним после своего отца Плейстоанакта (444-426 гг.), жившего в изгнании, и вступил на престол после смерти отца (408-394 гг.). Во время борьбы Фрасибула против 30 тиранов он был послан в Афины, чтобы помочь тиранам. Хотя он и победил сторонников Фрасибула в Пирее, но допустил восстановить демократию или вследствие зависти к Лизандру, или вследствие либерального образа мыслей. Хеn. Hell. 2, 4, 29-39. Привлеченный тогда же за это к суду, он был оправдан (Paus. 3, 5, 2). Т. к. слишком позднее прибытие его будто бы было виной поражения и смерти Лисандра у Галиарта (Plut. Lys. 28 слл. Justin. 6, 4. Хеn. Hell. 5, 3, 17-25), то он был обвинен в том, что вторично пренебрег интересами отечества; но он бежал в Тегею и этим избежал наказания. Умер он в Тегее в 385 г.;

3. многие регенты в Македонии или претенденты на престол против царствовавшего дома, все, вероятно, происходившие из царской фамилии Линкестида:

a) противник Пердикки II, 450 г. (Thuc. 1, 61);

b) предшественник Аминта II 394-393 гг.;

c) претендент по смерти Аминта, вытесненный Филиппом;

4. убийца Филиппа Македонского, один из его телохранителей; причиной, вероятно, была личная месть, о чем, вероятно, знали знатные македоняне и сама Олимпиада. Во время бегства он был пойман и распят на кресте. Plut. Alex. 9. Justin. 9, 6;

5. ο̉ περιηγητής, вероятно, из Лидии, а не из Капподокии; жил при Адриане и обоих Антонинах. Сохранившийся труд его, написанный в Риме - περιήγησις τη̃ς Έλλάδος, в 10 книгах, заключает в себе описание путешествий, предпринятых им в следующие местности: Аттику, Мегару, Коринф, Сикион, Флиунт (Phlius), Арголиду, Эгину и на другие близлежащие острова, в Лаконию, Мессению, Элиду (2 книги), Ахейю, Аркадию, Беотию, Фокиду и Озольскую Локриду. Отдельные главы его сочинения написаны в большие промежутки времени, тотчас после путешествия по всей Греции. Содержание этого сочинения касается главным образом всех достопримечательностей, которые относятся к религии и искусству отдельных мест, причем присоединяются, но как вещь второстепенная, географические, исторические и естественноисторические замечания. По временам приводятся подобные достопримечательности других стран для сравнения с греческими. Весь труд написан с точки зрения путешественника и предназначается для путешествующего. Самую важную часть в этом труде, как уже замечено, составляет религия и связанные с ней памятники. Историческая и географическая часть его труда составлена без всякого плана, по какой-либо случайности, а поэтому имеет иногда отдаленное отношение и служит ему только вспомогательным средством для его известий о памятниках искусства и религиозном культе; далее и искусство служит ему только подкладкой для религии, которая и составляет главную цель и исходный пункт всего Периэгесиса. Что же касается достоверности его описаний и показаний, то нельзя не отдать справедливости его благим намерениям и честным стремлениям. Однако он часто поддается впечатлениям, вследствие чего у него часто встречаются исторические противоречия и ни на чем не основанная критика. При его благочестивом веровании в древнюю религию он излагает мифы как исторические факты; если же сомневается в истине этих преданий, то дает понять, что он передает мнения других. Его языку недостает определенности; в нем есть что-то вялое, пустое и потому простое и не идущее к делу. Он прибегает к простонародным определениям, редко употребляя такие выражения, которые описывают мысль логически точно и дают резкий очерк и ясное представление картины. Следует обратить внимание на неодинаковость обработки отдельных частей его сочинения; в первых книгах, именно в описаниях Аттики, это особенно бросается в глаза; чем дальше, тем большую легкость и гибкость приобретает его изложение. Издания Siebelis'a (1822 слл.), Bekker'a (1826), Schubart'a и Walz'a (главное издание 1838 и слл.), Dindorf'a (1845), Schubart'a (1853 слл.), переводы на немецкий язык Siebelis'a и Reichardt'a (1827 слл.) и Schubart'a (1857 слл.);

6. софист из Цесареи каппадокийской, живший во 2 в. от Р. X., ученик Ирода Аттика, обучался риторике сначала в Афинах, потом в Риме. Он написал: περὶ συντάξεως и προβλήματα;

7. из Дамаска, автор сочинения о Сирии, состоявшего по крайней мере из 6 книг. Фрагменты у Müller'a, fragm. hist. graec. IX, p. 467;

8. из Лакедемона, историк неизвестного времени, написавший περὶ Έλλησπόντου, Λακωνικά и др.;

9. лексикограф, может быть, тождественный с предыдущим; его словарь отличается богатством слов;

10. с прозвищем Ήρακλειτιστής, комментатор философа Гераклита;

11. литейщик из Аполлонии, современник Дедала Сикионского, с которым он приготовил много священных приношений в Дельфы по заказу тегеатов. Paus. 10, 9, 6.

ПАВСИЙ

ПАВСИЙ - Pausĭas, см. Pictоres, Живопись, 6.

ПАВСИЛИП

ПАВСИЛИП - PausilСћpum, τό Παυσίλυπον («утоление печали», Sans souci) прелестная вилла в Кампании у Неаполя, вполне оправдывающая это название; Vedius Pollio завещал ее Августу. Strab. 5, 246. Sen. ep. 57. Это имя перешло теперь на роскошный грот между Неаполем и Поццуоли (Posilippo), прорытый Кокцеем по приказанию Випсания Агриппы через Левгарские холмы. У входа показывают мнимую гробницу Вергилия.

ПАГ

ПАГ - Pagāni, Pagus.

П. называлась волость, крестьянская община, в противоположность к vicus, отдельному крестьянскому двору, хутору. Pagas или принадлежал к какому-нибудь большoму городу, как к общему центру для нескольких pagi (в таком случае можно его сравнивать с нашими «пригородными селениями» или «деревнями»), или (как наш «уезд») он составлял самостоятельное подразделение страны, напр., pagi марсов. Жители такого П. назывались паганами и составляли маленькую общину (res publica) с общественной собственностью и общими святынями. Старшины назывались magistri; они созывали сходки общины, должны были приводить в исполнение их приговоры и вообще пеклись о делах общества. Когда идет речь о П. в Риме, то разумеются не жители деревень, а граждане, живущее в частях города, которые в первобытные времена Рима были П. вне самого города (охватывавшего собой montes). Остатки древней общинной связи сохранились и в позднейшие времена, хотя П. в конце концов представляли собой просто плебейские корпорации, совершавшие свои sacra (paganalia, см. Паганалии) каждая в своем древнем религиозном центре. По причине мирного характера этих П. это слово употребляется как противоположное к milites. Veg. 2, 23. Suet. Oct. 27. Suet. Galb. 19. Tac. hist. 1, 53. 2, 4. В позднейшие времена Империи слово П. означало «не христиан», потому что таковые удалялись из городов в деревни.

ПАГАНАЛИИ

ПАГАНАЛИИ - Paganalĭa, древний, учрежденный Сервием Тулием римский праздник. Его совершали сочлены каждого пага (см. Pagani, Паг) в религиозном центре их общины 24 января. Tellus и Ceres были при этом особенно почитаемыми божествами. С целью узнать число населения, Сервий Туллий установил, чтобы в этот праздник каждое лицо, не исключая женщин и детей, уплачивало известную монету. И после того как древние pagi давно уже утратили свое значение, П. продолжали совершаться, сохраняя притом постоянно свой первоначальный плебейский характер. Ov. fast. 1, 669 слл. Cic. pro. dom. 28.

ПАГАНЫ

ПАГАНЫ - см. Паг.

ПАГАСЫ

ПАГАСЫ - Pagăsae или Pagasa, Παγασαί, приморский город в фессалийской области Магнезии у залива того же имени (н. залив Воло), гавань города Фер. Здесь, как рассказывали, собрались аргонавты и построили свой корабль; поэтому имя города некоторые производили от πήγνυμι. Hat 7, 193. Plut. Them. 20. Strab. 9, 436.

ПАГИ

ПАГИ - Pagae, Παγαί, Πηγαί, укрепленный торговый город в Мегариде у Алкионидского залива, на восточной стороне мыса Ольмии, в 120 стадиях к северо-западу от Мегар, после которых он был важнейшим городом страны. Thuc. 1, 103. 107. 111. 115. 4, 21. 66. Plut. Arat. 44. Strab. 8, 380.

ПАГ, ПАГАНЫ

ПАГ, ПАГАНЫ - Pagāni, Pagus.

П. называлась волость, крестьянская община, в противоположность к vicus, отдельному крестьянскому двору, хутору. Pagas или принадлежал к какому-нибудь большoму городу, как к общему центру для нескольких pagi (в таком случае можно его сравнивать с нашими "пригородными селениями" или "деревнями"), или (как наш "уезд") он составлял самостоятельное подразделение страны, напр., pagi марсов. Жители такого П. назывались паганами и составляли маленькую общину (res publica) с общественной собственностью и общими святынями. Старшины назывались magistri; они созывали сходки общины, должны были приводить в исполнение их приговоры и вообще пеклись о делах общества. Когда идет речь о П. в Риме, то разумеются не жители деревень, а граждане, живущее в частях города, которые в первобытные времена Рима были П. вне самого города (охватывавшего собой montes). Остатки древней общинной связи сохранились и в позднейшие времена, хотя П. в конце концов представляли собой просто плебейские корпорации, совершавшие свои sacra (paganalia, см. это слово) каждая в своем древнем религиозном центре. По причине мирного характера этих П. это слово употребляется как противоположное к milites. Veg. 2, 23. Suet. Oct. 27. Galb. 19. Tac. hist. 1, 53. 2, 4. В позднейшие времена Империи слово П. означало "не христиан", потому что таковые удалялись из городов в деревни.

ПАДЕЙЦЫ

ПАДЕЙЦЫ - Padaei, Παδαι̃οι, грубый кочевой народ на северо-западе Индии, питавшийся сырым мясом и пожиравший даже своих стариков и больных. Hdt. 3, 98. 102.

ПАДУС

ПАДУС - Pădus, Πάδος, н. По, главная река Италии (rex fluviorum, Verg. Georg. 1, 482), названная так, вероятно, от множества сосен, росших по ее берегам и называвшихся по-кельтски padi. П. сделался известным римлянам лишь со времен галльских войн. Ранее его принимали за баснословную янтарную реку Эридан, которую, однако, уже Геродот (3, 115) объявлял выдумкой поэтов, происшедшей, может быть, оттого, что у устья П. янтарь, приходивший туда сухим путем, был забираем финикийскими кораблями. П. берет начало в Альпах, по Плинию (3, 16, 20), на Mons Vesulus (н. M. Viso), течет сначала к югу, затем к востоку по цизальпинской Галлии, разрастаясь от множества притоков (см. Italia, Италия, 2). Значительнейшие из них слева: Clisius, Duria minor, Stura, Orgus, Duria maior, Sessites, Novaria, Ticinus, Olonna, Lambrus, Addua, Sarius, Ollius, Mincius; справа: Tanarus, Odubria, Varusa, Trebia, Tarus, Parma, Gabellus, Scultenna, Rhenus, Silarus, Saternus и многие другие. Река была судоходна (начиная с впадения в нее Тицина) и после таяния альпийских снегов бывала очень многоводна, так что производила даже большие наводнения. По Полибию (2, 16, 11), у Тригабол (у нынешней Феррары) она разветвлялась на два главных рукава: северный - Падою и южный - Олану или Волан. Позднее Плиний называет 7 устьев, из которых некоторые были искусственно устроенные каналы. Polib. 2, 17, 34. 32, 2. 3, 40, 5. Caes. b. g. 5, 24. Hor. epod. 16, 28. Strab. 5, 212 слл.

ПАДУС, ПО

ПАДУС, ПО - Pădus,

Πάδος, н. По, главная река Италии (rex fluviorum, Verg. G. 1, 482), названная так, вероятно, от множества сосен, росших по ее берегам и называвшихся по-кельтски padi. П. сделался известным римлянам лишь со времен галльских войн. Ранее его принимали за баснословную янтарную реку Эридан, которую, однако, уже Геродот (3, 115) объявлял выдумкой поэтов, происшедшей, может быть, оттого, что у устья П. янтарь, приходивший туда сухим путем, был забираем финикийскими кораблями. П. берет начало в Альпах, по Плинию (3, 16, 20), на Mons Vesulus (н. M. Viso), течет сначала к югу, затем к востоку по цизальпинской Галлии, разрастаясь от множества притоков (см. Italia, 2). Значительнейшие из них слева: Clisius, Duria minor, Stura, Orgus, Duria maior, Sessites, Novaria, Ticinus, Olonna, Lambrus, Addua, Sarius, Ollius, Mincius; справа: Tanarus, Odubria, Varusa, Trebia, Tarus, Parma, Gabellus, Scultenna, Rhenus, Silarus, Saternus и многие другие. Река была судоходна (начиная с впадения в нее Тицина) и после таяния альпийских снегов бывала очень многоводна, так что производила даже большие наводнения. По Полибию (2, 16, 11), у Тригабол (у нынешней Феррары) она разветвлялась на два главных рукава: северный - Падою и южный - Олану или Волан. Позднее Плиний называет 7 устьев, из которых некоторые были искусственно устроенные каналы. Pol. 2, 17, 34. 32, 2. 3, 40, 5. Caes. b. g. 5, 24. Hor. epod. 16, 28. Strab. 5, 212 слл.

ПАКАТ

ПАКАТ - Pacātus, Drepanius.

римский ритор во 2-й половине 4 в. от Р. X., земляк и друг Авзония. От него сохранилось произнесенное им в 389 г. в римском сенате похвальное слово в честь императора Феодосия Великого, отличающееся богатством содержания и живостью изложения. Издано между речами так называемых Panegyrici (см. Πανηγυρικòς λόγος, Панегирик), в последний раз Bährens'oм (1874).

ПАКОНИИ

ПАКОНИИ - Paconĭi, 1. M. Paconius, римский легат в Азии ок. 23 г. от Р. X., позднее, кажется, по приказанию Тиберия был умерщвлен. Tac. ann. 3, 67, ср. Suet. Tib. 61;

2. Рас. Agrippinus, как участник в заговоре Фрасеи и Гельвидия, был изгнан Нероном и переносил это несчастие с редкой твердостью духа. Tac. ann. 16, 28. 33;

3. Sext. Paconianus, за сатиру на Тиберия подвергся насильственной смерти. Tac. ann. 6. 3 сл. 39.

ПАКОР

ПАКОР - Pacŏrus, Πάκορος, имя парфянских царей из фамилии Арсакидов; из них особенно замечательны:

1. сын Орода, старший брат Фраата, родился ок. 98 г. до Р. X.; он был хорошо воспитан и знаком с греческой литературой; обладая многими выдающимися качествами, он был опасным врагом римлян, хотя первые войны в Сирии остались безуспешны. Назначенный еще при жизни отца наследником престола, он, после того как Октавиан привлек его отца на свою сторону для борьбы против Антония, проник тотчас вместе с Лабиеном из Сирии до самой Ионии; но позднее П. Вентидий Басс опять отнял у него все сделанные им завоевания. Тогда он вооружился для новой борьбы, в которой проник в 39 г. до Средиземного моря, но в следующем году благодаря хитрости Вентидия потерпел поражение и вскоре затем был убит. Plut. Ant. 30-33. По Горацию (Od. 3, 6, 9 слл.), римляне были несчастливы в войнах против П., которые они предпринимали, не слушая обнаруживающейся в знамениях воли богов;

2. сын царя Вонона, умершего в 50 г. от Р. X., средний из 3 братьев, получивший на свою долю Мидию. Рассорившись со своим младшим братом, Тиридатом Армянским, он, однако, поддерживал его в борьбе против римлян, отнявших у Тиридата его царство. Tac. ann. 14, 26. Позднее ему пришлось спасаться бегством в горы от скифских аланов.

ПАКС

ПАКС - Pax, см. Ει̉ρήνη, Эйрена.

ПАКСЫ

ПАКСЫ - Paxi, Παξοί, два небольших острова между Корцирой и Левкадою, н. Паксо и Антипаксо. Polib. 2. 10. Dio Cass. 50, 12. Plin. 4, 12, 52.

ПАКТ

ПАКТ - Pactum, называется в обширном смысле всякий договор, а в более тесном - такой договор, который по римскому гражданскому праву обыкновенно не мог быть обжалован судебным порядком.

ПАКТИИКА

ПАКТИИКА - Πακτυϊκή, упоминаемая Геродотом (3, 102. 4, 44. 7, 85) область Персидского царства в северо-западной части Индии у Инда, следовательно, в восточной части Афганистана, жители которой до сих пор еще называют себя именем Пукхтун. Древние обитатели одевались в козьи шкуры и имели своеобразного вида луки и кинжалы.

ПАКТИЙ

ПАКТИЙ - PactСћes, Πακτύης,

1. лидянин, которому Кир, победив Креза, поручил надзор за сокровищницею последнего. После того как Кир покинул страну, П. поднял восстание против персидского наместника Табала, но при приближении персидского войска бежал в Киму, отсюда на остров Лесбос и затем на Хиос; хиосцы выдали его, поддавшись на подкуп, персам. Hdt. 1, 153 слл.;

2. см. Lydia, Лидия.

ПАКТИЯ

ПАКТИЯ - PactСћe, -ya, Πακτύη, город на фракийском Херсонесе, у Пропонтиды, куда в 408 г. удалился Алкивиад, после того как афиняне вновь лишили его главного начальства (Hat. 6, 36. Diod. Sic. 13, 74. Nер. Alc. 7); н. St. Georg.

ПАКТОЛ

ПАКТОЛ - Pactōlus, Πακτωλός, небольшая река, берущая начало на Тмоле в Лидии; она протекает мимо Сард и затем впадает в Герм. Прежде, как говорят, она содержала много золотоносного песка (поэтому называлась также Χρυσορρόας), который позднее, однако, встречался лишь в незначительном количестве. Теперь эта река называется Сарабат и имеет только 10 футов ширины и едва 1 фут глубины. Hat. 5, 101. Хеn. Суr. 6, 2, 11. Strab. 12, 554. Horat. ер. 15, 20. Verg. Aen. 10, 142. Ov. met. 11, 85.

ПАКУВИЙ

ПАКУВИЙ - Pacuvĭus, осское имя. Так назывались:

1. Рас. Саlavius, знатный капуанец, занимавший во время 2-й Пунической войны высшую должность в своем родном городе и сумевший, не прибегая к оружию, искусно сохранить за собой эту единодержавную власть. Liv. 23, 2-4. После битвы при Каннах он содействовал отделению Капуи от Рима. Когда Ганнибал явился в Капую, он пригласил к своему столу П. и сына последнего, Пероллу, приверженца партии враждебной карфагенянам, для которого, однако, исходатайствовано было прощение от Ганнибала. Перолла пришел с кинжалом, чтобы убить Ганнибала, но, уступивши увещаниям отца, отказался от этого намерения. Liv. 23, 8. 9. Родственником этого П. был, может быть:

2. Рас. Ninnius Celer, который со своим братом (Stenius Ninnius Celer) угощал в своем доме Ганнибала. Liv. 23, 8;

3. M. Рас., родился ок. 219 г. до Р. X. в Брундизии; он был сын сестры Енния, другом Лелия и до глубокой старости проживал в Риме, занимаясь сочинением трагедий и живописью (Plin. 35, 7). Под конец жизни он удалился в Тарент, где находился в сношениях с Акцием (Cic. Brut. 64), который был на 50 лет моложе его (Cic. Brut. 1, 64. ср. Atii, Аттии, 5) и умер девяностолетним старцем, ок. 132 г. В сравнении с другими поэтами того времени, круг поэтической деятельности П. был очень ограничен. Он был исключительно трагиком, и под его именем приводятся только 12 (или 13) трагедий, из которых большинство были подражаниями произведениям Софокла и Еврипида, а некоторые созданы по неизвестным для нас греческим образцам; знаменитейшая из них Antiopa и Dulorestes. Кроме того он написал одну praetextam (см. Претекстата): Paulus, героем которой был, как догадываются, Эмилий Павел, победитель при Пидне. Благодаря высокому пафосу, обильному могучему течению его речи и образному, сильному языку, которые восхваляют в нем древние и которые теперь еще отчасти заметны в его фрагментах, он сделался для римлян основателем трагического стиля и вместе с Акцием считался самым значительным из римских трагиков. Hor.ер. 2, 1, 55. Лучшее собрание отрывков дал О. Ribbeck в своих Scaen. Rom. poes. fragmenta (2-е изд., 1871). ср. его же römische Tragödie (1875), стр. 216 слл.;

4. Primipilaris, под командой Цезарева легата Сервия Гальбы в галльскую войну спасший вылазкой из лагеря при Октодуре в Гельвеции в 56 г. до Р. X. римлян и нанесший поражение врагам. Caes. b. g. 3, 5. 6, 38;

5. Sext. Рас. Taurus, плебейский эдил; по его распоряжению у ростр была поставлена статуя Сибиллы; он же сделал предложение о том, чтобы месяц Sextilis назывался по имени Августа. Plin. 34, 5;

6. легат Гн. Сентия в Сирии по смерти Германика, в 19 г. от Р. X. Tac. ann. 2, 79. Sen. ер. 12;

7. Рас. Hister, у Ювенала (Sat. 12, 111 слл. 125. 128) - проныра, всякими хитростями домогавшийся получения наследства.

ПАКЦИЙ

ПАКЦИЙ - Paccĭus, 1. влиятельный бруттиец, в 209 г. до Р. X., во 2-ю Пуническую войну вместе с братом своим Вибием вел переговоры с Римом о воссоединении бруттийцев с римлянами, против которых они долгое время держали сторону Ганнибала. Liv. 27, 15;

2. Расс. Orphitus под командой римского полководца Корбулона воевал (в 58 г. от Р. X.) во времена Нерона в Азии, в одной битве потерпел поражение и был за то крепко наказан. Tac. ann. 13, 36. ср. 15, 12.

ПАЛА

ПАЛА - Pale, Πάλη, город, по имени жителей называемый обыкновенно Παλει̃ς или Παλη̃ς; это был один из четырех городов на острове Кефалении; он лежал на возвышенности по направлению к Закинфу, на самом узком месте острова, нынешний город Ликсури лежит вблизи него. Hat. 9, 28. Thuc. 1, 27. 30. Strab. 10, 455 сл.

ПАЛАМЕД

ПАЛАМЕД - Palamēdes, Παλαμήδης, сын Навилия (см. Навплий) и Климены, дочери Атрея (Катрея), брат Эакса (Ο'ίαξ), герой троянских сказаний, сложившихся после Гомера; отличался проницательностью и мудростью. Одиссей, Диомед и Агамемнон, завидовавшиe его славе, были виновниками его смерти. Они спрятали в его палатке письмо и золото, как бы от Приама, а потом обвинили его в измене. Народ, найдя у него письмо и золото, забросал его камнями. Когда его вели на казнь, он сказал: «Сожалею тебя, Правда! ты погибла раньше меня». Ov. met. 13, 56 слл. По другому сказанию, Одиссей и Диомед утопили его, когда он ловил рыбу, или заставили его спуститься в колодец, в котором будто бы находился клад, и засыпали его камнями. Трагики и софисты считали его изобретательным мудрецом и поэтом; он, между прочим, изобрел маяк, меры и весы, буквы, игру в кости, в шашки. В Малой Азии, на Эолийском берегу, напротив Лесбоса, стояло его святилище и статуя. Монография О. Iahn'a (1837).

ПАЛАТИН

ПАЛАТИН - Palatīnus mons, см. Roma, Рим, 2. 19.

ПАЛЕАПЕЛЬ

ПАЛЕАПЕЛЬ - Παλαιὰ πόλις, см. Neapolis, Неаполь.

ПАЛЕМОН

ПАЛЕМОН - Palaemon, Παλαίμων, собственно борец,

1. см. Athamas, Афамант;

2. сын Гефеста или Этола или Лерна, один из аргонавтов;

3. сын Геракла и Автонои;

4. сын Приама;

5. прозвище Геракла.

ПАЛЕР

ПАЛЕР - Palaerus, Πάλαιρος, на монетах Πάλειρος, приморский город в Акарнании, близ Левкады, о жителях которого говорит Фукидид (2, 30). Развалины этого города хорошо сохранились. Strab. 10, 450. 459.

ПАЛЕС

ПАЛЕС - Pales, см. Palilia, Палилии.

ПАЛЕСТА

ПАЛЕСТА - Palaeste, Παλαιστή, н. Паласа, город на самом севере эпирской области Хаонии на морском берегу. Caes. b. c. 3, 6. App. b. с. 2, 54.

ПАЛЕСТИНА

ПАЛЕСТИНА - Palaestīna, η̉ Παλαιστίνη. В Ветхом Завете страна между Иорданом и Средиземным морем называется Ханааном. Имя П. обозначало сперва область филистимлян в юго-западном Ханаане, а затем стало употребляться и о всей стране; Иудеей она стала называться лишь после Вавилонского пленения, потому что колено Иуды было главой прочих; у Птолемея она называется Παλαιστίνη Ίουδαία. Границы ее составляли: на западе - Средиземное море и далее к северу Финикия, на севере - Финикия и Сирия (Ливан и Антиливан), на востоке - Сирийская пустыня (ближе всего область аммонитян), на юге - Аравия (с восточной стороны река Арнон, с западной - Висор), а именно ближе всего область амаликитян, идумеев и моавитян. Давид покорил еще Сирию, власть Соломона простиралась от Тапсака на Евфрате до Газы и до Красного моря. Наибольшая длина от севера к югу составляла 35-40 миль, наибольшая ширина не свыше 20 м, поверхность равнялась приблизительно 500 кв. м. От обеих цепей Ливана на севере шли по стране отроги, обозначавшиеся различными именами: Нефталим, Кармил, Гилвая, Фавор, Ефраим, Эвал и Гаризин, Иуда; к последней принадлежали Иерусалимские возвышенности Сион, Мариа и пр. За Иорданом лежали Ермон и Аварим. Главная река страны Иордан (н. Scheriath-el-Keber), вытекающий из нескольких источников у Антиливана и Ермона. Он пролегает чeрез несколько озер: Мером или Самахонитское (н. el-Huleh), Генисаретское или Тивериадское, называемое также Галилейским морем (н. Bar-el-Tabarieh), и впадает в Мертвое море или Асфальтовое озеро, имеющее 11 м в длину и 3 м в ширину (образовалось на месте долины Ситтимской). Западные притоки Иордана: Кериф, Кедрон (н. Wadi-el-Raheb) впадает в Мертвое море; на восточной стороне: Гиеромиакс (н. Scheriath-el-Mandur), Иаббок (н. Zerka); Арнон (н. Waidi Modscheb) впадает в Мертвое море. Как почва Палестины представляет соединение на ограниченном пространстве почти всех формаций земной коры в малых масштабах, так в ее климате замечаются почти все переходные ступени от тропического в долине Иордана у Генисаретского озера до холодного и сурового на высотах Ливана. Также и растительность проходит как бы целую лестницу разновидностей от произведений холодного пояса до южных плодов и пальм. Земледелие, виноделие, смоковничные и маслeничные насаждения, а также шелководство и в превосходном положении находившееся скотоводство были источниками богатства страны; в лесах росли кедры, кипарисы, дубы и пальмы, а Мертвое море доставляло соль. Бедствием для страны были стаи саранчи. До поселения здесь израильтян в этой стране обитали племена ханаанитян; возвращаясь из Египта, израильтяне частью перебили их, частью покорили. Из 12 колен на правом берегу Иордана в направлении от севера к югу обитали: Нефталимово, Ассирово, Завулоново, Иссахорово, половина Манассеина, Ефраимово, Вениаминово, Даново, Иудино, Симеоново; к востоку от реки: Рувимово, Гадово и другая половина Манассеина. После Соломона страна разделилась на царства Израильское и Иудино. Во времена пребывания Христа на земле различали по эту сторону Иордана: Иудею, Самарию, Галилею; по ту сторону: Перею. Важнейшие города в Иудее: Иерусалим (Hierosolyma), столица; Иерихон, Хеврон, Эммаус, Лидда, Кесарея, резиденция римских наместников, Вирсава, Вифлеем, Аримафея - Яффа, Азот, Аскалон, Газа. В Самарии: Самария или Шомрон, Израиль, Сихем, Силон. В Галилее: Дан, Капернаум, Тивериада, Назарет, Мегиддо, Кана. В Перее: Кесарея Панеадская, Гадары, Боссра, Раббаф-Аммон, Гесбон и др. Главные моменты истории Палестины: поселение Авраама в Ханаане, ок. 2000 лет до Р. X., выселение израильтян в Египет (1880 г.); возвращение под предводительством Моисея и Моисеево законодательство (1500 г.); завоевание Ханаана под предводительством Иисуса Навина (1460 г.); теократическое устройство государства; основание царства при Сауле (1100 г.); процветание его при Давиде и Соломоне; разделение на два царства: Иудино и Израилево (975 г.), из которых последнее было уничтожено в 722 г. ассириянами, а первое - в 586 г. вавилонянами; восстановление Иудейского государства под верховной властью персов (536 г.); господство египетских Птолемеев (238-176 гг.), сирийских селевкидов (176-167 гг.); освобождение Маккавеями (167 г.); покорение римлянами (63 г.), под властью которых до 70 г. от Р. X. правили цари идумейской династии; разрушение Иерусалима Титом (70 г.); соединение Иудеи как римской провинции с Сирией. Strab. 16, 760 слл. Plin. 5, 13 слл. ср.: k. v. Raumer, Palaestina (4-е изд., 1860). О. Strauss, die Länder und Stätten der heil. Schrift (2-е изд., 1876). Völter, das heil. Land. (2-е изд., 1864).

ПАЛЕФАТ

ПАЛЕФАТ - Palaephătus, Παλαίφατος,

1. историк из Абида, близкий друг Аристотеля, написал Κυπριακά, Δηλιακά, Άττικά, Άραβικά и, может быть, Τρωϊκά, сочинение, состоящее по крайней мере из 9 книг. Собрание отрывков у Müller'a, frag. hist. graec., II, p. 338 сл.;

2. грамматик из Египта или Афин, он написал Αι̉γυπτιακὴ θεολογία, μυθικω̃ν βιβλίον ά, λύσεις τω̃ν μυθικω̃ς ει̉ρημένων, υ̉ποθέσεις ει̉ς Σιμωνίδην и ι̉στορία ι̉δία. Неизвестно, этот ли П. или вышеупомянутый был автором сочинения περὶ α̉πίστων, которое дошло до нас не в полном и не в первоначальном виде, но сильно искаженным. Это сочинение, некогда очень употребительный учебник, содержит собрание разных аллегорическо-исторических толкований мифов; изложение его простое, без всякой затейливости, но зато и без всякой системы. Лучшее издание Westermann'a в его Mythographi (1843).

ПАЛИБОФРА

ПАЛИБОФРА - Palibothra, Παλιβόθρα, также Palimbothra, Παλιμβόθρα, могущественный и обширный город индийского племени празиев, на реке Гангесе; ныне Патна, в санкрите Паталипутра. Город был окружен высокими стенами и рвами в 600 футов ширины и защищался множеством башен, построенных на стенах. Arr. Ind. 10. Mela. 3, 7, 5. Plin. 6, 19, 22. Он был разрушен, как кажется, в 7 в. от Р. X.; но его развалины существуют отчасти до сих пор.

ПАЛИКИ

ПАЛИКИ - Palīci, Παλικοί, земные божества, почитаемые в Сицилии, вблизи Этны, в окрестностях города П.; они были близнецы и считались сыновьями Зевса и нимфы Фалеи, дочери Гефеста. Еще до рождения погруженные в землю вместе с матерью, которая боялась Геры, они при рождении снова вышли на свет из разверзшейся земли, отсюда Παλικοί от πάλιν ι̉κέσθαι. Недалеко от этого места были два небольших глубоких озера, из которых постоянно с большим шумом била ключом горячая вода с одуряющим серным запахом, вследствие этого по тогдашним воззрениям сверхъестественного явления эти озера получили название страшных, злых - Δειλοί. Здесь же испытывали верность клятвы: клятву писали на дощечке и бросали в источник П.; если дощечка оставалась на поверхности воды, то обвиняемый считался невиновным, если же она погружаюсь, то клятва считалась ложной и клятвопреступника бросали в кратер Этны, где он сгорал или тотчас же делался слепым (это был, следовательно, своего рода суд Божий). Храм П. служил убежищем для беглых рабов. Cic. de n. d. 3. 22, Verg. Aen. 9, 585. Ov. met. 5, 406. ср. статью Michaelis'a (1856).

ПАЛИЛИИ

ПАЛИЛИИ - Palilĭa (также Parilia), Παλίλια, деревенский праздник римских пастухов, праздновавшийся 21 апреля, на котором обращались к Палесу с просьбой защитить и размножить их стада и простить все повреждения и осквернения, ненамеренно причиненные их стадами священным рощам и ключам; затем очищали себя и скот следующим образом: зажигали солому и прогоняли через этот огонь три раза свой скот и сами прыгали через него. Это был праздник необузданного веселья; вместе с тем он считался праздником основания Рима. Ov. fast. 4, 721 слл. Tibull. 2, 5, 87. Prop. 4, 4, 73. Имя Палатинского холма (Palatium), на котором пастухи основали сам древний Рим, связано с Pales. О сущности божества Pales сами римляне не имели ясного представления; они то принимали его за женщину и сопоставляли с Венерой и Mater Deum, то считали его мужским божеством.

ПАЛИМПСЕСТ

ПАЛИМПСЕСТ - Palimpsestus, παλίμψηστος (πάλιν ψέω - соскабливать, снова сглаживать), называется рукопись, первоначальный текст которой тщательно стерт, чтобы на ней написать что-либо новое, поэтому codex rescriptus. Вследствие дороговизны письменных материалов древние часто употребляли этот способ. В средние века писали поучения святых отцов на П. с текстом древних классиков, который не был совершенно уничтожен; поэтому в новейшее время начали употреблять искусственные средства для того, чтобы уничтожить написанное позже на П. и разобрать первоначальный текст. Благодаря этому найдены очень важные рукописи: Cicero de republica, Frontonis orationes et epistolae, Gai institutiones и др.

ПАЛИНДИКИЯ

ПАЛИНДИКИЯ - Παλινδικία, см. Iudicium, Судопроизводство, 14.

ПАЛИНОДИЯ

ПАЛИНОДИЯ - Παλινωδία, новая песнь, противоположная другому, раньше сочиненному стихотворению и служащая как бы отречением от последнего. Знаменита была П. Стесихора (см. Стесихор), который написал сначала стихотворение, оскорбительное для Елены, в наказание за что, как говорят, был лишен зрения; тогда он сочинил другое стихотворение, совершенно противоположное первому, и получил снова зрение. Позднее слова παλινωδία и παλινωδει̃ν употреблялись о всяком отречении, хотя бы оно и не было выражено в поэтической форме (Cic. ad Att. 2, 9. 4, 5). Horat. Od. 1, 16 считается П. по отношению к epod. 17, 42.

ПАЛИНУР

ПАЛИНУР - I.

Palinūrum (реже -us),

Παλίνουρος, Παλινούριον, мыс на северо-западном берегу Лукании, получивший, как полагали, название от кормчего Энея, Палинура, который, по сказаниям, был здесь брошен в море и, когда пытался выбраться на берег, был убит туземцами. Мыс и теперь называется Cap Palinuro; имя это перешло и на соседнюю гавань. Liv. 37, 11. Ver. A. 5, 835 слл. 6, 337 слл. Horat. Od. 3, 4, 28.

II.

Palinūrus,

см. Aeneas, Эней.

ПАЛИНУР, (I)

ПАЛИНУР, (I) - Palinūrum (реже -us),

Παλίνουρος, Παλινούριον, мыс на северо-западном берегу Лукании, получивший, как полагали, название от кормчего Энея, Палинура, который, по сказаниям, был здесь брошен в море и, когда пытался выбраться на берег, был убит туземцами. Мыс и теперь называется Cap Palinuro; имя это перешло и на соседнюю гавань. Liv. 37, 11. Ver. A. 5, 835 слл. 6, 337 слл. Hor. od. 3, 4, 28.

ПАЛИНУР, (II)

ПАЛИНУР, (II) - Palinūrus, см. Aeneas и Palinurum.

ПАЛЛА

ПАЛЛА - Palla, см. Vestimenta, Одежда, 11.

ПАЛЛАДИЙ

ПАЛЛАДИЙ - I.

Palladĭum,

Παλλάδιον,

1. см. Έφέται, Эфеты;

2. древняя резная статуя Паллады, защитницы города, хранившаяся в троянской крепости как залог общественного благополучия. Эта статуя имела 3 аршина вышины, ноги были у нее тесно сомкнуты; в правой руке Паллада держала поднятое копье, в левой веретено и прялку или щит (символы военной обороны и мирной деятельности, споспешествующей благосостоянию). Эту статую Зевс сбросил с неба Илиосу, основателю города, как верный залог благополучия; сама Афина вырезала эту статую в память о возлюбленной дочери Тритона, Палладе, которую она по неосторожности убила. По другим сказаниям, эта статуя подарена по обету Электрой или дана Дардану Зевсом. Т. к. нельзя было взять Трою, пока там находилась П., то Одиссей и Диомед похитили ее из Трои. Диомед принес ее в Аргос. По аттическим сказаниям, афинский царь Демофонт отнял П. у Диомеда, когда последний пристал к берегам Аттики. По другому сказанию, в Трое было две П., принесенные Хризой в приданое Дардану; одну из них похитил Одиссей, а другую увез с собой Эней в Италию, где она была или в Риме, или в Лавинии, или в Луцерии и др.; ср. Ov. fast. 6, 421 слл. И другие города имели такие П.; на древних произведениях искусства часто встречается статуя в стоячем положении, с поднятым щитом или копьем.

II.

Palladĭus,

Rutilius Taurus Aemilianus, римский писатель, живший, вероятно, около половины 4 в. от Р. X.; от него осталось обширное сочинение о земледелии, в 14 книгах, которым в средние века часто пользовались. Предпослав в первой книге общие правила, касающиеся хозяйства, в 12 следующих он описывает земледельческие работы, распределяя их по месяцам, а 14-я состоит из 85 элегических двустиший о прививании деревьев; более всего он распространяется о разведении деревьев и садов. Язык и слог его крайне грубы; но сочинение это важно потому, что П. при составлении его пользовался римскими и греческими писателями, писавшими о том же предмете, и делал из них по большей части извлечения. Издание в Scriptores rei rusticae Gessner'a и Schneider'а. Изд. 1-й книги I. С. Schmitt'a (1876).

ПАЛЛАДИЙ, (I)

ПАЛЛАДИЙ, (I) - Palladĭum,

Παλλάδιον, 1) см. Έφέται; 2) древняя резная статуя Паллады, защитницы города, хранившаяся в троянской крепости как залог общественного благополучия. Эта статуя имела 3 аршина вышины, ноги были у нее тесно сомкнуты; в правой руке Паллада держала поднятое копье, в левой веретено и прялку или щит (символы военной обороны и мирной деятельности, споспешествующей благосостоянию). Эту статую Зевс сбросил с неба Илиосу, основателю города, как верный залог благополучия; сама Афина вырезала эту статую в память о возлюбленной дочери Тритона, Палладе, которую она по неосторожности убила. По другим сказаниям, эта статуя подарена по обету Электрой или дана Дардану Зевсом. Т. к. нельзя было взять Трою, пока там находилась П., то Одиссей и Диомед похитили ее из Трои. Диомед принес ее в Аргос. По аттическим сказаниям, афинский царь Демофонт отнял П. у Диомеда, когда последний пристал к берегам Аттики. По другому сказанию, в Трое было две П., принесенные Хризой в приданое Дардану; одну из них похитил Одиссей, а другую увез с собой Эней в Италию, где она была или в Риме, или в Лавинии, или в Луцерии и др.; ср. Ov. fast. 6, 421 слл. И другие города имели такие П.; на древних произведениях искусства часто встречается статуя в стоячем положении, с поднятым щитом или копьем.

ПАЛЛАДИЙ, (II)

ПАЛЛАДИЙ, (II) - Palladĭus,

Rutilius Taurus Aemilianus, римский писатель, живший, вероятно, около половины 4 в. от Р. X.; от него осталось обширное сочинение о земледелии, в 14 книгах, которым в средние века часто пользовались. Предпослав в первой книге общие правила, касающиеся хозяйства, в 12 следующих он описывает земледельческие работы, распределяя их по месяцам, а 14-я состоит из 85 элегических двустиший о прививании деревьев; более всего он распространяется о разведении деревьев и садов. Язык и слог его крайне грубы; но сочинение это важно потому, что П. при составлении его пользовался римскими и греческими писателями, писавшими о том же предмете, и делал из них по большей части извлечения. Издание в Scriptores rei rusticae Gessner'a и Schneider'а. Изд. 1-й книги I. С. Schmitt'a (1876).

ПАЛЛАКОПА

ПАЛЛАКОПА - Pallacŏpas, Παλλακόπας, канал Евфрата, начинавшийся в 800 стадиях к югу от Вавилона и терявшийся на границах Аравии в болотах, им же образованных. Arr. 7, 21, 1.

ПАЛЛАНТ

ПАЛЛАНТ - Pallas, -antis, Πάλλας, -αντος,

1. титан, сын Криоса и Эврибии, брат Астрея и Пер(се)са; дети его от Стиксы: Ζη̃λος и Νίκη (см. Зел и Ника), Κράτος и Βία. Hesiod. theog. 375: 383;

2. сын Мегамеда, отец Селены. Hom. hymn. in Merc. 100;

3. гигант;

4. см. Evander, Эвандр;

5. сын Пандиона, брат Эгея, убитый Тесеем;

6. сначала раб, потом вольноотпущенник Антонии, матери Клавдия. Последний поручил ему управление финансами, и хитрый П. сумел скоро приобрести себе большую милость у императора. Suet. Claud. 28. Tac. ann. 13, 14. По его совету император, убив Мессалину, женился на Агрипине и усыновил Нерона. Как император, так и раболепный сенат относились к нему весьма благосклонно. Suet. Vitell. 2. Tac. ann. 12, 53. Juv. I, 108. По вступлении на престол Нерона он лишился прежнего своего имения и жил долго в уединении, пока в 59 г. не был убит, кажется, по приказанию Нерона, сильно желавшего завладеть его богатствами. Tac. ann. 14, 65.

ПАЛЛАНТИЙ

ПАЛЛАНТИЙ - Pallantĭum, Παλλάντιον, древний город Аркадии, к западу от Тегеи; отсюда Евандр, как полагали, колонизовал Италию. Liv. 1, 5, Justin. 43, 1. После того как жители были выведены для основания Мегалополя, город пал, а на его развалинах впоследствии была построена Триполица. Хеn. Hell. 7, 5, 5. Paus. 8, 3, 1. Liv. 45, 28.

ПАЛЛАНТИЯ

ПАЛЛАНТИЯ - Pallantĭa, Παλλαντία,

1. дочь Евандра, похороненная на холме, получившем, как полагают, от нее свое название;

2. значительный город ваккейцев в Испании на притоке Дуэро, н. Паленция на реке Писуэрге. Strab. 3, 162. App. Hisp. 55. 80.

ПАЛЛЕНА

ПАЛЛЕНА - Pallēne, см. Chalcidice, Халкидика, и Macedonia, Македония.

Предыдущая страница Следующая страница