Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Э" (часть 6, "ЭПИ"-"ЭРА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 6, "ЭПИ"-"ЭРА")

ЭПИКИД

ЭПИКИД - EpicСћdes, Έπικύδης,

1. афинский демагог, соперник Фемистокла. Plut. Them. 6;

2. сиракузянин, родившийся в Карфагене, был отправлен, одновременно с братом своим Гиппократом, в Сиракузы к Гиерониму с поручением поддержать интересы карфагенян, 215 г. Когда сиракузяне, по умерщвлении Гиеронима, возобновили приязненные сношения с римлянами, он отправился к леонтийцам, побудил к восстанию, вернулся затем в Сиракузы, руководил отчасти защитой против Марцелла, переселился после завоевания Сиракуз в Агригент и, кажется, возвратился в Карфаген в 210 г., когда Агригент завоеван был Валерием Левином. Liv. 24, 6. 25. 25, 23. 40. 26, 40.

ЭПИКЛЕРОС

ЭПИКЛЕРОС - Έπίκληρος, см. Hereditas, Наследства право, 3.

ЭПИКНЕМИДИИ

ЭПИКНЕМИДИИ - Epicnemidii, см. Locris, Локры, 4.

ЭПИКРАТ

ЭПИКРАТ - Epicrătes, Έπικράτης, из Амбракии, поэт периода средней аттической комедии, ок. 350 г. до Р. X., с талантом и остроумием соединял искусство выражения и тщательность размера. От 5 его пьес сохранились отрывки.

ЭПИКТЕТ

ЭПИКТЕТ - Epictētus, Έπίκτητος, родился в Гиераполе во Фригии, был долгое время в Риме слугою любимца Нерона, Епафродита, который впоследствии, пораженный его высоким умом и независимым духом, даровал ему свободу. После этого Э. слушал Музония Руфа и, совершенно предавшись стоическому учению, старался распространить его в Риме, но без особенного успеха. Когда, по приказанию Домициана, 94 г. по Р. X., все философы должны был оставить Рим, он отправился в Эпир, в г. Никополь, жил там до правления императора Адриана, учил, по примеру Сократа, в свободных беседах в колоннадах и на площадаях и привлек большое число учеников, к числу которых принадлежали и Арриан и Фавоний. Письменного он не оставил ничего. Арриан, по смерти учителя, опубликовал Έπικτήτου διατριβαί, в 8 книгах, из которых 4 сохранилось, и изложил, под названиям Έγχειρίδιον, главные пункты учения Э. в виде кратких положений. Оба эти труда издал Schweighäuser, с комментариями Симплиция и некоторыми позднейшими парафразами (Лейпциг, 1799, в 5 т.). Будучи далек от обычной гордости тогдашних стоиков, он пытался уже отжившему свой век и занимавшемуся лишь диалектикою и физикою греческому стоицизму противопоставлять учение о добродетели, смягченное понятиями сократовой философии. От исследований, не имеющих отношения к возбуждению и оживлению нравственности, он держался в стороне. Он отказывается от надменной мудрости стоиков и склонялся к более эклектическому направлению. Логике придавал он особое значение, как науке, ведущей к самопознанию и различению между добром и злом. Ифику основывал он не на принципе прежних стоиков, учивших, что надо жить в гармонии с природой, но исходил от самого человека. «Некоторые вещи находятся в нашей власти, как мнение, желание, отвращение и т. д., другие - нет; как наша физическая жизнь, слава, власть, вообще все, что не производится нами. Добро то, что соответствует истинной природе духа, зло - что противоречить ей. Следовательно, зло - заблуждение. Что не зависит от нас, то для нас - αδιάφορον; и добродетель состоит, таким образом, в устранении всего этого внешнего, нарушающего нашу свободу». Высшею основою жизни и учения Э. было поэтому терпение и умеренность (ανέχου και απέχου). В целом же его ифика менее направлена на объективное развитие идей и научные исследования, чем на практическое применение (εν τη̃ χρήσει τω̃ν θεωρημάτων). Он не отрицал гадания, но не придавал ему никакой особенной цены, как относящемуся к внешнему миру; напротив, он разошелся с древнейшими стоиками в том, что допускал существование демонов или гениев, - хранителей, которых Зевс приставляет к каждому человеку.

ЭПИКУР

ЭПИКУР - Epicūrus, Έπίκουρος, основатель названной по его имени эпикурейской философии или школы эпикурейцев (Epicurei, Έπικούρειοι), из аттического дема Гаргетта, родился в 342 г. до Р. X., отправился с отцом своим Неоклом и другими колонистами на Самос, но 18-ти лет, в то время как Аристотель жил в Халкиде, вернулся в Афины, где продолжал изучение философии Демокрита и вращался в обществе платоников Ксенократа и Теофраста. В качестве учителя философской системы выступил он впервые в Милитене на острове Лесбос и в Лампсаке в Малой Азии и продолжал это дело в Афинах, начиная с 36 года своей жизни: он вел простой и умеренный образ жизни в купленном им саду, предаваясь научным занятиям. Похвала, высказанная относительно его Цицероном (Cic. fin. 3, 25. bonum, comem et humanum) повторяется и в других свидетельствах древности; когда он умер на 71 году жизни, его сопровождала в могилу редкая любовь и почтение его благодарных учеников. Эти последние образовали между собою критики, совершенно замкнутый союз и были такими верными приверженцами системы своего учителя, что из числа их можно назвать одного только Метродора, который пытался сделать некоторое изменение или дальнейшее развитие системы, что, впрочем, было результатом его природы и характера. Учение Э. стоит в некоторой противоположности с учение стоиков; последнее признавало одно только понятие существующим, а внешнее явление кажущимся; Э., напротив, всякую достоверность ставить в зависимость от чувственного восприятия, а это последнее основывается, по его воззрению, на ощущении; таким образом, он возобновил, в сущности, учение киренейцев (см. Aristippus, Аристипп) и обработав его более научным образом. Философия распадается у него на канонику, метафизику, физику и ифику. В первом из этих отделов разъясняет три ступени познания: ощущение α́ισθησις, представление πρόληψις, и мнение, δόξα. Внутренние ощущения или аффекты суть критерии внешней деятельности; аффектов два рода - удовлетворение и страдание; первое зависит от ощущающего, следовательно, положительно, второе - от внешнего влияния, следовательно, отрицательно. Но как в канонике, так и в метафизике он дает лишь скудное количество психологических истин и положений касательно познавания. Наше отношение к познаваемым предметам он представляет себе приблизительно так: с поверхности вещественных предметов идет постоянный ток, который очень тонок и потому мало заметен для ощущения, т. к. самый предмет пребывает в всегдашнем своем состоянии и не изменяется. Т. к. выделяемое поверхностью - невещественно, то оно, распространяясь необыкновенно быстро через воздух, переходит на нас таким образом, что мы его не замечаем, но все же невольно обнаруживаем наше сочувствие. Если представление не достигает этого само по себе и воспринятое нами изменяется так, что ощущение теряет отчетливость, то происходит ошибка, заблуждение. Это учение находится в связи с учением об атомах Левкиппа и Демокрита и не развивает его существенно. Атомы, по учению Э., не обладают никакими свойствами, кроме формы, веса и величины, они не изменяются, в то время как все качества подвержены изменениям. Эти последние составляют противоположность атомам - пустому. Легко понять влияние этого учения на объяснение миросоздания, его происхождения и управления; телеологические взгляды стоиков, особенно мудрость творца в плане и конечной цели миросоздания, - все это совершенно отбрасывается, и все определяется внешней, случайной группировкой атомов. Душа представляется Э. состоящей из самых тонких и круглых атомов: она еще менее вещественна нежели огонь; она есть тонкий дух, распространенный, рассеянный (παρεσπαρμένον) по всей системе тела, и от нее зависит частью теплота последнего. Наконец, в его ифике является исходной точкой принцип ощущения, по крайней мере касательно наслаждения, абсолютной удовлетворенности, между тем как стоики развивали свое учение из того же принципа, только в противоположном направлении абсолютного лишения. Он возводил поэтому, как киренейцы, ηδονή или удовольствие, чувственное довольство в принцип, руководящий действиями человека, и советовал обращать внимание на то, какая из различных форм наслаждения самая прочная и удовлетворяющая. Он домогался блаженства, счастья, доставляемого разумом; по его убеждению, предпочтительнее быть несчастным при разуме (ευλογίστως ατυχει̃ν), чем счастливым без разума (αλογίστως ευτυχει̃ν). Свобода от страха и страсти (αταραξία) и возможность не быть обремененным трудом (απονία) равносильна самым высоким удовольствиям (κατά στηματι και ήδοναί). Поэтому боги представлялись ему идеалами блаженной жизни, которые, естественно, не заботились о том, что может нарушить или смутить их блаженство, и обитают поэтому в междумировых пространствах, куда не проникают ни земные беспокойства, ни буря, ни дождь. Существо их неразрушимо (α́φθαρτον), их знание несомненно ('εναργής). Хотя Э. оставил много сочинений, но они до нас не дошли, и мы знаем его систему лишь в недостаточном изображении Диогена Лаэртского, который сохранил для нас завещание Э., 3 письма и 44 нравоучительных изречения (κύριαι или 'ρηται δόξαι); найденные в Геркуланее отрывки из его главного труда (περι φύσεως; в 37 кн.) также дают мало указаний и разъяснений (изд. J. С. Orelli, Lpz., 1818). Письма по физике и метеорологии издал Schneider (Lpz., 1813). Физику Э. передал нам римлянин Лукреций в превосходном дидактическом стихотворении. Несомненное свидетельство о его ифических воззрениях дает Sen. de vit. beat. 12 и 13; одни только враги Э. изображают его сластолюбцем.

ЭПИЛАХОНТЫ

ЭПИЛАХОНТЫ - Έπιλαχόντες, запасные кандидаты, suffecti. Для быстрого замещения какой-либо должности в том случае, когда она делалась свободной вследствие увольнения или смерти занимавшего ее лица, наперед назначались для каждого чиновника, равно как и для членов совета, запасные кандидаты (έκάστω τω̃ν λαχόντων ε́τερος επελάγχανεν), которые назывались επιλαχόντες и в указанных случаях тотчас же вступали в исправление свободной должности. Это выражение употреблялось, впрочем, только относительно таких чиновников, которые назначались по жребию. Для замещения же должностей чиновников, назначавшихся по выборам, в каждом отдельном случае производились дополнительные выборы. Demosth. Theocrin. 29. Aesch. Ctes. 62.

ЭПИМАХИЯ,

ЭПИМАХИЯ, - Έπιμαχία,

оборонительный союз для защиты в случае, если кто-нибудь из состоящих в союзе подвергается нападению, в то время как συμμαχία означает союз наступательно-оборонительный (ωστε τους αυτους εχθρους και φίλους νομίζειν). Так, афиняне заключили с коркирянами не симмахию, чтобы в случае нападения последних на Коринф им не пришлось нарушить союз с пелопоннесцами, а Э., на тот случай, если кто сделает нападение на Коркиру или Афины или на союзников (σύμμαχοι.). Thuc. 1, 44.

ЭПИМАХИЯ

ЭПИМАХИЯ - Έπιμαχία, оборонительный союз для защиты в случае, если кто-нибудь из состоящих в союзе подвергается нападению, в то время как συμμαχία означает союз наступательно-оборонительный (ω́στε τους αυτους εχθρους και φίλους νομίζειν). Так, афиняне заключили с коркирянами не симмахию, чтобы в случае нападения последних на Коринф им не пришлось нарушить союз с пелопоннесцами, а Э., на тот случай, если кто сделает нападение на Коркиру или Афины или на союзников (σύμμαχοι.). Thuc. 1, 44.

ЭПИМЕЛЕТЫ

ЭПИМЕЛЕТЫ - Έπιμεληταί, род чиновников в Афинах, которые отличались от остальных (α́ρχοντες) тем, что они в большинстве случаев назначались только для известной определенной цели, часто не народом, а отдельными филами; они не имели права председательства в суде при процессах и не подвергались обыкновенно испытанию перед вступлением в должность (δοκιμασία). Часто невозможно провести границу между επιμέλεια и αρχή, напр., Aesch. Ctes. 398, где резкого различия не заметно. В собственном смысле Э. (кураторы) суть επιμεληται τω̃ν φυλω̃ν (см. Φυλή, Фила, 8). Напротив, есть два рода επιμεληται, которые по всем условиям - действительные чиновники; 10 ε́πιμεληται του̃ εμπορίου (портовая полиция) и 10 επιμεληται τω̃ν νεωρίων (надзиратели верфей).

ЭПИМЕНИД

ЭПИМЕНИД - Epimenĭdes, Έπιμενίδνς, с острова Крит, родился в Фэсте, жил в Кноссе, современник семи мудрецов, к которым его даже и причисляли, стоит на рубеже мифических времен и исторических. Он стоял в отношении к энтузиастическому культу Зевса и куретов, обладавшему сокровенной жреческой мудростью и таинственной чудотворной и целебной силой; но в тоже время он состоял в связи с более кротким музическим культом Аполлона. История рождения Э., его жизни и смерти исполнена чудесных сказаний; миф о многолетнем сне в диктейской пещере, как и о долговечности его в несколько столетий, - все это отличает его как особенного любимца богов. В истории он является как καθαρτής; в 596 г., когда он был уже стариком, его призвали в Афины для принесения умилостивительных жертв по случаю α́γος Κυλώνειον. Он выпустил из ареопага черных и белых овец и приказал на тех местах, где каждая из них легла, воздвигнуть по алтарю τω̃ προσήκοντι θεω̃; вновь было учреждено служение богам, и город и государство посвящены Аполлону. Подобным же образом очищен был им Делос. Plut. Sol. 12. Diog. Laert. 1, 109 и сл. (Монография К. I. Heinrich, Lpz., 1801). Э. приписывались некоторые космогонические сочинения. Из приписывавшихся ему же нескольких стихотворений и прозаических сочинений, вероятно, принадлежали ему прежде всего изречения оракула (χρηδμοί) и умилостивительные песнопения (καθαρμοί). Из них известно изречение, данное критянам, - в послании Павла к Титу. 1, 12.

ЭПИМЕТЕЙ

ЭПИМЕТЕЙ - Epimētheus, см. Prometheus, Прометей.

ЭПИМОРТЫ

ЭПИМОРТЫ - Έπίμορτοι, афинские феты, которые обрабатывали поля богатых владельцев за 6-ю часть дохода и назывались поэтому также έκτημόριοι. см. Φυλή, Фила, 4.

ЭПИНИКИЙ

ЭПИНИКИЙ - Έπινίκια, τα, у греков

1. победные празднества в честь победителя в великих торжественных играх, состоявшие из большого праздничного пира; они устраивались или самим победителем, или же его друзьями;

2. Έπινίκια (α́σματα), победные песни, сочинен-

ные в честь победителя; они пелись часто во время пира. Такие песни сочинял Симонид, особенно же Пиндар; см. Pindarus, Пиндар.

ЭПИОНА

ЭПИОНА - Epiŏne, Ήπιόνη, см. Άσκληπιός, Асклепий.

ЭПИПАМАТИДА

ЭПИПАМАТИДА - Έπιπαματίς, или Έπιπάμων, дочь имеющая право наследства в Спарте=επίκληρος в Афинах, см. Hereditas, Наследства право.

ЭПИР

ЭПИР - Epīrus, 'Ήπειρος (материк), западная область северной Греции, в 200 кв. миль приблизительно, граничила на западе с Ионийским морем, на востоке - с Фессалией, на севере - с Иллирией, на юге - с Амбрикийским заливом, Акарнанией и Этолией. Во времена римлян к ней причисляли еще всю Акарнанию. Суровые горы, высотой до 7 000', со многими ущельями, образовавшимися вследствие вулканического влияния, придают стране что-то страшное; лишь у Амбракийского залива находится довольно большая равнина; остальные же незначительны; в числе их особенно замечательна плоская высота в 1 500' у нынешней Янины, с озером, стока коего не было видно. Керавнские горы образуют границу на севере, оканчиваясь мысом Акрокеравнием (н. Linguetta); на востоке тянется суровый Пинд (н. Граммос), имеющий на юге 8000' вышины - Тимфа, Лакмон, Тимфрест - имена отдельных его частей; в середине находится проход Фэка (н. проход Dugliana), главная дорога из Э. в Фессалию, большей частью узкая, зимой часто вследствие больших масс снега непроходимая, по крайней мере для вьючных животных, тропинка. Внутрь страны у Додоны шли горы Томар или Тмар. С находившейся в северо-восточной части страны высокой горы Лакмона текут 4 реки: Аой к северо-западу, македонский Галиакмон к северо-востоку, фессалийский Пеней к юго-востоку; Арахт к югу. Начинающаяся у юго-западной подошвы этой горы река до соединения своего с текущим из Долопии Ахелоем носила имя Инаха. Пеласгического происхождения жители, сами себя, по-видимому, называвшие Γραικοί, вследствие соприкосновения с иллирийцами делались все больше и больше варварами (Thuc. 2, 80. Strab. 7, 321 и часто в других местах); они распадались на хаонцев (Χάονες) на северо-западе до Фиамиса, феспротов (Θεσπρωτοί) на юго-востоке по берегу и молоссов (Μολοσσοί) внутри страны на север от Амбракийского залива. Кроме того, называют еще афаманов, геллопов, кассопеев, атинтанов и др. Самым могущественным из этих племен были первоначально хаонцы, бывшие по Фукидиду (2, 80), под властью двух менявшихся ежегодно предводителей из древнего рода; позже гегемонию захватили происходившие из рода Эакидов цари молоссов, и Пирр соединил все области Э. в одно государство, могущество коего сокрушили римляне. Strab. 7, 322. Города в Хаонии: Антигония, Орик (Эрико), северный пограничный город с Иллирией, колхическая колония с отличной гаванью, оба по ту сторону керавнских гор; Палэста, где Цезарь высадился в войне против Помпея. (Caes. b. c. 3, 6. App. b. с. 2, 54); портовые города Финика, Панорм, Онхесм; Бутротон (Бутринто). В Феспротии; Эфира и Кихир при устье Ахеронта; Никополь или Actia Nicopolis (Превеза со значительными руинами), Actium против Амбракийского залива, выстроенный Августом после победы над Антонием (31 г. до Р. X.), при Константине Великом главный город Э.; Пандозия, Элатрия или Элатия (Liv. 8, 24), Бития и Бухета в земле кассопеев. В земле молоссов; Пассарон, Додона (Δωδώνη, Δωδών) у подошвы Томара, вероятно, в дикой местности на южном берегу озера Памботиса (озеро Янина), у Гомера (Il. 2, 750) называющегося «бурным», δυσχείμερος. Знаменита была Додона благодаря своему оракулу (древнейшему в Греции), о возникновении которого жрецы Зевса в Фивах египетских говорили, что две святые женщины были похищены финикиянами из Египта и одна из них была продана в Ливию, другая эллинам; таким образом возникли оракулы в Аммоне и Додоне. Hdt. 2, 54. Жители Додоны сами рассказывали, что из Египта вылетали два черных, диких голубя, один в Ливию, другой в Додону, последний сел здесь на дуб и приказал человеческим голосом построить тут оракул. Геродот думает, что женщин, вероятно, сравнили с птицами вследствие иностранного языка и цвета кожи; когда они затем выучились языку пеласгов, то про них сказали, что они заговорили человеческим языком. Центр святилища составлял священный дуб Зевса (δρυ̃ς, φηγός) у основания которого был источник; журчанье его и шелест дуба толковали жрицы, πελειάδες. Позже присоединилось предсказание посредством Δωδωναι̃ον χαλκίον. Два столба одинаковой вышины стояли близко друг около друга; на одном стоял мальчик с кнутом, на другом медная чаша, которой касался при дуновении ветра железный кнут. Древнейшими жителями называют 'Έλλοι или 'Έλλοπες. ср. Gerlach, Dodona (1859.). Относительно спорного вопроса, была ли кроме Додоны в Э. еще Додона в Фессалии, которая имеется в виду в Il. 2, 750. и 16. 234. ср.: Bergk в Philol., XXIII, стр. 126 против Unger'a, ibid. XX. стр. 577. Кроме того к Э. часто причисляется еще Аргос Амфилохийский, на востоке от Амбракийского залива (см. Argos, Аргос), и Амбракия на севере от залива того же имени.

ЭПИСИТИИ

ЭПИСИТИИ - Έπισίτιοι, бедные люди, служившие за плату. Plat. rер. 4, 420 А.

ЭПИСТАТЫ

ЭПИСТАТЫ - Έπιστάται τω̃ν δημοσίων ε́ργων, афинские чиновники, заведовавшие общественными работами, напр., постройками и т. п.; они набирались по поручению народа из отдельных фил. К ним принадлежат, напр., τειχοποιοί, ταφροποιοί, τριηροποιοί; такие же чиновники были при водопроводах, храмах, гимназиях. Aeschin. Ctes. 27 и сл. Денежные суммы на производство работ ассигновались государственным казначейством. Легко можно допустить, что Э. были высшей-судебной властью в делах, касавшихся их ведомства. Об επιστάται совета см. Βουλή, Буле.

ЭПИСТОЛА

ЭПИСТОЛА - см. Письмо.

ЭПИСТОЛЕЙ

ЭПИСТОЛЕЙ - Έπιστολεύς, редко επιστολιαφόρος, (Хеn. Hell. 6, 2, 25), морской начальник в Спарте, второй после наварха, приставлявшийся к последнему часто для контроля. Лисандр был назначен Э. наварха Арака, т. к. никто не мог быть дважды навархом, но, на деле получил начальство над флотом. Хеn. Hell. 2, 1, 7.

ЭПИСТРОФ

ЭПИСТРОФ - Epistrŏphus, Έπίστροφος,

1. сын аргонавта Ифита, внук Навбола фокидского, водил с братом своим Схедием фокийцев под Трою. Il. 2, 517. 17, 306;

2. сын Эвена, был убить Ахиллеем на походе против Лирнесса (в Мисии). Il. 2, 692;

3. вождь гализонов, союзник троянцев. Il. 2, 856;

4. отец Амфимнеста, бывшего в числе множества сватавшихся за дочь Клисфена сикионского. Hdt. 6, 127.

ЭПИТ

ЭПИТ - см. Айпит.

ЭПИТАДЕЙ

ЭПИТАДЕЙ - Epitădeus, Έπιταδεύς, спартанский эфор, вероятно, во времена преемников Агесилая ввел закон, предоставлявший право передавать другому свое имущество по свободному выбору, дарственной записью или завещанием; он же, вероятно, предоставил дочерям право наследования. Последствием было то, что поместья перешли в руки немногих и особенно к дочерям-наследницам, и что число граждан, владеющих поместьями, все более и более уменьшалось. Plut. Agis 5. Arist. Polib. 2, 6.

ЭПИТАЛАМА

ЭПИТАЛАМА - Ephithalamium, см. Lyrici, Лирики, 5.

ЭПИТАЛИОН

ЭПИТАЛИОН - Epitalium, Έπιτάλιον см. Elis, Элида.

ЭПИТАФИЯ

ЭПИТАФИЯ - Έπιτάφιος (т. е. λόγος), надгробная речь; так называлась в Афинах особенно речь, которую произносил назначенный государством оратор во время торжественного погребения павших в славном бою за отечество. Это публичное прославление павших должно было побуждать оставшихся в живых в такой же храбрости. Аристид первый, кажется, произнесением надгробной речи над павшими при Платеях придал этому торжеству большее и более общее значение, а с тех пор значительнейшие ораторы считали за честь поручение им такой речи. Так, Перикл держал надгробную речь над павшими при Самосе и затем речь, сообщенную Фукидидом (2, 35), над убитыми в сражениях первых лет Пелопоннесской войны. Мало-помалу дошло до того, что такие речи не только произносились по поручению государства, но сочинялись вообще в память выдающихся людей; так, нам известно, что Горгий, Лисий, Исократ, Гиперид и Демосфен составляли такие речи. В позднейшие времена, когда общественная жизнь и общественные заслуги не давали материала для таких речей, предметы для них брались из частных отношений отдельных личностей. Этим можно объяснить множество таких напыщенных речей, известных в древности, и ту аккуратность, с которой их разбирали риторы. Таковы же и римские laudationes funèbres, которые по своему панегиристическому характеру не были, конечно, достоверными историческими источниками. ср. Cic. Brut. 16, 61. Cic. legg. 2, 25.

ЭПИТИМ

ЭПИТИМ - Επίτιμος, назывался в Афинах тот, кто владея вполне своим гражданским правом, не подлежал никакой атимии. ср. Άτιμία, α́τιμος, Атимия.

ЭПИТРОП

ЭПИТРОП - Έπιτροπή, компромисс на который соглашались в Афинах две спорящие стороны, чтобы передать дело на решение частных третейских судей, а не переносить его на рассмотрение публичных диэтетов (см. Διαιτητής, Диэтет) (επιτρέπεσθαι δίαιταν). Isocr. Callim. 11. trapez. 19. Dem. Apat. 14. В таком случае дальнейшая апелляция не допускалась.

ЭПИФАНИЯ

ЭПИФАНИЯ - Epiphanīa, Επιφάνεια,

1. город в восточной Киликии, несколько к северу от Исса и на расстоянии дня пути от аманских ворот, населенный Помпеем, во время разбойничьих войн, пиратами. Цицерон (Cic. ad. fam. 15, 4) упоминает об этом городе по случаю своего похода через эту местность. Прежнее имя этого города было - Οινίανδος;

2. город в Сирии, называемый жителями Гамафом, как он называется еще и теперь, на левом берегу Оронта; Антиох Епифан расширил эту старинную финикийскую колонию.

ЭПИХАРИДА

ЭПИХАРИДА - Epichăris, Έπίχαρις, римская вольноотпущенница, которая, вероятно, как любовница брата Сенеки (который и сам был замешан в это дело), узнала о заговоре Пизона в 65 г. от Р. X. и всячески старалась ему содействовать. Вначале, когда Волузий Прокул, наварх флота в Мизене, предал ее Нерону, против нее ничего не могли показать; но когда заговор был больше раскрыт, ее повели на пытку. Однако никакие истязания не могли заставить ее сделать какие-нибудь показания; когда ее вторично несли на пытку, она воспользовалась удобным случаем, чтобы удавиться посредством пояса на ручке кресла. Tac. ann. 15, 51. 57. Dio Cass. 62, 27.

ЭПИХАРМ

ЭПИХАРМ - Epicharmus, Έπίχαρμος, с острова Коса, родился ок. 540 г. до Р. X., сын врача Елофала, знаменитый греческий комик, рано покинул свой родной город и жил попеременно в разных городах Сицилии, преимущественно в Мегаре. По разрушении этого города он отправился в Сиракузы, где отличался в царствование Гиерона как комических поэт. Там, по преданию, он и умер, имея 90 лет от роду, в 448 г. Вследствие этого пребывания в Сицилии он называется Siculus. (Cic. tusс. 1, 8, 15. Cic. ad Att. 1, 19, 8). В ранние годы он увлекался философией Пифагора, был также врачом, но впоследствии посвятил себя исключительно комедии. Ему обязана так называемая дорическо-сицилийская комедия тем, что развилась в правильную, искусную форму, чему вместе с ним содействовали Формис и Динолох, и после него Софрон и Ксенарх. Подлинными драмами Э. признавали 35, заглавия коих известны нам. Фрагменты существуют в незначительном количестве и перемешаны с подложными (лучшее собрание: А. О. F. Lorenz, Berlin, 1864); из них нельзя судить ни о плане, ни о содержании ни одной из комедий. Большая часть заглавий дает пустые имена, и лишь немногие более ясны, напр., 'Άβας γάμος, 'Άφαιστος или Κωμασταί. В других были сцены и происшествия из известных мифов, как Βούσιρις, 'Άμυκος, Κύκλωψ, Όδυσσευς ναυαγός, Πω̃ρρα και Προμαθεύς, Σειρη̃νες и т. д. Что касается до плана и устройстве вообще, то из намеков древних (Horat. ер. 2, 1, 58) видно, что поэт, подобно римской comoedia motoria, спешит обыкновенно, быстро излагает простой сюжет без глубокой характеристики и без искусственного сплетения и доводит к концу. Диалект его произведений считался хорошим дорическим. Просты, но не строго правильны были его метры. Предпочтительно перед другими он употреблял в диалоге трохаический тетраметр (metrum Epicharmium).

ЭПИХЕЙРОТОНИЯ

ЭПИХЕЙРОТОНИЯ - Έπιχειροτονία, назывался двоякий акт принятия решения посредством большинства голосов в Афинах:

1. έ. τω̃ν νόμων, производившаяся ежегодно в первом народном собрании ревизия законов, после чего дальнейшие заботы лежали на номофетах, см. Έκκλησία, Экклесия, 6;

2. τω̃ν αρχω̃ν, повторявшееся в первом народном собрании всякой притании утверждение должностей, причем архонт спрашивал ει δοκει̃ καλω̃ς α́ρχειν ε́καστος; всякий мог принести при этом жалобу (προβάλλεσθαι, προβολή, см. Публичное хозяйство) и предложить удаление должностного лица. Смещаемые таким образом (αποχεφοτονούμενοι) лишались венка и отрешались от должности на время, пока не было решено в суде гелиастов начатое против них дело.

ЭПОБЕЛИЯ

ЭПОБЕЛИЯ - Έπωβελία, денежная пеня, в размере 6-й части спорного предмета (по оболу с драхмы), которую должен был уплачивать в известных частных процессах истец ответчику, в виде возмещения убытков, в том случай, когда он, истец, не получал 5-й части голосов. При αντιγραφή, эта пеня падала на того, кто сначала был обвиняемым, когда он при жалобе на истца не получал 5-й части голосов; так же было и при παραγραφή. В какие иски входила Э., с достоверностью сказать невозможно, т. к. мы не знаем, что надо понимать под именем δίκαι χρηματικαί, в которые входила она, по указаниям грамматиков; что она входила в иски по опеке, это мы знаем из Демосфена; вероятно тоже было и по торговым искам. В публичных процессах она не имела места, кроме разве фасиса (ср. Φάσις), рядом с пеней в 1000 драхм, налагавшейся во всяких публичных исках (кроме εισαγγελία, Эйсангелия). При фасисе же налагалась двойная пеня, потому что здесь заинтересовано было и государство, и частное лицо. ср.: Meier and Schumann, art. Process, 641 и сл. 729 и сл.

ЭПОД

ЭПОД - Epōdus, επωδός,

1. последняя часть лирического стихотворения, которая пелась после строфы и антистрофы. Стихотворения с такими заключительными частями назывались επωδικά. Таковы оды Пиндара и многие хоры в греческих драмах (напр., Soph. Oed. Col. 1211 слл. Track. 497 слл.);

2. припев (refrain), повторяющийся в стихотворении через известные промежутки, как у Феокрита (Id. 1) и Вергилия (Е. 8). Такие вставочные стихи назывались также versus intercalares или epiphthegmatici;

3. особый род лирических стихотворений, где за длинным стихом следует короткий (за исключением элегического двустишия). Сюда принадлежат известные Э. Горация, в которых он со стороны формы подражает Архилоху, но не всегда сохраняет сатирический характер Э. своего образца.

ЭПОЙКИ

ЭПОЙКИ - 'Έποικοι, поселенцы, отправляемые в основанную уже колонию (αποικία), большей частью уже не с теми правами, как первые колонисты.

ЭПОНА

ЭПОНА - Epŏna, древнеримская богиня коневодства, разведения ослов и лошаков и покровительница извозчиков, погонщиков лошаков и конюхов, чтимая во всей Италии и романизованных странах в конюшнях, где имелись ее изображения. Кроме возлияний, в жертву ей приносились свиньи. Множество изображений ее сохранилось на всех стоянках римских войск. Имя происходит от epus = equus. Наряду с Э. чтилась Bubona, богиня разведения рогатого скота.

ЭПОНИМЫ

ЭПОНИМЫ - Έπώνυμοι, 1. επ. или αρχηγέται, древние аттические герои отдельных племен, по именам которых Клисфен назвал свои Филы (см. Φυλή, Фила). Их статуи стояли на αγορά. Также и демы имели своих επώνυμοι;

2. (не официальное) название начальствующих, в различных государствах, по именам которых назывались годы. В Афинах таким Э. был архонт (см. Άρχή, Архэ, 'Άρχοντες), в Спарте - эфоры, позднее патрономы, в Артосе - жрица Геры (Thuc. 2 2. επι Χρυσίδος εν 'Άργεί τότε πεντήκοντα δυοι̃ν δέοντα ε́τη ίερωμένης), в Беотии - высший беотарх союза, на Крите - πρωτόκοσμος и т. д.;

3. επώνυμοι (οί τω̃ν ήλικιω̃ν) в Афинах, архонты, имена которых служили для обозначения призываемых к военной службе 42 служилых классов от 19 до 60 лет. При внесении в список эфебов вносился архонт текущего года и года предшествующего, так что архонт делался в известной мере Э. того возрастного класса, и класс призывался на службу по имени своего Э.;

4. афинский чиновник во времена императоров; но в чем состояли его обязанности - неизвестно.

ЭПОПЕЙ

ЭПОПЕЙ - Epōpeus, Έπωπεύς, сын Посейдона и Канаки, брат (или сын, Paus. 2, 1, 1) Алоея, пришел из Фессалии в Сикион, где сделался царем. Он похитил Антиопу (см. Amphion, Амфион) из Фив или принял ее во время бегства ее; за это отец ее Никтей пошел на него войной; оба они умерли от ран. Apollod. 3, 5, 5. Paus. 2, 6, 1. 11, 1.

ЭПОПТ

ЭПОПТ - Έπόπτης, см. Eleusinia, Элевсинский культ.

ЭПОРЕДИЯ

ЭПОРЕДИЯ - Eporedia, Έπορεδία, город в Цизальпинской Галлии на реке Дурий, в земле салассийцев, на дороге от Августы Претории (Аоста) в Тицин; н. Иврея. По изречению сивиллиных книг, римляне послали туда колонию в 100 г. до Р. X. (Brutus у Cic. ad. fam. 11, 20. 23), позднее эта колония сделалась муниципией. Tac. hist. 1, 70. Strab. 4, 205.

ЭПОРЕДОРИКС

ЭПОРЕДОРИКС - Eporedŏrix.

Цезарь упоминает о двух знатных эдуях, которые оба носили это имя - без всякого дальнейшего различия; вероятно, это были отец и сын. Первый воевал с секванами еще до Цезаря и в 52 г. до Р. X. попал в руки последнего, когда Верцингеториг, вождь галлов, соединил своих соотечественников для войны с римлянами. Епоредориг младший командовал конницей эдуев, которая отправилась на помощь Цезарю против Герговии. Caes. b. g. 7, 39. Когда предводитель пехоты эдуев, Литавик, ложными рассказами о том, что римляне будто бы уничтожили конницу и что предводитель ее убит, - пытался побудить пехоту перейти на сторону союзных галлов под начальством Верцингеторига, Епоредориг открыл этот замысел и помешал его исполнению. Но тотчас же после этого он отошел от Цезаря с товарищем своим Виридомаром под предлогом преследования бежавшего Литавика, поднял эдуев (ibid. 7, 54) и соединился с Верцингеторигом, который избран был предводителем галлов, хотя Епоредориг сам надеялся занять это место. Он получил потом главное начальство, вместе с Коммием, Виридомаром и Веркассивеллавном, над войском, назначенным для освобождения от осады Алезии (id. 7, 76). После покорения восставших галлов имя Епоредорига исчезает со страниц истории.

ЭПОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПОХА

ЭПОХА - Epŏcha, εποχή, момент особенной исторической важности, который, поэтому, становится исходной точкой, началом нового летоисчисления, эры (aera). Последним словом (собственно, мн. ч. от aes, затем слагаемое, данное число в математике) обозначается текущий период времени, начиная с помянутого исходного момента, напр. всемирная эра (с сотворения мира), христианская эра (с Рождества Христова). В обыкновенном употреблении на языке историков эпоха обозначает также промежуток времени, более или менее продолжительный, чем период.

ЭППИЙ

ЭППИЙ - Eppius, Marcus, приверженец Помпея в 49 г. до Р. X., сражался, после его смерти в Африке под начальством Сципиона и Секста Помпея. Cic. ad Att. 8, 11, Цезарем был он (b. Afr. 89) помилован после сражения при Фаисе.

ЭПРИЙ МАРЦЕЛЛ

ЭПРИЙ МАРЦЕЛЛ - Eprius Marcellus, жил при Нероне и отличался красноречием. Родившись в Капуе, в низкой среде, он очень скоро добился высоких должностей, сделался претором, был трижды проконсулом (Suet. Claud. 29. Tac. ann. 12, 4.) при Клавдии и Нероне, а при последнем был наместником в передней Азии, где возбудил неудовольствие своим вымогательством. Tac. ann. 13, 33. Потом он занимался особенно ремеслом доносчика, между прочим, доносил на благородного Тразею; еще при следующих императорах прежние его доносы навлекли на него много преследований, особенно со стороны зятя Тразеи, Гельвидия Приска. Tac. ann. 16, 22. 33. Tac. hist. 4, 6-10. Но Э. сумел приобрести расположение Веспасиана, так что все обвинения против него не повели ни к чему. Tac. dial. 5 и 8. Но когда открыт был заговор, затеянный им против Веспасиана, он избавился от казни только тем, что предупредил ее самоубийством, 79 г. от Р. X. Dio Cass. 66, 16.

ЭПУЛОНЫ

ЭПУЛОНЫ - Epulōnes, см. Epulae, Эпулы.

ЭПУЛЫ

ЭПУЛЫ - Epŭlae, Epŭlum, у римлян - торжественные публичные пиры при празднествах в честь богов, при посвящениях храмов, вступлениях в должности (особенно жреческие), триумфах, похоронах и т. д. (epulae sacrificales, funèbres и др.). Э. назывались особенно такие пиры, которые соединялись с играми, тогда как пиры при посвящениях храмов и при вступлениях в должности назывались также и cenae. Epulum ludorum causa давался народу эдилами при играх в цирке (Liv. 31, 4. 33, 42); знатные, богатые римляне обнаруживали при этах пиршествах необычайную, постоянно возрастающую роскошь; поэтому cenae pontificum и особенно epulae saliares за свою пышность вошли в поговорку. Horat. Od. 2, 14, 25. 1, 37, 2. Cic. ad Att. 5, 9. Т. к. публичные пиры соединялись первоначально с празднествами в честь богов, то устройство их и надзор возлагались в древнейшие времена на понтифика; но с 193 г. до Р. X. назначены были для этой цели tres viri epulones. Liv. 33, 42. Cic. de or. 3, 19, 73. Об обязанностях и правах их см. Cic. har. resp. 10. Впоследствии число их дошло до 7, при Цезаре до 10.

ЭР

ЭР - 'Ήρ, сын Армения, уроженец Памфилии, который, пав в одной битве, 10 дней лежал не разлагаясь, затем ожил на костре и рассказал о том, что он видел в подземном мире. Эту историю часто приводили в доказательство бессмертия души. Plat r. р. 10, р. 614 В. Cic. r. р. 6, 3, 2. 6, 6, 7, 7.

ЭРАНА

ЭРАНА - Erăna, ή 'Έρανα,

1. город на западном берегу Мессении, близ мыса Кипариссия. Strab. 8, 348;

2. главный город Элевтерокиликии при Аманских горах (ветвь Тавра), упоминается у Цицерона (Cic. ad. fam. 15, 4) по случаю его тамошних военных предприятий.

ЭРАНЫ

ЭРАНЫ - 'Έρανοι, первоначально - пиршества, справлявшиеся на отдельные взносы участвующих (συμβολαί, билет назывался σύμβολον), каковы, напр., фидитии и сисситии у дорян; далее, у афинян так назывались общества, имевшие различного рода цели, в известные сроки попировать и повеселиться вскладчину; многие из таких обществ имели религиозное значение. Взнос назывался также ε́ρανος; сочлены назывались ερανισταί, распорядители - ερανάρχαι или α́ρχιερανισταί. Этим же именем назывались товарищества, заключаемые на известное время для взаимного вспомоществования в несчастных случаях главным образом денежными взносами, ε́ρανοι, εισφοραί, φοραί. Истребовать взнос, что делал обыкновенно сам уполномоченный, называлось: ε́ραναν αιτει̃ν, συλλέγεσθαι, ερανίζειν τινά τι, а делать взнос - πληρου̃ν, εισενεγκει̃ν τινί. Получатель обязывался при этом оказывать и сам услуги и возмещать по частям взносы, когда его обстоятельства улучшатся. Правовые отношения между ε́ρανοι были урегулированы особыми законами (νόμοι ερανικοί), возникавшие по этой части тяжбы, назывались δίκαι ερανικαί (напр., если участник отказывался сделать взнос или если кто-либо не уплачивал o́φλημα εξ εράνου, выданную ссуду, будучи в состоянии это сделать. Процессы должны были быть окончены в месячный срок. Власть вести процессы, надо думать, принадлежала фесмофетам. Об ε́ρανος упоминает уже Гомер (Ноm. Od. 1, 226).

ЭРАРИИ

ЭРАРИИ - Aerarii, были, по уложению Сервия Туллия, те лица, которые не облагались налогами по цензу, а платили подушную подать (tributum in capita), размер которой определялся произволом цензоров; при этом они не имели права голоса и права занимать какие-либо должности; в военную службу также не допускались. Люди из классов, подлежащих цензу, иногда были наказываемы причислением к разряду Э. (aerarium facere, tribu movere, in Caeritum fabulas referre, см. Caerites, Цериты): так, напр., было поступлено с Мамерком Эмилием за его lex Aemilia. Подать (tributum in caput), которую в этом случае такие лица платили, могла, смотря по их состоянию, доходить до очень крупных размеров. Иногда они, кроме того, были присуждаемы к исполнению военной службы при особенно стеснительных или позорящих условиях. Liv. 24, 18.

ЭРАРИЙ

ЭРАРИЙ - Aerarium, государственное казнохранилище, куда поступали постоянные государственные доходы (см. Vectigalia, Доходы, 1-4) и из которого выдавались деньги на текущие расходы. Когда в 357 г. до Р. X. была введена vicesima manumissionum, т. е. налог, состоявший в уплате 20-й части стоимости каждого отпускаемого на волю раба, то образовался второй отдел государственной казны, aerarium sanctius или interius, средства которого предназначались на случаи крайней необходимости. Оба помещались в заднем строении храма Сатурна (Serv. in Verg. A. 8, 319); заведовали ими квесторы с помощью так называемых tribuni aerarii. Во времена Империи заведование весьма часто поручалось лицам, побывавшим в должности преторов, затем опять квесторам, преторам, а иногда и просто префектам. Вообще в эти времена aerarium перешло в полную зависимость от императора, право сената заведовать казной было только номинальное; притом aerarium все более и более сливалось с учрежденной Августом императорской частной казной (fiscus), которой управляли императорские префекты. Август учредил еще новое казначейство для покрытия расходов на войско, aerarium militare. Сюда поступала сепtesima rerum vénalium, взимавшаяся с каждого продаваемого предмета (Tac. ann. 1, 78); Тиберий уменьшил размер этого налога наполовину (т. ж. 2, 42; ср., однако, Dio Cass. 58, 16), наконец Калигула совсем отменил его для Италии (Suet. Calig. 16). Позднее присоединились еще vicesima hereditatum et legatorum и quinquagesima mancipiorum venditorum. Заведовавшие этим aerarium militare назывались praefecti aerarii.

Предыдущая страница Следующая страница