Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "П" (часть 14, "ПРО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 14, "ПРО")

ПРОДИКТАТОР

ПРОДИКТАТОР - Pro dictatore, prodictator, заместитель диктатора. Ливий (22, 31) рассказывает, что после сражения при Тразименском озере в 217 г. до Р. X., когда консул Фламиний пал, а другой консул, Сервилий, который только один мог избрать диктатора, был в отсутствии, народ избрал Кв. Фабия Максима в продиктаторы; при этом он (22, 8) прибавляет: quod nunquam ante earn diem factum erat; повторилось ли это еще, об этом, по крайней мере, нигде нет известий.

ПРОДОМОС

ПРОДОМОС - Πρόδομος, см. Templum, Храм, 5.

ПРОДРОМЫ

ПРОДРОМЫ - Prodrŏmi, Πρόδρομοι, см. Venti, Ветры, 1.

ПРОЕДРИЯ

ПРОЕДРИЯ - Προεδρία, так называлось в Афинах почетное право занимать на играх первое и лучшее место на первых (самых нижних) скамейках, около самого оркестра. Такой чести удостаивались полководцы, жрецы, иностранные послы, граждане дружественных городов и все те, которых государство хотело особенно отличить за их заслуги. Также сироты павших в сражении граждан имели право П. Вообще это слово означает седалище и достоинство проедра (πρόεδρος), председательство в сенате и в народных собраниях.

ПРОЗЕРПИНА

ПРОЗЕРПИНА - Proserpĭna, см. Περσεφόνη, Персефона.

ПРОКА СИЛЬВИЙ

ПРОКА СИЛЬВИЙ - Procas Silvĭus, двенадцатый из царей Альбалонги после Энеева сына Аскания, отец Нумитора и Амулия. Liv. 1, 3.

ПРОКВЕСТОР

ПРОКВЕСТОР - Proquaestor (также pro quaestore), встречается только во время Республики, как означение чрезвычайного квестора, который замещает умершего или вообще выбывшего, квестора (Cic. Verr. 1, 4. 15, 36) или квестура которого была продолжена (prorogare). Cic. ad. fam. 5, 6.

ПРОКЛ

ПРОКЛ - I.

Procles,

Προκλη̃ς, см. Hercules, Геркулес, 16.

II.

Proclus,

Πρόκλοσ, по прозванию Διάδοχος, знаменитый новоплатоник, родился в Константинополе (в 412 г. от Р. X.) от родителей, происходивших из Ликии, посвятил себя философии и математике под руководством Олимпиодора, последователя Аристотеля, и математика Геронта, потом отправился в Афины и слушал там обоих великих платоников того времени, Сириана и Плутарха из Афин. Как преемник последнего (откуда и прозвание Диадох), он учил Платоновой философии до самой смерти. При скромной, аскетически строгой жизни он употребил свое состояние на щедрые благотворения, которые он делал благоразумно и с выбором. Это был прекрасный муж, вполне благородного поведения и достойный уважения. Чем больше христианство в то время опиралось на светскую власть, тем больше П. усиливался поддержать в народе со своей стороны язычество строжайшим соблюдением древних и уже давно вышедших из употребления обычаев и вновь оживить их своей философией. Он достиг 73-летнего возраста и умер в 485 г. Как писатель П. заявил свою деятельность почти во всех областях знания. Как поэта мы его знаем теперь по двум эпиграммам и шести гимнам; они просты, плавны, написаны чистым языком и стоят гораздо выше позднейших орфических гимнов.

Из астрономических и математических сочинений до нас сохранились:

a) краткое изложение главных учений Гиппарха, Аристарха, Клавдия Птолемея и др.;

b) сочинение Σφαι̃ρα или о небесных кругах;

c) παράφρασις ει̉ς τὴν Πτολεμαίου τετράβιβλον;

d) комментарий к Евклиду (не совсем полный). Сочинение de effectibus eclipsium solis et lunae доселе известной только в латинском переводе.

Из грамматических его сочинений здесь назовем:

a) не совсем полный комментарий к сочинению Гесиода «Труды и дни»;

b) упоминаемое Свидой сочинение περὶ χρηστομαθείας, из которого выбранные места, ε̉κλογαί, имел перед собой Фотий. Сообщенные Фотием выдержки из него служат главным источником наших скудных сведений о цикликах. Но т. к. во время новоплатоника П. не осталось, вероятно, и следов кикликов, то Valesius и Welcker не без основания предполагают, что автором хрестоматий был другой П., живший гораздо раньше того, о котором идет речь. Философские сочинения суть частью комментарии и парафразы Платоновых диалогов (Тимея, первого Алкивиада, Парменида), частью представляют самостоятельные рассуждения о некоторых отраслях и вопросах философии. Язык П. чист и ясен и более классический, чем язык большей части его современников, хотя ясность иногда переходит в многоречивость. Полное издание его сочинений выпустил Victor Cousin (1820-1825, 4 т.).

ПРОКЛЕСИС

ПРОКЛЕСИС - Πρόκλησις, см. Iudicium, Судопроизводство, 8.

ПРОКНА

ПРОКНА - Procne, Πρόκνη, см. Philomele, Филомена.

ПРОКОННЕС

ПРОКОННЕС - Proconnēsus, Προκόννησος, также Προικόννησος, значительный остров в Пропонтиде (н. Мармара), к северо-западу от полуострова Долиониды, на котором лежал Кизик, известен своими мраморными залежами. На нем находился город того же имени, колония милетян. Strab. 12, 588. Plin. 5, 32, 44.

ПРОКОНСУЛ

ПРОКОНСУЛ - Proconsul (также pro consule), лицо, уполномоченное вместо консула, которое уже обыкновенно было консулом (впрочем, были и исключения из этого, как П. Корнелий Сципион и Помпей) или которого imperium consulare было продолжено на год. Но т. к. провинции римского государства под конец республики до того умножились, что назначенных в наместники преторов недоставало, то также кончавшие службу консулы получали провинции, как proconsules, с 53 г. до Р. X., однако только по определению сената (Dio Cass. 40, 30. 46. 56) и только спустя 5 лет после своего консульства. Т. к. определение того, консульская ли известная провинция или прсторская, подвергалось изменениям и зависело от решения сената, то писатели очень часто смешивают proconsul и propraetor. Вообще, в последнее время Республики имя proconsul присваивалось наместнику каждой провинции, был ли он до этого консулом или претором, коль скоро ему предоставлялось сенатом imperium proconsular. Как скоро проконсулу поручалась или доставалась по жребию провинция, он должен был немедленно отправиться по крайней мере из города, потому что через замедление в Риме терялось imperium. Cic. ad Att. 7, 1. 7. Liv. 45, 35. Tac. ann. 3, 19. Отправление его совершалось из Капитолия в торжественном шествии со всей его свитой, назначенной ему сенатом (ornatus, ornare provinciam). Знаками его власти были 12 fasces; на всем его пути жители должны были доставлять ему безвозмездно все нужное; если он отправлялся морем, то корабли выставлялись ему на казенный счет. Со дня его прибытия в назначенной ему провинции начинался год его должности; предшественник его по lex Cornelia de provinciis ordinandis должен был затем выехать в течение 30 дней; сам он не смел, под oпасением подвергнуться обвинению в оскорблении величества народа, оставить провинцию до истечения срока своей должности, т. е. до прибытия своего преемника. На возвратном пути он шел со своими знаками (insignia) до Рима, под стенами которого его imperium прекращалось, и в Риме он должен был в течение 30 дней представить отчет об управлении своей провинцией. В провинции проконсул был в некотором роде верховным правителем, и только живущие там римские граждане могли искать правосудия в Риме. Для решения судебных дел он делал объезды по городам (conventus, Конвент), обыкновенно в зимнее время, т. к. лето проводилось в военных действиях; в основание его решений полагалось обнародованное имя тотчас при вступлении в свою должность edictum provinciale (провинциальный указ), которое, конечно, не могло противоречить никаким римским законам о провинциях, но вместе принимало в соображение туземные права провинциалов. Если требовали военные обстоятельства, то он мог производить набор между живущими там римскими гражданами для военной службы и приказывать провинциалам доставлять вспомогательные войска. Если он заслуживал от своих прежних подданных благодарность кротким управлением, то ему ставились за это статуи и даже воздвигался храм, а иногда посылались также в сенат благодарственные адреса (laudationes). Впрочем, с течением времени и самые худшие наместники умели добиваться для себя этого если не другими средствами, то посредством тайного насилия. Если проконсул заявлял притязания на триумф в Риме, то он уже заранее заботился собрать для этого с провинциалов деньги, хотя изданный на этот счет закон, lex Iulia de repetundis, запрещал это. Вообще, положение провинций всегда было печально, потому что почти каждый наместник хотел обогащаться за их счет, и на это истые римляне смотрели как на дело совершенно справедливое; отсюда возникали величайшие злоупотребления, так что пришлось дозволить провинциалам представлять в Рим жалобы на вымогательства (rереtundarum). Во время императоров proconsules назывались все наместники сенатских провинций, исправляли ли они до этого должность консула или нет, и назначались или выбирались по жребию, по крайней мере на первых порах сенатом. Т. к. в этих провинциях обыкновенно не было никаких войск, то их должность состояла только в управлении и юрисдикции, которой теперь подчинены были также живущие там римские граждане, но, конечно, с правом апелляции к императору. Прежние conventus прекратились, и тяжущиеся стороны должны были являться в главный город провинции. Но также злоупотребления по должности теперь строго наказывались (см. Repetundarum crimen). При Нероне упомянутые выше landationes (адресa) были запрещены. Tac. ann. 15, 21 слл.

ПРОКОПИЙ

ПРОКОПИЙ - Procopĭus, Προκόπιος, из Кесареи в Финикии, ритор и софист жил в Константинополе в начале 6 в. от Р. X. В 526 г. Велисарий взял его с собой в качестве спутника в Персидский поход, как и во всех почти позднейших его походах он был безотлучно при нем как секретарь и советник. Впоследствии он был сенатором; в 562 г., по случаю одного заговора, был отрешен от должности praefectus urbi, и скоро потом он скоропостижно умер. П. - один из превосходнейших историков того времени; язык его отличался живостью, изяществом и простотой. Он написал

a) историю в 8 книгах о веденных при Юстиниане войнах с персами, вандалами и остготами;

b) περὶ κτισμάτων, похвальная речь Юстиниану, в которой перечисляются постройки, возведенные при этом императоре на государственные средства во всех частях государства;

c) Άνέκδοτα, historia arcana, названное так потому, что это сочинение, вследствие его содержания, издано было только после смерти сочинителя; некоторыми учеными несправедливо признается не принадлежащим ему. В нем П. дает волю своему озлоблению на современных правителей в язвительной, неумеренной, неблагородной форме; впрочем, оно представляет интересные для нас взгляды на внутреннюю историю тогдашнего времени. Издание всех его сочинений Dindorf'a (1833); hist. arc. изд. Orelli (1827). ср.: Dahn, Prokopius von Cäsarea (1865) и Teuffel, Prokopius, в его Studien und Charakteristiken (1871), стр. 191 слл.

ПРОКРИДА

ПРОКРИДА - Procris, Πρόκρις,

1. дочь Феспия и через Геракла мать близнецов Антилеонта и Гиппея;

2. дочь аттического царя Эрехфея, супруга Кефала (см. это слово). Ov. met. 7, 694 слл.

ПРОКРУСТ

ПРОКРУСТ - Procrustes, Προκρούστης, см. Theseus, Тесей.

ПРОКСЕН

ПРОКСЕН - I.

Προξενία и Πρόξενος,

см. Ξένος, Иностранец, 3.

II.

Proxēnus,

Πρόξενος,

1. ο̉ Βοιώτιος, ученик Гория и друг Ксенофонта, с которым он участвовал в походе десяти тысяч. На возвратном пути он был схвачен Тиссаферном, приведен к Артаксерксу и казнен. Хеn. Anab. 1, 1, 11. 2, 6, 16 (где также описывается его характер). 3, 1, 4. 5, 3, 5;

2. из Тегеи, стоял, вместе с Каллибием, во главе противников Спарты (Хеn. Hell. 6, 5, 6); он был главным участником в составлении проекта постройки Мегаполя, но не дожил до осуществления этого плана, т. к. пал в одном из сражений во время борьбы партий в его отечестве. Paus. 8, 27, 2;

3. из Пелены. Хеn. Hell. 7, 2, 16;

4. афинянин из Афидны, полководец в последние годы священной войны (347 г. до Р. X.). Aeschin. fals. leg. 37;

5. предводитель фиванского вспомогательного войска амфиссейцев против Филиппа, 339 г. до Р. X., позволил обмануть себя афинскому полководцу Харету. Polyaen. strat. 4, 2. 8.

ПРОКУЛЕЙ

ПРОКУЛЕЙ - Proculēius, Gaius Proc. Varro Murena, римский всадник, был другом Августа и получил от него поручение привезти Клеопатру пленницей в Рим. Plut. Ant. 78. Plin. 36, 24; Гораций хвалил его за его щедрость к своим братьям (Od. 2, 2, 5 слл.). Он принял яд.

ПРОКУЛЫ

ПРОКУЛЫ - Procŭli, 1. Sempronius Proculus, римский юрист во время Тиберия, по имени которого основанная Антистием Лабеоном (см. Iuris consulti) школа правоведения называлась школой прокулианцев, написал много сочинений (напр., epistolarum 1. XI), из которых сохранились выдержки в Пандектах;

2. T. Aelius Proc., варварского происхождения, из области приморских Альп, возвысился в римском войске и в 280 г. от Р. X. произвел восстание против императора Проба, против которого он призвал также на помощь германцев, но должен был бежать к франкам, был ими выдан и, по приказанию Проба, казнен. Vopisc. Prob. 18. Eutr. 9, 17.

ПРОКУРАТОР

ПРОКУРАТОР - Procurātor, 1. в частной жизни римлян так называемый домоправитель (Cic. ad. fam. 1, 3. Cic. de or. 1, 58. Cic. ad Att. 14, 16. Plin. ep. 3, 19), который поддерживал порядок во всем доме и между рабами;

2. в судебном быту стряпчий (поверенный), который по простому поручению, без особенной формальности, вел дело на суде за ответствующую сторону и обыкновенно хлопотал в Риме также и обо всех делах долго отсутствующего доверителя. Cic. Сас. 20;

3. при императорах в императорские провинции отправлялись вместо прежних квесторов так называемые рrоcuratores, впоследствии называвшиеся также rationales и избиравшиеся из всаднического сословия (Tac. Arg. 4), для взимания доходов в частную кассу императора, fiscus. В сенатских провинциях, которые доставляли доход в fiscus, может быть, от частных императорских имений и пр., равным образом был прокуратор; взимание же доходов в казну (aerarium) по-прежнему производилось здесь квесторами. Малыми провинциями, как принадлежащими к большим, заведовали лишь одни прокураторы, которые в таком случае обладали юрисдикцией, а также imperium, напр., Пилат Понтийский в Иудее;

4. наконец, в Риме были самые различные прокурации, которые частью относились к финансовой области, напр., procurator aerarii maioris, министр финансов, procurator rei privatae, заведующий фиском, которые оба в свою очередь имели в подчинении у себя разнообразных других procuratores, частью называемых по различным источникам взимания, напр., procuratores metallorum, частью означавших только должность, напр., procur. ludorum, aquarum и т. д. Также богатые женщины имели своих управляющих, procuratores, преданных друзей и слуг, образ действий которых Цицерон (Caes. 5, 14) забавно описывает. ср.: Mart. 5, 61. Sen. controv. 7, 20.

ПРОЛОГ

ПРОЛОГ - Prolŏgus, Πρόλογος, см. Comoedia, Комедия, и Tragoedia, Трагедия.

ПРОМАХ

ПРОМАХ - Promăchus, Πρόμαχος,

1. один из эпигонов, см. Adrastus, Адраст, и Parthenopaeus;

2. сын Алексенора, беотиец. Ноm. Il. 14, 475;

3. сын Эсона, убитый Пелием вместе со своим отцом, в то время как брат его Ясон был послан за золотым руном;

4. прозвание Геракла в Фивах и Гермеса в Танагре;

5. прозвание Афины, см. Παλλάς Άθήνη, Афина Паллада, 2.

ПРОМЕТЕЙ

ПРОМЕТЕЙ - Promētheus, Προμηθεύς (предусмотрительный, осторожный), сын Япета (см. Иапет) и Климены (или Асии, Фемиды), брат Атланта, Менэтия и Эпиметея («думающего после», «крепкий задним умом»), титан. Гесиод рассказывает в Теогонии (521 слл.) следующее: Когда после победы над титанами олимпийцы с Зевсом во главе в Меконе (в Сикионе) спорили с людьми о том, что люди должны приносить богам в жертву, П., как представитель людей, возымев намерение обмануть Зевса и потягаться с ним в мудрости, рассек быка и скрыл мясо и внутренности в кожу животного, а сверху потом положил желудок, самую дурную часть, между тем как кости он сложил в другую кучу и прикрыл их жиром. Затем он предложил Зевсу выбирать, и этот, хотя и заметил хитрость противника, выбрал худшую часть, именно кости. В гневе на этот обман Зевс отнял у людей огонь; но П. тайно похитил его с Олимпа в тростниковой палке и снова принес людям. Зевс, воспылав еще сильнейшим гневом, тотчас придумал бедствие для людей; он велел Гефесту образовать из земли прекрасную девицу, которую Паллада Афина прелестно украсила, и привести ее к людям, на большое им горе и на беду. А П., за его нечестие, Зевс сковал и пробил ему грудь колом и приказал большому орлу ежедневно клевать его печень, которая каждую ночь снова вырастала. Наконец Геракл убил орла и освободил П. по воле Зевса, который хотел, чтобы сын его еще более прославился этим подвигом. В «Трудах и днях» (48 слл.) Гесиод рассказывает тот же миф, только с некоторыми изменениями. Гефест образовал из земли и воды женщину и дал ей человеческий голос, силу и прекрасную девическую наружность, Афина вложила в нее способность к женским рукоделиям, Афродита сообщила прелесть и грацию, Гермес - смелость и искусство дурачить; и т. к. все боги одарили ее, она и получила название Пандора. Потом Гермес привел ее к Епимефею, который, несмотря на предостережение своего брата П., позволил одурачить себя и принял ее. Тут-то настал конец счастливой жизни людей; Пандора приподняла крышку ларчика бедствий, и оттуда вылетели все беды и распространились между людьми; только одна обманчивая надежда осталась в ларчике, когда Пандора быстро опять захлопнула крышку. В этом Гесиодовом мифе П. есть представитель мыслящего человеческого духа; последний с употреблением огня приносит культуру и все бедствия жизни, удалившейся от невинного и мирного естественного состояния; через женщину пришло в мир великое несчастье, смерть, потому что через продолжение рода бессмертная жизнь индивидуума делается невозможной. П., который, забывая ограниченность человеческой природы, захотел состязаться с богами и своевольно отнял принадлежащую им честь, должен был, скованный Зевсом, страдать и терпеть до тех пор, пока Геракл, человек, достигший бессмертия борьбой и терпеливым подчинением воле верховного бога, не убил терзавшего его орла и спас его от страданий. Эсхил изложил сказание о П. в трех следующих одна за другой трагедиях, в «Приносящем огонь», «Скованном П.» и «Освобожденном П.», из которых до нас сохранилась только средняя трагедия; идеи, выступающие у Гесиода в неясных и запутанных чертах, он развил далее и изобразил в величественных очертаниях. Когда Зевс после победы над Титанами, в которой П., по совету своей матери Фемиды стоял на его стороне, захотел ввести новый порядок и также истребить бывший дотоле человеческий род, т. к. он был груб и звероподобен, для того чтобы сотворить лучший, то П., как друг людей, воспротивился ему: он принес похищенный им у Гефеста огонь и посредством различных искусств, которым он их стал учить (зодчество, звездоведение, письмо, счет, мореходство, прорицание, врачебная наука и т. д.), привел их к высшему образованию. Зевс оставил человеческий род, П. же за его противодействие наказал тем, что приказал Гефесту и его слугам, Кратосу и Бии (Крепости и Силе), приковать его к скале в дикой Скифии. Здесь П. открывает Океану и Океанидам, навещавшим его и советовавшим ему подчиниться верховной власти Зевса, что он один только может через сообщение одной тайны спасти Зевса от опасности, которая угрожает его владычеству; именно он знал, что Зевс в связи с известной богиней (Фестидой) произведет на свет сына, который свергнет его с престола. Чтобы выведать эту тайну. Зевс посылает к П. Гермеса; но т. к. этот не хочет открыть ее до тех пор, пока Зевс не освободит его от оков и не даст ему удовлетворение за причиненную обиду, то, пораженный молнией Зевса, он низвергается вместе со скалой в пропасть. Этим трагедия оканчивается. Содержание следующей пьесы, «Освобожденного П.», было такое: после долгого промежутка времени П., прикованный к скале, возвращается опять на свет, и ежедневно его клюет орел, пока Кентавр Хейрон, страдающий неизлечимой раной от ядовитой стрелы Геракла, не соглашается добровольно отказаться от своего бессмертия и пойти за него на смерть. Теперь Геракл, с согласия Зевса, убивает стрелой орла и расковывает П., который перед своим освобождением от оков открывает тайну. Верховному, премудрому мироправителю Зевсу противопоставлен здесь П. как упорный защитник людей, со светской мудростью; его дары, которые он доставляет людям и которые он считает за самые высшие, суть только земные блага, имеющие целью земное благосостояние; высшие же, нравственные блага человечества, источником которых служит сам Зевс, ему неизвестны, и он не может их давать. Полагаясь на благоразумие и силу человеческого духа, он не хочет подчиняться божественной воле Зевса и потому должен страдать, пока не отказывается от своего упорства. П., по преданию, сотворил также людей из земли или из воды и земли: или первоначально (Ov. met. 1, 81), или после Девкалионова потопа в обществе с Афиной. Сыну своему Девкалиону, которого он имел от Гесионы, или Аксиофеи, или Пандоры, или Климены (Hdt. 4, 45, называет Асию его женой), он перед потопом дал совет построить корабль для своего спасения. В Афинах П. почитался наравне с Гефестом и с Афиной, с которой он приводится в многоразличную связь; в честь его там было в Академии капище, где совершалось празднество, Прометеи, с факельным бегом.

ПРОНАЙЯ

ПРОНАЙЯ - Προναία, Πρόνοια, см. Παλλὰς Άθήνη, Афина Паллада, 4.

ПРОНАОС

ПРОНАОС - Πρόναος, см. Templum, Храм, 5.

ПРОННЫ

ПРОННЫ - Pronni, Πρόνοι или Πρόννοι, см. Cephallenia, Кефалления.

ПРОНУБА

ПРОНУБА - Pronŭba, сваха, устроительница браков, прозвание Юноны, Iuno Iugalis, 'Ήρη Γαμήλιος. Verg. Aen. 4, 166. Ov. her. 6, 43. Pronubae назывались у римлян женщины честного поведения, жившие в первом браке, которые со стороны невесты заботились обо всем необходимом при свадьбе. Catull. 61, 186.

ПРОПЕРЦИЙ

ПРОПЕРЦИЙ - Propertĭus, Sextus, родился в Умбрии, вероятно, в Асисии, н. Assisi (5, 1, 125). Год его рождения неизвестен и может быть определен только приблизительно; несомненно, что П. был моложе Тибулла и старше Овидия, следовательно, родился между 54 и 44 гг. до Р. X. Ov. trist. 4, 10, 53 сл. 2, 465 слл. С другой стороны, нет никаких хронологических указаний дальше 16 г. до Р. X. Он происходил из неизвестного семейства (3, 24, 37), в ранней юности потерял отца, во время назначенного Октавианом, в 41 г., раздела земель ветеранам лишился отцовского наследства (5, 1, 127 слл.) и в молодом возрасте прибыл в Рим. Здесь в 28 году (5, 1, 3. 3, 31), едва достигнув 18-летнего возраста, он влюбился в прекрасную и образованную Гостию (3, 15), которая вдохновила его к поэзии и была воспета им под вымышленным, по обычаю того времени, именем Кинфии или Цинтии (Cynthia). Он жил на Эсквилине (3, 23, 24), вблизи Мецената, которого он, подобно прочим современным поэтам, почитал как своего покровителя (4, 8). Впрочем, кажется, что, предавшись любви и поэзии, он жил очень уединенно в кругу верных друзей. Мы имеем от него 5 (по древнейшему ошибочному разделению, 4) книг элегий. Содержание их большей частью заимствовано из его жизни с Кинфией и представляет многоразличные перемены этих отношений, продолжавшихся после годовой разлуки (4, 16, 9) пять лет (4, 25, 3). При этом П. обнаруживает огненную натуру, которая страстно воспринимает радость и горе, а также глубокое чувство и благородный характер. Привязанность его к возлюбленной основывается не на одной телесной ее красоте, блестящий портрет которой он набрасывает в одном из своих стихотворений (2, 2), но также на духовной привлекательности этой римлянки, богато украшенной всеми средствами тогдашнего образования (3, 13, 9). Хотя она часто оскорбляла своими капризами и неверностью поэта и иногда отдавала предпочтение богатому обожателю, однако он оставался преданным ей, и даже после того, как он с растерзанным сердцем отказался от нее (4, 25), он сохранил свою привязанность к ней даже за гробовой доской (5, 7). Эта искренняя любовь, которой было проникнуто все его существо, послужила ему, по его собственному неоднократному уверению (особенно подробному 2, 1), неисчерпаемым источником его поэзии, и никто из римских поэтов не изобразил пыл страсти с такой правдивостью, как П. Оттого его стихотворения отличаются большой живостью, придающей изложению краткость, которая часто кажется резкой и отрывочной и затрудняет понимание связи мыслей. При всем том он умеет превосходно владеть своими чувствами и воспроизводить их в прочувственных картинках, в которых сохраняются самые тонкие черты. С этим он соединяет частое употребление мало идущих к делу мифов, которые он искусно вплетает в свои картины то в виде беглых намеков, то в пространном изложении, но везде они проникнуты поэтическим духом. В этом он следовал примеру александрийских элегиков, Каллимаха и Филета, которым он преимущественно старался подражать, пленившись их умением владеть формой (4, 1) и предполагая в своих современниках всеобщее понимание этих прикрас, которые впоследствии навлекли на него упреки в излишней учености и темноте. Язык его тщательно обработан по греческому вкусу, стих сильный и важный. Стихотворения 5-й книги, принадлежащие последнему времени жизни поэта, существенно отличаются от прежних; в них по большей части материал заимствован из римских сказаний и историй, и они проникнуты благородным патриотическим одушевлением. Последнее сочинение, время которого можно определить (5, 6), относится к 16 г. до Р. X. Издания: Muret (1558), J. Scaliger (1582 слл.), Passeratius (1608), Broukhusius (1727), Vulpi (1755), Barth (1777), P. Burmann и Santen (1780), Kuinöl (1803), Lachmann (1816; изд. текста 1829), Jacob (1827), Paldamus (1827), Hertzberg (1843-1845, лучшее издание), Keil (1850, 1857), Haupt (вместе с Катуллом и Тибуллом, 4-е изд., 1879), Luc. Müller (вместе с Катуллом и Тибуллом, 1870); немецкий перевод Hertzberg (1838) и F. Jacob (1860 слл.).

ПРОПЕТИДЫ

ПРОПЕТИДЫ - Propoetĭdes, Προποιτίδες, девицы в Амафунте, которые были превращены в камни за то, что отрицали божество Венеры. Ov. met. 10, 221 слл.

ПРОПИЛЕИ

ПРОПИЛЕИ - Propylaea, Προπύλαια, см. Attica, Аттика, 9, и Architecti, Архитекторы, 4.

ПРОПОНТИДА

ПРОПОНТИДА - Propontis, η̉ Προποντίς, (предморье, н. Мраморное море), небольшое море, которое посредством Геллеспонта на западе и Босфора фракийского на востоке соединяет Эвксинский Понт с Эгейским морем. Геродот (4, 85) довольно верно определяет длину его в 1400 стадий, ширину в 500 стадий. На южном берегу его лежат заливы Кианский (н. Индшир-лиман) и Олбианский или Астакенский (н. залив Измидский). Значительные колонии, напр., Гераклея, Перинф, Византия, Кизик, лежали на берегах этого моря, а около них острова Офиуса, Элафонес, Проконнес, Бесбик и т. д. Strab. 2, 124. 12, 541. 574.

ПРОПРЕТОР

ПРОПРЕТОР - Propraetor (также pro praetor), назывался в последнее время Республики бывший претор, который отправлялся в преторскую провинцию (см. Provincia, Провинция) в качестве наместника. Должность и права пропреторов были одинаковы с должностью и правами проконсулов, за исключением внешних почестей; следовательно, они имели самостоятельную юрисдикцию и административную власть и в случае нужды также военную силу; они имели только 6 ликторов, половину состоявших при проконсуле, и их когорта была меньше, см. Cohors praetoria, Когорта. Во время императоров все вообще наместники императорских провинций (за исключением Египта, который занимал особое положение, как удел императорского дома, Tac. ann. 2, 59, и находился на заведовании римских всадников, procuratores, 12, 60, Tac. hist. 1, 11), в противоположность проконсулам (рrоconsules), наместникам сенаторских провинций, назывались propraetores. Tac. ann. 2, 66. 12, 31. Полный титул их был legatus Caesaris pro praet. consulari potestate.

ПРОПУГНАКУЛУМ

ПРОПУГНАКУЛУМ - Propugnaculum, см. Πολιορκία, Осада, 9.

ПРОРИЦАТЕЛИ

ПРОРИЦАТЕЛИ - Θυοσκόοι, см. Divinatio, Дивинация, 1.

ПРОРСА

ПРОРСА - Prorsa, см. Evander, Эвандр.

ПРОСЕЛИНЫ

ПРОСЕЛИНЫ - Προσέληνοι, см. Arcadia, Аркадия.

ПРОСКЕНИЙ

ПРОСКЕНИЙ - Proscenium, προσκήνιον, см. Theatrum, Театр, 8.

ПРОСКЕФАЛЕОН

ПРОСКЕФАЛЕОН - Προσκεφάλαιον, (подушка), см. Cibi, Пища, 3.

ПРОСКИНЕСИС

ПРОСКИНЕСИС - Προσκυνει̃ν (от κυνει̃ν, целовать, а не от κύων), собственно персидский обычай оказывать почтение их царям и другим вельможам, причем персы повергались перед ними ниц и лицом касались земли; греки смотрели на этот обряд как на самое разительное доказательство крайнего раболепства, и потому Конон не согласился исполнить его, а также и Каллисфен отказал в этом Александру (см. Callisthenes, Каллисфен). У греков προσκύνησις было чествование богов воздушными поцелуями, которые были в употреблении с давних пор. Римляне переводили это слово через adorare, venerari, реже через adulari; см. Adoratio, Адорация.

ПРОСКЛЕСИС

ПРОСКЛЕСИС - Πρόσκλησις, см. Iudicium, Судопроизводство, 3 сл.

ПРОСКРИПЦИЯ

ПРОСКРИПЦИЯ - Proscriptĭo, публичное объявление об опале многих знатных и богатых мужей, впервые введенное Суллой (40 сенаторов, 1000 всадников), который дал этой мере вид законного учреждения с продолжающимися законными последствиями (novi generis edictum, Flor. 3, 21); после того проскрипция была повторена триумвирами, Антонием, Октавианом и Лепидом (130-150 сенаторов). Имена подвергшихся опале, написанные на досках, выставлялись публично, и таким образом опальный лишался покровительства законов, его дети и потомки теряли все почетные места и все состояние, имущество конфисковывалось и переходило к государству (т. е. к властителям и их солдатам) - (bona publicare). Сыновья сенаторов, объявленных Суллой в опале, несмотря на то что у них были отняты состояние и почетные должности, все-таки должны были нести повинности своего сословия (Vell. Pat. 2, 28); Цезарь восстановил их в прежних правах. Vell. Pat. 2, 43.

ПРОСОДИОН

ПРОСОДИОН - Prosodĭon, προσόδιον, см. Lyrici, Лирики, 4.

ПРОСОПИТИДА

ПРОСОПИТИДА - Προσωπι̃τις, остров при устье Нила, образуемый канопским и себеннитским рукавами и каналом Фараона, с городами Никополем, Афродитополем и т. д. Hdt. 2, 165. Thuc. 1, 109.

ПРОСТАКСИС

ПРОСТАКСИС - Πρόσταξις, см. Άτιμία, Атимия.

ПРОСТАС

ПРОСТАС - Παγαστάς, προστάς см. Domus, Дом, 3.

ПРОСТАТ

ПРОСТАТ - Προστάτης, см. Ξένος, Иностранец, 1.

ПРОСТОЯ

ПРОСТОЯ - Πρόστοα, см. Domus, Дом, 2.

ПРОСХИЙ

ПРОСХИЙ - Proschium, Πρόσχιον, город Этолии, на юго-западном склоне горы Аракинфа, по Страбону (10, 451), приблизительно на месте Гомеровой Пилены (Ноm. Il. 2, 639). Thuc. 3, 102, 106.

ПРОТА

ПРОТА - Prōta, Πρώτη, остров, лежащий несколько севернее Пилоса, на западном берегу Мессении. Thuc. 4, 13.

ПРОТАГОР

ПРОТАГОР - Protagŏras, Πρωταγόρας, один из известнейших греческих софистов, родился в Абдере. Его жизнь относится ко времени 480-410 гг. до Р. X., так что он был несколько старше Горгия и Продика. О его образовании и учении сохранились лишь немногие известия. Рассказ, будто учителем его был Демокрит, кажется вымыслом или смешением имен, потому что П. был старше Демокрита на 20 лет. Верно лишь то, что П. изучал и хорошо знал древнейших ионических философов, Гераклита и элейскую школу (элеатиков). Прежде чем он исключительно посвятил себя философии, он занимался грамматикой и риторикой (ο̉ρθοέπεια, Plat. Phaedr. 267 С.); впоследствии его познания охватывали все области человеческого знания, и, таким образом, он был одним из самых ученых софистов. Он сам впервые назвал себя софистом и брал за курс учения 100 мин. При Перикле он пользовался высоким уважением, благодаря которому он в 443 г. вместе с другими афинскими колонистами был послан в Фурии, чтобы посмотреть законы этого города и применить к тогдашним обстоятельствам. Из его учения сохранены Платоном и другими и сделались известными нам многие положения. Т. к. он учил, что все существует, что и как кажется всякому человеку; он брался также научить искусству слабое и дурное делать крепким и лучшим (τòν 'ήττω λόγον κρείττω ποιει̃ν, делать «черное белым»). Сюда же принадлежат введенные им в употребление λόγοι ε̉ριστικοί по его положению δύο λόγους ει̃́ναι περὶ παντός πράγματος α̉ντικειμένουσ α̉λλήλοις, его τέχνη ε̉ριστικω̃ν и θέσεις. В сочинении περὶ θεω̃ν он утверждал, что не знает, есть ли боги или нет, и каковы они. Поэтому он в Афинах считался атеистом и изгнан был из города, а сочинения его публично сожжены. Он бежал на небольшом судне, но на пути, по сказанию, погиб в волнах. О его loci communes ср. Cic. Brut. 12, 45; о продолжениях его учения см. особенно «Протагора» Платона, кроме того, Plat. Theaet., p. 156. 152. 160. Cic. acad. 2, 46, 142, n. d. 1, 2, 12. 29. Исследования Geist'a (1827), Vitring'a (1852) и др.

ПРОТЕЙ

ПРОТЕЙ - Proteus, Πρωτεύς, одаренный даром прорицателя морской старец, подчиненный Посейдону, пасший тюленей Амфитриты и имевший местоприбываниe на острове Фарос у Египта. Т. к. он в полдень выгонял свое стадо на берег и отдыхал с ним в тени скалы, то однажды Менелай, который во время обратного плавания из Трои в отчество был задержан долгое время на этом острове противными ветрами, по совету Эйдофеи, дочери П., захватил его во время сна и, как тот ни старался различными превращениями освободиться, принудил его предсказать, как он может возвратиться домой. Ноm. Od. 4, 351 слл. По позднейшим мифологическим превратным предсказаниям, П. был египетским царем на Форосе, который у египтян будто назывался Кетом (κὴτος, морское чудовище); он будто был сыном Посейдона, супругом Псамафы (ψάμαθος, песок), отцом Полигона (или Тмола) и Телегона, Феоклимена и Феонои. Eur. Hel. 9. 13. По Еврипиду, в «Елене» Гермес привел похищенную Парисом Елену к П., между тем как за Парисом последовал призрак, похожий на Елену; впоследствии Менелай по возвращению из Трои получил обратно свою супругу. Hdt. 2, 112. 118. Из Египта П., по преданию, удалился во Фракию и там женился на Тороне; но т. к. его сыновья Тмол и Телегон обращались жестоко с чужеземцами (они были убиты Гераклом), то Посейдон по его просьбе переместил его опять в Египет.

ПРОТЕСИЛАЙ

ПРОТЕСИЛАЙ - Protesilāns, Πρωτεσίλαος, сын Ификла и Астиохи, внук Эолида Филака, царь в Филаке в Фессалии. Он прежде всех воевавших под Троей был убит, и именно Гектором (Ov. met. 12, 67), в то время как первым из всех спрыгнул из корабля на землю. Ноm. Il. 2, 695 слл. Его войском после этого предводительствовал его брат Подарк. Прославляется взаимная любовь его и его супруги (Лаодамии, дочери Акаста, или Полидоры, дочери Мелеагра). Когда Лаодамия узнала о смерти своего супруга, то боги исполнили ее мольбу о возвращении П. на свет на три часа, и как только П. умер во второй раз, то и сама умерла с ним. Его могила была в Элеунте (Έλεου̃ς) на Херсонесе Фракийском, где он имел также богатый храм. Hdt. 7, 33. 9, 116. 120. Plin. 16, 99. Также в Филаке было построено в честь его капище и совершались тризны.

ПРОТИДА

ПРОТИДА - Prōtis, Πρω̃τις, из Фокеи, родоначальник протиадов в Массилии; по Юстину (43, 3), он положил основание этому роду около 600 г. до Р. X., сочетавшись браком с Гинтидой, дочерью тамошнего царя Нана. ср. Plut. Sol. 2.

ПРОТОГЕН

ПРОТОГЕН - Protogĕnes, Πρωτογένης, см. Pictores, Живопись, 7.

ПРОТОМАХ

ПРОТОМАХ - Protomăchus, Πρωτόμαχος,

1. афинский полководец, который в сражении при Аргинузских островах победоносно предводительствовал правым крылом. От последовавшего затем судебного преследования против предводителей в этом сражении он избавился добровольным изгнанием. Хеn. Hell. 1, 5, 16. 6, 30. 33. 7, 1;

2. предводитель конницы у Александра Великого. Arr. 2, 9, 2.

ПРОФАН

ПРОФАН - Profānus, βέβηλος, α̉μύητος, мирянин, удерживаемый вдали от храма (fanum), непосвященный, особенно когда говорится об элевсинских мистериях; во времена принятия новопосвященных употреблялась, для удаления посторонних, такая формула: ε̉κὰς βέβηλοι, procul este, profani, что впоследствии стало употребляться и в других отношениях, особенно поэтами; ср. Verg. Aen. 6, 258. Horat. Od. 3, 1, 1.

ПРОФЕСИС НЕКРО

ПРОФЕСИС НЕКРО - Πρόθεσις νεκρου̃, см. Funus, Похороны, 1.

Предыдущая страница Следующая страница