Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИО"-"ДОМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИО"-"ДОМ")

ДИОНА

ДИОНА - Dione, Διώνη, дочь Океана и Тефии (Hesiod. theog. 353) или Урана и Геи, титанка, мать Афродиты от Зевса. Ноm. Il. 5. 370. Поэтому Афродита называется также Διωνεία или даже Διώνη. В Додоне Д. считалась супругою Зевса, вместо Геры, и олицетворяла первоначально в образе женщины ту же идею, как и додонский Зевс (Ζεύς, Διός, Διώνη, Iuno). Но т. к. додонский оракул вскоре был затемнен другими оракулами, то Д. должна была уступить Гере свое место возле Зевса и до такой степени была забыта, что многие стали принимать ее не более как за додонскую нимфу.

ДИОНИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИОНИСИАД

ДИОНИСИАД - Dionysiădes, Διονυσιάδης, родом из Киликии, трагический поэт, живший в период после Александра Великого. Под его именем упоминается драматический альбом, χαρακτη̃ρες или φιλοκωμωδός, род театрального альманаха.

ДИОНИСИИ

ДИОНИСИИ - Dionysia, τα Διονύσια, см. Dionysus, Дионис, 6.

ДИОНИСИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИОПЕЙТ

ДИОПЕЙТ - Διοπείθης, уроженец сунийский, современник Демосфена, один из наиболее выдающихся афинских полководцев последних времен независимости, который, однако, часто должен был уступать свое место людям менее способным. Когда Филипп Македонский во время мира хотел покорить города на Херсонесе, Д. помешал ему в 343 г. до Р. X. Демосфен защищал его, обвиненного Филиппом в Афинах в нарушении мира и даже Фокион советовал сопротивляться Филиппу. Demosth. de Cherson. и Phil. III. Таково было начало последней войны с Филиппом, в 340 г. Д. скоро после того пал в сражении.

ДИОР

ДИОР - Diōres, Δίωρης, см. Άμαρυγκεύς, Амаринкей, и Automedon, Автомедон.

ДИОСКОРИД

ДИОСКОРИД - Dioscorĭdes, Διοσκορίδης,

1. см. Anthologia graeca, Греческая антология;

2. см. Gemma, Гемма;

3. Pedanius Dioscorides, греческий врач, родом из Киликии, живший в правление Нерона, незадолго до Плиния. От него дошло до нас 5 книг περι o́λης ιατρικη̃ς, труд, долгое время ценившийся как важнейшее сочинение de materia medica. Часто присоединяемые к нему в виде 6-й и 7-й книг Alexipharmaca и Theriaca, принадлежат, вероятно, позднейшему Диоскориду Александрийскому. Сочинение περι ευπορίστων άπλω̃ν τε και συνθέτων φαρμάκων - также нельзя считать подлинным. Изд. Sprengel (1829, 2 т.)

ДИОСКУРЫ

ДИОСКУРЫ - Διόσκουροι, т. е., Зевсовы отроки, Кастор и Полидевк (Πολυδεύκης, Pollux), сыновья Леды, братья Елены и Клитемнестры, родившиеся в Амиклах. Они считаются или сыновьями Тиндарея и называются поэтому Тиндаридами, или же детьми Зевса, который, по позднейшему сказанию, произвел их, приняв вид лебедя. По Гомеру, они еще до Троянской войны сошли с лика земли: «Но и в недрах земных высоко почтенные Зевсом, то один день, чередой, наслаждаются жизненным светом, то умирают опять, а по чести богам они равны». Il. 3, 236. Ноm. Od. 11, 298. Это были два юных героя, из которых Кастор славился как укротитель коней (ίππόδαμος), а Полидевк как кулачный боец (πυξ αγαθός). Они предприняли поход в Аттику, чтобы освободить сестру свою Елену, похищенную Тесеем, сопутствовали аргонавтам и боролись с сыновьями Афареевыми Идасом и Линкеем, у которых они похитили их невест, Фебу и Гилаейру (Φοίβη, Ίλάειρα), дочерей общего их дяди Левкиппа, Левкиппид, и женились на них (см. Idas, Идас). В этой последней борьбе Кастор, который был смертный сын Тиндарея, пал; тогда Полидевк, бессмертный сын Зевса, из любви к брату упросил своего отца, чтобы ему также позволено было умереть. Зевс, однако, предоставил ему на выбор или обитать с ним вместе на Олимпе, или один день пребывать вместе с братом на Олимпе, а другой - в преисподней. Полидевк избрал последнее. Таким образом позднейшее сказание объясняло упомянутую Гомером поочередную смену смертно-бессмертной жизни. Первоначально оба Диоскура были, вероятно, древнепеласгийские божества света, принятые вторгнувшимися в Пелопоннес дорянами и почитавшиеся ими как герои-полубоги. В Спарте они были защитниками государства и покровителями гимнастики; впоследствии их смешивали с самофракийскими Кабирами, представляли путеводителями моряков и покровителями гостеприимства (см. Θεοξένια, Феоксении). Знаком их близости моряки считали появлявшиеся иногда на оконечностях мачт электрические огоньки - огонь Св. Ильи. Праздник в честь Диоскуров назывался Διοσκούρια или также Άνάκεια, от слова 'Άνακες, τ. е. α́νακτες - властители, верховные правители, как и называли их в некоторых местах, а именно в Афинах.

ДИОСПОЛИС

ДИОСПОЛИС - Diospŏlis, Διος πόλις,

1. см. Cabira, Кабира;

2. город в Нижнем Египте, н. Мензале. Strab. 17, 802;

3. см. Thebae, Фивы, 2;

4. Δ. ή μικρά, н. Гон, в Фиваиде в Египте, главный город диоспольского округа (νομος Διοσπολίτης). Strab. 17, 814;

5. Δ. или Lydda, город в Палестине, в колене Вениаминовом.

ДИОТИМ

ДИОТИМ - Diotīmus, Διóτιμος,

1. афинский полководец, командовавший флотом в войне Коринфа с Коркирою, сын Стромбиха, отец Стромбихида. Thuc. 1, 45. 8, 15;

2. афинский начальник флота в персидско-афинской войне против Спарты. Хеn. Hell. 5, 1, 22;

3. Сын Диопейфа из дема Евонимии, командовавший флотом в 338 г. до Р. X., сторонник Демосфена. Александр Великий в 335 г. потребовал его выдачи. Arr. 1, 10.

ДИОТИМА

ДИОТИМА - Diotīma, Διοτίμα, по вымышленному, вероятно, рассказу Платона в его Συμπόσιον, мантинейская жрица, будто бы сообщившая Сократу наставления о существе любви, которые Платон в этом диалоге влагает в уста Сократа.

ДИОТРЕФ

ДИОТРЕФ - Diotrĕphes, Διοτρεφής, предводитель фракийских вспомогательных войск, в 413 г. до Р. X., которые на обратном пути во Фракию опустошили город Микалесс в Беотии. Данное ему в 411 г. до Р. X. поручение, ввести на острове Фасос олигархическое правление, было причиной, почему остров отделился от Афин. Thuc. 7, 29. 8, 64.

ДИОФАН

ДИОФАН - Diophănes, Διοφάνης, греческий оратор, родом из Митилены, живший ок. 140 г. до Р. X., названный Цицероном (Cic. Brut. 27, 104) Graeciae disertissimus, учитель Тиберия Гракха и соучастник в его политических стремлениях, почему и был убит вместе с ним. Plut. Tib. Gracch. 8, 20.

ДИОФАНТ

ДИОФАНТ - Diophantns, Διόφαντος,

1. замечательный оратор, друг Демосфена и свидетель за него против Эсхина, 352 г. до Р. X., предложил совершить благодарственный праздник богам за то, что они воспрепятствовали Филиппу через Фермопилы проникнуть в Грецию. Demosth. de fals. leg. 436 и в др. местах;

2. математик, родом из Александрии, живший в 4 в., первый писал о той части математики, которая ныне называется алгеброй. Он написал 13 книг, Άριθμητικά, из которых сохранилось 6 первых книг, но не в первоначальном виде. Изд. Bachet (1621); перев. на нем. яз. О. Schulz (1821).

ДИПЛОМ

ДИПЛОМ - Diplōma, δίπλωμα, документ, состоявший из двух сложенных листов (tabulae duplices, откуда и название), выдававшийся от имени правительства, преимущественно, для проезда по почте, ad cursum publicum, род подорожной. Лишь в этом значении слово известно Цицерону; во времена же империи этим именем называлась всякая бумага, исходившая от высших правительственных учреждений и заключавшая в себе рекомендацию, удостоверение или дарование какой-либо льготы или привилегии и т. п. Cic. Pis. 37. Cic. ad. fam. 6, 12. Рlin. ер: 10, 14 и в др. местах. Suet. Oct. 50 и в др. местах.

ДИПОЛИИ

ДИПОЛИИ - Δυπόλια, Δοπόλια или Βουφόνια, τα, древнейший афинский праздник 14-го числа месяца Скирофориона (во время молотьбы хлеба), совершавшийся в честь городского Зевса (Ζ. πολιεύς) пред жертвенником, находившимся в афинском кремле. В жертву приносился вол, и при этом символически представлялась священная неприкосновенность вола пахаря. Жрец, убивавший вола, βουφόνος, немедленно по нанесении ему удара должен был бежать; вместо него привлекали к суду топор, предавали его проклятию и бросали в море. Шкура вола, убиение которого оправдывалось тем, что он поел священного жертвенного зерна на алтаре, набивалась, и животное, принявшее таким образом прежний свой вид, запрягалось в плуг.

ДИПТИХ

ДИПТИХ - DiptСћcha, δίπτυχα, складные писчие дощечки, первоначально простой работы, назначенные для домашнего употребления, у позднейших римлян делались из слоновой кости, золота или серебра; внутри они выливались воском и служили для временных заметок. Если соединялось большее число таких дощечек, то они назывались triptycha, polyptycha, tabulae duplices, triplices и т. д. Римские консулы и другие высшие сановники при вступлении в должность обыкновенно рассылали в подарок Д. из слоновой кости, корешки которых были украшены снаружи искусной резьбой. Дошедшие до нас Д. собр. Gori, thesaur. diptych. (1759, 3 т. in fol.). Их любили употреблять на переплете драгоценных рукописей, и они были впоследствии в большом употреблении в христианской церкви.

ДИРА

ДИРА - Dyras, Δύρας, н. Гурго, фессалийская река во Фтиотиде, впадавшая на юг от Сперхея в Маллийский залив, тогда как теперь она впадает в Сперхей. Hdt. 7. 198.

ДИРКА

ДИРКА - Dirce, Δίρκη, см. Amphion, Амфион, и Thebae, Фивы.

ДИРРАХИЙ

ДИРРАХИЙ - Dyrrhachium, см. Epidamnus, Эпидамн.

ДИРЫ

ДИРЫ - Dirae, см. Έρινύες, Эринии.

ДИСАВЛ

ДИСАВЛ - Dysaules, Δυσαύλης, отец Триптолема и Евбулея, брат Келея; по сказанию флиасийцев, он, будучи изгнан Ионом из Элевсина, ввел во Флиутн мистерии элевсинской Деметры. Paus. 1, 14, 2. 2, 14, 2.

ДИСК

ДИСК - Discus, δίσκος, правильный или продолговатый метательный кружок, толщина которого уменьшалась в направлении к его окружности, без рукоятки; если сделан был из камня, то в собственном смысле назывался δίσκος, а также λίθος или λα̃ς (Ноm. Od. 8, 190 и др. местах), а если из железа (в таком случае, вероятно, больших размеров) - σόλος (Ноm. Il. 23, 826 и др. места), хотя такое различие делается не всеми древними толкователями. Игра в диск (δισκοβολία), столь любимая древними греками (и современными, особенно паликарами), состояла в том, что кружок бросали на определенное расстояние или же как можно дальше; кто бросал дальше, тот считался победителем, независимо от того, был ли раньше отмечен значком (ση̃μα) предел или нет. Если не было значка, то отмечали место, где диск при падении впервые коснулся земли, и победа затем зависела от величины переброшенного расстояния, оттого ύπερβάλλειν = превосходить. «При метании диска верхняя часть туловища наклонялась вперед, представляя более или менее значительный изгиб в правую сторону, причем голова наклонялась вправо и вниз настолько, что глаза могли видеть левую сторону верхней части туловища. Правая рука двигалась сперва снизу назад до высоты плеч и затем описывала при быстром движении вперед дугу, таким образом сообщая диску взмах в направлении снизу вверх (δ. κατωμάδιος, Ноm. Il. 23, 431). Центр тяжести тела во время размаха опирался то на правую, то на левую ногу; в этот момент колено левой ноги несколько сгибалось, а между тем правая нога еще сильнее подавалась назад или же с небольшим изгибом выставлялась вперед. Метающий затем делал один шаг или несколько шагов вперед в направлении вылетающего из руки диска» (Friedrich, Realien in der Il. und Ноm. Od. стр. 351 сл.). Полет диска сопровождался шумом и свистом, т. к. он, благодаря своей чечевицеобразной форме, прорезывал воздух с большой быстротой и силой. Это упражнение было хорошим приготовлением для войны и в особенности для приобретения навыка к меткому метанию камнями. Описание состязания диском находится Stat. Theb. 6, 646 слл. Между статуями, изображавшими метателя диска (δισκοβόλος), самая знаменитая была творением Мирона (см. Sculptores, Скульпторы 7). ср. Gymnasium, Гимнасий.

ДИСКОРДИЯ

ДИСКОРДИЯ - Discordia, см. 'Έρις, Эрис.

ДИСОР

ДИСОР - Dysōrus, Δύσωρον ο́ρoς, горная цепь Македонии, идущая с севера к югу до Фермейского залива, с золотыми рудниками. Hdt. 5, 17.

ДИСПОНТИЙ

ДИСПОНТИЙ - Dyspontium, см. Elis, Элида, 5.

ДИССИГНАТОР

ДИССИГНАТОР - Dissignator, см. Designator, Десигнатор.

ДИСЦИПЛИНА ВОЕННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСЦИПЛИНА ГРАЖДАНСКАЯ

ДИСЦИПЛИНА ГРАЖДАНСКАЯ - I. В Афинах высшим полицейским учреждением был ареопаг. Относительно άστυνόμοι. Важное значение имели также έπιστάται τω̃ν ύδάτων) на которых лежал надзор за водопроводами и за их пользованием. Однажды, между прочим, занимал эту должность Фемистокл (Plut. Them. 31; ср. Sol. 23). В ведении 10 άγορανόμοι находилась вся мелкая торговля.

Кроме того, упоминается еще (10 или 15) μετρονόμοι - чиновники для взвешивания, и προμετρη̃ται - мерильщики зернового хлеба; столь важная для Аттики торговля хлебом находилась отдельно под надзором (10 или 15) σιτοφύλακες. Для надзора за морской торговлей имелись особые έπιμεληταὶ του̃ έμπορίου - 10 избранных по жребию должностных лиц, которые наблюдали за исполнением существующих законов о пошлине и торговле. В случае нарушения законных установлений все эти должностные лица имели председательство в соответствующих судах. Относительно полицейских солдат см. Δου̃λος, Рабство, 6 и Πρόσοδοι, Доходы государства, I, 3.

II. В Риме, как и во всем древнем мире, полиции в нынешнем значении этого слова не было. Тем не менее все хорошо понимали, что для общего благосостояния как государства, так и отдельных лиц достигается гораздо большая безопасность посредством предупреждения и немедленного пресечения преступлений, нежели посредством постоянно повторяющихся судебных разбирательств и наказаний, после того как уже нанесен ущерб. Во время Республики, которое в этом отношении следует отличать от времен Империи, т.к. Август подверг всю полицию коренной реформе, все дела, касавшиеся полиции, подлежали эдилам.

Когда, с 366 г. до Р. Х., к двум прежним плебейским эдилам были присоединены еще 2 aediles curules, каждый из них взял на себя полицейский надзор над отдельной частью города, доставшейся им по жребию: aediles - inter se paranto aut sortiunto, qua in parte urbis quisque eorum vias publicas in urbe Roma propiusve urbem Romam passus M. reficiendas, sternendas curet eiusque vel procurationem habeat (см. Tabula Heracleensis, Законы Юлия). Многие из их обязанностей находились в ведении цензоров, как, напр., сохранность храмов и общественных зданий, наблюдение за чистотой нравов, водопроводы и т.п., причем во всех этих отношениях эдилы были подчинены цензорам; но т.к. цензорская должность продолжалась лишь 18 месяцев, то, во всяком случае до ближайших новых выборов на эту должность, эдилы должны были ведать полицейские дела самостоятельно.

Подробности об отдельных полицейских обязанностях см. под сл. Aedilis, Эдилы. Во всех отдельных случаях, когда эдилы не могли противодействовать с помощью полицейских мер происходившему злу, им давались посредством сенатского постановления более широкие полномочия (Liv. 4, 30) или же дело поручалось каким-нибудь высшим должностным лицам, напр., преторам (Liv. 25, 1). В провинции вся полицейская власть сосредоточивалась в высшем надзоре со стороны наместника.

С дальнейшим развитием императорской власти городская полиция была поручена praefecto urbi, к которому был отчасти приравнен praefectus annonae, ведавший со всеми полицейскими принадлежностями дела, касавшиеся хлеба и бывшие прежде в ведомстве эдилов. Высшему полицейскому начальнику (praefectus urbi) были подчинены, как служебные полицейские органы, преторы (в качестве главных наблюдателей над regiones), народные трибуны, эдилы и vici magistri; из последних каждый имел в своем ведении отдельный городской участок (regio, vicus); позже были еще прибавлены особые curatores operum publicorum с их чиновниками (mensores архитекторы и др., Plin. ep. 10, 28. 29) для ведения и надзора за общественными постройками.

Вообще все эти низшие полицейские должностные лица были связаны данными им инструкциями и относившимися к ним законами; но в ежедневной жизни являлась масса внезапных и непредвиденных случаев, когда было необходимо быстрое вмешательство и немедленное решение дела; вследствие этого они могли в известных случаях, под условием ответственности, распоряжаться по своему собственному усмотрению. В других случаях они обязаны были немедленно доносить о случившемся, т.к. во времена Империи многие полицейские проступки, подходившие под понятие vis или касавшиеся maiestas, как, напр., ношение и собирание оружия, сборища, ночные сходки и т.п., подлежали ведению гражданского и уголовного суда.

Пока не было постоянной городской префектуры, эдилы и во время Империи, равно как во время Республики, были ответственны за соблюдение полицейских законов, если только они не освобождались от этой заботы императорским или сенатским постановлением в случаях напрасной борьбы с изменившимся духом времени и при собственной несостоятельности найти противодействующие средства. Tac. ann. 3, 52 слл. Что касается до отдельных полицейских постановлений, или вновь присоединенных при изменившихся обстоятельствах времени, или только возобновленных в духе прежних узаконений, которые устарели, то они были приблизительно следующие: относительно наблюдения за чистотой нравов оказалось необходимым неоднократно издавать запрещения купаться обоим полам вместе, хотя зло это все-таки не было вполне искоренено. (Spart. Hadr. 18. Dio Cass. 69, 8. Gell. 10, 3. Lampr. Al. Sever. 24.)

Относительно полицейского надзора за санитарными условиями Капитолин упоминает (M. Anton. 13) leges sepeliendi sepulcrorumque asperrimas; что касается до наблюдения за постройками, то уже законы XII таблиц предписывали, чтобы между домами оставался промежуток не меньше чем в 2,5 фута (spatium legitimum), чтобы в случае пожара легче было его потушить. Август присоединил еще к этому постановление, чтобы дома не строились выше 70 футов. Strab. 5, 235. Suet. Oct. 89. Нерон вторично подтвердил оба эти постановления. Tac. ann. 15, 43. Траян допустил высоту только в 60 футов. (Aur. Vict. Caes. 13.) При Клавдии было издано senatus consultum, запрещавшее продажу городских домов на слом, равно как и архитектурных украшений на них. Последующие императоры - Нерон, Веспасиан, Адриан и Север Александр прибавили еще дальнейшие постановления относительно aedificia demoliri и marmora detrahere.

ДИФИЛ

ДИФИЛ - Diphilus, Δίφιλος, из Синопы, писатель новой аттической комедии, современник Менандра и Филемона, жил в Афинах и умер в Смирне. Он написал, говорят, 100 комедий, из которых почти 50 известны еще по заглавиям и отдельным отрывкам. Для своих пьес он выбирал преимущественно мифические сюжеты и часто употреблял аллегории. Слог его был прост и естествен, притом чист и соответствовал древнему аттицизму. Этот талантливый поэт вместе с Менандром и другими представителями новой комедии служил образцом для римских комиков. Комедии Плавта Casina и Rudens составлены по пьесам Д.; ср. также Ter. Adelph. prol. 10. Собр. отрывки Meineke, fragm. сот. Graec. IV. (t. II, р. 1066 мал. изд.). От него следует отличать 2) более древнего поэта Дифила, автора Фесеиды и сатирических стихотворений;

3. трагический актер времен Помпея. Cic. ad Att. 2, 19, 3;

4. писец и чтец Л. Красса. Cic. de or. 1, 30;

5. философ, ученик Екфанта и Стильпона. Diog. Laert. 2, 113;

6. стоик, современник Панетия. Diog. Laert. 5, 84;

7. другой стоик, прозванный за свои хитроумные исследования Лабиринтом. Luc. Sympos. 6, 9 и в др. местах;

8. ученый врач, уроженец острова Сифноса, современник Лисимаха, одного из преемников Александра Великого, написавшего обширное сочинение о питательных веществах, годных для больных и здоровых людей;

9. архитектор, написавший сочинение о машинах. Vitr. praef. lib. 7. Cic. ad Qu. fr. 3, 1, 9.

ДИФИРАМБ

ДИФИРАМБ - Dithyrambus, διθύραμβος, торжественная песнь в честь Вакха (по словопроизводству, может быть, в связи со словом τίτυρος = σάτυρος), которая впервые появилась в древнейшие времена, вместе с культом Диониса, во Фригии или Лидии и, соответственно воодушевленному характеру этого культа, диким, возбуждающим образом прославляла в весенний праздник подвиги и судьбы Диониса. В Аттике на ионийских и эолийских островах, в Беотии, Флиунте, Сикионе, Коринфе и в других местах, где процветало служение Вакху, пелись таковые песни в шумных процессиях поклонниками Вакха, в грубой и безыскусной форме, пока Арион (см. Arion, Арион) не дал Д. в Коринфе первую художественную отделку и не научил исполнять пение его чередующимися хорами (κύκλιοι χοροί), из которых впоследствии развилась трагедия. Дальнейшее развитие Д. получил в Афинах, где в блестящие Дионисовы празднества выступали на состязание отличнейшие лирические поэты, каковы были: Ласос, Гермионский (ок. 500 г. до Р. X.), Симонид Кеосский, Пиндар и др. Д. этих древнейших поэтов, несомненно, отличались высоким полетом мысли и пылкой стремительностью речи и рифмы, но сильно возбужденное чувство у них всегда сдерживалось в надлежащих пределах силой воли и сознанием своего достоинства. Но со времени Меланипиида Мелосского (Младшего, ок. 415 г. до Р. X.) Д. стал вырождаться; музыка взяла перевес над поэзией и сделалась изнеженной и искусственной; увлекались беспредельным воображением, пустыми и напыщенными фразами и чудовищными образами; отказались от распределения на хоры и стали пренебрегать соблюдавшимися до тех пор правилами рифмы. Известнейшие поэты этого периода: Филоксен Киферский (умер в 380 г. до Р. X.), Кинесий Афинский и Фриннис Митиленский (ок. 415 г.), Тимофей Милетский (умер в 357 г.) и современники его Полиид (Πολύειδος) и Телест. Под влиянием этих поэтов Д. мало-помалу преобразовался в музыкальную миму, которая представлялась уже не хорами, а отдельными виртуозами. Что касается содержания Д., то уже древнейшие поэты заимствовали темы из героической мифологии, изображая в своих песнях таких героев и героинь, которым, подобно Дионису, пришлось бороться и страдать. В этом отношении им подражали и позднейшие поэты. От Д. до нас дошли только отрывки (лучший сборник составил Bergk, poët. lyr. Graec. III); однако хор в трагедии Еврипида Βάκχαι (64-165) представляет образчик Д. ср.: Hartung, Philol. I, стр. 397-420 и M. Schmidt, diatribe in dithyrambum (1845).

ДИФРИД

ДИФРИД - Diphrĭdas, Διφρίδας, дельный спартанский полководец, посланный в 393 г. до Р. X. в Азию, чтобы принять на себя командование войском Фиброна. Хеn. Hell. 4, 8, 20-23. Он, может быть, одно и то же лицо с эфором, о котором упоминает Плутарх (Ages. 17).

ДИЭТЕТ

ДИЭТЕТ - Διαιτητής, третейский или мировой судья. Во избежание дорого обходящихся тяжб пред гражданскими судами гелиастов тяжущиеся стороны в Афинах могли искать решения своих дел у мировых судей или Д. Были и государственные Д., назначавшиеся из числа пожилых людей, и частные посредники, избиравшиеся по взаимному соглашению тяжущихся. Число первых по изданной Россом надписи (Ross, Demen, стр. 22) в 325 г. до Р. X. простиралось по крайней мере до 104. Жалованья они не получали, но истец и ответчик должны были внести законной судебной пошлины (παράστασις) по одной драхме и по одной же драхме каждый раз при прошении об отсрочке. Д. за превышение власти или опущения по своей должности могли во всякое время быть привлекаемы к ответственности перед логистами посредством εισαγγελία, и взыскание в каждом отдельном случае назначалось, соображаясь с важностью их проступка (αγων τιμητός). Что касается компенсации Д., то каждое гражданское дело могло подлежать их суду, и в древнейшие времена они составляли, может быть, инстанцию, которую нельзя было миновать. Во времена Демосфена такой необходимости обращаться к ним уже не было, и истец имел право представить свое дело прямо на суд гелиастов через посредство должностного лица, которому подлежало разбирательство такого рода дел. Но предпочитали обращаться к Д. потому, что это обходилось дешевле, а затем и потому, что не желали потерять инстанции, т. к. на решение Д. всегда можно было подать апелляцию (ε́φεσις) судье. Производство дела перед Д. соответствовало порядку, установленному законом для ведения всех гражданских дел вообще. Истец сперва должен был обратиться к подлежащему начальству, т. е. к тому должностному лицу, которое имело бы гегемонию в том случае, если бы дело было перенесено на суд гелиастов; этот чиновник передавал дело, вероятно, без предварительного расследования и дознания на суд Д., назначенного по жребию. Далее, тяжущиеся стороны должны были дать обыкновенные присяги (διωμοσία, αντωμοσία). Затем, после тщательного расследования дела (число судебных заседаний, вероятно, не было определено) произносилось решение. Если кто-то не являлся в суд к окончательному заседанию (κυρία), не представив подтвержденного присягой (ύπομοσία) оправдания, то в таком случае дело решалось заочно. Законное средство, к которому можно было прибегать против заочного решения, иск об отмене решения, την ε́ρημον (δίκην) αντιλαχει̃ν, относительно приговора Д. называлось την μη ου̃σαν αντιλαχει̃ν. Оно состояло в подтвержденном присягой показании причин, воспрепятствовавших присужденному явиться в суд. Затем дело, если доводы протестовавшего были признаны уважительными, передавалось другому Д. Впрочем, на все решения Д., как уже было сказано выше, можно было подавать апелляцию (ε́φεσις); дело поступало тогда на суд гелиастов, которые в таком случае представляли вторую инстанцию. Частных посредников тяжущиеся стороны избирали сами по взаимному соглашению (επιτροπή), которое скреплялось присягой и представлением поручителей. Приговору такого судьи, по крайней мере в период аттических ораторов, нужно было подчиняться беспрекословно; никакой апелляции не допускалось.

ДИЯ

ДИЯ - Dia, Δία,

1. древнее поэтическое название острова Наксоса. Diod. Sic. 5, 50 слл. Catull. 64, 52;

2. см. Creta, Крит, 5.

ДОГОВОР

ДОГОВОР - Foedus, в обширном смысле назывался всякий договор, в более узком значении - государственный договор, заключенный посредством религиозных торжественных обрядов. Древнейшие римские foedera были:

a) aequa, т. е. определяющие взаимное правоположение (amicitia, рах esto, см. Recuperatio), напр.,, с эквами, вольсками, самнитянами и др., или служащие основанием тесного союзничества, обязующего к оборонительному и наступательному содействию (напр.,, с Лацием, с герниками, см. Latium, Лациум, 6);

b) foed. non aequa, мирные договоры между победителем и побежденным, по которым обыкновенно последнему приходилось брать на себя разные тягостные обстоятельства, чтобы ценою их получить мир и сохранить свою самостоятельность. С возрастанием римского могущества foedera получили совершенно иной характер. После самнитских войн римляне, возгордившись своим успехом, не хотели более признавать равноправными остальные народы Италии. Foedera с тех пор перестают быть обоюдными обязательствами, основанными на равных условиях и взаимной пользе, но становятся более односторонними уступками слабого в пользу могучего. Foedera aequa старинного типа заключались весьма редко (разве только с чужеземными державами) и существовали, собственно, только по имени, напр., с Камертом, Игувием, Массилией, Сагунтом, островом Родосом и др. Эти союзники назывались liberi, liberae civitates, liberi populi, liberi reges; впрочем, эти же названия давались и тем, которые подчинены были римлянам foedera non aequo. Напротив того, foedera non aequa весьма многочисленны:

a) мирные договоры по окончании войны, напр., с Карфагеном, с Антиохом и др.;

b) союзы с чужими государствами и царями, которые присоединялись добровольно, устрашившись римского имени, и желали доставить себе посредством такого союза безопасности от Рима или от других неприятелей, напр., Масинисса, Дейотар и др. Эти назывались socii et amici, civitates sociae и т. д. По имени они были свободны, а на деле - римские вассалы, обязанные во всякое время доставлять Риму вспомогательные войска, корабли и т. д. Обыкновенная формула была: eosdem hostes se habituros, maiestatem populi Romani comiter se conservaturos. Римляне проявили большой политический такт в заключении этих союзов: с одними они поступали великодушно, делая их через это верными своими союзниками, других лишали всяких средств сопротивления, ставя им тяжкие условия мира и т. д. Liv. 34, 57. Когда после союзнической войны жители всей Италии получили право гражданства, foedera совершенно перестали иметь значение для Италии и стали заключаться лишь с иностранными государствами; могли существовать только вне итальянские, но число и таких союзов постоянно уменьшалось, потому что Рим покорил себе все. Наконец, выражение civitates foederatae употреблялось для обозначения некоторых провинциальных городов, пользовавшихся особыми льготами. Формальности. В период царей заключение Д., foedus, зависело от царя по предварительном совещании с сенатом. После введения Республики требовалось согласие сената, а впоследствии и комиций по трибам. Тогда только фециалы совершали или в Риме, или на границе, или в другом назначенном месте установленные обряды с клятвенными обещаниями и жертвоприношениями. Pater patratus давал клятву от имени римского народа. Важные foedera часто вырезались на медных досках и помещались в Капитолии частью на стенах в храмах, частью в архиве, см. Tabularium, Табулариум.

ДОДОНА

ДОДОНА - Dodōna, см. Epirus, Эпир.

ДОДОНСКИЙ ОРАКУЛ

ДОДОНСКИЙ ОРАКУЛ - Dodonaeum oraculum, см. Ζεύς, Зевс, 4.

ДОКИМАСИЯ

ДОКИМАСИЯ - Δοκιμασία, разбор и проверка чьих-либо прав на занятие известного положения в государстве или в народной общине. Подобная Д. применялась, напр., при занесении в список граждан, ληξιαρχικόν, причем разбирали, имеет ли подлежащее лицо законные притязания на право гражданства, т. е. происходит ли он от родителей-граждан и т. п. (а потому δοκιμασθη̃ναι по значению равно выражению εις α́νσρας εγγράφεσθαι). Особенно была важна в Афинах Д. должностных лиц. Она производилась после избрания, до вступления в должность, перед государственным советом или перед судом. Относительно архонтов (поступали ли таким же образом относительно других должностных лиц - неизвестно) применялось иногда двойное производство дела, сперва перед государственным советом. Кандидату на должность предлагались известные вопросы (ανακρίνειν); если он отвечал на них неудовлетворительно или если находился обвинитель, вызывающий сомнение насчет его права на занятие должности, то дело передавалось в суд, который окончательно решал вопрос о допущении кандидата. Отвержение его называлось αποδοκιμάζειν. Предлагаемые вопросы отнюдь не относились к личной способности кандидата к занятию должности; в демократическом городе, каким были Афины, эта способность предполагалась в каждом гражданине и действительно могла предполагаться ввиду опыта и знания, которые всякий легко приобретал, благодаря публичности государственной жизни, ввиду также сравнительно малого значения и ограниченного влияния отдельных отраслей разделенной между многими правительственной власти. Только при назначении на места, требующие особенного технического опыта и навыка, каковы, напр., военные должности, предлагавшиеся вопросы, вероятно, касались и особенной способности кандидата к исправлению подлежащей должности. Но обыкновенно целью испытания была лишь та, узнать, обладает ли избранный необходимыми для занятия места гражданскими качествами, т. е. происходит ли он от родителей-граждан (относительно архонтов в прежнее время требовалось даже чисто гражданское происхождение, считая не только родителей, но и дедов, εκ τριγονίας), придерживается ли он известных государственных культов (почитания Зевса 'Έρκειος и Аполлона Πατρω̃ος), участвовал ли он в походах, пользуется ли он всеми гражданскими правами состояния (не был ли он α́τιμος), достиг ли он законного возраста (определенного для членов сената в 30 лет) и т. д. В древнейшее время при испытании архонтов предлагался еще вопрос об имуществе, который, конечно, был устранен со времен Аристида, распространившего право на поступление в архонты на все классы граждан. К Д. должностных лиц относятся три речи Лисия, произнесенные в государственном совете против Евандра, избранного в архонты, и против Филона и Мантифея, избранных в члены совета. ср.: Meier и Schömann, att. Process стр. 200 слл. Следует еще упомянуть о 'o δοκιμασία ρ́ητόρων. Хотя ораторы ни в каком виде не считались должностными лицами, потому что всякий, считавший себя к тому способным, мог выступить в народном собрании, однако для этого все-таки требовалось, чтобы желающий говорить пользовался всеми правами гражданского состояния, чтобы он был επίτιμος. Кто вследствие судебного приговора сделался α́τιμος, несмотря на то, позволил себе публично выступить с речью в народном собрании, против того могла приводиться в действие так называемая, ε́νδειξις (ср. Άτιμία, Атимия). Кто, напротив, совершил проступок, влекущий за собой атимию, но к этому наказанию еще не был приговорен постановлением суда, против того могла быть направлена επαγγελία δοκιμασίας, если, напр., утверждали, что он провинился дурным обращением с родителями (κάκωσις γονέων), трусостью (δειλία) или другими военными проступками, что он промотал отцовское наследство (τα πατρω̃α) и т. д. Извещался оратор о принятии против него этих мер в народном собрании; до решения дела он, вероятно, должен был воздерживаться от произнесения речей в народном собрании. Внесение в суд процесса принадлежало фесмофетам. В случае виновности подсудимого последствием этого разбирательства, конечно, было то, что атимия, которой он подлежал за взводимые на него преступления, произносилась над ним торжественно судебным приговором.

ДОКТОР

ДОКТОР - Doctor.

Кто учит чему-либо других, тот в позднейшее время у римлян назывался doctor или professor. Преимущественно, этим именем назывались учителя философии (Tac. ann. 14, 52. 16, 34), грамматики (Suet. gramm. 1) и вообще свободных искусств (liberalium artium, Suet. Caes. 42). И в военной службе те, которые обучали рекрутов употреблению оружия и маршировке, назывались doctores, напр. cohortis, sagittariorum, также armorum doctores или campidoctores.

ДОКУМЕНТЫ

ДОКУМЕНТЫ - Documenta.

Сюда относятся преимущественно довольно многочисленные, дошедшие до нас из древности, надписи: Inscriptiones, Tituli, в обширном смысле все то, что написано на древних памятниках из камня, металла, дерева и т. д. (за исключением монет). Подлинность этих памятников сделалась предметом исследования особой науки о надписях или эпиграфики. Они состоят частью из надписей, частью из документов; подлинных насчитывают до 70.000 в прозе и стихах; из последних выработался особый род поэзии: эпиграмма. Содержанием греческих надписей служат большей частью предметы гражданской или обыденной жизни или же списки победителей в Олимпии, жриц в Аргосе и т. д.; последние не сохранились. О постановке памятников, особенно на общественных местах (в Афинах на акрополе) или нарочно возведенных для того стенах, должен был заботиться от имени совета γραμματεὺς τη̃ς βουλη̃ς, от имени дема - демарх. Между надписями различаются inscriptiones sacrae и profanae, publicae и privatae. Греческие написаны капитальными или унциальными письменами, римские - капитальными или квадратными (litterae quadratae или lapidariae), позднейшие иногда, но очень редко, также курсивными. Древнейшие из надписей относятся к 6 в. до Р. X.; ясность, простота и точность выражений - отличительные признаки всех надписей до времён Антонинов. Уже в древнее время собирали надписи, хотя многие из них были уничтожены умышленно из шалости или из мести. В новейшее же время стали их собирать с особенным прилежанием. Римляне под словом inscriptiones в тесном смысле подразумевали законы, государственные Д., императорские указы, государственные или союзные договоры, выставлявшиеся обыкновенно в aerarium Юпитера Капитолийского. Существовали также inscr. publicae militares, трофеи побед, надписи на щитах, на оружии, на военных кораблях и т. д.; сюда же относятся tesserae с паролем или с ордером, tabulae honestae missionis (почетное увольнение), списки целых легионов и отдельных солдат и т. д. К частным надписям относятся особенно надписи на постройках, произведениях искусств, изображениях предков, амулетах (резных камнях с надписями) и многочисленные надгробные надписи. Германские ученые составили два огромных сборника сохранившихся греческих и латинских надписей: Corpus inscriptionum Graecorum (1825 и слл., 4 т.) и Corpus inscriptionum Latinarum (1862 и слл., еще неоконченный; вышло 8 т.). И тот и другой обработаны по поручению Берлинской академии.

ДОЛАБЕЛЛА

ДОЛАБЕЛЛА - Dolabella, см. Cornelii, Корнелии, 21-24.

ДОЛГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

ДОЛГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО - Mutǔum, заключенное между заимодавцем (creditor) и должником (debitor). Предметом ссуды были не только деньги, но и вещи (quae pondere, numero, mensura constant); предмет ссуды, данный в виде commodatum (см. Commodatum) или же depositum (см. Депозит), сам также назывался mutuum; поэтому ссуда и называется mutui datio. Уплата процентов за ссуду не вытекала из самого mutuum'a, но каждый раз была определяема особым условием, stipulatio de usutris.

ДОЛИЙ

ДОЛИЙ - Dolium, большой глиняный, тыквообразный сосуд под вино, из которого по окончании брожения разливали (defundere) вино по амфорам (см. Amphora, Амфора). Деревянные бочки вошли в употребление лишь после того, когда с ними познакомились в Галлии. Plin. 14, 21. ср. также Vasa, Ваза, 2.

ДОЛИОНЫ

ДОЛИОНЫ - Doliŏnes, Δολίονες, мисийское племя близ Кизика между реками Айсепом и Риндаком. Они радушно приняли аргонавтов, но затем, по недоразумению, ночной порой завязали с ними битву. Apoll. Rh. 1, 936 слл. Strab. 12, 575.

ДОЛИХ

ДОЛИХ - Δολιχος, см. Gymnasium, Гимнасий.

ДОЛИХА

ДОЛИХА - Dolĭche, Δολίχη,

1. город, принадлежавший к триполии (союзу трех городов), в самой северной части Фессалии, на западной стороне Олимпа, вероятно, близ н. Кастри. Liv. 42, 53. 44, 32;

2. город в сирийской области Коммагене, известный теплыми источниками и храмом Зевса Долихского (Δολιχηνός); впоследствии Долук;

3. то же, что и Дулихий, см. Echinades, Эхинад.

ДОЛОН

ДОЛОН - Dolon, Δόλων, см. Diomedes, Диомед.

ДОЛОПЫ

ДОЛОПЫ - Dolŏpes, Δόλοπες, см. Graecia, Греция, 10.

ДОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница