Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "К" (часть 11, "КРИ"-"КУТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 11, "КРИ"-"КУТ")

КРИСП

КРИСП - Crispus, см. Constantinus, Константин, и Sallustius, Саллюстии.

КРИСПИН

КРИСПИН - Crispīnus, 1. некто стоик-болтун, любитель проповедовать о добродетели, осмеянный Горацием (Horat. Sat. 1, 1, 120. 3, 129. 4, 14. 2, 7, 45). В схолиях он называется Плоцием К. и говорится про него: hic poeta fuit, qui sectam stoicam versibus scripsit;

2. египетский невольник, бывший в большой милости у Домициана, Iuven. 1, 24. 4, 1;

3. см. Quintii, Квинтии, В, 5-7.

КРИСТАЛЛИНА

КРИСТАЛЛИНА - Crystallĭna, т. е. vasa, были сосуды из чистого белого и прозрачного стекла, которое мы называем также хрусталем. Plin. 37, 2, 11. Juv. 6, 155.

КРИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИТИЙ

КРИТИЙ - I.

Critias,

Κριτίας,

1. сын Дропида, родственник Солона, через сына своего Каллайсхра дед Крития Младшего, а через дочь своего сына Главкона прадед философа Платона;

2. К. Младший, ученик Горгия Леонтинского и Сократа, сначала заявил себя приверженцем демократии и при разбирательстве дела об убиении Фриниха (411 г. до Р. X.) настоял на том, чтобы сперва было произведено расследование относительно образа действий Фриниха, вследствие чего это убийство было признано делом законным. В течении следующих лет он находился в изгнании во Фракии и Фессалии, после же низвержения демократии в 404 г. встречаем мы его опять в Афинах, в числе тридцати. Здесь сначала К. действовал в союзе с Фераменом (см. Theramenes, Ферамен), но вскоре устранил последнего, как человека, мешавшего его планам, и после этого занял самое видное место между 30-ю олигархами, но своею чрезвычайной жестокостью возбудил против себя ненависть народа и пал в борьбе против Фрасибула в 403 г. Nep. Thras. 2. Хеn. Socrat. 1, 2, 12. Хеn. Hell. 2, 4, 8. 19. К. по воспитанию своему принадлежал к числу самых образованных людей в Афинах. Он отличался как поэт и как оратор; впрочем, из его речей ничего не сохранилось, а из его элегий дошло лишь несколько отрывков. Платон высоко ценил его, как показывают частые упоминания о К. и в диалоге, названном именем К. Отрывки собр. N. Bach (1827) и Bergk, poet. lyr. Graec., p. 662 слл.

II.

Critius, Κρίτιος, см. Sculptores, Скульпторы, 3.

КРИТОЛАЙ

КРИТОЛАЙ - Critolaus, Κριτόλαος,

1. из Фаселиды, города Ликии, перипатетик и преемник Аристона, прибыл в Рим в 155 г. до Р. X. вместе с Карнеадом (см. Carneades, Карнеад) и Диогеном в качестве посла афинского. В Риме с большим усердием и успехом посвятил себя ораторскому искусству; умер в глубокой старости. Цицерон при решении вопроса о высшем благе очень часто принимает во внимание мнение К. Все его сочинения потеряны. Cic. off. 2, 37, 155. 38, 160. Cic. fin. 5, 5, 14;

2. ахейский полководец, бывший виновником последней решительной борьбы против Ахейского союза, окончившейся разрушением Коринфа. Cic. de n. d. 3, 38, 91. После поражения при Скарфе он исчез без вести. Polib. 38, 2 слл.

КРИТОН

КРИТОН - Crito, Κρίτων,

1. ученик Сократа, знаменитый преданностью своему учителю. Хотел освободить Сократа из тюрьмы, предлагая для этой цели свое имущество. Платон назвал его именем один из своих диалогов, в котором К. беседует в тюрьме с Сократом. Сына К. Критобула также называют учеником Сократа;

2. философ Пифагоровой школы, родом из Эг (Αίγαί). Из его сочинения περι προνοίας και αγαθη̃ς τύχης сохранился отрывок у Стобея;

3. поэт новой аттической комедии; известны заглавия трех его комедий;

4. два историка этого имени, один из Пиерии, другой с Наксоса, упоминаются у Свиды. ср.: Müller, fragm. hist. Graec., IV, стр. 373;

5. греческий врач времен Траяна, написал Κοσμητικά в 4 книгах и, может быть, в сочинении, озаглавленном Γετικά, изложил историю похода Траяна в Дацию.

КРОММИОНИЯ

КРОММИОНИЯ - Crommyōnia, Κρομμυωνία, название равнины, принадлежавшей к Мегариде; место сказания о Кроммионской свинье. Равнина получила свое название от укрепленного города Κρομμυών или Κρεμμυών; название же города «огород луку» предание производит от сына Посейдонова, Крома (Κρω̃μος). Strab. 8, 380. 392. Paus. 2, 1, 3.

КРОНОС

КРОНОС - Κρόνος, Saturnus, сын Урана и Геи (Γαι̃α), младший из Титанов (Hesiod. theg. 137.), оскопивший и низвергший отца своего и вместе с прочими Титанами присвоивший себе господство над миром. Он сочетался с сестрою своею Реей, от которой родились Гестия, Деметра, Гера, Гадес, Посейдон и Зевс (Hesiod. theog. 452 слл.). Т. к., однако, Гея предсказала ему, что он будет низвергнут с престола одним из детей своих, то он поглощал их тотчас после рождения, за исключением Зевса (см. Ζεύς, Зевс, 5), которого спасла Рея. Зевс низверг своего отца и принудил его при помощи искусства Геи, или же богини Μη̃τις, изрыгнуть поглощенных им детей. К., низвергнутый вместе с Титанами (см. Titanes, Титаны) и лишенный господства, по одному преданию, заключен, как и остальные Титаны, в Тартар, по другому царствует после примирения с Зевсом на островах блаженных вместе с Радамантием. Hesiod. opp. et d. 169. Pind. ol. 2, 76. Кронос, кажется, первоначально был бог земледелия (κρόνος от κράνω, κραίνω, делать зрелым), которому поклонялись в некоторых местах Греции; поэтому отождествили его с италийским богом посевов Сатурном (Saturnus), и образовалось предание, будто он, после низвержения своего Зевсом, бежал в Италию и там получил власть от Яна (Ianus). Ov. fast. 1, 233. В его царствование был золотой век. Ov. fast. 1, 193. 293 слл. Ov. met. 1, 89 слл. Tibull. 1, 3, 35 слл. По имени Сатурна Италия названа Saturnia и италийцы - Saturnia gens. Ov. fast. 5, 625. 1, 237. С 17 декабря, после окончания жатвы, праздновались в честь его в Риме в продолжение 7 дней Saturnalia. В этом празднике старались как бы воскресить память о золотых днях его царствования: прекращали всякую работу и при кликах: Ιο Saturnalia, io bona Saturnalia, предавались необузданному веселью; пировали, играли, делали друг другу подарки, угощали рабов за своим столом в знак того, что в царствование Сатурна не было никакого различия между сословиями. Древний храм бога находился у подошвы Капитолия, в нем хранилась государственная казна. У греков были подобные же празднества в честь К., как и в Италии так называемая Κρόνια; впрочем, поклонение ему не было так распространено и не имело такого значения. В Афинах был посвящен ему храм у подошвы Акрополя, и праздник в честь его совершался 12 Гекатомбайона. В Олимпии на севере от священного округа 'Άλτις возвышался холм К., на котором ему приносили жертвы. На острове Крите его признавали за одно и то же божество с финикийским богом Молохом и приносили ему в жертву детей. К. представляли в образе старца, в платье, накинутом на затылок, с серпом в руке (falcifer, Ov. fast. 1, 234, senex, senior, там же 5, 34. 627). По сходству имени его с словом χρόνος некоторые принимали его за бога времени.

КРОТОН

КРОТОН - Croton, Κρότων, н. Crotone, город в Бруттии, основанный в 710 г. до Р. X. ахейцами и спартанцами (Hdt. 8, 47) и вскоре посредством торговли и мореплавания достигший высокой степени процветания (Liv. 24, 3); был центром гимнастики и атлетики и родиной знаменитого атлета Милона. Но особенно обязан он был своею славою Пифагору, который здесь основал свою школу. В 510 г. до Р. X. жители его разрушили могущественный соседний город Сибарис (Diod. Sic. 12, 9), но впоследствии сами потерпели страшное поражение при реке Caгpe от локров; с тех пор город постоянно падал и не мог оказать успешного противодействия нападениями Дионисия, луканцев, Агафокла и Пирра. Diod. Sic. 14, 91. 103 сл. 19, 10 и в др. местах. Во 2-ю Пуническую войну город был занят Ганнибалом и достался в руки римлянам, которые поселили в нем своих колонистов. Liv. 34, 45. Strab. 6, 262.

КРУГ ЗНАНИЙ

КРУГ ЗНАНИЙ - Έγκύκλιος παιδεία, αγωγή, εγκύκλια μαθήματα, на языке Аристотеля означали как круг знаний, так и курс преподавания, считавшиеся обязательными для образованной и свободнорожденной молодежи. Из этого понятия неверным образом образовалось (по Quint. 1, 10, 1) современное понятие энциклопедии. см. Educatio, Воспитание.

КРУГ ЗНАНИЙ, КРУГ НАУК

КРУГ ЗНАНИЙ, КРУГ НАУК - Έγκύκλιος παιδεία, αγωγή, εγκύκλια μαθήματα, на языке Аристотеля означали как круг знаний, так и курс преподавания, считавшиеся обязательными для образованной и свободнорожденной молодежи. Из этого понятия неверным образом образовалось (по Quint. 1, 10, 1) современное понятие энциклопедии. См. Educatio.

'Ένδειξις,

родственный с απαγωγή (см. cл.) род обвинения у афинян. Отличалось он от других обвинений в форме тем, что обвинитель, без предварительного приглашения обвиненному явиться, обязывал суд своим обвинением арестовать обвиненного или принудить его дать поручителей. Всех случаев, подлежавших этому обвинению, мы не знаем. Его применяли против тех, кои присваивали себе права граждан, которых они не имели или по закону, или по постановлению суда; так, напр., против государственных должников и всех лишенных прав гражданства (ατιμοι), если они являлись публичными обвинителями, говорили перед народом и пользовались другими правами, которых были лишены (ср. Άτιμία). Также и против убийц могла быть применена ενδειξις; но в каких случаях, это неясно; вероятно, если убийство было известно, так что дело шло не о расследовании (κρίσις), но о наказании (τιμωρία). Также они могли быть обвинены и привлечены в суд гелиастов под председательством "одиннадцати" (см. 'Ένδεκα) всяким, а не только чиновниками, служащими в уголовном суде, которым вменялось в обязанность привлекать к ответственности преступников в обыкновенных случаях.

КРУГ НАУК

КРУГ НАУК - см. Круг знаний.

КРУПТЫ

КРУПТЫ - Κρυπτοί, тайные лазутчики, которых афиняне при случае посылали к союзникам, чтобы узнать об их делах.

КРУСТУМЕРИЯ

КРУСТУМЕРИЯ - Crustumeria, -um, сабинский город к северу от Рима и Фиден, недалеко от левого берега Тибра; одно из первых завоеваний Римского государства; н. Monte rotondo. Liv. 1, 9. 2, 19. 5, 37. Жители назывались Crustumini.

КРУСТЫ

КРУСТЫ - Crustae, также emblemata, назывались у римлян рельефные и резные украшения, на мелких изящных вещах, напр. на кубках, которые в виде штукатурки или мозаики служили как бы корою и обкладкою этих вещиц. Кроме бокалов из янтаря с тонкою резною работою, римляне особенно любили золотые кубки, в которые вставлялись или драгоценные камни, целиком, в сыром виде, или же гравированные камни меньшей цены; их можно было вынимать, чтобы украшать ими другие вещи, и сохранялись они в особенных футлярах и коробках (dactyliothecae). Cic. Verr. 4, 23. Plin. 35, 12, 45. Juv. 5, 35. Также назывались К. мелкие кусочки мрамора различной формы и цвета, которыми выкладывали полы в домах, обыкновенно - pavimenta sectilia (Suet. Caec. 46) или emblemata vermiculata. ср. Cic. de or. 3, 43. Поэтому и художники, которые вырезывали гранилом на металле надписи и украшения и отделывали их эмалью, золотом и серебром, назывались crustarii. Plin. 23, 12, 55.

КРЫША

КРЫША - Tectum.

Римские К. были частью плоски (с твердым полом, так что на них устраивались солярии, solaria, нечто вроде террас), частью покаты, как у нас. Крыли их частью шифером, черепицей (tegula плоская черепица, imbrex деревянная черепица) и металлическим листом, частью гонтом или драницей, как это делали бедные.

КСАНТИПП

КСАНТИПП - Xanthippus, Ξάνθιππος,

1. афинянин, отец Перикла, находившийся в родстве с родом Алкмеонидов, помогал Клисфену в его реформах и после него управлял вместе с Аристидом общественными делами. Имя его впервые упоминается в числе лиц, обвинивших Мильтиада за его поход против Пароса. После Фемистокла К. принял начальство над флотом, выиграл вместе с Леотихидом сражение при Микале, предпринял потом поход на фракийский полуостров, но вскоре затем возвратился в Афины. Hdt. 6, 136. 8, 131. 9, 120;

2. лакедемонянин, научившийся военному делу во время Македонских войн, пришел в Карфаген в качестве предводителя наемников и показал карфагенянам, что в разгроме их войска Регулом виновата только неспособность руководителей; по воле народа он был избран начальником войска, научил карфагенян умению пользоваться слонами и поднял упавший дух народа. Затем он нанес римлянам полное поражение, но вскоре потом покинул Карфаген, чтобы избегнуть зависти, и, говорят, был убит моряками на возвратном пути в Спарту по внушению карфагенян. Polib. 1, 32 слл.

КСАНТИППА

КСАНТИППА - Xanthippe, см. Socrates, Сократ.

КСАНФ

КСАНФ - Xanthus, Ξάνθoς (белокурый).

I. В мифологии и истории:

1. сын Фенопа, троянец. Ноm. Il. 5, 152;

2. сын Триопа, трэзенский царь, переселившийся потом на Лесбос; Diod. Sic. 5, 81;

3. сын Ериманфа, отец Псофия;

4. последний фиванский царь, убитый в поединке Меланфом, потомком Нестора. Strab. 9, 393. Paus. 9, 5, 16;

5. название светло-желтых лошадей, напр., одна из лошадей Ахилла называлась К. (Ноm. Il. 16, 149); таким же именем называлась и лошадь Гектора (ibid. 8, 185 - позже вставленный стих);

6. греческий лирик (μελοποιός), живший раньше Стесихора, перерабатывавший так же, как и последний, эпические рассказы (иногда те же самые) в лирической форме;

7. К., лидиец, логограф, родился ок. 500 г. до Р. X., написал в царствование Артаксеркса I (465 г.) сочинение Λυδιακά в 4 книгах, подлинность которых многими оспаривалась. Так, напр., Артемон (Athen. 515 d.) говорит, что оно написано Дионисием Скитобрахионом в 1 в. до Р. X. Но нет сомнения, что и К. написал подобное сочинение, к которому следует отнести отрывки у Страбона (из Эратосфена) и Афенея (из Мнасея) и которое было известно также Геродоту. Собрание отрывков fragm. hist. graec. Müller, I, p. 33 слл. IV, 623. 628.

II. В географии:

8. название реки Scamandrus, см. Скамандр;

9. у Вергилия (А. 3, 350) название небольшой реки в Эпире, которой Елен дал это наименование;

10. важнейший город Ликии, в 60 стадиях от истока реки того же имени, сначала был разрушен персами, потом римлянами под начальством Брута, причем жители его после геройской обороны погибли большей частью от собственного меча. Знаменитостью города были храмы Сарпедона и ликийского Аполлона и святилище Латоны. Замечательные развалины города, лишь в последнее время сделавшиеся достаточно известными через Fellow'а, находятся недалеко от нынешнего Куника. Strab. 14, 666; 11 ) река Малой Азии, о которой упоминает уже Гомер (Il. 2, 877. 5, 479), вытекает из Таврских гор на границе Ликии и Писидии, протекает по большой равнине в Ликии, τò Ξάνθων πεδίον, где Гарпаг победил ликийцев. Hdt. 1, 176. Horat. Od. 4, 6, 26.

КСАТРЫ

КСАТРЫ - Ξάθροι, независимое племя Индии, местопребывание которого неизвестно. Arr. 6, 15, 1.

КСЕНАГОР

КСЕНАГОР - Xenagŏras, Ξεναγόρας, написал историческое сочинение, озаглавленное χρόνοι, и книгу περὶ νήσων, из которой часто заимствовали Плиний и позднейшие грамматики. Plin. 5, 31. Dion. Hall. 1, 72. Когда жил К., неизвестно. Отрывки из его сочинений собраны Müller, fragm. hist. Graec., IV, p. 526 слл.

КСЕНАРХ

КСЕНАРХ - Xenarchus, Ξέναρχος,

1. поэт средней аттической комедии, современник Демосфена. Сохранившиеся отрывки из его сочинений (собр. Кок, com. att. fragm., II, 1, 467 слл.) обнаруживают способность к изящному изложению и хороший вкус;

2. сын Софрона, писавший, подобно отцу своему, мимы, жил при Дионисии Старшем;

3. перипатетик из Селевкии, учитель географа Страбона;

4. посол, отправленный ахейским союзом к римлянам (Polib. 24, 4, 11. Liv. 41, 23), а также стратег ахейский.

КСЕНЕЛАСИЯ

КСЕНЕЛАСИЯ - Ξενηλασία, см. Ξένος, Иностранец, 1.

КСЕНИД

КСЕНИД - Xeniădes, Ξενιάδης,

1. греческий философ, родом из Коринфа, живший во времена до Демокрита и учивший, что все чувственные восприятия обманчивы и что невозможно узнать истину;

2. богатый коринфянин, купивший Диогена синопского и поручивший ему воспитание своих детей и управление хозяйством. Diod. Laert. 6, 30.

КСЕНИОС

КСЕНИОС - Ξένιος, см. Ζεύς, Зевс, 3.

КСЕНИППА

КСЕНИППА - Xenippa, местность на северо-западе Согдианы, н. Уратиппа. Curt. 8, 2, 14.

КСЕНОЕТ

КСЕНОЕТ - Xenoetas, Ξενοίτας, полководец Антиоха Великого, царя Сирии, был послан для усмирения взбунтовавшегося наместника Мидии, Малона, но был застигнут им врасплох, разбит и погиб с большей частью своего войска. Polib. 5, 45 сл.

КСЕНОКЛ

КСЕНОКЛ - Xenocles, Ξενοκλη̃ς,

1. архитектор из Линда, построил мост через Кефисс, по которому проходили все отправляющиеся на мистерии в Элевсине. ср.: Plut. Pericl. 13;

2. сын Софокла;

3. младший сын трагика Каркина, подвергался насмешкам современных комиков за свою прожорливость и за свои плохие драмы. Иные думают, что было 2 трагика этого имени;

4. лакедемонский полководец, высоко ценимый царем Агесилаем. Хеn. Hell. 3, 4, 20. Plut. Ages. 16;

5. казначей Александра Великого, при посредстве которого Патрокл получил описание покоренных Александром земель. Strab. 2, 69;

6. хороший ритор, с которым много общался Цицерон во время своего пребывания в Азии (78 г. до Р. X.). Cic. Brut. 91, 316. Plut. Cic. 4.

КСЕНОКРАТ

КСЕНОКРАТ - Xenocrătes, Ξενοκράτης,

1. сын Энесидема, брат тирана Ферона акраганского, отец Фрасибула, бывший несколько раз победителем на олимпийских играх, воспет его другом Пиндаром в 6-й пифийской и 2-й истмийской одах;

2. К. Халкидонский, родился в 396 г. до Р. X., знаменитый философ старой академии, во главе которой он, говорят, находился в течение 25 лет (339-314 гг.), приняв на себя эту обязанность по просьбе больного Спевсиппа (см. Speusippus, Спевсипп). Он еще в юности своей примкнул к Платону, сопровождал его впоследствии в путешествии в Сицилию и после смерти его уехал на некоторое время из Афин. Не обладая талантом Аристотеля и его быстротой соображения, К. старался загладить этот недостаток усидчивостью и прилежанием. Строгая нравственность и в особенности справедливость и неподкупность К. доставили ему всеобщее уважение афинян, хотя наружность его была мрачная и угрюмая, вследствие чего Платон советовал ему не забывать приносить жертвы Грациям: θυ̃ε ται̃ς Χάρισιν. Ο его справедливости рассказывает Diod. Laert. 4, 7 слл. Cic. ad Att. 1, 16, 4. Val. Max. 2, 10, 2. 4, 3 ext. 3. Cic. tusс. 5, 32. Plut. Alex. 8. Хотя он не был афинским гражданином, тем не менее он несколько раз при затруднениях направлялся в качестве посланника к Филиппу Македонскому и к Антипатру во время ламийской войны и всегда имел успех. Однако за его заслуги ему отплатили неблагодарностью (Diod. Laert. 4, 14. Plut. Flam. 12. Phoc. 29). Он умер в 314 г. до Р. X. 82 лет от роду. Из его многочисленных сочинений в прозе и стихах сохранились только некоторые заметки и незначительные отрывки. Учение К. Цицерон превозносит наравне с учением Платона и Аристотеля за его нравственное направление. В целом он согласуется с позднейшим видом Платоновой философии, но через введение посторонних элементов и изменение метода учения Платона до такой степени отличается от последнего, что некоторые ученые считали учение К. искажением учения Платона: у К. оно получило мистически-пифагорейское направление и соединяло учение об идеях с учением о числах. К. смешивал отвлеченные числа с арифметическими и средней ступенью между чистым божеством и человеком признавал демонов, одаренных некоторой творческой силой и слившихся в виде численных понятий с идеями. У К. встречается уже более точное разделение философии на логику, физику и этику и строгое разграничение чувственного восприятия, представления и мышления;

3. греческий врач, живший в последнем веке до Р. X. Из его сочинений сохранился один отрывок περὶ τη̃ς α̉πò ε̉νυδρω̃ν τροφη̃ς.

КСЕНОН

КСЕНОН - Xenon, Ξένων,

1. фиванский полководец во время Пелопоннесской войны, был послан в 413 г. вместе с Никоном в Сицилию во главе 300 тяжеловооруженных воинов. Thuc. 7, 19;

2. поэт новой комедии;

3. тиран в Гермионе, городе Арголиды, который по совету Арата отказался от власти и присоединился к Ахейскому союзу;

4. один из знатных ахейцев, которые в 168 г. до Р. X. были отправлены в Рим в качестве заложников;

5. другой ахеец, который хлопотал в Риме об освобождении упомянутых заложников;

6. эпикуреец из Афин, о котором Цицерон упоминает с похвалой (Cic. ad Att. 5, 10, 5. 11, 6. 7, 1, 1. 13, 37, 1. 14, 16, 4).

КСЕНОФАН

КСЕНОФАН - Xenophănes, Ξενοφάνης,

1. сын Дексия колофонского, жил приблизительно между 580-480 гг. до Р. X. и достиг более чем 90-летнего возраста. Он еще в молодости был изгнан из родного города, странствовал по Элладе, Сицилии и особенно Нижней Италии, где принимал участие в основании колонии Элеи (Велеи). В этом городе он, как полагают, жил и учил долгое время. Свою продолжительную жизнь он посвятил, главным образом, борьбе с религиозными верованиями народа и распространению более правильного учения о божестве. Средством для этого служили ему стихотворения, в которых он по примеру рапсодов читал народу и в которых частью опровергал религиозные представления, распространенные Гомером и Гесиодом, частью излагал свои собственные воззрения, которые были совершенно самостоятельны. Будучи решительным пантеистом, он сохранил отчасти и практическое направление предшествовавших ему 7 мудрецов и был врагом узкой школьной мудрости, с которой он не мог ужиться вследствие своего ума, образования и опытности. Остатки его стихотворений замечательны и по форме: сохраняя эпический язык, они представляют заметный переход к прозе и написаны на изысканном ионическом наречии, перемешанном доризмами. К. был основатель особой философской школы - элеатской. Система его основана на стремлении найти в изменяемых явлениях неизменное и постоянное; он учит, что нарождаемость не может служить приметой бытия, - из ничего, говорит он, и выходит ничто. Отождествляя безначальное и бесконечное бытие с божеством, он приписывает ему как существу единому, совершенному и неизменяемому - разум и всемогущество, отрицая в нем противоположные свойства конечности и бесконечности, изменяемости и неизменяемости. Об отношении между этим единством божественного бытия и бесконечной разнообразностью всего изменяемого встречается в остатках его сочинения (περὶ φύσεως, собр. Karsten 1830 и в fragm. phil. Graec. I, Mullach, a также в Delectus и т. д. Schneidewin и Poëtae lyr. Graec. Bergk.) больше скептических изречений, чем определенных указаний. Доказывая единство божества, он говорит, что отдельные чувства человека, как зрение, слух и мышление, существуют в божестве нераздельно и над всем существующим царствует единый бог. Это спекулятивное искание высшего единства делает К. отъявленным врагом гомеровской поэзии и мифологии, которую он ненавидит за очеловечивание божества и за приписывание ему разнообразной деятельности, нисходящей до человеческих страстей. Слова Цицерона (acad. 4, 23), что К. посредственный поэт, основаны, вероятно, на его эпических стихотворениях, но они совершенно неверны по отношению к его элегиям, из которых сохранились две полные; их можно, без сомнения, ставить наряду с произведениями лучших элегиков;

2. афинянин, отец Ламаха;

3. сын Клитомаха Афинского, заключил в качестве посла Филиппа III союз с Ганнибалом. Liv. 23, 33. 38.

КСЕНОФАНТ

КСЕНОФАНТ - Xenophantus, Ξενόφαντος,

1. афинянин, отец сочинителя дифирамбов Гиеронима;

2. отличный игрок на флейте, который, по преданию, имел большое влияние на принятие решения Александра предпринять поход против персов. Plut. Demetr. 13. Sen. de ira 2, 2;

3. литейщик, сын Харета фасосского, жил при императоре Адриане и изготовил статую его для афинян.

КСЕНОФИЛ

КСЕНОФИЛ - Xenophĭlus, Ξενόφιλος,

1. пифагореец, учитель Аристоксена; вероятно, про него говорит Лукиан (Macrob. 18), что он достиг 105-летнего возраста;

2. составитель сочинения Λυδικαὶ ι̉στορίαι;

3. комендант акрополя в Сусах и хранитель собранных сокровищ, которого Селевк, наместник Сусианы, после продолжительной и храброй защиты заставил сдаться в 316 г. до Р. X. Diod. Sic. 19, 17. 48.

КСЕНОФОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КСЕНОФОН(Т)

Статья большая, находится на отдельной странице.

КСЕРКС

КСЕРКС - Xerxes, Ξέρξης,

1. царь персидский, сын Дария и дочери Кира Атоссы, еще при жизни отца спорил со своим сводным братом Артабазаном, сыном Дария и одной из прежних жен Дария, из-за престола, одержал вверх над ним, как говорит предание, благодаря Демарату, потому что родился уже после воцарения отца, по смерти которого беспрепятственно получил власть, в 485 г. до Р. X. Her. 7, 2 слл. Снова подчинив своей власти отделившихся египтян и вавилонян, он начал, подстрекаемый Мардонием и изгнанными греческими тиранами и поощряемый предсказаниями и сновидениями, несмотря на предостережения дяди своего Артабана, вооружаться для войны с Грецией, и готовился к ней 5 или 3 года. Hdt. 7, 11 слл. Из всех частей государства собирались войска. По словам Ктесия, сухопутное войско состояло из 800.000 воинов, флот из 1200 военных кораблей. Геродот, вследствие ошибочных предположений, насчитывает до 3 миллионов воинов в войске и флоте, кроме прислуги. Из Криталлы в Каппадокии, где все войско собралось, оно двинулось в Сарды. Оттуда сухопутное войско перешло в Европу весной 480 г. по заранее приготовленным мостам. Hdt. 7, 34. К. сопровождал войско и, сидя на троне, воздвигнутом на материке, был свидетелем поражения персов при Саламине. После этого он решил возвратиться в Азию, прибыл через 45 дней в Абид и оттуда отправился в Сарды. Когда после сражений при Платеях и Микале он должен был окончательно отказаться от завоевания Греции, он возвратился в Сузы. С этих пор мы знаем только, что он предался разнузданной жизни и жестокости и, кажется, совсем не показывался вне своего дворца. Он был умерщвлен в 465 г. гирканийцем Артабаном, который вместе с евнухом Митридатом составил заговор для истребления царского дома. К. оставил 3 сыновей: Дария, Артаксеркса и Гистаспа. Старший сын был убит Артабаном, Артаксеркс же был спасен и сделался персидским царем. Diod. Sic. 11, 69;

2. Ксеркс II, единственный законный сын Артаксеркса I, вступил на престол в 424 г., но был убит Согдианом, процарствовав всего 45 дней. Diod. Sic. 12, 64.

КСИЛ

КСИЛ - Ξύλον, lignum, 1. употреблялось у греков для наказания рабов, которое состояло в том, что шею и ноги вкладывали в колодку (Arist. Lys. 680 Arist. Equit. 367); употреблялось также при укрощении сумасшедших (Hdt. 6, 75);

2. Πρω̃τον ξύλον, в Афинах первая скамейка или ряд в театре (их делали сначала из дерева), место для пританов и начальников. Arist. Vesp. 90;

3. мера длины = 3 πήχεις.

КСИЛИНЕ-КОМЕ

КСИЛИНЕ-КОМЕ - Xylĭne Come, местечко в Писидии между Термиссом и Корбассой. Liv. 38, 15.

КСИНИЯ

КСИНИЯ - Xynĭa, Ξυνία, город Фессалии, на восток от озера Ксиниадского (н. Незеро). Liv. 32, 13. 33, 3. 39, 26. Polib. 9, 3.

КСИСТ

КСИСТ - Xystus, -um, ξυστός, -ον, крытая зала в греческих гимназиях, в которой во время зимы упражнялись атлеты (называемые также xystici). У римлян - пространство перед залой, старательно украшенное цветами, кустарниками и предназначенное для прогулок. Cic. acad. 2, 3. Plin. ep. очень часто.

КСУФ

КСУФ - Xuthus, Ξου̃θος, сын Геллена и нимфы Орсеиды, брат Эола и Дора. Прогнанный братьями из Фессалии, он пришел в Аттику и женился на дочери царя Эрехтея, Креусе, от которой у него были дети - Ахей и Ион, родоначальники ахейцев и ионян. Apollod. 1, 7, 3. На основании этого сказания говорят, что он жил в Эгиале, местожительстве ионян, а позже ахейцев. Сыновья Эрехтея прогнали его отсюда за то, что он присудил Кекропу афинский трон, остававшийся незанятым по смерти Эрехтея. ср. Hdt. 7, 94. Покинув Эгиал, Ахей переселился в Фессалию и получил там власть по смерти Эола; одно из племен в Восточной Фтиотиде носило его имя. История Иона послужила сюжетом для трагедии. По трагедии Еврипида того же имени, Ион был сыном Аполлона и Креусы; мать выбросила его, но Гермес принес в Дельфы, где жрица назначила его служителем при храме. Когда он был юношей, К. и Креуса пришли в Дельфы за советом к оракулу по причине ее бездетности. Оракул посоветовал им усыновить того, кого первым они встретят при выходе из храма. Таким образом, Ион сделался приемышем К. Креуса хотела его отравить. Когда это открылось, то они искали спасения у алтаря бога; Ион хотел оттащить ее от алтаря и убить. Креуса узнала сына, благодаря ящику, в котором Ион был выброшен и который был принесен жрицей. По другому сказанию, Ион женился на Гелике, дочери Селина, царя эгиалов, и по смерти Селина сделался царем в Эгиале, жители которой были названы им ионянами. Потом он был призван афинянами против елевсинцев, и, выбранный вождем, он победил Евмола и сделался царем в Афинах. Он имел сыновей: Гопла, Гелеона, Эгикора и Аргада, героев-родоначальников четырех ионийских фил. Он погребен в аттическом деме Потаме. Hdt. 5, 66.

КТЕСИБИЙ

КТЕСИБИЙ - Ctesibius, Κτησίβιος, жил ок. 230 г. до Р. X. в Александрии при Птолемее Евергете; оказал большие услуги разработке механики и особенно знаменит своими изобретениями, основанными на приложении силы давления воздуха. Так, вместе с учеником своим Героном изобрел насосы, сифон и тот вид фонтанов, который до сих пор обозначается названием Геронова шара.

КТЕСИЙ

КТЕСИЙ - Ctesias, Κτησίας, современник Ксенофонта, родился в Книде, городе Карий, прибыл, вероятно, около 416 г. до Р. X. к персидскому двору. Сопровождал царя Артаксеркса Мнемона в походе против Кира Младшего и лечил царя, когда тот был ранен в битве при Кунаксе в 401 г.; в 399 г. возвратился в свой родной город. Как врач царя, пользуясь большим почетом, К. употребил время своего пребывания в Персии на то, чтобы собрать точные, по его мнению, сведения о быте и истории страны. Результаты этого изучения он изложил для своих соотечественников, очень дурно знавших Восток, в обширном сочинении, состоявшем из 23 книг и носившем заглавие Περσικά; здесь он излагал сперва ассирийскую, затем персидскую историю до времени возвращения своего из Персии, причем источниками для него служили, как он уверял, персидские летописи. До нас дошли только отрывки из этого труда. Древние писатели, хотя часто пользовались показаниями К., упрекают, однако, его за недостаток правдивости и извращение истины. Может быть, отчасти эти упреки следует объяснить тем, что К. (достоинство которого, конечно, не следует также преувеличивать), пользуясь туземными источниками, во многих случаях находил повод представлять события, особенно те, которые касались борьбы Греции с Персией, не так и не в столь благоприятном свете для своих соотечественников, как это делали другие, впадавшие в односторонность греческие историки. От его другого труда, Ίνδικά, сохранились также только отрывки, большею частью естественно-исторического содержания; материалы для этого труда он собирал сам с большим усердием в Персии. От остальных его сочинений ничего не сохранилось. Его хвалят за изложение ясное и изящное. Отрывки собр. С. Müller в приложении к Дидотовскому изданию Геродота (1844).

КТЕСИФОН

КТЕСИФОН - Ctesĭphon, 1. о Κτησιφών, сын Леосфена, из аттического дема Анафлиста, государственный деятель в Афинах, который после битвы при Херонее предложил наградить Демосфена за его великие услуги и самоотверженные труды золотым веником. Против этого предложения восстал подкупленный македонской партией Эсхин. Речь последнего (κατα Κτησιφω̃ντος) и блестящее возражение Демосфена (ύπερ Κτησιφω̃ντος или περι του̃ στεφάνου) еще сохранились до нас. Plut. Demosth. 24;

2. ή Κτησιφω̃ν, по-персидски Тайсафун (н. развалины Эль-Мадаин), город на левом берегу Тигра, против Селевки, был в позднейшие времена самым значительным городом Ассирии и зимнею резиденцией парфянских царей, а со времен римского владычества - также и сильною крепостью, которая несколько раз доставалась в руки римлян, при Траяне, Септимие Севере и Пробе. Лишь от дворца Сассанидов остались значительные развалины. Strab. 16, 143.

КУБИТУС

КУБИТУС - Cubitus, см. Mensurae, Мера.

КУКУЛЛ

КУКУЛЛ - Cucullus или Cucullĭo, род башлыка, который прикреплялся к lacerna или paenula и надевался на голову для защиты от дождя и ветра. Носили его или в дороге, или когда не хотели быть узнанными (nocturni cuculli, Juv. 3. 170. 6, 118).

КУЛАЧНЫЙ БОЕЦ

КУЛАЧНЫЙ БОЕЦ - Pugil, πύκτης, т. е. дерущийся на кулачках (pugnus, πύξ). Искусство кулачного боя (pugilatio, πυγμή) весьма древне; греки и этруски издавна упражнялись в таких боях, и у римлян они были также в большом почете не только во время Республики, но и во времена императоров. Liv. 1, 35. Cic. tusс. 2, 17. Suet. Oct. 45. Чтобы толчок или удар был полновесен, бойцы обвивали нижнюю часть руки и кулак ремнем (ι̉μάντες, Ар. Rhod. 2, 51 слл.), к которому впоследствии прикреплялся свинец или железо; μειλίχαι были ремни помягче более древнего образца, Paus. 8, 40, 3 (см. Caestus, Цест). ср. Gymnasium, Гимнасий.

КУЛАЧНЫЙ БОЙ

КУЛАЧНЫЙ БОЙ - Πυγμή, πυγμάχοι, πύξ, πύκται, см. Gymnasium, Гимнасий.

КУЛЕКС

КУЛЕКС - Cŭlex, одно из мелких, мнимых Вергилиевых, стихотворений, в котором выводится тень одного убитого комара, ищущего погребения; со стороны состава и изложения оно ничтожно, но стихосложение образцовое; вероятно, из 2-й половины 1 в. от Р. X. Кажется, это подражание одному стихотворению, написанному Вергилием, но потом им же уничтоженному; другие считают его за юношеское произведение Вергилия.

КУМЫ

КУМЫ - Cumae, см. Κύμη, Кима.

КУНАБУЛА

КУНАБУЛА - Cunabula (cunae), σκάφαι, ευκίνητα κλινίδια, у древних, по-видимому, не были в употреблении в первые времена, а матери или няни усыпляли детей, нося их на руках, качая и напевая βαυκαλήματα (см. Educatio, Воспитание, 4). Но позже для укачивания детей употреблялись, кажется, корытообразные колыбели; у Феокрита же (id. 24, 10.) для этой цели служит щит. Во всяком случае, при усыплении детей считалось полезным движение. У римлян упоминается о колыбелях со времен Плавта (Plaut. Amph. 5, 1, 55. Cic. div. 1, 36). Няня, которая качала ребенка и ухаживала за ним, называлась cunaria.

КУНАКС

КУНАКС - Cunaxa, Κούναξα, местечко у нынешнего города Фелуяха, недалеко от Евфрата, на расстоянии 500 стадий от Вавилона, известного битвой между Киром Младшим и братом его Артаксерксом (401 г. до Р. X.), битвой, в которой Кир пал и после которой 10000 греков, служивших в его войске, начали свое известное отступление. Plut. Artax. 8. Ксенофонт (An. 1, 10, 11) не называет этого местечка.

КУПИДОН

КУПИДОН - Cupīdo, см. 'Έρως, Эрос.

КУПРА МАРИТИМА

КУПРА МАРИТИМА - Cupra maritĭma, значительный морской город в Пицене, н. развалины Grottamare близ Маrаnо, с прекрасным храмом в честь Юноны, построенным, по преданию, пеласгами и возобновленными императором Адрианом. Strab. 5, 241. Mela. 2, 4.

КУРА

КУРА - Cura, см. Tutela, Опека.

КУРАТОРЫ

КУРАТОРЫ - Curatōres, первоначально чрезвычайные чиновники, которые имели надзор за известными предметами, имя, обычное во времена императоров, напр., alvei et riparum, смотревшие за берегами Тибра, aquarum, смотрители водопроводов, cloacarum клоак, frumenti, лица, которым поручена была раздача пшеницы (см. Largitio), monumentorum publicorum tuendorum, operum publicorum, pecuniae publicae, tabularum publicarum, viarum, regionum и пр., значение этих должностей объясняется самим названием их. Некоторые корпорации также имели своих К.; таковые часто упоминаются в надписях.

КУРЕТЫ

КУРЕТЫ - Curetes, см. Ζεύς, Зевс, и Rhea Cybele, Рея.

КУРИАЦИИ

КУРИАЦИИ - Curiatii, тройничные братья из Альба-Лонги, которые во время борьбы Рима и Альбы за господство выступили на поединок с родственными им, также тройничными братьями Горациями и после поражения двух Горациев последним из них были убиты один за другим хитростью. Liv. 1, 24-27. Dion. Hal. 3, 11, 22. Lyd. de mens. 4, 1. Один из них, Attus Curiatius. был обручен с сестрою Горациев. Таков общепринятый рассказ. По новейшим исследованиям, оба названия, и Горации, и К., значат, вероятно, то же, что и патриции: итак, боролись патриции с патрициями (а не люди из простого народа), почему был воздвигнут жертвенник в честь бога-покровителя патрициев lanus Curiatius. Впоследствии в Риме был род К., переселившийся, как думали, из Альбы, из которого Ливий (3, 42) упоминает консула ок. 453 г. до Р. X. и (ibid. 33) децемвира. В следующее затем время упоминается один народный трибун Р. Curiatius под 401 г. до Р. X. (Liv. 5, 11 слл.), а в 138 г. до Р. X. встречается народный трибун С. Curiatius, который приказал заключить в темницу консулов этого года за то, что они не хотели согласиться на освобождение некоторых лиц от военной службы. Liv. ер. 55. Cic. legg. 3, 9, 20. ср.: Val. Max. 3, 7, 3.

КУРИАЦИЙ МАТЕРН

КУРИАЦИЙ МАТЕРН - Curiatĭus Maternus, адвокат в Риме времен Домициана, был в то же время оратором и поэтом. В dialogus de oratoribus Тацита он выступает как главное лицо и панегирист поэзии, которой и сам занимался. Он написал трагедии Thyestes и Medea, но брал также сюжеты из римской истории, напр. Катона, Домициа; однако ничего до нас не дошло. Вероятно, он был убит Домицианом в 91 г. Dio Cass. 67, 12.

КУРИИ

КУРИИ - Curii, 1. Manius Cur. Dentatus, из плебейского рода, homo novus (Cic. Mur. 8, 17), выступил в первый раз в качестве народного трибуна против Аппия Клавдия Слепого (Caecus), когда последний противодействовал выбору одного плебея в консулы, и в 290 г. до Р. X. в качестве консула совершенно разбил самнитян, потом сабинян, которые были покорены и сделались римскими гражданами. Eutr. 2, 9. Vell. Pat. 1, 14. В 275 г. он снова получил консульство, очень энергично принялся за приготовление к борьбе с Пирром, производя строгие наборы рекрутов, победил его в решительном сражении при Беневенте и тем освободил Рим. Val. Max. 6, 3, 4, Flor. 1, 18. После блестящего триумфа благодарный народ в третий раз избрал его в консулы, после чего он покорил снова восставшие племена Нижней Италии (274 г.). Умер он в 272 г., вскоре после избрания своего в цензоры. Он был образцом в высшей степени редкой простоты, неподкупности и бескорыстия, предметом особенных похвал поэтов (ср. Horat. Od. 1. 12, 41.), как представитель старых, почтенных обычаев. После победы над самнитянами он взял себе небольшой участок завоеванной страны, не больше того, каковым владел беднейший из граждан, и обрабатывал его сам своими руками, когда не занимал никакой общественной должности. Так, однажды он отказался от принятия подарка, предложенного депутатами самнитян, говоря, что он охотнее согласится побеждать тех, которые имеют деньги, чем сам - владеть деньгами. Plut. Cat. maj. 2. Cic. Cat. m. 16, 55. Front. strat. 4, 3, 12. Val. Max. 4, 3, 5. Точно так же из громадной добычи, отнятой у Пирра, он присвоил себе только деревянный жертвенный сосуд;

2. Manius Curius, известный по одному процессу о наследстве, ок. 91 г. до Р. X. Он был назначен неким Копонием в наследники посредством substitutio puoillaris. Но как у Колония не родилось сына, то один родственник завещателя подал протест, как наследник не по завещанию, а по родству. Таким образом, оказалось противоречие между scriptum и sententia. Сцевола защищал протест родственника Колония, потому что условие завещания не сбылось. Красе придавал большое значение воле завещателя. Цицерон очень живо изображает эти прения (Cic. Brut. 52, 195) и в других местах часто к ним возвращается, напр. Cic. de or. 1, 39. 57. 2, 6. 32. 54. Cic. top. 10;

3. Marcus Curius, друг Цицерона и Аттика, долгое время негоциант в Патрах, назначил упомянутых друзей своих наследниками. Цицерон восхваляет его за гуманность (Cic. ad Att. 7, 2, 3. ср. Cic. ad. fam. 7, 28 слл.);

4. Q. Curius, natus haud obscuro loco, участник заговора Катилины, планы которого он предал Фульвии и Цицерону (Sall. Cat. 23. 26.).

КУРИОН

КУРИОН - Curĭo, 1. старшина курии, а глава их - curio maximus; они заведовали куриатскими sacra;

2. см. Scribonii, Скрибонии.

КУРИОСОЛИТЫ

КУРИОСОЛИТЫ - Curiosolĭtes, галльское племя в стране Ареморике (см. Aremorica, Арморика). Caes. b. g. 2, 34. 3, 8. 7, 75. Имя их сохранилось в имени местечка Corseult близ S. Malo.

КУРИУМ

КУРИУМ - Cures, -ium, Κυρει̃ς, деревня Correse, древний, основанный сабинянами, главный город этого народа, откуда, по мнению римлян, произошло имя Quirites, родина Тита, Тация и Нумы. Liv. 1, 13.

КУРИЯ

КУРИЯ - Curĭa, каждая из трех патрицианских триб: Ramnes, Tities и Luceres, распадалась на 10 К. или отделений, так что всех К. было 30. Liv. 1, 13. Каждая К., как крупная родовая единица, содержала несколько, по мнению некоторых, ровно 10 gentes и имела особые sacra, почему у каждой курии было особенное место для собраний и жертвоприношений, называвшееся также curia. Из курии набирались senatores и equites, a все, принадлежавшие к К., были членами куриатских комиций. Из названий 30 К. нам известны только немногие, напр. Titia, Faucia, Calabra, Foriensis и др. По преданию, они названы были по именам сабинских жен. Liv. 1, 13. К. назывались также места для заседаний, напр. сената. Об этих К., особенно о К. Тулла Гостилия и о curia Julia, построенной после пожара 52 г. до Р. X., см. Roma, Рим, 8. 10.

КУРСОР

КУРСОР - Cursor, см. Papirii, Папирии, II, В.

КУРУЛЬНОЕ КРЕСЛО

КУРУЛЬНОЕ КРЕСЛО - Sella curūlis, признак курульных магистратов, по своей форме было очень просто, т. к. не имело стенки, а только четыре загнутые, перекрещивающиеся ножки, но первоначально состояло из слоновой кости, а позднее стало делаться из мрамора и металла и часто имело художественные украшения. Курульные магистраты восседали во всех публичных действиях на таком кресле и брали его также с собой на войну. Цезарь получил от сената золотое кресло. Suet. Cass. 70. Dio Cass. 44, 6. Sella imperatoria, кресло императоров было древняя curulis, хотя по форме не напоминало древнего типа.

КУРУЛЬНЫЙ

КУРУЛЬНЫЙ - Curūlis, см. Magistratus, Магистрат, A.

КУРЦИИ

КУРЦИИ - Curtii, 1. Mettus Curtius, из одного коренного патрицианского рода, упоминается первым из этой фамилии. Он был сабинянин и после похищения сабинянок сражался со своими воинами против римлян, причем попал в болото, из которого насилу спасся; после примирения с римлянами он переселился в Рим. Liv. 1, 12 сл. Plut. Rom. 18;

2. M. Curtius, храбрый юноша, в 362 г. до Р. X. на красиво убранном коне, со множеством драгоценностей бросился в образовавшуюся на форуме, вероятно от землетрясения бездну, которую при всем усилии никак не могли зарыть землею, чтобы, согласно предсказанию оракула, умилостивить гнев богов, после чего бездна опять закрылась. Liv. 7, 6. Dio Cass. fr. 68. Может быть, это сказание находится в связи с только что упомянутым Mett. Curtius;

3. Q. Curtius Rufus, автор произведения De rébus gestis Alexandri M. в 10 книгах (из которых первые две затеряны). О времени жизни этого историка нет почти никаких ближайших указаний, почему и определяют это время периодом от Августа до Феодосия. (Об этом предмете писали Hirt, Buttmann, Zumpt, Berger, Wiedermann, Eussner, Teuffei Studien, стр. 387 и пр.) Его отцом был, вероятно, квестор Curtius Rufus (впоследствии проконсул в Африке, Tac. ann. 11, 20 сл.); поэтому можно полагать, что наш историк жил при императоре Клавдии. С этим согласуются и собственные слова Курция (10, 9, 3 слл.), где он сравнивает состояние Македонско-Персидского государства после смерти Александра Великого с состоянием Римского государства до начала периода императоров и излагает, как после внутреннего расстройства вследствие междоусобных войн снова был восстановлен благодатный образ правления, причем высказывает желание, чтобы это правление долго осталось в руках того же рода (eiusdem domus). Упомянутый здесь princeps, которого ortus lucem caliganti mundo reddidit, в таком случае Клавдий, а nox - ночь 24 или 25 января 54 г. от Р. X., когда был убит Калигула и на престол вступил Клавдий. Другие относят эти слова к междоусобным войнам после смерти Нерона, а Курция считают современным царствованию Веспасиана. Он, по всей вероятности, был еще в полной силе зрелого возраста, когда написал свое историческое сочинение. Встречаются у него ошибки, именно в хронологии и географии, а описания сражений выказывают недостаточность технических сведений. Он также слишком увлекается Александром, что отчасти можно объяснить влиянием тех греческих источников, которыми он пользовался, а именно сочинениями Клитарха и Мегасфена (которым следовал также Диодор). Вставленные речи, как и некоторые описания, весьма оживленны и привлекательны. Его язык, иногда блестящий и поэтичный, носит отпечаток серебряного века. Сочинение его следует рассматривать более с риторической, нежели с исторической точки зрения. Большие изд.: I. Mützell (2 тома, 1841), Zumpt (1849). Учебные изд.: Mützell (1843), Zumpt (2-е изд., 1864) и Vogel (2 тома 1875-1880). Текст: von Baumstark (1829), Foss (1851), Hedicke (1867) и Vogel (1880).

КУСТОДИИ

КУСТОДИИ - Custodia, см. Carcer, Карцер.

КУСТОС

КУСТОС - Custos, 1. то же, что и paedagogus;

2. надзиратель за баллотировочными урнами в комициях, который присутствовал или добровольно, или по просьбе, или по жребию для того, чтобы помешать подлогу. ср.: Diribitor.

КУТИЛИИ

КУТИЛИИ - Cutiliae, древний сабинский город, основанный, может быть, энотрами, к востоку от Реаты, впоследствии исчезнувший, н. Contiglione (Liv. 26, 11.), вблизи которого умер Веспасиан в своей вилле. Suet. Vesp. 24. Воде озера, при котором был расположен город (Iacus Cutiliae, Aquae Cutiliae), приписывались целительные свойства. Plin. 3, 12, 16.

Предыдущая страница Следующая страница