Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОЛМ"-"ОРМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОЛМ"-"ОРМ")

ОЛМИИ

ОЛМИИ - Olmĭae, см. Corinthia, Коринфия.

ОЛОВЯННЫЕ ОСТРОВА

ОЛОВЯННЫЕ ОСТРОВА - см. Касситериды.

ОЛООССОН

ОЛООССОН - Oloosson, Όλοοσσών, город перебов в фессалийской провинции Гестиеотида. Гомер (Il. 2, 739) называет его λευχή, потому что в окрестностях его (по Strab. 9, 440) находилось много белой глины. Теперешнее имя его Elassona.

ОЛОФИКС

ОЛОФИКС - Olophyxus, Όλόφυξος, город на горе Афоне, который во времена Фукидида (Thuc. 4, 109) имел смешанное население из пеласгов, фракийцев и греков. Hdt. 7, 22. Strab. 7, 331.

ОЛУР

ОЛУР - Olŭrus, 'Όλουρος,

1. горная крепость Ахеи, близ теперешнего Ксилокастро. Хеn. Hell. 7, 4, 17;

2. город Менении, называемый также Oluris и Dorion (Ноm. Il. 2, 594), на юг от реки Неды. Strab. 8, 350.

ОЛЬВИЯ

ОЛЬВИЯ - Olbĭa, Όλβία, 1. сильная крепость при Памфилийском заливе, недалеко от реки Катаракта. Strab. 14, 666;

2. милетская колония и богатый торговый город при слиянии Борисфена с Гипанисом, в 240 стадиях от устья; он называется также Олбиополь и Борисфен; в 56 г. до Р. X. он был разрушен гетами. Hdt. 4, 18;

3. О. или Астак, город в Бифинии, у Олбийского залива, н. залив Исмид;

4. колония Массалии в нарбоннской Галлии, на восток от Telo Martius (Toulon), близ горы Olbianus, н. Eoubes при Hieres. Strab. 4, 180. 184;

5. город на восточном берегу Сардинии с хорошей гаванью, в которую обыкновенно заходили военные корабли. Cic. ad. fam. 2, 6, 8. H. Terranova.

ОЛЬПЫ

ОЛЬПЫ - Olpae, 'Όλπαι, три раза встречается 'Όλπη (Thuc. 1, 107. 11. 113), крепость на восточном берегу Амбракийского залива, стоящая на возвышении и отдаленная на 25 стадий от амфилохийского Аргоса. Это было место суда для акарнанцев. Thuc. 3, 106 слл.

ОЛЬЦИНИЙ

ОЛЬЦИНИЙ - Olcinĭum, иллирийский приморский город, который при начале войны против К. Генция объявил себя сторонником Рима, за что римляне даровали ему самостоятельность управления и свободу от податей; н. Дульчиньо. Liv. 45, 26.

ОМИНА

ОМИНА - Omĭna, см. Divinatio, Дивинация, 13.

ОМФАЛ

ОМФАЛ - Όμφαλός, 1. umbo, шишка, остроконечное возвышение посередине щита, ε̉πομφάλιον, которое делалось частью для того, чтобы по его бокам скользили стрелы, частью же им наносили удары в рукопашной схватке;

2. так называют греческие поэты Дельфы, «пуп земли», основываясь на мифе, по которому Зевс одновременно выпустил с востока и запада двух орлов, которые и встретились в Дельфах. В память об этом событии посередине храма дельфийского бога рядом с шарообразным куском мрамора, изображавшим пуп земли, были поставлены два золотых орла, которые впоследствии были унесены фокидским полководцем Филомелом. Впоследствии различные места были принимаемы за средоточие земли, напр., Енна в Сицилии. Cic. Verr. 4, 48, 106;

3. = umbilicus, круглый конец палки, вокруг которого навертывали книжные свитки; см. Libri, Pugillares tabulae, 6.

ОМФАЛА

ОМФАЛА - Omphale, см. Hercules, Геркулес, 11.

ОНАГР

ОНАГР - Onager, 1. метательная машина, см. Tormenta, Тормента, 5;

2. животное, о котором упоминается при описании охот (Cic. ad Att. 6, 1, 25. Mart. 13, 100); это не зебра, но, вероятно, джиггетай (equus hemionus) или дикий осел (Dio Cass. 76, 1). ср. Friedländer, Sittengeschichte Roms, II, стр. 340.

ОНАТ

ОНАТ - Onātas, Όνατα̃ς, см. Sculptores, Скульпторы, 3 и Pictores, Живопись, 3.

ОНЕСИКРИТ

ОНЕСИКРИТ - Onesïcrĭtos, Όνησίκριτος (также Onesicrates, Όνησικράτης),

1. ученик Диогена из Эгины или Астипалеи; затем он сопровождал Александра Великого в его походе в Азию и получил от него поручение отправиться послом к гимнософистам в Индию (Strab. 15, 714); потом под начальством Неарха он был главным кормчим на флоте, объезжавшем западные берега Азии. Arr. 6, 2, 3. 7, 5, 6. Он оставил обширное сочинение о деяниях Александра, которое, впрочем, имеет небольшое историческое значение, т. к. является везде панегиристом Александра. Уже современники его, сам Александр и Лисимах имели мало доверия к точности и истине его рассказа. Luc. hist. conscr. 40. Plut. Alex. 46. Gell. 9, 4. Географ Страбон также сильно порицает его за его сказочные рассказы о Индии. Strab. 15, 689 слл. От сочинения его сохранились только небольшие отрывки, собранные Мüllеr'ом, Script, hist. Alex. M., p. 47;

2. учитель Коммода в греческом языке. Lamprid. Comm. 1.

ОНИКС

ОНИКС - Onyx, 'όνυξ, драгоценный камень, весьма ценимый древними, цветом похожий на ноготь ('όνυξ, unguis); он желтый, коричневый или красный с белыми правильно расположенными жилками. Древние делали на этом камне рельефные прекрасные работы или приготавливали из него коробочки для мазей. В настоящее время особенно известен так называемый мантуанский сосуд из О. герцога Брауншвейгского.

ОНКА

ОНКА - Onca, 'Όγκα, прозвание Афины в Беотии от местечка Онки, где был ее храм. Онкейские ворота в Фивах получили имя от этого прозвания Афины. Aesch. Sept. с. Th. 501. Культ этой богини, сделавшийся местным в Беотии, по позднейшему предположению, был принесен Кадмом из Финикии.

ОНОМАКРИТ

ОНОМАКРИТ - Onomacrĭtus, Όνομάκριτος, афинянин времен Писистрата и его сыновей. Он помогал Писистрату при редактировании произведений Гомера и, говорят, позволял себе при этом делать некоторые поправки. По Геродоту (7, 6), он был χρησμολόγος и διαθέτης χρησμω̃ν τω̃ν Μουσαίου, следовательно, он собрал и привел в порядок пророчества и оракульские изречения, сохранившиеся в народе под именем прорицателя Мусея. Т. к. он позволил себе при этом делать изменения и вставки и был уличен в этом Ласом, то Гиппарх, который, говорят, был его другом, изгнал его из Афин. Позднее он примирился с Писистратидами, ходил с ними в Сусы и своими пророчествами побудил Ксеркса к войне с афинянами. Говорят, что он также изменил смысл и увеличил число орфейских пророчеств.

ОНОМАРХ

ОНОМАРХ - Onomarchus, 'Ονόμαρχος, по Aristot. polit., 5, 3. 4, сын Евфикрата; по Diod. Sic. 16, 61., напротив, брат Филомела (см. Филомел); по смерти Филомела он был предводителем фокейцев в священную войну (354 г. до Р. X.). Собрав рассеянные войска, он разграбил оставшиеся еще сокровища дельфийского храма и употребил их на пополнение и снаряжение своего войска. Он производил вторжения в Локриду, Дориду и Беотию и, с помощью своего союзника Ликофрона из Фер, в двух битвах, бывших в Фессалии, победил Филиппа. Потом он направился в Беотию и завоевал Коронею. Когда он вторично после этого пошел в Фессалию, то был разбит Филиппом и убит своими же людьми (в 352 г. до Р. X.) в битве или во время бегства. Diod. Sic. 16, 31 сл.

ОНОСАНДР

ОНОСАНДР - Onosander, Όνόσανδρος, последователь Платона, живший ок. 40 г. от Р. X. Он автор сочинения о военном искусстве и Комментария к «Республике» Платона. Сохранилось его сочинение στρατηγικός, наставление полководцу, в котором он выставляет образцом преимущественно Ксенофонта.

'Όνου γνάδος

см. Laconica, Лаконика, 2. 5.

ОНОХОН

ОНОХОН - Onochōnus, см. Onchestus, Онхест, 2.

ОНХЕСМ

ОНХЕСМ - Onchesmus, 'Όγχησμος, у позднейших писателей Άγχίασμος, портовый город эпирской провинции Хаонии, напротив Керкиры, с храмом Афродиты; по имени этого города Цицерон называет (Cic. ad Att. 7, 2) попутный для путешествия из Эпира в Италию ветер Onchesmistes. Strab. 7. 324.

ОНХЕСТ

ОНХЕСТ - Onchestus, Όγχηστός,

1. очень древнее, известное уже Гомеру (Il. 2, 506) населенное место в Беотии, в области Галиарта, на юго-восточном конце Копаидского озера, сo знаменитой рощей и храмом Посейдона, построенным на холме; место это было средоточием древней амфиктионии, и здесь же происходили блестящие празднества с конным ристалищами (Hom. hymn. in Apoll. pyth. 52 слл.);

2. река в Фессалии, которая текла через поле битвы при Кинокефалах в Бэбейское озеро (Liv. 33, 6. Polib. 18, 3, 5), вероятно, эту же реку Геродот называет Όνόχωνος (7, 129. 196).

ОПЕКА

ОПЕКА - I.

Έπίτροπος,

над сиротами, не имеющими отца, которая возлагалась в Афинах с особенной внимательностью и осторожностью на ближайших родственников архонтом, в том случае, когда отец (κύριος) не сделал касательно ее никаких распоряжений в своем завещании. Опекуна, дурно исполняющего свои обязанности, можно было потребовать в суд через επιτροπη̃ς δίκη γραφή, см. Δίκη, Дика. Это выражение (охранитель, хранитель) предшествует также, как приложение, именам многих богов, напр., Гермеса. Pind ol. Ι, 106.

II.

Tutēla.

Римская О. была двух родов: tutela или cura.

1. Tutela, покровительство над несовершеннолетними и женщинами, как лицами, нуждающимися в помощи.

a) Tutela pupillaris или impuberum возникает или

b) testamento partis, что постановлено было также, XII таблицами, или

c) lege (так называемое ligitima tutela). Когда отец умирал, не назначив опекуна, тогда таковым делался ближайший родственник или, за неимением его, один из родичей;

d) по предписанию претора и народных трибунов (dativa tutela), когда не было опекуна ни по завещанию, ни по родству. Такой опекун назывался Atilianus, потому что этот род опекунства был введен на основании lex Atilia в 188 г. до Р. X. При императорах опекунов назначали консулы, а позже особый претор. Личных прав опекун не имел никаких (о воспитании опекаемого заботилась мать или родственники), и власть его простиралась только на имущество. Поэтому ему принадлежала или gestio, т. е. неограниченное заведование имуществом, когда опекаемому менее 7 лет от роду, или auctoritas, т. е. утверждение делаемых опекаемым утверждений, напр., при совершении завещания, заключении обязательств при отчуждениях и т. п. Вследствие часто встречавшейся недобросовестности опекунов установлено было несколько законных мер: древнее accusatio suspecti, находившееся уже в XII таблицах (направленное к смещению опекуна), и actio tutelae, имевшее место после отчета опекуна и ведшее к выдаче присвоенного или вознагражденного и т. д. Участью виновного всегда была infamia. В) Tutela muliebris. Liv. 34, 2. Cic. Mur. 12. Незамужние женщины (кроме весталок) и вдовы получали опекуном своего ближайшего родственника в случае, если завещаниe отца или мужа не назначало им опекуна или не предоставляло права самим выбирать его. Liv. 39, 19. За неимением родственника опекун назначался властями. При выборе опекуна преимущество давалось родственникам, потому что они, как законные наследники, должны были в своих интересах заботиться о сохранении семейного имущества. Поэтому tutela mul. прекратилась вместе с уничтожением родственных преимуществ при наследствах и в 46 г. от Р. X. более не существовала. Управление имуществом не зависело от опекуна, а предоставлялось опекаемой, но в известных случаях для нее была обязательна auctoritas tutoris, напр., она не могла без согласия опекуна составлять законного завещания, отчуждать какую-нибудь res mancipi, совершать manumissio, in iure cessio, coëmptio или obligatio и т. д. Cic. Flacc. 34 сл. Cic. top. 11. Отклонить О. (excusatio) могли лица преклонных лет, по закону ius trium liberorum и сенаторы.

2. Cura или curatio, почти ничем не отличается от tutela, разница состояла только в том, что auctoritas при cura не имела места, т. к. curator назначался только над умалишенными и мотами (см. Furor, Фурор) и самостоятельно управлял всем имуществом. Большое значение имела также возникшая после lex Plaetoria - cura minorum, т. е. XXV annis, см. Закон Плетория. Она имела целью защиту minorum, в силу которой они не могли заключать действительных договоров без согласия куратора, назначенного претором.

ОПЕКУН

ОПЕКУН - Tutor, см. Tutela, Опека.

ОПИДА

ОПИДА - Opis, τΩπις, город в Сирии при слиянии Фиска (н. Одоан) с Тигром, известный своей торговлей. Hdt. 1, 189. Хеn. Anab. 2, 4, 25. Arr. 7, 7, 6. Позднее он не упоминается, и, вероятно, этот город Плиний называет Антиохей (6, 27). Ныне руины Mandjur.

ОПИКИ

ОПИКИ - Opĭci, см. Italia, Италия, 7.

ОПИЛИЙ

ОПИЛИЙ - Opilĭus, Aurelius, вольноотпущенник, бывший учителем философии и грамматики в Риме, ок. 90 г. до Р. X., а потом переселившийся в Смирну. Сочинения его, из которых часто упоминается 9 книг Musae, потеряны.

ОПИЛКИ

ОПИЛКИ - Scobis, употреблявшиеся при выметании комнат. Для этого существовали даже разноцветные и душистые опилки. Horat. Sat., 2, 4, 81.

ОПИМИИ

ОПИМИИ - Opimĭi, плебейский род, из членов которого замечательны:

1. L. Op., будучи претором, он завоевал в 125 г. до Р. X. возмутившийся город Фрегеллы; в 121 г. он был консулом и руководил борьбой оптиматов против К. Гракха, против которого он повел вооруженный народ и убил его с большей частью приверженцев (Cic. Cat. m. 1, 2,4. Cic. fin. 5, 22. Cic. Phil. 8, 4, 14. Sall. Iug. 16. Plut. С. Gracch. 13 слл.) и поступил очень неблагородно с трупом и приверженцами своего противника. После того как он был оправдан во взведенном на него обвинении (120 г.), он отправился в Африку в качестве посла к Югурте. По возвращении в Рим он был обвинен в подкупе со стороны Югурты и осужден на изгнание. В этой ссылке он и умер в Дирахии;

2. Q. Op., противник закона Суллы, по которому трибуны не допускались к высшим должностям. Суд, в котором участвовал и Веррес в качестве претора (74 г. до Р. X.), приговорил его за это к штрафу, почему он и потерял свое состояние. Cic. Verr. 1, 60;

3. M. Op., служил в войске Помпея и был взят в плен Цезарем в Македонии (48 г. до Р. X.). Caes. b. c. 3, 38.

ОПИТЕРГИЙ

ОПИТЕРГИЙ - Opitergĭum, Όπιτέργιον, город и римская колония в Венеции на реке Ликвенции, по дороге из Аквилеи в Верону (Tac. hist. 3, 6); н. Одерцо. Montes Opitergini лежали северные города.

ОПИФИКИ

ОПИФИКИ - Opifĭces, ремесленники, δημιουργοί, класс людей, не пользовавшихся большим уважением в древности. В некоторых законодательствах ремесленники даже были лишены гражданских прав. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятие ремеслами требует по большей части работы дома, соединено с необходимостью вести сидячий образ жизни и лишает возможности быть часто на площади и в гимназиях (поэтому βάναυσος, конечно, от трудной работы на огне), а с другой стороны, даже творцы высокохудожественных произведений и те, профессия которых требовала уже умственного развития, как у Гомера врачи, певцы и прорицатели, не пользовались большим почетом. В Спарте ремеслами исключительно занимались периэки, а в Афинах оно перешло из рук граждан к метэкам. В Риме ремесленниками были исключительно иностранцы и рабы. Cic. off. 1, 42, 150. Бывали, впрочем, хотя и редко, ремесленники из граждан. Ремесленники имели свои цехи (collegia), во главе которых стояли старшины (magistri). Некоторые ремесленники достигали иногда почетного положения в государстве, как М. Скавр, Кн. Октавий и др. ср.: Drumann, Arbeiter und Communisten in Griechenlanden und Rom (1860), стр. 33 слл. 153 слл.

ОППИАН

ОППИАН - Oppiānus, Όππιανός, греческий поэт из Киликии, живший во времена Марка Аврелия и Коммода, автор дидактической поэмы Άλιευτικά в 5 книгах, в которых трактуется о содержании, свойствах, образе жизни и ловле рыбы. Поэма эта, которая сохранилась, отличается чистым и благозвучным стихом, но страдает многословием. Этого О. следует отличать от другого О., с которым он и прежде был часто смешиваем, автора дидактического стихотворения, Κυνηγετικά, т. е. об охоте в 4 книгах, ибо автор этого стихотворения сам говорит, что он сириец времени Каракаллы и произведение его во всех отношениях уступает Άλιευτικά. О. приписывалось еще стихотворение Ίξευτικά, о ловле птиц, от которого сохранилось переложение в прозу Евтекния. Изд. Schneider (2-е изд., 1813), Lehrs (в изд. Didot. poëtae bucolici et didactici, 1846). Исследование: F. Peter (1840).

ОППИИ

ОППИИ - Oppĭi, плебейский род:

1. Sp. Oppius Cornicen, один из децемвиров сословия плебеев (450 г. до Р. X.). Он был обвиняем в том, что удерживал свою власть дольше, чем дозволял закон, и сам лишил себя жизни. Liv. 3, 41. 58. (иначе Dion. Hal. 11, 46);

2. M. Opp., который был избран в предводители солдатами, стоявшими в лагере, во время похода на Рим из-за гнусного поступка, совершенного Аппием Клавдием над Виргинией (449 г. до Р. X.) Liv. 3, 51;

3. Vestia Oppia, из Ателлы, ревностная сторонница римлян; за их успехи в осаде возмутившейся Капуи (212 г.) она ежедневно приносила богам жертву. Liv. 26, 33;

4. L. Opp. Salinatot, претор в Сардинии в 191 г. до Р. X;

5. Q. Орр., проконсул в 88 г. Он сражался против Митридата, при помощи жителей Лаодикеи попал к нему в плен, и только Сулла возвратил ему свободу. App. Mithr. 17 слл;

6. какой-то Орр. был обвинен, по настоянию Верреса, который сам думал выиграть время для себя, в подкупе или обмане, который он позволил себе, будучи претором в Ахее. Cic. Verr. 1, 2, 6;

7. L. Opp., римский всадник, друг Цицерона (Аtt. 8, 7);

8. С. Орр. Cornicinus, бывший, кажется, в дружеских отношениях с Цицероном, о возвращении которого он усердно хлопотал. Cic. Sest. 34, 74;

9. M. Opp., бывший вместе со своим отцом в числе лиц, подвергшихся проскрипции (43 г. до Р. X.); он отважился возвратиться в Рим (39 г.) и был выбран эдилом в 37 г. Народ избрал его на эту должность в признательность за его сыновнюю любовь, которую он обнаружил тем, что нес из города на своих плечах подвергшегося ссылке отца; но т. к. должность эдила была сопряжена с большими издержками, то народ сделал ему такие богатые подарки, что он с избытком был вознагражден за потерю конфискованного имущества. Dio Cass. 48, 53;

10. С. Орр., доверенное лицо Цезаря, которому этот последний поручил ведение своих дел в Риме, в то время когда сам находился в Галлии. Cic. ad Qu. fr. 3, 5, 18. Когда возгорелась гражданская война, Орр. играл роль посредника (Cic. ad Att. 9, 7. С); но хотя примирение не удалось, однако он, в то время как Цезарь ушел в Грецию, достиг большого влияния (вместе с Бальбом, см. Balbi, Бальбы, 1), так что Цицерон очень старательно искал его дружбы, а впоследствии и покровительства как для себя, так и для других (Cic. ad Att. 12, 29. Cic. ad. fam. 6, 19). По смерти Цезаря Орр. примкнул к Октавиану. В позднейшее время он считался автором сочинения об александрийской, испанской и африканской войне (Suet. Caes. 56) в несколько книг, но это неверно, т. к. разнообразие языка не дозволяет приписать все эти книги одному автору;

11. Орр. Statianus, был легатом Антония во время войны против парфян (36 г. до Р. X.), когда и был убит. Plut. Anton. 38;

12. Орр. Chares, грамматик в Галлии, занимавшийся преподаванием до глубокой старости. Suet. gramm. 3.

ОПРАВА

ОПРАВА - Σφενδόνη, см. Σφραγίς, Перстень-печатка.

ОПС

ОПС - Ops, римская богиня богатой жатвы, жена Сатурна; т. к. она имеет отношение к посевам, то называется Consivia. Призывавший ее касался земли. Культ ее был тесно связан с культом Сатурна, так что они имели общие храмы и праздник сатурналий. В честь ее был установлен и особенный праздник, праздновавшийся 25 августа под именем Opiconsivia. Когда Сатурна отождествляли с Кроносом, то О. смешали с Реей, и обоим дали в отцы Coelus (Uranos); ее отождествляли также с италийскими божествами: Фавной, Фатуей и Майей.

ОПСИЙ

ОПСИЙ - Opsĭus, Marcus, принадлежал к числу тех, которые ради приобретения благосклонности Сеяна обвинили Сабина в 23 г. от Р. X. Тиберий приказал его казнить. Tac. ann. 4, 68 слл.

ОПСОН

ОПСОН - 'Όψον (ο̉ψάριον, ο̉ψώνιον, 'όψημα), opsonium [obs], pulmentarium, все, что едят с хлебом, именно соль, оливки, сыр, капуста, орехи и т. п., но по преимуществу под этим названием разумели рыбу, мясо, а также зелень (ο̉ψάρια, ο̉ψήματα, pulmentaria). Впоследствии под этим название разумели только морскую рыбу, которая была любимейшим кушаньем гастрономов, которую умели искусно приготавливать и торговля которой велась с отдаленными странами. Афиняне сами ходили на рынок ('όψον, macellum) для покупки припасов для стола (ο̉ψωνει̃ν, opsonare), a римляне держали для этой цели раба (ο̉ψώνης, opsonator). Наблюдение за рынком с продуктами было возложено на двух ο̉ψονόμοι.

ОПТЕРИИ

ОПТЕРИИ - Όπτήρια, см. Matrimonium, Брак, 5.

ОПТИМАТЫ

ОПТИМАТЫ - Optimates, так назывались лица консервативной партии в противоположность populares. Они действовали в интересах аристократов, между тем как populares искали благосклонность толпы, как Гракхи и др. Цицерон одних opt. считает благонамеренными гражданами, conservatores civitatis, defensores reipublicae. Со времени Гракхов, а еще более после Суллы и Мария очень резко обнаружилась неприязнь между populares и optimates. Cic. ad Att. 8, 16. 9, 1. Cic. Sest. 45.

ОПУНТ

ОПУНТ - Opūs, Όπου̃ς, главный город опунтийских локров, находящийся недалеко от берега Опунтского залива, в 60 стадиях от его гавани Кина, на южном конце плодородной приморской равнины. От сильной цитадели этого города (Liv. 32, 32) сохранились развалины на высоком холме близ деревни Гардиницца. Полагали, что он был родиной Патрокла. Поблизости алтаря Аякса, сына Оилея, праздновались игры, Αι̉άντεια. Здесь находились также τέμενος Αι̉άντειον и κρήνη Αι̉ανίς. Ноm. Il. 2, 532. 18, 326. 23, 85. Thuc. 2, 32, 3, 89. Strab. 9, 425.

ОР

ОР - Orus, см. Orion, Дукс, 2.

ОРERАЕ

ОРERАЕ - Орĕrае, часто встречаются в сочетании operarum locatio и conductio. Владельцы обыкновенно нанимали своих рабов, на работы или для гладиаторских игр. Свободные люди тоже нанимали свой труд (ореrае) и назывались тогда operarii, mercennarii, поденщики.

ОРАКУЛ

ОРАКУЛ - Oraculum, см. Divinatio, Дивинация, 5-9 и Delphi, Дельфы.

ОРАКУЛ ПО СНОВИДЕНИЯМ

ОРАКУЛ ПО СНОВИДЕНИЯМ - Ψυχομαντει̃ον, или Ψυχοπομπει̃ον, или оракул явления духов умерших (см. Divinatio, Дивинация, 6); также место, где ψυχόμαντις посредством заклинаний вызывал духи умерших, чтобы их спрашивать: таких мест было в Греции много, в Италии - около Авернского озера в Кампании.

ОРАТОР

ОРАТОР - Orātor, сначала название это значило то же, что fetialis, Фециалы, или legatus, Глашатай.

ОРБЕЛ

ОРБЕЛ - Orbēlus, 'Όρβηλος, цепь гор на северо-востоке Македонии, на границе Фракии, н. Argentaro. Горы эти, начинаясь у Родонской цепи гор, тянутся по левому берегу Стримона. Hdt. 5, 16. Strab. 7, 329.

ОРБИЙ

ОРБИЙ - Orbĭus, Publius, известный юрист, бывший в 63 г. претором; он управлял Азией. Цицерон упоминает о нем с уважением (Flасс. 31, 76. Cic. Brut. 48, 179).

ОРБИЛИЙ ПУПИЛЛ

ОРБИЛИЙ ПУПИЛЛ - Orbilĭus Pupillus, родился в Беневенте, где был сначала писарем, потом солдатом и наконец учителем. В качестве учителя он перешел (в 63 г. до Р. X.) в Рим. Хотя в Риме он пользовался большим уважением, но жил в крайней бедности, что сделало его мрачным и раздражительным. Ученики его много терпели от его раздражительности, как говорит Гораций (ер. 2, 1, 70), который учился у него и которого он называет plagosus. Умер он на 100 году жизни. Syet. gramm. 9.

ОРБОНА

ОРБОНА - Orbōna, римская богиня, олицетворяющая собою лишение детей и сиротство. Она имеет алтарь в Риме возле храма лир, и к ней обращались с мольбой те родители, которые, лишившись детей, желали опять иметь их. Сic. n. d. 3, 25, 63.

ОРГЕОНЫ

ОРГЕОНЫ - Όργεω̃νες

см. Φυλή, Фила, 3.

ОРГЕТОРИКС

ОРГЕТОРИКС - Orgetŏrix, знатный гельветиец, побудивший в 61 г. до Р. X. свой народ к переселению с целью, кажется, продолжить себе при этом обстоятельстве путь к верховной власти. Когда планы его обнаружились и он увидел, что нет возможности спасти свою жизнь, то он, по всей вероятности, сам лишил себя жизни. Caes. b. g. 1, 2 слл.

ОРГИИ

ОРГИИ - Orgĭa, см. Mysteria, Мистерии, 1 сл.

ОРДЕСС

ОРДЕСС - Ordessus, Όρδησσός, приток Истра в европейской Сарматии, вероятно, нынешний Серет. Hdt. 4, 148.

ОРДИНАРИЙ

ОРДИНАРИЙ - Ordinarĭus, вообще противоположное тому, что бывает Extra ordinem, т. е. законное, правильное, напр., consul ordinarius, на один год избранный консул, в противоположность cons. suffectus (см. Consul, Консул). На военном языке Ordinarius значило начальник небольшого отряда, а также солдат легиона. Veg. 2, 7. объясняет: qui in proelio primos ordines ducunt, что вполне согласуется с Caes. b. c. 1, 3. По-гречески это слово переводится ταξίαρχοι.

ОРДО

ОРДО - Ordo, 1. обыкновенное в римском государственном праве обозначение трех главных сословий: сенаторов, всадников и плебеев, также вообще служившее для обозначения состояния или класса граждан;

2. ordo iudiciorum privatorum и publicorum означает правильный, обыкновенный ход процесса, в противоположность cognitio extraordinaria;

3. на военном языке ordo означает отдел легиона. Liv. 8, 8. Ordo означает также служебную степень центурионов и должность главного начальника. Caes. b. g. 1, 40. 5, 30. 6, 7.

ОРДОВИКИ

ОРДОВИКИ - Ordovīces, Όρδούϊκες, британский народ, живший в северной части нынешнего Валлиса, против острова Mona. Tac. ann. 12, 33. Tac. Agr. 18.

ОРЕАДЫ

ОРЕАДЫ - Oreădes, см. Nymphae, Нимфы, 4.

ОРЕЙ

ОРЕЙ - Orĕus, Ώρεός, город в северной части Эвбеи, лежащий на реке Каллас (н. Ксериас). Когда после Персидских войн, в 445 г., Перикл поселил в северной Эвбее 2.000 клерухов (Thuc. 1, 114. Plut. Per. 23), О. составил одно поселение с Гистиеей, которая была оставлена жителями. Это поселение народом вообще называлось Oreos, a в публичных актах и надписях на монетах удержалось название Гистиеи. Существующие остатки теперь двух акрополей указывают на соединение здесь двух городов. По причине важного значения О. афиняне удержали его за собой, 411 г., когда прочие города острова отняли у них. Thuc. 8, 95. Под господством спартанцев О. получил олигархическое правление, и только в 377 г. он отошел от Спарты. Хеn. Hell. 5, 4, 56. Впоследствии Филипп Македонский овладел этим городом, который вследствие своего географического положения и сильно укрепленной позиции был предметом жарких битв между Антигоном и Кассандром, а также и во времена римлян, 207. Liv. 38, 6. П. Квинкций Фламин вместе с другими греческими государствами даровал свободу и О., но это было уже во время его упадка.

ОРЕЛ

ОРЕЛ - Aquĭla, 1. как естественноисторический термин (название происходит от aquilus, темный или черный: черная птица), αετός (от α́ημι, парящий или быстро, как ветер, летающий), орел; в мифологии - спутник, оруженосец и молниеносец Зевса; он приносит Зевсу-младенцу нектар, похищает Ганимеда и сидит у трона или на скипетре Зевса, как символ всепобеждающей силы и царственного величия;

2. созвездие, см. Sidéra, Созвездия, 2;

3. архитектурный термин, см. Templium, Храм, 6;

4. боевое знамя римских легионов. Марий первый сделал изображение орла знаменем для целого легиона (Pin. 10, 4); различные части легиона cohortes и ordines имели свои особые значки (signa, см. Военные приказания). Легионное знамя делалось из серебра (Cic. Catil. 1, 9) и изображало орла с распростертыми крыльями; во время битвы это изображение на высоком древке нес особый знаменщик, принимавший знамя из рук примипила (primipilus), на попечении которого оно находилось в лагере. Древко внизу было заострено, и в лагере знамя втыкалось в землю близ претория (praetorium) под небольшим навесом. Если случалось, что перед битвой оно туго поддавалось при выдергивании (signum convellere) из земли, то это считалось дурным предзнаменованием. Во время битвы знаменщик при построении манипулами стоял в 3 боевом ряду у триариев, а позднее, при построении когортами, во времена Августа, на правом крыле легиона при первой центурии первой когорты (см. Acies, Боевой строй). Защита знамени была священнейшей обязанностью, священным считалось и место, где оно стояло в лагере; под знаменем ищет убежища Мунаций Планк, преследуемый солдатами. Tac. ann. 1, 39. Потеря знамени считалась позором и проступком, достойным наказания; возвращение - торжеством (т. ж. 1, 60). Со времен Августа на знамени означался номер легиона и прозвище (напр., Alauda, Rapax), если таковое легион имел. Золотые орлы вошли в обычай со времен Адриана.

ОРЕСТ

ОРЕСТ - Orestes, Όρέστης,

1. младший из детей и единственный сын Агамемнона и Клитемнестры. Ноm. Il. 9, 142 слл. После того как был убит его отец, сестра его Электра принудила его искать безопасности в Фаноте, у подножия Парнаса в Фокиде, у царя Строфия (сына Крисса и Антифатеи), который был женат на сестре Агамемнона. На восьмом году после смерти отца он возвратился в Микены вместе с Пиладом, сыном Строфия, с которым он вырос и был связан узами теснейшей дружбы, и убил Эгисфа и мать свою Клитемнестру в отмщение за смерть отца. Ноm. Od. 3, 306 слл. 1, 30. 298. 4, 546. Aesch. Ghöeph., Soph. El., Eur. El. Сам Аполлон побудил его к мести за отца, но, исполняя долг относительно отца, он совершил тяжкое преступление материубийства. Поэтому тотчас после преступления им овладело бешенство, и его всюду преследовали эринии матери. После долгого блуждания он по совету Аполлона пришел в Афины, чтобы искать защиты у богини Афины. Богиня передала его на суд ареопага, в котором Аполлон защищал своего любимца. Когда судьи подавали голоса, Афина бросила белый камешек в урну, так что при счете голосов, оказалось поровну белых и черных, и О. был оправдан. Aesch. Eum. По пелопоннесскому сказанию, О. провел время своего изгнания в Аркадии, где, невдалеке от Мегаполия, показывали храм бешеных богинь Маний и насылающих бешенство эриний, которые вселили в О. бешенство, в припадке которого он откусил себе палец. Недалеко отсюда находилось место исцеления ('Άκη), где был храм Евменид, покровительствующих О. По Еврипиду (Iph. Taur.), Аполлон дает О. поручение, исполнив которое он освободится от бешенства, именно отправиться в Херсонес Таврический и принести оттуда в Грецию статую Артемиды. Когда он вместе с Пиладом пришел в Тавриду, где тогда царствовал Фоас, сын Борисфена, то был схвачен, и, по местному обычаю, его следовало принести в жертву Артемиде. Жрицею Артемиды, на которой лежала обязанность принести его в жертву, была сестра его Ифигения, которая, узнав его, убежала вместе с ним, унеся с собой статую Артемиды. По возвращению в отечество О. убил Атлета, сына Эгисфа, и овладел царством отца в Микенах; кроме того, к нему перешло господство над Аргосом и Спартой. Он женился на Гермионе, дочери Менелая, от которой у него был сын Тисамен, а от другой жены, Эригоны, дочери Эгисфа и Клитемнестры, был сын Пенфил, который, говорят, вывел колонию на Лесбос. Пилад женился на Електре, от которой были у него дети Медонт и Строфий. О. вывел колонию из Спарты в Элиду. Во время его царствования доряне пришли в Пелопоннес. Умер он в Аркадии от укушения змеи и, по приказанию оракула, кости его были перенесены из Тегеи в Спарту для погребения. Hdt. 1, 67. Помещенный здесь рисунок есть рельеф Виллы Албани в Риме и представляет тот момент, когда Ифигения готовится принести в жертву О. и Пилада;

2. грек, убитый под Троей Гектором. Ноm. Il. 5, 705;

3. троянец, убитый под Троей Леонтеем. Ноm. Il. 12, 139. 193;

4. сын Ахелоя и Перимеды;

5. владетель Фарсала, который был изгнан и умер в изгнании. Thuc. 1, 111.

ОРЕСТЫ

ОРЕСТЫ - Orestae, Όρέσται, народ в Македонии, по имени которого называлась местность между реками Аоем и Галиакмоном Орестис или Орестиас. Сначала город это был независимым, а потом попал под господство македонян; римляне опять дали ему свободу. Говорят, что Орест после убийства своей матери убежал к этому народу, и по его имени город назвался Orestae. Thuc. 2, 80. Liv. 27, 33. 33, 34. Curt. 4, 13, 28. Strab. 7, 326.

ОРЕСФЕЙ

ОРЕСФЕЙ - I.

Orestheum,

Όρέσθειον или Όρέστειον (первоначально Όρεσθάσιον), город в Южной Аркадии на дороге из Мегалополя в Тегею. Hdt. 9, 11. Thuc. 5, 64. Eur. Or. 1647. У подножия Тзимбарских гор сохранились еще некоторые столбы от храма Артемиды Гиереи. Paus. 8, 23, 7.

II.

Orestheus,

Όρεσθεύς,

1. сын Ликаона, основатель Оресфасиона, переименованного Орестом в Орестон;

2. сын Девкалиона, царь локров и этолийцев, отец Порфея, дед Ойнея. От его собаки родился чурбан, который будучи закопан в землю, на весну дал росток виноградной лозы, от побегов ('όζοι) которой локры были названы Όζόλαι.

ОРЕТАНЫ

ОРЕТАНЫ - Orētani, Ώρητανοί, могущественное племя в тарраконской Испании до реки Бетиса, у которых главным городом был Castulo (н. Каслона) на реке Анате. Оно обитало, следовательно, в нынешней Мании и восточной части Гранады, а также в западной части Мурции. Liv. 21, 11. 35, 7. Polib. 10, 38. 11, 20. Strab. 3, 152.

ОРЕХ

ОРЕХ - Nux, καρύα, всякий древесный плод с твердой скорлупой, как-то: каштаны, миндаль, желуди и пр., особенно же грецкий О., iuglans. Орехи были главной игрушкой детей, поэтому nuces relinquere означало: оставить игру и обратиться к делу.

ОРИБАСИЙ

ОРИБАСИЙ - Oribasius, Όρειβάσιος, ученый и знаменитый врач из Пергама или Сард, ученик Зенона Кипрского, лейб-медик императора Юлиана Отступника, который высоко ценил его советы не только по делам медицины, но и в других вопросах. Близкие отношения его к Юлиану были причиной того, что при его преемниках Валентине и Валентиниане он был послан в ссылку к варварским народам, среди которых он приобрел своим искусством высокое уважение. Императоры, уступая общему желанию, возвратили его из ссылки и даже вознаградили за понесенные потери. С этого времени он беспрепятственно и весьма уважаемый жил в своем отечестве. Он, кажется, достиг глубокой старости и умер в 5 в. По поручению Юлиана он сделал извлечения из сочинений Галена и других ученых врачей и составил из них сборник в 72 книгах, род медицинской энциклопедии. Впоследствии он вновь сделал сокращение (σύνοψις) этого сборника в 9 книгах для своего сына Евстафия. Сохранились 17 книг в латинском переводе его первого сборника, из которых видно, что О. не был простым компилятором. Лучшее издание (с французским переводом) Bussemaker'a и Daremberg'a (1851).

ОРИГЕН

ОРИГЕН - Origĕnes, Ώριγένης,

1. философ неоплатонической школы, живший в 3 в. после Р. X., современник Плотина и учитель Лонгина. Он учил сначала в Александрии, а потом в Риме. Как писатель он не создал ничего значительного; между прочим, он написал комментарий на введение к Тимею Платона;

2. знаменитый отец церкви, родившийся в 185 г. от Р. X. в Александрии (как предполагают); в 203 г. он был там учителем закона Божия, потом был изгнан в Палестину и умер в Тире в 254 г. от Р. X. В юности он много занимался грамматикой и философией, а потом с ревностью предался христианскому учению, которое исповедовал уже отец его Леонид и которое он защищал в сочинении в 8 книгах, contra Celsum. От сочинения его περὶ α̉ρχω̃ν (т. е. об основах христианской религии) в 4 книгах сохранилось краткое извлечение у Фотия да некоторые отрывки и латинский перевод его, сделанный в 4 в. Руфином. В своем сочинении, озаглавленном Στρώματα, которое совсем потеряно, он старался сблизить догматы христианства с мыслями Платона, Аристотеля и др., следуя примеру учителя своего Клемента Александрийского. Изд. его сочинений Oberthür (1875) и Lommatzsch. (1831).

ОРИК

ОРИК - Orĭcus, -um, Ώρικός, -όν, значительный город греческой Иллирии, недалеко от Керавнийских гор, н. Эрико. Это был укрепленный город, но гавань его была не достаточно удобна. Caes. b. c. 3, 39. 40. Hdt. 9, 92. Liv. 24, 40. Horat. Od. 3, 7, 5.

ОРИОН

ОРИОН - Orīon, Ώρίων,

1. исполин и охотник, отличавшийся необыкновенной красотой. Ноm. Od. 11, 310. Он был сын Гириея из Гирии в Беотии, и беотийцы называют его еще Кандаоном; по другим, он сын Посейдона или же сын земли. Жена его называлась Сида, а дочери Мениппа и Метиоха. Эос избрала его в свои любимцы, за что боги долго сердились, пока Артемида не умертвила его легким выстрелом из лука. Ноm. Od. 5, 121. О его приключении с Энопионом см. Oinopion, Энопион. Место смерти его указывается различное, то остров Крит, то Делос, то Хиос; умер он, по одним, от стрелы Артемиды, поразившей его за то, что он нанес оскорбление ей или гиперборянке Упиде, или за то, что вызывал ее на состязание по метанию диска; а по другим, от укуса огромного скорпиона. Он преследовал Плеяд до тех пор, пока они не были обращены в звезды. Horat. Od. 3, 4, 72. ср. Ov. fast. 5, 493 слл.; сам он тоже был обращен в звезду и помещен недалеко от Плеяд, см. Sidera, Созвездия, 6. Уже у Гомера мы находим его в числе звезд. Ноm. Il. 18, 486 слл. Ноm. Od. 5, 274. По одному месту сомнительной подлинности (Ноm. Od. 11, 572), тень его занимается охотой и в подземном царстве. Могилу его показывали в Танагре. Представление об О. как о знаменитом охотнике возникло в Беотии, кажется, из того, что рядом с созвездием О. находится созвездие Пса. ср.: О. Müller kl. Schr., II, стр. 113. Grimm., D. Myth., II, стр. 901;

2. автор неважного сочинения по этимологии (περὶ ε̉τυμολογιω̃ν, изд. F. W. Sturz'oм, 1820. Монография F. Ritschl'я, 1834 и в 1 т. его Opuscula) и составитель сборника стихотворений (антологии) древних греческих поэтов, происходивших из египетских Фив. Он жил, вероятно, в 5 в. от Р. X. и был некоторое время учителем грамматики в Александрии. Его не следует смешивать с современным ему грамматиком Ором, с которым пытался отождествить его Сильбург. ср. указанное выше сочинение Ричля.

ОРИТЫ

ОРИТЫ - Orītae, Ώρει̃ται,

1. народ индийского происхождения, живший в Гедрозии на восточном берегу Персидского залива. Хотя одежда их и вооружение были индийские, но в языке и обычаях они отличались от индийцев. Plut. Alex. 66. Curt. 9, 10, 6. Arr. 6, 21, 3. 25, 2;

2. имя обитателей Орея. Arist. Fax. 1125. Thuc. 8, 95. Хеn. Hell. 5, 4, 57.

ОРИФИЯ

ОРИФИЯ - Orithyia, см. Boreas, Борей, и Venti, Ветры, 2.

ОРИХАЛК

ОРИХАЛК - Orichalcum, ο̉ρίχαλκον, горная руда, обыкновенно медная, но у древнейших римских писателей, напр., Плавта, смешивалась с aurichalcum и считалась дорогим металлом.

ОРК

ОРК - Orcus, см. Inferi, Подземный мир, 6.

ОРКА

ОРКА - Orca, сосуд для вина продолговатой формы наподобие amphora, Амфора.

ОРКАДСКИЕ ОСТРОВА

ОРКАДСКИЕ ОСТРОВА - Orcădes insŭlae, Όρκάδες νη̃σοι, группа небольших, частью необитаемых островов у северной части Britannia Barbara, числом 30-40 (собственно 33), н. Оркейские или Шотландские острова. Mela. 3, 6, 7, ср. Tac. Agr. 10.

ОРКИВИЙ

ОРКИВИЙ - Orcivĭus, Gaius, (ошибочно называемый Orchivius), был претором в 66 г. до Р. X. и производил расследование о подкупах (peculatus). Впоследствии он сам был обвинен, причем защитником его был Цицерон, бывший вместе с ним претором. Q. Cic. pet. cons. 5, 59. Cic. Cluent. 34, 94.

ОРКСИН

ОРКСИН - Orxines, Όρξίνης, персидский полководец и родственник царского семейства. Он сражался против Александра при Гавгамеле и во время пребывания этого последнего в Индии овладел персидской сатрапией, но возвратившийся Александр наказал его смертью. Curt. 10, 1. Arr. 6, 30.

ОРМЕН

ОРМЕН - Ormĕnius, 'Όρμενος,

1. сын Керкафа, внук Эола, отец Аминтора, основатель Ормениона (Арменион) в Фессалии. Ноm. Il. 9, 448. Ormenis называется у Овидия (her. 9, 50) Астидамея, внучка Ормена;

2. два троянца, убитые Тевкром и Полипэтом. Ноm. Il. 8, 274, 12, 187;

3. отец Ктесия и дед свинопаса Евмея. Ноm. Od. 15, 413.

Предыдущая страница Следующая страница