Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "П" (часть 8, "ПИН"-"ПИТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 8, "ПИН"-"ПИТ")

ПИНАКА

ПИНАКА - Πίναξ, имеет самые разнообразные значения: деревянная тарелка, доска для письма, счетная доска, картина (ср. Tabula, Табула), также дощечка, которую получали гелиасты, см. Ήλιαία, Гелиея.

ПИНАКОТЕКА

ПИНАКОТЕКА - Πινακοθήκη, Pinacotheca, картинная галерея (см. Domus, Дом, 9), в северной части дома, чтобы избежать повреждений от солнечного света. В домах богатых афинян они встречались, без сомнения, часто; рядом с Пропилеями была также публичная П. (см. Attica, Аттика, 9. 12). В Риме этот обычай мы видим лишь в позднейшие времена; если коллекция картин была больших размеров, то имелся особый смотритель. Картины были нарисованы большею частью на дереве, tabulae, реже на полотне, in textili; они висели на стене или были в нее вделаны.

ПИНАРИИ

ПИНАРИИ - Pinarĭi, древний италийский род, на обязанности которого вместе с нотациями лежало служение Геркулесу (см. Hercules, Геркулес, 17) на aramaxima (Liv. 1, 7. ср. Cic. div. 2, 21, 46):

1. L. Pin. Mamertinus Rufus, был в 472 г. до Р. X. консулом и издал lex de iudiciis;

2. L. Pin. Natta, в 363 г. до Р. X. получил, как кажется, поручение охранять берега от морских разбойников. Liv. 7, 3. 25;

3. L. Pin., имея начальствование в Енне в Сицилии, в 214 г. приказал избить часть жителей. Liv. 24, 37 сл.;

4. M. Pin. Posca, будучи претором в 181 г., счастливо воевал против восставших жителей Корсики и Сардинии. Liv. 40, 18. 34;

5. L. Pin. Natta, пасынок Мурены, через своего шурина Клодия устроил свое назначение понтифексом для освящения дома Цицерона, как места служения богам. Cic. pro. dom. 45. 52;

6. T. Pin., друг Цицерона, часто им упоминаемый. Cic. ad Att. 6, 1. 23. Cic. ad. fam. 12, 24, 3;

7. L. Pin., родственник Цезаря, получил от Антония начальствование в Африке, но перешел впоследствии на сторону Октавиана. Dio Сass. 51, 5. 9.

ПИНД

ПИНД - Pindus, Πίνδος,

1. спускающийся на юг, большой, отчасти поросший лесом горный хребет, с вершинами до 2400 м, отделявший Фессалию от Эпира; северная его часть называется Лакмон. В нем начинались источники Пенея, Ахелоя, Арахфа (в Эпире) и т. д. Теперь он не имеет одного общего имени: Какардиста, Цумерка, Карава, Аграфа суть его отдельные части. Hdt. 1, 56. 7, 129;

2. город в Дориде, см. Doris, Дорида, b, 1.

ПИНДАР

ПИНДАР - Pindărus, Πίνδαρος, величайший лирический поэт греков (Quint. 10, 1. 61), родился в 522 г. в Фивах, а именно в предместии «Киноскефалы», и происходил из рода Эгидов. Т. к. в его семье искусство игры на флейте было наследственно, то первоначальное обучение в музыке он получил, вероятно, в отцовском доме, но впоследствии совершенствовался в ней под руководством знаменитого поэта и музыканта Ласа Гермионского и в сообществе двух певиц, Миртиды и Коринны, с которыми он также состязался в поэзии. Свой первый победный гимн (pyth. 10) он сочинил 20 лет от роду (502 г.) на фессалийского мальчика Гиппоклея из дома Алевадов. С этого времени вплоть до глубокой старости он писал без перерывов. Умер он 80 лет, в 442 г. Жизнь его небогата выдающимися событиями. Он жил большею частью в своем родном городе Фивах, который он покидал от времени до времени, чтобы присутствовать на Олимпийских, Дельфийских и т. п. играх и навещать своих кунаков (друзей) в Греции и Сицилии. Благодаря своему чистому и добродетельному сердцу, своему благородному и высокому образу мыслей, он был везде уважаем и любим как гражданами свободных городов, так и царями и тиранами. Так, он был другом Гиерона, царя сиракузского, Ферона, тирана агригентского, Алевадов в Фессалии. Величайшей же почести он удостоился в Дельфах, где по приказанию Пифии он постоянно был приглашаем на пир богов - θεοξένια, честь, перешедшая, по преданию, и на его потомков. Кроме отрывков различных хоровых песен (Horat. Od. 4, 2, 5 слл.) до нас дошло от П. довольно значительное число епиникий, или победных гимнов, а именно 14 олимпийских, 12 пифийских, 11 немейских и 7 истмийских. Подобные епиникии были праздничными песнями для прославления победы, одержанной на состязаниях, особенно при 4 больших национальных играх греков, которые распевались хором частью тотчас после одержанной победы на самом ее месте, частью в отечестве победителя при праздновании победы (при жертвоприношении, торжественной процессии или обеде). Победные гимны П. вовсе не были пространными описаниями победы чествуемого победителя. Понятно, она составляет главную основу всего, но ее П. касается обыкновенно лишь вкратце. Обыкновенно какая-нибудь общая мысль, заимствованная из самой победы и из ее обстоятельств, служила центром всего и исходной точкой, из которой рассматривалась и объяснялась вся жизнь победителя, так что сама победа являлась славным последствием его судьбы, характера и стремлений. Прежде думали, что П. при сложении своих песен предается без всякой меры порыву воодушевления; но более глубокое и внимательное изучение показало, что отдельные части его стихотворений с разумною обдуманностью и большим искусством соединены в красивое и стройное целое. Понимание его стихотворений значительно затрудняется искусным сплетением и массою мыслей, которые, быстро и внезапно меняясь, вырастают из его творческого духа, но в хорошо рассчитанном порядке служат всегда для доказательства главной мысли; затрудняется также большим количеством указаний на обстоятельства, которые известны нам только отчасти. Преимущественно перед всеми остальными лириками П. отличался творческою силою духа, нравственною и религиозною глубиною души, возвышенностью мыслей и величием мировоззрения. Эта сила и этот высокий полет его духа был, по крайней мере отчасти, пробужден и поддерживаем величием духа того времени. Его юношеский возраст, как известно, совпадал со временем, предшествовавшим Персидским войнам, когда преобладала дорийско-эолийская образованность, так что его первоначальное образование всецело принадлежит этому периоду, а его поэзия может быть рассматриваема как заключение и высшая степень зрелости дорийско-эолийского периода; в зрелом же возрасте мужа, когда он был во всей силе своей поэтической деятельности, он принимал участие в славном движении своего отечества, пережил имеющую всемирное историческое значение борьбу греков против персидского могущества, - борьбу, доведшую до высшей степени процветания все силы благородного греческого народа. Язык поэта соответствует богатству и высоте его мыслей: он торжествен (μεγαλοφωνότατον, Dion. Hal.) и богато изукрашен поражающими образами, то торжественно серьезен, горд и возвышен, то мягок и нежен, весел и шутлив. То же разнообразие обнаруживает он и в ритме. В основе его диалекта лежит гомеровский, но смешанный в значительной мере с эолийскими и особенно дорийскими формами. ср. об его жизни и сочинениях: Rauchenstein, Einleitung in Pindars Siegeslieder (1843). Schneidewin, de vita et scriptis Pindari brevis disputatio (перед его большим изд. стр. LXVII слл.). Leop. Schmidt, Pindars Leben und Dichtung (1862). Изд. Heyne (1817), Boeckh (1811 слл., до сих пор лучшее изд.), Thiersch (с нем. перевод. 1820), Dissen (1830; 2, не окончено, изд. Schneidewin 1845 слл.), Tycho Mommsen (1864), Bergk (в его poet. lyr. Graec. стр. 1 слл.); текст: Boeckh (1825), Schneidewin (1851), Mommsen (1866), и Christ (1869). Немецкий комментатор Mexger'a ( 1880).

ПИНДЕНИСС

ПИНДЕНИСС - Pindenissus, Πινδένισσος, город Киликии у горы Амана, которую осаждал и взял Цицерон, будучи проконсулом. Cic. ad Att. 5, 20. Cic. ad. fam. 2, 10. 15, 4.

ПИНИЯ

ПИНИЯ - Pinus, πίτυς, как дикая или лесная сосна, иначе обыкновенно pinaster, так и садовое благородное дерево или П., любимое украшение садов (Verg. Ecl. 7, 65) вследствие ее стройности и вкусного плода. Она высоко росла (ingens. Horat. Od. 2, 3, 9), и с вершины ее распростирались красивые, покрытые иглами ветви. Она была посвящена Диане (Horat. Od. 3, 22, 5) и Кибеле. Венок из ветвей П. служил украшением на голове Пана и древнейшею наградою за победу на Истмийских играх.

ПИНЦИЙ

ПИНЦИЙ - Pincĭus, см. Roma, Рим, 11.

ПИР

ПИР - Convivium, συμπόσιον (ср. Cibus, Пища), σύνδειπνον, обед или пирушка, которую особенно страстно любили и справляли римляне и которую их поэты прославили с вдохновленным увлечением. У греков пирующие более сами заботились о своем удовольствии и развлечении, а у римлян в промежутки между переменами блюд предлагались различные зрелища и концерты. Попойка велась по греческому обычаю, систематично: выбирался гех или arbitrer bibendi (βασιλεύς или συμποσίαρχος), определялась мера бокалов и крепость смеси, наблюдались различные обычаи, напр. ad nemerum bibere, причем осушали столько бокалов, сколько букв было в имени чествуемого лица или сколько ему желали лет. Дело, конечно, не обходилось без венков (согопае), мазей (unguenta), возлияний (libationes) и лакомств (bellaria). Сюда относится круговая попойка (circumpotatio) при тризне, которая дошла до такого безобразия, что особенные законы децемвиров (как раньше законы Солона в Афинах) отменили этот обычай. Cic. legg. 2, 24, 60.

ПИРAC

ПИРAC - Pyrăsus, Пύρασος, город в фессалийской области Феотид, с капищем Деметры (Hom. Il. 2, 695), во времена Страбона уже разрушенный (Strab. 9, 435), Своим названием она обязана обилию пшеницы в окрестностях.

ПИРАКМОН

ПИРАКМОН - Πυράκμων, см. Cyclopes, Киклопы.

ПИРАМ

ПИРАМ - Pyrămus, Πύραμος,

1. см. Thisbe, Фисба;

2. значительная река в Киликии, н. Дшихан, которая берет начало в каппадокийской области Катаонии, пробивается через Тавр и при Маллосе впадает в море. Она имела ширину приблизительно в 1 стадию. Хеn. Anab. 1, 4, 1. Strab. 12, 536. Arr. 2, 5, 8.

ПИРАМИДЫ

ПИРАМИДЫ - Pyramĭdes, Πυραμίδες, по-египетски Пурома, т. е. царская могила (от Перам, высокий), колоссальные каменные массы на прямоугольном основании (так что каждые 2 стороны равны), поднимающиеся кверху под различными наклонными углами: положение их сторон в точности соответствует 4 сторонам света. Эти постройки, принадлежащие исключительно Египту (по О. Мюллеру, между 30°2' и 29°16' северной широты), разделяются на 12 групп, лежащих на западной стороне Нила; самые значительные суть П. при Гизехе (9) - до 451 английского фута, 9 близ Саккары, Saqqarah (средней величины), при Лиште (2) и Дашуре (342 фута). После того как была отмерена площадь для постройки и на ней отделены камеры, остальная часть наполнялась землей и камнями, и потом накладывались каменные глыбы в виде ступеней, которые большей частью держались в связи посредством собственной силы тяжести. Некоторые П. построены, однако, из кирпича; снаружи потом они обкладывались хорошо обтесанными камнями; через это получалась пирамидальная форма, наклонные поверхности сторон. Впрочем, теперь у большей части П. недостает этой облицовки, так что можно всходить на них по ступеням. Эти облицовки были сняты преимущественно алчными арабами, которые старались проникнуть в П. сверху. Строители самых знаменитых П. Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкера), по Геродоту (2, 125), жили ок. 1184, 1109, 1050 гг.; но они жили значительно раньше. Самая древняя из известных нам П. есть П. Коломская (Абу-Роаш), построенная, по Леисиусу, ок. 3650 г. до Р. X. О цели этих зданий существуют самые различные мнения. Одни принимали их за святилища богов, другие (Платон) за астрономические обсерватории, иные за символические изображения бессмертия, некоторые за резервуары воды или за житницы; но самое правдоподобное и более принятое мнение то, что П. были мавзолеями для фараонов и их семейств, почему мы находим их больше всего в Среднем Египте; ибо Мемфис не имел, как Фивы, высоких гор, где можно было бы высекать для царей гробницы в скалах. Кроме свидетельств древних писателей, этот взгляд находит подтверждение также в ограниченном пространстве их внутренности. То обстоятельство, что в них находится лишь немного мумий, объясняется тем, что еще не проникли до уровня Нила. Также и в Греции сохранились следы П., служивших могилами, так особенно при Кенхреях, между Аргосом и Тегеей. ср.: Ross, Reisen in Peloponnes, стр. 142 слл.

ПИРАТЫ

ПИРАТЫ - Pirātae.

Промысел морских разбойников в Средиземном море укоренился уже издревле и с особою отвагою практиковался иллирийцами, киликийцами и исаврийцами (ср. Pompeii, Помпеи, 11). Когда пираты попадались в руки римлян, они были наказываемы по произволу полководца, обыкновенно обезглавлением или распятием на кресте. Cic. Verr. 5, 27 сл.

ПИРГИ

ПИРГИ - Pyrgi, гaвань города Цэре в Этрурии, очень богатое место, которое было разграблено в 384 г. до Р. X. Дионисием Сиракузским; н. Севера. От циклопских стел, храма Ейлейфии и т. д. остались еще довольно значительные развалины. Strab. 5, 225. Cic. de or. 2, 71. Liv. 36, 3. Suet. Nero. 5.

ПИРГОС

ПИРГОС - Πύργος или -oι, самый южный город Трифилии (в Элиде), близ мессенской границы, колония минийцев. Hdt. 4, 148. Polib. 4, 77. Strab. 8, 348. Liv. 27, 32.

ПИРГОТЕЛ

ПИРГОТЕЛ - Pyrgotĕles, см. Gemma, Гемма.

ПИРЕЙ

ПИРЕЙ - I.

Πειραιεύς,

см. Attica, Аттика, 15.

II.

Piraeus,

см. Attica, Аттика, 15.

III.

Pyreïcus,

правильнее Piraeicus, см. Pictores, Живопись, 8.

ПИРЕНА

ПИРЕНА - I.

Pirēne,

Πειρήνη, см. Corinthia, Коринфия, 3 и Pegasus, Пегас.

II.

Руrēnе,

Πυρήνη, высокий горный хребет на границе между Испанией и Галлией, о котором уже Геродот имел некоторое, хотя и смутное, понятие, т. к. он упоминает о кельтском городе П., при котором будто вытекает Истр (2, 33). Со стороны Галлии эти горы круты, а со стороны Испании отлоги, покрыты густым лесом и пересечены роскошными долинами. Западный отрог в Испании назывался Saltus Vasconum, M. Vindius. Пиренеи славились очень большим изобилием металлов. Римляне знали три прохода, ведущие через Пиренеи: при Карасах (Carasae, н. Garis) недалеко от Кантабрийского моря, который еще теперь служит пешеходной дорогой через Бидассоа при Фуэнтерабии; средний проход от Caesaraugusta к Бенегарну, Beneharnum (н. Barège); самый южный, которым чаще всего пользовались в древнее время и пользуются и в настоящее время, находится близ берега Средиземного моря при Юнкарии (Iunquera).

ПИРЕНЕЙСКАЯ ГАВАНЬ

ПИРЕНЕЙСКАЯ ГАВАНЬ - Pyrenaei portus или Veneris p., гавань в области индигетов, в Таррацинской Испании, при мысе Пирен или Венеры, юго-восточной оконечности Пиренеев (н. Кабо Креус); гавань ныне называется Порт-де-Вендре. Liv. 34, 8.

ПИРЕНЕЙСКИЕ ГОРЫ

ПИРЕНЕЙСКИЕ ГОРЫ - Pyrenaei montes, см. Руrеnе, Пирена.

ПИРИФЛЕГЕТОН

ПИРИФЛЕГЕТОН - Pyriphlegĕthon, см. Inferni, Подземный мир.

ПИРИФОЙ

ПИРИФОЙ - Pirithŏus, Πειρίθοος, сын Иксиона или Зевса и Дии, дочери Дионейя, лапиф. Ноm. Il. 2, 741, 14, 317. На его свадьбе с Гиподамией, дочерью лапифа Атракса, на которую были приглашены кентавры и многие греческие герои, охмелевший кентавр Эвритион хотел увести невесту; но Тесей или Кеней спас ее. Т. к. и другие кентавры бросились на других жен, то произошла страшная борьба между кентаврами, с одной стороны, лапифами и греческими героями - с другой; в этой борьбе кентавры убили стволами деревьев Кенея, но наконец были побеждены. Ov. met. 12, 210 слл. Ноm. Od. 21, 295. 11, 630. Il. 1, 263 (см. Theseus, Тесей, 4). П. был отцом Полипэта. Ноm. Il. 2, 740.

ПИРОГ

ПИРОГ - Πλακου̃ς

см. Matrimonium, Брак, 5.

ПИРОМАНТИЯ

ПИРОМАНТИЯ - Πυρομαντεία, см. Divinatio, Дивинация, 12.

ПИРР

ПИРР - Pyrrhus, Πύρρoς,

1. сын Ахилла, см. Neoptolemus, Неоптолем;

2. царь эпирский, вел свою родословную от Эака и Ахилла, производя свой род от сына Ахилла Неоптолема. Его родителями были Эакид и Фтия. По изгнании своего отца он, будучи двухлетним ребенком, с трудом был спасен верным слугой; после этого в нем принял горячее участие Главкий, царь тавлантов (в Иллирии). По смерти его отца Эпир, в 313 г. до Р. X., попал в другие руки: только в 307 г. удалось Главкию обеспечить за подраставшим П. отцовское наследство. Justin. 17, 3. Но спустя 5 лет П. во время посещения Главкия, был изгнан вследствие восстания молоссцев, удалился к Деметрию Полиоркету, храбро сражался при Ипсе (301, Plut. Pyrrh. 4), ходил потом в Грецию и оттуда в Александрию, где женился на падчерице Птолемея I и получил от него деньги и войско. В 296 г. он возвратился в Эпир, получил от похитителя престола, Неоптолема, часть царства и после его насильственной смерти (295 г.) сделался опять владетелем всей страны. Затем он с успехом расширил свои владения приобретением соседних земель, начал войну с Деметрием, который сделался тогда царем Македонии, победил после переменного счастья одного из его полководцев (Plut. Pyrrh. 7) и получил от своих соотечественников прозвание Орел; его отвага, его пламенное рвение, его рыцарский характер, вообще все черты его характера живо напоминали македонянам Александра Великого (Plut. Pyrrh. 8. 10. Demetr. 41). Затем П. завоевал потерянную Керкиру и вторгся в Македонию, но был разбит. Мир его с Деметрием продолжался недолго, и из страха перед беспокойным, постоянно носившимся с новыми планами Деметрием Птолемей, Селевк и Лисимах заключили против него союз с П., который, напав на Македонию, занял ее, причем войско Деметрия перешло на его сторону. Вместо низвергнутого по собственному безрассудству Деметрия македоняне поднесли корону П. (в 287 г. до Р. X.). Plut. Pyrrh. 11. Justin. 16, 2. Но он вскоре должен был уступить ее Лисимаху, который едва не отнял у него Эпир. Но беспечная жизнь царя эпирского не нравилась ему, и он по просьбе тарентинцев охотно согласился, в 281 г., помочь им в войне против римлян. В Италии он надеялся найти вознаграждение за потерянную Македонию и получил возможность выполнить то, чего за 40 лет тщательно домогался его родственник Александр; притом, как потомок Ахилла и эакидов, он, может быть, чувствовал призванным вести войну с потомками троянцев. Plut. Pyrrh. 13. Получив подкрепление от претендентов, споривших из-за обладания Македонией, Птолемея Керавна, Антигона Гоната и Антиоха, он отплыл весной 280 г. более чем с 25.000 человек и 20 слонами в Италию и, выдержав жестокую бурю, высадился в Таренте, куда уже раньше его отправился его министр Киней с 3.000 эпиротов под предводительством Милона. С изнеженными тарентинцами, которые предоставляли другим бороться за себя, а сами не хотели принимать участие в борьбе, он поступал все строже и строже, принудил к военной службе всех юношей, способных носить оружие, и после бесполезных переговоров с Римом двинулся против врагов. Plut. Pyrrh. 16. Zonar. 8, 2. Он разбил римлян в битве при Гераклее на Сирисе, но и сам понес значительные потери. Plut. Pyrrh. 21. Скоро о храбрости и военной дисциплине римлян он получил другие понятия, чем с какими прибыл; он с удивлением смотрел на их убитых воинов и на почтенные раны на теле, велел похоронить их с почестью и был сильно поражен, когда пленные не соглашались поступить в его войско. Dion. Hal. 18, 1 слл. Flor. 1, 18. Polib. 18, 11. После победы толпы самнитян и луканцев стекались под его знамена, и греческие города в Нижней Италии пристали к нему; тогда П. беспрепятственно двинулся в Кампанию и на Рим, но ввиду неприязненного настроения латинских городов и сильных укреплений Рима отступил назад и скоро послал Кинея в Рим для переговоров. Таким образом, несмотря на свои блестящие способности полководца, П. оказался ниже своей задачи и не сумел посредством решительных действий воспользоваться решительной победой; у него недоставало государственного ума и организационного таланта Александра Великого, которому он хотел подражать основанием греко-италийского государства. Поэтому он остановился на полумере и старался краснобайством своих посланников достигнуть того, чего не смог выиграть победой на поле сражения. Скоро обнаружилась бесплодность посольства Кинея: его предложения в римском сенате, этом собрании «царей», были отвергнуты, попытка склонить на свою сторону римлянина Фабриция также оказалось тщетной. Гордое, с этих пор сделавшееся решающим слово римлян: «Рим не вступает в переговоры, пока неприятельские войска стоят на италийской земле», предоставило решение оружию. При Авскуле в Апулии П. снова одержал победу (279 г.), но, видя, как после потери своих храбрых бойцов он совсем не нашел замены их в воинах, набранных из жителей Италии, он пришел к убеждению, что его средства и силы недостаточны для борьбы с Римом. С трудом добытые бесплодные лавры нисколько не содействовали его политической цели, и он стал помышлять о другом месте для своих действий. Когда римляне, заключив союз с карфагенянами, возымели надежду на помощь флотом и П. догадался, что оба государства имеют в виду особенно разрушить его планы относительно Сицилии, то он, несмотря на просьбы италийцев, предоставил тарентинцев самим себе, переправился (летом 278 г.) в Сицилию, где сиракузяне были стеснены карфагенянами (Plut. Pyrrh. 22. Polib. 3, 25), и оставил гарнизоны только в Таренте и некоторых других городах. 278 г. Plut. Pyrrh. 22. Justin. 18, 2. Таким образом, непостоянный дух П. пока отказался от своих планов на завоевание Италии; он, родственник Агафокла, хотел теперь осуществить свои широкие планы в Сицилии. В Катане и других городах он был встречен с ликованием, заставил карфагенян снять осаду Сиракуз и ограничил их владения Лилибеем, на западном мысе острова. Plut. Pyrrh. 22 сл. Dion. Hal. 19, 6. Со всех сторон войско его получало подкрепления. Когда карфагеняне уже соглашались на мир с условием, чтобы за ними остался Лилибей, он потребовал от них очищения этого важного пункта. На это они не согласились, т. к. Лилибей постоянно должен был служить им ключом к обладанию этим островом, так, чтобы при благоприятных обстоятельствах они могли стать на нем твердой ногой. Тогда П. приготовил флот, чтобы обложить эту сильную крепость с моря и суши. Приступ был отбит, карфагеняне защищались храбро, и неудавшееся предприятие произвело на нерешительных сицилийцев такое сильное впечатление, что они опять стали склоняться к столь ненавистным им пунийцам. Plut. Pyrrh. 23. Dion. Hal. 19, 7 слл. Когда потом П. хотел высадкой в Африке принудить карфагенян к покорности и в то же время некоторыми жестокими мерами оттолкнуть от себя сердца сицилийцев, то произошло восстание против него; многие города пристали к карфагенянам. Хотя П. одержал победу в сражении, однако он увидел, на какой шаткой почве держится его господство. Plut. Pyrrh. 23. Это окончательно определило его решение. Не принадлежа к тем железным натурам, которые не отступают перед энергичными мерами, П. оставил Сицилию, как только тарентинцы предоставили ему счастливый исход из затруднительного положения, в котором он находился. Теснимые снова римлянами, они неотступно просили его о помощи, и он после неудачи своих честолюбивых планов в Сицилии охотно прибыл к ним (276 г.), чтобы еще раз попробовать счастья в Нижней Италии и удовлетворить свое славолюбие. Justin. 23, 3. После того как его корабли значительно пострадали от нападения карфагенского флота, он высадился при Локрах, двинулся к Таренту и, подкрепив там свое войско, выступил против консула М. Курия Дентата, который стоял лагерем при Беневенте, но в кровавой битве, в 275 г. (римляне тогда уже научились пугать слонов), был разбит им наголову и только с трудом избежал смерти среди страшной резни с небольшим числом всадников. Тщетно обращался он в Азию и Македонию за подкреплением; раздраженный и упавший духом, видя, что все его усилия бесполезны, он собрал остатки своего войска (Plut. Pyrrh. 26. Justin. 25, 3) и в начале 274 г. возвратился в Эпир; тарентинцам он оставил только гарнизон под начальством Милона, который только в 272 г. покинул город. Вместо того чтобы мирно управлять государством, беспокойных дух постоянно увлекал П. к новым войнам, и его похождения делались все опрометчивее. Прежде всего он выступил против Антигона Македонского, причем ему удалось завладеть большей частью страны (Plut. Pyrrh. 26. Justin. 25, 3); но вместо того чтобы удовольствоваться этим и обеспечить за собой приобретенное, он, как кандотьер средних веков, стремился к завоеванию Пелопоннеса (272 г.). Спартанец Клеоним просил его о помощи против своего родного города Спарты (Plut. Pyrrh. 27. Paus. 1, 13); вместо того чтобы захватить город врасплох, П. медлил, так что жители приняли меры к обороне и геройской защитой принудили его к отступлению. На возвратном пути П. встретился с Антигоном Гонатом на равнинах Аргоса. П. пытался занять Аргос; в это время македоняне и шедшие на помощь спартанцы также устремились в город: произошел жаркий бой на улицах; сам П., раненый одним аргосцем, уже готовился его поразить, как вдруг мать находившегося в опасности аргосца бросила в царя черепицей, так что он упал. Приколотый одним из солдат Антигона, П. потерял царство и жизнь в жалкой уличной схватке и умер как искатель приключений в 272 г. Plut. Pyrrh. 31 сл. Justin. 25, 5. Paus. 1, 13, 9. Антигон велел с почестью похоронить труп его. Есть известия, что П. написал много очень ценных сочинений о военном искусстве. Plut. Pyrrh. 8. Liv. 35, 14. Cic. ad. fam. 9. 25.

ПИРРА

ПИРРА - Pyrrha, Πυρρά,

1. см. Deucalion, Девкалион;

2. город в западной части Лесбоса, внутри пролива (Еврина), названного по его имени Пиррейским, н. развалины Пира. Thuc. 3, 18. 25. 35. 8, 23. Strab. 13, 617.

ПИРРИХА

ПИРРИХА - Πυρρίχη sc. 'όρχησις, военная пляска под звуки флейты, древнейшей формой которой может считаться пляска куретов; и действительно, куреты называются ее изобретателями. Другие приписывают изобретение ее Кастору или Диоскурам, иные Дионису или Афине. Из мифических сказаний об изобретателях, можно заключить с приблизительной точностью, что изобретатель ее принадлежал главным образом Криту и Спарте. Платон (legg. 7, p. 815 А.) описывает П. как мимическую военную игру, в которой движениями тела выражали способ и приемы, употребляемые в сражении при нападении и обороне от врага. Афеней (14, 629, с.) называет П. спартанцев προγύμνασμα του̃ πολέμου. Изображения этой пляски представляют два ряда вооруженных людей, которые размеренными шагами и стройными движениями устремляются друг напротив друга, то напирая, то отступая. Πυρρίχη была главная составная часть праздника Гимнопедий в Спарте; равным образом и в Афинах она исполнялась эфебами (подростками) на великих и малых Панафенеях; обучение и постановка ее принадлежали к обязанностям хорегии. Ксенофонт описывает (Anab. 5, 9, 5-13) одну танцовщицу, исполнявшую πυρρίχη. Эта военная пляска была также издавна в употреблении и в Азии, и даже в Риме она исполнялась мальчиками при Калигуле, Нероне и позднейших императорах и наконец перешла во всаднические упражнения. Suet. Caes. 39. Ner. 12. В Греции она впоследствии сделалась более театральным, нежели мимическим военным танцем и изображала похождения и судьбу Диониса.

ПИРРОН

ПИРРОН - Pyrrho, Πύρρων,

1. из Элиды, сын Плейстарха, основатель скептической школы, современник Аристотеля, по преданию, был сначала живописцем, но впоследствии слушал учение многих знаменитых философов, а также был у гимнософистов Индии и магов. Потом он поселился навсегда в Элиде и дожил до 90 лет в большом уважении у своих сограждан. П. не оставил ни одного сочинения, но поручил своим ученикам Тимону, Энесидему, Нумению, Навсифану и др. записывать его учение; впрочем, упоминается одно его стихотворение в честь Александра Великого, щедро им награжденное. О системе его философии можно судить только по показаниям других. Из них видно, что добродетель он считал главной целью и единственным предметом человеческих стремлений; напротив того, он отрицал возможность познания предметов в их действительном существе и вместе с тем саму истину, которой не могут нам доставить ни чувства, ни наши мнения. Хотя этим подрывались и нравственные понятия, но всеобщее сомнение в истине было направлено более против научных исследований. Последователи его учения назывались Πυρρώνειοι, α̉πορητικοί, σκεπτικοί, ζητητικοί, в противоположность к δογματικοί;

2. пифагореец из Метапонта.

ПИРРЫ

ПИРРЫ - Pyrrhi castra, Πύρρου χάραξ, укрепленное место в северной части Эпира (Молоссия), где некогда Пирр расположился лагерем. Polib. 5, 19. Liv. 35, 27.

ПИР, СИМПОСИЙ

ПИР, СИМПОСИЙ - Convivium,

συμπόσιον (ср. Cibus), σύνδειπνον, обед или пирушка, которую особенно страстно любили и справляли римляне и которую их поэты прославили с вдохновленным увлечением. У греков пирующие более сами заботились о своем удовольствии и развлечении, а у римлян в промежутки между переменами блюд предлагались различные зрелища и концерты. Попойка велась по греческому обычаю, систематично: выбирался гех или arbitrer bibendi (βασιλεύς или συμποσίαρχος), определялась мера бокалов и крепость смеси, наблюдались различные обычаи, напр. ad nemerum bibere, причем осушали столько бокалов, сколько букв было в имени чествуемого лица или сколько ему желали лет. Дело, конечно, не обходилось без венков (согопае), мазей (unguenta), возлияний (libationes) и лакомств (bellaria). Сюда относится круговая попойка (circumpotatio) при тризне, которая дошла до такого безобразия, что особенные законы децемвиров (как раньше законы Солона в Афинах) отменили этот обычай. Cic. legg. 2, 24, 60.

ПИРУСТЫ

ПИРУСТЫ - Pirustae, Πιρου̃σται, разбойнический народ в Иллирии, римлянами были объявлены свободными от податей, потому что немедленно перешли от Гентия на их сторону. Caes. b. g. 5, 1. Liv. 43, 30. 45, 26.

ПИСА

ПИСА - Pisa, см. Elis, Элида, 4.

ПИСАВР

ПИСАВР - Pisaurum, Πισαυ̃ρον, древний город Умбрии при устье Пизавра между Аримином и Sena Gallica, н. Pesaro. Caes. b. c. 1, 11. Liv. 39, 44. Cic. ad. fam. 16, 12.

ПИСАНДР

ПИСАНДР - Pisander, Πείσανδρος,

1. сын Мемала, мирмидонский воин Ахилла. Ноm. Il. 16, 193;

2. сын Антимаха, троянец, убитый Агамемноном. Ноm. Il. 11, 122. 13, 601;

3. сын Поликтора, жених Пенелопы. Ноm. Od. 18, 298. 22, 268. Ov. her. 1, 91;

4. эпический поэт из Камейра на Родосе, процветавший ок. 648 г. до Р. X. или несколько позже; автор стихотворения Ήράκλεια. Последнее важно особенно потому, что здесь Геракл не является больше совершителем обыкновенных геройских подвигов в сражениях и с оружием героического века, но как борец, полагающийся на свою силу, и победитель чудовищ и великанов, вооруженный самым простым оружием - палицей и вместо всяких защитительных орудий покрытый только львиной шкурой. Таким образом представление героя подверглось совершенному изменению. «Гераклея», вероятно, заключала в себе сначала все 12 подвигов Геракла. Мы имеем из нее лишь весьма незначительное число отрывков. Александрийские ученые приняли П. в «канон» эпических поэтов и ставят его после Гомера и Гесиода;

5. эпический поэт из Ларанда в Ликаонии, живший во время Александра Севера (222-235 гг. от Р. X.);

6. см. Quadringenti, Четыреста, οι̉ (или) Τετρακόσιοι, Четыреста.

ПИСАТЕЛИ ИСТОРИИ АВГУСТОВ

ПИСАТЕЛИ ИСТОРИИ АВГУСТОВ - Scriptōres historĭae Augustae.

Так называются составители целого ряда биографий римских императоров с Адриана до Нумериана, т. е. с 117 до 284 г.; только жизнеописания императоров с 244 до 253 г. не дошли до нас в первоначальной обработке. Из них приводятся 6: Элий Спартиан, Вулкаций Галликан и Требеллий Поллион во времена Диоклетиана, Флавий Вописк, самый лучший из всех, Элий Ламиридий и Юлий Капитолин в царствование Константина, хотя, впрочем, некоторые приписывают Спартиану биографии, составленные Вулкацием, Галликаном и Капитолином. Хотя их язык не классический и они сами страдали недостатком развития и таланта, все-таки они очень важны вследствие сообщаемых ими исторических данных. Собрание их сочинений в том виде, как дошло до нас, вероятно, было составлено в позднейшее время, чтобы соединить в более обзорном описании многочисленные биографии императоров. Изд. Казавбоном (Casaubonus в 1603 и 1620 гг.), Иорданом и Эйзенгардтом (Iordan и Eissenhardt) в 1464 и Г. Петером в 1865 г.

ПИСАТИДА

ПИСАТИДА - Pisātĭs, см. Elis, Элида, 4.

ПИСИДИЯ

ПИСИДИЯ - Pisidia, η̉ Πισιδική, область Малой Азии, которая до 4 в. считалась частью Памфилии; граничила на востоке с Ликаонией, Исаврией, Киликией, на севере - с Фригией, на западе - с Фригией, Карией, Ликией, на юге - с Памфилией. Горы дикой, в общем, страны принадлежат к системе Таврских; особенно из них замечательны Сардемис и Климакс, н. Деликтаг. Три реки: Катарракт, Кестр, Эвримедонт протекают также и через Памфилию. Писиды, Πισίδαι, были древний, храбрый горный народ, полное покорение которого не удалось даже римлянам; они, вероятно, одного племени с исаврийцами и жителями дикой Киликии. Важнейшие города были: Сагаласс (н. развалины при Агласуне) с крепостью; Кремна (н. Джирме), Педнелисс, Селга (н. Сирк) при Эвримедонте, Термесс (развалины у Истаноса) на реке Катарракт. Strab. 12, 570 сл. Plin. 5, 27, 24.

ПИСИСТРАТ

ПИСИСТРАТ - Pisistrătus, Πεισίστρατος,

1. сын Нестора (см. Нестор); принимает у себя Телемаха во время путешествия последнего за вестями об отце и сопровождает его в Спарту. Ноm. Od. 3, 400 слл.;

2. тиран афинский, сын Гиппократа, из древнего знатного аттического рода Филаидов, сродни по матери Солону, но на 30 лет моложе последнего. Преимущества, доставленные ему этим родством и богатствами отца, были рано увеличены, благодаря редким его способностям, ясному уму и замечательному красноречию. Также быстро развилось в нем властолюбие и честолюбие. Время его юности совпадает со временем тех волнений, которые предшествуют законодательству Солона. Когда Солон в 571 г. оставляет Афины, взяв клятву, что афиняне останутся в продолжение 10 лет верными его государственному устройству, тогда в первый раз открыто выступает П. Теперь именно снова выступает наружу вражда и борьба партий. Во главе диакриев становится П., защитником же благородных (педиеев) выступает Ликург, сын Аристолаида, а предводителем паралиев - Алкмеонид Мегакл. Между тем все остается по-старому до возвращения Солона. Когда возвратился Солон, то оказалось, что влияние его пропало и сила его сломлена и что народ перенес свою любовь на П., который сумел удержать ее за собой, благодаря щедрости, уму и снисходительности. Тайно обеспечив себя сильной партией, он настойчиво преследовал свою цель и сумел выступить вовремя. Когда он нашел, что обстоятельства благоприятны, и хорошо понимал, что все считают его способным справиться с какими угодно волнениями, он однажды поехал на площадь, будто убегая от своих противников, покрытый ранами, на лошадях, истекающих также кровью, и с расстроенным видом умолял народ о помощи. Несмотря на все предостережения Солона, народ поддался обману: ему было позволено иметь 50 телохранителей, вооруженных палицами, и даже больше, чем он сам требовал - увеличить число их по желанию. Таким образом, П. завладел Акрополем и вместе с тем верховной властью, или тиранией, в 560 г. до Р. X. Plut. Sol. 29 сл. Hdt. 1, 59 слл. Солон удалился от дел, хотя П. был против этого, а Алкмеониды оставили город, но поддерживали тайные сношения с партией Ликурга, чтобы свергнуть П. План их удался; П. должен был бежать и оставался в изгнании 5 лет, имущество его было конфисковано. Но скоро обе партии повздорили, и Мегакл, который, будучи слабейшим, очутился в стеснительном положении, предложил П. содействие для достижения тирании, если только он женится на его дочери (Кэсире). Таким образом, П. возвратился в Афины как тиран в торжественном шествии, рядом с ним сидела с гордой осанкой афинянка Фия, представлявшая собой Афину (Hdt. 1, 60); позже она вышла замуж за сына его Гиппарха. Мегакл начал новые интриги, будто бы потому, что бездетная жена П. жаловалась на недостаток уважения и на то, что П. был очень расположен к сыновьям первой жены. П. должен был на этот раз удалиться в Эретрию на 11 лет. Наконец с помощью фивян, аргивян и наксосца Лигдамиса ему удалось снова укрепить свою власть, после того как он высадился на берег у Марафона и победил вышедшие против него войска по дороге в Афины, у Паллены. Таким образом, в продолжение 33 лет, до самой смерти, последовавшей в 527 г. до Р. X., он был 17 лет тираном, а 16 лет изгнанником. Хотя в третий период своей власти он строже держал бразды правления и свободнее пользовался государственными доходами с рудников для увеличения своих наемников и брал даже заложников из уважаемых семейств, отправляя их в Наксос, который он завоевал и передал Лигдамису, хотя он далее стремился усилить свою тиранию завоеванием Сигейона, принадлежавшего митиленцам и лежавшего в Троаде, однако правление его имело вообще характер кротости, миролюбия, уважения к законам, предусмотрительной заботы обо всех нуждах государства. Солоновское устройство в общих чертах продолжало существовать, только управление делами перешло на него одного. Богатых он облагал податями, не превышавшими 1/20 части доходов; к бедным относился заботливо и доставлял им средства к существованию, воздвигнув много великолепных общественных зданий и возделав хлебные поля и оливковые плантации. Искусства и науки нашли в нем ревностного покровителя; он построил Όλυμπιει̃ον, Πυθει̃ον, Λύκειον и др., основал библиотеку и приобрел себе бессмертную заслугу предпринятым им при помощи Ономакрита и других собранием и рецензией текста гомеровских поэм. Сыновья его от 1-го брака: Гиппий, который как старший наследовал ему во власти, Гиппарх и Фессал; от 3-го брака с аргивянкой Тимонассой имел он Иофона. см. статьи Hänisch'a (l862) и Bethe (1864).

ПИССУФН

ПИССУФН - Pissuthnes, Πισσούθνης, сын Гистаспа, противник афинян, оказал в качестве сатрапа Лидии в 440 г. до Р. X. помощь самосцам олигархического образа мыслей, изгнанным афинянами, и помогал также, как кажется, спартанцам во время Пелопоннесской войны, в 427 г. Впоследствии, во время восстания против великого царя в 414 г., он был взят в плен Тиссаферном и убит по приказанию Дария II, несмотря на полученные им уверения в том, что его жизнь будет пощажена. Plut. Per. 25. Thuc. 3, 31.

ПИСТОРИЯ

ПИСТОРИЯ - Pistorĭa, Πιστωρία, город в Этрурии, между Лукой и Флоренцией, прославившийся поражением и смертью Каталины, в 62 г. до Р. X., н. Пистоя. Sall. Cat. 57.

ПИСТРИНУМ

ПИСТРИНУМ - Pistrīnum, место, где мололи хлеб (для бедных far, рожь, для богатых triticum и siligo, пшеница). Такая мельница имелась в каждом богатом доме вблизи кухни (о положении которой см. Domus, Дом, 9), и при ней обыкновенно находилась печь, похожая на наши хлебные печи. В Помпеях найдено такое pistrinum. Рабы, которые должны были за свои проступки быть строго наказаны, посылались на мельницу для того, чтобы приводить в движение мельничные колеса. Эту тяжелую работу они должны были исполнять в цепях (Plin. 18, 2) и под ударами (in pistrinum dari, часто говорится у Плавта и Теренция). Для приведения в движение мельницы употреблялись также лошади и особенно ослы (mola asinaria). см. Mola, Мельница.

ПИСЦИНА

ПИСЦИНА - Piscīna, 1. рыбный садок, какие устраивали богатые римляне в самых широких размерах; на содержание их они тратили огромные суммы;

2. бассейн для купания и плавания или также небольшие водоемы для другого употребления.

ПИСЦЫ

ПИСЦЫ - Scribae.

1. Частные П., отчасти писари по найму, служившие за деньги всякому, отчасти же рабы и вольноотпущенники, работавшие только на своих господ. Они назывались ab epistulis, если заведовали корреспонденцией своего господина, a studiis, если помогали ему при ученых занятиях, a bibliotheca и notarii (см. Нотариус), если занимались стенографией. 2) Государственные П. служили магистратам, и притом двояко: или государство их определяло состоять при членах магистрата в виде scribae quaestorii, aedilicii и tribunicii, и они распадались на несколько декурий (decuriae), за доступ в которые они должны были в начале своей деятельности внести известную сумму, или это были писари, которым давали магистраты места по своему усмотрению; так поступали консулы, преторы, цензоры и диктаторы, которые в случае надобности в такого рода людях избирали из числа своей собственной прислуги или нанимали так называемых servi publici и писарей по найму. Общественные писцы были граждане низкого происхождения, часто вольноотпущенники. Сословие их пользовалось почетом (ordo honestus), т. к. они были весьма полезны для магистратов по своей долголетней практике и получали нередко после окончания занятий писарскими делами (tabulam ponere) высшие государственные должности (Флавий был aedilis curulis, Liv. 9, 46). Вообще они обыкновенно, в продолжение всей своей жизни, занимались своим делом, т. к. получали жалованье (Suet. Vesp. 3. Nep. Eum. 1) и пользовались, кроме того, в провинциях хорошими доходами (Cic. Verr. 3, 78 сл.). Секретари казначейства (quaestorii) пользовались наибольшим уважением, и круг их деятельности был самый значительный. Suet. Vitell. Hor.Они составляли счетa, и их обязанностью было заведование государственным архивом. П. высших магистратов составляли в сенате протоколы, читали вслух во время судебных заседаний свидетельские показания и другие документы и т. д. Их содержание не было значительно, но зато им были открыты некоторые другие пути дохода. Cic. Verr. 3, 78 сл.

ПИСЧИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПИСЧИЕ МАТЕРИАЛЫ - Scribĕre.

Бумагой или материалом, на котором писали, служило обыкновенное тонкое лыко (liber; отдельные слои назывались philyrae, ср. Horat. Od. 1, 38, 2) египетского папируса, который путем ablutio, т. е. выделки и беления, достиг во времена императора Августа такой степени совершенства, что самый лучший в прежние времена (hieratica) занимал теперь только третье место. Узкие полосы этой бумаги, которые имеют в геркуланских свитках в ширину около 6 пальцев, склеивались вместе (paginae, schedae). Ширина и длина свитков была различна. Кроме того, самым обыкновенным писчим материалом служил пергамент, membrana (Pergamena), именно со времен изобретения, сделанного Евменом Пергамским (см. Βιβλία, Bibliopola, Библиотека); но, во всяком случае, употребление его было гораздо дороже. Листы обыкновенно были так велики, что можно было удобно разделить написанное на столбцы; между последними, вероятно, проводились киноварью (minium) красные линии. Однако чаще всего писали только на одной стороне свертка, charta или membrana. Писали тростником, calamus, κάλαμος, δόναξ, σχοι̃νος, называвшимся также arundo и canna, лучшие сорта которого добывались в Египте, Книде и на Анаитском озере и который заменял древним наши перья. Plin. 16, 36, 64. Особенно же пользовались этим тростником в том случае, если грифель, служивший собственно для писания на навощенных досках и т. д., был слишком остр, именно преимущественно на египетской бумаге, на пергаменте и т. д., откуда название его calamus scriptorius; только что заостренный, этот тростник назывался calamus temperatus. Cic. ad Qu. fr. 2, 15. 6, 1. Заострялся же он посредством καλαμογλύφος, scalprum librarium. Служившие для письма чернила были нечто вроде туши, приготовлявшейся из копоти и камеди, μέλαν γραφικόν, atramentum librarium. ср. относительно фабрикации бумаги и канцелярских принадлежностей: Blümner, Technologie und Terminologie der Gewerbe und Künste bei Griechen und Römern, т. 1, p. 308 слл.

ПИСЬМЕННОЕ ВОЗРАЖЕНИЕ

ПИСЬМЕННОЕ ВОЗРАЖЕНИЕ - Άντιγραφή, возражение обвиняемого против обвинения; αντιγράφεσθαι, заявлять возражение, которое должно было быть подтверждаемо посредством αντωμοσία; ср. Iudicia, Судопроизводство, 6. Άντιγραφή называется и возражение против подсудности дела известному суду или в известное время, а также встречная жалоба, т. е. жалоба ответчика против обвинителя, иногда по тому же делу, которое начато обвинителем, а иногда по совершенно постороннему; так, напр., когда Тимарх подал жалобу на Эсхина при представлении последним отчета об исполнении обязанностей посла, то Эсхин не защищался против обвинения, а сам заявил обвинение против Тимарха, утверждая, что тот за свои преступления подлежит атимии и потому не имеет права подавать жалобы. При исках о наследстве αντιγραφαί назывались письменные заявления, представленные различными соискателями.

ПИСЬМЕННОЕ ОБВИНЕНИЕ

ПИСЬМЕННОЕ ОБВИНЕНИЕ - Γραφή, письменное обвинение, в обширном смысле обозначает всякое уголовное дело и всякую форму жалобы в уголовных делах, в более узком смысле - известную форму жалобы в уголовных делах, а именно ту, при которой подавалось только письменное обвинение, в различие от других форм обвинения, в которых (напр., ένδειξις и α̉παγωγή), кроме подачи письменного обвинения, применялись еще другие своеобразные формальности. Применима была эта γραφή во всех тех случаях, где закон не предписывал другой определенной формы обвинения, как, напр., α̉παγωγή или ε̉φήγησις. Если слово γραφή употребляется также для обозначения гражданской тяжбы, то это - неточность выражения (ср. Δίκη, Дика). Главные виды обвинения: Άγαμίου γραφή, установленное, говорят, уже Солоном обвинение против холостяков, о последствиях которого для обвиняемого, если он оказывался виновным, ничего не известно. Такие жалобы по своему существу подлежали суду архонта. У спартанцев встречались только обвинения κακογαμίου и ο̉ψιγαμίου, если кто женился или на неравноправной, или слишком поздно. Άγραφίον γραφή называется письменное обвинение государственного должника, который, не уплатив своего долга, был вычеркнут из списка государственных должников. Так, по крайней мере, говорит Демосфен против Феокрина (р. 1338, 15), опровергая мнение, что такая жалоба может подаваться на того, кто вовсе не был внесен в список должников. Она подлежала суду фесмофетов. Наказание неизвестно; вероятно, оно зависело от оценки обвинителя и обвиненного (α̉γὼν τιμητός). Άλογίου γραφή; жалоба на чиновников, обязанных дать отчет, но не давших отчета; эти дела подлежали, вероятно, суду логистов. Последствия обвинения неизвестны. Άναυμαχίου γραφή; эта жалоба подавалась на того, кто, будучи взят на военную службу во флот, не оставляя своего корабля, не принимал участия в битве; подлежала она суду стратегов; наказание - атимия. Άνδραποδισμου̃ γραφή, направленная против того, кто порабощает свободных людей или похищает чужих рабов у их господ; она подлежала суду «одиннадцати»; наказание - смерть, ср. 'Ένδεκα, Коллегия одиннадцати. Άποστασίου γραφή, см. Δου̃λος, Рабство, 9. Άπροστασίου γραφή. Τ. к. всякий метэк и всякий вольноотпущенный должен был иметь в Афинах покровителя (προστάτης), то на того, кто не имел такого покровителя и сам управлял своими гражданскими делами, можно было подать жалобу полемарху; последствия ее для обвиняемого нам неизвестны. Эта жалоба, кажется, подавалась как более снисходительная форма в сравнении с α̉παγωγή α̉ποικίου на того, кто не платил установленной для метэков дани (μετοίκιον). Άργίας γραφή было обвинение в праздности и безделье и подавалось в ареопаг, когда родственники страдали от такого бездействия обвиняемого. Наказание для виноватого состояло в первый раз в денежной пени, при повторении - в атимии. Άσεβείας γραφή. Это обвинение относится ко многим случаям. Άσέβεια обнимала все действия, направленные против богов, отрицание их и насмешку над ними, введение новых культов, осквернение священного, отступление от обрядов культа, неисполнение должностных обязанностей относительно умерших, несохранение тайны мистерий, выкапывание общественных оливковых деревьев, обхождение с лицами, оскверненными смертоубийством. Эти случаи подлежали суду ареопага, но иногда судились и гелиастами. Наказание, за немногими исключениями, подлежало оценке, как, напр., в процессе Сократа. Έπιτροπη̃ς γραφή, см. Δίκη, Дика. Παρανόμων γραφή, обвинение, имевшее целью оградить демократическую форму правления в Афинах от всех посягательств, которые могли быть направлены против нее путем законодательным, но обратившиеся впоследствии в руках демагогов в средство препятствовать изданию необходимых законов или, по крайней мере, замедлить их утверждение. Всякое решение народа (ψήφισμα), равно как и всякий закон, и до принятия и после принятия его, мог оспариваться посредством такой γραφὴ παρανόμων, на том основании, что предложение - несогласно с существующим законом, или вредно государству, или содержит формальную ошибку. Заявление о подачи такой γραφὴ παρανόμων должно было сопровождаться клятвою (υ̉πωμοσία) того содержания, что обвинитель действительно имеет намерение подать γραφὴ παρανόμων; вместе с тем испрашивалось иногда и назначение срока для суда. Ближайшим последствием такого заявления было то, что прения прекращались, или если решение уже состоялось, то закон делался недействительным до приговора суда. Виновник закона, до истечения года после принятия его, подвергался личной ответственности за предложенный им закон. Наказание, которому подвергался обвиненный в случае признания его виновным, зависело от воли судей; он мог быть приговорен даже к смертной казни. На всякий случай кто трижды был осужден παρανόμων, ipso facto лишался права делать предложения. Вместе с осужденным, конечно, и закон или псефисма сами собой отменялись. Решение подлежало суду девяти архонтов.

ПИСЬМО

ПИСЬМО - Epistŏla (epistula), Письма у греков и римлян писались известного рода черными чернилами (тушем) на деревянных дощечках, покрытых воском (tabellae, pugillares, см. Diptycha, Диптих), или на папирусе (charta). Затем бумага складывалась, а дощечки клались одна на другую - обматывались ниткой (obligare), нитка потом припечатывалась (obsignare sigillo, σφραγίς), Plaut. Bacch. 4, 4, 64. Cic. ad Att. 8, 5. Знатные римляне редко писали сами свои письма; у них были для этого рабы или вольноотпущенники, называвшиеся librarii ab epistulis, amanuenses. Для передачи писем служили частные курьеры, называемые tabellarii. Лишь во времена императоров организовано было нечто вроде почтового ведомства, см. Cursus publicus, Почтовое дело. В начале письма регулярно ставилось имя отправителя, который приветствует получателя, напр., M. Tallius Cicero С. Iulio Caesari s. d. (salutem dicit). В конце письма писалось обыкновенно vale или cura ut valeas. У греков же обыкновенным приветствием было χαίρειν, а в заключение письма ставилось ε́ρρωσο.

ПИСЬМО, ЭПИСТОЛА

ПИСЬМО, ЭПИСТОЛА - Epistŏla (epistula),

Письма у греков и римлян писались известного рода черными чернилами (тушем) на деревянных дощечках, покрытых воском (tabellae, pugillares, см. Diptycha), или на папирусе (charta). Затем бумага складывалась, а дощечки клались одна на другую - обматывались ниткой (obligare), нитка потом припечатывалась (obsignare sigillo, σφραγίς), Plaut. Bacch. 4, 4, 64. Cic. ad Att. 8, 5. Знатные римляне редко писали сами свои письма; у них были для этого рабы или вольноотпущенники, называвшиеся librarii ab epistulis, amanuenses. Для передачи писем служили частные курьеры, называемые tabellarii. Лишь во времена императоров организовано было нечто вроде почтового ведомства, см. Cursus publicus. В начале письма регулярно ставилось имя отправителя, который приветствует получателя, напр., M. Tallius Cicero С. Iulio Caesari s. d. (salutem dicit). В конце письма писалось обыкновенно vale или cura ut valeas. У греков же обыкновенным приветствием было χαίρειν, а в заключение письма ставилось ερρωσο.

ПИТАНА

ПИТАНА - I.

Pităna,

см. Φυλή, Фила, 9.

II.

Pităne,

Πιτάνη,

1. см. Laconica, Лаконика, 8;

2. портовый город на эолийском берегу Мисии, родина философа Аркесилая, н. Чандарлюк: Hdt. 1, 149. Strab. 13, 581. 607.

ПИТАНА, (I)

ПИТАНА, (I) - Pităna, см. Φυλή, 9.

ПИТАНА, (II)

ПИТАНА, (II) - Pităne,

Πιτάνη, 1) см. Laconica, 8; 2) портовый город на эолийском берегу Мисии, родина философа Аркесилая, н. Чандарлюк: Hdt. 1, 149. Strab. 13, 581. 607.

ПИТЕКУСА

ПИТЕКУСА - см. Энария.

ПИТИОКАМПТ

ПИТИОКАМПТ - Pityocamptes, см. Theseus, Тесей.

ПИТИУССКИЕ ОСТРОВА

ПИТИУССКИЕ ОСТРОВА - Pityūsae insūlae, Πιτυου̃σαι, т. е. сосновые острова, 2 острова на юго-востоке от Испании, 1 день езды от берега. Большой остров назывался Ebusus (н. Ibiza), меньший Ophiussa (н. Форментера). Strab. 2, 123. 3, 167. Diod. Sic. 5, 16 сл.

ПИТОЛЕОН

ПИТОЛЕОН - Pitholĕon, живший в Риме поэт из Родоса, который, по словам Горация (Horat. Sat. 1, 10, 22), перемешивал в своих стихотворениях греческий и латинский языки и, может быть, тождествен с Пифолаем у Светония (Caes. 75), автором пасквильных стихотворений на Юлия Цезаря.

Предыдущая страница Следующая страница