Реальный словарь классических древностей
Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭГИ"-"ЭКС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭГИ"-"ЭКС")

ЭГИПТ

ЭГИПТ - см. Египет.

ЭГИПТИЙ

ЭГИПТИЙ - Αιγύπτιος, старец ифакиец благородного проиосхождения, друг Одиссея. Из четырех сыновей его - Антиф отправился с Одиссеем на Трою и на возвратном пути был съеден Полифемом, другой, Эврином, был в числе женихов Пенелопы. Ноm. Od. 2, 15 слл.

ЭГИРА

ЭГИРА - см. Айгира.

ЭГИСФ

ЭГИСФ - Aegisthus, Αι́γιοθος, сын Фиеста и дочери Фиеста же, Пелопии, которая, родив сына, бросила его. Ребенка нашли и приютили пастухи; коза вскормила его (отсюда будто бы и его имя). Возмужав, Э. убил Атрея, принявшего его за своего сына и поручившего ему убить Фиеста; тогда Эгисф и Фиест завладели микенским царством. По гомеровскому представлению (Ноm. Od. 4, 518). Э. по смерти Фиеста правил юго-восточной оконечностью Арголиды, как вассальной страной. В то время как Агамемнон сражался под Троей, Э. соблазнил жену его Клитемнестру, а по возвращении Агамемнона вероломно, во время пира, убил и его самого (Ноm. Od. 4, 534). Спокойно царствовал затем Э. в Микенах в продолжение 7 лет; а потом, как было предсказано, явился мститель в лице сына Агамемнонова Ореста, который, по закону родовой мести, покарал убийцу. Ноm. Od. 3, 305, Aesch. Сhоnрh, Soph и Eur. El. см. Orestes, Орест.

ЭГИ (ЭГА)

ЭГИ (ЭГА) - Aegae,

Αίγαί, название нескольких греческих городов, которые почти все лежали у морских берегов: 1) город в Ахайе при устье Крафида, уже во времена Страбона находился в запустении. Нот. Il. 8, 203. Hdt. 1, 145. Strab. 8, 385; 2) город на Эвбее. На крутом холме над городом находился храм Посейдона, существовавший еще во времена Страбона. Strab. 8, 386; 3) эолийский город в Малой Азии (Hat. 1, 149. Хеп. Hell. 4, 8, 5), пострадал от землетрясения. Tac. ann. 2, 47; 4) город в Киликии, важный приморский пункт в римские времена (н. Ajascala); 5) город в Емафии в Македонии, прежняя резиденция и усыпальница македонских царей (Diod. Sic. 16, 3, Arr. 1, 11, 1), он же называется и Αίγή (Hdt. 7, 123).

ЭГНАТУЛЕЙ

ЭГНАТУЛЕЙ - Egnatulēius, Lucius, из патрицианского рода получил по предложению Цицерона льготу домогаться высших государственных должностей до положенного законом срока (Cic. Phil. 3, 3. 4, 2. 5, 19) за то, что по его почину, когда он был квестором, в 44 г. до Р. X. четвертый легион отошел от Антония и перешел на сторону Октавиана.

ЭГНАЦИИ

ЭГНАЦИИ - Egnatii, самнитский род. Самым старшим был

1. Egnatius Mecennius, убивший свою жену за то, что она вопреки закону пила вино, причем Ромул не наказал его. Plin. 14, 13.;

2. Gellius Egnatius, командовал в 296 г. до Р. X. самнитами, уговорил этрусков к борьбе против Рима, но римляне напали на него, когда он вышел для фуражировки, и разбили его. Liv. 10, 16 сл. Также и в следующем году союзные войска самнитов, галлов и умбров потерпели поражение при Сентине, сам он пал при штурме самнитского лагеря римлянами. Liv. 10, 29;

3. M. Marius Egnatius, которого, при Гае Гракхе, римский консул в надменности оскорбил действием. Gell. 10, 3;

4. его сыном был, вероятно, Marius Egnatius, бывший в италийской союзной войне (90 г. до Р. X.) полководцем самнитов, быть может, один из избранных италийцами преторов. В устроенную им засаду попало римское войско под начальство Л. Цезаря, вышедшего на выручку г. Ацерр, близ nions Massicus, и было совершенно уничтожено. App. b. с. 1, 45. Flor. 3, 18. В следующем году Эгнаций пал в битве против римских преторов Коскония и Лукцея. Liv. ер. 75. После примирения союзников с Римом мы встречаем Э. членами римского сената;

5. один Egnatius принимал участие в походе Красса против парфян, из которого он спасся с немногими всадниками, 53 г. до Р. X. Plut. Crass. 27;

6. L. Egnatius Rufus, римский всадник (Cic. ad. fam. 13, 43 и 74), упоминается Цицероном как богатый и услужливый человек;

7. его сын M. Egnatius Rufus, эдил в 21 г. до Р. X., очень любимый народом за свое мужество, которое он проявил во время пожаров. Позже он посягал на жизнь Октавиана и был поэтому казнен. Suet. Oct. 19. Dio Cass. 53, 24;

8. поэт Egnatius, писал de rerum natura. Macrob. sat. 6, 5;

9. P. Egnatius Celer, стоик во время Нерона, предал своего друга Барею Сорана, который вследствие этого был сослан. При Веспасиане вследствие взведенного на него обвинения он потерпел то же наказание, Juv. 1, 133. 3, 116. Tac. ann. 16, 32.

ЭГНАЦИЯ

ЭГНАЦИЯ - Egnatia, Έγνατία, или Cnatia, приморский город Нижней Италии, в Апулии у Адриатического моря; ныне развалины при Torre d'Egnazzo. Место это обязано было своей известностью тому, что здесь Аппиева дорога упиралась в море; продолжение ее по ту сторону через Диррахий, Аполлонию, Фессалоники на Византию называлось по имени города Эгнатийской дорогой (ср. Epidamnus, Эпидамн). Гораций (Horat. Sat. 1, 5, 97) проезжал через Э. в своем путешествии в Брундузий и называет ее lymphis iratis exstructa, или вследствие того, что там была плохая вода, или потому, что город, будучи расположен у подошвы холма, отличался грязью вследствие стекавших вод. Strab. 6, 282. Mela. 2, 4, 7.

ЭГОСПОТАМП

ЭГОСПОТАМП - Aegos flumen, (Nep. Lys. 1), Αιγός ποταμοί (Hdt. 9, 119. Хеn. Hell. 2, 1, 21 слл.) - речка и город на фракийском Херсонесе, напротив Лампсака, н. Караковадере, известны по совершенному поражению, которое нанес здесь афинянам Лисандр в Пелопоннесскую войну (405 г. до Р. X.). Plut. Alc. 37. Lys. 9 слл.

ЭГОФАГОС

ЭГОФАГОС - Αιγοφάγος, (козоядная) см. 'Ήρα, Гера, 2.

ЭГУССА

ЭГУССА - Αίγου̃σσαι, см. Aegates, Эгуссы.

ЭГУССЫ

ЭГУССЫ - Aegātes, αί Αίγου̃σσαι, Polib. 1, 44, Козьи острова, близ западного угла Сицилии: Форбантиа (н. Levanzo), Капрариа, Αίγου̃σσα (н. Favignana) и Гиера (н. Маrettimo). Они известны особенно благодаря победе над карфагенянами, одержанной при них Г. Лутацием Катулом в 242 г. до Р. X. и решившей исход 1-й Пунической войны. Polib. 1, 44. 60. Flor. 2, 2.

ЭДЕССА

ЭДЕССА - Edessa, ή Έδεσσα,

1. древняя Орроя или Осроя, у македонян называлась также Антиохия Киллироя, город в юго-западной части Месопотамии, в области Осроене, н. Горфа, у реки Скирта: главный город Осроенского царства (от 137 до Р. X. до 216 от Р. X.). Здесь был умерщвлен император Каракалла. При императоре Юстине 1 город был разрушен землетрясением, но снова выстроен под именем Юстинополя;

2. город в македонской области Емафии, н. Водена, у реки Ludias и у via Egnatia, по lust. 7, 2, назывался прежде Эгами, см. Αίγαί, Эги. Strab. 7, 323. 10, 449. Plut. Pyrrh. 43. Liv. 45, 28.

ЭДЕТАНЫ

ЭДЕТАНЫ - Edetāni, Ήδετανοί, племя в Hispania Tarraconensis с городами Valentia, Saguntum, Sucro и др., занимало часть нынешней провинции Валенсии. Ливий (28, 24. 34, 20) называет их Sedetani.

ЭДИКТ

ЭДИКТ - Edictum, предписание, приказание или объявление должностного лица, имевшее преходящее значение или же удерживающее силу в течение всего служебного года этого лица. К преходящим относятся объявления комиций, заседаний сената, праздничных игр, iustitium'a и т. д., к продолжительным - полицейские запрещения и постановления цензоров, равно как, вероятно, Э. народных трибунов, в котором они объявляли, под каким условием согласны оказывать помощь по своей должности. В более узком смысле Э. есть изданное магистратом, имеющим судебную власть, постановление как для какого-нибудь отдельного случая, так вообще навсегда для судебной практики. Огромную важность имел ежегодный Э. преторов, называвшийся также album praetoris, в котором выразилось обычное право и успехи в развитии права. Поэтому преторское право (ius honorarium и praetorium), будучи основано на aequitas, было противоположно строгому гражданскому праву. Первое было гуманно и создавало свободные юридические постановления, смягчавшие и умерявшие строгость древнего гражданского права, напр. Bonorum possessio, преторское право собственности in bonis, преторские обязательства и др. Хотя Э. появлялись ежегодно, однако последующие редко отличались в чем-нибудь существенном от первых, а примыкали обыкновенно к ним по существу дела. Адриан дал этому album praetoris обширную, новую редакцию, так что оно с тех пор получало, по-видимому, лишь незначительные добавления и между источниками права всегда занимало главное место (называлось edictum реrpetuum). Э. эдилов касался рыночной торговли и дел о вознаграждении за убытки от непоказания при продаже недостатков товара, напр. скота или рабов. В провинциях наместники издавали особый ed. provinciale, который был подражанием Э. городского претора. Все названные Э. ежегодно при вступлении в должность магистрата изображались на дереве, камне или меди и публично выставлялись. Императоры тоже издавали Э., равно как и их высшие чиновники, особенно praefectus urbi и praelcctus praetorio.

ЭДИКТАЛЫ

ЭДИКТАЛЫ - Edictales, назывались во времена императоров питомцы училища правоведения, изучавшие преторский эдикт, что бывало обыкновенно на втором году.

ЭДИКУЛА

ЭДИКУЛА - Aedicŭla, собственно, домик для священных обрядов, часовенька (напр., Победы, Liv. 35, 9), также ниша в стене или другое подобное помещение для постановки изображения какого-нибудь божества (Cic. pro. dom. 53. Liv. 35, 41), а также для помещения урн на надгробных памятниках.

ЭДИЛЫ

ЭДИЛЫ - Aedīles (от aedis храм). Первоначально, вместе с учреждением народных трибунов в 494 г. до Р. X. и в помощь им, учреждена была должность плебейских Э. (Aed. plebeii); их было 2; сперва и они были sacrosansti, т. е. их личность была неприкосновенна. Fest. р. 318 M. Liv. 3, 55. Название их происходит, может быть, от того, что им поручен был надзор за храмами (aedis, Varr. l. l. 5, 81. Paul. Diac. p. 13. M. Dion. Hal. 6, 90), или от храма Цереры, религиозного средоточия римских плебеев, которым Э. заведовали и в котором хранили плебейский архив (Zon. 7, 15), см. Tabularium, Табулариум. Они заведовали городской полицией, устраивали плебейские игры и помогали трибунам, по приказанию последних арестовывая ослушников и распоряжаясь исполнением наказаний над осужденными, а также являлись обвинителями против людей, чем-нибудь оскорблявших плебс. Dion. Hal. 6, 90. 95. 7, 26. 35. Liv. 3, 31. Plut. Coriol. 17. 18. Рассказывают, будто под тем предлогом, что плебейские Э. тяготились значительными расходами, которых требовало от них устройство некоторых игр, патриции вызывались участвовать в исполнении должности Э.; на это плебеи с благодарностью согласились, и с тех пор (366 г. до Р. X.) избирались еще два патрицианских Aediles curules. Они пользовались большим почетом и внешними отличиями: sella curulis и praetexta. Liv. 6, 42. 7, 1. Им поручено было устройство игр ludi Romani и Megalenses (Liv. 34, 45. 54, см. Ludi, Игры), равно как и присмотр за патрицианскими храмами. Постепенно плебейские Э. приобрели некоторые права, принадлежавшие сперва только курульным, притом плебеям вскоре был открыт доступ и к должностям курульских Э.; однако различие между двумя разрядами Э. в некоторых отношениях все еще продолжало существовать, и хотя в отношении к полицейскому надзору они действовали сообща, но aed. curules все-таки стояли выше (Diod. Sic. 20, 36. Dio Cass. 53, 33), а управление играми все еще было разделено. Особенно важное преимущество курульских Э. состояло в том, что они только имели право составлять эдильские полицейские эдикты (см. Edictum, Эдикт), и им же принадлежала гражданская юрисдикция в тяжбах, возникавших по делам базарного торга. Plant. Men. 4, 2, 23. Главнейшие предметы ведения обоего рода Э. были (Cic. Verr. 2, 5. Cic. legg. 3, 3. Varr. l. l. 5, 81. tab. Heracl. pass.):

1. надзор за строительным делом, содержание в целости так называемых opera publica, т. е. храмов, клоак, водопроводов, дорог и т. п. Сооружение таких opera publica лишь весьма редко приходилось на долю Э. и если производилось ими, то из штрафных денег;

2. уличная полиция, т. е. забота о чистоте и безопасности улиц; так, напр., Э. должны были наблюдать, чтобы проезд по улицам был свободен, т. е. чтобы улица не была загромождена повозками, чтобы не бродили по ней какие-нибудь опасные животные, чтобы не было строений, грозящих падением, чтобы домовладельцы держали в порядке мостовую и т. п.;

3. санитарная полиция и полиция нравов, напр. надзор за банями и трактирами, наложение наказаний на азартных игроков (Mart. 5, 84. 14, 1) и вообще людей, ведущих безнравственный образ жизни (Liv. 8, 22. 10, 31. 25, 2), наблюдение за исполнением законов против роскоши (leges sumptuariae, Cic. Plut. 9, 7. Tac. ann. 3, 52 слл.), преследование ростовщиков (Liv. 7, 28. 35, 41) и забота о сохранении в чистоте отечественной религии от чужеземных суеверий (Liv. 4, 30. 25, 1. 39, 14. Dio Cass. 49, 43);

4. рыночная полиция в обширном смысле, т. е. забота о том, чтоб был достаточный подвоз припасов, cura annonae (Liv. 26, 10. 30, 27. 31, 4), о доброкачественности съестных припасов (Plant. Rud. 2, 3, 42), равно как и о правильности мер и весов (Juv. 10, 101. Pers. 1, 130). Сюда относится и продажа по дешевым ценам хлеба для бедных, см. Largitio;

5. охрана в некоторых отношениях государственной собственности, наложение наказаний на тех, кто владел слишком большим количеством земли в Ager publicus или держал на общественных пастбищах больше скота, чем дозволялось. Liv. 10, 13. 23. 47. 23, 42. 35, 10. Отобранные Э. денежные штрафы (см. Multa, Мульта) расходовались ими самостоятельно на разные общеполезные дела. Liv. 38, 35. 34, 53;

6. вышеупомянутая cura ludorum. Игры по большей части устраивались Э. на свой собственный счет. Dion. Hal. 7, 71. Многие честолюбивые люди, будучи эдилами, тратили громадные суммы с целью приобрести таким образом популярность и достичь высших должностей. Октавиан весьма много способствовал падению значения и влияния Э., передав эдильскую юрисдикцию преторам и создав несколько новых должностей, напр. многочисленных curatores operum publicorum, к которым отошли прежние обязанности Э. Впрочем, различие между aed. cur. и pleb. еще продолжало существовать (Tac. ann. 13, 28) до тех пор, пока звание Э. не было совершенно уничтожено, что случилось еще до Константина.

ЭДИП

ЭДИП - Oedĭpus, Οι̉δίπους, сын фиванского царя Лая и Эпикасты. Он убил своего отца и женился на матери, не зная их. Когда боги открыли преступление это, Эпикаста повесилась, а Э. продолжал свое полное скорбей царствование в Фивах, мучимый эриниями своей матери. Ноm. Od. 11, 271 слл. На его могиле фиванцы праздновали погребальные игры. Ноm. Il. 23, 679. Этот рассказ об Э., находящийся у Гомера, был, вероятно, разрабатываем еще прежними эпическими поэтами, а трагики значительно распространили и видоизменили его. У Софокла в трагедии «Царь Э.» рассказ этот представлен в таком виде: Лай, сын Лабдака (см. Αmphion, Амфион), внук Полидора, правнук Кадама, царь фивнский, получил от Аполлона предсказание, что ему суждено умереть от сына, который родится от жены его Иокасты (у Гомера Эпикасты), дочери Менэкея и сестры Креонта. Поэтому, когда у Иокасты родился сын, он сейчас после рождения приказал слуге выбросить его на гору Киферон, посвященную эринянам, - которые потом мучили Э. всю жизнь, - связав и проколов ему прежде ноги. Но слуга отдал ребенка на Кифероне одному коринфскому пастуху, который отнес его своему бездетному царю Полибу и жене его Мероне (или Медузе, Перибэе). Они дали ему от его вспухнувших ног имя Э. (Οι̉δίπους) и воспитывали его как своего сына. Когда он был уже юношей, один коринфянин на пиру упрекнул его, что он подкидыш. Тогда он без ведома родителей идет в Дельфы, чтобы спросить о своем происхождении. Аполлон сказал ему, что он женится на своей матери, будет отцом ужасного для людей поколения и убьет своего отца. Вследствие этого Э. решается не возвращаться к своим родителям в Коринф и отправляется в Фивы. Там, где между Дельфами и Давлидой отделяется от главной дороги дорога в Фивы, так называемый Σχιστή (Σχιστὴ ο̉δός), он встретил колесницу, которой правил герольд, в которой ехал неизвестный ему его отец Лай, отправлявшийся к дельфийскому оракулу. Когда герольд хотел силой столкнуть его с дороги, Э. ударил его, за что старик, сидевший в колеснице, нанес ему удар в голову, когда он проходил мимо. Разгневанный Э. убивает Лая и его спутников, за исключением одного, который успел убежать. Недалеко от Фив он освобождает город от Сфинкса (см. Сфинкс) тем, что разгадывает загадку этого чудовища, которое потом бросилось со скалы и убилось. В благодарность за это благодеяние правитель Креонт и город вручают ему царство над Фивами и руку вдовствующей царицы, его собственной матери. От нее рождается у него Этиокл, Полиник, Антигона и Исмена. (Древнее эпическое сказание не знает потомства от этого брака: в нем названные дети родились у Э. от Евригании, дочери Гиперфа, на которой он женился после Эпикасты.) После многих лет благополучия счастье Э. было нарушено наступившим неурожаем и страшной моровой язвой. Спрошенный по этому поводу оракул Аполлона объявил, что город будет избавлен от бедствия, если будет изгнан и убит живущий в государстве убийца Лая. Э., заботясь о благе государства, старательно разыскивал преступника, и результатом этого розыска было ужасное открытие, что он сам убийца своего отца Лая и муж своей матери. Иокаста в отчаянии повесилась, а Э. сам ослепил себя. Этим оканчивается драма Софокла. По другим рассказам, Э. был найден на Кифероне пастухами, которые и воспитывали его, по другой вариации, он вырос в Сикионе, главном месте культа эриний. Тот узкий проход, в котором, говорят, он убил своего отца, находится близ Потний, где также почитались эринии. Относительно последующей судьбы Э. известия сказаний расходятся. По древнейшим сказаниям, он после открытия своего ужасного преступления продолжал царствовать в Фивах, где и умер; похоронен он или в Фивах, или в Этеоне, в храме Деметры (эриния). У трагиков же рассказывается, что он тотчас был изгнан сыновьями и Креонтом, который вновь принял бразды правления, и Антигона сопутствовала ему в изгнании; по другим - он был заключен своими сыновьями в темницу, чтобы скрыть позор своего дома. Э. проклинает их за это, и вследствие этого проклятия они вступают в пагубный спор за царство и убивают друг друга; см. Adrastus, Адраст. В циклических фиванских сказаниях это отцовское проклятие мотивировано тем, что Полиник поставил перед отцом серебряный стол Кадма и золотой кубок, коснувшись, таким образом, тех заветных вещей, которые напоминали Э. об отцеубийстве. Раздражительный старик и в другой раз проклинает сыновей за то, что они во время семейного жертвоприношения вместо лучшего куска жертвенного мяса прислали ему самый худший. В трагедии Софокла «Э. в Колоне» Э., изгнанный после открытия его преступления из Фив, приходит в сопровождении Антигоны в Колон в Аттике, где, примиренный с эриниями, умирает в их храме. Перенесенные им ужасные бедствия сделали его святым, и могила его считалась священным местом, покровительствующим Аттике. В самих Афинах, между ареонагом и акрополем, находится гробница Э. в храме эвменид. ср. К. F. Hermann, questionum Oedipodearum capita III (1837).

ЭДИПСОС

ЭДИПСОС - Αίδηψός, город на севере Эвбеи, с теплыми, посвященными Гераклу северными источниками; ради них был много посещаем, особенно в римские времена, н. селение Липсо. Strab. 1, 60. 9, 425. Plut. Sull. 26.

ЭДОНЫ

ЭДОНЫ - Edōni, 'Ήδωνες, фракийский народ между реками Стримоном и Пестом, со времени Филиппа II причислялся к Македонии. У поэтов, напр. у Горация (Od. 2, 7, 27.), имя это употреблялось вместо фракийцев. Thuc. 4, 109. Hdt. 7, 100.

ЭДУИ

ЭДУИ - Aedui, Haedui, кельтский народ в Галлии (Caes. b. g. 1, 10), между Луарой и Саоной до окрестностей Лиона; первый присоединился к римлянам и потому еще до Цезаря получил почетные названия братьев и союзников (т. ж. 1, 31, 7. 6, 12. Cic. ad. fam. 7, 10). Их предводитель, называвшийся Vergobret (us) («совершитель суда», по Моммзену), был избираем жрецами; при нем состоял и власть его ограничивал особый сенат. Caes. b. g. 1, 16. 7, 33. Главным городом у них была Bibracte, позднее Augustodunum (н. Autun). Цезарь обходился с 3. особенно милостиво и восстановил силу и значение этого племени среди других галлов, ослабленного Ариовистом; когда Верцингеторикс увлек их к восстанию (т. ж. 7, 5. 32. 54. 63), Цезарь потребовал выдачи подстрекателя, но пощадил народ Э. (т. ж. 7, 89).

ЭЕТИОН

ЭЕТИОН - Eëtĭon, Ήετίων,

1. царь киликийцев в гипоплакийской Фиве (Мисия), отец Андромахи, супруги Гектора. Когда Ахиллей взял Фиву он убил его вместе с 7 сыновьями и воздвиг ему надгробный земляной курган. В числе добычи находилось тяжелое железное ядро, которым бросал некогда Э. и которое Ахиллей выставил впоследствии как награду победителя при погребальных играх Патрокла, далее конь Педас и дорогие гусли (φόρμιγξ), на которых Ахиллей играл в своей палатке. Il. 6, 396. 415 сл. 9, 186. 16. 152. 23, 826;

2. царь Имброса, кунак Ликаона, сына Приамова; его выкупил Э., когда он, будучи взят в плен Ахиллеем, был продан в Лемнос, и отправил его в Арисбу у Геллеспонта. Il. 21, 40 сл.;

3. отец Кипсела, тирана коринфского. Paus. 2, 4. 4;

4. отец Пода, троянец. Il. 17, 575.

ЭЗЕРНИЯ

ЭЗЕРНИЯ - Aesernia или Esernia, город самнитов у верховьев Вультурна (н. Изерния), сделавшийся после 1-й Пунической войны римской колонией, а во время союзнической войны разрушенный, был вновь восстановлен Августом. Liv. 27, 10. Cic. ad Att. 8, 11. Отсюда: Aeserninus,

1. прозвище M. Клавдия Марцелла, взятого в Э. в плен. Liv. ер. 73. Cic. Brut. 35;

2. имя знаменитого гладиатора; вошло в пословицу: «Aeserninus cum Pacideiano», употреблявшуюся о соперничестве двух равносильных противников. Cic. ad Qu. fr. 3, 4. de opt. gen. or. 6.

ЭЗОП

ЭЗОП - Aesöpus, Αι́σωπος,

1. по греческим преданиям, автор басен; малочисленные древние показания относительно обстоятельств его жизни послужили, с сильной примесью вымысла, материалом для биографии, приписывавшейся константинопольскому монаху Максиму Плапуде и имеющей скорее характер романа. Э. стоит на границе времен мифического и исторического, называется современником Солона и 7 мудрецов, уроженцем Фракии или Фригии. Остальные показания, напр. о господах, рабом которых он был, пока не вышел на волю, о пребывании его у лидийского царя Креза, о том, как Э., явившись в Дельфы послом Креза, был обвинен дельфийцами в святотатстве и свергнут со скалы Гиамнейи (Hat. 2, 134); наконец, позднейшее сказание, будто это был уродливый шут, совсем не заслуживают внимания. Э. можно считать не изобретателем басни (см. Fabula, Фабула) по ее содержанию, а только основателем и представителем басни как особой формы в греческой литературе. Его прозаические μυ̃θοι (Plat. Phaed. 4 говорит, что Сократ, находясь в тюрьме, переложил некоторые из них в стихи), долго сохранявшиеся только в устном предании, воспроизводя характеры и типы действительности без всякой идеализации, служили выражением житейской, практической мудрости, смышлености и даже лукавства. Первое письменное собрание таких μΰθοι или λόγοι Αίσώπειοι было сделано Димитрием Фалерейским (300 г. до Р. X.); во времена Северов явился обширный сборник Бабрия (см. Βάβριος, Бабрий): здесь «Эзоповы» басни были пересказаны стихами-холиямбами; затем в различные времена и различными лицами холиямбические басни Бабрия опять были перелагаемы на прозу, в которой, впрочем, часто сохранялись следы первоначальной стихотворной формы. Вследствие такой истории сборников басен их число, порядок, изложение в разных рукописях и изданиях весьма различны. Последнее издание (Fabulae Aesopicae coll. Halm., 1852) содержит 426 басен. ср.: Welcker, kl. Schriften II, стр. 228-263. Keller, Fleckeisen's Janrb. Suppl. IV, стр. 309 - 412;

2. Clodius Aesöpus, знаменитый актер, современник и друг Цицерона, часто о нем упоминающего с величайшей похвалой (Sest. 56. Cic. tusс. 2, 17. Cic. fin. 5, 22. de div. 1, 37. Cic. de or. 1, 64. 3, 26); так же был велик в трагедии, как его современник Росций в комедии (Horat. ер. 2, 1, 82: quae gravis Aesöpus, quae doctus Roscius egit. Quint. 11, 1, 111: R. citatior, Aes. gravior; что, вероятно, должно означать большую тонкость и живость игры у Росция и более глубокое психологическое действие игры Э.). Художественно исполнял первые трагические роли, напр. Агамемнона, Эанта, Андромахи. Но, судя по Cic. or. 31, Э. играл и в комедии. Сам Помпеи удостоивал его своей дружбы, а народ щедро вознаграждал, т. ч. Э. оставил после себя значительное состояние. В последний раз играл при освящении построенного Помпеем театра (65 г. до Р. X.).

ЭЙДОФЕЯ

ЭЙДОФЕЯ - Ειδοθέα, см. Proteus, Протей.

ЭЙОН

ЭЙОН - Eïon, Ήϊών, портовый город Амфиполя при устье Стримона, н. Контесса. Hdt. 7, 25. 113. 8, 118. Thuc. 1, 98. Хеn. Hell. 1, 5, 16.

ЭЙРЕНА

ЭЙРЕНА - Ειρήνη.

Рах, богиня мира. В Афинах ей были воздвигнуты алтари после победы Тимофея над флотом лакедемонян. Nep. Timoth. 2. Paus. 1, 8, 3; 18, 3. В Риме в честь богини Э. был воздвигнут алтарь 4 июля 13 г. до Р. X. на Марсовом поле, и на нем ежегодно совершались жертвоприношения (Ov. fast, 1, 709. 3, 882); он был поставлен сенатом по поводу того, что Август подавил в это время большие беспорядки в Галлии и в Испании. ср.: Mommsen, res gestae d. Augusti, p. 31. Богиня мира изображается молодою женщиной с рогом изобилия, оливковой ветвью, гермесовым жезлом, с колосьями, т. к. во время мира процветает земледелие, и держащею в руке Плута, бога богатства. Как одна из богинь времен (Ώραι) Э. - дочь Зевса и Фемиды.

ЭЙРЕСИОНА

ЭЙРЕСИОНА - Ειρεσιώνη, см. Pyanepsia, Пианепсии, и Homerus, Гомер, 9.

ЭЙРЕТА

ЭЙРЕТА - Eircta или Ercta, Ειρκτή (Polib. 1, 56.), высоко расположенная горная крепость в северо-западной части Сицилии, на нынешнем Monte Pellegrino y Палермо, известная как опорный пункт карфагенян в 1-ю Пуническую войну.

ЭЙСАНГЕЛИЯ

ЭЙСАНГЕЛИЯ - Εισαγγελία, (исангелия) особый род обвинения у афинян, употреблявшийся при чрезвычайных, особенно тяжких или опасных для всех преступлениях. Оно отличалось от остальных γραφαί самою формою жалобы, которая, впрочем, нам неизвестна, далее особым способом внесения ее и отсутствием риска для обвинителя, который не должен был, как в частных процессах (δίκαι), ни платить παράστασις, ни вносить πρυτανει̃α и не был, как в публичных тяжбах (γραφαί), оштрафовываем на 100 драхм, если не получал пятой части голосов. Лишь в 330 г. приблизительно, когда вследствие своей безопасности эти обвинения стали повторяться слишком часто, при обвинениях 3 рода (см. ниже) в упомянутом случае взыскивался с обвинителя штраф в 100 драхм. Оба другие рода оставались без риска. Далее Э. отличалась от остальных обвинений немедленными последствиями для обвиненного и отчасти как выше сказано, особым характером преступлений. Встречаются три отдельные случая Э.,

1. против диететов (см. Διαιτητης, Диэтет),

2. εισαγγελία κακώσεως, которая принадлежала к суду архонта (против тех, которые истязали или обманывали родителей, супруг, насилующих дочерей (επίκληρος) и несовершеннолетних) и

3. производившаяся в суде перед советом 500 или - перед народом εισαγγελία. Это было чрезвычайное, отступавшее от обыкновенного судебного хода производство, практиковавшееся при чрезвычайных преступлениях, т. е. когда обвинитель мог доказать, что данное преступление приносит ущерб или непосредственно или косвенно интересам государства.

Гинерид в своей речи за Евксениппа разбирает νόμος εισαγγελτικός и перечисляет те случаи, в коих применялась εισαγγελία. Но его перечисление не полно, т. к. мы находим эту форму жалобы и в таких случаях, о которых он не упоминает. При нашем неполном знании можно только сказать, что Э. не ограничивалась случаями, перечисленными у Гинерида; всех случаев ее применения мы не знаем. Во многих случаях зависело, вероятно, от обвинителя, хочет ли он для преследования какого-нибудь преступления воспользоваться Э. или другим способом обвинения. Производство дела при Э. было определено особым законом (νόμος εισαγγελτικός). Что касается до внесенной в совет Э., то предварительно пританам вручался обвинительный лист (εισαγγελία). Если они или совет принимали его, то обвиненный брался под стражу, исключая те случаи, когда он представлял трех поручителей; но этого права лишались обвиняемые в προδοσία или κατάλυσις του̃ δήμου. При следовавшем далее в совете производстве подвергалась голосованию прежде всего виновность или невиновность обвиняемого. Если голосование было против обвиняемого, то совет или определял в пределах своих прав наказание (штраф до 500 драхм), или же, если это наказание казалось недостаточным, передавал дело фесмофетам для разбирательства посредством суда гелиастов. Дальнейший ход дела соответствовал обыкновенному судопроизводству. Случалось также, что совет предоставлял народу решить относительно Э.; производство в этом случае было в существе дела тоже самое, как и при Э., внесенной непосредственно в народное собрание. Для внесения Э. было назначено первое очередное народное собрание всякой притании. После речей обвинителя и обвиняемого (также и другим, имевшим право говорить перед народом, было предоставлено говорить за или против обвинителя; кроме того, государственные прокуроры (συνήγοροι) обязаны были поддерживать обвинение) решали отклонить или принять Э.; в случае принятия ее, обвиняемый (с указанными выше льготами) был отдаваем под стражу, затем в одном из ближайших народных собраний решалось, хочет ли народ сам произнести приговор или передать дело через фесмофетов какому-нибудь суду. В первом случае, если не было определено наказание, голосовали относительно наказания, которому должен подвергнуться обвиняемый в случае вины, затем в одном из ближайших заседаний голосовалось по филам о виновности или невиновности обвиняемого, но так, что отдельные голоса были сосчитываемы вместе (так было при Э. против полководцев после битвы при Аргинусах). В случае передачи дела суду, если не было определенного наказания, наказание заранее определялось в народном собрании. Также и выбор обвинителей (προβαλέσθοα κατήγορον) при производстве в суде было делом народа. Приглашения явиться (πρόσκλησις) не было, т. к. с принятием Э. был соединен арест или же обвиняемым представлялись поручители (см. Iudicium, Судопроизводство, 3).

ЭЙСИТЕРИЯ

ЭЙСИТЕРИЯ - Εισιτήρια, см. Βουλή, Буле.

ЭЙСФОРА

ЭЙСФОРА - Εισφορά, см. Πρόσοδοι, Доходы государства, 10. 12.

ЭКБАТАНА

ЭКБАТАНА - Ecbatăna, Έκβάτανα, Άγβάτανα, древнеперсидское Hagamatana, н. Гамадан, главный город Мидии и летняя резиденция персидских и впоследствии парфянских царей. Hdt. 3, 64. 92. 110. 153. Curt. 5, 8. Arr. 3, 19, 2. 4, 7, 3. 7, 4, 1. Хеn. Суr. 8, 6, 22. Апаb. 3, 5, 15. Он был очень древен, по Геродоту (1, 98), основан Дейоком, замечательна была в нем хорошо укрепленная крепость удивительной красоты (разукрашена золотыми и серебряными досками), которая возбуждала алчность Александра и Селевкидов.

ЭКВИРИИ

ЭКВИРИИ - Equiria, см. Mars, Марс, в статье 'Άρης, Арес.

ЭКВИТАС

ЭКВИТАС - Aequĭtas, богиня справедливости, римское олицетворение правоты, справедливости, изображалась в виде величавой девы, подобной Афине, с весами в правой руке и рогом изобилия в левой. В римском праве aequitas, чувство справедливости, и по закону получило известное значение и содействовало смягчению суровости строгого формального права, особенно со времени преторских эдиктов. см.: Cic. de or. 1, 56. Cic. Brut. 38. M. Voigt., die Lehre von ius. nat, aequiim et bonum und ius gent. стр. 24-63, 345-398. 529-541.

ЭКВЫ

ЭКВЫ - Aequi, может быть, слово, родственное по корню с именами Opici и Osci (у Ov. fast. 3, 93 также Aequiculi); земледельческий, но вместе с тем и воинственный народ, который, по Göttling'y (röm. Staatsverf. 20), составляя особый самостоятельный союз, принадлежал, вместе с латинами, вольсками, рутулами, герниками и авзонами, к пеласгическому племени опиков или осков, которые, живя на юг и запад от Рима, с большим успехом отстаивали свою свободу и самостоятельность. Э. жили по обеим сторонам реки Анио; главные города их были: Альба, Тибур, Пренесте, Карсеолы; в их же довольно обширной области находился mons Algidus. В союзе с вольсками они вели кровопролитные войны с Римом, пока в 389 г. до Р. X. Камилл навсегда не смирил их; а в самнитские войны они были покорены римлянами. Liv. 1, 2 слл. 9. 3, 25 et saep. Cic. r. р. 2, 20. Plin. 3, 12, 106 слл. Val. Max. 2, 7 et saep.

ЭКДЕМ

ЭКДЕМ - Ecdēmus, 'Έκδημος, и его друг Демофан, два знатных гражданина из Мегалополя, которые, будучи учениками академика Аркесилая, старались применить философию к практической жизни и к государству. Из Мегаполя они изгнали тирана Аристодема, из Сикиона вместе с Аратом Никокла, учредили затем устройство в Кирене и по возвращении своем посвятили себя воспитанию Филопэмена Plut. Philop. 1. Polib. 10, 25.

ЭКДИК

ЭКДИК - 'Έκδικος, государственный адвокат, который должен был блюсти интересы государства и выступал преимущественно в делах фиска как адвокат и обинитель во имя государства; называется также cognitor civitatis. Cic. ad. fam. 13, 56. Plin. ep. 10, 110.

ЭКЕТРА

ЭКЕТРА - Ecĕtra, Έχέτρα, укрепленный город вольсков, может быть, их главный город, на юго-запад от Ферентина, в войнах вольсков часто упоминается как важный пункт. Liv. 2, 25. 3, 4. 6, 31. Dion. Hal. 10. 647.

ЭКЕХЕРИЯ

ЭКЕХЕРИЯ - Έκεχειρία, называется божий мир, который был обещан всем путешествовавшим на какой-нибудь праздник, посещаемый и из-за границы, везде в Греции, где только совершение этого праздника было публично объявлено глашатаем. Такой свободный проезд давался преимущественно по случаю национальных игр и продолжался в течение месяца, который и считался поэтому священным (ίερομηνία, Иеромения). На это время прекращалась всякая общественная и частная вражда. Введение этого учреждения для Олимпии приписывалось Ифиту, почему и диск, на котором была вырезана формула этого мира, назывался ó Ίφίτου δίσκος. Paus. 5, 20, 1.

ЭККИКЛЕМА

ЭККИКЛЕМА - Έκκίκλημα, театральная машина, посредством которой открывалась задняя часть сцены и зрителям показывалась внутренность дворца или дома. Подробности ее устройства неизвестны и едва ли могут быть выяснены из тех немногих мест, где о ней упоминается. Многие думают, что это была небольшая деревянная сцена, выдвигавшаяся через большие двери в стене сцены и снова отодвигавшаяся назад, когда внутренность должна была быть невидима. Другие думают наоборот, что стена сцены раздвигалась и снова сдвигалась и что таким образом давался вид внутренности жилица. Этот взгляд основан главным образом на Verg. Georg. 3. 24. и Sen. ep. 88. Такие сцены с употреблением εκκίκλημα встречаются Aesch. Agam. 1372., ср. 1379. 1438. Soph. Ant. 1293. Ai. 334 сл. Еur. Med. 1314 Hippol. 869. Electr. 1187. Arist. Acharn. 408. Arist. Thesmoph. 96. От этой машины отличается εξώστρα (см. Эксостра).

ЭККЛЕСИАСТИКОН

ЭККЛЕСИАСТИКОН - Έκκλησιαστικόν, плата за участие в народном собрании, сначала в 1, позже в 3 обола, получавшаяся после каждого собрания (см. Έκκλησία, Экклесия, 2). Расходы, которые несло по этому поводу государство, простирались от 30 до 50 талантов ежегодно. Arist. Eccl. 284. 303. 315. 404.

ЭККЛЕСИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭККЛЕТОС ПОЛИС

ЭККЛЕТОС ПОЛИС - 'Έκκλητος πόλις, называются договоры между двумя государствами относительно порядка, который они обязаны соблюдать при судебных делах касательно подданных того и другого государства; происшедшие отсюда процессы назывались δίκαι απo συμβόλων. Подробности о договорах такого рода, каковые, напр., афиняне заключали со многими государствами, неизвестны. Постановления этих договоров были, вероятно, весьма различны, т. к. они, естественно, были приноравливаемы к законам государств, которые заключали такие договоры. Общепринятым порядком было, что сторона, проигравшая дело в иностранном государстве, могла апеллировать (εκκαλει̃ν) к судам своего государства, а может быть, также и терявший дело у себя мог подавать апелляцию в иностранное государство. Город, которому подавалась апелляция, назывался тогда ε́κκλητος πόλις, а процесс - δίκη ε́κκλητος. В Афинах процессы такого рода разбирались перед фесмофетами. По объяснениям грамматиков, процессы подвластных союзников, которые, как известно, передавали ведение своих процессов в Афины, назывались также δ. απο συμβόλων, причем, однако, является сомнение, обозначались ли этим именем только процессы афинян с подвластными им союзниками, или также процессы союзников из различных государств, или же, наконец, процессы союзников одного и того же государства между собою. Относительно заключения подобных договоров афинянами со свободными государствами следует еще заметить, что договоры вступали в силу, лишь только афинская комиссия (δικαστήριον) под председательством тесмофетов утвердила их, причем государству, заключавшему этот договор, затем уже не разрешалось предлагать никаких изменений. Послы другого государства должны были поэтому иметь полномочия не только вести переговоры, но и прийти к каким-нибудь результатам и окончательно утвердить договор. Следует еще прибавить, что ε́κκλητος πόλις означает также государство, которое избрано двумя другими государствами как третейский судья.

ЭКЛОГА

ЭКЛОГА - Eclŏga, εκλογή, избранная часть сочинения, большею частью предназначенная для чтения, но также и избранные стихи из больших сборников. Грамматики называют так иногда послания и сатиры Горация; преимущественно выражение это употребляют говоря о буколических стихотворениях Вергилия, хотя сам поэт названия этого не давал, и с тех пор оно осталось за буколическими стихотворениями и идиллией.

ЭКЛОГИ

ЭКЛОГИ - Έκλογει̃ς, чрезвычайные комиссии или должностные лица в Афинах (также ζητηταί, επιγράφει̃ς, συλλογει̃ς) для взимания недоимочных платежей с отдельных лиц или с городов, плативших дань союзников. Обыкновенно союзники вносили дань в Афинах на Великих Дионисиях, причем 10 назначенных по жребию аподектов (см. Πρόσοδοι, Доходы государства, 13) принимали ее.

ЭКМАРТИРИЯ

ЭКМАРТИРИЯ - Έκμαρτυρία, см. Iudicium, Судопроизводство, 6.

ЭКНОМ

ЭКНОМ - Ecnomus, Έκνομος λόφος, гора на южном берегу Сицилии на правом берегу реки Южной Гимеры, н. Monte Sant Άngelo; получила свое имя (нечестивая, противозаконная), по сказанию, от агригентского тирана Фалариса, который здесь поставил своего медного быка, в котором жарились осужденные на смерть. Эта гора служила точкою опоры военным действиям Диона (357 до Р. X.). Plut. Dion. 26. В 257 г. М. Атилий Регул и М. Манлий Вулзон победили здесь карфагенский флот. Polib. 1, 25-29.

ЭКСАНГЕЛ

ЭКСАНГЕЛ - Έξάγγελος, в греческом театре назывался вестник, сообщавший о случившемся внутри дома, напр. об убийстве, как Soph. Ant. 1277 слл. Oed. Тук. 1223. 'Άγγελος, напротив того, являлся на сцену с улицы и предавал известие о том, что случилось вне дома или вдали.

ЭКСЕДРА

ЭКСЕДРА - Exedra, (exhedra), полукруглый, снабженный сиденьем ниш в портике гимназий; там обыкновенно беседовали; в частных домах - гостиная под сводом, обе стороны которой оканчивались полукругами, где находились скамейки. В жаркие дни сюда охотно приходили для полуденного отдыха, т. к. здесь было постоянно свежо. Еще более пользовались ею для беседования. Cic. de or. 3, 5. Cic. de n. d. 1, 6.

ЭКСЕКВИИ

ЭКСЕКВИИ - Exequiae, Funus, Похороны, II, 6.

ЭКСЕЛИГМА

ЭКСЕЛИГМА - Έξελιγμός.

В греческом войске гоплитов (фаланге) в первых рядах стояли лучшие воины; чем больше назад, тем они были слабее и имели назначение не столько сражаться, сколько усиливать натиском толчок фаланга. Поэтому в случае, когда неприятель нападал не спереди, но прямо сзади, необходимо было совершенно перестроить фронт. Быстрое исполнение подобной перестройки называлось Э. Греческие писатели различают это перемещение фронта по ротам (εξελιγμός κατα λόχους или κατα στίχους) и по шеренгам (κατα ζυγά). По способу исполнения различались экселигмы лаконский, македонский и персидский.

Предыдущая страница Следующая страница